Верховный главнокомандующий

Чем командует Верховный Главнокомандующий в России?


Президент РФ свои полномочия Главковерха вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил
На первый взгляд, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страницах газеты «ВПК», лежит, что называется, на поверхности и содержится он в Конституции Российской Федерации.
Напомним: в статье 87 Основного закона говорится, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент нашей страны. Следовательно, он как Главковерх и командует ВС России.
Очевидные противоречия
Однако возникает следующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Российской Федерации? И на него как будто бы просто ответить: достаточно прочесть статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно статье 11 того же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС России, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.
Исходя из указанных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить следующим образом (рис. 1).

Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ помимо Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД России, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, СВР России, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент России свои полномочия Верховного главнокомандующего вправе осуществлять только в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации. Что же касается перечисленных выше других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Российской Федерации осуществляет только политическое руководство как глава государства, поскольку в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.

При дальнейшем анализе норм федерального закона «Об обороне» обнаруживается ряд связанных с этим противоречий.

Так, в пункте 7 статьи 1 указанного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения ВС РФ. Получается, что хотя указанный основополагающий документ в области обороны и именуется Планом применения Вооруженных Сил, однако его юридическая сила в полной мере распространяется на все иные войска, воинские формирования и органы, которые в состав ВС не входят.
Далее. В пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пункте 2 той же статьи достаточно подробно (в 20 подпунктах) излагаются полномочия главы нашего государства в области обороны. При этом они в равной степени распространяются и на Вооруженные Силы Российской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента России как Главковерха и нормы о его полномочиях в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», вполне логично вытекает предположение о том, что законодатель в данном случае подразумевает, что глава Российского государства является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем государственным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны государства, а не только по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пункта 1 статьи 87 Конституции России. Таким образом, дух и буква закона в данном случае не совпадают.
Данное противоречие требует своего нормативного разрешения (возможные его варианты будут рассмотрены в третьей части этого материала).
Советская модель
Интересен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической неточности действующего российского законодательства об обороне?
Для поиска ответа представляется весьма поучительным обращение к недавнему прошлому.
Впервые после окончания Великой Отечественной войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в соответствии с которой вводилась должность президента Советского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.
Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх того времени? Анализ военного законодательства СССР показывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в советский период отечественной истории было совершенно иным, чем в настоящее время. Чтобы убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Советской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».
Система управления Вооруженными Силами СССР включала:
органы управления Советской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету государственной безопасности СССР;
органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.
Все вместе взятые указанные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.
Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в советский период накануне распада Советского Союза имели следующий вид (рис. 2).

Сравнение современной (рис. 1) и советской (рис. 2) моделей состава отечественных Вооруженных Сил показывает, что та военная организация, которая сегодня называется Вооруженными Силами Российской Федерации, в советский период именовалась Советской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью государственной военной организации более высокого порядка – Вооруженных Сил СССР. Поэтому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только армией и флотом, как это юридически имеет место сегодня, но и иными так называемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.
По всей видимости, когда писалась Конституция Российской Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России, авторы Основного закона имели в виду, что советская модель структуры ВС пусть и в измененном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.
Однако на практике все получилось иначе. Точно так же, как 15 союзных республик в начале 90-х годов прошлого столетия «разбежались по национальным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь внутри России доставшаяся ей часть советских Вооруженных Сил, а также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.
На основе Советской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Российской Федерации. На базе остальной части советских ВС, а также упраздненного Комитета госбезопасности и иных государственных органов бывшего СССР было создано не менее десятка различных государственных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).
Таблица 1. Войска, воинские формирования и органы, созданные в Российской Федерации в начале 90-х годов ХХ века

