Янычары османской империи

Янычары: верные воины султана и опора Османской империи

У турок пехота впервые появилась во время правления Орхана (1324-1559). Османы творчески переработали византийский военный опыт. В войске греков хорошо проявили себя пешие лучники. Вооруженные арбалетами византийские и сербские муртаты (греч. mourtatoi) нередко происходили от турецких военнопленных. Византийские йаницары (греч. ianitsarai) XV в. были не «янычарами-пехотинцами», а легкими кавалеристами, название которых происходит от каталанского джинетари (ginetari; лат. janizzeri).

Янычары и их командиры в 16 веке

Как появились первые отряды янычар?

Впервые Гази Эврен (сам византиец по происхождению) превратил в воинов-рабов византийских солдат, взятых в Ипсале, к югу от Эдирне. В последующие годы, если количество военнопленных было недостаточным, агенты султана просто приобретали на рынке молодых рабов, чтобы воспитывать из них бойцов.

Сильный, многочисленный янычарский корпус создавали в XIV в. первые османские султаны Орхан и Мурад I. Первые янычарские орты (батальоны) возникли в качестве дополнения к пехоте. Возможно, они были присоединены к султанскому «охотничьему ведомству». Янычарское регулярное пехотное войско состояло у султанов на жалованье. Набирали солдат из числа рабов — пленных христиан, захваченных турками во время набегов на Балканы. К концу 15-го столетия при султанах Мураде II (1421 —1451) и Мехмеде II (1451 —1481) янычар стали набирать исключительно из христианских подданных османского государства, следуя системе девширме. Мальчиков обучали не только военному искусству, но и основам ислама, тюркского уклада жизни.

Рекрутов в янычарское войско поставляли балканские народы

Происхождение системы девширме известно нам еще меньше. Византийская империя, вероятно, в XI в. была вынуждена провести в некоторых районах, населенных славянами и албанцами, принудительную мобилизацию каждого пятого ребенка. Идею привлечь к несению воинской службы захваченных в плен детей (равно как и взрослых) выдвинул, вероятно, Кара-Рустем, турецкий ученый сер. XIV в. Османы либо сочетали эти две идеи, либо разработали свою собственную концепцию. В любом случае, система девширме возникла уже после формирования самого янычарского корпуса. Ее развитие затормозилось во время хаоса, наступившего после вторжения Тамерлана. В 1402 г. в битве при Анкаре янычарские и другие подразделения капыкулу были практически полностью уничтожены.

Падишах османов Мурад II возродил систему девширме в 1438 г. Он повысил влияние капыкулу и переориентировал янычар на завоевание европейских территорий. Следующий османский правитель, завоеватель Константинополя Мехмед II (1451—1481), увеличил количество янычар и повысил им жалованье. Янычары, получив новое вооружение, стали ядром всей османской армии.

Янычары ведут огневой бой

Как было организовано янычарское войско?

Система девширме основывалась на наборе одного ребенка от каждых 40 христианских дворов. Проводился набор в балканских регионах приблизительно раз в 5 лет. В своем наиболее развитом варианте девширме насильственным образом мобилизовывала от 1000 до 3000 юношей ежегодно, а общее количество рабов, набираемых на военную службу, достигало 8000 человек в год. При проведении девширме набирались молодые люди в возрасте от 8 до 20 лет из крестьянских семей.

Предпочтение отдавалось здоровым и необразованным, а не горожанам с «уличным образованием». От набора были освобождены семьи с единственным сыном и евреи. Избегали набора также и большинство греков, поскольку они составляли население либо городов, либо островов. Кроме того, из системы девширме были исключены шахтеры и те, кто проживал на стратегически важных дорогах и выполнял обязанности по их охране.

После того как прошел первый шок от введения девширме, многие семьи стали добровольно отдавать своих детей, считая, что таким образом открывают перед ними возможности хорошей карьеры. Некоторые родители, как христианские, так и мусульманские, ради этого даже давали взятки чиновникам. Официально из мусульманского населения могли быть призваны по девширме только славяне-босняки. Они пропускали первую ступень обучения и направлялись непосредственно в элитные подразделения бостанджи.

Из набранной христианской молодежи при султане Орхане организовали 7000 секбан («псарей») и доянджи («сокольничих») при ведомстве султанской охоты. Орхан надеялся добиться в армии самой суровой дисциплины. Немного позже еще более многочисленные бостанджи («садовники») были также превращены в полевых воинов. Из них было сформировано третье подразделение янычарского корпуса. Внутри этого подразделения по приказу султана создали два элитных отряда — пеших телохранителей повелителя хасеки, а также сандалджи, выполнявших обязанности гребцов на султанской галере.

В начале XIV в. насчитывалось не более 1000 янычар, но в 1475 г. подробный перечень подразделений османской армии сообщает о 6000 янычар, 3000 конных капыкулу, 22 000 всадников-сипахи из европейских провинций и 17 000 сипахи из Анатолии. Регистр 1527 г. свидетельствует о том, что Сулейман Великолепный имел в своем распоряжении 87 927 человек, которые несли «внешнюю службу». Из них 37 627 были капыкулу, в т. ч. янычары, конница и технические подразделения. Османские документы, захваченные после неудачной осады Вены в 1683 г., показывают, что янычары составляли четверть всех сил, участвовавших в походе (за исключением гражданских лиц, сопровождавших армию).После поражений, понесенных в 1699 г., количество янычар было сокращено, однако в середине XVIII в. в их рядах насчитывалось 113 400 человек.

Янычары в битве при Лепанто

Самыми старыми ортами были 34 учебных подразделения аджеми оглан. Они были отделены от остального янычарского оджака и распределялись по двум мейданам, или подготовительным центрам. Сам оджак состоял из 3 частей. Самая большая из них называлась джемаат («собрание»).

Двумя другими были бёлюк («подразделение») и сеймен («псари»). В состав джемаата входили орты солаков, которые являлись элитными подразделениями личной охраны. Впервые они упоминаются в 1402 г. На протяжении многих столетий они представляли из себя отряды пеших лучников и, как и другие охранные подразделения, были небольшими по своим размерам. В рядах этих подразделений служили мю- тефферики — сыновья представителей османской знати или высших государственных чиновников. Сеймены, вероятно, также были охранными подразделениями. Их вооружение составляли фитильные ружья и короткие мечи. Количественный состав этих отрядов также был невелик — от 40 до 70 человек.

Корпус бостанджи, или «садовников», стоял несколько особняком от обычных подразделений янычар. «Садовники» обеспечивали управление, функционирование и защиту 70 государственных имений. На них также была возложена задача охраны побережья в окрестностях Стамбула. К ним присоединялись также хасеки — пешая охрана, на попечении которой находились все артиллерийские орудия на землях Дворца.

Подразделения янычарского оджака получали новобранцев из тренировочных орт аджеми оглан. Внутренняя структура всех орт была одинаковой. Первоначально орта была невелика — от 50 чел. в середине XV в. до 100 чел. в XVI в. Орты создавались для содержания рабов, принадлежавших султану, и структура командования отражала это их предназначение. Командир орты именовался чорбаши — «начальник супа». Ему помогали еще 6 офицеров, а также значительный штат унтер-офицеров и администраторов, а также имам — мусульманский священнослужитель. Из них только чорбаши назначался извне. Обозными ортами командовали чорбаши, а солак орты возглавляли занимавшие более высокое положение солакбаши. Командиру орты помогали еще два офицера. Командира янычарского корпуса, или енычеры агасы, назначал сам султан. Обычно на эту должность попадал один из тех янычаров, которые прошли подготовку в Дворцовых школах.

