Возможности и перспективы

виды перспективы в изобразительном искусстве.

Мы видим мир в трехмерном пространстве. Но вот картины, кинотеатры, мониторы показывают двухмерное изображение. Третье измерение (глубина) делает наш мозг на опыте исследования трехмерного мира. Для переноса этого третьего измерения существуют приемы, которые создают иллюзию объемного изображения. Некоторые из них мы знаем очень хорошо.

• объекты, имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше, чем дальше от нас они находятся;
• параллельные линии, направленные от нас в глубину пространства, стремятся сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности.

Построение линейной перспективы считается одним из самых простых и эффективных способов создания иллюзии глубины.

Помимо линейной перспективы еще есть такие хитрые как панорамная, сферическая. Рассмотрим их всех по очереди.

Виды перспективы в искусстве:

  • Прямая линейная перспектива
  • Обратная линейная
  • Панорамная
  • Аксонометрия
  • Сферическая
  • Тональная
  • Воздушная
  • Перцептивная

Прямая линейная перспектива.

Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действи­тельности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспективаозначает ясно вижу.

Линейная перспектива

В фотографии и кино для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра.

Линейная перспектива

Tristan Campbell

Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым.

Для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

Вот в этом месте следует сделать лирическое отступление.

Перспектива зависит ОТ РАССТОЯНИЯ между объектом съемки и объективом .

Запомните это! Перспектива зависит ОТ РАССТОЯНИЯ между объектом съемки и объективом .

И именно поэтому надевая широкофокусный объектив мы инстинктивно подходим к объекту съемки, уменьшая расстояния и меняя тем самым перспективу.

А от угла объектива зависит сколько пространства влезет в кадр и все.

Проделайте этот эксперимент дома.

1. Поставьте объект съемки, отойдите на любое расстояние, закрепите фотоаппарат на штатив, сфотографируйте объект.

2.Не меняя положения фотоаппарата измените фокусное расстояние объектива, сфотографируйте объект снова.

3. Полученные снимки раскадрируйте. (Придется раскадрировать только один снимок)

4. У вас получатся два одинаковых снимка.

5. Сравните пропорции и приближение заднего фона к объекту съемок.

У вас должно получиться примерно следующее.

35_мм (расскадрировано)

200 мм

Перспектива одинаковая на обоих снимках.

А вот и классическая картинка. Зависимость перспективы от расстояния.

На этой картинке сразу становится понятно как меняется перспектива от расстояния.

Все просто, чем ближе к объекту съемки, тем глубина глубже =)

И еще одна схема которая сводится к следующему, на объективах 50-70 мм, вы подойдете на нужное расстояние с которого будет корректно передано подобие и глубина снимка, но масштаб будет своеобразным. Значение L — весьма условно и считается оно так. Рисовать натуру надо с расстояния, равного двум ее высотам.

Кто хочет разобраться с теорией, вот книга Б.В. Раушенбаха ЧИТАТЬ

И для закрепления еще раз о самом главном.

• объекты, имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше, чем дальше от нас они находятся;
• параллельные линии, направленные от нас в глубину пространства, стремятся сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности.

• Перспектива зависит ОТ РАССТОЯНИЯ между объектом съемки и объективом

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах).

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещениядворцовых сооружений и соборов.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».

А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т.п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.

На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

Обратная линейная перспектива.

Особый вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи, фресках, миниатюре. Они рисовали параллельные линии, уходящие вдаль расходящимися, а не сходящимися, то есть в обратной перспективе.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя.

Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Тональная перспектива и воздушная перспектива.

Эти перспективы дают нам много возможностей в передаче глубины картинки. И что бы хорошо владеть этими техниками давайте разберемся в их различиях и ответим на вопрос.

Какие основные отличия между тональной и воздушной перспективой?

Тональная перспектива -понятие техники живописи, она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.
А воздушная перспектива -это способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов.

Прочтем, запомним и начнем разбирать эти две перспективы подробнее.

ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — передача глубины пространства на снимке при помощи тонального изменения изображения предметов с удаленностью их от переднего плана.

Тональная перспектива основана на том, что наблюдаемые в жизни предметы по мере удаления их от зрителя утрачивают резкость очертаний и изменяют окраску, становясь туманными, ТЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОЛЩИНА ВОЗДУХА, отделяющего предметы от зрителя. Воспроизводя на снимке это изменение тона от первого плана ко второму, третьему и т. д. , фотограф имеет возможность передать глубину пространства даже при полном отсутствии на снимке линейных элементов, т. е. при отсутствии линейной перспективы. Воздушная перспектива = тональная перспектива!!!!

Воздушная перспектива.

Первым на такое явление, как воздушная перспектива, обратил внимание Леонардо да Винчи.
Поскольку в атмосферном воздухе всегда присутствуют частицы пыли и воды, те предметы, которые находятся от нас дальше, выглядят более размытыми, более светлыми и менее контрастными, особенно это заметно во время дождя или тумана.

Поэтому, если вы запечатлеете своей камерой это состояние природы, ощущение глубины пространства зрителю гарантировано.

Панорамная перспектива.

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку.

Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от греч. axon — ось и греч. metreo— измеряю) — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования.

Однако при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

  1. изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое);
  2. диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);
  3. триметрию (измерение по всем трем осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным.

Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферическая перспектива.

Сферическая перспектива — особый способ организации изобразительного пространства на плоскости картины или росписи стены, свода, купола, который заключается в иллюзорном углублении зрительного центра, совпадающего с геометрическим центром композиции, и расположении остальных элементов в воображаемом сферическом пространстве.

Представления о подобном пространстве, вероятно, восходят к древнейшим верованиям о центре мира, находящемся в сердцевине земли.

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

В картинеРубенса «Возчики камней» сферическая перспектива превращает изображение случайного эпизода (тяжелая повозка с камнями застряла в колее) в подлинно космический пейзаж. Причудливый грот во вкусе живописцев итальянского кватроченто (раннего Итальянского Возрождения) обозначает центр картины, а его просвет заглубляет центр наподобие воронки Данте. По обе стороны от грота возникают два мира, каждый с собственной перспективой.

С одной стороны — низкий горизонт и вечер, с другой — высокий горизонт, утро, свет. «Чаша ночи» перевешивает «чашу дня». Момент смены дня и ночи в системе центральной перспективы обретает философский смысл круговорота природы, вечного движения, стихии, посреди которых борется за свою краткую жизнь человек.

В центральной точке изображения пространство и время как бы завязываются узлом и их движение приостанавливается, оно оценивается нами как настоящее — момент восприятия картины. Так формальная структура, конструкция картины переводится в содержательный план философской аллегории.

«Тела не только должны быть собраны вместе, но и составлять некий шар… Из всех видимых вещей зрению приятнее всего те, которые имеют круглую форму, эта круглая форма может быть уведена двояко: либо снаружи, как выпуклая, либо изнутри, как вогнутая». Роже де Пиль (1635—1709)

Хроматическая стереоскопия

Это явление объясняется так: на темном фоне светлые цвета ”выступают” вперед, а темные ”отступают” назад. Оно зависит от:

  • Цветового тона (теплые – выступают, холодные – отступают)
  • Светлоты (теплые и светлые воспринимаются выступающими на фоне из холодных и темных цветов)
  • Насыщенности (чем насыщеннее цвет, то больше он выдвигается вперед).

Очень часто этот прием используют художники и дизайнеры интерьеров.

Возможности и перспективы солнечной энергетики

В последнее время интерес к гелиоэнергетике резко возрос.

Потенциальные возможности энергетики, основанной на использовании солнечного излучения, чрезвычайно велики: использование всего лишь 0,0125 % этого количества энергии Солнца могло бы обеспечить все сегодняшние потребности мировой энергетики, а использование 0.5 % — полностью покрыть потребности на перспективу.

Однако существуют и препятствия — низкая интенсивность солнечного излучения.