№№ пп Наименование Правовая основа создания и деятельности Примечания
1 Вооруженные Силы Российской Федерации Указ президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»
2 Пограничные войска (позднее – Пограничная служба) Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС России) Указ президента Российской Федерации от 30 декабря 1993 года № 2318 «О создании Федеральной пограничной службы – Главного командования Пограничных войск Российской Федерации» Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» ФПС России упразднена с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на ее базе создана Пограничная служба ФСБ России
3 Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации (ФАПСИ) Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» ФАПСИ упразднено с 1 июля 2003 года в соответствии с указом президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на его базе создана Служба специальной связи и информации в составе ФСО России
4 Железнодорожные войска Российской Федерации Федеральный закон от 5 августа 1995 года № 126-ФЗ «О Железнодорожных войсках Российской Федерации» Железнодорожные войска упразднены Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ и переданы в состав Вооруженных Сил Российской Федерации
5 Войска гражданской обороны Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Войска гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 223-ФЗ преобразованы в спасательные воинские формирования МЧС России
6 Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»
7 Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»
8 Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»
9 Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране»
10 Главное управление специальных программ президента Российской Федерации (ГУСП) Указ президента Российской Федерации от 7 сентября 2004 года № 1146 «Вопросы Главного управления специальных программ президента Российской Федерации» Выполняет функции федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации
11 Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) Указ президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» При Спецстрое России созданы и функционируют инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования

Как показало дальнейшее развитие событий, указанная множественность и раздробленность структуры военной организации государства отнюдь не способствовали укреплению обороноспособности страны, создали существенные трудности в государственном управлении военным строительством. В частности, это нашло выражение в той проблеме, о которой идет речь в данном материале: юридически статус президента Российской Федерации как Верховного главнокомандующего распространяется сегодня только на одну государственную военную организацию – Вооруженные Силы РФ, поскольку иные военные структуры в их состав не входят.
Нельзя не отметить и того обстоятельства, что до сих пор, несмотря на то, что и юридически, и фактически Вооруженные Силы Российской Федерации составляют основу обороны нашей страны, в России отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок применения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т. д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим иным законодательным актам. В то же время деятельность большинства иных войск, воинских формирований и органов регламентируется специальными федеральными законами.
Следует заметить, что указанная проблема ставится не впервые. Еще почти десять лет назад делались попытки ее решения. Законопроект «О Вооруженных Силах Российской Федерации» разработан и внесен в Государственную думу 14 ноября 2003 года и включен в Примерную программу законопроектной работы нижней палаты Федерального собрания на май 2004-го. Однако после многомесячного обсуждения законопроекта в комитетах и комиссиях ГД он был снят с дальнейшего рассмотрения (протокол заседания Совета Государственной думы от 28 сентября 2004 года № 44). Данное решение продиктовано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ из пункта 5 статьи 10 федерального закона «Об обороне» исключили норму, предусматривавшую, что деятельность ВС регулируется федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».
Предлагаем следующее
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что спустя десятилетие после образования новой России – с начала 2000-х годов постепенно происходит осознание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Российского государства, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на несколько лет самостоятельность пограничные органы вернулись под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) ликвидировано, а его функции переданы ФСО и частично СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Железнодорожные войска Российской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в настоящее время они функционируют под руководством Главного управления Железнодорожных войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову).
Какими видятся перспективы дальнейшего совершенствования системы государственного управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации государства, включая ее основу – Вооруженные Силы?
В целях преодоления рассмотренного в первой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, вполне приемлемым мог бы стать, на наш взгляд, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в России, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Однако в законе РБ от 3 ноября 1992 года № 1902-XII «Об обороне» в отличие от Российской Федерации имеется весьма существенное уточнение статуса президента как главнокомандующего (таблица 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ законодательного регулирования полномочий президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь

П. 1 ст. 4 федерального закона «Об обороне»: Абз. 1 закона Республики Беларусь «Об обороне»:
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь

