Все танки в мире

ТОП-10 лучших танков мира

Вопрос о том, какой из танков может считаться самым лучшим в мире, не теряет своей актуальности с середины XX столетия. До сих пор танки активно применяются в любых сколь-нибудь значимых военных конфликтах, а уровень оснащения бронетанковых сил на сегодняшний день с исчерпывающей полнотой характеризует мощь любой современной армии. Подтверждением этому служит то внимание, которое продолжает уделяться разработке и модернизации танков во всех странах, которые стремятся к передовым позициям в сфере своей обороноспособности.

Сравнение основных боевых танков России и НАТО имеет также существенное значение в информационной войне, которая к настоящему времени набрала большие обороты. Это оказывает влияние и на геополитические расклады, определяющие сферы влияния главных «центров силы» современного мира.

Не следует забывать и о том, что танки являются одним из самых значительных товаров на мировом рынке вооружений. Поэтому многие рейтинги «лучших танков» в СМИ довольно часто корректируются в угоду отдельных производителей. Ярким примером такого подхода может служить долговременная кампания в ведущих западных изданиях по критике советских разработок Т-80 и Т-90, в которых эти великолепные боевые машины объявлялись «неудачными». Набирающие влияние китайские СМИ целенаправленно рекламируют собственный подход к оценкам бронетехники, делая упор на соотношение её характеристик и стоимости.

ТОП-10: рейтинг лучших танков в мире

В текущем году общий характер оценок, определяющих лучшие танки мира, во многом сблизился. Основной причиной этого стало появление безусловного лидера в мировом танкостроении, причём мнение на сей счёт разделяется многими ведущими специалистами не только в России, но и на Западе.

1. Т-14 «Армата»

Новейший российский танк уже технически обладает целым рядом свойств, до реального воплощения которых зарубежным конкурентам ещё далеко. Прежде всего это необитаемая башня, размещение экипажа в надёжнейшей бронекапсуле и мощная 125-миллиметровая пушка с полностью дистанционным цифровым управлением. Кроме того, Т-14 смог добиться эффективных характеристик в качестве наиболее «продвинутого» стелс-танка.

Снижение видимости для всех наиболее современных противотанковых средств достигнуто комплексно, проявляясь в инфракрасном, радио- и магнитном диапазонах. Это стало результатом не только применения новых материалов. Сказались и особые возможности нового поколения комплекса активной защиты (КАЗ) «Афганит», который в состоянии безопасно для окружающей танк пехоты и техники ослеплять противотанковые управляемые ракеты противника путём использования дымометаллических завес из частиц, непрозрачных для широкого спектра диапазонов большинства типов излучения.

В сочетании с прочнейшим металлокерамическим бронированием, комплексом кругового обнаружения целей и традиционно высокими для российской бронетехники характеристиками мобильности и проходимости, Т-14 представляет собой грозную, отлично защищённую боевую машину России с внушительной ударной мощью. Эксперты авторитетного американского издания The National Interest неоднократно характеризовали «Армату» как «лучший танк в мире».

2. «Леопард-2А7»

Ставшая одним из наиболее значимых брендов, «немецкая машина» Leopard 2 в своей новейшей модификации , которую производитель порой преподносит и как A7+, и как A7V, стабильно занимает верхние строчки различных танковых рейтингов, зачастую возглавляя их. Во всяком случае, этот танк долгое время безусловно лидировал в качестве самого дорогостоящего в мире, его цена и к данному времени составляет почти 9 миллионов долларов.

Новейшая версия «Леопардов-2» сохранит 120-мм гладкоствольную пушку Rheinmetall с длиной ствола 55 калибра и 1500-сильный дизельный двигатель, обеспечивающий этому довольно массивному танку высокую мобильность. Основные усовершенствования стандарта A7+ коснулись электроники танка, а также выразились в усилении противоминной защиты и внедрению многоспектрального маскировочного покрытия Saab Barracuda.

3. «Абрамс» M1A2 SEP

Основной боевой танк США M1 Abrams в своей последней версии M1A2 SEP V.3 (M1A2C) по стоимости почти сравнялся с немецким «Леопардом-2». Этот «пакет обновления» боевой машины предусматривает новый КАЗ, способный ослеплять управляемые боеприпасы противника с инфракрасным наведением, а также одни из наиболее совершенных в мире систем прицеливания и наблюдения.

Все танки нового стандарта получат технологию «цифровой башни» и дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемёт. Основная 120-миллиметровая пушка изменений не претерпит, но в новейшей версии танка традиционно пополнится самыми «крутыми» на текущий момент вариантами боеприпасов.