Даже в южных широтах при ясном небе плотность потока солнечного излучения составляет не более 250 Вт/м2 и, чтобы гелиоустановки были рентабельны, нужно разместить их на территории 130 000 км2! Отсюда возникает необходимость использовать коллекторы огромных размеров.

Простейший коллектор представляет собой зачерненный металлический лист, внутри которого располагаются трубы с циркулирующей жидкостью. Нагретая за счёт солнечной энергии, поглощённой коллектором, жидкость поступает для непосредственного использования.

Согласно расчетам, изготовление коллекторов солнечного излучения площадью 1 км2, требует примерно 104 тонн алюминия. Доказанные же на сегодня мировые запасы этого металла оцениваются в 1.17*109 тонн.

Ясно, что существуют разные факторы, ограничивающие мощность солнечной энергетики. Предположим, что в будущем для изготовления коллекторов станет возможным применять не только алюминий, но и другие материалы. Изменится ли ситуация в этом случае? Будем исходить из того, что на отдельной фазе развития энергетики (после 2100 года) все мировые потребности в энергии будут удовлетворяться за счет солнечной энергии. В рамках этой модели можно оценить, что в этом случае потребуется «собирать» солнечную энергию на площади от 1*106 до 3*106 км2. В то же время общая площадь пахотных земель в мире составляет сегодня 13*106 км2.

Солнечная энергетика относится к наиболее материалоёмким видам производства энергии. Крупномасштабное использование солнечной энергии влечет за собой гигантское увеличение потребности в материалах, а следовательно, и в трудовых ресурсах для добычи сырья, его обогащения, получения материалов, изготовление гелиостатов, коллекторов, другой аппаратуры, их перевозки. Подсчеты показывают, что для производства 1 МВт в год электрической энергии с помощью солнечной энергетики потребуется затратить от 10 000 до 40 000 человеко-часов.

В традиционной энергетике на органическом топливе этот показатель составляет 200-500 человеко-часов. Пока еще электрическая энергия, рожденная солнечными лучами, обходится намного дороже, чем получаемая традиционными способами. Ученые надеются, что экспериментальные наработки помогут решить не только технические, но и экономические проблемы.

Первые попытки использования солнечной энергии на коммерческой основе относятся к 80-м годам прошлого столетия.

Крупнейших успехов в этой области добилась фирма Loose Industries (США).

Ею в декабре 1989 года введена в эксплуатацию солнечно-газовая станция мощностью 80 МВт. В Калифорнии же в 1994 году было введено еще 480 МВт электрической мощности, причем стоимость 1 кВт/ч энергии — 7-8 центов.

Это ниже, чем на традиционных станциях. В ночные часы и зимой энергию дает газ, а летом и в дневные часы — солнце.

Электростанция в Калифорнии продемонстрировала, что газ и солнце, как основные источники энергии ближайшего будущего, способны эффективно дополнять друг друга. Поэтому не случаен вывод, что в качестве партнера солнечной энергии должны выступать различные виды жидкого или газообразного топлива. Наиболее вероятной «кандидатурой» является водород.

Его получение с использованием солнечной энергии, например, путем электролиза воды может быть достаточно дешевым, а сам газ, обладающий высокой теплотворной способностью, легко транспортировать и длительно хранить.

Отсюда вывод: наиболее экономичная возможность использования солнечной энергии, которая просматривается сегодня — направлять ее для получения вторичных видов энергии в солнечных районах земного шара.

Полученное жидкое или газообразное топливо можно будет перекачивать по трубопроводам или перевозить танкерами в другие районы. Быстрое развитие гелиоэнергетики стало возможным благодаря снижению стоимости фотоэлектрических преобразователей в расчете на 1 Вт установленной мощности с 1000 долларов в 1970 году до 3-5 долларов в 1997 году и повышению их КПД с 5 до 18%. Уменьшение стоимости солнечного ватта до 50 центов позволит гелиоустановкам конкурировать с другими автономными источниками энергии, например, с дизельными электростанциями.

