Вертолет самый большой

Топ-10 самых больших вертолётов в мире

Большие модели вертолётов активно разрабатываются многими странами. Но среди рекордсменов в тяжёлом весе неизменно лидирует наша страна. Представляем вашему вниманию список десяти самых больших вертолётов в мире.

Вертолёт Ми-24

Ми-24 — российский (советский) вертолёт, предназначенный для поддержки пехоты (ударный вертолёт) с транспортными возможностями (до восьми пассажиров не считая двух пилотов). Стал первым в Европе и вторым в мире, после AH-1 «Кобра» специализированным боевым вертолётом. Состоит на вооружении в 30 странах в основном на постсоветском пространстве. Считается одним из символов Афганской войны (1979—1989). Неофициальные названия «Крокодил», «Галя » или «Стакан». Прозвище «Стакан» Ми-24 получил из-за плоских стеклянных пластин, которые окружают кабину вертолёта напоминающие грани гранёного стакана. Максимальная полётная масса вертолёта Ми-24 составляет 11 100 кг, а максимальная скорость — 335 км/ч. Масса пустого вертолёта 7 580 кг.

Вертолёт Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra — род двухмоторных американских боевых вертолётов, спроектированных на базе однодвигательного AH-1 «Кобра». Модификация вертолёта, AH-1W является основным ударным вертолётом морской пехоты США. Его максимально допустимая скорость равна 352 км/ч, а масса пустого Bell AH-1 Super Cobra — 4 953 кг.

Вертолёт Sikorsky CH-54 Tarhe

Sikorsky CH-54 Tarhe — тяжёлый транспортный вертолёт, разработанный компанией Sikorsky Aircraft специально для армии Соединённых Штатов. Использовался во время Вьетнамской войны. Всего было выпущено 105 таких вертолётов. По состоянию на 2014 года он удерживает рекорд по наибольшей высоте в горизонтальном полёте (11 км в 1971 году) и самый быстрый подъём на 3, 6 и 9 км. Грузоподъёмность вертолёта Sikorsky CH-54 Tarhe равна приблизительно 9 072 кг, а максимальная скорость 240 км/ч. Масса пустого 8 980 кг, а максимальный взлётный вес равняется 21 000 кг.

Вертолёт Hughes XH-17

На седьмом месте в списке самых больших вертолётов в мире расположился Hughes XH-17 (Летающий кран) — вертолёт, используемый для подъёма и транспортировки тяжёлых грузов на внешнем подвесе. Его масса в полёте равнялась на то время колоссальным 19 731 килограммам. Этот вертолёт был выпущен только в одном экземпляре, а его первый полёт состоялся в Калвер-Сити, штат Калифорния в 1952 году. И по сей день вертолёту Hughes XH-17 принадлежит рекорд по диаметру несущего винта — 36.9 м. Вес пустого — 12 956 кг, а максимальная скорость 145 км/ч.

Вертолёт Boeing МН-47Е Chinook

Boeing МН-47Е Chinook — одна из модификаций американского военно-транспортного вертолёта, который используется с 1991 года. Произведён на базе CH-47C. Вес пустого вертолёта Boeing МН-47Е Chinook равен 10 185 кг, максимальная скорость 315 км/ч. Является одним из самых быстрых вертолётов в мире.

Вертолёт Sikorsky CH-53E

Sikorsky CH-53E — тяжёлый транспортный вертолёт, самый крупный построенный вертолёт в Америке. Изначально был разработан специально для использования в Корпусе морской пехоты США, но позже его стали эксплуатировать и в других целях. Находится на вооружении таких стран как США, Германия, Иран, Израиль и Мексика. Всего было построено 522 таких вертолётов. Максимальный взлётный вес равен 19 100 кг, а максимальная скорость 315 км / ч. Вес пустого вертолёта Sikorsky CH-53E — 10740 кг.

Вертолёт Ми-10

Ми-10 (Летающий кран) — советский военный транспортный вертолёт, разрабатываемый в период с 1961—1964 год. Спроектирован на базе вертолёта Ми-6 и введён в эксплуатацию в 1963 году. Максимальная грузоподъёмность вертолёта равняется 15 000 кг. Масса пустого равна 27 100 кг, а максимальная скорость 235 км/ч. Максимальный взлётный вес — 43700 кг.