4. Т-90АМ

Российский танк в ходе начатой модернизации представляет собой прямого конкурента «Абрамса». По некоторым элементам новая версия Т-90 унифицирована с платформой «Армата», что не только улучшит характеристики машины, но и станет крупным заделом на будущее. Основными достоинствами новой модели являются новый боевой башенный модуль со 125-миллиметровой пушкой повышенной точности, многослойное бронирование, размещение боеукладки в кормовой нише, изолированной от боевого отделения и экипажа, дистанционно управляемый боевой модуль с крупнокалиберным пулемётом. Кроме того, танк получит в оснащение более высокоточные прицелы, более качественную связь и двигатель мощностью 1130 л.с.

5. БМ «Оплот»

Столь высокое место украинской разработке, представляющей собой глубокую модернизацию танка Т-80 (Т-84), отведено, прежде всего, как заслуга ещё советской школы танкостроения. Поскольку достигнутый харьковскими специалистами уровень по-прежнему недоступен многим более именитым и активным конкурентам. Об этом свидетельствуют серьёзные ТТХ танка: при скромной массе в 51 тонну, он вооружён мощной автоматически заряжаемой 125-мм гладкоствольной пушкой КБАЗ, из которой можно вести огонь управляемыми ракетами «Комбат». Имеет высокий уровень защищённости за счёт многослойной брони, динамической защиты «Дуплет» и современного КАЗ «Заслон». Вопреки расхожему мнению о малоизвестности украинского «Оплота», его включил в свой ТОП-10 популярнейший западный портал military-today.com, поставив на один уровень с Т-90 и «Леклерком».

6. K2 «Чёрная пантера»

Южнокорейский К2 Black Panther, в разработке которого участвовала компания Rotem (подразделение Hyundai Motors), принят на вооружение в 2020 году и стабильно занимает высокие места в мировых танковых рейтингах. Основные достоинства танка связаны с его суперсовременной электроникой, связавшей все электронные системы танка в единую сеть и обеспечившей его полноценное подключение ко всевозможным функциям внешней поддержки на поле боя в режиме реального времени. Важными особенностями K2 стали сочетание 120-мм пушки на основе немецкой Rh-120 с эффективным автоматом заряжания, обеспечивающим потрясающую скорострельность в 15 выстрелов в минуту, и современный КАЗ.

7. «Челленджер 2»

Основной британский танк Challenger 2 LEP также состоит на вооружении армии Нидерландов. Вооружён 120-миллиметровой пушкой L30A1 — единственной нарезной пушкой такого калибра, используемой НАТО. Боекомплект орудия насчитывает 52 выстрела. Специалисты высоко оценивают надёжность бронирования танка и эффективность его динамической защиты. Машина располагает достаточно мощным 1200-сильным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость 56 км/ч.

8. AMX-56 «Леклерк»

Французский AMX-56 Leclerc R (Renouve, или «Обновлённый») смог отвоевать у «Леопарда-2» и «Абрамса» звание самого дорогостоящего танка, будучи оцененным в 10,6 миллионов долларов. Низкий профиль и плотная компоновка позволили добиться высокой защищённости танка при его относительно низком весе. «Леклерк» на фоне других основных боевых танков НАТО выделяется наличием эффективного автомата заряжания. Боевая машина предельно насыщена различной суперсовременной электроникой и позиционируется как наиболее приспособленная к условиям городского боя.

9. Тип 99А2

Китайский Type 99A2 (ZTZ-99A2) считается одним из наиболее современных китайских основных боевых танков, в то же время представляя собой развитие концепции советского танка Т-72. Для танка, принятого на вооружение в 2011 году, «Тип 99» обладает хорошим многослойным бронированием с весьма современной динамической защитой. Высокий уровень китайской электроники позволил оснастить танк передовыми системами связи, навигации, прицеливания и управления огнём. В сочетании со 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматическим заряжанием, 1500-сильным двигателем и устройством лазерного ослепления противника китайский танк считается весьма грозной боевой машиной, в чём-то даже опережающей российский Т-90МС.

10. «Арджун» Mk.II

Индийский основной боевой танк Arjun Mark II впервые был представлен публике в 2011 году и довольно долго (вплоть до 2017 года) дорабатывался. Тем не менее, мощная и отлично защищённая боевая машина оказалась слишком тяжёлой, что существенно ограничило возможности её применения на местном театре военных действий. Танк обладает достаточно современными системами управления огнём, системой оптико-электронного подавления противника, дистанционно управляемым 12,7-мм пулемётом.

Достойные упоминания танки и разработки будущего

Merkava Mk.4

Многие современные танки вполне достойны занять место в данном рейтинге. Среди тех, которые часто попадают в мировой ТОП-10 лучших боевых машин, особо следует упомянуть новейшую модификацию израильского основного боевого танка Merkava Mk.4. Он отличается редкой для нынешнего времени компоновкой с расположением моторно-трансмиссионного отделения в передней части корпуса. В корме танка находится отсек, в котором можно перевозить десант, эвакуировать раненых или доставлять боеприпасы, что превращает «Меркаву» в универсальную боевую платформу, способную выполнять роль и танка, и БТР.

