Японский напиток саке

Саке

Винный мир обращает все больше и больше внимания на этот удивительный напиток.

Хотя многие думают, что саке – это японская водка, которую пьют горячей, в действительности это не так. Саке можно назвать рисовым вином – это прежде всего продукт натуральной ферментации, и его крепость обычно составляет от 14 до 16%. И саке далеко не всегда пьют горячим, как правило, премиальные сорта принято пить в охлажденном виде.

История

История саке, или нихонсю, как его называют сами японцы, насчитывает более 2000 лет. На острове Кюсю женщины пережевывали зерновые культуры, которые потом сплевывали в чан, где эта масса бродила. Как несложно догадаться, технология производства того времени была далека от классической. Первые упоминания о саке, как о напитке из риса, появились в VIII в. в эпоху Нара, а упоминания о прототехнологии саке датируются XII веком (эпоха Хэйан), когда саке использовалось как неотъемлемая часть празднеств и религиозных церемоний. Но тогда оно было недоступно для простых людей и предназначалось только для аристократии и знати.

Настоящий рассвет саке начался позже, в XIV-XVI вв. – в эпохи Камакура и Муромати. С расцветом городов и торговли саке стало поступать в свободную продажу. Активно развивалась технология сакеварения, и появились крупные центры производства саке, такие, как регион Нада. Именно тогда сформировалась классическая технология производства, и саке стало частью бытовой культуры японского народа.

Однако все саке, производившееся в то время, было столовым.Настоящая революция в качестве произошла только в XX веке, когда появилось премиальное саке. Было разработано специальное оборудование для шлифовки риса, и стало возможно обрабатывать рисовое зерно, удаляя верхние слои с помощью шлифовки: чем выше степень шлифовки риса, тем более изысканным, ароматным и деликатным получается напиток. Были выведены новые виды ароматических дрожжей, и появился знаменитый сорт премиального риса ямаданисики. Японцы поняли, как с помощью температурного контроля они могут управлять ферментацией и добиваться феноменальных результатов. В 70-е годы на рынке заявили о себе бутиковые производители авторского саке. А самые «топовые» позиции саке класса Дайгиндзе появились только в 80-х годах прошлого века.

Современность

Cегодня саке активно укрепляет свои позиции за пределами Японии. Оно особенно популярно в США – втором после Японии рынке саке. Американцы действительно смогли оценить по достоинству премиальное саке. Импорт саке растет с каждым годом, и доля импорта премиального саке увеличивается. Сформировалась особая культура саке-баров и саке-бутиков. Список культовых ресторанов европейской кухни, которые включают саке в свои винные карты, постоянно растет: Per Se, French Laundry, Le Bernardin, Chanterelle, Boule. Появилась даже профессия саке-сомелье. Саке из незаметного и экзотического напитка превратилось в изысканный, стильный и модный. Винный мир все больше и больше обращает внимание на премиальное саке и высоко его оценивает, о чем красноречиво заявляют специальные статьи, то и дело появляющиеся в профессиональной винной прессе (Wine Spectator, 30 апреля 2007 г.)

Ситуация в России разительно отличается от США и Европы. На рынке присутствует в основном столовое саке невысокого качества. Компании-импортеры и потребитель плохо знакомы с культурой саке. Это обусловлено многими причинами: сложностью получения информации о саке, сложностью коммуникации с производителями, с одной стороны, и полным отсутствием интереса к саке со стороны потребителя, с другой. Очень сложно преодолеть предубеждение потребителя, что саке – это не японская водка, которую пьют горячей, а рисовое вино. В России гораздо более популярно сливовое вино, которое плохо сочетается с японской кухней и в Японии употребляется исключительно как аперитив.

Шлифовка риса

Итак, что же такое саке? Саке – это традиционный японский алкогольный напиток, который производится из риса, воды и кодзи (рис, пораженный благородным плесневым грибком кодзикин aspergillus oryzae).

Саке – это не японская водка, а продукт натуральной ферментации. Крепость саке обычно составляет 14-16%. В Японии саке называется нихонсю (что выделяет национальный признак напитка: Нихон – Япония, сю – саке) или сэйсю (официальное название саке, закрепленное в законодательстве).

