Зачем государство собирает налоги

Зачем мы платим налоги государству?

Часто на просторах Инстаграм вижу негатив из-за выплаты налогов и о новвоведенном налоге на самозанятых. Главный вопрос недовольных людей: “ Почему мы платим налоги государству? Что нам даёт государство за эти деньги?”

Итак, внимание ответ! Государство обеспечивает за эти деньги бесплатное здравоохранение, образование, социальную поддержку незащищённым слоям населения, мирное небо над головой и выполняет много других функций. Если сейчас вы возражаете, что в других странах другие условия, то почитайте о том, сколько там платных услуг предоставляет государство(медицина, образование и т.д.) и сколько там составляет налог для ИП и самозанятых.

Всем недовольным налогом на самозанятость и жалеющим бабушек, торгующих на улице, стоит задуматься, что в других странах, которые так часто приводят в пример в Инстаграм, бабушки бы там не торговали без выплаты налогов, потому что их сразу бы оштрафовали. Если бабушка заработала 20000 р. за месяц, она отдаст государству 800 р., что не катастрофично.

И напоследок для тех, кто считает, что ноя где-либо и кому-либо меняет ситуацию в лучшую сторону, вы очень сильно ошибаетесь. Это абсолютно ничего не меняет. Стоит задуматься, может потому мы так медленно развиваемся после развала СССР, что не достаточно налажена налоговая система у нас в стране.

Зачем нужно собирать налоги


— Ну как «зачем» — чтобы оплачивать государственные и муниципальные расходы.
— Но ведь у госказны есть печатный станок. Пусть напечатают, сколько им нужно или нолики в компьютере ЦБ нарисуют.
— Могут и напечатать, и нолики нарисовать. Но если не собирать налоги, тогда будет непропорциональное увеличение денежной массы. Может случиться инфляция.
— Значит, налоги с нас берут, чтобы не было инфляции?
— Ну конечно!
— В каждом городе и в каждом районном центре сидят работники территориальных ИФНС, в хороших капитальных строениях, с большим штатом сотрудников, мебелью, оргтехникой, кондиционерами … и только для того, чтобы не было инфляции?!
— Ну конечно! Налоги сегодня можно было бы и не платить. Главное, чтобы в обороте денежная масса росла соразмерно росту товарного производства.
— Ну, если налоги — это минус инфляция, то их взимание может быть очень простым — как оплата сотовой связи: с каждой покупки платежная программа будет снимать этот самый «инфляционный» налог. Купил вещь в магазине за 100 рублей, а на кассе с твоей карты сняли, допустим, 110 рублей. Комиссия, так сказать, на государственные и муниципальные расходы.
— А что же делать с территориальными отделениями ИФНС и их сотрудниками?