Вертолёт Ми-6

На третьем месте в списке самых больших вертолётов в мире расположился Ми-6 — советский/русский тяжёлый транспортный вертолёт, построенный как для военных, так и для гражданских целей. Первый его полёт состоялся 5 июня 1957 года. С 1959 по 1972 года было произведено как минимум 500 таких вертолётов. Максимальная грузоподъёмность равна 12 000 кг. В своё время считался самым грузоподъёмным и самым быстрым вертолётом — 300 км/ч. Масса пустого — 27 240 кг, а максимальный взлётный вес равен 42 500 кг.

Вертолёт Ми-26

Ми-26 также известен под названием «изделие 90» — советский/российский тяжёлый транспортно-десантный вертолёт. Самый большой вертолёт серийного производства в мире. Впервые Ми-26 поднялся в воздух 14 декабря 1977 года, а первый серийный вертолёт выпустили 4 октября 1980 году. Он способен поднять в воздух и транспортировать 20 тонн. Это второй по размерам и второй самый тяжёлый вертолёт в мире (масса пустого 28 200 кг.) после экспериментального Ми-12. Максимальный взлётный вес равен 56 000 кг, а максимальная скорость — 295 км/ч.

Вертолёт В-12 (Ми-12)

В-12 также известен как Ми-12, хотя официально переименован он не был — крупнейший экспериментальный вертолёт из когда-либо построенных. Разрабатывался как транспортный вертолёт, который мог бы поднять в воздух и транспортировать не менее чем 30 тонн груза (компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей Ракетных войск стратегического назначения — РВСН). Всего было построено 2 таких вертолёта. Проектирование началось в 1963 году. Впервые вертолёт Ми-12 поднялся в воздух 10 июля 1968 года, а уже 6 августа 1969 — поднял груз в 44 205 кг. на высоту 2255 м, установив тем самым мировой рекорд грузоподъёмности среди вертолётов, который не побит до сих пор. Масса пустого вертолёта В-12 — 69 100 кг, а максимальная взлётная масса равна 105 000 кг. Максимальная скорость — 260 км/ч. Один из них был превращён в музей, который находится на территории Московского вертолётного завода, а второй был передан в музей ВВС в подмосковный посёлок городского типа Монино.

Винтокрылые гиганты: самые большие вертолеты мира

21 марта 2019 13:30

Так сложилось исторически, что лидерами в разработке и производстве тяжелых транспортных вертолетов всегда были СССР и США. Именно в этих странах были созданы несколько уникальных вертолетов, характеристики которых до сих пор остаются непревзойденными.

B-12

Первым в мире по разработке тяжелых вертолетов является Конструкторское бюро им. М.Л. Миля, выпустившее летом 1967 года вертолет-гигант В-12. Это была не просто уникальная машина, но и рекордсмен, установивший восемь мировых рекордов, многие из которых никогда не будут побиты, во всяком случае, в обозримом будущем. В-12 весил 105 тонн, мог разгоняться до 260 км/ч и поднимал груз массой 44,2 тонны на высоту 2250 метров. Инициатором разработки этого винтокрылого гиганта стало Минобороны СССР, которому требовался транспорт для перевозки тактических ракет. Вот почему машина имела типичный самолетный фюзеляж длиной 37 метров с крылом обратного сужения, на концах которого установлены по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ мощностью 6500 л.с. каждый. Двигатели вращали два винта диаметром 35 метров.

Первый полет В-12 состоялся 27 июня 1967 года, а в 1971 году машина произвела фурор на авиасалоне в Ле-Бурже. Вертолет должен был получить обозначение Ми-12, но к началу семидесятых годов военным он стал не нужен, а в народном хозяйстве для этого гиганта попросту не было работы. Несмотря на то, что машина была готова к производству, запуск в серию был признан экономически нецелесообразным, и проект закрыли. Всего было изготовлено две машины, которые сохранились до наших дней. В воздух они больше не поднимаются, а являются музейными экспонатами.

Ми-26

В конце 1960-х одновременно с разработкой В-12 Конструкторское бюро Миля решило модернизировать транспортный вертолет Ми-6. В результате на свет появилась новая модель Ми-26. Первый полет машина совершила 14 декабря 1977 года и тут же принялась устанавливать мировые рекорды, став в итоге 14-кратным чемпионом. Именно Ми-26 до сих пор принадлежит подъем груза массой 25 тонн на высоту 4600 метров и подъем на высоту 2000 метров с полной взлетной массой 56 768 кг.

