Война 1904 1905

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

Россия — броненосный крейсер российского императорского и советского флотов, прошедший Русско японскую и Первую мировую войны. Крейсер «Россия» должны были строить по образцу «Рюрика», однако, за три года прошедшие между закладками кораблей, развитие военно-морской техники не стояло на месте. Поэтому корабельному инженеру Николаю Елисеевичу Титову пришлось разработать проект корабля с введением всех необходимых и настоятельно требуемых усовершенствований.

Крейсер «Россия» в Гильсингфорсе

Конструкция крейсера Россия

Первоначальные требования Морского министерства к «Рюрику №2» состояли в совершенствовании броневой защиты корабля — выше главного бронепояса, корабль должен был получить второй и бронированные казематы для артиллерии. Кроме того на нем должны были стоять водотрубные котлы, более легкие, чем огнетрубные котлы «Рюрика» и сокращенный парусный рангоут на трех мачтах.

Выполнение этих требований привело к разработке совершенно нового корабля, общего у которого с «Рюриком» были разве что огромные габариты корпуса (12 130 т водоизмещения в нормальном грузу) и состав артиллерийского вооружения. К сожалению, выполнить все требования, предъявляемые к кораблю не удалось.

Крейсер «Россия» в доке

Вместо двух броневых поясов, был оставлен один относительно большой высоты (2,6 м, из которых, при нормальной нагрузке, 1,2 м находились под водой). В корме пояс имел толщину 127 мм, в районе погребов орудий главного калибра — 152 мм и в середине корпуса — 203 мм, утончаясь к нижней кромке до 102 мм. В носовой части броневой пояс на 27 м не доходил до форштевня и замыкался 178-мм броневым траверзом. Плоская броневая палуба над поясом имела толщину 51 мм, карпас в носовой части — 63-76 мм. Защиту дымоходов на высоту одного межпалубного расстояния (около 2,3 м) осуществляли 76-мм броневые кожухи, а верхние части цилиндров главных паровых машин были прикрыты 127-мм наклонной броней гласиса. Вся броня толщиной в 127 мм и выше была закалена по способу Гарвея.

Боевая рубка была толщиной в 305 мм. Необходимо отметить, что начиная с «Рюрика» боевые рубки русских кораблей имели один важный дефект — вместо прорезанных в броне смотровых щелей, над краем рубки просто располагалась бронированная крыша, образуя «визирные просветы» высотой до 30 см. При этом бронированная крыша имела грибовидную форму и отражала осколки, попавшие в эти просветы внутрь рубки, превращая ее из командного центра корабля в ловушку для рулевых и командиров. Символично, что автор этого рацпредложения, погиб в ходе Русско-японской войны, смертельно раненый как раз в броневой рубке «Рюрика».

Повреждённый крейсер «Россия» во Владивостоке после боя в Корейском проливе

Если защиту машин, котлов и погребов на корабле можно было считать обеспеченной, то с защитой артиллерии дело обстояло не многим лучше, чем на «Рюрике». Никаких отдельных казематов для орудий поставить не удалось. С корму батарею 152-мм орудий прикрывали две травезные переборки (38 и 127 мм), а с носовой части одна (127 мм). Между 10 орудиями, установленными у миделя, располагались 38-мм противоосколочные переборки. В корме орудия главного калибра имели только 25-мм бронированные щиты, а в носу — «кольцевые барбеты» той же толщины. Элеваторы подачи боеприпасов были прикрыты 76-мм броней. Масса брони на корабле составила 1947 т, что на 500 т больше чем на «Рюрике».

Весьма передовой должна была стать и трехвальная силовая установка корабля. По задумке конструкторов, полный ход кораблю обеспечивали две расположенные побортно паровые машины тройного расширения суммарной мощностью в 14 500 л.с., что считалось достаточным для достижения 19 узлового хода. А на экономической скорости, корабль должен был двигаться под маломощной (2500 л.с.) паровой машиной, приводящей в действие средний вал. Как считалось, при движении под одной средней машиной корабль, при полном запасе угля в 2200 т. смог бы пройти более 13 500 миль. К сожалению, эта оригинальная конструкция оказалась полностью неработоспособной. На полном ходу работа средней машины не прибавляла кораблю скорости, а на экономичном ходу побортные машины все равно приходилось держать в действии, так как. средняя паровая машина не смогла развить проектной мощности и винты бортовых паровых машин создавали слишком сильное сопротивление, мешая развить даже 10-узло-вый ход. Кончилось тем, еще до начала Первой мировой машину экономического хода демонтировали, и крейсер стал двухвинтовым.