Относительно новыми разработками, представленными в текущем десятилетии, являются японский Type 10 Hitomaru и турецкий Altay. Эти мощные и вполне добротные танки отличает высокая степень общности с германскими «Леопардами-2». Но в целом данные машины заметно не дотягивают до «оригинала», который за годы их создания смог существенно усовершенствоваться.

Karrar

В силу закрытости данных о технических характеристиках таких танков, как самый новый из показанных Китаем VT4 (MBT-3000) и иранский Karrar, принятый на вооружение в 2016 году, о них сложно сказать что-либо определённое. Эксперты отмечают в их конструкции значительную степень влияния Т-90А, но сомневаются, что оба этих танка могут превзойти по боевым возможностям «оригинал», не говоря уже о более современных версиях российского танка.

EMBT (European/Enhanced Main Battle Tank)

К числу перспективных моделей, о которых также пока нет каких-либо конкретных сведений, относится, прежде всего, франко-германский проект EMBT (European/Enhanced Main Battle Tank), впервые представленный в виде демонстрационного макета летом 2020 года. Этот своеобразный гибрид от производителей «Леклерка» и «Леопарда» обещают доработать не ранее 2030-х годов.

О другом проекте — очередном «пакете обновления» американского основного танка «Абрамс» с индексом M1A2D — более подробная информация, напротив, ожидается уже в ближайшее время. По всей вероятности, эта разработка в итоге займёт место текущей новинки «Абрамса» в рейтинге 10 лучших танков мира 2020 года.

Топ-5 самых мощных танков

В этом обзоре мы расскажем о пяти самых мощных отечественных и зарубежных танках.

Т-14 «Армата» (Россия)

Почти что идеальный танк 21 века. Отличается великолепной защитой экипажа, который находится в специальной капсуле снизу кузова. Управлять оружием «Арматы» можно дистанционно. Вооружен танк 125-мм пушкой, способной выстреливать управляемыми снарядами. А еще это первый танк с системой активной защиты, которая сама способна засечь и уничтожить ракеты и снаряды в радиусе 20-30 метров.

«Армата» сравнительно легкий танк — весит всего 55 тонн, быстрый — скорость составляет 90 км/ч и мощный — 1500 лошадиных сил. Запас хода — 500 км.

M1A1 «Абрамс» (США)

Один из самых узнаваемых танков в мире. Эта боевая машина успела поучаствовать в нескольких войнах и пройти несколько этапов модернизации. Машина обладает двигателем мощностью 3500 лошадиных сил (самый мощный мотор среди танков). Такое количество «скакунов» требуется для того, чтобы очень тяжелый танк мог достаточно быстро передвигаться. При этом танк способен разогнаться лишь до 67 км/ч.

«Абрамс» весит 61,4 тонны, его экипаж состоит из 4 человек. Для защиты используется броня из обедненного урана. Танк вооружен 105-мм пушкой М68, 120-мм гладкоствольной M256 и тремя пулеметами.

Т-90МС «Тагил» (Россия)

Российский танк, пришедший на замену массовому Т-72. У танка мощнейшая пушка с максимальной дальностью стрельбы 10 километров. «Девяностый» способен контролировать противников в радиусе 5 км. А вот мощности танку явно не достает. У него всего лишь 1000 лошадиных сил. Но он намного легче «Абрамса», поэтому способен ехать на скорости до 60 км/ч. Запас хода — 500 км.

Комплектуется осколочно-фугасными снарядами, отлично справляется с бронированными целями. Весит 48 тонн, в экипаже должно быть 3 человека. Среди примечательного оружия — спаренный 7,62-мм пулемет на 2000 патронов и зенитная пулеметная установка на 800 патронов.

Challenger 2 (Великобритания)

Британский танк родом из девяностых. Эксперты отмечают высокую защищенность экипажа (4 человека) и самого танка, продвинутую систему прицеливания, а также мощную нарезную пушку L30A1 для дальних целей. Именно Challenger 2 считается самым защищенным танком на планете.

Оснащается дизельным мотором на 1200 лошадиных сил. Танк весит 62,5 тонны, достигает скорости 59 км/час. Запас хода меньше, чем у T-90, но незначительно. Дальность — 450 км.

«Леопард» 2A7 (Германия)

Танк производится с 1972 года. За это время неоднократно модернизировался. Защищен композитной броней в 3 слоя, оснащен 120-мм пушкой Rhl 120/L55. Один из самых популярных танков на мировом рынке тяжелого оружия.

Весит «Леопард» 67,5 тонн, экипаж его состоит из 4 человек. Среди экипировки выделяется 40-мм гранатомет. Скорость — 72 км/час, а запас хода 450 км.

