Великие естествоиспытатели сообщение

Содержание

Этот ученый считается наиболее всесторонним мыслителем древней Греции и одновременно самым выдающимся и первым в те времена исследователем природы. Он сделал попытку систематизировать явления природы, ведя наблюдения в основном за живыми объектами. При этом Аристотель снабжал свои наблюдения зарисовками, ставшими единственным научным пособием, которое помогало при исследованиях. Других подобных исследований в то время еще не было.

В семнадцатилетнем возрасте Аристотель поступил в Афинах в Платоновскую Академию, бывшую в те времена центром науки. Он изучал логику, поэтику и философию под руководством самого великого Платона (427-347 гг. до н. э.). Платон называл Аристотеля «мозгом» Академии. Аристотель отличался неиссякаемой энергией, необычайным трудолюбием и наблюдательностью. Он написал несколько сотен работ по логике, этике, политике, физике, природоведению; словом, был всесторонним ученым. До него никто в античном мире не писал книг о природе.

После двадцатилетнего пребывания в Академии Аристотель покинул Афины и направился в Малую Азию ко двору известного своими богатствами царя Гермия, где в течение пяти лет занимался изучением природы. Позднее он получил приглашение от македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра. Когда Александр после смерти отца вступил на престол, Аристотель вернулся в Афины.

По предложению Аристетеля в те годы был создан первый в мире зоологический сад. Александр Великий поручил Аристотелю организацию и управление этим громадным предприятием, дав ему в помощь несколько тысяч человек, пребывавших в различных местах Азии и Греции. Среди них были охотники, птицеловы, рыбаки, пастухи, хранители прудов, птичников и лесов, подобранные так, чтобы ни одно живое существо не ускользнуло от их внимания. На основании сведений, собранных этими людьми, Аристотель написал около 50 книг.

Желая поделиться своими открытиями и наблюдениями с другими людьми, Аристотель основал школу, получившую известность под наименованием «Ликей». Школа помещалась на территории храма Аполлона Ликейского, откуда и произошло ее название. В утренние часы учениками Аристотеля были мужи зрелые и образованные. После полудня приходили учиться молодые люди из знатных родов.

Прогуливаясь по зеленым аллеям, протянувшимся вдоль спортивных площадок, ученики вели беседы с учителем, который рассказывал им о своих наблюдениях и выводах; говорил о том, что отличает живые существа от неодушевленных предметов. Аристотель считал, что в мире существуют различного вида «психе», т.е. души. Растения якобы обладают душами низшего порядка. Они вбирают в себя питательные вещества, размножаются. Животные, кроме того, могут передвигаться. Человек, сверх того, умеет мыслить и контролировать свои действия. Аристотель утверждал, что между всеми этими живыми существами должны быть какие-то связи. Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни.

«Лестница природы» Аристотеля представляет самую раннюю попытку такого рода, к которой затем натуралисты вернулись уже в XVII-XVIII вв. Намеченная Аристотелем последовательность тел природы начинается с неорганических тел и через растения идет к прикрепленным животным — губкам и асцидиям, затем к голотуриям и далее к свободно-подвижным морским организмам. Аристотель особенно подчеркивал нечувствительность переходов от одного звена такой цепи к другому. Эта идея, детализированная и получившая в дальнейшем наименование «лестницы существ», играла важную роль в биологии ХVIII в.

Имеются сведения, что Аристотель занимался не только зоологией, но и ботаникой, однако его ботанические труды не сохранились.

Биография Владимира Ивановича Вернадского

Вернадский относился к числу тех ученых, специальность которых точно определить невозможно. Хотя по образованию он был биологом, основной его вклад в науку касается минералогии, кристаллографии, а также двух новых направлений — геохимии и биогеохимии. Возможно, подобная широта научных исследований была обусловлена тем, что он получил прекрасное домашнее и университетское образование.

Владимир Иванович Вернадский родился в Петербурге 12 марта 1863 года в семье профессора экономики и истории И.В. Вернадского. Дом его отца, профессора экономики и истории Петербургского университета, был одним из тех мест, где собирались корифеи отечественной науки.

Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков. Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без особого разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков.

В. И. Вернадский в 1934 году

Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В годы студенчества на Вернадского большое влияние оказал преподаватель минералогии В.В. Докучаев. Докучаев и предложил своему ученику заниматься минералогией и кристаллографией. Уже через несколько лет появились первые работы Владимира о грязевых вулканах, о нефти, а затем философские статьи.

В 1885 году Владимир окончил университет и был оставлен в нем для ведения научной работы. Тогда же он женился на Наталье Егоровне Старицкой. В 1887 году у них родился сын Георгий, позже ставший профессором русской истории Йельского университета США. Владимир Иванович уезжает на два года в заграничную командировку (Италия, Германия, Франция, Англия, Швейцария). Он работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции, знакомится с новейшей научной и философской литературой.

Вернувшись в Россию, Вернадский становится приват-доцентом кафедры минералогии Московского университета. Отлично защитив магистерскую диссертацию, начинает чтение лекций. В 1897 году приходит черед защиты докторской диссертации («Явления скольжения кристаллического вещества»). Вскоре его пригласили в Московский университет заведовать кафедрой минералогии и кристаллографии. Здесь на протяжении многих лет Владимир Иванович читал лекции и провел немало прославивших его научных исследований. В том же 1898 году рождается дочь Нина, впоследствии ставшая психиатром.

Оставаясь ученым-профессионалом, преподавателем, мыслителем, Вернадский никогда не чурался, как мы теперь говорим, общественной работы, принимал близко к сердцу все невзгоды и трудности, выпадавшие на долю родной страны. В голодные годы он много времени, сил и средств потратил на организацию помощи голодающим.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного Совета от Московского университета. Два года спустя он становится экстраординарным академиком.

Академик Владимир Вернадский

С 1906 по 1918 год выходят в свет отдельные части его фундаментального труда «Опыт описательной минералогии». С этой поры начинается расцвет его творчества. В то время эта наука ставила перед собой весьма ограниченные цели. Минералоги считали, что их задача должна сводиться в основном к всестороннему описанию минералов и систематизации их. Условиями образования минералов тогда интересовались мало.

Вернадский подошел к минералогии с совершенно новой точки зрения: он выдвинул идею эволюции всех минералов и тем самым поставил перед минералогией новые задачи, значительно шире и глубже прежних. Главная цель минералогии, по Вернадскому, — изучение истории минералов в земной коре.

Минералоги не могут ограничиваться изучением лишь химического состава и физических свойств минералов, но должны обращать особое внимание на условия образования минералов и дальнейшую их «жизнь» в различных частях земной коры, на те изменения, которые происходят при метаморфизме и выветривании. Он установил пути превращения одних минералов в другие и указал на громадную роль этих процессов, в частности при образовании месторождений полезных ископаемых.

Владимир Вернадский за работой

Минералогия, по определению Вернадского, является химией земной коры и историей слагающих ее минералов. Жизнь полностью подтвердила правильность намеченного им пути развития этой важной науки.

