Замок монсегюр

Четверо из Монсегюра

«Это не Бог дает такой прекрасный урожай, а унавоживание земли».
«Зачем ты простираешься перед этой статуей? Разве ты забыл, что это человек взял кусок дерева и вырезал ее с помощью железный орудий?».
» Разве тебя родила не женщина? Так почему ты ставишь себя выше Матери?».
(Из учения Церкви катаров)
Продолжение миниатюры «Церковь Марии Магдалины»
Пиренейские горы (исп. Pirin;os, франц. Pyr;n;es), горная система на юго-западе Европы, в Испании, Франции и Андорре, важный природный рубеж, отделяющий Средиземноморье от Средней Европы. Простирается от Бискайского залива до Средиземного моря приблизительно на 450 км; ширина до 110 км (в центральной и восточной частях), высота до 3404 м (пик Ането в массиве Маладета). В результате горообразовательных движений (главным образом альпийского возраста) древнее герцинское ядро Пиренеев было поднято на значительную высоту, а перекрывающие его осадочные толщи смяты в крутые складки, образовав местами надвиги. Для рельефа характерно сочетание средневысотных плосковершинных массивов и складчатых прямолинейно-вытянутых хребтов. В наиболее высоких частях гор, подвергавшихся плейстоценовому оледенению, рельеф приобрёл альпийские формы.
Когда солнце встает над Провансом и Лангедоком Руссильоном, тучи, покрывающие Пиренеи, становятся золотыми. Спокойно и величественно выступают горы на лазурном небе. На долину Прованса опускается ночь, а они еще долго преображены лучами заходящего солнца. «Горой Преображения», Фавором называют жители Прованса пик Святого Варфоломея, красивейшую из пиренейских вершин. Пиренейский Фавор расположен между «Olmus», Долиной вязов, и «Sabarthus», долиной Сабарте, где по приданию Богоматерь обещала Карлу Великому (Ивану Калите – царю Халифу) победу над сарацинами. Уединенная каменистая дорога ведет от безмятежного Ульма наверх, к пропастям и пещерам Сабарте: это путь катаров, путь чистых. В самом сердце хребта возвышается дикая гора, настолько высокая, что сверкающие облака окутывают ее вершину. Отвесные скалы спускаются вниз, к стенам замка Монсепор.
Гора или пик Монсегюр представляет собой огромную скалу (1207 м), закругленную в виде сахарной головы, затерянную на северных склонах Пиренеев среди вершин от 2000 до 3000 метров. С трех сторон скала круто обрывается в долину. Подняться наверх можно только по западному склону. На самой вершине находятся развалины очень маленького замка. В историю этот замок вошел как последний оплот ереси катаров, распространенной в Южной Франции в XII—XIII веках. В то время замок находился на территории Лангедокского графства и одноименного епископства, простиравшегося от Аквитании до Прованса и от Пиренеев до Керси.
Читатель, верно, помнит мою миниатюру «Церковь Марии Магдалины» в которой я описывал события 1244 года, а именно осаду Монсегюра и сожжение катар на кострах инквизиции. Говорил я тогда и о том, что катары, это воины Руси-Орды, наши с вами предки славяне, стоявшие гарнизонами по всей завоеванной ими Европе. Указывал я и на то, что Церковь катаров это христианство, которое начиналось именно с них, и катары — это истинные христиане, и в то же время, первохристиане. Последнее утверждение возможно спорно (первохристиане), потому как богомилы существовали к тому времени на Руси и появление этого христианства в Европе с ними взаимосвязано: староверческая Церковь и Церковь катар, две родные сестры-близняшки, основанные прямыми потомками Христа. Я говорил и о том, что время земной жизни Исуса безбожно искажено и называл исторический прототип Спасителя: император Византии Андроник Комнин, матерью которого была русская (славянская княжна) Мария Богородица, который нашел свое воплощение на Земле, в 1153 по 1182 годах нашей эры.
Земля Лангедок именуется правильно землей Лангедок Руссильон, что означает Лангедок Русская Земля, о чем старательно желают забыть европейские историки, отводя Церкви катар роль гностиков и мазохеев, говоря о ее еретическом учении.
Все это не правда, катары христиане, не поддерживавшие лживого учения католической церкви, симбиоза позднего христианства и иудаизма, за что и были уничтожены папством. Не верь, читатель, что папская инквизиция была создана ради борьбы с ересью и ведьмами. Доминиканский орден был зачат в комнатах папского палаццо, именно для борьбы с катарами, которых папство считало своим злейшими врагами.
Вся эта земля исповедала учение катаров (по греч. чистые). Религия катаров пришла с Востока из нашей с тобой Руси, сразу после разгрома иудейской Хазарии и покорения Европы. Катаров стали называть альбигойцами, что означает белый гой, то есть человек не принимающий иудаизм. «Гой еси, добрый молодец!!!». Управляли этими землями графы Тулузские, В районе Монсегюра располагалось епископство Лангедока Руссильона, где правил Бертран Марти. Его видамом был мой предок Вильгельм (Владислав) Ла Пантель. Видам это епископ-виконт управлявший землями епископа, викарий, думный дьяк, рыцарь-священник-воин, командовавший вооруженными силами феодала-епископа. Титул наследственный и единственный на Руси.
10 марта 1208 года папа Иннокентий III объявил крестовый поход христиан против ереси, которая ужасней сарацинов. Врагом был объявлен покровитель ереси Раймон VI, граф Тулузский, кузен короля Франции, шурин королей Англии и Арагона, один из величайших вельмож западного христианского мира, владыка Лангедока.
Кровопролитная война папства против христиан была названа первым геноцидом Европы. Так, например, в городе Безье было перебито 20 тысяч человек, причем не щадили ни женщин, ни детей. Исторической стала фраза папского легата Арнольда да Сато. На вопрос де Монфора, осадившего Монсегюр, как отличить катаров от добрых католиков, легат ответил: Убивайте всех — Бог узнает своих!
