Восстание сипаев 1857

Aссасин Крид Одиссея Король Культистов — Прохождение

Король культистов в Assassin’s Creed Odyssey — Руководство

Страница Aссасин Крид Одиссея Король Культистов содержит описание следующих основных сюжетных квестов: Кровавый пир, Битва при Пилосе.

Всю важную информацию о игре Assassin’s Creed Odyssey от Ubisoft вы можете найти, перейдя в наше РУКОВОДСТВО Assassin’s Creed Odyssey. В нем вы легко найдете полные обзоры и гайды по игре. Руководство так же представлено внизу страницы при просмотре с мобильного телефона.

Кровавый пир

Aссасин Крид Одиссея Король Культистов

Вернитесь в Спарту и поговорите с королями. Скажите, что вы одержали олимпийскую победу и что Беотия захвачена.

Тогда вы можете обвинить одного из царей в том, что он Культист Космоса — Павсаний виновен. Вы можете получить доказательство, если убедили Лагос покинуть секту. Король будет изгнан, хотя это еще не конец.

Вы должны найти и убить Павсания, что может быть не так легко, так как его может охранять настоящая армия солдат. Попробуйте уничтожить его луком.

После победы над культистом вас ждет кат-сцена и беседа с Мирриной. Женщина попросит вас попытаться вывести Деймоса из культа Космоса. Ваш ответ имеет значение, поэтому подумайте, что вы на самом деле хотите сделать и стремитесь ли вы к семейному примирению. В конце концов, миссия закончится. Награда: + 24875 XP.

Битва при Пилосе

Доберитесь до область Мессения и начаните штурм области. Первоначально действия будут обычными: убивайте капитанов и атакуйте второстепенных солдат.

Через некоторое время появится Деймос. Ваш враг чрезвычайно силен — у него есть атаки по области, сильные трюки и он может поджечь целые области поля битвы. Избегайте всех атак, потому что они очень болезненные.

Особенно впечатляющая и вредная атака — та, которая создает линию огня на земле. Обязательно избегайте атаки и бейте Деймоса на расстоянии. Мы рекомендуем использовать сокрушительный выстрел и держаться подальше от врага.

Когда вы победите его, вас ждет кат-сцена, и Деймос будет раздавлен деревом. В этот момент вы можете реагировать соответствующим образом — выбор первого варианта увеличит отвращение и расстояние между вами. А второй вариант покажет, что вы испытываете теплые чувства к Деймосу.

Квест и вся глава будут завершены.

  • Aссасин Крид Одиссея Потерянный рай — Прохождение игры
  • Aссасин Крид Одиссея Пефка — Прохождение Assassin’s Creed
  • Aссасин Крид Одиссея Южные Спорады — Прохождение
  • Aссасин Крид Одиссея Серебряные острова — Прохождение
  • Aссасин Крид Одиссея Восстание из пепла — Прохождение

212 Просмотрено

Assassin’s Creed Odyssey — как получить лучшую концовку

В игре Assassin’s Creed: Odyssey от Ubisoft есть несколько вариантов окончания сюжетной кампании. По мере прохождения сюжета вы будете выбирать определенные варианты в диалогах, которые или не будут иметь существенного влияния, или напрямую воздействуют на окончание сценария. В этом материале мы обозначили для вас наиболее оптимальные варианты ответов в диалогах, которые в итоге приведут к самой лучшей концовке. Ну, и да, предупреждаем сразу, здесь полно спойлеров, так что решайте сами, проходить ли сначала игру, получая рандомную концовку, или сразу следовать нашим подсказкам.

Всего существует девять различных вариантов окончания сюжета в Assassin’s Creed: Odyssey. Всего сюжетная линия делится на три отдельные ветки: Одиссея, Врата Атлантиды и Из Тени. Большинство особо важных решений вам придется принимать во время прохождения Одиссеи, но мы крайне рекомендуем пройти все главы, так как, к примеру, поиски ответов на вопросы о том, что связывает Кассандру и Алексиоса, также будут весьма интересны. Не менее чем та же самая Одиссея…

Главные решения принимаются в направлении, связанном с непосредственными родственниками главных действующих персонажей. Всего тут насчитывается шесть сюжетных выборов, которые в конце приведут к тому, что никто из основных героев не умрет. Конечно, помимо очевидных решений, сохраняющих жизни главных героев, Николаоса, Деймос и так далее, имеются и не такие очевидные варианты. Среди них мы можем отметить следующие:

  • Сообщите Николаосу, что Деймос нуждается в его помощи;
  • Откажитесь сражаться с Деймос в конце игры;
  • Пообещайте Миррин сохранить жизнь Деймос от поползновений со стороны участников Культа Космоса;
  • Сохраните жизнь Николаосу в финале;
  • Скажите Деймос, что персонажем пытаются манипулировать участники Культа Космоса (это приведет к тому, что Деймос заявит, что «не является марионеткой культа»);
  • Пощадите Стентора.

Теперь мы постараемся разобрать все детали перечисленных выше вариантов, что поможет вам дойти до них грамотно и получить лучшую концовку сюжета из всех возможных.

Сохранение жизни Николаоса в конце 2-ой главы

Вне зависимости от того, выбрали ли вы женского персонажа или играете мужчиной, во 2-ой главе вы встретитесь с тем, кто пытался сбросить вас со скалы в самом начале. Чтобы встреча состоялась, вам необходимо оказать помощь Стентору в сражении против Афин за регион под названием Мегарид.

Когда стартует миссия Последний рывок, ваш персонаж будет выступать на стороне воинов Спарты в борьбе за территорию. Тут необходимо максимально быстро убивать вражеских воинов, уменьшая синюю шкалу до того момента, пока красная шкала не опустилась до нуля. Больше всего влияния вы получите, если будете расправляться с вражескими капитанами (они будут помечаться желтыми маркерами). После завершения битвы пообщайтесь со Стентором и отправляйтесь на встречу с Волком.

Когда встретите Николаоса, игра предоставит вам два варианта на выбор: сказать, что пришли отомстить или сказать, что пришли за ответами. В первом случае вы убьете мужчину, а во втором сохраните его жизнь. Только в случае выбора варианта с пощадой Николаоса вы встретитесь в будущем и сможете уговорить его помочь Стентору.

