Японский меч без гарды

id77

Здравствуйте уважаемые.
Вообще Цуба (鍔) — это аналог гарды у японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Но так получилось, что изготовление цуба стало самостоятельным видом искусства, напрямую ассоциируемого со Страной Восходящего Солнца. Дело в том, что кодекс Бусидо порицал ношение самураем колец, серёг и прочих украшений. Но самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу.

Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство. Особенно когда начало развиваться разделение принципа дайсё (двух мечей) на боевые и церемониальные. Мы когда то с Вами говорили об этом чуть более подробно: https://id77.livejournal.com/31954.html
С каждодневной и церемониальной одеждой самураи носили парадный дайсё и тут уже в полной мере в цубах нашло отображение богатая фантазия цубако (мастеров по изготовлению цуба). Особенно это видно по ажурной прорезной работе мастеров. Такая работа называлась “сукаси” (Sukashi)
Давайте более подробно поговорим об этом всем.
Наивысшего расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Самыми известными цубако на тот момент становится семья Гото, официальные мастера сёгуната. Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф и обилие золота.
школа Гото
Им противостоят более спокойные и традиционные школы Исигуро и Ивамото. Дальше прославились школы Ёсицуги, Нара, Аксаки и Ёокоя
Хотя справедливости ради надо признать, что “Золотым веком” цубы были времена Муромати и Момояма.
Что-то похожее на Ивамото.
Давайте поговорим об «устройстве» цубы.
Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка “сэппа-дай” (Seppa Dai) в центре, а также окна “когай-ана” и “козука-ана”, предназначенные для выхода рукояток ножа когатана и шпильки когай, дабы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. “Ана” — отверстие, иногда называемое также “хицу” (Hitsu), то есть “прорезь”. Соответственно, вы можете встретить термины “когай-хицу” и “козука-хицу”, а также обобщающее понятие “р-хицу” (Rio Hitsu), что подразумевает оба окна сразу. Правда надо отметить, что часто одно из окон или оба сразу заделаны медной (”суака”) либо оловянно-свинцовой (”савари”) пломбой, именуемой “хицу-умэ” (Hitsu Ume). Так поступали в тех случаях, когда старая цуба монтировалась на катана. При этом когай-ана становилось ненужным, ибо ножны катана лишь изредка оснащались ножом когатана, и никогда — когай.
Да, была еще мими (окантовка краев у цубы) — ее тоже надо указать.

Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Метал, который чаще всего использовался- это железо и медь. Хотя,возможны и варианты. Например, знаменитый сплав “ся-кудо” (Shakudo), включающий до 70% золота. Также медно-серебряный “сибуити” (Shibuichi) и медно-цинко-свинцовый “сэнтоку” (Sentoku).
По своей форме цубы можно было разделить на несколько больших групп: Круглые, овальные, четырехугольные, многоугольные, произвольные и особые.
Самым распространенным были круглые цубы, называемые Мару-гата (Maru-gata)



Овальные Нагамару-гата (Nagamaru-gata)

Четырехугольные Каку-гата (Kaku-gata)


Многоугольные юдзу-гата (juji — gata)
Произвольные Кавари-гата (Kavari-gata)