Владимир Иванович внес много нового в изучение различных групп минералов. Особенно ценны его исследования соединений углерода (основы всего живого на Земле) и силикатов — группы минералов, составляющих главную массу земной коры. На основе разработанных им идей Владимир Иванович систематизировал данные о большинстве минералов и дал новую классификацию их.

Одним из первых профессоров университета Вернадский начал работать на открывшихся в Москве Высших женских курсах. Однако в 1911 году его деятельность в стенах университета прервалась: вместе с крупнейшими учеными того времени профессор минералогии ушел из Московского университета, протестуя против полицейского режима, который пытался ввести в российских учебных заведениях министр просвещения Кассо. Он переезжает в Петербург.

Здесь Вернадский стал директором Геологического и минералогического музея Академии наук. По инициативе и под председательством Владимира Ивановича в 1915 году создается Комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук (КЕПС). Эта уникальная научная организация объединила многих видных русских ученых. Комиссия проводила огромную научно-исследовательскую работу, выпускала монографии и справочники, организовала целый ряд комплексных экспедиций. От нее впоследствии отделились многочисленные научные институты: Почвенный, Географический, Радиевый, Керамический, Оптический и т. д.

Владимир Вернадский с учениками

Владимир Иванович, избранный в 1916 году председателем ученого совета при министерстве земледелия, продолжал научные исследования, публикуя статьи по минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по истории естествознания, организации науки, метеоритике.

В 1917 году здоровье Вернадского ухудшилось. У него обнаружили туберкулез. Летом он уехал на Украину. Бурные события гражданской войны застали его в Киеве. Здесь он активно участвует в создании Украинской академии наук и избирается ее президентом.

Это была первая национальная Академия наук нашей страны. Организация ее была очень трудным делом: всегда тяжело первому проводить столь сложное мероприятие, да еще в такое необычайно трудное время. Создание Украинской академии наук стало ярким проявлением организационного таланта Вернадского. Позже Вернадский был инициатором создания ряда академических учреждений нашей страны. Со времен Ломоносова никто так много не сделал для организации отечественной науки.

Но главной для Вернадского оставалась научно-теоретическая работа. В годы пребывания в Киеве, Полтаве, Староселье (на биологической станции), Харькове, затем в Ростове, Новороссийске, Ялте, Симферополе он разрабатывал основы учения о геохимической деятельности живого вещества. Ему предлагали эмигрировать в Англию, но он остался на родине.

Владимир Вернадский в Академии наук

История жизни Владимира Ивановича Вернадского

В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. Особое внимание уделял Вернадский исследованию явлений радиоактивности. Ученый показал большое значение этого явления для геологических процессов.

В связи с открытием явления радиоактивности он еще в 1910 году писал: «Ни одно государство и общество не могут относиться безразлично, как, каким путем, кем и когда будут использованы и изучены находящиеся в его владениях источники лучистой энергии».

Позже, в 1922 году, Вернадский с удивительной прозорливостью говорил: «Мы подходим к великому перевороту в жизни человечества, с которым не может сравниться все, им раньше пережитое. Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет… Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного процесса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества».

Цветок ноосферного разума согласно В.И. Вернадского

Владимир Иванович решительно отвергал принятое многими учеными положение об остаточном внутреннем жаре планеты, то есть, о том, что Земля была ранее раскаленным шаром, и внутреннюю теплоту Земли объяснял радиоактивным распадом.

Вернадский разработал основы новой науки — геохимии, которая сразу же приобрела важное значение как в чисто научном, так и в практическом отношении.

Геохимия, в отличие от минералогии, — это наука об истории атомов в земной коре и во Вселенной. Геохимия изучает законы распространения и распределения атомов химических элементов в Земле и условия образования их скоплений, т. е. месторождений.

Вернадский всесторонне проанализировал всю таблицу элементов Менделеева с точки зрения геохимика. Он разбил все химические элементы по доле их участия в составе земной коры на группы и установил процентное содержание в земной коре многих элементов.

Одним из важнейших в практическом отношении разделов геохимии является учение о парагенезисе элементов, о закономерностях связей элементов в минералах.

Вернадский научно обосновал причины совместной встречаемости элементов в определенных местах земной коры, указал на закономерность в распределении участков с повышенным содержанием того или иного элемента и на их связь с геологическим строением района. Знание такой геохимической «зараженности» различными элементами дало возможность составить геохимические карты, облегчившие геологам поиски полезных ископаемых, особенно руд: ведь каждый минерал, каждая руда приурочены к определенным горным породам.

Семья Владимира Вернадского

Ученого приглашают прочесть курс лекций в Сорбоннском университете (Париж) 1923–1926 годы он проводит за границей, преимущественно во Франции, ведя большую научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по геохимии (на французском языке), статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, химии моря, эволюции жизни, а также о геохимической деятельности и будущем человечества.

Владимир Иванович постоянно и очень много читал. С годами это позволило ему накопить обширнейшие знания в самых разных науках. Трудоспособность ученого была поразительна. Он работал до поздней старости по десять — двенадцать часов в сутки и даже больше, сочетая при этом постоянный и острый интерес к исследованиям и одновременно строгую организованность труда. Вот что говорил о своем образе жизни сам Вернадский:

«У меня осталась очень хорошая справочная библиотека… Я владею (для чтения) всеми славянскими, романскими и германскими языками…

Ночами сплошь я никогда не занимался, но в молодости занимался до 1–2 часов ночи. Вставал всегда рано. Никогда не сплю днем и никогда не ложусь днем отдыхать, если не болен. Не курю и никогда не курил, хотя моя семья — отец, мать и сестры — все курили. Не пью (кроме — редко — вина). Водку пил раз в жизни.

После моего долгого пребывания во Франции я принял распределение времени тамошних ученых. Встаю рано утром (6–7 часов), ложусь в 10–10 1/2 ч.

Художественную литературу люблю и за ней внимательно слежу. Очень люблю искусство, живопись, скульптуру. Очень люблю музыку, сильно ее переживаю…

Считаю наилучшим видом отдыха прогулки пешком, прежде — в лодке, поездки за границу…»

Итак, вернувшись в 1926 году на родину, он публикует свою знаменитую монографию «Биосфера». Сейчас это может показаться странным, но до того времени о биосфере писалось очень мало, и то лишь в специальных изданиях. Не существовало учения о биосфере. Вернадский стал его основоположником.

Он выделил как особую оболочку биосферу — совокупность организмов, живого вещества. Биосфера располагается на литосфере, в гидросфере и проникает на некоторую глубину в литосферу и на некоторую высоту в атмосферу. Владимир Иванович изучение биосферы называл «самым важным делом своей жизни». Он создал новую науку — биогеохимию.