Все 196 орт подчинялись енычеры агасы, однако командовать оджаком ему было позволено только в присутствии султана. Другими высшими офицерами оджака были:

  • секбанбаши и кул кяхьяси — помощники енычеры агасы;
  • истанбул агасы, отвечавший за учебные подразделения аджеми оглан и другие янычарские подразделения, входившие в гарнизон Стамбула;
  • оджак имам — главный священнослужитель;
  • солакбаши, который неизменно выбирался из числа янычар;
  • бейтюльмалджи — главный казначей янычар;
  • музир ага — «глашатай» янычар; кяхья еры, который представлял енычеры агасы в Большом совете султана;
  • талимханеджибаши, ответственный за подготовку и военные упражнения;
  • азар баши — начальник тюрем и наказаний.

Енычеры кятиби, или «секретарь» янычарского корпуса, был гражданским чиновником, назначавшимся на эту должность на 1 год. Под его контролем находился огромный штат бюрократов. В отличие от него яябаши назначался из числа военных. Первоначально он был командиром пехоты яя, однако впоследствии стал заниматься списками личного состава янычарского корпуса. Старшими офицерами, отвечавшими за набор и подготовку, были: румели агасы, который возглавлял 14 учебных орт и проводил девширме на европейской территории; анадолу агасы, возглавлявший 17 учебных орт и девширме в Азии; гелиболу агасы, который руководил учебными ортами, размещенными в Галлиполи. Когда система набора в янычарский корпус претерпела изменения, была введена должность кулоглу башчавушу, который отвечал за подготовку принятых в оджак сыновей янычар.

Командная структура орт также отражала традиции кочевников- тюрок, согласно которым вождь племени заботился об обеспечении своих людей пропитанием. Янычары говорили о своем султане следующим образом: «Отец, который кормит нас». И названия офицерских чинов в ортах также носили определенный «кулинарный» оттенок. Открывал список чин чорбаджи («суповар»; соответствует полковнику), помогал ему ашчи уста («старший повар»), в подчинении которого были один или больше ашчи («повар»), ниже были баш каракуллукчу («старший помощник повара»; младшие офицеры). Чавуш («посыльный»; приблизительно соответствовал унтер- офицеру) был более известен как каракуллукчу («помощник повара»). Единственным офицером в орте, чин которого имел чисто военное происхождение, был байрактар («знаменосец»). Другими офицерами, отвечавшими за материальное и моральное состояние орты, были одабаши («начальник казармы»), векильхарч (квартирмейстер), сакабаши («начальник водного снабжения») и имам — духовный лидер.

Офицеры янычар в 18 столетии

Как воспитывали и обучали янычар?

Дворцовые янычарские школы существовали в главных городах страны: Бурсе, Эдирне, Стамбуле. Обучение в них длилось от двух до семи лет. За дисциплиной следил «главный белый евнух». В программу обучения входили дисциплины:

  • Ислам и исламские традиции, Коран;
  • Теология и духовное право;
  • Военные науки (верховая езда, фехтование, стрельба);
  • Восточная литература (турецкая и персидская);
  • Музыка, игра на инструментах, танцы.

Также воспитывались честность, преданность падишаху и войску, хорошие манеры, умение контролировать себя. По завершении курса учебы проводилась чикма — отбор и производство в чин. Самые способные получали командные посты, место в придворной иерархии.

Во время учебы контакты с противоположным полом полностью исключались. Выпускники проходили в едином строю, каждый из них держался за край одежды впереди идущего. Затем они выстраивались в одну линию перед одабаши своего нового подразделения. Он выдавал каждому свидетельство об окончании обучения и особый янычарский головной убор.

Вечером того же дня, после молитвы, каждый новый янычар надевал воинскую доламу (куртку) и становился полноправным членом оджака. Он должен был поцеловать руку своего нового командира, который отныне должен был называть его йолдаш («странствующий товарищ»). Может показаться удивительным, но такое обращение указывает на тот факт, что многие янычары не утратили связей со своими изначальными христианскими семьями.

Янычары, какими их увидели европейские живописцы в 17-18 вв.

К концу XVII в. наиболее важные провинциальные гарнизоны размещались в Багдаде, Басре, Дамаске, Иерусалиме, Алеппо, Каире, Эрзеруме, Конье, Ване, Хании, Коринфе, Фессалониках, Белграде, Сараеве, Видине, Будапеште, Браиле, Бендерах, Кафе, Очакове и Каменце. Большинство из этих гарнизонов находилось под командованием одного из 32 серхад агасы, или начальника местных пограничных сил.

Однако при этом большие янычарские гарнизоны в Северной Африке образовывали практически независимый оджак, а янычары, размещенные в Алжире, даже имели свой собственный диван. В XVII—XVIII вв. провинциальные янычарские гарнизоны повсюду приобретали все большую автономность. В Дамаске, например, вскоре возникли два различных вида янычарских формирований: «личная армия» губернатора из ассимилированных капы халкы и две орты «имперских» янычар, державших под своим контролем цитадель и городские ворота.

Обучение стрельбе в султанской школе

Каким было обмундирование и вооружение янычар?

Обмундирование янычар шили из шерстяных тканей, которую изготавливали еврейские мастера в Фессалониках. Главным элементом униформы были головные уборы — бёрк или юскюф, в которых отразилось влияние, оказанное дервишами на создание янычарского корпуса. Спереди на головной убор крепилась простая деревянная ложка, которая выполняла роль кокарды. Это является еще одним свидетельством того, насколько сильна была «кухонная» тема в символике оджака.

Янычары при выходе за пределы казарм могли продемонстрировать свой буйный нрав и пустить в ход оружие против мирных обывателей.

В 18-м столетии султан даже издал приказ, согласно которому янычарам запрещалось покидать место дислокации с луком, ружьем, пистолетами, булавой или иным вооружением.

С собой можно было брать только нож или небольшой топорик. Тогда янычары стали хитрить и делать ножи больших размеров, таким образом обходя султанский указ.

Лучник-янычар с традиционным вооружением. 16 век.

Одежды старших офицеров были оторочены мехом. Предпочтение отдавалось лисе, белке, горностаю, соболю, рыси и кунице. Сапоги шились из красной кожи, однако старшие офицеры и солдаты привилегированных подразделений носили обувь желтого цвета. Ремни и кушаки также указывали на статус своего владельца: у бостанджи для низших четырех рангов они изготавливались из грубой ткани

  • для 1-го ранга — синего цвета,
  • для 2-го — белого,
  • для 3-го — желтого,
  • для 4-го — сине-белого,
  • для 5-го ранга — из тонкой белой ткани,
  • для 6-го — из белого шелка,
  • для 7-го — из тонкой черной ткани
  • для 8-го и 9-го рангов — из черного шелка.

