Вездеход на воздушной подушке

Самые новые военные вездеходы нашей России

Ни одна армия не может имеет возможности выбирать место проведения войны. Происходить события могут в пустыне и на болоте, в горах и на пересеченной местности. Проехать по труднопроходимым местам по силам не каждой технике. Поэтому россияне стремились создать вездеходы России, передвигающиеся во всякую погоду по любому типу местности.

Этим требованиям соответствуют современные вездеходы России, пригодные для доставки грузов, перевозки военных и проведения работ по спасению людей, оказавшихся в нестандартных ситуациях.

Бронированный автомобиль «Водник»

Еще в советские времена его считали достойным ответом разработанному американцами автомобилю, названному Hummer. Но, из-за событий, происходивших в стране в то время, разработка вездехода России и выпуск были приостановлены до 1993 года, когда о них вновь заговорили. Производителем вездехода России был выбран машиностроительный завод г. Арзамас.

Хотя, выпускаемые здесь вездеходы России не относятся к плавающим, небольшие водные преграды они преодолевают достаточно легко, что подтверждает приведенное ниже видео:

Особенности вездехода

Автомобиль оснащён:

  • гидроусилителем руля:

  • подвеской торсионной;

  • системой для подкачивания шин;

  • турбодизель 4-цилиндровый или дизель 5-цилиндровый.

Вездеход России отключает привод передний и развивать наибольшую скорость 120 километров в час, а запас хода достигает тысячи километров.

Машина для воздушно-десантных войск «Выдра»

К современным машинам принадлежит и БРМ «Выдра», предназначенная для десантников. Разработкой его занимался НПЦ МГТУ имени Баумана с 2006 года.

Пока производство уникального вездехода России не поставлено пока на поток, поскольку единственный созданный экземпляр, на котором не установлено оружие, еще проходит испытания. Машины задумывались как плавающие, с колесами для водохождения. Помимо этого, «Выдру» снабдили водоходным двигателем, разработанным под нее.

Собрали вездеход России на платформе КАМАЗа.

Когда начнется серийный выпуск этого вездехода России и его примут на вооружение, планируется установить на «Выдре» соответствующее вооружение, позволяющее личному составу вести огонь по противнику из пассажирского салона, для чего предусмотрены амбразуры, как в бронированном салоне, так и в кузове.

Новейшая разработка с ломающейся рамой ДТ-3ПБ

Этот вездеход России представляет модель гусеничного транспортера ДТ-3ПБ. Это двухзвенные амфибии, легко преодолевающие водные преграды. Переднее звено собой представляет энергетический модуль с силовой установкой, а второе, на котором можно разместить практически любой необходимый модуль, служит активной платформой.

Их создавали специально для ведения военных действий в труднодоступных районах, чтобы снизить нагрузку на грунт. Очень нуждаются в таких вездеходах России северные области страны.

Технические характеристики

Новой машине достался мощный мотор ЯМЗ, выдающий 300 л.с. и позволяющий двигаться со скоростью 55 км/ч, обеспечивая дальность покрываемого пути в 500 км. Другие характеристики новой разработки пока не разглашаются Министерством обороны страны.

Трэкол-39294 — новая разработка для погранвойск

Две модели этого вездехода России, имеющие минимальные различия, проходят на полигоне последние испытания. О них известно немного, потому что разработка новая. Один точно будет плавающей модификацией. Есть гидроусилитель руля, колеса с водометным движителем, преодолевает без труда водные преграды.

О технических характеристиках

О них тоже данных немного:

  • мотор у вездеходов России бензиновый, один из двух – 83-сильный Hyundai D4BF или 130-сильный ЗМЗ-4062.10;

  • скорость наибольшая – 70 км/ч.

«Тайфун» с полным приводом

Эта машина — гордость разработчиков. Его военным поставляют с 2013 года. Размер базы колесной — 6х6, мотор отличается завидной мощностью- 290 лошадиных сил, грузовой отсек с кабиной бронированные.

Они перевозят:

  • боеприпасы;

  • любые грузы;

  • личный состав в количестве 10 человек.

Почти все вездеходы превосходят по качественным характеристикам зарубежные аналоги. В появляющихся новых вариантах нет недочетов, присутствующих в выпущенной ранее технике. Это обеспечивает мощь страны, способной надежно защитить свои границы.

Современные вездеходы России легко справляется с возлагаемыми на них задачами. С ними, обладающими массой достоинств и высокой скоростью движения по любому типу местности, можно эффективно решать локальные и глобальные конфликты.

В Омске изготовлены 2 судна на воздушной подушке для Камчатки

Омское предприятие «СибВПКНефтегаз» изготовило два судна-амфибии на воздушной подушке «Арктика-2ДК» для Правительства Камчатского Края.

  • Арктика-2Д

По словам заместителя председателя регионального правительства Сергея Пахомова, суда будут поставлены в рамках реализации программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»

Сумма контракта – более 25 миллионов рублей.

Суда реально помогут в решении вопросов транспортной доступности многих населенных пунктов Камчатки, в особенности на севере края, в условиях тундры и болот. Амфибии способны преодолевать до 1 тысячи км, при этом их можно использовать во время осеннего или весеннего ледохода. При этом «Арктике» не нужны причалы, взлетно-посадочные полосы и площадки.

При всех видах нагрузки вездеход на воздушной подушке «Арктика» может эксплуатироваться в любое время суток на акваториях больших и малых рек, озер, в прибрежной полосе морей, на болотах, в тундре, на лесных просеках и зимниках в течение всего года, включая периоды межсезонья.

