ЮАР после апартеида

Экономика ЮАР после падения режима апартеида

Недавно в Уфе прошёл саммит БРИКС (сообщество России, Индии, Китая, Бразилии и Южной Африки). Было сказано много красивых слови о перспективах этого сообщества, как грядущего локомотива мирового экономического развития. Однако в системе БРИКС имеется страна, чья перспектива выглядит, мягко говоря, не очень. Мало того, её в ближайшем будущем может постигнуть очень серьёзный кризис, который наверняка отбросит это государство в разряд самых неблагополучных государств мира.

Речь идёт о Южно-Африканской республике…

«Самая скверная экономика»

По результатам 2014 года Южная Африка находится на третьем месте среди стран с самой скверной экономикой, и, как следствие, среди стран, в которых жить и работать особенно тяжело. По данным на 2013 год прирост ВВП на душу населения составлял 1,9%, в 2012 году он составлял 2,5 %, а в 2011 – 3,6 %. Велика вероятность того, что в 2015 году ВВП составит всего лишь 1%. Индекс подсчитан путём сложения инфляции и уровня безработицы в стране — оба критерия зашкаливают. В подобном экономическом провале ЮАР опережают лишь две страны в Латинской Америке — Венесуэла и Аргентина…

В целом экономика ЮАР стала приходить в упадок примерно с 2009 года, после начала мировой рецессии. Прежде всего, она страдает из-за проблем в системе коммуникаций — таких, как частое отключение электричества, лесные пожары, плюс проблемы в разного рода техническом обслуживании. Всё названное привело к резкому спаду в промышленном производстве. Проблем добавляют и постоянные забастовки шахтёров…

Есть ещё один негативный фактор, который существенно влияет на национальную экономику — спад цен на золото на мировом рынке. Статистика Южной Африки (Statistics South Africa) утверждает, что слабый прирост доходов и безработица в частном секторе (в частности, в горнодобывающей промышленности) привели к повышению уровня безработицы — профсоюзы говорят о целых 40%! Для сравнения – безработица в США во время Великой Депрессии достигла лишь 25%…

Как сообщает Reuters, индекс делового доверия ЮАР снизился до десятилетнего минимума по причине слабой промышленной активности. Иностранные капиталовложения, которые обычно помогают правительству восполнить текущий дефицит, также снизили свой темп…

Так что же случилось с экономикой ЮАР с тех пор, как пал режим апартеида? Почему при этом белом апартеиде она буквально процветала, а при чёрной демократии резко скатилась вниз? Получается, что Нельсон Мандела не понимал, к чему приведет его «борьба за права чернокожих»? Видимо, так оно и есть — расовый вопрос сильно подкосил хозяйство ЮАР.

Нищета «по-белому»

Наверное, чёрных Южной Африки сначала следовало бы подготовить к демократии, прежде чем передать управление страной в их руки. Но получилось так, что вожжи правления отдали чуть ли не «политическому младенцу», который всё благополучно разрушил. А те, кто когда-то превратил ЮАР в самое процветающее государство на африканском континенте, сегодня фактически не имеют никаких прав — ни в политике, ни в экономике…

Сегодня в ЮАР за чертой не просто бедности, а нищеты, находится более 40% населения! И среди них не только чернокожие, как принято думать. 1 млн белых южноафриканцев из оставшихся трёх вынуждены сводить концы с концами в лагерях для бедных. Какой бы ни была политика апартеида, в то время сложно было представить, чтобы белый человек, обладающий квалификацией и опытом, может скатиться до такого же уровня жизни, что и его чернокожий собрат, ни дня не проучившийся в школе. Сегодня же это – реальная жизнь.

Ситуация усугубляется тем, что в государственные организации белым дорога напрочь закрыта, за исключением, может быть, очень востребованных специалистов, например, инженеров, электриков и медиков. То есть, налицо самая настоящая расовая дискриминация! Статус дискриминируемых по цвету кожи белые получили постепенно, с отменой апартеида и проведением политики «экономической реабилитации» чернокожего населения — она заключается в намеренном увеличении доли чернокожего населения в любой сфере занятости и в сокращении сотрудников с белым цветом кожи. Это – закреплённая законом практика.

Что происходит с человеком, которого вдруг сокращают по причине цвета кожи? Либо он основывает собственный бизнес и быстренько выкручивается из положения — именно эти белые живут в домах с бассейнами и прочими удобствами, которые мы нередко можем лицезреть по телепередачах про ЮАР. Но если человек не может перестроиться, то тогда теряет всё! Ибо здесь нужно платить за само право жить — за еду, воду, электричество, бензин для машины, школу для детей, медицинскую страховку для всей семьи, откладывать деньги на будущую пенсию (государственная пенсия в пересчёте на наши деньги составляет не более 6000 рублей), на высшее образование для детей (бесплатного образования в ЮАР нет) …

Но откуда взять это средства, если нет работы? Именно так белые люди и оказываются в настоящих гетто, лагерях для бедных (squatter camps). На сегодняшний день самый населённый лагерь для белых – это Coronation Park в местечке Крюгерсдорп, недалеко от Йоханнесбурга. Во времена англо-бурских войн место использовалось британцами в качестве концентрационного лагеря. Сейчас лагерь является домом примерно для 400 африканеров, живущих в прицепах, палатках и даже домах на деревьях. Естественно, без всяких удобств. Еду здесь готовят на костре, воду разогревают таким же способом.

На данный момент около 430.000 африканеров проживают в такого рода лагерях-гетто. Только вокруг Претории располагаются более 80-ти таких «поселений». Всего же в стране лагерей для нищих (независимо от расы) насчитывают около 2000…

Если поговорить с их обитателями, то у всех похожие истории, хотя других здесь и не может быть — в основном всем пришлось продавать дома ввиду утери кормильца или потери работы после установления в стране практики по ликвидации «расовой дискриминации». Белые по этому поводу горько шутят, что настало время апартеида наоборот.

Опасность подобного положения для африканеров состоит в том, что с верой в предопределённость, о которой говорит кальвинизм (а многие африканеры исповедуют именно этот вариант протестантизма) у людей пропадает желание что-то изменить в жизни — к положению бедного привыкаешь, вырабатывается отношение к себе как к жертве, во всём видится воля Бога. И человек опускается на самое дно, зачастую превращаясь из хорошо образованного классного специалиста в бесполезное для общество существо.

В 2009 году президент ЮАР Джейкоб Зума посетил Коронейшн Парк и, говорят, был сильно удивлён. Ему приписывают следующие слова: «Поголовная нищета, которая царит среди чернокожего населения страны, не означает, что мы должны игнорировать нищету среди белых людей, о которой даже стыдно теперь говорить».

У меня есть сомнения, что чёрный расист Зума, который всячески способствовал политике апартеида против белых, действительно так сказал…

Но ЮАР сегодня не просто убивает своих белых детей. Республика ещё буквально рубит тот экономический сук, на котором сидит! Ибо огромное значение для экономики ЮАР имеет фермерство, которым занимались и занимаются главным образом именно белые люди. Республика является десятым в мире производителем подсолнечных семечек, на тринадцатом месте — по производству сахара. 50% всего производства сахара экспортируется в страны, граничащие с ЮАР, остальное идёт на экспорт в другие страны Африки, Северную Америку, Средний Восток и страны Азии.

Кроме того, ЮАР является девятым самым крупным производителем вина в мире. Более 110 000 га земли используется для выращивания винограда. Около 4000 виноделов создают рабочие места примерно для 60 000 людей. ЮАР занимает 4-е место в мире по производству цикория, 4-е – по выращиванию грейпфрутов, 7-е – кукурузы, 9-е – по производству груш. Так же страна в огромном количестве производит различного рода крупы, ананасы, авокадо и другие продукты.

Животноводство – самый крупный сектор в фермерском хозяйстве ЮАР. Производство молочных продуктов и мяса предполагает занятость более 60 000 человек…

То есть, фермерство создаёт рабочие места и кормит страну! Но именно фермеры в настоящее время подвергаются наиболее частым грабежам и физическому насилию вплоть до убийства. Причина – «промывание мозгов» правительством. Большинство чернокожих считает, что белые украли у них землю, и теперь настало время им заплатить за это.