Османы могли использовать трофейное оружие, но империя также импортировала много снаряжения из Европы. Усилия римского папы, направленные на прекращение этой торговли, провалились даже в католической Италии.

Главными поставщиками военного снаряжения Османской империи в XVI—XVII вв. были протестантские Англия и Голландия. Английский корабль, захваченный венецианцами в 1605 г., имел на борту более 700 баррелей пушечного пороха, 1000 баррелей пороха для аркебуз, 500 полностью снаряженных аркебуз, 2000 лезвий для мечей и другие военные материалы, предназначенные для османской армии.

Ранние янычары иногда носили полный комплект доспехов. Это продолжали делать на протяжении столетий при штурмах укреплений. Но к XV в. защитные доспехи османской конницы уже сильно отличались от доспехов пехоты. И в настоящее время многие образцы, считающиеся «янычарскими», на самом деле относятся к кавалерии сипахи. В мирное время янычары не снабжались тяжелым вооружением — все оно было складировано в джебехане (арсеналы). В начале военной кампании солдаты просто выбирали себе оружие, которое считали наиболее подходящим.

Вооружение янычар: реконструкция из стамбульского музея

Поначалу лишь немногие османские пехотинцы были вооружены мечами. Большинство было вооружено луками и короткими копьями. В изготовлении мечей и кинжалов существовала долгая исламская традиция. Однако письменные источники и дошедшие до наших дней образцы свидетельствуют о существовании определенного балканского влияния.

Наиболее распространенным типом османской сабли был килич. Он имел широкий клинок с елманью (расширением на конце), изогнутый несколько меньше, чем иранский аджеми килич. Другим типом оружия была гаддара — иранский кинжал с широким и длинным клинком, прямым или слегка изогнутым. До сих пор остается спорным вопрос о происхождении ятагана, клинок которого имел двойной изгиб, и палы, имевшей прямой клинок с односторонней заточкой. Пользовались популярностью разнообразные булавы, такие как гюрз, шешпер и кочбаши («баранья голова»), а также боевой топор тебер. Кроме того, османская пехота использовала различные виды древкового оружия.

В самом начале организации пешего войска янычары, как и другие османские пехотинцы, были стрелками из лука. Затем они перешли на аркебузы, заимствованные у балканских народов. Далмация, например, импортировала огнестрельное оружие из Италии еще в 1351 г. Как раз за год до этого османы захватили свой первый плацдарм на Балканском полуострове. В болгарских источниках аркебузы упоминаются с начала XV в. Существуют неопровержимые свидетельства того, что огнестрельное оружие использовалось османской пехотой уже в начале XV в. Но первым правителем, при котором огнестрельное оружие получило широкое распространение, был Мурад II. Лук на протяжении всей истории оджака оставался престижным церемониальным оружием.

Раннее огнестрельное оружие именовалось тюфенк, тюфек или забтанах. Все эти названия происходят от персидских слов, обозначающих выдувные трубки. Типичные османские фитильные ружья были длиннее западных образцов, и калибр у них был больше. Самые большие ружья (из Алжира) могли стрелять массивными 80-граммовыми пулями, самые легкие (из Греции) — 22-граммовыми.

Как воевали янычары?

Корпус янычар, как и вся армия султана, начинал марш на рассвете. В полдень войско останавливалось и разбивало лагерь. Обычно вперед высылался на разведку отряд легкой конницы. За ним следовал авангард из элитной конницы, а после этого шли главные силы — пехота, артиллерия.

Фланги прикрывались основными кавалерийскими силами. В арьергарде следовал обоз. Каждая янычарская орта имела в походе свой шатер, украшенный той же эмблемой, что и казарма в постоянном месте дислокации. Можно предположить, что своя палатка для ночевки была и у каждого отделения. Шатры использовались также во время редких зимних кампаний. Подобная кампания была предпринята в 1644 г. По сообщениям источников, солдаты сперва не смогли разбить палатки на замерзшей земле. Тогда янычары-ветераны показали, как можно прикрепить растяжки шатров к мешкам с припасами, а затем при помощи кипятка оттаять землю на небольшом участке, для того чтобы установить центральный столб. С этими столбами, правда, позже произошел небольшой конфуз: к утру они вмерзли в землю, и при разборке шатров их пришлось буквально выламывать оттуда.

За полчаса до захода солнца имамы орт проводили в лагере молитву для всего войска. Затем выстрелом из пушки подавался сигнал, и войска должны были пожелать удачи и здоровья султану, командующему и офицерам. На ночь вокруг лагеря выставлялись посты.

Янычары образовывали устойчивый центр боевого порядка. Первой крупной битвой, в которой приняли участие янычары, было сражение против караманских турок, произошедшее около Коньи в 1389 г. Пехота успешно удерживала центр, в то время как кавалерия прикрывала фланги и тыл.

В 1402 г. под Анкарой пехота занимала оборонительные позиции, разместившись на нескольких холмах. И хотя битва была полностью проиграна, янычары и пешие стрелки азап смогли отбивать атаки грозной конницы Тамерлана столь долго, сколь долго их фланги прикрывала кавалерия. Под Варной в 1444 г. янычары в опорный пункт своей обороны превратили табор, или заграждение из больших повозок.

Янычары на службе при дворце султана и в походе

Главная наступательная роль в османской тактике отводилась коннице, которая должна была сломать вражескую линию. Затем янычары, выстрелив из ружей, шли в атаку. Обычно это был один стремительный бросок плотной массы людей, выстроенных клином. При этом янычары использовали мечи и другое оружие. Сзади шли музыканты военного оркестра-мехтерхане, подбадривавшие солдат своей игрой.

Остановить подобные атаки янычар, напоминавшие лавину, чаще всего оказывалось невозможно. Противники, с которыми сталкивались янычары в раннюю эпоху своего существования, не имели надежной и дисциплинированной пехоты. С другой стороны, янычары никогда не использовали свои мушкеты для стрельбы залпами, предпочитая индивидуальную прицельную стрельбу.

В конце XV в. турецкий табор состоял из повозок, «похожих на маленькие крепости». В такую повозку запрягались два мула, а ее «экипаж» составляли солдаты с фитильными ружьями и легкой пушкой. Под повозками размещались сундуки со снаряжением. Соединенные вместе повозки образовывали сплошную стену. С кон. XVII в. османский табор стремительно теряет свою неуязвимость, не выдерживая спора с европейской полевой артиллерией.

Османское искусство вести осады имеет очень длинную историю. Здесь, однако, особняком стоят две знаменитые осады, предпринятые османами: захват Константинополя в 1453 г. и неудачный штурм Вены в 1683 г. В первом случае противник отзывался об османской пехоте как о дисциплинированной и стойкой силе, не бросающейся в бездумные атаки, а использующей штурмовые лестницы только тогда, когда лучники и стрелки из ружей заставляют врага прятаться за стенами.

