Уроки великой отечественной войны

Уроки Великой Отечественной Войны

Как известно, вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80 процентов населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах. Зачинщик войны: германо-итало-японский фашистско-милитаристский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира.

На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался Советский Союз, который принял на себя основной удар и до конца войны вынес основную тяжесть борьбы с агрессором.

Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны (ВОВ)? Их, на мой взгляд, четыре.

Во-первых, это беспредельная вера руководства страны в свой народ, в свое Отечество, это опора на собственные силы, умелое использование собственных возможностей.

Во-вторых, успехи на фронте и в тылу стали возможны благодаря сплоченности общества, единства народа и армии. Война была подлинно народной, отечественной. Достаточно сказать, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов человек.

В-третьих, вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и руководства государства.

В-четвертых, важнейший урок ВОВ — необходимость высокой политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей. В гитлеровской Германии он выступал под маской национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в виде открытой и кровавой террористической диктатуры. Актуальность этого урока несомненна. Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой войне, спустя полвека после этого в ряде государств возродились неофашистские организации.

Таковы основные уроки ВОВ. Их необходимо не только знать. Их учет и использование в практической деятельности способствует снижению напряженности политической обстановки в стране, выходу общества из всестороннего кризиса, укреплению экономического и оборонного могущества Российского государства. Воины армии и флота призваны бережно хранить и умножать традиции героев ВОВ, образцово выполнять свой патриотический, конституционный долг по надежной защите безопасности нашего Отечества.

Е.Г. Радионов, канд. педаг. наук, доцент, полковник, начальник факультета Военного университета МО РФ

Великая Отечественная война – одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Много трудностей и лишений пришлось испытать советскому народу и его Вооруженным Силам. Но четырехлетняя ожесточенная борьба с фашистскими захватчиками увенчалась нашей полной победой над силами вермахта. Опыт и уроки этой войны имеют большое значение для ныне живущего поколения.

Один из главных уроков состоит в том, что борьба с военной опасностью должна вестись, пока война еще не началась. Причем осуществляться коллективными усилиями миролюбивых государств, народов, всех, кому дороги мир и свобода.

Вторая мировая война не была фатально неотвратима. Ее можно было предупредить, если бы западными странами не были допущены роковые политические ошибки и стратегические просчеты.

Безусловно, непосредственный виновник войны – германский фашизм. Именно на нем вся полнота ответственности за ее развязывание. Однако и западные страны своей близорукой политикой умиротворения, стремлением изолировать Советский Союз и направить экспансию на Восток создали условия, при которых война стала реальностью.

Советский Союз со своей стороны в тревожные предвоенные годы прилагал немало усилий для консолидации противостоящих агрессии сил. Однако выдвигаемые СССР предложения постоянно наталкивались на преграды западных держав, их упорное нежелание сотрудничать. Кроме того, западные страны стремились остаться в стороне от военного противоборства фашистской Германии и СССР.

Только после того, как агрессор захватил едва ли не всю Западную Европу, советской дипломатии удалось не допустить образования единого, враждебного СССР блока государств и избежать войны на два фронта. Это явилось одной из предпосылок возникновения антигитлеровской коалиции и, в конечном итоге, разгрома агрессора.

Другой важный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что военное сотрудничество должно осуществляться не только с учетом экономических возможностей страны, но и реальной оценки существующих военных угроз. От этого зависит решение вопроса, к какой войне следует готовить Вооруженные Силы и какие оборонные задачи предстоит им решать.

При планировании военного строительства важно учитывать все факторы, обеспечивающие безопасность страны: политико-дипломатические, экономические, идеологические, информационные и оборонные.

В предвоенные годы многие военные теоретические разработки остались нереализованными. А ведь наша страна является родиной оперативного военного искусства, и именно в те годы была завершена разработка теории глубокой операции. Это же можно сказать и в отношении вооружений: новых разработок было немало, но войска их в необходимом количестве не имели.

Этот недостаток отчасти проявляется в настоящее время и в Российской армии. Так, если во Второй мировой войне было использовано семь ранее не известных видов оружия, в корейской войне (1950 – 1953 гг.) – двадцать пять, в четырех арабо-израильских военных конфликтах – тридцать, то в войне в Персидском заливе – около ста. Поэтому необходимость в совершенствовании продукции военно-промышленного комплекса государства очевидна.

Не потерял своей актуальности и следующий урок – Вооруженные Силы могут рассчитывать на успех, если искусно владеют всеми формами военных действий. Надо признать, что в предвоенный период были допущены ошибки в теоретической разработке ряда важнейших проблем, что негативно отразилось и на практике боевой подготовки войск. Так, в военной теории того периода основным способом действий Вооруженных Сил в будущей войне считалось стратегическое наступление, а роль обороны оставалась приниженной. В результате проявлялось необоснованное стремление советского военного командования вести военные действия «преимущественно наступлением и на чужой территории», соответственно с этим велась и подготовка наших войск.

