Японский дом прибежище пустоты сообщение

Есть страны, где традиции определяют национальную сущность. Япония – страна традиций. Будь то созерцание цветущей сакуры или разработка сверхновых технологий – у всего есть общая основа: житие по-японски. А оно, в свою очередь, начинается с феномена японского дома.

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? К какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.

После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.

По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.

Лела Такадзе

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония для европейцев словно совершенно другой мир. Жизнь и быт японцев настолько непривычны для нас, что нам, конечно же, интересно поближе познакомиться с этой страной и узнать о ее традициях, культуре. И сегодня мы приоткроем завесу тайны и заглянем в японский дом.

Мы предлагаем вам узнать о том, как устроено традиционное жилье японцев внутри и снаружи, как называются необычные предметы мебели и домашнего обихода и сравнить, как жили люди в древности и в современности.

Дома в прошлом

Дома сейчас

Несколько любопытных фактов

Заключение

Дома в прошлом

Разновидности жилищ

Традиционные японские дома называются минка, что значит «жилье для людей». В них жили обычные люди, не относившиеся к знатным слоям населения и к самураям.

Как правило, жители этих домов занимались ремеслом, рыболовством, сельским хозяйством, торговым делом. Минка, подобные древним, сейчас сохранились только в сельской местности.

В зависимости от рода занятий выделялись разновидности минка:

  • матия – для городских обитателей;
  • нока – для деревенских жителей, фермеров, крестьян;
  • гёка – для рыболовов;
  • гассё-дзукури – для жителей гор в далеких поселениях.

Матия — дом в Японии

Последние представляют особый интерес и историческую ценность. Так назывались жилища на гористых местностях острова Хонсю. Хозяева гассё-дзукури занимались шелководством, поэтому им требовался просторный первый этаж для сушки изделий, а чердак – для процесса производства.

Гассё-дзукури в деревне Гокаяма и Сиракава внесены в Список наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Для возведения минка использовались недорогие материалы, которые легко можно было найти. Каркас изготавливали из деревянного массива, балок, фасад – из дерева, глины, бамбука с применением травянистых и соломенных элементов.

Особое внимание уделяли крыше. Так как дымоходов предусмотрено не было, возводили уникальные высокие конструкции крыш с несколькими скатами и козырьками, которые не позволяли влаге в виде снега и дождевой воды задерживаться. Кровля матия была черепичной, плиточной, а нока – соломенной.

Даже самые скромные семьи старались окружить себя живописным садом с зеленой растительностью, декоративными элементами в виде маленьких водоемов, мостиков. Нередко здесь отдельно стояли хозяйственные помещения. У дома была веранда – энгава, а также основной вход – одо.

Внутреннее убранство

Минка начинается с прихожей – гэнкан. Здесь снимают обувь перед тем, как зайти внутрь.

Типичный дом разделяется на две части: с полом, покрытым землей, и с высокими нишами, поднятыми на 50 сантиметров опорами из дерева –такаюка. Почти все время японцы проводят на полу: отдыхают, беседуют, едят, спят.

На пол стелют мусиро и татами, изготовленные из качественного бамбука. Они, несмотря на свою простоту, очень красивые, удобные и практичные.

С древних времен мерой площади у японцев выступали не только квадратные метры, но и татами, размеры которых – 90 на 180 сантиметров.

Разделенных комнат как таковых нет, потому что в пространстве не используют несущие стены. Их роль выполняют передвижные перегородки фусума и раздвижные дверцы сёдзи.

Огороженное подобными ширмами пространство становится комнатой – васицу. Когда ожидается прием гостей, перегородки просто убирают, и получается одна большая гостиная.

То, что бросается в глаза в японском жилище – поразительный порядок. Отчасти это заслуга аккуратных хозяйственных японок, отчасти – минимализма во внутреннем устройстве. Здесь немного мебели, половина из которой, например шкафчики и отделения для хранения, – встроенные. Декор по-японски тоже довольно скромен и представлен картинами, икебанами, каллиграфическими элементами и нишей камидана наподобие алтаря.

Основной предмет мебели – котацу. Это столик со столешницей, вокруг которой расположено одеяльце или специальный матрас – футон. Взгляд на котацу изнутри поможет увидеть под ним очаг, помогающий согреться.

Кухня, ванная и туалет отделены от общей площади. Санузел в минка всегда был раздельным. Знаменита и японская ванна офуро, где зачастую в одной и той же воде могли мыться все члены семьи, предварительно сполоснувшись в специальном помещении.