летающий воздух робот преобразование бак робот бое

Самая удивительная и увлекательная игра в мире, когда-либо находившаяся у вас в кармане, наслаждается захватывающей игрой с грандиозным роботом-трансформером, в которой грандиозный робот-танк спасает город и защищает страну от преступников и гангстеров. Эта игра полностью посвящена войне за трансформацию танка с роботом-гангстером. В этой грандиозной супер роботной военной игре, где армейский гигант, храбрый великий робот-герой будет сражаться с преступностью и террористической деятельностью. Ваш супер футуристический грандиозный танк самый мощный
и модифицированные танки, которые вы будете контролировать в этой игре. Вы играли в армейские войны с роботами-танками, роботы, трансформации роботов и игры-трансформеры, где вы будете
просто сражайтесь с машинами войны, но в этой игре у вас будет особенность летающего танка и стреляющего танка, чтобы уничтожать и сражаться с трансформирующейся робототехникой. Летите и выполняйте прыжок Робо, чтобы победить и уничтожить врагов в этом будущем танковом роботе, трансформирующем игру в открытом мире.
Превратите великого робота-танка своей мечты в большого гигантского робота. Великолепная летающая модификация Robot Tank — это игра в жанре экшн и гонки. Вы, как великий гонщик Robot Tank, превращаете свой настоящий танк в гигантского робота, а затем начинаете битву роботов-танков. В этом великом роботе-роботе-танке превратите свои летающие танки в гигантских роботов и наслаждайтесь окончательной битвой роботов-танков. Сыграйте в сложную миссию по превращению роботов и побейте вражеских роботов, чтобы выиграть великого робота
Робот Танковый симулятор боя.
Испытайте новый захватывающий супер боевой робот Grand Robot flying Tank. Вы, как будущий атакующий робот-танк, должны победить противников или врагов, которые собираются атаковать ваш гигантский настоящий робот-танк. Собирайте награды и улучшайте свой робот-танк в гигантских роботизированных миссиях. Футуристический город теперь превращен в состояние зоны военных действий, что делает его самым реалистичным и удивительным развлечением в сражениях с роботом-танком и футуристическим роботом-преобразователем танка
файтинг Робот-истребитель-танк должен столкнуться с трудными миссиями, которые тоже рискованны, но вы должны выиграть супер-боевую битву роботов года. Ультимативный симулятор роботов-гигантов с танком-конвертированием здесь с армейской погоней в футуристических летающих танковых ботах в великих играх роботов-роботов-танков.
Вы играли во многие грандиозные модифицированные роботы-симуляторы Robot Tanks, но эта игра отличается от других игр-роботов-танков, таким образом, она содержит как конверсии, так и полеты и битвы одновременно. Так что попробуйте самую удивительную и захватывающую летающую грандиозную конверсионную игру «Робот-танк» 2019 года.
Трансформация роботов армии США Flying Robo Tank War доступна на GOOGLE PLAY. Загрузите и наслаждайтесь бесплатно.

Бак Роджерс в двадцать пятом столетии (ТВ)

