ЗРК средней дальности

AMRAAM AIM-120

]]>]]>Ракета AIM-120 выполнена по нормальной аэродинамической схеме и состоит из трех отсеков: головного, боевой части (БЧ) и хвостового (см. ]]>схему]]>). Она имеет крестообразное крыло небольшой площади, обеспечивающее достаточно хорошую маневренность при невысоких скоростях полета, и крестообразные рули в хвостовой части. Корпус УР изготавливается из стали с окраской серого цвета, выдерживающей значительный кинетический нагрев.

В головном отсеке сосредоточена основная часть аппаратуры автономного наведения, которое осуществляется с помощью комбинированной системы — командно-инерциальной на начальном и среднем участках траектории полета и активной радиолокационной на конечном. Активная РГС работает в едином с БРЛС носителей частотном диапазоне X (3см). В АРГС используется генератор зондирующего сигнала с использованием лампы бегущей волны, имеющий выходную мощность 500Вт. Дальность захвата АРГС цели с ЭПР а = 3м2 составляет 16… 18км.

В состав оборудования командно-инерциальной системы входят бескарданная инерциальная платформа и приемник командной линии связи, расположенный в сопловом блоке хвостовой части УР. Вес платформы, в которой применены миниатюрные скоростные гироскопы, менее 1,4 кг. Высокопроизводительная микро-ЭВМ, работающая с тактовой частотой 30 МГц, является общей для командно-инерциальной и радиолокационной систем. Она выполняет все функции управления, командной связи, обработки сигналов радиолокационной аппаратуры и взрывателей, а также встроенного контроля при проверке работоспособности основных узлов и блоков аппаратуры. Введение такой микро-ЭВМ, позволило существенно увеличить количество параметров, используемых для расчета наиболее оптимальной траектории наведения в зависимости от взаимного расположения ракеты и цели в точке встречи, их скоростей и направлений полета. Например, на основе измеряемых дальности и угла линии визирования цели, а также скоростей их изменения микро-ЭВМ вычисляет ускорение цели, а при известном собственном ускорении, получаемом с помощью инерциальной платформы, она рассчитывает возможные ее маневры. Эта ЭВМ может выбирать такую траекторию наведения, при которой ракета настигнет цель под ракурсом, дающим наибольший эффект для поражения боевой частью.

Приемник командной линии связи используется в случае необходимости коррекции траектории полета УР на среднем участке. Активная радиолокационная аппаратура, обеспечивающая полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели, включает антенну с высокочастотными каскадами приемника и передатчик. Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 17В мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.

В отсеке БЧ находятся собственно боевая часть, неконтактный радиолокационный взрыватель, а также элементы предохранительно-исполнительного механизма и пиротехнической цепи. ]]>БЧ осколочного типа направленного действия]]>, при котором разлет готовых осколков производится в узком круговом или ограниченном секторе. Причем последнее возможно лишь при подлете ракеты к цели под строго определенным ракурсом. При прямом попадании УР в цель срабатывает контактный взрыватель. Двигательная установка представляет собой двухрежимный твердотопливный ракетный двигатель с высоким удельным импульсом, работающий на малодымном без окиси алюминия топливе весом 45 кг.

]]>]]>

Типовая траектория наведения УР (см. ]]>схему]]>) делится на три участка: командно-инерциальный, автономный инерциальный и активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. На истребителе F-18 станция AN/APG-65 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, десять наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании (на индикаторе в кабине самолета отображаются восемь из них). После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты, и затем вплоть до пуска используется общая для УР и самолета-носителя система координат, в которой осуществляются все расчеты, необходимые для перехвата. После пуска ракеты текущие координаты цели регистрируются лишь в бортовой аппаратуре самолета-носителя, и в случае, если она не маневрирует, наведение УР производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.

Когда цель совершает маневры производится коррекция ее координат, введенных в инерциальную аппаратуру ракеты перед пуском. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя с периодичностью сканирования диаграммы направленности антенны. Эти команды воспринимаются на борту УР приемником командной линии связи. Подобное командно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми УР AIM-120 при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета каждой ракеты до момента включения ее активной радиолокационной аппаратуры, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на УР, перешедшие в режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциальной аппаратуры до момента перехода на самонаведение. Приведенные выше способы наведения применяются лишь при отсутствии преднамеренных помех. Если цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.

Взаимодействие системы управления ракеты и бортовых систем носителя строится исходя из концепции ведения воздушного боя, в соответствии с которой самолет, пустивший ракету в условиях боя, не должен обеспечивать радиолокационное сопровождение цели в течение всего времени наведения ракеты. Как можно раньше он должен перевести ее в режим автономного инерциально-активного наведения и выйти из-под ответной атаки противника. С ракеты на носитель может поступать так называемая тактическая телеметрия о режимах работы систем ракеты, например о факте захвата цели АРГС.