Реклама на Компьютерре

самый современный

Смотреть что такое «самый современный» в других словарях:

  • Современный спиритуализм — Spiritisme abracadabrant Режиссёр Жорж Мельес В главных ролях Жорж Мельес Кинокомпания Стар фильм … Википедия

  • Самый невозможный способ лечь спать — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение) … Википедия

  • Самый большой корабль — Танкер «Knock Nevis» История судна Тип Танкер Государство флага Норвегия Порт приписки Спущено на воду 1981 Выведено из состава флота Современный статус Плавучая единица хранения Размеры Водоизме … Википедия

  • Хронология крупнейших проектов в российской экономике — Москва Сити в стадии строительства … Википедия

  • Автомобиль — (Cars) Содержание Содержание 1. История создания первого авто 2. История марок Aston Martin Bentley Bugatti Cadillac Chevrolet Dodge Division Ferrari Ford Jaguar 3. Классификация По назначению По размеру По типу кузова По рабочему объему… … Энциклопедия инвестора

  • Спорт в Монголии — Монгольская борьба Спорт в Монголии (монг. Монголын спорт) совокупность различных видов единоборств и распространение, раз … Википедия

  • Фрайбург — им Брайсгау, город на Ю. З. Германии. Упоминается в 1120г. как Friburg, совр. Freiburg свободный город (нем. frei свободный, вольный , Burg укрепленный город ). Название связано с тем, что в этом городе действовали свобод ныз суды , формируемые… … Географическая энциклопедия

  • Тяжёлые крейсера типа «Дойчланд» — Panzerschiffe der Deutschland Klasse … Википедия

  • Бахрейн — Государство Бахрейн, в Юго Зап. Азии, в Персидском заливе. Расположено на более чем 20 о вах и носит название самого крупного из них Бахрейн. Название отражает положение острова среди моря: араб, бахр море , бахари морской, приморский .… … Географическая энциклопедия

  • Карманный линкор — Тяжёлые крейсера типа «Дойчланд» Deutschland Klasse Schwerer Kreuzer Тяжёлый крейсер «Дойчланд» Основная информация Тип … Википедия

Игры Танки

Если вам не хватает острых ощущений и привычные удовольствия обыденных серых дней заставляют вас скучать, то есть отличное средство все изменить! Игры Танки дают вам возможность стать героем самых горячих боевых столкновений и азартных сражений! Игры Танки – это непередаваемая атмосфера настоящего мужского братства, скрепленного огнем и кровью на полях решающих битв, где вершатся исходы войн! Вырвитесь из будней вместе с крутыми приключениями в крутых бронированных машинах.

Войны были всегда и, наверное, будут иметь место до тех пор, пока люди не научатся уступать и договариваться. Другое дело, что благодаря специализированной технике военным не приходится идти на врага или жертву с ножом или саблей в руках и это повышает шансы на выживание. В свое время именно этот нюанс – большие потери армии – стал решающим в рождении идеи создать нечто принципиально новое, а именно, технику с высокой проходимостью, защищенную пуленепробиваемой броней, способную нанести серьезный удар противнику. Вот только то, что сейчас является чем-то обыкновенным даже для поклонника игры танки, когда-то было еще несуществующей надеждой для миллионов солдат.

Первым в истории стал танк Mark 1 – лишь очень отдаленно напоминающий своих современных «потомков». Шла Первая Мировая война, миллионы солдат гибли, ряды их редели, а защита соответственно ослабевала. Не терпевший долгих ожиданий Свинтон обратился к генералу Джорджу Френчу, пребывавшему на грани нервного напряжения – его солдаты гибли, а он начинал терять самообладание. Рассказав о том, какие эксперименты проходили в то время, он получил полную поддержку генерала, обойдя тем самым нюанс с испытаниями «Киллен-Стрейта».

Любопытно, что первый танк создавался, по сути, не только инженерами, но и всем офицерским составом, находившимся под руководством Френча – они подробно описывали все то, что хотят получить от новой техники. Опытный экземпляр был создан всего за 40 дней, но не соответствовал главному требованию – прохождение 4-метровых воронок было невозможно. Путем долгих поисков и испытаний был создан танк «Большой Вилли», позже именуемый «Мать», «Стоножка», «Машина Вильсона» и т.д., однако ушедший в производство под именем Mk.1.

А нужны ли танки?

Этим вопросом, главным образом, задавались скептики еще во времена создания первых машин. Одним моделям недоставало поворотливости и скорости, другим оснащенности максимально возможным количеством пушек или пулеметов, третьим хватало и того, и другого, но недоставало точности и эффективности, за счет чего ценность поворотливости и оснащенности превращалась в ничто.

Действительно сложно совместить все критерии в одной боевой машине, во всяком случае, было сложно, а сегодня даже самые простые танки отвечают основным требованиям офицеров.

Главный плюс танков в том, что солдат в нем максимально защищен – он может атаковать врага, уничтожать преграды, сложные вражеские конструкции и строения, но при этом сам находится в относительной безопасности. Опять же, максимально оснащенные танки могут одновременно стрелять из пушки и нескольких пулеметов. Высокая проходная способность помогает передвигаться и по перерытому взрывами полю и по холмам, коих в местах боевых действий очень много. Минус – это сложность управления, ведь недаром танкистов часто награждали порой за один лишь решающий выстрел. Все эти аспекты тщательно учитываются создателями игровых движков. В процессе игры Танки для мальчиков вы получите абсолютно реалистичные ощущения от управления самой современной бронетехникой!