Если фермеры будут продолжать оставаться мишенью для чернокожих бандитов, то экономика ЮАР однажды придёт в полнейший упадок.

Петля Зимбабве

Подобное уже произошло в соседнем государстве Зимбабве, на сегодняшний день одной из самых бедных стран мира. До обретения независимости страна именовалась Родезией, по имени известного британского колонизатора Сесила Родса, захватившего в XIX веке эту территорию. К началу обретения независимости в 1980 году в Южной Родезии проживало 28.000 белых и примерно миллион коренных африканцев. Это значит, что 3% населения контролировали примерно 75% пригодной для фермерства земли.

Конечно же, это было несправедливо. Однако пришедшие к власти чернокожие, которые, собственно, и переименовали Родезию в Зимбабве, поступили ничуть не лучше былых колонизаторов.

Поначалу, чтобы вытеснить белых, президент Роберт Мугабе и его люди стали вынуждать фермеров «продавать» свои участки по смехотворным расценкам. Тех, кто не соглашался, просто выбрасывали из своих домов, а то и просто убивали. Поэтому люди были вынуждены бросать буквально всё своё имущество и с пустыми карманами уезжать из страны. А к тем белым, кто всё же решил остаться, стали применять более изощрённую тактику.

Им начали «подселять» чёрных крестьян — белые фермеры были поставлены перед фактом сосуществования на одном клочке земли с вновь прибывшими. Вскоре подобная практика переросла в систему по всей стране. «Подселившиеся» к тому же были защищены специальным законом, и вскоре последовало поголовное разделение существующих ферм на более мелкие, а их белым владельцам приказали покинуть свои участки в течение короткого времени. И снова строптивых стали без пощады убивать — причём, вырезали целые семьи!

Сегодня фермерство, как высокоразвитая культура земледелия, которая когда-то составляло гордость этой страны, фактически полностью уничтожено!

Вопрос — какой был смысл лишать белых людей земельных ресурсов только на основе их расовой принадлежности и только лишь для того, чтобы «восстановить справедливость и равенство»? Ведь земля в итоге была отдана тем, кто никогда не занимался фермерством, кто не знает, что делать с землёй и понятия не имеет, как хотя бы не разрушить то, что было уже построено.

Переселяя своих чернокожих соплеменников на фермы, правительство страны даже не позаботилось о том, чтобы снабдить их всем необходимым – зерном, удобрениями, оборудованием и другими важными составляющими фермерства. В итоге – полный крах экономики, плюс страшная бедность населения. Чёрные зимбабвийцы ныне оказались даже в ещё худшем положении, чем во времена колониализма — крика о справедливости было много, а результат получился катастрофический. Не зря знаменитый архиепископ Дезмонд Туту назвал деятельность президента Мугабе «карикатурным изображением всего, что, как полагают люди, делают чернокожие африканские лидеры»…

Таким образом, Зимбабве – наглядный пример неудачной земельной реформы для ЮАР, которая планирует провернуть подобное безрассудство в ближайшем будущем. И если это всё же случится… Думаю, негативные последствия, с учётом южноафриканской специфики, будут куда как ужаснее, чем даже в этой соседней стране.

Валерия Вестэйзен, специально для «Посольского приказа»

procol_harum

Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
К. И. Чуковский.

Йоханнесбург.
1. Начнем сразу с выводов.
Апартеид отменили напрасно. И это вне всяких сомнений!
2. Теперь тезисно.
Йоханнесбург сдан!
Город захвачен бабуинами упырями и вурдалаками.
Белых людей нет вообще.
Видел только одного и тот был бомж, а бомжи, как известно интернационалисты покруче Коминтерна будут.
Белые сидят по домам или торчат на работах, на улицах стараются не появляться.
3. Теперь поподробнее.
Нам надо было в Йохане околачивать груши часов девять. Мы уговорили Михалыча, а тот уговорил какого то смертника, свозить нас покататься в центр города. Мы, еще то дурачье, храбрились друг перед другом, дескать главное доехать до центра, а уж там то мы, сука, покажем всем кто такие россияне державники.

Не показали.
Почему? Отвечу дипломатично, завуалировано, прямо.
Мы обосрались.
Спускаясь к Йоханнесбургу, с высоты плато, город смотрится очень даже ничего себе.
Красивый, большой, современный. Много высотных зданий, множество английских парков. Попадаются на глаза красивые здания в викторианском стиле. Зеленые лужайки, голубое небо.
Когда же мы заехали вовнутрь, картина оказалась не столь радужной.
Город брошен.
Электричества нет.
Мусор не вывозится.
Канализация не работает.
Расчищены только дороги для транспорта и работают лишь светофоры.
Причем это был еще только в центр, там где какбЭ можно проехать и где есть гарантии что не грохнут.
Перед выездом в город, водила, которого уговорил Михалыч, прочел нам вводную.
Он говорил, будучи немного на взводе, часто сгладывая, и инстинктивно озираясь назад.
» Если блеать хотите жить, делайте сука точно как я вам говорю.
В городе НЕ ОРАТЬ, внимания к себе НЕ ПРИВЛЕКАТЬ!
Фототехникой НЕ МАЯЧИТЬ!
Айфонами, сука, в окнах НЕ СВЕТИТЬ!
Черным в глаза НЕ СМОТРЕТЬ!
И главное… ОКНА НЕ ОТКРЫВАТЬ!
Потому как блеать, внезапно может упасть столб и перегородить дорогу, и упыри нас возьмут штурмом.
И помните, что у меня дети..»
Мы ездили часа два по центру.
В автобусе стояла гробовая тишина.
Чтобы понять что там произошло, необходим небольшой экскурс в историю.
В 1992 году, это год отмены апартеида, соответственно год отмены правил сегрегации, сняли ограничения на перемещения внутри страны. В тот год, одномоментно , из саванны, в город откочевало более двух миллионов бабуинов черных.
(Кстати говоря, в Африке нет негативного отношения к слову черный.
Местные делятся на три категории, согласно оттенку кожи.
Белые- потомки колонизаторов переселенцев.
Цветные- потомки завезенной из Индии, Индокитая и Индонезии рабочей силы.
Черные- Пришлые из центральной Африки племена Зулу и Банту.
Промежуточных вариантов я не наблюдал, из чего сделал вывод, что группы не скрещивались.
Из всех этих трех категорий на этой территории нет автохтонного населения. Белые колонисты прибыли на пустынные территории, заселенные малочисленными племенами готтентотов, которых в скорости и извели под корень болезни и черные племена.
Когда на территории страны эти группы стали пересекаться, белые задумали разделить страну на территории-сегрегации, с ограничениями на перемещения не по делу, из одной части в другую. Кстати говоря, одним из первых борцов за равноправие в праве определения где жить, был не кто иной как Махатма Ганди. Он и открыл сезон борьбы с апартеидом, и относился он к группе цветных. По иронии судьбы, больше всего, в момент отмены апартеида пострадали как раз цветные. Черные в первую очередь громили их кварталы, так как считали их холуями белых, коллаборационистами. )
Так вот, в один прекрасный момент, вероломно,без объявления войны, в город вступила пара миллионов черных колонистов, открыв эру Африканской реконкисты. Они просто снялись с насиженного места, и пошли туда, где вкуснее пахнет.
Михалыч в то время жил в Йохане и рассказал следующее.
В разгаре рабочего дня, вдруг, откуда не возьмись, наступил ахтунг.
Распахнулись двери офисного центра, и в знание, мало организованно и стихийно, но весело и на позитиве, в их офисное здание просочилось несколько тысяч черных. Гости прибыли со своими пожитками и скарбом. Они попросили не обращать на них внимание, и продолжать работу, а сами тем временем стали осваивать неэффективно используемые с их точки зрения площади. Они равномерно рассосались по офисам, заняв свободные кресла, диваны и стулья, заняли туалеты и коридоры, попутно снимая с окружающих на сувениры все, что на них было блестящего.
Здание наполнилось жизнью и радостной суетой. В коридорах забивали и потрошили птицу, в переговорных готовили еду, в туалетах принимали ванны.
На вежливый вопрос: «Как это понимать?» , они просто ответили, что теперь они будут тут жить.
На уточняющий вопрос: «С хуя ли? Как так?» , они ответили, что так всем будет лучше.