Под особыми я подразумеваю 3 вида цуб — Мокко,аои и ситоги
Мокко (Mokko-gata) — это круглые и овальные цубы, имеющие четыре “ломтика”, точно у дыни, по аналогии с которой и были названы. Глубина прорезки “лепестков” изменяется от почти незаметной до весьма солидной. Тогда форма становится “ири-мокко” (”глубокая мокко”).
Аои (Aoi-gata)- является “мокко”, образованной четырьмя характерными “лепестками”, либо же имеет симметричные промежутки в форме “сердца”. Такой элемент в Японии известен как “иномэ” (”кабаний глаз”). В целом контур похож на лист растения “аои”, отчего и пошло название.
Ну и,наконец, Ситоги (Shitogi-gata). Это самый редкий и необычный тип гарды, который даже не является “цубой” в привычном для нас понимании. Подобный стиль применялся исключительно в монтировке драгоценных парадных и церемониальных мечей, эдакого представительского эксклюзива. Название произошло от аналогии с формой жертвенного рисового пирожка, используемого в синтоистских обрядах.
Мы с вами уже упоминали об ободке цубы “мими” (Mimi). Он тоже играл важную роль. В зависимости от стиля различают ободки, выполненные вровень с плоскостью диска, приподнятые (”дотэ-мими”) или зауженные (”гоиси”). Толстый ободок, кованый непосредственно из пластины, называется “учикаэси-мими” (Uchikaeshi Mimi). По типу сечения бывают круглые (”мару”), квадратные (”каку”) или скругленные (”ко-нику”) ободки. Изредка встречаются цубы с накладным (”фуку-рин”) ободком, сделанным, как правило, из мягкого металла — золото, серебро, медь, латунь. Тут тоже была своя возможность для фантазии.
Для сохранения цубу всегда покрывали лаком. Обычно это был черный или прозрачный лак, но попадаются также цветные разновидности: красный, золотистый.
Вот примерно так.
Ну и под конец, еще несколько вариантов различных цуба
Спасибо, что дочитали до конца.
Приятного времени суток.
Tags: Искусство, Япония

Цуба — гарда самурайского меча


Важнейшим после клинка функциональным и декоративным элементом монтировки меча является его гарда — цуба.

Предназначений у нее было много: она задавала манеру декоративности убранства меча; служила надежной защитой для пальцев и кисти руки от ударов противника; и, наконец, она помогала самураю, получившему соответствующую подготовку, должным образом настроить свой дух перед смертельной схваткой, ведь ее декор был выполнен в лучших традициях эстетики дзэн-буддизма.

Цуба (яп. 鍔) — аналог гарды у японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей: тати, вакидзаси, танто или нагината.

Цуба обычно украшена изящной отделкой и является в наши дни предметом коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Бусидо порицал ношение самураем колец, серёг и прочих украшений. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство.

Ошибочно мнение, что цуба выполняла также и роль гарды. Гарда — поперечная перекладина, деталь европейского клинкового оружия: меча, шпаги, сабли и т.д… Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную продольной оси оружия, и находящуюся в плоскости клинка.

Начиная с XVI века стали появляться круглые и чашеобразные гарды, а также гарды, защищающие кисть не только сверху, но и со стороны пальцев с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти к нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катаны, ковавшиеся на поток, и катаны, изготавливаемые по специальному заказу, при встречном ударе о другую катану имели высокие шансы разлететься или выщербиться. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны.

Цуба, помимо чисто декоративной функции, служила также упором для кисти руки при колющих ударах. Давление, испытываемое рукой при упоре в плоскую и относительно широкую цубу, в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь приложения силы существенно больше, чем у гарды. Эта и ряд других причин обусловили появление в кэндо колющих выпадов. Тяжелым европейским мечом с узкой гардой было гораздо тяжелее и неудобнее произвести выпад.