И каждый теперь танкист

Любопытно, что сама тема боев, войны и тяжелой техники настолько интересна для мальчиков, для мужчин и не только для них, что создатели онлайн игр используют ее вовсю – так и танки сегодня ассоциируются, прежде всего, с играми. В условиях игры танки преодолевают самые сложные препятствия, поражают врагов и участвуют в боевых действиях почти как в реальности. Популярность игры зашкаливает – дает о себе знать реалистичность и яркость картинки, серьезная графика и возможности в игре.

Танки сегодня

Прошло время, когда первые танки поставлялись под видом цистерн – уж очень были на них похожи. Сегодня это железные монстры с еще более высокой проходимостью, превзошедшие своих «предков» во всем: тот же американский Абрамс (M1A1) имеет 4 посадочных места, набирает скорость до 66 км/ч (это по шоссе, по перерытому полю, конечно, меньше), в то время как от первого танка хотели получить хотя бы 4 км/ч. Также Абрамс оборудован тремя пулеметами – курсовым, спаренным и зенитным, а также гладкоствольной пушкой.

Мы собрали на этой странице лучшие бесплатные онлайн игры Танки для мальчиков, которые доставят огромное удовольствие всем любителям танковых сражений! Игры Танки – новое слово в гейм индустрии, они очень захватывающие, обладают отличной графикой и крутым геймплеем.

Выбирайте игру, которая вам по душе и отправляйтесь бороздить пустыни, леса, поля и болота с помощью совершенного вездеходного гусеничного оружия, наводить страх на врагов и оказывать неоценимую помощь собственным отрядам. Станьте настоящим «Богом Войны»!

Комментарий психолога

Сюжет игры является неотъемлемой составляющей в гендерном воспитании ребенка: так, еще в дошкольном возрасте мальчики чаще девочек предпочитают военные игры (Собкин, Казначеева, 2009). Особенности игровых предпочтений мальчиков конструируются традиционными представлениями общества о мужественности как готовности участвовать в войне, защищая родину от врагов (Kontour, 2011). Воспитательная функция таких игр состоит в знакомстве игрока с современными способами ведения войны и создании достоверного исторического образа родины (Sparrow. et. al., 2015). Однако большинство современных военных игр созданы западными разработчиками и отражают их взгляд на историю (Грибан, 2017). В связи с этим, интерес вызывает инициатива компании Wargaming (разработчик аркадного танкового симулятора WoT), привлекающей российских игроков к участию в военно-патриотических слетах, реконструкции военной техники, как культурного наследия СССР.

Военные игры выступают как социально приемлемый способ разрядки агрессии, реализации отношений конкуренции в игровом режиме. Подчеркнем, что опасная ситуация в играх-аркадах воспринимается организмом как реальная: сердечный ритм, давление и потребление кислорода возрастают до уровня, соответствующего умеренной физической нагрузке (Segal Dietz, 1991). Рекомендуется уделять время не только виртуальной, но и физической подготовке, вырабатывать внутреннюю самодисциплину, соблюдать режим труда и отдыха.

