Женщина за штурвалом самолета

Дама за штурвалом: история единственной в России женщины – пилота санавиации

Хрупкая женщина с железным характером. Екатерина Орешникова – единственная в России женщина – пилот санитарной авиации. Это воздушная скорая помощь. Летчица доставляет пострадавших в авариях и тяжелобольных детей в больницы из труднодоступных районов. Трудно ли быть одной в мужской профессии, узнала корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.

Ее приятный голос для диспетчеров как родной. Екатерина Орешникова – единственная в стране женщина – пилот медицинского вертолета. 30 лет она работает в службе спасения. Уже доказала, что вертолетом может управлять не хуже, чем мужчина. Орешникова тушила пожары в Греции, вывозила людей из затопленных районов, искала разбившиеся самолеты.

«Когда мы вылетали на катастрофу самолета Sukhoi Superjet в Индонезии… Наверно, тогда были сильные эмоции, потому что, к сожалению, там все погибли. Мы – группа спасателей, нас туда отправили, но это была уже не спасательная операция», – поделилась командир воздушного судна Екатерина Орешникова.

Здесь с переживаниями Екатерине справляться легче. Перед ней пример «Ночных ведьм» – советских летчиц, которые бомбили немцев. Она увидела их в кино в 15 лет.

«Увидев этих героинь, конечно, это повлияло на мой выбор. Я тоже поняла, что хочу летать, хочу быть пилотом», – добавила Екатерина Орешникова.

Так и поступила в летное. В то время девушек брали только в одно – Запорожское. В училище же и выбрала вертолет. За всю карьеру полетала на пяти типах.

Екатерина каждый день поднимается в небо, но в облаках не витает. Ей просто некогда. За рабочую смену – по четыре вылета. Перевозит тяжелобольных – тех, кому нужна срочная помощь. Сама так и не научилась отгораживаться от чужой беды.

Как выбрать профессию

«Когда случается беда с ребенком, здесь, конечно, сердце сжимается. Дети – они настолько беззащитны», – сказала Екатерина Орешникова.

В мужском коллективе она своя. Другие летчики видят в ней и красивую женщину, которая вдохновляет, и надежного товарища по небу.

«В ней очень много энергии. Как я иногда я говорю: она бриллиант нашего коллектива, на который все обращают внимание», – отметил командир воздушного судна Андрей Лисицин.

«Когда Катя на работе, она пилот прежде всего. Когда полет заканчивается, она становится обычной женщиной», – добавил заместитель директора по летней работе Московского авиационного центра Олег Катальшев.

А дома она любит вязать и выращивать цветы. К тому же есть для кого. После рейсов ее всегда ждут муж и дочь.

«Мы услышали грохот и почувствовали сквозняк и дым. Люди, которые сидели рядом с пострадавшей женщиной, пытались остановить у нее кровь. Вокруг был хаос» — эта запись появилась во вторник вечером на страничке в Фейсбуке американца Марти Мартинеса. К ней прилагались снимки — испуганные люди с кислородными масками на лицах. Эта запись в социальной сети вообще могла бы не появиться. Жизнь 144 пассажиров могла бы прерваться в одно мгновение, если бы последствия взрыва двигателя «Боинга» были более разрушительными. И не окажись за штурвалом лайнера летчика, которая когда-то была одной из первых женщин-пилотов американской палубной истребительной авиации. На первый взгляд какая-то сплошная голливудщина. Но нет — было все вот так…

В США у «Боинга» в воздухе взорвался двигатель. Одну из пассажирок затянуло в разбившийся иллюминатор

00:00 00:00

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ САМОЛЕТЫ

Вылет из Нью-Йорка прошел штатно. Лайнер набрал нужную высоту — 10 километров — за 15 минут. Командир корабля уже собирался дать сигнал «отстегните ремни». Но не успел. Стюардессы по внутренней связи сообщили о нештатной ситуации.

Для пассажиров в отличие от экипажа события развивались более драматично. И стремительно. Куски взорвавшегося двигателя на скорости 800 километров в час пробили иллюминатор. Туда сразу же затянуло женщину, которая сидела возле окна и поторопилась расстегнуть ремень до команды командира корабля (подробнее — см. графику внизу). Это была Дженнифер Риордан. Совместными усилиями экипажа и других пассажиров ее удалось затянуть обратно (позже она скончалась от полученных ран). Еще семь человек получили легкие ранения.

Взорвавшийся двигатель. Фото: twitter.com

В салоне, как описывали потом выжившие, началась настоящая паника. Кто-то истошно орал, другие неистово молились, а некоторые пассажиры сидели в оцепенении, уже попрощавшись с жизнью. Спокойным в этом хаосе был только один человек — пилот Тэмми Джо Шульц. Это не просто летчик, а настоящий ас в юбке. Шульц довольно известна в американской военно-морской авиации, ведь она стала первой женщиной, севшей за штурвал палубного истребителя-бомбардировщика F/A-18. После 10 лет службы в ВВС женщина уволилась в звании капитана 3 ранга (в армейской иерархии — майор) и с 1993 года работает в гражданской авиации.