Дома сейчас

Изменения

Современные реалии диктуют свои условия, технологии не стоят на месте, появляются все новые материалы взамен старым, и это, конечно же, отражается на архитектуре.

Можно проследить несколько тенденций, изменивших облик традиционных домов:

  • На смену одноэтажным зданиям приходят дома в 2-3 этажа.
  • На размер жилья влияет размер семьи – родители стараются, чтобы у каждого ребенка был отдельный уголок.
  • Из-за жаркого и влажного климата дома делают более открытыми, «дышащими».
  • В некоторых регионах, подверженных землетрясениям и цунами, жилища возводят на сваях.
  • Разрешается только каркасное строительство из дерева, железобетона.
  • Фантазия архитекторов развивается вместе с технологиями, поэтому появляется все больше зданий в стиле футуризма с нестандартной геометрией и планировкой.
  • Популярность набирают купольные дома – выполненные из технологичного пенопласта в форме полушара, они по свойствам ничем не уступают привычным сооружениям.
  • В современном интерьере традиционные татами начинают соседствовать с классическими западными диванами, софами, кушетками.

Купольные дома в Японии

Современные нока

В сельской местности изменения во внешней и внутренней отделке домов не такие явные, как в городе. Здесь жилища остаются довольно традиционными, еще встречаются соломенные крыши и бамбуковые внешние стены.

Средняя площадь деревенского дома – 110-130 кв.м. Здесь помещается гостиная и 4-5 спален. Кухня и столовая с очагом камадо для приготовления пищи по обыкновению расположены отдельно, на террасе.

Городские дома

На сегодняшний день в городах чаще всего для зданий используют кирпичные, железные, бетонные, битумные материалы. В черте города или в непосредственной близости к нему не так много свободных земель, как в деревнях, поэтому дворы узкие и вытянутые.

Современный японский дом

На размерах зданий подобная стесненность в пространстве тоже сказывается – они редко превышают 80 кв.м. Здесь помещаются спальни, гостиная, кухня и даже помещение для торговли или мастерская, если хозяевам они нужны. Под крышей надстраивают чердак, чтобы оборудовать место для хранения.

Квартиры

Японцы в стремлении к хорошей жизни, престижной профессии, стабильно высокого заработка повально устремляются в крупные города, в частности в Токио. Высокая плотность населения и относительно небольшая площадь заставляют строить высотные жилые дома с малогабаритными квартирами.

Площадь обычной такой квартиры в среднем составляет 10 кв.м., что само по себе заставляет проявлять смекалку и чудеса логистики.

В одной комнате помещаются:

  • прихожая;
  • огороженный совмещенный санузел;
  • спальня;
  • кухонная зона;
  • встраиваемые решения для хранения;
  • балкончик для сушки одежды.

Люди побогаче могут позволить себе просторную по японским меркам квартиру в 70 кв.м. или дом в частном секторе в черте города.

Несколько любопытных фактов

  • В Японии нет такого понятия, как центральное отопление. На пути борьбы с холодом в ход идут электроодеяла, обогреватели, ванны, котацу.
  • Японцы спят не на кроватях, а на матрасах – котацу, отличающихся такой компактностью, что запросто могут поместиться в шкафу.
  • На кухне японок много разной посуды и техники – от посудомоечных машин и хлебопечек до рисоварки и электрогриля.
  • Перед входом в туалет нужно надевать обувь, предназначенную именно для этого помещения.
  • Лучшее описание японского стиля в дизайне интерьера – минимализм, гармония, чистота и асимметрия.

Мы узнали, что традиционные жилища японцев называются минка. Здесь раньше жили обычные люди, а в некоторых районах подобные дома сохранились до сих пор.

Большую часть времени члены семьи проводят на полу, поэтому главная задача – с минимумом мебели и декора создать комфортное пространство, наполненное теплом и гармонией. За несколько веков условия жизни и бытовые привычки людей в Стране восходящего солнца изменились несильно, что делает их дома уникальными в своем роде.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам было интересно узнать, как жили японцы тогда и как они живут сейчас, и вы нашли ответы на многие свои вопросы. Если статья понравилась вам, не забудьте поделиться ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

Пусть гармония и уют не покидают ваш дом. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе!

Tрадиционный японский дом и особенности современного японского жилища

Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.

Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.

Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).

На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.

Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.

Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.

Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.

Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.

Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.

Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.

В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.

Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.

Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.

Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт(метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.

Домашний адрес

Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.

Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.

Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов.

