Украинцы как народ

1)что объединяют русские и украинские народы ?

Заповніть пропуски у тексті. У 1240 році князь Олександр Невський здобув перемогу над Німецьким орденом. Це _____ століття, ______ половина, ____ чве рть. Начните заполнять таблицу ‘Культура России в 18 в.:’ 8 класс Направление культуры Деятель Достижен ия Укажите Фамилию (именно ее и ничего больше; с заглавной буквы) одного из первых русских писателей, поставившего проблему необходимости ликвидации само державия и крепостничества в России; Екатерина II даже приговорила этого писателя к казни. * Яким було становище держав Балканського півострова напередодні завоювання їх османами? Пж хоть что-то Каким был великий полководец гуннов атилла​ Каста войнов средневековой Индия Почему Др Рим оказался под сильным влиянием греческой культуры и с этим связан расцвет римской культуры Отгадать названия знаменитых военных фильмов Помогите с ответом «що означає герб Львова, або минулому герб Галицько-Волинської держави стислий кометар» очень срочно!!!!!!!!!! 2. Закрытые тестовые заданиябой с джунгарской агрессией связана вся история правления2.1. Борьбой с джунгарскА) КасымаC) ШигаяE) МурундукаB) ЖангираD) Хакназарарборьбе скалмаками Жангир пользовался поддержкой могулов Капзаключил союз сА) русскимиС) ногайцами E) башкирамиВ) кыргызамиD) xивинцамиа в 1993 году в Казахстане было отмечено 350-летие победы над ойратаA) ОрбулакеC) Аныракае E) ИлиB) БулантыD) Аягузе​

mozok.click

Крымский полуостров является также родиной караимов и крымчаков. Это немногочисленные этно-религиозные группы, которые говорят на языках, близких к крымскотатарскому, однако в отличие от крымских татар исповедуют не ислам. Крымчаки — сторонники иудаизма, а караимы — религии, которая сочетает черты иудаизма, христианства и ислама. Тех, кто признает себя караимами, в Украине осталось менее 1,2 тыс. человек, а крымчаками — около 400 человек. На юге Одесской области, на границе с Молдовой, проживают гагаузы — народ, говорящий на языке, близком к турецкому, а по религии является православным. Их около 30 тыс. человек.

Наибольшим этническим меньшинством в Украине являются русские. В течение Х1Х-ХХ вв. их количество и доля в населении постоянно увеличивались, что было результатом миграционной политики в России и бывшем СССР. Однако после провозглашения независимости Украины количество русских уменьшилось с 11,4 млн человек (в 1989 г.) до 8,4 млн человек (в 2001 г.), а их доля — с 22 % до 17 %. Такие резкие изменения показателей были, очевидно, результатом не только выезда

русских за пределы страны, но и роста этнического самосознания лиц украинского происхождения, которые во время предыдущих переписей фиксировались представителями другого народа. Наибольшая доля русских — в населении Крыма (58 %), Донецкой и Луганской областей (38 %), большинство русских являются городскими жителями.

Наиболее компактно в Украине проживают венгры (в Закарпатской области), румыны (в Черновицкой и Закарпатской областях), молдоване (в Черновицкой и Одесской областях), болгары (в Одесской области).

Больше всего поляков проживает в Житомирской, Хмельницкой и Львовской областях, беларусов — на востоке и юге Украины и в Ровненской области, цыган (ромов) — в Закарпатской области. Евреи в основном расселены по городам, наибольшее их количество — в Киеве, Одессе и Днепре.

Все народы в Украине имеют равные права и возможности развивать культуру и образование на родном языке. Совместно с украинцами строят независимое и демократическое государство, свободными гражданами которой они являются.

ЗАПОМНИТЕ

Украина является однонацинальным государством с многоэтническим составом населения. Коренное население — украинцы (до 78 %). Национальными меньшинствами в Украине являются крымские татары, караимы, гагаузы. Среди этнических меньшинств наиболее многочисленны русские.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие существуют региональные особенности расселения украинцев?