— Распустить. Здания — продать. Министерство — ликвидировать. В СССР такого министерства не было.
— А кто же будет аккумулировать собранные таким образом налоги?
— Государственное казначейство. Оно же и будет распределять полученные средства по статьям федерального и местных муниципальных бюджетов.
— А как быть с наличным оборотом денег?
— Магазины и рынки с наличных денег налог брать не будут.
— Ну, тогда все перейдут на оплату покупок наличными, чтобы не платить этот единый налог.
— Не перейдут. Дело в том, что приобретение наличных денег в банкомате или кассе банка будут облагаться той самой комиссией (налогом), или даже большей, в пользу государства. То есть, тот, кто расплачивается наличными, он УЖЕ налог заплатил. А если магазин выплатит своим сотрудникам зарплату этими самыми наличными из выручки, то тоже ничего страшного: магазин каждый год покупает патент у муниципалитета. Это тоже своеобразный налог, который будет всегда при любой налоговой системе.
— А как будет взиматься этот налог при безналичных расчетах между предприятиями?
— По той же схеме: счет выставлен на 100 рублей и платежка на 100 рублей, а банк (банковская платежная компьютерная программа ЦБ) снимет с плательщика еще и комиссию — 10% в пользу государства.
— А как же налоги и отчисления с заработной платы? Это и пенсионный фонд, и фонд социального и медицинского страхования?..
— Все налоги и отчисления заменяются одним единым налогом для всех, у кого есть на руках банковская карта или расчетный счет предприятия или ИП. А пенсионный фонд города будет получать деньги из казны так же как и муниципальный бюджет. То же и с остальными фондами.
— Но ведь этого налога на все государственные, муниципальные и социальные расходы не хватит. Потому, что консолидированный бюджет составляет примерно одну треть от ВВП, а вы предлагаете единый налог в размере 10% от ВВП. Где государство возьмет еще 2/3 своих доходов?
— А брать нигде и не надо. Они уже есть. Это государственные предприятия, которые ВСЮ свою выручку сдают государству. Или, по крайней мере, должны сдавать, как это было в СССР. Уникальность нашей страны, России, в том, что весь малый и средний бизнес мог бы вообще полностью освободиться от налогов, а все поступления в бюджет могут обеспечивать крупные государственные предприятия, которых у нас достаточно и сегодня (еще и на офшоры прибыль остается).
— Так в чем же основное преимущество вашей налоговой системы с единым налогом для всех?
— В более совершенной логистике: чем меньше посредников в изъятии в виде налогов и распределении денежных средств по бюджетам и фондам, тем больше этих самых денежных средств будет доходить до конечного их получателя. Представьте, что сотовые операторы только и делают, что ходят по квартирам вместе с судебными приставами и выбивают оплату за услуги сотовой связи. Раньше такое было из-за дорогого роуминга. Но сейчас четко действует принцип: заплатил — говори (можно как угодно, но деньги вперед, перефразируя известного героя). Вот и с налогами, то есть с единым налогом, можно сделать раз и навсегда: хочешь купить товар за 100 рублей, имей на карточке не менее 110 рублей. А если такой суммы нет — то и покупки нет. 100%-ная собираемость налогов!

— А почему именно 10%?
— Ставку единого налога будет рассчитывать и предлагать на утверждение Госдуме (вместе с федеральным бюджетом) правительство РФ. Эта ставка каждый год может меняться. При ее увеличении будет достигаться фискальный эффект, а при уменьшении — инвестиционный.
— А как в эту новую налоговую систему вписываются различного рода госпошлины и акцизные сборы?
— Они остаются как элемент дополнительного государственного регулирования в отдельных отраслях экономики, без которого пока невозможно обойтись.
— Как будут работать РТС и ММВБ? Ведь такая система налогообложения предполагает взимание единого налога со всех покупок, в том числе и с покупки валюты и разных финансовых инструментов?
— А вот тут у финансовых спекулянтов возникают серьезные проблемы. Играть на бирже уже не получится. Но мировой финансовый сектор и так ждут большие перемены. Экономика финансовых пузырей доживает свои последние годы, если не месяцы. Не исключено, что в ближайшее время покупку иностранной валюты и ценных бумаг во всех странах мира будут обкладывать запредельными для спекулянтов налогами. Потому что финансовый и банковский сектор экономики уже давно получает больше «налогов» с населения и предприятий, чем сами государства. И если не закрыть эту глобальную финансовую лавочку сейчас, то завтра дефицит государственных бюджетов приведет к повсеместным гражданским войнам, прежде всего в США и Европе. Или убить непомерно раздутый финансовый сектор сейчас, или агонизирующий финансовый сектор, спасая себя, убьет государство, которое его же и защищает. Поэтому тут уже без вариантов: в жертву будет принесен именно финансовый сектор. И возможно, этот процесс уже пошел (следите за новостями с фондовых рынков)…
Так или иначе, налоговая система, вместе с финансовой и банковской системами, будет существенно изменяться. Уплата налога с продаж онлайн — это всего лишь компьютерная программа, применение которой напрочь отменит бухгалтерскую отчетность предприятий перед государством, сократит штаты бухгалтеров и контролирующих органов. Бухгалтерам-аудиторам придется искать себе новую работу. И это произойдет обязательно. Потому что если есть способ выполнить определенный объем работы меньшими силами и средствами, то этот способ рано или поздно обязательно будет применен.

