Византия и славяне

Коджебаш Елена Романовна. (Приднестровский Государственный Университет. Исторический факультет. 5 курс)

Введение

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395 -1453) — государство, оформившееся в 395г. вследствие окончательного раздела Римской империи после смерти императора Феодосия I на западную и восточную части. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Виза́нтий, куда римский император Константин I перенес в 330 году столицу империи, официально переименовав город в Новый Рим. Сами византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а свою державу — «Римской («Ромейской») империей» или кратко «Романией» (Ῥωμανία, Romania). Западные источники на протяжении большей части византийской истории называли её «империей греков» из-за преобладания в ней греческого языка, эллинизированного населения и культуры. В Древней Руси Византию обычно называли «Греческим царством», а её столицу — Царьградом.

Актуальность выбранной темы заключается в том что отношения между Византией и славянами были очень тесными, очень разносторонними и очень длительными. Наверное, никакой другое государство не оставило такой глубокий след в русской истории и культуре. Славяне и Византия – это яркий пример того, как целый народ может перенять характерные черты одной страны.

Цель данной работы рассмотреть взаимосвязь славян и Византийской империи в VI – VII веках.

На основании поставленной цели были выдвинутые следующие задачи:

  1. Охарактеризовать Византийское государство в изучаемый период;
  2. Определить взаимосвязь славян и Византийской империи в период VI – VII веках.
  1. Становление самостоятельной Византии

Становление Византии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330—518. В этот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникали многочисленные варварские, преимущественно германские племена.

Положение на Востоке было не менее тяжёлым, и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготы одержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит и король Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад — в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с их стороны для Византии миновала.

В 441 году на смену готам пришли гунны. Их вождь Аттила несколько раз начинал войну, и лишь уплатой большой дани удавалось от него откупиться. В битве народов на Каталаунских полях (451) Аттила потерпел поражение, а его держава вскоре распалась.

Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов — Теодорих Великий разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад, завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство.

В христианстве боролись и сталкивались многообразные течения: арианство, несторианство, монофизитство. В то время как на Западе папы, начиная с Льва Великого (440—461), утверждали папскую монархию, на Востоке патриархи Александрии, в особенности Кирилл (422—444) и Диоскор (444—451), пытались установить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смут всплывали на поверхность старые национальные распри и сепаратистские тенденции. С религиозным конфликтом тесно сплетались политические интересы и цели.

С 502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и булгары начали набеги к югу от Дуная. Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столице велась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам команд колесниц). Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль о необходимости единства римского мира, беспрестанно обращала умы на Запад. Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определёнными планами. В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранялось единое государство с деспотической императорской властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах и песнях. Выход императора из дворца в сопровождении блестящей свиты и большой охраны превращался в пышное торжество. Он выступал в расшитых золотом и жемчугом шелковых одеждах с венцом на голове, золотой цепью на шее и скипетром в руке.

Император обладал огромной властью. Его власть передавалась по наследству. Он был верховным судьей, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов.

Император правил страной с помощью множества чиновников. Они старались всеми силами получить влияние при дворе. Дела просителей решались с помощью взяток или личных связей.

Византия могла защищать свои границы от варваров и даже вести завоевательные войны. Распоряжаясь богатой казной, император содержал большую наемную армию и сильный флот. Но бывали периоды, когда крупный военачальник свергал самого императора и сам становился государем.

  1. Император Юстиниан и его реформы. Византийская империя при Юстиниане

Империя особенно расширила свои границы в правление Юстиниана (527-565). Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный и коварный тиран. По словам историка Прокопия, он мог, не выказывая гнева, «тихим, ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Юстиниан боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу.

Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия». Император жаловал церкви земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей. Его правление началось невиданными гонениями на язычников, иудеев и отступников от учения церкви. Их ограничивали в правах, увольняли со службы, осуждали на смерть.

Была закрыта знаменитая школа в Афинах – крупный центр языческой культуры.

Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введенные самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользованию законами.

Эти труды были изданы под общим названием «Свод гражданского права». Данный свод законов сохранил для следующих поколений римское право. Его изучали юристы в Средние века и Новое время, составляя законы для своих государств.

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах.

Пользуясь раздорами в королевстве вандалов, император отправил на 500 кораблях войско для завоевания Северной Африки. Византийцы быстро одержали победу над вандалами и заняли столицу королевства Карфаген.

Затем Юстиниан приступил к завоеванию королевства остготов в Италии. Его войско заняло Сицилию, юг Италии и позднее овладело Римом. Другое войско, наступая с Балканского полуострова, вступило в столицу остготов Равенну. Королевство остготов пало.

Но притеснения чиновников и грабежи солдат вызывали восстания местных жителей в Северной Африке и Италии. Юстиниан был вынужден посылать новые армии для подавления восстаний в завоеванных странах. Потребовалось 15 лет напряженной борьбы, чтобы полностью подчинить Северную Африку, а в Италии на это ушло около 20 лет.

Использовав междоусобную борьбу за престол в королевстве вестготов, войско Юстиниана завоевало юго-западную часть Испании.

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры.

Вторгшись в королевство вестготов в 554 году, Юстиниан завоевал и южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое. Но эти успехи потребовали слишком большого расхода сил, чем не замедлили воспользоваться персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевали значительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востоке империи.

Византийская дипломатия также стремилась обеспечить во всём внешнем мире престиж и влияние империи. Благодаря ловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры среди врагов империи, она приводила под византийское владычество варварские народы, бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их в сферу влияния Византии путём проповеди христианства. Деятельность миссионеров, распространявших христианство от берегов Чёрного моря до плоскогорий Абиссинии и оазисов Сахары, была одной из характернейших черт византийской политики в Средние века.

Помимо военной экспансии, другой важнейшей задачей Юстиниана была административная и финансовая реформы. Экономика империи была в состоянии тяжёлого кризиса, управление поражено коррупцией. С целью реорганизации управления Юстинианом была проведена кодификация законодательства и ряд реформ, которые, хотя и не решили проблему кардинально, но, несомненно, имели положительные последствия. По всей империи было развёрнуто строительство — крупнейшее по масштабам со времён «золотого века» Антонинов. Новый расцвет переживала культура.

  1. После Юстиниана. VI—VII века

Территория Византии к 600г. н. э. Карта демонстрирует территориальные потери империи на Иберийском и Аппенинском полуостровах.

Однако величие было куплено дорогой ценой — экономика была подорвана войнами, население обнищало, и преемники Юстиниана (Юстин II (565—578), Тиверий II (578—582), Маврикий (582—602)) были вынуждены основное внимание уделять уже обороне и перенести направление политики на восток. Завоевания Юстиниана оказались непрочными — в конце VI—VII вв Византия потеряла значительную часть завоёванных областей на Западе, сохранив за собой несколько разъединенных территорий в Италии, крупные острова в западном Средиземноморье и Карфагенский экзархат.