AIM-120 могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты «Sidewinder». Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как УР «Sparrow» , так и AIM-120. Устройства обоих типов позволят производить подвеску семи УР на самолете F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и «Tornado-Р.2», четырех на «Fantom» F-4F.

Модификации:

В 1994 году начались поставки модификации AIM-120B, имеющей усовершенствованную систему наведения WGU-41/B с возможностью перепрограммирования через кабельные разъемы непосредственно в транспортном контейнере.

В 1996 году на вооружение поступила ракета AIM-120С, созданная в рамках 1-го этапа программы комплексной модернизации P3I (Pre-Planned Product Improvement, Phase 1). УР отличалась уменьшенным до 447мм размахом крыла и оперения. Это обеспечило возможность размещения шести (а не четырех, как в случае с AIM-120А и AIM-120В) ракет AMRAAM в грузоотсеке самолета F-22A Raptor, а также снизило аэродинамическое сопротивление (что, впрочем, было достигнуто за счет некоторого ухудшения маневренных характеристик УР). Ракета получила усовершенствованную систему наведения WGU-44/B, масса БЧ была уменьшена до 18 кг (при сохранении прежней эффективности).

В 1998 году созданна AGM-120C-4 БЧ с усовершенствованным взрывателем WDU-41B.

В 2000 году начались поставки вариантов AIM-120C-5 (предназначенного на экспорт) и AIM-120C-6 (ориентированного на использование в вооруженных силах США), созданных в рамках 2-го этапа модернизации (P3I-2). На ракетах было применено новое программное обеспечение, дающее РГСН лучшее разрешение, а также повышенную помехозащищенность. Другим важным усовершенствованием являлось внедрение более компактных приводов аэродинамических рулей, что позволило на 127 мм удлинить топливный заряд (и, в свою очередь, повысить дальность полета ракеты до 105 км).

В настоящее время ВВС более 30 стран мира имеют на вооружении ракеты типа AMRAAM. Они интегрированы в комплексы вооружения самолетов F-15, F-16, F/A-18, F-22, F-4F, JAS 39 «Грипен», JA 37 «Вигген», «Си Харриер», «Харриер»II+, «Торнадо» и ЕF2000 «Тайфун».

]]>]]>Поставки ракет AIM-120C-5 осуществляются как странам, уже располагающим УР AMRAAM более ранних модификаций (Канада и Швеция), так и новым покупателям – Польше, Чили (где ими комплектуются истребители F-16C), Венгрии и Чехии (для оснащения самолетов JAS 39С «Грипен»). ВВС Великобритании также заказали партию ракет AIM-120C-5 для оснащения истребителей EF2000 «Тайфун». Поставки УР должны быть выполнены в 2010-2013 гг., т.е. практически одновременно с началом поставок «европейских» ракет «Метеор», которыми будут оснащаться самолеты «Тайфун», начиная с серии Block 15.

В 2004 году была создана более совершенная модификация ракеты AMRAAM – AIM-120C-7 (P3I-3). Она получила новое программное обеспечение, еще больше повышающее разрешающую способность и помехозащищенность РГСН. Использование более современной и компактной элементной базы позволило в очередной раз увеличить длину двигательного отсека. Усовершенствованные РГСН и силовая установка обеспечивают увеличение дальности стрельбы модернизированной ракеты до 120км, что позволяет с большей эффективностью использовать ее в составе вооружения новых или модернизированных истребителей, оснащенных БРЛС с активными антенными фазированными решетками (АФАР).

В 2007 году были сняты с вооружения ВМС США последние палубные многоцелевые истребители Нортроп Грумман F-14D «Томкэт», вооруженные ракетами большой дальности AIM-54C «Феникс» (150 км). Двухместный самолет F/A-18F с ракетами AIM-120C-7 рассматривался в качестве замены этого комплекса.

Поставки ракет AIM-120C-7 ВВС США начались в 2006 году. Следует отметить, что стоимость новой УР значительно превысила стоимость ракеты AIM-120C-5 (0.4 млн. долл. за одно изделие). Дополнительные расходы потребовались и для модернизации программного обеспечения систем управления вооружением истребителей, которые переоснащаются AIM-120C-7.

К настоящему времени выпущено около 13000 ракет AIM-120 всех модификаций, значительная часть которых была поставлена на экспорт.

Очередной (P3I-4) модификацией ракеты AMRAAM является AIM-120C-8 (ранее известная как АIM-120D). В апреле 2006 года был выполнен ее первый пуск с борта истребителя 5-го поколения F-22A Raptor. Система наведения AIM-120C-8 дополнена приемником спутниковой навигационной системы GPS и двусторонней линией передачи данных. Однако основные усилия разработчиков сосредоточены на существенном увеличении дальности пуска новой УР. Она, по сравнению с AIM-120C-7, возросла примерно на 50%, достигнув 180 км.