Производство Ми-26 началось в 1980 году в Ростове-на-Дону. Вертолет оснащается двумя газотурбинными двигателями совокупной мощностью 22 800 л.с., может перевозить на внешней подвеске груз массой 15 тонн, развивать скорость 295 км/ч и преодолевать 600 километров. Его уникальные характеристики вызвали интерес со стороны отечественных и зарубежных заказчиков: Ми-26 в различных модификациях поставлялся в 12 стран мира, во многих из которых используется как военно-транспортный вертолет. Некоторое количество машин эксплуатируется в бывших республиках СССР. На сегодняшний день изготовлено более 320 машин и их выпуск в Ростове продолжается.

Sikorsky CH-53E Super Stallion

В отличие от СССР, в США подобные вертолеты никогда не строили. Самая тяжелая из построенных американцами машин — Sikorsky CH-53E Super Stallion, весит чуть более 33 тонн и может перевозить 14 тонн груза внутри грузового отсека и 16,5 тонн на внешней подвеске. Разработка вертолета началась в 1971 году по заказу Корпуса морской пехоты США, которому требовался более вместительный и грузоподъемный транспорт, чем та же модель с названием Sea Stallion. От своего предшественника «Супержеребец» (так переводится словосочетание Super Stallion) унаследовал около 50% общих узлов и агрегатов, но обзавелся третьим двигателем, измененными винтами, а также системой дозаправки в воздухе с помощью телескопической штанги в носу и значительно большим применением композитных материалов и легких сплавов в конструкции.

Первый полет Sikorsky CH-53E Super Stallion совершил 1 марта 1974 года, но из-за катастрофы прототипа испытания были отложены почти на год. Серийное производство началось в 1980 году, а на вооружение он поступил годом позже. Сейчас Sikorsky CH-53E Super Stallion — самый тяжелый из всех вертолетов, выпускаемых в США.

Boeing CH-47 Chinook

Самым массовым транспортным вертолетом США и их стран-союзников является Boeing CH-47 Chinook. Разработка этой машины началась в 1956 году, причем американцы выбрали неординарную двухвинтовую продольную схему. Такая ранее использовалась КБ Яковлева, фирмами Bristol и Piasecki, но общемирового распространения не получила, несмотря на то, что у нее есть свои плюсы.

Главный из них — вместительный и удобный в эксплуатации грузовой отсек. Boeing CH-47 Chinook весит 24,5 тонны, может перевозить грузы массой до 12,2 тонны, развивает скорость 285 км\ч и поднимается на высоту 3100 метров. На вооружение он поступил в 1962 году и вскоре отправился во Вьетнам, показав себя незаменимой и универсальной машиной. Правда, почти половина вертолетов была потеряна от огня противника и в летных происшествиях. Тем не менее, военные остались довольны, Chinook выпускается и поныне, пережив множество модернизаций, и до сих пор оставаясь «рабочей лошадкой» во многих уголках мира. «Чинук» экспортировался в более чем 20 странах, а в Италии и Японии выпускался по лицензии.

Самый большой вертолет в мире — Ми-26 (фоторепортаж)

Автор репортажа — Сергей Анашкевич (ЖЖ )

Добро пожаловать на борт самого большого серийно выпускаемого вертолета в мире.
Вы удивитесь, но если его поставить рядом с авиалайнером Boeing 737, он окажется длиннее! А диаметр винта на целых 4 метра больше размаха крыльев классической серии Boeing 737.
Этого летающего монстра можно сравнить с муравьем. Потому что это один из немногих летательных аппаратов, способных поднять и перенести груз, практически равный по весу себе самому. И не только поднять, но и транспортировать эти 20 тонн груза к черту на кулички — до 800 километров от базы.
Разработанный еще в середине 70-х годов, этот голиаф-трудяга выпускается до сих пор в разных модификациях — как военно-транспортный, пассажирский, гражданско-транспортный, летающий кран, медицинский и т.д.
310 единиц МИ-26, выпущенных за эти долгие годы, эксплуатируются на военной и гражданской службе в самых разных странах — России, Казахстане, Украине, Венесуэле, Индии, Китае и даже в Лаосе и Перу.