Неудачная осада Вены явилась высшей точкой развития традиционной осадной тактики османов. Их траншеи были глубже и шире тех, которые применялись европейцами. В конце каждого сапа находились стрелки, вооруженные мушкетами. Здесь же собирались идущие на приступ штурмовые группы. Атаки на позиции христиан предпринимались не только днем, но и ночью — при свете костров и осветительных пороховых зарядов. Каждый из небольших отрядов серденгечти, состоявших из 30-100 добровольцев, штурмовал строго определенный объект в оборонительной системе города. Обороняющиеся отмечали, что подобные штурмовые группы были разбиты на еще меньшие подразделения, в каждом из которых было по 5 янычар. Среди них были воин с мечом, метатель гранат и стрелок из лука; остальные двое, видимо, были вооружены мушкетами.

В местах дислокации гарнизонов янычары выполняли функции полицейских

Какой дисциплине подчинялись янычары?

Янычары были самой организованной и дисциплинированной частью османской армии. Наказания для офицеров варьировались от понижения в должности до изгнания и смертной казни. Во время похода дисциплина была еще строже. Каралось любое нанесение ущерба чьей-либо собственности, причем пострадавшим выплачивалась компенсация. Дезертирство в военное время каралось смертной казнью через удушение. Тело казненного помещалось в мешок с грузом и сбрасывалось в море или в озеро. Это делалось ночью, чтобы избежать публичного позора.

Продвижение по службе и переводы из одного подразделения в другое осуществлялись через 2-8 лет или после восшествия на престол нового правителя. В янычарском корпусе теоретически продвижение зависело от выслуги лет. Младшие офицеры, вероятно, выбирались из числа чавушей или каракуллукчу. Дисциплина была очень строгой. Существовала даже поговорка: «Один волосок ведет сорок человек». Мурад I ввел для янычарского корпуса 16 правил:

  • полное подчинение офицерам; единство целей; строгое военное поведение;
  • отказ от чрезмерной роскоши и чрезмерного воздержания;
  • уважение к кодексу бекташи; прием только лучших новобранцев;
  • особый способ смертной казни;
  • право наказания только собственным офицером;
  • продвижение по службе в зависимости от выслуги лет;
  • забота о подчиненных; запрет ношения бороды для простых солдат;
  • запрет женитьбы до выхода в отставку;
  • проживание только в казармах; запрет побочных занятий;
  • непрерывная военная подготовка; полный запрет алкоголя и азартных игр.

Наказания варьировались от отправки на кухню до заключения в дарданелльские крепости. Самым распространенным наказанием была фалака — палочные удары по подошвам ног. После любого наказания тот, кто ему подвергся, был обязан поцеловать руку офицеру.

Султанские власти старались не допускать бунтов янычар, поддерживая их достаток. Янычары получали свою улюфе, или зарплату, три или четыре раза в год. Зачастую день выплат приурочивали к визиту иностранных сановников, чтобы еще раз продемонстрировать дисциплинированность янычар. За отличную службу выплачивались премии. Дополнительные деньги (равно как и медали) получали уцелевшие бойцы подразделений серденгечти и дал килич («обнаженные сабли»).

Янычары Османской Турции на европейских гравюрах 16 века

В середине XV в. простым янычарам выплачивалась относительно небольшая сумма денег, которой хватало для скромной жизни. Однако они вдобавок получали достаточное количество голубой ткани на пошив шаровар, большой отрез льна, новое шерстяное платье, новую рубашку и деньги на покупку луков, стрел и чистых воротничков. С учетом всего этого расходы на оджак составляли 10% всех военных расходов. Последние, в свою очередь, во времена Махмуда Завоевателя составляли 15% от ежегодных доходов империи.

Выплата жалованья составляла лишь одну, хотя и самую значительную, часть расходов казны по содержанию янычарского войска. К этим расходам добавлялись различные выплаты в связи с экипировкой янычар, а также крупные денежные суммы, которые выдавала казна для покрытия убытков мясников, поставлявших янычарскому корпусу мясо по заниженной цене. Дополнительные расходы несла казна и в связи с содержанием военных гарнизонов в крепостях: служившим там янычарам выплачивалась добавка к жалованью, так называемая нафака.

Жалованье получали и готовившиеся к янычарской службе аджеми огланы, а дети погибших янычар раз в три месяца обеспечивались мукой. Это вспомоществование можно было получить и в виде денег. Ежедневно для янычарского корпуса выпекались хлебные лепешки фодла, которые в большом количестве распределялись среди офицеров и давались многим орта янычар, имевшим отношение к султанской охоте. Расходы на муку в данном случае также оплачивались правительством.

Шествия янычар в Стамбуле. Янычары в атаке.

Две главные казармы в Стамбуле, Эски (старая) и Ени (новая) Ода, были построены из камня в 1460-1470-х гг. Их внешний вид отличался богатым декором: крыши были покрыты разноцветной черепицей, оконные решетки сделаны из мрамора, двери покрыты позолотой, а во дворах размещались фонтаны. Вокруг каждой казармы группировались гражданские мастерские. В казарме янычар вел практически одинокое существование, поскольку жениться ему разрешалось только после достижения ранга отурака (пенсионера). Лишь в конце XVI в. правила в этом отношении были смягчены.

В османской армии большое внимание уделялось личной отваге солдат. В ней постоянно шло соперничество за разнообразные «знаки за доблесть». Подобными знаками были челенки — гребни и плюмажи из перьев на головные уборы.

Заработать челенк было очень трудно. Им награждали только за выдающуюся отвагу, проявленную перед лицом превосходящих сил противника. Солдат, погибший на поле боя, считался шахидом, или «мучеником». Те, кто находился на его иждивении, как и те, кто был на иждивении любого ветерана, именовались фодлахаран («едок хлеба»).

Специальное правительственное ведомство еженедельно снабжало их продуктами питания через ту орту, в которой прежде служил их кормилец. Кроме того, государство обеспечивало работой его сыновей и зятьев. Ветераны, ставшие калеками, выполняли легкие работы и оставались почетными членами своих орт.

На протяжении всей своей истории оджак пользовался популярностью среди беднейших слоев населения. Причиной тому, видимо, был почти социалистический характер самого корпуса, чем он был обязан глубокому влиянию, оказанному на него со стороны дервишской секты бекташи. Религия была краеугольным камнем янычарской морали и мотивации. Весь смысл существования оджака заключался в распространении власти ислама. Однако едва ли янычар можно назвать ортодоксальными мусульманами.

