Войска ПВО Беларусь

Содержание

После распада СССР бывшие союзные республики обрели независимость во всех сферах. Каждое государство стало строить свою систему на основе того, что осталось в наследство от Союза. Беларусь получила значительную часть военных самолётов: транспортных, бомбардировщиков, штурмовиков. Они стали основой для крепкой системы ВВС, которой теперь Беларусь может гордиться как наиболее значительными в Восточной Европе.

История становления ВВС Беларуси

Чуть более семисот летательных единиц — самолётов и вертолётов — достались в наследство Беларуси от Советского Союза: ракетоносцы, бомбардировщики, самолёты-разведчики, истребители, перехватчики. Этот состав послужил основой для создания в июле 1992 года собственного командования Военно-Воздушных Сил. Авиабазы было решено оставить на прежних местах: Минск, Барановичи, Бобруйск, Орша, Кобрин, Поставы, Щучин, Берёза и другие.

Двумя неделями позже, в начале августа, официальный статус получили противоракетные войска. Штаб командования ПВО также находился в Минске, а авиаполки — в Мачулищах и Барановичах.

От советского прошлого стране достался 558-й ремонтный завод, один из крупнейших в СССР. Он находился в Барановичах. После обретения независимости здесь был организован главный авиационный центр: к этому располагали обширная территория, советское оборудование, удобная инфраструктура.

ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод» в Барановичах

Со временем часть самолётов была выведена в резерв (законсервирована), ветхие экземпляры списаны, часть продана (например, в Перу, где благодаря разработкам компании «Белтэхэкспорт» была создана мощная разведывательная станция на базе СУ-25УБ). Появились возможности для внедрения передовых разработок и в собственные военно-воздушные силы. Модернизация имеющихся истребителей и штурмовиков проводится регулярно. Все МиГи на вооружении ВВС Беларуси называются экземплярами глубокой белорусской модернизации.

Сегодня командование воздушных сил в стране официально называется ВВС и ПВО Республики Беларусь. В 2001 году две структуры были объединены в одну. Развитие продолжается: появляются летательные аппараты, модернизированные собственными разработками. Новые самолёты преимущественно российского производства с участием белорусских специалистов. Активно развивается проектирование и применение дронов: специалисты сходятся во мнении, что в этой отрасли Беларусь делает невероятные успехи.

Символика

Опознавательные знаки ВВС Беларуси похожи на российский вариант, так как у них общие корни: ВВС СССР.

  • флаг: прямоугольник, на котором изображена эмблема ВВС и ПВО с лавровыми и дубовыми листьями, от неё расходятся в виде лучей жёлтые и голубые треугольники;
  • самолёты помечены красной пятиконечной звездой, обрамлённой тонкой красной полосой на некотором расстоянии.

Рекорды

ВВС и ПВО республики Беларусь установили несколько мировых рекордов, чем подтвердили звание крупной, мощной системы:

  • время набора высоты 3 км, 6 км, 9 км и 12 км без нагрузки;
  • время набора этих же значений с нагрузкой 1 и 2 тонны;
  • скорость полёта по замкнутому маршруту длиной 100, 500 и 1000 км.

Всего за два дня (4 марта и 10 марта 2005 года) было зафиксировано 15 рекордов, все на боевых самолётах МиГ-29БМ.

МиГ-29БМ

Катастрофы

На сегодняшний день зафиксировано 11 происшествий с белорусскими самолётами:

  1. 1996, 23 мая, Барановический р-н, Брестская обл.: пилот В. Карват отвёл падающий СУ-27 от населённого пункта, разбился и получил звание Героя Беларуси посмертно. Он осуществлял учебно-тренировочный полёт.
  2. 1997, 24 мая, Барановический р-н, Брестская обл.: лётчик-испытатель С. Погребан погиб при авиакатастрофе СУ-27. Полёт был тренировочным.
  3. 2009, 30 августа, город Радом, Польша: представитель командования А. Марфицкий и А. Журавлевич погибли на самолёте СУ-27УБМ. Полёт проходил в рамках авиашоу.
  4. 2010, 21 апреля, Пружанский р-н, Брестская обл.: при столкновении в воздухе двух МиГ-29 ВВС потеряли одну машину, вторая успешно приземлилась на аэродроме. Без жертв.
  5. 2010, 23 сентября, Ганцевический р-н, Брестская обл.: С. Коваленко и А. Жигайло погибли во время крушения МиГ-29. Полёт был тренировочным, повышенной сложности и происходил на малой высоте.
  6. 2011, 29 ноября, Пружанский р-н, Брестская обл.: О. Кохно, Д. Глущенко и В. Бобко погибли при катастрофе вертолёта Ми-24. Полёт был учебным.
  7. 2012, 12 июня, Новогрудский р-н, Брестскя обл.: пилот Н. Гриднёв погиб вместе с машиной СУ-25.
  8. 2014, 30 сентября, Лидский р-н, Гродненская обл.: без жертв разбился самолёт СУ-25.
  9. 2014, 11 ноября, Барановический р-н, Брестская обл.: из-за короткого замыкания загорелся МиГ-29. Без жертв.
  10. 2016, 25 апреля, Мозырский р-н, Гомельская обл.: авария с участием вертолёта Ми-24П. Без жертв.
  11. 2017, 23 февраля, Бобруйский р-н, Могилёвская обл.: на аэродроме во время взлёта загорелся МиГ-29. Без жертв. Планировался учебный полёт.

Помимо этого, к происшествиям, в которых участвовали республиканские ВВС, относят:

  • 1995, 12 сентября: был сбит один из трёх воздушных шаров, вторгшихся в воздушное пространство страны во время соревнований. Двое пассажиров погибли. Экипажи оставшихся воздушных шаров приземлились и получили штраф за отсутствие визы. Интересен тот факт, что военных предупреждали о грядущих соревнованиях воздухоплавателей и предоставляли план полёта.
  • 2012, 4 июля: в результате акции шведских граждан против нарушения свободы слова в Беларуси был отстранён от должности главнокомандующий ВВС и ПВО, Д. Пахмелкин. Провокация носила название «плюшевый десант»: легкомоторный самолёт сбросил над Минском и Ивенец плюшевых мишек с парашютиками и табличками.

Структура

В состав ВВС и ПВО входят войска, которые в мирное время несут боевое дежурство:
1. Военно-воздушные:

  • защита воздушного пространства и государственных границ по воздуху;
  • десантирование;
  • разведка;

2. Зенитные ракетные:

  • защита воздушного пространства специальными зенитно-ракетными комплексами.

3. Радиотехнические:

  • радиолокационная разведка специальными средствами (РТС) и комплексами автоматизации (КСА);
  • разведка погоды при помощи специальных беспилотных летательных аппаратов. Примечательно, что военная авиация Беларуси успешно применяет собственные разработки в области БПЛА.

4. Войска специального назначения:

  • доставка провизии, вооружения и имущества;
  • транспортировка военнослужащих;
  • ремонт летательных единиц;
  • строительство объектов военно-авиационного назначения.

