Вооруженные силы Европы

Самые сильные армии Европы

Business Insider составил топ-25 самых сильных армий Европы. Как и следовало ожидать, на первом месте оказалась Россия

Таким образом, издание вступило в заочную полемику с Петром Порошенко, который не раз заявлял, что самой сильной армией на континенте является украинская. Впрочем, Business Insider, несмотря на свою осведомленность, инсайдерскую информацию от укропрезидента мог и не принять во внимание.

Надо отметить, рейтинг составлен по критериям XIX – XX вв. — сколько пушек, танков, сабель или лошадей имеет то или иное государство. Новейшие разработки вроде наших «Искандеров», С-400, систем радиоэлектронной борьбы, которые могут нейтрализовать крупные соединения или вообще оставить без связи командование противника, здесь не учитываются.

Есть еще один нюанс: если большинство стран вооружение закупает по тем ценам, которые им назначают, то мы производим его сами. Поэтому бюджеты оборонных ведомств сравнивать сложно — например, американские самолеты стоят в десять раз дороже своих российских аналогов. Как утверждают эксперты, на оборону Россия и США тратят примерно одинаково, если оперировать не долларами, а натуральными показателями.

Тем не менее, рейтинг любопытный:

Мне кажется, если учитывать такой фактор, как мотивированность, то реальной силой обладают только армии России, Великобритании и Турции. Еще я бы отнес к ним Швейцарию, хотя ее солдаты ни в каких боях никогда не участвовали. Просто интуитивно. Остальные, хотя и имеют вооружение, за родное отечество воевали бы вполсилы, что уже не раз происходило в новейшей истории.

Впрочем, я могу и ошибаться, конечно. Но вы же меня поправите, если что?

Павел Шипилин

Объединённые вооружённые силы Европы

Периодически европейские дипломаты любят извлекать из политических загашников идею создания единых вооруженных сил Европейского союза. Последний раз такая идея озвучивалась в марте 2015 года. О необходимости создания общеевропейской армии 8 марта текущего года заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. По его словам, основной задачей подобных вооруженных сил стало бы «сдерживание» России. При этом в Москве подобные заявления особого беспокойства не вызывают, а вот в Вашингтон такие предложения слегка нервируют.

Одновременно с военной компонентой в Европе думают и над экономической. В частности, обсуждается возможность создания Энергетического союза ЕС, который являясь общеевропейским органом, обеспечивал бы полный контроль и координацию энергетической политики всех стран, входящих в Евросоюз. В этом плане речь больше идет о диверсификации возможных рисков и снижения зависимости европейских стран от поставок газа из России. В любом случае речь идет об обретении ЕС большей независимости и свободы действий. Но эта свобода действий будет не для всех.

Фактические хоть как-то претендовать на формирование объединенных вооруженных сил Европы могут лишь два государства — Германия и Франция. Именно эти страны еще в состоянии создать достаточно боеспособные и эффективные воинские соединения, вложив в их создание многомиллиардные средства. Данные страны еще обладают достаточно крупными по европейским меркам вооруженными силами и современными военно-промышленными комплексами. Среди всех стран Европы в настоящее время именно Германия и Франция еще сохраняют хоть какую-то видимость собственной внешней политики. Теоретически в создании объединенной европейской армии могла бы принять участие Великобритания. Однако после окончания Второй мировой войны империя, над которой никогда не заходило солнце, хоть на словах и проводит свою собственную внешнюю политику, на деле является лишь 51-м штатом США, поддерживая все заокеанские начинания.
Стоит отметить, что сами США достаточно сильно поспособствовали закату Британской империи, заняв в итоге ее место. При этом в Вашингтоне подошли к вопросу с серьезным багажом знаний и огромными накопленными ресурсами. По сути, США создали собственную империю, которая не является колониальной, но за счет политических и еще более важных экономических рычагов позволяет оказывать давление на огромное количество стран, некоторые из которых и шага не могут ступить без подсказки из Белого дома.
В Вашингтоне идея создания общеевропейской армии вызывает недоумение именно по той причине, что в перспективе такие вооруженные силы будут составлять конкуренцию НАТО, львиную долю расходов на содержание которого и несет сегодня США, получая от этого свои дивиденды. Однако зачем Европе будет нужна НАТО с заокеанскими союзниками, если на континенте появится своя собственная реальная сила, обладающая мощной и современной армией? Такие шаги, безусловно, способствовали бы созданию настоящего многополярного мира, в котором Европа могла бы стать полноценным самостоятельным центром силы. Пусть и с учетом того, что реальной самостоятельностью обладали бы лишь Берлин и Париж, так как уже сейчас ЕС все больше напоминает СССР, в котором таким странам, как, к примеру, Словакия, Венгрия, Австрия отводится лишь роль союзных республик.