Меч вакидзаси своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото

Как сделать короткий японский меч с ножнами. Пошаговая инструкция с фото Мамаев Олег Владимирович, учитель истории и обществознания МКОУ «Батьковская основная школа», Рязанская область, Сасовский район, п. Батьки
Назначение:
Мастер-класс предназначен для учащихся младшего и среднего подросткового возраста, учителей, а также для всех тех, кто любит рукодельничать и создавать оригинальные и интересные поделки из бумаги.
Описание:
Поделка представляет собой модель японского меча вакидзаси. Это второй вариант изготовления меча, отличающийся от первого отдельными элементами конструкции. Кроме того для нового оружия созданы соответствующие ему удобные ножны.
Первый вариант:
/blogs/oleg-vladimirovich-mamaev/mech-samuraja-svoimi-rukami-master-klas-s-poshagovym-foto.html
Цель:
Изготовление меча вакидзаси.
Задача:
Сделать меч качественным, красивым, приближенным к оригиналу.
Материалы:
Самоклеящаяся пленка черного, золотого и металлизированного цвета, размеры сторон: черная и металлизированная пленка 50 на 50 сантиметров, золотая пленка – полоска с размерами 4 на 15 сантиметров. Кусок картона с размерами 10 на 10 сантиметров, маленькое зеркало (зеркало нужно для создания окружности, вместо него можно использовать циркуль)…
…два плотных листа бумаги формата А3, широкий и узкий скотч, черная изолента, ножницы, секундный клей, авторучка, перочинный нож с пилой, линейка на 50 сантиметров…
…один толстый выпуск рекламного каталога «Пятерочка».
Ход мастер-класса1. Изготовление меча начинаем с создания клинка. На плотном листе бумаги формата А3 отмечаем семь (насколько хватит места) вертикальных линий, расположенных на расстоянии 4 сантиметров друг от друга.
2. Складываем лист по вертикальным линиям внутрь, превращая его в многослойную бумажную полосу. В верхней части заготовки проводим косую линию, как показано на фото. Отрезаем лишний материал.
3. Склеиваем узким скотчем боковую открытую сторону заготовки.
4. Склеиваем узким скотчем верхний открытый угол заготовки.
5. Из металлизированной пленки нарезаем 2-4 полосы соответствующие длине заготовки и шириной по 5 сантиметров каждая.
6. Сняв бумажный слой с одной полосы, наклеиваем пленку на заготовку. При этом наклеиваем так, как показано на фото: правую часть самоклейки (П) наклеиваем на наружную грань заготовки, а левую часть (Л) – наклеиваем – перевернув заготовку на другую сторону – на противоположную грань.
7. Результат. Одна половина заготовки оклеена.
8. Таким же образом оклеиваем вторую половину заготовки.
9. Результат. Заготовка оклеена с двух сторон. Осталось покрыть пленкой верхний бумажный уголок. Для этого используем небольшую полоску самоклейки.
10. Внешнее покрытие клинка готово.
11. Чтобы клинок не погнулся и не поломался, укрепим его стержнем – пятидесятисантиметровой деревянной линейкой.
12. Прикладываем клинок к линейке, и отмечаем на ней те части, которые в дальнейшем предстоит удалить. На фото они выделены темным цветом.
13. С помощью ножа отсекаем лишний материал. Вырезая хвостовик (рукоятку), следует помнить, что он не должен быть слишком тонким.
14. Результат.
15. Вставляем линейку в клинок и переходим к созданию хабаки – специальной насадки для клинка. Для этого нам понадобится полоска золотой пленки.
16. Обматываем самоклейкой нижнюю часть клинка.
17. Готово. Переходим к созданию цубы – круглой пластины, отделяющей клинок от рукоятки.
18. Для создания цубы нам понадобятся кусок картона и маленькое круглое зеркало.
19. Картон был взят от коробки мобильного телефона. Переворачиваем картон на другую сторону, прикладываем зеркало и обводим его по окружности.
20. Вырезаем заготовку. Из черной самоклейки нарезаем небольшие полоски, которыми обклеиваем заготовку так, как это показано на фото.
21. Цуба готова.
22. Прокалываем ее в центре ножом.
23. Надеваем цубу на хвостовик и продвигаем ее к клинку.
24. Секундным клеем фиксируем положение цубы.
25. Для создания удобной рукоятки берем выпуск «Пятерочки» и с помощью широкого скотча прикрепляем его край к хвостовику.
26. Плотно обматываем бумагу вокруг хвостовика.
27. Закончив обмотку, приклеиваем открытый край бумаги скотчем, чтобы заготовка не размоталась.
28. Придаем рукоятке изящный внешний вид, покрывая ее черной самоклейкой (будет красивее, если – как в нашем случае – взять рисунок с узором). Места, отмеченные на фото цифрами «1» и «2», обматываем изолентой.
29. Оружие готово!
30. Переходим к созданию ножен для меча. Берем второй плотный лист бумаги формата А3 и отмечаем на нем семь вертикальных линий, расположенных на расстоянии 5 сантиметров друг от друга.
31. Складываем лист по вертикальным линиям внутрь, превращая его в многослойную бумажную полосу. Склеиваем узким скотчем боковую открытую сторону заготовки.
32. В верхней части заготовки отмечаем две косые линии по одному сантиметру. Отрезаем лишний материал.
33. Склеиваем узким скотчем открытые части заготовки.
34. Покрываем заготовку черной пленкой таким же способом, каким ранее покрывали самоклейкой клинок. Результат перед вами: ножны выполнены в одном цвете с рукояткой меча.
35. Меч легко вкладывается в ножны.
36. Ножны соответствуют размерам меча.
37. Меч так же легко извлекается из ножен.
38. Раздельный вид.
Благодарю за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Что можно смастерить из бумаги с детьми Декоративный бумажный нож своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото Бумажный топор своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото Топор викинга своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото

Приветствую, други!
Решил продать немножко восточного длинноклинкового. Вы можете приехать ко мне в гости, чтобы выбрать меч по руке и о душе. Ну или выбрать меч, а я доставлю его к Вашей станции метро. Или вышлю меч в Ваш город удобной Вам транспортной компанией.
Все клинки выкованы из хороших сортов сталей. Они либо дамассковые (многослойные), либо это моносталь с зонной закалкой. Сборка мечей на высоте. Мечи заточены и пригодня для разрубания всех и всяческих предметов 🙂
Напомню, что перед продажей мечи разбираются (выбиваются бамбуковые штифты-мекуги, удерживающие рукоятку) и в таком виде Ваша покупка не представляет собой холодного оружия.
1. Катана и Вакидзаси «Улыбка Бездны»
Простые и лаконичные мечи. Их вид говорит сам за себя. Ничего лишнего, все линии выверены временем и историей.
«Рубящий» баланс, центр тяжести смещён к кончику клинка.
Клинок — многослойная сталь, закалка 59-60 по роквеллу.
Ножны — дерево.
Рукоять — дерево, искусственный скат, синтетический шнур, менуки — бронза, цуба — стальная.
Размеры:
Катана.
Длина — 99см
Длина клинка — 70см
Ширина клинка у цубы — 3.3см
Толщина клинка у цубы — 0.7см
Цена — 8500р.
Вакидзаси.
Длина — 78см
Длина клинка — 53см
Ширина клинка у цубы — 3.3см
Толщина клинка у цубы — 0.7см
Цена — 6500р.
2. Танто «Увядание листьев».
«Я вскричал, не дослушав, что бормотала луна: О, где вы, кроншнепа крик и чибиса зов!»(с)
Изящный в своей простоте танто, с орнаментом из опавших листьев по прибору рукояти, согреет Ваши руки теплом, так необходимым в холодное время года.
Клинок — многослойная сталь, закалка 59-60 по роквеллу.
Ножны — дерево.
Рукоять — дерево, натуральный скат, х/б шнур, менуки — бронза, цуба — бронза.
Размеры.
Длина — 49см
Длина клинка — 32.5см
Ширина клинка у цубы — 3.3см
Толщина клинка у цубы — 0.8см
Цена — 5500р.
3. Катана «Радость Будды».
Длинная, при этом отлично сбалансированная катана.
Оружие. Узкое, чуть выгнутое лезвие синей стали. Два локтя от скоса острия до овальной гарды. Рукоять в полклинка, продолжающая общий изгиб. Обтяжка – из кожи неведомого морского зверя, шершавой, как наждак. Не скользила такая рукоять в умелой ладони, и рубил меч бронзу без зазубрин и воздух – без свиста.
Оружие. Брат Скользящего в сумерках. (с)
Клинок — многослойная сталь, закалка 59-60 по роквеллу.
Ножны — дерево.
Рукоять — дерево, натуральный скат, х/б шнур, менуки — бронза, цуба — бронза.
Размеры.
Длина — 113см
Длина клинка — 82.5см
Ширина клинка у цубы — 3см
Толщина клинка у цубы — 0.7см
Цена — 14000р.
4. Цзянь «С Новым Годом!»