Из приведенной нормы закона Республики Беларусь «Об обороне» четко и однозначно следует, что белорусский президент в качестве главнокомандующего ВС РБ осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства в целом, а не только ее составной части – вооруженных сил. Из смысла схожей нормы, содержащейся в пункте 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне», такого однозначного вывода, как уже указывалось выше, сделать нельзя.
В связи с этим в целях устранения имеющегося противоречия и приведения «духа» федерального закона «Об обороне» в соответствие с его «буквой» представляется целесообразным пункт 1 статьи 4 данного законодательного акта изложить в следующей редакции: «Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и в целях обеспечения обороны страны осуществляет общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами».
В качестве перспективного направления совершенствования структуры Вооруженных Сил и повышения эффективности государственного управления мог бы стать, на наш взгляд, определенный возврат к модели, существовавшей в советский период (безусловно, на совершенно иной политической и правовой основе). Представляется целесообразным вернуть понятию «Вооруженные Силы» тот смысл и содержание, которые они имели ранее, то есть понимать под ними не только Российскую армию и Военно-морской флот РФ, но и иные органы и организации, имеющие вооружение и военную технику и участвующие в обеспечении обороны страны. На это указывает и этимология слова «вооруженный» – имеющий оружие, снабженный оборонительными средствами.
К числу таких организаций относятся прежде всего Внутренние войска МВД России, которые в соответствии со статьей 2 федерального закона «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» принимают участие в территориальной обороне РФ и оказывают содействие в охране государственной границы России, а также пограничные органы ФСБ РФ, которые в соответствии со статьями 11.1 и 12 закона «О Федеральной службе безопасности» выполняют функции по защите и охране государственных рубежей нашей страны. При этом речь идет не о включении указанных структур в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как это произошло, например, с Железнодорожными войсками, а о формировании ВС на принципиально иной основе. Схематично структура этих новых Вооруженных Сил могла бы выглядеть следующим образом (рис. 3).

Предназначение, основные задачи, структура и состав, основы деятельности, порядок руководства, управления и всестороннего обеспечения ВС России должны быть определены федеральным законом «О Вооруженных Силах Российской Федерации».
Исходя из положения федерального закона «Об обороне» (статья 10) о том, что Вооруженные Силы России составляют основу обороны РФ, в законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» целесообразно установить, что глава военного ведомства России как руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, является по должности первым заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации. Одновременно начальник Генерального штаба ВС РФ должен иметь статус заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России.
Реализация указанных мер позволит создать единую централизованную систему управления военной организацией Российской Федерации, устранит имеющиеся законодательные противоречия в правовом обеспечении обороны нашей страны.

Президент РФ свои возможности Главковерха вправе производить исключительно в отношении Вооруженных Сил

На 1-ый взор, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этого выступления на страничках газеты «ВПК», лежит, что именуется, на поверхности и содержится он в Конституции Русской Федерации.

Напомним: в статье 87 Основного закона говорится, что Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ является президент нашей страны. Как следует, он как Главковерх и командует ВС Рф.

Тривиальные противоречия
Но появляется последующий вопрос: а что представляют собой Вооруженные Силы Русской Федерации? И на него будто бы бы просто ответить: довольно прочитать статью 10 федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», где сказано: Вооруженные Силы РФ – это муниципальная военная организация, составляющая базу обороны Русской Федерации. Они созданы для отражения злости, направленной против Рф, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее местности, также для выполнения задач в согласовании с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Русской Федерации.

Согласно статье 11 такого же закона Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС Рф, в Тыл Вооруженных Сил Русской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Исходя из обозначенных нормативных положений схематично общий состав Вооруженных Сил Русской Федерации и систему управления ими в современный период можно представить последующим образом (рис. 1).

Вкупе с тем в согласовании со статьей 1 Закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ кроме Вооруженных Сил к обороне привлекаются Внутренние войска МВД Рф, а для выполнения отдельных задач в области обороны – инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области штатской обороны, СВР Рф, органы федеральной службы безопасности, органы гос охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов гос власти Русской Федерации, также создаваемые на военное время особые формирования.