Военные возможности объединенной европейской армии были бы велики. Хотя бы по той причине, что при численности населения более 500 миллионов человек, численность таких вооруженных сил в случае необходимости можно было бы сделать весьма внушительной. Не было бы и проблем с вооружением и боевой техникой. Одна лишь Германия легко бы закрыла всю нишу производства современной наземной боевой техники. Немецкие танки «Леопард 2» уже сейчас стоят на вооружении многих стран Европы и мира. При этом на первоначальном этапе можно было бы без увеличения танкового парка европейских стран просто провести модернизацию всех машин до наиболее современного уровня — Леопарда 2А7+. Нет вопросов и к современным немецким САУ PzH 2000, которые являются одними из лучших в мире. С авиацией проблем также не возникнет, в ЕС в широкой кооперации производится истребитель Eurofighter Typhoon, а Франции располагает собственными Dassault Rafale. Так что с обычными видами вооружений никаких проблем не возникнет, было бы желание. При этом главное заключается в том, что Франция располагает собственным ядерным оружием, обладая технологиями и возможностями его производства. Обладание ядерным оружием вывело бы объединенные силы Европы на совершенно новый уровень.
Но все это пока не более чем фантазии. Реалии же для европейских государств представляются гораздо более унылыми. Сегодня большинство европейских стран обладает армиями, которые носят больше декоративный характер. Все страны ЕС придерживаются позиции, что большая война в современной Европе невозможна, а возможные военные конфликты между европейскими странами исключены. Действительно, представить себе ситуацию, при которой Чехия решит присоединить Словакию или Румыния захочет присоединить к себе Молдавию военным путем просто невозможно. Большинство европейских армий и даже бундесвер сегодня заточены исключительно на проведение совместных операций в рамках НАТО и миротворческих миссий. Все эти армии готовы действовать в составе коалиционных сил и фактически не в состоянии действовать самостоятельно. Максимум они смогут по отдельности как-то урегулировать локальные конфликты низкой степени интенсивности.
Формально подобие объединенных вооруженных сил Европы уже есть, существуют Вооруженные силы Европейского союза (European Union Force или EUFOR). Таково официальное название сил быстрого реагирования ЕС. Данные силы являются частью общей политики безопасности и обороны. Их общая численность составляет порядка 10 тысяч человек. Главным образом силы EUFOR задействуются в миротворческих операциях. Назвать их какой-то реальной общеевропейской военной силой язык не поворачивается. Тут скорее подходит сравнение со знаменитым сусликом, которого никто не видит, но он все-таки есть.

Помимо European Union Force, в Старом Свете есть германо-французская бригада, которая была образована еще 2 октября 1989 года и штатно ориентирована на обыкновенную германскую бригаду. Бригада состоит из смешанных подразделений — это штаб, штабная рота, батальон обеспечения, а также национальные части — французский танковый полк, французский пехотный полк, немецкий пехотный батальон, немецкий артиллерийский батальон, а также немецкая инженерно-саперная рота. В зависимости от стоящих перед подразделением задач, в его состав могут включаться дополнительные силы и средства усиления из состава армий двух государств. Это могут быть авиация, транспортные подразделения, саперные подразделения, подразделения связи.
Штаб данной бригады и батальон обеспечения развернуты в городе Мюльхайм, вблизи французской границы. Впрочем, все остальные подразделения также находятся в Германии. При создании французско-германской бригады было принято решение, что в ее состав войдут два полка, которые входили в состав французских войск в Германии. В 1999 году, когда французская военная группировка в ФРГ была расформирована, непосредственно эти два полка так остались на немецкой территории. Штаб бригады и батальон обеспечения поровну состоят из французов и немцев, командование бригадой поочередно осуществляют генералы обеих стран.
Также в рамках стратегии североатлантического альянса в Европе присутствуют корпуса быстрого развертывания НАТО (NRDC). Их можно развернуть для решения широкого круга задач: от гуманитарных операций и реагирования на природные катаклизмы, до проведения противотеррористических операций и военных действий высокой степени интенсивности. На сегодняшний дань в НАТО имеется 9 корпусов быстрого развертывания, каждый из которых в состоянии осуществлять командование подразделениями общей численностью до 60 тысяч военнослужащих.