«С доставкой «Арктик» на Камчатку сложностей не возникнет. Суда будут погружены в 20-футовые контейнеры и уже в ноябре прибудут на Камчатку», – сказал заместитель председателя правительства края.

Конкурс на производство подобных машин был проведен Министерством транспорта Камчатского края в конце 2011 года. В период гарантийного обслуживания от омского производителя на Камчатку будут приезжать специалисты для консультаций и устранения возникающих неполадок. Вместе с машинами прибудут и водители, которые будут не только работать, но и передавать опыт своим потенциальным камчатским сменщикам.

«Такая мощная и проходимая техника очень востребована в нашем крае, где проблема передвижения по отдаленным и труднодоступным участкам остается актуальной, и мы готовы продолжать работать в этом направлении», — заявил Пахомов.

Пассажирский салон и кабина водителя надежно утеплены, имеют двойное остекление, защищены от шума и оборудованы автономным отопителем и автономной электростанцией.

Для безопасности эксплуатации на пересеченной местности, вездеход оборудуется устройством (упругим тормозным щитком) обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.

Для улучшения управляемости при движении по зимникам и лесным просекам с крутыми подъемами, спусками и поворотами, вездеход оборудован убирающимся (самолетного типа) колесным шасси. Колеса шасси ведущие и управляемые синхронно с поворотом воздушных рулей/

Технические характеристики:

Полный вес составляет 6600 кг

Сухой вес 4200 кг

Длина 10,4 м

Ширина 4,6 м

Высота 3,6 метра.

При транспортировке: длина 10,4 метра, ширина 2,4 метра, высота 1,85 метра.

Грузоподъемность: 14 человек и 500 кг груза или 2 человека и 2000 кг груза.

Мощность силовой установки 500 лошадиных сил.

Максимальная скорость до 120 км/час

над снегом, сушей и льдом до 120 км/час;

чистой водой до 80 км/час;

над болотом заросшим травой, редким камышом и низким кустарником до 70 км/час.

Силовая установка: Дизельный двигатель жидкостного охлаждения

Топливо дизельное: ДЛ, ДЗ, ДА.

Расход топлива при скорости 100 км/час, не более 39 л/час.

Запас хода, не менее 12 часов,

Дальность хода до 1100 километров,

Запас топлива 500 литров.

Максимальная высота волны 1,2 метра.

Крутизна подъема до 24о

СВП «Арктика» позволяет открыть новые рубежи в покорении Арктики

Серия судов на воздушной подушке «Арктика» нашла своё применение на нижней части рек для транспортировки людей в период ледостава и ледохода.

Хорошо себя показали суда на больших расстояниях. «Арктика» хорошо зарекомендовала себя на заболоченных участках, мелководье и при преодолении прибрежных участков суши. Надёжные силовые установки не прихотливы к топливу, обладают повышенным ресурсом и высоким запасом мощности и дальности хода. Суда оснащаются колёсными шасси, что позволяет свободно перемещаться по территории. Серия выпускается около 20 лет и имеет положительный опыт работы на переправах на реках Амур, Обь, Енисей

Арктика-1Д8 (Таймыр)

Амфибийный вездеход на воздушной подушке «Арктика 1Д8» предназначен для перевозки людей и грузов по воде, болотам и суше на дальность до 1100 км. При всех видах нагрузки вездеход «Арктика» может эксплуатироваться в любое время суток на акваториях больших и малых рек, озер, в прибрежной полосе морей, на болотах, в тундре, на лесных просеках и зимниках в течение всего года, включая периоды межсезонья.

Арктика-2Д


Цена от 13 900 000 рублей. Амфибийный вездеход на воздушной подушке «Арктика 2Д» предназначен для перевозки людей и грузов по воде, болотам и суше на дальность до 1100 км. При всех видах нагрузки вездеход «Арктика» может эксплуатироваться в любое время суток на акваториях больших и малых рек, озер, в прибрежной полосе морей, на болотах, в тундре, на лесных просеках и зимниках в течение всего года, включая периоды межсезонья.

Арктика-3Д

Цена от 24 563 000 рублей. Амфибийный вездеход на воздушной подушке «Арктика 3Д» предназначен для перевозки людей и грузов в особо тяжелых условиях по болотам и холмистой суше на дальность до 1100 км. При всех видах нагрузки вездеход «Арктика» может эксплуатироваться в любое время суток на акваториях больших и малых рек, озер, в прибрежной полосе морей, на болотах, в тундре, на лесных просеках и зимниках в течение всего года, включая периоды межсезонья.

Арктика-5Д

Цена от 55 000 000 рублей. Амфибийное грузопассажирское судно-вездеход на воздушной подушке «Арктика-5Д» предназначено для перевозки людей и грузов по рекам, озёрам, в акватории северных морей, по болотам и по тундре в течение всего года

Самоходная амфибийная платформа на воздушной подушке «Арктика-90DK»

Цена от 200 000 000 рублей. Амфибийная платформа на воздушной подушке предназначена для перевозки тяжелой колёсной, гусеничной и строительной техники, строительных материалов, емкостей с нефтепродуктами, нефтегазового оборудования и труб в условиях бездорожья и по воде

Суда на воздушной подушке — есть ли перспективы?