Последним оплотом катаров (совершенных) стал замок Монсегюр, расположенный в труднопроходимых горах, и ставший прибежищем для многих, бежавших от религиозных погромов по всей стране. В 1204 году замок лежал в руинах. Совершенные попросили владетеля замка Раймона де Перелла отстроить его и сделать официальным прибежищем Церкви катаров. Катары уже давно считали этот замок особо почитаемым местом, предназначенным для их культа. Сюда стекались паломники, за ними шли купцы, что способствовало развитию этого негостеприимного края — так у подножия скалы возник поселок. В течение десяти лет Монсегюр был центром катарского сопротивления. Богослужения проходили с завидным постоянством, несмотря на войну. Здесь встречались мятежные знатные вельможи, сюда тянулись паломники даже из далекой Испании, чтобы предаться молитве и духовному созерцанию. Став столицей Церкви катаров, замок обратился в арсенал и сокровищницу . Между 1232 и 1242 годами ко всему прочему замок превратился в некрополь, куда умирающих везли по горным тропам на спинах мулов, чтобы, получив благословение, быть похороненными у стен Монсегюра. С 1223 года католики именовали замок Синагогой Сатаны, термином, взятым у самих катаров, которые так называли всю католическую церковь. Как всегда двойная ложь папства!!!
Всего несколько сотен защитников в течение многих месяцев обороняли замок против шестидесяти тысяч крестоносцев. Кроме того, крепость забрасывали камнями из катапульт (эти камни можно видеть и сейчас во дворе замка). В марте 1244 года после года осады Монсегюр пал. Спустя несколько дней после взятия замка 257 совершенных, уцелевших после битвы, взошли на костер. Однако четверо совершенных, которых охранял мой предок видам Монсегюр Лангедок Руссильон, смогли пробиться через войска убийцы де Монфора и скрылись, унеся некие сокровища Монсегюра и все тайны катаров. Об этом под пыткой рассказал комендант Монсегюра Лрно-Роже де Мирпуа.
Вот такова короткая версия моего предыдущего рассказа о Монсегюре. Я задумал книгу о нем и каждая миниатюра, есть продолжение предыдущей, или ее начало: компоновка книги еще не определена. Поэтому, я приступая к изложению этой, вынужден повторяться. В миниатюре «Церковь Марии Магдалины» я пообещал рассказать читателю о вере катаров, но главное рассказать, кто такие эти четверо Совершенных, ради которых и послал в бой епископ Бертран и командующий обороной Монсегюра граф Раймонд де Перейль, моего пращура с лучшими, из оставшихся в живых воинами. Мне не известно их численность, но я думаю, что это была горстка храбрецов, которым Бертран Марти приказал выжить и сохранить веру, и реликвии церкви «добрых людей».
Мой предок исполнил приказ и пришел на Русь, которая была его Родиной.
Зная сказанное, читатель сейчас услышит еще более невероятные вещи, которые ему расскажет автор, прямой потомок видама Ла Пантеля. Упреждая вопросы касаемо сокровищ катар, отвечу, что папские войска не нашли в Монсегюре ни золота ни алмазов. А то, что принес на Русь предок, ценности духовные, но и о них мне мало, что известно. Однако я предполагаю, что ценности катар были положены в Московский Кремль, откуда и выкрадены поляками во времена Смуты. Например это Туринская плащаница известная на Руси, как Убрус или Спас Нерукотворный. Это копье Лонгина убившее Христа. Это Чаша Святого Грааля, в которую стекала кровь Спасителя. Это икона Богоматери Марии и ковчег волхвов (висящий ныне в Кельнском соборе) и многое другое, о чем я сейчас могу только догадываться. Но, уж больно мои догадки совпадают с преданием моей семьи.
Зная все это, я потомственный катар и единственный православный видам старой веры катаров в мире, решил рассказать читателю о тех, кто дал Руси Христианство.
Епископ Бертран сказал на костре последние слова: «Предначертание свершится!» и я верю в его пророчество. По моему мнению, Святая Русь, начала возврат к вере своих предков, уничтоженной в Европе папством, а на Руси Романовыми.
Церковь катар, ничем не отличается от русского староверия. Конечно, есть некие особенности, как и у веры этрусков, которые цитируют Святое Писание известное ныне как Евангелие, на своих каменных стелах. Не отличается оно от богомилов, изречения из Евангелия, которых можно встретить в «древних» египетских пирамидах. А если открыть Палию и Кормчую, древние духовные книги, которыми пользуются староверы чашечники, кулугуры, молокане, раскольники в скитах и прочий староверческий народ, то совершенно не нужно придумывать о Монсегюре легенды связанные с язычеством. На Руси язычества никогда не было, а существовал дуализм, вера в наличие Бога добра и бога зла. Пантеон русских дохристианских богов полностью скопирован официальной церковью, просто им дали иные имена и должности.
По мнению староверов, Сатана покидая небеса, захватил часть душ, соблазнил их порочным знанием и обещаниями и вселил их в плотскую оболочку. Количество этих душ ограничено и конец этому миру произойдет тогда, когда каждая душа станет совершенной и вернется к Богу Добра.
Староверы отрицают Ветхий Завет, как ересь Торы и воспринимают только Писание или Евангелие. Евангелий значительно больше и они шире раскрывают образ Христа, а некоторые просто отсутствуют, так как написаны папством в средние века, в эпоху Возрождения. Наиболее почитаемые личности это Исус Христос, Мария Богородица (в аспекте ее славянского происхождения), Иоанн Богослов и один из апостолов Христа, Его Жена и Мать Его детей, Мария Магдалина. Последняя и считается основательницей Церкви катар, но об этом чуть позже. Существует древняя икона именуемая «Cвятым семейством», на которой изображены Исус и Мария Магдалина. Причем отец держит на руках мальчика, а мать девочку. Это самая противоречащая икона всем каноническим канонам и к ней, как к теме вдохновения обращались Рембрант и Рафаэль, Леонардо да Винчи и Андрей Рублев. Вот только позднего письма, она имеет три персонажа, а не четыре и ее объясняют, как семью Матери Марии и плотника Иосифа. На самом деле у староверов эта икона выглядит иначе.
Я не буду излагать читателю, все основы староверия, потому как целью этой миниатюры ставлю желание поведать миру о четырех Совершенных, выведенных моим предком из осажденного оплота катар. Но для начала этого повествования, я снова вернусь к Марии Магдалине, которая у староверов именуется как Мария Египтыня.
К теме Марии Магдалины обращались многие, а да Винчи просто ее написал рядом с Исусом в «Тайной вечере». Кстати имя Исус у староверов пишется с одним «И» и читателю не стоит уличать меня в невежестве.
После распятия Андроника на кресте, над проливом Босфор (в Острожской Библии именуется Иордан), на горе Бейкос, в пригороде современного Стамбула Ёросалеме (Ёрос), родственники императора бежали на Русь, где основали Великую империю славян. Все кроме Матери и Жены. Про успение Марии Богородицы известно многое и прости меня читатель, если я оставлю эту тему. Поговорим о Ее Невестке Марии.