Техника и вооружение

На службе Республики Беларусь представлены все современные варианты военных летательных аппаратов. Основной состав — транспортные самолёты Ил, Ан, истребители МиГ и СУ — в Беларуси появились ещё в советское время. Из современных — зенитно-ракетные системы, некоторые транспортные вертолёты, учебные самолёты Як-40.

Боевые самолеты

Боевые модели самолетов:

Транспортные

Самолеты, используемые для транспортировки:

  • Ил-76 — 2;

    Ил-76МД

  • Ан-26 — 4.

    Ан-26

Учебные

Учебные модели самолетов:

  • Як-130 — 8 (половина из них новые, 2017 года выпуска);

    Як-130

  • L-39 производства Чехословакии — 10 (выкуплены у украинских ВВС).

Беспилотники

Новое слово в ВВС и ПВО Республики — БПЛА. Разработка Военной Академии при содействии частных компаний, на базе которых происходит выпуск аппаратов. Белорусские беспилотники охотно закупают даже другие страны.

  • Гриф-1;

    БПЛА «Гриф-1»

  • Бусел-М;

    БПЛА «Бусел-М»

  • Беркут воздушная мишень;

    БПЛА «Беркут воздушная мишень»

  • Буревестник;

    БПЛА «Буревестник»

  • Indela in Sky.

    БПЛА «Indela in Sky»

Вертолеты

Вы считаете ВВС Беларуси современными и опасными? ДаНет

Задачи ВВС и войск ПВО

В военное время задачи ВВС и ПВО Республики Беларусь содержат:

  • отражение атак противника, уничтожение его летательных аппаратов;
  • воздушная защита населения и стратегических объектов, расположенных на земле;
  • воздушная поддержка других войск (сухопутных, морских);
  • десантирование и перехват десантов противника;
  • транспортировка кадрового состава, военнослужащих, продовольствия, боеприпасов, имущества;
  • разведка.

Когда военного положения в стране нет, военно-воздушные силы и ПВО:

  • несут боевое дежурство;
  • выполняют специальные задачи: перевозят руководящие кадры, боевую технику;
  • проводят учебные, тренировочные полёты;
  • контролируют воздушные границы государства;
  • проводят разведку.

Боевой состав

Голуб Игорь Владимирович Командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь

Штабы белорусских ВВС и ПВО равномерно распределены по территории государства.

  • главный штаб располагается в Минске;
  • две радиотехнические бригады в Барановичах и Мачулищах;
  • истребительная авиабаза с МиГами — Барановичи;
  • штурмовая база — Лида;
  • пять зенитно-ракетных бригад (Брест, Барановичи, Фаниполь, Борисов, Бобруйск) и два полка в Полоцке;
  • авиационный и учебный полигоны;
  • полк связи — Минск;

Всегда несут боевое дежурство также база обслуживания, обеспечения и охраны, инженерно-аэродромный полк, центр медицины авиации, авиационно-технический склад. Что касается дронов, их пока приравняли к авиамоделям. Служат БПЛА белорусским военным как дополнительные летательные аппараты современного уровня. Возможно, в будущем будет создан отдельный штаб по беспилотникам.

>

bmpd

Республика Беларусь (РБ) – северный сосед Украины, граница с которым имеет большую протяжённость (1084 км). Отношения наших государств до сих пор являлись добрососедскими, и нападения с этого направления Украина никогда не ожидала. Однако Украина не ожидала и нападения со стороны своего восточного соседа – России, а оно произошло. Сейчас на Донбассе ведутся позиционные бои низкой интенсивности, но нельзя исключить и широкомасштабного российского наступления на Украину. А Беларусь и Россия находятся в особых отношениях Союзного государства, где Россия является ведущей страной и спонсором Беларуси, а их ВС интегрированы в региональную группировку войск. Кроме того, Беларусь является ключевым союзником России в Организации договора о коллективной безопасности.

От Украины же Беларусь сегодня старается оградить себя: укрепляет свои южные рубежи, создаёт новые пограничные отряды, проводит многочисленные учения и тренировки, усиливает контроль за пересечением границы и т.п.

В этих условиях особую тревогу вызывают возможности использования территории Беларуси как плацдарма для нападения вооружённых сил (ВС) России на Украину, а также вероятность того, что ВС Беларуси примут участие в совместной с ВС России агрессии против Украины. В связи с последним представляют интерес ВС Беларуси – их организация, вооружение, а также возможности перевооружения на более современную боевую технику.

ВС Беларуси были созданы после провозглашения независимости страны на базе Белорусского военного округа ВС СССР, для чего 20 сентября 1991 г было принято постановление Верховного Совета РБ «О создании Вооружённых Сил Республики Беларусь». Официально ВС РБ были созданы 20 марта 1992 г, а 3 ноября 1992 г был принят Закон «О Вооружённых Силах Республики Беларусь».

В настоящее время в ВС РБ входит два вида вооружённых сил – сухопутные войска (СВ), а также ВВС с войсками ПВО. Кроме того, имеется отдельный род войск – Силы специальных операций (ССО), специальные и транспортные войска, служба вооружения, органы тыла, воинские части и организации обеспечения, обслуживания и охраны, военные ВУЗы и др.

СВ (16,5 тыс. чел.) – самый многочисленный вид ВС, предназначенный для отражения вооруженного нападения противника, удержания занимаемых районов и рубежей, разгрома вклинившихся группировок войск.

СВ управляются Генштабом и организационно подразделяются на два оперативных командования (ОК): Северо-Западное (литовско-латвийское направление) и Западное (польское и украинское направления), а также отдельные соединения и части центрального подчинения. Оперативный состав СВ см. ниже.

Северо-западное оперативное командование (штаб в Борисове):

  • 19-я Николаевско-Будапештская отдельная механизированная бригада(ОМбр, Заслоново): 10 батальонов (3 мотострелковых, 2 танковых, разведывательный, связи, инженерно-сапёрный, ремонтно-восстановительный и материального обеспечения), группа артиллерии из 4-х дивизионов (2 самоходных гаубичных (СГ), РСЗО и противотанковый), зенитный ракетно-артиллерийский дивизион и медицинская рота. Всего в бригаде 1,5 тыс. чел., 72 танков Т-72Б, 185 ББМ (155 БМП-2, 20 БРМ-1К, 10 МТ-ЛБ), 30 СПТРК (18 9П148 «Конкурс» и 12 9П149 «Штурм-С»), 72 артсистемы (6 120-мм миномётов 2С12 «Сани» и 12 82-мм БМ-37, 18 122-мм СГ 2С1 «Гвоздика» и 18 152-мм 2С3 «Акация», 18 122-мм РСЗО «Град») и др.;
  • 120-я Рогачёвская ОМбр (Минск; 339-я отдельная механизированная группа из танкового и мотострелкового батальонов, 334-й и 355-й танковый батальоны, 356-й мотострелковый батальон, 310-я группа артиллерии, 149-й батальон связи, 126-й инженерно-сапёрный батальон, 82-й ремонтно-восстановительный батальон);
  • 3-я БХВТ (Уручье, Минск), на её базе может быть развёрнута 3-я ОМбр;

Западное оперативное командование (штаб в Гродно):

Соединения и части центрального подчинения:

Отдельные механизированные бригады являются основными боевыми соединениями СВ. Бригада обычно включает управление, 10 батальонов (3 мотострелковых, 2 танковых, разведывательный, связи, инженерно-сапёрный, ремонтно-восстановительный и материального обеспечения), группу артиллерии, зенитный ракетно-артиллерийский дивизион и медицинскую роту. В 120-й ОМбр 3 танковых и 2 мотострелковых батальона, остальные подразделения – см. выше.

