Завод танков в России

Недоступная броня

По их подсчетам, в армиях НАТО танков 11 тысяч, а у России их около 22 тысяч единиц.

В СССР на полную мощь работали четыре огромных танковых завода — в Ленинграде, Харькове, Нижнем Тагиле и Омске. Столь масштабного производства бронетехники, кстати, очень качественной, не было ни в одной стране мира. Общее количество танков в Советском Союзе и странах Варшавского договора измерялось десятками тысяч.

Если немецкие «Тигры» поражали Т-34 на дальности в 2000 метров, то сейчас немецкий «Леопард» не сможет подойти к Т-90 и на пять километров

Стратеги НАТО признавали, что в случае начала масштабной войны в Европе эту бронированную лавину остановить было невозможно. Задержать на какое-то время ее мог лишь встречный ядерный удар. В любом случае через два-три дня советские танки были бы у берегов Ла-Манша.

Давно нет Советского Союза. Но какие-то фантомные страхи на Западе, похоже, остались. А какую бронетехнику сегодня имеют Сухопутные войска Российской Федерации?

На вооружении стоят три типа танков — Т-72, Т-80 и Т-90. До недавнего времени в отдаленных гарнизонах были еще Т-62, которые даже смогли отметиться во время боевых действий на Северном Кавказе в середине 1990-х. Сейчас они в глубокой консервации, наряду с Т-55 и, как ни странно, сохранившимися тяжелыми Т-10 — глубокой модернизацией ИС-3. Также в консервации находятся плавающие танки ПТ-76 и какое-то количество Т-64, оставшихся на нашей территории после распада Союза.

Если сравнивать качество российских бронемашин с зарубежными аналогами, то эксперты в своем мнении едины — наши лучшие. Это подтверждается в том числе и тем, что в различных уголках планеты продолжают реально воевать и Т-55, и Т-62, и даже Т-34. А Т-72 стал самым массовым по своему выпуску танком после Второй мировой войны. Интересно, что в начале 1990-х, вскоре после распада СССР, на Западе в инициативном порядке была разработана программа глубокой модернизации Т-72. Там посчитали, что слабая тогда Россия не сможет поддерживать на должном уровне именно эти машины, широко распространенные в армиях многих стран мира. Которые, по мнению маститых зарубежных экспертов, были по своей конструкции почти идеальными и при их надлежащем уходе могли служить десятилетиями. Естественно, прибыльное дело обслуживания и обновления советских танков за пределами РФ, которые кому-то казались уже бесхозными, не могло не привлечь.

Однако Россия оправилась от шока девяностых и сама смогла модернизировать свои танки, поставленные на экспорт еще во времена СССР. Более того, мы нарастили продажу Т-72 за рубеж. А в Индии наладили лицензионное производство Т-90.

ИНФОГРАФИКА «РГ» / ЛЕОНИД КУЛЕШОВ / РИА НОВОСТИ

Т-90 имеет самый низкий силуэт среди основных современных танков. У него многослойная противоснарядная броневая защита. Лобовая многослойная броня корпуса и башни эквивалентна более чем полуметровой гомогенной броне. Общая стойкость против обстрела подкалиберными снарядами оценивается как эквивалентная 850 мм броневой стали. То есть почти метру.

Основное вооружение Т-90 — гладкоствольная 125-мм пушка. При стрельбе бронебойными кумулятивными и подкалиберными боеприпасами максимальная прицельная дальность составляет 4000 м, управляемыми ракетными боеприпасами — 5000 м, осколочно-фугасными боеприпасами по баллистической траектории до 10 000 м. У всех зарубежных конкурентов дальность танкового выстрела не превышает трех километров.

Если на Курской дуге немецкие «Тигры» поражали Т-34 на дальности в 2000 метров, то сейчас немецкий «Леопард» не сможет подойти к Т-90 и на пять километров.

В полной мере сказанное выше относится и к Т-72, и к Т-80. Чем еще отличается российская бронетехника? Она очень надежна. Проста в эксплуатации и ремонте. Наши танки очень маневренны и обладают, пожалуй, лучшими в мире скоростными характеристиками. По совокупности своих боевых качеств не уступает, а по ряду показателей превосходит все западные образцы, которые, надо отметить, значительно дороже российских аналогов.

Как известно, в нашей стране, а именно в Нижнем Тагиле, первыми в мире смогли спроектировать и подготовить к серийному выпуску танк нового поколения — Т-14 «Армата». Эта машина уже определила развитие мирового танкостроения в ХХI веке.

Если говорить о количестве российских танков, то оно определяется континентальными размерами нашей страны, которую требуется защищать. Впрочем, атаки танковыми лавинами ушли в прошлое. Победа достигается все-таки не числом, а умением. А то, что наши танкисты — профессионалы высшего уровня, равных которым в мире нет, можно убедиться на международном танковом биатлоне, который ежегодно проходит в подмосковном Алабино.

LiveInternetLiveInternet

Tor-Vic все записи автора
БМП-2М – модернизация устранила ряд недостатков исходного образца.

Об авторе: Сергей Викторович Суворов — полковник запаса, кандидат военных наук.

31 августа отечественное танкостроение отметило свое 90-летие. В этот день в 1920 году из ворот Сормовского завода вышел первый серийный танк, собранный руками нижегородских рабочих и получивший наименование «Борец за свободу тов. Ленин». По сути, это была копия французского танка FT-17 фирмы Renault, только с некоторыми усовершенствованиями. Так сложилось, что отечественное танкостроение брало свое начало от иностранных образцов. Надо отметить, что первые проекты и опытные образцы бронированных машин, еще не получивших тогда наименование «танки», создавались именно в России. Тогда царское правительство и руководство военного ведомства посчитали бесперспективными проект Менделеева, опытные машины конструкций Лебединского и Пороховщикова. Первая мировая доказала ошибочность таких решений.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Спустя всего 4 года после выпуска первого танка российской сборки, в 1924 году в стране было начато проектирование полностью отечественных танков.

Появились МС-1, Т-12 и Т-24. Тщательно изучался и зарубежный опыт танкостроения. Закупались отдельные образцы танков на Западе, именно отдельные, чтобы изучить их конструкцию и использовать в дальнейшем имеющиеся в них передовые технические решения, осваивали их производство у себя. Одновременно в войсках оттачивались способы применения танков в различных условиях боя, совершенствовалось мастерство танкистов. Были созданы танковые школы и училища, академия механизации (впоследствии Военная академия бронетанковых войск).

А с появлением на свет легендарных Т-34 и КВ, ставших символами победы во Второй мировой войне, наша страна стала признанным мировым лидером в танкостроении, в своем роде законодателем моды. Теперь уже не мы, а наши потенциальные противники копировали наши технические новшества, отлично понимая на основе опыта Второй мировой войны, что танки приобрели решающее значение на поле боя, и особенно с появлением в арсеналах ядерного оружия.

