Змей в русских былинах

Добрыня и Змей — русская народная былина

Былина Добрыня и Змей читать:

Добрынюшке-то матушка говаривала,
Да и Никитичу-то матушка наказывала:
— Ты не езди-ка далече во чисто поле,
На тую гору да сорочинскую,
Не топчи-ка младыих змеенышей,
Ты не выручай-ка полонов да русскиих,
Не купайся, Добрыня во Пучай-реке,
Та Пучай-река очень свирепая,
А середняя-то струйка как огонь сечет!

А Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле,
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
А й повыручил он полонов да русскиих.

Богатырско его сердце распотелося,
Распотелось сердце, нажаделося —
Он приправил своего добра коня,
Он добра коня да ко Пучай-реке,
Он слезал, Добрыня, со добра коня,
Да снимал Добрыня платье цветное,
Да забрел за струечку за первую,
Да он забрел за струечку за среднюю
И сам говорил да таковы слова:
— Мне, Добрынюшке матушка говаривала,
Мне, Никитичу, маменька и наказывала:
Что не езди-ка далече во чисто поле,
На тую гору па сорочинскую,
Не топчи-ка младыих змеенышей,
А не выручай полонов да русскиих,
И не купайся, Добрыня, во Пучай-реке,
Но Пучай-река очень свирепая,
А середняя-то струйка как огонь сечет!
А Пучай-река — она кротка-смирна,
Она будто лужа-то дождевая!

Не успел Добрыня словца смолвити —
Ветра нет, да тучу нанесло,
Тучи нет, да будто дождь дождит,
А й дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния —
А как летит Змеище Горынище
О тыех двенадцати о хоботах.
А Добрыня той Змеи не приужахнется.
Говорит Змея ему проклятая:
— Ты теперича, Добрыня, во моих руках!
Захочу — тебя, Добрыня, теперь потоплю,
Захочу — тебя, Добрыня, теперь съем-сожру,
Захочу — тебя, Добрыня, в хобота возьму,
В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!

Припадает Змея как ко быстрой реке,
А Добрынюшка-то плавать он горазд ведь был:
Он нырнет на бережок на тамошний,
Он нырнет на бережок на здешниий.

А нет у Добрынюшки добра коня,
Да нет у Добрыни платьев цветныих —
Только-то лежит один пухов колпак,
Да насыпан тот колпак да земли греческой,
По весу тот колпак да в целых три пуда.
Как ухватил он колпак да земли греческой*,
Он шибнет во Змею да во проклятую —
Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов.
Тут упала-то Змея да во ковыль-траву,
Добрынюшка на ножку он был поверток,
Он скочил на змеиные да груди белые.
На кресте-то у Добрыни был булатный нож —
Он ведь хочет распластать ей груди белые.

А Змея Добрыне ему взмолилася:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.

Он повыпустил Змею как с-под колен своих —
Поднялась Змея да вверх под облако.
Случилось ей лететь да мимо Киев-града.
Увидала она Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну,
Идучи по улице по широкоей.
Тут припадает Змея да ко сырой земле,
Захватила она Князеву племянницу,
Унесла в нору да во глубокую.

Тогда солнышко Владимир стольно-киевский
А он по три дня да тут былиц кликал**,
А былиц кликал да славных рыцарей:
— Кто бы мог съездить далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Сходить в нору да во глубокую,
А достать мою, князеву, племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну?

Говорил Алешенька Левонтьевич:
— Ах ты, солнышко Владимир стольно-киевский
Ты накинь-ка эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича
У него ведь со Змеею заповедь положена,
Что ей не летать да на святую Русь,
А ему не ездить далече во чисто поле,
Не топтать-то младыих змеёнышей
Да не выручать полонов да русскиих.
Так возьмет он Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну,
Без бою, без драки-кроволития. —

Тут солнышко Владимир стольно-киевский
Как накинул эту службу да великую
На того Добрыню на Никитича —
Ему съездить далече во чисто поле
И достать ему Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну.