Вернадский поставил интереснейшую проблему: какова роль органического мира в жизни нашей планеты? Он выяснил огромное значение живого вещества во всех геологических процессах на поверхности планеты и в образовании атмосферы, хотя по весу оно составляет ничтожную часть планеты (около 0,1% ее веса). Он установил, что свободный кислород атмосферы — продукт жизнедеятельности растений, что энергия солнечных лучей, преобразуемая земными растениями, играет большую роль в геологических и геохимических процессах в земной коре; показал значение живых организмов в перемещении, концентрации и рассеивании химических элементов. Многие горные породы целиком созданы живыми организмами.

В биосфере ученый особо выделил процессы и их продукты, связанные с жизнедеятельностью человека. В числе факторов, изменяющих земную кору, человек занимает особо важное место. Человек влияет на природу так, что «лик планеты — биосфера — химически резко меняется сознательно и главным образом бессознательно».

«В XX веке в результате роста культуры человека все более резко стали меняться биологически и химически моря и части океана…» — говорил Вернадский.

Годы, казалось, не властвовали над немолодым ученым. Он по-прежнему был полон творческого огня. С юношеским темпераментом Владимир Иванович берется за новые труднейшие проблемы, выдвигает новые идеи, работает над новыми книгами и статьями.

С 1923 по 1936 год выходят в свет отдельные тома его замечательной «Истории минералов земной коры»; кроме статей на прежние темы, он пишет исследования о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геотермии, проблеме времени в современной науке…

После выхода в свет его работы «История природных вод» гидрогеология уже не могла ограничиваться изучением только условий залегания подземных вод, но стала изучать также их происхождение, состав и т. д.

Трудно найти второго такого ученого, который мог бы столь долгие годы продолжать так глубоко разрабатывать многочисленные научные проблемы, относящиеся к различным наукам.

Но главной для него остается тема биосферы (области жизни) и геохимической деятельности живого вещества. Для расширения научных работ в этой области он организовал в 1928 году биогеохимическую лабораторию.

В 1937 году Владимир Иванович в последний раз выступает на международном геологическом конгрессе с докладом: «О значении радиоактивности для современной геологии» и добивается создания международной комиссии по определению геологического времени.

На основе исследований распада радиоактивных элементов Вернадский сделал замечательный вывод о возможности и необходимости введения в геологии абсолютного летосчисления.

До этого могли определять лишь относительный возраст пород. А радиоактивные процессы, правда, с небольшой точностью, позволяют определять в годах (точнее, в тысячелетиях), сколько лет назад образовались заключающие их радиоактивные пласты породы.

Так как скорость распада радиоактивных элементов все время постоянна, а в результате этого процесса образуются неизменяющиеся атомы определенных элементов, то по количеству этих веществ можно определять возраст отдельных участков Земли и всей планеты.

Ученого продолжают волновать и частные проблемы наук о Земле (прежде всего геохимии, минералогии), учение о биосфере, общенаучные проблемы времени и симметрии.

Начавшуюся вторую мировую войну и затем нападение фашистской Германии на нашу страну он переживал очень сильно. В победе над фашизмом он не сомневался, веря в нее как в историческую неизбежность.

В 1943 году в эвакуации в Боровом (Казахская ССР) умирает его жена, друг и помощница Наталья Егоровна, с которой он прожил пятьдесят шесть лет. В конце 1944 года у возвратившегося в Москву Владимира Ивановича произошло кровоизлияние в мозг, а 6 января 1945 года на восемьдесят втором году жизни он скончался.

Среди учеников Вернадского было много крупнейших ученых нашей страны — академики А.Е. Ферсман и А.П. Виноградов, профессор Я.В. Самойлов и многие другие

Владимир Вернадский: биография и вклад в науку

  • 27 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Маргарита Владимирова

Владимир Иванович Вернадский — известный ученый начала 20-го века, который внес значительный вклад в развитие современных знаний. Он интересовался не только естественными науками — биологией, геохимией, минералогией и другими, — но и посвящал свои труды истории и философии. Владимир Иванович не раз задавался вопросом, сможет ли человек, получив власть над природой, сохранить то, что ему вверено. Естествоиспытатель активно участвовал в становлении биогеохимии — нового знания о химических процессах в недрах Земли. Если говорить кратко о биографии Владимира Ивановича Вернадского, то можно отметить, что ученый написал огромное количество работ. Его труды были высоко оценены в научной среде и послужили основной для других научных исследований.

Происхождение

Сведения, известные о младенческом периоде жизни, являются краткими. В биографии Владимира Вернадского это было довольно спокойное время. Ученый родился 28 февраля 1863 года в городе Санкт-Петербурге. Мать Владимира, Анна Петровна, происходила из дворянской семьи. Его отец, Иван Васильевич, занимал высокую должность при министерстве внутренних дел. Мужчина имел украинские корни, поэтому семья спустя какое-то время перебралась в Харьков.

Детство и юношество

Детские годы Владимира Вернадского прошли на украинской земле. В городе Харькове он поступил в гимназию, где обучался до 1876 года. Одним из важных фактов в биографии Вернадского, определивших его судьбу, являлся ранний интерес мальчика к чтению. Он был очень любознательным и интересовался серьезной литературой. Владимир перечитал большую часть книг из библиотеки отца.

Тяжелое заболевание, перенесенное отцом, наложило отпечаток на жизнь семьи и сыграло роль в дальнейшей биографии В. И. Вернадского. Дневники, которые он начал вести после смерти брата Николая, содержали его самые потаенные мысли. Будучи известных ученым, он излагал в них свои философские идеи об устройстве мира и взаимодействии человека с природой.

Образование

Спустя время семья вернулась в Санкт-Петербург, где будущий ученый продолжил свое образование. Он поступил в гимназию, где заинтересовался естественнонаучными трудами, тем самым определив свой дальнейший жизненный путь. Молодой человек также проявлял склонность к изучению иностранных языков, которые преподавались в школе на высоком уровне.

После окончания гимназии Владимир был зачислен на 1-й курс Университета в Санкт-Петербурге. Его выбор пал на естественно-математический факультет, где его преподавателями были известные ученые того времени: Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов.

Интерес к науке

Обучаясь в университете, юноша увлекся наукой о минералах. Во время учебы он путешествовал и изучал природу вместе со своим наставником В. В. Докучаевым. Профессор привил ему тягу к знаниям в области кристаллографии и минералогии. И уже через несколько лет Владимир опубликовал свои первые научные работы. В них выдающийся ученый описывал нефть и грязевые вулканы.

Это был период в биографии Владимира Ивановича Вернадского, когда он начал применять неординарный научный подход. Ученый рассматривал природные явления не только с практической, но и с философской точки зрения. Именно в университетский период он стал развивать системное мышление и задумываться о взаимосвязи различных событий и процессов.

Карьера

Владимир Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1885 году, и его труды были высоко оценены в научных кругах. Заметив его интерес к минералогии, В. В. Докучаев предложил молодому человеку принять участие в организации музея при университете.