На базе каждой ОМбр сокращённого состава были организованы учебные центры службы резервистов, которые в течение трёх лет проходят 4-6 сборов высокой интенсивности. Как сообщалось, до 2011 г 37-я и 50-я ОМбр сокращённого состава были вновь свёрнуты до БХВТ.

Кроме того, в СВ РБ есть ещё одна БХВТ (3-я), образованная слиянием 3-й и 30-й БХВТ. Она расположена в гарнизоне Уручье, Минск, и на её базе может развёртываться одна ОМбр. В этом же гарнизоне расположена Военная академия (2,5 тыс. курсантов, несколько сотен преподавателей), и на её базе (плюс призывной контингент Минска) тоже могут быть развёрнуты 1-2 ОМбр. А в Печах расположен 72-й учебный центр (до 5 тыс. чел.), и на его базе (плюс призывной контингент города Борисов) также могут быть развёрнуты до двух ОМбр. Итого, после развёртывания 3-й, 37-й и 50-й БХВТ в СВ будет семь ОМбр, а после полного развёртывания СВ в них может быть до десяти ОМбр, но три из них будут уменьшенного состава и с устаревшим вооружением .

Боевая подготовка в СВ РБ. Ежегодно в ОМбр проводятся бригадные учения с призывом из запаса части приписного состава и общие учения СВ, а раз в 2 года – общие учения ВС, в которых участвуют 7-9 тыс. чел. Кроме того, периодически проводятся выборочные проверки, в ходе которых бригада проводится в полную готовность – призывается несколько тысяч человек и ВВТ снимается с хранения. В 2005 г проверялась 28-я БХВТ, в 2007 г – 19-я БХВТ .

Силы специальных операций ВС РБ (6 тыс. чел.) – высокомобильный род войск ВС РБ, который является преемником ВДВ и спецназа ВС СССР, и созданы на их базе в 2007 г. Они представляют собой высокомобильные соединения быстрого реагирования и являются наиболее боеготовыми войсками в ВС РБ.

ССО включают:

  • 38-ю гвардейскую отдельную мобильную бригаду (Брест);
  • 103-ю гвардейскую отдельную воздушно-десантную бригаду (Витебск);
  • 5-ю отдельную бригаду специального назначения (СпН, Марьина Горка).

Имеются также подразделения СпН для выполнения задач особой важности:

  • 33 гвардейский отдельный отряд СпН (из офицеров и прапорщиков);
  • Особый отряд 5-й отдельной бригады СпН («офицерская рота»);
  • 527-я отдельная рота СпН;
  • 22-я рота СпН (Западное оперативное командование).

Отдельная мобильная бригада имеет управление, 4 батальона (2 мобильных на БТР-80, аэромобильный, связи), артдивизион (гаубицы Д-30), зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (ЗУ-23 и ПЗРК «Игла»), противотанковую батарею (ПТРК «Фагот»), 6 рот (разведывательная, инженерно-сапёрная, охраны и обслуживания, ремонтная, материального обеспечения, медицинская) и взвод РХБЗ. Мобильный батальон имеет до 36 БТР-80, 6 82-мм минометов БМ-37, 6 30-мм гранатометов АГС-17, 6 ПТРК «Метис» и автомобили МАЗ-6317.

Отдельная воздушно-десантная бригада вероятно подобна мобильной бригаде. Впрочем, не исключено, что она передала ей свои мобильные батальоны и взамен получила аэромобильный батальон. Хотя для обеспечения воздушной мобильности этой бригаде недостаточно транспортных самолётов и вертолётов ВВС.

Отдельная бригада СпН имеет управление, 4 отряда (3 СпН, связи) и 3 роты (штабная, материально-технического обеспечения, медицинская). В бригаде СпП есть бронеавтомобили (БА) «Кайман», лёгкие БА «Тигр» и «Богатырь».

ВВС и войска ПВО РБ (15 тыс. чел.) были первоначально созданы по отдельности, как ВВС и войска ПВО. В частности, 15 июня 1992 г, на базе управления 26-й Воздушной армии ВВС СССР, было сформировано командование ВВС РБ, а 1 августа 1992 г, на основе управления ПВО Белорусского военного округа и 2-й отдельной армии ПВО было сформировано командование Войск ПВО РБ. В 2001 г ВВС и войска ПВО Беларуси были объединены в один вид ВС.

В их оперативный состав входят:

Годовой налёт летчика составляет 70-75 час. На боевом дежурстве ПВО ежедневно находится 50 постов, 9 командных пунктов ВВС и войск ПВО, 20 радиотехнических подразделений и отдельных РЛС, 2 зенитных ракетных дивизиона, 5 пунктов наведения.

Войска территориальной обороны были впервые продемонстрированы в 2002 г на учениях «Березина-2002». На них в республике возлагают серьезные надежды. В случае оккупации Беларуси противником, они должны получить вооружение и сформировать региональные партизанские отряды батальонной и ротной численности. Содержать такие войска намного дешевле, чем регулярные ВС, к тому же в Беларуси есть богатый партизанский опыт. В 2015 г на фоне украинских событий органы управления ТО уже приняли участие более чем в 40 мероприятиях, в т.ч. проверке системы усиления охраны границы на южном направлении и территориальной обороны Гомельской области.

ОПК Беларуси справляется с ремонтом ВВТ и поставкой запчастей, а центры техобслуживания проводят регламентные работы. Возможна и ограниченная модернизация ряда ВВТ, в т.ч. танков Т-72Б, БМП-2, РСЗО «Град», ЗРК «Стрела-10» и «Оса-АКМ». Однако в РБ отсутствуют предприятия, выпускающие основное вооружение СВ (танки, ББМ, артиллерию, противотанковые и зенитные средства) по полному циклу. Производятся лишь грузовые автомобили и тягачи, средства управления и связи. ОПК РБ создал с помощью Украины ПТРК, ЗРК малой дальности, а с помощью Китая – РСЗО/ОТРК, но Беларусь не имеет достаточно средства для их закупки в требуемых количествах.

Вооружение ССО. Мобильная и воздушно-десантная бригады имеют для перевозки бойцов БТР-70/80 и автомобили МАЗ-6317. БТР-70 планируется модернизировать до БТР-70МБ1. Были закуплены в РФ 32 новых БТР-82А. Артиллерия бригад представлена 122-мм гаубицами Д-30 и 82-мм минометами БМ-37, противотанковые средства включают ПТРК «Метис» и «Фагот», зенитные – 23-мм ЗУ-23 и ПЗРК «Игла».