В то время как вторжение лангобардов отняло у Византии половину Италии, в 591 году в ходе войны с Персией была завоёвана Армения, на севере продолжалось противостояние со славянами и обосновавшимися в 560-е годы на Дунае аварами. Но уже в начале следующего, VII века персы возобновили боевые действия и добились значительных успехов вследствие многочисленных смут в империи.

В 610 году сын карфагенского экзарха Ираклий сверг императора Фоку и основал новую династию, которая оказалась способной противостоять опасностям, угрожающим государству. Это был один из самых тяжёлых периодов в истории Византии — персы завоевали Египет, Сирию и часть Малой Азии и угрожали Константинополю, авары, славяне и лангобарды атаковали границы со всех сторон. Ираклий одержал ряд побед над персами, перенёс войну на их территорию, после чего смерть шаха Хосрова II и ряд восстаний заставили их отказаться от всех завоеваний и заключить мир. Но сильнейшее истощение обеих сторон в этой войне подготовило благоприятную почву для арабских завоеваний.

  1. Вторжение славян на территорию Византии

Население самой Византии было разорено непосильными налогами. По словам историка, «народ большими толпами убегал к варварам, чтобы только скрыться из родной земли». Повсюду вспыхивали восстания, которые Юстиниан жестоко подавлял.

На востоке Византии пришлось вести долгие войны с Ираном, даже уступить Ирану часть территории и платить ему дань.

Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями. Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоеванные на Западе территории. Лангобарды заняли большую часть Италии, а вестготы отобрали свои прежние владения в Испании.

Огромную роль в судьбе империи сыграли славяне.

Славянская история и на первых этапах своего развития, и вплоть до образования Древнерусского государства тесно была связана с Византией. Культурное влияние последней оставило мощный след в жизни древних славян. Но не стоит думать, что отношения славян и Византии были односторонними. И Византия «получала» от славян свое, правда не всегда положительное. Например, несколько лет она страдала от их нападок. И это отразилось на государственно-политическом строе Византии. В итоге можно сказать, что древние славяне и Византия находились в постоянном взаимодействии.

Противоборствуя с Византией, славяне учились военному делу, которое находилось у врага на достойном этапе своего развития. Не стоит отрицать, что славяне грабили безжалостно и много. Богатства князей все пополнялись за счет Византии, но и на военные нужды средства тоже шли немалые.

Походы славян на Византию происходили в начале новой эры. Причем тогда они еще входили в состав других племен. Вместе они составляли огромную и разрушительную силу.

Впервые славяне совершили поход на Византийскую империю в 493 году. Пройдя через Дунай, они ограбили Фракию. Через пятнадцать лет они уже отправились на южные владения (вторжение произошло в Македонию, Эпир и Фессалию). Следующее нападение произошло еще через десять лет. Но оно оказалось неудачным: войска империи оказались сильнее. Император Юстиниан приказал построить восемь укреплений. Однако смысла это мероприятие не имело: походы продолжались.

Вот уже к 540 году славяне заинтересовались самой столицей империи, богатейшим Константинополем (ныне – Стамбул). Хоть и взять город не удалось, но ограбить его и почти сжечь они сумели.

Византийские летописцы оставили нам описания славянских воинов. Вооружение их было очень примитивным и скудным: копье, лук со стрелами, щиты. Этот недостаток они искусно покрывали различными ухищрениями в своей стратегии. Их засады всегда отличались неожиданностью. Что-что, а застать врага врасплох славяне уж точно могли.

Один из крупных походов состоялся в 550 году. Тогда славянским войскам удалось взять несколько городов в Македонии, укрепленный город Топер.

В конце шестого столетия славян начинает интересовать балканская лакомая часть Византии. По данным современников, численность их была около ста тысяч человек.

Терпение Византийского императора было далеко не безграничным. И поэтому в 590-х годах начинаются контрнападения. Византийские войска переходят на другой берег Дуная, вторгаясь на славянские территории. В первый свой поход им удалось опустошить владения вражеских князей. Во второй раз все сложилось не так удачно. Хоть победа и была за Византией, но обошлась она очень дорого.

Наиболее уязвимы были север и северо-запад Византийской империи. Начиная с шестого века, славяне совершают походы все чаще, объединяясь при этом с аварами.

Как вела себя Византия? Во-первых, в столице (Константинополе) аварские послы начали получать ценные подарки (золото, серебро, одежду). Во-вторых, правивший на тот момент император Юстиниан просто хотел использовать аварскую силу для победы над славянами (последние считались варварами). Однако такая стратегия оказалась неисправной. Например, в середине шестого века авары со славянами пытаются взять один из городов Византии, чтобы укрепить свои позиции на Дунае. В итоге и те, и другие все глубже проникали во владения Византийской империи.

Время шло. Восточные славяне стали строить морские суда. А, как известно, Византия находилась в непосредственной близости от морей. И теперь славянские войска грабят торговые судна, а также прибрежные города.

В конце девятого века восточные славяне объединяются в государство (Киевская Русь). Когда к власти пришел князь Олег (Вещий), произошел первый поход на Византийскую империю в качестве принципиально нового политического образования. Тем более силы славян, их организованность и дисциплина перешли на новый этап. Поход Олега на Царьград закончился для Византии поражением. Последней пришлось подписать невыгодный мирный договор для того, чтобы хоть как-то уберечь столицу.

Другой важный поход был в середине десятого века, когда у престола был князь Игорь. Это была настоящая война, которая длилась месяцы. Бои были ожесточенными, никто не хотел уступать. В итоге войска князя были разгромлены. Но Игорь не успокаивался. Через три года – новый поход. Греки сразу решили сдаться, предложив мир. Некоторые условия с прошлого договора были сняты, но появились и новые.

После Игоря к престолу пришел Святослав, продолживший политику отца. Долго длилась при нем война с Византией, закончившаяся мирными переговорами.

После этого происходили и другие походы, нападения, войны. Но они имели уже меньшее значение как для Киевской Руси, так и для Византийской империи.

Несомненно, что самое главное влияние Византии на культуру славян – это христианство, которое было принято именно из империи в десятом веке. И это неудивительно, ведь связи Киевской Руси (и экономические, и государственные) были гораздо более тесными с Византией, а не с западом.