Обещание Миррин и встреча с Демос

После первого посещения Кузни, в которой вы сможете улучшить свое копье, на выходе вас встретит Деймос. Тут опять вас встретят диалоги, которые могут привести или к смертельному поединку, или к более спокойной беседе между героями. Просто сообщайте Деймосу, что намереваетесь уберечь своих родственников от членов Культа Космоса, так как знаете, что фанатики манипулируют несчастными.

Если все прошло успешно, чуть позже ваш герой (или героиня) встретит Миррин. В разговоре с ней необходимо завести речь о Деймос и сказать, что у вас нет намерений мстить, а, опять же, имеется желание расправиться с Культом. Вам изначально может показаться, что беседа с матерью ни на что не влияет, но именно это решение относится к шестерке самых значимых в игре.

Мирный разговор со Стентором и убеждение Николаоса о помощи последнему.

В один момент вам выдадут задание, в котором армии Спарты потребуется вступить в бой против афинян за регион Беотия. Вражескими отрядами руководит Стентор, так что вам потребуется сначала выиграть сражение. Для этого уничтожьте командиров (всего их четыре штуки), что существенно ослабит войска неприятеля.

Когда вы будете на пути к четвертому чемпиону Афин, вас встретит Николаос (встреча состоится, только если вы его пощадили ранее). В разговоре с ним необходимо проявить напор и убедить его помочь Стентору, иначе поединка не избежать. Вновь возвращаемся к сражению, теперь можете никого не щадить. В конце к вам обратится Стентор и предложит выяснить отношения в поединке. В это время на сцене появится отец, который поможет разрешить спор между сводными братьями миром.

Убедить Деймос в том, что члены Культа Космоса ею/им манипулируют

Во время одной из глав вы увидите сцену, в которой на Деймос падает дерево. Вы можете спасти персонажа, и это в будущем повлияет на концовку. Вы попадете в плен, после чего между героями состоится беседа. Именно здесь вам необходимо убедить Деймос в том, что Культ ею/им манипулирует. Для этого выбирайте следующие диалоговые варианты:

  • Это было пророчество;
  • Наша мать искала нас;
  • Она думала, что ты мертв (или мертва);
  • Меня тоже бросили.

После окончания беседы появится Клеон. Если вы выбрали все варианты правильно, Демос скажет ему фразу «я не твоя кукла». В случае если этих слов не прозвучало, то значит, вы выбрали какой-то неверный вариант. Для этого можете перезагрузиться и попробовать провести беседу иначе.

Отказаться от сражения с Деймос

После того, как вы лично разберетесь с Клеоном, ваш персонаж вместе с матерью отправится на знакомое место – вершину горы, где начинался сюжет Assassin’s Creed: Odyssey. И здесь вы столкнетесь с Деймос, с которой (с которым) можно будет подраться. Но таким образом вы не получите лучшей концовки, во время беседы рекомендуем выбирать те варианты, которые не будут вызывать агрессию у собеседника.

Если вы решите отдать Деймос копье Леонида, ваша семья воссоединится. Всех своих родственников вы увидите, когда вернетесь в дом и застанете сестер и братьев за обедом. К слову, все другие концовки будут отличаться от этой не слишком значительными элементами, просто за столом кто-то будет, а кого-то не будет (в зависимости от того, чью жизнь вы захотели сберечь, а кого не пощадили). Вот, в принципе, и все, вы заработали самую лучшую концовку в игре Assassin’s Creed: Odyssey.

LiveInternetLiveInternet

Судан. Самая большая страна африканского континента и одно из самых бедных государств на Земле. Большую часть страны занимает пустыня, желтые пески которой хранят под собой много тайн. Через весь Судан несет свои воды могучий и великий Нил, распадаясь на Белый и Голубой возле столицы страны — Хартума. Все реки Судана входят в бассейн Нила. Нил несет не только воду, он несет с собой жизнь. Это вторая по протяженности река нашей планеты. Испокон веку люди селились на ее берегах. Ее обожествляли и в честь нее складывали гимны. У Нила долгая память. Он видел египетских фараонов и ассирийских царей, он помнит персидские полчища и гоплитов Александра Македонского. Нил знаком с римскими легионами и армиями праведных халифов. Нил был велик и славен тогда, когда Афин не существовало еще и в помине, а Вавилон был кучкой жалких развалин на берегу никому не известной реки.

Махди, eastnews

Давайте перенесемся в конец девятнадцатого века и спустится по Нилу в самый центр современного Судана. Путешествие не покажется Вам скучным. Именно здесь появился тот, кто объявил себя мусульманским мессией — Махди Долгожданным. Этот человек осмелился бросить вызов Британской империи, единственной сверхдержаве того времени. Вдохновленные его речами толпы, одними копьями и мечами победили армию, вооруженную карабинами и винтовками. Созданное Махди государство просуществовало около семнадцати лет, находясь в противоборстве с туманным Альбионом.

История восстания Махди удивительна. В ней все имело место. Религиозный фанатизм и противостоящий ему здравый смысл. Оружие древнего мира столкнулось в нем с винтовками и пулеметами. Именно в этих событиях самый знаменитый суданец вступил в единоборство с одним из величайших англичан. Это рассказ о фанатизме и величии, о храбрости и самопожертвовании, о чести и верности, о лютой жестокости и неприкрытом зверстве. Это история восстания Махди.

I

Население тогдашнего Судана представляло собой странного образа помесь арабов с неграми, коренными жителями африканского континента. Арабы принесли с собой свою веру и свой язык. Здесь практически не было сельского хозяйства в виду чрезвычайной засушливости страны. Только на побережье Нила земля хоть как-то возделывалась человеком, имело место охота и скотоводство, благо местная фауна очень богата. Но урожаи редко бывали обильными, поскольку земледелие вещь не простая, оно требует знаний и умений. А о каком урожае можно говорить возделывая землю даже не плугом, а мотыгой? Время и элементарный технический прогресс обошли эти земли стороной. И хотя на дворе уже стоял девятнадцатый век, Судан по-прежнему жил в эпоху каменного.