В бригаде СпН есть средние белорусские БА 4х4 «Кайман» (создан на шасси БРДМ-2) и лёгкие «Лис-ПМ» (лицензионный российский БА «Тигр»), лёгкие китайские БА 4х4 Dongfeng Mengshi «Богатырь» и CS/VN-3 «Дракон». В Беларуси создан новый БА 4х4 VOLAT V1 и гусеничный транспортёр ТГМ 3М, и на его базе – самоходная установка «Москит» с ПТРК «Шершень-Д».

В результате были снято с вооружения много самолётов (устаревших и с истёкшим сроком службы), в т.ч. Су-24М полностью, а все Су-27 были выведены в резерв, что очень ослабило ударный и истребительный потенциал ВВС. В строю осталось 12 штурмовиков Су-25 и 24 истребителя МиГ-29 с меньшим радиусом действия и боевой нагрузкой. Авиация оказалась самой слабой частью ВС Беларуси. В войсках ПВО были сняты с вооружения все ЗРК С-75, С-125 и С-200, однако это частично компенсировалось переводом из войсковой ПВО в войска ПВО страны всех ЗРС С-300В и ЗРК «Бук-М1», а также поставки из России бывших в эксплуатации ЗРС С-300ПС и небольшого числа новых ЗРК «Тор-М2К».

Штатными ударными самолётами являются 12 штурмовиков Су-25 и учебно-боевых Су-25УБ (плюс 20 на хранении).

Штатными истребителями являются 12 МиГ-29 и 12 модернизированных МиГ-29БМ (с РЛС, доработанной для применения вооружения «воздух-земля», станцией спутниковой навигации и средствами дозаправки в воздухе), а также учебно-боевые МиГ-29УБ. После 2020 г намечено заменить истребители МиГ-29 новыми многоцелевыми самолётами, и заказано в РФ 12 Су-30СМ.

Боевых самолётов ВВС в строю хватит для укомплектования двух полков (штурмового и истребительного). На хранении находится 17 истребителей Су-27 и 4 учебно-боевых Су-27УБМ1 (планировалась модернизация Су-27 с РЛС, доработанной для применения вооружения «воздух-земля» и другими усовершенствованиями). С ними может быть развёрнут ещё полк истребителей.

ВВС имеют всего 10 транспортных самолётов: 2 Ил-76МД (планируется модернизировать), Ан-26РТ, 4 Ан-26/24, 2 Ан-12, 1 Ту-134.

Учебные самолёты включают 8 Як-130 (поставлены из России) и 10 L-39 (куплены в Украине). Планируется получить ещё 4 Як-130.

Ударные вертолёты включают 7 Ми-24П (планируется модернизация).

Транспортные вертолёты включают 8 Ми-8 (в т.ч., модернизированные МТКО), 12 Ми-8МТВ-5 (недавно поставлены из России) и 5 Ми-26.

Закупаются белорусские БПЛА «Беркут-1/2», «Гриф-1» и «Гриф-100» (модели 120К и 150К), разведывательно-ударный вертолётный БПЛА INDELA-I.N.SKY (вес 140 кг, несёт 2 термобарических гранатомёта). Намечено закупить и российские БПЛА. Разработаны белорусские БПЛА: малые «Москит-Н», «Каспер» (вес 9 кг), «Бусел М50» (10 кг), «Альбатрос» (19 кг), разведывательно-ударные БПЛА дальнего действия «Буревестник МБ» (вес 250 кг, несёт 2 ударных БПЛА по 26 кг с дальностью полёта 35 км или 8 57-мм НАР) и BELAR YS-EX (совместно с ОАЭ, вес 1400 кг, в т.ч. нагрузка 280 кг, продолжительность полёта свыше 24 ч) .

В войсках ПВО имеются ЗРС С-300ПТ/ПС (часть поставлена Россией, ведётся капремонт и доработка С-300ПС), также есть переведенные из СВ С-300В и «Бук-М1», плюс поставленные РФ новые «Тор-М2К». Разработаны модернизированные ЗРК «Оса-1Т» и «Бук-МБ», а совместно с Украиной создан новый ЗРК Т-38 «Стилет». После 2020 г намечено получить из РФ новые ЗРС С-400 (2 дивизиона).

В радиотехнические войска поступают новые РЛС «Роса-РБ» и комплексы РЛС «Восток-Д», комплексы РЭБ «Гроза-Р» (постановки помех БЛА) и «Навес» (постановки помех системам радионавигации и GPS), созданные ОПК Беларуси. Выполнен капремонт почти всех РЛС, состоящих на вооружении ВС Беларуси. В России закуплена новая РЛС «Противник-ГЕ», к 2020 г планируется приобрести ещё 6 ед.

Но большинство вооружения ВВС и войск ПВО Беларуси устарело. Истребители, штурмовики, учебные самолёты (кроме Як-130), ЗРС и ЗРК (кроме «Тор-М2К»), РЛС, средства автоматизации и РЭБ нуждаются в модернизации или замене.

ОПК Беларуси справляется с ремонтом ВВТ и поставкой запчастей, а центры техобслуживания проводят регламентные работы. Возможна и ограниченная модернизация ряда ВВТ, в т.ч. ЗРК «Оса-АКМ» и «Бук-М1». Однако в РБ отсутствуют предприятия, выпускающие основное ВВТ (самолёты, вертолёты и зенитные средства) по полному циклу. Новый ЗРК Т-38 «Стилет» создан совместно с Украиной. Самостоятельно выпускаются БПЛА, РЛС и ряд средств автоматики.

ОПК России поставлено 8 учебных самолётов Як-130, 12 вертолётов Ми-8МТВ-5 и 12 ЗРК «Тор-М2К».

Известно, что Минск уже давно направил Москве заказы на ЗРК «Тор-М2К» и ЗРС С-400, ОТРК «Искандер», боевые самолеты Су-30, Су-34, учебно-боевые Як-130, модернизированные Ил-76МД, ударные вертолеты Ми-28Н. Все они были заложены в Госпрограмму перевооружения РБ на 2006-2015 годы. Но утрата ряда технологий и дефицит производственных мощностей российского ОПК, наряду с дороговизной ВВТ, стали серьезным препятствием на пути реализации программ перевооружения ВС Беларуси за счет российского ОПК. Сюда же следует добавить экономические трудности, которые в последнее время испытывает сама Россия.

За эти полтора года в СВ 19-я БХВТ была развёрнута в механизированную бригаду, сокращён 502-й противотанковый артполк, а 51-я артиллерийская группа в составе 171-й и 178-й Абр, а также 170-й БХВТ была переформирована в 51-ю Абр. Были скадрированы 62-я 740-я зенитные ракетные бригады, 427-й и 1199-й реактивные артполки.

В ССО 103-я отдельная мобильная бригада была переименована в воздушно-десантную.

В ВВС авиатехника и лётный состав 181-я вертолётной базы присоединились к 50 смешанной авиабазе. В войсках ПВО были расформированы 15-я и 302-я зенитные ракетные бригады, сформирован 1-й зенитный ракетный полк.