2. Что называют этнографической группой? Какие этнографические группы украинцев сохранили свою самобытную культуру до наших дней?

3. Какие национальные и этнические меньшинства проживают в Украине?

4. Представители каких этносов проживают в Украине наиболее компактно?

5*.Ознакомьтесь со статьями 10 — 12 Конституции Украины (1996 г.). Какие права гарантированы для народов, проживающих в Украине?

ПОРАБОТАЙТЕ В ГРУППЕ

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение об основных теориях происхождения украинского этноса: группа 1 — «единой (древнерусской) колыбели»; группа 2 — происхождение украинцев от славянских племён; группа 3 — автохтонности украинского народа.

Как создали «украинский народ»

Многие люди до сих пор не понимают, как братский «украинский народ» неожиданно стал злейшим врагом России. Прошло всего несколько лет со времени государственного переворота, а киевщина уже становится плацдармом НАТО, и украинская армия готовит «освободительный поход» на Восток.


Дело в том, что все политические процессы имеют управляемый характер. Этому неожиданному расколу предшествовали долгие столетия идеологической, исторической, культурно-языковой и информационной обработки западнорусского населения (малороссов) Малороссии-Украины. Соответствующее программирование началось с подачи Ватикана ещё в Речи Посполитой, захватившей южные и западные земли Руси, включая древнюю столицу русской земли – Киев. Тогда западными интеллектуалами была создана идея отдельного, особенного украинского народа. Запад издревле пытается расчленить и ослабить единый русский суперэтнос. Русских пытаются столкнуть с русскими, чтобы обескровить и уничтожить их своими же руками. Это древняя стратегия хозяев Запада – разделяй, стравливай и властвуй. Для этого и нужны «украинцы» — такие же русские, воинственные, пассионарные, но с промытыми мозгами, превращенные в таран Запада против Руси-России.
Таким образом, первоначально «украинцы» нужны были полякам в их старой войне против России. «Украинцы» были нечто вроде османских янычар – особого сообщества без роду и племени (мальчиков брали в славянских, кавказских, курдских и других землях и воспитывали в османском, мусульманском духе, превращая в яростных врагов Турецкой империи), специально натасканных для борьбы со своим же народом. Схожий образ есть во «Властелине колец» Толкина, где силы зла путем магических и генетических экспериментов из расы эльфов создали орков, которые ненавидят всё, связанное со своими братьями.
Достаточно посмотреть русские летописи, чтобы понять, что никаких «украинцев» никогда не было. Все области Руси – Великой, Малой, Белой – издревле населяли русы-русичи — русские. Исторические источники IX – XIII вв. никаких «украинцев» не знают. Никаких изменений в национальном составе населения не произошли и в XIV – XVI вв., когда огромные области Русской земли на юге и западе были захвачены Венгрией, Литвой и Польшей. В это время в источниках для обозначения двух частей Руси появляются новые территориальные названия: подчиненные Золотой Орде русские земли называют Великой Русью, оккупированные поляками и литовцами – Малой Русью. Греки в Византии также делили Русь – на Большую (Великую) и Малую Россию. Однако эти названия не вытеснили прежнего – «Русь», которое чаще всего употреблялось. Лишь к конце периода греческое название «Россия» занимает первое место.
Этноним же, используемый для обозначения национальной принадлежности населения Руси, остался без изменений. Русские по-прежнему оставались русскими вне зависимости от того, в какой части Руси-России они проживали – Малой или Великой. Расчлененный русский суперэтнос (суперэтнос русов) сохранял сознание своего национального и духовного единства, что подготовило духовные, идеологические и военные предпосылки для ликвидации иноземного владычества. Русские проявили активную самоорганизацию на оккупированной территории – запорожское казачество, православные и городские братства. Они активно противодействовали проводимой Польшей и римско-католической церковью политике дерусификации, полянизации и католизации населения Западной Руси. Эта самоорганизация позволила русским вступить в открытую вооруженную борьбу с оккупантами и завершить её победой, когда две части Руси воссоединились. Окончательное воссоединение Великой и Малой, Белой Руси произошло уже при Екатерине Великой (Разделы Речи Посполитой).