А советские конструкторы боевых машин продолжали удивлять все новыми и новыми конструкциями своих детищ. Революционный Т-64, многоосные колесные плавающие бронетранспортеры и новый класс бронетехники – БМП на десятилетия определили мировые тенденции развития бронетехники. Опыт отечественной школы танкостроения превратился в мировую классику.

И если кто-то продолжает считать, что признанный (в первую очередь зарубежными экспертами) лучшим танком Второй мировой войны легендарный Т-34 является продолжением танка Кристи, то должен огорчить – это совсем не так. Американский инженер Кристи передал советским инженерам только документацию на колесно-гусеничное шасси, на базе которого в 30-е годы у нас был создан танк БТ-2. Другими словами, кто не совсем понимает, это означает, что при создании танка БТ-2 были использованы элементы ходовой части танка Кристи, а силовая установка, трансмиссия, башня и прочие узлы и агрегаты создавались нашими инженерами. С появлением танка БТ-7 можно сказать, что между ним и танком Кристи осталось лишь внешнее сходство ходовой части и общий принцип ее устройства. На Т-34 от шасси Кристи был использован только принцип зацепления ведущего колеса с траками – через гребень трака.

Это на Западе и за океаном копировали наши технические решения и схемы компоновки. И даже знаменитая израильская Merkava, поспешно названная некоторыми журналистами танком уникальной компоновки, создавалась на основе проекта танка Т-44 Александра Морозова начала 40-х годов и опытного танка «объект 416», созданного тем же Морозовым и его КБ в начале 50-х. Создатель израильского танка генерал Таль скрупулезно изучил советский опыт танкостроения.

Это в нашей стране впервые на танках применены гладкоствольные пушки, комбинированное многослойное бронирование, системы автоматического заряжания, газотурбинные силовые установки, системы противоатомной защиты, подводного вождения, динамической, активной защиты и оптико-электронного подавления и многое другое. Именно у нас в стране были созданы и испытаны первые автоматизированные системы управления боем и огнем (да, да, у нас!), танки с телеуправлением, способные вести бой без экипажей внутри. На Западе тогда еще только-только разрабатывали идеологию построения таких систем.

К сожалению, многое из созданного и испытанного десятилетия назад у нас не все приняли на вооружение: частично в силу того, что не было смысла из-за сильного отставания потенциальных противников в этих областях, частично по глупости отдельных руководителей и военачальников, которые тогда тоже встречались.

…И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

В настоящее время в Российской армии доля новых и прошедших глубокую модернизацию танков (БМП, БТР, БМД) составляет несколько процентов от общего числа боевых машин. Самыми новыми считаются основные танки Т-90А (основной боевой танк – main battle tank – по западной терминологии, поскольку в английском языке слово «tank» больше используется в значении бак или резервуар. У нас «танк» – это боевая машина, поэтому не может быть танк боевым или не боевым. Он может быть боеспособным или неисправным), боевые машины пехоты БМП-3, колесные бронетранспортеры БТР-80А, боевые машины десанта БМД-4. К сожалению, количество новой техники в войсках измеряется несколькими сотнями единиц, а некоторых образцов – десятками. Годовой выпуск новых машин для армии, таких как, например, Т-90А и БМП-3 определен по 50 машин. Большинство стоящих на вооружении Российской армии боевых машин составляют танки Т-72 (модификаций А, АВ и Б), Т-80 (модификаций Б, БВ, УД и У), Т-62, боевые машины пехоты БМП-1П и БМП-2, боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3, колесные бронетранспортеры БТР-80 и БРДМ-2, гусеничные бронетранспортеры МТ-ЛБ. На базах хранения можно встретить и более старые модели бронетехники, такие как Т-55, Т-54, ПТ-76Б и даже Т-34-85.

Сейчас бытует мнение, что отечественное танкостроение безнадежно отстало, предприятия танковой промышленности в полном упадке и не могут освоить новейшие технологии, а конструкторские бюро не способны создать боевые машины, соответствующие современным требованиям и способные противостоять технике, стоящей на вооружении стран НАТО, и не только. Должен заметить, что это не совсем так.

Если сравнить по основным показателям боевой эффективности Т-90А и основные танки ведущих капиталистических стран, то можно с уверенностью отметить, что российский танк и Leopard 2A6, M1A2 Abrams, Leclerc, Challenger 2 – все они находятся примерно на одном уровне. И хотя заместитель министра обороны Владимир Поповкин как-то на круглом столе с журналистами отметил, что Т-90 – это модернизация Т-34, так вот эта «модернизация Т-34» по большинству параметров пока не уступает лучшим иностранным образцам, а по некоторым и превосходит их. Впрочем, по сути, генерал был прав. Конечно же, любой новый танк – это продолжение и эволюция тех машин, которые были созданы когда-то. Так же можно сказать и в отношении любых других образцов оружия, например, ПГРК «Тополь-М» – это модернизация ракеты Р-1, самолет МиГ-35 – это модернизация МиГ-1 и т.д.

Как уже отмечалось, российские танки по некоторым параметрам имеют превосходство, а именно по огневой мощи и по защищенности. При примерно равных показателях могущества действия кинетических и кумулятивных бронебойных снарядов российские машины оснащены комплексом управляемого вооружения, позволяющим с высокой вероятностью поражать боевые бронированные машины противника на дальностях до 5 км с первого выстрела с места и с ходу. Такая дальность эффективного огня для зарубежных танков пока недоступна. Более того, в состав танковых боекомплектов российских танков теперь могут включаться выстрелы с управляемыми ракетами, имеющими осколочно-фугасную (термобарическую) боевую часть. Это обеспечивает эффективное поражение таких целей, как долговременные огневые сооружения, огневые точки, командные пункты с минимальным расходом боеприпасов и при отсутствии воздействия основных противотанковых средств противника. Наличие автомата заряжания позволяет российским танкам вести огонь из пушки с постоянной скорострельностью 8 выстрелов в минуту. Заряжающий никогда не обеспечит такой темп стрельбы. Это все равно что соревноваться в подъеме по лестнице с лифтом – до 2-го этажа человек еще может добежать наравне с лифтом, а вот до 4-го лифт приедет намного быстрее. Думаю, не надо объяснять, что в современном бою дорога каждая секунда, которая может стоить жизни экипажу.

Некоторые, именующие себя «экспертами», считают, что «Абрамсы», «Леопарды», «Леклерки» и «Челенджеры» последних моделей имеют лучшие, чем у наших машин, системы управления огнем (СУО), поскольку они включают в себя современные компьютеры и комплексы ночного видения, а стало быть, имеют и лучшие показатели точности стрельбы. Но это тоже не так.