Вооружение СВ подверглось небольшому сокращению, в т.ч. СП 2С7, устаревшие гаубицы Д-20 и Д-1, РСЗО 9П138, зато появились новые мощные РСЗО «Полонез». В ССО тоже было сокращено изношенное вооружение (БМД-1, БТР-Д и САО 2С9), но туда поступили новые БА «Кайман», «Лис» и «Дракон».

Зато в ВВС произошло обвальное сокращение числа боевых самолётов в строю (с 69 до 36, в т.ч. с 37 до 24 МиГ-29 и с 22 до 12 Су-25), а также ударных вертолётов Ми-24 (с 21 до 7), 16 разведывательных Ми-24Р/К и многоцелевых Ми-8 (с 42 до 8). Было поставлено лишь 4 учебных Як-130 и 12 вертолётов Ми-8МТВ-5, а также БПЛА, планируется закупка 12 Су-30СМ и 4 Як-130.

Лучше ситуация в войсках ПВО. Были сокращены устаревшие ЗРК С-200М и С-125М2, часть ЗРК «Бук-М1», зато поступили ЗРС С-300ПС и БМ «Тор-М2К». Число дивизионов уменьшилось с 29 до 27, зато число ПУ и ПЗУ выросло с 243 до 294 (в т.ч. число дивизионов С-300ПС/ПТ выросло с 9 до 13, а ПУ – с 64 до 120). Намечена закупка 2-х дивизионов С-400 и новых РЛС .

Всё это показывает критическую зависимость ВС Беларуси от поставок ВВТ из России. И если по вооружению СВ, ССО и войск ПВО вопрос частично решается за счёт модернизации и ВТС с Россией и Китаем, то по авиатехнике ВВС возникла серьёзная проблема.

Заключение:

Возможность использования территории Беларуси как плацдарма для нападения ВС России на Украину отвлекает на это направление значительные силы ВС Украины. Опасность серьёзно возрастёт, если ВС РБ примут участие в совместной с ВС России агрессии против Украины. В связи с этим представляют интерес ВС Беларуси и их боевые возможности.

Необходимо отметить создание в Беларуси с китайской помощью (и с китайскими ракетами М200/20) универсальной РСЗО/ОТРК «Полонез» с дальностью стрельбы 200/280 км и КВО 30 м. То есть, Беларусь получила высокоточное средство евростратегического неядерного сдерживания. При этом ракета М20 совершенствуется с увеличением дальности стрельбы до 500 км.

Почти всё вооружение ВС Беларуси устарело, нуждается в модернизации или замене. ОПК Беларуси справляется с ремонтом ВВТ и поставкой запчастей, а центры техобслуживания – с регламентными работами. Возможна и ограниченная модернизация ряда ВВТ, в т.ч. танков Т-72Б, БМП-2, БРДМ-2, РСЗО «Град», ЗРК «Стрела-10», «Оса-АКМ» и «Бук-М1», истребителей Миг-29 и Су-27. Однако в РБ нет предприятий, выпускающих основное ВВТ по полному циклу. Производятся лишь грузовые автомобили и тягачи, РЛС, средства управления и связи, БПЛА. ОПК РБ создал с иностранной помощью ПТРК «Скиф» и «Шершень», ЗРК «Стилет», РСЗО/ОТРК «Полонез», но Беларусь не имеет средства для их закупки. ОПК России сейчас неспособен обеспечить потребности ВС Беларуси в новом вооружении.

Сравнение организации и вооружения ВС Беларуси на конец 2015 г и на середину 2017 г показывает, что за эти полтора года 1 БХВТ была развёрнута в ОМбр, сокращён противотанковый артполк, а артгруппа (2 Абр и 1 БХВТ) была переформирована в 1 Абр. Были скадрированы 2 ЗРбр м 2 РеАп, 2 авиабазы объединились, а 2 ЗРбр были расформированы, зато был сформирован 1 ЗРп.

В тот же период в СВ сократили СП 2С7, гаубицы Д-20 и Д-1, РСЗО 9П138, но появились новые РСЗО «Полонез». В ССО сократили БМД-1, БТР-Д и САО 2С9, но поступили новые БА «Кайман», «Лис» и «Дракон». Зато в ВВС прошло обвальное сокращение числа боевых самолётов в строю (с 37 до 24 МиГ-29 и с 22 до 12 Су-25), а также ударных вертолётов Ми-24 (с 21 до 7), 16 разведывательных Ми-24Р/К и многоцелевых Ми-8 (с 42 до 8). Было поставлено лишь 4 учебных Як-130 и 12 вертолётов Ми-8МТВ-5, а также БПЛА, планируется закупка 12 Су-30СМ и 4 Як-130. В войсках ПВО были сокращены устаревшие ЗРК С-200М и С-125М2, часть ЗРК «Бук-М1», зато поступили ЗРС С-300ПС и БМ «Тор-М2К». Число дивизионов уменьшилось с 29 до 27, зато число ПУ и ПЗУ выросло с 243 до 294 (в т.ч. число дивизионов С-300ПС/ПТ – с 9 до 13, а ПУ – с 64 до 120). Намечена закупка 2-х дивизионов С-400 и новых РЛС. Всё это показывает критическую зависимость ВС Беларуси от поставок ВВТ из России. И если по вооружению СВ, ССО и войск ПВО вопрос частично решается модернизацией и за счёт ВТС с Россией и Китаем, то по авиатехнике ВВС возникла проблема.

1-ой радиотехнической бригады

Боевое Знамя вручено 16 октября 1944 г.

День части — 30 декабря (1941 г.)

Формирование

История 1-й радиотехнической бригады берет начало с 100-го батальона ВНОС.

Распоряжением Государственного Комитета обороны СССР от 9 ноября 1941 года №874/СВ был сформирован 100-й отдельный батальон ВНОС с пунктом дислокации в городе Ртищево Саратовской области. Формирование батальона началось 27 ноября 1941 года районным военным комиссариатом г. Ртищево и осуществлялось за счет призывников запаса.

Часть рядового и сержантского состава на укомплектование поступила с 11-го отдельного запасного батальона ВНОС и из других частей Приволжского военного округа.

Командным составом батальон обеспечивался из офицеров ПВО (ПрикВо), вылечившихся после ранений, полученных в первых боях Великой Отечественной войны.

Командир 100-го отдельного батальона ВНОС
капитан Березань И. C.

Командиром 100-го отдельного батальона ВНОС был назначен капитан Березань Иван Самуилович, военным комиссаром — старший политрук Анисимов Георгий Петрович и начальником штаба — капитан Акимов Евгений Иванович.

Капитан Березань И. С. был опытным, хорошо подготовленным командиром. Он командовал 100-м батальоном ВНОС со дня создания до 10 октября 1944 года и прошел вместе с батальоном путь от г. Ртищева до Львова.

Капитан Березань И. С. был опытным, хорошо подготовленным командиром. Он командовал 100-м батальоном ВНОС со дня создания до 10 октября 1944 года и прошел вместе с батальоном путь от г. Ртищева до Львова.