Вызвали ментов.
Менты не приехали.
Менты сказали, что пока не могут, так как у них в участках такая же херня происходит.
Тогда все кто мог, стали по-тихому бежать в пригороды и в сторону Кейптауна, попутно возводя рубежи обороны. Рвы, ряды колючей поволоки под напряжением, заборы. Последний район Йоханнесбурга, где встречается белый человек, это пригород Претория.
После массового бегства собственники зданий стали думать, что же делать.
Придумали.
Они решили, что если выключат упырям свет и воду с канализацией, то они сам покинут здания и вернутся в саванну.
Выключили.
Упыри этого даже не заметили.
Похоже, у них и так в саванне не было ни света, ни воды ни канализации. Я спросил у Михалыча, а куда они тогда гадят?
Михалыч ответил, что они и сами долго бились над этим вопросом и когда узнали ответ, были сильно фраппированы.
Оказалось, что упыри, осваиваясь в зданиях, долго не могли понять функциональность лифтовых шахт. Когда захватчики отковыряли двери, долго гадали, сплевывая вниз, зачем эта дыра.
А потом догадались, и отдали должное интеллекту белого человека.
Как же белые все толково придумали, подумали Швондеры, и начали гадить и сбрасывать мусор в лифтовые шахты.
Со слов Михалыча, толпа упырей, захватив здание, в среднем засирает его по самую крышу в среднем за лет десять. Ну а затем, как и в добрые доисторические времена, откочевывала на новое пастбище, заселяя новый небоскреб.
Смеркалось.
Мы ездили по улицам Йоханнесбурга, и не отрываясь, плотно прильнув к окнам, пожирали глазами окружавшую действительность. Перед нами проплавали внешне фешенебельные дома, с кое где уже выставленными окнами, с блуждающими туда сюда вурдалаками, без малейших признаков освещения. Кое-где, в провалы окон, мы замечали мерцание костров в глубине здания.
Но для объективности, надо добавить, что жизнь еще там теплится.
Опять же со слов Михалыча, в Йохане появилась новая неформальная услуга .
Некие крепкие ребята, предлагают собственникам захваченных упырями зданий услугу по реотжиму здания.
В какой-то момент, к зданию подъезжает пара сотен крепких парней, вооруженных до зубов и тихо и спокойно, стараясь не разбудить мирно сопящих упырей, начинают отжим здания, весьма жестко выдушивая всех вселенцев.
И пока те не пришли в себя и не пошли переспрашивать: «А что собственно это вообще было?», заваривают все входы и выходы, выкапывают рвы, натягивают проволоку и пускают по нему ток.
Затем, после того как знание приводят в чувство, его снова пускают в эксплуатацию.
Так и живут остатки белого и цветного населения в пригородах за забором из колючей проволоки под напряжением. Утром садятся на свои авто, не останавливаясь выезжаю за ограждения своих резерваций на работу. Пробираются по более и менее расчищенным дорогам, ныряют в охраняемые въезды-норы под отвоеванные здания на подземные парковки, и дальше уже идут по своим рабочим местам.
Причем я еще заметил одну забавную штуку. Если рядом стоит два живых здания, чтобы попадать из одного здания в другое, они понастроили переходы на высоте 10-11 этажа. То есть они даже могут к друг к другу ходить в гости по такому переходу. Главное не смотреть вниз, на улицы города, по которым снуют зомби.
Вдоволь покатавшись по городу, Михалыч привез нас на главную площадь, исторический центр событий положившие началу борьбы с апартеидом. Привез и сказал выходить, дескать там он продолжит вещать за историю.
Мы поначалу отказались выходить. Сказали что очкуем мы брат выходить из автобуса нам и в автобусе его прекрасно слышно. Михалыч сказал не ссать, дескать, тут безопасно. КакбЭ площадь большая, обзор хороший, и если упыри пойдут, то мы их на дальних подступах заметим и свалим.
Вышли мы значит, гуляем. Вышел с нами и Шиндин. Чтобы было не так сыкотно, Андрей взял с собой вувузелу.
Какой никакой, а фаллический символ.
В какой-то момент, он заскучал,помаялся и стал, чтобы как-то развеяться дудеть в мать ее вувузелу.
БЛЕАТЬ!
Мы едва успели эвакуироваться в автобус.
Зомби, привлеченные воплем вувузелы, так быстро стали выбираться из своих нор, что мы несколько вздрогнули от такой прыти. Последним, уже на ходу, запрыгивал Михалыч, бросая под ноги бежавшим в нашу сторону упырям мелкие купюры.
Кстати помогло. Устроенная Михалычем свалка сильно сбавила скорость упырей, и мы успели слинять без потерь.
После всего увиденного, мы задали ехидный вопрос Михалычу, а как он относится к отмене апартеида?
Михалыч на голубом глазу начал нам, что то втирать, что все не зря.. ибо.. и что он надеется, что.. во имя мировых ценностей демократии.. они же тоже люди, хоть сходу этого и не видно.. а иначе бы нас все тут всяко всяко..
Его речь прервал Шиндин, какбЭ подытожив речь Михалыча, да и наше путешествие.
— Михалыч! НЕ ПИЗДИ!
P.S.
По глазам Михалыча, мы догадались, что Шиндин попал в самую точку.
P.P.S.
На момент отмены апартеида, в ЮАР существовала своя космическая программа. Страна обладала ядерными технологиями и оружием. В ЮАР, впервые в мире произвели пересадку сердца.
В настоящее время космическая и ядерная программа свернуты, ученые, как и половина белого населения сбежали из страны.
На текущий момент президентом страны является товарищ Джейкоб Зума.
Джейкоб Зума.
Характер нордический.
Зулус.
Многоженец.
Неоднократно обвинялся в изнасилованиях.
В обществе особенно широко обсуждался факт изнасилования работницы аппарата. Пикантность истории в том, что сотрудница была ВИЧ инфицирована, но это не смутило Зуму. Давая интервью журналистам он заявил, что у него в кабинете есть раковина с водой, и после акта, он сразу же помыл свой хер, так что нация может не волноваться за его здоровье.
Ах да, чуть не забыл. Зума неоднократно официально заявлял, что он, в лице народа зулу, больше не намерен передавать власть в чьи-то другие руки.
P.P.P.S.
В связи с неожиданным для меня всплеском популярности этого рассказа, хочу добавить уже от себя.
Если Вы видите в нем некую аллегорию для себя, то не впадайте в крайность под названием расизм. Мне вообще побарабану какого цвета кожи быдло. То что произошло в 1992 году в ЮАР, у нас произошло в 1917 году. Одна лишь разница, что у нас бабуины были такого же цвета кожи как и белые. Да и многие белые оказались бабуинами. Да и вообще все мы потомки тех бабуинов, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Кому уж как пофартило.
Так что, не спускайте быдлу в жизни и боритесь с быдлом внутри себя, глядишь нас пустят в шенген без визы.
А вот это уже была аллегория.
1. Как прекрасен Ёбург с высоты птичьего полета!
2. Между нами говоря, местные его реально так и называют- Jo’burg.
3. Он и был прекрасен вплоть до 1992 года.
4. К сожалению я поздно спохватился, и поэтому фотографий не так много.
Напоминаю, это самый центр города, который считается самым спокойным и благополучным городом ЮАР, после конечно Кейптауна.
Окна не открыты для проветривания. Их попросту нет.
6. В этом доме похоже проживает средний класс. Это я определил по тарелкам спутникового телевидения.

8. Открытых витрин нет. Все замуровано.

15. Проволока под напряжением создает иллюзию безопасности.
16. Хотя по данным бывших наших соотечественников это не панацея.
Мы познакомились с двумя девушками в Кейптауне. Они поведали нам, что их периодически грабят несмотря на все рубежи обороны.
Но они какбЭ не расстраиваются, так как все застраховано в смерть, и они даже довольны.
И вообще они сказали, что живут в прекрасном и настолько безопасном районе, что их дети могут из школы домой идти пешком.
17. Пора домой!