Американский астронавт Бак Роджерс из конца 20 века попадает в аварию на своём космическом челноке. Он оказывается заморожен на 500 лет. Очнувшись он узнает, что Земля пережила мировую войну, почти уничтожившую планету. Остатки землян ведут борьбу за выживание среди космических рас.
Бак Роджерс один из первых героев комиксов. В 1929 году вышел первый графический роман, основанный на рассказе Уильяма Нолана «Армагеддон-2419». Спустя 10 лет появилась первая экранизация.
В конце 70-х на волне успеха» Звёздных войн» на ТВ стали востребованы фантастические сериалы. Продюсер Глен А. Ларсон в 1978 г. выпустил на киноэкраны пилотный фильм будущего сериала «Космический крейсер Галактика». Эксперимент имел успех в прокате, собрав более 20 миллионов долларов. Аналогично он поступил со своим следующем проектом. Пилотный фильм нового сериала о Баке Роджерсе запустили в кинопрокат. Бюджет состааювил нехилые для ТВ того времени 3,5 миллиона долларов. И впервые в телесериале были использованы компьютерные спецэффекты. Для кинопроката были добавлены несколько сцен. И в принципе мы здесь имеем более-менее законченную историю.
Сам фильм такая наивная космическая фантастика. С типичным набором героев космооперы: герой, легко преодолевающий все препятствия (Гил Джеральд), любовный интерес (здесь пилот космических сил Земли в исполнении Эрин Грей), комичный помощник (робот, который несколько копслеит R2D2), ну и парочка антагонистов (сексуальная злодейка Памела Хенсли и её правая рука Кейн, сыгранный характерным голливудским актёром Генри Сильвой).
У меня с картиной связаны ностальгические воспоминания из детства. В пионерлагере в начале 90-х я впервые услышал о нем в 9 лет. Пионервожатый на ночь нам рассказывает сюжет просмотренного им недавно фильма «Бак Роджерс в 25 веке». Для меня, который был с детства был увлечен фантастикой и космосом подобный рассказ был очень интересен. И впечатался в память. С тех пор я мечтал посмотреть это кино. Наконец, уже в конце в 90-х по СТС я посмотрел картину и последовавший за ним сериал.
Конечно, это слабовато и наивно. Гил Джеральд в роли Бака Роджерса аки Бонд обольщает женский пол, втирается в доверие к врагам, сокрушает всю космическую эскадру драконианцев (в будущем все используют автопилот, а наш герой ручное управление), обучает людей будущего и робота Твики танцам в стиле диско (самая глупая, хоть и забавная сцена фильма). Лучший эпизод в картине, наверное, приезд Роджерса в родной город, уничтоженный атомной войной, где он встречает выживших мутантов. Ну и начальные титры в стиле бондианы с полуобнаженными девушками и спящим Роджерсом запоминаются.
Космическая ретрофантастика родом из 70-х, снятый на волне успеха «Звездных войн». Лично у меня вызывает ностальгию. Сериал с теми же актёрами уже очень такое себе и заглох на втором сезоне.
5 из 10

Танки-роботы будущего: каким будет беспилотник на базе «Арматы»

Сухопутные боевые роботы не так на виду, но они есть и постоянно совершенствуются. Человечество уверенно движется к будущему, где «воины» сидят за мониторами и потягивают кофе, а далеко от них тысячи тонн высокотехнологичного металла весело и громко превращают друг друга во вторсырье. Звучит красиво и … опасно. Опасно для жизни, опасно для человечества.

Железо — в бой!

Желание уберечь личный состав от гибели с одновременным желанием принести эту гибель противнику заставляют разрабатывать все более совершенные машины. На эти проекты тратятся огромные силы и средства, и этот поток только возрастает. Не стоит на месте и кибернетика — рождение полноценного искусственного интеллекта уже на горизонте. Некоторые искусственные «птички» уже имеют его зачатки и способны при выполнении отдельных задач действовать самостоятельно.

Наземные боевые роботы, в отличие от воздушных, ведут бой при непосредственном соприкосновении с противником. Движение по пересеченной местности требует обработки гораздо большего массива внешней информации и более сложных алгоритмов, нежели при выполнении полета. Для этого необходимо все более мощное «железо» и умные программы.

При современном уровне развития информационных технологий полноценно выполнить такие задачи пока не представляется возможным, но повторюсь — работа ведется и деньги выделяются. Не забываем и про разработку различных беспилотных автомобилей — эти алгоритмы обязательно найдут свое военное предназначение.

Провод — радио — искусственный интеллект

В настоящее время большинство сухопутных роботов предназначены для патрулирования, ведения разведки, операций по разминированию, доставке грузов и т.д. В подавляющем большинстве это дистанционно управляемые машины. Использование телеуправления подразумевает наличие мощного канала обмена информацией «Машина — человек — машина».