AIM-120 AMRAAM — AIM-120 AMRAAM

AIM-120 AMRAAM

AIM-120 AMRAAM установлен на Wingtip пускового с F-16 Fighting Falcon

Тип

Средней дальности, активный радар самонаведения ракета воздух-воздух

Место происхождения

Соединенные Штаты

История службы

В сервисе

Сентябрь 1991 — настоящее время

Использован

См операторы

история добычи

производитель

• Хьюз : 1991-97
• Raytheon : 1997-настоящее время

Себестоимость единицы продукции

• $ 3250000 (FY2018) для 120D

Варианты

AIM-120A, AIM-120B, AIM-120C, AIM-120C-4/5/6/7, AIM-120D

Характеристики

масса

335 фунтов (152 кг)

длина

12 футов (3,7 м)

Диаметр

7 в (180 мм)

боеголовка

Высокая взрывчатая доменная фрагментация

• AIM-120A / B: WDU-33 / B, 50 фунтов (22,7 кг )

• AIM-120C-5: WDU-41 / B, 40 фунтов (18,1 кг)

Детонация
механизм

Активная радиолокационная станция обнаружения целевого устройства (TDD)
Quadrant обнаружения целевого устройства (QTDD) в AIM-120C-6 — много 13+.

двигатель

Ракета на твердом топливе двигатель

размах крыла

20.7 в (530 мм) AIM-120A / B

Оперативный
диапазон

• AIM-120A / B: 55-75 км ( 30-40 NMI )

• AIM-120C-5: > 105 км ( > 57 NMI )

• AIM-120D (С-8): > 160 км ( > 86 NMI )

скорость

4 Маха (4900 км / ч; 3045 миль / ч)

Наведение
система

инерциального наведения , терминал активного радиолокационного самонаведения

Запуск
платформы

Самолет:

  • F Боинг / A-18E / F Супер Хорнет
  • Eurofighter Typhoon
  • Динамика F General-16 Fighting Falcon
  • Lockheed Martin F-22 Raptor
  • Martin F Lockheed-35 Lightning II
  • McDonnell Douglas AV-8B Harrier II +
  • McDonnell Douglas F-15 Eagle
  • Douglas F McDonnell-15E Strike Eagle
  • McDonnell Douglas F / A-18 Хорнет
  • Нортроп F-5 S / T
  • Panavia Tornado ADV
  • Sea Harrier FA2
  • JAS 39 Saab Gripen

Поверхностный запускаемых:

  • NASAMS и другие

AIM-120 Advanced Medium-Range Air-воздух ракеты , или AMRAAM (произносится amm- RAM ), представляет собой современный американский вне-визуальной дальности ракет класса » воздух-воздух » (BVRAAM) способен всепогодного день и -Работа операции. Разработанный с 7-дюймовым (180 мм) диаметр формами-и подгонкой коэффициентом, и с применением активной передачи-приемом радиолокационного руководства вместо того , чтобы полуактивный только на приеме радара руководства, он имеет преимущество, что огнь и забыть оружие , когда по сравнению с предыдущим поколением Sparrow ракет. Когда ракета AMRAAM запущена, НАТО пилоты используют код краткости Fox Three .

AMRAAM является самым популярной ракетой в мире вне-визуального диапазон, и более 14 000 были произведены для ВВС США , в ВМС Соединенных Штатов , и 33 международных клиентов. AMRAAM был использован в нескольких сражениях и приписывают десять воздух-воздух убивает.

Зенитный ракетный комплекс ПВО средней дальности С-350 50Р6А «Витязь»

Зенитный ракетный комплекс ПВО средней дальности С-350 50Р6А «Витязь» разработан в ГСКБ концерн ПВО «Алмаз-Антей». Разработка ЗРК «Витязь» начата в 2007 г. с планами принятия на вооружение в 2012 г. Главный конструктор комплекса — Илья Исаков.

Минобороны России планирует закупить по не менее 38 Витязей до 2020 года. Для реализации этого плана в России строится 2 новых завода в Кирове и Нижнем Новгороде, ориентированных на серийный выпуск ракетных систем и радиолокационных средств следующих поколений.

Предварительные проработки комплекса на смену ЗРК С-300 начаты НПО «Алмаз» 1991-1993 г.г. Первые упоминания о проекте ЗРК «Витязь» относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КамАЗ. Позже модели показаны и на МАКС-2001. Комплекс предназначен для замены ЗРК С-300П / С-300ПМ.

Россия нацелена на создание многоуровневой сетки, покрывающей воздушно-космическое пространство страны, которая защитит от различных угроз, начиная с дронов и заканчивая пилотируемыми самолетами, крылатыми и баллистическими ракетами. Система 50Р6А «Витязь» войдет в состав воздушно-космической обороны с некоторым ограничением тактических противоракетных возможностей. С-350 «Витязь» – это высокомобильный комплекс, он меньше, чем С-400, но использует ту же ракету 9M96E2


Постер ЗРК С-350 50Р6А «Витязь»

В состав воздушно-космической обороны также войдут С-500, С-400, С-300Е и комплекс малого радиуса действия «Панцирь».