После войны, в условиях глобального противостояния, не было другой альтернативы, как готовиться к мировой войне с применением всех имеющихся сил и средств. Ныне с окончанием «холодной войны» первоочередной задачей является подготовка к локальным войнам и вооруженных конфликтам, освоение способов ведения боевых действий с учетом их особенностей по опыту Афганистана, Чечни, войны в районе Персидского залива и др., а также борьбы с терроризмом.

Вместе с тем, по мнению некоторых военачальников, было бы большой ошибкой исключать возможность возникновения крупномасштабной войны в России, которая может разразиться в результате разрастания мелких конфликтов и региональной войны. Учитывая это, необходимо не ослаблять внимание к мобилизационной, оперативной и боевой подготовке войск, всесторонне готовить личный состав армии и флота. События в различных регионах мира подтверждают, что основной акцент в боевой подготовке необходимо делать на обучение боевым действиям в условиях применения обычного, дальнобойного, высокоточного оружия, но при сохраняющейся угрозе применения ядерного оружия. Последнее становится достоянием все большего количества государств, в числе которых и страны с экстремистски настроенными политическими режимам.

Важнейшим уроком начала войны является тщательный анализ различных вариантов действий вероятного противника и гибкое планирование применения сил и средств, а главное – принятие всех необходимых мер по поддержанию Вооруженных Сил в достаточной степени боевой готовности.

Как известно, в минувшую войну мероприятия по переводу войск на военное положение были проведены с большим опозданием. В результате наши войска оказались в состоянии «относительной боеготовности» при некомплекте по личному составу до 40 – 60 процентов, что не позволило завершить не только стратегическое, но и оперативное развертывание группировок в предусмотренном мобпланом составе.

Несмотря на наличие данных об угрозе войны со стороны фашистской Германии советское руководство не приняло надлежащих мер для приведения войск западных округов в боевую готовность.

Стратегическое развертывание ударных группировок Германии значительно опережало по срокам развертывание войск Красной армии в приграничных округах. Соотношение сил и средств, а также количество соединений первых эшелонов противостоящих сторон давало более чем двукратное преимущество в пользу Германии, что позволило ей нанести первый мощный удар.

Урок минувшей войны состоит и в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных и материальных сил, которая умело использует их и способна превратить потенциальную возможность победы в реальную действительность. Наша победа не была исторически предопределена, как это подчеркивалось в прошлом. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии.

Ни одно государство антигитлеровской коалиции не осуществило такой мобилизации людских и материальных ресурсов, как Советский Союз в годы войны, никто не перенес таких испытаний, какие выпали на долю советского народа и его Вооруженных Сил.

Только за первые 8 месяцев войны было мобилизовано около 11 млн. человек, из которых более 9 млн. направлено на укомплектование как вновь создаваемых, так и существовавших боевых частей. Война поглотила такое количество резервов, что за полтора года стрелковые войска в действующей армии обновляли свой состав трижды.

За четыре года войны было мобилизовано (за вычетом повторно призванных 2237,3 тыс. человек) 29575 тыс. человек, а всего вместе с кадровым составом, находившимся в Красной армии и Военно-Морском флоте на 22 июня 1941 года, встали в армейский строй (за годы войны) 34476 тыс. человек, что составило 17,5% всего населения страны.

Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю народов Советского Союза в годы войны, позволяют извлечь еще один исключительно важный урок: когда народ и армия едины, армия непобедима. В эти суровые годы Вооруженные Силы страны были тысячами незримых нитей связаны с народом, который помогал им как необходимыми материальными средствами, так и духовными силами, поддерживая в воинах высокий моральный дух, уверенность в победе. Подтверждением тому служат массовый героизм, мужество, несгибаемая воля к разгрому врага.

Героические традиции великого исторического прошлого нашего народа стали примером высокого патриотизма и национального самосознания наших граждан. Только за первые три дня войны в Москве от них поступило более 70 тыс. заявлений с просьбой направить на фронт. Летом и осенью 1941 года было создано около 60 дивизий и 200 отдельных полков народного ополчения. Их численность составляла около 2 млн. человек. Вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости.

Оборона Брестской крепости в первые дни войны – это символ стойкости, несгибаемости, мужества и героизма воинов. Целые соединения и части, роты и батальоны покрыли себя неувядаемой славой.