Из буквального толкования приведенных нормативных положений следует, что президент Рф свои возможности Верховного главнокомандующего вправе производить исключительно в отношении Вооруженных Сил Русской Федерации. Что все-таки касается вышеперечисленных других войск, воинских формирований и органов, то в их отношении президент Русской Федерации производит только политическое управление как глава страны, так как в состав Вооруженных Сил, которыми он командует как Главковерх, данные организации не входят и являются самостоятельными субъектами.

При предстоящем анализе норм федерального закона «Об обороне» находится ряд связанных с этим противоречий.

Так, в пт 7 статьи 1 обозначенного федерального закона закреплена норма, согласно которой Вооруженные Силы Русской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы делают задачки в области обороны в согласовании с Планом внедрения ВС РФ. Выходит, что хотя обозначенный основополагающий документ в области обороны и называется Планом внедрения Вооруженных Сил, но его юридическая сила полностью распространяется на все другие войска, воинские ф
ормирования и органы, которые в состав ВС не входят.

Дальше. В пт 1 статьи 4 федерального закона «Об обороне» воспроизводится конституционная норма о том, что президент Русской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, а в пт 2 той же статьи довольно тщательно (в 20 подпунктах) излагаются возможности главы нашего страны в области обороны. При всем этом они в одинаковой мере распространяются и на Вооруженные Силы Русской Федерации, и на другие войска, и на воинские формирования, и на органы. Из того факта, что норма о статусе президента Рф как Главковерха и нормы о его возможностей в области обороны объединены в одну статью федерального закона «Об обороне», полностью разумно вытекает предположение о том, что законодатель в этом случае предполагает, что глава Русского страны является Верховным главнокомандующим по отношению ко всем муниципальным органам и организациям, участвующим в решении задач в области обороны страны, а не только лишь по отношению к Вооруженным Силам, как это следует из буквального толкования пт 1 статьи 87 Конституции Рф. Таким макаром, дух и буковка закона в этом случае не совпадают.

Данное противоречие просит собственного нормативного разрешения (вероятные его варианты подвергнутся рассмотрению в третьей части этого материала).

Русская модель

Увлекателен вопрос: каковы истоки рассматриваемой юридической и терминологической некорректности действующего русского законодательства об обороне?

Для поиска ответа представляется очень менторским воззвание к недавнешнему прошлому.

В первый раз после окончания Величавой Российскей войны пост Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами в нашей стране был восстановлен в 1990-м, когда Законом СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I Конституцию Союза Русских Социалистических Республик (принята в 1977-м) дополнила глава 15.1, в согласовании с которой вводилась должность президента Русского Союза. Статьей 127.3 Основного закона СССР было установлено, что президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Какими Вооруженными Силами командовал Главковерх тех пор? Анализ военного законодательства СССР указывает, что содержание понятия «Вооруженные Силы» в русский период российскей истории было совсем другим, чем в текущее время. Чтоб убедиться в этом, обратимся к статье 4 закона СССР от 12 октября 1967 года № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», где сказано: «Вооруженные Силы СССР состоят из Русской армии, Военно-морского флота, Пограничных и Внутренних войск».

Система управления Вооруженными Силами СССР включала:

органы управления Русской армии и Военно-морского флота, подчиненные Министерству обороны СССР;
органы управления Пограничными войсками, подчиненные Комитету гос безопасности СССР;
органы управления Внутренними войсками, подчиненные Министерству внутренних дел СССР.
Все совместно взятые обозначенные органы военного управления замыкались на Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР.

Схематично общий состав Вооруженных Сил СССР и система управления ими в русский период намедни распада Русского Союза имели последующий вид (рис. 2).