Штабы таких корпусов созданы на многонациональной основе, однако в финансовом отношении они содержатся одной или несколькими «каркасными» нациями, которые обязаны обеспечить основную часть персонала их штабов, финансирование и оборудование. Так, Германия и Нидерланды совместно финансируют Германско-Нидерландский корпус быстрого развертывания, а Германия, Дания и Польша являются каркасными нациями для Северо-восточного многонационального корпуса. Корпуса быстрого развертывания на ротационной основе на 12 месяцев принимают на себя командование сухопутной компонентой, находясь в течение этого времени на дежурстве. Это подразумевает, что штаб корпуса должен быть в состоянии развернуться по тревоге в короткие сроки. Непосредственно перед этим корпуса проходят интенсивную подготовку в течение 6 месяцев, в ходе которой проверяются разнообразные процедуры планирования и проведения объединенных операций, направленных на решение любого возникшего кризиса.
При этом реальная возможность развертывания всех девяти корпусов в полном объеме без помощи США представляется сомнительной и не потому, что в случае необходимости они не смогут обеспечить максимальную их численность, а потому что людей просто нечем будет вооружать. Тот же бундесвер не был так слаб, наверно, со времен Веймарской Республики, когда Версальский мирный договор ограничил численность сухопутных сил Германии в 100 тысяч солдат. В XXI веке этот план был даже перевыполнен. Сегодня в сухопутных войсках Германии служит чуть более 70 тысяч человек. Наличие танков кажется просто смехотворным, на 2015 год в войсках числилось 408 танков Leopard 2 — 225 Leopard 2A6 и 183 Leopard 2A5. При этом наиболее современную версию основного боевого танка Leopard 2A7 немецкая армия получила в декабре 2014 года. Первоначальный заказ планирует модернизацию 20 имеющихся Leopard 2A6, все они поступят на вооружение 203-го танкового батальона. Согласно программе развития Бундесвера перевести в эту версию планировалось не менее 150 танков.


Таким образом, создание объединенных вооруженных сил Европы потребует от основных государств континента не только политической воли, но и существенных финансовых вложений. Потому что просто объединить все имеющиеся армии будет недостаточно, слишком уж они «измельчали» за последние десятилетия. Необходимо будет отойти от политики содержания армий «мирного времени». Чтобы стать действительно реальной силой, которая сможет парировать «российскую угрозу» и позволит европейским государствам со временем выйти из блока НАТО, не опасаясь при этом за свою безопасность, нужно будет раскручивать маховик военного производства, а производить действительно есть что. Другой вопрос, пойдет ли на это когда-нибудь Европа, которая давно привыкла к мирной жизни, в которой армия все больше ассоциируется с еще одним видом гражданской работы и используется больше для статуса и демонстрации флага, как говорят на флоте, чем для участия в реальных операциях.
Источники информации:

Топ 10 | Самые многочисленные армии Европы на 2019 год

Рейтинг десяти самых многочисленных армий мира 2019 года составлен на основании данных Global Firepower. Численность вооруженных сил – один из важных факторов, по которому оценивается общая мощь государства.

10 Польша

  • Вооруженные силы: 105 тыс.
  • Резерв: 234 тыс.
  • Военизированные формирования: 21 тыс.
  • Всего: 360 тыс.

Открывает рейтинг самых многочисленных армий вооруженные силы Польши, численность которых составляет 105 тысяч.

Агрессия России против Украины изменила отношение правительства к финансированию армии. Если раньше это была статья расходов, которую периодически пробовали сократить, то теперь Варшава собирается добавить в бюджет Министерства обороны как минимум 200 млн евро в год. Однако речь идет не об увеличении количества военных, а о покупке новейшего вооружения.