Мужество и героизм советских воинов признавали даже наши противники. Так, бывший гитлеровский генерал Блюментрит, который еще в Первую мировую войну воевал против России в звании лейтенанта, в интервью английскому военному историку Гарту рассказывал: «Уже сражения июня 1941 года показали нам, что представляет собой новая Советская армия. Мы теряли в боях до 50% личного состава. Фюрер и большая часть нашего командования не имели об этом представления. Это вызвало массу бед». Другой немецкий генерал – начальник генштаба сухопутных войск вермахта Гальдер на восьмой день войны записал в своем дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека…»

Любовь к Родине и ненависть к ее врагам сцементировали фронт и тыл, сделали страну мощной крепостью, стали важнейшим фактором в достижении победы.

Уроки Великой Отечественной войны

Постановка проблемы

Стойкость и духовные силы советского народа и армии. Вера в свое Отечество. Патриотизм. Сплоченность общества. Единство народа и армии. Боевая готовность государства. Мощные боеспособная армия и флот СССР. Фашизм. Коллективные усилия государств и народов. Мощная экономическая база государств.

Освещение проблемы

Итоги Великой Отечественной войны способствовали осознанию той опасности, которую несут войны, привели к пониманию, что они должны быть исключены из жизни общества.

А теперь попытаемся разобраться в Уроках Великой Отечественной войны. Первый и главнейший из них заключается в том, что Победы в Великой Отечественной войне удалось достигнуть только благодаря духовной силе и стойкости советского народа и армии. Вера народа в свое Отечество, в справедливый характер войны явилась важным фактором, позволившим разгромить фашизм.

Глубокий патриотизм всегда был и остается отличительной чертой российского народа. Особенно ярко он проявился в годы Великой Отечественной войны, стал основой духовно-нравственного превосходства Советского Союза над фашистской Германией.

Патриотизм явился мощным источником массового героизма, небывалой стойкости, мужества и самоотверженности, беззаветной преданности Родине советских людей на фронте и в тылу, трудовых подвигов рабочих, крестьян и интеллигенции.

Утратив патриотизм как фундаментальную, базовую составляющую в системе традиционных для России духовных ценностей и связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем мощнейший стимул защиты Отечества, потеряем способность к великим свершениям.

Второй немаловажный урок войны состоит в том, что успехи на фронте и в тылу были возможны только благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Великая Отечественная война по праву называется подлинно народной, Отечественной.

Главное, что объединяло и воодушевляло людей, — это необходимость защиты и спасения Отечества. Благодаря политике интернационализма в годы войны все народы Советского Союза выступили против врага единым фронтом. Это позволило стране выстоять и победить сильного и коварного агрессора. война победа коммунистический патриотизм

В наши дни актуальность этого урока неоспорима. Он напоминает, что дружба и взаимопомощь народов — источник их силы и благополучия. Например, нынешняя политическая обстановка в мире настоятельно требует в рамках Содружества независимых государств активно и эффективно осуществлять глубокую интеграцию стран-участниц во всех сферах, в том числе и в оборонной. Речь идет о том, чтобы в тесном взаимодействии искать и находить достойные ответы на общие угрозы и вызовы. Только так можно добиться прочной коллективной безопасности Содружества.

Третий урок войны заключается в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил должны постоянно находиться в центре внимания руководства государства.

Обращение к временам Второй мировой войны — хорошая возможность вспомнить о том, что для отражения любой вероятной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны требуются мощные и боеспособные армия и флот.

С окончанием «холодной войны» напряженное противостояние двух мощнейших военно-политических блоков, которые возглавляли СССР и США, прекратилось. Однако это не означает, что военная опасность, особенно опасность локальных военных конфликтов, для правопреемника Советского Союза — России исчезла.

Чтобы противостоять ей, необходимо внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, предвидеть характер возможной войны, ее возможные масштабы и продолжительность. Для разгадки замыслов вероятного противника необходимы тщательный анализ и оценка различных вариантов его действий. Умение делать из этого правильные выводы позволит повысить боевую готовность Вооруженных Сил.

Как известно, недооценка роли стратегической обороны в военной теории СССР, установка на разгром врага на его территории и «малой кровью» в предвоенный период привели к трагическим последствиям на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Оценивая его, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал: «При переработке оперативных планов весной 1941 года практически не были полностью учтены особенности ведения современной войны в ее начальном периоде. Нарком обороны и Генштаб считали, что война между такими крупными державами, как Германия и Советский Союз, должна начаться по ранее существовавшей схеме: главные силы вступают в сражение через несколько дней после приграничных сражений. Фашистская Германия в отношении сроков сосредоточения и развертывания ставилась в одинаковые условия с нами. На самом деле и силы, и условия были далеко не равными».

Только высокий уровень военного искусства полководцев Красной армии, хорошая подготовка отечественных военных кадров позволили ценой величайших потерь за четыре года исправить просчеты, допущенные в первые дни и месяцы войны.

Вывод из этого опыта очевиден: в вопросах военного строительства необходимо исходить из реальной оценки существующих в мире военных угроз. От этого зависит, к какой войне следует готовить Вооруженные Силы и какие задачи им предстоит решать.