Почему налоги необходимы государству

Региональный Финансово-Экономический Институт

Почему налоги необходимы государству

Барзенкова Юлия Юрьевна

14.04.2014

Эссе на тему «Почему налоги необходимы государству»

Введение

«Налоговая система должна работать на модернизацию экономики и при этом быть справедливой, по сути»

Председатель правительства Р.Ф. В.В. Путин

Налоги – это один самых необходимых ресурсов, благодаря которому государство существует. Именно поэтому, разбираясь в вопросе необходимости уплаты налогов, рекомендуется уделить внимание тому, на что расходуются полученные от населения средства. Такой подход к решению поставленной задачи позволит понять, для чего же так необходимо гражданам любой страны платить налоги.
Налоги – это источник пенсионного обеспечения населения. Как известно, именно пенсионеры являются самой уязвимой категорией населения. Они реагируют на малейшее изменение экономической ситуации в стране. Естественно, эта реакция производится через увеличение или уменьшение размера пенсии. Когда в государстве преобладает своевременная уплата налоговых отчислений, то и пенсия выдается пенсионерам вовремя.
Налоги – это источник финансирования строительства объектов, имеющих социальное значение. К примеру, детские сады, поликлиники, больницы и другие важные объекты строятся за счет средств налогоплательщиков.
Налоги – это источник содержания управленческого аппарата страны. То есть заработная плата государственным служащим выплачивается именно со средств налогоплательщиков.
Налоги – это источник социального обеспечения граждан страны. Стипендии, больничные и многое другое выплачивается исключительно из средств, полученных в качестве налогов от граждан.
Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что налоги представляют собой основу для устойчивого развития и функционирования любого государства. Своевременная уплата налогов – это гарантия того, граждане страны могут быть уверенны в своем обеспеченном будущем. Вот тут мы и подошли к вопросу налогов. Платя налоги государству, мы обеспечиваем людей, которые для нас производят такие блага, как защита, учёба, образование, возможно, медицина, руководство нами (да, да, это важно — иначе всё погрузится в анархию, похлеще «лихих 90-ых», когда власть получала средства от бандитов), В некоторых странах, как США, образования, обучение платные. А все налоги, что они платят, они знают, за что платят. У нас же все налоги нецелевые, то есть идут в «общак» бюджета, а правительство распределяет их так, как хочет. Непрозрачная система получается у нас…
Конечно, некоторые задумаются, а нельзя ли сделать так, чтобы каждая конкретная ячейка общества, например, семья, дом, платила специальным частным компания деньги за всё это и сама устанавливала законы и поддерживала порядок. Казалось бы: неплохо. И ты видишь, куда идёт твои труд (деньги) и сам непосредственно следишь за всеми процессами твоего маленького общества. Но это получается возврат в каменный век, с их родовыми общинами и прочим.
А как только те, кто предоставляют такие вот нематериальные блага организации становятся настолько же влиятельными, насколько «большая тройка сотовых операторов», это уже всё превращается в государство.
Государство отвечает за нашу физическую и социальную безопасность. В России ещё за образование и медицину. Тут, кстати, ещё одно следствие: в отличие от США, где «призыв» в армию добровольный, мы зато в свою очередь не платим налоги на обслуживание армии и прочее, прочее.
Я не хочу говорить, какая система лучше, а какая хуже (доведённая до идеала): у нас или в США.
Но одно ясно, если есть государство, как видите, оно просто физически не может существовать без налогов. Иначе будет анархия и родовые общины, грубо говоря. Государство — это как большой сотовый оператор, только услуги он предоставляет несколько другие.
Посмотрим на государственные финансы. Увидим что-то похожее на рынок. Даешь деньги бюджету — получаешь услуги. В виде защиты от хулигана (милиционер с дубинкой), обороны от врага (летчик с ракетой), законов (депутат с кнопкой) и т.д. Рынок, правда, своеобразный.
Я считаю, что все люди обязаны платить налоги по одной простой причине, а эта причина проста. Государство без налогов рухнет, ему не за что будет поддерживать свою казну. Потому что эти налоги идут на укрепление нашего государства. На эти деньги правительство строит хорошие дороги, больницы, детские сады, содержит могучую современную армию, развивает науку, помогает бедным и инвалидам. Мы знаем, что эти деньги не разворовываются, а тратятся только на благо народа. Лишь небольшая часть расходуется на содержание чиновников. Можно лишь добавить то, что налоги — это своеобразная единица денежных средств, которые каждый гражданин своего государства обязан платить, не взирая не на что. А вот если задаться вопросом — куда же государство дает налоги? На муниципальные образование. А что включает в себя это «муниципальное образование»?
1. сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области.
2. муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации
3. внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
А также государство платит зарплаты, содержит больницы, школы, и все то, чем мы пользуемся бесплатно. Мы должны платить налоги .
Как и обещала написать, что я думаю по поводу налогов. Моя мама получает пенсию около 8500 руб., проработав инженером 30 лет.
Моя дочь, ей 4 года в детский сад не ходит, т.к. мест нет, надо вставать в очередь при рождении ребенка. А так как мы переехали в город, в котором мы сейчас проживаем, когда ей было 3 года, то это уже поздно.
Больница оставила тоже неизгладимые впечатления. Когда нас с дочерью туда положили дали список лекарств, которые необходимо купить. Нянечки к детям которые лежат без родителей обращаются так, что становиться страшно, как таких людей вообще можно допускать к работе, а мы родители их работу еще оплачиваем в виде того что платим налоги.
Защита (правоохранительные органы), я вообще обсуждать не хочу, как многие из них вообще проходили переаттестацию. Судебные приставы, их работу выполнила я сама, отнесла исполнительный лист о взыскании алиментов на работу к нашему папе, т.к. за 6 месяцев у них не было времени это сделать.
Учеба бесплатная, да в школе. А дальше? А как долго учеба в школе будет бесплатной? А насколько она бесплатная, раньше только тетрадки надо было покупать и канцелярские принадлежности, а теперь и книжки, и ремонт в школах бесконечный за счет родителей.
Дороги ремонтируют. Где? В интернете только фото с ямами и комментарии: наступила весна снег растаял, а вместе с ним и асфальт, а правда что в России по дорогам медведи ходят, нет врут в России дорог нет.
А я плачу, транспортный налог, налог на имущество, налог на землю, подоходный налог. А куда и на что идут мои деньги?