За двадцать пять лет численность польской армии сократилась в пять раз, поэтому снизилась и потребность в большом количестве призывников. В 2008 году в Польше состоялся последний обязательный призыв в армию.

9 Испания

  • Вооруженные силы: 124 тыс.
  • Резерв: 16 тыс.
  • Военизированные формирования: 73 тыс.
  • Всего: 213 тыс.

Испания является одной из крупнейших европейских стран — членов НАТО и ЕС. Соответственно, ее вооруженные силы также являются одними из крупнейших в регионе. Испания имеет довольно развитый ВПК, способный производить боевую технику почти всех классов по собственным проектам либо по иностранным лицензиям. При этом страну не обошла общая тенденция сокращения военного потенциала, усугубленная тяжелой экономической ситуацией и глубоко тыловым географическим положением Испании.

С 2002 года испанская армия отказалась от обязательного призыва, в котором срочная служба длилась 16 месяцев, и стала профессиональной. Женщины принимаются в армию на равных правах с мужчинами. По последним данным, в испанских Вооруженных силах трудятся около 15 тысяч женщин, что составляет 12,5% от общего количества военных. Показатель ежегодно увеличивается. Женщины имеют доступ ко всем военным структурам, в том числе наиболее оперативным, существующим в Вооруженных силах страны.

8 Греция

  • Вооруженные силы: 140 тыс.
  • Резерв: 221 тыс.
  • Военизированные формирования: 4 тыс.
  • Всего: 365 тыс.

Вооруженные силы Греции предназначены для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Комплектуются на основании закона о всеобщей воинской обязанности. Высшим оперативным органом управления ВС Греции является Генеральный штаб Национальной обороны Греции. В состав вооружённых сил входят три вида: Сухопутные войска, Военно-морские силы и ВВС.

На обязательную военную службу в греческие вооружённые силы призываются граждане Греции мужского пола в возрасте 19 – 45 лет; 17-летние юноши могут поступить на добровольную службу; срок обязательной военной службы в вооружённых силах Греции — 1 год, вне зависимости от вида вооружённых сил; женщины имеют право на добровольную военную службу.

7 Великобритания

  • Вооруженные силы: 150 тыс.
  • Резерв: 83 тыс.
  • Военизированные формирования: 0
  • Всего: 233 тыс.

Главнокомандующим Британских Вооружённых сил является британский монарх, королева Елизавета II. ВС Великобритании находятся под управлением Оборонного Совета Министерства Обороны. Основной задачей вооружённых сил Великобритании является защита Соединённого Королевства и его заморских территорий, обеспечение безопасности и защита интересов Великобритании, участие в международных миротворческих операциях ООН и операциях НАТО. Несмотря на свои значительные ресурсы, политика Министерства обороны предусматривает участие войск Великобритании в военных операциях любого рода лишь в составе коалиции.

Наиболее активное участие в демонтаже Британской империи приняли США. Страна остается ядерной державой и постоянным членом Совбеза, но ее политический вес не только в мировом, даже в европейском масштабе совершенно несопоставим с тем, что было хотя бы в первой половине ХХ века. И Брексит ничего не изменит.

Военная мощь Британии начала быстро сокращаться после распада СССР. Апофеозом стала «оптимизация» вооруженных сил 2010 года, в которой пошли под нож только что сошедшие с конвейера самолеты, а другие были проданы в США на запчасти.

6 Италия

  • Вооруженные силы: 175 тыс.
  • Резерв: 182 тыс.
  • Военизированные формирования: 184 тыс.
  • Всего: 541 тыс.

Итальянская армия возникла в 1861 году – одновременно с объединением в Итальянское Королевство существовавших на тот момент независимых итальянских государств Апеннинского полуострова: Сардинии, Неаполитанского и Сицилийского королевств, Ломбардии, великого герцогства Тосканы, герцогств Пармы и Модены. С момента создания армия активно участвовала в военных действиях, в том числе в колониальных и двух мировых войнах, локальных конфликтах и вторжениях.