Верхняя палуба крейсера Россия

В качестве котлов были выбраны водотрубные котлы системы Бельвиля (32 штуки в четырех котельных отделениях), которые заказали во Франции. На испытаниях главные паровые машины корабля превысили проектную мощность (15 680 л.с.), что позволило развить ход в 19,74 узла. Дальность плавания на практике составила 7740 миль (10-узловым ходом). Для защиты от обрастания подводная часть корабля имела деревянную и медную обшивки.

В ходе проектирование и постройки вооружение корабля претерпевало серьезные изменения. Если главный калибр был определен раз и навсегда — четыре новых 203-мм орудия с длиной ствола в 45 калибров, то вместо 6×120-мм пушек на «Рюрике» было решено поставить еще 4×152-мм орудия. В случае постройки корабля по такому проекту — он имел бы одну из самых многочисленных батарей орудий среднего калибра в истории кораблестроения. Однако вместо этих пушек на верхней палубе корабля разместили 12х75-мм противоминных орудий, хотя необходимость защиты от миноносцев для океанского рейдера вещь весьма сомнительная. С другой стороны, при принятых тогда небольших дистанциях боя, огромное количество снарядов малокалиберных скорострельных пушек должен было разгонять прислугу неприятельских орудий, что отчасти подтвердилось опытом Японо-китайской и Испано-Американских войн. Бортовой залп орудий среднего калибра на крейсере «Россия» был дополнительно ослаблен установкой носовой 152-мм пушки в полубаке — без возможности вести огонь по траверзу. Такое странное решение пришло из французского флота 1870-1880-х годов, в котором считалось, что такое погонное орудие сможет вести огонь при сильном волнении, на самом на деле этому мешали брызги от форштевня, а так же обстреливать неприятеля перед нанесением таранного удара. В корме, на палубу, с несколько большим углом обстрела поставили еще одно — ретирадное орудие. В результате такого неудачного расположения в бортовом залпе «России» могли участвовать 2х203-мм орудия и 7х152-мм.

Вид на трубы Крейсера «Россия»

Кроме 75 мм пушек на корабле было установлено еще 20×47-мм и 18х37-мм орудий, полезность которых, при наличии 75-мм орудий была, безусловно, отрицательной. Фактически, на все это обилие «противоминных пушек» лишь отвлекалась часть экипажа корабля. Артиллерию дополняли пять надводных торпедных аппаратов.

Оценочная стоимость «России» составила около 9 миллионов рублей, что, учитывая изменение курса рубля в ходе строительства, эквивалентно примерно в 951 тысяче фунтов стерлингов. Кораблестроение в России, действительно, обходилось очень дорого.

Во время Русско-японской войны «Россия» входил в состав Владивостокского отряда крейсеров, единственного соединения русского флота на Дальнем Востоке, пережившего эту войну. 1 (14) августа 1904 года крейсер участвовал в бою у Ульсана, в котором погиб «Рюрик». К 1905 году на корабле усилили артиллерийское вооружение: погонное орудие перенесли на верхнюю палубу, ретирадному орудию придали больший сектор обстрела, на верхней палубе, вместо 6х75-мм орудий, поставили 6×152-мм пушек в казематах из 9-12,7-мм брони с 31-мм щитами орудий, дающими хотя бы какую-то защиту от осколков. В результате бортовой залп увеличился до 12×152 мм стволов. В 1906-1909 году, после возвращение на Балтику, крейсер встал на капитальный ремонт, в ходе которого с корабля сняли грот-мачту, в качестве противоминного калибра установили 15х 75-мм пушек, сняв все малокалиберные орудия, демонтировали торпедные аппараты и обеспечили возможность приема 200 мин заграждения. В результате всех этих переделок, к началу Первой мировой войны нормальное водоизмещение корабля достигло 13 060 т, а полное превысило 15 600 т. Скорость хода упала до 18 узлов.

В 1915-1916 годах корабль еще раз перевооружили — а в носу и корме, друг за другом, было установлено по два 203-мм орудия в коробчатых броневых щитах, а число 152-мм орудий сократилось до четырнадцати. В результате в бортовом залпе крейсера могли участвовать 6х203-мм и 7х152-мм. Любопытно, что из-за нехватки 152-мм орудий наиболее «расстрелянные» пушки, вместо замены, перенесли на левый борт крейсера, то есть противника предполагалось встречать правым бортом. Вместимость угольных ям была увеличена до 2400 т.