Он пошел домой, Добрыня, закручинился,
Закручинился Добрыня, запечалился.
Встречает государыня да родна матушка,
Та честна вдова Офимья Александровна:
— Ты эй, рожено мое дитятко,
Молодой Добрыня сын Никитинец!
Ты что с пиру идешь не весел-де?
Знать, что место было ти не по чину,
Знать, чарой на пиру тебя приобнесли
Аль дурак над тобою насмеялся-де?

Говорил Добрыня сын Никитинец:
— Ты эй, государыня да родна матушка,
Ты честна вдова Офимья Александровна!
Место было мне-ка по чину,
Чарой на пиру меня не обнесли,
Да дурак-то надо мной не насмеялся ведь,
А накинул службу да великую
А то солнышко Владимир стольно-киевский,
Что съездить далече во чисто поле,
На тую гору да на высокую,
Мне сходить в нору да во глубокую,
Мне достать-то Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну.

Говорит Добрыне родна матушка,
Честна вдова Офимья Александровна:
— Ложись-ка спать да рано с вечера,
Так утро будет очень мудрое —
Мудренее утро будет оно вечера.

Он вставал по утрушку ранёшенько,
Умывается да он белёшенько,
Снаряжается он хорошохонько.
Да йдет на конюшню на стоялую,
А берет в руки узду он да тесьмяную,
А берет он дедушкова да ведь добра коня
Он поил Бурка питьем медвяныим,
Он кормил пшеной да белояровой,
Он седлал Бурка в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на спинушку,
Он на потнички да кладет войлочки,
Клал на войлочки черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
Он тринадцатый-то клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил,
Добра молодца в чистом поле не вырутил.
Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,
Пряжки у седла да красна золота —
Тот да шелк не рвется, да булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец-то на коне сидит да сам не стареет.

Поезжал Добрыня сын Никитинец,
На прощанье ему матушка да плетку подала,
Сама говорила таковы слова:
— Как будешь далече во чистом поле,
На тыи горы да на высокия,
Потопчешь младыих змеенышей,
Повыручишь полонов да русскиих,
Как тыи-то младые змееныши
Подточат у Бурка как они щеточки,
Что не сможет больше Бурушко поскакивать,
А змеенышей от ног да он отряхивать,
Ты возьми-ка эту плеточку шелковую,
А ты бей Бурка да промежу ноги,
Промежу ноги да промежу уши,
Промежу ноги да межу задние,-
Станет твой Бурушко поскакивать,
А змеенышей от ног да он отряхивать —
Ты притопчешь всех да до единого.

Как будет он далече во чистом поле,
На тыи горы да на высокия,
Потоптал он младыих змеенышей.
Как тыи ли младые змееныши
Подточили у Бурка как они щеточки,
Что не может больше Бурушко поскакивать,
Змеенышей от ног да он отряхивать.
Тут молодой Добрыня сын Никитинец
Берет он плеточку шелковую,
Он бьет Бурка да промежу уши,
Промежу уши да промежу ноги,
Промежу ноги межу задние.
Тут стал его Бурушко поскакивать,
А змеенышей от ног да он отряхивать,
Притоптал он всех да до единого.

Выходила как Змея она проклятая
Из тыи норы да из глубокия,
Сама говорит да таковы слова:
— Ах ты, эй, Добрынюшка Никитинец!
Ты, знать, порушил свою заповедь.
Зачем стоптал младыих змеенышей,
Почто выручал полоны да русские?

Говорил Добрыня сын Никитинец:
— Ах ты, эй, Змея да ты проклятая!
Черт ли тя нес да через Киев-град,
Ты зачем взяла Князеву племянницу,
Молоду Забаву дочь Потятичну?
Ты отдай же мне-ка Князеву племянницу
Без боя, без драки- кроволития.