В староверии она не кающаяся грешница, а происходит из благородного дома. Она жена царя, но ради его учения отказывается от сокровищ.
Когда Ангел Исаак Сатана, сверг Андроника, то Комнин с женой и ее весталкой, сбежали на побережье, желая переправиться на европейскую часть Земли, однако произошло предательство, и его схватили. Женщинам же удалось покинуть территорию Византии и они высадились в современной Франции, в Провансе
История ее паломничества в Прованс, где она прожила много лет, как отшельница, известна во Франции в 12 веке и рассказана в «Золотой легенде». Она основана на легендах о МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ, о которой прекрасно знают все христианские религии мира. Но все дело в том, что Мария Магдалина и Мария Египетская это одно лицо.
Обнаружение предполагаемых реликвий Магдалины в XIII веке привело к быстрому росту ее культа. Быть может, наиболее курьезным памятником ей является церковь Ла Мадлен в Париже — псевдоклассический храм, первоначально предназначавшийся для прославления Наполеона. Однако, это уже поздняя попытка папизма подстроится под оболганную им же честную женщину. Вот как рассказывают староверы о появлении Марии во Франции:
Путешествие в Марсель. Мария, Марфа (сестра Марии и весталка) и Лазарь с другими спутниками отправились в путешествие на корабле без матросов, весел и руля и, ведомые ангелом, в конце концов благополучно приплыли в Марсель. Здесь Мария проповедовала аборигенам-язычникам и многих крестила. Следует отметить, что крещение в старом обряде не водой, а наложением рук, что отчетливо видно на иконах с ее изображением в старообрядческом исполнении.
Магдалина не только жена Христа-Андроника, мать Его детей, но и Его любимый ученик и апостол против которой боролся Петр и Иуда Искариот.
Мария создала Церковь катар во Франции, благо она была полна славянских гарнизонов, которые точно знали, что на самом деле произошло на Босфоре и чей сын Исус.
Папизм, который на самом деле лишь завуалированный под христианство иудаизм, признает иного бога. Это ветхозаветный бог зла, против которого выступал и сам Христос и его адепты катары. Бог катар, это Бог Добра, а не князь мира и Сатана.
В уединенном горном месте около Санте-Бауме, которое до сих пор является местом паломничества, Мария провела тридцать лет, постясь и каясь. Семь раз в день ангелы спускались к ней и поднимали ее на небо, где она удостаивалась наслаждения кратко лицезреть грядущее блаженство. Однажды один отшельник осмелился подсмотреть ее воспарение на небо и вернулся в Марсель с новостями об этом. Этот сюжет встречается уже в ренессансном искусстве, но традиционным становится с конца XVI века, в эпоху Контрреформации. Ранние версии показывают ее полуодетой, возносящейся в молитвенной позе. В барочном искусстве она предстает обнаженной или прикрытой своими длинными волосами и может полулежать среди облаков, подобно Венере. Она переносится множеством ангелов, один из которых несет ее кувшин с притиранием ( Вспомните о кувшине Марии Магдалины, омывшей ноги Христа и вытершей их своими волосами. Такое действие, позволялось в Византии, только жене). Иногда с Земли ей вслед смотрит отшельник. Эта сцена напоминает МАРИЮ ЕГИПЕТСКУЮ, переносимую ангелами через Иордан.
Известна картина и икона «Последнее причащение Магдалины». Обряд совершается ангелами в ее пещере в горе или — согласно-другой легенде — Св. Максимином (одним из ее спутников в путешествии) после того, как она была перенесена ангелами в его капеллу в Аиксе. Она стоит перед ним на коленях, поддерживаемая ангелами, в то время как он дает ей гостию. А вот если читатель найдет эту же икону, но староверческого письма, то он увидит на ней изображение гористой местности, где справа от пещеры Марии стоит гора. Со странным замком на ней.
Ты, верно, уже догадался приятель, что это за замок? Да! Это МОНСЕГЮР, что переводится как МОЕ СПАСЕНИЕ. Это главный храм-замок катар, расположенный у подножья святого Варфоломея, где и была келья монахини Марии Магдалины.
Церковь катаров имела свою структуру. В Южной Франции к началу XIII в. было, по крайней мере, три епархии (диоцеза): Тулузский, Каркассонский и Альбигойский. Уже в 1167 г. в городе Сен-Феликс-де-Караман состоялся катарский собор, упорядочивший ее деятельность.
Во главе каждого диоцеза стоял епископ из числа старцев — уважаемых пожилых «совершенных». Епископу в управлении помогали два священника, именуемые Старшим (коадьютор) и Младшим сыновьями. Когда умирал епископ, его место занимал Старший из сыновей, а младший соответственно становился Старшим. Собрание старцев избирало нового Младшего сына из своей среды. Кроме этого правил епископскими землями видам, а монастырскими аво. Позже титул видама становится наследственным, как и в католической Франции Следователи Святой Инквизиции верили в скрытое существование катарского папы. Это не правда, такого никогда не было, а был просто русский царь, который являлся не только главой государства (Великим Князем), но и главой русской церкви (Пресвитером). Никакие пытки не могли заставить катар дать по этому вопросу сколь-нибудь точную информацию. Папские слуги просто не понимали, что грозный царь Руси-Орды и есть тот, кого они разыскивали. Центральным органом церкви являлся собор епископов, как и было всегда на Руси, до введения патриаршества.
К концу XII в. катаризм стал влиятельным религиозным движением. Раймонд V граф Тулузский писал: «Она (вера катар) проникла повсюду, она посеяла раздоры во всех семьях, разделив мужа и жену, сына и отца, невестку и свекровь. Сами священники поддались заразе, церкви опустели и разрушаются. Что до меня, то я делаю всё возможное, дабы остановить сей бич, но чувствую, что моих сил недостаточно для выполнения этой задачи. Самые знатные люди моей земли поддались пороку. Толпа последовала их примеру, и ныне я не осмеливаюсь и не могу подавить зло».
Центром катаризма действительно стала цветущая и образованная Тулуза. В 1178 г. горожане изгнали папских легатов, прибывших с целью восстановить позиции католической Церкви в столице графства. В городе Кастельнодари катары совместно с католиками пользовались главной церковью. В Лораке катары вступали в открытые диспуты со своими оппонентами. Родная сестра графа де Фуа, самого влиятельного вассала графа Тулузского, Эсклармонда приняла Сonsolamentum и стала Совершенной.