В производстве саке есть ряд уникальных особенностей. Это прежде всего шлифовка риса, так как в производстве саке используется только шлифованный рис. Дело в том, что в центре рисового зерна содержится крахмал, который играет активную роль в ферментации, а в верхних слоях зерна содержатся белки, жиры и другие элементы, которые негативно влияют на вкус и аромат саке. Поэтому рис проходит обязательную шлифовку, в результате которой удаляется от 25% до 70% верхних слоев зерна. Вся официальная классификация премиальности саке выстроена на основе степени шлифовки риса. Чем больше степень шлифовки, тем выше степень премиального саке. Японцы измеряют степень шлифовки по остатку риса после этой обработки.

Ферментация

Другой особенностью является уникальный метод ферментации. В рисе содержится крахмал, а природный сахар отсутствует, поэтому классическая ферментация «сахар – спирт» невозможна. Но японцы научились производить кодзи, рисовое зерно, пораженное плесневым грибком кодзикин. Кодзи выделяет специальный фермент, который расщепляет крахмал в сахар, после чего дрожжи делают свою обычную работу и перерабатывают сахар в спирт. Эти две ферментации происходят одновременно.

Процесс производства

1. ШЛИФОВКА

Рис проходит шлифовку в зависимости от класса саке. Для столового саке удаляется только 20-25% верхних слоев, а для премиального – от 30 до 70%.

2. ПРОПАРИВАНИЕ РИСА

Рис после шлифовки промывается, замачивается и пропаривается, в результате чего меняется структура риса, и ферментация протекает лучше. Пропаренный рис используется на всех последующих стадиях производства.

3. КОДЗИ

Кодзи – это зерна риса, пораженные плесневым грибком кодзикин. Споры грибка распыляются на пропаренный рис, и в течение двух дней они полностью поражают рисовое зерно. Во время ферментации кодзи выделяет фермент, который расщепляет крахмал в сахар.

4. СЮБО – ДРОЖЖЕВАЯ ЗАКВАСКА

Для дрожжевой закваски используется пропаренный рис, вода, кодзи и дрожжи. Закваска созревает в специальных стальных чанах при температурном контроле. Цель закваски – достичь необходимого количества дрожжей. Ее важность нельзя переоценить, ведь дрожжи самым активным образом влияют на аромат будущего саке.

5. ФЕРМЕНТАЦИЯ

Когда все необходимые компоненты готовы, можно начинать процесс ферментации. Пропаренный рис, вода, кодзи и дрожжевая закваска добавляются в стальные чаны, где будут протекать 2 процесса: «крахмал + кодзи = сахар» и «сахар + дрожжи = спирт». Ферментация длится от недели до 50 дней в зависимости от типа саке.

Далее неочищенное саке проходит отжим, фильтрацию, две пастеризации и шестимесячную выдержку, после чего саке бутилируется и пускается в продажу.

Классификация

Мир саке многообразен, есть официальная классификация саке по остатку риса после шлифовки, по которой саке становится либо столовым, либо премиальным.

Есть несколько стилей саке: классический (традиционный) и авторский. Помимо этого существует много видов саке по методу производства.

  1. НАМА(ДЗАКЕ)

    Непастеризованное саке(НАМА – сырой, вязкий) обладает свежестью и фруктовостью, но срок его жизни недолгий.

  2. НАМАЧОДЗО

    Саке с осадком, сохраняет характеристики НАМА (ДЗАКЕ). Срок его жизни стандартный: 1-2 года.

  3. НИГОРИДЗАКЕ

    Саке с осадком. Как правило, это саке либо столовое, либо класса базовый премиум.

  4. СИБОРИТАТЕ

    Молодое саке сразу после отжима, не проходит выдержку, очень свежее и ароматное.

  5. КОСЮ

    Саке, прошедшее выдержку при низких температурах в течение 4-10 лет. Саке с ярким медовым тоном.

  6. ЯМАХАЙ

    Саке, произведенное древним способом с использованием природных дрожжей.