Основная масса населения занималась работорговлей, важнейшим источником дохода для суданцев того времени (к слову сказать, работорговля сохранилась там и по сей день). Одни племена нападали на другие, пленных обращали в рабов и продавали любому, кто готов был их купить. На вырученные деньги покупалось оружие и предметы первой необходимости, привозимые из Египта. Не будет преувеличением сказать, что территория страны жила в состоянии войны всех против всех. Любой отморозок собравший отряд вооруженных бандитов был царь и Бог в том месте, докуда мог доскакать его отряд. При этом на подопечной земле он творил все, что его левая пятка пожелает. Так длилось из года в год, из десятилетья в десятилетье, из века в век. Люди рождались и жили с одной целю: схватить побольше себе подобных и выгодно продать. Затем придут другие, схватят и продадут нас, ну что ж, на все воля Аллаха, а Он, как говорят мусульмане, знает лучше.

Карта Хартума, eastnews

С начала девятнадцатого века на земли Судана положил глаз Египет. Ничего удивительного в этом нет. Рядом лежит ничейная территория населенная дикарями, так почему бы не прибрать к рукам бесхозное имущество? Ни власти, ни армии, ни государства, ну кто от такого подарка откажется? Египетская экспансия началась с 1819 года. Северный сосед постепенно захватывал одну область за другой, практически не встречая никакого сопротивления. Да и о каком сопротивлении можно было говорить? Люди живут по принципу: белые придут — грабят, красные придут — грабят, все равно деваться некуда.

В 1822 году египтяне основали город Хартум, что в переводе с арабского означает «хобот слона». Город стал основным центром их дальнейшего продвижения на юг. Суданцы сделали из этого единственный практический вывод: Хартум быстро стал одним из крупнейших невольничьих рынков Африки и объем работорговли резко увеличился. Со временем большая часть территории современного Судана была захвачена и вошла в состав Египта на правах генерал-губернаторства Египетский Судан. Правление египтян ни чуть не улучшило условия жизни людей. По своей сути оно сводилось к максимальному выжиманию соков из населения. Назначаемые Каиром генерал-губернаторы, смотрели на выделенные им земли только как на источник личного обогащения. Их абсолютно не интересовала жизнь местных жителей. Не предпринималось никаких усилий что бы дать стране элементарный порядок и законность. Назначаемые Египтом наместники менялись с ошеломляющей быстротой и требовали только уплаты непомерно высоких налогов, причем их размер каждый генерал-губернатор устанавливал по своему собственному усмотрению. Представляете что творилось? Жаловаться некуда, ибо на вверенной ему территории генерал-губернатор был и суд, и закон, и Господня воля.

Рабы у священной горы Джербел Баркал в Судане, eastnews

Ну а что бы народ не противился новым властям, Египет разместил во всех сколь либо значимых населенных пунктах военные гарнизоны. Вы наверное уже догадались, что их содержание также ложилось на плечи местного населения тяжким бременем. Естественно, солдаты грабили и обирали жителей сколько было их душе угодно. Малейшее недовольство подавлялось так, что оставшиеся в живых еще полгода зубами щелкали от страха. Словом, жизнь суданцев под правлением египетских наместников можно охарактеризовать выражением: надо бы хуже, да некуда.

Очень скоро реальная власть над Суданом перешла в руки Зубейра, одного из самых жестоких и известных работорговцев Африки. Соединив вооруженные отряды охотников за рабами воедино, он фактически прибрал работорговлю в свои руки и стал полноценным хозяином страны. После чего Зубейр отказался платить египетскому генерал-губернатору налоги (чего зря деньги переводить?), а посланные против него карательные отряды попросту уничтожил. Более того, сознавая свою силу работорговец потребовал у Каира титул Паши и Египет был вынужден согласится.

Британское войска в Судане, eastnews

Но пришла беда — отворяй ворота. На Египет свалилась другая проблема: страна практически утратила независимость, оказавшись в сильной зависимости от Британской короны. Английское влияние в стране фараонов и пирамид резко усилилось с момента открытия Суэцкого канала (1869 год). Его стратегическое значение невозможно переоценить. Морской путь в Индию, жемчужину Британской империи, сократился более чем на восемь тысяч километров! Естественно что англичане, руководствовавшиеся принципом: «зона интересов Короны — весь мир», не могли оставить такой объект в руках какого-то мелкопоместного туземного князька.

К 1875 года Египет оказался на грани банкротства в результате «мудрой» экономической политики своего правителя Исмаила-Паши (Англия путем хитроумных операций начисто обрушила мировые цены на хлопок, главный экспортный продукт тогдашнего Египта. Затем предоставила ему крупные займы, благополучно разворованные правительством страны. Потом наступило время возврата долгов. А платить их было нечем). В Итоге Исмаил-Паша продал контрольный пакет акций Суэцкого канала англичанам. С этого момента их влияние в Египте стало доминирующим.

Египтяне пожаловались своим новым хозяевам: мол, рядом Египетский Судан беспредельничает. Вроде бы и наша земля, да сидит там разбойник Зубейр, правит страной как хочет, а денег не платит. Британцы, хозяйственно осмотрев соседнюю территорию обещали помочь, при условии, что на должность генерал-губернатора Судана будет назначен их человек. У правителя Египта (он носил титул Хедива), не было другого выбора. Новым генерал-губернатором стал Чарльз Гордон.

Об этом человеке просто необходимо рассказать подробно. У него было много имен. Как его только не называли — генерал Гордон, Гордон Китайский, Гордон Хартумский, Гордон-Паша. В его честь сочиняли оды, его подвиги изображали на картинах, он один имел успех там, где терпели поражения целые армии. Он гордость Соединенного королевства, сияющий брильянт в его короне, человек — легенда. Можно смело утверждать: пока английская земля могла рождать таких людей как Гордон, Великобритания правила миром.

Чарльз Джордж Гордон родился в Англии, в 1833 году. Молодым офицером он участвует в Крымской войне с Россией, ранен при штурме Севастополя. Затем Гордон уезжает в Китай, где в ходе Опиумных войн демонстрирует свои выдающиеся качества как в качестве военного, так и в качестве администратора. В ходе восстания Тайпинов в Китае (потрясшего страну до основания), Гордон совершает невозможное: собрав разбитые мелкие правительственные отряды воедино, молодой англичанин в пух и в прах разбивает многократно превосходящие силы мятежников. Это стало первым поражением повстанцев. Китайский император по достоинству оценил его заслуги, назначив талантливого британца на должность главнокомандующего армиями Поднебесной. За всю историю Китая Гордон стал единственным европейцем занявшим столь высокую и ответственную должность. Участь мятежников была решена. Огромные полчища бунтовщиков были уничтожены и восстание Тайпинов потерпело поражение. Англия, значительно усилив свое влияние в Китае, ликовала, присвоив своему герою почетное прозвище «Китайский».