Тогда Змея она проклятая
Говорила-то Добрыне да Никитичу:
— Не отдам я тебе князевой племянницы
Без боя, без драки-кроволития!

Заводила она бой-драку великую.
Они дрались со Змеею тут трои сутки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать —
Как с небес Добрыне ему глас гласит:
— Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дрался со Змеею ты трои сутки,
Подерись со Змеей еще три часа:
Ты побьешь Змею да ю, проклятую!

Он подрался со Змеею еще три часа,
Он побил Змею да ю, проклятую,-
Та Змея, она кровью пошла.
Стоял у Змеи он тут трои сутки,
А не мог Добрыня крови переждать.
Хотел Добрыня от крови отстать,
Но с небес Добрыне опять глас гласит:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинец!
Стоял у крови ты тут трои сутки —
Постой у крови да еще три часа,
Бери свое копье да мурзамецкое
И бей копьем да во сыру землю,
Сам копью да приговаривай:
«Расступись-ка, матушка сыра земля,
На четыре расступись да ты на четверти!
Ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную!»
Расступилась тогда матушка сыра земля,
Пожрала она кровь да всю змеиную.

Тогда Добрыня во нору пошел.
Во тыи в норы да во глубокие,
Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы — той и сметы нет.
Тогда Добрынюшка Никитинец
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:
— Вы идите нынь туда, откель принесены.
А ты, молода Забава дочь Потятична,-
Для тебя я эдак теперь странствовал —
Ты поедем-ка ко граду ко Киеву
А й ко ласковому князю ко Владимиру.
И повез молоду Забаву дочь Потятичну.

Случилось богатырю молодому, Добрыне Никитичу, в жаркий день возле Пучай-реки в поле гулять. А неподалеку оттуда на горе Сорочинской жила Змея свирепая, жадная. Ненавидела Змея Добрыню за то, что не раз богатырь ее змеёнышей ядовитых топтал, не раз спасал от плена змеиного людей русских, которых Змея к себе на гору в пещеру утаскивала. Много раз уговаривала Добрыню матушка родимая:

— Берегись, дитятко, Пучай-реки, не купайся в ней. Налетит на тебя Змея, как безоружный с ней справишься?
Помнил Добрыня наказы матушкины. Да очень уж жарко в тот день богатырю в поле было. Сбросил платье, в воду кинулся.
А Змея тут как тут. Поднялась над рекою, вьется над Добрынею, броситься на него готова. Издевается:
— Захочу – Добрыню целиком сожру! Захочу – Добрыню в хоботы возьму! Захочу – Добрыню в плен унесу!

Но не испугался Змеи Добрыня: успел ловко на берег выскочить. Схватил он колпак свой в три пуда весом, да как хватит Змею по голове! Вмиг отшиб у нее хоботы ядовитые. Кинулся к платью своему, выхватил нож булатный. Испугалась, завыла Змея лютая:
— Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детенышей не трогай впредь.
Поверил ей Добрыня. Согласился. Отпустил Змею на волю. Мигом скрылась, улетела змея лютая. А Добрыня домой пошел.
Приходит домой, а Киев-град печален стоит.
— Что за горе приключилось? – Добрыня спрашивает.
Отвечают ему люди киевские:
— Одна была у князя Владимира племянница любимая, Забава дочь Путятична. Пошла она в зеленом саду прогуляться. Пролетала тут над Киевом Змея проклятая. Подхватила, унесла княжну в свою пещеру змеиную!

Идет Добрыня к Владимиру, а там богатыри сидят в горнице, думу думают: как освободить Забаву Путятичну? Кого послать? Все на Добрыню кивают: он, мол, с таким делом лучше всех справится.