Саке и гастрономия

Cаке идеально сочетается с японской кухней, особенно с изделиями из сырой рыбы, такими, как суши и сашими, а также с сырым мясом. Помимо японской кухни саке хорошо сочетается с блюдами азиатской и средиземноморской кухни. Сегодня делаются успешные попытки сочетания саке с французской и итальянской кухней. В известном американском ресторане Rubikon (Сан-Франциско) саке подается к устрицам! Саке также может играть самостоятельную роль и употребляться только с легкими закусками или без, в Японии есть огромное количество саке-баров и других питейных заведений подобного рода. Необходимо отметить, что есть небольшие отличия в гастрономических сочетаниях классического и авторского саке. Классическое традиционное саке, небогатое по своим ароматическим характеристикам, всегда было призвано лишь сопровождать кухню, не играть одну из ведущих ролей, как это принято в мире вина. Но оно удивительным образом раскрывается с кухней, деликатно и тонко подчеркивая блюдо, не искажая его вкуса. Классика также универсальна и сочетается с любыми блюдами японской кухни. Авторское саке, которое появилось в 70-х годах прошлого века, интересно своей яркой ароматичностью как самостоятельный напиток и как яркое сопровождение к кухне. Оно идет дальше, чем классика, и более ярко сопровождает блюдо, в отличие от классики. Сами японцы предпочитают не очень ароматное хондзедзо (базовый премиум) более ароматному дайгиндзе (суперпремиуму). Они считают, что сильный и яркий аромат забивает нос и много такого саке не выпьешь, а легкое и не очень ароматное хондзедзо можно пить и много, и часто.

Температура подачи саке

ЧОКО или САКАДЗУКИ. Для горячего саке они обычно керамические, а для премиального охлажденного саке они стеклянные. Но на Западе появился новый способ употребления саке из винных бокалов. Правда, этот способ употребления больше подходит для саке авторского стиля. Идеальный бокал под такое саке – это бокал под белое вино. Интересно то, что саке во многом похоже на белое вино – и по ароматическим характеристикам, и по температуре подачи.

1. Бокал под белое вино идеально подходит для премиального саке авторского стиля, благодаря форме которого можно почувствовать все нюансы букета саке. Саке в таком бокале подается в охлажденном виде.

2. Сакадзуки, или чоко, такой формы рекомендовано Ассоциацией производителей саке для премиального саке и сделано из стекла. Саке подается в охлажденном виде.

3. Сакадзуки, или чоко, такой формы бывает двух видов: стеклянное для охлажденного саке и керамическое для подогретого.

Чтение этикетки

  1. Название торговой марки
  2. СЭЙСЮ – название саке по законодательству. Иногда используется «нихонсю» (日本酒)
  3. ДЗЮНМАЙ-СЮ – название класса саке
  4. Название и адрес производителя
  5. «Крепость от 15% до 16%». В Японии крепость указывают в виде промежутка в градус
  6. «Состав саке: рис, кодзи»
  7. «Шлифовка риса – остаток 70 %». По остатку можно всегда понять уровень премиальности саке. Чем остаток меньше, тем выше класс саке.

Производители

ХАКУСИКА ТАЦУУМА-ХОНКЭ СЮДЗО 辰馬本家酒造株式会社 Префектура Хего, г. Нисиномия

Основанная 348 лет назад, в 1662 году, компания ТАЦУУМА-ХОНКЭ СЮДЗО является одним из старейших и основных производителей саке в Японии. Торговая марка «Хакусика» переводится как «белый олень». Секретом своего успеха «Хакусика» считает использование в производстве знаменитой родниковой воды «Миямидзу» из региона Нада и самого знаменитого премиального сорта риса ямаданисики из префектуры Хего. О стиле «Хакусики» можно сказать, что это КЛАССИКА САКЕ. «Хакусика» последовательно придерживается принципов «не количество, но качество» и «саке не производят, а растят». Это один из немногих крупных производителей, который фокусируется не на столовом саке, а на премиальном.