Офицер в Османской Империи, 3 буквы, сканворд

  • «Вот пуля пролетела и …»
  • «Вот пуля пролетела и …» (песен.)
  • «да» (разг.)
  • «да» в просторечии
  • «да» разговорно
  • «Зажравшийся» турок
  • «Покладистый» аксакал
  • «Титулованная» жаба
  • агинское
  • бесхвостое земноводное семейство жаб
  • Богатый турок
  • Богач в Турции
  • в султанской Турции титул военачальников
  • военачальник у янычара
  • Всем жабам жаба
  • Гигантская жаба
  • господин в Турции
  • господин турок
  • граница усадебного парка или сада, имеющая вид неглубокого рва с подпорной стенкой, которая не видна со стороны усадьбы и имеет пологий скат к парку
  • Дичь водяной крысы
  • дичь молодых крокодилов
  • Жаба «с титулом»
  • Жаба большая и ядовитая
  • Жаба в пищу крокодилам
  • жаба гигант
  • Жаба на обед крокодилам
  • Жаба на турецкой службе
  • Жаба омограф междометия
  • Жаба размером до 20 см
  • Жаба с османским титулом
  • Жаба с турецким титулом
  • жаба с ядом для стрел
  • жаба — исполин
  • Жаба, дичь крокодилов
  • Жаба-великан
  • Жаба-гигант
  • Жаба-исполин
  • зажиточный крестьянин в современной Турции
  • зажиточный крестьянин в Турции
  • Зажиточный турок
  • Земноводное семейства жаб
  • знатный турок
  • Знатный турок.
  • командир корпуса янычар
  • Командир янычар
  • Крупная жаба
  • Крупная ядовитая жаба
  • крупная ядовитая жаба в Южной и Центральной Африке
  • Крупное земноводное из жаб
  • куркуль из Турции
  • левый приток Онона
  • м. в притурецких и татарских областях, старшина, начальник; придается к слову, означающему над чем кто начальник; аги, агалары мн. ч
  • нареч. зап., эге малорос. (буква г произн. по-южному, с придыханием) да, так, конечно, ладно. Ти быв ен тамацки? -«Ага» смол. Ага, агату междомет. изумления смол. а, ах, ба. Ага междомет. торжества а-а
  • Неинтеллигентное «да»
  • Огромная жаба
  • османец
  • Османский офицер
  • Офицер в Османской Империи
  • офицер у янычар
  • офицерский титул в Османской империи
  • официальный титул в Османской империи
  • Очень крупная жаба
  • Палиндромное «да»
  • предводитель янычар
  • простецкое «да»
  • Простецкое «да».
  • Просторечное «да»
  • Просторечное согласие
  • Разговорное «Да!»
  • Разговорное «да»
  • Слово согласия
  • Слово согласия (прост.)
  • Со всеми согласная жаба
  • со всеми согласный аксакал
  • Супержаба
  • Титул военачальников
  • Титул военачальников и начальников некоторых групп придворных слуг (в султанской Турции)
  • титул помещика, начальника в феодальной Турции; лицо, носящее этот титул
  • Титул турецких командующих
  • Титульная жаба
  • тропическая жаба
  • тростниковая жаба
  • Турецкий кулак
  • Турок, аксакал или жаба
  • у кого самые ядовитые яйца
  • У кого самые ядовитые яйца?
  • уважит. отношение к старшим на Вост
  • Уважит. отношение к старшим на Вост..
  • уважительное отношение к старшим на Востоке
  • частица, выражающая согласие, подтверждение
  • эта жаба — омограф междометия
  • ядовитая жаба
  • ядовитая жаба в Южной и Центральной Африке
  • ядовитая тропическая жаба
  • янычарский командир

Новобранец (1,2 сезон)

В наше время создается множество сериалов на полицейскую, детективную, криминальную тематику, которые затягивают нас и убеждают в том, что нужно потрать время на их просмотр. И честно говоря, они достойны этого потраченного времени. Одним из таких сериалов является весьма полюбившийся нами киносериал “Новобранец” или по-другому – “Салага”. Смотрится достаточно легко и подойдет для повседневного просмотра в домашней обстановке или для фонового офисного просмотра. Но вы не подумайте, что сериал дешевка, местами есть первоклассный экшен и неисчезающие перестрелки в погоне за вооруженными преступниками. Тем более, ситуации в которых оказываются новобранцы всегда весьма интересны и своеобразны. Что ж, давайте вспомним, что происходило в первом сезоне и узнаем, что приготовил нам второй. В первом сезоне сериала “Новобранец” зрителям показано, как человек может изменить свою жизнь и эти изменения не зависят от возраста. Джон решает кардинально поменять свою жизнь и выйти из зоны комфорта, чтобы воплотить давнюю мечту в реальность. Начать новую главу своей истории. 40 летний Джон уезжает со своего небольшого тихого городка, чтобы стать полицейским в полицейском управлении солнечного Лос-Анджелеса. Он становится самым взрослым новобранцем в полиции Лос-Анджелеса среди молодых курсантов. Джон прошел целый ряд испытаний и услышал много критики со стороны своих коллег-офицеров, которые скептически отнеслись к его решению стать полицейским в 40 лет. Но его настойчивость, упорство, непревзойденное чувство юмора и мудрость позволили Джону изменить к себе отношение и вызвать доверие к своей персоне. Второй сезон продолжит повествование о нашем любимчике Джоне Нолане, который с достоинством прошел все этапы обучения с изучением большого количества материала и проявившем себя на практике, как настоящий мужчина. Хоть он и старейший новобранец, но уже не новичке в полицейском управлении Лос-Анджелеса. Еще больше интересных фактов мы узнаем о жизни его друзей и коллег, новых расследованиях и погонях, личных проблемах и общественных вопросах. Полицейская тематика в кино хороша тем, что имеет нескончаемое продолжение, а подтверждением тому является прекрасный актерский состав и увлекательный сюжет.

Янычары и бекташи



Возможно, кто-то видел это представление в Конье или Стамбуле: большой зал, в котором гаснет свет, и становятся почти невидимыми мужчины в черных накидках. Неведомо откуда доносятся непривычные для нашего уха звуки – барабаны задают ритм музыкантам, играющим на старинных тростниковых флейтах.

Стоящие в центре зала мужчины вдруг сбрасывают свои плащи и остаются в белых рубахах и фетровых конических шапках.

Скрестив на груди руки, они, по очереди, подходят к своему наставнику, кладут голову на его плечо, целуют руку и выстраиваются в колонну.

По его команде начинается странный танец: вначале артисты, изображающие дервишей, три раза обходят зал, а потом начинают кружиться – с запрокинутыми головами и распростертыми руками. Ладонь правой руки поднята вверх, чтобы получить благословение неба, левая ладонь опущена, передавая благословение земле.

Да, эти дервиши, не настоящие. Молитвы-кружения членов этой малочисленного братства дервишей обычно проходят ночью, длятся несколько часов и закрыты для посторонних. Членов этого суфийского Ордена называют бекташами. И в современном турецком языке так же порой называют и янычаров, используя эти слова, как синонимы.

Янычар, гравюра
Сейчас мы попробуем разобраться, как и почему это произошло.
Прежде всего давайте определимся, кто такие дервиши и немного поговорим об их общинах, которые часто называют орденами.

Братства дервишей

В переводе с фарси слово «дервиш» означает «нищий», «бедняк», а на арабском языке – это синоним слова суфий (суфий на арабском– буквально, «одетый в грубую шерсть», первые суфии пытались «понять мир, себя и Бога»). В Средней Азии, Иране и Турции дервишами называли нищенствующих мусульманских проповедников и аскетов-мистиков.

Странствующий дервиш-суфий, Иран, XIX век
Их отличительным знаком была длинная рубаха, полотняная сумка, которую они носили на плече, и серьга в левом ухе. Дервиши существовали не сами по себе, а объединялись в общины («братства»), или Ордена. У каждого из таких Орденов был свой устав, своя иерархия и обители, где дервиши могли провести какое-то время в случае болезни или в силу каких-то жизненных обстоятельств.