Роль компьютера в СУО танка предельно проста – рассчитать исходные данные для производства выстрела (углов возвышения и упреждения), с чем справится и обычный калькулятор, и выработать сигналы, соответствующие им, для передачи в исполнительные системы наведения пушки и башни. Возрастает роль бортового компьютера при наличии в составе СУО системы сопровождения цели. Должен заверить, что со всеми этими задачами отечественные бортовые компьютеры танков вполне справляются. Кроме того, на современных российских машинах бортовые компьютеры также обеспечивают дистанционный подрыв осколочных боеприпасов на траектории полета в заданной точке.

Новые российские танки, так же как и современные зарубежные, оснащаются тепловизионными прицельными комплексами, обеспечивающими возможность обнаружения целей и ведение прицельного огня в условиях ограниченной видимости (туман, пыль, задымление) и ночью. В настоящее время танки Т-90А также оснащаются тепловизионными комплексами. В состав СУО российского танка входит тепловизионный прицел «Эсса» белорусского производства (ОАО «Пеленг»). В этом прицеле используется матрица производства французской компании Thales. Надо понимать, что тепловизионный прицел – это не только тепловизионная камера, основой которой и является та самая матрица, но еще и оптика, и программное обеспечение, которое формирует изображение на экран. Поскольку белорусское предприятие издавна занималось производством линз для космической разведывательной аппаратуры, а отечественные программисты славятся в мире своим умением создавать уникальное программное обеспечение, то и комплексы, стоящие на российских танках по своим характеристикам превосходят зарубежные. Но почему-то наши некоторые «эксперты» об этом не знают.

Они также считают, что натовские танки имеют более высокую защищенность и живучесть. Это глубокое заблуждение. Последние десятилетия разработчики танков на Западе пытались довести на своих машинах уровень защиты, соответствующий танкам советского и российского производства. При этом они вынуждены были «оголять» борта и корму. В результате это привело к тому, что во время операции «Иракская свобода» американские «Абрамсы» поражались огнем 30-мм пушек иракских БМП-2 и так называемым «дружественным огнем» 25-мм автоматических пушек американских БМП «Бредли». Был также случай, когда «Абрамс» сгорел от попадания в него 12,7-мм (!) пули из пулемета ДШК.

Что касается живучести машин, то здесь тоже нет каких-либо преимуществ у машин западного производства. У наших танков более низкий силуэт, а значит – меньшая заметность на поле боя и меньшая вероятность попадания при стрельбе по ним. Эксперты говорят о том, что на западных машинах боекомплект отделен от экипажа. Это правда, но не совсем. Да в западных машинах часть (!) боекомплекта находится в замане башни, отделенном от боевого отделения бронированной перегородкой. Но все равно по 8–18 выстрелов с частично сгорающими гильзами находятся вместе с экипажем. Чтобы танк превратить в безвозвратные потери, достаточно воспламенения внутри него одного такого заряда.

На отечественных машинах используется динамическая защита (ДЗ), и уже давно. На новых машинах, каким сейчас у нас является Т-90А, установлена ДЗ нового поколения, способная держать даже тандемные кумулятивные боеприпасы. На Западе ДЗ стала появляться на некоторых машинах только в последнее десятилетия после обобщения печального опыта компаний в Афганистане и в Ираке.

И еще один момент по защищенности танков. В России на новых танках устанавливается комплекс оптико-электронного подавления. Этот комплекс позволяет ослепить противника и уйти из-под обстрела, а также увести в сторону противотанковую управляемую ракету, пущенную противником. Для танков также у нас был разработан комплект снижения заметности «Накидка». Он обеспечивает снижение вероятности обнаружения танка в разы как в обычном видимом диапазоне, так и в в диапазонах работы радиолокационных и инфракрасных средств разведки и наведения. Другими словами, «Накидка» превращает разрекламированные БЛА и другие средства обнаружения высокоточного оружия, так сильно рекламируемые Западом в последнее время, в обычные авиамодели и праздничные китайские фейерверки. Стоимость одного такого комплекта не превышает 2 тыс. долл., а пущенная по танку в «Накидке» и улетающая в белый свет ракета стоит на порядок выше. Но опять же не спешат у нас покупать для сухопутных войск такие комплекты.

Да, на боевых машинах НАТО стали появляться бортовые информационно-управляющие системы (БИУС). Вещь замечательная, но только когда работает. Пока в настоящее время в случае ведения войны с мало-мальски технически оснащенным противником весь смысл присутствия такой системы теряется из-за уязвимости каналов передачи данных. В нашей стране подобные системы были созданы давно, но не прижились – и из-за уязвимости, и из-за сложности в освоении и эксплуатации. Со временем при решении ряда проблем такие системы получат право на существование.

На прошедшей в этом году парижской выставке вооружений Eurosatory-2010 Германия представила два образца обновленных «Леопардов 2А» – Leopard-2А7+ и MBT Revolution. Выглядело броско и захватывающе. Но при более тщательном знакомстве с представленными образцами специалисты пришли к выводу, что революционного в них ничего нет. Нет там ничего такого, как было в свое время в Т-64 или совсем недавно в «объекте 195».

Восстановить былую танковую мощь России в короткие сроки смогла бы реализация разработанных программ модернизации имеющегося танкового парка.

Сейчас в стране на вооружение принят модернизированный танк Т-72БА. Программа модернизации Т-72 до этого уровня предусматривает установку новой, более точной и мощной 125-мм пушки 2А46М5, новых ходовой части и более мощного двигателя, усовершенствование СУО и ДЗ. Более продвинутую программу модернизации танка Т-72, известного под наименованием «Рогатка», на вооружение не приняли по одной банальной причине – в модернизированную машину должен устанавливаться тепловизионный прицельный комплекс «Сосна-У», а в нем иностранные комплектующие – французская матрица. Почему-то на Т-90А можно использовать, а на модернизированном Т-72 нет. Т-72 «Рогатка» по своим характеристикам ничем не уступает Т-90А, а по некоторым параметрам имеет даже преимущество.

Действительно, отношение руководства Минобороны к оснащению бронетехникой Российской армии и развитию отечественной танковой промышленности, мягко говоря, удивляет и не совсем понятно. Оно считает отечественные образцы ВВТ, имеющиеся у нас на вооружении, никуда не годными и устаревшими. При этом закрывается целый ряд уже отработанных перспективных НИОКР. Закрыта работа и по «объекту 195», несостоявшемуся Т-95.