ДАЙМОН СЮДЗО 大門酒造 Префектура Осака, г. Катано

Хозяйство «Даймон Сюдзо» было основано в 1826 году в живописной деревушке Катано. Возглавляет хозяйство Ясутака Даймон, представитель шестого поколения. Это небольшое хозяйство является представителем авторского саке и специализируется только на премиальном саке. Даймон лично управляет процессом производства и является тодзи (мастером саке). В процессе производства он не прибегает к фильтрации через древесный уголь, и его саке в результате обладает насыщенным цветом с желтоватым оттенком. Саке, производимое здесь, имеет свой яркий и индивидуальный стиль. Визитной карточкой его стиля является саке с фруктовым ароматом и медовым оттенком.

КАЙУН ДОИ СЮДЗОДЗЕ 開運 土井酒造株式会社 Префектура Сидзуока, г. Какегава

Хозяйство Дои Сюдзо было основано в 1874 году семьей Дои. Торговая марка «Кайун» переводится как «поворот судьбы к лучшему». Сейчас хозяйством управляет представитель четвертого поколения семьи. «Кайун» – яркий представитель авторского саке и достаточно известное имя в мире саке. Тодзи (мастер саке) хозяйства входит в пятерку самых известных и уважаемых тодзи в Японии и делает саке в «Кайун» на протяжении 33 лет! Глава хозяйства активно использует технические новинки и принимает участие в их разработке. Стиль «Кайун» уникален: это легкое и мягкое саке с яркими фруктовыми и цветочными нотами. «Кайун» – многократный победитель разных региональных конкурсов и 12-кратный призер самого авторитетного конкурса в Японии «Дзенкоку Синсю Канпекай».

УМЭНИСИКИ ЯМАКАВА 梅錦山川株式会社 Префектура Эхимэ (остров Сикоку), г. Каваноэ

Хозяйство «Умэнисики» было основано в 1872 году в префектуре Эхиме. «Умэнисики» – одна из трех компаний, которая стояла у истоков бума авторского саке в 70-х годах и является его ярким представителем. Хозяйство специализируется на премиальном саке. Одно из главных сокровищ «Умэнисики» – это уникальный тодзи (мастер саке), который входит в пятерку самых знаменитых и влиятельных тодзи в Японии и возглавляет одну из основных ассоциаций тодзи. «Умэнисики» – одно из немногих хозяйств, которое может похвастаться многочисленными победами в различных конкурсах. В 2006 г. они в 30-й раз стали призерами самого авторитетного конкурса саке в Японии «Дзенкоку Синсю Канпекай». Победная серия продолжалась в течение 6 лет.

ХАКУСИКА (регион ХЕГО)

ХАКУСИКА КАСЭН ЧОКАРА 白鹿 佳撰超辛 ХАКУСИКА ХОНДЗЕДЗО НАМАЧОДЗО
白鹿 本醸造生貯蔵
КЛАСС: столовое саке
РИС: стандартный
КРЕПОСТЬ: 14,5%
ОБЪЕМ: 1 800 мл
КЛАСС: хондзедзо намачадзо
РИС: стандартный
КРЕПОСТЬ: 13,3%
ОБЪЕМ: 300 мл
ХАКУСИКАГИНДЗЕ НАМАЧОДЗО
白鹿 吟醸生貯蔵
ХАКУСИКА ДЗЮНМАЙ ДАЙГИНДЗЕ
白鹿 純米大吟醸
КЛАСС: гиндзе намачодзо
РИС: ямаданисики, нихонсакари
КРЕПОСТЬ: 13,5%
ОБЪЕМ: 300 мл
КЛАСС: дзюнмай дайгиндзе
РИС: ямаданисики, нихонсакари
КРЕПОСТЬ: 15,5%
ОБЪЕМ: 300 мл

КАЙУН (регион СИДЗУОКА)