Формирование части закончилось 30 декабря 1941 года. Этот день и считается ежегодным праздником части. С этого дня начались полеты авиации противника через позиционный район подразделения.

Участие в боях и походах

Военное время

1942 год

На батальон были возложены задачи по охране большого промышленного города на Волге — Саратова и городов Балашова, Пензы и Ртищево.

Для выполнения этой задачи батальон был развернут в заданном районе с пунктами дислокации: батальонный пост — Ртищево, ротные посты — Кирсанов, Сердобск, Аркадак, Балашов.

Не хватало офицеров. Даже те, которые прибывали во время формирования из других частей и госпиталей выздоровев после ранений, не были знакомы со службой ВНОС.

В этот период часть переживала большие трудности. Не хватало офицеров. Даже те, которые прибывали во время формирования из других частей и госпиталей выздоровев после ранений, не были знакомы со службой ВНОС.

Рядовой состав, прибывший в часть, в большинстве не имел ни общевойсковой подготовки, ни опыта боевой службы по выявлению самолетов противника и оповещения своих войск. Поэтому личный состав наряду с несением боевой службы настойчиво учился непосредственно на рабочих местах наблюдательных ротных и батальонного постов.

Обучением женщин-красноармейцев занимались: старшие лейтенанты Шаповалов и Плевинский, лейтенант Омельяненко, младший лейтенант Вершин, младший сержант Булавкин и другие. Требовательные и умелые специалисты, они передали женщинам хорошие знания. Лучшими телефонистами из женщин-красноармейцев первого пополнения были Тамара Белова, Раиса Федорова, Тая Силантьева, Инна Филатова, Вера Кузнецова, Нина Макарова, Ольга Кобзева и Наташа Вилкова.

Инна Филатова в звании младшего сержанта первой из женщин была назначена начальником поста в с. Малиновка. Этот пост… считался лучшим постом части.

Тая Силантьева, которая до того, как пойти добровольцем в армию, работала дояркой в колхозе и была награждена орденом «Знак почета», в короткий срок выучила боевую технику, стала опытным радистом-инструктором. Инна Филатова в звании младшего сержанта первой из женщин была назначена начальником поста в с. Малиновка. Этот пост в короткиий срок достиг хороших результатов в боевой и политической подготовке, в несении боевой службы и считался лучшим постом части.

В 1942 году батальону было приказано вынести наблюдательные посты из населенных пунктов. Выполняя поставленную задачу, не прекращая выполнение боевой задачи, личный состав вел работы по оборудованию наблюдательных и ротных постов, строительству землянок для жилья.

21 февраля 1942 года, над территорией подразделений 2-й роты курсом на Саратов прошел первый самолет противника.

С февраля по май 1942 года наблюдательными постами батальона было обнаружено 392 самолета противника, в том числе визуально — 131 и на слух — 261. За это время не было ни одного случая невыявления или неверного опознавания самолетов противника со стороны наблюдательных постов части.

Благодаря настойчивой работе всех солдат, сержантов и офицеров батальон стал лучшим среди частей Саратово-Балашовського дивизионного района ПВО.

С возложенными заданиями батальон успешно справился.

Внимательность, оперативность и слаженность в работе личного состава были присущи наблюдательным постам батальона.

Во время Сталинградской битвы личный состав взвода обнаружил и распознал 350 самолетов портивника.

В период героической Сталинградской битвы отличились воины взвода связи, которым командовал младший лейтенант Михаил Осадчук. По приказу начальника штаба соединения Осадчук установил связь с КП армейского поста ВНОС, а также радиосвязь с батальонным постом в городе Ртищево и постом 17-го отдельного батальона ВНОС в г. Саратове. Во время Сталинградской битвы личный состав взвода обнаружил и распознал 350 самолетов портивника, обеспечив воздушное наблюдение и передачу донесений оповещения.

1943 год

20 ноября 1943 года был получен приказ Командующего Саратово-Балашовского дивизионного района ПВО на перебазирование в район действующей армии. Личный состав, боевая техника и имущество перевозились железнодорожным транспортом.

В дороге эшелон несколько раз подвергался бомбардировке. Особенно мощную бомбардировку эшелон испытал ночью на станции Гребенки Полтавской области. В течение 4—5 часов воины батальона стойко и мужественно переносили бомбежку.

«Не было ни одного случая, когда бы личный состав подвергся панике или потерял бодрость духа», — так упоминал об этих днях майор в отставке Брюхачёв Иван Николаевич, который командовал взводом первой роты. «В преодолении трудностей мы закалялись. С твердой, глубокой верой в нашу победу над врагом во имя Родины все мы старались быстрее прибыть к новому месту дислокации и приступить к боевой работе».

Развертывание ротных наблюдательных постов пришлось осуществлять не сразу, так как не вся территория, где должны были располагаться посты, была освобождена от наземного противника. Некоторым взводам было приказано влиться в войска первого Украинского фронта и принимать участие в освобождении населенных пунктов.

Так личный состав 1-го взвода 4-й роты под командованием лейтенанта Балабанова принимал участие в освобождении г. Коростень, а командир 4-го взвода 1-й роты младший лейтенант Осадчук со своими воинами принимал участие в освобождении населенных пунктов от станции Чудной до Шепетовки.

1944 год

29 января 1944 года 100-й отдельный батальон ВНОС в полном составе перебазировался в новый район дислокации:

  • батальонный пост — Житомир,
  • ротные посты:
  • 101 — Новоград-Волынский,
  • 102 — Овруч,
  • 103 — Житомир,
  • 104 — Коростень.

Командиром 102-ой роты в это время был старший лейтенант Михайлов, а 104-ой ротой командовал старший лейтенант Дроговоз.

В сложных зимних условиях была проведена работа по оборудованию батальонного, ротных и наблюдательных постов, помещений для жилья и хранение имущества.

90% своей боевой работы личный состав батальона осуществлял на радиосредствах.

В период Житомирской дислокации значительную роль в обеспечении связи между постами сыграло радио. 90% своей боевой работы личный состав батальона осуществлял на радиосредствах.

Личным составом батальона было построено и оборудовано 22 наблюдательных поста, проложено 265 км проводной связи, перевезено и установлено больше 2 тыс. столбов и использовано больше 15 тонн провода.

Женщины-военнослужащие составляли 30—40% личного состава батальона.

Бойцы 100-го ОБ ВСПЗ (1944 год)

На протяжении февраля — августа 1944 года наблюдательными постами 100-го отдельного батальона ВНОС было обнаружено и распознано 1585 самолетов. Личный состав батальона оказал помощь 18-ти экипажам советских самолетов, которые совершили вынужденную посадку. По данным наблюдательных постов батальона зенитная артиллерия сбила 27 самолетов противника. В районе Новоград-Волынска личный состав захватил в плен экипаж самолета Ю-88, который совершил вынужденную посадку.