При создании ЗРК использованы наработки по экспортному проекту ЗРК KM-SAM, спроектированному ГСКБ «Алмаз-Антей» для Южной Кореи. Работы по созданию нового комплекса сдвинулись с мертвой точки, после того как «Алмаз-Антей» выиграл международный тендер у французов и американцев на создание комплекса ПВО для Южной Кореи. Финансирование опытно-конструкторских работ производилось заказчиком, что и позволило не закрывать проект. В то время многие предприятия оборонного комплекса выживали лишь за счет экспортных заказов. Корейская программа позволила не только продолжать работы по созданию комплекса, но и получить бесценный доступ к новейшим технологиям, так как Южная Корея не ограничивала работников российского КБ в доступе к импортной элементной базе, помогая осваивать работу с ней.


ЗРК KM-SAM

Вероятно, первый прототип ЗРК «Витязь» 50Р6А был впервые публично продемонстрирован на Обуховском заводе (г.Санкт-Петербург) 19 июня 2013 г., что сняло с него завесу секретности. Серийное производство комплекса будет осуществляться в Северо-Западном региональном центре Концерна ПВО «Алмаз-Антей», в частности на Государственном Обуховском заводе и Заводе радиотехнического оборудования.

Новый ЗРК «Витязь» представляет из себя самоходную пусковую установку, работающую совместно с всеракурсным неподвижным радаром с электронным сканированием пространства и командным пунктом на базе шасси

Зенитная ракетная система С-350 предназначена для обороны административных, промышленных и военных объектов от массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения. Она способна одновременно отражать удары различных СВН вкруговую во всем диапазоне высот их полета — от предельно малых до больших. С-350 может работать автономно, а также в составе группировок ПВО при управлении от вышестоящих КП. Боевая работа системы ведется полностью автоматически — боевой расчет обеспечивает только подготовку к работе и контролирует ход боевых действий.

Комплекс состоит из трех модулей:

Специальное колесное шасси БАЗ-69092-012

Все модули зенитной ракетной системы С-350 «Витязь» устанавливаются на специальное колесное шасси БАЗ-69092-012.

Тактико-технические характеристики:

  • Двигатель — дизель мощностью 470 л.с.
  • Масса снаряженная — 15800 кг
  • Масса полезной нагрузки — 14200 кг
  • Масса установки полная — до 30000 кг
  • Максимальный подъем — 30 град
  • Глубина брода — 1.7 м


Схема специального колесного шасси БАЗ-69092-012



Специальное колесное шасси БАЗ-69092-012



Специальное колесное шасси БАЗ-69092-012

Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»


Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 «Витязь»

Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»


Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 «Витязь»

Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»


Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»



Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 «Витязь»

Ракетное вооружение зенитного ракетного комплекса С-350 50Р6А «Витязь»

ЗРК «Витязь» могут использоваться два типа ракет:

  • 9М100 — малой дальности;
  • 9М96 — средней дальности.

ЗУР разработаны МКБ «Факел» имени П. Д. Грушина Серийное производство налажено в ММЗ «Авангард» (головной завод).


Зенитная управляемая ракета 9М96

МКБ «Факел» с середины 1990-х годов разрабатывает зенитные управляемые ракеты нового поколения. За счет реализации новых идей, прежде всего — применения двигательной установки поперечной коррекции, отечественные ЗУР превосходят зарубежные. Прорабатывается применение новых ракет «Факела» на кораблях, в комплексе ПВО Сухопутных войск и даже как ракеты «воздух-воздух».

Зенитные управляемые ракеты нового поколения 9М96Е и 9М96Е2 вобрали в себя все лучшее из созданного на сегодняшний день в ракетостроении, представляя собой сплав высочайшего уровня научных исследований, нетрадиционных проектных и конструкторских решений с использованием современных технологий и достижений материаловедения. Эти ракеты обеспечивают эффективное поражение как современных, так и перспективных средств воздушного нападения в широком диапазоне их боевого применения. Ракеты нового поколения (ЗУР 9М96Е и 9М96Е2 средней дальности) отличаются друг от друга двигательными установками, максимальной дальностью полета, досягаемостью по высоте и массогабаритными характеристиками.

За счёт реализации в них новых идей и применения двигательной установки поперечной коррекции они по ряду показателей превосходят французскую ЗУР «Астер». Ракеты 9М96Е и 9М96Е2 — одноступенчатые твердотопливные, полностью унифицированы по составу бортового оборудования, боевому снаряжению, конструкции и отличаются только размерами двигательных установок, что обеспечивает их различные характеристики. Высокие характеристики ракет достигнуты благодаря оптимальному сочетанию инерциально-командного наведения и самонаведения с режимом «сверхманевренности» ракеты в зоне встречи с целью. Ракеты оснащены «интеллектуальной» боевой частью, что обеспечивает высокую эффективность поражения всех видов аэродинамических и баллистических средств воздушного нападения.

