Ядерный потенциал Франции

Олланд признал ответственность Франции за ущерб от ядерных испытаний в Полинезии

Франция является историческим участником «Ядерного клуба». Официальное решение о старте национальной ядерной программы было принято в 1958 году тогдашним председателем совета министров Феликсом Гайяром. Фактически статус ядерной державы Франция получила вслед за США, СССР и Великобританией в годы правления Шарля де Голля, когда в 1960 году в пустыне Сахара в Алжире было проведено испытание первой французской атомной бомбы.

На сегодняшний день французские СЯС насчитывают около 300 стратегических боезарядов. В качестве средств доставки Франция использует баллистические ракеты подводных лодок и тактические крылатые ракеты воздушного базирования.

Основная ударная сила ВМС Франции — четыре атомных подводных ракетоносца типа Triomphant, три из которых находятся на постоянном боевом дежурстве. Каждая такая субмарина имеет по 16 баллистических ракет М51 с максимальной дальностью полета 9 тыс. км.

Авиационная составляющая СЯС Франции — тактические крылатые ракеты ASMPA, которые могут устанавливаться на боевые самолеты Rafale и Mirage-2000. На сегодняшний день арсенал французских ВВС насчитывает в общей сложности 54 такие ракеты. Оснащенные ими самолеты базируются на аэродромах Истр и Сен-Дизье во Франции, а также могут совершать вылеты с палубы авианосца Charles de Gaulle.

Власти страны подчеркивают, что ядерные силы Франции носят сугубо оборонительный характер. В 1992 году Париж присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия, а в 1998 году французской стороной был ратифицирован Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Содержание СЯС обходится казне в €3,4 млрд ежегодно.

Тридцать лет испытаний в Полинезии

После обретения Алжиром независимости свои ядерные испытания Франция перенесла на атоллы Муруроа и Фангатауфа во Французской Полинезии. В период с 1966 по 1974 годы военные осуществили там около 40 воздушных ядерных взрывов. Там же с 1975 года было подорвано 150 подземных ядерных зарядов. Испытания атомного оружия во Французской Полинезии были окончательно прекращены лишь в 1996 году.

По данным специалистов, ядерные испытания в Полинезии привели к росту заболеваемости местного населения раком. Кроме того, геологи отмечали деструктивные процессы на атолле Муруроа, который принял на себя основную нагрузку во время взрывов. Вместе с тем, тихоокеанские ядерные полигоны Франции остаются закрытыми военными объектами, и доступ туда исследователям практически запрещен, что не позволяет провести исчерпывающие исследования и более точно оценить нанесенный урон.

Полинезийцы и алжирцы неоднократно выступали с обвинениями в адрес Парижа, требуя ответа за причиненный ущерб. В общей сложности во французских ядерных испытаниях за 36 лет приняли прямое или опосредованное участие почти 150 тыс. человек — как военные, так и гражданские лица. В 2009 году Франция выделила 10 млн евро в качестве компенсации пострадавшим.

Французские ядерные силы


В 1952 во Франции году был принят план по развитию атомной энергетики, что позволило создать необходимую научную и технологическую базу. Этот план носил подчеркнуто мирный характер. После окончания Второй мировой войны французское правительство не имело намерения по созданию собственного ядерного оружия и полностью полагалось на гарантии США.
Однако повторный приход к власти Шарля де Голля многое изменил. До этого Франция вела исследования в рамках совместной ядерной программы с Италией и Германией. Опасаясь втягивания Франции в конфликт с СССР он сделал ставку на развитие собственных ядерных сил, неподконтрольных американцам. Это вызвало крайне негативную реакцию США, где опасались усиления экономической и военно-политической независимости Франции и появления потенциального геополитического соперника.
17 июня 1958 года Шарль де Голль на заседании Совета обороны Франции утвердил решение о разработке национального ядерного оружия и проведении ядерных испытаний. Вскоре на юго-западе Алжира в районе оазиса Регган началось строительство ядерного полигона с научным центром и городком для исследовательского персонала.
13 февраля 1960 года Франция провела первое успешное испытание ядерного взрывного устройства (ЯВУ) на полигоне в пустыне Сахара.

Снимок места первого французского ядерного испытания сделанный с борта самолёта
Первое французское ядерное испытание получило кодовое обозначение «Голубой Тушканчик» («Gerboise Bleue»), мощность устройства была 70 кт. Позже в этом районе Сахары проведены ещё три атмосферных атомных взрыва. В этих испытаниях использовались ЯВУ на основе оружейного плутония.
Место проведения испытаний оказалось выбрано не слишком удачно, в апреле 1961 года четвертое ядерное устройство было подорвано с неполным циклом деления. Это было предпринято для предотвращения его захвата повстанцами.
Первые французские ядерные заряды не могли использоваться в военных целях и представляли собой чисто экспериментальные стационарные устройства. Тем не менее, они сделали Францию четвертым членом «ядерного клуба».
Одним из условий обретения Алжиром независимости в 1962 стало секретное соглашение, согласно которому Франция получила возможность продолжить ядерные испытания в этой стране ещё в течение 5 лет.
В южной части Алжира, на гранитном плато Хоггар для проведения подземных ядерных испытаний был построен второй полигон и испытательный комплекс Ин-Эккер, который использовался до 1966 года (проведено 13 взрывов). Информация об этих испытаниях до сих пор засекречена.

Спутниковый снимок Google Earth: гора Таурирт-Тан-Афелла
Местом ядерных испытаний был выбран район гранитной горы Таурирт-Тан-Афелла, расположенной на западной границе горной цепи Хогтар. В ходе проведения некоторых испытаний наблюдалась значительная утечка радиоактивных веществ.
Особенно «прославилось» испытание под кодовым названием «Берилл», состоявшееся 1 мая 1962 года. Реальная мощность бомбы до сих пор держится в секрете, по расчетам, она должна была составлять от 10 до 30 килотонн.
Из-за ошибки в расчетах мощность бомбы была намного выше. Меры по обеспечению герметичности в момент взрыва оказались неэффективными: радиоактивное облако рассеялось в воздухе, и загрязненные радиоактивными изотопами расплавленные горные породы выбросило из штольни наружу. Взрыв создал целый поток радиоактивной лавы. Длина потока составляла 210 метров.
Из района испытаний в спешном порядке было эвакуировано около 2000 человек, более 100 человек получили опасные дозы радиации.
В 2007 году журналисты и представители МАГАТЭ посетили этот район. По прошествии более чем 45 лет радиационный фон выброшенных взрывом пород составлял от 7,7 до 10 милибэр в час.
После обретения Алжиром независимости французам пришлось перенести ядерный полигон на атоллы Муруроа и Фангатауфа во Французской Полинезии.

За период с 1966 по 1996 годы на двух атоллах было проведено 192 ядерных взрыва. На Фангатауфе было произведено 5 взрывов на поверхности и 10 под землей. Наиболее серьезный инцидент произошел в сентябре 1966 года, когда ядерный заряд не был опущен в скважине на необходимую глубину. После взрыва потребовалось принять меры по дезактивации части атолла Фангатауфа.

Защитные бункеры на атолле Муруроа
На атолле Муруроа подземные взрывы вызвали вулканическую активность. Подземные взрывы привели к образованию трещин. Зона трещин вокруг каждой полости представляет собой сферу диаметром 200—500 м.
Из-за небольшой площади острова взрывы производились в скважинах располагающихся недалеко друг от друга и оказались связаны между собой. В этих полостях накапливались радиоактивные элементы. После очередного испытания взрыв произошел на очень малой глубине, что вызвало образование трещины шириной 40 см и протяжённостью несколько километров. Появилась реальная опасность раскола и отделения пород и попадания радиоактивных веществ в океан. Вред, нанесенный экологии этого района, Франция до сих пор тщательно скрывает. К сожалению, та часть атоллов, где проводились ядерные испытания, на спутниковых снимках детально не просматривается.
Всего в период с 1960 по 1996 годы в Сахаре и на островах Французской Полинезии в Океании Францией было осуществлено 210 атмосферных и подземных ядерных испытаний.
В 1966 году французская делегация во главе с де Голлем нанесла официальный визит в СССР, где среди прочего на полигоне Тюра-Там была продемонстрирована новейшая по тем временам ракетная техника.