Четвертый урок Великой Отечественной, Второй мировой войны явственно говорит о необходимости не допускать в обществе малейших проявлений идеологии фашизма и его разновидностей.

Уроки прошлого учат: когда фашизм приобретает государственную базу для своего существования, когда в его руках оказывается мощная военная машина, фашистская власть и ее руководители начинают представлять смертельную угрозу для существования остального человечества. Противодействовать проявлениям современного фашизма должны прежде всего уголовно-правовые меры, а также мероприятия, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Пятый урок из опыта Второй мировой войны заключается в том, что предотвратить надвигающуюся войну могут только коллективные усилия государств и народов, усилия международных организаций. Разобщенность миролюбивых сил на Западе в целом и в самой Германии в середине 30-х годов прошлого века позволила гитлеровцам развязать войну.

Чтобы не допустить этого, державам необходимо ответственно относиться к выбору тактических и стратегических союзников в решении вопросов военной безопасности страны, региона и мира в целом.

Вторая мировая показала, что политика государств или их коалиции может быть успешной только тогда, когда она основана на взаимном доверии союзников, опирается на совокупность экономических, социально- политических, идеологических и оборонных факторов.

Шестой урок Второй мировой: победа над фашизмом была достигнута благодаря мощной экономической базе государств — членов антигитлеровской коалиции. Например, советская экономика, усиленная позже поставками по ленд-лизу, в течение всей войны успешно обеспечивала советско-германский фронт всем необходимым.

Вывод о том, что одержать победу в любой войне, обеспечить национальную безопасность и обороноспособность государства можно только обладая мощной экономикой и мощным оборонно-промышленным комплексом, актуален и в наши дни.

Итоги освещения проблемы

Итак, главными уроками Великой Отечественной войны, на мой взгляд, все же были: сплоченность народов, их стремление освободить Отчизну от неприятеля, патриотизм, стойкость советского народа и армии, их боевой дух.

Уроки Великой Отечественной войны не утратили своей актуальности спустя десятилетия после ее окончания, а только еще приобрели большую значимость. Сегодня они ориентируют человечество на поиски согласия во имя общих целей, на достижение единства и сплоченности, политической и экономической стабильности в мире.

Разработка урока «Великая Отечественная война» план-конспект занятия

Разработка урока истории

«Великая Отечественная война»

Цель: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

— систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

— раскрыть историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие:

— коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

— продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

— продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.

— продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные:

— формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – презентация, видеоролики.

Практический – самостоятельная работа.

Оборудование и материалы:

— Ноутбук, проектор, экран;

— Презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

— Рабочие тетради, ручки, карандаши;

— Видеоролик «Водружение советского флага над рейхстагом»;

— Видеоролик «День Победы»;

— Портреты военачальников ВОВ Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева;

— Карточки с заданиями.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Путешествие во времени.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик.

Просмотр видеоролика «Водружение советского флага над рейхстагом». (слайд 1)

Беседа по вопросам:

— Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)

— Что такое рейхстаг? (здание, где заседало государственное собрание)

— Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)

— Кто водрузил флаг над рейхстагом? (М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).

— Как вы думаете, почему мы отправились именно в это время, время взятия Берлина? (Потому что, скоро нас ожидает огромная знаменательная дата – 75-летие Победы над фашистской Германией)

2. Сообщение темы, целей и задач урока:

Правильно, ребята. Тема нашего урока «Великая Отечественная война». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Цель нашего урока – вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.

3. Работа по теме урока:

Слова учителя:

2019 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю. Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов, дедов и прадедов. Вспомним, как это было. Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!». (слайд 2)

«Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.

Когда Виктору было 7 лет, он остался сиротой, отец был в тюрьме, а мать умерла. Виктор Астафьев получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

? – Как вы понимаете, это выражение? (ответы детей)

Задание «Кластер» (индивидуальная работа, затем у доски). Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Оставьте от темы 5 клеточек и по середине тетради напишите с «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (выполняют) (слайд 3)

Проверка выполненного задания:

— Давайте проверим, какие знания о Великой Отечественной войне у вас есть? (ответы детей)

Составление кластера на доске.

Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Мы можем отправиться в наше путешествие во времени. (слайд 4)

Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут. Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны. (ответы учащихся)

Раздаточный материал: задание на карточке — соотнесите даты с событиями и запишите в тетради: (проверка на слайде) (слайды 5-6)

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Берлинская битва

А) июль 1942 — февраль 1943 гг.

Б) весна 1945 г.

В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.

Г) июль 1943 г.

Д) сентябрь 1941 – август 1944

В)

А)

Г)

Д)

Б)

Учитель:

С этим заданием мы справились, а сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. (Показываю фотографии, учащиеся называют имя военачальника, портрет вывешивается на доску).