До сих пор нерешенных проблем остаётся немало – судно не соприкасается с твёрдой поверхностью, плохо управляется, поэтому движется по инерции прямолинейно даже с вывернутыми рулями. У этого типа судов отсутствуют надёжные тормоза. Остановить судно можно лишь выключив или включив на реверс пропеллеры (изменением угла атаки лопастей). Уязвимым местом является и то самое гибкое ограждение – при ударе о кромку льда или другие твёрдые и острые препятствия оно режется, как бумага, ресурс его невелик. Кроме того, водяная пыль, а в море еще и соленая, вырывающаяся из под ограждения представляет опасность для винтов, нагнетающих воздух под днище и особенно для двигателя. Однако, там, где другой альтернативы нет, по совокупности различных параметров «воздухоходы» не имеют достойных соперников.
Под судном на воздушной подушке подразумевается средство, предназначенное для эксплуатации над водой способное двигаться также над относительно ровной поверхностью суши, льдом, заболоченной почвой, подъёмная сила у которого полностью или частично создается областью избыточного давления воздуха под его днищем, генерируемой специальными воздухонагнетателями, установленными на судне.* * Демешко Ф. Е. «Проектирование судов. Амфибийные СВП»
Почти сразу, а по некоторым данным ещё до изобретения гибкого ограждения, разработки конструктивного оформления воздушной подушки шли по двум путям – амфибийному и скеговому. Классика – гибкое ограждение подушки, которое состоит из двух ярусов – верхний баллон непостоянного давления, нижний – отдельные сегменты. Новаторство, активно исповедуемое последователями советского инженера Владимир Израилевича Левкова, – изолированные баллоны (баллонеты или скеги), с постоянным давлением, установленные по периметру подушки в нижнем ярусе и ограничивающие отток воздуха.
Кстати об объёмах — в скеговом судне, как раз за счёт использования баллонов с постоянным давлением, которые перекрывают воздуху пути к отступлению, нужно прокачивать в разы меньшее количество газа, чем в аналогичных амфибийных СВП. В этом же месте есть и оборотная сторона — порванный скег сразу же превращает летательный аппарат в водоизмещающее судно, а в амфибийном типе, повреждённый сегмент замещается соседними и судно может продолжить надводное перемещение с небольшим уменьшением скорости. Даже для небольших судов, грузоподъемностью до 3,0 тонн, ремонт скега стоит дорого и вряд ли сможет быть выполнен «в поле». Замена части ограждения амфибийного судна потребует меньше хлопот.
Съемные элементы нижнего яруса воздушной подушки подвижны и отклоняются в стороны, точно повторяя форму волн реки или моря. При этом подача больших объемов воздушных масс моментально компенсирует выдавленный волной воздух. Элементы же скегового судна повторить форму волны не могут, а потому попросту разрезают ее, отсюда увеличение сопротивления и при любой компоновке, при прочих равных, больший расход топлива на единицу пути.
Мы уже говорили, что мореходные качества судов этого типа – отнюдь не их конёк. За счёт отсутствия или слабого наличия контакта с землёй, порыв ветра может с лёгкостью «сдуть» катер с курса. Скег в этом смысле более устойчив, благодаря водоизмещающему положению ограждения. Мореходные качества скегового судна будут тем лучше, чем ровнее поверхность, по которой оно двигается, если же это постоянно меняющийся рельеф, амфибия будет выглядеть предпочтительней.
Существует бесконечное множество параметров для сравнения, но какие бы аргументы мы не приводили, всё же скег и амфибия не соперники, они работают в разных дисциплинах.
В доказательство сказанного приведём корабли проекта 1239 «Сивуч» и 12322 «Зубр».

РКВП «Самум» и «Бора». Порт Севастополь / www.korabel.ru

Большой ракетный катер на воздушной подушке «Сивуч» является крупнейшим в своём подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу – катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя суммарной мощностью 40,0 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов.
Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать торпеда. Кроме того, такая схема позволяет стабилизировать платформу даже на значительном волнении, что весьма важно для точности ракетной стрельбы. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность корабля до 8 баллов.
Технические характеристики
Назначение:

  1. Уничтожение боевых кораблей и транспортов противника в прибрежных районах и открытом море.
  2. Обеспечение прикрытия быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в районах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника.
  3. Ведение разведки сил противника и несение дозора в операционной зоне наших сил.
  4. Ведение борьбы с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника.

«Зубр»
/ Википедия

Проект 12322 «Зубр» является самым крупным в мире десантным КВП. Основной силовой несущей частью корпуса, обеспечивающей прочность и непотопляемость, является понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка двумя продольными переборками разделена на три функциональных объема. В средней части размещен отсек десантируемой техники с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десанта, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования и отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала.
Технические характеристики
**с 50% запасом топлива и 130 т груза при температуре окружающей среды 15°С
Назначение:

  1. Транспортировка боевой техники вместе с десантными подразделениями и высадка на необорудованный берег с обеспечением огневого прикрытия.
  2. Транспортировка мин и постановка минных заграждений.

Гражданский товарищ. «Хивус — 32».

Суда на воздушной подушке / «Аэроход»

Большие СВП пассажировместимостью до 50 человек для гражданский нужд используются на реке Волга. Из отечественных производителей до такого масштаба пока доросли только нижегородцы, которые выпускают самый вместительный на сегодня гражданский водный транспорт на воздушной подушке «Хивус — 32». Он входит в пятёрку самых больших гражданских СВП в мире.
Технические характеристики
Назначение: круглогодичные пассажирские и грузовые перевозки по внутренним водным путям и в морских районах, разрешенных для плавания судов класса «М»
Район и условия эксплуатации:

  • водные бассейны с ограничениями по ветро-волновому режиму и скорости ветра hв3%<=2,5м и Vветра<=15 м/с;
  • несудоходные водные акватории, мелководье, замерзшие и заснеженные акватории, битый лед, с высотой неровностей до 0,8 м и уклоном 6o;
  • эксплуатационная температура наружного воздуха от — 40oС до + 40oС.