На фото сидят, слева направо: Косыгин, де Голль, Брежнев, Подгорный
В присутствии французов был запущен спутник «Космос-122» и произведен пуск баллистической ракеты шахтного базирования. Очевидцы рассказывали, что это произвело на всю французскую делегацию неизгладимое впечатление.
После посещения СССР де Голлем Франция вышла из военных структур НАТО, оставаясь только участником политических структур этого договора. Штаб-квартира организации была срочно переведена из Парижа в Брюссель.
В отличие от Великобритании разработка французского ядерного оружия встретила активное противодействие властей США. Американские власти запретили экспорт во Францию суперкомпьютера CDC 6600, который Франция планировала использовать для проведения расчетов при разработках термоядерного оружия. В качестве ответной меры 16 июля 1966 года Шарль де Голль объявил о начале разработки собственного суперкомпьютера, дабы обеспечить независимость Франции от импорта компьютерных технологий. Впрочем, несмотря на экспортный запрет, суперкомпьютер CDC 6600 все-таки удалось ввезти во Францию через подставную коммерческую фирму, где он тайно использовался для военных разработок.
Первый пригодный для практического использования образец французского ядерного оружия был принят на вооружение в 1962 году. Это была авиационная бомба AN-11 с плутониевым ядерным зарядом мощностью 60 кт. В конце 60-х Франция располагала 36 бомбами этого типа.
Основы французской ядерной стратегии были сформированы в середине 60-х и до момента окончания холодной войны серьёзно не пересматривались.
Французская ядерная стратегия основывалась на нескольких базовых принципах:
1. Французские ядерные силы должны быть элементом общей системы ядерного сдерживания НАТО, однако Франция должна принимать все решения самостоятельно и ее ядерный потенциал должен быть совершенно независимым. Эта независимость стала краеугольным камнем ядерной доктрины, что являлось и залогом независимости внешней политики Французской Республики.
2. В отличие от американской ядерной стратегии, основывавшейся на точности и ясности угрозы возмездия, французские стратеги считали, что наличие чисто европейского независимого центра принятия решения не ослабит, а наоборот укрепит общую систему сдерживания Запада. Наличие такого центра добавит к уже имеющейся системе элемент неопределенности и тем самым повысит уровень риска для потенциального агрессора. Ситуация неопределенности являлась важным элементом французской ядерной стратегии, по мнению французских стратегов неопределенность не ослабляет, а усиливает сдерживающий эффект. Это также определяло отсутствие четко сформулированной и конкретной доктрины использования ядерного оружия.
3. Французская ядерная стратегия сдерживания — это «сдерживание сильного слабым», когда задача «слабого» состоит не в том, чтобы угрожать «сильному» полным уничтожением в ответ на его агрессивные действия, а в гарантии нанесения «сильному» ущерба, превышающего выгоды, которые он предполагает получить в результате агрессии.
4. Основным принципом ядерной стратегии являлся принцип «сдерживания по всем азимутам». Французские ядерные силы должны были быть способны нанести неприемлемый ущерб любому потенциальному агрессору. В то же время, в реальности в качестве основного объекта сдерживания рассматривался СССР и Организацией Варшавского договора.
Создание французского ядерного арсенала осуществлялось на основе долгосрочного плана «Каэлканш-1», рассчитанного на 25 лет. Этот план включал четыре военные программы и предусматривал создание трехкомпонентной структуры ядерных сил Франции, включающей авиационный, наземный и морской компоненты, которые, в свою очередь, делились на стратегические и тактические силы.
Первыми носителями французских ядерных бомб стали бомбардировщики «Мираж IVA» (боевой радиус действия без дозаправки в воздухе 1240 км).
Для размещения этих бомбардировщиков было подготовлено девять авиабаз с необходимой инфраструктурой и собрано 40 атомных бомб AN-11 (каждый бомбардировщик мог нести одну такую бомбу в специальном контейнере).
В начале 70-х на вооружение принята более совершенная и безопасная ядерная авиабомба AN-22 с плутониевым ядерным зарядом мощностью 70 кт.

Бомбардировщик «Мираж IV»
В общей сложности было построено 66 машин, часть из них переделана в разведчики. 18 самолетов было модернизированы в 1983-1987 году до уровня «Мираж IVР».

КР ASMP
Эти самолёты были вооружены сверхзвуковой крылатой ракетой ASMP (Air-Sol Moyenne Portee) с дальностью пуска — около 250 км . Она оснащалась ядерной боевой частью мощностью 300 кт, типа TN-80 или TN-81.
В 1970 году на плато Альбион (на юге Франции) на территории авиабазы Сен-Кристоль развернулось строительство стартовых позиций и необходимой инфраструктуры шахтных ракетных комплексов с БРСД S-2. Первая эскадрилья в составе девяти ШПУ с БРСД S-2 приступила к несению боевого дежурства летом 1971 года, а вторая эскадрилья — в апреле 1972 года.
Разрез шахтной пусковой установки французской баллистической ракеты средней дальности S-2.
1 — бетонная защитная крыша входного люка; 2 — восьмиметровый оголовок шахты из высокопрочного бетона; 3—ракета S-2; 4 — сдвижная защитная крыша шахты; 5 — первый и второй ярусы площадок обслуживания; 6—устройство открытия защитной крыши; 7— противовес системы амортизации; 8—лифт; 9 — поддерживающее кольцо; 10—механизм натяжки троса подвески ракет; 11 — пружинная опора системы автоматизации; 12 — опора на нижней площадке шахты; 13 — концевые сигнализаторы закрытия защитной крыши; 14 — бетонный ствол шахты; 15 — стальная оболочка ствола шахты
Создаваемая в спешке ракета S-2 не вполне устраивала военных и первоначальный план развертывания БРСД S-2 был скорректирован. Решили ограничиться развертыванием 27 единиц этих ракет. Вскоре строительство последних девяти ШПУ было отменено и взамен принято решение создать ракету с улучшенными боевыми характеристиками, оснащенную комплексом средств преодоления противоракетной обороны.

Позиция БСДР на авиабазе Сен-Кристоль
Разработка новой БРСД S-3 была завершена в конце 1976 года. Первая группа из девяти ракет S-3 поставлена на боевое дежурство в ШПУ (взамен ракет S-2) в середине 1980 года, а к концу 1982 года было полностью закончено перевооружение всех 18 ШПУ, причем с декабря 1981 года в ШПУ устанавливался модернизированный вариант БРСД S-3D.
В 1960-е годы велись также работы по созданию тактического, ядерного компонента. В 1974 году на шасси танка AMX-30 были развернуты мобильные пусковые установки тактических ядерных ракет «Плутон» (дальность — 120 км). К середине 1980-х на вооружении сухопутных войск Франции находились 44 мобильные пусковые установки с ядерной ракетой «Плутон».
Самоходная ПУ ТР «Плутон»
Франция после выхода из НАТО, в отличие от Великобритании, была практически лишена американской помощи в области создания атомных подводных лодок. Проектирование и строительство французских ПЛАРБ, и в особенности создание реактора для них шло с большими трудностями. В конце 1971 года в боевой состав ВМС вошла первая французская ПЛАРБ «Редутабль» — головная в серии из пяти лодок (в январе 1972 года впервые вышла на боевое патрулирование) и следующая за ней «Террибль» были оснащены шестнадцатью БРПЛ М1 с максимальной дальностью стрельбы 3000 км., с моноблочной термоядерной БЧ мощностью 0,5 мт.
Французская ПЛАРБ типа «Редутабль»
К началу 80-х в составе французских морских стратегических ядерных сил (МСЯС) находилось пять ПЛАРБ, оснащенных БРПЛ (всего 80 ракет). Это стало большим достижением французского судо- и ракетостроения, даже с учётом того, что эти ПЛАРБ все же несколько уступали по боевым возможностям БРПЛ и характеристикам шумности американским, да и советским ПЛАРБ построенным в тоже время.
Начиная с 1987 года в ходе очередных капитальных ремонтов, все лодки, кроме «Редутабль» выведенной в 1991 году из боевого состава, подверглись модернизации с целью размещения на них ракетного комплекса с БРПЛ М4, с дальностью 5000 км и 6 БЧ по 150 кт. Последняя лодка этого типа выведена из боевого состава ВМС Франции в 2008 году.
К началу 80-х во Франции была сформирована полноценная ядерная триада, и количество развёрнутых ядерных боеголовок превысило 300 единиц. Это, конечно, не шло ни в какое сравнение с тысячами советских и американских боеголовок, но было вполне достаточно для нанесения неприемлемого ущерба любому агрессору.
Французская ядерная бомба AN-52
В 1973 году на вооружение принимается атомная бомба AN-52 мощностью 15 кт. Внешне она сильно напоминала авиационный подвесной топливный бак. Ею были оснащены самолёты тактической авиации ВВС («Мираж IIIE», «Ягуар») и ВМС («Супер Этандар»).
В программе строительства французских ядерных сил середины-конца 80-х приоритет в финансировании был отдан совершенствованию морской составляющей. Вместе с тем, определенные средства были направлены и на наращивание боевых возможностей авиационного и наземного компонентов ядерных сил.
В 1985 году число ПЛАРБ было увеличено до шести: в боевой состав ВМС вошла лодка «Эфлексибль», вооруженная новой БРПЛ М-4А. Она отличалась от ранее построенных лодок рядом конструктивных особенностей: был усилен корпус (это позволило увеличить предельную глубину погружения до 300 м), изменена конструкция шахт пусковых установок для размещения ракет М-4А, увеличен срок службы активной зоны реактора.
С принятием на вооружение в 1984 году истребителя-бомбардировщика «Мираж 2000» начались работы по созданию модификации способной нести ядерное оружие («Мираж 2000N»). Этот процесс занял почти четыре года, и первые комплекты ракет ASMP для оснащения этих самолетов были поставлены лишь в середине 1988 года. Еще больше времени потребовалось на переоборудование палубных самолетов «Супер Этандар» под носители ракет ASMP: первые комплекты этих ракет для данных самолетов были поставлены в июне 1989 года. Оба типа вышеуказанных самолетов способны нести одну ракету ASMP.