Г.К. Жуков

К.К. Рокоссовский

И.С. Конев

Сообщение ученика

Георгий Константинович Жуков (1896-1974) — советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».

Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

Сообщение ученика

Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968) — советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944).

Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Руководил крупными операциями — Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.

Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин.

Командовал историческим Парадом Победы в Москве.

Сообщение ученика

Иван Степанович Конев (1897 -1973)

Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза.

Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам — звание солдатского маршала.

Физкультминутка (слайд 7).

Учитель: Продолжаем наше путешествие во времени, сейчас мы отправимся по историческим местам Великой Отечественной войны. (слайд 8)

Мозговой штурм «Исторические места».

  1. Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость) (слайд 9)

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город (слайд 10)

1) Смоленск 3) Ленинград

2) Курск 4) Брест

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (слайд 11)

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (слайд 12)

1) Москва 3) Севастополь

2) Одесса 4) Ленинград

5. «Дорога жизни» — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) (слайд 13)

6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка) (слайд 14)

7. В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под… (слайд 15)

1) Киевом 3) Сталинградом

2) Ленинградом 4) Москвой

Учитель: Продолжаем наше путешествие…

Рассуждение по вопросам:

? — В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах.

Примерный ответ детей: и Наполеон и А. Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.

? — Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

Примерный ответ детей: Парад был проведен, для того чтобы поднять дух всех советских людей; показать, что война не наступление на Москву не сломила жителей этого города.

? — Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили его?

Примерный ответ детей: Город был бы разгромлен, разрушены крупнейшие военные предприятия, архитектурные и культурные памятники.

? — Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?

Примерный ответ детей: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.

? — Только ли взрослое население защищало свою Родину? (Нет, помогали дети)

Работа с учебником: ребята откройте учебник на странице 179, прочитайте последний абзац.

? – Ребята, о чем вы прочитали? (ответы учащихся)

Учитель:

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, вязали и собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. (слайд 16) В лучшем случае их ждал советский детдом (слайд 17), в худшем – фашистские застенки.

Большую заботу проявляли дети Сернурского района о бойцах Красной Армии. Уже в декабре 1941 года они собрали и передали им 1156 пар валенок, 832 пары варежек, 453 пары теплых носков, 100 меховых жилеток, 238 полушубков и много других вещей. (слайд 18)

Учитель:

В 1942 году когда, развертывается сбор средств для строительства авиаэскадрильи «Марийский колхозник», танковой колонны «Марийский богатырь» в 1944 году.

На собрании колхоза «Кугушенский» слово взяла девочка Аня Опалева. Она выложила на стол пачку денег и сказала: «Здесь 2500 рублей. Я хочу, чтобы летчики, которые будут летать на наших самолетах, отомстили за моего брата, убитого фашистами полгода назад, за отца моего».

— Аня, откуда у тебя столько денег?- спросили ее после собрания.

— У нас пала корова, за нее выплатили страховку. И мы с мамой решили отдать деньги на самолет.

А мать, убитая горем, тяжело заболела. Дома нет ни капли молока, и хлеб больше чем наполовину смешан с лебедой и конским щавелем, чай из сушеной моркови, печеная картошка без соли. В таких условиях жили сами, но последние деньги решили отдать для строительства самолета. (слайд 19)

? — О чем рассказывает эта история? (ответы учащихся)

Учитель:

По архивным данным с начала Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 9151 жителей Сернурского района, из них погибло 5079 сернурца.

? — Сколько человек вернулось, давайте посчитаем? (4072)

Учитель:

Ребята посмотрите, сколько человек погибло, это только из нашего района. Но все же победа была за нами.

В нашем селе Казанское на сегодняшний день проживает единственный из защитников Отечества. Это Федосимов Леонид Михайлович. (слайд 20)

Родился в селе Казанское в 1926 г., образование 5 классов. Жил с матерью и тремя сестрами. После школы, наравне с мужчинами трудился в колхозе. Пахал и боронил с ранних лет, в войну работал на конной жатке и молотилке. В то время Леонид Михайлович был самым старшим из мужчин в колхозе, было ему в ту пору 15 лет.

12 ноября 1943 г. поехал Леонид Михайлович на фронт, было ему 17 лет. Сразу направили учиться в Кострому. В начале мая направили на III Белорусский фронт. В одном из боёв получил ранение.

После госпиталя учился в танковой школе. Только закончил учиться, ещё не успели получить боевые машины, как объявили об окончании войны.

Леонид Михайлович имеет награды — Орден Отечественной войны II степени, медали «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».

А в 2014 год ему был вручен Поздравительный адрес от Президента Республики Беларусь А. Лукашенко и юбилейная медаль, посвященная 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

? — Ребята, какие чувства у вас вызвала история солдата Федосимова Леонида Михайловича? (ответы учащихся)

— А в вашей семье есть участники великой Отечественной войны?