Вместе с религией к славянам плавно перетекают и другие элементы культуры. Судьба последней была предопределена князем Владимиром. Во-первых, появляются первые храмы. Внутреннее их убранство, кстати, тоже было перенято из Византии (мозаики, фрески, иконы). Богослужения также велись по византийскому образцу. Во-вторых, свой расцвет переживает живопись. В-третьих, с приходом христианства развивается и литература. До этого времени ее, можно сказать, не было. В-четвертых, музыка. И она пришла в виде церковных песнопений, услышав которые в Константинополе, русские князья просто обомлели. Вот чем и привлекала восточных славян Византия.

Также с очень давних пор славяне вели активную торговлю с византийскими купцами. Это было возможным благодаря легендарному пути «из варяг в греки». В империю завозили мед, пушнину, воск, рыбу. А импортировали ткани, предметы роскоши, книги (когда появилась письменность).

Заключение

Византия создала блестящую культуру, может быть, самую блестящую, какую только знали средние века, бесспорно единственную, которая до XI в. существовала в христианской Европе. Константинополь оставался в течение многих столетий единственным великим городом христианской Европы, не знавшим себе равных по великолепию. Своей литературой и искусством Византия оказывала значительное влияние на окружавшие ее народы. Оставшиеся от нее памятники и величественные произведения искусства показывают нам весь блеск византийской культуры. Поэтому Византия занимала в истории средних веков значительное и, надо сказать, заслуженное место.

Таким образом, отношения между Византией и славянами были очень тесными, очень разносторонними и очень длительными. Наверное, никакой другое государство не оставило такой глубокий след в русской истории и культуре. Славяне и Византия – это яркий пример того, как целый народ может перенять характерные черты одной страны.

Во второй половине XVIII века в Российской империи времен Екатерины II существовал проект возрождения Византии, так называемый «Греческий проект». Российская империя тогда вела войны с Османской империей, и план предусматривал, в случае безоговорочной победы над турками и взятия Константинополя, создать новую «Византийскую империю». Императором этой возрожденной Византии должен был стать Константин Павлович, великий князь, сын наследника Павла Петровича (будущего Павла I) и внук Екатерины. Вольтер призывал Екатерину дойти в войне с турками до Стамбула, вновь превратить его в Константинополь, разрушить Турцию, спасти балканских христиан. И даже дал практический совет: для большего сходства с подвигами древности использовать в степных боях против турок колесницы. Однако взятия Константинополя не произошло, и о плане впоследствии забыли.

Спи­сок источников и ли­те­ра­ту­ры

Периодические издания

  1. Атлас Сред­не­ве­ко­вья: Ис­то­рия. Тра­ди­ции. М., 2010.
  2. Ил­лю­стри­ро­ван­ная все­мир­ная ис­то­рия: с древ­ней­ших вре­мен до XVII в. М., 2013.

Сва­нид­зе А. А. Рас­ска­зы по ис­то­рии Сред­них веков. М., 2010. С – 124

Ил­лю­стри­ро­ван­ная все­мир­ная ис­то­рия: с древ­ней­ших вре­мен до XVII в. М., 2013. С – 226

Ка­лаш­ни­ков В. За­гад­ки ис­то­рии: Сред­ние века. М., 2012. С – 198

Аги­ба­ло­ва Е. В., Дон­ской Г. М. Ис­то­рия Сред­них веков. М., 2012. С – 154

Бу­да­но­вой В. П. Ис­то­рия Сред­них веков. М., 2013. С – 227

Атлас Сред­не­ве­ко­вья: Ис­то­рия. Тра­ди­ции. М., 2010. С – 251

← ВИДЕО-КАНАЛ САЙТА

Древние славяне. Древняя Русь и Византия. Только исторические факты (2 статьи).