Ничего лучше провода и радиосвязи человечество пока не придумало, поэтому такой канал связи можно перекрыть, а управление боевым роботом перехватить, и таких случаев масса, в том числе и с самыми защищенными и современными дронами. Чтобы подобного не произошло, машина должна иметь интеллект и с его помощью продолжать выполнение задачи при отсутствии командного канала со стороны человека, но…

Уже существуют образцы роботов, которые способны самостоятельно принимать отдельные решения, в том числе и об открытии огня по противнику, но это экспериментальные прототипы и качество принятия ими решение такое, что я бы им и рогатку не доверил.

Наработки. У кого что есть

США. Пока лидируют в этой области, во всяком случае, в области систем автономного управления движением. Например, вполне давняя разработка американского агентства DARPA — боевой автономный комплекс «Crusher». Робот оснащен набором датчиков, позволяющих ему в автономном режиме самостоятельно выбирать оптимальный маршрут до точки назначения и огибать препятствия.

Эти самые датчики как автономный модуль стали победителем конкурса Grand/Urban Challenge, ранее объявленного агентством DARPA. Данная модификация робота «Crusher» способна пройти по маршруту, описанному контрольными точками системы GPS, самостоятельно выбирая маршрут преодоления препятствий. Вот только он не способен отличить дерево от стоящего человека и может спокойно «переехать» через своего бойца. Эта разработка ушла в тень, и никаких новых данных в открытые источники не поступает. Но это не единственный американский проект, и они совсем не стоят на месте.

Израиль. Тоже занимает лидирующие позиции на рынке беспилотных систем и дышит в спину американцам. Армия самообороны Израиля, ЦАХАЛ, уже достаточно давно и успешно использует различные сухопутные дроны, которые выполняют самые разные задачи: от разведки и антитеррора до подвоза различных грузов и разминирования.

Относительно недавно израильская компания Meteor Aerospace представила свеженький 4-х тонный сухопутный роботизированный комплекс RAMBOW. По сути это легкий телеуправляемый БТР на гибридном электроприводе с кучей современных сенсорных и электронных систем, в том числе и автономной системой вождения. Аппарат оснащается различным вооружением, вес боевой нагрузки до тонны, приспособлен для широкого спектра операций, включая наземные боевые действия и огневую поддержку, а также сбор разведданных и защиту границ без риска для живой силы. Еще он возит боеприпасы и обед.

Германия. BAE Systems. В рамках программы UGV (Unmanned Ground Vehicle) был создан прототип 10 тонного боевого робота с замечательным названием Black Knight. «Черный рыцарь» звучит как ностальгия по Ледовому побоищу. Этот прототип оснащен 23-мм пушкой и имеет дистанционное управление с возможность подключения блоков для автономного вождения и принятия решений. Несколько лет назад разработка замерла, и никаких новых данных в открытые источники не поступает.

Россия. Хоть мы в некоторых областях и выступаем роли догоняющего, но наши разработки уже на мировом уровне. Например, роботизированный боевой комплекс «Уран-9». Его масса составляет 10 тонн. Он оснащен мощной 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72, пулеметом калибра 7,62 мм и управляемыми ракетами. «Уран-9» может выпустить по противнику четыре противотанковые ракеты 9С120 «Атака» или четыре противовоздушные ракеты 9К33 «Игла».

Его сенсорное и электронное оборудование соответствует всем требованиям современных аппаратов: есть термодатчики, лазерный дальномер, а также дневные и ночные камеры. Системы комплекса могут автоматически обнаруживать, распознавать и следить за целью. На данный момент «Уран-9» является телеуправляемым роботом и про его автономность пока неизвестно, но эта машина вместе со старшим братом, комплексом разминирования «Уран-6», прошла успешные испытания в Сирии и показала свою жизнеспособность.

Причем, по заявлению генерального директора разработчика комплекса АО 766 УПТК Дмитрия Остапчука, комплекс имеет такое количество «предохранителей», что просто не может выйти из-под контроля оператора.

Автономность российских боевых систем

Проблемами автономности вождения у нас сейчас успешно занимается КамАЗ в сотрудничестве с Яндексом и Cognitive Technologies. Прогресс в этой области налицо, мы сокращаем наше отставание семимильными шагами, и что-то мне подсказывает, что алгоритмы этих разработок вполне приживутся на боевых машинах наших вооруженных сил, а автономные комплексы вооружения у нас уже есть.