Средняя и мелкая знать, городской патрициат, всё мыслящее население юга Франции было завоевано катарами. Праведная жизнь, их зажигательные речи, а более всего — моральное падение католической Церкви неуклонно делали свое дело. Уже Раймонд VI, граф Тулузский, часто появлялся в сопровождении нескольких «совершенных», хотя официально катаризм не принимал.
А все начиналось с Монсегюра, с малой кельи в пещере, Жены Христа и матери Его детей. Именно она учила не признавать первородный грех и грехопадение Евы, призывая считать женщину равной мужчине. Понимая всю тленность мира, она выступала за крепкую семью и духовное воспитание детей обоими родителями.
Альбигойцы отличались поразительной веротерпимостью к религиям мусульман и иудеев, а также были убежденными сторонниками равноправия полов. Они проповедовали любовь к ближним вне зависимости от их религиозных убеждений. Например, они не считали, что Иисус умер на кресте, а считали, что он спасся с помощью медицинских знаний своих учеников, терапевтов.
Веря в Бога, Святой Дух, будучи преданными делу Иисуса и вознося молитвы Всевышнему, они создали образцовое общество со своей собственной системой социального патронажа, с приютами для бедных детей и больницами для неимущих. Но они не принадлежали к официальной церкви, расходясь с ней в некоторых положениях. Святой Бернард писал: » Нет проповедей более христианских, нежели у катаров — их нравственность безупречна».
Катары были одухотворенными людьми. Они верили в чистоту духа и считали человеческую плоть порочной. Они считали плоть темницей духа и связывали ее появление с происками дьявола, как и все земное зло.
Все это заинтересованный читатель найдет сам, тем более староверы живы и существуют в нашем мире. Вы можете с ними поговорить и увидите, как преобразится ваш мир.
Что касаемо Церкви катар, то возникла она из огромной любви Марии к своему Мужу. Все кто испытал любовь и счастье семейного брака, знает, что это своеобразный храм духа именуемый семьей. Те, кто это понял, кто пришел к семейному счастью и пониманию бытия и есть катары, ищущие свой путь к Богу, в надежде стать совершенными.
Марии несказанно повезло, она стала любимой женой настоящего мужчины, образ которого оболган князьями церкви, мечтающими о золоте и власти. Исус не был тем, кого рисует современная церковь. Андроник принял бой против бунташного Исаака Ангела. Дрался до последнего, спасая веру и семью. Вся его варяжская ( уж не русская ли?!!!) гвардия легла под ударами инсургентов. Почитайте Никиту Хониата (Хроники) и вы увидите настоящий образ Христа говорившего: » Если тебя ударили по щеке, то подставь другую ( эту часть знают все, но есть и продолжение), но не дай ударить!».
Теперь ты многое знаешь, читатель! Твое право принять мои слова или нет. Грозить карою небесною я все равно не буду. Русский Добрый Бог, своих детей на колени не ставит, Он Отец нам и старший Друг. Я не раб Его, а чадо неразумное, которое Он готов принять всегда. По моему мнению, Бог ветхий годами, но бесконечно силен и приход каждого человека, к Нему на встречу, Его бесконечно радует. И потому, говорить с Ним можно везде, в храме или поле, в горах или на водах. Поверь мне читатель, Его отцовские советы дорогого стоят. Вот только нельзя его путать с тем богом, который лично мне не приемлем. В борьбе Добра и Зла, я выбираю Добро. И помня историю, считаю, что оно должно быть с кулаками.
Заканчивая миниатюру, я вкратце расскажу, кто были эти четверо Совершенных, которых увел из Монсегюра видам Лангедок Русильон Вильгельм (Владислав) Ла Пантель. Это были потомки Исуса и Марии, хранители веры своего Отца и Матери, главная ценность Церкви катар. Мне не известны их имена и степень родства, но судя по датам, это внуки. В придании Пантелеевых, нет слова про их положение в Церкви, а просто сказано, что они от Марии. Мой предок, не смотря на то, что занимал высокое положение в епископстве, в самой церкви имел не большой сан – диакона. В его задачу входило управление землями епископа-графа Бертрана Марти и командование армией этого феодала. Он знал только то, что было положено знать солдату. И хорошо выполнял свой долг. Поэтому, мне не известны таинства Церкви и нет у меня права на Совершенство. Я обычный человек, который хочет рассказать миру, настоящую историю России, на территории которой скрыты потомки Христа. И я верю, что наступит день, когда они выйдут из небытия и поведут народ путем указанным верой «добрых людей» катаров и снова сделают его счастливым, живущим по иным законам, нежели те, что мы имеем сейчас.
Придет время и мой потомок, обратится к ним и скажет: Я видам (видамесса) Монсегюр Лангедок Русильон! Готов приступить к охране епископата».
И снова, на горе Спасения распахнет всем желающим двери Храм Старой Веры, замок Монсегюр, летящий белой птицей Лебедем, над седыми Пиренеями. В точности как на гербе епископа-графа Бертрана и моем, где Лебедь стоит на зелени луга. А как же иначе? Вере положено летать, а видаму беречь землю, где стоит Храм этой Веры. Все это обязательно будет и Святая Русь вернет миру давно забытые истины, ради которых и шли на костер наши предки, веря в нас, своих потомков.
Верь и ты, мне читатель! Сказанное здесь — правда, передаваемая вот уже 800 лет в моем роду из уст в уста, от видама к видаму. Я вижу стремление русского православия к возвращению к истокам веры и желанию стать верой, а не религией. А значит мой народ на правильном пути к Храму. Предначертание свершится!
Откровение
(Наблюдение у доминиканского собора во Львове).
Бродяга по ступенькам храма
Одежд стесняясь, в храм вошел.
В углу, презренный сын Адама
Он место для себя нашел.
Не частый гость, своей печалью,
Пришел, отверженный к кресту.
В надежде путь свой изначальный
Поведать доброму Творцу.
Не знал молитвы и обряда
Но чистым сердцем воспылал.
Решил, что ждет его отрада,
Ведь сам он много испытал.
Но сзади грозно зашипели:
-Умылся бы, гнилой урод!
А сбоку на ухо пропели:
-Пошел к чертям собачий род!
Пузатый ксенз, считая злато,
С презрением глянул на него
И не было в толпе богатых
К нему добра ни у кого.
В сердцах проклял всея на свете,
Бродяга всех к чертям послал
Наружу выйдя, луч приметил,
Который, за собою звал.
Чуть отойдя от стен, болезный,
Услышал вдруг из-под небес
Отцовский голос Бога, честный
-Ну, здравствуй сын! Христос воскрес!
Ты не печалься отрок грешный
Не жги ты душу злость храня!
В сей храм, скажу тебе Я честно,
Давно уж не зовут Меня!