Можно только поражаться железным нервам Шульц, которая спокойно докладывала авиадиспетчерам о ситуации на борту (расшифровку переговоров смотри под рубрикой «Дословно»). Благодаря ее мастерству самолет удалось снизить за пять минут до трех километров, и пассажиры смогли дышать уже без кислородных масок. После этого пилот спокойно посадила лайнер, а потом вышла в салон, чтобы лично проверить самочувствие пассажиров. В американских СМИ ее уже прозвали пилотом со стальными нервами.

В США пассажирский лайнер совершил экстренную посадку после взрыва двигателя.Самолет благополучно приземлился в аэропорту Филадельфии, один пассажир госпитализирован. Источник: ABC News on Twitter.

ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ СЛУЧИЛОСЬ?

Инцидент стал первым случаем гибели пассажира на борту самолета в американской авиакомпании за последние 9 лет и первым подобным случаем в истории Southwest Airlines. Но похожие аварии с «Боингом-737» происходили и раньше. Например, в 2016 году у той же авиакомпании во время полета на одном из самолетов взорвался двигатель и осколки также пробили дыру в корпусе, однако тогда обошлось без жертв.

Официальное расследование ЧП займет полгода. Но после осмотра двигателя на земле правдоподобной выглядит версия поломки лопасти компрессора из-за усталости металла — постепенного накопления мелких повреждений, приводящих потом к разрушению. Заметить подобную проблему без серьезного специализированного осмотра очень сложно. После аварии 2016 года авиакомпании США обязали проводить исследование лопастей ультразвуком, однако за пару дней до вылета самолет прошел полный осмотр и никаких отклонений выявлено не было.

Куски взорвавшегося двигателя на скорости 800 километров в час пробили иллюминатор. Фото: Marty Martinez/Facebook

«Боинг-737» является самым массовым пассажирским самолетом за всю историю авиастроения и активно поставлялся в Россию. В нашей стране насчитывается более 130 подобных «Боингов» различных модификаций.

— Произошедший инцидент — это уникальное явление, ведь «Боинг-737» весьма достойный самолет, и если сравнивать число эксплуатируемых самолетов с количеством аварий, то получится, что воздушное судно очень надежное, — комментирует вице-президент профсоюза летного состава Олег Буленков. — При этом нет ничего удивительного в том, что пилот его посадил. Лайнер рассчитан на посадку с одним двигателем.

Тем не менее после каждого авиапроисшествия компания-производитель выпускает рекомендации, как избежать подобного в дальнейшем. По итогам расследования случившегося с американским лайнером, скорее всего, тоже появятся новые инструкции, как проверять двигатели «Боинга-737» перед вылетом.

В салоне, как описывали потом выжившие, началась настоящая паника. Фото: Marty Martinez/Facebook

ДОСЛОВНО

«У нас в салоне дыра, и в нее кто-то выпал…»

Чтобы понять, что у Шульц стальные нервы, мы расшифровали часть переговоров пилота с наземными службами:

— Это борт Southwest 1380, мы летим на одном двигателе. Мы потеряли часть самолета, нам придется немного снизиться. Встречайте нас с медиками на взлетно-посадочной полосе. У нас раненые пассажиры.

— Принял. У вас пожар?

— Нет… Мне передали, что есть дыра, хм, и через нее кто-то вылетел.

Поделиться видео </> xHTML-код

Блогер включил прямую трансляцию из терпящего бедствие самолета.

— Простите, я не понял. У вас дыра, через которую кто-то выпал?! Мы будем ждать вас на полосе…

— Спасибо, мы остановимся прямо у пожарной машины. Спасибо, ребята, за помощь.

Как все произошлоФото: Дмитрий ПОЛУХИН

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Похожее авиапроисшествие произошло в 1988 году и тоже с «Боингом-737». Тогда во время рейса между Гавайскими островами у лайнера на высоте 7300 метров сорвало 30 метров внешней обшивки самолета. Образовалось отверстие и внутрь самолета. В нее затянуло стюардессу. Тем не менее самолет благополучно приземлился. Никто не пострадал. Кроме стюардессы, которая погибла.

Конец октября 1994 года авианосец «Авраам Линкольн» выходит из порта Сан-Диего в море. На нём проходит службу, наша героиня 29-ти лет, пилот ВМС США Кара Спирс Халтгрин.
Лейтенант Военно-морских сил, первая в истории ВМС США женщина, получившая квалификацию лётчика-истребителя.