Как расскзал коммерческий директор предприятия «Аэроход», производящего «Хивус 32», Виктор Глазов, за всю историю фирмой было построено 3 единицы «Хивус — 32». Два из них работают на Волге, ещё один отправлен в Якутию.
Нужды спасателей, лесников, геологов, пограничников, охотников успешно покрывают суда водоизмещением до 3000 кг, пассажировместимостью до 10 человек. Их производят по всей стране, в уже знакомом нам Нижнем Новгороде сосредоточено около 8 фирм разного масштаба, кроме того отдельные производители работают в Омске, Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени. Конструкция ГО, количество двигателей, материал корпуса и другие основополагающие моменты у каждого производителя уникальны. У многих образцов отсутствует даже внешнее сходство друг с другом.
Одним из самых распространённых СВП является «Хивус»: «Суммарно предприятием к 2014 году было произведено около 700 единиц судов, кстати, толчком для организации фирмы стал заказ катера для МЧС. С 1999 года коллектив стал заметно шире — теперь в штате из 120 человек две третьих — рабочие кадры, одна треть — инженеры, есть лаборатория, где разрабатываются новые виды материалов для гибкого ограждения. «Хивусы» в конкурентной борьбе с английскими производителем судов «Griffon» выиграли контракт на поставку вездеходов в Объединённые Арабские Эмираты» — прокомментировал Виктор.

Суда на воздушной подушке / «Аэроход»

Предприятие «Аэроход» имеет также свою запатентованную систему управления судном — сдвоенную схему подушки. Специальная дренажная заслонка, управлять которой водитель может с помощью педалей, позволяет быстро сбрасывать давление в одной из секций, заставляя машину «приседать» на спущенный борт и разворачиваться на месте.
Несмотря на узость спектра применения, на внутреннем и внешнем рынке есть растущий спрос, сохраняющий положительную динамику на протяжении последних трёх десятков лет. По заявлению некоторых производителей, на рынке даже появился контрафактный товар, портящий конкуренцию. Кто обеспечивает спрос?
«Пакет заказов предприятия — на четверть государственный — это катера для МЧС, МВД, ФСБ, пограничников, охраны атомных станций, остальная продукция производится для частных заказчиков» — говорит представитель компании «Аэроход».
Для частных заказчиков петербургское предприятие «Cristy Нovercraft предлагает купить в подарок четырёхместный катер на воздушной подушке. Как рассказал директор фирмы Игорь Лавров, предложение пользуется большой популярностью.
Так или иначе, производство «водоплавающих механизмов» группой энтузиастов, в последствие составившей костяк фирмы, начато в 1987 году, тогда же был организован первый кооператив, который производил композитные лодки и аэросани. В 2004 году открыто полноценное производство 2-х местных СВП, прошло 10 лет и пассажировместимость производимых аппаратов увеличилась в 4 раза.

Суда изготавливаются по классическому амфибийному типу и имеют композитный корпус. Большая часть всех комплектующих, как систем, так и корпусной конструкции производится за пределами России: двигатель из Японии, смолы, полимеры привезены из Китая, приборы, системы – от различных европейских производителей, даже ткань для ГО сделана финнами или бельгийцами. За нами в составе катеров фирмы остались винты маршевого двигателя, изготавливаемые в Казани и панель управления от, как выразился директор, «самого удачного» нашего автомобиля ГАЗ-3105. Так получается, что в стране, которая по количеству производимых СВП является первой в мире, нет достойных комплектующих для них. Этот вопрос относится ко всему нашему судостроению, однако здесь он особенно ярко отражается как на цене, так и на отсутствии специальных деталей разработанных под нужды судна, а не автомобиля, резиновой лодки и др.
Трудности, как у отечественных, так и у зарубежных производителей похожи – специалистов, разбирающихся в СВП на приличном уровне крайне мало, а асов СВП можно пересчитать по пальцам:
«Основная проблема — нехватка квалифицированных рабочих рук. Развивать штат мы не имеем возможности, брать узких специалистов невыгодно, да и в нашей области их просто нет, нам приходиться работать с людьми с широким кругозором знаний, что тоже сопряжено с проблемами. Производители СВП во всём мире в основном представлены малым или средним бизнесом, сейчас у нас занято 30 человек, мы понемногу растём.
Для массового строительства СВП нужно вкладывать деньги в подготовку кадров на государственном уровне, вплоть до открытия кафедр при университетах. Мы бы с готовностью поддержали такую инициативу и работой выпускников обеспечили», — говорит директор «Cristy Нovercraft».
Изобретателем СВП во всем мире считают британца Кристофера Коккерелла. Согласно легенде, он экспериментировал с консервными банками – одной из-под кофе, а другой из-под кошачьего корма. Поместив одну банку в другую и создавая кольцевой воздушный поток между ними, Коккерелл обнаружил, что это воздушное кольцо способно удерживать внутри себя воздух под меньшим, но все еще значительным давлением. Примечательно, что экспериментальные СВП строились и работали задолго до Коккерелла, но именно его и именно за изобретение в 1950-х годах «воздушного барьера» называют изобретателем воздушной подушки.

Суда на воздушной подушке / «Аэроход»

Если очень постараться можно и самостоятельно сконструировать СВП, указания к действию есть в сети Интернет, там же можно найти «братьев по оружию». Свой маленький «воздухоход» можно использовать в бытовых нуждах. В конструкции таких СВП по большей части предпочтение отдаётся амфибийному типу из-за относительной простоты строительства и эксплуатации.