Сел Добрынюшка на своего добра коня. Дала ему мать в руки плёточку шелковую:
— Как приедешь, дитятко, на гору Сорочинскую, покрепче коня хлещи, чтобы крепко топтал он злых змеёнышей.
Помчался Добрыня к пещере змеиной. До пещеры доехал. Начал он тут коня плеткой стегать. Начал конь копытами змеёнышей топтать. А из пещеры навстречу Добрыне вылетает Змея лютая, свирепая.
— Это что же ты, Добрыня, делаешь? А не ты ли обещался не топтать больше моих змеёнышей?
Отвечал ей Добрынюшка:

— А не ты ли обещала людей русских не носить к себе? Зачем похитила Забаву Путятичну? Не спущу тебе этого!
И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка.

Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников.

— Выходите, — кричит, — люди русские! Убита Змея Добрынею!

Ищет он Забаву Путятичну среди пленников, отыскать не может. В самой последней пещере запрятанную нашел.
Садился он на своего добра коня, княжну перед собой посадил. И повез ее в Киев к дядюшке, князю Владимиру.

Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью:
Спасибо тебе, Добрынюшка, — один ты из всех богатырей сослужил нам такую службу важную!

И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным.

Ядовитые змеи России

Всем известно, что в мире водится огромное количество змей. Многое из них ядовитые, другие же не представляют опасности для здоровья человека. Давайте разберемся, какие ядовитые змеи водятся на территории России, где они обитают и как они выглядят, а так же что нужно делать, чтобы избежать укуса ядовитой змеи.

Обыкновенная гадюка

Является самой распространенной змеей и встречается практически на всей территории России. Встречается чаще всего на болотах, в полях, в смешанных лесах, на берегах озер, ручьев и рек. Наибольшую активность проявляют в конце весны.

В среднем, длина взрослой особи около 60 см. Окрас варьируется от красно-бурого до серого, на севере можно увидеть черную гадюку. Вдоль хребта отчетливая зигзагообразная линия. Гадюка – пугливая змея, кусает, как правило, в случае самооборонны, если Вы случайно ее потревожили.

Для человека укус обыкновенной гадюки считается опасным, однако крайне редко приводит к летальному исходу. Большинство укушенных либо не испытывают каких-либо симптомов вообще, либо чувствуют жгучую боль непосредственно в области укуса. Нередко вокруг ранки развивается покраснение и опухоль — геморрагический отёк. Возможны тяжелые аллергические реакции. Редко наблюдаются головокружение, тошнота, рвота, диарея, побледнение кожи, повышенное потоотделение, озноб, тахикардия.

В подавляющем большинстве случаев последствия укуса исчезают через 2—4 дня.

Степная гадюка

Образ жизни и последствия от укуса практически не отличаются от обыкновенной гадюки, за исключением внешнего вида (серо-бурый цвет, с темной полоской по хребту и нечеткими пятнами сбоку) и среды обитания – предпочитает селиться не только в лесах, но и в степной местности.

Кавказская гадюка

Близка по многим признакам к степной гадюке. Особое отличие в ярком окрасе красно — кирпичного или оранжево-желтого цвета. В России встречается преимущественно в Краснодарском крае. Как и другие гадюки, кавказская гадюка не нападает первой. Последствия от укуса аналогичны гадюке обыкновенной.

Щитомордник

Размер змеи около 70 см . В России его ареал простирается от Сальской степи в низовьях рек Дона и Волги на западе до Приморского края на востоке.

Агрессивности змеи не проявляют за исключением случаев, когда нет возможности отступить. Если змея готова к атаке, то у нее вибрирует кончик хвоста.

Укус очень болезненный, но не смертельный. Вызывает сильное внутреннее кровотечение и омертвление тканей. Полное выздоровление, как правило, наступает через 7-10 дней.

Гюрза

Одна из самых крупных представителей гадюк, длина ее тела может достигать 1,5-2 метра. Водится на Северном Кавказе в Дагестане. В зависимости от места обитания может приобретать коричневатый или сероватый оттенок. Не является агрессивной, но гораздо более смелая, чем гадюка. Если приблизиться к ней на опасно близкое расстояние, нападает молниеносно, совершая при этом прыжки равные длине ее тела. Прекрасно лазает по деревьям.