P.S. Если кто был или будет, поделитесь плиз более живописными фотографиями.
P.P.S. Хотел написать пятую часть, но комментариев что то нет, а значит надо закругляться.

Часть первая. ЮАР. Кейптаун.
Вторая часть. Ботсвана. Замбия. Чобе.
Третья часть. Замбия. Водопад Виктория.
Четвертая часть. ЮАР. Йохан.
Внеклассное чтение о путешествиях:
Мать его Египет. В 4 частях.
Константинополь.В 2 частях.
Новая Зеландия. В 12 частях
Советская Прибалтика.

ВС ЮАР

Вооружение и боевая техника Военно-воздушных сил.
На вооружении военно-воздушных сил состояло около 500 самолётов, в том числе:
1) Одна эскадрилья в составе 21 самолёта F-86 Сейбр Mk.6;
2) Около 40 самолётов Мираж III. 16 сверхзвуковых реактивных ударных истребителей-бомбардировщиков Мираж IIICZ были вооружены ракетами класса «воздух-земля» AS-20 и ракетами Сайдвиндер, закупленными во Франции в 1963 г. Две эскадрильи истребителей-перехватчиков Мираж IIIEZ были получены в 1965–1966 гг. Самолёты были вооружены ракетами класса «воздух — воздух» R530. Южная Африка закупила также четыре реактивных самолёта Мираж IIIRZ (специальный разведывательный вариант с фотоаппаратурой (пять фотокамер) типа OMERA-31, размещённой в носовой части) у фирмы «Марсель Дассо»;
3) Одна эскадрилья в составе 9 лёгких бомбардировщиков Канберра В-12 (закуплены в Великобритании в 1963 г.);
4) Около 40 самолётов Вампир FB-5;
5) Семь бомбардировщиков-разведчиков (противолодочных самолётов) морской авиации Аврон Шеклтон (Шаклетон);
6) Одна эскадрилья в составе 15 ударных штурмовиков (бомбардировщиков) морской авиации Блекберн Буканир Mk.50. В 1964 г. в Великобритании было закуплено 16 самолётов, они были поставлены к августу 1966 г. Соглашение о поставках 16 самолётов Буканир было заключено до введения новым лейбористским правительством Великобритании эмбарго на поставки оружия в ноябре 1964 г. Стоимость самолётов составила 25 млн ф. ст. Лондонская газета «Дейли телеграф» 19 ноября 1964 г. сообщала по этому поводу: «Самолёты Буканир, предназначенные для Южной Африки, имели ряд дорогостоящих усовершенствований, в том числе специальные ракетные двигатели-ускорители, обеспечивавшие быстрый взлёт с небольших аэродромов. Все самолёты должны были быть оснащены французским вооружением. В основном это управляемые ракеты большого калибра, в частности, предназначенные для поражения кораблей, подводных лодок и крупных сооружений»;
7) Девять транспортно-десантных самолётов С.160 Норд Трансаль (Трансал) (поставленные Францией в 1970 г.);
8) Семь транспортных самолётов фирмы Локхид С-130В Геркулес (закуплены в Соединенных Штатах в 1961 г.) и 44 самолёта С-47;
9) Двадцать пять лёгких разведывательных самолётов Цессна-18 °Cкайвагон (закуплены в США в 1962 г.);
10) Три самолёта Мистер-205 с двигателями Хоукер Сиддли-125 (закуплены в 1965 г. во Франции при участии Великобритании);
11) Один транспортный самолёт Вайкаунт и четыре транспортных самолёта Скайсмастер;
12) Несколько лёгких разведывательных самолётов Альбатрос;
13) Четыре самолёта HS-125 Хоукер Сиддли (реактивные самолёты, предназначенные для перевозки высокопоставленных официальных лиц);
14) Зенитные управляемые ракеты класса «земля-воздух» Кактус (заказаны во Франции).
Гражданские вооружённые силы располагали шестью — восемью эскадрильями учебных самолётов. В их составе около 100 самолётов Гарвард. Каждый такой самолёт был способен нести восемь девятнадцатифунтовых осколочных бомб. Около 150 самолётов Гарвард были законсервированы. Гарвард планировалось заменить в качестве основного учебно-тренировочного самолёта реактивным тренировочным самолётом Маччи-326 (Эаромаччи-326) (Макки-326), известным в Южной Африке как тренировочный самолёт Импала. Этот самолёт производился на местных предприятиях и оснащался английскими реактивными двигателями Бристоль Вайпер, которые, как сообщалось, ввозились из Италии, где они выпускались по лицензии авиационной компанией «Пьяджио». По сообщениям печати, Южная Африка располагала 75 реактивными учебно-тренировочными самолётами Маччи, а более 200 самолётов Импала находились в стадии производства.
На вооружении Военно-воздушных сил находилось также около ста вертолётов следующих типов:
1) 16 вертолётов SA Супер-Фрелон (закуплены во Франции в 1966 г.);
2) 60 вертолётов Алуэт II и Алуэт III;
3) 16 вертолётов (по другим сведениям — 60 вертолётов) Пума. Транспортно-десантные вертолёты Пума производились совместно Францией и Великобританией. Английская пресса сообщала, что первая продажа вертолёта Пума была одобрена лейбористским правительством по просьбе Франции. После этого Юж ная Африка сделала заказ на дополнительное количество этих вертолётов.
4) Четыре вертолёта S-51 Сикорский и пять вертолётов S-55 Сикорский.
2 мая 1969 г. южноафриканский министр обороны, будущий премьер-министр и президент П.У. Бота заявил в парламенте, что в результате совместной разработки, проведённой Южной Африкой и Францией при объединённом финансировании со стороны правительств этих государств, была создана система всепогодного зенитного управляемого комплекса для борьбы с низколетящими целями, получившая наименование Кактус. Участниками проекта были южноафриканский совет по научным и промышленным исследованиям, французская компания «Компани электроник Томас Хутон и Гочкис Брандт», отвечавшая за наземное оборудование, а также французская компания «Матра», отвечавшая за разработку и производство управляемого снаряда, включая ракетные двигатели. Общая стоимость разработки оценивалась в 20 млн рандов (28 млн долл США).
С 1960 по 1970 г. военные расходы ЮАР увеличились в семь раз и составляли в 1970 г. 360 млн долл США. Военный бюджет на 1975 год исчислялся 1,2 млрд долл США.
По состоянию на 1 января 1975 г. регулярные вооружённые силы ЮАР насчитывали 15 700 человек. Кроме того, более 31 750 человек состояло в территориальной армии и 75 тыс — в военизированных отрядах «коммандос».
На вооружении сухопутных войск находилось более 100 танков Центурион (Олифант), 1500 бронеавтомобилей Феррет, Сарацин, AML-60, AML-90 (Эланд-60, Эланд-90), артиллерийские орудия калибра 105 и 155 мм, миномёты калибра 60 и 81 мм, зенитные установки Бофорс и Эрликон, ЗУР (зенитные управляемые ракеты) (наземный мобильный комплекс ПВО) Кактус. Личный состав был вооружён полуавтоматическими винтовками R-1 южноафриканского производства.Характерно, что с 1969 г. в оперативной и боевой подготовке подразделений сухопутных войск особое внимание уделялось вопросам ведения войны против партизан и осуществления карательных операций. Для этих целей в стратегически важных районах страны были созданы пять специальных учебных баз.
Что же касается ВВС ЮАР, то на 1 января 1975 г. в их составе имелось восемь боевых эскадрилий: бомбардировщики (девять самолётов Канберра В1 Мк.12 и десять самолётов Буканир Mk.50), истребители (64 самолёта Мираж III различных модификаций), 14 разведывательных самолётов Пьяджо Р.166 и семь самолётов морской авиации Шеклтон Мр.3.
В эскадрильях вспомогательной авиации имелось 50 транспортных самолётов (семь С-130В, девять С.160, 23 С-47, пять С-54, четыре HS-125 (Меркурий) и один Вискаунт 781), 76 вертолётов (40 Алуэт II и Алуэт III, 20 Пума и 16 Супер Фрелон) и более 180 учебно-боевых самолётов (100 Харвард (Гарвард), 80 Импала) и др.
Территориальные ВВС входили в состав территориальных войск (резервистов) и насчитывали восемь авиационных эскадрилий, на вооружении которых состояли 150 учебно-тренировочных самолётов Импала, Харвард и Сессна.
В 1965 г. были созданы авиационные отряды «Коммандос» — 12 учебных эскадрилий полувоенного типа, имевших 200 самолётов Харвард (Гарвард). Большинство из этих самолётов являлись личной собственностью частных лиц, из которых и формировался лётный состав авиации «коммандос».
По оценке журнала «Флайт Интернешнл», самолёты, состоявшие на вооружении территориальных ВВС и авиации «коммандос», могли быть в короткий срок переоборудованы в лёгкие штурмовики, способные наносить удары по наземным целям с использованием авиационных бомб, ракет и пулемётов.
Однако авиационные училища ЮАР не обеспечивали растущие потребности ВВС в лётчиках. Часть летного состава продолжала проходить подготовку во Франции и в Великобритании. Первоначальную лётную подготовку будущие лётчики проходили на учебно-тренировочных самолётах Харвард американского производства в авиационной школе в городе Лангебаанвег на реактивных учебно-боевых самолётах Импала. Программа включала отработку элементов боевого применения и тактики ведения воздушного боя. После освоения самолёта Импала наиболее успешные лётчики допускались к полётам на самолётах (истребителях) Мираж III. Технический персонал получал подготовку в военно-воздушном колледже в городе Претория.
С 1970 г. началось осуществление 10-летней программы модернизации вооружённых сил. Все более возрастало значение ВВС ЮАР.
Они начинали превращаться в главную ударную силу южноафриканской армии, о чем свидетельствовал и военный бюджет. В 1973/1974 г. на долю ВВС приходилось 46 % всех расходов военного бюджета. В стране было освоено производство реактивных самолётов Импала по итальянской лицензии и к 1971 г. выпущено 100 самолётов этого типа. Программа модернизации в первую очередь предусматривала замену устаревших самолётов Буканир современными для первой половины 1970-х годов самолётами Мираж F 1. 16 истребителей ПВО Мираж F 1C и 32 тактических истребителя Мираж F 1A начали поступать на вооружение ВВС в 1975 г. Самолётный парк разведывательной авиации увеличился за счёт поступления шести самолётов Пьяджо. Велись переговоры о закупке английских реактивных самолётов базовой патрульной авиации Нимрод, (поставка позднее так и не состоялась) которые должны были заменить устаревшие Шаклетон. С поступлением на вооружение вертолётов Пума и Супер Фрелон значительно обновился вертолётный парк ВВС.