Франция. Монсегюр и другие замки катаров

Давным давно в XI-XIV веках на юге Франции в земле Лангедок жили люди, называющие себя катарами, что в переводе с греческого («katharos») означало «чистые». Они верили в то, что нет единого бога, а есть два: боги добра и зла, оспаривающие господство над миром. Бессмертный дух человечества устремлен к богу добра, но бренная его оболочка тянется к темному богу. В жизни катары придерживались аскетизма. Принятие мясной пищи, даже сыра и молока, считалось смертным грехом. Катары отвергали иконы и необходимость храмов, а богослужение состояло исключительно в чтении евангелия. Они носили на голове остроконечные колпаки и активно распространяли свое учение среди доверчивого населения. В конечном итоге их учение перекинулось и на другие части Европы, создав реальную угрозу для католической церкви.

Не удивительно, что католические епископы признали катаров еретиками и организовали Альбигойский Крестовый поход с лейтмотивом: «Катары — гнусные еретики! Надо огнем выжечь их, да так, чтобы семени не осталось». На вопрос одного из войнов, а как отличить катара от порядочного католика, был получен ответ: «Убивайте всех: Бог узнает своих!» Началась священная война, в которой катаров вырезали целыми городами. К 1243 году последним оплотом катаров стал замок Монсегюр, расположенный на высогой горе. Его осада длилась 11 месяцев, несколько сотен катаров сдерживали атаки десяти тысяч крестоносцев. В феврале 1244 года Монсегюр был взят, а катары, отказавшиеся отречься от своей веры, были сожжены священной инквизицией. Легенда гласит, что несмотря на осаду, катарам удалось вывезти и спрятать свои сокровища, а за несколько дней до падения Монсегюра, четверым смельчакам удалось спуститься на веревках по отвесным скалам и унести с собой нечто ценное. По некоторым предположениям, это были архивы катаров и предметы религиозного культа, среди которых мог быть священный Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Христа.

Узнав об этой истории, захотелось побывать в этих легендарных местах и увидеть все собственными глазами, поэтому замок Монсегюр с самого начала попал в маршрут нашего автопутешествия по Европе.

Мы ехали к замку Монсегюр из Каркассона по очень живописной дороге. По краям зеленые холмы и поля, а впереди заснеженные вершины Пиренейских гор.

Замок становится виден еще издалека, и первая мысль, возникающая при его виде: как они его построили так высоко? Не задолбало ли их таскать туда камни, воду, еду и т.д.?

У подножия горы расположена просторная парковка, от которой к замку ведет тропа. Где-то на середине тропы стоит будка, в которой нужно заплатить за посещение замка (что-то около 5 евро). Кстати, будка работает до 17 часов, и после этого времени платить некому, а тропа наверх от этого никуда не исчезает, так что, любители халявы, делайте выводы 😉

Подъем занимает гдето около получаса — даже ребенку под силу.

Вход в замок Монсегюр.

Внутри замок оказался совершенно небольшим — тесновато здесь, наверное, было осажденным.

Кое-где за более свежей, восстановленной кладкой виднеется оригинальная.

Но, к сожалению, даже эти развалины не имеют ничего общего с событиями XIII века, ведь после захвата крепости по приказу Папы римского, она была разрушена до основания, а нынешние строения восстанавливались и модернизировались значительно позже королевскими архитекторами.

Лестница наверх перегорожена цепью с запрещающей табличкой. Наивные! Разве это может остановить человека с камерой?

Вот так крепость выглядит сверху. Она имеет форму пятиугольника, который считался символом «чистых». Катары обожествляли пятиугольник, считая его символом распыления материи, символом рассеивания и человеческого тела.

Внизу виднеется деревня, которая скорее всего была основана строителями нынешнего замка примерно в 1580 г.

В замке есть еще одна лестница, не огороженная ничем, но почему-то желания подняться по ней не возникает… =)

Одна из башен неплохо сохранилась.

…чего не скажешь о винтовой лестнице.

Виды вокруг отменные, даже несмотря на пасмурную погоду. Пронизывающий ветер просто сдувал вниз.

Соседняя с Монсегюром гора, погруженная в тучу и парковка на дороге.

Надо ли говорить, что по закону подлости, когда мы спустились вниз, тучи разбежались, ветер пропал, и вылезло теплое вечернее солнце.

Было уже около 6 вечера, а у нас еще не было четкого плана, куда ехать дальше и где ночевать, поэтому мы решили ехать по направлению к небольшому городку Фуа (Foix), присматривая по пути место для ночевки. Навигатор почему-то указал мне съехать с основной дороги завел нас в деревушку Сула (Soula), где мы нашли отличный гостевой дом Infocus-Du-Sud. Табличка около двери гордо сообщала, что у этого гестхауса на Букинге оценка 8,7. Как оказалось, цена на том же Букинге — €85, что было многовато для нашего бюджета, но хозяева сделали нам скидку за прямой расчет с ними, и мы решили остаться здесь.

Хозяева Дирк и Лин оказались очень приятной пожилой парой, приехавшей сюда из Бельгии. Они кормили нас вкусным завтраком, разжигали специально для нас камин в отдельной гостинной, которая по большому счету к нашему номеру никак не относилась, а Лео очень нравилось ходить в огород и считать бегающих там куриц.

В номере было чисто и уютно, а виды из окна на Пиренеи были просто обалденные. Нам там так понравилось, что вместо одной ночи, мы задержались на три. Стоит отметить, что это стало возможным только потому, что это было в конце марта, и сезон еще не начался. Как сказали хозяева, на лето большинство мест уже были забронированы заранее. В общем, гостевой дом соответствует своей высокой оценке.

На следующий день мы съездили в ближайший городок, чтобы постирать одежду и закупиться продуктами.

На обратном пути рядом с деревней Рокфиксад заметили еще один замок на горе, и решили тоже до него прогуляться.

В деревне порадовал один отель со множеством самодельных украшений. Чего только стоят старые кроссовки-вазы!

А «музыка ветра» из старых ложек и вилок?

От деревни к замку ведет тропа с указателем, гармонирующим с шапкой Лео.

Вид на деревню Рокфиксад сверху.

Замок Рокфиксад (Roquefixade) так же, как и Монсегюр являлся убежищем катаров во времена Альбигойского Крестового похода. И так же, как и в Монсегюре, эти руины не имеют ничего общего со временами катаров, так как оригинальный замок был разрушен по приказу Людовика XIII, а эти строения относятся к более позднему периоду.

Но тем не менее, развалины замка и открывающиеся с горы виды стоят того, чтобы потратить час на восхождение. И снова Лео нас порадовал, пройдя весь путь без каких-либо проблем.

Оказалось, что замок находится не на самой вершине, и от него можно подняться еще выше на соседнюю гору.

Отсюда развалины замка выглядят еще более романтично…

…и даже зловеще.

И еще один замок, посещенный нами, находится Фуа. Этот французский город известен как столица движения катаров, а замок был резиденцией графов, ставших лидерами сопротивления во время Альбигойского крестового похода.

Этот замок в отличие от предыдущих двух крестоносцы захватить не успели, а был захвачен он только однажды в 1486 году во время конфликта между двумя ветвями рода де Фуа, да и то из-за предательства.

На этом исторический экскурс о катарах заканчиваю, а мы отправляемся еще выше в горы, в самое сердце Пиреней — маленькое, но очень гордое государство Андорра.