Суточная активность гюрзы меняется в течение сезона: весной и осенью — дневная, а в жаркие летние месяцы рано утром, вечером и в начале ночи.

Гюрза — самая опасная змея, обитающая на территории России. Ее укус нередко может привести к смертельному исходу. Яд гюрзы вызывает разрушение эритроцитов – красных кровяных телец, переносчиков кислорода. Поэтому при кусе змеи медицинская помощь является необходимой – чем раньше будет введена специальная сыворотка, тем выше шанс на спасение жизни.

Тигровый уж

Эта змея имеет яркую тигровую окраску. Длина тела составляет около 100 см. В России обитает на Дальнем востоке. Любит болотистую, сырую местность. Особенность данной змеи в том, что она может быть как ядовитой, так и безвредной. Все зависит от характера питания – если в рационе питания присутствуют жабы, кожа которых ядовита, то после съедения такой жабы ядовитые желёзы тигрового ужа наполняются ядами. Змеи, в пище которых мало ядовитых амфибий, практически не ядовиты. Поведение змей разнится в зависимости от наличия или отсутствия яда: ядовитая змея при нападении хищника защищается, а не ядовитая предпочитает спастись бегством. Перед нападением тигровый уж поднимает переднюю часть туловища почти вертикально, шипит, делает выпады в сторону противника.

Тигрового ужа называют «условно ядовитая» змея, имея в виду, что у нее ядовитые зубы скрываются глубоко внутри полости рта. Укусить тигровый уж сможет, если жертва глубоко располагается в пасти.

Прямая угроза жизни человеку при общении с этими пресмыкающимися явно отсутствует, сведения о последствия попадания в кровь яда разнятся. Многие специалисты считают, что действие яда на организм выражено значительно, однако другие предполагают, что возможны лишь небольшая отечность и болезненность в месте попадания яда в организм.

Первая помощь до оказания врачебной помощи должна заключаться в следующем:

  • Необходимо успокоиться, если змея укусила в руку или ногу уменьшить нагрузку на конечность, вплоть до обездвиживания. Пострадавший должен находиться в таком положении, чтобы укушенная конечность была ниже уровня сердца.
  • Если укус произошел через одежду, аккуратно снимите ее или разрежьте (на одежде могут быть капли яда).
  • Протрите кожу вокруг укуса, здесь тоже могут остаться капли яда.
  • Необходим активный питьевой режим.

Не нужно накладывать жгут, прижигать или надрезать место укуса, прикладывать лед или теплые компрессы

Мнения о пользе отсасывания яда из ранки разделились: часть специалистов полагает, что при этой процедуре в течение 10—15 мин можно удалить до 30—50 % всего яда, другая считает её вредной, поскольку в кровь вместе со слюной может попасть бактериальная флора, вызывающая гнойное воспаление. Так же при наличии ранок в полости рта человек, осуществляющий первую помощь, может пострадать от действия яда.

Чтобы змея Вас не укусила, соблюдайте меры предосторожности, а именно:

1) не трогайте змей;

2) не ходите босиком, идеальная обувь в местах, где возможно встретить змей – сапоги;

3) быть особенно внимательным в густой траве, камышах, в заросших
ямах;

4) если Вы оказались на природе в темное время суток, старайтесь не ходить без фонаря — многие змеи особенно активны в теплые летние ночи;

5) помните, в месте, где много грызунов, там ожидайте и змей, так как грызуны являются основным источником их пищи;

6) не устраивайте ночлега возле дуплистых деревьев, прогнивших
пней;

7) если Вы обнаружили змею поблизости или в своих вещах, – не делайте резких движений, медленно отойдите подальше от змеи, через какое-то время она уползет сама.