пилот ВМС США Кара Спирс Халтгрин

Кому лень читать по ссылке смотри видео версию

Немного предистории. В 1991 году Конгресс США допускает женщин-военнослужащих к участию в боевых действиях, однако в консервативных военно-морских силах эта политика начала реализовываться только в 1993 году. К этому времени Кара Халтгрин успела полетать на четырехместном самолете радиоэлектронной борьбы — EA-6B «Праулер». С июня 1993 года Кара приступает к освоению палубного перехватчика F-14 «Томкэт».
С второй попытки в июле 1994 года Кара получает авианосную квалификацию и допускается к полётам с авианосца, войдя в историю ВМС США как первый лётчик-истребитель женского пола.
Приписывается к 213-й истребительной эскадрилье «Чёрные львы», на борту авианосца Авраам Линкольн. Вместе с допуском на управление самолета пришла и слава.

Отчаянная Кара стала символом и любимицей нации.

После одного из интервью, в котором она была ярко накрашенной, коллеги меняют позывной «Hulk на «Revlon», это популярная до сих пор фирма-производитель косметики.
Три месяца идёт освоение Grumman F-14 Tomcat – двухместный истребитель-перехватчик с крылом изменяемой геометрии. Самый тяжелый из серийных самолетов авианосного базирования взлетной массой более 30 тонн! Первый истребитель четвертого поколения, поступивший на вооружение ВМС США в 1972 году. Максимальная скорость «Томкэта» превышает две скорости звука и крыло с изменяемой геометрией и репутация грозного истребителя. Хотя четвертая часть из 630 «Томкэтов» ВМС США разбились в авиационных авариях и катастрофах.

Наступает 25 октября лейтенант Халтгрин выполняет обычный учебный полёт. При заходе на посадку у F-14-го глохнет левый двигатель, самолет теряет скорость, переворачивается и падает в воду. ЦУП истошно даёт приказ на катапультирование. Оператор бортовой РЛС лейтенант Мэттью Клемиш благополучно покидает кабину, катапультирование Кары Халтгрин происходит чуть позднее, в тот момент, когда самолёт находится в перевёрнутом положении, и она погибает при ударе о воду.

Подъём Халтгрин и разбившегося самолёта с глубины примерно 1100 м

ВМС США провели операцию стоимостью 100 тыс. долларов по подъёму Халтгрин и разбившегося самолёта с глубины примерно 1100 м. Тело лейтенанта Халтгрин, все еще пристегнутое ремнями к катапультному креслу, было поднято на поверхность 12 ноября, а самолёт — в декабре.
Лейтенант КАРА Халтгрин была похоронена с воинскими почестями на Арлингтонском национальном кладбище.

Лейтенант КАРА Халтгрин была похоронена с воинскими почестями

Официальная версия связывает катастрофу с техническими неисправностями на борту самолета, с лейтенанта Халтгрин полностью снимается вина.
Командующий ВМС США на Тихом океане, заявил, что отработка подобного сценария на авиасимуляторе (помпаж и остановка двигателя на посадочной глиссаде) показала, что 8 из 9 мужчин пилотов не смогли удержать F-14 в воздухе и потерпели катастрофу.
Однако существовала и иная версия, возлагавшая вину за катастрофу на Халтгрин. В марте 1995 года неизвестный источник в ВМС предоставил ведущим американским средствам массовой информации копии внутреннего расследования происшествия, не предназначавшегося для открытой публикации.
Эксперты сошлись во мнении, что причиной авиакатастрофы стала ошибка летчицы: осознав, что самолет заходит на посадку под неверным углом, Кара попыталась скорректировать направление полета. На скорости, близкой к скорости сваливания, подобный маневр уменьшает плотность воздушного потока, идущего через компрессор двигателя — происходит помпаж и остановка двигателя.
Инструкция пилота F-14 строго запрещает «рыскание» при посадке, Кара нарушила данное требование. Левый двигатель заглох, самолет окончательно потерял скорость и упал в воду.
Такой же помпаж двигателя произошел у русского самолета МИГ 29 , которое закончилось крушением на авиашоу. пилоту повезло он выжил.
Звучали предположения, что ВМС поспешили отправить в боевые подразделения женщин-пилотов с недостаточной подготовкой.
С гибелью Халтгрин также связан скандал вокруг другой женщины-пилота на борту «Авраама Линкольна», лейтенанта Кэри Лоренц.

Лейтенант Кэри Лоренц

В 1995 году Лоренц была отстранена от полётов, но та не растерялась, а обратилась в суд, обвинив руководство флота в дискриминации и сексизме. Военно-морские силы урегулировали дело во внесудебном порядке, заплатив Лоренц 150 тыс. долларов
В 1997 году она вновь вернулась к пилотированию, но только самолётов наземного базирования.
В 1998 году её мать Салли Спирс опубликовала книгу Call Sign Revlon: The Life and Death of Navy Fighter Pilot Kara Hultgreen.