С 1999 года в Италии отменена обязательная воинская повинность, окончательный переход на профессиональную армию — с 1 января 2005 года. Также итальянская реформа дала хорошие перспективы женщинам, которые могут служить в различных родах войск и занимать разные посты и должности.

5 Германия

  • Вооруженные силы: 179 тыс.
  • Резерв: 30 тыс.
  • Военизированные формирования: 0
  • Всего: 209 тыс.

Бундесвер был создан через десять лет после окончания Второй мировой войны, 7 июня 1955 года. В тот день было открыто министерство обороны Германии. Первые 100 добровольцев новой германской армии в Бонне 12 ноября 1955 присягнули на верность отечеству в соответствии с традициями и ритуалом «старой германской армии». Однако название «бундесвер» появилось лишь в 1956 году. Основанию германской армии предшествовало подписание соглашений в Париже в 1954 году, по которым на территории ФРГ был отменён оккупационный режим, восстановлен её государственный суверенитет. ФРГ приняли в НАТО.

До 1 июля 2011 года в Германии службу в обязательном порядке проходили по призыву все совершеннолетние граждане страны (6 месяцев военной службы или альтернативная трудовая служба в социальных и благотворительных организациях). Сейчас бундесвер перешёл к полностью профессиональной армии. Германия долгие годы является членом блока НАТО, так что в случае каких-либо военных угроз она может рассчитывать на помощь США и других союзников.

4 Франция

  • Вооруженные силы: 205 тыс.
  • Резерв: 184 тыс.
  • Военизированные формирования: 103 тыс.
  • Всего: 492 тыс.

Четвертое место занимают вооружённые силы Французской Республики. Франция является одним из основателей НАТО, но с 1966 по 2009 годы Париж не входил в военную структуру альянса, демонстрируя свою самостоятельность в военных и международных делах.

В 2003 году во Франции была завершена вторая часть реформы вооружённых сил, начатая в 1996 году. В рамках этой реформы произошла отмена призыва в мирное время и состоялся переход к наёмной (вербовка), менее многочисленной, но более эффективной (по мнению некоторых) армии, авиации и флоту. Реформа должна продлиться до 2015 года. Общая численность французских вооружённых сил сократилась с 550 000 в 1989 году до 499 000 человек в 1996 году и 256 000 человек в начале 2000-х годов.

3 Украина

  • Вооруженные силы: 205 тыс.
  • Резерв: 1 млн
  • Военизированные формирования: 85 тыс.
  • Всего: 1,29 млн

Вооруженные силы Украины комплектуются за счёт призыва на срочную военную службу мужчин от 20 до 27 лет включительно и приёма на контрактную службу. Срок обязательной военной службы для солдат и сержантов, проходящих срочную военную службу в Вооружённых силах и других военных формированиях, — 18 месяцев, для лиц с высшим образованием — 12 месяцев.

На вооружении украинской армии находятся 2809 танков, 8217 боевых бронированных машин, 1302 единицы самоходной артиллерии, 1669 единиц ствольной артиллерии и 625 реактивных систем залпового огня. Эксперты GFР насчитали 234 боевых летательных аппарата, в том числе 39 истребителей и 33 ударных вертолёта.

По данным ежегодного рейтинга военной мощи Global Firepower за 2019 год армия Украины находится на 29-м месте в мире по боевой мощи.

2 Турция

  • Вооруженные силы: 355 тыс.
  • Резерв: 380 тыс.
  • Военизированные формирования: 102 тыс.
  • Всего: 837 тыс.

Второе место – вооружённые силы Турции. Армия Турции комплектуется по призыву, призывной возраст 20 — 41 год, срок обязательной военной службы составляет от 6 до 12 месяцев. По увольнению из армии гражданин считается военнообязанным и состоит в запасе до возраста 45 лет. В военное время, в соответствии с законом, в армию могут быть призваны мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины от 20 до 46 лет, способные носить оружие.

Состояние и направления развития вооруженных сил Турции определяются внешнеполитической обстановкой, которая сложилась сегодня в ближневосточном регионе. Назвать ее простой не поворачивается язык. Ситуация, которая сейчас наблюдается на Ближнем Востоке, несет множество серьезных вызовов и угроз безопасности турецкому государству.