Для ракет используется «холодный» вертикальный старт -перед запуском маршевого двигателя они выбрасываются из контейнера на высоту более 30 метров и в процессе подъема на эту высоту разворачиваются в сторону цели с помощью газодинамической системы. Благодаря этому значительно сокращается минимальная дальность перехвата. Газодинамическая система также обеспечивает ракете режим сверхманёвренности и способна за 0,025 с увеличить перегрузку ракеты на 20g. Ракета 9М96Е2 оптимизирована для борьбы с ВТО, КР и БР, оснащена БЧ массой 24 кг и малогабаритной аппаратурой, в 4 раза легче ЗУР 48Н6 и по своим основным характеристикам практически не уступает последней. Вместо стандартного ТПК с одной ракетой 48Н6 на пусковой установке может размещаться пакет из 4 ТПК с ЗУР 9М96Е2. Наведение этих типов ракет на цель на начальном и среднем участках траектории полета осуществляется инерциальной системой управления с радиокоррекцией и активной радиолокационной ГСН на конечном участке полета. Комбинированная система управления обеспечивает высокую точность наведения, уменьшает зависимость полета ЗУР от внешних факторов и способствует увеличению каналов ЗРС по цели и ракете. Использование активных ГСН не требует от РЛС сопровождения и подсветки цели на участке самонаведения и расширяет возможности локатора по числу сопровождаемых целей.

Предусмотрена возможность применения перспективных активно-полуактивных ГСН, способных самостоятельно осуществлять поиск цели по угловым координатам.

Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

Она не просто разрушает воздушные цели, но и подрывает их боевую часть.

Новыми ЗУР должны быть вооружены последние модификации ЗРК С-300ПМ-2, система С-400, перспективные комплексы ПВО ВВС и ВМФ, а также на базе этих ракет разрабатываются ракеты класса «воздух-воздух» для вооружения самолетов Су-35 и МиГ-31. Зенитным ракетам присвоен индекс 9М96 и 9М96М (для экспорта 9М96Е и 9М96Е2). Первоначально эти ракеты предполагалось включить в состав корабельных ЗРК «Риф-М», в настоящее время они составляют основу комплекса «Редут» и «Редут-М».

Модификации:

  • 9М96 (9М96Д, 9М96М) – зенитные ракеты для ПВО и ВМФ;
  • 9М96Е — экспортное исполнение ЗУР 9М96;
  • 9М96Е2 — экспортное исполнение ЗУР 9М96 с увеличенной дальностью;

Тактико-технические характеристики зенитных управляемых ракет зенитной ракетной системы С-350 «Витязь»

Характеристика 9М100 9М96 / 9М96М 9М96Е2
Аэродинамическая схема Несущий корпус с решетчатыми аэродинамическими рулями «Утка» с вращающимся блоком крыльев «Утка» с вращающимся блоком крыльев
Двигатели РДТТ с управляемым вектором тяги РДТТ РДТТ
Система управления и наведение инерциальная система управления и ИК ГСН, на среднем участке траектории — инерциальное наведение с радиокоррекцией по данным наземной РЛС инерциальная система управления с радиокоррекцией и активной радиолокационной ГСН инерциальная система управления с радиокоррекцией и активной радиолокационной ГСН
Способ управления управляемый вектор тяги двигателя + аэродинамические решетчатые рули аэродинамическое управление + газодинамическое аэродинамическое управление + газодинамическое с использованием двигательной установки с несколькими микро-РДТТ, создающими поперечные управляющие моменты тяги
Длина 2.5 м 4.75 м 5.65 м
Диаметр 125 мм 240 мм 240 мм
Размах крыла 480 мм
Масса 70 кг 333 кг 420 кг
Масса БЧ 26 кг 24 / 26 кг
Дальность действия 10-15 км 1 — 40 км 120 км (по аэродинамическим целям)

30 км (по баллистическим целям)

Скорость максимальная 900 м/с 900-1000 м/с
Высота поражения 5 — 20000 м 5 — 30000 м
Поперечная перегрузка 60 ед (у земли)

20 ед (на высоте 30000 м)

Тип БЧ взрыватели — контактный и дистанционный осколочно-фугасная

взрыватели — контактный и дистанционный радиолокационный

осколочно-фугасная

взрыватели — контактный и дистанционный радиолокационный/td>

Основные тактико-технические характеристики ЗРК С-350 50Р6А «Витязь»