КАЙУН ИВАИДЗАКЕ (праздничное саке)
開運 祝酒
КАЙУН ТОКУБЭЦУ ДЗЮНМАЙ
開運 特別純米
КЛАСС: хондзедзо
РИС: стандартный
КРЕПОСТЬ: 15,3%
ОБЪЕМ: 300 мл
КЛАСС: токубэцу дзюнмай
РИС: ямаданисики
КРЕПОСТЬ: 15,5%
ОБЪЕМ: 720 мл
КАЙУН ДЗЮНМАЙ ГИНДЗЕ
開運 純米大吟醸
КАЙУН ДЗЮНМАЙ ДАЙГИНДЗЕ
開運 純米大吟醸
КЛАСС: дзюнмай гиндзе
РИС: ямаданисики
КРЕПОСТЬ: 16,5%
ОБЪЕМ: 720 мл
КЛАСС: дзюнмай дайгиндзе
РИС: ямаданисики
КРЕПОСТЬ: 16,5%
ОБЪЕМ: 720 мл

ДАЙМОН СЮДЗО

ТОДЗАЙ ГИНДЗЕ (восток – запад)
東西吟醸
РИКУБАЙ ДАЙГИНДЗЕ
利休梅大吟醸
КЛАСС: гиндзе
РИС: нихонсакари
КРЕПОСТЬ: 14,9%
ОБЪЕМ: 300 мл
КЛАСС: дайгиндзе
РИС: ямаданисики
КРЕПОСТЬ: 16,4%
ОБЪЕМ: 720 мл
ЯМАХАЙ ДЗЮНМАЙ КАТЕДЗИНИН
山廃純米火長神人
МУКУНЭ ДЗЮНМАЙ ДАЙГИНДЗЕ
むくね純米大吟醸
КЛАСС: токубэцу дзюнмай,выдержанное саке
РИС: ямаданисики
КРЕПОСТЬ: 15,8%
ОБЪЕМ: 720 мл
КЛАСС: дзюнмай дайгиндзе
РИС: омачи
КРЕПОСТЬ: 15,8%
ОБЪЕМ: 300 мл

УМЭНИСИКИ ЯМАКАВА (регион ЭХИМЭ)

СИКИКА РЭЙСУЙ (дамское саке)
四季香麗水
УМЭНИСИКИ ДЗЮНМАЙ ДАЙГИНДЗЕ
梅錦純米大吟醸
КЛАСС: дзюнмай
РИС: огонмасари
КРЕПОСТЬ: 8,3%
ОБЪЕМ: 500 мл
КЛАСС: ДЗЮНМАЙ ДАЙГИНДЗЕ
РИС: ямаданисики
КРЕПОСТЬ: 16,3%
ОБЪЕМ: 130 мл
УМЭНСИКИ БИМИ (вкус прекрасного)
梅錦 美味
УМЭНИСИКИ ТЕНМИ (вкус небесного)
梅錦 天味
КЛАСС: дзюнмай гиндзе
РИС: мацуями мицуи
КРЕПОСТЬ: 15,8%
ОБЪЕМ: 750 мл
КЛАСС: дзюнмай дайгиндзе
РИС: мацуями мицуи
КРЕПОСТЬ: 16,3%
ОБЪЕМ: 750 мл

Водка самураев

Также слово является ответом на вопросы:

  • Японская водка
  • Алкоголь к суши
  • Чашечку чего приносили камикадзе по традиции перед вылетом?
  • Влага, смачивающая горло после суши
  • Во всем мире этот напиток принято пить охлажденным и только в Китае и Японии — подогретым
  • Японцы считают это белым сухим вином и обижаются, когда кто-то называет это водкой
  • Для этого алкогольного напитка характерно сильное распаривание зерна перед дистилляцией, употребление в горячем виде в небольших количествах, бесцветность и прозрачность
  • Алкоголь для гейши
  • Водка из Фушими
  • Японская выпивка
  • Рисовое пиво
  • Белое сухое вино у японцев
  • Водка из риса
  • Японское горячительное
  • Огненная вода самурая
  • Горячительное для камикадзе
  • Водка, приготовленная гейшей
  • Водка японцев
  • Алкоголь
  • Суши
  • Делает японцев «тепленькими»
  • Рисовый алкоголь
  • Хорошо известная японцам водка
  • Водка, купленная за иены
  • Хорошо знакомая японцам водочка
  • Родная японцам водочка
  • Водка родом из Японии
  • Водочка японского разлива
  • У немцев шнапс, а что у японцев?
  • Виновница японского похмелья
  • Японский аналог горилки
  • Весьма близкая японская водочка
  • Горилка на столе японца
  • Водка в японских магазинах
  • Какую водку придумали японцы?
  • Японский аналог грузинской чачи
  • Водочка для ниндзя
  • Водка на кухне японской хозяйки
  • Японский аналог русской водки
  • Виновница похмелья ниндзя и самурая
  • Японский аналог болгарской ракии
  • Водка в японском ресторане
  • Водка, созданная в Японии
  • Японская домашняя выпивка
  • Водка с японским уклоном
  • Выпивка для главы японского семейства
  • Японская домашняя горилка
  • Родившаяся в Японии водка
  • Любимая японцами выпивка
  • Водочка по японскому рецепту
  • «пойло» для японского выпивохи
  • Водка к столу японца
  • Японский домашний выпивон
  • Японская домашняя водочка
  • Водка «маде ин» Япония
  • Водка с японской пропиской
  • Водка, созданная руками японцев
  • Горилка родом из Японии
  • Водка японского разлива
  • Японский аналог украинской горилки
  • Водка на японский лад
  • Водка японской «национальности»
  • Водка в холодильнике самурая
  • Русский пьет водку, а японец?
  • Какую горилку пьют японцы?
  • Картинки к слову «Саке»