Древние славяне. Только исторические факты
На основании свидетельств латинских писателей уже в I в. н. э. можно говорить о наличии славян в южнорусских степях и Причерноморье. У Плиния Старшего, Тацита и Птолемея сохранились названия племен, которые потом растворились в славянских племенах. О венетах уже с первых веков нашей эры говорится как об одном из наиболее многочисленных славянских племен. Движение славян на Запад связано с непреодолимым продвижением германцев, которое было остановлено лишь завоеванием лангобардами Италии в 568 г.
Нападали славяне на Византию в первый период, который может быть прослежен по источникам, совместно с другими народами и племенами. Славяне входили в состав более крупных объединений гепидов, гетов, авар и совместно с ними разоряли богатые области Византии. Часто славяне двигались в составе кочевых или полукочевых племен, которые искали новые пастбища, хотя сами славяне уже вели сельское хозяйство. Задолго до VI в. славяне располагались к северо-востоку от Дуная и делились на две ветви: западную, носившую название склавен, или славян, и восточную, называемую антами. Анты, по сообщению византийского историка VI в. Прокопия. Кесарийского, занимали области к северу от Азовского моря и вдоль р. Дон. Гот Иордан, писавший на латинском языке, сообщает, что от р. Вислы на необозримых пространствах поселилось многолюдное племя венетов. Хотя названия их меняются теперь в зависимости от различных племен и местностей, но главным образом они именуются склавенами и антами. Название венетов сохраняется за славянскими племенами и в VI в.
СЛАВЯНЕ В БОРЬБЕ ЗА БАЛКАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ
Северная и северо-западная границы Византийской империи испытывали постоянное давление варварских нашествий, в большинстве которых участвовали и славяне. В начале VI в. правительство императора Анастасия было вынуждено построить огромное сооружение — сторожевую стену, которая протянулась более чем на 80 км между Черным и Мраморным морями, опоясывая столицу на 40 км и превращая ее в «малый остров». Охрана длинных стен была очень затруднительной, но для столицы все возрастала опасность, грозившая ей от варваров. Стремясь спасти империю от вторжений, императоры прибегли к старому, но далеко не безопасному способу привлечения на службу империи целых племен. В качестве федератов, союзников, колонистов Византия втягивала все новые народы в сферу своего культурного влияния, предоставляя им для поселения области, находившиеся в старых провинциях империи. Войска вербовались из франков и лангобардов, герулов и славян.
К VI в. нижнее и среднее течение Истра (Дуная) до устья Тиссы продолжало еще считаться границей империи, но фактически власть принадлежала там народам славянского происхождения. Земли же к северу от Дуная были давно потеряны для Византии — ими владели славяне.
С начала VI в. славяне почти ежегодно переходят Дунай то небольшими отрядами, то значительными массами с целью захватить добычу и пленных. В 547/48 г. походы славян достигают Иллирика и Далмации, а 15-тысячное византийское войско не решается вступить с ними в бой. Западные области Балканского полуострова уже перестают быть опорой империи. В борьбе готов в северной Италии против императора Юстиниана им помогли славянские войска в количестве 6000 воинов.
С середины VI в. походы славян за Дунай становятся более планомерными. Они быстро оценили значение моря и приморских гаваней, особенно Солуни, осознав ее военно-морское, стратегическое и торговое значение. При этом славяне действуют в союзе с аварами — народом, близким по происхождению к гуннам. Византийские писатели различают авар и славян, но часто и объединяют их, так как они составляют одно войско.
Империи не раз приходилось откупаться от агрессивных соседей. Аварские послы получали в Константинополе щедрые подарки: золото, серебро, одежды, седла. Пораженные роскошью подарков, «варвары» посылали новых послов, вновь одаренных с прежней щедростью. С помощью авар император Юстиниан надеялся победить своих врагов, в первую очередь славян, которых авары должны были по возможности удерживать. Но эта политика не всегда достигала цели. В 568 г. совместно со славянами авары пытались взять приступом г. Сирмиум (Срем), их целью было дальнейшее укрепление на Дунае.
О размахе славянских набегов на балканские провинции Византии во второй половине VI в. свидетельствует современник этих событий сирийский историк Иоанн Эфесский (умер в 586 г.). «В третий год после смерти царя Юстина, в царствование царя Тиверия вышел проклятый народ склавены и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе эту область, и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Это продолжалось в течение лет четырех, пока царь был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток».1 Напор славян на Балканский полуостров перестает быть временным явлением. В столкновениях с Византией славяне совершенствовали свое военное искусство, приобретали новые технические навыки ведения войны, которые успешно применяли против своих врагов. Византийские историки отмечают боеспособность, силу, храбрость славян. Постоянные грабежи позволили сосредоточить в руках правящей верхушки значительное количество богатств, что также усиливало военную мощь славян. Усиление славян и побуждало византийское правительство идти на соглашение с аварами, чтобы при их помощи разделаться со своими опасными соперниками. Но на деле получалось иначе: славяне в союзе с аварами и другими народами все глубже и глубже вторгались в балканские провинции Византии. Это целая коалиция «варваров» против Византии, и из одного того, что эти народы умели организовать совместные нападения, видно, что они уже не были в такой степени «варварами», как это казалось в Константинополе. «Они осаждали ромейские города и крепости и говорили жителям — выходите, сейте и собирайте жатву, мы возьмем у вас только половину подати». Это было значительным облегчением для населения и примиряло их с завоевателями, так как тяжелые формы налогообложения сменялись новыми, более мягкими формами. Это же обеспечивало славянам тыл.
Славянские вторжения ставили целью достигнуть моря и укрепиться в приморских гаванях. Византийский источник начала VII в. рассказывает: «Поднялся народ славянский, бесчисленное множество из драгувитов, сагудатов, велейезитов, ваюнитов, верзитов и прочих народов. Научившись делать лодки из одного дерева и снарядив их для плавания по морю, они опустошили всю Фессалию и расположенные кругом нее и Эллады острова». По этой причине ряд островов, областей Балканского полуострова и Малой Азии стал необитаем, так как выдолбленные из дерева лодки-однодревки оказались в руках славян страшным орудием. Они окружали город, брали его в осаду, смело нападали, так что даже такая значительная морская гавань, как Солунь, удержалась лишь благодаря случайности. Славяне предлагают аварам союз против Византии с тем, чтобы они оказали помощь во взятии Солуни, за что аварскому кагану была обещана большая добыча. Но город выдержал тридцатитрехдневную осаду. Сохранились имена славянских вождей, принимавших участие в этой борьбе за средиземноморский порт: князь славян Кувер, князь ринхинов Первуд.
ВНУТРЕННИЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в. В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» он пишет: «Славяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». При первых встречах с Византией «они ходили в бой пешими, были вооружены лишь метательными копьями, дротиками и имели щиты». Свои жилища они располагали, используя природную защиту, в лесных районах, у рек, стоячих озер, болот; в «Стратегиконе» псевдо-Маврикия говорится об антах, восточных славянах. На случай опасности их жилище имеет несколько выходов. Питались славяне скромной и простой пищей, а их образ жизни сходен с жизнью массагетов, известных в причерноморских и приазовских областях еще в III и IV вв.
Уже в очень раннюю пору можно говорить о земледелии и скотоводстве у славян как об основных занятиях. Они располагали сельскохозяйственными продуктами, особенно много было у них проса и ячменя. На широкое распространение скотоводства указывает, например, тот факт, что в жертву своим богам они приносили волов. Авары в одних случаях составляли общие со славянами отряды, в других случаях опустошали и сжигали их селения. Богатство славянских поселений подтверждается рядом свидетельств. Так, упоминается Ардагаст, князь славунской страны, где процветало земледелие. Захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь.
Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Известны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира. К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкосновение со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократией (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 127), то самое, что наблюдал Прокопий Кесарийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения.
Массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с потребностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян. Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распространение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй. В VI в. намечаются формы государственного устройства славян, в VII в. можно с уверенностью говорить о больших и дифференцированных государственных образованиях у славян.
Н. Пигулевская
Древняя Русь и Византия. Только исторические факты
Славяне и Византия