Добрыня Никитич (1 фото)

Место жительства: Рязань, говорят видели в Киеве
Характеристика персонажа: прирожденный дипломат: грамотен и вежлив.
Краткая биография: быстро растет и обучается грамоте, но не слушается мать. Вопреки ее наставлениям отправляется купаться на Пучай-реку, где обитает Змей. Убивает Змея шляпой земли Греческой и освобождает племянницу князя Владимира, которую тот украл. Некоторое время без прописки живет в Киеве, где занимается преимущественно тем, что гуляет с местными пацанами. Во время очередной прогулки он стреляет по окнам случайных домов и случайно убивает любовника некой Маринки Кайдаловны. Та проводит сеанс любовной магии и присушивает Добрыню. Но богатырю помогает его тетка. Она шантажирует Маринку типа: если та не вернет племянника, то она сама превратит ее в собаку. Маринка возвращает богатыря, но требует, чтобы тот женился на ней. Добрыня женится, но учит жену трем наукам молодецким: зачем-то отрубает ей губы, руки, ноги. Дальше Добрыня служит у князя Владимира. Сначала чашником и стольником, но скоро его карьера идет в гору. Добрыня выполняет поручения князя — ездит за невестами, отвозит дань. Удачно женится. Однажды во время такого поручения, пока Добрыня отсутствовал в Киеве, на его жене попытался жениться Алеша Попович. Добрыня вернулся и наказал обидчика, восстановив семье покой.

Змей Горыныч: в Русских Сказках

Змей Горыныч – в русских сказках играет как положительного героя, так и отрицательного, например в былине «Добрыня и змей», что чаще всего встречается в сказаниях. Обычно появление Змея сопровождается сильнейшим шумом, таким как «гром гремит» и «дождь дождит». Его непременная внешняя черта это многоглавость. Обычно в русских былинах он представлен с 3 также с 6 и 9 головами. Но чаще с тремя. Итак, этот змейтрёхголовый, который ещё вдобавок умеет летать. Хвост змея длинный в виде стрелы также большие и когтистые ноги.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ИЗВЕРЖЕНИЕ ПЛАМЯ

Ещё одной его важнейшей особенностью является извержение пламя, он производит пламя из глубины своего тела, и извергает его через головы.Горыныч извергает молнии, которые в свою очередь интерпретируют в пламя и в случае необходимости применяет этот огонь, например при нападении на противника. Змей Горыныч встречается в горной местности, в самых глубоких и неизведанных доселе местах, потому и называют его не просто по имени — «Змей», но и по кличке — «Горыныч».

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ГОРЫНЯ

Горыныч как Горыня, происходит это имя от глагола — гореть. Живёт он в пещерах, и в разных сказках имеет разные способности, поэтому он и считается страшнейшим змеем на земле, потому-то он и звался-величался страшным зверем Горынычем.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: БУРЯ СО СМЕРЧАМИ

В глубокой древности Змеем Горынычем назывли бурю со смерчами — головами змея. По сказаниям известно, что у змея в его жилище хранятся несметные сокровища и кто убьёт Горыныча, станет самым богатым на всём белом свете человеком обладающим «змеиными» богатствами.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: ЗАБАВА И ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Многие храбрецы сказаний сталкивались с Горынычем, и многие искатели сокровищ пытались заполучить его богатства, но так никто и не заполучил сокровищ чудовища. Он не раз уносил в свои пещеры красивых дев русских, но всегда находились люди, которые освобождали красавиц из плена злодея. Например, похитив Забаву, племянницу князя Киевского, он своим поступком нарушает священный договор с богатырём, и уносит забаву в свои хоромы. Но из когтистых лап змея, Забаву освобождает храбрый Добрыня Никитич – Витязь русский.