Традиционные японские напитки

Саке

Несмотря на популярность ресторанов традиционной японской кухни в Перми и России, не каждый фанат роллов пробовал саке. Хоть он и является популярным алкогольным напитком страны восходящего солнца, распространение в кафе азиатской еды и на полках магазинов у нас он не получил.

Саке изготавливают из риса и рисового солода путем сбраживания. Напиток называют “рисовой водкой”, иногда “рисовым вином”, хотя по европейским меркам отнести его к конкретной группе алкоголя нельзя, т. к. отличается способ приготовления. Содержание алкоголя в японском саке — 15-18%. Как и вино разделяют на сладкое и сухое. В напитке хорошего качества присутствуют терпкие ноты фруктов, грибов, соевого соуса и сыра.

Подают охлажденным или подогретым небольшими порциями, разлитыми по традиционным японским чашечкам, рассчитанным на два-три глотка.

Зеленый чай

Японцы называют зеленый чай просто чаем, т. к. этот напиток давно стал традиционным. Его пьют по утрам, в перерывах между работой, чтобы взбодриться, или на отдыхе, чтобы снять напряжение.

Выращивают на местных плантациях на юге острова. Среди популярных сортов:

  • сенча — классический листовой чай;
  • гёкуро (жемчужная роса) — дорогой сорт, отличающийся сладостью и повышенным содержанием кофеина;
  • матча (маття) — порошковый чай, используемый в классических японских чайных церемониях, также добавляется в мороженое, десерты, лапшу; за последние пару лет стал популярен в чайных и кофейнях Перми, где можно попробовать “матча-латте” и другие напитки.

Пиво

Японцы — поклонники традиционного пенного напитка, пришедшего к ним из европейских стран. Пивоварение в Японии не подверглось особым изменениям. Корпорации выпускают продукцию для супермаркетов, а в пивных барах и местных магазинах можно попробовать местные сорта японских крафтовых изготовителей.

Некоторые, особо любящие экспериментировать японцы, все же создают нетипичные виды пива, например:

  • цветное пиво;
  • “All-Free” — без сахара, калорий, алкоголя и углеводов, на вкус как настоящее;
  • молочное — из смеси молока и пива;
  • сладкое — безалкогольное для детей, алкогольное для взрослых в виде напитков, конфет и других сладостей;
  • для собак;
  • со вкусами помидор и дыни-гойя.

Кстати, алкоголь в Японии продают с 20 лет.

Газированные напитки

Новые и необычные продукты в Японии быстро набирают популярность, поэтому в магазинах и уличных автоматах с едой большой ассортимент газировок. Традиционная Кока-Кола и Пепси создают здесь десятки видов. Соленый арбуз, лимон, апельсин, томаты, морозный огурец, баобаб и другие вкусы.

