Ворошиловская батарея на острове

Пушки острова Русский: как Ворошиловская батарея наводила страх на японцев

Не один век защита государственных границ основывалась на системе опорных пунктов — крепостей, укрепленных районов, линий обороны. Но Вторая мировая война показала, что позиционная оборона на суше, как правило, приводит к поражению. А вот в отношении морских портов дело обстоит иначе: их оборона должна быть именно такой — жесткой и несгибаемой.




После Первой мировой в Европе было построено множество укрепленных районов и линий обороны. Во Франции — линия Мажино, в Германии — линия Зигфрида против Франции и линия Пантера-Вотан против весьма агрессивной в то время Польши. Своими «линиями Мажино» для защиты от опасных соседей обзавелись едва ли не все европейские страны, включая не воевавшую с начала XIX века Швейцарию.
В общем-то, укрепрайоны — это всего лишь вариации Великой Китайской стены, сооружения грандиозного, дорогого и совершенно бесполезного. Хитроумные форты, доты, заграждения производили, да и сегодня производят сильное впечатление на людей — и на гражданских, и на военных — даже после того, как оказались ни на что не годными в годы войны.
Береговые батареи
А вот оборона морских портов, наоборот, должна быть организована именно по принципу удержания жестких позиций — прежде всего от нападений с моря. Порт — база и убежище для кораблей, без портов невозможны ни боевые действия флота, ни само его существование. Например, в Русско-японской войне борьба за Квантунский полуостров свелась к битве за Порт-Артур. И именно падение этого порта резко изменило как соотношение сил на море, так и обстановку на всем русско-японском фронте.
Порт должен иметь достаточное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий, чтобы удерживать корабли противника на расстоянии и прикрывать свои корабли, выходящие из акватории или входящие в нее.
Более того, пока на побережье не будут захвачены порты, высадка морского десанта не имеет смысла — такой десант даже в случае успеха не может нормально снабжаться и сражаться. Например, при высадке англо-американского десанта в Нормандии летом 1944-го для союзников первейшей задачей стал захват ближайшего порта Шербур. Лишь после этого стало возможным наступление вглубь Франции.
Итак, порт вместе с портовым городом нужно защищать на определенных рубежах, не сходя с места — как от нападений с моря, так и с суши, невзирая на потери.
Защита Дальнего Востока
На всем тихоокеанском побережье нашей страны Владивосток с 1897 года был единственным портом, имевшим железнодорожное сообщение с остальной частью России и дававшим выход в Тихий океан. До начала Первой мировой город был хорошо защищен и с суши, и с моря: его укрепления насчитывали 16 фортов, 18 укреплений меньшего размера и 50 береговых батарей.
Однако к началу 1920-х годов система обороны пришла в упадок, и город остался беззащитным. В то же время отношения молодой Советской республики с Японией были крайне напряженными; было ясно, что рано или поздно Япония постарается захватить Владивосток как ключевой пункт русского Дальнего Востока. Обострившаяся к 1929 году обстановка заставила советское руководство обратить на Дальневосточный форпост пристальное внимание и начать восстановление укреплений.

А Япония, начавшая войну в Маньчжурии, к концу 1932 года вышла на границы Китая с СССР. Советскому Союзу пришлось строить цепь укрепленных районов на Дальневосточной границе, среди них и Владивостокский морской оборонительный район. Для защиты Владивостока с моря имеющихся калибров (в основном до 180 мм) и дальности их стрельбы явно не хватало, поэтому решили возвести 12-дюймовую (305 мм) башенную батарею на острове Русский. Осенью на юго-восточной оконечности острова началось строительство батареи, получившей номер 981, — вместе со 180-мм батареями она должна была стать основой оборонного узла. Башни взяли с линкора «Михаил Фрунзе» — бывшей «Полтавы».
Сам линкор «Полтава» вступил в строй в 1914 году и во время Первой мировой неоднократно выходил в море для прикрытия других кораблей и защиты минно-артиллерийских позиций. В ноябре 1919-го вследствие пожара, возникшего из-за халатности экипажа, линкор сильно пострадал, и его исключили из состава флота. А две средние башни типа МБ-3−12 демонтировали и отправили во Владивосток.
В строй!
Место для новой батареи было выбрано западнее бухты Новик, в двух километрах от южного берега острова. Сопка, на которой расположена батарея, не господствует над местностью — таким образом, вспышки выстрелов с моря не видны, и засечь батарею невозможно. С самолета корректировать огонь кораблей по батарее тоже затруднительно из-за пересеченной местности. Кроме того, военные инженеры придумали еще одну хитрость. В разных точках недалеко от батареи в колодцах помещались заряды взрывчатки, провода от которых были протянуты на командный пункт. В случае обстрела противником эти заряды поочередно должны были взрываться, имитируя разрывы вражеских снарядов и вводя авиакорректировщика в заблуждение.
Существовал и еще один маскировочный фактор. Из-за близости к бухте Новик огневая позиция батареи часто скрывалась в тумане, а ее командный пункт находился выше, и с него прекрасно были видны подступы к городу с моря.

Пульт управления
«Пульт» Ворошиловской батареи. Стрелка указывает на разновидность используемого в данный момент заряда, тип корабля-цели, а также вид тревоги (боевая, воздушная, химическая, атомная или опасность с суши).
В октябре 1934 года строительство батареи № 981 было закончено. В присутствии командующего Дальневосточной армией Блюхера и ряда других высоких чинов провели учебные стрельбы, а месяц спустя батарея получила официальное наименование в честь наркома обороны СССР Климента Ворошилова — так за ней закрепилось обиходное название «Ворошиловская батарея». К 1941 году были построены четыре целеуказательных поста для горизонтально-базного дальномера, что позволяло совершенно точно и быстро определять координаты вражеских кораблей.
К слову, 305-мм орудия Ворошиловской батареи не были ни единственными, ни самыми крупнокалиберными в крепости. Советские специалисты вполне резонно полагали, что батарею, координаты которой точно известны противнику, рано или поздно заставят замолчать. Поэтому в составе артиллерии Владивостока имелись подвижные железнодорожные орудия, три из них имели калибр 356 мм, три — 305 мм.