Танковые двигатели. Часть 1

Двигатель – важнейшая часть любой машины, в т.ч. танка. Без двигателя, скажем, когда кончилось горючее, танк превращается в неподвижную огневую точку. Боевая ценность такой единицы резко снижается. Ведь подвижность танка – одно из важнейших боевых свойств грозной машины. Статью, посвящённую двигателям танков, пришлось разделить на две части. Первая часть посвящена карбюраторным двигателям и газовым турбинам. Во второй расскажу о танковых дизелях.
1.Карбюраторные двигатели.
Первым советским танковым двигателем стал мотор от грузовичка АМО, т.е лицензионный мотор от итальянского грузовика Фиат, выпускавшегося на автозаводе, который ныне носит название ЗИЛ. Его ставили не только на первые танки КС, но и на крупносерийный танк МС-1 в несколько модернизированном виде ( первоначальную мощность в 34 л.с. довели до 40 «лошадок»), а также на бронеавтомобиль БА-27. Этот карбюраторный движок имел одну особенность – воздушное охлаждение. Такой способ охлаждения применяется редко, хотя он и имеет ряд преимуществ: такой двигатель проще, т.к. не имеет сложной системы водяного охлаждения, однако, он менее надёжен, особенно в жаркую погоду. Впоследствии, после модернизации на танк МС-1 (менее известный под обозначением Т-18), ставили автомобильный двигатель от М-1.
Вторым двигателем, который стоит упомянуть был М-6. Это вариант авиационного двигателя Испано-Сюиза 8FB водяного охлаждения. Он применялся на первом советском среднем танке Т-24, а также на опытном танке Гротте. Танк Т-24 был выпущен в количестве 26 экземпляров, был не очень удачным и не оставил заметного следа в советском танкостроении. Известен он только потому, что это первый советский средний танк. Более известен танк Гротте, хотя он и был построен в одном экземпляре, прежде всего из-за того , что в нём было применено много новшеств. На танк планировалось установить двигатель конструкции самого Гротте, но он не был ещё достроен. Пришлось временно установить то, что было под рукой. Аккурат, это был М-6. Двигатель, увы, не умещался в моторном отсеке и головки блоков цилиндров высовывались наружу. Этот танк имел ряд оригинальных технических решений, однако оказался непомерно дорогим, а также сложным в производстве. В массовое производство вместо него запустили танки БТ. Двигатель М-6 в советском танкостроении больше не применялся, да и в советской авиации имел довольно ограниченное применение. М-6 имел V-образную конструкцию и 8 цилиндров. На танках он был отрегулирован на максимальную мощность до 250 л.с., хотя на самолётах развивал до 300 л. с.
На рубеже 30 х годов, в СССР стала бурно развиваться промышленность, в частности танкостроение. По моде того времени в СССР стали выпускать «танкетки» — сверхлёгкие танки, оснащённые пулемётом. Первым образцом такой танкетки стала машина, выпущенная английской фирмой «Карден – Ллойд». Она имела ряд положительных качеств: простота, малая заметность, сносная проходимость, а главное невысокая стоимость. Немало было и недостатков. Малая боевая ценность, низкая стойкость тонкой брони, ненадёжность, слабое вооружение. Наши военные закупили двадцать образцов и подобную танкетку стали выпускать и у нас, хотя она претерпела ряд крупных изменений. В частности, лишилась башни. Она имела обозначение Т-27. Танкетка имела слабую броню и невысокую боевую ценность, однако, относительно успешно применялась против… басмачей. Двигатель в 40 л. с. и трансмиссия у неё, были позаимствованы у грузовика ГАЗ-АА , впоследствии – знаменитой полуторки, производимой по фордовской лицензии. Кстати, Нижний Новгород переименовали в Горький лишь в конце 1932 г, а машины начали выпускать в январе того же года, и сначала назывались они НАЗ! Карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель от полуторки был очень неприхотлив, имел рабочий объём 3,28 л и очень маленькую степень сжатия 4,25 : 1, что позволяло полуторкам в очень жаркую погоду работать на… керосине! С этим же движком выпускали и более поздние плавающие танкетки Т-37А и Т-38. Позже, когда на ГАЗе стали выпускать знаменитые Эмки М-1, с форсированным на четверть, до 50 л.с. вариантом двигателя, этот движок стали ставить на плавающие танкетки Т-38. В тридцатых годах у нас было около двух десятков вариантов новых лёгких танков, в том числе маленьких танкеток , многие из которых не были даже построены. Порой на них применялись самые экзотические моторы. Так, не пошедшая в серию, лёгкая танкетка ППГ (подвижное пулемётное гнездо) имела мотоциклетный двигатель мощностью в 16 л.с. Кстати, это последняя танкетка, созданная в СССР. Испытывали её в 1940г, уже после завершения войны с Финляндией.