  • МИ-26

История создания МИ-26

Тяжелый вертолет МИ-26 начали разрабатывать в начале 70-х гг в качестве замены знаменитому на то время рекордсмену МИ-6. Необходимость разработки новой модели обуславливалась возрастающими потребностями как Вооруженных сил СССР, так и советского народного хозяйства. Согласно требованиям, новый вертолет должен был перевозить грузы массой до 20 т на расстояние более 500 км, а также без проблем выполнять военные и гражданские задачи на высотах более 1000 метров над уровнем моря.
Тяжелый вертолет нового поколения получил обозначение Ми-26 (или «изделие 90») и его аванпроект был одобрен научно-техническим советом МАП СССР в декабре 1971 г. Ведущим конструктором был назначен О.В. Бахов.
Постройка макета Ми-26 началась в 1972 г., а через три года его приняла Госкомиссия. К тому времени завершилось и большинство работ по проектированию машины. В том же 1975 г. новым ведущим конструктором по Ми-26 стал В.В.Шутов.
14 декабря 1977 г МИ-26 впервые поднялся в воздух, проведя в небе около 3 минут. Машиной управлял экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем фирмы Г.Р.Карапетяном.
Первые МИ-26 отправлялись прямиком в Вооруженные силы СССР, и лишь спустя еще несколько лет начали появляться гражданские модификации этого тяжеловеса

2. МИ-26Т с бортовым номером RA-06031, на примере которого подготовлен сегодняшний рассказ, был выпущен 1 августа 1990 года. Сначала компанией-эксплуатантом выступал Аэрофлот СССР, в составе которой он три года эксплуатировался в Тюмени и Нижневартовске. Затем с 1993 долгих 17 лет вертолет находился в законсервированном состоянии в Красноярске, пока в 2010 году не был приобретен авиакомпанией UTair, в составе которой эксплуатируется ныне на территории Ханты-Мансийского автономного округа России. Место постоянного базирования — аэропорт города Сургут.

  • МИ-26

Гражданская версия МИ-26

3. Гражданская версия вертолета, получившая обозначение Ми-26Т, была запущена в серийное производство 12 января 1985 г.. Демилитаризованный вариант отличался от военного собрата прежде всего навигационным оборудованием — на нем не устанавливались устройства выброса ЛТЦ и шкворневые установки для стрелкового оружия. Был существенно расширен состав оборудования, призванного повысить возможности машины при работе с грузами на внешней подвеске.
Вертолет был оснащен системой внешней подвески, которая смогла обеспечить транспортировку стандартных морских контейнеров без участия такелажников. Универсальная стабилизирующая платформа позволила увеличить скорость транспортировки крупногабаритных и длинномерных грузов (типа домиков, контейнеров, труб) на внешней подвеске до 200 км/ч и уменьшить расход топлива на 30%. Кроме того, в арсенал Ми-26Т вошли автоматический трубный захват для работы с трубами большого диаметра и грузозахват для транспортировки древесины в горных районах.

  • МИ-26

4. Интересно, что еще до массового поступления Ми-26 в Вооруженные Силы и Аэрофлот на нем был установлен ряд мировых рекордов. Например, 4 февраля 1982 г. экипаж летчика-испытателя Г.В.Алферова выполнил полет, в котором 25 т груза удалось поднять на высоту 4060 м, при этом на 2000 м вертолет забрался с полетной массой 56 768,8 кг, что тоже было высшим мировым достижением. В том же году экипаж Ми-26 во главе с Ириной Копец установил 9 женских мировых рекордов. Когда машина уже вовсю эксплуатировалась в строевых частях, военные испытатели побили еще один рекорд, установленный на Ми-8 еще в 1967 г. 7 августа 1988 г. экипаж в составе летчиков-испытателей 1-го класса А.Разбегаева, А.Лаврентьева, заслуженного штурмана-испытателя Л.Данилова и бортинженера А.Бурлакова прошел по замкнутому маршруту Москва-Воронеж-Куйбышев-Москва протяженностью 2000 км со средней скоростью 279 км/ч. Причем на завершающем этапе вертолетчикам пришлось преодолевать метеофронт с сильной болтанкой и ливнем.

  • МИ-26

5. В Аэрофлот Ми-26Т начали поступать в 1986 г. Первый экземпляр прибыл в Тюменское авиапредприятие после испытаний в ГосНИИ гражданской авиации. Вначале гражданские летчики переучивались на Ростовском заводе, а с 1987 г. — в Кременчугском училище гражданской авиации. Это учебное заведение получило два Ми-26, на которых до конца 1989 г. подготовило сотни командиров, вторых пилотов, штурманов, бортинженеров и бортоператоров. После того, как вертолеты вылетали межремонтный ресурс, они были направлены на Конотопский ремзавод, где находятся и поныне.