Главный калибр
Калибр орудий батареи — 305-мм. В оригинале они представляли собой трехорудийные башни МК-3−12 линкора «Михаил Фрунзе» («Полтава»), оснащенные 12″/52 пушками Обуховского завода образца 1907 года. На суше башни были переоборудованы в средства береговой обороны МБ-3−12.
Батарея как она есть
Итак, перед нами Ворошиловская батарея. Она состоит из огневой позиции, командных пунктов — главного и вспомогательного — и четырех целеуказательных постов. Гарнизон составляет 399 человек. Огневая позиция — это те самые башни, снятые с линкора «Полтава» и установленные в бетонных блоках на гребне сопки на расстоянии 217 м друг от друга. Под землей они соединены подземным ходом — потерной. Железобетонный башенный блок врыт в каменистый грунт горы, толщина крыши (2,8 м) и наружных стен (1,5−4 м) позволяет выдерживать попадания снарядов калибром до 356 мм, то есть защищает батарею почти от всех орудий японского флота. Конечно, у японцев имелись корабельные орудия калибра до 460 мм и с дальностью стрельбы, почти вдвое превышающей дальнобойность Ворошиловской батареи, — линкоры «Ямато» и «Мусаси». Но они предназначались для борьбы с кораблями противника, и их боекомплект не включал бетонобойных снарядов. В прочих помещениях батареи располагались снарядный погреб, погреб для пороховых картузов (мешков с порохом), кубрик для расчета, а также дизель-генераторы, дававшие электричество.

Разрезы
…огневой позиции батареи № 981 и башенного блока № 1
Главный командный пункт располагался на горе Вятлина в 1,5 км от башен и имел все необходимое для автономного существования — центральное отопление, дизель-генератор, запас воды. Здесь размещался «мозг» батареи — электромеханическое счетно-решающее устройство, которое переводило данные о цели (дистанция и направление) в команды для наводки орудий. Команды передавались на орудийные приборы по кабелю, то есть наводчикам не нужно было видеть цель — вращая устройства наводки, они лишь совмещали стрелки на циферблатах принимающих приборов.
Дистанцию определяли с помощью стереоскопических дальномеров Цейса, размещенных во вращающихся броневых рубках на главном и запасном командных постах, направление на цель — с помощью перископических визиров ВБК-1. Кроме того, имелось четыре целеуказательных поста горизонтально-базного дальномера для наблюдения за целью и всплесками снарядов. Каждый пост был связан с командным пунктом кабелем, и на посту была видна реальная картина боя, причем координаты цели и всплесков обрабатывались на отдельном приборе — автомате прямого курса.
Весь комплекс обеспечивал скорость и точность выдачи данных для стрельбы лучше, чем на корабле, где приходилось учитывать собственные скорость, направление движения и качку.
Расчет одной башни состоял из 75 человек, а механизация обеспечивала быструю подачу снарядов и картузов с пороховыми зарядами. Суммарно башня могла давать двумя стволами два выстрела в минуту (при стрельбе по очереди) или «палить» залпами. Боекомплект каждой башни составлял 600 снарядов — бронебойных, полубронебойных и фугасных, а дальность стрельбы 470-кг снарядами доходила до 23,2 км (или даже до 34,2 при использовании более слабых и легких боеприпасов образца 1928 года).


Казенная часть
На казенной части пушек сохранился штамп производителя — Обуховский сталелитейный завод, 1914 год, а также указание массы орудия без затвора — 3043 пуда (49,8 т). Данное орудие несет порядковый номер 93.
В целом оборонная картина получилась хорошей. Любой корабль, приблизившийся ближе чем на 34 км к острову Русский, попадал под огонь Ворошиловской батареи. Проскочить по Амурскому или Уссурийскому заливам к порту было невозможно. Справедливости ради стоит заметить, что в отличие от береговых батарей Севастополя Ворошиловская батарея не могла прикрывать город от атак с суши, так как была выдвинута в сторону моря.
Боевая служба батареи
Итак, в 1934 году Ворошиловская батарея начала свою службу, но… воевать ей не пришлось. Сложный рельеф береговой полосы в сочетании с мощной артиллерией Владивостокского укрепрайона попросту исключал высадку десанта вблизи города и уж тем более приближение вражеских кораблей к порту. Операции японской армии у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939-м, имевшие конечной целью отрезать Приморье от остальной части СССР, провалились.
К началу Великой Отечественной войны между СССР и Японией был заключен договор о нейтралитете, который Япония аккуратно выполняла, поскольку ей не с руки было воевать одновременно против США и Советского Союза. Однако было понятно, что береговые батареи нужны не для отражения ударов с моря, а для того, чтобы таких попыток не было. В этом плане Ворошиловская свою задачу исполняла вплоть до 1997 года.
В течение многих лет батарея совершенствовалась. В 1944 году она обзавелась аппаратурой радиолокационной станции орудийной наводки, полученной по ленд-лизу из Англии. Позднее на Вятлине была установлена отечественная РЛС «Шкот». Сегодня экскурсанты, посещающие батарею, ставшую музеем, рассматривают запасные стволы, лежащие возле башен. Дело в том, что живучесть орудий таких калибров очень невелика — всего несколько сотен выстрелов, после чего требуется замена стволов.
Послесловие
Зачем и почему была упразднена Ворошиловская батарея? Современное оружие, и прежде всего высокоточные и очень мощные ракеты даже не в ядерном снаряжении не оставляют никаких шансов уцелеть долговременным фортификационным сооружениям. Батарея будет уничтожена еще до того, как успеет сделать первые залпы. Она стреляет на 20−30 км, тогда как ракеты летят на сотни. Координаты батареи давно известны, и изменить их невозможно.
Современная оборона строится совсем на иных принципах. В начале XX века в историю ушли старинные крепости. Эта же участь в конце века постигла и укрепленные районы, в том числе и на море.

От царского линкора до российского музея: история Ворошиловской батареи на Русском острове (ФОТО)

Одно из самых известных оборонительных сооружений Владивостока – Ворошиловская батарея на Русском острове. Сохранившиеся орудия и подземные коммуникации до сих пор внушают уважение к военным строителям 30-х годов. VL.ru рассказывает, как столь мощное сооружение было введено в строй всего через два года с начала выбора места, какие сложности возникали при строительстве, как батарея разрасталась и ремонтировалась и со временем превратилась в музей.

11 ноября 1934 года приказом Высшего военного командования Дальнего Востока № 0398 батарея 1-Д была включена в состав действующих с 25 октября 1934 года. Этим же приказом она получила и официальное имя – 305-мм башенная береговая артиллерийская батарея № 981 им. наркома обороны СССР товарища Клима Ворошилова. Обращение о присвоении этого имени было удовлетворено еще 9 ноября приказом № 0027, подписанным Яном Борисовичем Гамарником.