Оригинал записи: Франция. Монсегюр и другие замки катаров

— А —
Аксель — аксельбант, плетёная висюлька.
— Б —
Бабосы — деньги.
Бакситки — деньги.
Балабас — какая-нибудь еда, зачастую что-то очень вкусное, но когда хочется, есть, то любая еда! О происхождении слова можно только догадываться.
Балабасить — есть, кушать, принимать пищу.
Бардак — БРДМ — боевая разведывательно-дозорная машина.
Белуга — нижнее белье — рубаха и кальсоны.
Без палева — скрытно, незаметно, соблюдая конспирацию и сохраняя эффект внезапности.
Бобер — солдат морально и физически опущенный. Бобер всегда неаккуратно одет, грязный и склонен к унижению. В ВМФ бобер — матрос до принятия Присяги.
Болты — перловая каша, по причине своих высоких вкусовых и питательных качеств весьма «обожаемая» личным составом ВС РФ.
Бронелобые — танкисты.
Бумажный Дед — то есть ненастоящий. После окончания высшего учебного заведения, «вышки». Солдат призванный на год и уже после шести месяцев службы становящийся бумажным дедом.
Бумер — БМП, Боевая Машина Пехоты.
Бэмс — боевая машина дежурного соединения.
Бэтэры — бельевые вши — от слова БТР, так как по форме напоминают Боевой Транспортер Разведки. Бельевые вши появляются, в случае если солдат долго не сменяет нижнее белье и не моется. Легко переносятся и перебираются с одежды одного солдата на одежду стоящего рядом. Очагом распространения зачастую являются горячие точки, где у солдат нет возможности мыться и ухаживать за одеждой. Солдатским методом выводятся с помощью термической обработки всех складок на белье и форме (например, с помощью утюга), а так же кипячением или пропариванием белья и формы. Так же необходимо выбрить волосы под мышками и на пахе, где Бэтэры откладывают яйца.
Бэха — БМП (Боевая Машина Пехоты).
— В —
Варкуль — удар ладошкой в область шеи.
Взлетка — центральный проход в казарме.
Влипнуть — попасть в неприятности, получить не желаемую работу, попасть в переделку и тому подобное.
Встать на лыжи — совершить побег, самовольно оставить военную часть, дезертировать.
Втирать — что-то убедительно говорить, доказывать свою точку зрения кому-либо.
Втухать — выражение описывает все проблемы солдат с малым сроком службы. Постоянно работать, унижаться, выполнять прихоти старшего призыва.
Вялиться — ничего не делать, сидеть, сложа руки, отдыхать.
Вырубиться — уснуть крепким сном.
Вышка — высшее образование, высшее учебное заведение.
— Г —
Гнать — уверенно говорить неправду, лгать кому-либо.
Граник — гранатомет.
Губа — гауптвахта — место отбывания наказания, что-то вроде карцера.
Гусячить — тянуть стодневку.
— Д —
Давить на массу — спать крепким сном.
Дать слабину — расслабиться, забыть об обязанностях.
Дед — солдат, которому осталось до конца службы менее чем пол-года.
Дед в натуре — солдат в младшем призыве, возраст которого больше 25 лет отроду на момент призыва в армию.
Дедовщина — принцип взаимоотношений в военном коллективе, согласно которого солдаты старшего призыва имеют больше привилегий, чем солдаты младшего призыва.
Дембель — тот Дед, который ближайшие месяцы будет уволен в запас. От слова демобилизация, увольнение в запас.
Деревянный Дембель — то есть ненастоящий. После окончания высшего учебного
заведения, «вышки». Солдат призванный на год и уже после девяти месяцев
службы становящийся Деревянным дембелем.
Дембельская каша, Дембелюха — блюдо из печенья, сгущенки и еще чего ни будь сладкого.
Дембельский аккорд — это означает, что Дембелю, перед уходом домой нужно будет сделать что-то полезное для роты или войсковой части. Обычно именно то, что они хорошо научились делать за время службы.
Дембельский комок — очень красиво оформленная форма, которую Дембель изготавливает для того, чтобы дома похвастаться что он служил в Армии.
Добывать асфальт — очищать плац от снега.
Дух — солдат со сроком службы до полугода (от принятия Присяги). Расшифровка — Домой Ужасно Хочется. На флоте — Карась.
Духанка — период для солдата, пока он считается Духом.
— Ж-
Жахнуть — взорвать.
— З —
Забить — отнестись равнодушно, проявить халатность, не обращать внимания.
Забрить — обделить.
Загнаться, Загоняться — придумать что-то необычное, на первый взгляд глупое (тому, кто загнался, идея эта глупой не кажется никогда), углубиться в размышления или в какую либо творческую мысль.
Задохнуть — уснуть, обычно на не продолжительное время.
Замок — заместитель командира взвода.
Залёт — нарушение какого-нибудь дедовского закона, правила, обычая и так далее, как правило, несет за собой наказание.
Залупиться — отказаться сделать что-либо.
Запах — солдат до принятия Присяги.
Заправка — ларек (за территорией части).
Зашаpиться — вариантов несколько: 1. Получить работу, на которой никто не гонит в шею, никто не обет, не стоит над душой. 2. Отдыхать, пока все работают. 3. Раздобыть гражданскую еду. 4. И вообще, получить то, что приносит радость в армейской жизни.
Зольд — солдат (из уст офицеров).
— И —
Слов еще не вспомнили!
— К —
Калабашка — удар по шее ладошкой.
Калич — больной, обычно тот, кто болеет постоянно или притворяется больным. От слова кал (какашки).
Каптёрка — комната, где хранятся личные вещи всех солдат, как правило, долго они там не хранятся, их разворовывают.
Капрал — в военных некоторых частях неофициальное название младшего сержанта, как правило употребляется пренебрежительно к онному.
Каpантин — куpс молодого бойца, пеpиод, пока всех новопpизванных солдат гоняют стpоевой подготовкой, заставляют учить устав, ходить стоpем, пpоводят всяческие учения: подъем по тpевоге, стpельба, и так далее, начинается с момента пpизыва и длится до пpисяги или дольше — от 2-х недель до 4 месяцев.
Кач или прокачка — интенсивное, бессмысленное занятие спортом до физического и морального изнеможения «спортсменов».
Качаться — выполнять физические упражнения в огромном количестве, чаще всего по принуждению солдат старшего призыва.
Кинуть — обмануть кого-либо, не выполнив свою часть обещания или договора.
Комод — командир отделения.
Комок — форменный камуфляжный костюм. Комки бывают «стекло», «березка», «арбуз», «грязный снег», «волна», «плащевка» и много других. Разделяются по качеству ткани, расцветке, направлению полос.
Компот — командир полка.
Контрабас — контрактник, появилось в связи с переходом на контракт.
Косарь — 1000 рублей.
Косячить — допускать оплошности, делать что-то не правильно.
Косепор, косяк — тот, кто часто косячит.
Кардан — служащий автобазы.
Крыса (закрысить) — жадный солдат, который прячет и не с кем ничем не делится. Солдат, замеченный в воровстве.
Кусок — прапорщик.
— Л —
Лист — 100 рублей.
Летать — тянуть стодневку.
Лобарь — шлепок ладошкой полбу.
Люля — обычная кровать для сна.
Лыжник — военнослужащий самовольно оставивший военную часть, дезертир.