  • Максимальное количество одновременно обстреливаемых целей:
    • — аэродинамических — 16
    • — баллистических — 12
  • Максимальное количество одновременно наводимых ракет — 32
  • Зона поражения аэродинамических целей:
    • — по дальности — 1500…60000 м
    • — по высоте — 10…30000 м
  • Зона поражения баллистических целей:
    • — по дальности — 1500…30000 м
    • — по высоте — 2000…25000 м
  • Время приведения средств в боевую готовность с марша — 5 мин

bmpd

Оригинал взят у коллеги oleggranovsky в Армия США закупает 144 системы ПВО MSHORAD с РЛС компании «Рада»
После снятия с вооружения ЗРК малой дальности «Чапарэль» (ракеты MIM-72) в 1997 г. и средней дальности «Хок» (ракеты MIM-23) в 2002 г. единственными сухопутными средствами ПВО ВС США (регулярная Армия, Национальная Гвардия и Корпус морской пехоты, КМП) остались ЗРК большой дальности «Пэтриот» и ПЗРК «Стингер» (есть несколько исключений, см. приложение; я также не рассматриваю средства ПРО, такие как THAAD или закупаемые 2 батареи «Железного купола»).

Таким образом, единственным средством ближнего действия были «Стингер» (ракеты FIM-92, дальность 4,750 м для ранних моделей, до 8,000 м для FIM-92E). Причём использовали их с различных платформ (и даже в варианте «воздух-воздух» для вооружения вертолётов, здесь не рассматривается):

  • Собственно ПЗРК «Стингер» (MANPADS, Man-portable air-defense system).
  • ЗРК малой дальности «Авенджер» (AN/TWQ-1 Avenger) – гиростабилизированная платформа с 2 контейнерами по 4 ракеты в каждом и др. оборудованием на базе джипа M998 HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle, он же Humvee или Hummer), данный вариант джипа называется M1097 Avenger.
  • Вариант ПВО БМП М2 Bradley, т.н. M6 Linebacker – М2А2, где ПТРК TOW был заменён на контейнер с 4 ЗУР. Поступили на вооружение в 1997 г., всего в этот вариант были переоборудованы 99 БМП. Но уже в 2005-2006 гг. с вооружения сняты, точнее возвращены назад в конфигурацию обычных БМП.
  • Универсальные ПУ MML (Multi-Mission Launcher), на испытаниях с 2016 г.

Например, на 2013 г. на вооружении находилось примерно 700 ПУ ЗРК «Авенджер», около 480 ПУ ЗРК «Пэтриот», а также 1 ЗРК NASAMS.
Сейчас Армия США намеревается закупить 144 новых ЗРК малой дальности MSHORAD (Mobile Short-Range Air Defense или MSL – Mobile SHORAD Launcher) с использованием всё той же «Стингер», на этот раз на базе колёсного БТР (8х8) «Страйкер» (Stryker). По плану закупки намечены на 2020-2024 гг., причём первые 36 (2 батальона) уже до конца 2020 г. По другим данным 36 – это штат одного батальона, т.е. все 144 ЗРК поступят на вооружение 4 батальонов. Прототип был представлен ещё в августе 2017 г. компаниями-разработчиками (Boeing и General Dynamics), но по-видимому с тех пор он значительно изменился.
Как видно на картинке, кроме контейнера с 4 ЗУР «Стингер», вооружение новой машины будет включать ПТРК с 2 ракетами «Хелфаер» (AGM-114 Hellfire), 30-мм пушку M230LF (вариант M230 Chain Gun, использующейся на вертолёте AH-64 «Апачи») и спаренный с ней 7.62-мм пулемёт. Возможна замена «Стингер» на AIM-9X «Сайдвиндер».
РЛС, планирующаяся к использованию на этой машине, – MHR (Multi-Mission Hemispheric Radar) израильской компании «Рада». На каждой машине будет устанавливаться 4 таких РЛС, т.е. всего 576, не считая запасных и учебных. Конечно, основная масса будет выпущена в США («Рада» создала там свой филиал), но возможно какая-то часть или выпуск комплектующих будет происходить в Израиле.
Приложение: другие ЗРК США малой и средней дальности.
«Роланд» – франко-германский ЗРК малой дальности (до 8 км). США заказали эту систему в 1975 г., в 1979 г. было одобрено производство ракеты в США (MIM-115 Roland), однако уже в 1981 г. было решено прекратить программу. Всего до 1985 г. в США было выпущено около 600 ЗУР, закуплено 27 ЗРК. Планировалось размещать их на шасси САУ М109, однако в конечном итоге ограничились стационарной версией, использовалась для обороны американских баз в ФРГ. Был создан 1 батальон этих ЗРК, расформирован в сентябре 1988 г.
ADATS (Air-Defense Anti-Tank System) – универсальная зенитная и противотанковая система малой дальности (до 10 км) швейцарской разработки. В 1988 г. поступила на вооружение ВС Канады (на базе БТР М113А2). США проявили интерес к системе в 1985 г., рассматривая её как замену «Чапарэль», планировалось разместить комплекс на базу БМП М2 Bradley. США успели заказать в 1987 г. 8 систем для испытаний, получены в 1989-1990 гг. Ракета получила в США обозначение MIM-146 ADATS. Было заказано 562 ракеты, затем это количество снижено до 378. В 1992 г. программа (FAADS-LOS-FH) была свёрнута.