Змей — могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с подземными водами), победив его, освобождает царевну, а былинный герой Добрыня — многочисленных пленников.
Освобождение пленных — отзвук древнейшего мифа, в котором герой-колдун, отправляясь в иной мир, оказывается поглощенным Змеем и обнаруживает, что царство смерти находится в брюхе чудища. Там он встречает умерших предков, учится у них мудрости, копит силы, а затем выбирается обратно. Со временем представления о Змее менялись, он воспринимался все более враждебно.
Облик чудовища наиболее ярко обрисован в былине «Добрыня и Змей». Змей — владыка волшебной реки — нападает на плывущего по этой реке Добрыню. Змей прилетает по воздуху, дышит огнем. Прозвище Горыныч и каменные пещеры, где томятся пленники, указывают на каменную природу Змея. Итак, Змей — хозяин иного мира, он связан с четырьмя стихиями и воплощает их все. Однако Добрыня побеждает его странным на первый взгляд способом — кинув в него шапку с землей. Четыре стихии, которые воплощает Змей (воздух, вода, камень и огонь), — это стихии «дикие», стихии дикие, над ними древние человек был не властен, а вот земля — стихия жизни, «своя» стихия, владыка мира смерти должен отступить перед ней.

Со временем древний миф приобрел новую окраску: Змей стал восприниматься как воплощение вражеского войска, а вся былина превратилась в аллегорию борьбы с ворогами. Каждая голова — 10 000 ворогов (тьма).
В другом варианте былины Змей Горыныч имеет семь голов и живет на Сорочинских горах в пещере. Там он хранит разные сокровища и украденных девиц, за которыми он летает на Святую Русь. Добрыня однажды побеждает Змея, но отпускает его. Змей же, позабыв пережитый страх, похищает племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, а потом и тетку самого Добрыни — Марию Дивовну. После этого Добрыня второй раз бьется со Змеем и убивает его, отрубив головы.

Сказочный Змей Горыныч занимается тем же, чем и былинный. Грабит, ест людей и соблазняет женщин. В сказках он может оборачиваться добрым молодцем, камнем, веником и т. п. Как и в былинах, Иван-царевич или богатырь убивает злодея, отрубив ему голову (несколько голов). Связь с былинами четко прослеживается в сказке «Иван Быкович», где главный герой перед тем, как убить семиглавого Змея (чудо-юдо), бросает в него горсть земли и ослепляет чудовище. А также в сказке «Никита Кожемяка», в которой Змей похищает царскую дочь и насильно женится на ней. Никита Кожемяка бьется со Змеем, но силы оказываются равны, и он предлагает чудовищу заключить мировое соглашение и поделить землю поровну. Когда дело доходит до дележа моря, Змей выплывает на середину моря с богатырем на спине, и там Никита Кожемяка его убивает.

Не самый умный представитель мира чудовищ — Змей из сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В этом сказании солдат несколько раз подряд обманывает малоумного Змея, тем самым спасая жизни жителей деревни и свою собственную. Из сюжета сказки видно, что в преданиях Змей постепенно утратил облик могучего чудовища и стал восприниматься неким подобием жестокого и глупого сказочного медведя.

Но это только один путь трансформации образа Змея Горыныча. Есть еще один. В более поздних преданиях Змей Горыныч зачастую имеет человеческий облик и служит Ивану-царевичу. В сказках «Чудесная рубашка» Змей Горыныч становится слугой Ивана-царевича после того, как тот побеждает его. Но взамен за доброту главного героя, Змей соблазняет его жену и с ее помощью пытается убить царевича. Аналогичная ситуация складывается в сказке «Птичье молоко». В этом сказании Змей Змеевич является придворным царевича, становится любовником его жены и замышляет убить героя с тем, чтобы захватить власть в его царстве. В этом сюжете явно слышится отголосок былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В былине противник богатыря — Змей вхож в дом князя и имеет любовную связь с княгиней.

То есть, в народном сознании Змей Горыныч постепенно стал ассоциироваться с подлым коварным человеком.