Судьба крейсера Россия

Переведён с Балтийского моря на Дальний Восток в состав эскадры Тихого океана, где под командованием капитана 1-го ранга А. П. Андреева стал флагманским кораблём Владивостокского отряда крейсеров. За время крейсерства с апреля 1904 по апрель 1905 года потопил два японских транспорта, 6 японских шхун, английский пароход «Knight Commander», германский пароход «Tea» и ещё 4 японских судна.

1 августа 1904 — Бой с эскадрой японских броненосных крейсеров в Корейском проливе у о. Ульсан. Тяжело повреждён (48 убитых, 165 раненых). Во время ремонта на верхней палубе вместо 6х75-мм орудий верхней палубы установлены 6х152-мм, погонное орудие перенесено на верхнюю палубу.

Зима 1904−1905 — Использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду, для чего был вморожен в лёд у входа в бухту Новик.

1906—1909 — Капитальный ремонт в Кронштадтских мастерских Балтийского завода (отремонтирован корпус, механизмы и устройства, демонтирована средняя машина экономического хода, заменены котлы, облегчён рангоут).

Сентябрь 1914 — Участвовал в набеговых операциях на коммуникации противника.

Январь 1915 — Участвовал в постановке активных минных заграждений, прикрытии минно-заградительных, разведывательных и набеговых действий лёгких сил флота.

1915—1916 — Перевооружён (6х203/45, 14х152/45, 2х47, 3 пулемета; для установки дополнительных 203-мм орудий срезан полубак).

25 октября 1917 — Вошёл в состав советского Балтийского флота.

22—25 декабря 1917 — В составе отряда крейсеров перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт.

Май 1918 — Поставлен на консервацию в Кронштадтском военном порту.

1919 — Часть 152-мм орудий передана для обороны Риги.

1 июля 1922 — Продан на слом совместному советско-германскому акционерному обществу «Деруметалл».

3 октября 1922 — Сдан «Рудметаллторгу» для разборки.

В конце 1922 года при буксировке в Германию крейсер попал в сильный шторм и был выброшен на банку Девельсей у Таллина. Впоследствии снят спасательной экспедицией Морских Сил Балтийского Моря и отведён в Киль, где и разобран.

Тактико-технические характеристики крейсера Россия

— Изготовитель: Балтийский завод
— Строительство начато: 20 ноября 1893 года
— Спущен на воду: 30 апреля (12 мая) 1895 года
— Введён в эксплуатацию: 13 сентября 1897 года
— Выведен из состава флота: 1 июля 1922 года
— Статус: Разобран на металл

Водоизмещение крейсера Россия

— нормальное: 13060 т, полное: 15600 т (на 1914 г.)

Размеры крейсера Россия

— Длина: 144,2
— Ширина: 20,9
— Высота: 8 м

Двигатели крейсера Россия

— 3 паровые машины, 32 котла Бельвиля
— 17 680 л. с. (13 МВт)
— 2200 т угля

Скорость крейсера Россия

— 19,74 узла (36,6 км/ч) (к 1914 примерно 18 узл)

Дальность плавания крейсера Россия

— 7740 морских миль на 10 узлах, 5040 морских миль на 12 узлах

Бронирование крейсера Россия

— пояс — 152-203 ( в корме — 127) мм, носовой траверз — 178 мм, гласис — 127 мм, кожухи дымоходов — 76 мм, казематы — 12,7 мм, щиты орудий — 25-31 мм, траверзы батареи — 38 и 127 мм, палуба — 51 мм, карпасная палуба в носу — 63-76 мм, рубка — 305 мм.

Вооружение крейсера Россия

Экипаж: 782 чел (фактически до 1080 чел).

Фото крейсера Россия

Крейсер «Россия», Портленд 1913 г.

Крейсер «Россия» в Йокогаме

Вид на 203 мм орудие Крейсера «Россия» в каземате

Подвиг крейсера «Рюрик»

14 августа (1 августа по ст. стилю) 1904 г. произошла ожесточенная схватка Владивостокского отряда крейсеров с японской эскадрой, в результате которой геройски погиб крейсер «Рюрик». Подвиг экипажа этого корабля сродни подвигу «Варяга», а по накалу боя и трагизму ситуации даже превосходит его. Однако волей случая и судьбы случилось так, что имя «Варяга» и поныне на слуху, а о «Рюрике» сегодня мало кто помнит и знает. Впрочем, как и о легендарном Владивостокском отряде…