Прежде всего, это широкомасштабный конфликт, который полыхает в Сирии, высокая вероятность создания независимого Курдского государства на территориях Сирии и Ирака, активная террористическая деятельность РПК (Рабочей партии Курдистана), замороженный конфликт с Грецией вокруг Кипра и островов в Эгейском море.

1 Россия

  • Вооруженные силы: 1 млн
  • Резерв: 2,6 млн
  • Военизированные формирования: 0,5 млн
  • Всего: 4,1 млн

Самая многочисленная армия Европы – Вооруженные силы Российской Федерации. Военная служба в предусматривается как по контракту, так и по призыву. Прохождение военной службы регулирует Федеральный Закон № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Обязательной военной обязанностью подлежат лица мужского пола от 18 до 27 лет.

Следует отметить мощнейший военно-промышленный комплекс, который достался России в наследство от Советского Союза. Он в состоянии самостоятельно производить практически всю номенклатуру вооружений для современной сухопутной армии и военно-морского флота. Россия – один из крупнейших экспортеров оружия в мире, она уступает только Соединенным Штатам.

В штатную численность Вооружённых сил входят: рядовой состав, младший командный состав (сержанты и старшины), офицеры, проходящие службу в войсковых частях, центральных, окружных и местных органах военного управления на воинских должностях, предусмотренных штатом тех или иных подразделений, в комендатурах, военных комиссариатах, военных представительствах за рубежом, а также курсанты высших военных учебных заведений Министерства обороны и учебных военных центров.

Самые большие армии Европы

Президент Франции в очередной раз заявил, что ЕС сталкивается с многочисленными попытками вмешательства во внутренние демократические процессы и киберпространство. По его словам, Европа должна защищаться самостоятельно.

Несмотря на то, что большинство стран Европы входят в состав Североатлантического альянса (НАТО), собственной регулярной армии у Старого Света нет.

Идею единой армии поддерживают немецкие силовые министры и Ангелы Меркель. Против инициативы выступили в Великобритании и Финляндии, отметившие, что оборонная политика должна быть прерогативой руководства стран, а не альянса.

Интересно, что регулярные армии в Европе сегодня, в основном, являются малочисленными, так как финансирование направлено, в первую очередь на качество подготовки кадров.

Россия

Самой большой армией среди европейских стран обладает именно Россия. Численность действующих войск составляет 1 200 000 человек. На вооружении состоят более 2800 танков, 10 700 бронемашин, 2600 самоходных орудий, 2100 буксируемых артиллерийских орудий. Еще Россия имеет самое большое количество ядерных боеголовок в мире.

Также стоит отметить, что резервные войска России насчитывают 2 100 000 человек, а военизированные организации еще 950 000.

Турция

Также не входящая в Евросоюз Турция является второй страной Старого Света по численности действующих войск. В постоянной боевой готовности в Турции находятся 514 850 солдат, резервные войска насчитывают 380 000, а военизированные организации еще 148 700 человек.

Германия

Третья в общем рейтинге и первая по численности действующих войск в Евросоюзе армия дислоцируется в Германии. Регулярная армия насчитывает 325 000 солдат, а резерв – 358 650. Военизированные подразделения Германии имеют в своем составе всего 40 000 человек.

Франция

Вслед за Германией второй в списке самых больших армий стран Евросоюза идет Франция. Эти войска насчитывают 259 050 человек. Резерв французской армии составляет 419 000 человек, а военизированные подразделения – 101 400.

Украина

Пятой армией в общем списке стран Европы считаются вооруженные силы Украины. Действующие войска этой страны составляют 250 000 солдат. Резервные войска составляют 720 000 человек, а военизированные подразделения – 50 000.

Италия

Шестой среди стран Европы и третьей в Евросоюзе является армия Италии, где личный состав действующих войск насчитывает 230 350 человек, а резервный – всего 65 200 солдат. Военизированные подразделения Италии имеют 238 800 человек личного состава.

Великобритания

Выступившая против предложения о создании армии Евросоюза Великобритания имеет действующую армию, насчитывающую 187 970 человек. Резерв британской армии составляет 233 860 человек. Военизированных подразделений армия Великобритании не имеет.