В начале 1932 года во Владивостоке работала комиссия по выбору позиции для новых береговых батарей – в том числе и для башенной 305-мм батареи. Возглавлял комиссию помощник начальника 1-го отдела управления Штаба РККА Владимир Петрович Калачев. В состав комиссий входили начальник 9-го сектора 1-го управления Штаба РККА Иван Степанович Исаков (который гардемарином проходил практику на Русском острове еще в 1916 году), помощник начальника 9-го сектора Иван Федорович Голубев-Монаткин. Также в составе комиссии принимали участие инженеры 1-й Тихоокеанской дивизии и Дальневосточной армии.

Для вооружения проектируемой башенной батареи предполагалось использовать башни с линкора «Полтава» царской постройки. Башни представляли собой установки из трех 12-дюймовых пушек Обуховского завода. При этом сами башни перед установкой прошли модернизацию, в процессе которой была увеличена броня.

20 января комиссия подвела итоги по выбору закрытой позиции для 305-мм батареи с двумя башенными установками, получившей обозначение № 1 (1-Д). Башни было решено разместить рядом с кутовой частью бухты Новик на остроге одной из сопок. Тогда же была выбрана позиция командного поста, который решили разместить на горе Вятлина в полутора километрах от башен. Также была выбрана позиция для еще одной 305-мм батареи, но уже на одну башню, получившей номер 2. Разместить ее планировали в районе гор Главной и Центральной. Но поскольку было принято решение установить во Владивостоке только две башни, от строительства этой второй батареи отказались. И какое-то время башни будущей Ворошиловской обозначались как батареи № 1 и № 2 с оперативными номерами 981 и 982. Но уже в ходе строительных работ от такого обозначения отказались, сведя в единую батарею с номером 981. А номер 982 получила другая батарея, также располагавшаяся на острове.

Уже после работы комиссии во Владивосток прибыл военный инженер Яков Ефимович Розенталь, отправленный сюда как раз для участия в определении позиций батарей. Поскольку Яков Ефимович считал, что члены комиссии не имеют достаточного опыта, то по прибытии в город он отправился на остров, чтобы осмотреть выбранные места под объекты. Одним из его решений в процессе работы была консультация с бывшим военным инженером, полковником Эрнестом Оскаровичем Мааком, долгое время служившим во Владивостокской крепости и хорошо знавшим окрестности и особенности района. После Розенталь дал рекомендации по некоторым строительным моментам. Так, в качестве инертного материала им был предложен щебень из местного гранита, а песок было предложено добывать в карьере в бухте Холуай. После выполнения всех задач Розенталь убыл обратно в Москву, а его предложения были учтены при дальнейших работах.

Работы на батарее начались в том же 1932 году. Так, подписанный 5 мая в управлении начальника инженеров РККА чертеж башенного блока уже 8 мая был отправлен в Хабаровск начальнику Управления особого инженерного строительства ОКДВА Александру Павловичу Бандину. В сопровождавшей чертеж записке сообщалось, что детали башен, которые необходимо устанавливать в самом начале работ, прибудут во Владивосток 1 августа и 1 сентября. Но как часто бывает в наших реалиях, с самого начала строительства сроки сдвигались.

Первой ласточкой стала задержка отправки дальнейших чертежей ленинградским заводом. Но, несмотря на возникавшие проблемы, работы были начаты. На месте будущей батареи, а также в ближайших окрестностях были проведены геологические работы для определения особенностей грунта. От бухты Холуай до бетонного завода, располагавшегося выше батареи, проложили узкоколейную железную дорогу, полотно которой до сих пор частично сохранилось.

Для доставки тел орудий и частей башен на мысе Полонского построили причал. От него в сторону будущей батареи протянули полноценную железнодорожную ветку. Также пришлось частично углубить бухту Новик для того, чтобы к новому причалу могли подойти тяжелогруженые баржи.

На огневой позиции батареи 23 июня начались работы по выкапыванию котлованов под орудийные блоки. Необходимый размер котлованов составлял 40х40х15 метров. В сентябре начались работы по восстановлению жилых городков у мыса Экипажного и в бухте Холуай. С мыса Житкова транспортировались на новое место разобранные там бараки.

Из-за отставания сроков строительства от намеченных в 1932 году бетонные работы удалось провести только на котловане второго башенного блока. И то они ограничились заливкой фундаментной плиты. После этого строители сосредоточились на вспомогательных сооружениях. Сложилась практически потрясающая ситуация, когда бетонные работы должны были начаться еще до того, как во Владивостоке оказались окончательные полные чертежи. Так что задержка работ даже в чем-то помогла не совершить инженерных ошибок, хотя все равно неувязки в чертежах возникали.

Помимо проблем инженерного направления, возникали и другие: не хватало продовольствия для обеспечения рабочих – вплоть до случаев заболевания цингой. Отсутствовали поставки промтоваров для рабочих и их семей. Доходило до того, что в жилом городке банально не хватало одеял и постельных принадлежностей. Даже с обувью возникали проблемы. И все это пришлось аврально решать на месте, так как в один прекрасный момент рабочие просто отказались выходить на работу.

Решения проблем быстро смогли найти политработники. Из рабочих организовали рыбацкую бригаду – и на кухню столовой пошла свежая рыба. В частности, ловили ее в бухте Новик, куда заходила навага. Удалось договориться с портом и добыть инструменты и необходимые материалы, после чего организовать сапожную мастерскую.

Сезон 1933 года стал весьма насыщенным для строителей. За этот год на башенных блоках выполнили практически все бетонные работы. Однако монтаж металлических конструкций установок был задержан тем, что части монтажного крана провалились под лед в бухте Новик. Да и все электрооборудование этого самого крана было похищено в Хабаровске. Владивостокский «Дальзавод» задержал изготовление подъемников, необходимых для подъема орудий (вес каждого больше 50 тонн) на огневую позицию от железнодорожной ветки. При этом сами установки в разобранном виде после модернизации брони башен доставлялись во Владивосток через весь Союз из Ленинграда.

В следующем году работы, естественно, продолжались. Вместе с достройкой огневой позиции достраивался главный командный пост батареи. Также строился вспомогательный командный пост на горе Главной, позволяющий вести наблюдение на все 360 градусов. И финалом основных работ стала октябрьская приемка приборов управления стрельбой и центральной наводки. В рамках этого процесса проводились стрельбы, на финальном этапе присутствовали заместитель наркома обороны СССР Ян Борисович Гамарник и командующий ОКДВА Василий Константинович Блюхер. Во время этих стрельб буксируемый в море щит-мишень артиллеристы поразили с первого же залпа. И вот в ноябре 1934 года вышел приказ о принятии батареи в строй.