Владивостокский отряд «невидимок»
После того как в первые же дни русско-японской войны 1904-1905 гг. наша эскадра была блокирована в Порт-Артуре неприятельским флотом, на Тихом океане осталось лишь одно соединение русских кораблей, способное вести крейсерские операции на коммуникациях японцев, — Владивостокский отряд в составе крейсеров «Россия», «Рюрик», «Громобой», «Богатырь» и несколько приданных ему «собачек»-миноносцев.
(Броненосный крейсер Громобой в 1904 г (справа — Россия))
Спустя 80 лет Владивостокскому отряду крейсеров посвятил свой роман «Крейсера» известный писатель Валентин Пикуль, а местный прозаик Анатолий Ильин написал повесть, так и называвшуюся — «Владивостокский отряд». Понятно, что просто так кораблям никто не посвящает повести и романы. Владивостокский отряд навсегда вошел в анналы истории своими дерзкими рейдами к берегам Японии, наводившими панику на противника. При этом сами крейсера долгое время оставались неуловимыми для японского флота, в связи с чем зарубежная печать прозвала их «кораблями-призраками».
Рейды крейсеров
Уже в первые дни войны нашим крейсерам удалось потопить несколько японских транспортов, перевозивших солдат и топливо. После этой вылазки русских крейсеров командующий японским флотом адмирал Того был вынужден ослабить свои силы у Порт-Артура, чтобы усилить эскадру Камимуры, — для борьбы с нашими крейсерами. Этого наши флотоводцы и добивались: отвлечь часть кораблей неприятеля, осаждавших Порт-Артур.
А вскоре не повезло крейсеру «Богатырь» (командир капитан 1-го ранга А.Стемман): 15 (2) мая 1904 г. в заливе Посьета он во время тумана плотно сел на камни у мыса Брюса. С превеликим трудом и не сразу крейсер сняли с камней и сопроводили во Владивосток на ремонт, где он и находился до конца войны. Так нелепо потеряв собрата, «Россия», «Рюрик» и «Громобой» остались втроем. На все Японское море и окрестности…
На исходе мая крейсера вышли в очередной рейд. В Корейском проливе они перехватили военный транспорт «Идзумо-Мару». Поняв, что удрать не удастся, японский капитан, высадив команду на шлюпки, затопил судно. Затем «Громобой» настиг другой транспорт «Хитаци-Мару» , который имел на борту 1100 солдат, 320 лошадей и 18 осадных 280-миллиметровых орудий фирмы Круппа для сокрушения крепостных сооружений Порт-Артура. Капитан японского судна англичанин Дж.Кэмпебел попытался таранить наш крейсер. Уклонившись, «Громобой» расстрелял «Хитаци-Мару» из орудий. Тем временем «Россия» и «Рюрик» догнали другой большой военный транспорт «Садо-Мару», где находилось около 15 тыс. строителей, железнодорожный батальон солдат, понтоны, телеграфный парк, станки к осадным орудиям (которые утонули вместе с «Хитаци-Мару»), ящики с золотом и серебром. «Рюрик» всадил поочередно по торпеде в правый и левый борт судна. Крейсера пошли дальше, полагая, что оседающий под воду транспорт окажется на морском дне. Но он, увы, не утонул. Спешка не позволила нашим морякам довести дело до конца…
(Отряд японских кораблей под Порт-Артуром. 1904. На переднем плане — «Идзумо»)