Создание славянских государств следует отнести к первой четверти VII в., когда в Моравии образовалось одно из первых славянских государств. Рассказ о нем сохранился лишь в латинских источниках. Начало Моравской державе положил Само. Он появился около 622 г.. когда чешских славян жестоко теснили авары. Само сумел организовать славян. При борьбе за освобождение Моравии они избавились от авар, а в 627 г., по словам хрониста Фредегарда, Само стал королем и процарствовал около 35 лет. От своих 12 жен он имел 22 сыновей и 15 дочерей. Освободив славян от их притеснителей, он успешно боролся и против франков, которые стали искать с ним союза.
Определить границы державы Само по скупым сведениям, которыми располагает история, трудно, но ядром ее была Моравия, а столицей — Вышеград. С 641 г. известия о Само прекращаются, а само государство его вслед за тем распадается. Но чрезвычайно существенно, что был сделан почин: славянский элемент сумел утвердить свои права, несмотря на жестокий нажим со стороны аварского каганата.
Характерно сказание о Кувере, или Куврате, связанное с движением против аварского каганата. На биографии Куврата можно проследить тесное взаимодействие между Византией и славянами. Куврат был воспитан при константинопольском дворе и крещен. Личная доблесть сочеталась в нем с широким кругозором и образованием. Благодаря своему военному дарованию и хитрости он захватил восточную часть территории современной Болгарии и Македонии, а затем в заключенном с Византией договоре обусловил, что останется на занятой земле. Кроме того, один из пунктов договора сохранял за ним право собирать дань с дреговичей. Так возникла мощная держава в областях восточной Болгарии. Куврат умер в царствование Константа II (641—668 гг.). Его сменил Аспарух, принявший после него главенство над (прото)болгаро-славянским объединением. Стремясь сберечь себя от наступления со стороны аварского каганата, который занимал области между Дунаем и Тиссой, Аспарух создал укрепленный лагерь при устье Дуная, названный Аспарухов Угол. Авары были уже значительно стеснены Кувером со стороны Македонии и государством Само. Стремясь проникнуть все глубже в области Балканского полуострова, (прото)болгаро-славянское объединение передвигало и свою столицу. Вслед за Аспаруховым Углом вблизи Шумлы, в местности Абоба, была основана первая столица болгар. Отсюда, из Абобы (Плиски), они простирали свои набеги то к стенам Константинополя, проходя по Фракии, то устремлялись к Солуни.
Раскопки, произведенные в Абобе, говорят о существовании дворца с тронным залом и жилыми помещениями, языческого храма, превращенного потом в христианскую церковь. Эти монументальные здания относятся к VIII в., они появились позже, чем деревянные жилые постройки, состоящие из небольших помещений. Столица болгарских ханов была обнесена стеной со сторожевыми башнями, круглыми и квадратными. Восточные ворота, ведущие в город, украшены изображениями всадника с копьем, воина в высоком головном уборе, оленя с ветвистыми рогами. В домах были найдены лосиные рога, кабаньи и лосиные черепа. Обнаружены надписи в честь героев и государственных деятелей болгарского ханства на греческом языке, сохранившие их титулы и имена, а также названия городов, подпавших под власть болгар. На основании фрагментов некоторых надписей можно судить о договорах болгар с Византией. Сохранились также части предметов роскоши, украшений, перстни, браслеты, ожерелья. Золотые и медные монеты, свинцовые печати свидетельствуют о широких торговых связях ханства.
Раскопки первой болгарской столицы дают представление о том, в какой тесной связи с Византией складывались культура и письменность Болгарии. Вторая столица болгар была заложена около 821 г. у подошвы Балканских гор. Великая Преслава известна из русской летописи. Во второй половине VII в. Византия была вынуждена платить дань болгарам. Попытка отказаться от условий выплаты привела к нападению болгар. Император был вынужден вызвать конницу из Азии, где особенно славилась армянская и арабская кавалерия. Можно с уверенностью говорить, что введение конного строя в византийских войсках, заменившего тяжеловооруженную пехоту — основную силу греческого и римского войска, — произошло под влиянием конного войска Ирана и кочевых народов на европейской границе.
В 688 г. в балканских клисурах (ущельях) болгары были отбиты византийскими войсками, тогда они двинулись через Македонию на Солунь, в области, занятые славянами. Византия воспользовалась этим моментом и двинула большую группу переселенцев — славян — в Малую Азию, в область Опсикий. Фактически такая колонизация началась раньше, так как еще к 650 г. относятся сведения о славянской колонии в Вифинии, которая поставляла империи воинов. В 710 г. болгарский хан Тервель с 3000 болгар и славян оказывает поддержку византийскому императору и входит в союз со славянами Малой Азии. В последующие годы византийский престол опирается на болгарские войска, сохранившие власть Юстиниану II. Хан Тервель получил за это высокий титул, который не помешал ему, однако, совершать набеги на плохо защищенную Фракию, а в 712 г. дойти до золотых ворот Константинополя и спокойно возвратиться с огромной добычей. Заключенные в 715—716 и 743—759 гг. между болгарами и Византией договоры устанавливали границы между обеими державами, содержали пункты об обмене перебежчиками. Торговые люди при наличии грамоты с печатями имели право беспрепятственно переходить границу. Интересно отметить пункт о ввозе тонких шелковых и парадных одежд в Болгарию, а также красной, хорошо выделанной сафьяновой кожи.
В течение всего VIII в. болгары продолжают нападать на Византию. Наряду с этим в VIII в. намечаются и новые моменты: посещение болгарскими ханами Царьграда не прошло бесследно. К середине IX в. Болгария прошла через правление Крума и Омортага, наиболее видных и активных ее ханов. От времени последнего сохранилась горделивая надпись на греческом языке, в которой он подражает званиям византийских владык.
В середине IX в. в Византии выдвинулся крупнейший политический деятель, человек большого ума, широкого кругозора и несокрушимой энергии — Фотий. Светский человек, он прошел с 20 по 25 декабря 857 г. все ступени клерикальной иерархии, чтобы стать патриархом Константинопольским и выполнять чисто политические задачи. Его государственный ум оценил значение изменений, происшедших в этническом составе империи и ее соседей. Он с успехом по-новому применил старые приемы Византии — методы мирного приобщения к империи. В этот момент назрело сознание необходимости в политической миссии среди балканских народов, для успеха которой византийские деятели отказались от греческого языка, что дало им огромные преимущества перед латинским Западом.
Исполнителями культурной задачи всемирно-исторического значения явились Кирилл и Мефодий. После 860 г. братья были направлены Фотием «к хазарам», в южнорусские степи, населенные славянами. Кирилл, вероятно, уже располагал некоторыми своими переводами на славянский язык. Здесь они обратили в христианство «фульское племя». После первого успеха труд, не «меньший первых», ожидал братьев, ибо Ростислав, князь Моравский, послал послов к императору Михаилу, прося культурной и политической поддержки. Грамота папы Николая V от 864 г. указывает, что претензии немецких князей как нельзя лучше совпадали с интересами Рима.
Кирилл и Мефодий прибыли в Велеград, столицу Моравии, в 863 г. «и, собрав ученики, власть я учити». Это было возможно только благодаря тому, что, зная славянский язык, они привезли составленную ими грамоту и перевод некоторых священных книг, что способствовало укреплению культурной самостоятельности славян, с их собственными языком и литературой. Просветительная деятельность братьев встретила противодействие со стороны латинских клириков. В 867 г. папа, обеспокоенный успехом славянских проповедников, вызвал их в Рим. По дороге они остановились в Паннонии, где по желанию славянского князя Коцела обучили грамоте 50 молодых людей и оставили экземпляры своих переводов. В 868 г. славянские просветители были торжественно приняты в Риме папой Адрианом II, и их великий труд — славянский перевод писаний — получил здесь признание.
Несомненным следствием перевода книг на славянский язык и изобретением славянского алфавита следует считать приобщение к восточному христианству болгарского государства.
РУСЬ И ВИЗАНТИЯ
Как и другие славянские народы, Русь сталкивается с греческим миром в войне и в мирных сношениях. К первой четверти IX в. относятся сведения о нападении Руси на Крымское побережье от Корсуни до Керчи, принадлежавшее Византии. Во второй четверти того же века, до 842 г. во всяком случае, Русь напала на Малоазийский берег Черного моря. Были разграблены и разорены области от Пропонтиды до Синопа. Но самым примечательным событием было нападение Руси на Константинополь 18 июня 860 г., когда 200 кораблей стали угрожать византийской столице с моря. Насколько высоко стояла осведомленность славян о делах соседей, свидетельствует тот факт, что они использовали время, когда царь Михаил двинулся во главе своих войск на оборону береговых областей Малой Азии. Он спешно вернулся с дороги, повел переговоры о мире, в результате которых был заключен договор. С 18 по 25 июня «Русь», держа в страхе мировую столицу, разорила ее ближайшие окрестности и удалилась без поражения.
При императоре Феофиле, в 839 г., послы Руси находились в столице, как об этом сообщают Вертинские анналы. Имеются свидетельства о заключенных договорах в 860, 866—867 гг. Последний имел следствием принятие Русью христианства из рук Византии. Послание патриарха Фотия говорит о том, что в Царьграде были превосходно осведомлены о состоянии этого государства, зародившегося на востоке Европы.