Испания

Восьмая в списке и пятая в Евросоюзе армия расположена в Испании. В ней насчитывается 177 950 человек личного состава в действующей армии и 328 500 солдат в резерве. Военизированные подразделения Испании составляют 72 600 человек.

Греция

Армия Греции, которая, как и Испания, многие годы борется с кризисом, практически сопоставима по численности с коллегами по экономическим трудностям. Действующих войск армия Греции насчитывает 177 600 человек, а резерв – 291 000 солдат. Военизированные подразделения имеют лишь 4 000 человек личного состава.

Польша

Завершает десятку армия Польши, чьи действующие войска насчитывают 105 000 человек, а резерв – 234 000 солдат. Состав военизированных подразделений имеет 21 300 солдат.

Остальные армии стран Европы не превышают 100 000 человек.

Трудности создания общей армии Европейского союза заключаются не только в финансовой составляющей, но и в вопросе технической реализации, так как, помимо языковых различий, появятся и проблемы стандартизации условий службы, снабжения и техники. Тем не менее, по мнению специалистов, эта идея может быть реализована, но не в виде классической армии, а некоего подобия миротворческого контингента, работающего на постоянной основе.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

ЕС формирует собственную армию

В середине марта глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Европейскому союзу необходимо создать собственную единую армию для обеспечения своих интересов. По мнению чиновника, такая армия помогла бы обеспечить единую внешнюю и оборонную политику ЕС. Может ли у европейцев появиться собственная единая армия, есть ли у них деньги на её содержание и не приведёт ли это к крушению НАТО, разбиралась «Наша Версия».

Сейчас сторонники создания европейской армии курсируют по столицам стран ЕС, зондируют мнения политиков на этот счёт. Уже известно: большинство из них поддерживают идею формирования единых вооружённых сил. Одной из основных причин создания европейской армии называют необходимость нейтрализации угроз, исходящих от России. Хотя очевидна и куда более значимая причина – желание освободиться от слишком плотного контроля со стороны американцев. Создаётся впечатление, что европейцы перестали доверять НАТО. Ведь для всех очевидно: равноправие в альянсе присутствует лишь формально. Заправляют в блоке всем США, однако случись что – полигоном для ведения войны окажется Европа. Отдуваться же за политику Вашингтона никому не хочется. Неудивительно, что идею Юнкера стремительно подхватила лидер Евросоюза Германия. Немецкий министр обороны Урсула фон дер Лайен уже заявила, что мир в Европе может быть обеспечен только с независимой армией ЕС и Германия будет настаивать на обсуждении этой темы.

США резко против создания вооружённых сил ЕС

Тем не менее скептики уверены: идея создания европейских ВС нежизнеспособна в принципе. Почему? Во-первых, нет смысла иметь собственную армию для выполнения функций, аналогичных НАТО. Ведь тогда придётся дублировать расходы на отдельный военный потенциал, поскольку 22 из 28 стран ЕС состоят в НАТО и при этом им не хватает денег даже на щадящее участие в альянсе. Большинство европейских стран, ссылаясь на тяжёлую ситуацию в экономике, не готовы увеличивать военные расходы даже до лимитированного правилами НАТО уровня в 2% ВВП.

Во-вторых, непонятно, как объединить два десятка армий, у которых в отдельности существуют многочисленные проблемы. Например, армии Чехии, Венгрии или Бельгии малочисленны и слабо вооружены, чрезмерно подвергнута сокращению армия Дании. В свою очередь, Голландия вообще ликвидировала свои бронетанковые силы. Проблемы есть и у одной из самых боеспособных армий Европы – французской, у которой почти нет мобилизуемых резервов ни в людях, ни в технике. Тем не менее эксперты заявляют, что если всё же удастся объединить европейские вооружённые силы, то по суммарному количеству боевой техники, в том числе по числу танков или самолётов, получится достаточно внушительная армия. Но даже при этом остаётся непонятным, как будут действовать боевые подразделения и кто будет отвечать за их подготовку. В итоге большинство аналитиков и официальных лиц в структурах ЕС подтверждают, что реализация проекта проблематична.