Военная промышленность
Военная промышленность ЮАР начала развиваться в годы Второй мировой войны. В 1943 г. непосредственно в военном производстве страны было занято 60 тыс человек. Помимо продовольствия и обмундирования, для армии в ЮАС был налажен выпуск взрывчатых веществ, боеприпасов, запасных частей для самолётов и автомашин, около 90 типов автомобильных моторов. Близ Йоханнесбурга на государственном заводе освоили производство бронеавтомобилей Мармон Херрингтон (Marmon Herrington). За годы войны их было выпущено свыше 2 тыс. Другие предприятия поставили около 500 орудий и несколько миллионов снарядов и патронов. После войны деятельность в области военного производства в ЮАР особенно активизировалась с 1960-х годов. В 1963 г. близ Претории был открыт Национальный институт военных исследований для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области создания современных видов вооружения. В 1964 г. в ЮАР был создан Совет по вопросам вооружения. В задачи его входит получение всего оружия, которое может потребоваться вооружённым силам страны. В 1968 г. в ЮАР была создана государственная корпорация по производству оружия «Армскор» с начальным капиталом 140 млн долларов. Целью её было добиться самообеспечения в производстве военной техники и оружия. Корпорация имела шесть обществ-филиалов, активно занимающихся производством большинства видов тактического оружия.
В 1968 г. министр обороны ЮАР П. Бота заявил, что правительство намерено ускорить осуществление своей программы превращения ЮАР в страну, полностью независимую в отношении удовлетворения своих потребностей в оружии и технике, и будет приветствовать создание в ЮАР иностранными фирмами заводов по производству вооружения при обязательном правительственном контролеза их деятельностью. Уже в 1968 г. в ЮАР насчитывалось свыше 160 промышленных предприятий, которые выполняли военные заказы. Кроме того, 800 предприятий было занято производством различных военных материалов в качестве субподрядчиков.
Характерной особенностью развития южноафриканской военной промышленности было то, что большая часть продукции отрасли производилась по иностранным лицензиям, например, самолёты Мираж F 1 — по лицензии французской компании «Марсель-Дассо», лёгкие транспортные самолёты — по лицензии итальянской компании «Аэриталия-Макки» и т. д. Ассигнования правительства ЮАР на НИОКР, связанные с военными вопросами, увеличились с 0,029 млн рандов в 1960 г. до 10 млн в 1967 г.
Интенсивные научно-исследовательские работы в сфере военного производства и расширение последнего позволили ЮАР за истекшее десятилетие далеко продвинуться по пути достижения автаркии (самообеспечения) в этой отрасли.
К началу 1970-х годов страна уже полностью удовлетворяла свои потребности в лёгком вооружении и боеприпасах за счёт местного производства. К этому времени в ЮАР было налажено производство винтовок, пулемётов, миномётов, а также более 140 видов боеприпасов различного калибра, в том числе напалмовых бомб, ракет, противотанковых гранат, противопехотных мин, снарядов для авиапушек и т. д. По заявлению министра обороны ЮАР П. Боты, страна могла уже производить артиллерийские орудия калибра от 20 до 260 мм.
Из стрелкового вооружения, производимого в ЮАР по иностранным лицензиям, известность получили израильский пистолет-пулемёт (автомат) Узи и бельгийская штурмовая винтовка R-1 (FN FAL) калибра 7,62 мм.
Из сообщений печати известно, что на территории ЮАР было, по крайней мере, два завода по производству лёгкого стрелкового оружия, включая винтовки и пулемёты. Первый из них — близ Претории в Литлтоне — собственность английской «Бирмингем Смол Армс Компани» (с 1966 г. находился под контролем министерства обороны ЮАР). Завод производил винтовки, пулемёты, базуки (гранатомёты), противотанковые ракеты и трёхдюймовые ракеты ПВО. В Блумфонтейне в конце 1960-х годов вступило в эксплуатацию второе предприятие по производству винтовок и пулемётов. Это был первый государственный оружейный завод, с участием английского капитала. Боеприпасы производили три завода АЭКИ, расположенные в Моддерфонтейне, Соммерсет-Уэсте в Йоханнесбурге. Расходы на производство лёгкого вооружения в ЮАР достигли почти 50 млн рандов.
Развитие местного производства стрелкового оружия и боеприпасов позволило ЮАР за короткий срок превратиться из страны-импортера в страну-поставщика некоторых видов военной продукции. Помимо продаж стрелкового оружия, ЮАР осуществляла продажу лицензий в другие страны. Так, ею была продана лицензия на производство напалмовой бомбы в Израиль. В стране проводилась обширная работа по созданию ракетных управляемых снарядов (ракет), на что рас хо ду ет ся боль шая часть средств, идущих на НИОКР в военных целях. Разработка управляемых реактивных снарядов (ракет) класса «земля-воздух» и «воздух-воздух» велись Национальным институтом военных исследований в Претории с широким привлечением иностранных специалистов, в основном из ФРГ. Из сообщений печати известно также, что в ЮАР делались попытки наладить производство ракет дальнего радиуса действия, испытание которых проводилось на побережье в Северном Натале, где в районе наибольшей стратегической важности в 126 км от границы с Мозамбиком, была создана ракетная база Сент-Люсия.
В первых испытаниях двухступенчатых ракет, сконструированных в ЮАР, участвовали эксперты концернов «Сименс», «АЕГ-Телефункен» и «Белков». Сент-Люсия располагала не только ракетодромом вооружённых сил ЮАР, но и являлась вторым (после Претории) центром ракетостроения в стране.
Совместно с французскими компаниями «Томсон-Хьюстон» и «Точкинс Брандт» южноафриканским советом научных и промышленных исследований был осуществлён проект создания системы ПВО класса «земля-воздух» под названием «Кактус» для борьбы с самолётами, летящими на небольшой высоте. В 1971 г. П. Бота заявил, что в ЮАР скоро будет получена первая ракетная батарея. Производством этой ракеты занималась южноафриканская компания «Фукс». Ракета могла перевозиться на самолётах Трансаль (Трансал), купленных во Франции. Затем совместно с Францией ЮАР приступила к экспорту системы ПВО Кактус. Так, её согласилась купить Норвегия, подписав контракт на сумму в 53 млн рандов. Обсуждалась возможность покупки лицензии на производство ракеты Кактус в США. Помимо западногерманских Харпов и французских Кактусов, в стране было налажено производство французских ракет Матра класса «воздух-воздух».
ЮАР в этот период достигла также значительных успехов в производстве бронетранспортёров и танкостроении. По заявлению П. Боты, страна уже к началу 1970-х годов не зависела от поставок иностранными государствами бронеавтомобилей и удовлетворяла потребности своих вооружённых сил за счёт местного производства. Так в ЮАР успешно осуществлялось производство бронемашин Эланд. В начале 1970-х годов ЮАР приступила к производству танков (Элефант) (Олифант) спроектированных по образцу нового английского танка Чифтен (точнее Центурион). Южноафриканский Элефант представлял собой 65-тонную бронированную машину, вооружённую тяжёлым орудием.
Авиационная промышленность ЮАР была занята изготовлением заказов военно-воздушных сил страны. Но она не работала на нужды гражданской авиации. Впервые о создании в стране военной авиационной промышленности заявил в парламенте министр экономики ЮАР Н. Дидерихс в 1965 г. Становление местной военной авиационной промышленности ознаменовалось созданием двух компаний — «Бонаэро Инвестмент-Корпорейшн», в которой основными пайщиками стали «Бонаскор» и Корпорация промышленного развития, и «Атлас Эйркрафт Корпорэйшн оф Саут Африка» (контролировалось «Бонаэро», участвовала Корпорация промышленного развития. Первый авиасборочный завод страны, на котором занято 900 квалафицированных специалистов (главным образом из Великобритании и других стран Западной Европы) был введен в строй компанией «Атлас Эйркрафт» в Йоханнесбурге (в районе международного аэродрома имени Я. Смэтса) в 1966 г. На заводе производится сборка реактивных самолётов Импала. На этом же заводе в 1970 г. упомянутая компания начала сборку сверхзвуковых истребителей Мираж F 1 и Мираж III. Начальная мощность завода по сборке сверхзвуковых истребителей — 50 машин в год. Сведения о том, какой процент деталей для самолётов изготавливались внутри страны, не публиковались. Известно, что производство истребителя Мираж F 1 обходилось компании на 30 % дороже, чем Мираж III. «Атлас Эйркрафт» освоила производство новых видов продукции, в частности современного сверхзвукового одноместного истребителя, который начал выпускаться в 1974 г., а так же лёгкого транспортного самолёта, который мог пользоваться короткими и неровными взлетно-посадочными полосами. Он должен был производиться по лицензии итальянской фирмы «Аэрмакки» («Аэромаччи»). Второй авиасборочный завод по выпуску четырёхместного самолёта RA-200 вступил в строй в 1967 г. в Кейптауне, близ аэродрома имени Д.Ф. Малана. По оценкам, мощность завода к 1968 г. должна была составить 100 машин в год.