В Советском Союзе создали миф о «национально-освободительной борьбе украинского народа». В реальности это была национально-освободительная борьба русского народа. Не «украинцы», а русские казаки, крестьяне и горожане героически сражались с панской Польшей, пытались сбросить национальное, религиозное и социально-экономическое польские иго, обращавшее русских в «хлопов»-рабов. Не «украинцы», а русские отстаивали свою волю, веру, язык, право быть самими собой, а не подневольными польскими рабами. И все участники этой борьбы прекрасно знали это – кто, с кем и за что воюет. Не зря великий русский гетман Богдан Хмельницкий не раз говорил от имени русского народа. Так, в июне 1648 года, двигаясь на Львов, гетман отправил универсал (послание) жителям города: «Прихожу к вам как освободитель русского народа; прихожу к столичному городу земли червонорусской избавить вас из ляшской (польской) неволи». Червонной, Красной Русью (Червенские города) назывались в средние века земли западной части нынешней Украины.
Вот свидетельство ещё одного современника, из польского лагеря – польского гетмана Сапеги: «Против нас не шайка своевольников, а великая сила целой Руси. Весь народ русский из сел, деревень, местечек, городов, связанных узами веры и крови с казаками, грозит искоренить шляхетское племя и снести с лица земли Речь Посполитую».
Как мы видим, речь идёт только о русском народе. А различные мазепы, грушевские, петлюры, винниченки, бандеры, шухевичи, кравчуки, порошенки только обманывают народ, наживаются на его горе и служат различным врагам русской цивилизации и русского народа – Швеции, Польше, Германии, Австрии, Англии, США (в целом хозяевам Запада). Во времена Хмельницкого шла великая священная война не за «самостийну «Украину», а за воссоединение двух частей единой Руси-России и объединение русских в едином государстве.
В польских источниках XVI столетия встречается слово «украина», от которого два века спустя «украинствующие» поведут историю мифического государства «Украина», населенного фантастическим, вымышленным «украинским народом». Хотя и на Руси, и в Польше это слово имело одно значение – «украйну-окраину», приграничную окраину.
Никаких изменений в национальной принадлежности населения Малой Руси не было вплоть до XX столетия. В частности, нынешняя Галиция – оплот «украинства», а до начала Первой мировой войны подавляющее большинство галичан идентифицировали себя в качестве русских. Это самосознание было вытравлено только путем геноцида австрийцами самой активной и образованной части русских в это области, а затем во время Советского Союза, когда официально создали «украинский народ». Простые люди, как во времена Древней Руси, и периода феодального распада, польско-литовской оккупации, воссоединения Великой и Малой Руси, для своего национального самоопределения использовали один этноним – русские (русы). Это было характерно для всех русских, где бы они не жили – в Малой, Белой или Великой России-Руси.
Другое дело интеллигенция, в среде которой приживались чужие, занесенные с Запада, мертвые книжные, исторические теории. Именно из этого разряда ложная теория о «трёх ветвях» русского народа – «малороссов», «великороссов» и «белорусов». Эти «народности» не оставили никаких следов в истории. Причина проста: таких этносов никогда не существовало! Территориальные названия – Малая, Великая, Белая Русь – никогда не несли национального содержания, а лишь обозначали русские земли, населенные русским народом, которые временно оказались в разных государствах. В целом ничего не изменилось в настоящее время: после поражения в Третьей мировой (холодной) войне местные князья-президенты с одобрения Запада расчленили единую Россию-СССР на три русских государства – РФ, Украину и Белоруссию. Но народ генетически, исторически, по вере и языку, культуре – один. Только с учётом возрастания мощи пропаганды, инструментов программирования-зомбирования (ТВ, интернет) – обманутый, введённый в морок всё больше.