В Петербурге маленьких одноместных братьев на НПО «Карманный транспорт» собрано уже 6 едениц, несмотря на неказистость и оригинальность конструкции, почти все образцы нашли покупателей в суровом сибирском крае.
Говорит Демешко Генадий Фёдорович —кандидат технических наук, профессор СПБГМТУ, автор книги «Проектирование судов. Амфибийные СВП»):
— Время покажет, но с точки зрения того, что эти суда уже пережили свой «золотой век», становится ясно — такого же успеха им уже не добиться. В 50-е года, когда изобрели гибкое ограждение для подушки, думали, что СВП заменят все другие типы судов. Специалисты обещали, что «мы даже нефть будем возить на воздушной подушке». Традиционные суда — застывшие точки, СВП — горящие молнии, прорезающие пространство. Тем не менее, когда были получены навыки применения, стало понятно, что они имеют очень узкую область использования.
Чудес не бывает — эти проекты несусветно дороги. Движители должны работать в воздушной среде, если это скеговый тип, то им нужны особые двигатели, над которыми ещё работать и работать. Они зависимы от погоды, стоимость эксплуатации велика, ресурс механизмов очень скромен. После долгих разговоров, исследований, амфибийные суда привлекли внимание большее, чем скеговые, но опять же, они могут уверенно конкурировать только там, где альтернативы нет. Примером может стать высадка союзников на французское побережье Нормандии, большинство судов (шаланд, идущих со скоростью 2-3 узла) было потоплено, а, если бы это были скоростные суда, идущие со скоростью в 50 узлов, потерь бы было меньше.
Жёстко стоит перед инженерами проблема очищения воздуха. Те газовые турбины, которые работают в авиации, здесь использовать нельзя, так как «нахлебавшись» воздухосолёной смеси, они моментально выходят из строя.
Советский Союз оставил прекрасную базу для постройки таких судов, вот только назначение военное, соответственно и характеристики своеобразные. Здесь и ресурс, и материалы, и характеристики.
В будущем нашими конкурентами останутся американцы, англичане, австралийцы, немного погодя к ним присоединится и Китай. Я думаю, что в ближайшие 10-15 лет мы возродим производство боевых катеров на воздушной подушке, а за военной отраслью и гражданка подтянется. Они всегда будут полезны — на чём же нам рыбаков спасать?

Композиты, парящие над водой

1. Классификация амфибийных судов на воздушной подушке
В настоящем разделе приведена классификация амфибийных судов на воздушной подушке. Как правило, достаточно большое количество АСВП эксплуатируются в России круглогодично. Поэтому они являются всесезонными амфибийными транспортными средствами. В то же время, АСВП проектируются по Правилам таких российских классификационных обществ, как Российский морской регистр судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР). Кроме того, АСВП находятся под техническим наблюдением этих классификационных обществ, или же под надзором Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Таблица 1А

АМФИБИЙНЫЕ СУДА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
АКВП со статическим поддержанием По виду воздушной подушки
АКВП с динамическим поддержанием
Двухъярусное ГО с килями По конструкции гибкого ограждения (ГО)
Двухъярусное ГО без килей
ГО с надувными скегами
Одноярусное ГО в виде ресивера
Одноярусное ГО в виде съемных элементов
ГО в виде полос, армированных металлическими элементами
ГО с надувными скегами внутри ресивера
С раздельным подъемно- движительным комплексом и двумя воздушными винтами По устройству движителей
С раздельным подъемно- движительным комплексом и с одним воздушным винтом
С объединенным подъемно-движительным комплексом
С несколькими двигателями По количеству двигателей
С одним двигателем
Центробежные нагнетатели По устройству подъемно-нагнетательного комплекса
Осевые нагнетатели
Без нагнетателей
Суда, изготовленные из легких сплавов По особенностям применения в конструкции материалов
Суда, изготовленные из композиционных материалов
Суда, сочетающие в конструкции легкие сплавы и композиционные материалы

Поэтому амфибийные суда на воздушной подушке даже при эксплуатации за пределами навигации могут быть отнесены к категории малых судов и, соответственно, сертифицированы и классифицированы. Классификация амфибийных судов на воздушной подушке представлена в виде таблицы 1А.
Предложенная классификация охватывает практически все архитектурно-конструктивные типы и схемы отечественных амфибийных судов на воздушной подушке. Она позволяет систематизировать их техническое устройство, оценить эффективность сочетания отдельных элементов. Соотнесение систематизации технического устройства с опытом эксплуатации рассматриваемых судов является ключом для оценки целесообразности применения тех или иных архитектурно-конструктивных типов и схем АСВП. Такая оценка, в свою очередь, повышает качество проектирования АСВП и упрощает их техническую эксплуатацию, делая, в то же время, ее более эффективной.
В таблице 1Б перечислены основные отечественные производители амфибийных судов на воздушной подушке за период с 1995 по 2015 годы. В перечень включены судостроительные предприятия и компании, осуществляющие строительство амфибийных судов на воздушной подушке различного назначения, как по собственным проектам, так и по проектам других организаций. В обзор не включены амфибийные суда на воздушной подушке, имеющие пассажировместимость 2 чел. и менее, не считая водителя, а также их производители. Данный типоразмер судов рассматривается как плавательные средства для отдыха и спорта, а не как транспортные средства.
Таблица 1Б