Генерал-губернатор Судана, Гордон, eastnews

Получив пост генерал-губернатора Судана, Гордон снова совершает чудо: ему удается покончить с работорговлей в стране. По его совету Зубейра-Пашу приглашают в Каир, где содержат в качестве почетного гостя. Сын Зубейра-Паши, Сулейман, оставленный присматривать за «хозяйством», решает идти вызволять отца силой оружия. И тут англичанин демонстрирует какое-то безумное, не человеческое, не укладывающееся в голове бесстрашие. Один, совершенно безоружный, он приезжает в лагерь Сулеймана и требует от мятежников сдаться. Кажется невероятным, но увешанные с головы до пят оружием работорговцы действительно разошлись! Через некоторое время Сулейман опомнился от своего неслыханного позора и снова принялся за старое. На этот раз Гордон действовал куда жестче. С небольшим отрядом он вновь явился в банду Сулеймана, арестовал его, произвел над ним суд и тут же повесил. И никто из бандитов даже не пикнул, видя казнь своего главаря!

С горсткой египтян Гордон значительно расширяет территорию своего губернаторства, именно при нем Судан достиг своих нынешних границ. С работорговлей ведется беспощадная борьба. Виновных ожидает короткий суд, покаянная молитва и длинная веревка на ближайшем дереве. Его энергия невероятна (суданцы всерьез утверждали, что он никогда не спит). Гордон беспрестанно разъезжает по Судану изо всех сил пытаясь навести хоть какой-то порядок. На него смотрят с благоговейным ужасом, работорговцы дрожат при упоминании его имени. Конечно будет преувеличением сказать будто Гордон полностью покончил с работорговлей в Судане, но без сомнения он нанес ей страшный удар. Пораженный такими успехами египетский Хедив, присвоил Гордону титул Паши, а захлебывающиеся от восторга английские газеты нарекли его новым прозвищем «Хартумский».

Британские войска в Судане, eastnews

Так продолжалось около пяти лет. В 1879 году Правительство Ее Величества решило перебросить деятельного генерала на другой участок работы. Его как пожарника бросали во все «горячие» точки империи, над которой никогда не заходило солнце. Гордон вновь уехал защищать английские интересы в Китай.

Новый генерал-губернатор Египетского Судана назначенный из Каира, вернулся к прежней системе управления и к старым порядкам. То есть к тотальному грабежу страны, беспрестанным обирательствам и надругательствам над ее жителями. Эта перемена вызвала недовольство всех слоев населения Судана. Вот тут то на сцене и появляется главный герой нашего повествования. Его полное имя Мухаммед Ахмед ибн ас-Сайид абд-Аллах. Именно он объявил себя Махди Долгожданным.

II

Точная дата его рождения неизвестна, но историки считают, что будущий основатель суданского государства появился на свет между 1844 и 1845 годом. Он родился на берегу Нила, неподалеку от маленького городка Донгола, в семье плотника-корабела. Мальчик рано потерял отца и остался совсем один в жестокой стране, какой был тогдашний Судан. Детство сироты-бедняка не было приятным. Уверен, мальчишка порядком хлебнул горя. Но беды и невзгоды одних людей ломают, а другим напротив, закаляют характер. Наш герой бесспорно принадлежал ко второй категории. Видимо, он имел природную предрасположенность к религии и духовным исканиям, что и определило его жизненный путь. В Хартуме Мухаммед Ахмед получил мусульманское религиозное образование и стал дервишем.

Британские войска в Судане, eastnews

В самом общем виде дервиш в мусульманстве представляет собой некий аналог христианского монаха. Он не вправе иметь никакой собственности, даже одежда на теле не принадлежит ему. Дервиш беспрестанно странствует по стране, питаясь подаянием и неся слово Пророка всем, кто пожелает его слушать. Это облаченный в лохмотья аскет со странническим посохом в худой руке, с бледным изможденным лицом и горящими фанатичными глазами. Дервиши могли объединятся в некие общины для совместных постов и молитв под началом шейха — духовного руководится. В одну из таких общин руководимую известным подвижником шейхом Мухаммедом Шерифом, и вступил герой нашего повествования.

Молодой дервиш ведет жизнь крайнего аскета, во всем подражая Пророку: скудная еда, короткий сон, беспрестанные посты и молитвы. Земные блага абсолютно не интересны, вся его жизнь — постоянное служение Богу. Он утешает и успокаивает всех, кто нуждается в утешении и приходит за советом, он готов отдать последние лохмотья нищим и поделится с ними единственным куском хлеба. В общине его жизнь является образцом для подражания. Слухи о благочестии и святости Мухаммеда Ахмеда быстро распространились за пределы общины. Постепенно у него появляются собственные ученики и последователи.

Известно, что в результате какого-то конфликта, шейх общины изгнал своего лучшего ученика. Причина ссоры достоверно не установлена, но принято считать, будто Мухаммед Ахмед выступил против нарушения шейхом неких установлений Корана. Скорее всего, так оно и было. Разъяренный шейх изгнал из общины строптивца, наговорив ему перед этим немало грубых и обидных слов. Но правда была на стороне Мухаммеда Ахмеда, ибо он открыто выступил против безнравственности и нарушения религиозных заповедей. Такая история значительно способствовала росту его популярности. По стране ширилась молва о молодом дервише стремившимся очистить веру и смело добивающемуся полного соблюдения всех канонов ислама. На проповеди Мухаммеда Ахмеда собираются тысячи людей, его выступления имеют фантастический успех. Бесспорно, он блестяще владел словом и обладал огромной харизмой, ибо такие качества обязательно присущи любому проповеднику способному увлечь за собой толпу.