Этот основной танк практически прошел государственные испытания. Машина по основным боевым показателям – по огневой мощи, защищенности и подвижности – значительно превосходит все имеющиеся на вооружении и перспективные образцы танков Запада. Это действительно танк XXI века. Это действительно революционная машина, а не декларация, которую выкатили немцы на выставке Eurosatory-2010 под названием MBT Revolution, представляющая собой очередную модернизацию танка Leopard 2, ни больше ни меньше. Правда, чтобы это понять, надо хоть немного разбираться в бронетехнике, поскольку западные коллеги в рекламных делах «собаку съели» и спокойно смогут убедить обывателя в том, что именно только у них и именно самое лучшее.

«Объект 195» не принимался на вооружение в конце 90-х прошлого столетия потому, что имел определенные недоработки, да и смысла не было – не было достойных противников для него, да и сейчас, похоже, нет. Машина имеет абсолютно новую компоновку, обеспечивающую высокую живучесть машине и безопасность экипажу, мощнейшее вооружение, современные СУО и БИУС. Даже по эргономическим показателям «объект 195» ушел далеко от западных конкурентов. Планировали принять на вооружение эту новейшую машину в конце текущего года, но министр решил по-другому. Десять лет работы, миллиарды народных денег – «коту под хвост».


БМП-3М по многим своим качествам уникальна.
Фото предосталено автором

Может быть, руководство Минобороны посчитало «объект 195» не вполне совершенным? Хорошо, тогда пусть выдаст новое техническое задание (ТЗ) и выделит соответствующее финансирование. Но этого не происходит. Да и кто теперь сможет грамотно сформировать новое ТЗ, если большинство военных научных организаций закрыто? В том числе и Военно-научный комитет Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ.

Наработки у промышленности и у конструкторов есть. Созданы новые мощнейшие танковые пушки и боеприпасы к ним, есть и прицельные комплексы. Есть броня, в том числе и динамическая защита с новым принципом действия. Есть и желание сделать что-то новое у конструкторов и танкостроителей. Нет только одного – понимания, будет ли это востребовано нашим Министерством обороны.

Один из директоров металлургического комбината рассказывал, что есть технология производства новой броневой стали, которая если не превосходит лучшие импортные образцы, то, уж во всяком случае, ничем не уступает. Но для того, чтобы поставлять такую сталь танкостроителям, необходимо перевооружить производство. Для этого нужны средства, они есть, и их предприятие готово вложить в переоснащение производства, но при одном условии. Условие простое – предприятию нужны гарантии, что в течение, например, пяти лет такую броневую сталь будут у него закупать в таких-то и таких-то объемах. Но вот такую гарантию дать никто не может и не хочет, поскольку никто не знает, что придумают в нашем оборонном ведомстве завтра. А министр обороны публично заявил, что будем закупать броню в Германии. Неплохо, если она действительно лучше. Но на самом деле эта немецкая броня по прочности превосходит отечественную серийную совсем нанемного. Если при равной стойкости немецкой брони необходимо толщина 1 см, то с той же стойкостью бронедеталь из серийной российской брони потребуется 1,02 см. Выигрыш всего 2%! Но проблема с немецкой броней в другом – чтобы варить из нее корпуса и детали, нужно новое сварочное оборудование, освоить новые технологии сварки – а это снова деньги и время.

Если верить рекламным материалам, то пороха в импортных боеприпасах имеют лучшие характеристики, чем в наших, и обеспечивают высокие скорости снаряда и лучшую бронепробиваемость. Но мало кто задумывался над тем, что достичь того же качества порохов, что и на Западе, нашим пороховщикам не позволяют определенные требования, например, диапазон эксплуатационных температур от –50єС до +50єС. Для боеприпасов западного производства этот диапазон составляет от –30єС до +45єС. После нахождения этих боеприпасов в более низких температурах стрелять ими опасно, порох вместо горения может взорваться, как бризантное ВВ. Такие случаи имели место во время Великой Отечественной войны с американскими боеприпасами.

Вот и приходится нашим химикам колдовать и снижать характеристики порохов в угоду надежности и безопасности. Бесплатный сыр – только в мышеловке.

НЕВЕСЕЛЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Шансы выйти в лидеры танкостроения у нас пока еще остались, но их надо использовать. Но пока мы уничтожаем даже то, что есть.

В России была создан и полностью прошел государственные испытания новый тип бронетехники – боевая машина поддержки танков – БМПТ. Машина создавалась на основе глубокого изучения опыта войны в Афганистане, а позже и в Чечне. Со дня на день ждали приказа о принятии ее на вооружение. Не состоялся такой приказ. Причина – не нашлось штатного места для БМПТ в танковых структурах «армии нового облика», так и не решили, где брать дополнительно двух членов экипажа, а штаты подразделений увеличивать нельзя. А что мешает ввести в танковый батальон новой бригады дополнительную роту – роту БМПТ? Кстати, такая рота уже могла быть сформирована до конца текущего года, «Уралвагонзавод» был готов к этому сроку сделать 10 БМПТ. Увы, у нас только увеличиваются штаты центрального аппарата МО. Сейчас нашлось и объяснение «отставки» БМПТ: «Танк и так самодостаточен, он в поддержке не нуждается. Зачем вообще было создавать такую машину?» Опыт, оплаченный жизнями наших танкистов в Афганистане и в Чечне, так никого и ничему не научил. Снова десятилетия труда и миллиарды народных денег на ветер. Зато западные специалисты на выставках пытались получить все возможные сведения о новой машине, лазили по ней вдоль и поперек. Надо полагать, что скоро появится на Западе машина такого класса, а мы снова будем копировать «опыт» Запада.

По боевым машинам типа БМП и БМД – российские БМП-3 и БМД-4 пока сохраняют мировое лидерство в этих классах машин. Тем более что машины класса БМД существуют только в Китае.

С тем, что БМП-3, лучшая машина в своем классе, согласны даже и западные специалисты. Уважительно многие из них относятся и к БМП-2. «Сэр, ваши БМП мы очень уважаем», – сказал мне в Лондоне на выставке DSEi сержант Ее Величества, вернувшийся из Ирака. Но все на том же круглом столе Владимир Поповкин заявил о том, что наши БМП и БТРы просто гробы. Одним из результатов этого заявления стало то, что сорвался контракт на поставку в Грецию БМП-3 на сумму 1,5 млрд. долл. Греки отказались закупать для своей армии боевые машины, которые страна-производитель считает плохими.

Как и по танкам, в нашей стране были разработаны программы глубокой модернизации БМП-2 и БМП-3 – «Бережок» и Каркас-2″. Реализация этих программ позволяет при относительно малых затратах финансовых средств повысить боевую эффективность отечественных боевых машин пехоты в разы! Но, увы, ни БМП-2М, ни БМП-3М на вооружение приняты так и не были.