Хотя и раньше, и сейчас в России можно создать не один десяток таких «этносов», что собственно постепенно, скрытно и делается. Так, во времена до объединения вокруг Новгород и Киева Рюриковичами, затем в период феодальной раздробленности Руси население каждой земли, княжества имели свои этнографические особенности. Кривичи отличались от полян и вятичей, новгородцы и рязанцы от москвичей и смолян. Все имели свои бытовые особенности (в одежде, украшениях, архитектуре и т. д.), говоры. Но все были частью единого русского народа (суперэтноса). Также в настоящее время идёт работа по отделению от русских – сибиряков, поморов, казаков, жителей Поволжья и т. д. Все политические, исторические, процессы носят управляемый характер. Также создали и «украинцев» — якобы особенный, самостоятельный этнос, не имеющий отношения к «москалям».
После революции 1917 года эта мертвая, лживая теория «трех народностей» получила развитие. Революционеры-интернационалисты, выполняя задачу по разрушению исторической России, директивно переименовали «три русские народности» в «три братских народа», три различные самостоятельные нации. На бумаге создали две «нерусские нации» — белорусов, сохранивших прежнее название, а «малороссов» превратили в «украинцев». Такой терминологической операцией численность русского суперэтноса удалось сократить почти на треть. Русскими остались только бывшие «великороссы» (этот термин вывели из оборота). Причём эта антиисторическая, обманная схема закреплялась государственным строительством: созданием отдельной «украинской республики», фиксацией в паспортах национальности «украинец», закреплением за «мовой» официального статуса не только на территории Малороссии, но и в Новороссии, Крыму, Донбассе, Черниговщине, Слобожанщине – регионах, где она не имела широкого распространения.
Советская историография подвела под эту теорию «научную» базу, развивая достижения украинствующей и либеральной историографии. Так, в Малой советской энциклопедии (1960 г.) отмечалось: «Ростово-Суздальская земля, а впоследствии Москва, становятся политическим и культурным центром великорусской (русской) народности. В течение XIV – XV веков складывается великорусская (русская) народность, и Московское государство объединяет все территории с населением, говорящим по-великорусски». Советские энциклопедии сообщали, что в XVI столетии завершилось складывание русской народности. Так закладывались основы катастрофы русского народа в новейший период истории. Киевская (Древняя) Русь в значительной мере оказалась за пределами русской истории. Её «обрезали» ещё больше. Раньше русов-русских не замечали практически до Крещения, теперь их стали выводить из Московского княжества (Московии). Древнюю Русь населили некими «восточными славянами» — дикими и непросвещенными. Из них якобы позднее и вышли «три братских народа» — русские, украинцы и белорусы. Хотя все летописные источники сообщают нам о русичах, русских, Руси, Русской земле, русских князьях, русском роде и т. д.
Таким образом, произошло расчленение русского народа, были созданы две искусственные государственности – украинская и белорусская. Русским-великороссам не дали и этого. Составляя до 90% населения РСФСР и РФ, они не имеют государствообразующего статуса. А после 1991 года произошла настоящая катастрофа. В Союзе сепаратистам и нацистам не давали воли. А после развала СССР местные националисты, при полной поддержке Запада, смогли полностью или частично вытеснить русских (с актами геноцида) из Туркестана, Закавказья, Прибалтики. В Прибалтике оставшиеся русские превращены в людей второго сорта. На Украине, Белоруссии и в самой России происходит деградация и вымирание русского народа. В Белоруссии этот процесс самый медленный, но и он в последние годы набирает обороты. Подросли поколения националистов, не знавших СССР, воспитанных и получивших образование в новой культурной, образовательной среде. Для них Россия – враг, «оккупировавший» Крым, «развязавший войну» на Донбассе и готовый поглотить Белую Русь. Они воспитаны в идеологии «литвинства», мнят себя потомками литвинов-литовцев, считают себя отдельной нацией.
На Украине ситуация ещё хуже. Столетия усиленной идеологической, информационной, исторической обработки дали свои ядовитые всходы.
Продолжение следует…

Вопрос о происхождения украинской нации один из самых дискуссионных и противоречивых. Историки «самостийной» доказывают, что корни украинского этноса самые древние в Европе, ученые других стран пытаются их опровергнуть.