Палубный бомбардировщик «Супер Этандар» с подвешенной КР ASMP
Роль этих носителей состояла в том, чтобы в случае военного конфликта стать средством «последнего предупреждения» агрессора перед применением Францией стратегических ядерных сил. Предполагалось, что в случае агрессии со стороны стран Варшавского договора и невозможности отразить ее обычными средствами, сначала применить тактические ядерные средства по наступающим войскам, продемонстрировав тем самым свою решимость. Затем, если агрессия продолжается, нанести ядерный удар всеми имеющимися средствами по городам противника. Таким образом, французская ядерная доктрина содержала в себе некоторые элементы концепции «гибкого реагирования», предоставляя возможность избирательно использовать различные виды ядерного оружия.

Наземный компонент французских ядерных сил развивался за счет создания оперативно-тактической ракеты (ОТР) «Адес» с дальностью стрельбы до 480 км, которая должна была сменить устаревающий «Плутон». На вооружение данный ракетный комплекс был принят в 1992 году. Но уже в 1993 году было принято решение о прекращении его производства. Всего промышленность успела поставить 15 колесных пусковых установок и 30 ракет «Адес» с головной частью TN-90. Фактически эти ракеты никогда не развертывались.
К началу 90-х произошел качественный скачок возможностей ядерных сил Франции, обусловленный, прежде всего, перевооружением ПЛАРБ на новые БРПЛ и оснащением самолетов — носителей ядерного оружия управляемыми крылатыми ракетами класса «воздух-поверхность». Существенно увеличились боевые возможности морской составляющей: резко возросла дальность стрельбы БРПЛ (в 1,5 раза) и повысилась их точность (КВО снизилось в 2 раза — с 1000 м для БРПЛ М-20 до 450 500 м для БРПЛ М-4А, М-4В), что в сочетании с оснащением РГЧ ИН позволило значительно расширить количество и номенклатуру поражаемых объектов.
Окончание «холодной войны» привело к пересмотру концепции строительства французских СЯС в соответствии с возникшими реалиями. При этом было решено отказаться от триады ядерных сил, перейдя к их диаде с упразднением наземного компонента. Были прекращены работы по созданию БРСД S-4. Ракетные шахты на плато Альбион демонтированы в 1998 году.
Одновременно с упразднением наземного компонента ядерных сил происходят структурные изменения и в их авиационном компоненте. Создается самостоятельное стратегическое авиационное командование, в состав которого передаются истребители-бомбардировщики «Мираж 2000N», вооруженные ракетами ASMP. Постепенно из боевого состава ВВС стали выводится бомбардировщики «МиражIVP». Помимо этого в авиационные стратегические ядерные силы (АСЯС) были включены палубные самолеты «Супер Этандар».
В марте 1997 года в боевой состав ВМС вошла ПЛАРБ «Триумфан» с 16 БРПЛ М-45. При разработке субмарины типа «Триумфан» ставилось две первоочередные задачи: первая — обеспечение высокого уровня скрытности; вторая — способность раннего обнаружения средств ПЛО (противолодочной обороны) противника, что давало бы возможность раньше начать маневр уклонения.

ПЛАРБ «Триумфан»
Количество планируемых к постройке ПЛАРБ сократилось с шести до четырех единиц. Кроме того, из-за задержек при разработке системы М5 было решено оснащать построенные лодки ракетами «промежуточного типа» М45. Ракета М45 являлась глубокой модернизацией ракеты М4. В результате модернизации дальность стрельбы была доведена до 5300 км. Кроме того, была установлена головная часть с 6-ю боеголовками индивидуального наведения.
Последняя четвёртая лодка этого типа «Террибль» вооружена шестнадцатью БРПЛ М51.1 с дальностью 9000 км. По своим массогабаритным характеристиками и боевым возможностям М5 сопоставима с ракетой американской системы Trident D5.
В настоящее время принято решение о переоснащении первых трёх лодок ракетами типа M51.2 с новой, более мощной головной частью. Работы должны проводиться во время капитального ремонта. Первой лодкой, переоснащенной новой ракетой, должна стать «Виджилант» — третья лодка серии, которая должна стать на капитальный ремонт в 2015 году.
В 2009 году на вооружение ВВС Франции была принята ракета ASMP-A. Первоначально (до 2010 года) ракета ASMP-A оснащалась той же боевой частью TN-81, что и ракета ASMP, а с 2011 года — термоядерной боевой частью TNA нового поколения. Эта боевая часть, будучи более легкой, безопасной в эксплуатации и устойчивой к поражающим факторам ядерного взрыва, чем боевая часть TN-81, обладает избираемой мощностью подрыва в 20, 90 и 300 кт, что значительно повышает эффективность и гибкость применения ракеты для поражения различных объектов.
Обновление парка самолетов — носителей ядерного оружия осуществляется путем постепенной передачи функции носителя ядерного оружия от самолетов «Мираж 2000N» и «Супер Этандар» многофункциональным самолетам «Рафаль F3» и «Рафаль-М F3». При этом в 2008 году было решено сократить количество самолётов-носителей до 40 единиц. В перспективе (до 2018 г.) предусмотрена замена всех оставшихся самолетов — носителей ядерного оружия «Мираж 2000N» на самолеты «Рафаль F3». Для самолетов АСЯС выделяется, с учетом обменного фонда и резерва, до 57 ядерных боевых частей к ракетам ASMP-A.
В настоящее время основная задача «ядерного сдерживания» по-прежнему лежит на французских ПЛАРБ, в связи с этим интенсивность несения боевой службы весьма высока. Патрулирование ведётся обычно в Норвежском или Баренцевом морях, либо в Северной Атлантике. Средняя продолжительность похода составляла около 60 суток. Каждая из лодок совершала по три патрулирования в год.
В мирное время в составе боеготовых сил постоянно находятся три лодки. Одна из них осуществляет боевое патрулирование, а две несут боевое дежурство в пункте базирования, поддерживая установленную готовность к выходу в море. Четвертая лодка находится на ремонте (или перевооружении) с выводом из состава сил постоянной готовности.
Эта система эксплуатации ПЛАРБ позволяет командованию ВМС Франции экономить на поставках для лодок боекомплектов ракет и ядерных головных частей (один боекомплект рассчитан на полную загрузку ПЛАРБ). Таким образом, в наличие имеется на один боекомплект меньше количества находящихся в боевом составе лодок.
Нынешняя группировка французских ПЛАРБ имеет на вооружении 48 БРПЛ и 288 развернутых на них ядерных боеголовок. Общие же запасы ядерных боеголовок для МСЯС Франции составляют 300 единиц (с учетом обменного фонда и резерва).
По состоянию на январь 2013 года в составе ядерных сил Франции находилось 100 носителей ядерного оружия (52 авиационных и 48 морских), на которых могло быть развернуто 340 ядерных боеприпасов. Общий запас ядерных боеприпасов не превышал 360 единиц. С учётом того, что производство расщепляющихся материалов во Франции прекращено в конце 90-х и для производства новых ЯБЧ используется материал из выслуживших свой срок боеголовок, то фактическое количество развёрнутых в настоящее время ЯБЧ может быть существенно меньше.
В целом состояние и количественный потенциал ядерного арсенала Франции соответствует основному постулату ее ядерной стратегии, являясь залогом ее независимости в принятии важнейших стратегических и внешнеполитических решений, что гарантирует достаточно высокий статус страны в мире.
Однако в последнее время наблюдается снижение политической и внешнеэкономической независимости Пятой республики. Руководство этой страны всё больше действует с оглядкой на мнение Вашингтона. Против чего, собственно говоря, и боролся в своё время президент Шарль де Голль, создавая французское ядерное оружие.
Источники информации:

Стратегические ядерные силы Франции: состояние и перспективы развития (2018)

Генерал-майор М. Вильданов,
кандидат военных наук, доцент

Военно-политическое руководство (ВПР) Франции уделяет особое внимание поддержанию боевой готовности, строительству и развитию стратегических ядерных сил (СЯС) страны.

Так, президент Франции Э. Макрон, подчеркивая возрастание роли и места ядерного оружия (ЯО) в обеспечении национальной безопасности государства, заявил: «Ядерное сдерживание остается ключевым направлением нашей оборонной стратегии. Сдерживание — это часть нашей истории и оборонной стратегии, и таковой оно останется. Способность к ядерному сдерживанию позволяет Франции сохранять свободу действий и стратегическую автономию в международном контексте, который не допускает никакую слабость».

Во Франции руководящие установки, определяющие предназначение, задачи, основные направления строительства и развития стратегических ядерных сил, регламентированы в доктринальных документах: «Белой книге по вопросам обороны и безопасности» 2013 года и «Стратегическом обзоре по вопросам обороны и национальной безопасности», подготовленном по поручению президента Э. Макрона в октябре 2017-го.

В документах определено: СЯС являются эффективным средством ядерного сдерживания любого государства, угрожающего жизненным интересам Франции, и принуждения к отказу от своих планов из-за возможности получения ответного удара, грозящего причинением ему значительного ущерба, несоизмеримого с целями агрессии; ядерное сдерживание — это основа обеспечения национальной безопасности государства, что требует разработки эффективного ракетно-ядерного оружия для устрашения противника, находящегося на стратегической дальности; сдерживание до 2013 года сводилось исключительно к ядерному, которое защищает страну от любого вида агрессии другого государства, откуда бы она не исходила и в какой бы форме не проявлялась; ядерное сдерживание обеспечивает Франции возможность применять силы общего назначения, но в то же время без поддержки обычных вооруженных сил теряет свою эффективность; ЯО дает возможность компенсировать отставание в других видах вооружений и позволяет избежать гонки обычных вооружений; многие страны третьего мира способны создать ядерное и другие виды ОМП, расширяется география регионов с потенциальными угрозами Парижу.