Лычка — маленькая полоска на погонах: 1 лычка — ефрейтор, 2 лычки — младший сержант, 3 лычки — сержант и так далее. Большое количество лычек дает право идти рядом с толпой солдат, и орать, чтобы те шли в ногу.
— М-
Мабута — мотострелковые войска.
Мацубарить — курить.
Механ, меховод — механик водитель.
Мобила — сотовый телефон, мобильная рота быстрого реагирования.
Мурлокатаны — ласкательное обращение к солдатам.
Мухобои — зенитчики.
Мэтл, Мотолыга — многоцелевой тягач легкий бронированный, изначально и правильно — МТ-ЛБ, однако указанные слова прочно вошли в обиход.
— Н —
Напряги — нагрузки, постоянные тягости и лишения.
Недовесок — солдат с дефицитным весом тела, которого поставили на усиленное питание.
Нехват — постоянно голодный солдат, которому всегда мало еды и их всегда хочет кушать.
— О —
ОЗК — Общевойсковой Защитный Комплект.
Обезьяна — солдат, из уст офицеров.
Озадачить — то же что и приказать, но на языке солдат. Озадачивают обычно чем-то сложным и трудно выполнимым.
Олень — тупой солдат.
Отбится — лечь спать.
Отмазать — искусно помочь кому-либо избежать наказания или неприятной ситуации, ненужной работы.
Очаровываться — задуматься, на время забыться.
— П —
Палево — угроза раскрытия тайного. Внезапная угроза.
Перец — так называют солдат, которые ставят себя выше, чем им положено быть по сроку службы.
Пёс — служащий караульных подразделений, уважительно.
Пиджак — офицер проходящий службу по призыву, по окончании ВУЗа, в котором имела место быть военная кафедра, как правило личный состав и кадровые офицеры испытывают к «пиджаку» острую неприязнь.
Плющить (мочить) харю — тоже что и щемить, то есть спать без палева.
Побрить — заставить надеяться на что-то кого-либо, а потом не оправдать его ожидания.
Подгон (подогнать) — подарок (подарить).
Подшива — подворотничок, полоска белой ткани, которая пришивается на воротник кителя или просто на воротник одежды. Служит для профилактики гигиены поверхности кожных покровов, соприкасающихся с одеждой.
Поймать тишину — замолчать.
Покупатель — так называют человека, который набирает и сопровождает команду в места дальнейшей службы, как правило в звании офицера
Попутать — 1. Испытать шок. 2. Отбиться от рук (обнаглеть).
Портосы — портянки.
Потеряться (потеряйся) — в короткие сроки пропасть куда-либо, пропасть с глаз долой приказавшего.
Приказ — день, когда Дедов начнут увольнять в запас.
Приколюха — шутка, веселая штука, забавное происшествие.
Пробить душу (балласт, пробить фанеру) — ударить в грудь.
Проколоть — потерять что либо.
Прошареный — умный, хитрый, продуманный, наученный горьким опытом.
Пряник (зампушка) — удар ладошкой по лбу, со шлепком.
— Р —
Развялится — расслабиться.
Резиновый день — среда, день РХБЗ (Радиационно-химическо-биологической защиты).
Рожать (зародить) — найти, добыть. Срочно найти что-либо.
Рубит (меня рубит) — сильно клонит ко сну. Возможное не произвольное засыпание «на ходу».
Рулить — командовать.
— С —
Салага — молодой, неопытный солдат.
Самоход — уйти за пределы части без разрешения, сходить в самоволку.
Свинопас — служащий роты обеспечения.
Cдвухсотиться — означает гибель человека или поломку какой-то вещи.
Симулянт — тот, кто притворятся больным, симулирует болезнь.
Скоммуниздить — позаимствовать что-либо без разрешения.
Скрипач — солдат склонный к суициду или уже предпринимал попытку суицида.
Слон — солдат со сроком службы от полугода до года. Расшифровка — Солдат Любящий Офигенные Нагрузки. На флоте — Бодрый карась.
Слонячка — период для солдата, пока он считается Слоном.
Слонячее радио — ложная информация, не оправданные слухи, пустое обещание, неправда.
СОЧ (уйти в соча) — Самовольное Оставление Части (самовольно покинуть часть).
Стодневка — период службы за 100 суток до выхода Приказа.
Стрелка — тайная встреча сослуживцев для решения спорного вопроса.
Стукач, суч — думаю, объяснять не надо…
Сопля — то же, что и Лычка, то есть полоска воинского отличия на погоне.
Сочинец — военнослужащий, самовольно оставивший часть.
Спалить фишку — заметить, что что-то происходит.
Спалиться — стать заметным, потерять тайны и секреты.
Сундук — прапорщик.
— Т —
Таски — тоже что вялится, ни чего не делать, от слова «тащиться». В смысле отдыхать, когда другие работают.
Тащиться — наслаждаться чем-либо, получать удовольствие.
Тело — живая боевая единица, юнит. Единица количественного измерения подчинённого личного состава.
Тоpмоз — солдат, который неверно выполняет приказы или верно, но медленно.
Точево (точить) — еда, принимать пищу.
Трассер — солдат, отправленный куда-либо, за чем-либо. Произошло от названия пули, которая во время полета светится, применяется для ночных учебных стрельб, трассирующая пуля.
Триндец — окончательный и бесповоротный конец, трагическая кульминация действа.
Туловище — солдат с малым сроком службы, оскорбительное.
Тянуть слонячку — тянуть сто дневку.
— У —
Увольняшка — увольнительный билет.
Уставщина — вариант ефрейторско-сержантской Дедовщины.
Умиpаловка — наказание за залет, может быть как к одному, так и ко всем сразу.
Устав — помимо общепринятого понятия (свод военных законов) это еще и сигареты, которые выдаются солдатам (уставные сигареты).
— Ф —
Фибрить — значит делать жесткими шевроны и все различные нашивки, чтобы круче смотрелись.
Фишка (стоять на фишке) — следить, чтобы никто ничего не заметил.
— Х —
Хобот — нос у солдата с маленьким сроком службы.
Хомяк — жадный солдат, который всё прячет и делится только со «своими». Солдат, замеченный в привычке делать «запасы на черный день».
— Ц —
Целкость — меткость.
Центряк — центральный проход в казарме (взлётка).
— Ч —
Чапала — Во всём неказистый, неаккуратный боец. Часто называют тех, у кого одетая форма на 2-3 размера больше и весит мешком.
Черпак, череп — солдат со сроком службы от года до полутора лет. Расшифровка — Человек Ежедневно Разрушающий Покой Армейской Казармы. На флоте — Годок.
Чипок — солдатская чайная, кафе на территории воинской части.
Чушиный — неопрятный, грязный, неаккуратный, затасканный и так далее.
— Ш —
Шакалы — офицеры и прапорщики, из уст рядового и сержантского состава, неуважительно.
Шишарик — автомобиль ГАЗ-66.
Шконка — кровать.
Шмон — внезапная и тщательная проверка.
Шурупы — все солдаты из уст пограничников, кроме пограничников, конечно.
Шуршать — активно работать.
Шухер — внезапно возникавшая угроза раскрытия тайного.
— Щ —
Щемить (кипеть, закипать) — дремать, спать без палева, то есть незаметно для тех, кто может помешать сну.
— Э —
Экватор (день духа) — половина стодневки. Осталось всего 50 дней до приказа!
Электричка — ощутимый удар по голени, применяется для повышения качества обучения в строевой подготовке.
— Ю —
Юзать — использовать.
— Я —
Якорь — солдат, который постоянно тормозит, тупит, не способный к обучению.