Сегодня в украинском сообществе все чаще и смелее высказываются гипотезы, согласно которым история украинского этноса должна вести свой отсчет едва ли не от первобытных племен. По крайней мере, всерьез рассматривается версия, согласно которой, именно украинский этнос стал основой для появления великорусского и белорусского народов.

Киевский журналист Олесь Бузина по поводу этой гипотезы иронизировал: «То есть, по логике ее последователей, некий питекантроп, выведясь из обезьяны в Африке, пришел на берега Днепра, и тут потихоньку переродился в украинца, от которого произошли русские, белорусы и прочие народы вплоть до индусов».

Украинские историки, пытающиеся удревнить свои корни, забывают, что на протяжении более чем тысячи лет земли от Дона до Карпат, подвергавшиеся нашествию сарматов, гуннов, готов, печенегов, половцев и татар, неоднократно меняли свой этнический облик.

Так, опустошительное монгольское завоевание второй четверти XIII века заметно сократило число жителей Приднепровья. «Большая часть людей Руссии перебита или уведена в плен», – писал посетивший эти земли францисканец Джованни дель Плано Карпини.

На долгое время бывшие территории Киевского княжества погрузились в социальную и политическую смуту. До 1300 года они находились в составе улуса Ногая, с XIV столетия попали под власть княжества Литовского, а через два столетия туда пришла Речь Посполитая. И крепкий элемент древнерусского этноса оказался основательно размыт.

В середине XVII столетия вспыхнули казацкие восстания против польского владычества, которые были первыми попытками восстановления национальной идентичности. Их итог – «Гетманщина», ставшая примером южнорусской автономия под казацким управлением.

До середины XVII столетия термин «украинец» в качестве этнического обозначения не употреблялся. Это признают даже самые идейные историки «незалежной». Зато в документах той поры встречаются другие слова – русские, русины, малороссы, и даже россияне.

В «Протестации» 1622 года киевского митрополита Иова Борецкого есть такие строки: «Каждому всходнего благочестия народу росийского человеку… всем благочестивым церкве восточная благопослушным великоменитого народу российского всякого стану духовного и свицкого достоинства побожным людем».


Запорожцы / Илья Репин

А вот фрагмент письма 1651 года гетмана Богдана Хмельницкого турецкому султану Мехмеду IV: «…и вся русь, которая здесь живёт, которая с греками одной веры и от них своё начало имеет…». К слову, в записанной от кобзаря с Черниговщины Андрея Шута думе произносится: «Що ж то в нас гетьман Хмельницький, русин».

Нежинский протопоп Симеон Адамович в письме царю Алексею Михайловичу более конкретен: «…и по тех моих трудех от милости вашей царской с Москвы отнюдь ехати не хотелось есмь, ведаючи непостоянство своей братии малороссийских жителей…». Словосочетание «Малая Русь», как название поднепровских земель, впервые зафиксировано в 1347 году в послании византийского императора Иоанна Кантакузина.

Термин «украина» впервые появился в 1213 году в летописном сообщении о возвращении князем Даниилом Галицким пограничных с Польшей русских городов. Там, в частности, сказано: «Даниил еха с братом и прия Берестий, и Угровеск, и Столпье, Комов и всю украину». Такое раннее упоминание дискуссионного термина и пытаются часто использовать в качестве доказательства древности украинской нации.

Однако, в летописном контексте, собственно, как и в контексте той эпохи «украинами» именовали различные порубежные, окраинные земли в Московском царстве («сибирская украина») и Речи Посполитой («польска украйна»).

Писатель Владимир Анищенков говорит: «Наука этнология не отмечает такого народа как «украинец» вплоть до XIX века. Причём, сначала «украинцами» местных жителей стали называть поляки, затем австрийцы и германцы. В сознание малороссов это наименование внедрялось несколько веков. Начиная с века XV».