Как было принято в то время, Владимир проходил стажировку за границей — сначала в Германии, потом во Франции. В Мюнхене Вернадский изучал кристаллографию, а в Париже совершенствовался в горном деле. По возвращении домой он занимал должность доцента Московского университета. В его обязанности входило чтение лекций и занятия со студентами.

Научные труды и достижения

Талантливый ученый достиг больших успехов в научной деятельности и внес неоценимый вклад в науку. Биография Вернадского интересна также и тем, что он развивал философские идеи начала 20-го века. Первой серьезной работой Владимира Ивановича стало изучение строения алюминиевых квасцов. Ученый выдвинул гипотезу о коалиновом ядре, которое входило в состав большинства этих минералов.

Работа, связанная с силикатами, стала частью магистерской диссертации, которую Владимир Иванович защитил в 1891 году. Спустя время ученый издал собственный учебник по кристаллографии. Он активно участвовал в экспедициях и изучал строение горных пород. Одновременно с этим Вернадский большое количество времени уделял самообразованию, изучая труды по философии и истории.

Семья

О личной жизни ученого можно рассказать кратко. Биография Владимира Ивановича Вернадского — это образец для подражания и пример счастливой семейной жизни. Еще в годы обучения в университете он заключил брак с Натальей Старицкой. Супруги назвали сына, родившегося в 1887 году, именем Георгий. В 1898 году Владимир и Наталья стали родителями во второй раз — у них родилась дочь Нина. Известно, что впоследствии девочка посвятила свою жизнь изучению психиатрии, а сын ученого стал профессором русской культуры в Йельском университете.

Общественная деятельность

Во время учебы в университете Владимир Иванович активно участвовал в общественной жизни, проникнувшись социальными проблемами. Он состоял в народном кружке литераторов, где регулярно делал публикации на злободневные темы. Его волновали вопросы образования в России и общее положение дел в стране.

Будучи уже состоявшейся личностью, ученый не остался в стороне от народа и был выбран гласным в Тамбовской губернии. Вернадский открыл бесплатные столовые для бедноты и ходатайствовал о доступности образования. Благодаря Владимиру Ивановичу были открыты школы и больницы в небольших населенных пунктах, организованы библиотеки. Вернадский сознательно посвятил часть своей жизни помощи людям, он искренне желал создать лучшие условия жизни для населения.

Он выступал как делегат от Тамбовского земства на съезде в Петербурге и Москве, отстаивая права граждан. Вернадский полагал, что политический курс следует изменить в сторону европейских ценностей. Ученый стал одним из первых, кто развивал либеральное движение в России. В связи с недовольством населения в 1906 году правительство пошло на уступки, учредив Государственную думу. Вплоть до 1919 года ученый состоял в партии кадетов, выступал за ограничение монархической власти, отмену смертной казни и автономию университетов.

Трудное время

В начале 1917 года В. И. Вернадский почувствовал ухудшение здоровья. Он вынужден был уехать на Украину, где попал в гущу событий Гражданской войны. Ученый не сразу принял новую власть, считая революционное движение символом уничтожения русской интеллигенции и разложения национальной культуры.

Перебравшись в Киев, он занялся организацией работы в Академии наук и пытался продолжить исследования. Ученый честно исполнял свой долг, стараясь даже в таком круговороте событий сохранить библиотеку с редкими экземплярами книг. Несмотря на постоянную смену властей, пытался договориться о финансировании научных работ.

Известным фактом биографии Вернадского в период Гражданской войны является его постоянное перемещение по стране во избежание столкновения с новой властью. Ученый имел возможность выехать за границу, но не смог оставить Родину и продолжил исследования. Большевистский режим застал его в Крыму в январе 1921 года. Вместе со своим соратником С. Ф. Ольденбургом он был переправлен в Петроград.

Вернадскому удалось избежать репрессий благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который когда-то являлся его студентом. После непродолжительного ареста ученый был освобожден и вместе с дочерью отбыл в Мурманск, чтобы продолжить работу.

Развитие геохимии

Ученый одним из первых задумался о природе происхождения минералов. Исследователи того времени сходились во мнении о том, что минералогия — это описательная наука. Они старались как можно лучше характеризовать свойства камней и систематизировать их.

Взгляды Вернадского по этой тематике существенно отличались, он применил совершенно другой подход к изучению минералов. Прежде всего ученого интересовало происхождение тех или иных пород и их распределение в земной коре. Таким образом, он поставил новую задачу перед современной минералогией — объяснить эволюцию минералов.

Большое внимание Вернадский уделял пути миграции химических элементов в почве и условиям образования пород. С его точки зрения, такой подход имел практическое значение. Он предполагал, что залежи полезных ископаемых имеют определенные состав и свойства благодаря естественным превращениям в земной коре.

Еще один важный факт в биографии Вернадского — его достижения и труды в области углубленного изучения свойств минералов и их систематизации. Он создал новую классификацию на основе свойств соединений углерода и кремния — наиболее распространенных элементов в земной коре.

Идеи о радиоактивных превращениях

Участие ученого в разработке новых технологий — факт, который обязательно упоминается даже в его краткой биографии. Вклад Вернадского в науку способствовал развитию ядерной отрасли в России. По возвращении в Петроград ученый занял пост директора Радиевого института. Предпосылкой к созданию послужила проблема постоянной добычи новых ресурсов во время Первой мировой войны. В этот период Россия столкнулась с нехваткой сырья для оборонной промышленности. В связи с этим с 1915 года была создана специальная комиссия по изучению природных ископаемых страны. Именно тогда началось образование ряда научно-исследовательских институтов.

С конца XIX века существовало единое мнение ученых о неделимости атома. Ситуация изменилась после открытия электрона и начала исследований в области радиоактивности. Выступая на заседании Академии наук задолго до этого, ученый произнес речь о новом виде энергии. Владимир Иванович назвал поиск урановых месторождений основной задачей современной науки.

Вместе с тем, предполагая, какой немалой мощностью будет обладать новое топливо, он был обеспокоен за будущее страны. Ученый как будто предчувствовал уже тогда, чем может обернуться неумелое обращение с атомом.

В биографии Вернадского есть период, когда он работал за границей. По официальному приглашению Владимир Иванович проводил лекционные занятия в университете Сорбонны. Именно в это время он сотрудничал с Марией Склодовской-Кюри и продолжил работу с радиоактивными элементами. В 1927 году ученый выпустил на французском языке новое издание по геохимии.

Свой последний доклад ученый сделал в 1937 году — так завершился этап исследовательской работы в биографии Вернадского. Его научным достижением и успехом того времени стала идея об определении геологического возраста пород по радиоактивному распаду элементов. Ученый настаивал на создании специальной комиссии в международном масштабе в целях определения точного геологического времени.

Понятие ноосферы

В течение многих лет Вернадский рассматривал в единстве процессы живой и неживой природы. По мнению ученого, биосфера — это самоорганизующаяся система, где протекают процессы миграции жизненно необходимых элементов. Вернадский считал, что состав и свойства биосферы претерпевают изменения под действием человеческих усилий.