Что пьют в Японии: Сюту, Авамори и другие непонятные нам алкогольные традиции

Азиаты, а особенно японцы многим европейцам кажутся просто людьми с другой планеты. Причем все на одно лицо. У них совершенно уникальные местные обычаи и традиции, в том числе культура потребления алкоголя. Хотя и от европейских напитков они тоже не отказываются.

К написанию этой статьи меня сподвиг просмотр на выходных оскароносного фильма «Мемуары Гейши». Очень уж атмосферный.

Традиционные японские спиртные напитки

Первая ассоциация со словами «Япония» и «алкоголь» – разумеется, саке. Хотя то, что весь мир называет «саке» (рисовая то ли водка, то ли вино – точно определить затрудняются даже эксперты) в самой Японии именуется «нихонсю». Алкоголя в нем содержится 10-20% в зависимости от вида:

  • Junmai. Чистейший беспримесный саке только из риса.
  • Honjozo. В спиртное добавляются дрожжи.
  • Ji-Zake. «Крафтовые» напитки от совсем небольших компаний.
  • Nigori-zake. Молочно-белое саке с необычным кисловато-кремовым вкусов.

За пределами Японии можно приобрести продукцию самых «массовых» брендов:

  • «Саваноцуру»;
  • «Хакутцуру»;
  • «Нисиноми Сюдзо»;
  • «Нихон Сахари»;
  • «Геккейкан»;
  • «Такара Сюдзо».

Сейчас саке в Японии – скорее дань традиции, чем популярный алкогольный напиток.

Гораздо меньше европейскому потребителю известны:

  1. Сётю. Грубо говоря, самогон из «подножного» сырья (картофеля, гречихи, ячменя, риса, моркови, каштанов, батата, кунжутных семян) крепостью 25-40%. Странноватый орехово-земляной вкус – следствие перегонки браги, затем разбавляемой водой. Количество дистилляций определяет производитель. Название примерно переводится как «жженая жидкость».
  2. Авамори. Алкоголь с острова Окинава крепостью 30-43% (иногда до 60%). Это продукт перегонки длиннозерного риса, специально импортируемого из Таиланда. Название «наполненный пеной» примерно отражает суть процесса.

Приобрести сётю и авамори за пределами Японии практически невозможно.

Крепкий алкоголь

Это кажется странным, но в Японии отлично налажено производство виски. Большую роль в популяризации напитка сыграли по сути контролировавшие страну после Второй мировой американцы. Его название японцы просто адаптировали под собственный язык – «уисуки».

Качество более чем неплохое, японские бренды даже получают награды на международных выставках. Бутылка Yamazaki Suntory, Shirasu, The Hakushu или Hibiki – отличный сувенир и просто произведение искусства.

Японский виски получил признание зарубежных специалистов.

Слабый алкоголь

Наиболее популярный слабоалкогольный напиток – пиво (4-5,5%). Здесь японцы солидарны с остальным миром. Известные бренды:

Важно! Пивом в Японии называются исключительно напитки с содержанием солода 67% и более. Если его меньше, алкоголь называется «вторым пивом» («хаппошу»), а когда нет вообще – «третьим».

«Асахи» – массовый японский бренд, производящий не только пиво, но и безалкогольные напитки.

Дамы в Японии предпочитают шу-хай – легкий фруктовый алкоголь (5-8%). Вкусовая палитра очень широкая, наиболее популярны любые цитрусы, груша, персик, ананас.

Традиционное японское вино – сливовое (умэ-сю). Вкус очень мягкий, приятный. Алкоголь почти не чувствуется, напиток больше похож на сок. Он ароматный и сладкий, но без приторности. Также популярны абрикосовые, малиновые, черносмородиновые вина. Лучшие бренды – «Такара Сюдзо», «Гэкэикан», «Тёя», «Фу Ки».

Важно! Подаренная бутылка фруктового вина в Японии – пожелание здоровья и долголетия.

С виноградным вином Японию познакомили португальские монахи-францисканцы. Климат для винограда там, мягко говоря, неподходящий, но за четыре с лишним века появилось несколько достойных брендов, продукция которых поставляется за пределы страны:

  • L’Orient Sakura No Wine Shirayuri
  • Choya Silver
  • Magrez-Aruga.