Впрочем, в сознании казачьих элит единый этнос, проживающий на территории Малороссии, стал обособляться и противопоставляться соседям уже во второй половине XVII столетия. Запорожский атаман Иван Брюховецкий в обращении к гетману Петру Дорошенко писал:

Взяв Бога на помощь, около своих неприятелей до московых, се есть москалей, болши дружбы с ними не имеючи… чтобы мы о таком московском и ляцком нам и Украине неприбылном намерении ведаючи, уготованное пагубы ожидати, а самих себя и весь народ украинский до ведомого упадку о себе не радеючи приводити имели.

К жителям Западных областей Украины, входивших в состав Австро-Венгрии, термин «украинцы» пришел позднее всего – в начале XX века. «Западенцы» себя традиционно называли русинами (в немецком варианте «рутены»). Любопытно, что гордость украинской нации поэт Тарас Шевченко ни в одном из своих произведений не употреблял этноним «украинец».

Зато в его послании к землякам есть такие строки: «Німець скаже: «Ви моголи». «Моголи! моголи!» Золотого Тамерлана онучата голі». В изданной в Берлине в 1925 году брошюре «Украинское движение» русский эмигрант и публицист Андрей Стороженко писал:

Наблюдения над смешением рас показывают, что в последующих поколениях, когда скрещивание происходит уже в пределах одного народа, тем не менее, могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови. Знакомясь с деятелями украинского движения, начиная с 1875 года не по книгам, а в живых образах, мы вынесли впечатление, что «украинцы» — это именно особи, уклонившиеся от общерусского типа в сторону воспроизведения предков чужой тюркской крови.

А ведь один из самых популярных образов украинского фольклора «козак-лыцарь Мамай» – наглядное подтверждение подобного предположения. Откуда у персонажа народных картинок чисто татарское прозвище? Не является ли он олицетворением беклярбека Мамая, чьи потомки учувствовали в формировании казачества на Украине?

В переводе с тюркских языков «казак» – это «разбойник», «изгнанник». Именно так называли не желавших подчиняться деспоту беглецов из армии Чингисхана, которые осели в степных районах нынешней Украины. Средневековый польский хронист Ян Длугош так писал о крымских татарах, напавших в 1469 году на Волынь: «Татарское войско составлено из беглецов, добытчиков и изгнанников, которых они на своем языке называют казаками».

На мысль о татарских корнях нынешней украинской нации наталкивают и результаты археологических раскопок на месте сражения при Берестечко (1651): оказывается, запорожские казаки не носили нательных крестов. Археолог Игорь Свечников утверждал, что представление о Запорожской Сечи как оплоте христианства сильно преувеличено. Неслучайно первая церковь в Запорожской вольнице появилась только в XVIII веке, после принятия казаками российского подданства.

Нельзя не обратить внимания на этническую пестроту населения современной Украины. Этнографы утверждают, что печенеги, половцы и татары сыграли в формировании внешности «щирого» украинца не меньшую роль, чем русины, поляки или евреи. Генетика в целом подтверждает такие предположения.

Подобные исследования провела Лаборатория популяционной генетики РАМН, используя генетические маркеры Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) и митохондриальной ДНК (родословная женской линии). Результаты исследования с одной стороны выявили значительное генетическое сходство украинцев с белорусами, поляками и жителями Запада России, но с другой – показали заметное различие между внутриукраинским и тремя кластерами – западным, центральным и восточным.

В еще одном исследовании, уже американских ученых Гарвардского университета, было глубже проанализировано распределение украинцев по гаплогруппам. Оказалось, что 65-70% украинцев принадлежит гаплогруппе R1a, которая характерна для степных народов. К примеру, у киргизов она встречается в 70% случаев, у узбеков – в 60%, у башкир и казанских татар – в 50%. Для сравнения, в российских регионах северо-запада – Новгородской, Псковской, Архангельской, Вологодской областях группе R1a принадлежит 30-35% населения.

Другие гаплогруппы украинцев распределились так: три из них – R1b (западноевропейская), I2 (балканская), и N (финно-угорская) имеют примерно по 10% представителей, еще одна – E (Африка, Западная Азия) насчитывает приблизительно 5%. Что же касается коренных обитателей территории Украины, то генетика здесь бессильна. «Генотипы современных украинцев ничего не могут нам сказать о древней истории населения Украины», ­– признает американский генетик Питер Форстер.