Важнейшим представляется следующее доктринальное положение: «Стратегические ядерные силы Франции являются независимыми, однако вносят вклад в общее сдерживание и безопасность союзников, при этом угроза интересам безопасности любого из союзников рассматривается как угроза французским национальным интересам».

В связи с этим ВПР страны намерено обеспечивать необходимый уровень боевой готовности СЯС, представляющих собой ядерную диаду в составе морского и воздушного компонентов. Результаты анализа упомянутых доктринальных документов свидетельствуют о стремлении французского руководства привести их в соответствие с характером существующих и прогнозируемых угроз национальной безопасности государства.

Основным предназначением стратегических ядерных сил республики в мирное время и в период непосредственной угрозы агрессии является ядерное сдерживание, применение в ходе военных действий ЯО для поражения критически важных и стратегических объектов вероятных противников путем нанесения ракетно-ядерных ударов (РЯУ).

Уставными документами национальных ВС определен перечень задач, возлагаемых на СЯС: ядерное сдерживание руководства любого государства, угрожающего жизненно важным интересам Франции, посредством «принуждения» к отказу от планов угроз безопасности государства, а также обеспечение выполнения обязательств перед союзниками; поддержание готовности к оперативному развертыванию морских и авиационных ядерных сил; приведение СЯС в высшие степени боеготовности с рассредоточением сил и средств, восстановление боевой готовности ПЛАРБ и вывод в районы патрулирования; применение СЯС как самостоятельно, так и во взаимодействии с ядерными силами США и Великобритании в случае крайнего обострения военно-политической и стратегической обстановки в мире и Европе; заблаговременное предупреждение противника о возможном применении СЯС путем демонстративных действий морского и воздушного компонентов; подготовка и нанесение упреждающих и ответно-встречных РЯУ с целью поражения органов государственного и военного управления, важнейших военно-политических центров, военных и экономических объектов; применение воздушного компонента СЯС для решения стратегических задач на удаленных ТВД.

Для решения этих задач создана стратегическая ядерная диада в составе морского (атомные подводные лодки с баллистическими ракетами) и воздушного (самолеты — носители ЯО) компонентов.

Морской компонент СЯС, по взглядам ВПР Франции, играет главную роль в решении задач ядерного сдерживания и достижении французским руководством своих политических и стратегических целей.

В боевой состав морского компонента входит 3-я эскадра ПЛАРБ с четырьмя подлодками типа «Триумфан». В мирное время в составе боеготовых сил постоянно находятся три лодки — одна осуществляет боевое патрулирование, обычно в Северной Атлантике, а две несут боевое дежурство в пункте базирования. Четвертая ПЛАРБ находится на переоборудовании (модернизации). Средняя продолжительность похода около 60 сут. Каждая боеготовая ПЛАРБ вооружена 16 БРПЛ М-51.

Нынешняя группировка французских ПЛАРБ имеет на вооружении 48 БРПЛ и 288 ядерных боеголовок (всего — 300 с учетом резерва).

По данным авторитетного справочника «Джейн», БРПЛ М-51 имеет следующие тактико-технические характеристики: максимальная дальность стрельбы 8 тыс. км; стартовая масса 56 т. ГЧ ракеты комплектуется шестью ядерными боеголовками с возможностью последующего переоснащения на ядерные боеголовки нового поколения мощностью до 300 кт. Ракета оснащена двигателями с модифицированным твердым топливом. Улучшены гидродинамические характеристики обтекателя ГЧ, повышены баллистические параметры полета ракеты в плотных слоях атмосферы. В ракете применена астронавигационная система наведения, что позволило повысить точность стрельбы (КВО — 250 м).

Планами строительства и развития морского компонента предусмотрена модернизация ПЛАРБ и БРПЛ. В 2020 году намечается приступить к испытаниям модернизированной ракеты с новой третьей ступенью с принятием на вооружение в 2030-м для подводных лодок третьего поколения SNLE-3G. С 2020 года планируется начать НИОКР в интересах создания ПЛАРБ нового поколения и перспективной БРПЛ, а в 2018-м — приступить к замене боеголовок TN-75 на новые типа TNO (Тете Nuclea-rie Oceanique), обладающие повышенными возможностями преодоления системы ПРО.

На пункте базирования (ПБ) ПЛАРБ Иль-Лонг будут продолжены работы по реконструкции действующих и строительству новых объектов инфраструктуры, а также развитию учебно-материальной базы.

Важнейшей особенностью ВПК Франции является самодостаточность государства, которая заключается в том, что морские и авиационные носители, а также ядерные боеприпасы разрабатываются и производятся ВПК и ядерным оружейным комплексом (ЯОК) Франции на национальной научно-испытательной базе.

Следует также отметить, что значительный прогресс в компьютерном моделировании наряду с применением совершенных методик и современной научно-экспериментальной базы позволили оптимизировать количество испытательных пусков БРПЛ М-51 при одновременном сохранении заявленных параметров вооружения. В результате ракета была принята на вооружение после проведения пяти успешных испытательных пусков, что обеспечило значительную экономию финансовых и материальных ресурсов. Как уже отмечалось, предусматривается модернизация М-51 с целью сохранения промышленной базы и создания условий для проведения исследований ряда критических технологий.

По оценкам зарубежных специалистов, руководство страны, соблюдая мораторий на ядерные испытания, успешно занимается сертификацией существующих и разработкой новых видов боевого оснащения без проведения натурных испытаний. Отмечается, что Франция значительно продвинулась в компьютерном моделировании способов повышения надежности, модернизации с целью продления эксплуатации ядерных боеприпасов, срок которых истек.

Воздушный компонент СЯС включает 52 самолета-носителя: 32 самолета «Рафаль» (20 мод. F.3 в ВВС, 12 мод. МЕ3 — в авиации ВМС), 20 самолетов «Мираж-2000N». На них размещены 52 крылатые ракеты ASMP-A (по одной на самолет) в ядерном оснащении с дальностью пуска около 500 км. С учетом дозаправки в воздухе самолеты имеют значительную дальность боевого применения. Управление воздушным компонентом (за исключением ядерных сил авиации ВМС) возложено на стратегическое авиационное командование (САК), которое дислоцируется на авиабазе Виллакубле (пригород Парижа).

Непосредственное руководство применением самолетов «Рафаль» мод. MF.3 осуществляют командующий и штаб авиации ВМС. Важно подчеркнуть, что эти самолеты морской версии F.3 с принятием президентом Франции решения на применение ЯО и получением боевого распоряжения передаются в оперативное подчинение командования надводных сил и перебазируются на авианосец «Шарль де Голль», обеспечивая поражение объектов противника крылатыми ракетами на расстоянии до 1000 км от района нахождения авианосца.

Место постоянного базирования авианосца — военно-морская база Тулон. В мирное время ядерные боевые части к ракетам ASMP-A содержатся в хранилище этой ВМБ. Предполагается, что самолеты «Рафаль» в перспективе сохранят многоцелевые функции для действий в составе ОВВС НАТО.

Самолет «Мираж-2000N» представляет собой многоцелевой истребитель-бомбардировщик. Максимальная скорость на большой высоте составляет 2120 км/ч, на малой — 1010 км/ч; практический потолок — 18000 м; боевой радиус -1 670 км. Вооружение самолета — одна крылатая ракета ASMP-A с ядерной ГЧ.

Самолет «Рафаль» представляет собой многоцелевой истребитель-бомбардировщик. Максимальная скорость на высоте 11000 м составляет 2125 км/ч, на малой — 1010 км/ч; практический потолок 20000 м, боевой радиус от 1093 до 800 км. Вооружение — одна крылатая ракета ASMP-A в ядерном оснащении.

Крылатая ракета ASMP-А — это модернизированный вариант ASMP со следующими тактико-техническими характеристиками: дальность пуска 450-500 км, стартовая масса 850 кг, возможность хранения в памяти системы управления координат нескольких целей. ГЧ ракеты комплектуется ядерным зарядом TN-81, а в перспективе планируется ее оснащение термоядерным зарядом нового поколения повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного оружия с переключателем мощности заряда (от долей килотонн до 300 кт). Выбор конкретной мощности подрыва и вида детонации в зависимости от типа объекта поражения будет осуществляться экипажем самолета перед пуском ракеты, которая имеет инерциальную навигационную систему управления, обеспечивающую в полете огибание рельефа местности.

При подготовке к пуску определяются параметры траектории полета ASMP-A, в систему управления вводятся цифровые карты рельефа местности по предполагаемым маршрутам полета и координаты объекта поражения. После старта ракета производит быстрый набор высоты до 20 км и скорости до 1000-1300 м/с. Для преодоления системы ПВО противника она способна проводить маневры по курсу и высоте. При подлете к цели ракета снижается почти вертикально, а ее скорость уменьшается до 700 м/с.