Наступил новый год, год Дракона по китайскому календарю. И в этот год Вы сможете приобрести его символ — меч цзянь, украшенный символикой наступающего года.
Цзянь лёгкий, гибкий, послушный руке хозяина. Пригоден для обучения, подходит даже подростку и девушке.
Длина — 99см
Длина клинка — 77см
Ширина клинка у гарды — 32см
Толщина клинка у гарды — 0.3см
Цена — всего 2500р.
5. Катана и вакидзаси «Императорские драконы»
Отлично сделанные и прекрасно сбалансированные мечи. Подойдут и для рубки, и для фехтования. Рукоять ложится в руки как влитая. Многослойное узорочье клинка радует глаз. «Даже если на твоём пути встанет Будда — он будет разрублен» (с)
Многослойная сталь, закалка 59-60 ед. по Роквеллу, рукоять — дерево, натуральный скат, х/б шнур с добавлением шёлка. Прибор на рукояти — бронза.
Размеры.
Катана.
Длина — 101см
Длина клинка — 72см
Ширина клинка у цубы — 3.3см
Толщина клинка — 8мм
Цена — 12000р.
Вакидзаси.
Длина — 78см
Длина клинка — 53см
Ширина клика у цубы — 3.3см
Толщина клинка — 8мм
Цена — 8000р.
6. Танто «Маленький архат»
Этот простой, но в то же время изящный танто станет как превосходным дополнением к набору «Императорские драконы», так и отдельным украшением Вашей коллекции. Простота и изящность — вот слова, которые характеризуют «Маленького архата».
Многослойная сталь, закалка 59-60 ед. по Роквеллу, рукоять — дерево, натуральный скат, х/б шнур с добавлением шёлка. Прибор на рукояти — бронза.
Длина — 48см
Длина клинка — 32см
Ширина клинка у цубы — 3.1см
Толщина клинка — 9мм
Цена — 6000р.
7. Син-гунто «Священный ветер войны»
Кнопку заело, и пропеллер висит
Как перебитое крыло.
Карлсон садится в самолет без шасси,
Солнце кроваво и светло.
Нет возвращения, как птице без ног —
Это неписаный закон,
Если в кабине самурайский клинок
Как валидол под языком… (с)
Копия меча син-гунто. Сталь, бронза, железные ножны. Клейма приёмки частично присутствуют. На клинке — надписи.
Длина — 87см
Длина клинка — 66см
Ширина клинка у цубы — 2.9см
Толщина клинка — 8мм
Цена — 6000р.
8. Прямой меч «Буси-до»!
Он остёр, как слово самурая, он прям, как путь воина. Он — защитник, опора, последняя надежда. Возьмите его в руку — и не захотите отпускать.
В комплекте — подарочная коробка, набор для ухода.
Моносталь, хамон (зонная закалка). Лаковые ножны, украшенные орнаментом «Хризантемы». Рукоять — дерево, натуральный скат, бронза, х/б шнур с добавлением шёлка.
Цена — 14000р.
При покупке двух и более мечей — подставка в подарок.
Условия покупки можно обговорить в личке, или позвонив мне по телефону.
8-905-526-70-67 — лично мой, звонить можно каждый день до полуночи