Сопоставление современной (рис. 1) и русской (рис. 2) моделей состава российских Вооруженных Сил указывает, что та военная организация, которая сейчас именуется Вооруженными Силами Русской Федерации, в русский период именовалась Русской армией и Военно-морским флотом, которые являлись составной частью гос военной организации более высочайшего порядка – Вооруженных Сил СССР. Потому и Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами командовал не только лишь армией и флотом, как это юридически имеет место сейчас, да и другими так именуемыми силовыми структурами – Пограничными и Внутренними войсками.

По всей видимости, когда писалась Конституция Русской
Федерации (1993), формулируя конституционную норму о том, что президент РФ является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Рф, создатели Основного закона имели в виду, что русская модель структуры ВС пусть и в модифицированном виде, но будет сохранена и в постсоветский период.

Но на практике все вышло по другому. Точь-в-точь как 15 союзных республик сначала 90-х годов прошедшего столетия «разбежались по государственным квартирам», так и единые Вооруженные Силы СССР распались на самостоятельные национальные армии. В свою очередь снутри Рф доставшаяся ей часть русских Вооруженных Сил, также других силовых структур распалась на отдельные самостоятельные войска, воинские формирования и органы, многие из которых даже обзавелись самостоятельной законодательной базой.

На базе Русской армии и Военно-морского флота были образованы Вооруженные Силы Русской Федерации. На базе остальной части русских ВС, также упраздненного Комитета госбезопасности и других муниципальных органов бывшего СССР было сотворено более 10-ка разных муниципальных органов, выполняющих определенные функции в области обороны (таблица 1).

Таблица 1. Войска, воинские формирования и органы, сделанные в Русской Федерации сначала 90-х годов ХХ века

№№ пп Наименование Правовая база сотворения и деятельности Примечания
1 Вооруженные Силы Русской Федерации Указ президента Русской Федерации от 7 мая 1992 года № 466 «О разработке Вооруженных Сил Русской Федерации»
2 Пограничные войска (позже – Пограничная служба) Федеральной пограничной службы Русской Федерации (ФПС Рф) Указ президента Русской Федерации от 30 декабря 1993 года № 2318 «О разработке Федеральной пограничной службы – Головного командования Пограничных войск Русской Федерации» Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Русской Федерации» ФПС Рф упразднена с 1 июля 2003 года в согласовании с указом президента Русской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на ее базе сотворена Пограничная служба ФСБ Рф
3 Войска Федерального агентства правительственной связи и инфы при президенте Русской Федерации (ФАПСИ) Закон Русской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» ФАПСИ упразднено с 1 июля 2003 года в согласовании с указом президента Русской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 и на его базе сотворена Служба специальной связи и инфы в составе ФСО Рф
4 Жд войска Русской Федерации Федеральный закон от 5 августа 1995 года № 126-ФЗ «О Жд войсках Русской Федерации» Жд войска упразднены Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ и переданы в состав Вооруженных Сил Русской Федерации
5 Войска штатской обороны Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О штатской обороне» Войска штатской обороны в согласовании с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 223-ФЗ преобразованы в спасательные воинские формирования МЧС Рф
6 Внутренние войска Министерства внутренних дел Русской Федерации (МВД Рф) Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О Внутренних войсках Министерства внутренних дел Русской Федерации»
7 Федеральная служба безопасности Русской Федерации (ФСБ Рф) Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»
8 Служба наружной разведки Русской Федерации (СВР Рф) Федеральный закон от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О наружной разведке»
9 Федеральная служба охраны Русской Федерации (ФСО Рф) Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О гос охране»
10 Главное управление особых программ президента Русской Федерации (ГУСП) Указ президента Русской Федерации от 7 сентября 2004
года № 1146 «Вопросы Головного управления особых программ президента Русской Федерации»
Делает функции федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов гос власти Русской Федерации
11 Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой Рф) Указ президента Русской Федерации от 16 августа 2004 года № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» При Спецстрое Рф сделаны и работают инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования

Как показало предстоящее развитие событий, обозначенная множественность и раздробленность структуры военной организации страны никак не содействовали укреплению обороноспособности страны, сделали значительные трудности в муниципальном управлении военным строительством. А именно, это отыскало выражение в той дилемме, о которой речь идет в данном материале: юридически статус президента Русской Федерации как Верховного главнокомандующего распространяется сейчас лишь на одну муниципальную военную компанию – Вооруженные Силы РФ, так как другие военные структуры в их состав не входят.