Планами строительства авиационного компонента предусмотрено к 2019 году завершить замену истребителей «Мираж-2000N» на многоцелевые самолеты «Рафаль» F.3. К 2035 году планируется создать новую гиперзвуковую КРВБ ASN-4G в ядерном оснащении. В качестве носителя ракет рассматриваются перспективный ударный БЛА и многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый совместно с Великобританией в рамках программы «Боевые авиационные системы будущего». Ведется реконструкция аэродромов базирования самолетов-носителей ЯО и продолжаются закупки 12 стратегических самолетов-заправщиков A.33Q MRTT.

ВПР Франции считает, что значимость авиационного компонента СЯС в настоящее время возрастает, поскольку функции «последнего предупреждения» о решимости применить ЯО могут трансформироваться в функции регионального ядерного сдерживания вероятных противников. В целом высокие тактико-технические характеристики и маневренные возможности самолетов-носителей ядерного оружия и крылатых ракет позволяют демонстрировать вероятному противнику способность развертывания на любом ТВД и высокую боеготовность к выполнению боевых задач. Возможность прорыва ими системы ПВО противника предоставляет руководству страны эффективные инструменты ядерного сдерживания. В связи с этим они все чаще привлекаются к учениям ОВВС НАТО и другим мероприятиям оперативной и боевой подготовки.

Необходимо отметить, что структурно руководство стратегическими ядерными силами Франции состоит из оперативного и административного управления. Высшим органом управления является штаб ВС, который разрабатывает планы применения СЯС. Решение на его применение принимает президент Франции. При необходимости оно может согласовываться с решением президента США на боевое применение СНС США и тактических ядерных сил НАТО.

Оперативное управление предполагает: планирование ядерного сдерживания вероятных противников и применение СЯС; организацию боевого дежурства; подготовку и проведение стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки; оперативное сопровождение планов модернизации и создания перспективных видов СНВ; организацию боевого управления и доведение приказов (распоряжений) до ПЛАРБ и самолетов — носителей крылатых ракет.

С принятием президентом Франции решения на применение СЯС оперативное управление осуществляют штабы стратегического морского командования (СМК) и стратегического авиационного командования (САК). Подготовленные ими боевые распоряжения на применение компонентов СЯС передаются на ПЛАРБ с командного пункта СМК, а на самолеты-носители с пунктов управления САК и из оперативного центра ядерных сил авиации ВМС. С получением боевого распоряжения эти самолеты из состава ВМС передаются в оперативное подчинение командования надводных сил и перебазируются на авианосец «Шарль де Голль». Основной формой применения СЯС является массированный ядерный удар с одновременным или последовательным поражением стратегических и критически важных объектов противника.

Административное управление предусматривает комплектование и подготовку личного состава, подбор, обучение и назначение на должности руководящего состава; организацию боевой подготовки органов управления и войск (сил); формирование заказов и поставок вооружения и военной техники; планирование и проведение НИОКР по перспективным видам стратегических вооружений; поддержание ВВТ в готовности к боевому применению; обеспечение ядерной безопасности при проведении всех видов занятий и работ с ядерными боеприпасами; планирование и реализацию мероприятий по строительству и развитию стратегических ядерных сил; материально-техническое обеспечение; организацию контроля исполнения указаний вышестоящих органов управления; формирование и исполнение бюджета в части, касающейся СЯС; международно-договорную деятельность, связанную с ядерной проблематикой.

Оперативная и боевая подготовка (ОБП) СЯС направлена на поддержание морского и воздушного компонентов, а также системы боевого управления войсками (силами) и ядерным оружием в готовности к применению, проверку реальности планов боевого применения, обеспечение установленного режима боевого дежурства и совершенствование подготовки личного состава.

Необходимо подчеркнуть, что оперативная и боевая подготовка стратегических ядерных сил осуществляется с учетом планов строительства и развития морского и воздушного компонентов, а также привлечения самолетов-носителей к решению задач в составе коалиционных группировок войск (сил). Как правило, на учениях проводятся научные исследования, направленные на оценку эффективности существующих и выработку новых форм и способов ядерного сдерживания и боевого применения группировок морского и воздушного компонентов СЯС в любых условиях обстановки, совершенствование взаимодействия с ядерными союзниками (США и Великобритания), повышение устойчивости управления войсками (силами) и ядерным оружием.

Основными формами оперативной и боевой подготовки являются: стратегические учения с развертыванием ПЛАРБ и проведением учебно-боевых пусков БРПЛ; применение истребителей-носителей с пусками крылатых ракет на полигонах; плановые и внезапные проверки морского и воздушного компонентов, проводимые по планам СМК и САК. К стратегическим учениям, как правило, привлекается оперативный состав пунктов управления президента Франции, министерства обороны, пункты управления СМК и САК, различных органов государственного управления.

В ходе стратегических учений отрабатываются следующие задачи: усиление стратегической и оперативной разведки; оценка военно-политической и стратегической обстановки в кризисном регионе; выполнение мероприятий ядерного и неядерного сдерживания вероятного противника; организация работы оперативного состава на пунктах управления; перевод в высшие степени боевой готовности и развертывание группировок войск (сил) СМК и САК; подготовка боеприпасов к транспортировке и доставка в районы дислокации самолетов — носителей ЯО; подготовка баллистических и крылатых ракет к боевому применению; развертывание основной и дублирующей систем управления и связи СЯС, проверка их готовности к передаче пусковых приказов (сигналов) на применение ядерного оружия; приведение авиационных эскадрилий в высшие степени боевой готовности с проведением экстренного подъема самолетов в воздух и перелета на запасные аэродромы; передислокация части сил и средств на удаленные ТВД с дозаправкой и пилотированием на малых высотах и преодолением системы ПВО противника; обеспечение безопасности при проведении всех видов работ и занятий с ядерными боеприпасами; отработка задач по ликвидации последствий возможного возникновения аварийных ситуаций; комплексная проверка функционирования системы боевого управления СЯС, отработка задач взаимодействия в различных условиях обстановки; нанесение РЯУ (по учению) и восстановление боеспособности; организация всестороннего обеспечения и устойчивого управления в различных условиях обстановки.

В соответствии с планами оперативной и боевой подготовки НАТО проводятся командно-штабные учения и тренировки с отработкой вопросов условного применения управления переводом и ядерных сил альянса из различных степеней боеготовности с использованием перспективной автоматизированной системы управления ЯО. Для решения ядерных и неядерных задач к отработке курсов боевой подготовки тактической авиации ОВВС НАТО привлекаются эскадрильи самолетов «Мираж-2000N» и «Рафаль», хотя Франция не участвует в работе группы ядерного планирования альянса.

По итогам стратегических учений и других мероприятий ОБП в министерстве обороны Франции разрабатываются рекомендации для военно-политического руководства страны по уточнению доктринальных документов, совершенствованию форм и способов применения, строительства и развития СЯС с учетом существующих и прогнозируемых угроз национальной безопасности государства. При необходимости вносятся изменения в уставные и руководящие документы, уточняются оперативные документы и программы подготовки личного состава.

Анализ зарубежных информационных материалов показывает, что имеет место военно-техническое сотрудничество Франции, Великобритании и США. Так, Париж сотрудничает с Вашингтоном по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения ядерной безопасности. Между государствами подписан «Меморандум о достижении соглашения» в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа.

В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования, а раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов ядерных и взрывчатых материалов. В рамках «Меморандума о достижении соглашения» действует также документ «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».

В ядерном сотрудничестве трех государств особое внимание уделяется анализу и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных испытаний. При этом Париж значительно продвинулся в области компьютерного моделирования процессов испытания ядерных боеприпасов (ЯБП) на предмет подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы, что исключительно важно в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

С ноября 2010 года между Францией и Великобританией действует так называемое историческое соглашение о взаимодействии в военной области. Применительно к ЯО документ предусматривает совместную работу по поддержанию ядерных арсеналов в боеготовом состоянии на базе действующего британского ядерного комплекса в г. Олдермастон и во французском г. Вальдеке.

Кроме того, эти страны ведут совместную разработку технологий для атомных ГШ, которая пока не касается силовых установок и ядерных вооружений, однако в перспективе охватит все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что Париж и Лондон будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, при этом не исключается сотрудничество в области разработки конкретных видов стратегических наступательных вооружений.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время вопросами в области создания, обеспечения надежности и безопасности ядерных боеприпасов в рамках комиссариата по атомной энергии занимается специальное управление военного использования атомной энергии и подведомственные ему атомные центры. Так, НИОКР, связанные с обеспечением надежности эксплуатации находящихся на вооружении ЯБП и разработкой новых, а также другими аспектами военного использования атомной энергии, ведутся в центрах Аббе-дю-Вальдук (департамент Кот д’Ор), Брюйер-Ле-Шатель (Эсон), Ле-Барп (Жиронда) и Грама (Ло). Производство ядерных боеприпасов, замена в них блоков с истекшими гарантийными сроками службы и демонтаж снятых с вооружения ЯБП осуществляются в атомных центрах Ле-Барп и Ле-Рипо (департамент Эндр и Луара).

Следует отметить, что Франция привлекается к разработке оперативного плана боевого применения СНС США, которая возложена на ОСК ВС США (авиабаза Оффут, штат Небраска). Совместное планирование предполагает следующее: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработку данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием; передачу и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ЯО; определение вариантов применения ядерных сил; оценку выбранных вариантов на реализуемость; организацию взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизацию процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения. Кроме того, прорабатывается возможность поочередного задействования авианосцев для базирования самолетов-носителей ЯО, а на ПБ Иль-Лонг предусматривается периодическое базирование британских ПЛАРБ. Рассматриваются планы ротационного патрулирования ПЛАРБ обеих стран, согласованные с Вашингтоном.