Развёртывание местного самолётостроения с 1965 по 1973 г. позволило ЮАР добиться некоторых успехов в производстве лёгких военных самолётов. Однако в целом местная авиапромышленность не удовлетворяла всех потребностей южноафриканских вооружённых сил.
В ЮАР не было собственного военного судостроения, поэтому правительство расходовало огромные средства на закупки кораблей и подводных лодок. Вместе с тем, ЮАР предпринимала первые шаги в области создания собственного кораблестроения. По сообщениям печати, в стране в проектных институтах при судостроительных верфях разрабатывались планы строительства первых военных кораблей — ракетоносцев.
Анализ отраслей тяжёлой промышленности ЮАР позволяет сделать следующие выводы.
1. Создание большинства отраслей тяжёлой промышленности ЮАР относится к периоду после Второй мировой войны, а создание таких стратегически важных отраслей, как авиастроение, электротехническая и электронная — к началу 1960-х годов. Непродолжительность этапа развития отраслей тяжёлой промышленности сказалась на слабой диверсификации её отраслей и узости номенклатуры выпускаемых изделий по сравнению с крупными странами запада. Однако последующий период развития тяжёлой промышленности характеризовался осуществлением различных мероприятий по реконструкции, модернизации и расширению, сопровождающихся новыми капитало вложениями. В большинстве отраслей этот переходный период должен был закончиться к середине 1980-х — началу 1990-х годов. К этому времени тяжёлая промышленность ЮАР представляла уже качественно иное образование, значительно более мощное и отвечающее всем требованиям как мирного, так и военного времени.
2. Важнейшую роль в создании большинства стратегических отраслей тяжёлой промышленности, особенно военной, играл капитал крупнейших западных держав (США, Англии, Франции и ФРГ). Без его поддержки ЮАР была бы не в состоянии за сравнительно короткий послевоенный срок развернуть столь широкую программу производства военного оборудования и продукции стратегического значения. Историческим примером столь мощной экономической поддержки крупными империалистическими странами другого капиталистического государства могла служить ФРГ, которой удалось после Второй мировой войны быстро нарастить разрушенный военно-экономический потенциал за счёт помощи иностранного капитала. Причиной помощи империалистических держав, оказанной южноафриканской экономике, являлось желание создать на Юге Африки опорный пункт НАТО по борьбе с национально-освободительным движением и обеспечить контроль над этим стратегическим районом.
3. Не смотря на высокий удельный вес частных предприятий в большинстве отраслей тяжёлой промышленности ЮАР, государство осуществляло жёсткий контроль за состоянием их развития. Это достигалось с помощью различного рода поощрений, субсидий и льгот предпринимателям, придерживающимся в своей деятельности основных государственных программ развития, а также за счёт создания смешанных компаний с участием государственного капитала, в которых последнему отводилась руководящая роль. Жёсткий контроль со стороны правительства за направлением развития отраслей способствовал высокой степени их конверсивности в случае начала войны.
4. Для южноафриканской тяжёлой промышленности в целом была характер на высокая степень конверсивности не только за счёт централизации власти в руках государства, но и благодаря общей мелкомасштабности производства и высокого удельного веса отраслей, быстрее проходящих процесс конверсии.
5. Уязвимым местом тяжёлой промышленности ЮАР являлась высокая концентрация производств в четырёх основных промышленных районах: в Южном Трансваале, Дурбане, Кейптауне и Порт-Элизабете.
6. Узкими местами развития тяжёлой промышленности ЮАР являлись дефицит некоторых видов сырья (нефти, кокса и т. д.), квалифицированных кадров, а также высокая себестоимость выпускаемой продукции ввиду узости как внутреннего, так и внешнего рынка.
Важной формой воздействия государства на создание в ЮАР военно-экономического потенциала стало финансирование правительством из государственных источников развития важнейших стратегических отраслей экономики. Государственные кредиты, инвестиции, гарантированные закупки у частных предпринимателей их продукции, введение определенных льгот для предпринимателей, действовавших в стратегических отраслях промышленности в соответствии с направлением правительственных программ по их развитию, способствовали созданию в ЮАР мощного военно-промышленного комплекса.
Создание сети научно-исследовательских учреждений, занятых разработкой новых производственных процессов в стратегических отраслях, в помощь, как частным, так и государственным корпорациям, ставило частный сектор в зависимость от научных изысканий, проводимых государством. Научные исследования, которые велись государственными южноафриканскими институтами в 1960–1970-х гг., позволили ЮАР добиться больших успехов во многих стратегических отраслях промышленности и техники. В ЮАР работало около 50 научно-исследовательских институтов и 10 университетов, деятельность которых финансировались государством. Наибольшее стратегическое значение имели:
— Управление по атомной энергии (УАЭ), осуществлявшее программу научных исследований в различных областях использования атомной энергии. Крупнейшим научно-исследовательским центром УАЭ — был Национальный научно-исследовательский центр ядерной энергии в Пелиндабе;
— Национальный институт военных исследований в Претории;
— Совет научных и промышленных исследований (СНПИ), созданный в 1945 г. и занимавшийся научными исследованиями почти во всех областях науки и техники, исключая сельское хозяйство, медицину и атомную энергию;
— Научно-исследовательский институт металлургии (исследования в области производства радиоактивных металлов для использования в атомной промышленности), созданный в 1966 г. и финансировавшийся УАЭ и СНПИ.
Деятельность государства по созданию и укреплению вооружённых сил выражалась не только в ассигнованиях на закупки новейшей военной техники и оружия, но также и в постоянно ведущейся работе над качественным улучшением личного состава армии, повышением его боевой подготовки. Южноафриканским правительством проводились мероприятия по достижению всеобщей воинской подготовки европейского населения страны. Была введена военная подготовка подростков мужского пола европейского происхождения в школах второй ступени. В 1970 г. было принято постановление об обязательной военной подготовке для женщин европейского происхождения.
Увеличилась численность высшего офицерского состава в рядах вооружённых сил. Благодаря активной деятельности государства по созданию вооружённых сил и государственным ассигнованиям на военные цели, южноафриканская армия, как уже говорилось, являлась наиболее мощной и хорошо вооружённой в Африке к югу от Сахары.
Особое внимание южноафриканское государство обращало на формирование в стране полицейского аппарата. В 1960/61–1973/74 гг. ежегодные ассигнования правительства на его содержание возросли с 36 млн до 160 млн рандов. В 1970 г. в полицейском аппарате ЮАР насчитывалось 32,7 тыс человек регулярного состава и 15 тыс человек резерва. С 1965 г. в полиции существовало специальное подразделение, ведущее подготовку кадров по борьбе с национально-освободительным движением. Ежегодно 3 тыс южноафриканских полицейских получали такого рода подготовку.
Основная задача южноафриканской полиции, помимо борьбы с уголовщиной — подавление любых проявлений национально-освободительной борьбы африканского населения внутри страны. Однако на протяжении 1960-х и в начале 1970-х годов требования к полиции со стороны расистского правительства расширились, и в обязанности её стало входить также подавление национально-освободительного движения не только внутри страны, но и в соседних колониальных и расистских государствах. Так, южноафриканские полицейские подразделения регулярно использовались в борьбе с национально-освободительным движением в Намибии и Южной Родезии, а до 1974 г. и в Анголе и Мозамбике. Характерно, что внутри полицейского аппарата ЮАР строго соблюдались расовые привилегии белых полицейских, представители же других расовых групп имели ограниченные права. Так, огнестрельное оружие выдалось полицейским-африканцам лишь в особых случаях, полицейский-африканец не имел права арестовать жителя европейского происхождения и т. д.
В последние годы своего существования расистское правительство уделяло большое внимание организационной структуре полицейского аппарата. Помимо специально созданного в 1965 г. отдела по борьбе с национально-освободительным движением, в начале 1970-х годов из состава полиции выделилась организация по делам внутренней безопасности (БОСС), созданная по типу американского ФБР. Основная цель этой организации — преследование лиц, которые не согласны с расистской политикой правительства. Полицейский аппарат южноафриканского государства располагал современными видами вооружений, включая лёгкие самолёты, бронеавтомобили, слезоточивые газы и др.
Общность задач южноафриканской полиции и вооружённых сил ЮАР по борьбе с национально-освободительным движением на Юге Африки обусловливала их тесную организационную связь, предусмотренную специальным законом, согласно которому часть вооружённых сил в случае необходимости могла привлекаться для выполнения полицейских функций. В результате в ЮАР в борьбе с национально-освободительным движением африканцев действовали совместно и полицейские, и Вооружённые силы.