Неприятельские корабли рыскали по всему Японскому морю, разыскивая владивостокских невидимок, но они тщетно жгли уголь в топках. «Нам просто не везет!» — сокрушались японские адмиралы. А тем временем вся Япония была встревожена рейдами наших крейсеров, а на адмирала Камимуру газеты публиковали обидные карикатуры. Откликнулась на эти события и иностранная пресса. Так, одна из английских газет вынуждена была отметить: «Крейсерство Владивостокского отряда — наиболее дерзкое предприятие из всех проделанных русскими. То, что их кораблям удалось скрыться от эскадры Камимуры, возбудило общественное мнение в Японии».
Дело в конце концов дошло до того, что 19 июня 1904 г. озлобленные представители японского бизнеса, терпящие миллионные убытки из-за безнаказанных вылазок Владивостокского отряда крейсеров на торговые коммуникации, разгромили и подожгли квартиру адмирала Камимуры. Будь он в том момент дома, озверевшая толпа, очевидно, растерзала бы его на части, тем более что полиция предпочла не вмешиваться в происходящее. Японские газеты в те дни подливали масла в огонь, требуя «от имени японского народа, чтобы правительство сделало самое серьезное замечание эскадре Камимуры».
…А наши крейсера тем временем продолжали громить транспортные коммуникации противника теперь уже и в Тихом океане, куда японцы вынуждены были перенести пути своих судов с грузами и войсками, надеясь тем самым уберечь их от русских кораблей-призраков. В июльском рейде они потопили несколько японских транспортов и шхун. Захватили германский пароход «Арабия» с грузом паровозных котлов и рельсов для Японии. Задержали и взорвали английский пароход «Найт Коммандер» с грузом для японской железной дороги. Потом не повезло германскому пароходу «Теа» с грузом рыбы в трюмах, следовавшему из Америки в Иокогаму. Его остановили, сняли команду, а затем взорвали. А английский пароход «Калхас» с контрабандой взяли в качестве приза.
О дерзких вылазках наших крейсеров зашумела мировая печать. Забеспокоились деловые круги не только Японии, но и Англии, Германии, Америки. Еще бы! Резко возросли грузовые тарифы и ставки страховых сборов, срывались контракты на поставку грузов в Японию. В портах и на биржах царила паника…
Схватка с японской эскадрой. Гибель «Рюрика»
На рассвете 11 августа 1904 г. крейсера «Россия» (командир капитан 1-го ранга А.Андреев), «Рюрик» (командир капитан 1-го ранга Е.Трусов) и «Громобой» (командир капитан 1-го ранга Н.Дабич) под руководством командира отряда контр-адмирала К.Иессена вышли в море, чтобы в соответствии с полученным приказом поддержать прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры во Владивосток. Однако приказ припоздал — эскадра, сильно потрепанная в бою, уже вернулась в Порт-Артур, так и не сумев прорваться. И «Россия», «Рюрик» и «Громобой» шли к Цусиме, не зная, что встречать им было уже некого…
Рано утром 14 августа Владивостокский отряд крейсеров в Корейском проливе в 40 милях от порта Фузан (Пусан) перехватила японская эскадра и всей своей мощью навалилась на русские корабли, отрезая пути отхода. «Россия», «Рюрик» и «Громобой» оказались в западне. Японцы превосходили в численности, артиллерии, скорости и прочности брони. В ожесточенном бою «Рюрику», шедшему концевым, пришлось тяжелее всех. Именно на нем японцы сосредоточили основной огонь. «Россия» и «Громобой», сами получив увечья, пытались облегчить его участь, прикрывая собой, а затем стали отходить на север, надеясь отвлечь от «Рюрика» японцев. Но враг вцепился в него мертвой хваткой.