В классе бронетранспортеров – отечественный БТР-80, несмотря на своей достаточный возраст, продолжает оставаться самым воюющим и востребованным в мире бронетранспортером и пользуется популярностью у военных многих стран мира, в том числе и в армиях НАТО. Но в нашем оборонном ведомстве считают эту машину «гробом», поскольку в «горячих точках» наши солдаты на БТРах ездят сверху из-за низкой противоминной защиты. Натовские солдаты в Афганистане и Ираке ездят на своих БТРах внутри машины. Но происходит это вовсе не потому, что у них противоминная защита превосходит БТР-80, как считают некоторые. Все гораздо прозаичнее: в странах НАТО солдат (или, не дай бог, его семья) не получит страховые выплаты, если его ранят или он погибнет, в случае если это произойдет при его нахождении не внутри бронемашины. Вот они и сидят все внутри «Страйкеров» – американских аналогов наших БТР-80.

БТР-80 – машина, имеющая солидный возраст, поэтому настало время повысить боевую эффективность бронетранспортера. Конструкторы создали БТР-90 «Росток». Машину долго доводили «до ума», учитывая все новые и новые требования, потом она прошла госиспытания и в 2008 году была принята на вооружение приказом МО РФ. Более того, создатели машины уже сделали ее модернизированный вариант. Боевая эффективность бронетранспортера возросла в 2 раза! И всё. «Росток» засох. Закупать принятый на вооружение и, уж тем более, обновленный БТР руководство МО отказалось по одной причине – кому-то не понравилось то, что на этом бронетранспортере два бортовых выхода для десанта. Вот на Западе везде только один, и тот кормовой. Не важно, что это с точки зрения боевого применения хуже. Надо сделать, как там. Раз просят, конструкторы сделают, но на это уйдут время и деньги, а солдаты так и будут продолжать воевать на стареньких машинах и все так же «верхом».

Насмотревшись телерепортажей с зарубежных локальных войн, наши военачальники решили посадить часть армии на бронированные джипы. Идея сама по себе неплохая, тем более что в нашей стране по просьбе военных из ОАЭ такой джип был создан – ГАЗ-2330 «Тигр». Машина оказалась удачной, первыми в России ее оценили спецназовцы из МВД. Военные разработали ТЗ для военного «Тигра». В отличие от милиционеров наши военные посчитали, что 5-й класс защиты для такой машины много, заказали «Тигр» ГАЗ-233014 с 3-м классом защиты и приняли его на снабжение в 2007 году. Поскольку в те времена «Тигры» выпускались только с импортным двигателем, то на снабжение для всей армии «Тигр» принят быть не мог. Ограничились только подразделениями Главного управления ГШ МО РФ. Спецназу машина понравилась, они не раз опробовали ее в боевых условиях, в том числе и во время августовских событий 2008 года в Южной Осетии.

Но тут как гром среди ясного неба сообщение в газете «Коммерсантъ» о принятии на снабжение ВС РФ машины итальянского производства Iveco LMV M65. То есть машины не с какими-то импортными комплектующими, а целиком импортной, в нарушение российского законодательства. Мотивируется решение благой целью – заботой о жизнях наших солдат, поскольку, как написано в итальянской рекламке, машинка та имеет 6а класс баллистической защиты и «держит» подрыв под колесом 6 кг ТНТ. Проверить данные утверждения итальянцы не разрешили, хотя два образца были у них куплены, деньги за них отдали. Уже одно это должно насторожить, так, может, они запретят нашим военным использовать их в боевых условиях или вообще ездить на них? На первом же испытании в снегу Iveco застряла, поэтому дальше решили не рисковать и все испытания прекратить, а акты составить «как положено». К тому же при температурах ниже –32єС эксплуатировать итальянскую машину запрещено инструкцией. Военным специалистам, сомневающимся в высоких характеристиках Iveco LMV M65, велели держать язык за зубами и пригрозили увольнением из армии. А позже выяснилось, что керамическая броня – гордость Iveco LMV M65, при минусовых температурах превращается в обычную керамическую плитку типа той, что кладут на пол в ванной, поскольку полимерная подложка керамических блоков замерзает и не «работает». Пуля такую панель просто раскалывает и летит куда надо.

Создатели «Тигра» уже готовы сделать его и с 6а классом защиты, и с отечественным двигателем, и с кондиционером, и с БИУС, и с чем угодно. При этом отечественный бронеавтомобиль в разы дешевле импортных аналогов при тех же боевых свойствах.

Да, на сегодняшний день наша бронетехника не имеет абсолютного преимущества над той, что имеется в танковых парках западных стран, как это было в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия. Критичность ситуации даже не в этом, а в другом. При сохранении нынешнего отношения руководства Министерства обороны к танковой промышленности и к танковым войскам, да и к армии в целом, еще несколько лет – и мы уже никогда не сможем восстановить лидирующие позиции в создании и строительстве бронетехники, лишимся танковых войск, а бронетехнику будем снова закупать за границей, но не отдельные образцы для изучения, а крупными сериями, поскольку отечественная промышленность будет окончательно развалена.

Хочется все же верить, что здравый разум восторжествует. И будем верить в это. Не только верить, но и делать все, чтобы Россия вновь стала ведущей в мире танковой державой. А наши воины получили в свое распоряжение лучшие в мире танки, БМП, БТРы и бронемашины отечественного производства. Для этого все есть в нашей стране. Нужна только воля на принятие правильного решения.

Город, где делают танки

В этом году Нижнему Тагилу (Свердловская область) исполняется 290 лет. Его история типична для российского горнозаводского поселения. Есть в ней однако и уникальные факты.

Демидовские миллионы

Вся дореволюционная история Нижнего Тагила связана с металлом. Датой основания города считается 8 октября 1722 года, когда была пущена первая домна на Выйском медеплавильном заводе. В 1725 году вслед за медеплавильным был запущен Нижнетагильский железоделательный завод. Тогда это был самый мощный и современный завод в Европе, превосходящий по объему выпуска и качеству продукции заводы Швеции. Основатель Екатеринбурга, известный знаток горного дела генерал Вильгельм де Геннин в «Описании Уральских и Сибирских заводов» за 1735 год сообщает, что с одной домны тагильского завода получали от 250 до 400 пудов чугуна. А домна на заводе в Швеции выпускала тогда в среднем 200 — 210 пудов. Кроме того, производство в Нижнем Тагиле было менее энергоемким: в шведских печах на получение 100 кг чугуна тратили 300 — 350 кг древесного угля, в тагильских — вдвое меньше.