Но работы на этом не закончились. Батарея и ее инфраструктура требовали достройки. Так, в 1934 году оптический дальномер стоял открыто. Защитную броневую рубку для него установили только через год. В этом же году велись работы по доделке подземной насосной станции батареи. Прокладывалась траншея для дублирующего кабеля, соединявшего главный командный пост и огневую позицию. На огневой позиции для монтажного крана в склоне сопки была вырублена выемка-укрытие.

В 1936 году продолжили работы по системе целеуказательных постов (ЦУПов). Причем эти работы затягивались, как и еще некоторые, касающиеся различных сооружений батареи. Доделывались системы отопления, водоснабжения и вентиляции. Так, упомянутый ранее вспомогательный командный пост на горе Главной ввели в строй только в 1941 году. И следом за завершением работ на этом посту наконец-то смогли завершить установку оборудования на ЦУПах. В итоге система горизонтально-базного дальномера, единственного на всем ТОФ, вступила наконец в работу. Это позволило очень точно наводиться на цель.

В период войны батарея несла боевое дежурство. Позиция была тщательно замаскирована. В это же время на острове была создана ложная позиция с деревянными макетами башен. В военный же период была установлена английская радиолокационная станция, которые поставлялись в СССР в рамках ленд-лиза. Для ее оборудования в 1944 году рядом с ГКП было построено отдельное сооружение. Благодаря ей в 1945 году 981-я батарея первая во всей береговой обороне СССР провела стрельбы по невидимому противнику с использованием радиолокационной наводки.

В это же время вокруг батареи оборудовали систему противопехотной и противодиверсионной обороны, состоявшей из окопов и сборных железобетонных огневых точек (ЖБОТов). Тогда же по проволочным заграждениям пустили ток. Для обороны батарея получила мелкокалиберную артиллерию, противотанковые ружья и минометы. И, естественно, батарея имела зенитное прикрытие: 37-мм автоматические орудия, счетверенные пулеметы системы Максима. Что интересно – еще в феврале 1941 года по объявлению боеготовности № 3 батарея должна была открыть огонь через 7 минут после объявления этой самой тревоги. Но в начале 1942 года готовность установили уже в 30 минут, поскольку к тому моменту были развернуты корабельные дозоры в море и установлены минные заграждения, что снизило вероятность внезапного нападения на Владивосток с моря. В период войны на батарее появились запасные стволы. В 1943 году они были доставлены на позицию.

С самого начала ввода в строй батарея вела учебные стрельбы. Война не стала исключением: это был период, когда навыки артиллеристов просто необходимо было оттачивать, поскольку рядом была Япония. На одной из таких стрельб в 1944 году присутствовал нарком Военно-морского флота Николай Герасимович Кузнецов. Подвижная мишень была поражена с первого же залпа. Высокий уровень боеготовности батареи поддерживался вплоть до окончания войны с Японией.

После войны батарея продолжала оставаться в строю. В 1949-1950 гг. был проведен ремонт башенных установок силами завода «Большевик». Тогда же провели капитальный ремонт электрооборудования батареи. При этом в последующем ремонтные работы разного уровня проходили на батарее до 1991 года.

В 1951 году батарея поменяла название: ее переименовали в 1561-й отдельный артдивизион. Вообще, начало 50-х годов стало периодом обновления на батарее. Помимо ремонта и смены обозначения, на батарее заменили английскую станцию орудийной наводки уже на советскую «Редан-3», для которой рядом с ГКП возвели бетонную постройку. Впереди же командного поста, на возвышенности над морем, были построены блоки с силовой станцией для новой радиолокационной станции «Шкот». И вскоре получилось так, что Ворошиловская не только стала первой батареей в береговой обороне СССР, которая провела стрельбы с использованием РЛС, но и первой, выполнившей это уже с РЛС отечественного производства. Инфраструктура батареи продолжала разрастаться.

Но вскоре началась волна затишья. Батарею в очередной раз переименовали уже в 511-й башенный артдивизион. В 1958 году дивизиону сократили штат, а спустя два года и вовсе расформировали. И Ворошиловскую превратили в 109-ю батарею консервации. Совпало это с общим сокращением береговой артиллерии ТОФ. В тот период все железнодорожные батареи расформировали, а матчасть разделали на металл. То же произошло со всей береговой артиллерией малого и среднего калибра. Частично сократили и крупнокалиберную береговую артиллерию. В строю в состоянии консервации остались лишь Ворошиловская и несколько батарей со 180-мм орудиями.

Постепенно все шло к тому, что и Ворошиловскую спишут и разберут. Но начали ухудшаться отношения с Китаем. В 1965 году батарею расконсервировали, провели средний ремонт и снова переименовали. Теперь батарея стала 122-м башенным артдивизионом. А в 1968 году командный пост получил новую станцию орудийной наводки «Залп-Б». РЛС «Шкот» в это время была упразднена. Несколько позже, при строительстве на горе Главной РЛС ПВО «Лена-м», был уничтожен вспомогательный командный пост батареи.

Объект попал и в кино: один из эпизодов фильма «Моонзунд» снимался на батарее, которая изображала корабельные башни. Роли матросов, обслуживающих в фильме башни, исполнили реальные военнослужащие батареи, переодетые в дореволюционную форму. От этой же съемки тянется байка о том, что якобы при съемке холостых выстрелов орудий офицеры попросили съемочную группу отодвинуться самим и отодвинуть оборудование несколько дальше, чем они стояли. Но киношники уперлись. В результате от выстрела оборудование и киношников раскидало, а больше всего негодовал звукорежиссер, который сетовал, что записанную звуковую дорожку ему попортили матом оглохшие операторы.

Последняя стрельба на батарее прошла в октябре 1991 года под командованием капитана Георгия Эдуардовича Шабота (ставшего последним командиром батареи) на оценку «хорошо». В строю объект оставался до 1997 года, когда был преобразован стараниями последнего командира в музей, коим и является до сих пор.