(Поврежденный броненосный крейсер Россия во Владивостоке, после боя в Корейском проливе, август 1904 года.)
Справка: «Рюрик» — головной корабль серии океанских броненосных крейсеров-рейдеров. Построен на Балтийском заводе в Петербурге и вступил в строй в 1895 г. Для эскадренного боя малопригоден, т.к. для улучшения мореходных качеств имел неполную броневую защиту корпуса и почти не имел ее у палубных орудий для защиты от осколков комендоров. Водоизмещение 11 690 т, скорость 18 узлов. Дальность плавания 6 700 миль. Вооружение: 4 орудия — 203-мм, 16 — 152-мм, 6 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм орудий и 6 торпедных аппаратов. Экипаж 763 чел.
…Истерзанный в ходе неравного боя, оседающий в море кормой, окутанный паром из разбитых котлов, «Рюрик» казался японцам легкой добычей. Они надеялись захватить его. Однако возглавивший крейсер после гибели командира и старших офицеров младший артиллерийский офицер лейтенант Константин Иванов и оставшиеся в живых офицеры и матросы флаг спускать не собирались. Они стояли насмерть. Когда орудия «Рюрика» вышли из строя, японцы пошли на сближение. Но экипаж русского крейсера внезапно предпринял отчаянную попытку таранить их ближайший корабль, а в крейсер «Идзумо» пошла торпеда…
Отпрянув назад, японские корабли вновь открыли огонь. К концу схватки их было 14 против одного. К 10 час. утра, после пятичасового(!) боя («Варяг», заметим, только час участвовал в бою и смертельных повреждений не имел) «Рюрик» был превращен в груду искореженного железа и только чудом держался на плаву. К неподвижному крейсеру вновь стали приближаться японцы. Дабы «Рюрик» не достался врагу, лейтенант Иванов приказал открыть кингстоны. Адмирал Камимура, поняв, что капитуляции со стороны русских не будет, пришел в ярость и приказал обрушить на крейсер шквал огня. Перед затоплением корабля лейтенант К.Иванов приказал всем покинуть агонизирующий «Рюрик», а раненых сбросить за борт. Такова была суровая необходимость.
В 10 час. 42 мин. 14 августа 1904 г. броненосный крейсер русского флота «Рюрик» с поднятым Андреевским флагом и взвившимся сигналом «Погибаю, но не сдаюсь!» скрылся под водой… На «Рюрике» погибло 204 человека и 305 моряков было ранено (на «Варяге» в бою убиты 22 моряка, 12 умерли от ран). Павшие рюриковцы так и остались навсегда там, где приняли свой последний бой, — на дне Корейского пролива. «Россия» и «Громобой» в той схватке потеряли 129 нижних чинов и офицеров. Историки тогда писали: «Нужно быть железными существами, чтобы выдержать такой адский бой».
Гибель «Рюрика» 14 августа 1904 года (пропагандистская японская почтовая открытка)
С гибелью «Рюрика» легендарные рейды Владивостокского отряда крейсеров практически прекратилась. До осени «Россия» и «Громобой» находились в ремонте. Потом поступил приказ из главного морского штаба: «Корабли Владивостокской крейсерской эскадры следует сохранить для второй эскадры. Крейсерские операции с риском новых повреждений следует избегать». И только наши миноносцы иногда совершали набеги на коммуникации противника, потопив еще несколько японских шхун. 25 апреля 1905 г. «Россия» и «Громобой» совершили свой последний совместный рейд, выйдя к Сангарскому проливу, где потопили несколько японских шхун. 28 апреля они вернулись в базу. А 2 мая «Громобой», выйдя в море для испытания радиотелеграфа, подорвался на мине и встал в ремонт до конца войны. «Россия» осиротела.
Любопытная деталь. После войны 1904-1905 гг. в состав Балтийского флота вошел корабль, нареченный «Рюрик II». Имя же «Варяг» ни при царе, ни в сталинскую эпоху не было присвоено ни одному военному кораблю…
Евгений ШОЛОХ
Смотрите ещё много интересных фото! Даже Колчак служил на «Рюреке»!

РУ́ССКО-ЯПО́НСКАЯ ВОЙНА́ 1904–05

РУ́ССКО-ЯПО́НСКАЯ ВОЙНА́ 1904–05, вой­на ме­ж­ду Рос­си­ей и Япо­ни­ей за гос­под­ство над важ­ны­ми в стра­те­гич. и эко­но­мич. от­но­ше­нии района­ми Даль­не­го Вос­то­ка. С кон. 19 в. в этом ре­гио­не осо­бен­но ак­тив­ную роль на­ча­ла иг­рать Япо­ния, за­хва­тив­шая часть тер­ри­то­рии Ки­тая (см. Ки­тай­ско-япон­ская вой­на 1894–95), что обо­ст­ри­ло рус.-япон. от­но­ше­ния. Рос­сия в 1898 арен­до­ва­ла у Ки­тая Кван­тун­ский п-ов с пра­вом по­строй­ки на нём во­ен.-мор. ба­зы Порт-Ар­тур, а в 1900 в свя­зи с вос­ста­ни­ем в Ки­тае (см. Ихэ­ту­ань) вве­ла вой­ска в Мань­чжу­рию. Япо­ния, за­клю­чив в 1902 со­юз с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей (см. Анг­ло-япон­ский со­юз 1902–21), раз­вер­ну­ла под­го­тов­ку к вой­не с Рос­си­ей. Ве­ли­ко­бри­та­ния и США, ви­дев­шие в Рос­сии сво­его осн. со­пер­ни­ка в этой час­ти ми­ра, ак­тив­но под­дер­жи­ва­ли аг­рес­сив­ные пла­ны Япо­нии. Рос­сия по­на­ча­лу пы­та­лась раз­ре­шить про­ти­во­ре­чия с Япо­ни­ей мир­ны­ми сред­ст­ва­ми, но столк­ну­лась на пе­ре­го­во­рах с край­не жё­ст­кой по­зи­ци­ей япон­цев. В пра­вя­щих кру­гах Рос­сии был взят курс на раз­ре­ше­ние кон­флик­та воо­руж. пу­тём. 24.1(6.2).1904 Япо­ния ра­зо­рва­ла ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния с Рос­си­ей, ис­поль­зо­вав как пред­лог её не­ус­туп­чи­вость на пе­ре­го­во­рах, а 26 янв. (8 февр.) на­ча­ла вой­ну .