Японский стиль. Japanese style

Главная › Полезная информация › Стили и кухни › Японский стиль

Традиционный японский дом

Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka), что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1. Вот из такого, так сказать месива, делались стены традиционных японских домов

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В «белой» части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2. Печь камадо в японском доме

Рис. 3. Традиционная японская кухня

Японская керамика

Без японской керамики не обойтись при оформлении интерьера. Керамика из Японии многообразна и связано это с особым пристрастием японцев к керамическим изделиям, читать статью.

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Дом самурая

Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.

Рис. 4. Резиденция самураев

Рис. 5. Дом самурая Nomura, Kanazawa

Рис. 6. Фото современного дома в японской стилистике. Дом современного самурая

Рис. 7. Современный дом с элементами архитектуры в японском стиле

Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи.

Матия (Machiya) — городские японские дома

Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).

Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия, то езжайте в Киото.

Рис. 8-9. Machiya в Киото

Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.

В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло «магазинное пространство» дома.

Остальная часть дома это так называемое «пространство для жизни», которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.

Рис. 10. Machiya схематическое изображение

Рис. 11-12. Городские японские дома

Сейчас в традиционных японских домах жить не комфортно, они не соответствуют современным требованиям жизни и постепенно такие дома исчезают, где-то сохраняются как исторические памятники. На фото ниже такой дом, вид у него, в отличии вышеприведенных картинок, унылый.

Рис. 13. Традиционный японский дом сегодня

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.

Рис. 14. Традиционный японский дом минка

Рис. 15-16. Раздвижные стены амадо

Рис. 17. Наружный короб для амадо

Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Кстати на фото ниже современная интерпретация амадо, которые поднимаются на крюках.

Рис. 19. Современная интерпретация амадо

Сёдзи – это перегородки, которые отделяют жилые помещения от веранды (энгава). Энгава это открытая галерея, которая огибает дом с двух или трех сторон.

Рис. 20. Веранда энгава

Рис. 21. Энгава — традиционный японский дом

Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji.

Японские двери купе сёдзи — shoji

Происхождение сёдзи. Виды бумаги сёдзи. Применение сёдзи экранов и перегородок. Конструкция дверей сёдзи. Схемы сёдзи и кумико. Треки для перемещения дверей сёдзи. Наклеивание бумаги сёдзи, изучаем экзотику.

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.

Рис. 23. Изготовление сёдзи

Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи — верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе — заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи — washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Рис. 25. Традиционная технология изготовления бумаги васи

Рис. 26. Бумага васи

Рис. 27. Сёдзи в традиционном японском доме

Дизайн сёдзи по внутреннему заполнению может быть разным, схемы напоминают аналогичные для дверей купе из алюминиевого профиля.

Рис. 28. Варианты заполнения сёдзи

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем — то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём — это раздвижная перегородка сёдзи.

Японские шторы

Японские шторы или панели это ровные узкие полотна ткани, которые вверх закреплены на карнизе, а внизу утяжелителем, .

Двери фусума

Фусума — это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.

Рис. 29. Интегрированная ручка в двери фусума

Рис. 30-31. Изысканные ручки для дверей фусума

Рис. 32. Двери фусума отделаны шёлком

Рис. 33. Богато выполненные фусума

Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок

Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.

Рис. 35. Японские двери купе из дома музея в Kamamura, Japan

Рис. 36. Раздвижные двери в японском стиле

Рис. 37. Решетчатые перегородки отделяют зону приготовления от зоны приема пищи

Рис. 38. Аналогичный прием для создания фасадов на кухне

Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.

Рис. 39. Тумба японском стиле

Японские корзины

В Японии корзины из разряда бытового применения перешли в форму художественного выражения в сочетании с искусством икебаны, читать статью.

Прихожая или genkan в японском доме

Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию «воздушного шлюза», который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.

Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.

Рис. 40-41. Прихожая или фойе в японском городском доме

Рис. 42. Древний генкан, вид сверху

Рис. 43. Уже современное исполнение генкан

Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль.

Рис. 44-47. Генкан в современном японском доме

Современная кухня — японский стиль

Основные повторяющиеся особенности современной японской кухни. Схемы эргономики, системы сортировки мусора и японский холодильник, а также шкаф купе на японской кухне.

Додзё (Dojo)

Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.

На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.

Рис. 48-50. Несколько примеров dojo

Татами в японском доме

Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.

Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.

Рис. 51. Татами

Рис. 52. Татами и сёдзи

Рис. 53. Изготовление татами

Хибати

Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати, традиционно в японском доме они использовались для обогрева.

Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.

Рис. 54. Керамический хибати

Рис. 55. Бронзовый хибати

Рис. 56. Хибати в японском доме

В англоязычном написании можно встретить такое название как хибачи (hibachi) — переносные грили. Назвали так, как следует из различных литературных источников, только по причине того, что истинное японское название подобного устройства трудно было произносить.

Рис. 57. Хибачи (hibachi) — переносной гриль

Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле.

Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.

Рис. 58-60. Японский хибачи

Рис. 61. Японский хибачи в качестве элемента интерьера в японском доме

Японская мебель

Японские столы и стулья. Творчество японца американского происхождения George Nakashima. Кровать самурая, футоны. Японские шкафы. Сундуки Тансу. Антикварная японская мебель. Обо всём этом в нашей статье.

Ирори и котацу

Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу. Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.

Рис. 62. Рыболовный крючок держит чайник над ирори

Рис. 63-64. Японский очаг

Котацу (kotatsu) выглядел следующим образом: над очагом ирори с тлеющими углями ставили низкий стол, который накрывали одеялом, поверх которого клали толстую доску, читай как столешницу, по размеру стола.

Японцы всей семьёй садились вокруг Котацу, засовывали ноги под одеяло и грелись. Эта традиция сохранилась и сейчас, только вместо ирори используют электронагреватели, и всё потому, что в большей части Японии нет центрального отопления.

Рис. 65-66. Котацу (kotatsu)

Читайте далее:

  • Стиль прованс (Provence style)
  • Стиль шебби шик (Shabby chic style)
  • Стиль Лофт (Loft)
  • Экостиль
  • Стиль гасиенды (hacienda style)
  • Мексиканский стиль — фольклорная сторона
  • Талавера или TalaVera de Puebla
  • Японский стиль
  • Скандинавский стиль

Усадьба самурая

В свое время российский историк Ключевский показал, что различия в культуре разных народов связаны, прежде всего, с географией: мы, русские, вышли из ржаного поля, а вот японцы – из рисового. Однако для того, чтобы познать саму душу народа надо знать не только что он ест, но и в каких домах живет.

Традиционный японский дом
Архитектура японского дома напрямую связана с климатом, собственно, как и везде, да иначе и быть не может. В южных районах Японии летом бывает очень влажно и жарко, поэтому строить сложные и вычурные сооружения для жилья здесь просто не имело смысла, и издревле было не в чести. Много лесов и горных рек, живописные ландшафты, окружавшие японцев, заставляли их жить в гармонии с природой и, соответственно, строить такие дома, чтобы они этой самой гармонии не нарушали. А так как в Японии часто случаются землетрясения и тайфуны, то строить их требовались так, чтобы в случае разрушения их можно было не только легко починить, но и самому не погибнуть под их обломками. Поэтому традиционный японский дом ханка — это в идеале четыре столба, накрытые островерхой крышей из тростника, дающий защиту от дождя и благодатную прохладу. Пол был поднят над землей, чтобы его не затапливало потоками дождевой воды во время сезона дождей, причем на уровне пола обычно весь дом окружала терраса. Её столбы давали каркасу дома дополнительную прочность и в тоже время ничего не заслоняли вокруг. А вот стены в таком доме были или съемными, или раздвижными. Это были панели из тонких планок, а то и вовсе решетки из дранки, заклеенные промасленной бумагой. В случае необходимости такие стены можно было легко раздвинуть и убрать, и обитатели дома могли, не покидая крова, любоваться природой.
Правда, в таком доме зимой было довольно холодно, так как никаких печек в нем не было. Но японцы придумали согреваться по ночам при помощи толстых пуховиков – футонов и керамических грелок – ютампо, придуманных ещё в Китае и привезенных в Японию в ХV-XVI вв. Кроме того японцы согревались горячей водой в деревянной бочке фуро. Вода в фуро была очень горячей, и хорошо прогревшись, японцы долго выдерживали холод своих домов. Для купания использовались либо отдельные домики, либо специальные комнаты с решетчатым полом, через который проходил нагретый воздух от топки, расположенной внизу. Еще один домик, который японцы старались по возможности иметь на своем участке, предназначался для чайной церемонии. Располагался в самом живописном месте сада, среди деревьев и обязательно около воды и старых замшелых камней, которые для украшения сада зачастую специально покупали или… принимали в дар!
Все старое, лучше нового!
Конечно, такие дома в прошлом были далеко не у всех японцев, ведь для того, чтобы разместить все эти постройки хотя бы на небольшом расстоянии друг от друга требовался совсем не маленький участок земли. В XVII-XIX вв. таким могло быть поместье не слишком богатого, но и не самого бедного самурая или, напротив, – разбогатевшего купца, производителя саке или содержателя публичного дома. В такой усадьбе кроме самого хозяина, его супруги и детей обычно также жили слуги господина и служанки госпожи, самураи-охранники, повар (и может быть даже не один), конюх, садовник, плотник, два привратника, а также ещё их жены и дети. Вся территория усадьбы обносилась высоким и прочным забором. И каждый, кто её покидал, получал при этом специальную бирку, сдававшуюся при возвращении. Таким образом, всегда можно было точно установить, кто из домочадцев и почему отсутствует, и своевременно поднять тревогу.