Мама Кары Халтгрин Салли Спирс

«Позывной Revlon: Жизнь и смерть летчика-истребителя морской авиации Кары Халтгрин.

Книга «Позывной Revlon: Жизнь и смерть летчика-истребителя морской авиации Кары Халтгрин.

В наше время идёт второй виток освоения самолётов палубного и наземного базирования.
А как вы думаете, есть ли смысл сажать девчонок в кресло пилота боевого самолёта?

«Никогда не бери сигареты у лейтенанта Спирса» Во время боев в Европе по 101-й десантной дивизии ходил слух, что лейтенант Рональд Спирс из роты «Е» 506-го полка расстрелял во время первых боев в Нормандии 20 немецких пленных, перед этим раздав им сигареты. Более того он застрелил некоего сержанта, который посмел выпить на посту, ему он тоже предложил закурить перед расправой. Лейтенант никогда не подтверждал и не опровергал эти слухи. Спирс: Ты ведь хочешь знать правда это или нет? Ну я о той истории, которая ходит про меня. Ты когда-нибудь замечал, что такого рода истории все слышали от «кого-то, кто там был». Когда ты находишь «того, кто там был», выясняется, что он там не был, но слышал от «того, кто там был». И так до бесконечности. Я думаю, что тысячу лет назад можно было бы услышать как пара центурионов обсуждают, как Тертий отрубил головы пленным карфагенянам. Липтон: Может они говорят об этом, потому как Тертий этого не отрицает… Спирс: Может быть потому что Тертий считает, что молва о себе как о самом сумасшедшем и жестоком во всем чертов Римском Легионе не так уж и плоха Лейтенант Рональд Спирс не только персонаж в известном фильме «Братья по оружию», но и реально существовавший человек.

Страшный сон аэрофобов. За штурвалом пассажирского самолета человек, который не умеет им управлять. Кадры нештатной ситуации в кабине пилота изучают сейчас в Следственном комитете. По информации якутских СМИ, ЧП на борту лайнера Ан-24 произошло еще в конце лета, но известно о нем стало только сейчас, когда видео выложили в интернет.

Небо, самолет, девушка — нарочно не придумаешь. Небо, предположительно, якутское, самолет — Ан-24, а девушка, по словам местных журналистов, подруга пилота. Он дает дельные советы за кадром.

Видео появилось в Instagram пользователя под ником Мадам Дюпон и, возможно, за штурвалом как раз та самая мадам, хотя не исключено, что и мадмуазель. Впрочем, с конца августа, когда была сделана запись, многое могло измениться. В деталях сейчас разбирается Следственный комитет.

«По предварительным данным, 31 августа 2019 года 33-летняя девушка допущена к управлению самолетом Ан-24 по маршруту Якутск — Сакырыр без сопутствующих разрешительных документов. В настоящее время проводится комплекс мероприятий, направленный на установление всех обстоятельств произошедшего», — говорится в заявлении СК РФ.

В Следственном комитете предполагают, что борт принадлежит «ИрАэро». В авиакомпании говорят, что тоже проводят проверку. В любом случае пассажирам того рейса, если они, конечно, были, есть о чем задуматься. Как, впрочем, и пилотам. Например, в Китае девушка в кресле командира стоила тому, кто ее туда посадил, пожизненного отстранения от полетов. Причем бдительные любители авиации сразу поняли, что это не тренажер — в них не бывает подстаканников. Закон и в России запрещает посторонним находиться в кабине — вопрос, и. закон, как водится, суров.

«Вообще, авиационные правила предусматривают достаточно жесткие санкции. Пилот может потерять работу, к нему могут быть применены и уголовные санкции. И конечно же, может последовать наказание в отношении авиакомпании и руководства авиакомпании», — поясняет авиаэксперт Руслан Гусаров.

Но дело, конечно, не в том, как накажут экипаж, когда во всем разберутся. Ан-24 в итоге благополучно приземлился, и все теперь обсуждают, так сказать, летную годность барышни. А вот 25 с лишним лет назад никто не смеялся. 23 марта 1994 года летевший в Гонконг А-310 упал под Междуреченском — командир тогда посадил за штурвал своего сына, а он случайно отключил автоматическое управление креном. Когда заметили, оказалось уже поздно. На записи бортовых самописцев остались последние секунды борьбы за жизнь. Не хватило нескольких метров — самолет зацепил деревья на сопке. Погибли 75 человек.

После той катастрофы правила ужесточили. И даже не раз. Но, похоже, кто-то все равно забыл вроде банальную, но точную авиационную истину: все правила написаны кровью. Стоит ведь вспомнить, прежде чем попросить, а тем более дать порулить.