Отзыв: Замок катаров Керибюс (Франция, Лангедок-Руссильон) — Величественный замок катаров.

После того как мы исследовали замок катаров Peyrepertuse и полюбовались на красоты, открывающиеся с высоты замка, мы отправились к замку Queribus.

Queribus, это еще один замок катаров, находится недалеко от Peyrepertuse. Собственно из замка Peyrepertuse видно Queribus и наоборот.

Оба замка находятся на значительной высоте, и вырастают прямо из скал. В случае опасности катары подавали друг другу сигналы, их было видно на многие километры вокруг.

Сначала мы спустились с одной горы, чтобы немного проехать по равнине и начать подъем на другую гору.

Дорога здесь узкая с бесконечными подъемами и поворотами.

Машину мы оставили на парковке около замка.

(Вид на парковку сверху).

У подножья замка есть магазин сувениров и небольшое кафе.

А вот и замок Queribus.

Замок Queribus был построен в 10 веке, а после падения Монсегюра, стал убежищем последних выживших катаров. В 1255 году, когда местные лорды, помогавшие катарам, были захвачены королевскими войсками, Queribus сдался.

Подниматься в замок Queribus, гораздо проще, чем в Peyrepertuse. Здесь нет узких тропинок, больших скользких и острых камней. Наоборот, здесь, довольно широкая дорога, которая ведет к замку. Вот не знаю, всегда ли тут так ветрено, или это нам с погодой не очень повезло, но на некоторых участках, особенно при проходе через небольшую арку, ведущую в замок ветер буквально сбивает с ног.

Из далека замок кажется небольшим, видно только небольшие башенки вырастающее из скалы, но это впечатление обманчивое, большая часть интерьера находится внизу в подземном уровне.

В замке есть система, собирающая дождевую воду с помощью специальных желобков, в большую цистерну. Также сохранился зал с колоннами и потолком в готическом стиле.

Далее по узкой лестнице можно спуститься вниз, или подняться на крышу башни.

А на верху, открывается прекрасный вид на окрестности, кажется даже море видно.

Здесь слов не нужно, остается только молчать, и наслаждаться и наслаждаться красотой.

Замок Керак

  • Адрес: Эль-Карак, Иордания
  • Телефон: +962 6 567 8444
  • Время работы: ежедневно 08:00–16:00
  • Год постройки: 1142 г.
  • Управление: Трансиордания, Айюбиды, Мамлюкский султанат, Османская империя

В иорданском городе Эль-Карак стоит старинная крепость крестоносцев, с которой и началось развитие одного из крупнейших населенных пунктов страны. Некогда стратегически важное фортификационное сооружение сейчас является интереснейшим туристическим объектом Иордании. Посетить замок Керак нужно для того, чтобы изучить его архитектуру и особенности планировки, а также оценить красоту открывающихся видов на Мертвое море.

История замка Керак

Строительство одного из крупнейших военных укреплений крестоносцев в Леванте началось в 1140 годах под управлением Фулка – царя Иерусалима. В то время замок Керак стал центром власти Владыки Олтрейордайна, заменив собой устаревший замок Монреаль на юге. Это сооружение позволило властителю держать под контролем бедуинских пастухов и контролировать торговые пути между Дамаском, Меккой и Египтом. Даже во времена Османской империи его использовали как стратегический центр для контроля над Аравийским полуостровом, Большой Сирией и Египтом.

Замок Эль-Карак нередко путают с крепостью Крак-де-Шевалье. Дело не только во внешнем сходстве. И хотя оба замка были построены примерно в одно и то же время, Крак-де-Шевалье изначально и до 1271 года использовался исключительно членами братства госпитальеров.

За всю свою историю замок Керак не раз был захвачен лидерами разных войск. В 1187 году после битвы при Хаттине его осадил Саладин, а в 1834 году – лидер повстанческого восстания в Палестине. В 1840 году замок Керак уже был захвачен Ибрагимом Пашой из Египта, который уничтожил большую его часть. Последнее нападение произошло в декабре 2016 года, когда в здании произошел теракт.

Архитектурное оформление замка Керак

Данное фортификационное сооружение является отличным примером архитектуры крестоносцев, в которой сочетаются элементы западноевропейских, арабских и византийских стилей. Крепость Керак была построена на южном отрогом плато треугольной формы и окружена глубоким рвом, который отделял ее от других холмов. Это тоже является характерной чертой замковых комплексов тех времен.

При ширине в 125 м длина замка Керак достигает 220 м. В южной части он немного сужен и имеет ширину всего 40 м. Для укрепления стен были использованы прямоугольные выступающие башни.

Замок Керак трудно назвать красивым, зато он хорошо отражает военные и архитектурные особенности эпохи крестоносцев. Его внутреннее пространство было поделено на:

  • резиденцию правителя;
  • Мамелюкский дворец;
  • лабиринты;
  • подземные казематы;
  • темные залы с каменными сводами.

Лучше всего сохранились залы и коридоры, расположенные в подземной части комплекса. В разное время в крепости Керак располагалась христианская церковь и мусульманская мечеть. Все жилые помещения относились к верхнему двору. Нижний двор служил еще одной преградой, с которой сталкивались арабские племена, монголы из Средней Азии и другие захватчики.

В замке Керак можно посетить Каракский археологический музей, открытый в 2004 году после очередной реставрации. Здесь собрана коллекция артефактов, знакомящих с археологией региона и крепости, а также с ее развитием от доисторической до исламской эпохи.

Как добраться до замка Керак?

Чтобы увидеть руины средневековой крепости, нужно отправиться на восток страны в город Эль-Карак. Замок Керак расположен в южной части поселения примерно в 1 км от его центра. Добраться до него можно на автомобиле по дороге Italian Hospital или пешком через улицы K. Hussein и An-Nuzha. Путь занимает всего 5-10 минут.