Усадьба хатамото в 200 коку. Рис. А.Шепса.
Давайте побываем в одной из таких вот самурайских усадеб, которая могла бы принадлежать хатамото – «знаменосцу», самураю – вассалу даймё или самого сёгуна, «заработная плата» которого могла составлять 200 коку риса в год (один коку равнялся по весу 150 кг). На эти 200 коку годового дохода владелец такой усадьбы по предписанию 1649 года был обязан выставлять на войну одного конного воина в доспехах, одного копейщика-асигару и трех человек из простолюдинов в качестве прислуги. Таким образом, отряд владельца поместья, показанного на нашем рисунке, мог насчитывать не меньше шести человек, включая и самого хатамото. Разумеется, были усадьбы и победнее, и побогаче. В любом случае на территории такого вот поместья в обязательном порядке должен был находиться господский дом, крытый бамбуковой черепицей, а то даже и рисовой соломой или тростником – в использовании этих материалов ничего зазорного не было, а также дом для прислуги. Амбар, птичник, конюшня – все эти служебные помещения могли быть объединены под одной крышей, однако само это здание было лишь немногим более прочным, нежели жилые строения, ну разве что стены у него могли быть глинобитными. Другое дело кухня, стены которой иной раз вполне могли быть и каменными в целях безопасности от пожара. В Японии часты землетрясения, в результате которых в прошлом возникали сильные пожары, поэтому такая предосторожность была не лишней.
Перед господским домом должен был в обязательном порядке располагаться хотя бы небольшой садик с бассейном, а вокруг находиться посадки либо просто несколько валунов и ровно рассыпанный гравий. Огород для усадьбы был обязателен, ведь с него шла зелень к столу и господина, и его слуг. Банный и чайный домики старались не только расположить поближе к воде, но и по возможности устроить их так, чтобы они выглядели более старыми, чем они есть на самом деле, в особенности домик для чайной церемонии, потому что все старое в Японии того времени ценилось намного дороже. В больших домах отхожие места могли находиться даже в самом доме, так же, как и ванная комната. Однако в небольших усадьбах это считалось бы явным излишеством и признаком изнеженности. Обычно их ставили на столбах и никакой ямы под ними не рыли, чтобы было удобнее собирать фекалии. Да-да, из-за отсутствия в достаточном количестве крупного рогатого скота и лошадей в Японии XVII века человеческие экскременты самым тщательным образом собирали, продавали и… использовали на рисовых полях в качестве удобрения. Естественно, что прислуга имела свой отдельный туалет, а господин и его семья – свой. Впрочем, по устройству они практически ничем не отличались. Забор мало того, что был высоким, он негде не должен был соприкасаться со строениями – правило неукоснительно соблюдавшееся в Японии веками.
Японский дом в разрезе.
Ну, а зачем зажиточным японцам требовались подобные (и многие другие предосторожности) станет понятно, если мы задумаемся о том, что успех одного вызывает обычно зависть у другого, причем характерно это для всех народов, а не только для японцев или же наших соотечественников, живущих в России. Другое дело, что если у нас в России от нежелательных визитеров обычно защищал высокий забор и злые собаки, то в Японии, стране тайных наемных шпионов и убийц синоби, или уже если совсем по-японски, то синоби-но-моно (более известных у нас под названием ниндзя) заборы от них не спасали. Состоятельному хозяину подобного дома приходилось быть постоянно начеку, потому что наслать на него ниндзя мог и завистливый сосед, и недовольный им вассал, не говоря уже о том, что на его дом могли напасть обыкновенные разбойники, чтобы его ограбить.
Дом для чайной церемонии.
Мы знаем, что англичане любили говорить «мой дом – моя крепость», и в это можно было поверить, увидев типичный английский дом – каменные стены, зарешеченные окна, толстая дубовая дверь. Но как мог быть крепостью японский дом с его соломенной крышей и стенами из бумаги? Оказывается, даже при этих обстоятельствах японский дом мог стать не только крепостью, но и настоящим оружием против любого, кто решился бы на него напасть.
Типичный японский дом изнутри.
Начнем с того, что в доме самурая, а уж влиятельного князя тем более, в коридорах в обязательном порядке устраивались так называемые «соловьиные полы». Тщательно натертые и на вид очень надежные, они были устроены так, что скрипели даже под самыми легкими шагами. Поэтому ни подобраться к комнате господина, ни даже просто подслушать за тонкой бумажной стеной было нельзя!
Главный приемный зал обычно хорошо охранялся. За ширмой в стене имелась потайная дверь в соседнюю комнату, откуда стражник мог видеть все, что происходило в зале, и в случае чего мог прийти своему господину на помощь. Потолок делали специально не очень высоким, чтобы нападающим было бы неудобно замахнуться традиционным мечом. Одна из досок рядом с местом хозяина поднималась специальной пружиной, а в углублении под ней скрывался меч. Было в обычае оставлять свои мечи у входа в комнату на специальной стойке, поэтому безоружный на вид хозяин имел перед гостем явное преимущество, не говоря уже о том, что в тайнике мог быть не только меч, но и небольшой уже заряженный арбалет дайкю, а позднее и кремневый пистолет европейского производства.
Если же врагов было много, то у хозяина дома было несколько способов исчезнуть так, чтобы они его не нашли. В коридор внутри помещения обычно вели тяжелые внешние раздвижные двери, а сам коридор – в анфиладу помещений, разделенных между собой бумажными ширмами. Однако в конце коридора, где в стене была устроена фальшивая дверь (и куда домочадцам заходить, естественно, запрещалось!) находился люк-ловушка, провалившись в который непрошеный гость попадал на торчащие кверху металлические острия. И там же под полом коридора был устроен потайной лаз во двор, где среди декоративных камней и зарослей были заблаговременно приготовлены хитроумные тайники для хозяев дома.
Впрочем, и в самом этом доме тоже можно было надежно спрятаться, причем понять, куда из той или другой комнаты исчез человек, было подчас совершенно невозможно. Например, в потолке комнаты могла быть устроена опускающаяся лестница на чердак. Сделана она была по принципу детских качелей, так что достаточно было потянуть за короткий шнурок, свисающий с потолка, как она тут же опускалась. Шнурок же из отверстия, поднявшись, вытягивали, после чего лестница вставала на место, да так плотно, что догадаться о том, что здесь не простой потолок, а что-то ещё было практически невозможно. Использовались также специальные люки, ведущие на чердак, через которые сверху спускались веревочные лестницы. Человек, оказавшийся в такой комнате и знавший про её секрет, опять-таки мог потянуть за известный только ему шнурок, после чего люк в потолке открывался, и оттуда свешивалась лестница.