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. О принципах налогообложения писали еще Фома Аквинский (1226–1274), Ф. Бекон (1561–1626), Ш. Монтескье (1689–1755), Д. Риккардо (1772–1823). Известный шотландский экономист Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал общие принципы налогообложения. Позже эту идею в России развили известные налоговеды Н.И. Тургенев, И.Х. Озеров, И.И. Янжул и др.

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Целью данной работы является:

— выделить характерные черты современной налоговой системы Р.Ф;

— показать противоречия действующей налоговой системы РФ;

— отметить основные направления совершенствования налоговой системы нашей страны;

— выделить основные цели развития налоговой политики России в будущем.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

— провести теоретический анализ на основе обобщения экономических исследований в области налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;

— систематизировать информацию о структуре действующей налоговой системы и дать характеристику видам налогов и сборов РФ;

— сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы в России;

— проанализировать направления налоговой политики России в среднесрочной перспективе.

Глава 1. Теоретические основы налогов.

В конце XVIII века английский экономист А. Смит сформулировал основные требования к налоговой системе, которые признаются и сегодня. Речь идет о том: «что налоги не должны быть чрезмерно обременительными; должны быть понятны налогоплательщикам; каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму, в какой срок ему необходимо уплатить и почему; налоги должны быть справедливыми; при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги; государство должно собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства».

Налоги составляют основную часть доходов бюджетов всех уровней. Поэтому рассмотрим более подробно сущность и функции налогов, а также проанализируем систему налогов в России с точки зрения их роли в формировании бюджетов разных уровней.

Налоговый кодекс Р.Ф. определяет общие принципы построения налоговой системы в России, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что «под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами». Кодекс также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами возложена, обязанность уплачивать налоги».

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

1.1. Функции налогов.

Взимание налогов является одним из экономических методов государственного управления. Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на нее функций. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Функции налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, то есть взимание государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов) для финансирования государственных расходов на здравоохранение, образование, оборону, государственный аппарат и тому подобное. При этом упускается из виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе¬ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре¬шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и многое другое). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас, это правило, не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах, освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному: так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли.