Кроме того, у будущего мессии появился помощник, взявший на себя заботы о сугубо земных делах. Этого человека звали Абдаллах ибн аль Саид Мухаммед. Он был одним из сыновей местного муллы, семья которого тяжело пострадала от произвола чиновников-египтян. Абдаллах дал себе слово изгнать наглых захватчиков из своей Родины. Явившись к Мухаммеду Ахмеду, Абдаллах заверил его в своей преданности и через очень короткий промежуток времени стал его правой рукой и первым помощником.

Британские войска в Судане, eastnews

К тому времени социальная обстановка в стране накалилась до предела. Чиновники Рауф-Паши, египетского генерал-губернатора Судана, выжимали из народа все соки, не брезгуя открытым грабежом. Жалобы на действия властей открыто игнорировались самими же властями. Египтян ненавидели лютой ненавистью и нужен был только повод для того, что бы ярость угнетаемых выплеснулась наружу. А по землям северного Судана упорно распространяются слухи о грядущем и скором явлении великого и долгожданного Махди, который вернет исламу его сияющую чистоту и освободит простых людей от страданий. И неудивительно: человеку всегда свойственно верить в то, во что ему хочется верить. Так было раньше, так будет и впредь.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и пояснить, как ислам представляет фигуру Махди. Дословный перевод этого слова с арабского означает «ведомый» (по пути Аллаха). Это своего рода некий мессия, предшествующий близкому концу света. При этом о Махди в Коране нет ни малейшего упоминания, но мессианские идеи очень широко толкуются в хадисах. В исламе суннитского толка, который как раз исповедуют в Судане, Махди является неопределенным лицом (в отличии от шиитов), это прямой потомок Пророка призванный объединить всех мусульман и воздать всем по делам их.

История мусульманства знает несколько примеров того, когда те или иные люди объявляли себя Махди. Такое случалось как до описываемых нами событий, так и после. Но если Вы читаете эти строки, значит ни один из них не был подлинным Махди, поскольку конец света так и не наступил. Пока, во всяком случае.

Британские войска в Судане, eastnews

Проповеди Мухаммеда Ахмеда постепенно приобретают антиегипетскую направленность. Он указывает на конкретных виновников бедствий народа. Это египтяне, нагло обирающие страну и отшатнувшиеся от истинного ислама. Они предали заветы Пророка, пойдя в услужение к неверным — англичанам. Судан будет процветать только тогда, когда на его земле установится истинный ислам, очищенный от скверны и торжествующий в своей первозданной чистоте. Но захватчики и их неверные хозяева скоро будут выброшены прочь. Скоро начнется Великая война — Джихад! Лучше тысячи могил, чем один пиастр дани, говорит он, и скоро этот лозунг подхватывает вся страна.

Его первый помощник Абдаллах, грамотно занимается организацией предстоящего выступления. Во все концы Судана доставляются послания нового духовного лидера, идет скрытая подготовка вооруженных отрядов.

Никто не знает чем руководствовался Мухаммед Ахмед перед тем как наречь себя именем Махди. Скорее всего, как и все успешные проповедники, он сам искренне верил в свою избранность. Истории не известна точная дата этого события. Но совершенно точно, что весть о появлении Долгожданного молнией облетела Судан и вызвала неслыханный религиозный подъем. Семя упало на благодатную почву. Забитые и измученные люди очень ждали Его. Они верили в Его приход. И Он пришел. Это случилось в 1881 году.

Продолжение истории восстания Махди, читайте в блоге автора

Восстание сипаев 1857-1859 годов

Англичане с самого начала колонизации Индии обладали очень большим преимуществом перед туземцами. Даже наиболее рьяные защитники родных земель, вооруженные только саблями и кожаными щитами, ничего не могли противопоставить европейцам, вооруженным ружьями и пушками. При этом англичане вовсе не хотели терять собственных солдат в таком отдалении от метрополии. По этой причине одной из основных сил в политике объединения многочисленных и раздробленных индийских княжеств стали сипаи — наемные солдаты, которых англичане набирали из числа местного населения. Сипаи получили в свое распоряжение современное оружие, им ежемесячно выплачивалось жалование. Для беднейших слоев индийского населения попасть на военную службу к англичанам на долгое время стало пределом их мечтаний.

Сипаи
К 1857 году, когда вспыхнуло восстание, в Индии было около 40 тысяч британских солдат и офицеров и более 230 тысяч сипаев, которые входили в состав трех армий: Бенгальской, Бомбейской и Мадрасской. Все эти армии обладали отдельными командованиями и различались по своей организации. Самой многочисленной и боеспособной из них была бенгальская армия. В ней насчитывалось 128 тысяч человек, которые были набраны в основном из уроженцев Ауда. При этом большая часть сипаев данной армии принадлежала к кастам кшатриев (каста воинов) и браманов (каста священнослужителей). Благодаря этому факту, в бенгальской армии существовала более крепкая спайка между сипаями, чем в армиях Бомбея и особенно Мадраса, где сипаев часто набирали из самых люмпен-пролетарских элементов, а также выходцев из низших каст. В Индии касты — социальные группы, на которые исторически было разделено индийское общество, имели огромное значение.