Сейчас от всей инфраструктуры батареи сохранилось большое количество объектов: огневая позиция стала музеем, главный командный пункт, к сожалению, был разграблен, но на нем сохранились бетонный массив самого поста, блок дальномера и блок РЛС. В нескольких сотнях метров от него сохранились сооружения РДС «Шкот». На острове Шкота и полуострове Житкова до сих пор стоят целеуказательные посты. Причем с учетом популярности острова Шкота многие жители города проходят там мимо ЦУПа, часто даже не понимая, что именно расположено рядом с тропой на маяк.

На мысе Вятлина на прожекторной позиции сохранилась казарма личного состава, а также сами места установки прожекторов. ЦУП остался и на острове Рейнеке – найти его очень просто, он расположен на скале практически ровно над затопленным «Пересветом». А вот ЦУП на острове Попова сейчас недоступен. На его сооружении располагается станция сотовой связи – территория ограждена забором. Частично сохранилось полотно узкоколейки, идущей от бухты Холуай до огневой позиции. На берегу бухты Новик сохранилось полотно железной дороги широкой колеи и паровозное депо. А у мыса Полонского остались сваи бывшего причала.

Из всех береговых батарей, прикрывавших Владивосток, Ворошиловская имела самую большую сеть сооружений. И пусть у нее не самый крупный калибр из того, что прикрывало наш город и базу флота, но она стала самым известным символом той мощи, которая была создана в 30-е годы для защиты Владивостока. Батарее повезло сохраниться и превратиться в филиал музея Тихоокеанского флота. В 2017 году на базе огневой позиции батареи был открыт филиал парка «Патриот». К сожалению, был испорчен исторический облик батареи. Площадка, на которой она расположена, долгое время была большой поляной с газоном. При создании парка ее просто засыпали глиной, смешанной со скальным щебнем. А нишу-укрытие крана закрыли площадкой-тиром. Сейчас музей на батарее закрыт в связи с передачей ее из состава ТОФ парку «Патриот». Остается надеяться, что однажды на батарею по-настоящему обратят внимание и она будет отреставрирована на должном уровне. Ведь это не только эхо советской береговой обороны, но и кусочек истории флота Российской империи.

Ворошиловская батарея — главный калибр Владивостока.

Батарея №981 им. Ворошилова на острове Русский — одна из двух уцелевших 12-дюймовых бронебашенных батарей России (вторая — батарея №30 под Севастополем). Возведенная в 1931-34гг, это единственная 305-мм башенная батарея, полностью спроектированная и построенная в советское время.

Ворошиловская батарея — главная фортификационная достопримечательность Владивостока. Ныне она функционирует как музей, не посетить который, будучи в этих местах — просто грех:
Далее 40 фото (сентябрь 2018г):
Для вооружения батареи использованы башенные установки (2-я и 3-я) с линкора «Михаил Фрунзе» (быв. «Полтава»), поврежденного пожаром в 1919г и так и не восстановленного.
Кстати, 1-я и 4-я башни с этого же линкора после ВОВ были использованы для восстановления батареи №30 под Севастополем, что породило шутку о «самом длинном линкоре в мире — от Севастополя до Владивостока».
Батарея состоит из двух орудийных блоков, расположенных в 200 метрах друг от друга.

(взято )
Орудийные блоки соединяются потерной, проложенной на глубине 25 метров, где расположена также силовая станция и прочие вспомогательные помещения.

Схема расположения береговых батарей Владивостока:

Красные окружности — дальности стрельбы Ворошиловской батареи обычным (на 23 км) и дальнобойным (на 34 км) снарядами.
Вторая («задняя») башня:

Башенная установка МБ-3-12;
Орудия — 12-дм (305-мм) 52-калиберные Обуховского завода;
Масса вращающейся части башни — 900 т;
Углы вертикального наведения: -3/+25 град;
По горизонтали обстрел круговой;
Скорость наведения: по горизонту — 5 град/с, по вертикали — 7,5 град/с;
Бронирование: стенки — 305 мм, крыша — 203 мм;
Макс.дальность стрельбы — 34,5 км.
Расчет башни — 75 человек.
Доступа в эту башню нет:

Вид от первой башни в сторону второй. Сбоку на тележках лежат запасные стволы:

В 1939-40гг орудия батареи перестволили. Некоторые из стволов в башнях были заменены на орудия, поднятые с затонувшего в Севастополе в 1916г линкора «Императрица Мария».
«Старые» стволы также были отремонтированы и теперь лежат тут как запасные:

Вид на первую башню. На первом плане еще 2 запасных ствола (т.о. всего на батарее их 6 — полный комплект):
Первая башня:
На левом стволе закреплено 45-мм орудие 21-К, использовавшееся для учебных целей:
Кто-то сказал, что толи за 2, толи за 5 тысяч рублей из него можно выстрелить 🙂
За сопками — море:
Батарея находится на закрытой позиции, т.е. моря с неё не видно. Противника наблюдали с дальномерных и визирных постов, расположенных на соседних возвышенностях.
Теперь пойдем внутрь башни:
Среднее орудие (№93):
Орудия отделены друг от друга броневыми переборками.
Правое орудие (№73):
Левое орудие (№133):
Слева шкивы с тросами — здесь поднимается зарядник со снарядом и полузарядами.
Вид на зарядник в нижнем положении:
Затвор крупным планом:
Справа плохо, в профиль, но видны большие розмахи (штурвалы), которыми можно было наводить орудие вручную при отсутствии электропитания:
Прибор 44 (установка угла возвышения орудия) и комендорский индикатор:
,
Выстрел это снаряд и два полузаряда:
Художественно:
Теперь посетим подземную часть башенного блока.
Вход:
Орудийный блок в разрезе:
Глубина колодца башни — 16 м.
(графика С.А. Воробьева, взято )
Еще разрез и поэтажные планы:
,
На планах в передней части блока виден круглый бетонный «стакан» — башенный колодец, внутри которого находится металлический ствол самой башни.
Верхний этаж.
Здесь расположена военно-историческая выставка, рассказывающая о Владивостокской крепости вообще и 981-й батарее в частности:
В полукруглом помещении между внешней стеной блока и башенным колодцем расположен «кубрик» — здесь мог некоторое время жить личный состав (в случае, например, интенсивных боевых действий, чтобы всегда быть рядом со своими боевыми постами):
(это двухъярусные нары с рундуками внизу).
Спускаемся на средний уровень.
Слева дверь в заднюю часть блока, прямо — железная лестница между этажами, справа вход в башенный колодец, вдали, за лестницей — вход в кольцевой зарядный погреб.
Стеллажи для полузарядов в кольцевом помещении вокруг башенного колодца:
Огнезащитные заслонки отверстий для передачи полузарядов из погреба внутрь колодца:
Всего таких узлов по окружности погреба 4. Открываются они нажатием на педаль внизу. Это своеобразный «шлюз», не дающий пламени распространиться по помещениям в случае пожара в одной из частей башни.
Внутри башенного колодца (зарядное перегрузочное отделение). Видны заслонки с обратной стороны отверстий для передачи полузарядов, справа — металлический ствол башни:
Заслонки питателя зарядника (они другой формы, т.к. полузаряды в них вкладываются «боком»):
Собственно, что такое полузаряды и какие они бывают:
Спускаемся на нижний этаж.
Здесь в кольцевом помещении был снарядный погреб (т.н. снаряды второй подачи):
Справа виден открытый лоток для подачи снарядов в снарядное перегрузочное отделение
Таких лотков 8…
…по числу стеллажей первой подачи, расположенных внутри башенного колодца:
пост подачи и снарядный лоток, с помощью которых снаряды со стеллажей…
…подавались на подготовительный стол, а затем…
…на лоток подъёмника, с помощью которого ехали наверх, в перегрузочное отделение, откуда уже подавались к орудиям:
Виды снарядов и их характеристики:
Приспособления для транспортировки снарядов, полузаряд в пенале, дальнобойный снаряд обр.1928г:
,
Практический (учебный) снаряд обр.1911г (вес 471кг):
Ссылки по теме:
Статья в Википедии
Комментированный фотообзор с чертежами
kfss.ru
Фотообзор 2014г в 3-х частях от ув.starcom68: часть1, часть 2, часть 3.