Гармоничное сочетание всех вышеперечисленным функций налогов и создает эффективную налоговую систему. А чрезмерное выделение одной из них приводит к плачевным результатам.

На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства (реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и многое другое. Важны также техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от налогов. Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается на поступлении налогов. Так, рост производства ведет к увеличению сбора налогов в результате расширения налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических лиц.

Вопросы национальной безопасности, финансирование детских домов, государственных учреждений, бюджетные места в ВУЗах, строительство автомобильных дорог, реализация программ по борьбе с бедностью — всё это и многое другое осуществляется за счёт бюджетных средств государства. Основной доходной статьей государственного бюджета являются налоги — обязательный, принудительно взимаемый платёж с физических и юридических лиц.

Налоги осуществляют 4 различные функции, выделим и рассмотрим каждую из них: Фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  1. Фискальная функция (основная) реализуется в налоговом контроле, а также в налоговых санкциях, позволяющих обеспечить собираемость налогов со всех налогоплательщиков и пресечь уклонения от оплаты. Таким образом происходит формирование финансовых ресурсов государства, тем самым осуществляется основное предназначение налогов — наполнение бюджета страны.
  2. Распределительная функция (социальная) позволяет перераспределять общие доходы в пользу незащищенных и более слабых граждан: малообеспеченные, инвалиды, сироты, пострадавшие в результате природных катаклизмов. Таким образом, каждый гражданин может рассчитывать на государственную поддержку в сложной жизненной ситуации.
  3. Регулирующая функция позволяет решать экономические задачи государства. Выделяют следующие подфункции: стимулирующая, дестимулирующая и воспроизводственная. Стимулирующая составляющая заключается в поддержке и регулировании различных экономических процессов.Например, налоговые льготы для предприятий, на которых задействованы люди с ограниченными возможностями, а также поддержка сельско-хозяйственных производителей. Стимуляция осуществляется за счёт льгот и освобождений от уплаты налогов определённой категории предприятий и физичсеких лиц. Дестимулирующая подфункция имеет прямо противоположное значение: установить препятствия для развития некоторых отраслей экономики. Проявляется эта подфункция в виде повышения налоговых ставок (например, 90%-ная ставка налога для казино), а также дополнительные налоги на вывоз капитала, таможенные пошлины и акцизы. И наконец, воспроизводственная подфункция направлена на восстановление используемых ресурсов.
  4. Контрольная функция заключается наблюдении за своевременностью и полнотой поступлений средств и аккомуляции всех финансовых ресурсов государства.

Виды и классификация налогов в России

  1. Выделяют 2 категории налогов по способу взимания: прямые и косвенные. Прямые налоги, как правило, устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц. Например, налог на прибыль предприятия расчитывается исходя из параметра налоговой базы (доходы минус расходы), умноженной на соответствующую налоговую ставку. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товара, которую оплачивает потребитель. Примеры косвенных налогов: налог на добавочную стимость, таможенные пошлины, акцизы.
  2. По степени зависимости от совокупного дохода выделяют аккордный и подоходный налоги. В первом случае, сумма налога фиксирована и не изменяется при любой сумме поступлений. Подоходный налог расчитывается по величине дохода (ВВП или национальный доход) и бывает трёх типов: прогрессивный, регрессивный и пропорциональный. Разделение происходит ввиду применения различной налоговой ставки — средней или предельной. Средняя ставка выражена отношением суммы, облагаемой налогом, к величине дохода в процентном соотношении. Тогда, как предельная налоговая ставка представлена отношением величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода, также выраженным в процентах.

Итак, прогрессивный налог- это вид подоходного налога, при котором при увеличении суммы доходов средняя налоговая ставка будет повышаться. То есть, если прибыль предприятия увеличивается, то и сумма налоговых выплат возрастет.

Регрессивный налог — вид налога, при котором при увеличении суммы доходов средняя ставка снижается, и наоборот: ставка растёт, когда доход уменьшается. Пример: начисление пенсионного страхования в Российской федерации.

Пропорциональный налог — вид налога, при котором ставка не зависит от величины дохода, по этой причине сумма налога пропорциональна величине дохода.