Знакомьтесь — автономный боевой модуль АБМ-БСМ 30 «Вихрь». Этот боевой модуль имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку 2А42 и пулемет 7,62 ПКТМ. Есть возможность быстрого дооснащения модуля противотанковыми и зенитными ракетами.

«Вихрь» может размещаться на БМП-3, бронеавтомобиле «Тигр» и других платформах. Главной ценностью боевого модуля является его автономность. Конечно, команду на уничтожение отдает оператор, но система способна самостоятельно найти и идентифицировать противника, выполнить наведение и удерживать цель до ее уничтожения. Один оператор может контролировать 4 боевых модуля на расстоянии до 50 км.

По анализу многих зарубежных экспертов, Россия быстро ворвалась в число лидеров по разработке сухопутных беспилотных боевых систем.

Робот по имени «АРМАТА»

Можно ли сделать из новейшего российского танка «Армата» беспилотник? Насколько нашим военным стратегам необходим многотонный робот с мощным вооружением?

Об этом я спросил ведущего военного эксперта, танкиста, полковника запаса Виктора Мураховского.

— Виктор Иванович! Расскажите, можно ли из новейшего российского танка «Армата» сделать беспилотник?

— Принципиальная возможность сделать безэкипажный (роботизированный) танк существует. Такая машина уже создавалась на платформе танка Т-72 в 1982–1990 годах в рамках научно-исследовательской работы «Автоматизированная система управления огнем и движением танков (АСУ-ОД)», выполненной в Военной академии бронетанковых войск.

Реализация всех алгоритмов управления огнем и движением осуществлялась с помощью бортовой вычислительной машины танковой информационно-управляющей системы (ТИУС). Командир танка находился в укрытии и на экране телевизионного монитора видел поле зрения прицела и панораму местности в приборе наблюдения механика-водителя.

Воздействуя на соответствующие кнопки управления, командир танка осуществлял наведение оружия на цель, подавал команды на выбор типа снаряда и стрельбу, а также управлял направлением и скоростью движения танка.

Поскольку танк объект 148 («Армата») изначально имеет «цифровой борт» (то есть все устройства подключены к общей цифровой шине), автомат заряжания, автомат сопровождения цели, роботизировать процессы управления огнем и движением сейчас проще. То есть технически безэкипажный танк можно сделать хоть завтра.

Однако многие процессы боевого применения танков и другого бронетанкового вооружения до сих пор выполняются обученными специалистами (членами экипажа танка) существенно эффективней, чем самыми передовыми и мощными компьютерными системами, включая системы искусственного интеллекта на платформе рекурсивных нейронных сетей с глубинным обучением.

То есть создать полностью роботизированную автономную платформу Т-14 технически возможно, но ее боевая эффективность будет в разы хуже, чем у танка с квалифицированным экипажем.

— Имеет ли вообще смысл делать беспилотный танк или стоит ограничиться небольшими и более легко вооруженными, но более мобильными машинами, например «Уран-9»?

— Одно другому не мешает. На поле боя, под огнем противника, возможность маневра (мобильность) определяется не размерами, массой и скоростью машин, а главным образом устойчивостью к огневому воздействию противника. Танки (и другие машины унифицированной гусеничной платформы тяжелой категории – БМП, БМПТ) и сейчас остаются единственным боевым средством, способным осуществлять тактический маневр под огнем противника – проламывать его оборону или наоборот, наносить контрудар, действуя в обороне. Этим уникальным свойством никакая другая техника не обладает. Легковооруженные, скоростные роботизированные платформы найдут свое применение при выполнении задач разведки, боевого, сторожевого, маршевого охранения, обеспечения флангов, охраны тыла, сопровождения войсковых колонн и т.п.

— Делались ли за рубежом попытки (в XXI веке) сделать полноценный беспилотный танк?