Еще один важный факт в биографии Вернадского — формулировка ученым понятия «ноосфера». Это область, подчиненная разуму человека и преобразованная им. Владимир Иванович одним из первых предположил, что в ноосферу когда-то будет включен и космос.

Ученый твердо верил, что человек способен изменить биосферу к лучшему. Он утверждал, что менять природу можно лишь в соответствии с ее законами, и только в этом случае можно достичь гармонии и счастья для всего человечества. Талантливый исследователь, как никто другой, осознавал последствия варварского отношения к родной земле. Об этом говорят факты его биографии. Заслуги Вернадского и его достижения в науке по достоинству оценены научным сообществом.

Жизнь ученого оборвалась в 1945 году, когда ему был 81 год. Тяжело переживая смерть любимой супруги, с которой он прожил более половины века, ученый скончался 6 января от кровоизлияния в головной мозг.

Что открыл Вернадский, блестящий кристаллограф, минеролог, геолог, основоположник биогеохимии, геохимии, радиогеологии, учения о биосфере и живом веществе, ученый-энциклопедист, Вы узнаете из этой статьи.

Вернадский вклад в науку

Владимир Вернадский был первым исследователем жизни как единого целого, как геологически своеобразного живого вещества, которое характеризуется химическим составом, весом, геохимической активностью и энергией. Ученый не раз подчеркивал, что за всю геологическую историю живые организмы осваивали новые уголки планеты, приспосабливались к природным многообразным условиям, участвовали в их изменениях. Вернадский первым понял, что человек всецело принадлежит биосфере — и духовной жизнью, и телом, будущим и прошлым.

Вернадский изучал биосферу как геологическое тело, функции и строение которого определены особенностями Космоса и Земли. А живые организмы и живое вещество представляют собой формы, уровни организации биосферы.

  • Вернадский автор концепции биологической структуры океана, согласно которой жизнь в океане развивается в пограничных географических слоях разного масштаба.
  • Ученый выдвинул теорию каолинового ядра, разработал концепцию структуры силикатов, подкорректировал классификацию кремнеземистых соединений, а также изучал явление сдвига и скольжение в кристаллах кальцита и каменной соли.
  • Он разработал генетическую минералогию, установив связь между химическим составом минерала, его формой кристаллизации, условиями образования и генезисом.
  • Положил начало радиогеологии.
  • Вернадский вклад в экологию обусловливается тем, что ученый изучал процессы, которые протекают в биосфере. Впоследствии чего он разработал теорию биогеохимии. Новая теория легла в основу учения о биосфере, нижней части атмосферы, гидросферы и верхней часть литосферы. Биосфера населена живыми организмами, которые образовывают динамичную целостную систему. Вернадский установил, что экологическое состояние наружной коры планеты определяется живыми организмами, их деятельностью.
  • Создал философское учение о ноосфере. Он выделил такие виды веществ в структуре биосферы — живое, биогенное, косное, биокосное, вещество в процессе радиоактивного распада, рассеянные атомы, вещество космического происхождения

Также одной из заслуг Владимира Ивановича называют организацию экспедиций и создание лабораторной базы по поискам и изучению радиоактивных минералов.

Владимир Иванович является создателем Украинской академии наук

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, вклад Вернадского в учение о биосфере.

Великие естествоиспытатели, которые совершили всемирные открытия. Естествоиспытатели, кто такие, чем занимаются, какую работу выполняют

Ученых, изучающих природу, называют естествоиспытателями . Знания о природе добыты трудами очень большого числа ученых-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих ученых есть великие, которые внесли в науку огромный вклад. О многих великих естествоиспытателях еще будет рассказано в учебнике, а с некоторыми мы познакомимся уже сейчас.

Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Еще первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных. Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Возникала даже путаница в их названиях, потому что строгих правил, как давать живым существам научные названия, не было. Особенно трудно стало ученым разных стран понимать друг друга — одни и те же растения и животные назывались у них по-разному. Нужно было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Эту огромную работу проделал в XVIII в. великий шведский ученый Карл Линней (1707- 1778).

Карл Линней

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причем на латинском языке, понятном ученым разных стран. Все организмы он распределил по группам, т. е. предложил классификацию организмов. Она была принята учеными всего мира и использовалась много лет.

В XIX в. жил и работал великий английский ученый Чарлз Дарвин (1809-1882).

Чарлз Дарвин

Он был убежден, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле. Дарвин сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные. Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с ее длинной шеей, крот с ногами-лопатами, черепаха с ее панцирем, кузнечик зеленого цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внес русский ученый Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Владимир Вернадский

Он создал учение о биосфере. «Биос», как ты помнишь, «жизнь», а греческое слово «сфера» означает «шар». Значит, биосфера — это «шар жизни», а точнее говоря, «оболочка жизни», одевающая наш земной шар. В нее входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Что мы узнали из этого раздела

Уже первобытный человек начал собирать сведения об окружающем мире. По мере развития человечества этих знаний становилось все больше.

Постепенно возникли и стали развиваться различные науки о природе: астрономия, физика, химия, геология, география, биология, экология. Науки о природе называют естественными науками.

Природу изучают различными методами. Главные из них — наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

Основные понятия

  • естественные науки методы
  • изучения природы
  • наблюдения эксперимент (опыт)
  • измерение
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • геология
  • физическая география
  • биология
  • экология

Великие естествоиспытатели были знаменитыми учеными, которые изучали природу непосредственно взаимодействуя с ней. Данное слово можно расшифровать, если поделить его на две части: «естество» — это природа, а «испытание» — проверка.

Великие естествоиспытатели: список

В период естествознания, когда природу нужно было описывать и изучать в целом, т. е. использовать знания из разных сфер науки, таких как ботаника, астрономия, зоология, минералогия, появились первые естествоиспытатели в разных странах мира. Стоит перечислить ученых, а о некоторых рассказать подробнее, которым удалось совершить интересные открытия, когда еще так мало было возможностей и знаний:

Великие естествоиспытатели были во Франции, Германии, Великобритании, Польше, Хорватии, Швейцарии и в России, среди которых известны Вячеслав Павлович Ковриго, Александр Федорович Котс и Михаил Васильевич Ломоносов.

Первый естествоиспытатель

Интерес к природе у человека появился еще в древности, когда он стал задумываться о том, какие растения можно употреблять в пищу, а какие нет, как охотиться на животных и как их приручить.

В Древней Греции появились первые великие естествоиспытатели, в том числе и Аристотель. Он первым стал изучать и наблюдать за природой и сделал попытку систематизировать полученные знания. При этом к своим наблюдениям ученый прилагал зарисовки, что помогало при исследовании. Это было первое научное пособие, которое долгое время использовали при изучении.

При жизни Аристотель создал большой зоологический сад, и в помощь ему были даны несколько тысяч человек, среди них рыболовы, пастухи, охотники, где каждый слыл мастером в своем направлении.