В оштукатуренных стенах верхнего этажа имелись прорези-бойницы для стрельбы, а непосредственно в самом его помещении мог находиться целый арсенал! Иногда, особенно когда речь шла об охране особо знатного или уж очень состоятельного господина, то там прямо над залом для приемов устраивалась специальная комната для наблюдений, откуда через тонкую завесу из плетеного конского волоса специальные стражники наблюдали за гостями своего господина и в случае непредвиденных обстоятельств могли бы ему помочь.

Защита против ниндзя. Рис. А Шепса.
Не лишними были и различные другие предосторожности. Например, у японского даймё (князя) острова Хирадо Мацуура Сигэнобу в ванной комнате всегда под рукой была дубинка. Известный полководец Такэда Синген имел привычку спать в комнате с двумя выходами, и советовал не расставаться с кинжалом, даже находясь наедине с женой!
Известно, что легендарному ниндзя Исикава Гоэмону едва не удалось отравить объединителя Японии Ода Набунага, когда он, спрятавшись на потолке его спальной комнаты, пустил через трубочку тонкую струйку яда в полуоткрытый рот спящего, так что после этого тот держал его закрытым даже во сне! Так что дом самурая подчас походил не столько на жилище, сколько на самую настоящую шкатулку с секретом, да и не мудрено, ведь ценой беспечности могла стать верная смерть хозяина такой вот усадьбы от руки ниндзя!