Ворошиловская батарея на острове Русский во Владивостоке

Ворошиловская батарея на острове Русский была создана во время модернизации Владивостокской крепости в начале 1930-х. Названа она в честь тогдашнего наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова. Весной 1931-го Реввоенсовет СССР в свете возможной войны с Империалистической Японией усиливал оборону Владивостока. Основные работы велись на острове Русском, в частности на высоте 116 в юго-восточном углу бухты Новик. Именно здесь была заложена тяжелая артиллерийская батарея из двух палубных трехорудийных башен, снятых с линейного корабля «Полтава». Башни установлены на расстоянии 200 м друг от друга и соединены подземными коммуникациями. Поэтому Ворошиловскую батарею образно называют «подземным линкором».

Батарея им. Климента Ворошилова на острове Русский. Современный вид

История «подземного линкора»

Ворошиловская батарея имеет самое мощное в истории Владивостокской крепости вооружение: 2 вращающиеся башни с тремя орудиями калибром 305-миллиметров. Башни сняты с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (до 1926 г. «Полтава»), который до начала Великой Отечественной числился на Балтийском флоте.

  • Линейный корабль «Полтава» в 1915 году. Две средние артиллерийские башни, снятые в 1931-м, по сей день стоят на острове Русский во Владивостоке
  • Модель линкора “Полтава” с 4 бронебашенными установками на палубе

Всего на линкоре было 4 таких башни. Две других демонтировали уже после войны и установили на 30-й батареи Береговой обороны Черноморского флота в г. Севастополе.

30-ая бронебашенная батарея береговой обороны. Севастополь

На протяжении 1932-1933 годов выполнялись скальные и надземные работы. Гигантские сверхтяжелые башни доставляли из Ленинграда на юг Приморья по железной дороге в разобранном состоянии. На остров Русский орудийные стволы и другие детали переправляли на баржах, а в зимнее время по льду на тракторных тягачах. Для подъема к месту установки пришлось проложить временную железнодорожную ветку. Обе башни смонтировали в 1934-м. Так появилась береговая башенная батарея № 981.

Устройство Ворошиловской батареи

Огневая позиция размещается в юго-восточной части острова Русский на высоте 116 метров над уровнем моря. Здесь на расстоянии 200 м друг от друга зарыты в грунт два 5-этажных башенных блока. На них смонтированы артиллерийские установки №1 и №2.

Продольный разрез башенного блока

Каждая трехорудийная башня весит 700 т. Толщина ее броневой защиты 300 мм. На первом этаже подбашенного блока находился снарядный погреб. Отсюда на цепях 470-килограммовые снаряды поднимали к орудийным казённикам.

  • 470-кг боеприпасы для артиллерийской башни уложена на подъемник
  • Казенная часть ствола. Сюда заряжались 305-мм снаряды

По вертикальным шахтам можно спуститься в горизонтальную потерну. Здесь же размещались подземная силовая станция и котельная. Подземная потерна связывает между собой обе башни.

Подземные коммуникации в продольном разрезе. Авторы проекта – военные инженеры М.Я. Гмира, Я.Е. Розенталь, А.И. Васильков.

Командный и корректировочный пункт Ворошиловской батареи находился 1,8 км южнее на горе Вятлина на побережье Русского острова. Он представлял собой заглубленную 3-этажную казематированную постройку. Вход расположен на поверхности и прикрыт коленчатым тамбуром.

«Ворошиловская батарея». Снимок 2016 г.

На протяжении XX века за Ворошиловской батареей сохранялся статус секретного объекта. Регулярно на ней проводились учебные стрельбы в открытое море.

Ворошиловская батарея в искусстве

Весной 1985 года на Ворошиловской батареи снимали начальный эпизод исторической картины «Моонзунд». Матросы Российского императорского флота, которые в сцене заряжают 470-кг снаряды в казенник и стреляют из корабельных пушек по учебным целям, – это переодетые военнослужащие 122-го отдельного башенного артиллерийского дивизиона, входившие в расчет 1-го орудия. Командиром башни №1 в то время был лейтенант Георгий Шабот – ныне смотритель музейного комплекса «Ворошиловская батарея».

Сцена из фильма Моонзунд, снятая на Ворошиловской батареи во Владивостоке в 1985 г.

30 июля 1997 года Ворошиловская батарея была переоборудована в 3-й филиал военно-исторического музея Тихоокеанского Флота. Филиал №1 – это подводная лодка С-56, а №2 – пароход-музей «Красный вымпел». Директором музея назначен бывший командир батареи и ее пожизненный смотритель Г. Шабот. Подземные помещения сохранили в первозданном виде и открыли для посетителей. Весь боезапас – а это 2500 бронебойных, полубронебойных и фугасных снарядов – был утилизирован. Порох сожгли, а железные болванки затопили в море.