  • МИ-26

Народный труженник и рекордсмен

6. Центральную часть фюзеляжа МИ-26 занимает вместительная грузовая кабина с задним отсеком, переходящим в хвостовую балку. Длина кабины – 12,1 м (с трапом – 15м), ширина – 3,2 м, а высота изменялась от 2,95 до 3,17 м. Как подтвердили макетные испытания, габариты кабины позволяли перевозить все виды перспективной военной техники массой до 20 т, предназначенной для оснащения мотострелковой дивизии, такие как боевая машина пехоты, самоходная гаубица, бронированная разведывательная машина и т.п. Загрузка техники осуществлялась своим ходом через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, оснащенный двумя раскрывающимися боковыми створками и опускающимся трапом с подтрапниками. Управление трапом и створками — гидравлическое.

  • МИ-26

7. В десантном варианте Ми-26 перевозил 82 солдата или 68 парашютистов. Специальное оборудование позволяло в течение нескольких часов превращать вертолет в санитарный для транспортировки 60 раненых на носилках и трех сопровождающих медработников. В гражданской версии задний отсек позволяет перевозить технику или любые грузы. Кроме того, крупногабаритные грузы массой до 20 т можно перевозить на внешней подвеске. Ее агрегаты были расположены в конструкции силового пола, благодаря чему не требуется демонтаж системы при перевозке грузов внутри фюзеляжа.
Грузовой отсек вертолета, помимо грузов, позволяет также размещение дополнительных топливных баков (на фото), благодаря чему увеличивается возможная дальность полета МИ-26.

  • МИ-26

8. Внутренняя часть грузового отсека оснащена комплексом оснастки, необходимой для размещения и фиксации грузов — кран-балки, гидравлика и т.д.

  • МИ-26

9. При использовании в гражданских целях как нельзя кстати пришлись возможности Ми-26 по доставке крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Многие операции стали уникальными, получили широчайшую известность в мире и самым благоприятным образом сказались на репутации вертолета. Одна из первых — транспортировка зимой 1986 г. планера Ту-124Ш массой около 18 т с аэродрома Чкаловский на территорию городка Щелково-2, выполненная экипажем во главе с С.Сугушкиным. В 1988 г. на Кавказе вертолет Ми-26Т Кременчугского училища, который пилотировал командир О.В.Мариков, поднял совершивший аварийную посадку в горах на высоте 3100 м Ми-8 и доставил его в Тбилиси. Также известна операция по эвакуации самолета Бе-12 с места вынужденной посадки на севере Ростовской области в Таганрог.
Проводились подобные операции и за рубежом. Так, интереснейшую работу выполнил в октябре 1994 г. экипаж Ми-26Т ухтинского отряда гражданской авиации во главе с А.Фатеевым во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею. Авиаторы получили задание вытащить из болота американский «Бостон» и перевезти его в порт Мананг. Самолет во время второй мировой войны входил в 13-ю бомбардировочную эскадрилью США, был подбит японцами в 1945 г. и совершил вынужденную посадку на «брюхо» и теперь предназначался для музея ВВС Австралии.

  • МИ-26

В кабине пилота МИ-26

10. В носовой части фюзеляжа Ми-26 располагается кабина экипажа с местами командира (левого летчика), правого летчика, штурмана и борттехника, а также кабина для четырех человек, сопровождающих груз, и пятого члена экипажа — бортмеханика. По бортам кабины предусмотрены люки-блистеры для аварийного покидания вертолета, а также бронеплиты в военной версии машины.

  • МИ-26

11. Радиоэлектронное и навигационное оборудование вертолёта позволяет выполнять боевые задачи в сложных метеорологических условиях и в любое время суток. Входящий в его состав навигационный комплекс включает в себя комбинированную курсовую систему «Гребень-2», пилотажный командный прибор ПКП-77М, радиоэлектронную систему ближней навигации «Веер-М», радиовысотомер, автоматические радиокомпасы и доплеровский измеритель скорости и угла сноса.
Пилотажный комплекс вертолёта ПКВ-26-1 состоит из четырёхканального автопилота ВУАП-1, системы траекторного управления, директорного управления и гашения колебаний груза на внешней подвеске. Вертолёт оборудован метеолокатором, средствами связи, а также телевизионной аппаратурой для визуального наблюдения за состоянием груза.

  • МИ-26

22 тысячи лошадей и 120 метров лопастей

12. Силовую установку МИ-26 составляют два турбовальных двигателя Д-136 производства запорожского завода Мотор-Сич суммарной мощностью 22 тысячи лошадиных сил.
Эти двигатели позволяют поднимать 28-тонную машину с 12 тоннами топлива и 20 тоннами груза на высоту до 6,5 тыс метров и перемещать ее на расстояние от 800 км (в полностью загруженном состоянии) до 2350 км (при перегоне).
Двигатель потребляет до 3100 килограмм топлива в час, а стоимость летного часа составляет около 600 тысяч рублей

  • МИ-26

13. Забираемся на самый верх. Совершенно невероятного вида огромная «гайка» с восемью 16-метровыми лопастями

  • МИ-26

14. Еще ближе.