Албания, Берат, постоялый двор дервишей-бекташей
Личной собственности дервиши не имели, так как считали, что всё принадлежит Богу. Деньги на пропитание они получали, в основном, в виде милостыни, либо зарабатывали, показывая какие-нибудь фокусы.
В Российской империи суфийских дервишей до революции можно было встретить даже в Крыму. В настоящее время Ордена дервишей есть в Пакистане, Индии, Индонезии, Иране, некоторых государствах Африки. А вот в Турции в 1925 году они были запрещены Кемалем Ататюрком, который заявил: «Турция не должна быть страной шейхов, дервишей, мюридов, страной религиозных сект».

Монумент «Республика», площадь Таксим, Стамбул. Кемаль Ататюрк, слева от него – Климент Ворошилов и Семен Аралов
Монумент «Республика», Климент Ворошилов и Семен Аралов
А раньше, в XIX веке, именно орден бекташей был запрещен султаном Махмудом II. Мы ещё расскажем, почему это произошло. Пока же скажем, что в конце ХХ века бекташи смогли вернуться на историческую родину.
Орден бекташей – не единственная и не самая большая община дервишей. Имеется множество других: кадири, накшбанди, ясеви, мевлеви, бекташи, сенуси. При этом, под влиянием того или иного суфийского Ордена могут находиться и люди, официально в данную общину не входящие и дервишами не являющиеся. Так, например, в Албании идеям бекташей сочувствовали до трети всех мусульман страны.

Для всех суфийских орденов было характерно стремление к мистическому единению человека с Аллахом, но каждый из них предлагал свой путь, который его последователи считали единственно правильным. Бекташи исповедовали искаженный Ислам шиитского толка, который приверженцам ортодоксального Ислама представлялся страшной ересью. Некоторые даже сомневались в том, что бекташи вообще являются мусульманами. Так, посвящение в орден многим казалось похожим на обряд крещения в Христианстве, а в самом учении бекташей находят влияние Торы и Евангелий. Среди обрядов – причащение вином, хлебом и сыром. Есть своя «Троица»: единство Аллаха, пророка Мухаммеда и шиита Али ибн Абу Талиба («четвертый праведный халиф»). Мужчинам и женщинам разрешается молиться в одном помещении, над михрабом (ниша, указывающая направление на Мекку) в помещениях для молитв общин бекташей висят портреты их шейха – Баба-деде, что для правоверных мусульман просто немыслимо. А возле усыпальниц святых бекташи зажигают восковые свечи.
То есть орден бекташей подавляющим большинством мусульман должен был восприниматься, как община еретиков, и потому, казалось, обречен стать прибежищем маргиналов. Но, как ни странно, именно эта эклектичность, позволяющая усваивать ислам в упрощённой форме (особенно с обрядовой точки зрения), и сыграла решающую роль в возвышении этого ордена.
Теперь немного расскажем об основании ордена бекташей.

Хаджи Бекташи Вали

Хаджи Бекташ, портрет в музее города Хаджибекташ
Основу этого суфийского ордена заложил в XII веке в Малой Азии Саййид Мухаммад бин Ибрахим Ата, более известный под прозвищем Хаджи Бекташи Вали («Вали» можно перевести, как «святой»). Родился он в 1208 (по другим данным – в 1209) году на территории северо-восточной провинции Ирана Хорасан, умер же, предположительно, в 1270 или 1271 г.г. в Турецкой Анатолии – неподалеку от города Кыршехир.

Хорассан и Нишапур на карте Ирана
Кыршехир и Хаджибекташ на карте Турции
В некоторых источниках утверждается, что Сайид Мухаммад с детства обладал даром караматов – чудотворений. Родители отдали мальчика на воспитание шейху Лукману Перенди из Нишапура. По окончании обучения он обосновался в Анатолии. Здесь он проповедовал Ислам, быстро завоевав уважение у местных жителей. Скоро у него появились свои ученики, для которых были построены 7 маленьких домиков у дороги. Именно ученики Сайида Мухаммада (Вали Бекташа), во главе которых встал Балим-Султан, ныне почитающийся, как «второй учитель» (пир ас-сани) через 150 лет после его смерти и организовали новый суфийский орден, получивший название в честь первого Учителя. Вокруг домов, построенных для первых учеников, выросло небольшое поселение, которое, со временем, стало городом с труднопроизносимым названием Сулуджакарахёйюк – теперь он носит название Хаджибекташ.
Хаджибекташ, музейный комплекс
Хаджибекташ, музейный комплекс, статуя льва из Египта, подаренная ордену бекташей в 1835 году
Здесь находится могила основателя Ордена, и резиденция нынешнего его главы – «деде».
За пределами Турции суфийский орден бекташей был очень популярен в Албании, именно в этой стране нашли убежище многие из дервишей, после запрета их общины султаном Махмудом II и Кемалем Ататюрком.
Албания, префектура Берат, могилы бекташей
Кроме того, в Турции и Албании есть «текке» – своеобразные монастыри-обители мюридов (послушников), которые, готовясь стать дервишами, проходят обучение у наставников – муршидов. Глава каждой такой обители называется «отцом» (baba).
Впоследствии члены ордена бекташей разделились на две группы: на исторической родине, в Анатолии, челяби верили, что ведут свое происхождение от Хаджи Бекташа Вали, а в Албании и в других европейских владениях Османов территориях бабаганы считали, что Учитель не имел семьи, и, следовательно, у него не могло быть потомства. Как это обычно и бывает, челяби и бабаганы традиционно враждовали между собой.
Но всё-таки при чем здесь янычары?

«Новое войско»

Основателю Турецкой империи, еще не султану, а всего лишь бею Осману, была необходима пехота.
Осман Гази
Меч Османа Гази, которым опоясывались султаны при восшествии на престол
Она, в общем-то, в турецком войске существовала, но набиралась только на время боевых действий, была плохо обучена и недисциплинированна. Называлась такая пехота «яя», служба в ней для потомственных лихих наездников считалась непрестижной, и потому первые профессиональные пехотные подразделения были созданы из обращенных в Ислам христианских солдат. Эти соединения получили название «новое войско» – «ени чери» (Yeni Ceri). В русском языке это словосочетание превратилось в слово «янычары». Однако первые янычары набирались только на время войны, а потом – распускались по домам. В анонимном трактате начала XVII века «История происхождения законов янычарского корпуса» говорится о них:
«Его Величество султан Мурад-хан Гази, – да будет над ним милость и благоволение Бога! направился против неверной Валахии и велел построить два судна, чтобы переправить конное анатолийское войско … (в Европу).
Когда потребовались люди для того, чтобы вести эти (суда), они оказались шайкой сброда. Пользы от них не было никакой. К тому же надо было платить им по два акче. Расход большой, а исполняли они свои обязанности – спустя рукава. Возвращаясь из похода в свои вилайеты, они дорогой грабили и разоряли Райю (немусульманское податное население)».
Был собран совет, на который пригласили великого визиря, улемов и «ученых мужей», среди которых особо отмечен Тимурташ Деде – его называют потомком Хаджи Бекташа Вали. На этом совете было принято решение:
«Вместо того, чтобы сразу же делать «чужеземных мальчиков» (аджеми оглан) янычарами, сначала посылать их на обучение с жалованьем в одно акче, с тем чтобы они становились янычарами с жалованьем в два акче только после подготовки».