К тому же против создания нового вооружённого формирования категорично выступила Великобритания, мнение которой нельзя не учитывать. В Лондоне заявили, что вопросы обороны лежат в сфере национальной ответственности каждой страны, а не являются коллегиальной ответственностью ЕС. Более того, британцы уверены, что создание евроармии негативно отразится на трансатлантической безопасности и может ослабить НАТО. В свою очередь, глава МИД Польши заявил, что считает идею создания общей армии Евросоюза крайне рискованной. В том же стиле высказались представители Финляндии и ряда других государств. Парадоксальную позицию заняли прибалтийские страны, которые более других являются сторонниками укрепления боеспособности Европы, пугая неизбежной российской агрессией, но при этом даже они оказались против единой европейской армии. По мнению экспертов, на самом деле Прибалтика в этом вопросе не имеет собственного мнения, а только ретранслирует позицию США, что однозначно указывает – американцы резко против этой идеи.

По теме3868

На балканском фронте без перемен

Европейцы не раз пытались создать собственную армию

Противники евроармии убеждены: сегодня единственная возможность европейских стран поддерживать свою безопасность – это укреплять сотрудничество с альянсом. Другие призывают вдохнуть жизнь в уже существующие военные проекты, например пересмотреть стратегию применения сил быстрого реагирования.

Нужно отметить, что идея создания самостоятельной европейской армии звучит уже не в первый раз. Первым подобным опытом можно считать организацию Western European Union, существовавшую с 1948 по 2011 год для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. В её состав в разное время входили воинские подразделения 28 стран с четырьмя различными статусами. Когда организацию распустили, ряд её полномочий передали в ЕС. При этом около 18 батальонов из различных государств переименовали в боевую группу (Battlegroup), перевели в оперативное подчинение Совету Евросоюза, однако в таком составе её никогда не использовали.

После распада СССР, когда группировка ВС США в Европе начала активно сокращаться, а боеготовность остальных войск альянса непрерывно снижаться, в 1992 году был создан Европейский корпус, в который входило девять государств. Правда, в реальности эти формирования никогда не разворачивались и, по сути, существовали только на бумаге. В мирное время каждый корпус представлял собой штаб и батальон связи – целиком в боевую готовность он мог быть приведён лишь через три месяца после начала мобилизации. Единственным развёрнутым соединением являлась совместная франко-германская бригада сокращённого состава, состоящая из нескольких батальонов. Но и здесь евросолдаты встречались только на совместных парадах и учениях.

В 1995 году были созданы и действуют по сей день Силы быстрого реагирования (Eurofor), в состав которых входят войска четырёх государств Европейского союза: Италии, Франции, Португалии и Испании. Британия и Франция также предпринимали попытки создать Объединённый экспедиционный корпус и договорились о совместном использовании авианосцев. Однако вести войну без американцев европейцы всерьёз не смогли.

С 2013 года неоднократно заявлялось о планах создания объединённого батальона Украины, Литвы и Польши. В декабре прошлого года сообщалось, что в ближайшие месяцы польские и литовские военные начнут нести совместную службу в польском Люблине. Главной целью батальона заявлялось оказание помощи украинским военным в обучении их методикам ведения войны по стандартам НАТО, однако в последнее время об этом формировании говорят всё меньше.

В связи с этим у экспертов существует мнение, что создание новой евроармии может привести к таким же плачевным результатам.

Константин Сивков, президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук:

– Несомненно, объединённая европейская армия будет создаваться и это будет альтернативой НАТО в Европе. Сегодня вооружённые силы альянса в Европе полностью подконтрольны американцам, и европейские страны такое положение не устраивает. Наметилась тенденция по выходу Европы из-под американского влияния, однако по экономическим соображениям невозможно создание в каждой европейской стране мощной армии. Например, даже самая мощная европейская армия – немецкая – сегодня несопоставима по своему потенциалу с американской, поэтому находится в роли подчинённой. По всей видимости, объединённые вооружённые силы Евросоюза будут близки по военному потенциалу к американской армии и смогут сами решать военные задачи, это станет армия, неподконтрольная американцам. Думаю, что вопрос о создании европейской армии возник, поскольку сегодня в ЕС хотят иметь собственную политическую субъективность, главным фактором которой является создание собственных дееспособных вооружённых сил.