На основе собранных сведений ученый написал более 50 книг, где разделил организмы на простейшие, которые стояли на самой низшей ступени развития, а также выделил другие живые организмы, которые устроены сложнее. Он выделил группу животных, которые сегодня носят название Членистоногие, относятся к ним Насекомые и Ракообразные.

Великие естествоиспытатели: Карл Линней

Постепенно знания накапливались, растениям и животным приходилось давать названия, но на разных материках люди давали свои наименования, вследствие чего возникала путаница. Особенно тяжело было ученым обмениваться знаниями и опытом, потому что сложно было понять, о чем или о ком идет речь. Система Аристотеля, которой пользовались долгое время, устаревала и уже не была актуальной, когда открыли новые земли.

Первым, кто понял, что настало время навести порядок, был шведский ученый Карл Линней, который проделал огромную работу в 17-м веке.

Он дал каждому виду название, причем на латинском языке, чтобы все могли понимать в разных странах мира. Также организмы были распределены на группы и классификации и получили двойное название (подвид). Например, береза имеет дополнительное имя как плосколистная и карликовая, медведь бурый и белый.

Системой Линнея пользуются до сих пор, хотя в разное время она видоизменялась и дополнялась, но ядро этой системы осталось прежним.

Чарльз Дарвин

В 19-м веке в Англии жил знаменитый ученый Чарльз Дарвин, который внес вклад в развитие науки и создал свою теорию происхождения мира, о которой знает каждый школьник.

Многие великие естествоиспытатели придерживались версии Дарвина, которая заключалась в том, что живые организмы изменяются с течением времени, приспосабливаясь к определенным условиям жизни. Но не все могут приспособиться, и выживает сильнейший, который к тому же способен передать свои лучшие качества по наследству потомкам.

Российские ученые

В разные годы великие естествоиспытатели были и в России, и многие знают об их заслугах и открытиях.

Ученый-генетик Николай Вавилов внес огромный вклад в изучение культурных растений. Он собрал крупнейшую коллекцию семян, которая насчитывала около 250 тысяч образцов, определил их место происхождения, а также разработал теорию об иммунитете растений.

Большой вклад в сферу иммунологии внес Илья Ильич Мечников, изучая организм человека и то, как он борется с различными вирусами. Работы были посвящены изучению холеры, тифа, туберкулеза, а также сифилиса, попыткам понять происхождение и найти способы борьбы. Он искусственно вызвал сифилис у обезьяны и описал это в своих трудах. Только за эти достижения его можно отнести к категории «великие естествоиспытатели». Биология для него была главной наукой: он создал теорию о происхождении многоклеточных организмов, при выведении которой посвятил много времени изучению процесса старения, и считал, что старость наступает преждевременно из-за самоотравления организма различными микробами и ядами.

ученый-естествоиспытатель, ученого-естествоиспытателя

«ученый-естествоиспытатель» в книгах

автора Даниэл Милан автора

Станислав Провачек — чешский естествоиспытатель с мировым именем

Из книги Тайные тропы носителей смерти автора Даниэл Милан

Станислав Провачек — чешский естествоиспытатель с мировым именем У Риккетса и Провачека кое в чем сходные жизненные судьбы. У обоих к тому моменту, когда они свое внимание сосредоточили на исследованиях сыпного тифа, за плечами уже были многие годы научной деятельности

ЛЫСЕНКО — ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОСТИ

Из книги Кто такой Лысенко и почему его поливают грязью автора Миронин Сигизмунд Сигизмундович

ЛЫСЕНКО — ВЫДАЮЩИЙСЯ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОСТИ Если в России имя Лысенко поливается грязью, то на Западе все обстоит несколько иначе, что сразу наводит на мысль о том, что российские источники по какой-то причине очень заинтересованы в предоставлении, мягко

IX. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ

Из книги Ломоносов автора

IX. ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно, полезно, свято». М. В.

Глава девятая. Естествоиспытатель

Из книги Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765 автора Морозов Александр Антонович

Глава девятая. Естествоиспытатель «Испытание натуры трудно, слушатели, однако приятно; полезно, свято». М. В. Ломоносов 1. Химическая лаборатория21 мая 1746 года Академия наук получила, наконец, долгожданного президента. Указом Елизаветы им был назначен граф Кирила

Гёте — естествоиспытатель

Из книги Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни автора Конради Карл Отто

Гёте — естествоиспытатель В «миросозерцательных» стихотворениях Гёте, какие упоминались выше, высказывались убеждения, лежавшие в основе его подхода к изучению природы. Неустанно, из года в год, продолжал он свои наблюдения за явлениями, распространявшимися на разные

Учёный

Из книги Кем мне стать? Большая книга профессий автора Шалаева Галина Петровна

Учёный С чем у тебя ассоциируется слово «учёный»? Учёные – это люди, которые занимаются наукой. Они изучают мир или человека, проводят различные эксперименты, чтобы потом сформировать определённые принципы и правила. Учёный учится всю жизнь: он собирает знания,

УЧЕНЫЙ СУД НАД НЛО

Из книги Уравнение с НЛО автора Цебаковский Сергей Яковлевич

УЧЕНЫЙ СУД НАД НЛО Полный свод наблюдений. Институт имени Баттелла. Комиссия доктора Робертсона. – Споры вокруг кинолент. Анализ майора Фурне. – «Рекомендовать просвещение общественности и развенчание НЛО». – Главное – мультфильмы об инопланетянах. – Надзор за

§ 25. Позитивист на практике в качестве естествоиспытателя, естествоиспытатель в рефлексии в качестве позитивиста

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 25. Позитивист на практике в качестве естествоиспытателя, естествоиспытатель в рефлексии в качестве позитивиста Позитивист отвергает de facto сущностные познания лишь тогда, когда он «философски» рефлексирует, давая обмануть себя философам-эмпирикам с их софизмами, но не

7.5.10. Немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.10. Немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт В 1769 г. в семье прусского офицера Александра Георга Гумбольдта родился сын. Фридрих Вильгельм Генрих Александр Фрайгерр фон Гумбольдт стал основоположником географии растительности. В деле

«Всеоживляющий, деятельнейший естествоиспытатель нашего века» 1804-1826

Из книги Александр Гумбольдт автора Скурла Герберт

«Всеоживляющий, деятельнейший естествоиспытатель нашего века» 1804-1826 «Этот знаменитый г-н фон Гумбольдт» И вот Гумбольдт снова в Париже.»Вчера приехал, наконец, Александр, и с этого момента у меня голова идет кругом», — писала 28 августа 1804 года Каролина фон Гумбольдт

БЮФФОН, Жорж Луи (Buffon, Louis, 1707–1788), французский естествоиспытатель

автора

БЮФФОН, Жорж Луи (Buffon, Louis, 1707–1788), французский естествоиспытатель 1492 Знания, факты и открытия вне человека, стиль же – это сам человек. // Le style est l’homme m?me. «Рассуждение о стиле», речь при вступлении во Французскую академию 25 авг. 1753 г.; пер. В. Мильчиной? НЛО, 1995,

БЮХНЕР, Людвиг (Büchner, Ludwig, 1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель, философ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

7. Ученый

Из книги Выбор профессии автора Соловьев Александр

7. Ученый Ученый: человек, исследующий окружающий мир с целью постижения ее основных принципов, специалист в какой-либо области науки, внесший существенный вклад в ее развитие.Сфера деятельности: наука, то есть выработка и теоретическая систематизация объективных знаний

Первый российский ученый естествоиспытатель мирового значения, поэт, ставший основоположником современного русского языка, художник, историк, поборник развития отечественной науки и культуры, который до 9 лет был практически неграмотным. Вы без труда назовете его. (Михаил Васильевич Ломоносов.)