Просто цуба (часть 1)

«… Воинские доспехи и снаряжение, отличающиеся показным великолепием, считаются свидетельством слабости и неуверенности их обладателя. Они позволяют заглянуть в сердце того, кто их носит»
Ямамото Цунэтомо. «Хагакурэ» — «Сокрытое под листьями» — наставление для самураев (1716).

Любой рассказ о японских доспехах, а уж об оружии тем более, не может быть полным без того, чтобы не рассмотреть и знаменитый японский меч. Ну как же, ведь это «душа самурая», и как же в таком важном деле без «души»? Но так как про японские мечи в свое время не писал разве что ленивый, то… приходится искать «новизну» и поиски этой самой «новизны» затягиваются. Однако, есть в японском мече такая деталь как цуба и вот она-то тоже, оказывается, может немало рассказать тому, кто ее изучает. И эта деталь еще интересна тем, что она могла быть богато украшена, иметь разную форму и размеры, так что простор для ее изучения открывается просто необъятный. Итак, рассказ наш пойдет о цубе* или гарде для таких видов японского холодного оружия, как тати, катана, вакидзаси, танто или нагината. Причем все эти разновидности между собой тем похожи, что имеют рубяще-колющий клинок и рукоятку, как раз и отделенную от последнего такой деталью, как цуба.
Начнем с того, что назвать цубу гардой можно лишь условно, исходя опять-таки из нашей, европейской традиции и наших взглядов на холодное оружие. В Японии, где всё всегда было не так, как в Европе, гардой цуба не считалась! Правда у древних мечей европейцев гарда как таковая тоже отсутствовала. Так – небольшой упор для сжатой в кулак руки и не более, будь то меч из Микен, колющий римский гладиус или длинный рубящий меч сарматского всадника. Только в средние века у мечей появились перекрестия, защищавшие пальцы воина от удара о щит врага. С XVI века начали применяться гарды в форме корзины или чаши, а также сложные гарды, защищавшие кисть со всех сторон, хотя щитов в Европе в это время уже и не применяли. Дужку-гарду на саблях все видели? Вот это именно она самая и есть, так что подробнее ее здесь можно и не рассматривать. Понятно и то, каким образом она защищала руку своего обладателя. А вот цуба японского меча предназначалась совсем для иной цели.

Пара мечей катана и вакидзаси на подставке.
А дело все в том, что в японском фехтовании удары клинка о клинок были в принципе невозможны. То, что демонстрируется нам в кино – не более чем фантазии режиссеров, которым требуется «экшен». Ведь меч катана делался из стали очень высокой твердости, и закаленное острие у него было довольно хрупким, как бы ни старался кузнец сочетать в одном клинке и твердые, и вязкие слои металла. Стоимость же его могла достигать (и достигала!) в зависимости от качества очень большой величины, поэтому самураи, обладатели таких вот мечей берегли их как зеницу ока. Но и катаны, что ковались деревенскими кузнецами, и катаны, что по заказам знати делали самые известные мастера, при ударе клинок о клинок имели очень большие шансы разлететься на куски, а уж выщербиться обязательно. Ну как если бы вы стали фехтовать опасными бритвами ваших дедушек! Блоки вражеского клинка не предусматривались ни своим клинком, ни цубой. Но цуба, кроме декоративных функций, все-таки имела практическое предназначение, так как служила… упором для кисти руки в момент колющего удара. Кстати, это и еще ряд других причин и обусловили в кэндо (японском искусстве фехтования) большое количество именно колющих выпадов, которые, однако, кинорежиссеры нам почему-то не показывают! Тяжелым европейским мечом с узкой гардой такой выпад сделать было намного сложнее, поэтому-то ими в основном и рубили. Хотя, да, цуба могла вполне защитить от случайного удара. Другое дело, что непосредственно для этого она просто не предназначалась!
Во время поединка воины могли на уровне цубы упираться клинком в клинок и давить ими друг на друга, чтобы выиграть выгодное положение для последующего удара. Для этого даже термин особый придумали – цубадзериай, что буквально значит «давить цубой друг на друга», и это положение встречается в кендо довольно часто. Но даже и при таком положении сражающихся ударов клинком о клинок ожидать не приходится. Сегодня, как память о прошлом, это слово имеет значение «быть в жестоком соперничестве». Ну, а в исторические периоды Муромати (1333 – 1573) и Момояма (1573 – 1603) цуба имела функциональное, а отнюдь не декоративное значение, и для ее изготовления брали самые простые материалы, и внешний вид у нее был столь же незамысловатым. В период Эдо (1603 – 1868), при наступлении в Японии эпохи многолетнего мира, цубы стали настоящими произведениями искусства, а в качестве материалов для нее стали использовать золото, серебро и их сплавы. Железо, медь и латунь тоже применяли, а иногда даже кость и дерево.