  • Длина ствола 16 м, вес – 50 тонн. Обуховский сталелитейный завод, 1914 год. Небольшая пушка на левом стволе служила для пристрелки
  • 305-миллиметровые жерла орудий, как и 80 лет назад, смотрят на залив Петра Великого
  • Артиллерийская 3-орудийная башня МБ-3-12-Ф. В 1941-м на бронебашенных установках поменяли стволы. С тех пор до реконструкции 2017-го старые лежали рядом с башнями

Ворошиловская батарея – образец фортификационного искусства

Сооружение по праву считается чудом советской инженерной мысли. Свод подземных укреплений залегает настолько глубоко, что не уязвим для прямого попадания авиабомбы весом в тонну. Огромные пушки способны поражать вражеские суда на расстоянии до 35 км. То есть могут достать до противоположного берега Уссурийского залива. При этом отклонение снаряда от намеченной цели не превышает 2 метра.

В 2017-м в интервью по случаю открытия парка Патриот командующий ТОФ адмирал Сергей Авакянц заявил, что Ворошиловская батарея была и остается в составе вооруженных сил РФ и способна делать боевые выстрелы. Одного точного залпа будет достаточно, чтобы потопить самый тяжелый крейсер или дредноут. При чем обычный снаряд невозможно отклонить от цели современными средствами ПРО.

Владивостокский парк «Патриот» – дополнение к Ворошиловской батареи

22 июля 2017 года на территории мемориального комплекса «Ворошиловская батарея» открылся филиал военно-исторического парка «Патриот». Первый на Дальнем Востоке и второй в России. Оригинальный парк при Министерстве Обороны открыли в 2015-м в подмосковном городе Кубинка. Центральный элемент нового парка – выставка военной техники под открытым небом.

  • Открытая экспозиция военной техники на острове Русский

Помимо выставки боевых машин, комплекс включает разнообразные развлекательные площадки:

  • Тир для стрельбы из пневматического оружия размещен сразу позади второй башни.
  • Историческая реконструкция «Партизанская деревня», воссоздающая атмосферу и быт времен Великой Отечественной войны.
  • Автодром, где можно управлять настоящими боевыми машинами.
  • Конно-спортивная трасса для прогулок верхом.
  • Перегороженный сетками участок для игры в пейнтбол.

На Ворошиловской батареи не только запустили новые объекты, но и улучшили внешний вид старых. Сами башни покрасили свежей краской. Жерла стволов заткнули пробками со звездами, чтобы посетители не засовывали в них своих маленьких детей для эффектных фотоснимков.

Исторически первые орудийные стволы на выставочных постаментах

Старые стволы были демонтированы еще в 1941-м и почти 80 лет пролежали на земле. Теперь их подняли на тележки и поставили на узкоколейный рельсовый путь. Тот самый, по которому в начале 1930-х на высоту 116 доставляли строительные материалы и артиллерийское оборудование.

Строительство военно-исторических аттракционов в непосредственной близости от башен «подземного линкора», установленных в 1934-м по личному указанию наркома обороны СССР К.В. Ворошилова, вызвало неоднозначную реакцию. Аргументы критиков сводились к нарушению исторического облика и атмосферы мемориального объекта. На этапе строительства обнаружилась кража из подземных орудийных двориков стальных двутавров, на которых подвешивались цепные тали для подъема 470-килограммовых снарядов к орудиям. Цель преступников банальна – продать на металлолом.

Несмотря на негатив, который всегда присутствует в жизни, парк «Патриот» на острове Русский во Владивостоке открыт, работает и развивается. В перспективе создание более 20 интересных площадок на общей площади 180 гектар: армейская полоса препятствий, взлетная полоса и пустырь для прыжков с парашюта.

  • : Батарея №981 и выставочная площадка парка «Патриот». Вид с севера
  • Батарея №981 и выставочная площадка парка «Патриот». Вид с юга

Как доехать до Ворошиловской батареи?

Добраться до «Ворошиловской батареи» и нового парка из центра города можно на пригородном маршруте 29Д. Автобус идет с центра по Золотому мосту, через Первомайский район и далее по Русскому мосту на остров Русский (). Остановка «Ворошиловская батарея». Далее пешком вверх по склону 900 м. Гораздо быстрее и комфортнее доехать сюда на личном автомобиле. В теплое время года в качестве транспортного средства можно использовать горный велосипед.

305-мм береговая башенная батарея №981

«Ворошиловская батарея»

Общий вид «Ворошиловской батареи»
Общие сведения

1934-1997 Годы существования

СССР/ Россия Страна

о. Русский, г. Владивосток Дислокация

Береговая башенная батарея Тип

«Ворошиловская батарея» — 305-мм береговая башенная батарея № 981, получившая свое название в честь наркома обороны CCCР Климента Ефремовича Ворошилова. Расположена батарея в г. Владивостоке Приморского края, в южной части о. Русский, невдалеке от бухты Новик.

История создания

В конце 20-х годов международная обстановка на Дальнем Востоке становилась все более напряженной, возникла реальная угроза создания военного плацдарма Японии на дальневосточной границе СССР. Революционным военным советом СССР было принято решение укрепить практически безоружный Владивосток, построив новые береговые батареи.

Основной задачей строящейся батареи была защита военно-морской базы Владивосток, предотвращении высадки на берег десанта противника, бой с надводными кораблями и обеспечение выхода в море своего флота, а в случае необходимости взаимодействие с сухопутными войсками и стрельба в сухопутном направлении в случае захвата Владивостока.

Строительство батареи

В мае 1931 года, комиссия во главе с наркомом обороны СССР К. Ворошиловым выбрала для строительства батареи остров Русский, высоту вблизи бухты Новик. Здесь было решено установить башенную 305-мм артиллерийскую батарею, вооружив ее двумя трехорудийными башенными установками с линкора «Михаил Фрунзе», (до 1926 г. — линкор «Полтава»).

Расположение постов батареи

По решению К. Ворошилова была выбрана закрытая позиция, которая не позволяла просматривать главный калибр с моря, что в случае боевых действий вынуждало неприятеля отвечать на огонь вслепую. Наведение орудий на цель предусматривалось с командных постов, основной из которых находится на высоте 107 м, на горе Вятлина (1575 м от башен), а вспомогательный – на высоте 279 м, на горе Главной. Предусматривалось телефонное сообщение между командным постом и огневой позицией.

1 апреля 1932 года было утверждено техническое задание и началось строительство батареи, которым руководил военный инженер А.И.Васильев. В течение двух лет в 1932-1933 годах велись скальные, бетонные и подземные работы, закончившееся в рекордно короткие сроки, к началу 1934 года.