Это русский физик создатель водородной бомбы. Как и многие ученые, представляющие себе катастрофические последствия применения их страшных разработок, выступал за запрещение испытаний ядерного оружия. Видный общественный деятель, он видел дальнейшее развитие человечества только в объединении усилий стран в борьбе с глобальными проблемами, выступил против ввода советских войск в Афганистан, за что был лишен всех пра­вительственных наград. Европейским парламентом учреждена премия за гуманитарную деятельность в области прав человека, названная его именем. Кто же этот ученый академик и общественный деятель- правозащитник? (Андрей Дмитриевич Сахаров.)

Известнейший русский врач-терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, основатель крупнейшей школы русских клиницистов. Его именем названа известная московская больница, а также инфекционное заболевание. (Сергей Петрович Боткин.)

Великий российский биолог, с 1931 по 1940 год был президентом Всероссийского географического общества, академик АН СССР, основоположник современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений, который за свою приверженность генетике был репрессирован в сталинские времена. (Николай Иванович Вавилов.)

Имя этого русского ученого XIX века должны хорошо знать юные химики, ибо он основатель русской научной школы органической химии. Благодаря его открытиям (реакция получения ароматических аминов) сейчас производят синтетические красители, душистые вещества, лекарственные средства. Кто же этот известный химик? (Николай Николаевич Зимин.)

Именем основоположника комплекса современных наук о Земле геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др., названы его теории, послужившие основой для становления современной научной картины мира, например, учение о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу, учение о взаимоотношении природы и общества, повлиявшее на становление современного экологического сознания. В его честь назван также Институт геохимии и аналитической химии Российской академии наук. Кто этот великий ученый России? (Владимир Иванович Вернадский.)

Известнейший российский физик XX столетия, создатель советской физической школы, пионер исследований полупроводников, экспериментально доказавший существование ионной проходимости в кристаллах, он внес большой вклад в применение полупроводников. Его учениками были такие великие физики, как А. П. Александ­ров, П. Л. Капица, Г. В. Курдюмов, И. В. Курчатов и многие другие. Герой Социалистического Труда, обладатель многих правительственных наград и премий, член-корреспондент мировых академий и университетов. Умер в 1960 году. (Абрам Федорович Иоффе.)

В 1889 году в Петербургской Академии наук была названа первая женщина, удостоенная звания член-корреспондент, которое было ей присвоено за большие успехи в области математики. Кроме основных трудов по математическому анализу, механике и астрономии ей принадлежат и романы: «Нигилистка», «Воспоминания детства». Как же звали эту талантливую женщину? (Софья Васильевна Ковалевская.)

С именем этого великого ученого и конструктора XX столетия связаны полеты и баллистических ракет, и первых искусственных спутников Земли, и первый в истории пилотируемый полет, первый выход в открытый космос. Без сомнения, можно сказать, что наряду с Циолковским он стал отцом русской космонавтики. Кто же этот великий человек? (Сергей Павлович Королев.)

Этот академик, российский физик, трижды Герой Советского Союза, стал организатором и руководителем работ по атомной науке и технике. Под его непосредственным руководством сооружен первый отечественный циклотрон, разработана противоминная защита кораблей, созданы первый в Европе атомный реактор, первая в СССР атомная бомба, первая в мире термоядерная бомба. Кто же этот укротитель «мирного и немирного» атома? (Игорь Васильевич Курчатов.)

В Великую Отечественную войну в небе громили фашистов истребители, созданные российским авиаконструктором, генерал- майором инженерно- авиационной службы, который позже разработал и ряд реактивных самолетов. Для подсказки фамилии этого великого российского конструктора приведем одно из названий созданных им истребителей ЛАГГ- 3. (Семен Алексеевич Лавочкин.)

Открытие этого российского математика, опубликованное в 1826 году, не получило признания современников, но совершило переворот в представлении о природе пространства. Кто же этот ученый, повлиявший на дальнейшее развитие математики в целом? (Николай Иванович Лобачевский.)

Разносторонний ученый конца XIX начала XX века. Но миру он известен, прежде всего, как автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии (чего стоит один промышленный способ фракционного разделения нефти), одного из видов бездымного пороха и очень интересной системы, которую видел каждый школьник… Кто этот ученый, и о какой системе идет речь? (Дмитрий Иванович Менделеев, периодическая таблица Менделеева.)

Этот известнейший российский биолог и патолог XIX века, один из основателей иммунологии, создатель цикла работ, посвященных эпидемиологии многих заболеваний, уделял большое внимание проблеме старения, по­лагая, что старость, как и любую болезнь, можно лечить. Создатель русской школы микробиологов и иммунологов, долгие годы работал в Париже. Его фамилию носят в России улицы, больницы многих городов. Кто же этот великий ученый? (Илья Ильич Мечников.)

Сверхзвуковые самолеты, разработанные под руководством этого авиаконструктора, стояли и стоят на вооружении нашей армии. Это плеяда истребителей МИГов, на которых было установлено в свое время 55 мировых рекордов. Кто же этот инженер-конструктор? (Артем Иванович Микоян.)

Известнейший биолог- селекционер, наш земляк, автор многих сортов плодово-ягодных культур, разработавший методы их селекции. Да, тех, кто занимается выращиванием или разведением садовых культур, часто называют его именем, вернее, фамилией. (Иван Владимирович Мичурин.)

Когда мы говорим об инстинктах, то вспоминаем человека, с которым связано все условное и безусловное в нашей жизни. Он основоположник крупнейшей физиологической школы современности, его исследования нервной деятельности оказали огромное влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. Теперь вы без труда назовете этого ученого. (Иван Петрович Павлов.)

Знаете ли вы человека, с именем которого связаны создание радиоприемника и вообще принцип беспроволочной передачи информации? Вот его слова: «Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи». (Александр Степанович Попов.)

Великий российский авиаконструктор, генерал- полковник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28 уникальных перелета, один из которых перелет В.П. Чкалова и М.М. Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России, и многих стран мира. (Андрей Николаевич Туполев.)