ВПР Франции активно участвует в различных конференциях и комиссиях ООН по разоружению. Париж выступает за выработку дополнительного пакета эффективных мер к Договору о нераспространении ядерного оружия на основе сбалансированного рассмотрения его ключевых составляющих — нераспространения ЯО и мирного использования атомной энергии.

Французское руководство неоднократно заявляло о важности российско-американских договоров и соглашений о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Вместе с тем, считает необходимым поддерживать национальный ядерный арсенал на «минимально достаточном уровне», требуемом для реализации доктрины «сдерживания», а также отказывается от непосредственного участия в переговорах по ядерному разоружению, обосновывая свою позицию несопоставимостью ядерных сил России, США и Франции. При этом, декларируя принцип необходимой достаточности средств доставки и количества боевых частей, Париж оставляет за собой право дальнейшего качественного совершенствования национальных ядерных сил.

Позиция Франции по вопросам контроля над вооружениями заключается в декларативной поддержке процесса ядерного разоружения при условии дальнейшей модернизации ядерного арсенала. Руководство страны отвергает концепцию безъядерного мира в обозримом будущем и считает крайне маловероятным, что Россия, Китай, Израиль, Индия, Пакистан откажутся от ЯО. Заявлено, что реальные подвижки в переговорном процессе по ядерному разоружению могут начаться после выхода США и России на более низкие уровни ядерных вооружений, чем это предусмотрено Договором о СНВ, который сторонами выполнен к 5 февраля 2018 года. Только в таком случае Франция готова рассмотреть возможность подключения к многосторонним переговорам о дальнейшем сокращении СНВ.

Кроме того, другие страны — обладатели ЯО должны прийти к единому пониманию количественного состава боезарядов и их носителей и обеспечить высокую степень транспарентности в данном процессе. По мнению Парижа, успешному развитию переговорного процесса по ядерному разоружению будет содействовать расширение информационного обмена по вопросам ядерных доктрин государств и проводимой ими политики в этой области, выработка общего понимания роли и места ядерного оружия в обеспечении международной безопасности, совершенствование методов учета СНВ, а также механизмов верификации предоставляемой информации.

Вместе с тем является очевидным заметное снижение политической и стратегической независимости Франции, руководство которой все больше действует с оглядкой на мнение военно-политического руководства США.

По взглядам зарубежных военных экспертов, французские СЯС имеют сильные и слабые стороны. В качестве сильных сторон выделяются: высокие тактико-технические характеристики СНВ, составляющих основу морского и авиационного компонента; реализация масштабных программ модернизации действующих и разработка перспективных видов СНВ при обеспечении их достаточного и устойчивого финансирования; высокая живучесть и скрытность действий ПЛАРБ, возможность наносить РЯУ из любого района их патрулирования и с любых курсовых углов, возможность оперативного перенацеливания ракет на новые объекты; высокие маневренные возможности самолетов -носителей крылатых ракет, что позволяет демонстрировать вероятному противнику способность их развертывания на любом ТВД и высокую боеготовность по поражению критически важных и стратегических объектов вероятного противника; возможность наращивания боевого потенциала СЯС за счет задействования оперативного резерва боезапаса ракет и боеголовок; прагматичный подход к вопросу неполной загрузки ПЛАРБ ракетами и оснащения боеголовками с целью экономии эксплуатационного ресурса; способность научного и военно-промышленного комплекса Франции к созданию стратегических видов вооружения за счет собственных ресурсов.

Слабыми сторонами считаются уязвимость и недостаточная защищенность ПЛАРБ и авианосца «Шарль де Голль» в пунктах базирования, объектов инфраструктуры военно-морских баз, аэродромов самолетов — носителей ЯО, системы боевого управления и связи, предприятий ВПК и ЯОК от возможных наземных и воздушных ударов вероятного противника и террористических атак; проблема надежности доведения сигналов боевого управления до ПЛАРБ в подводном положении.

По взглядам военно-политического руководства Франции, стратегические ядерные силы обеспечивают решение задач ядерного сдерживания вероятных противников и поражение их критических важных, а также стратегических объектов. Состав, содержание и направленность мероприятий, проводимых Парижем по поддержанию боевой готовности, строительству и развитию СЯС, свидетельствуют о сохранении ведущей роли ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности государства.

Зарубежное военное обозрение. 2018, №9 С. 14-22

Актуальность ядерного сдерживания обусловлена необходимостью поддержания европейской безопасности и выполнения Парижем обязательств перед союзниками по Евросоюзу и НАТО – сказано во французской «Белой книге по вопросам обороны и безопасности государства» от 2013 г. Как и в любой другой ядерной державе, военно-политическое руководство (ВПР) Франции считает стратегические ядерные силы (СЯС) основным средством обеспечения национальной безопасности государства и уделяет особое внимание поддержанию их боевой готовности, строительству и развитию.

Александр СКАКУН

Мидыхат ВИЛЬДАНОВ

В «Белой книге» отмечается, что стратегические ядерные силы Франции являются независимыми, однако «вносят вклад в общее сдерживание и безопасность союзников, при этом угроза интересам безопасности любого из союзников рассматривается, как угроза французским национальным интересам».

Результаты анализа доктринальных документов и перспектив развития стратегических ядерных сил свидетельствует о стремлении Парижа привести их в соответствие характеру существующих и прогнозируемых угроз безопасности государства.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ

Основным предназначением стратегических ядерных сил Франции в мирное время и период непосредственной угрозы агрессии является ядерное сдерживание, в ходе военных действий с применением ядерного оружия – поражение критически важных и стратегических объектов вероятных противников путем нанесения ракетно-ядерных ударов.

Руководящими документами определен для них следующий состав задач: ядерное сдерживание вероятных противников; приведение СЯС в высшие степени боевой готовности с рассредоточением сил и средств; заблаговременное предупреждение противника о возможном применении СЯС; применение их как самостоятельно, так и во взаимодействии с США и Великобританией в случае крайнего обострения военно-политической и стратегической обстановки в Европе и возникновении угроз жизненно важным интересам страны; подготовка и нанесение массированных ракетно-ядерных ударов с целью поражения органов государственного и военного управления, важнейших военно-политических центров, военных и экономических объектов.

Французская ПЛАРБ типа Triomphant.

Для решения этих задач создана стратегическая ядерная диада Франции в составе морского (атомные ракетные подводные лодки) и воздушного (самолеты-носители ядерного оружия) компонентов.

Морской компонент. По взглядам ВПР Франции, морские СЯС играют главную роль в решении задач ядерного сдерживания и достижении французским руководством своих политических и стратегических целей.

В боевом составе морского компонента находится 3-я эскадра ВМС с четырьмя ПЛАРБ типа Triomphant, которая включает одну ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами (БРПЛ) типа М45 и две ПЛАРБ с 16 БРПЛ М51 на каждой. Всего 48 БРПЛ и 288 боевых блоков, при этом на четыре лодки имеется три комплекта вооружения. Это позволяет экономить на поставках боекомплектов ракет, ядерных головных частей и сохранить эксплуатационный ресурс. При этом одна ПЛАРБ находится на капитальном ремонте или перевооружении, очередная ПЛАРБ – на боевом патрулировании, которое осуществляется обычно в Норвежском, Баренцевом морях и в Северной Атлантике. Средняя продолжительность похода – около 60 суток.

Планами строительства и развития СЯС Франции предусматривается в 2018 г. завершить перевооружение всех ПЛАРБ на ракеты М51. До 2020 г. БРПЛ М51 будут модернизированы за счет установки нового маршевого двигателя третьей ступени, что подтверждено успешным испытательным пуском ракеты. Предполагается приступить к замене боеголовок ТN-75 на новые боеголовки типа ТNО (Тете Nuclearie Oceanique). С 2020 г. планируется открыть новую НИР в интересах создания ПЛАРБ нового поколения и перспективной БРПЛ. На пункте базирования ПЛАРБ «Иль-Лонг» будут продолжены работы по реконструкции действующих и строительству новых объектов инфраструктуры и развитию учебно-материальной базы.

По данным Jane’s, БРПЛ М51 обладает следующими тактико-техническими характеристиками: максимальная дальность стрельбы – 8 тыс. км; стартовая масса – 56 т. Головная часть ракеты комплектуется шестью ядерными боеголовками ТNО с возможностью последующего переоснащения на ядерные боеголовки нового поколения мощностью до 300 кт. Ракета оснащена двигателями с модифицированным твердым топливом. Улучшены гидродинамические характеристики обтекателя головной части, за счет установки аэродинамической иглы повышены баллистические параметры полета ракеты в плотных слоях атмосферы. В конструкции БРПЛ применена астронавигационная система, что позволило повысить точность стрельбы (КВО составляет 250 м).

Летом 2017 г. новый президент Франции Эммануэль Макрон провел эффектную пиар-акцию с посещением ПЛАРБ Le Terrible.