О развитой торговле Руси в первой половине IX в. известно из сообщений арабского географа Ибн Хордадбеха, районом ее было Черное море. Но столица Византии излучала «магические чары», которые заставили и Русь искать с ней тесные сношения. Сюда и были устремлены желания приднепровских славян, но получить возможность свободно торговать в столице было не так легко. Олегов «щит на вратах Цареграда» был символом действительно победоносных походов русских. Победы, воспетые в русских и скандинавских народных песнях, предшествовали договору Олега с Византией в 911 г. В нем не упоминаются ни христианство, ни клерикальные связи, но вскользь говорится, что предыдущие соглашения засвидетельствовали «от многих лет межи Христианы и Русью бывшую любовь». Зато в нем множество интереснейших деталей. Так, послов от Руси принимали в столице, если они имели при себе золотые печати русского князя, купцы — гости — должны были предъявлять серебряные печати и, наконец, допускались рядовые воины, которые приезжали с целью быть принятыми на военную службу в Византию. Печати имели официальное значение, делали правителей Руси ответственными и за действия ее выходцев, тем более князь был обязан запрещать им «творить пакости в селах в стране нашей», т. е. в византийских селениях и областях. Послы и все гости должны были жить в предместье Константинополя у монастыря св. Мамонта, причем первое место получали киевляне, второе — черниговцы, третье — переяславцы, а затем прочие. Послы получали содержание, а гости — «месячину» натурой: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты, причем не только те, кто приехал продавать, но и покупать в столице. Отсюда видно, какое значение придавало византийское правительство вывозу. Специальный чиновник был приставлен вести учет гостям и «месячине», которая выдавалась не более чем в течение полугода. Особого комментария не требуют те опасения, которые вызывали русские гости. На рынки их выпускали лишь по 50 человек, без оружия, в сопровождении городского «блюстителя порядка». При отъезде гости получали на дорогу провиант и корабельные снасти, последнее, вероятно, в связи с износом таковых на длинном пути «из варяг в греки».
Новый поход с 40-тысячным войском на Византию был предпринят в 941 г. при князе Игоре, пока византийский флот был отвлечен арабами. Но взять Царьград не удалось. Русские разорили побережье от Босфора до Византии, двигаясь вдоль берегов Малой Азии, ко здесь их настигли византийские войска. После жестокого поражения Игорь вернулся через Азовское море, опасаясь засады печенегов на Днепре. Только в 944 г. был возобновлен мирный договор с Византией, но гораздо менее выгодный. Некоторые пункты этого договора имеют большой интерес: византийский император получал право вызывать в военное время русские «вои» и со своей стороны обещал предоставлять русскому князю военную силу, очевидно для защиты византийских областей Крыма, «елико требе». Охрана Крыма была поручена Киевской Руси, так как самой Византии на это не хватало сил. Области Херсонеса необходимо было охранять от черных болгар, и русский князь брал на себя обязательство не давать им «пакостить» в Корсунской стране. Чем объяснить этот новый пункт в русско-византийском договоре? Не тем ли, что Русь успела крепко обосноваться вблизи Херсонеса? Император Константин Порфирогенит, современник Игоря и княгини Ольги, в своем сочинении «Об управлении империи» подробно останавливается на политическом устройстве и торговых связях Руси. Византия была превосходно осведомлена обо всех русских делах. Вдова Игоря, княгиня Ольга, дважды была в Константинополе. Но переговоры с императором ее мало удовлетворили, так как он видел свою опору в печенегах и не стремился поощрять усиление Руси.
В правление князя Святослава произошли события большого значения. Император Никифор Фока, желая привести к повиновению Болгарию, но отвлеченный к своей азиатской границе арабами, обратился за помощью к киевскому князю. С 60-тысячным войском Святослав вторгся в 968 г. в Болгарию и добился военных успехов. Временно он вернулся в Киев, чтобы затем возвратиться в Болгарию. Но его желание объединить Великую Преславу с Киевским княжеством под своей властью испугало Царьград. Иоанн Цимисхий в 971 г. добился поддержки болгар и начал жестокую блокаду Доростола, длившуюся три месяца. Он умело использовал оплошность Святослава, который не оставил охраны в горных проходах. После тщетных попыток прорваться Святослав пошел на переговоры с Цимисхием, обещая сохранить прежнее соглашение и оказывать империи военную поддержку в случае необходимости.
Во время тяжких военных восстаний и брожения в Византии между 986—989 гг. военная помощь была ей оказана киевским князем Владимиром, который захватил и город Херсонес. Царьград получил его обратно лишь «за вено царицы», в качестве выкупа за царскую сестру, выданную замуж за Владимира. В свою очередь Владимир стал христианином.
Вскоре после того связи Византии и Руси несколько ослабевают. И ту, и другую стороны отвлекают более насущные задачи: борьба «со степью» у Руси, борьба с арабами и Западом у Византии.
Русь сложилась в сильное, самостоятельное государство со своими традициями и культурой. Сношения с Византией, Скандинавией, Болгарией сделали ее с первых шагов державой с мировыми связями.
ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЛАВЯН
Выдающаяся роль, которую играла Византия в общей культуре средневековья, единодушно признается как латинскими, так и греческими средневековыми писателями, сирийскими и армянскими историками, арабскими и персидскими географами. Анналы, которые составлялись мандаринами «Небесной империи», осведомлены о великой державе дальнего для них Запада. Высокий уровень материальной культуры и широкие торговые связи были наиболее важными причинами ее могущества.
Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса на Евфрате, Майферкат и Двин в Армении, множество малоазийских городов, Херсонес в Таврике, Солунь на Балканском полуострове были опорными пунктами областей, находились на перепутье торговых и стратегических дорог. Но все пути вели во второй Рим — Царьград, мировую столицу. Константинополь, политический, административный, торговый и культурный центр империи, был огромным рынком. Сюда стекались товары с самых отдаленных мировых рынков. Из Китая и Средней Азии привозили шелк-сырец, который переходил из рук согдийских купцов к персам и сирийцам, доставлявшим его в прибрежные города, а оттуда в столицу. Русские и скандинавские лодьи доставляли воск, пушнину, мед. Из Ирана и Аравии на верблюдах в гавани сирийского побережья доставляли изюм, урюк, миндаль, финики, вино, сирийские и сарацинские ткани, ковры и широко славившиеся готовые одежды. Отсюда большие и малые корабли перевозили товар к Босфору. Из Египта шло зерно, а из глубин Африки — золотой песок и слоновая кость. Столица жадно поглощала огромные количества свежей и соленой рыбы, которую свозили со всего Средиземноморья и Черноморья. Это была пища беднейшего населения городов. Скот пригоняли в Никомедию из Малой Азии. Табуны лошадей паслись во Фракии, откуда их перегоняли в предместья столицы. Оливковое масло поступало из Малой Азии, Эллады, Пелопоннеса.
Византия была и средоточием средневековой образованности. Греческая по языку культура связывала ее с эллинской традицией, с непревзойденными образцами гомеровского эпоса, прозы Фукидида и Ксенофонта, философских диалогов Платона, комедий Аристофана и трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Афинская академия, где процветала «языческая философия», просуществовала до середины VI в. Высшие школы в Александрии, Антиохии и Константинополе, кроме цикла клерикальных предметов, имели медицинский и юридический факультеты. Ряд законодательных актов предоставлял учителям и врачам жалованье от казны, освобождал от всяких повинностей, чтобы предоставить им «необходимую свободу для занятий пауками». Константинопольский университет с V в. насчитывал 31 профессора, обучавшего слушателей словесности, ораторскому искусству, философии и юридическим наукам. За это профессора получали содержание от государства.
Это дало возможность сохранить в Византии образование, которое в свою очередь способствовало дальнейшему развитию права и законодательства, сохранению медицинских и сельскохозяйственных знаний, как об этом свидетельствуют соответствующие трактаты. Византийская летописная и историографическая традиция через Прокопия и Феофилакта Симокатту связана с древнегреческими образцами, через хронографию Феофана, а особенно Иоанна Малалы она черпает новые силы в живом народном языке.
Как материальная культура Византии, так и плоды ее образованности стали достоянием других народов. Из Византии славяне получили алфавит и первые переводы с греческого на свой родной язык. Славянская и русская летописи ведут свое начало, летосчисление, традицию от византийской хронографии, в частности от рано переведенного в Болгарии Георгия Амартола. Это характерно и для других литературных произведений (стихотворений, житийных), которые переводились, воспринимались, чтобы породить потом новые, самобытные образцы. Но Византия со своей цивилизацией несла и яд вероломства, унижений, насилия, процветавших в пей.
С принятием христианства, с возникновением славянской письменности и расцветом на основе этой замечательной культуры славянские народы быстро вошли в число передовых в культурном отношении народов средневекового мира. Усвоение византийских образцов происходило не механически, но творчески перерабатывалось, принимало новые, своеобразные органические формы, поэтому многое из духовного наследия Византии продолжало жить и в культуре Московской Руси.
Н. Пигулевская