Сипайские войска были хорошо вооружены и обучены на английский лад, в них были представлены все существующие рода войск. Особенно хорошо были подготовлены артиллерийские части. По меткости стрельбы из орудий сипаи превосходили даже своих учителей англичан. Обычно сипаев нанимали на службу на 3 года, после чего перезаключали контракт. Жалование обычного сипая составляло 7 рупий в месяц, что в реалиях той Индии обеспечивало им сытную жизнь и даже позволяло оставлять небольшой излишек. Англичане даже первоначально задабривали сипаев, которые пользовались привилегиями при разборе их дел в суде, налоги на их семьи снижались, а во время войны они получали полуторный оклад.
Сипаи 20-го и 11-го полков туземной пехоты, сувар 3-го батальона легкой кавалерии, солдат 53-го пехотного полка, офицер морской пехоты и пикинер из 9-го кавалерийского полка
В то же время англо-индийская армия была слепком всей Индии. Все высшие командные посты в ней были заняты англичанами. Сипай имел возможность выслужиться из солдат в офицеры, но и тогда, уже убеленный сединами и покрытый шрамами от боевых ран, он вынужден был стоять навытяжку даже перед юным прапорщиком-англичанином. Высшим офицерским чином, до которого мог дослужиться индиец, был субадур (капитан). В то же время национальный гнет еще больше ощущался обыкновенными рядовыми. Сами же британцы привыкли воевать и нести службу с комфортом. Даже обыкновенные английские солдаты имели своих слуг. Ранцы во время походов им должны были нести кули. Британского офицера обычно обслуживал десяток слуг. Весь его багаж, дорожная утварь, палатка грузились на несколько повозок, а если вьючного транспорта не было, то весь груз несли на плечах многочисленных кули. Во время походов количество погонщиков, кули и слуг обычно в 10, а то и более раз превосходило количество английских солдат и офицеров.
Изначально грамотный ход по предоставлению туземцам шанса на светлое будущее на военной службе у Ост-Индийской компании со временем терял свой первоначальный лоск. К началу восстания сипаи из привилегированного сословия превратились в обычное «пушечное мясо», к тому моменту практически 20 лет Великобритания вела на территории Юго-Восточной Азии беспрерывные войны. К тому же в 1856 году сипаям урезали жалование, а продвижение по служебной лестнице ограничили сержантским званием. Но даже несмотря на это многие сипаи продолжали быть верными колонизаторам, предпочитая службу смерти от болезней и голода в какой-нибудь лачуге. Однако последовательно занимаясь окультуриванием и христианизацией местного индийского населения, колониальные власти не учли одной детали — далеко не все люди готовы были выменять многовековые традиции на деньги. Недовольство колониальной политикой среди индийцев и сипаев только крепло, превратив регион в «пороховую бочку».
Предпосылки восстания сипаев
К моменту восстания сипаев Индия окончательно превратилась в ключевой элемент британской колониальной системы. К середине XIX века сформировался очень сложный механизм экономической эксплуатации Индии, который представлял собой подобие «эталона» западной колониальной политики. Реализованный механизм позволял обеспечить стабильную и достаточно масштабную выкачку из Индии разнообразных материальных ресурсов, которые в немалой степени обеспечивали успехи быстрого промышленного развития метрополии. С другой стороны проводимая Великобританией экономическая политика в немалой степени способствовала развитию капиталистической системы отношений и в самой Индии, где шло формирование новых экономических отношений и появлялись новые отрасли хозяйства. При этом данный процесс шел достаточно болезненно и противоречиво.
Картина В. Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами»
Местной колониальной администрацией был построен своеобразный фискальный механизм, в основе которого находился земельный налог. В некоторых индийских регионах были сформированы четыре налоговых системы, которые основывались на разных формах землепользования. При этом в стране осуществлялись некоторые экономические мероприятия: строительство первой железной дороги, организация почтовой службы, сооружение Гангского ирригационного канала. С одной стороны они несли в Индию блага цивилизации, с другой — нововведения были необходимы британской буржуазии для того, чтобы облегчить и удешевить вывоз индийского сырья. Основные массы индийского населения не извлекли какой-либо выгоды из этих благ цивилизации, которые были в основном ориентированы на самих англичан, а также на представителей туземной аристократии. Наряду с этим положение простых индийских крестьян, ремесленников и рабочих со временем ухудшалось. Данные классы несли основное бремя все возрастающих налогов, повинностей и податей, которые уходили на содержание англо-индийской армии, в которой насчитывалось более 350 тысяч человек и весь бюрократический аппарат британской администрации.
В целом проводимая англичанами в Индии экономическая политика вела к нарушению традиционных укладов жизни, а также уничтожала зачатки тех рыночных отношений, которые начали складываться в Индии еще до вмешательства со стороны Великобритании. Колонизаторы стремились сделать все, чтобы перевести индийскую экономику на нужды индустриального общества метрополии. После того как была разрушена сельская община при непосредственном участии англичан начался процесс развития в стране новых капиталистических отношений. При этом от британских нововведений пострадала и часть местной аристократии. В Бенгалии многие местные старинные аристократические роды в результате реализуемой англичанами земельно-налоговой реформы были разорены и вытеснены новым слоем помещиков, которые пришли на их место из среды чиновников, городских купцов, ростовщиков и спекулянтов. Политика, проводимая генерал-губернатором Дальхузи, бесцеремонно ликвидировала целый ряд индийских княжеств. При этом местные туземные принцы лишились своих тронов, субсидий и титулов, немалый ущерб был нанесен разным феодальным династиям страны. Наконец, после аннексии в 1856 году Ауда английская администрация существенно урезала права и владения местных крупных феодалов — «талукдаров».
Начатая трансформация аграрного сектора, который был основой традиционного индийского экономического уклада, разрушение традиционного ремесленного производства — родина хлопка со временем практически перестала экспортировать в метрополию готовые ткани из местного сырья. Постепенно основной статьей экспорта Индии становились не готовые товары, а само сырье для фабрик, расположенных в метрополии. Все это привело к серьезному обострению социально-экономической ситуации в Индии. Британцы, разрушая и трансформируя имевшиеся устои индийского общества, не спешили создавать новые условия, которые могли бы обеспечить народам Индии прогрессивное культурное и экономическое развитие.