Акче, серебряная монета Сулеймана I
При внуке Османа Мураде I была введена знаменитая система «девширме»: в христианских провинциях султаната, главным образом, на Балканах, примерно раз в пять лет (иногда чаще, иногда – реже) производился набор мальчиков в корпус янычаров.
Набор мальчиков в янычары, рисунок XVI века
Система «девширме» часто рассматривается, как один из методов угнетения христианского населения Османской империи, однако, как ни странно, теми же христианами, в целом, она воспринималась скорее положительно. Мусульмане, детей которых было запрещено принимать в корпус янычар, предпринимали попытки определить туда своих сыновей за взятки. Право отдавать своих детей в янычары, принявшим Ислам славянам Боснии, было даровано, как особая милость и привилегия, о которой просили сами боснийцы.

Мурад I
По замыслу Мурада, будущих янычар следовало выбирать только из самых лучших и знатных семей. Если мальчиков в семье было несколько, выбирать следовало самого лучшего из них, единственного сына из семьи не забирали.
Предпочтение отдавалось детям среднего роста: слишком высокие отбраковывались, как глупые, а маленькие – как неуживчивые. Дети пастухов забраковывались на том основании, что они «плохо развиты». Запрещалось брать и сыновей деревенских старост, потому что они «слишком подлы и хитры». Не было шанса стать янычарами у излишне болтливых и словоохотливых: полагали, что они вырастут в завистливых и упрямых. Мальчики с красивыми и нежными чертами лица считались склонными к мятежу и бунту (а «врагу они покажутся жалкими»).
Кроме того, запрещалось набирать в янычары мальчиков «из Белграда, Центральной Венгрии и пограничных (земель) Хорватии, потому что из мадьяра и хорвата никогда не получится настоящего мусульманина. Улучив момент, они отрекаются от ислама и бегут».
Отобранных мальчиков привозили в Стамбул и зачисляли в специальный корпус, который назывался «аджеми-огланы» («чужеземные мальчики»).
Стамбул (Константинополь). Старинное изображение
Самых способных из них переводили в школу при султанском дворце, по окончании которой они порой делали блестящие карьеры на государственной службе, становясь дипломатами, губернаторами провинций и даже визирями.
На берегу Босфора
Ленивые и неспособные отчислялись и назначались садовниками либо слугами. Большинство же воспитанников аджеми-оглы превращались в профессиональных солдат и офицеров, которые поступали на полное государственное обеспечение. Им запрещалось заниматься ремеслами и жениться, жить полагалось только в казармах.
Сипах и янычары
Основное подразделение корпуса называлось «ода» («комната» – имелось в виду помещение для совместного приема пищи), а сам корпус – оджак («очаг»). Лишь достигнув положения отурака (ветерана) по возрасту или из-за увечья, янычар мог отпустить бороду, получить разрешение на женитьбу и обзавестись хозяйством.
Янычары были особой, привилегированной кастой военных. Их посылали для наблюдения за порядком в полевых армиях и в гарнизонах, именно у янычар хранились ключи от крепостей. Янычара нельзя было казнить – вначале следовало вывести его из состава корпуса. Но они были чужими для всех и полностью зависели от султана.
Единственными друзьями янычар стали дервиши-бекташи, шейх которых Тимурташ Деде, как мы помним, был одним из главных инициаторов создания этого корпуса. И они нашли друг друга – суровые дервиши и оторванные от родных и семьи испуганные маленькие христианские мальчики, из которых и стали формироваться новые и по-своему уникальные части турецкой армии. И странная эклектичность учения бекташей, о которой было сказано выше, оказалась как нельзя лучше, так как позволяла неофитам воспринимать ислам в более привычной для христианских детей форме.
Отныне судьба дервишей-бекташей и судьба помыкающих султанами всесильных янычар была связана воедино: вместе они обрели великую славу, и одинаково страшным был их конец. Но бекташи, в отличие от янычар, сумели выжить и существуют поныне.
«Бекташизм» стал идеологией янычар, которые именовались «сыновьями Хаджи Бекташа». Дервиши этого ордена постоянно находились рядом с янычарами: вместе с ними они ходили в походы, учили их и оказывали первую медицинскую помощь. Даже головной убор янычар символизировал собой рукав от одежды Хаджи Бекташа. Многие из них становились членами ордена, шейх которого был почетным командиром 99 роты корпуса, а на церемонии вступления в должность он провозглашался также наставником и учителем всех янычар. Султан Орхан, перед тем, как принять решение о создании нового янычарского корпуса, попросил на это благословения у представителей ордена бекташи.
Довольно распространено мнение, что именно Хаджи Бекташ совершил дуа – мольбу Всевышнему, стоя перед первыми янычарами, протер спину каждого из них, желая им храбрости и доблести в боях с врагами. Но это только легенда, не более: мы же помним, что к основанию корпуса янычаров приложил считавшийся его потомком Тимурташ Деде.
В конце XIV века все соседи турок содрогнулись от ужаса. Битва на Косовом поле (1389 г.) стала триумфом янычар, а после разгрома армии крестоносцев под Никополем (1396 г.) их именем стали пугать детей по всей Европе. Вдохновляемые дервишами, фанатичные и прекрасно обученные янычары на поле боя не имели себе равных. Янычар называли «львами ислама», но и против своих единоверцев они сражались с не меньшей яростью.
Янычары в походе
Ятаганы из музея дворца Топкапы в Стамбуле
Численность янычар неуклонно возрастала. При Мураде их было всего две-три тысячи человек, в войске Сулеймана II (l520-1566) уже около двадцати тысяч, а к концу XVIII столетия численность янычар доходила порой до 100 000 человек.
Патруль янычар
Очень скоро янычары поняли все выгоды своего положения и из покорных слуг султанов превратились в их самый страшный кошмар. Они полностью контролировали Стамбул и в любой момент могли сместить неудобного правителя.

Султан Баязид II и янычары

Баязид II
Так, в 1481 году, после смерти Фатиха Мехмеда II на трон претендовали его сыновья – Джем, которого поддерживали мамелюки Египта, и Баязид, в поддержку которого выступили янычары Стамбула. Победу одержал ставленник янычар, вошедший в историю, как Баязид II. В благодарность он увеличил их жалованье с двух до четырех акче в день. С тех пор янычары стали требовать деньги и подарки от каждого нового султана.
Баязид II вошел в историю, как человек, отказавший Колумбу, который обратился к нему с просьбой о финансировании своей экспедиции, и Леонардо да Винчи, предложившему ему проект строительства моста через залив Золотой Рог.
Зато он восстановил Стамбул после землетрясения 1509 года («Малый конец света»), построил в столице грандиозную мечеть своего имени, отправил свой флот для эвакуации изгнанных из Андалусии мусульман и евреев и заслужил прозвище «Вали» – «святой».
Мечеть Баязида II, Стамбул
Одна из войн, которые вел этот султан, вошла в историю под курьезным названием «Бородовая»: в 1500 г. Баязид потребовал от венецианского посла поклясться бородой в том, что его государство хочет мира с Турцией. Получив ответ, что у венецианцев нет бород – они бреют свои лица, он, издеваясь, сказал: «В таком случае, жители твоего города похожи на обезьян».