Основные отечественные производители АСВП
Наименование или торговая марка Город Продукция
ОАО «ТПЦ «СибВПК
Нефтегаз»
Омск АСВП «Арктика-1Д»
АСВП «Арктика-2Д»
АСВП «Арктика-3Д»
АСВП «Арктика-3ДК»
ОАО Ярославский судостроительный завод Ярославль АСВП пр. 14660 «Барс»
АСВП пр. 20910 «Чилим»
ОАО Морской завод «Алмаз» Санкт-
Петербург
АСВП пр. 12322″Зубр»
ОАО Судостроительная фирма «Алмаз» Санкт-
Петербург
АСВП пр. 12322″Зубр»
АСВП пр. 15063 «Ирбис»
АСВП пр. 14661 «Рысь»
ЗАО «Нептун-Судомонтаж» Долгопрудный Московская обл. АСВП пр. 18800 «Гепард»
АСВП пр. 18803 «Пума»
ОАО Свирская судоверфь Ленинградская обл. Подпорожский район пос. Никольский АСВП пр. 18800 «Гепард»
АСВП пр. 18803 «Пума»
Судостроительная компания «Нептун» Москва
Подпорожье
Ленинградской области
АСВП «Арго» (Нептун-11)
АСВП «Леопард» (Нептун-15)
АСВП «Пантера»
(«Нептун-23»)
ОАО Хабаровский судостроительный завод Хабаровск АСВП пр. 12061 «Мурена»
Компания «АКС-Инвест» Нижний
Новгород
АСВП «МАРС-700»
АСВП «МАРС-2000»
АСВП «МАРС-3000»
Компания «Аэроход» Нижний
Новгород
АСВП Хивус-6
АСВП Хивус-10
АСВП Хивус-32
АСВП Хивус-48
АСВП А-25
АСВП А-20
Компания «Амфибийная техника»
(АМФИТЕХ)
Нижний
Новгород
АСВП Пегас (СЛАВИР-525)
АСВП СЛАВИР-936
АСВП СЛАВИР-636
Компания «Аэроджет» Нижний
Новгород
АСВП Пегас
АСВП АЭРОДЖЕТ-6М
АСВП АЭРОДЖЕТ-8М
АСВП АЭРОДЖЕТ-11Т
АСВП АЭРОДЖЕТ-14Т
АСВП АЭРОДЖЕТ-17Т
АСВП АЭРОДЖЕТ-20Т
АСВП Пегас-Посейдон
Компания «РосПромРесурс» Нижний
Новгород
Москва
АСВП Мираж-7
АСВП Мираж-11
АСВП Мираж-18
Компания «Аэростайер» Нижний
Новгород
АСВП Стрелец 55В, 55S
АСВП Стрелец 53B, 53S
АСВП Стрелец 51B, 51S
АСВП Стрелец 65S
ОАО ЦКБ «Нептун» Санкт-
Петербург
АСВП пр. 15063 «Ирбис-5»
АСВП «Пардус»
АСВП «Ямал-730» (АСВП «Разведчик-660»)
Компания «Кристи-
Ховеркрафт»
(КРИСТИКОМПОЗИТ)
Санкт-
Петербург
Кристи 6183
Кристи 6143
Кристи — Арктика
Компания Экстрим Моторс Нижний Новгород Кайман-10

1.1. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-3ДК»
Отечественный рынок амфибийных судов на воздушной подушке характеризуется большой динамичностью. Поэтому в тех случаях, когда организационно-правовая форма и статус компаний за рассматриваемый период изменялись неоднократно, в перечне перед названием компании указано просто — «Компания». Данные о банкротстве компаний, а также смене владельцев в перечне не отражены.
Серийные амфибийные катера на воздушной подушке, снятые с производства более двадцати лет назад, например, такие как АСВП проекта 14660 «Барс», в перечне упоминаются, но в основной обзор не включены. Опытные образцы АСВП, выпущенные в единственном экземпляре более пятнадцати лет назад, например, такие как АСВП проекта 14661 «Рысь» или АСВП проекта 20910 «Чилим», в перечне упоминаются, но в основной обзор не включены. АСВП специального назначения, например, такие как АСВП проекта 12322 «Зубр» или АСВП проекта 12061 «Мурена», в перечне упоминаются, но в основной обзор не включены.

Рис. 2.1.1. Амфибийное СВП типа «Арктика-3ДК» / Михаил Францев

В основном обзоре АСВП сгруппированы по производителям. Внутри группы суда рассматриваются в произвольном порядке. Как правило, сначала рассматриваются более совершенные, более современные (по году выпуска) или серийные суда. После них рассматриваются более простые, более ранние суда, а также опытные образцы, построенные в одном-двух экземплярах. Но твердого порядка рассмотрения нет.
Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3ДК», проекта 3ДК предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре наружного воздуха от −50° до +40°С, а также на реках в период ледохода и ледостава.
Таблица 1.1

Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика-3ДК» проекта 3ДК
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке
Год постройки головного судна 2006
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра «О2,0»
Максимальное водоизмещение, т 9,75
Длина габаритная, м 14,8
Ширина габаритная, м 5,60
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 2х400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 23чел. — короткие линии

АСВП «Арктика» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2006 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет. Первоначально, согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-3ДК» считались самоходными машинами, но не транспортными средствами. При этом они находились под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора). В 2010 году «Арктика-3ДК» по заявке производителя ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» классифицированы Российским Речным Регистром на класс «+О2,0», о чем сообщается, в том числе, на сайте производителя, т.е. с этого момента они являются судами, на которые распространяются Правила Российского Речного Регистра.