Самым распространённым предвоенным танком у нас был Т-26. Этот довольно удачный лёгкий танк сопровождения пехоты был закуплен в Англии в 1930г. Там он носил обозначение МК. Е шеститонный фирмы Виккерс-Армстронг. Как правило, закупленные на Западе машины при производстве в СССР проходили ту или иную доработку. Неожиданно оказалось, что Польша, которую мы числили в наиболее вероятных противниках, закупила тот же танк и готовится к его производству. Пришлось срочно налаживать производство нового танка и у нас без особых доработок. Однако двигатель нового танка и без доработок поначалу оказался слишком сложным для изготовления в нашей стране. В это трудно поверить, но брак при производстве нового танка по двигателям сначала достигал 65 процентов! Постепенно производство наладили, количество брака резко уменьшилось. Впоследствии, из-за значительного роста массы танка, мощность двигателя оказалась недостаточной. В результате модернизации удалось поднять её с 90 до 95 л. с., что было явно маловато. Существовали планы по замене двигателя на более мощный, но кончилось тем, что создали новый танк! О нём рассказывается в статье «Нелёгкая судьба лёгкого танка». Двигатель Т-26 был рядным, восьмицилиндровым, имел рабочий объём 6,6 л , но самое интересное, имел воздушное охлаждение. В целом мотор был относительно удачным, как и весь танк, но больше нигде не применялся и поэтому его след в истории нашей техники довольно неприметен.
Другое дело двигатель М-5, который ставили на танки серии БТ-2 и БТ-5. Это вариант мощного (по тем временам) авиационного двигателя «Либерти». Пожалуй, этот американский двигатель был самым лучшим авиадвигателем Первой Мировой войны. Интересна история его создания. Американцы долго не вступали в войну, надеясь отсидеться за широкой гладью океана. Хотя сочувствовали странам Антанты и помогали, чем могли. Грянула Февральская революция в России и важнейший союзник стал ненадёжен. В апреле 1917г американцы, наконец, вступили в Войну. Говорят, что они узнали, будто немцы пытались замутить революцию в Мексике, но, скорее всего, не обошлось без происков англичан. Соединённые Штаты тогда ещё считались отнюдь не главным, а второстепенным периферийным, хотя и перспективным быстрорастущим государством. Американцы не думали, что придётся воевать. В ту пору у них не было авиадвигателей достаточной мощности, да и по авиации и по некоторым другим видам военной техники они значительно отставали от больших европейских государств. Пришлось ударными темпами развивать оборонную промышленность. Кстати в ту пору в СаСШ, так раньше у нас называли США, был построен опытный танк с,,, паровым двигателем! Двигатель «Либерти» был создан в кратчайшие сроки. Почти сразу после вступления СаСШ в войну. Конструкторов, его создававших, держали в гостинице… на казарменном положении. Когда Кристи создавал свои танки, война давно уже кончилась, но удачный двигатель пришёлся впору.
Танк Кристи начали выпускать у нас под маркой БТ-2, позже появились варианты БТ-5 и БТ-7. На танки из соображений экономии ставили отнюдь не новые движки, а двигатели, отработавшие в авиации установленный срок и прошедшие капремонт. В авиации основным потребителем этих двигателей был первый советский самолет, выпускавшийся у нас большой серией. Это Р-1, представлявший собой лицензионный английский DH-9. Один из лучших самолётов Первой Мировой войны к тому времени уже изрядно устарел и у нас заменялся на Р-5. Ставили этот двигатель и на другие самолёты. Двигатель «Либерти» был двенадцатицилиндровым V-образным. У нас его содрали с трофейного образца, ещё в 1923г. Особенностью этого двигателя была система зажигания по автомобильному типу без магнето. Это потребовало применения двух свечей на цилиндр.
Тогда же в Германии мы приобрели лицензию на более мощный и высотный двигатель БМВ-6. Под маркой М-17 у нас развернулось его массовое производство. V- образный 12 цилиндровый двигатель в танковом варианте развивал мощность до 500 л.с. и имел рабочий объём 46, 8 л. его ставили не только на БТ-7, но и на более тяжёлые средний танк Т-28 и тяжёлый танк Т-35. Мало того из-за нехватки дизелей В-2, его иногда ставили и на новые танки Т-34 и КВ. На танке БТ-7 с этим двигателем удельная мощность достигала рекордного и ныне показателя свыше 35 л.с. на т. Именно благодаря использованию этого двигателя танки БТ показывали чудеса подвижности. Всего было произведено 27,5 тыс. этих удачных двигателей. Двигатель М-17 оказался самым мощным карбюраторным двигателем, применяемым когда-либо на наших танках.
О двигателе ГАЗ-202 уже шла речь в рассказе «Ратник танковой рати». Его, и его модификацию ГАЗ-203 ставили на лёгкие танки Т-40, Т-60, Т-70, Т-80 и самоходки Су-76 и СУ-76М., причём на последних машинах использовались спаренная установка из двух двигателей, т.к. подходящего двигателя соответствующей мощности тогда не было. Шестицилиндровый двигатель имел рабочий объём 3,48л. Причём прототип этого двигателя Додж д5 имел рабочий объём 3,56л. «Лишние» кубические сантиметры исчезли при переводе дюймовых мер движка в метрические. Мощность двигателя в разных вариантах была от70 до 85 л.с. . На, выпущенном после войны автомобиле ЗИМ ГАЗ-12, использовался вариант того же двигателя, форсированный до 90л.с. На грузовике ГАЗ-51А, а позднее ГАЗ-52 этот двигатель дожил почти до наших дней. На базе того же двигателя был создан четырёхцилиндровый вариант с рабочим объёмом 2,12 литра, который использовался на автомобилях Победа М-20 и ГАЗ-69. Как ни странно, этому маломощному двигателю нашлось применение и на бронетанковой технике, а именно на лёгкой авиадесантной АСУ-57, но это было уже после Войны. В дальнейшем карбюраторные двигатели на советских танках не использовались, хотя на бронетранспортёрах применялись ещё довольно долго.
2.Газовые турбины.