Следует отметить, что значительный прогресс в компьютерном моделировании, применение совершенных методик и современной научно-экспериментальной базы позволили оптимизировать количество испытательных пусков БРПЛ М51 при одновременном сохранении заявленных параметров вооружения. В результате ракета была принята на вооружение после проведения пяти успешных испытательных пусков, что обеспечило значительную экономию финансовых и материальных ресурсов. Как уже отмечалось, предусматривается модернизация этой ракеты с целью сохранения промышленной базы и создания условий для проведения исследований ряда критических технологий. Необходимо подчеркнуть, что руководство Франции, соблюдая мораторий на ядерные испытания, успешно проводит сертификацию существующих и разработку новых видов боевого оснащения без проведения натурных испытаний.

Воздушный компонент включает 52 самолета-носителя и 52 ядерных заряда. В боевом составе находится 32 самолета Rafale (20 модификации F3 – в ВВС, 12 модификации MF3 – в авиации ВМС) и 20 самолетов Mirage 2000N. Они имеют на вооружении 52 крылатые ракеты ASMP-А в ядерном оснащении. C учетом возможности дозаправки в воздухе самолеты приобретают значительную дальность боевого применения. При этом истребители Rafale морской версии F3, с принятием решения на применение ядерного оружия и получении боевого распоряжения, передаются в оперативное подчинение командованию надводных сил и перебазируются на авианосец Charles de Gaulle. Это обеспечивает поражение объектов противника крылатыми ракетами на расстоянии до 1000 км от района нахождения авианосца. В мирное время ядерные боевые части к ракетам ASMP-A содержатся в хранилище на военно-морской база Тулон, которая является портом приписки французского авианосца.

Испытательный пуск БРПЛ М51.

Крылатая ракета ASMP-А – это модернизированный вариант ракеты ASMP со следующими тактико-техническими характеристиками: дальность полета 450-500 км; стартовая масса 850 кг; возможность хранения в памяти системы управления координат нескольких целей. Головная часть ракеты комплектуется ядерным зарядом TN-81, в перспективе планируется ее оснащение термоядерным зарядом нового поколения (TNA) повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного оружия с переключателем мощности заряда (от долей килотонн до 300 кт). Выбор конкретной мощности подрыва и вида детонации, в зависимости от типа объекта поражения, будет проводиться экипажем самолета перед пуском ракеты. Ракета имеет инерциальную навигационную систему управления, обеспечивающую в полете огибание рельефа местности. При подготовке к пуску определяются параметры траектории полета ракеты, в систему управления вводятся цифровые карты рельефа местности по предполагаемым маршрутам полета и координаты объекта поражения. После старта ракета производит быстрый набор высоты до 20 км и скорости до 1000-1300 м/с. Для преодоления системы ПВО противника она способна проводить маневры по курсу и высоте. При подлете к цели ASMP-А снижается почти вертикально, а скорость уменьшается до 700 м/с.

Планами развития СЯС Франции предусматривается перевооружение всех ПЛАРБ на ракеты М51.

В Париже считают, что значимость авиационного компонента СЯС в настоящее время возрастает, поскольку функции «последнего предупреждения» о решимости применить ядерное оружие могут трансформироваться в функции регионального ядерного сдерживания вероятных противников. В целом высокие тактико-технические характеристики и маневренные возможности самолетов-носителей и крылатых ракет позволяют демонстрировать вероятному противнику способность развертывания на любом ТВД и высокую боевую готовность. Возможность прорыва ими системы ПВО противника предоставляет руководству Франции эффективные инструменты ядерного сдерживания. В связи с этим самолеты-носители ядерного оружия все чаще привлекаются к учениям в составе ОВВС НАТО в рамках коалиционных и совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Планами строительства и развития воздушного компонента СЯС к 2019 г. планируется вывод из боевого состава ВВС истребителей Mirage 2000N и их замена самолетами Rafale F3, а также разработка новой крылатой ракеты.

Важно отметить, что в структуре руководства стратегическими ядерными силами Франции реализованы оперативное и административное управление. Высшим органом управления СЯС является Штаб Вооруженных Сил Франции, который разрабатывает планы боевого применения ядерного оружия.

Оперативное управление включает планирование ядерного сдерживания вероятных противников и применение стратегических ядерных сил; организацию боевого дежурства; подготовку и проведение стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки; оперативное сопровождение планов модернизации и создания перспективных видов СНВ; организацию боевого управления и доведение приказов (распоряжений) до ПЛАРБ и самолетов-носителей крылатых ракет.

С принятием президентом Франции решения на применение СЯС оперативное управление осуществляют штабы стратегического морского командования (СМК) и стратегического авиационного командования (САК). Подготовленные ими боевые распоряжения на применение компонентов СЯС передаются на ПЛАРБ с командного пункта СМК, а на самолеты-носители – с пунктов управления САК и оперативного центра ядерных сил авиации ВМС. С получением боевого распоряжения самолеты-носители ядерного оружия из состава ВМС передаются в оперативное подчинение командованию надводных сил и перебазируются на авианосец Charles de Gaulle. Основной формой применения СЯС является массированный ядерный удар. Способы боевого применения включают одновременное или последовательное поражение стратегических и критически важных объектов противника.

Воздушный компонент СЯС Франции включает 20 самолетов Mirage 2000N.

Административное управление включает комплектование и подготовку личного состава, подбор, обучение и назначение на должности руководящего состава; организацию боевой подготовки органов управления и войск (сил); формирование заказов и поставок вооружения и военной техники; планирование и проведение НИОКР по перспективным видам стратегических вооружений; поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению; обеспечение ядерной безопасности при проведении всех видов занятий и работ с ядерными боеприпасами (ЯБП); планирование и реализацию мероприятий по строительству и развитию стратегических ядерных сил; стратегическое и материально-техническое обеспечение; организацию контроля исполнения директив и указаний вышестоящих органов управления; формирование и исполнение бюджета в части, касающейся СЯС.

ОПЕРАТИВНАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЯДЕРНЫХ СИЛ

Оперативная и боевая подготовка (ОБП) СЯС направлена на поддержание морского и воздушного компонентов и системы боевого управления войсками (силами) и ядерным оружием в готовности к применению, проверку реальности планов боевого применения, обеспечение установленного режима боевого дежурства и совершенствование подготовки личного состава.

Необходимо подчеркнуть, что замыслы мероприятий оперативной и боевой подготовки СЯС разрабатываются с учетом планов строительства и развития морского и воздушного компонентов СЯС, а также привлечением самолетов-носителей к решению задач в составе коалиционных группировок войск (сил). Как правило, на учениях проводятся научные исследования, направленные на оценку эффективности существующих и выработку новых форм и способов ядерного сдерживания и боевого применения группировок морского и воздушного компонентов СЯС в любых условиях обстановки, совершенствование взаимодействия с ядерными союзниками (США и Великобритания), повышение устойчивости управления войсками (силами) и ядерным оружием.

Истребитель Rafale – наиболее современный французский носитель крылатых ракет ASMP-A с ядерной боевой частью.

Основными формами оперативной и боевой подготовки являются: стратегические учения с развертыванием ПЛАРБ и проведением учебно-боевых пусков БРПЛ; применение истребителей-носителей с пусками крылатых ракет на полигонах; плановые и внезапные проверки морского и воздушного компонентов, проводимые по планам СМК и САК. К стратегическим учениям, как правило, привлекается оперативный состав пунктов управления президента Франции, Министерства обороны, пункты управления СМК и САК, различных органов государственного управления.

В ходе стратегических учений отрабатываются следующие задачи: усиление стратегической и оперативной разведки; оценка военно-политической и стратегической обстановки в кризисном регионе; выполнение мероприятий ядерного и неядерного сдерживания вероятного противника; организация работы оперативного состава на пунктах управления; перевод в высшие степени боевой готовности и развертывание группировок войск (сил) СМК и САК; подготовка ядерных боеприпасов к транспортировке и доставка в районы дислокации самолетов-носителей ядерного оружия; подготовка баллистических и крылатых ракет к боевому применению; развертывание основной и дублирующей систем управления и связи СЯС, проверка их готовности к передаче пусковых приказов (сигналов) на применение ядерного оружия; приведение авиационных эскадрилий в высшие степени боевой готовности с проведением экстренного подъема самолетов в воздух и перелета на запасные аэродромы; передислокация части сил и средств на удаленные ТВД с дозаправкой и пилотированием на малых высотах и преодолением системы ПВО противника; обеспечение ядерной безопасности при проведении всех видов работ и занятий с ядерными боеприпасами; отработка задач по ликвидации последствий возможного возникновения аварийных ситуаций; комплексная проверка функционирования системы боевого управления СЯС, отработка задач взаимодействия в различных условиях обстановки; нанесение ракетно-ядерных ударов (по учению) и восстановление боеспособности; организация всестороннего обеспечения и устойчивого управления в различных условиях обстановки.

В соответствии с планами оперативной и боевой подготовки НАТО проводятся командно-штабные учения и тренировки с отработкой вопросов управления и условного применения ядерных сил альянса из различных степеней боевой готовности с использованием перспективной автоматизированной системы управления ядерным оружием. Для решения ядерных и неядерных задач к отработке курсов боевой подготовки тактической авиации ОВВС НАТО привлекаются эскадрильи самолетов Mirage 2000N и Rafale.

По итогам стратегических учений и других мероприятий оперативной и боевой подготовки в Министерстве обороны Франции разрабатываются рекомендации для военно-политического руководства страны по уточнению доктринальных документов, определению основных направлений совершенствования форм и способов применения, строительства и развития стратегических ядерных сил с учетом существующих и прогнозируемых угроз национальной безопасности Франции. При необходимости вносятся изменения в уставные и руководящие документы, уточняются оперативные документы и программы подготовки личного состава.