«Рапира» (Rapier) – английский ЗРК малой дальности (до 8.2 км). США никогда не покупали его, но в 1981 г. финансировали закупку 32 ЗРК (поставлены в 1983-1985 гг.) для ВС Великобритании, а те использовали их для обороны американских баз ВВС на своей территории. В 1985 г. США финансировали закупку 14 ЗРК и 600 ракет для ВВС Турции (поставлены в 1987-1989 гг.), соответственно для обороны баз ВВС США в Турции.
AIM-120 AMRAAM – американская ракета «воздух-воздух» средней дальности. В варианте наземного пуска ракету следовало бы обозначить MIM-120, но данное обозначение не использовалось, ракету называли SLAMRAAM или SL-AMRAAM(Surface Launched AMRAAM, дальность примерно 35 км для AIM-120А). С 1995 г. Армия США испытывало эту ракету в варианте ЗУР с модифицированной ПУ ЗРК «Хок», затем с джипа M998 HMMWV (т.н. HUMRAAM – Hummer-AMRAAM). Вариант HUMRAAM для КМП получил обозначение CLAWS (Complimentary Low-Altitude Weapon System), его рассматривали как замену «Хок» и разрабатывали с 2001 г., но в 2006 г. программа была отменена. А в 2011 г. Армия прекратило и программу испытаний SLAMRAAM.
NASAMS (Norwegian Advanced Surface to Air Missile System) – ЗРК средней дальности (40 км) американо-норвежской разработки (1989-1993 гг.) для замены «Хок». Использует ракеты AIM-120 в ТПК и американскую РЛС MPQ-64 Sentinel. Поставлялся Норвегии (с 1994 г.) и на экспорт. Достиг первичной боеготовности в 1995 г. и полной – в 1998 г. В 2004 г. США заказали 1 такой комплекс, сохранив аббревиатуру NASAMS, но изменив её расшифровку на National Advanced Surface to Air Missile System. В 2005 г. ПУ этого комплекса были развёрнуты вокруг столицы США, Вашингтона.
Ссылки:

  1. Армия США хочет закупить 144 новейших системы ПВО на базе БТР Stryker, israeldefense, 17.02.19.
  2. Армия США хочет сотни систем MSHORAD. «Рада» поставит РЛС. Israeldefense, 26.02.19.
  3. Противовоздушная оборона США, topwar.ru, 29.07.13.
  4. Directory of U.S. Military Rockets and Missiles, designation-systems.net.
  5. Category:Surface-to-air missiles of the United States, Википедия.
  6. БД SIPRI.

Tags: ЗРК, Израиль, ПВО, РЛС, США, военно-техническое сотрудничество, наземная техника

Замена AMRAAM: даст ли новая ракета полное превосходство ВВС США

«Вижу в небе белую черту…»

Революции в тактике воздушного боя не случаются одномоментно: это очень долгий и сложный процесс. Яркий пример — использование американцами во время войны во Вьетнаме новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-7 Sparrow с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. Военные США хотели с ее помощью получить окончательное господство в воздухе: не вышло. В годы войны во Вьетнаме только десять процентов AIM-7 попадали в цель. Де-факто вплоть до 90-х основным оружием ВВС США оставалась AIM-9 Sidewinder с инфракрасной головкой самонаведения и смешной по современным меркам дальностью — примерно 10-15 километров в хороших условиях при пуске по цели типа «истребитель». Именно Sidewinder сбил больше всего иракских самолетов во время войны в Персидском заливе в начале 90-х: двенадцать «Миражей», «МиГов» и «Сушек».

Но прогресс не стоит на месте, тем более что AIM-120 AMRAAM в той войне почти не применяли, хотя его уже успели принять на вооружение. Потенциал изделия был понятен всем: ракета с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая на конечном участке полета работала по принципу «выстрелил и забыл», не требуя радиолокационной «подсветки» с носителя на протяжении всего периода полета, обещала многое. В случае войны советские МиГ-29 или Су-27, не имевшие такого оружия, могли бы столкнуться с очень большими трудностями.

К счастью, до глобальной войны дело не дошло, что, впрочем, не помещало AMRAAM-у проявить себя в ряде других конфликтов. 27 февраля 2019 года ракетой AIM-120C пакистанский истребитель F-16 сбил МиГ-21, а 18 июня 2017 года запущенная американским самолетом F/A-18 ракета этого типа сбила сирийский Су-22. Согласно данным из открытых источников, за время войны в Югославии AIM-120 сбили шесть МиГ-29, а самой первой победой AIM-120 считают сбитый в 1992 году иракский МиГ-25.