После ремонта на Обуховском сталелитейном заводе, орудийные башни были перевезены на Дальний Восток. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами, а для транспортировки на о. Русском проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши.

1 февраля 1934 года была готова первая башня, а через два месяца, 1 апреля 1934 года – вторая башня.

9 ноября 1934 года – проведена первая учебная стрельба.

11 ноября того же года батарее присвоили имя К. Ворошилова, первым ее командиром был назначен Н.В.Арсеньев.

Устройство орудийного блока

Сами башни представляют собой только верх большого пятиэтажного подземного сооружения глубиной 15 метров. Толщина бетонного свода башенного блока составляет 2,8 м, фронтальной стены – 4 м, боковых и тыльной стен – 1,5 м. В результате этого, башня была способна выдержать даже прямое попадание авиабомбы. Башни также рассчитаны на защиту от химической и бактериологической атаки, для чего оборудованы специальными бронезаслонками, способными держать оборону в течении 10 часов.

Над землей расположены только орудия – три ствола, отгороженных друг от друга перегородками. Башни опираются по сути на гигантские столбы, представляющие собой рабочее, боевое, перегрузочное отделения, зарядную и снарядную платформы, предназначенные для поднятия боевых снарядов к орудиям и для горизонтальной и вертикальной наводки стволов.

Схема орудийного блока

Верхний этаж башни представляет собой рабочее отделение, куда помимо прочего входят помещения для кратковременного проживания боевого расчета башни.

Средний этаж башни — это зарядная платформа и зарядный погреб. Зарядный погреб имеет емкость 1200 полузарядов, по два полузаряда на выстрел.

На нижнем этаже башни находится снарядный погреб рассчитанный на 600 снарядов. Снаряды подавались к орудиям по монорельсу прикрепленному к потолку, а поднимались при помощи талей – специальных грузоподъемных устройств.

Верхняя часть башни и пол самого нижнего этажа вращались одновременно. Подачная труба вращалась вместе с боевым стволом и куполом башни, а снарядная платформа вращалась независимо от башни, что очень удобно, поскольку подавать снаряды снизу можно было с высокой скоростью вне зависимости от того в какую сторону вращается верхняя часть.

На уровне третьего этажа, на глубине 25 м, первая и вторая башни соединены между собой подземным ходом.

Батарея соединялась с энергосистемой острова, но при этом имела свою дизель-генераторную установку и возможность вращать башни вручную. Под батареей находилась артезианская скважина обеспечивающая личный состав водой.

Технические характеристики батареи

Количество башен 2 шт.
Количество орудий 6 шт.
Угол наклона стволов от -5 до +25 градусов
Скорострельность орудия 1,5 выстрела в минуту на ствол
Типы снарядов дальнобойный, полубронебойный, бронебойный
Вес снаряда 314-470 кг, в зависимости от типа
Прицельная дальность стрельбы 35 километров
Толщина брони башни 300 мм
Полный вес башни 1200 тонн
Вес ствола орудия 51 тонна
Вес вращающейся части башни 900 тонн
Боевой расчет башни 75 человек
Численность л/с батареи 399 человек

Служба батареи

«Ворошиловская батарея» состоит из 2-й и 3-й башенных артиллерийских установок линкора «Михаил Фрунзе», после переоборудования получивших обозначение МБ-3-12ФМ (1-я и 4-я установки в послевоенное время вошли в состав береговой батареи № 30 в г. Севастополе). В 1941 году были установлены новые стволы, старые были сняты и после проведения лейнирования оставлены на хранение в качестве запасных. Состав пороха для орудий, технология его производства научно-исследовательским институтом № 6 (НИИ-6) Наркомата боеприпасов СССР, до сих пор являются секретными.

Артиллерийские установки могли стрелять одним, двумя, тремя стволами, либо всеми орудиями сразу. Была возможность поражать воздушные цели благодаря снарядам с дистанционным взрывателем. Снаряды делились по типам на дальнобойные, полубронебойные и бронебойные. Заслонки внутри башен смягчали ударную волну при выстреле, защищая от ее последствий находящихся там людей.

Боевые снаряды пробивали броню в 350 мм., с одного залпа «Ворошиловская батарея» могла потопить тяжелый крейсер, а летящие по навесной траектории снаряды невозможно было сбить или отвести от цели.

Батарея славилась своей точностью попаданий удивляющей даже опытных военных. Переходящий приз командующего флотом «За отличную артиллерийскую стрельбу», в 1976 году был оставлен на «Ворошиловской батарее» пожизненно, т.к. каждый год батарея выполняла стрельбы на отлично и смысла забирать его уже не было. Снаряд пролетал 10 км. и всегда попадал в цель имеющую размер в несколько метров. Последняя стрельба была произведена в 1992 году, швартовая бочка, представляющая собой учебную мишень и установленная на дистанции 49 кабельтовых, была уничтожена с 3-го выстрела.

Батарея никогда не стреляла по врагу, все выстрелы были учебными. До последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли небывалую точность, несмотря на свой возраст.

Аналогичной батареей является только указанная выше береговая башенная батарея № 30 установленная в г. Севастополе.

В ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации в 1997 году, батарея как боевая единица была расформирована, а на её основе, с 1998 года создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея».

«Ворошиловская батарея» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая долго действующая батарея.

Кинематограф

В 1987 году на «Ворошиловской батарее» проходили съемки эпизода, показывавшего работу орудий и механизмов линкора, фильма «Моонзунд», режиссера Александра Муратова, в котором принимали участие и военнослужащие батареи.

Галерея

  • Эмблема батареи

  • Вид на казенную часть орудия № 93

  • Вид на открытый затвор орудия № 93

  • Клеймо Обуховского завода на казенной части орудия

  • Внутри башни

  • Внутри башни, часть экспозиции музея

  • Запасные стволы орудий, лежащие перед башней

  • Запасное орудие

  • Вторая башня, лето

  • Вторая башня, зима

  • Общий вид батареи

  • Зона поражения орудийным огнем батареи №981 (выделено красным)

  • Помещение для хранения полузарядов

Ссылки

  • Нижние этажи батареи
  • «Ворошиловская батарея»

Литература

Калинин В.И., Гаврилкин Н.В. Приборы управления стрельбой тяжелых батарей береговой обороны ВМФ СССР. Крепость Россия № 3, Владивосток, 2008.