Его считают основоположником мировой космонавтики. В детстве, потеряв слух, он самостоятельно занимался своим образованием, работал до конца своих дней учителем физики и математики в Калуге. Именно он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, нашел ряд важнейших инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. А еще он развивал так называемую «космическую философию», идеи которой легли в основу русского космизма. Кто же этот ученый- изобретатель? (Константин Эдуардович Циолковский.)

Эти двое крепостных заводчиков Демидовых, отец и сын, стали первыми конструкторами паровых машин, которых они за свою деятельность изготовили более 20. А в 1834 году был создан первый паровоз. Теперь вы без труда назовете фамилию известных русских изобретателей, которые долгое время так и оставались крепостными Демидовых. (Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы.)

В Париже в 1878 году состоялась Всемирная выставка, на которой была продемонстрирована система освещения, получившая название «русский свет». Знаете ли вы великого российского электротехника, кому мы обязаны этим изобретением и использованием электрической лампочки? (Павел Николаевич Яблочков.)

Этот ученый внес огромный вклад в развитие науки о Земле. Он заключил, что наибольшая часть солнечной радиации поглощается Мировым океаном. Эта энергия расходуется в основном на испарение воды, вызывая её круговорот. Поэтому океаны, огромные резервуары тепла и влаги, играют гигантскую роль в формировании климата Земли. Наряду с американским ученым М.Ф. Мори он стал основоположником учения о взаимодействии океана с атмосферой. (Эмилий Христианович Ленц.)

Российский физик и инженер, член Лондонского Королевского общества (1929), академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда (1945, 1974). Труды по физике магнитных явлений, физике и технике низких температур, квантовой физике конденсированного состояния, электронике и физике плазмы. В разработал импульсный метод создания сверхсильных магнитных полей. В 1934 изобрел и построил машину для адиабатического охлаждения гелия. В 1937 открыл сверхтекучесть жидкого гелия. В 1939 дал новый метод ожижения воздуха с помощью цикла низкого давления и высокоэффективного турбодетандера. Нобелевская премия (1978). Государственная премия СССР (1941, 1943). Золотая медаль им. Ломоносова АН СССР (1959). Медали Фарадея (Англия, 1943), Франклина (США, 1944), Нильса Бора (Дания, 1965), Резерфорда (Англия, 1966), Камерлинг-Оннеса (Нидерланды, 1968). (Петр Леонидович Капица.)

Российский физик, академик Петербургской АН (1741). Положил начало исследованиям электричества в России, ввел его количественные измерения. Совместно с М. В. Ломоносовым исследовал атмосферное электричество. Во время эксперимента погиб от удара молнии. (Георг Рихман.)

Ему принадлежит открытие электрической дуги, ряд исследований по электрической проводимости твердых тел, жидкостей и газов, а также электризации тел. Им была открыта зависимость силы тока от площади поперечного сечения проводника, сконструированы оригинальные приборы для изучения электрического разряда в газах. (Василий Владимирович Петров.)

Об открытии этого ученого было напечатано следующее сообщение: «профессор физики Московского университета сообщает обществу о результатах своих первых исследований, относящихся к давлению света…Ученому удалось осуществить прибор, при помощи которого можно его измерить, и результат первых опытов согласуется с предсказанием теории…». (Петр Николаевич Лебедев.)

Российский физик. Получил кривую намагничивания железа (1872), систематически исследовал внешний фотоэффект (), открыл первый закон фотоэффекта. Исследовал газовый разряд, критическое состояние и др. Основал (1874) физическую лабораторию в Московском университете. (Александр Григорьевич Столетов.)

В 1864 году, артиллерийский офицер разработал проект самолета с крылом треугольной формы и «теплородным духометом», то есть простейшим реактивным двигателем! Вот ведь как далеко глядел изобретатель, почти на сто лет вперед, в наше время! (Николай Афанасьевич Телешов)

Состоялась Первая Всероссийская конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981). Организаторами конференции выступили Институт степи УрО РАН, Институт экологии волжского бассейна РАН, Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской, Тольяттинское отделение Русского Ботанического общества. В конференции приняли участие сотрудники оренбургских, тольяттинских и московских ВУЗов и научно-исследовательских институтов.

Основная задача конференции – вспомнить, почтить имена и заслуги ученых, внесших большой вклад в развитие естественных наук, но по тем или иным причинам остались забытыми. Тем не менее, их архивы, коллекции, черновики и рукописи и по сей день являются востребованными современниками.

Именно таким исследователем в области ботаники являлся Михаил Антонович Скавронский, к 120-летию со дня рождения которого, была приурочена конференция. Михаил Антонович внес огромнейший вклад в ботанические исследования Оренбургской области. Во время начала целинной компании изучал флору восточных районов области, считая «необходимым зафиксировать растительность этой территории до распашки». Им была подготовлена монография «Высшие растения Оренбургской области», включавшая подробную информацию о 111 семействах, 600 родах и примерно 1500 видов высших растений, встречающихся на территории Оренбургской области, которой так и не суждено было увидеть свет («из-за отсутствия бумаги» в издательстве). В результате многолетней работы ученым был собран и обработан большой гербарный материал, часть из которого бережно хранится в коллекции (ORIS) Института степи УрО РАН. Именно качественно оформленные образцы гербария, подписанные рукой исследователя, обратили на себя внимание сотрудников Института степи Кин Наталии Олеговны, Калмыковой Ольги Геннадьевны и Савиновой Татьяны Николаевны, что привело к проявлению интереса к деятельности М.А. Скавронского, изучению его биографии и стало предпосылкой для организации первой в своем роде конференции.

Отдельные листы гербария, собранного и определенного М.А. Скавронским, были представлены на выставке в конференц-зале.

После доклада о деятельности исследователя время было уделено воспоминаниям очевидцев, знавших Михаила Антоновича. Приглашенные на конференцию родственники (присутствовал внук М.А. Скавронского – кандидат медицинских наук, доцент Баталин Вадим Александрович), коллеги и ученики, ныне остепененные сотрудники ВУЗов и исследовательских институтов г. Оренбурга, поделились своими впечатлениями о педагоге и малоизвестными фактами из его жизни.

Кроме того, прозвучали доклады о деятельности экономиста и ученого в области аграрной статистики Алексея Федоровича Фортунатова, зоолога Петра Артемьевича Положенцева, ботаников Дмитрия Эрастовича Янишевского и Георгия Ивановича Степнина.

Интерес вызывал доклад члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Института экологии Волжского бассейна РАН (г. Тольятти) Розенберга Геннадия Самуиловича «О скорости забывания ученых-естествоиспытателей, имен и фактов».

Организаторами конференции было внесено предложение о проведении Всероссийской конференция «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты» один раз в пять лет. Предложение полностью поддержано участниками и приглашенными лицами.

ПРОГРАММА Первой Всероссийской конференции «Ученые-естествоиспытатели: забытые имена и факты», посвященная 120-летию со дня рождения оренбургского ученого и педагога Михаила Антоновича Скавронского (1897-1981) представлена на сайте.