Задание на доске:

Ребята, какие качества помогли одержать победу? Выберите качества, присущие советскому солдату, объясните:

ТРУСОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ЭГОИЗМ

УМЕНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ

ГЕРОИЗМ

БЕССТРАШИЕ

СЛАБОСТЬ

МУЖЕСТВО

4. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде (слайд 21):

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

5. Подведение итогов:

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

На этом наше путешествие во времени окончено.

6. Объявления оценок за работу.

7. Домашнее задание:

Подготовьте сообщение об участнике Великой Отечественной войне из вашей семьи или из вашего населенного пункта

Урок заканчивается звучанием песни День победы». (слайд 22)

Уроки истории Великой Отечественной войны


Историю войн нужно изучать не только, чтобы уменьшить потери в будущих войнах, но и чтобы лучше жить сегодня. «Только дураки учатся на своём опыте. Умные учатся на чужом», – справедливо заметил Бисмарк. История – это и есть чужой опыт, на котором следует учиться умному человеку, даже если он историей не увлекается. Не зная историю, человек способен совершать ошибки, уже совершенные до него и может не найти правильных решений для проблем сегодняшнего дня.
Однако в изучении истории есть большая трудность – ложь. Лгут многие. Немцы говорят, что нигде так много не врут, как на войне и на охоте. Безусловно, без знания деталей и человеческих взаимоотношений нашей многообразной жизни, включающей в себя и экономику, и воинскую службу, и национальные особенности, невозможно оценить истинное значение исторического факта.
«Главная ложь делается по заказу политиков. И заказ этот поступил сразу же после окончания войны, причем во всех странах сразу, включая и Советский Союз. Дело в том, что война, названная «холодной», а по сути своей являющаяся психологической, продолжалась. В этой войне были две стороны, окруженные союзниками. И Советский Союз вынужден был беречь своих союзников, а посему изъять из истории войны многие факты, компрометирующие их. К примеру, Польша из агрессора превратилась в жертву, а захватнические планы в отношении СССР стали как бы никому не интересны. Это очень сильно исказило историю и повлекло тяжелые последствия в дальнейшем». (Ю. Мухин «Уроки Великой Отечественной» М., «Яуза-Пресс», 2010 г., с. 12). Актуальной остаётся и сейчас борьба с фальсификацией истории Великой Отечественной войны, разоблачающая историческую ложь.
Война страшна своими потерями, а любая ошибка генералов ведет к потерям в огромном числе. Эти ошибки, помимо честолюбия и славолюбия, и заставляет мемуаристов умалчивать о многих важных событиях и фактах или подчас откровенно лгать. А как побежденному говорить правду? Как без потери чести и уважения даже самому себе признать, что он был трусливее, больше боялся боли, или не мог держать ударов? Никто не захочет признаться в собственных просчётах и ошибках, поэтому основная масса людей будет использовать любую ложь, чтобы доказать и свой ум, и свою храбрость, и главное, свою правоту в проигранном деле.
Например, почти все немецкие мемуаристы объясняют свои поражения либо тем, что «нас было мало, а русских много» либо тем, что «в России, кроме Крыма, стояли морозы -50°, в Крыму морозы были -40°». При этом среди немцев не было ни одного, кто не был бы уверен в своем умственном и психическом превосходстве над нами. Мы для них были недочеловеками, и причина войны в принципе была в этом. Гитлер открыто объяснил это немцам в «Майн Кампф»: «Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам – превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы».
Немцы шли научить нас, недочеловеков – иванов, как надо жить и работать, они шли возглавить русских на правах «высшей расы». Но не получилось… А тем немецким ветеранам, кто сел писать мемуары, оставалось одно – закрыть глаза на правду и тупо твердить, убеждая прежде всего самих себя, что русские, это звери, которых для пользы всего человечества следовало укротить, а они, немцы, это прекрасные, умные и храбрые солдаты, которые уже совсем победили иванов, но им Гитлер помешал, да и Америка некстати в войну вступила.
Воспоминания советских военачальников Великой Отечественной войны, в той или иной степени, но всё же приукрашивают самого мемуариста. Очень порядочны в этом плане воспоминания маршала Рокоссовского К.К., они же и очень полезны любому командиру большим количеством осмыслений событий войны. Интересные честные и умные воспоминания генералов Горбатова, Архипова, пронзительно откровенны дневники генерала Белова.
При подготовке к войне Гитлер привлёк к работе ряд талантливых генералов: Гудериана, Манштейна, Роммеля, которые изменили тактику боя, его принципы и философию. В своих ударных подвижных соединениях немцы разделили пехоту на два вида со специализацией боевых действий каждого вида. Тот вид пехоты, который обязан был уничтожить хорошо подготовленную оборону противника и уничтожать его после прорыва в глубину обороны, назывался танковыми войсками, а тот вид пехоты, который обязан был закрепить прорыв, создать кольцо окружения вокруг противника и отбить его контратаки, назывался просто пехотой. В прорыв они шли вместе: впереди танковые корпуса, состоящие из танковых дивизий с добавлением мотопехотных или просто пехотных дивизий, а за ними шли пехотные корпуса, состоящие только из пехотных дивизий. Это была главная тактико-оперативная идея немцев, с которой они покорили всю Европу и нанесли огромные потери Советскому Союзу.
В 1938-1940 гг. СССР участвовал в целом ряде военных конфликтов: у озера Хасан, на Халхин-Голе, в походе за освобождение западных Украины и Белоруссии, в финской войне, которые вскрыли огромные недоработки в теории ведения войны и соответственно в структуре армии, ее уставах и наставлениях, в командовании, в организации, в оружии и боевой подготовке. Ворошилов был снят с должности, а наркомом обороны с мая 1940 г. стал маршал Тимошенко С.К., командовавший фронтом в финской войне Новый нарком стал энергично готовить РККА к войне. В плане этой подготовки встал вопрос – насколько советские генералы представляют себе методы, которыми они должны одерживать победы в будущей войне.
Оказалось, что в начале войны далеко не все высшие военачальники это чётко себе представляли. Командовавшие до войны Сибирским ВО Калинин, Приволжским ВО Герасименко, Северо-Кавказским ВО Кузнецов, Орловским ВО Ремизов, Одесским ВО Черевиченко во время войны оказались неспособными командовать не только фронтами, но и армиями, а генерал-полковнику Черевиченко к концу войны доверяли командовать только стрелковым корпусом.
«Историк К.В. Колонтаев замечает, что именно категория офицеров Красной Армии, выслужившихся еще при царе из унтер-офицеров и офицеров военного времени, 1890-1900 годов рождения, выходцев из среды среднего крестьянства, с начальным и изредка неполным средним образованием в 20-30-е годы составила основную часть командного состава Красной Армии, а к 1940 году составляла и основную массу генералов Красной Армии.