«Томми» против всех

Много это или мало? Все относительно: с учетом относительно низкой интенсивности воздушных боев и, следовательно, невысокого числа запущенных ракет можно говорить о почти фантастической по меркам холодной войны эффективности. Sparrow 60-х на это был неспособен априори. Останавливаться на достигнутом США не пожелали, и новейшая версия AIM-120 получила максимальную дальность пуска, составляющую по оценкам до 200 километров. Но это лишь формальности. По сути, при пуске на такую дальность ракета потеряет энергию задолго до поражения цели, особенно — если цель будет маневрировать. Таким образом, на руках у американцев по-прежнему была хорошая ракета, но с эффективной дальностью пуска примерно 30-40 километров.
Масла в огонь подлили как ни странно европейцы. Их новая ракета класса «воздух-воздух» MBDA Meteor формально имеет не столь уж большую максимальную дальность пуска: от 100 до 150 километров. Однако за счет прямоточного воздушно-реактивного двигателя, позволяющего поддерживать высочайшую скорость на протяжении всего полета, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon и даже маленький Gripen получили потенциально весомый козырь. Особенно, против таких же машин — то есть, истребителей поколения 4 + (++). Не имеющих MBDA Meteor.
Потом у американцев появилась новая головная боль, теперь уже в лице прямых геополитических оппонентов — России и Китая. Ответом стал Peregrine или по-русски «Сапсан», о разработке которого американская компания Raytheon объявила в сентябре. Согласно проекту, длина новой авиационной ракеты Peregrine составит 1,8 метра, а масса — около 22,7 килограмма. Подробности о дальности полета ракеты и массе ее боевой части разработчики не раскрывают, однако концепцию изделия можно понять и так: больше ракет — больше пораженных целей.
Для понимания: длина относительно маленькой Sidewinder составляет почти три метра, а длина AIM-120 — почти 3,7. Это означает, что новая ракета будет примерно вдвое меньше, чем AMRAAM и, следовательно, истребитель в теории сможет нести вдвое больше ракет и уничтожить двое больше целей. При этом ее дальность может быть сравнимой с дальностью AMRAAM, а маневренность сопоставима с показателями Sidewinder. «Это будет за пределами средней дальности», — заявил представитель Raytheon Advanced Missile Systems Марк Нойес.
«Peregrine позволит пилотам истребителей США и союзных войск иметь в бою больше ракет, чтобы сохранить господство в воздухе. С его усовершенствованными сенсорными системами, навигационным оборудованием и двигателем, укомплектованными в гораздо меньший планер, чем нынешнее вооружение этого класса, Peregrine представляет собой значительный рывок вперед в разработке ракет класса «воздух-воздух»»‎, — сказал Нойес.
Сейчас это кажется шуткой, но не стоит забывать, что AMRAAM — довольно старая ракета, а технологии за прошедшие с момента его разработки десятилетия на месте не стояли. Если допустить возможность реализации концепции кинетического перехвата, подразумевающего поражение цели прямым попаданием, то ракете совсем необязательно нести боевую часть. Этот подход, несомненно, даст инженерам больше пространства для «творчества».
По словам Марка Нойеса, ракета получит многорежимную головку самонаведения, высокоэффективный двигатель, облегченный планер и высокопроизводительную модульную систему управления. Издание The Drive в своем материале «Is Raytheon’s Pint-Sized Peregrine The Air-To-Air Missile The Pentagon Has Been Waiting For?» пишет о возможности применения радиолокационной головки самонаведения, инфракрасной коррекции и режима наведения на источник излучения. То есть, речь может идти об условном аналоге режима, примененного на забытой Р-27П/ЭП — ракете с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.
В самой Raytheon не стали комментировать эти детали. Однако по данным Flight Global, высочайшая маневренность Peregrine основана на технологиях для ракеты ближнего радиуса AIM-9X.
Важно то, что разработка Raytheon — не первая попытка американцев создать маленькую универсальную ракету средней дальности. Ранее Lockheed Martin представила свое изделие Cuda, вернее — всего лишь концепт. Ракета должна была действовать по принципу кинетического перехвата. Во внутренние отсеки F-35, если верить презентации, можно поместить до двенадцати таких ракет. Впрочем, про Cuda мы уже давно ничего не слышали. И не факт, что услышим когда-нибудь.
Ну а судьба Peregrine во многом зависит от того, готовы ли американские власти тратить на оборону еще больше денег. Ведь принятие на вооружение принципиально новой ракеты потребует переучивания летчиков, внедрения новой инфраструктуры и, конечно, массовых закупок самих ракет. Пока что у флота, ВВС и Корпуса морской пехоты и так хватает проблем с новинками: достаточно посмотреть на трудности (совершенно прогнозируемые) со всеми тремя версиями F-35. Все это, конечно, не прибавляет шансов на реализацию нового проекта.