Какие налоги платят физические лица?

Статья 57 Конституции РФ гласит от необходимости оплаты налогов, установленных законом, в обязательном порядке. Для налогоплательщиков, нарушивших закон об уплате налогов предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Так какие же налоги нужно не забывать оплачивать? Для физических лиц существует 2 вида налогов: имущественные и доходные.

К имущественным налогам относятся земельный, транспортный и налог на имущество, начисляемые на участок земли, автомобиль и недвижимость соответственно. При этом налогоплательщик освобождается от подсчётов суммы налогов, этим занимается налоговая служба. Ежегодно на адрес прописки приходит уведомление о начисленных налогах. Сумма начислений зависит от региона и считается по определённой формуле. Важно помнить о том, что оплату имущественных налогов необходимо произвести до 1 декабря следующего года.

Доходные налоги: НДФЛ — 20% от суммы дохода. Работодатель должен удержать эту сумму из зарплаты и перечислить в налоговую. Но при продаже имущества и дарении недвижимости (не от родственника) необходимо самостоятельно начислить и заплатить НДФЛ, подав декларацию и указав сумму к оплате. Декларацию налогоплательщик обязан подать до 30 апреля следующего года, а срок оплаты начисленного налога ограничен 15 июля.

Наименование

Период

Дата перечисления

Федеральные налоги

Налог на доход физических лиц помесячно следующий день после выплаты
Налог на прибыль организаций 2019 год 30 марта 2020

Региональные налоги

Транспортный налог физлица 1 декабря 2020

Местные налоги

Земельный налог физлица 1 декабря 2020
Налог на имущество физических лиц 2019 год 1 декабря 2020

Разновидности налогов для ИП

Прежде чем выбрать систему налогообложения, слежует проанализировать специфику своего бизнеса. А именно: суммы денежных средств в обороте, количество сотрудников и конечный потребитель. Исходя из этих данных подбираем систему налогообложения из 4 возможных: ОСНО, УСН, ПСН, ЕНВД.

  • ОСНО — общая система налогообложения, хороша тем, что подходит для большинства видов бизнеса, и действует «по умолчанию», если налогоплательщик не заявляет о желании использовать одну из специальных систем. В составляющие начислений по ОСНО входят: налог на прибыль (20%), На имущество (2,2%), НДС (20%), страховые взносы за владельца и сотрудников, НДФЛ за владельца и сотрудников.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, характерная для индивидуальных предпринимателей. УСН действительно подходит большинству предпринимателей, чья деятельность ограничена доходом, не превышающим 112.5млн р., число сотрудников — не более 100, и при этом компания не реализует акцизные товары, не занимается страхованием и банковскими услугами , а также не имеет филиала.
  • ПСН — патентная система налогообложения. Не требует заполнения и сдачи налоговой декларации, тем не менее для работы по этой системе потребуется приобрести патент — право реализовывать определённый вид деятельности в течение года.
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Начисления производятся не с реальной прибыли, а с потенциально возможного дохода. Ставка зависит от региона и варьируется 7%-15%.

Налоги для ООО

  1. УСН. Возможны 2 варианта уплаты налогов: ООО платит налог с доходов (6%) или доходы могут быть уменьшены на сумму расходов, и от этой разницы налоговая ставка составит 15%.
  2. ЕНВД. При применении данной системы налогообложения, сумма начислений устанавливается по физическим показателям, таким как торговая площадь, количество сотрудников и т.п., а также зависит от коэффициента-дефлятора (=1.8 в 2019 году).
  3. ЕСХН — ставка составляет 6% от разницы дохода и расхода, при этом декларация сдается 1 раз в год, а оплата налога 2 раза в год. Для того, чтобы воспользоваться этой системой налогообложения предприятие должно являться производителем сельхозпродукции.

Кто осуществляет контроль за налогами?

За правильностью начисления суммы налогов, а также полнотой и своевременностью оплаты налогов, страховых взносов и сбров наблюдают налоговые органы, составляющие единую систему контроля. Её составляют федеральный орган испонительной власти (Федеральная налоговая служба, подчиняющаяся Министерству финансов) и его территориальные органы.