Чисто мужицкая цепкость и неуёмное стремление пробиться наверх, не считаясь с количеством чужих отдавленных ступней, сочетались у них с присущим русскому зажиточному крестьянству подобострастием к начальству и презрением к нижестоящим. Всё это вкупе с низким уровнем общего и военного образования и фельдфебельско-унтерским типом личности делало их малоспособными к самостоятельному повышению своего общеобразовательного и военно-профессионального уровня. Их основные интересы лежали за пределами воинской службы, сводясь к самоутверждению посредством усиления внешних признаков власти». (Там же с. 101).
Перед войной действительно множеством округов командовали те, кто в царской армии был рядовым или унтер-офицером (Буденный, Белов, Апанасенко), а, например, комкор Восканов, Г.К. подполковник царской армии, награжденный пятью крестами, включая Георгиевский, в конце 30-х был на должности заместителя председателя центросовета Осоавиахима СССР. А вообще необученный Ворошилов – нарком!
После Гражданской войны Красную Армию сократили до 500 тыс. человек, но с началом тридцатых начался ее рост (1933 г. – 900 тыс., 1936 г. – 1,5 млн.) и, следовательно, рост количества командных должностей. Вот, скажем, комкор Куйбышев Н.В., кавалер трех орденов Красного Знамени, в царской армии – капитан, в Гражданской войне командовал армией. В 1929 г. он командующий Сибирским военным округом – хозяин Сибири! А с 1930 г. – секретарь распорядительных заседаний Совета труда и обороны… Ни о каком заговоре и мятеже против Советской власти еще и слухов не было.
При таком генералитете – из числа бывших фельдфебелей и унтеров, возможно, способных и даже в ряде случаев талантливых, в 1941 г. удивительно не то, что Красная Армия терпела поражения, а то, что они не приобрели ещё более катастрофического характера. В силу советской кадровой политики опытные и нужные в войне генералы не допускались на те должности, которые они и вправе, и обязаны занимать. В результате перед войной высшие советские военачальники оказались неспособными подготовить Красную Армию в тактическом и организационном плане.
Поражения и потери первых месяцев Великой Отечественной показали, где истинное место каждого офицера. Война оценила и выдвинула на высшие командные должности энергичных и способных командиров, хотя кадровыми вопросами, безусловно, стоило серьёзно заниматься гораздо раньше. Все командующие фронтами в 1944 г. в ходе войны стали Героями Советского Союза, некоторые – дважды. Этих людей война резко выдвинула из строя таких же генералов и офицеров, назначила на высокие должности и отметила высокими наградами. Но почему не до войны?
В успешном для Красной Армии 1944 году немцев громили 12 наших фронтов: Карельский, Ленинградский, три Прибалтийских, три Белорусских и четыре Украинских. Командовать ими, по идее, должны были бы 5 наших довоенных маршалов, начальник Генштаба и 16 довоенных командующих военными округами. Если учесть, что генерал-полковник авиации Локтионов А.Д., командовавший Прибалтийским ВО, и генерал-полковник Штерн Г.М., командовавший Дальневосточным фронтом (округом), перед войной были арестованы, осуждены и расстреляны, а командующие округами генерал-лейтенанты Кирпонос М.П. и Ефремов М.Г. погибли в начале войны, генерал-полковник Апанасенко И.Р. погиб в 1943 г., то остаётся 17 маршалов и генералов, которые должны были командовать фронтами.
Однако командовали фронтами только трое из этих высших довоенных военачальников: Мерецков К.А., Жуков Г.К. и Конев И.С., остальные реальные командующие фронтами в 1944 г. (Говоров Л.А., Василевский A.M., Рокоссовский К.К., Петров И.Е., Малиновский Р.Я., Толбухин Ф.И., Баграмян И.Х., Еременко А.И., Масленников И.И.) к концу 1940 г. были очень далеки от должности командующего округом, а Масленников вообще служил до войны в НКВД. Таким образом, есть основания считать, что в РККА перед Великой Отечественной войной существовал серьёзный кадровый перекос: генералы мирного времени к войне были плохо приспособлены.