Качество тагильского металла неоднократно подтверждалось на международных выставках. На Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году — три бронзовые медали, в Париже 1867-м — три золотые, а в 1878 году на Всемирной выставке в Париже сталь марки «Старый соболь» получила Гран-при. Клеймо с изображением соболя, символизировавшего мягкость и добротность (как благородный соболиный мех) тагильского железа, и литерами С. С. Н. А. Д. — статский советник Никита Акинфиевич Демидов, было известно всему миру.

Сам же город приобрел всемирную славу в 1834 году, когда механики Ефим Алексе­евич и Мирон Ефимович Черепановы создали первый в России паровоз. Благодаря тагильским умельцам и поддержке хозяев завода — Демидовых — Россия стала единственной страной в Европе, которая имела свои, а не импортированные из Англии паровозы. Почти двести лет паровоз был символом прогресса и развития индустрии в России и тагильским брендом национального значения.

На парижской выставке 1867 года экспонировалась найденная в тагильском медном руднике малахитовая глыба весом 4,8 тонны. Конечно, в основе высокого качества металла была не только передовая технология, но и богатая железом руда, извлекаемая из горы Высокой. Месторождение открыли в 1697 году, изыскания проводились по прямому поручению Петра I: государь вел тогда борьбу за выход к морю и поставил задачу развития собственной промышленности. Теперь на месте горы глубокий, чуть не в километр, карьер: «Была гора Высокая, стала яма глубокая».

Металлургия до установления советской власти ассоциировалась исключительно с родом заводчиков Демидовых — основателей города. По идеологическим причинам роль Демидовых в создании и формировании Нижнего Тагила советской властью замалчивалась, а в 1930 году, когда началась новая стадия антирелигиозной политики советского государства, была разграблена фамильная усыпальница Демидовых в Выйско-Никольской церкви. Саму церковь сначала хотели переделать под школу, потом сделали склад, а в 1967 году к юбилею советской власти на ее месте был построен дворец культуры. Сегодня Демидовы пережили историческую реабилитацию: в центре города установлен памятник, правда, не основателю династии Никите Демидову, а одному из его деятельных потомков Николаю — герою войны 1812 года, служившему одно время адъютантом у князя Потемкина. Почему именно ему — вопрос спорный, обсуждавшийся в среде историков и краеведов. Возможно, учли тот факт, что оружейных дел мастеру Никите Демидычу Антюфееву (фамилию Демидов он получил с присвоением ему и потомкам дворянского звания) уже есть памятник на его родине в Туле.

Семь поколений Демидовых владели тагильскими заводами. Самым выдающимся из Демидовых после отца-основателя династии стал его сын Акинфий, настоящий трудоголик, приумноживший и развивший до масштабов, как бы мы сейчас сказали, крупного федерального холдинга, полученную в наследство горную империю. Последним собственником заводов был Елим Демидов, побывавший в Тагиле один раз за всю жизнь и уже плохо говоривший по-русски. Начиная с третьего поколения Демидовы жили постоянно в Москве, Петербурге и за границей, обладали громадным по тем временам состоянием. Только на благотворительность сын Акинфия Прокопий потратил 4 млн рублей — сумму по тем временам гигантскую. Прославился он и экстравагантными выходками. Самая известная из них — зимняя дорога летом в Москве. Прокопий велел засыпать солью версту дороги, сел в карету и промчался одетый в шубу с песнями и бубенцами. Вдоль дороги стояли мужики, тоже одетые в зимнее. После того, как барин умчался, они собрали соль в мешки, кто сколько мог, и унесли с собой — соль в те времена стоила недешево.

Мегастройки

20 августа 1919 года постановлением Екатеринбургского военно-революционного комитета слиянием трех волостей (Выйско-Никольской, Тагильской и Троицкой) был образован «безуездный город Нижний Тагил». После революции и Гражданской войны город был обескровлен, заводы еле теплились, рудник затоплен. Много народу ушло с белыми войсками, выбитыми из города красными в октябре 1918 года. Начало 20-х годов ознаменовалось борьбой с беспризорностью, созданием экспериментального Детского городка, куда свозили беспризорников и малолетних преступников, которых милиция вылавливала по подворотням и бандитским малинам. В 1923 году это созданное советской властью новое образовательное учреждение посетил нарком просвещения Луначарский. «Действительно, я не мог не порадоваться этому учреждению. Оно еще совсем юное, существует первый год, многое в нем еще нехорошо; обуви, как почти всюду на Урале, у детей крайне мало: много босеньких. С перебоями идет и питание. Но зато педагогическая сторона поставлена прекрасно», — писал Анатолий Васильевич в одной из своих статей.

Новый импульс развитию города был дан в начале 30-х годов прошлого века. 15 мая 1930 года ЦК ВКП(б) принял решение о создании в СССР второй угольно-металлургической базы. XVI съезд партии, проходивший в июне — июле, рассматривал вопросы дальнейшего экономического развития страны и постановил форсировать строительство Магнитогорского и Кузнецкого заводов и приступить к строительству Ново-Тагильского металлургического завода (НТМЗ). Стройка для тех ударных лет шла долго, несколько раз останавливалась, менялся проект, поэтому первый чугун первая доменная печь НТМЗ выдала только 25 июня 1940 года.

Вторая мегастройка началась в Тагиле в 1931 году. Это Уральский вагоностроительный завод (УВЗ) — самое крупное предприятие в мире, вошедшее впоследствии в книгу рекордов Гиннесса. Датой рождения завода стало 11 октября 1936 года, когда с вагоносборочного конвейера сошла первая продукция. В годы ударных строек население Нижнего Тагила увеличилось в разы. В значительной степени за счет так называемых спецпереселенцев, в основном крестьян, «раскулаченных» в ходе коллективизации и отправленных на великие стройки в качестве дармовой рабочей силы. Через пять лет после начала строительства УВЗ (а стройка началась в чистом поле, точнее, в лесу) появился Дзержинский район Нижнего Тагила (в народе именуемый Вагонкой) с населением в 45 тыс. человек. «Новый город — Дзержинский район — имеет 600 домов, 20 улиц, девять школ, телефонную станцию на 900 номеров, 87 магазинов, две поликлиники, клуб, парк культуры. В районе проживают представители 23 национальностей», — писала газета «Тагильский рабочий» в сентябре 1936 года.

Именно тогда, в 30-е годы, пребывающий с начала 20-х в экономической стагнации провинциальный Нижний Тагил, где пыхтели давно устаревшие заводы, вновь оказался вовлеченным в бурный поток отечественной и мировой истории.