Газовые турбины в качестве двигателей самолётов появились во Второй Мировой войне, а для вертолётов стали применяться в середине пятидесятых. Первый газотурбинный вертолёт МИ-6 появился у нас в конце 50х годов (Его испытания начались 5 июля 1957г). Позднее, на рубеже 60-х появились новые газотурбинные вертолёты МИ-2, МИ-8 и КА-25. Газовая турбина прочно заняла место главного вертолётного двигателя, поршневые движки остались только на самых маленьких вертолётах. Пытались применить её и на других видах техники. Появились они на судах, небольшой серией у нас был выпущен железнодорожный газотурбовоз. Не обошла эта мода и танки. Первый газотурбинный танк Т 96 испытывался в США ещё в 1954 году. Первый газотурбинный танк — объект 278 в СССР стал строиться ещё в 1957 году, на базе серийного Т-10, но так и не был достроен. Аналогичный ему объект 277 с дизельным двигателем был построен, испытывался, но в серию не пошёл. Недалёкий Хрущёв считал, что в эру ракет танки себя изжили. Однако конструкторы танков в газовой турбине видели перспективный двигатель для танков. Опытные танки с газотурбинным двигателями появились сразу в нескольких КБ. Ещё в 1963г в Харькове Морозов поставил на новый танк Т-64 газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ мощностью 700 л.с. Танк получил обозначение Т-64Т. На Урале в КБ нижнетагильского завода в 1964г был построен опытный танк объект 167Т с газотурбинным двигателем ГТД — 3Л. По моде тех времён был построен и т. н. ракетный танк объект 288 с двумя вертолётными двигателями ГТД — 350. В качестве основного вооружения на ракетных танках применяются ПТУРСы. Было построено и испытывалось несколько образцов ракетных танков. Такое оружие считалось перспективнымю Увы, такие танки не обладали достаточной эффективностью. На танк с газотурбинными двигателями ПТУРСы даже не поставили. Единственным ракетным танком стал ИТ-1, созданный на базе Т-62, но тираж составил 104 штук! Для наших машин цифра смешная. Танки с газотурбинными двигателями проходившие в нашей стране испытания , увы, оказались недостаточно надёжными.
Тем временем в Швеции ещё в 1961 году был создан танк, который резко отличался от всех остальных танков в мире. Во — первых он был безбашенным, т.е. не имеющим башни (!), во-вторых имел гидравлическую подвеску – редкость для танков, имел два двигателя, что тоже редкость, но один двигатель был обычный дизель, а второй газовая турбина! Но, самое необычное, чудной танк пошёл в серию! Более известен поздний вариант этого танка STRV – 103B, имевший более мощный вариант турбины в 490 л.с., основной дизель был в два раза слабее 240 л.с. Увы! Новый танк не стал законодателем танковой моды. Аналогичных машин нигде в мире больше не строили.
В рассказе «Самый противоречивый танк» мы уже писали про очень ненадёжный и капризный двигатель танка Т – 64, из-за которого возникли проблемы после принятия его на вооружение. Из-за этого у нас были созданы два танка с более надёжными двигателями. На Урале построили дизельный Т-72, а в Ленинграде создали газотурбинный Т-80. Последний танк стал первым в мире серийным танком с единым газотурбинным двигателем. Он был создан чуть позже в 1976г,а в 1980 г в США был появился танк «Абрамс» с газотурбинным двигателем. Сегодня только эти два танка имеют газотурбинные двигатели, все остальные- дизельные, обычно многотопливные. Если газотурбинные танки ныне находятся на вооружении 9 стран, то дизельные в 111! Газовая турбина имеет некоторые преимущества перед дизельным двигателем. Прежде всего, это запуск в сильный мороз. Для дизельных танков это представляет определённую проблему. Те, кто служил в танковых войсках, не любят вспоминать об этом. Когда мороз больше 30, боксы не отапливаются, нет горячей воды, нет тягачей и других танков с работающими двигателями, проблема становится почти неразрешимой. Газовая турбина запускается на морозе без больших проблем. Причём при работе на морозе её мощность выше, чем в жару. Газовая турбина гораздо компактнее дизеля. Её можно приспособить на разные виды жидкого топлива, но и дизельные танки стали нынче многотопливными. Еще преимущество — на Т-80 двигатель меняется очень быстро и без проблем. Газовая турбина долговечнее дизеля. Однако все эти преимущества меркнут по сравнении с недостатками. Во-первых, газовая турбина значительно дороже дизеля. В конце семидесятых годов газотурбинный двигатель танка Т-80 стоил 104тыс. руб. (тех полноценных советских рублей!), а танковый дизель В-46 всего 9,6 тыс. руб. Разница почти в одиннадцать раз! Во-вторых её труднее ремонтировать, чем дизель. Однако самым главным препятствием к широкому применению газовых турбин на танках стала её чувствительность к чистоте воздуха. Для газовых турбин, которые потребляют воздуха в несколько раз больше, чем дизели, даже незначительное содержание в нём пыли губительно , и приводит к их быстрому выходу из строя, если не применять специальные методы очистки. Для вертолётов эта проблема проще. Двигатели у них расположены высоко, да и у земли они работают недолго — на взлёте и при посадке. Однако, на фотографиях Ми-8 ( ему скоро стукнет 50 лет) нетрудно заметить ПЗУ – пылезащитные устройства на двигателях. Возможно, газовые турбины найдут на танках более широкое применение в будущем, а сейчас главным танковым двигателем остаётся дизель, о котором мы расскажем в следующей статье.