  • МИ-26

15. Для понимания размеров этой верхней «гайки», фото во время обслуживания двигателя МИ-26 техниками аэропорта

  • МИ-26

16. Не менее поражают и лопасти главного винта. Их 8, каждая из которых имеет длину 16 метров.

  • МИ-26

17. Лопасти, как металлические пальцы некоего фантастического робота. Люди внизу выглядят муравьями на их фоне

  • МИ-26

18. Выгнутые вниз в статичном положении, во время полета под действием различных физических сил лопасти выпрямляются, а иногда даже складывается впечатления, что они выгибаются к верху

  • МИ-26

19.По сравнению с главным винтом, рулевой кажется совсем маленьким.
Однако его диаметр больше 7,5 метров. Т.е. почти как три этажа жилого дома..

  • МИ-26

20. Напоследок несколько забавных ракурсов с МИ-26.
Улыбка тяжеловеса спереди..

  • МИ-26

21. … и сзади. Ми-26 настоящий Двуликий Янус )

  • МИ-26

22. Как я уже сказал в самом начале, всего было выпущено более 310 вертолетов МИ-26 разных модификаций. Благодаря уникальной грузоподъемности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так за рубежом до сих пор. Наибольшим гражданским эксплуатантом МИ-26 является российская компания UTair, в составе которой находится 25 вертолетов этой марки.

  • МИ-26

Хочу выразить огромную благодарность за предоставленную возможность подготовки подробного репортажа об одном из их самолетов, а также лично пресс-секретарю компании — Елене Галановой.

Самые большие вертолеты России

На протяжении долгих лет Россия по праву гордится своей авиацией. Причем речь идет не только о боевых самолетах, но и о вертолетах. Наша страна неизменно лидирует в тяжелом вертолетостроении; на это не повлияла ни конкуренция с западными странами, ни даже распад СССР. В этом плане отечественные конструкторы обошли хваленых американцев, что признавали и власти США уже в 60-х годах прошлого века. Давайте взглянем, какими монстрами (в хорошем смысле этого слова) прославилась Россия за всю историю тяжелого вертолетостроения.

«Догнать и перегнать» Соединенные Штаты требовал в свое время Иосиф Сталин. В начале 50-х годов советским мастерам поступил не самый простой приказ: соорудить тяжелый вертолет всего лишь за год. Говорят, вождю не давала покоя успешная операция США в Корее, где здорово проявили себя вертолеты S-55. И это стало своеобразным поворотным моментом для нашей страны в данной сфере. Поручение Сталина было выполнено, конструкторское бюро под шефством Михаила Миля создало легендарный Ми-4. Вертолет-первопроходец вмещал на своем борту порядка 1,6 тонн груза и 12 десантников.
Следующим знаковым представителем отечественной армии стал Ми-6 – так называемый «ядерный извозчик», поднявшийся в небо ближе к концу 50-х годов. Период ракетного противостояния требовал создания подобных машин, что и объясняет серьезный прогресс СССР в данном направлении. Гигантский для тех времен вертолет был поставлен на серийное производство. Его уникальность заключалась в двух газотурбинных двигателях со свободной турбиной. В будущем данная компоновка получила всемирное признание, она по сей день применяется на большинстве вертолетов такого класса. А показатели грузоподъемности (12 тонн внутри + еще 8 на внешней подвеске) и скоростные способности (320 км/ч) тогда считались чем-то из области фантастики.
Преемником Ми-6 стал Ми-10, отличившийся историческим достижением в 1961 году. Именно эта машина смогла поднять 15 тонн груза на высоту более 2 километров. Рекорд по подъему груза в воздух (25 тонн) также принадлежит данной модели. Ми-10 неоднократно подвергался различным модернизациям, однако специалисты все равно частенько говорили о недостатках тяжелого вертолета. Серийное производство началось лишь в 1974 году, а эксплуатация завершилась в 2009-м. Несмотря на критику, машина эффективно справлялась со своими задачами и уж точно оставила след в истории отечественного вертолетостроения.
Идем далее, на очереди легендарный «Гомер» Ми-12 (он же – В-12). Настоящий великан, отличавшийся взлетной массой порядка 105 тонн и сумасшедшей суммарной мощностью двигателей – 26 тысяч лошадиных сил. Эта машина без проблем справлялась с поднятием 44-тонного груза на высоту более 2 километров. К сожалению, мир увидел только два экземпляра Ми-12. Ракеты, которые должен был перевозить этот вертолет, стали помещаться на другие транспортные средства, поэтому в создании столь огромных машин больше не было нужды. А использовать такую махину для гражданских целей было слишком дорогостоящим удовольствием. К слову, сегодня «Гомера» можно увидеть в Монинском музее авиации или на площадке МВЗ им. Миля. Зрелище того стоит.
Ну и настоящий венец творения отечественных конструкторов – Ми-26. Он выпускается и в наши дни, по-прежнему являясь мощнейшим серийным вертолетом на планете. Да, с гигантом Ми-12 по грузоподъемности он не сравнится, однако возможность поднять 20-тонный груз делает его сильнейшим в XXI веке. 14 различных мировых рекордов принадлежит этой модели, без которой гражданская и боевая авиация нынче попросту немыслима. Именно Ми-26 занимался тушением пожаров в Чернобыле, именно он помогал готовить Сочи к проведению Олимпиады 2014 года. Этот многофункциональный вертолет часто используется в борьбе с разнообразными природными катаклизмами. Но есть и еще одна история, которая стоит особняком.
Отечественный Ми-26, помогая ВС США на территории Афганистана, смог эвакуировать самый тяжелый вертолет американской авиации – сбитый противником Боинг CН-47 «Чинук». Никто, кроме российского гиганта, не смог бы справиться с данной задачей. Да, Штаты сегодня производят достойные аппараты, являясь лидером в этой сфере на международной арене (если не брать в расчет нашу страну). Однако с тем же Ми-26 творения американских конструкторов сравниться пока не могут.