«Тагильский прорыв»

Создание на Урале новой индустриальной базы диктовалось геополитическими планами советского правительства. В газетах, как местных, так и центральных, вплоть до августа 1939 года, когда был подписан пакт Молотова — Риббентропа, главная международная тема — это отношения с Германией, их обострение и нагнетание настроений войны. Поэтому задачи для промышленности изначально ставились с учетом ее возможного разворачивания на военные рельсы. Но времени для формирования полноценной промышленной основы обороны все равно не хватило. Многое пришлось делать в первые два года войны. Южная металлургическая база страны была выведена из строя, а на новых предприятиях Урала еще не освоили производство высококачественной легированной стали, необходимой для выпуска бронетехники и боеприпасов. Положение осложнялось тем, что на Урале не было разработанных источников сырья (для производства бронированной стали необходимо много легирующих добавок — хрома и марганца). За год освоили месторождение в Полуночном, построили железнодорожную ветку от Ивделя, тем самым решив вопрос с сырьем. Параллельно шла работа над технологией выпуска ферросплавов. На НТМЗ не было электропечей, поэтому вместо них решили использовать домны завода им. Куйбышева (это тот самый, бывший демидовский, раньше называвшийся железоделательным). Работы велись по заданию и под контролем Государственного комитета обороны, группу ученых, участвовавших в разработках, возглавлял заведующий лабораторией Уральского отделения Академии наук СССР В.М. Михайлов. К концу сентября 1941 года были получены первые образцы высококачественного феррохрома. В публикациях того времени это событие часто называлось «тагильский прорыв», его даже называли стратегическим переломом, который должен определить последующий ход войны. За разработку и внедрение в производство процесса выплавки углеродистого хрома группе ученых и инженеров в 1942 году была присуждена Государственная премия СССР.

25 сентября 1941 года на Уралвагонзаводе был остановлен конвейер по сборке вагонов, 1 октября в Нижний Тагил прибыл эшелон с оборудованием для производства танков. С учетом того, что технология выпуска брони была уже освоена, производство военной техники удалось организовать в считанные месяцы — 8 декабря первый танк вышел за ворота завода, 20 декабря эшелон с 25-ю боевыми машинами был отправлен на фронт. Эти первые тагильские танки Т-34 попали в самое пекло войны, участвовали в переломном наступлении советских войск под Москвой зимой 1941 — 1942 года. Вообще-то роль Урала и Нижнего Тагила, легендарных «тридцатьчетверок» в победе в Великой Отечественной и в целом во Второй мировой войне хрестоматийна, известна всем. УВЗ и танк Т-34, установленный ныне у главной проходной завода, можно условно считать четвертым узнаваемым символом города.

Пять брендов

Покопавшись в архивах, мы нашли немало уникальных фактов и из культурной жизни самых разных эпох. Так, в 1924 году на чердаке бывшего дома купца Дерябина, где сегодня находится музей быта и ремесел, была найдена икона кисти Рафаэля (получившая впоследствии название «Тагильская Мадонна»), написанная в 1509 году. Подлинность иконы установил сам Игорь Грабарь, специально приезжавший в Тагил в 1925 году. Сегодня она хранится в городском музее изобразительных искусств. Версий о том, как этот шедевр попал на купеческий чердак, предостаточно, все они связаны с Демидовыми.

Здесь работала Галина Даниловна Лаврова — единственный в Свердловской области народный учитель СССР, тагильская гимназия № 86 неоднократно побеждала в конкурсе «Лучшая школа России», выпускник тагильского лицея № 39 Константин Новоселов стал нобелевским лауреатом в 2010 году за изобретение графена. Работы «Тагильской школы живописи», основанной Владимиром Наседкиным, известны ценителям современного искусства во всем мире.

И, тем не менее, Нижнему Тагилу очень сложно уйти от репутации города, где делают танки. Не случайно именно здесь по инициативе экс-губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя в 1999 году была проведена первая Международная выставка вооружений, которая окончательно закрепила современный имидж города.

Пять тагильских брендов: первый российский паровоз, лучший в мире металл, Демидовы, лучшие в мире танки и выставка оружия, по сути, представляют собой визитную карточку Нижнего Тагила. Стоит ли опираться исключительно на эти безусловно важные исторические символы и продолжать заниматься их эксплуатацией в будущем или создавать новые — вот, наверное, главный вопрос для нынешних и будущих поколений тагильчан.

Оборонно-промышленный комплекс

Научно-исследовательские предприятия оборонно-промышленного комплекса страны разрабатывают, испытывают и производят военную и специальную воздушную, наземную и морскую технику, боеприпасы, приборы связи и слежения, амуницию для силовых структур России, космической отрасли. Часть продукции идет на экспорт. Также в задачи ОПК входит утилизация вооружения.

В экономике страны военная отрасль занимает одну из ведущих позиций, в ОПК занято более 2 млн человек. По производству многих видов военных средств Россия входит в число мировых лидеров. Непрекращающаяся гонка вооружений в мире заставляет разрабатывать новые модели техники и систем обороны.

История

До начала перестройки доля военной промышленности преобладала в экономике страны. В 90-х гг. госзаказ резко сократился. Большинство предприятий ОПК были перепрофилированы на выпуск мирной продукции. В этот период были утрачены многие передовые наработки и технологии.

В 2000 г. вышел указ об образовании компании «Рособоронэкспорт». Для закупок военного оборудования выделено 46 млрд руб. В сфере ОПК стали создаваться концерны, объединившие ведущих производителей военной продукции. В 2002 г. создана первая крупнейшая корпорация «Алмаз-Антей». Холдинг получил предприятия группы «Оборонные системы». В 2006 г. правительство утвердило программу развития вооружений на период 2007-2015 гг. Тогда же была создана Военно-промышленная комиссия.

2011 г. стал годом завершения основного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса. Базу ОПК составили 50 интегрированных структур, на долю которых приходится 60% выпускаемой военной продукции. Россия вновь начинает входить в список мировых лидеров производителей вооружения. На реализацию военной программы 2011-2020 г. заложено 19 трлн руб.

Торговые партнеры

Доля экспорта военной техники, приборов, оружия выросла к 2018 г. до 22%. По объему поставок страна уступает только США. Россия экспортирует продукцию оборонной промышленности в 60 стран мира, в 2009 г. прибыль составила 32 млрд $. Среди основных российских партнеров – Индия, Кувейт, Бразилия, Китай, Сирия, Иран, Греция. Наибольший объем экспорта приходится на военно-воздушную технику (около 50%).

Отрасли и центры ОПК

Производство вооружения относится к высокотехнологичным процессам и сосредоточено в развитых центрах страны. Оно подразделяется на такие отрасли:

Крупнейшие предприятия

Далее представлены крупные корпорации оборонно-промышленного комплекса:

  • АО «Вертолеты России»;
  • АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»;
  • ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»;
  • АО «НПО «Высокоточные комплексы»;
  • АО «НПК «Уралвагонзавод имени Дзержинского»;
  • Концерн «Радиоэлектронные технологии»;
  • АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
  • АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»;
  • АО «Объединенная приборостроительная корпорация»;
  • АО «ПО «Севмашпредприятие» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»).