У меча с оправой из кости цуба тоже была костяная!
Японские мастера достигли такого уровня мастерства, что делали разноцветные сплавы, не уступавшие по своей яркости и красоте самоцветам самой разнообразной гаммы цветов и оттенков. Среди них был и иссиня-черный цвет сплава сякудо (медь с золотом в отношении 30% меди и 70% золота), и красновато-коричневый кобан, и даже «голубое золото» – ао-кин. Хотя для самых старых экземпляров было характерно обычное железо.
Карп – символ долголетия. Вес 184,3 г. Серебро, медь. (Метрополитен-музей, США)
Среди других, так называемых «мягких металлов», можно назвать такие, как: гин – серебро; суака или акаганэ – медь без каких-либо примесей; синтю – латунь; ямаганэ – бронза; сибуити – медно-золотой сплав с одной четвертой частью серебра («си-бу-ити» как раз и означает «одна четвертая»); по цвету близкий к серебру; рогин – сплав меди с серебром (50% меди, 70 % серебра); караканэ – «китайский металл», сплав из 20 % олова и свинца с медью (один из вариантов бронзы темно-зеленого оттенка); сэнтоку – ещё один вариант латуни; самбо гин – сплав меди с 33 % серебра; сиромэ и савари – твердые и белесые сплавы меди, которые темнели от времени и потому особо ценились именно за это качество.
Полихромная цуба из сплавов сентоку, сякудо, сибуити. Вес 164,2 г. (Метрополитен-музей, США)
А вот ни драгоценные камни, ни жемчуг, ни кораллы в качестве украшения цуб практически не использовалась, хотя природа все это могла бы дать японцам в изобилии. Ведь жемчуг, например, использовался в оформлении индийского оружия, причем не только рукоятей или ножен, но даже и самих клинков. Соответственно, турецкое оружие часто без меры украшали кораллы, которые могли покрывать рукоятку сабли или ятагана едва ли не целиком, а уж о таких камнях, как бирюза и рубины можно было бы и не говорить. Все знают, что одним из признаков эпохи Великого переселения народов стало украшение рукоятей и ножен мечей тех же франкских королей и скандинавских конунгов золотом и драгоценными камнями. Очень популярной была и перегородчатая эмаль, вот только вся эта поистине варварская пышность и подчас явная аляповатость, свойственная также и турецкому оружию, обошла стороной работу японских оружейников.

Очень редкая цуба. Медь, перламутр. Вес 85 г. 1615 – 1868 г. (Метрополитен-музей, США)
Правда, отличительной чертой, присущей времени правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу (1623 – 1651), стали цуба и другие детали меча, сделанные из золота. Они были популярны среди даймё – японской высшей знати, вплоть до эдикта 1830 года, направленного на борьбу с роскошью. Однако его обходили, покрывая то же золото обычным черным лаком.
Темой этой цубы стали четыре зонта. Вес 90,7 г. (Метрополитен-музей, США)
Но не материал чаще всего составлял основу для творчества цубако (кузнеца цуб), а литературные произведения, окружающая их природа, сцены из городской жизни. От их пристального внимания не ускользало ничего — ни стрекоза на листе кувшинки, ни строгий профиль горы Фудзи. Все это могло стать основой сюжета для декорирования цубы, которые, как и мечи, всякий раз выделывались по индивидуальному заказу. В итоге искусство изготовления цубы превратилось в национальную художественную традицию, пережившую века, а мастерство их изготовления сделалось ремеслом, передававшимся мастером по наследству. Кроме того, развитию этого искусства как это бывает очень часто, помогало такое явление, как мода. Она менялась, старые цубы заменялись новыми, то есть без работы мастера по изготовлению цуб (цубако) не сидели!