ЮАР после отмены апартеида: Почему роскошные небоскребы превратились в гетто, а на красный свет останавливаться не стоит


ЮАР. Фотография времён апартеида.

ЮАР — единственное африканское государство, которое за всю историю 20 века всегда было промышленно развитым. Страна, начавшая свое существование как голландская колония, оказалась очень богата алмазами и золотом. Щедрость земли и разумное управление ресурсами — вот что лежит в основе стремительного развития африканской республики. Ее столицу, Йоханнесбург, сравнивали с Нью-Йорком, Парижем, Манхеттеном, гигантскими городами, изобилующим небоскребами, деловыми кварталами.

Загадочный юг Африки

Здесь располагается грандиозный аэропорт, магистрали, построенные по новаторским проектам. В стране лишь 15 % плодородных почв, но благодаря современной агропромышленной технике удается удовлетворить внутренний спрос на фрукты, а еще и предложить на импорт. Есть и медицинские успехи — здесь сделали первую пересадку сердца человеку.


Йоханнесбург, столица ЮАР. /Фото: cs9.pikabu.ru

Следует сказать, что один из значимых факторов блистательного развития ЮАР с ее, по большому счету, ресурсоэксплуатирующей экономикой, является дешевая рабочая сила. Основная доля которой приходилась на тех, кто не мог похвастаться белой кожей.
С 50-х годов в ЮАР действовал режим апартеида, то есть строгого разделения. Закон обязывал белым, черным и цветным гражданам проживать в строго отведенных зонах. Люди с европейской внешностью заняли центральные районы развитых городов, работали в красивых офисах, посещали престижные театры и рестораны.

Расовая сегрегация в ЮАР — узаконенный расизм./Фото: img.haikudeck.com

Жизнь чернокожих, впрочем, не была лишена благ цивилизации. И образование, и медицина им были доступны, и работой люди были обеспечены — с такой целью при наличии пропуска разрешалось посещать районы для белых, но данное право не распространялось на членов семьи работника. То же ограничение касалось и представителей европеоидной расы — заходить на чужую территорию без пропуска запрещалось.

Безотказная схема кражи: один чернокожий совершает неслыханную дерзость — касается белого, в это время пособник вытаскивает кошелек из кармана обескураженного человека./Фото: pics.livejournal.com

Дома, построенные для чернокожих называли спичечными коробками

Резервации для чернокожих получили название бантустанов. Такие обширные поселения для проживания рабочих и шахтеров состояли из типовых домов, близко расположенных друг к другу. Строительство и благоустройство территорий получили щедрое финансирование, поселкам старались придать цивилизованный вид. Но в них неизбежно появлялось множество стихийных построек трущобного вида. Усилия властей к желаемому результату не приводили.


Стихийные постройки трущобного вида в поселениях чернокожих./Фото: static1.squarespace.com

После отмены апартеида, когда чернокожие массово начали занимать городские респектабельные постройки, непрестижный поселок Соуэто постепенно стал одним из самых благополучных районов. Ведь малоимущие и отчаянные, бросившиеся за роскошной жизни, «взяли свои трущобы с собой». А жители Соуэто остались в своих домах, занимаясь привычными делами. К слову, именно в одном из таких типовых домов Соуэто жил Нельсон Мандела, активист движения за отмену апартеида, ставший впоследствии чернокожим президентом ЮАР.

Соуэто — поселение для чернокожего населения, построенное в 50-х годах на средства алмазного короля Э. Оппенгеймера./Фото: anotherworldishappening.files.wordpress.com

Участь престижных кварталов после отмены апартеида

После отмены апартеида чернокожее население ЮАР, воспользовавшись новыми возможностями, без промедлений отправилось в районы Йоханнесбурга, прежде бывшие недоступными. Белые спешно покидали просторные благоустроенные апартаменты. В них вселялись те, кто считал себя достойным новых условий жизни после длительного угнетения.


Режим апартеида в ЮАР действовал до 1994 года./Фото: 4.bp.blogspot.com

Роскошные кондоминиумы стремительно превращались в неухоженные здания без остекления. Новые хозяева не платили за коммунальные услуги, поэтому их предоставлять прекращали. Резиденты видовых квартир обходились без электричества, горячей воды, канализации. Жилой фонд деградировал.