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Предприятия машиностроения и металлообработки.

Проблемы ОПК

Трудности оборонно-промышленного комплекса в первую очередь связывают с предстоящим сокращением госзаказа, что повлечет за собой уменьшение рабочих мест. Вторая главная проблема – это начавшаяся в 2017 г. диверсификация ОПК. До 2025 г. предприятия оборонной промышленности должны увеличить долю мирной продукции до 30% от общего объема. А для этого необходимо разрабатывать новые технологии для производства конкурентного товара.

К сложностям ОПК относится и потеря научно-технологической базы, начавшаяся в 90-х гг. Особенно это ощущается в радиоэлектронной промышленности, которая базируется на устаревших отечественных технологиях. В стране не хватает высококвалифицированных молодых специалистов. Необходимо внедрять программу стимулирования для закрепления перспективной молодежи в высокотехнологичных отраслях ОПК.

Недостаточно инновационных систем, мало используются специальные технологии для отраслей гражданской промышленности. Большинство российских производителей ОПК не участвуют в мировой кооперационной системе, что порождает низкий уровень эффективности процессов и способствует слабому развитию конкуренции на российском рынке.

Читайте нас в Яндекс Дзен и подписывайтесь во Вконтакте.

Оборонное производство

Оборонное производство — область производства (промышленности) государства, являющаяся совокупностью научно-исследовательских, испытательных учреждений, организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку, испытание, производство и утилизацию вооружения, военной и специальной техники и другого имущества для вооружённых сил (силовых структур) государства. Отдельные авторы сужают понятие оборонное производство показывая его важнейшей, но не единственной, составной частью военно-промышленного комплекса.

Состав

  • разработка вооружения и военной техники;
  • производство вооружения и военной техники;
  • испытание вооружения и военной техники;
  • ремонт вооружения и военной техники;
  • обслуживание вооружения и военной техники;

Отрасли

Отрасли оборонного производства:

  1. Производство ядерного оружия;
  2. Ракетно-космическая промышленность;
  3. Авиационная промышленность;
  4. Военное судостроение;
  5. Бронетанковая промышленность;
  6. Производство стрелкового оружия и боеприпасов;
  7. Производство артиллерийского вооружения;

Россия

Основное звено «Экономика военная» — военная промышленность. Ядро её составляет промышленность вооружения: авиаракетная и атомная, военное судостроение, производство военной радиоэлектроники, бронетанковой техники, боеприпасов, артиллерийско-стрелкового вооружения и др

— БСЭ

Оборонное производство — производственная деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся: м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

— Статья 71, Конституция России

В 1990-е годы многие предприятия государства, в соответствии с Федеральным Законом, от 13 апреля 1998 года, № 60-ФЗ, «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», были переориентированы на выпуск гражданской продукции, в том числе оборудования для нефтегазовых компаний.

С 1 января 2008 года по решению Военно-промышленной комиссии все закупки, для вооружённых сил, производятся посредством Федерального агентства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств.

США

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Объекты оборонного производства

Объектами оборонного производства являются:

  1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях — независимо от доли военных заказов;
  2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти Российской Федерации, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Влияние на экономику отдельных регионов

Доля оборонного производства в структуре экономики Нижегородской области чрезвычайно высока и составляет по различным оценкам 30-40 % (в силу известных сложностей более точная оценка невозможна, но и этих данных достаточно, чтобы классифицировать нижегородскую экономику как одну из наиболее милитаризированных региональных экономик страны). Следует указать, что существование развитого военного производства определяет характер не только собственно экономики области, но и практически всех остальных сфер жизни: науки, образования, строительства, социального обеспечения, всех инфраструктурных элементов. Оборонное производство является, как правило, наиболее наукоемким и высокотехнологичным, сосредоточивает наиболее квалифицированные кадры и, кроме того, несет большую социальную нагрузку.

См. также

  • Военно-промышленный комплекс
  • Военно-промышленные комитеты
  • Офсетная сделка
  • Военная революция

Примечания

  1. Лесин А. В., Щерба А. Н. Концепция ВПК в книге Н. С. Симонова «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-е — 1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление» и других новейших трудах российских исследователей // Санкт-Петербургский государственный технический университет КЛиО : Журнал для учёных. — СПб.: Изд-во СпбГТУ, 1998. — № 1. — С. 278.
  2. Федеральный закон, от 13 апреля 1998 года, № 60-ФЗ, «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации»
  3. «У производителей оружия остался один посредник» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) 11 сентября 2007 года (недоступная ссылка)
  4. Викторов И. С., Алексеева Д. Г., Бут Н. Д. Объекты оборонного производства // Государственная собственность в Российской Федерации. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — С. 468. — 573 с. — 700 экз. — ISBN 5-224-04645-9
  5. Борисов С. В. Хроника нижегородской политической жизни // Регионы России: хроника и руководители. — Хоккайдо: Sapporo Slavic Research Center, Hokkaido Univ., 1999. — Т. 6. — С. 15. — 293 с. — ISBN 978-4-938-63715-6

Литература

Ссылки

  • Текст Конституции России на официальном сайте Президента России
  • Федеральный закон, от 13 апреля 1998 года, № 60-ФЗ, «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации»
  • СССР. Промышленность.
  • Информационное агентство ТС ВПК — мониторинг текущего состояния и анализ перспектив развития оборонно-промышленного комплекса России
  • Новости ВПК — ежедневные обзоры новостей ВПК России и других стран мира
  • Прорыв на мировой рынок вооружений, «Россия в глобальной политике». № 2, Март — Апрель 2008
  • Брако-разводный контракт «Новая газета», 27.02.2008 — 8 крупнейших провалов ВПК
  • Карта ОП России

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Добавить информацию для других стран и регионов.
  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тематику.
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон {{книга}}, и проставить ISBN.

Военное дело

Вопросы

Политика • Право • Строительство • Управление • Образование • Тыл • Искусство • Экономика (Оборонное производство)

Наука

История • География • Психология • Социология • Военно-морское искусство • Теория строительства ВМФ • Военно-морская история

Искусство

Вооружённые силы

Обеспечение

Оперативное (Боевое) • Тыловое (Материальное • Транспортное • Техническое • Медицинское • Ветеринарное • Торгово-бытовое • Квартирно-эксплуатационное • Инженерно-аэродромное • Аэродромно-техническое • Аварийно-спасательное)

Военные действия
(Боевые действия)

Воздушные • Информационные • Сухопутные • Морские • Космические • На истощение • Партизанские • Маневренные (Блицкриг) • Осада • Окопные