VII век

1-е тысячелетие
V век — VI век — VII век — VIII век — IX век
590-е 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599
600-е 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609
610-е 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619
620-е 620 621 622 623 624 625 626 627 628 629
630-е 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639
640-е 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649
650-е 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659
660-е 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669
670-е 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680-е 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689
690-е 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699
700-е 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709
Хронологическая таблица

Седьмой (VII) век длился с 601 по 700 годы по григорианскому календарю.

События

  • Середина VII века — образование Хазарского царства.

Европа

  • 623 — образование государства Само, первого славянского государства.
  • 681 — образование Дунайской Болгарии.
  • Середина VII века — гегемония Нортумбрии в Англии.
  • Середина VII века — король Мерсии Вулфхер, сын Пенды.
  • Середина VII века — вытеснение аваров из северного Причерноморья.
  • Вторая половина VII века — завершение христианизации англо-саксов.
  • Образование в Западной Македонии княжества Склавиния.
  • Образование в Нижней Мезии «Союза семи славянских племен».
  • Поселение в Среднем Поволжье тюркоязычных племен булгар. Подчинение буртасов Хазарскому каганату.
  • Славяне приходят с Дуная на Русь
  • Дата основания города Полтава
  • Восточно-тюркский каганат.

Азия

  • 711—712 — тюрки дошли до Сырдарьи, где впервые столкнулись с арабскими завоевателями Средней Азии.
  • На Аравийском полуострове зарождается ислам.
  • VII век — образование царства Шривиджайя в восточной части Суматры со столицей в Палембанге.
  • VII—VIII века — в бассейне реки Менам (Таиланд) образуются государства монов Дваравати (в нижнем течении) и Халипунджайя (в верхнем).
  • VII век — заселение Новой Зеландии из восточной Полинезии. Открыл острова Купе, который назвал её Аотеароа («Земля длинного белого облака»).
  • VII—XIV века — заселение Гавайских островов.
  • 609—619 — правление тюркского кагана Шиби, при котором тюрки отстояли независимость от Суйского Китая.
  • 620—630 — правление кагана Хели, при котором тюрки совершили 67 походов против Китая. Но податной гнет и восстание ряда покоренных племен привело к полувековой зависимости от Китая.
  • 631 — восточные тюрки освободились от зависимости от Китая.
  • Вторая половина VII века — Тибет присоединяет районы в Средней Азии и Западном Китае.

Америка

  • Ок. 600 — 1200 — цивилизация Тиауанаку около озера Титикака.
  • VII век — жители Чичен-Ицы покинули город и переселились в юго-западную часть Юкатана.
Это незавершённый список века. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.

См. также

VII век

 Заселение славянами земель Византийской империи.

УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ В ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ (ВИЗАНТИЙСКОЙ) ИМПЕРИИ.

В то время как Западная Римская империя была разрушена восстаниями рабов и колонов и нашествиями «варваров», Восточная Римская империя устояла. Её столица — Константинополь — находилась на Аресте греческой колонии Византии. По древнему названию этого города и всё государство стало называться Византийской империей или просто Византией.