— Такие попытки предпринимались на уровне разработки концептов, эскизного проектирования, макетов. Насколько я знаю, опытных, а тем более – серийных образцов, не создавалось.

— Каким должен быть канал связи между оператором и машиной, чтобы на поле боя не произошла потеря управления или его перехват? Каким образом реализовывать дальность такого канала, нужен ли для этого ретранслятор?

— Строго говоря, дистанционно-управляемые и автономные роботизированные платформы – это принципиально разная техника. Ни один вид связи не дает гарантии стопроцентной устойчивости управления. Как правило, для критически важных систем применяют спутниковую связь. В тактическом звене – радиоканалы в УКВ-диапазоне, закрывая их аппаратурой ЗАС временной стойкости. Для техники поля боя достаточно дальности устойчивой связи 15–20 км.

Правовые и моральные аспекты

В локальных войнах XXI века боевые роботы применялись против слабых в техническом отношении стран, да и сами применяемые военные роботы были не автономны, а управлялись дистанционно оператором. Но, несмотря на это, военные столкнулись с рядом крайне опасных инцидентов.

Во время начала операции в Ираке одна группа американских военных роботов Talon Sword вышла из-под контроля оператора и начала хаотично перемещаться по полю боя. Было также зафиксировано несколько ситуаций, в которых Talon Sword вел себя непредсказуемо. Без всякой команды оператора поворачивал боевой модуль в сторону своих солдат, передвигался в ненужном направлении и так далее. Как вы понимаете, дело было в Ираке, и современные средства РЭБ не применялись, а Talon Sword на тот момент был самым современным американским серийным роботом, стоящим на вооружении.

Все это заставило военных отправить платформу производителю для поиска и устранения возможной ошибки. Причем замечу, робот Talon Sword лишен какого-либо интеллекта – это полностью контролируемая человеком радиоуправляемая машина, при этом на ней нет никаких особых боевых изысков, как например на нашем «Уран-9».

В ЮАР в 2007 году 35-мм автономное швейцарское орудие ПВО Oerlicon GDF-005В («Эрликон»), оснащенное пассивным и активным радарами, лазерной системой целеуказания, в ходе учения самостоятельно открыло бесконтрольный огонь и расстреляло 9 солдат и серьезно ранило еще 14. Огонь велся до последнего снаряда.

Законы и нормы поведения

В связи с выходом из-под контроля боевых роботизированных систем возникают сомнения, будут ли боевые роботы, предназначенные для уничтожения противника, соблюдать международные нормы ведения боевых действий? Не станут ли они из-за простого вируса в своих электронных мозгах расстреливать всех подряд? Поэтому рассматривать военных роботов как основные средства ведения боевых действий нежелательно. Нежелательно рассматривать их и при наличии продвинутого интеллекта в будущем — у фантастов случаются пророчества, и сценарий «Терминатора» вполне возможен в самом ближайшем будущем.

В 1942 году знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов сформулировал «Три закона роботехники»:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Будут ли разработаны обязательные законы для военных роботов, и как они будут выполняться?

«На посошок»

Если с боевыми роботами с искусственным интеллектом все может кончиться так плохо, то почему Россия, которая во многих конфликтах старается выступать примиряющей силой, разрабатывает все это и более того — начинает обгонять конкурентов?

Ответ прост и банален. Ядерное оружие смертельно для всех. Для всей планеты. Атомную бомбу первыми изобрели американцы, они ее и первыми применили. Применили по гражданским. Без военной необходимости. Просто чтобы получить политические рычаги для влияния на СССР. Если бы Курчатов не создал нашу бомбу, то нас бы уже разнесли на кусочки. Да и не только нас — разнесли бы полмира.

И здесь также. Если не будет ответного противовеса, если американский истеблишмент не будет видеть опасности для своей экспансии — он нанесет удар.

Атомные бомбы в Японии, химическое оружие во Вьетнаме, Томагавки, потому что так захотелось Президенту США, боевые роботы в городе «….» — вот тут и надо остановиться. Хватит.