В апреле 1944 года наш самолет, который возвращался после выполнения боевой задачи, был подбит и, охваченный пламенем, совершил вынужденную посадку на территории наблюдательного поста, где начальником была сержант Скотникова. Отважные женщины поста Колесникова и Сиротина, во главе со своим командиром, рискуя собственной жизнью, спасли 4-х раненных пилотов, которые были извлечены из горящего самолета. За проявленную смелость и отвагу личный состав поста был награжден государственными наградами.

27 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта мощными ударами гвардейских танковых армий при активной поддержке авиации после десятидневных боев освободили Львов.

К новому, третьему месту дислокации, во Львове, 100-й батальон прибыл 6 августа 1944 года — через неделю после его освобождения.

Ротные посты ВНОС разворачивались в населенных пунктах, где, преимущественно, проводной связи не было. Вместе с несением службы по наблюдению за воздушным пространством, личный состав строил линии связи, занимался усовершенствованием своих знаний и боевого мастерства. Особенно большую работу по строительству проводной связи сделала 2-я рота старшего лейтенанта Осадчука.

Третий район дислокации нашей части характеризовался активной боевой работой по обеспечению полетов авиации, которая поддерживала наступление советских войск на Запад.

В период Львовской дислокации было сбито 136 самолетов противника, три экипажа подбитых самолетов противника захвачены в плен.

В период Львовской дислокации по донесениям командного пункта части подразделениями ПВО было сбито 136 самолетов противника, три экипажа подбитых самолетов противника захвачены в плен.

16 октября 1944 года 100-му отдельному батальону ВНОС было вручено Боевое Знамя.

Конец войны личный состав встретил на западных границах Украины.

За годы войны 620 офицеров, солдат и сержантов 100-го ОБ ВНОС были награждены государственными наградами. Рядом с мужчинами мужественно защищали Родину женщины-военнослужащие, которые составляли 30—40% личного состава батальона.

Послевоенное время

1940-е годы

Вся послевоенная история части связана с охраной воздушных границ. С 10 по 25 мая 1947 г., в ходе перевооружения, 100-й отдельный батальон ВНОС в связи поступлением на вооружение более качественной и эффективной боевой техники был реорганизован в 100-й отдельный радиобатальон ВНОС.

В то время батальоном командовал майор Шестаков Николай Васильевич, который имел большой опыт службы во ВНОС. В феврале 1945 года за умелую организацию взаимодействия частей ВНОС, он был награжден орденом Красной Звезды. В звании подполковника в 1952 году он уволился из армии.

1950-е годы

Командование батальоном принял начальник штаба подполковник Витвицкий Иродион Иванович, участник Великой Отечественной войны, награжденный тремя боевыми орденами. Он же стал первым командиром полка, который был создан на базе 100-го батальона ВНОС в 1952 году.

Согласно директиве Министра обороны от 14 февраля 1952 года 100-й отдельный радиобатальон ВНОС был реорганизован в 22-й полк воздушного наблюдения, оповещения и связи. В стадии реорганизации полк продолжал выполнять боевую задачу по охране государственной границы в воздушном пространстве.

В боевом составе 22-го радиотехнического полка ВНОС в зоне ответственности от Бреста до Ужгорода находилось 4 роты визуального наблюдения. На этом участке государственной границы были размещены 38 наблюдательных постов.

В 1955 году на вооружение начала поступать радиолокационная техника.

В 1955 году на вооружение начала поступать радиолокационная техника, станции «Горизонт-1». На конец 1957 года на вооружении 22-го ртп было 19 единиц радиоэлектронной техники — РЛС П-20, П-8, ПРВ-10.

В 1956 году командный пункт и штаб полка передислоцированы на новое место — г. Самбор.

Для повышения боевой готовности и улучшения качества боевой работы, была поставлена задача, построить совместный командный пункт полка с истребительной авиацией. Командный пункт был оборудован наиболее современными приборами ведения воздушной разведки того времени.

В октябре 1956 г. личный состав полка принимал участие в общих учениях ВВС и Войск ПВО. На учениях отличную боевую подготовку показали ст. л-т Дубов, лейтенанты Букреев и Борисов, ефрейтор Рожков, рядовые Булавин, Нонка, Панибрат, Мороз. Все они, а также подполковник Мысников и майор Строганов, были поощрены командиром соединения.

В апреле 1957 г. во время учений, которые проводились Главнокомандующим Войск ПВО с привлечением истребительной авиации и зенитной артиллерии, боевые расчеты станций и офицеры управления полка успешно выполнили поставленные задачи.

1960-е годы

1 декабря 1963 года на базе 22-го радиотехнического полка была сформирована 1-я радиотехническая бригада (войсковая часть 38427) в составе:

  • батальона управления
  • 6 отдельных радиотехнических батальонов
  • 17 отдельных радиолокационных рот.

Прощание с Боевым знаменем 100-го об ВНОС (1963 год)

Основой для ее формирования стал личный состав и материальная часть 22-го ртп, 23-го ртп ПВО, 98-го ордена Красной Звезды ртп ПВО.

Первый командир бригады полковник Михайлов В. М.

Первым командиром бригады был назначен полковник Михайлов Владимир Михайлович.

1970-е годы

Неоднократно войсковая часть за свои успехи награждалась переходящими знаменами соединения, вымпелами и отличиями Министерства обороны, в ней приобретался опыт, оттачивалось военное мастерство.

В мае 1971 года отдельные подразделения бригады обеспечивали учебные стрельбы ЗРВ и ИА 28-го корпуса ПВО на государственном полигоне Ашулук. С поставленной задачей подразделения справились.

Командир бригады в 1974—1977 гг. полковник в отставке Иванников В. А.
поздравляет личный состав бригады с Днем части
(67-я годовщина — 30.12.2008 г.)

Наши дни

На современном этапе своей истории, с начала обретения Украиной независимости, радиотехническая бригада вместе со всеми Вооруженными Силами Украины проходит процесс оптимизации своего боевого и численного состава. Не считаясь с колебанием внешнеполитического курса государства, радиотехническая бригада вместе с другими частями воздушного командования ПС ЗС Украины продолжает выполнять задачу по защите западной границы государства в воздушном пространстве.

Инспекция МО Украины (1996 год).
Слева направо: Первый заместитель Начальника Генерального штаба ВС Украины генерал-майор Фомин О. Г.,
командир 28-го корпуса ПВО генерал-лейтенант Ткаченко В. И.

На радиотехническую бригаду возложена задача по радиолокационному обеспечению прикрытия важных объектов государства, которые находятся в пределах ответственности бригады.

Командно-штабные учения в 2004 году.
Командир бригады полковник Вишневский С. Д. (слева)
и начальник штаба 28-го корпуса ПВО генерал-майор Глава М. А.
Празднование Дня Победы в 2005 году.
Командир бригады в 2002—2005 гг. полковник Вишневский С. Д. (в центре)
и заместитель командира по воспитательной работе подполковник Давыдов Ю. С.
закладывают совместно с ветеранами ВОВ Аллею славы.

Первый день в армии. В Барановичах идет весенний призыв

С утра возле военкомата было многолюдно: провести призывников в армию пришли их родители, бабушки, братья, сестры и девушки. Одни смеялись, другие – грустно обсуждали что-то между собой.