По оценкам специалистов, СЯС Франции обладают такими сильными сторонами, как высокая живучесть и скрытность действий ПЛАРБ, способность наносить ракетно-ядерные удары из любого района их патрулирования и с любых курсовых углов, возможность оперативного переприцеливания ракет на новые объекты. Сохраняется возможность оперативного наращивания боевого потенциала СЯС за счет задействования оперативного резерва боезапаса ракет и боеголовок. Утверждается, что французские ПЛАРБ могут быть скрытно развернуты в любом регионе мира. При необходимости эти действия будут носить демонстративный характер, например, путем заявления о выводе на боевое патрулирование очередной ПЛАРБ.

К слабым сторонам относится уязвимость ПЛАРБ в пункте базирования, проблема надежности доведения сигналов боевого управления до них в подводном положении. Отмечается недостаточная защищенность наземных объектов инфраструктуры базирования ПЛАРБ, системы боевого управления и связи, ядерно-оружейного комплекса от возможных наземных и воздушных ударов вероятного противника и террористических атак.

ЯДЕРНЫЕ СОЮЗНИКИ ФРАНЦИИ

Анализ зарубежных информационных материалов показывает, что Франция сотрудничает с США по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения ядерной безопасности. Между двумя государствами подписан «Меморандум о достижении соглашения» в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа. В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования, а раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов ядерных и взрывчатых материалов. В рамках меморандума действует также соглашение «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».

Эммануэль Макрон во главе ключевых фигур в руководстве Франции. Слева – министр Вооруженных Сил Флоранс Парли, в центре – премьер-министр Эдуар Филипп.

В ядерном сотрудничестве США, Франции и Великобритании особое внимание уделяется анализу и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний. При этом Франция значительно продвинулась в области компьютерного моделирования процессов испытания ядерных боеприпасов на предмет подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы, что исключительно важно в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. С ноября 2010 г. между Францией и Великобританией действует так называемое историческое соглашение о взаимодействии в военной области. Применительно к ядерному оружию документ предусматривает совместную работу по поддержанию ядерных арсеналов в боеготовом состоянии. Кроме того, Франция и Великобритания ведут совместную разработку технологий для атомных подводных лодок, которые пока не касаются силовых установок и ядерных вооружений, однако в перспективе охватят все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, при этом не исключается сотрудничество в области разработки конкретных видов стратегических наступательных вооружений.

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время вопросами в области создания, обеспечения надежности и безопасности ядерных боеприпасов в рамках Комиссариата по атомной энергии занимается Управление военного использования атомной энергии и подведомственные ему атомные центры. Так, НИОКР, связанные с обеспечением надежности эксплуатации находящихся на вооружении ядерных боеприпасов, разработкой новых ЯБП и другими аспектами военного использования атомной энергии, ведутся в атомных центрах Аббе-дю-Вальдук (департамент Кот д’Ор), Брюйер-Ле-Шатель (Эсон), Ле-Барп (Жиронда) и Грама (Ло). Производство ядерных боеприпасов, замена в них блоков с истекшими гарантийными сроками службы, а также демонтаж снятых с вооружения ЯБП осуществляются в атомных центрах Ле-Барп и Ле-Рипо (департамент Эндр и Луара).

Важно отметить, что Франция привлекается к разработке оперативного плана ОСК №8010 боевого применения СНС США, которое осуществляет ОСК ВС США (авиабаза Оффут, шт. Небраска). Совместное планирование ведется по следующим вопросам: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием; передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия; определение вариантов применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизация процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения. Кроме того, прорабатывается поочередное задействование авианосцев для базирования самолетов-носителей ядерного оружия, а ВМБ «Иль-Лонг» предусматривается для периодического базирования британских ПЛАРБ. Рассматриваются планы ротационного патрулирования ПЛАРБ обеих стран, согласованные с Вашингтоном.

Как уже отмечалось, решение на боевое применение стратегических ядерных сил принимает президент Франции. При необходимости оно может согласовываться с решением президента США на боевое применение американских СНС и тактических ядерных сил НАТО.

Тем не менее заметное снижение политической и стратегической независимости Франции очевидно – Париж все больше действует с оглядкой на мнение Вашингтона.

ВОЗМОЖНОСТЬ СОКРАЩЕНИЯ СЯС

Франция активно участвует в различных конференциях и комиссиях ООН по разоружению. Париж выступает за выработку дополнительного пакета эффективных мер в развитие Договора о нераспространении ядерного оружия на основе сбалансированного рассмотрения его ключевых составляющих – нераспространения, ядерного разоружения и мирного использования атомной энергии, ратифицировал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает другие государства последовать этому примеру.

Министр Вооруженных Сил Флоранс Парли: «Стратегические ядерные силы остаются краеугольным камнем оборонной доктрины Франции».

Руководство Пятой республики неоднократно заявляло о важности российско-американских договоров и соглашений о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Вместе с тем в Елисейском дворце считают необходимым поддерживать национальный ядерный арсенал на «минимально достаточном уровне», необходимом для реализации доктрины «сдерживания», а также отказываются от непосредственного участия в переговорах по ядерному разоружению, обосновывая свою позицию несопоставимостью ядерных сил России, США и Франции. При этом, декларируя принцип необходимой достаточности средств доставки и количества боевых частей, Париж оставляет за собой право дальнейшего качественного совершенствования национальных ядерных сил.

Позиция Франции в вопросах контроля над вооружениями заключается в декларативной поддержке процесса ядерного разоружения, при условии дальнейшей модернизации ядерного арсенала. Руководство страны отвергает концепцию безъядерного мира в обозримом будущем и считает крайне маловероятным, что Россия, Китай, Израиль, Индия, Пакистан откажутся от ядерного оружия. Заявлено, что реальные подвижки в переговорном процессе по ядерному разоружению могут начаться после выхода США и Россия на более низкие уровни ядерных вооружений, чем это предусмотрено Договором о СНВ. Только в этом случае Франция готова рассмотреть возможность подключения к многосторонним переговорам о дальнейшем сокращении СНВ. Кроме того, другие страны-обладатели ядерного оружия должны прийти к единому пониманию количественного состава боезарядов и их носителей, а также обеспечить высокую степень транспарентности в данном процессе. По мнению ВПР Франции, успешному развитию переговорного процесса по ядерному разоружению будет содействовать расширение информационного обмена по вопросам ядерных доктрин государств, выработка общего понимания роли и места ядерного оружия в обеспечении международной безопасности, а также совершенствование методов учета СНВ и механизмов верификации предоставляемой информации.

ПРИНЦИП ЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ СОХРАНЯЕТСЯ

Итак, по взглядам военно-политического руководства Франции, стратегические ядерные силы обеспечивают решение задач ядерного сдерживания вероятных противников и поражение его критических важных и стратегических объектов. Совершенствуются формы и способы боевого применения морского и воздушного компонентов стратегических наступательных сил. Особое внимание уделяется развитию военно-технического сотрудничества с ядерными союзниками – США и Великобританией.

Известно заявление французского министра обороны Флоранс Парли: «Стратегические ядерные силы остаются краеугольным камнем оборонной доктрины Франции, и страна не пойдет на их сокращение, несмотря на дороговизну их содержания и модернизации. Принцип ядерного сдерживания вероятных противников сохраняется. Стратегические ядерные силы находятся в самом центре нашей политики суверенитета и безопасности, и я констатирую необходимость их обновления. В законе о военной программе будут прописаны фазы, необходимые для обеспечения модернизации как сил ядерного сдерживания, так и оборонной системы в целом».

Александр Семенович СКАКУН – начальник кафедры военной стратегии Военной академии Генерального штаба ВС РФ, генерал-майор

Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – кандидат военных наук, доцент, преподаватель Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный военный специалист Российской Федерации, генерал-майор

Муруроа — Moruroa

Муруроа

НАСА картина Муруроа Атолл

Муруроа

география

Место нахождения

Тихий океан

Координаты

21 ° 50’S 138 ° 50’W / 21,833 ° S 138.833 ° W Координаты: 21 ° 50’S 138 ° 50’W / 21,833 ° S 138.833 ° W

Архипелаг

Площадь

148 км 2 (57 квадратных миль) (лагуны)
15 км 2 (5,8 квадратных миль) ( над водой )

длина

28 км (17,4 мили)

ширина

11 км (6,8 мили)

администрация

Франция

заморское сообщество

Французская Полинезия

Административное деление

коммуна

Демография

Население

Необитаемый (2012)

Муруроа (Муруроа, Mururura), также известный как исторически Aopuni , является атолл , который является частью архипелага Туамоту в Французской Полинезии в южной части Тихого океана . Он расположен примерно в 1250 км (780 миль) к юго — востоку от Таити . Муруроа Атолл административном является частью коммуны из Турейра , которая включает в себя атоллы Tureia , Фангатауф , Тематанги и Ванаван . Франция провела испытание ядерного оружия в период между 1966 и 1996 годами на Муруроа и Фангатауфе , в результате чего международных протестов, в частности , в 1974 и 1995 год число испытаний , проведенных было разнообразно представлены как 175 и 181.