Россия, обладающая гигантским опытом в области тяжелого вертолетостроения, методом проб и ошибок смогла добиться мирового господства в этом вопросе. Минобороны понимает, что сегодня важно не останавливаться на достигнутом, продолжая тесно сотрудничать с холдингом «Вертолеты России». Военное ведомство делает все возможное, чтобы и в будущем в этой сфере нам не было равных.

Ми-26: самый большой и мощный вертолет планеты 40 лет в боевом строю

Машина успешно модернизируется, и способна удивить мир новыми рекордами. Аналогов Ми-26 не существует, и появятся они не скоро.

© Sputnik / Владимир Астапкович

На четырех полигонах в разных регионах России опытный образец Ми-26Т2В проходит государственные испытания, рассчитанные на весь 2020 год. Проект воплощает жесткие требования заказчика – Минобороны РФ. Модернизированный вертолет Ми-26Т2В сохранил прежние выдающиеся характеристики (боевая нагрузка 20 тон, дальность полета 800 км со скоростью до 270 км/час, на высотах до 4600 м), и приобрел современную авионику с возможностью круглосуточного применения в любом регионе планеты.

США хотят использовать российские вертолеты Ми-24

Новейший интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования обеспечивает автоматический полет по маршруту, предпосадочное маневрирование и возврат на основной или запасной аэродром – даже в условиях огневого противодействия противника. Бортовой комплекс обороны Ми-26Т2В надежно защищает вертолета от поражения управляемыми зенитными ракетами противника.

  • Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26Т2В Пресс-служба холдинга «Вертолеты России»
  • Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26Т2 © Sputnik / Сергей Пивоваров
  • Полеты вертолетов на заводе «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» © Sputnik / Сергей Пивоваров

1 / 3 Пресс-служба холдинга «Вертолеты России» Тяжелый военно-транспортный вертолет Ми-26Т2В

Самый грузоподъемный в мире серийный вертолет Ми-26 традиционно используется в войсках для мобильной переброски подразделений (до 82 десантников с полным комплектом вооружения, включая крупногабаритную технику). Машина способна выполнять спасательные, транспортные, противопожарные и другие задачи. Пользуется большим спросом зарубежных заказчиков.

Из построенных с 1984 года на Ростовском вертолетном заводе 350 вертолетов Ми-26 более 40 машин были отправлены на экспорт: в том числе Канаду (12 вертолетов), Индию (10 вертолетов), Китай (4 вертолета), Алжир (6 вертолетов).

Вертолет имеет высочайшую репутацию во всем мире. Кроме прочих преимуществ, двигатели Ми-26 имеют пылезащитные устройства со степенью очистки воздуха до 70%, что немаловажно для стран Центральной Азии (позволяет эксплуатировать машину в условиях сильной запыленности).