Татьяна пришла провожать в армию сына Артура Потоцкого сразу после работы: женщина трудилась в ночную смену и утром даже не смогла увидеться с ним.

– Моему сыну через месяц исполнится 21 год. Сегодня он отправится в 8-ю радиотехническую бригаду связи, но пока не знаю, где будет служить после присяги. Жаль его отпускать, мне будет сильно его не хватать, – с грустью говорит женщина.

РЕКЛАМА

Призывники выходят из военкомата под марш «Прощание Славянки».

После нескольких часов ожиданий, около полудня, призывники вышли из военкомата. На встречу с родственниками у них было всего около 30 секунд. Под «Прощание Славянки» призывники сели в автобусы и отправились в свои войсковые части.

Призывники садятся в автобусы, чтобы ехать в войсковые части.

«Помогите выбрать форму»

В 120-ю зенитную ракетную бригаду в обед прибыли 22 человека – парни из Барановичей и Барановичского района. Чуть позже приехали еще пять – из Ляховичского региона.

Призывники приехали в 120-ю зенитную ракетную бригаду.

Первым делом в войсковой части проверили личные вещи призывников – по словам военнослужащих, молодое пополнение зачастую привозит с собой алкоголь или наркотики. В этот раз таких призывников не было.

РЕКЛАМА

Новобранцы разложили вещи и отправились на склад получать форму и берцы. Заведующий складом Галина говорит, что призывники на примерке зачастую растеряны, многие забывают даже достать картон из обуви и могут ходить с ним несколько недель. Некоторые и вовсе не знают свой размер одежды или обуви.

– Часто призывники мне говорят: «А помогите выбрать форму, а то мне мама всегда одежду покупала», – рассказывает Галина.

Призывники получают форму.

Призывникам измеряют размер обуви.

Призывникам выдают ремни и майки.

Получив одежду и обувь нужного размера, призывники отправляются на очередной медосмотр. Там все их синяки, порезы и какие-либо травмы записывают, чтобы в случае чего доказать, что призывник получил их не на службе.

«В военкомате понял: бежать уже некуда»

Большинство молодых людей в этот день заметно нервничали: у кого-то тряслись руки, у кого-то – ноги. Некоторые с опаской смотрели по сторонам. 21-летний призывник из Барановичей Михаил Волчун выделялся спокойствием и улыбчивостью. Прошлым летом он отучился в колледже на экономиста и юриста, но работу после учебы так и не нашел.

– Работы все равно нет, поэтому я был не против пойти в армию. К службе отношусь позитивно: не я первый, не я последний, кто идет в армию. Мне хочется научиться стрелять из автомата, – говорит он.

В военкомате Михаил просил отправить его служить поближе к дому: его родители глухонемые, и он их сурдопереводчик.

– Родителям будет трудно без меня, но я не хочу, чтобы они приезжали ко мне каждые выходные. Это будет психологически сложно и для меня, и для них. Но, конечно, я буду скучать – и по родителям, и по друзьям, – говорит он.

Призывник Михаил Волчун.

После армии Михаил собирается остаться служить по контракту. Но также хочет стать преподавателем экономики в университете. Полтора года службы его совсем не пугают.

– Мне только сегодня в военкомате было немного сложно: понял, что бежать уже некуда. А когда приехали на территорию войсковой части, на душе заскребли кошки, теперь пути назад точно нет. Главное – перетерпеть первые полгода, а потом станет легче. Говорят, что армия меняет людей в лучшую сторону, – говорит Михаил.

Армейский ужин и отбой

В течение дня призывникам показывали, как застилать кровать и подшивать воротничок. Сегодня главная задача новобранцев в армии – освоиться и познакомиться между собой. Из бонусов – первый армейский ужин.

Призывников учат подшивать подворотнички.

Ближе к вечеру в 120-ю зенитную ракетную бригаду приехали еще 84 призывника – пополнение из Бреста, Пинска и Лунинца.

До присяги все они будут проходить курс молодого бойца. А сегодня будет их первый армейский отбой.

РЕКЛАМА Алена СЕРИКОВА

Знак Войск ПВО России

Собственная награда у ПВО «Войска ПВО страны» появилась в 1975 году. Инициатором ее создания выступало командование войск ПВО, которые возглавлял Маршал Советского Союза П.Ф. Батицкий.

Кто мог получить эту награду?

  1. Прапорщики, офицеры и генералы и военнослужащие сверхсрочной службы, которые безупречно прослужил в Войсках ПВО больше 15 лет, включая и находящихся в отставке и запасе.
  1. Опытных специалистов, имеющих высшие квалификации.
  1. Людей, внесших существенный вклад в укрепление боевой готовности ПВО в нашей стране, достигших серьезных результатов в воспитании и обучении личного состава, в освоении нового вооружения и техники.

Награждение осуществлялось приказом главнокомандующего Войск ПВО РФ. Военнослужащие, находящиеся в отставке и запасе, награждались командующим войсками тех округов, где проходили службу до поступления в запас. Вместе со знаком выдавалось удостоверение. Через несколько дней после принятия закона последовало первое награждение.

Приказом главнокомандующего войск ПВО страны большая группа офицеров и генералов удостоилась этого отличия. Среди их числа Герой СССР полковник Ю.И. Дерябин, дважды Герой СССР генерал-майор А.К. Рязанов, дважды Герой СССР командующий войсками ПВО Московского округа генерал-полковник А.И. Колдунов и другие.

К сожалению, об авторе рисунка на знаке «Войска ПВО страны» нет никакой информации. Но по реалистичности изображения оружия и техники можно предположить, автор имел прямое отношение к Войскам ПВО. Знак изготовили на Ленинградском монетном дворе. Существует еще один интересный момент – в описании, которое было утверждено Приказом МО СССР при учреждении знака, сказано, что накладка производится из нержавеющей стали. Но таких знаков автор никогда не встречал. Представители ЛМД утверждали, что их техника просто не рассчитана на такой материал, поскольку штампы быстро приходят в непригодность, поэтому накладка была сделана из мельхиора.

Описание знака «Войска ПВО страны»

Знак представляет собой многоугольник, на котором изображены стены Московского Кремля и одной из его башен, над которым была развернута антенна РСЛ дальнего обнаружения (для изображении использовалась красная эмаль). Лицевая ее часть выполнена голубой эмалью, а оборотная сторона (видимая ее часть) – синей. На фоне этих фрагментов крепится серебристая накладка с устремленным вправо и немного вверх изображением истребителя типа Су-9. Под крылом самолета находится ракета радиолокационного наведения «воздух-воздух».

За самолетом выстроились 3 ракеты из разных радиусов действия «земля-воздух». Нельзя не заметить и надпись в две строчки на фоне стены: «войска ПВО/страны». Надпись, фацет знака, буртики и решетка антенны, имеющая золотистый цвет. Создан из томпака, накладка изготовлена из мельхиора. Крепление с помощью гайки и штифта. Размер 33х43 мм. Этот знак принадлежит полковнику отставнику В.К. Жукову, который тогда был летчиком-инспектором авиации Ленинградской армии ПВО.