Англичане отражают атаку повстанцев
Наряду с этим колониальные власти ущемляли интересы значительной части индийской знати. У ее представителей в середине XIX века под предлогом «дурного управления» массово отнимались их владения. Также было осуществлено сокращение пенсий, которые британцы выплачивали многим индийским князьям. В будущем именно представители местной княжеской аристократии встанут во главе стихийно вспыхнувшего восстания сипаев. Помимо этого колониальная английская администрация решила обложить налогами земли, которые принадлежали индийскому духовенству, что также не добавило ей популярности. Данная политика вызывала откровенное раздражение среди индуистского и мусульманского духовенства, которое в ту пору пользовалось громадным влиянием среди простого народа.
Наряду с этим сипаи-индийцы, как отмечалось выше, были недовольные значительным сокращением своего жалования, а также тем фактом, что их начали использовать в различных военных конфликтах за пределами самой Индии — в Афганистане, Иране и Китае. Таким образом, уже к середине XIX века в Индии сложилась целая совокупность социально-экономических факторов, которые привели к восстанию, а локальные выступления против британской колониальной администрации происходили в Индии в течение всей первой половины XIX века.
Повод к восстанию
Для начала восстания была необходима любая искра, и такой искрой стала печально известная проблема, связанная со средствами ухода за только что принятыми на вооружение новыми капсюльными ружьями системы Энфилда. Смазка данной винтовки и пропитка картонных патронов к ней содержали в своем составе животные жиры, верхушку же самого патрона (с пулей) необходимо было сначала надкусить при заряжании ружья (из картонной гильзы в ствол ружья засыпался порох, сама гильза применялась как пыж, сверху с помощью шомпола забивалась пуля). Сипаев, которые были и индуистами, и мусульманами, сильно напугала перспектива осквернения через такой тесный контакт с останками животных — коров и свиней. Причиной были характерные и существующие по сей день религиозные табу: корова для индуистов — животное священное, питаться ее мясом великий грех, а у мусульман свинья считается нечистым животным.
Разоружение сипаев, отказавшихся воевать против своих соотечественников и участвовать в подавлении восстания.
При этом армейское руководство настаивало на использовании ружья новой модели и смазанных запретными животными жирами патронов к нему, игнорируя растущее среди сипаев недовольство. Когда данная ошибка все-таки была до конца осознана, было уже слишком поздно. Многие сипаи истолковали британские нововведения, как преднамеренное оскорбление их религиозных чувств. И хотя командование до этого следило, чтобы сипайские подразделения комплектовались по смешанному религиозному признаку, чтобы устранить вероятность возникновения среди них сговора, эффект в этом случае вышел абсолютно противоположным. И индуисты и мусульмане из числа сипаев забыли свои разногласия и объединились между собой в защите «дхармы и Корана».
Восстание сипаев
Восстание началось 10 мая 1857 года в Мируте. Началом восстания стал отказ 85 сипаев провести учебные стрельбы новыми патронами, содержащими животный жир. За это они были приговорены к смертной казни, которую им заменили 10 годами каторги. Осужденные были направлены в тюрьму, но уже на следующий день в Мируте, который был расположен в 60 километрах от Дели, началось восстание трех бенгальских полков. В дальнейшем восстание подобно лесному пожару перекинулось на всю бенгальскую армию. В день начала восстания многие британские солдаты находились в увольнении, у них был выходной день, поэтому они не смогли оказать восставшим туземцам организованного сопротивления. Восставшие убили некоторое количество британских солдат и офицеров, а также чиновников и европейцев из числа гражданских, включая женщин и детей. Также они освободили 85 приговоренных к каторге сипаев и еще около 800 узников местной тюрьмы.
Достаточно быстро восставшие захватили и Дели, где небольшой отряд из 9 английских офицеров, понимая, что не сможет защитить местный арсенал, просто подорвал его. При этом 6 из них выжили, но в результате взрыва погибло много людей на улицах и были разрушены соседние дома. Восставшие сипаи рассчитывали поднять всю Индию, поэтому они отправились к дворцу, в котором свой век доживал последний потомок Великих Моголов — падишах Бахадур-шах II. 11 мая 1857 года восставшие вошли в Дели, а уже на следующий день падишах принял помощь сипаев и заявил о своей поддержке восстания, призвав весь индийский народ к борьбе за независимость. То, что начиналось, как небольшое восстание, довольно быстро переросло в настоящую освободительную войну, фронт которой протянулся от Пенджаба до Бенгалии, а главным центром сопротивления в Индии стали Дели, Канпур и Лакхнау, где были образованы собственные правительства. Британцам пришлось отступить на юг Индии, где сохранялось относительное спокойствие и располагались верные Ост-Индийской компании воинские части.
Слоновья артиллерия сипаев
Оправившись от первого внезапного удара, войска колонизаторов приступили к подавлению восстания. Англичане прекрасно знали, что сборным пунктом сипаев стал Дели, поэтому именно на этот город уже 6 июня 1857 года был направлен их первый удар. Сначала генерал Гарри Барнард сумел захватить хребет Бедлико-Сераи, который господствовал над Дели, после чего приступил к осаде города, которая продолжалась на протяжении 4-х месяцев. Англичане успели хорошо подготовить индусов, превратив их в отличных бойцов. Особенно отличались сипаи-артиллеристы, которые в мастерстве стрельбы превзошли самих колонизаторов. Армии генерала Барнарда, скорее всего, пришлось бы очень туго, если бы в Дели не был взорван тот самый местный арсенал. Его взрыв оставил восставших сипаев в городе практически без снарядов. Но даже несмотря на это 30-тысячный гарнизон Дели старался регулярно совершать вылазки из города, нанося удары по противнику и уничтожая небольшие британские отряды.
Во время осады на помощь колонистам подошло подкрепление из новых британских солдат (часть войск перебросили из Сингапура и метрополии, часть после завершения Крымской войны подошла по суше через Персию), а также индусов, которые оказались верными колониальной администрации. Главным образом это были сикхи и пуштуны Пендажба. 7 сентября 1857 года англичане получили мощные осадные орудия и начали артиллерийскую подготовку, в ходе которой им удалось проделать бреши в стенах города. 14 сентября колониальные войска пошли на штурм города в составе четырех колонн. Ценой серьезных потерь им удалось захватить плацдарм непосредственно в Дели, после чего последовали кровопролитные уличные бои, которые продлились неделю и закончились падением города.