Цуба. Медь, серебро, золото. 1825 г. (Метрополитен-музей, США)
Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Чаще всего встречался диаметр 6-8 см, толщина 4-5 мм и вес около 100 граммов. В центре располагалось отверстие накаго-ана для хвостовика меча, а рядом еще два отверстия по бокам для таких принадлежностей, как кодзука и когаи**. Бусидо порицал самурая за ношение колец, серег и других украшений. Но самураи нашли выход из положения в украшении ножен и цубы. Так они без формального нарушения своего кодекса могли показать окружающим и свой изысканный вкус, и немалое богатство.
Основные элементы цубы имели следующие названия:
1. дзи (собственно плоскость цубы)
2. сеппадаи (площадка, соответствующая профилю ножен и рукояти)
3. накаго-ана (клинообразное отверстие для хвостовой части меча)
4. хицу-ана (отверстия для ножа ко-гатана и шпилек когаи)
5. мими (окантовка краев у цубы)
Цуба, которую можно было бы назвать «Двуликий Янус». Вес 320 г. Толщина 2,2 см. Аверс. (Метрополитен-музей, США)
Та же цуба – реверс.
Наиболее популярной формой цубы был диск (мару-гата). Но фантазия японских мастеров была поистине безграничной, поэтому можно увидеть и цубы как строгих геометрических форм, так и в виде листа дерева или даже иероглифа. Были известны цубы в виде овала (нагамару-гата), четырехугольника (каку-гата), четырехлепестковые (аои-гата), восьмигранника и т.д.
Совершенно бесформенная цуба XVIII в. Железо, золото. (Метрополитен-музей, США)
Вроде бы это утки, а так – кто знает. Цуба XVIII в. Вес 73,7 г. Железо, медь. (Метрополитен-музей, США)
Причем уже сама форма цубы с прорезанным на ней орнаментом или изображением могла представлять собой и ее главный декоративный элемент, хотя в период Эдо именно ее поверхность (как внешняя, так и внутренняя) чаще всего становилась полем работы для ее мастера.

Чем не древнее, тем – проще! XIV в. Железо, медь. Вес 155,9 г. (Метрополитен-музей, США)
Обычно декорировались обе стороны цубы, но лицевая сторона была главной. Вот только и здесь у японцев было все наоборот, так как лицевой стороной считалась та, что была обращена к рукояти! Почему? Да потому, что мечи носили заткнутыми за пояс, и только в этом случае постороннему человеку можно было увидеть всю ее красоту! Сторона, обращенная к клинку, могла продолжать сюжет лицевой стороны, но посмотреть на нее можно было лишь с позволения хозяина меча, которому, чтобы ее показать, нужно было достать меч из-за пояса или извлечь клинок из ножен.
Цуба с прорезью в виде цветка павлонии. XVIII в. Вес 116.2 г. (Метрополитен-музей, США)
*Напоминаем, что в японском языке нет склонений, однако в некоторых случаях к ним приходится прибегать и изменять японские слова, следуя нормам русского языка.
** Кодзука – рукоять ножика ко-гатана, который вкладывался в специальную емкость в ножнах короткого меча вакидзаси. Длина его обычно составляла 10 см. Это изысканное украшение меча, на котором часто изображались хризантемы, цветущие деревья, животные и даже целые сюжеты. Когаи располагались на лицевой стороне ножен и представляли иглу или шпильку. Характерными деталями когаи является расширение к вершине и изящная ложечка на конце рукояти для прочистки ушей. Украшались они точно так же, как и кодзука.
Автор выражает свою признательность компании «Антиквариат Японии» (http://antikvariat-japan.ru/) за информационную поддержку и предоставленные фотографии.