Глубоко задетые венецианцы решили смыть это оскорбление османской кровью, и потерпели поражение, потеряв полуостров Пелопоннес.
Однако в 1512 году янычары, которые и возвели Базида II на престол, вынудили его отречься от власти, которую он должен был передать своему сыну Селиму. Тот сразу же приказал казнить всех своих родственников по мужской линии, за что вошел в историю под прозвищем Явуз – «Злой» или «Свирепый». Вероятно, причастен он был и к смерти самого Баязида, который подозрительно быстро скончался – через месяц после своего отречения.
Султан Селим I Явуз

Хозяева Стамбула

Селим I Явуз скончался в 1520 году, и уже в 1524 году янычары восстали и против его сына, в нашей стране известного, как Сулейман Великолепный (а в Турции его называют Законодателем). Были ограблены дом великого визиря и других вельмож, разгромлена таможня, Селим II лично участвовал в подавлении бунта, и даже, как говорят, убил несколько янычар, но, все же, вынужден был откупаться от них.
Султан Селим II (Сулейман Великолепный)
Пик янычарских бунтов пришелся на начало XVII века, когда всего за шесть лет (1617-1623 г.г.) были смещены четыре султана.
Но при этом корпус янычар стремительно деградировал. Система «девширме» была ликвидирована, янычарами теперь становились дети янычар и коренные турки. Ухудшалось качество военной подготовки янычар и их боеспособность. Былые фанатики уже не рвались в бой, предпочитая походам и битвам сытую жизнь в столице. От трепета, который янычары когда-то внушали врагам Османской империи, не осталось и следа. Все попытки реформировать корпус по европейским образцам терпели крах и посмевшие пойти на такой шаг султаны почитали за большую удачу, если от ярости янычар им удавалось откупиться головами великого визиря и других высших сановников. Последний султан (Селим III) был убит янычарами в 1807 году, последний визирь – в 1808. Но развязка этой кровавой драмы была уже близка.

Махмуд II и последний мятеж янычаров

В 1808 году в результате государственного переворота, организованного Мустафой-пашой Байрактаром (губернатор Рущука) к власти в Османской империи пришел султан Махмуд II (30-ый османский султан), которого иногда называют «турецким Петром I. Он сделал обязательным начальное образование, разрешил издание газет и журналов, стал первым султаном, появившимся на публике в европейской одежде. Для преобразования армии на европейский лад из Германии были приглашены военные специалисты, в числе которых оказался даже Хельмут фон Мольтке Старший.
Махмуд II. Миниатюра 1840-х годов
В июне 1826 г. султан Махмуд II повелел объявить янычарам (а их в Стамбуле было около 20 000), что им не будут давать баранину до тех пор, пока они не изучат строевые порядки и тактику европейских армий. Уже на следующий день они подняли мятеж, к которому примкнули почему-то также пожарные и носильщики. А в первых рядах восставших, разумеется, оказались старинные друзья и покровители янычар – дервиши-бекташи. В Стамбуле были разграблены многие богатые дома и даже дворец великого визиря, но сам Махмуд II вместе с министрами и шей-уль-исламом (духовный лидер мусульман Турции) успел укрыться в мечети султана Ахмета. По примеру многих своих предшественников он попытался прекратить мятеж обещаниями милости, но распаленные янычары продолжали грабить и жечь столицу империи. После этого султану оставалось только бежать из города, либо готовиться к неминуемой смерти, однако Махмуд II вдруг сломал все существующие стереотипы и приказал принести Сандак-шериф – священное Зеленое знамя Пророка, которое, по старинному преданию, было сшито из халата самого Мухаммеда.
Санджак-Шериф – знамя пророка Мухаммеда (свернуто) и золотой ковчег, в котором оно хранится, Топкапы, Стамбул
Глашатаи призвали горожан встать под «Знамя Пророка», добровольцам раздавали оружие, местом сбора всех султанских сил была назначена мечеть султана Ахмеда I («Голубая мечеть»).
Мечеть султана Ахмеда I, Стамбул
Махмуд II надеялся на помощь исстрадавшихся от своеволия янычар жителей Стамбула, которых те всячески притесняли: обкладывали торговцев и ремесленников данью, заставляли их выполнять за себя хозяйственные работы, а то и просто грабили на улицах. И Махмуд не ошибся в своих расчетах. К верным ему войскам примкнули матросы и многие из горожан. Янычары были блокированы на площади Эйтмайдан и расстреляны картечью. Их казармы были сожжены, и в них заживо сгорели сотни янычар. Бойня продолжалась два дня, а потом еще целую неделю палачи рубили головы выжившим янычарам и их союзникам-дервишам. Как обычно, не обошлось без оговоров и злоупотреблений: некоторые поторопились донести на своих соседей и родственников, обвиняя их в пособничестве янычарам и бекташам. Трупы казненных бросали в воды Босфора, и их было так много, что они мешали плаванию кораблей. И долгое время потом жители столицы не ловили и не ели рыбу, пойманную в окрестных водах.
В историю Турции эта резня вошла под названием «Счастливое событие».
Махмуд II запретил поизносить имя янычар, на кладбищах были уничтожены их могилы. Орден бекташей был запрещен, их духовные лидеры были казнены, все имущество братства было передано другому Ордену – нашкбенди. Многие бекташи эмигрировали в Албанию, которая на некоторое время стала центром их движения. В этой стране в настоящее время и находится Всемирный центр бекташи.
Позже сын Махмуда II – султан Абдул Меджид I, разрешил бекташам вернуться в Турцию, но прежнего влияния здесь они уже не обрели.
Алоиз фон Анрайтер. Портрет султана Абдул Меджида I
В 1925 году, как мы помним, бекташи, наряду с другими суфийскими орденами, были изгнаны из Турции Кемалем Ататюрком.
А в 1967 году Энвер Ходжа (родители которого сочувствовали идеям бекташей) прекратил деятельность их ордена в Албании.
Энвер Ходжа, первый секретарь ЦК Албанской партии труда, запретивший орден бекташей в Албании
Снова в эту страну бекташи вернулись в 1990 г., одновременно с возвращением в Турцию. Но никакого значения и влияния они сейчас на исторической родине не имеют, а их мистические «танцы», которые исполняют фольклорные ансамбли, многими воспринимаются всего лишь как забавный аттракцион для туристов.

Леонид сожалеет. Это незавершённая статья. Ей существенно не хватает текста, изображений и ссылок.
Вы можете помочь нам, дополнив или исправив статью.

Янычары — регулярная пехота Османской империи в 1365 — 1826 годах. Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.

История

В связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в реорганизации армии, создании нового регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 из христианских юношей 12-16 лет. В основном в армию зачислялись армяне, албанцы, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитываемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).

В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566 года) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.

В 1683 году янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI — начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 года был убит султан. Похожее восстание произошло в 1807 году. В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.

Обучение

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в т. н. «тренировочные корпуса», где они в течение не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 году корпус открылся для всех добровольцев-мусульман.

Тактика

Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами, отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. — «рискующие головой») численностью ок. 100 добровольцев. Во время осады Вены осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами, лучник и 2 воина с ружьями. Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены великолепно проявили себя янычарские инженеры.

Галерея

Добавить фото