Штурм Дели
Британцы, которые потеряли в ходе штурма 1574 своих солдат, буквально обезумели от ярости. Из пушек они расстреляли главную городскую мечеть, а также прилегающие к ней здания, в которых проживала элита мусульманского населения Индии. Дели грабили и уничтожали, многих мирных жителей просто вытаскивали из домов и убивали, мстя за своих погибших в боях товарищей. Ворвавшись во дворец падишаха, победители взяли Бахадур-шаха II в плен, а всю его семью расстреляли. Так вместе с Дели пала и древняя династия Великих Моголов. После захвата Дели британцы методично подавляли восстание в других городах. 16 марта 1958 года ими был захвачен Лакхнау, а 19 июня того же года в сражении при Гвалиоре войска, которыми командовал генерал Роуз, разбили последний крупный отряд восставших, которым руководил Татиа Тони. После этого они ликвидировали лишь небольшие очаги сопротивления. Основными причинами поражения восстания были лучшая оснащенность английских колонизаторов, различия в целях восставших, в первую очередь бедных крестьян и ремесленников и богатых феодалов, сохранявшаяся в Индии разобщенность народов, которая позволила британцам изолировать основные очаги восстания.
Итоги восстания
Восстание сипаев было окончательно подавлено к апрелю 1859 года. Несмотря на тот факт, что восстание закончилось поражением, английские колонизаторы вынуждены были пойти на изменение своей политики в Индии. Еще 1 ноября 1858 года в Индии был обнародован манифест королевы Виктории, который объявлял о переходе управления Индией к английской короне и ликвидации Ост-Индийской компании. Королева Виктория обещала свое прощение всем индийским феодалам, которые примкнули к сипайскому восстанию, исключая тех из них, кто непосредственно участвовал в убийстве английских граждан. После принятия Акта об управлении Индией Ост-Индийская компания потеряла свое первоначальное значение, хотя и смогла просуществовать еще до 1873 года, но уже как обыкновенная коммерческая организация. Также был принят ряд законов, который закрепил за индийскими феодалами право собственности на землю, а благодаря законам об аренде, которые ограничили произвол князей и помещиков, колонистам удалось снизить градус недовольства и среди индийских крестьян.
После того как Ост-Индийская компания была отстранена от власти в Индии ее вооруженные силы (европейские и сипайские) были обращены в войска королевской службы. При этом старая сипайская армия почти прекратила свое существование. В бенгальской армии подавляющее число сипаев примкнуло к восстанию 1857-1859 годов. При проведении реорганизации данной армии в ней, прежде всего, было увеличено количество англичан. До начала восстания в ней на каждого английского солдата приходилось пять сипаев, а после восстания соотношение было доведено до одного к трем. При этом артиллерийские и технические части теперь комплектовались только из англичан. Также в сипайских частях возросло количество английских унтер-офицеров и офицеров.
Руины дворца губернатора провинции Уттар-Прадеш в городе Лакнау после артобстрела

Изменен был и национальный состав обновленных сипайских частей. Браминов прекратили набирать на военную службу, была прекращена вербовка жителей Ауда и Бенгала. Мусульманские племена Пенджаба, сикхи и воинственные обитатели Непала (гурки) составили большинство вновь набранных на службу солдат англо-индийской армии. Теперь в большинстве случаев треть каждого полка составляли индусы, треть — мусульмане, треть — сикхи. Причем все они принадлежали к разным народностям Индии, говорили на разных языках и исповедовали разные религии. Широко используя религиозное и национальное деление, осуществляя набор из самых отсталых племен и народностей Индии (за исключением сикхов), англичане рассчитывали предотвратить кровавые события 1857-1859 годов.
Источники информации:

  • БАШКИРСКИЕ ВОССТАНИЯ — 2-й пол. l7 — 1-й пол. 18 вв. Во 2-й пол. 16 в. — нач. 18 в. башк. народ подвергался нац.-колониальному гнету со стороны Рус. феод. гос-ва, а также эксплуатировался башк. феодалами… Советская историческая энциклопедия
  • Восстания рабов — высшая форма классовой борьбы в обществе, способ производства которого был основан на рабстве… Словарь античности
  • Грантх Сахиб (Господин Книга Сикхов) — Священная книга сикхов, составленная пятым гуру Арджуной. Содержит гимны Арджнуна… Религиозные термины
  • БАБИДСКИЕ ВОССТАНИЯ — нар. восстания в Иране в 1848-52, направленные против феод. строя, а также объективно и против начинавшегося закабаления Ирана иностр. капиталом… Советская историческая энциклопедия
  • ГИЛИНСКИЕ ВОССТАНИЯ 16-17 вв. — народные восстания в Гиляне против господства Сефевидов. Гилянские ханства Бийе-Пас и Бийе-Пиш в 16 в. вынуждены были признать вассальную зависимость от Сефевидского гос-ва. Антисефевидское восстание в Гиляне… Советская историческая энциклопедия
  • ДАЛЬСКИЕ ВОССТАНИЯ — крест. восстания в швед. обл. Даларне в 20-30-х гг. 16 в. Д. в. были вызваны усилением налогового гнета в первое десятилетие царствования Густава I Вазы, дороговизной, а также происками оппозиц… Советская историческая энциклопедия
  • ДРУЗСКИЕ ВОССТАНИЯ 19-20 вв. — антитур. и антифеод. восстания друзов в обл. Джебель-Друз в кон. 19 — нач. 20 вв. Общими причинами восстаний были: с одной стороны, тяжелое положение друзского крестьянства, лишенного земли друзской феод…. Советская историческая энциклопедия
  • Бабидские восстания — народные восстания в 1848—52 в Иране против феодального строя и, объективно, против начавшегося закабаления страны иностранным капиталом… Большая Советская энциклопедия
  • Башкирские восстания 17-18 вв. — Восстание 1662—64… Большая Советская энциклопедия
  • Владивостокские восстания — 1905, 1906, 1907, вооружённые выступления матросов, солдат и рабочих во Владивостоке во время и после Революции 1905—07… Большая Советская энциклопедия
  • Герцеговинские восстания — 1852—53, 1857—58, 1861—1862, антифеодальные и национально-освободительные крестьянские восстания в находившейся под властью Турции Герцеговине. Пользовались поддержкой Черногории… Большая Советская энциклопедия
  • Дальские восстания — народные восстания в шведской обл. Даларна : первое , второе , третье … Большая Советская энциклопедия
  • Критские восстания — 1866—1869, 1896—97, народно-освободительные восстания на Крите против турецкого феодального и национального гнёта… Большая Советская энциклопедия
  • БАБИДСКИЕ ВОССТАНИЯ — народные антифеодальные восстания в Иране под руководством бабидов в 1848-52, объективно направленные также против начавшегося закабаления Ирана иностранным капиталом… Большой энциклопедический словарь
  • КИЕВСКИЕ ВОССТАНИЯ — 1146-47 — народные. Разгром восставшими дворов княжеской администрации. Убийство князя Игоря Ольговича , провал попытки Ольговичей закрепиться в Киеве… Большой энциклопедический словарь
  • КРИТСКИЕ ВОССТАНИЯ — 1866-69 — 1896-1897, на о. Крит, антиосманские, под лозунгом воссоединения с Грецией… Большой энциклопедический словарь