Башня Понте-Сити высотой 173 метра превратилась в высотные трущобы./Фото: img-fotki.yandex.ru

Жемчужина африканской архитектуры — самая высокая башня на континенте Понте-Сити с внутренним атриумом стала обиталищем преступников. А дно колодца грандиозного цилиндрического кондоминиума в середине 90-х заполнял мусор. Его уровень достигал 5 этажа.


Понте-Сити стал символом преступности и самым опасным местом в мегаполисе./Фото: vokrugsveta.ua

Белое население же, напротив, перебралось в пригороды Йоханнесбурга. Противостояние двух гетто сохранилось, белые и черные лишь поменялись территориями. Дома белых часто обнесены забором с колючей проволокой. Под напряжением. Теперь центр города принадлежит чернокожему населению, а столицу ЮАР считают хоть и примечательным для туризма местом, но чрезвычайно опасным.

Преступность, которая ошеломляет

Статистика убийств в ЮАР в 2000-е в преддверии Чемпионата мира по футболу была темой всех западных СМИ. 50 убийств в сутки и столько же покушений — приводились такие цифры. Утешением для туристов служили уверения, что тяжкие преступления совершаются преимущественно в социально неблагополучных районах.


В ЮАР чрезвычайно высокий уровень преступности./Фото: i.gzn.jp

Угоны авто в ЮАР совершались с вопиющей беспринципностью, захват машины совершался даже при водителе. Преступники просто выбрасывали несчастного на дорогу и скрывались. В некоторых районах Йоханнесбурга во избежание риска не следовало останавливать автомобиль даже на красный сигнал светофора, проще смириться со штрафом, нежели лишиться собственности и получить увечья.

Полиция ЮАР тренируется задерживать угонщиков авто перед Чемпионатом мира по футболу./Фото: f8.pmo.ee

В связи со столь напряженной ситуацией водители запирали двери, даже если находились внутри авто. Опасность сулили и любые незапланированные остановки, нередко угонщики шли на уловки, имитируя приступ болезни, чтобы остановить автовладельца, решившего оказать помощь.

Пруд только для белых детей — 1959 год.

Есть и другие «рекорды», которые касаются количества изнасилований и числа зараженных ВИЧ (более 30 % населения ЮАР — носители опасного заболевания). По статистике ООН в этой стране происходит не менее полумиллиона сексуальных преступлений в год. Вероятность стать жертвой сексуального насилия у африканской девочки выше, чем вероятность научиться грамоте.

ЮАР — лидер по количеству изнасилований./Фото: www.starslife.ru

Эту ситуацию ухудшает поверье, бытующее среди малообразованных жителей страны, будто от ВИЧ может излечить половая связь с девственницей (или белой женщиной). Стоит ли говорить, что это ненаучное мнение способствует лишь распространению заболевания.
Кстати, именно в ЮАР находится единственная в мире христианская церковь, где можно пить алкоголь прямо во время службы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Бокасса: диктатор-людоед (18+)

Бокасса — людоед и убийца
Бокасса. (wikipedia.org)

Потеряв родителей в 6 лет (отец был расстрелян французами, мать покончила с собой), будущий император воспитывался родственниками, которые готовили его в священники.

Любовницу, которая стала его первым блюдом, звали Дорис. Девушка-студентка довольно долго встречалась с Бокассой и имела в отношении него серьезные намерения. Дорис он задушил, когда та спала. Французские газеты тогда печатали отрывки из протоколов допроса Бокассы: «Я наслаждался, поедая ее парное мясо, особенно печень и сердце, так как, по нашим африканским поверьям, это означает, что ты становишься мужественнее и храбрее. Столовой ложкой я съел в сыром виде ее мозг — чтобы быть умным и хитрым, как женщина. В последующем всех новых девушек, которых я приводил к себе домой, я угощал бифштексами, приготовленными из мяса не только Дорис, но и остальных моих прежних подружек».

Бокасса в Иностранном легионе, 1939. (wikipedia.org)

На его коронацию было потрачено более 20 миллионов долларов. Туфли, в которых он был во время церемонии, занесены в Книгу рекордов Гиннесса, как самые дорогие в мире. Церемониал во многих деталях копировал коронацию Наполеона I, которого новоявленный император считал своим образцом.

Со сказочной роскошью коронации и императорского двора контрастировал очень низкий уровень жизни в стране. В 1977 году был 1 врач на 43,4 тыс. жителей и всего 1 зубной врач на всю Центральноафриканскую империю.

После свержения в его холодильнике нашли части человеческих тел, а повар экс-императора Филипп Ленгис рассказал, что его под страхом смерти заставляли готовить блюда из человеческого мяса. Однажды диктатор Бокасса приказал убить одного из своих министров, приготовить из него обед и накормить остальных министров. О том, что они едят, он объявил им только в конце обеда.

На встрече с Николае Чаушеску, 1972. (wikipedia.org)

В империи царили жестокость и террор. За малейшую провинность следовало непомерное наказание. Например, ворам за два правонарушения отрубали ухо, а за третье — руку, причем сам Бокасса часто лично присутствовал на подобного рода судебных расправах. Неугодные лица и потенциальные конкуренты смещались с постов, высылались из страны, подвергались арестам, средневековым истязаниям, казням. Своих политических противников Бокасса съедал в прямом смысле этого слова. Части тела — казненных время от времени, поступали в большой императорский холодильник.

Сам Жан-Бедель называл человечину «сахарной свининой». В поездки он обязательно брал с собой законсервированное мясо — искусник-повар придумал способ, который сохранял любимую пищу Бокассы свежей несколько месяцев.

Бокасса издал указ, чтобы все босоногие школьники, посещавшие единственную в Банги школу, являлись на занятия в единой дорогостоящей униформе. Родители едва могли осилить учебники, необходимые их детям для получения среднего образования. «Императорская гвардия» собрала двести бедных школьников и выстроила их в тюремном дворе. Угрожая детям оружием, охранники развели их по переполненным камерам. Через несколько недель начались убийства. Одного за другим детей уводили на «примерку школьной формы» и безжалостно забивали до смерти.

В июне 1970 Бокасса посетил с официальным визитом СССР. Кстати, в Союзе ему больше всего понравился введенный Брежневым ритуал братских поцелуев. Вернувшись домой, он перецеловал всех министров. Говорил, что так можно узнать, замышляет ли человек что-нибудь плохое: если губы мокрые и расслабленные — значит, искренний; если сухие и горячие — доверять ему не стоит.

Председатель Совета Министров СССР Косыгин принимает президента ЦАР. (wikipedia.org)

Что стало с Бокассой?

Хоть он и был признан невиновным в каннибализме, остальных обвинений хватило, чтобы вновь приговорить его 12 июня 1987 к смертной казни. В следующем году он был помилован, приговор заменили на пожизненное заключение, а затем на двадцатилетний срок. После восстановления демократического строя в 1993 году в стране была объявлена всеобщая амнистия, и Бокасса вышел на свободу. Он умер от инфаркта спустя три года, 3 ноября 1996.

Как-то император Бокасса давал обед в честь президента дружественной республики Уганда Иде Амина. Когда подали жаркое, приправленное соусом из сока жожоба, зашел разговор о том, как его величеству удалось покончить в своей стране с коррупцией. Нет ничего проще, ответил император. Для начала, я добавил к своим титулам Отца нации, Верховного Главнокомандующего, Понтифика, Генерального секретаря партии гурманов и Лучшего Друга бегунов на средние дистанции титул Главного Взяточника. Населением это было воспринято с подлинным энтузиазмом. Ибо таким образом кардинально решалась главная проблема, актуальная во все времена: кому давать? Под моими окнами сразу начались стихийные митинги и демонстрации, которые я запретил разгонять. Но в пылу всенародного ликования меня забыли спросить, чем я собираюсь брать?

И чем же? — спросил почетный гость после некоторой паузы.

Взятки я беру только взяткодателями, чеканно ответил Император. Не далее, как сегодня утром меня посетил один из них, который, судя по всему, вам особенно понравился. Поэтому не стесняйтесь и положите себе еще кусочек.