1. Хозяйство Византии

В Византийскую империю входили очень богатые страны: Египет, Сирия, Малая Азия, Греция. Здесь было меньше рабов и больше свободных крестьян, чем в Западной Римской империи. Поэтому земля на Востоке была меньше истощена и давала более высокие урожаи. Жители деревень продавали в городах много зерна, масла, мяса и других продуктов. В Западной Европе лишь развалены зданий напоминали о прежних цветущих городах, в Византии же города становились всё более оживлёнными и многолюдными. В Константинополе, Александрии, Антиохии насчитывались сотни тысяч жителей. На улицах и рынках этих городов было множество мастерских и лавок. Ремесленники изготовляли дорогое оружие, красивые шёлковые ткани, ювелирные и стеклянные изделия. Слава об искусных ремесленниках византийской столицы проникла в самые далёкие страны. Современник называл Константинополь «огромной мастерской роскоши».

В Константинополе пересекались два важных торговых пути: сухопутный — из Европы в Азию и морской — из Средиземного моря в Чёрное. В порту постоянно теснились десятки судов. Византийские купцы богатели на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе: они привозили сюда изделия своих ремесленников и дорогие восточные товары.

Византийская империя устояла потому, что её хозяйство не переживало такого упадка, как в Западной Римской империи.

2. Власть императора и церковь

В Византии сохранилась императорская власть. От ремесла и торговли император получал большие доходы. С крестьян и ремесленников он собирал огромные налоги, с купцов — пошлины, то есть платежи за продажу и провоз товаров. В императорской казне было много золота и серебра. Поэтому император мог содержать большую наёмную армию и сильный флот. Византии долгое время удавалось защищать свои границы от «варваров» и даже вести завоевательные войны.

Император правил страной с помощью назначаемых им чиновников. Византийские чиновники были известно своей жадностью.

Христианская церковь в Византии, как и на Западе. Главой церкви считался константинопольский патриарх (так назывался высший чин византийской церкви). Императоры дарили церкви земли и освобождали её от налогов. В монастырях жило свыше 100 тысяч монахов.

Императоры с помощью армии, чиновников и церкви старались укрепить власть.

Рабовладельческий строй сохранялся в Византии до VII века.

3. Вторжения славян.

С VI века в Византийскую империю из-за Дуная начали вторгаться славянские племена. Славяне рыли хорошими воинами. В войнах с Византией они приобрели боевой опыт, стали сражаться строем и вступали в бой на открытой местности. Славяне научились брать штурмом крепости, взбираясь на стены по лестницам; для разрушения стен применяли тараны. Смелые славянские воины наносили поражения наёмным византийским войскам.

Рабы, колоны и свободные бедняки помогали славянам. Целыми племенами селились славяне на землях Византийской империи. Сначала они заняли север Балканского полуострова, затем проникли в Македонию и Грецию. «Славяне взяли многие города и крепости,- сообщает византийский писатель,- завладели страной и поселились в ней совершенно свободно и без страха, как бы в своей собственной». На лёгких гребных и парусных судах, выдолбленных из стволов больших деревьев, они заплывали далеко в Эгейское море. Поселения славян появились даже в Малой Азии.

В VII веке с юга на владения Византии напали арабы. Они отвоевали у империи Сирию и Египет, несколько раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Византия сохранила лишь Малую Азию и южную часть Балканского полуострова. В этих областях византийским императорам после долгой и упорной борьбы удалось подчинить славян своей власти. Славяне составляли теперь значительную часть населения империи.

Во время вторжений славяне громили и опустошали имения императора и рабовладельцев. Они поселялись на землях Византии соседскими общинами. Многие рабы и колоны стали свободными людьми и поделили между собой земли своих прежних господ. Большая часть владений рабовладельцев перешла в руки свободных крестьян. Славяне были трудолюбивыми земледельцами; они засевали пустующие земли и выращивали более высокие урожаи, чем рабы и колоны.

Большие поместья с рабами и колонами сохранились ещё в Малой Азии. Но рабы и колоны, убегая от своих господ, находили убежище у славян. Поэтому рабовладельцы не могли угнетать их так жестоко, как прежде. Рабовладельцы стали наделять рабов участками земли и получать с них оброк, а также сдавали землю в аренду свободным крестьянам.

В результате восстаний рабов и колонов и вторжений славян рабовладельческий строй в Византийской империи был уничтожен.

4. Образование Болгарского царства

Во время войн с Византией у южных славян образовались союзы племён. В конце VII века на землях по нижнему течению Дуная возникло первое государство южных славян — Болгарское царство. Северо-западную часть Балканского полуострова заняли племена сербов и хорватов.

В IX веке Болгария завоевала большую часть Балканского полуострова. Войско болгарского царя несколько раз подступало к стенам Константинополя. Империя была вынуждена платить болгарам дань.

ДОКУМЕНТ — Отрывок из сочинения византийского писателя о военном деле у славян.

Племена славян никоим образом нельзя склонить к рабству или к подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.

При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности реки, а сами дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

  • < Что такое феодальный строй?

Сообщение на тему: «Славяне и Византия» Пожалуйста очень срочно заранее спасибо

тносят начало эпохи Дворцовых переворотов. Назовите императора, свергнутого в ходе последнего дворцового переворота в XVIII в. Почему издание Указа считается одной из причин начала Дворцовых переворотов. 2. Правление Екатерины II считают «золотым веком» российского дворянства? Приведите два доказательства. 3. Юридическая постройка этого мартовского указа была достаточно своеобразна. Завершая сближение вотчин и поместий, он устанавливал для тех и других одинаковый порядок наследования; но при этом, превращал ли он вотчины в поместья или наоборот, как думали в XVIII в., называя мартовские пункты изящнейшим благодеянием, коим Петр Великий поместные дачи в собственность пожаловал? Ни то, ни другое, а сочетанием юридических особенностей поместья и вотчины, создавался новый, небывалый вид землевладения, который можно характеризовать названием наследственного, неделимого и вечнообязанного, с которым связана вечная наследственная и потомственная служба владельца. Все эти черты существовали и в древнерусском землевладении; только две из них не совмещались: наследственность была правом вотчинного землевладения; неделимость – обычным фактом землевладения поместного. Вотчина не была неделима, поместье не было наследственно; обязательная служба падала на то и другое владение. Петр соединил эти черты и распространил их на все дворянские имения, да еще и положил на них запрет отчуждения. 1. Назовите указ, о котором идет речь? Назовите год издания указа. 2. Какие две ранее не совмещенные черты земельной собственности были, по мнению автора, совмещены в новом виде землевладения, который появился при издании указа? Какой еще запрет накладывался по указу на все дворянские имения? 3. Приведите любые две, не названные в тексте реформы, проведенные монархом, издавшим этот указ. Кратко (1-2 предложения) охарактеризуйте каждую из них