При описании конструкции АСВП «Арктика-3ДК», учитывая особенности его конструкции, используется терминология производителя. АСВП «Арктика-3ДК» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателями воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлены редуктора приводов воздушных винтов и радиаторы двигателей. На корме корпуса на амортизаторах установлены воздушные винты в защитных кольцах и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте. Для улучшения управляемости при движении по зимникам и лесным просекам с крутыми подъемами, спусками и поворотами, вездеход оборудован убирающимся (самолетного типа) колесным шасси. Колеса шасси, — ведущие и управляемые синхронно с поворотом воздушных рулей.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП, типа «Арктика-3ДК», имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.
Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены сдвоенные пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.
В моторном отсеке расположены два двигателя 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с. каждый, с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Каждый двигатель передает вращение соответствующему нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.
Управление АСВП, типа «Арктика-3ДК», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за каждой насадкой в потоке воздушных винтов.
Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.
Четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага обеспечивают плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-3ДК», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3ДК», не нуждается в причальных сооружениях.
АСВП, типа «Арктика», поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока. Они используются, в том числе, на паромной переправе Благовещенск – Хэйхэ (КНР) и Салехард – Лабытнанги.
В настоящее время на паромной переправе Салехард — Лабытнанги используется четыре амфибийных судна на воздушной подушке (АКВП) «Арктика-3ДК»
1.2. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-3Д»
Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3Д», проекта 3Д предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре ледостава.

Рис. 2.1.2. Амфибийное СВП, типа «Арктика-3Д» / Михаил Францев

АСВП «Арктика-3Д» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2005 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет. Первоначально, согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-3Д» считались самоходными машинами, но не транспортными средствами. При этом они находились под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора). В 2010 году АСВП «Арктика 3Д» по заявке производителя ОАО ТПЦ «СибВПКнефтегаз» классифицированы Российским Речным Регистром на класс «+О1,8», о чем сообщается, в том числе, на сайте производителя, т.е. с этого момента они являются судами, на которые распространяются Правила Российского Речного Регистра.
При описании конструкции АСВП «Арктика», учитывая особенности его конструкции, она описывается с использованием терминологии производителя. АСВП «Арктика» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателями воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлены редуктора приводов воздушных винтов и радиаторы двигателей. На корме корпуса на амортизаторах установлены воздушные винты в защитных кольцах и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.
АСВП, типа «Арктика», имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.
Таблица 1.2

Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика» проекта 3Д
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке
Год постройки головного судна 2005
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра «О1,8»
Максимальное водоизмещение, т 9,9
Длина габаритная, м 12,8
Ширина габаритная, м 5,60
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 2х400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 23 чел. — короткие линии

АСВП, типа «Арктика-3Д», оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.
АСВП, типа «Арктика-3Д», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП, типа «Арктика-3Д», имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.
Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены сдвоенные пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.
В моторном отсеке расположены два двигателя 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с. каждый, с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Каждый двигатель передает вращение соответствующему нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.
Управление АСВП, типа «Арктика-3Д», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за каждой насадкой в потоке воздушных винтов.
Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.
Четырехлопастные воздушные винты изменяемого шага обеспечивают плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-3Д», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-3Д», не нуждается в причальных сооружениях.
В настоящее время АСВП, типа «Арктика-3Д», поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока.
1.3. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-2Д»
Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика», проекта 2Д предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре ледостава.

Рис. 2.1.3. Амфибийное СВП, типа «Арктика-2Д» /Михаил Францев

АСВП «Арктика-2Д» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2003 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет. Согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-2Д» считаются самоходными машинами, но не транспортными средствами. При этом они находятся под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).
При описании конструкции АСВП «Арктика-2Д», учитывая особенности его конструкции, она описывается с использованием терминологии производителя. АСВП «Арктика» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателем воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлен редуктор привода воздушного винта и радиаторы двигателя. На корме корпуса на амортизаторах установлен воздушный винт в защитном кольце и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.
АСВП типа «Арктика-2Д» имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.
Таблица 1.3

Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика» проекта 2Д
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке (Вездеход)
Год постройки головного судна 2003
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра Нет
Максимальное водоизмещение, т 6,20
Длина габаритная, м 8,60
Ширина габаритная, м 4,50
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 13 чел. — короткие линии

АСВП, типа «Арктика-2Д», оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.
АСВП, типа «Арктика-2Д», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП, типа «Арктика-2Д», имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.
Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.

В моторном отсеке расположен двигатель 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с., с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Двигатель передает вращение нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.
Управление АСВП, типа «Арктика-2Д», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за насадкой в потоке воздушного винта.
Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.
Четырехлопастной воздушный винт изменяемого шага обеспечивает плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-2Д», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-2Д», не нуждается в причальных сооружениях.
АСВП типа «Арктика-2Д» поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока.

1.4. Амфибийное судно на воздушной подушке типа «Арктика-1Д» / Михаил Францев

Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-1Д», проекта 1Д предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре ледостава.
Рис. 1.4. Амфибийное СВП, типа «Арктика-1Д».
АСВП «Арктика-1Д» разработаны и строятся компанией ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» (Омск) начиная с 2001 года и по настоящее время. О количестве построенных судов данных нет.
Согласно проектной документации, АСВП (вездеходы) «Арктика-1Д» считается самоходной машиной, но не транспортным средством. При этом они находятся под техническим надзором органа Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).
При описании конструкции АСВП «Арктика-1Д», учитывая особенности его конструкции, она описывается с использованием терминологии производителя. АСВП «Арктика» состоит из несущего корпуса (центроплана), в котором расположена кабина водителей, пассажирский салон, моторный отсек с нагнетателями воздуха, трансмиссионный отсек, в котором установлены редуктора приводов воздушных винтов и радиаторы двигателей. На корме корпуса на амортизаторах установлены воздушные винты в защитных кольцах и воздушные рули. По бокам корпуса установлены бортовые секции – блоки плавучести, заполненные пористым, не намокающим материалом, обеспечивающие плавучесть и непотопляемость АСВП (вездехода) при любых аварийных ситуациях.