Нельзя не отметить и того происшествия, что до сего времени, невзирая на то, что и юридически, и практически Вооруженные Силы Русской Федерации составляют базу обороны нашей страны, в Рф отсутствует единый закон, регулирующий их состав, функции, порядок внедрения, комплектования личным составом, всестороннего обеспечения, управления и т. д. Правовое регулирование этих вопросов «распылено» по многим другим законодательным актам. В то же время деятельность большинства других войск, воинских формирований и органов регламентируется особыми федеральными законами.

Следует увидеть, что обозначенная неувязка ставится не в первый раз. Еще практически 10 годов назад делались пробы ее решения. Законопроект «О Вооруженных Силах Русской Федерации» разработан и внесен в Муниципальную думу 14 ноября 2003 года и включен в Примерную программку законопроектной работы нижней палаты Федерального собрания на май 2004-го. Но после многомесячного обсуждения законопроекта в комитетах и комиссиях ГД он был снят с предстоящего рассмотрения (протокол заседания Совета Гос думы от 28 сентября 2004 года № 44). Данное решение продиктовано тем, что в согласовании с Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ из пт 5 статьи 10 федерального закона «Об обороне» исключили норму, предусматривавшую, что деятельность ВС регулируется федеральным законом «О Вооруженных Силах Русской Федерации».

Предлагаем последующее

Анализ данных, приведенных в таблице 1, указывает, что спустя десятилетие после образования новейшей Рф – с начала 2000-х годов равномерно происходит понимание необходимости преодоления множественности и раздробленности структуры военной организации Русского страны, совершенствования системы управления ею. Так, в 2003 году обретшие на пару лет самостоятельность пограничные органы возвратились под крыло ФСБ РФ, выделенное из КГБ СССР Федеральное агентство правительственной связи и инфы (ФАПСИ) ликвидировано, а его функции переданы ФСО и отчасти СВР. В 2004 году ликвидированы как самостоятельная организация Жд войска Русской Федерации и введены в состав Вооруженных Сил (в текущее время они работают под управлением Головного управления Жд войск и подчинены заместителю министра обороны РФ генералу армии Д. В. Булгакову).

Какими видятся перспективы предстоящего совершенствования системы муниципального управления обороной страны, оптимизации структуры военной организации страны, включая ее базу – Вооруженные Силы?

В целях преодоления рассмотренного в первой части материала противоречия, связанного с правовым статусом Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Русской Федерации, полностью применимым мог бы стать, на наш взор, опыт законодательного регулирования данного вопроса в Белоруссии, где согласно конституции президент Республики Беларусь, как и в Рф, тоже является главнокомандующим вооруженными силами страны (правда, без прилагательного «Верховный»). Но в законе РБ от 3 ноя

Турчак: ВДВ – это не просто надежный резерв Верховного главнокомандующего, это наша опора

Фото: ER.RU Секретарь Генсовета Партии пожелал личному составу ВДВ и их семьям здоровья, крепости душевных и физических сил

Воздушно-десантные войска вписали немало героических страниц в летопись наших вооруженных сил во время Великой Отечественной войны и новейшей истории России. Это не просто надежный резерв Верховного главнокомандующего, это наша опора. Об этом заявил секретарь Генерального совета «Единой России», вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, участвуя в возложении цветов к памятнику командующему Воздушно-десантных войск, Герою Советского Союза Василию Маргелову. В возложении также принял участие заместитель министра обороны РФ, Герой России Юнус-Бек Евкуров, командование ВДВ России, ветераны и курсанты.