Опыт эксплуатации

Республика Казахстан эксплуатирует МИ-26Т с осени 2013 года. Две модернизированные машины оснащены современным пилотажно-навигационным комплексом, оборудованием специального назначения, могут использоваться в масштабных спасательных операциях, и достойно служат в Минобороны и МЧС республики.

Возможности машины, зримое превосходство над всеми тяжелыми вертолетами мира просто восхищают. Габариты кабины и грузоподъемность Ми-26 обеспечивают возможность транспортировки до 90% боевой техники и грузов мотострелковой дивизии. В грузовом отсеке размером 12 м на 8,25 м легко помещаются грузовые автомобили. Так, в сложнейших природно-климатических условиях Арктической зоны экипажи Ми-26 соединения армейской авиации Восточного военного округа перевезли в минувшем году более тысячи тонн грузов. В зоне ответственности округа находятся остров Врангеля и мыс Шмидта.

Еще один пример: Ми-26 российской транспортной компании осенью 2009 года буквально спас подбитый в полете над Афганистаном американский вертолет Chinook CH-47. Под обстрелом талибов Chinook произвел вынужденную посадку, а затем американские военные летчики не смогли эвакуировать его при помощи такого же вертолета. Российский Ми-26 легко поднял CH-47 на внешней подвеске, и преодолел 110 км до базы.

© Министерство Обороны Азербайджана

Взлетная масса военно-транспортного вертолета Chinook — около 12 тонн, а Ми-26 может нести до 25 тонн полезной нагрузки. Ранее Ми-26 установил 14 международных рекордов, среди которых подъем 25 тонн груза на высоту 4100 метров, 20 тонн — на 4600 метров, 15 тонн — на 5600 метров и 10 тонн — на 6400 метров. Технологической конкуренции поблизости не наблюдается.

В боевой обстановке Ми-26 впервые применил в 1984 году советский воинский контингент в Афганистане. Базировались вертолеты на территории Таджикистана, и обеспечивали транспортировку десантников, грузов, вывоз раненых. В дальнейшем Ми-26 использовались в ходе операций Международных сил безопасности в Афганистане и в миротворческих миссиях ООН на территории бывшей Югославии, в Сомали, Бурунди, Восточном Тиморе.

Два специально оборудованных вертолета Ми-26 в 1986 году участвовали в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (тогда немалую дозу радиации получили летчики-испытатели ОКБ Миля Гурген Карапетян и Анатолий Грищенко, но машины не подвели).

Полет в будущее

Принятый на вооружение в 1980 году, военно-транспортный вертолет Ми-26 неоднократно производил фурор на международных авиационно-космических выставках (начиная с 34-го Авиакосмического Салона в Париже 1981 года) – к такому исполину невозможно привыкнуть. И машина по-прежнему устремлена в будущее.

Версия 2015 года Ми-26Т2 – за счет нового бортового оборудования получила сокращенный экипаж (два летчика вместо пяти – это экономически выгодно) и возможность совершать ночные полеты. Еще более совершенный вертолет Ми-26Т2В впервые поднялся в небо в августе 2018 года, и уже в 2021 году займет достойное место в Воздушно-космических силах РФ.

© Sputnik / Владимир Астапкович

До недавнего времени силовую установку Ми-26 составляли два двигателя Д-136 суммарной мощностью 22000 л.с. Сегодня российские инженеры создают новый двигатель ПД-12В, (14000 л.с. против нынешних 11400 л.с.).

Вертолет Ми-26 идеально подходит для решения военных и гражданских задач, спектр которых постоянно расширяется. И обеспечивается большим количеством специальных модификаций Ми-26. В списке наиболее интересных: Ми-26MS — медицинский вертолет с соответствующим оборудованием, Ми-26ТЗ — заправщик с дополнительными топливными баками для одновременной заправки четырех самолетов, Ми-26ПП – постановщик помех (радиоэлектронная борьба), Ми-26НЕФ-М — противолодочный вертолет с гидроакустической станцией на внешней подвеске, Ми-27 — воздушный пункт управления войсками, оснащенный всей необходимой аппаратурой.

Растет экспортный потенциал Ми-26. Продолжается адаптация базовой машины под конкретные требования заказчиков. Кстати, при всех технологических преимуществах Ми-26, он еще и стоит в несколько раз меньше, чем любой американский вертолет тяжелого класса. То есть готов и к решительным действиям в боевой обстановке, и к мирному захвату доли международного рынка. Сегодня Ми-26 стоит на вооружении более чем десяти государств, впереди – новые горизонты.