АСВП, типа «Арктика-1Д», имеет гибкое ограждение купольной конструкции с продольным килем, в которое вставлены титановые пластины.
Таблица 1.4

Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Арктика-1Д» проекта 1Д
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке (Вездеход)
Год постройки головного судна 2001
Название головного судна «Арктика»
Место постройки ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз»
Класс Речного Регистра Нет
Максимальное водоизмещение, т 4,20
Длина габаритная, м 7,20
Ширина габаритная, м 4,0
Высота корпуса, м 3,60
Осадка на плаву, м 0,5
Мощность главных двигателей, л.с 400
Скорость хода в стоячей воде на воздушной подушке, км/ч 70
Скорость хода на льду на воздушной подушке, км/ч 80
Пассажировместимость, чел. 5 чел.

АСВП типа «Арктика-1Д» оборудуется устройством (упругим тормозным щитком), обеспечивающим связь с опорной поверхностью (водой, снегом, болотом). Это устройство удерживает машину от заносов на крутых поворотах, на косогорах, при движении по извилистым рекам и зимникам, а также обеспечивает эффективное торможение на спусках и разворот машины на месте.
АСВП типа «Арктика-1Д» имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава АМг5М сварным. Корпус имеет сквозные воздушные каналы для прохода воздуха с блоками плавучести.
АСВП типа «Арктика-1Д» имеет надстройку со сварным каркасом из алюминиевого сплава, на котором закреплены детали надстройки, изготовленные из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой части надстройки.
Пассажирский салон расположен в средней части корпуса. Внутри салона расположены пассажирские кресла с центральным проходом. Кормовая выгородка пассажирского салона отделяет его от моторного отсека со сквозной дверью для прохода в отсек. В носовой части салона в ДП расположен вход в ходовую рубку, а по бортам два выхода на бортовые секции для посадки-высадки пассажиров.
В моторном отсеке расположен двигатель 740.35-400 с водяным охлаждением, мощностью 400 л.с., с номинальной частотой вращения 2200 об/мин. Двигатель передает вращение нагнетателю и, затем, через две конических зубчатых передачи воздушному винту изменяемого шага.
Управление АСВП, типа «Арктика», по курсу осуществляется при помощи перьев воздушных рулей, расположенных по три за насадкой в потоке воздушного винта.
Аэрогидродинамическая схема судна включает гибкое ограждение воздушной подушки и подъемно-движительный комплекс. Гибкое ограждение воздушной подушки состоит: из вертикально расположенных лентообразных конструкций из резинотканевого материала, продольного киля, армированного титановыми полосами и заднего куполообразного элемента, внутри которого находится металлическое армирование (этот элемент производитель называет «упругим тормозным щитком»). Во внутреннюю область гибкого ограждения подается воздух от центробежных нагнетателей по двум продольно расположенным в корпусе каналам. Пространство под корпусом секционировано продольным килем, армированным титановыми пластинами. Центробежные нагнетатели осуществляют забор воздуха из верхней зоны надстройки и выброс его под корпус.
Четырехлопастной воздушный винт изменяемого шага обеспечивают плавное изменение тяги, однако в силу особенностей устройства гибкого ограждения заднего хода у АСВП, типа «Арктика-1Д», нет. Амфибийное судно на воздушной подушке, типа «Арктика-1Д», не нуждается в причальных сооружениях.
АСВП типа «Арктика-1Д» поставлялись в различные места Сибири и Дальнего Востока.
1.5. Амфибийное судно на воздушной подушке «Ирбис»
Амфибийное судно на воздушной подушке проектов 15060 и 15063 «Ирбис» предназначено для круглогодичных перевозок пассажиров в светлое время суток, на водных, грунтовых и заснеженных поверхностях при температуре наружного воздуха от −40° до +50° С, а также на реках в период ледохода и ледостава.

Рис. 1.5.1 Амфибийное СВП «Ирбис» проекта 15060 / Михаил Францев

АСВП «Ирбис» разработаны Центральным конструкторским бюро «Нептун» и строились Опытным производством ЦКБ «Нептун» в 1989 и в 1993 г.г., одно судно построено Судостроительной фирмой «Алмаз» в 2001 году и одно судно построено ФПГ «Скоростной флот» на мощностях бывшего ЦКБ «Редан» в 2005 году. АСВП, типа «Ирбис», являются амфибийными судами на воздушной подушке нового поколения по своим основным характеристикам превосходящими зарубежные суда подобного класса.
АСВП, типа «Ирбис», имеет двухъярусное гибкое ограждение по всему периметру, раздельный подъемно-движительный комплекс, с двумя сдвоенными центробежными нагнетателями и двумя воздушными винтами изменяемого шага в аэродинамических насадках, расположенными побортно.
АСВП, типа «Ирбис», имеет корпус упрощенной формы, изготовленный из алюминиево-магниевого сплава 1561М. Система набора — смешанная. Фундаменты и подкрепления выполнены сварными, а наружная обшивка клепаная. Корпус разделен пятью водонепроницаемыми переборками, делящими корпус на шесть отсеков, с кормовым расположением моторного отсека. Отсеками плавучести являются форпик и ахтерпик.
АСВП, типа «Ирбис», имеет надстройку в виде многослойной оболочки с легким средним слоем, изготовленную из композиционных материалов. Судно имеет ходовую рубку, расположенную в носовой оконечности, полуутопленную в надстройку.
Таблица 1.5

Технические характеристики амфибийного судна на воздушной подушке «Ирбис» проектов 15060 и 15063
Тип судна Амфибийное судно на воздушной подушке