«Сегодня знаменательный день в истории вооруженных сил. Мы празднуем 89-ую годовщину со дня основания нашей «крылатой гвардии» — прославленных Воздушно-десантных войск. Они вписали немало героических страниц в летопись наших вооруженных сил во время Великой Отечественной войны и новейшей истории России. В моей родной Псковской области дислоцируется 76-ая гвардейская воздушно-десантная дивизия. Это не просто надежный резерв Верховного главнокомандующего, а наша опора и защита», — сказал Турчак.

Он поздравил командование и личный состав Воздушно-десантных войск от лица председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.

«От себя хочется пожелать личному составу, командованию и их семьям здоровья, крепости сил душевных и физических, чтобы они и дальше на высоком профессиональном уровне решали задачи, которые перед ними стоят. Никто кроме нас, слава ВДВ!» — заключил секретарь Генсовета Партии.

День Воздушно-десантных войск отмечается 2 августа на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

Верховный

8 августа 1941 года – Иосиф Виссарионович Сталин был назначен Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами СССР. В этот день он сосредоточил в своих руках всю полноту политической и военной власти в стране, ведущей смертельную схватку с нацистской Германией и ее союзниками.

В критические дни осени 1941 г., когда враг стоял у ворот Москвы, правительство СССР, дипломатический корпус, научные учреждения были эвакуированы в Куйбышев, Сталин оставался в столице и продолжал руководить ее обороной. 7 ноября 1941 года на параде войск на Красной площади выступил с речью, высказав уверенность в конечной победе над врагом.

Как полководец Сталин был сторонником активной наступательной стратегии, умел отбирать и поддерживать талантливых военачальников. Среди «его маршалов» – Жуков, Василевский, Рокоссовский, Конев, и др. Как Верховный Главнокомандующий он участвовал в разработке стратегических операций Красной Армии и брал на себя конечную ответственность за их осуществление, допуская серьезные ошибки, особенно на первом этапе военных действий. Уроки 1941 года, неудача общего наступления Красной Армии зимой 1942, поражения весны-лета 1942 заставили Сталина больше опираться на опыт командующих фронтами, доверять руководству Генерального штаба. В конечном итоге он, по оценке маршала Г.К. Жукова, стал «достойным Верховным Главнокомандующим».

Сталин явился одним из организаторов Антигитлеровской коалиции, принимал участие во встречах глав трех держав – СССР, США и Великобритании – в Тегеране, Ялте и Потсдаме, находил общий язык с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем в целях объединения усилий в борьбе против общего врага. Основы мироустройства, заложенные на конференциях в Ялте и Потсдаме, надолго обеспечили мир на Европейском континенте.

Его имя всегда будет ассоциироваться с трагедией и Великой Победой советского народа в Великой Отечественной войне.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Bo4kaMeda Главнокомандующие русской армией в Великой войне
baronet65
В 2014 году исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны. Предлагаю вспомнить и посмотреть на лица тех, кто возглавлял русскую армию в этой войне.



1. Великий князь Николай Николаевич (1856-1929) — 20 июля 1914 г. — 23 августа 1915 г., и со 2 по 11 марта 1917 г.

Верховный Главнокомандующий всеми сухопутными и морскими силами Российской Империи в начале Первой мировой войны (1914—1915); с 23 августа 1915 года до марта 1917 года — наместник Его Императорского Величества на Кавказе, главнокомандующий Кавказской армией и войсковой наказный атаман Кавказских казачьих войск.
Крупнейший русский военачальник периода Первой мировой войны, «общепризнанный крупнейший военный авторитет» страны. Генерального штаба генерал от инфантерии (24 сентября 1914), генерал-адъютант (1916).


4. Брусилов Алексей Алексеевич (1853-1926) — 22 мая 1917 г. — 19 июля 1917 г.

Русский и советский военачальник и военный педагог, генерал от кавалерии (с 6 декабря 1912), генерал-адъютант (с 10 апреля 1915), главный инспектор кавалерии РККА (1923).