Что предпочитают пить сами японцы

Из слабоалкогольных напитков японцы традиционно предпочитают пиво. По его потреблению страна на четвертом месте в мире.

У молодежи и дам популярны импортированные из США, Австралии, Италии, Франции вина – красные, белые, розовые, игристые. Из крепких напитков японец с большой долей вероятности выберет виски, джин или даже водку, но разведет их водой (от 1:4 до 1:10).

В барах японцы нередко решают деловые и иные важные вопросы.

Для постоянно дисциплинированных и живущих по правилам японцев алкоголь – способ расслабиться и разрядить обстановку. При этом культуре потребления спиртного они уделяют очень большое внимание, покупая дорогие бокалы, напитки престижных брендов, посещая модные бары. Пьют они и традиционно японские напитки, и европейские.

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью. Берегите себя!

А вы были в Японии? Когда-нибудь пили с японцами? Какие остались впечатления от самого спиртного и «собутыльников»?

Боги пивоварения

Практически любая цивилизация, которой было известно пивоварение, почитала какое-либо божество как покровителя пива. Роб Мангельсдорф сделал краткий обзор подобных персонажей на сайте The Growler. Pivo.by публикует перевод материала.

Иллюстрация: Ryan Mitson

В древних божествах есть что-то очаровательное. Они кажутся немного более близкими и… человечными. Это не те недостижимые образцы совершенства, к которым нужно стремиться, но никогда нельзя достичь идеала. Древние боги могли ошибаться — так же, как и простые смертные.

Пан, греческий бог пастухов, был печально известен своими злыми шутками, хронической мастурбацией и половыми сношениями с козами. Барон Суббота, божество мёртвых в культе вуду, любил пить ром, курить сигары, увлекаться женщинами и грязно ругаться. Рассмотрим и другие примеры.

Дионис

Этот греческий бог чаще ассоциируется с вином, но пиво также входит в сферу его ответственности. Сын Зевса, красавец Дионис проводит большую часть времени, напиваясь в кругу своих поклонников. По сути, он похож на богатенького парня, который никогда не работал, но собирает сумасшедшие вечеринки в доме, купленном его родителями.

Нинкаси

Шумерская богиня алкоголя была порождена чистой родниковой водой и несёт ответственность за «удовлетворение желаний сердца». Среди древнейших сохранившихся образцов письменности — глиняные таблички, содержащие «Гимн Нинкаси», который на самом деле является рецептом довольно невкусного пива, напоминавшего забродившую овсянку.

Богиня Нинкаси. Фото: Kolenda Art Glass

Инари

Японское синтоистское божество риса и саке изображается по-разному: как старик, молодая женщина или андрогинный буддийский монах. Как и многие другие боги, отвечающие за пиво, Инари также выступает в роли божества плодородия, а также покровительствует лисам. И если ассоциация с плодородием ещё прослеживается в связи между потреблением алкоголя и незапланированной беременностью, то причём тут лисы — понятия не имею.

Мамламбо

Южноафриканская богиня рек и источников у племени Зулу, Мамламбо также является покровительницей пива и пивоварения. У неё голова крокодила и тело змеи, а также ненасытный сексуальный аппетит и плохая привычка поедать лица людей и высасывать их мозги.

Рагутине и Рагутис

Литовские богиня и бог пива, соответственно. Эта пара была почитаема последними язычниками Европы в последние годы они стала на родине настоящими народными героями. С ними, как правило, связан и Раугупатис, дух, ответственный за брожение.

Тепоцтекатль. Иллюстрация: Oscar Hernandez

Тепоцтекатль и 400 пьяных божеств-кроликов

У древних ацтеков не было одного конкретного бога выпивки — их было 400! 400 пьяных кроликов представляли собой множество разных способов выпить и различных уровней опьянения, которых можно достичь. Их возглавлял Тепоцтекатль (что переводится как «Два кролика»), который был богом алкоголя и плодородия. Пьянство было для кроликов забавой, пока они случайно не убили мать ацтекского бога войны Уицилопочтли. После этого началась настоящая эпическая кровавая битва, в результате которой многие из кроликов погибли.