Высший военачальник обязан спускаться глубоко вниз, искать таланты внизу. Гитлер это делал – он активно участвовал в учениях разных уровней, знакомился с тысячами офицеров, да и немецкие генералы, надо сказать, готовясь к предстоящей войне, тоже искали таланты.
Сталин же ни воевать, ни военным вождем становиться не собирался. На войсковые учения и знакомство с перспективными офицерами и генералами у него просто не было времени. А когда война началась, став Главнокомандующим, в кадровых вопросах он мог опираться на тех военных, кого знал лично. Но с боями таланты и профессионализм стали заметны, и Сталин способных генералов начал быстро поднимать. И то только тех, кого мог увидеть. Воюй генерал-майор Рокоссовский не под Москвой, а на севере или на юге, возможно, долго бы еще командовал корпусом. А так через год, даже с учетом лечения после ранения в госпитале, уже командовал фронтом.
Талантливый профессионал не страдает комплексом неполноценности, а удовлетворение часто находит в творческих поисках на занимаемой им должности, ведь любая должность дает простор для творчества. Зато посредственность толкает вверх как раз этот самый комплекс неполноценности: ей очень хочется всем показать, что, дескать, вы все меня дураком считали, а я вон как высоко забрался! Ну и, само собой, алчные карьеристы лезут вверх, чтобы удовлетворить свои мечтания о материальных благах.
Надо отметить, что начальствующий военный состав получал большие продуктовые пайки и по сравнению с гражданскими лицами имел массу побочных удобств. Скажем, уже командиру полка полагался особняк или большая квартира, конь для строя, автомобиль для поездок и конный экипаж для выездов. Для сравнения в то время заработки были такие: завскладом – 120 руб., библиотекарь – 150, учитель в зависимости от предмета и учебной загрузки – 250-750. Командиры РККА при бесплатном обмундировании и 50%-ной оплате квартиры получали: командир роты – 725, батальона – 850, полка – 1800, дивизии – 2200. Хлеб же стоил 90 коп., сахар – 4,50 руб., водка – 6 руб., костюм мужской – 75 руб.
Кроме этого, в мирное время в советской системе управления, а в Красной Армии в частности, вовсю процветал бюрократизм. Бюрократию в армии начал насаждать ещё Троцкий. Штабы, издавая массу приказов, инструкций, наставлений посылали в воинские части контролеров, чтобы проверить, как исполняются их инструкции. А контролер недостатки обязан найти, иначе он не контролер. В результате, чем выше начальник, тем чаще его проверяют. Карьеристу всё равно, ему главное – кресло, а умному профессионалу невмоготу быть «мальчиком для битья» у бесконечного числа проверяющих. Это тоже мешало талантливым профессионалам, особенно, без умения расталкивать локтями конкурентов, высоко подняться по служебной лестнице.
В период войн армия любого государства непосредственно участвует в вооруженной защите Отечества. От того, как армия готовится в мирное время к вооружённым конфликтам; кто и как готовит солдат к военным действиям; насколько грамотно решаются тактические, оперативные и организационные вопросы; а в период военных действий кто командует этой армией, в конечном счёте, и влияет на независимость страны. Опыт огромных потерь начала Великой Отечественной войны ещё раз подтверждает важность принятия правильных довоенных кадровых назначений. А те уроки и тот опыт, который хранит история Великой Отечественной, надо не забывать и в решении военных вопросов сегодняшней России.