О чем поет щедрик эксклюзив

Украинцы — третий по численности этнос России. Всего в нашей стране живёт около пяти миллионов представителей этой национальности.

Хотя в последние годы появился ряд довольно экзотических версий о происхождении народа, признанные историки и этнографы единодушны: у русских, украинцев и белорусов общие предки – восточные славяне. Ряд источников называет их также русинами («Повесть временных лет») и русичами («Слово о полку Игоревом»). Общие славянские корни, схожесть в культурах, многовековая история соседства в рамках одной большой страны, — все это в плане традиций сблизило русских и украинцев как ни одних других представителей разных народов. В академических кругах считают, что название национальности произошло от древнерусского слова «оукраина»: так на Руси называли пограничные земли, а их жителей, соответственно, — оукраинцами, а позднее — украинцами.

Украинский язык по степени распространённости на территории РФ стоит на седьмом месте, в Москве работает Библиотека украинской литературы.

При этом, в России нет и намёка на обособленные украинские диаспоры или, тем более, анклавы: украинцы и русские живут в добрососедстве. Особенно много представителей этой нации на южных и дальне-восточных территориях страны.

Культура и традиции украинцев

Народная культура украинцев тесно переплетается с обрядно-религиозными традициями. Многие обычаи и суеверия связаны с природными явлениями, сельскохозяйственным календарём. Чтобы убедится в этом, достаточно перечитать ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, родившегося и выросшего в Полтавской губернии Российской империи. Зимние колядования и радостное буйство молодёжи в ночь на Ивана Купала чередуются в его рассказах цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» с мистическо-сказочными мотивами народных поверий.

Существенная часть народных традиции и обычаев украинцев — семейные обряды. Самое любимое и почитаемое торжество – свадьба. Когда-то девочек к этому знаменательному событию готовили с самого раннего возраста. Примерно тогда же будущие невесты начинали мечтать о суженом и представлять «как это будет».

Свадебный «цикл» начинался с традиционного сватовства: жених и его родственники мужского пола шли знакомиться с родственниками будущей жены загодя. С собой несли калач хлеба, который, в знак согласия, должен был быть разрезан невестой. В случае же её отказа родственники жены выносили сватам тыкву.

Украинская помолвка также проходила по определённому народному ритуалу: руки молодожёнам завязывали над собранным зерном или свежеприготовленным хлебом. Хлеб символизировал достаток в будущей семье. А чтобы молодая семья уж точно горя не знала, выпечку свадебного каравая доверяли только счастливым в браке женщинам.

Гостей на торжество молодожены приглашали лично, причем, довольно затейливым образом: невеста шла по домам своих подружек и дарила им коржики. А те сразу догадывались – дело идет к свадьбе. Подружки тоже без работы не сидели: плели венки, которые дарили невесте и жениху.

Немало украинских традиций и примет связано с рождением детей. Например, беременным девушкам не стоит глядеть на змей и встречаться с больными людьми, заранее шить или покупать одежду будущему ребёнку. Естественно, со временем когда-то обязательные к исполнению правила смягчились. А некоторые и вовсе отошли в небытие. Так, когда-то первые 40 дней после рождения запрещено было показывать малыша мужчинам, включая его отца.

Народные праздники украинцев

Как и у других славянских народов, в праздничных традициях украинского народа сплелись язычество и православие.

Один из главных языческих праздников — связанный с днём солнцестояния день Ивана Купалы — отмечают в ночь на 7 июля. Девушки пускают венки по воде рек и водоёмов и водят хороводы вокруг большого ночного костра, через который в момент кульминации праздника перепрыгивает вся честная компания.

Зимние праздники украинцев начинались в декабре: 19.12 отмечался день Святого Николая, почитание которого восходит к традициям Римской империи. Со временем в странах Западной Европы Святой Николай «переродился» в Санта-Клауса, который дарит подарки в Рождественскую ночь.

В Рождественскую пору издавна было принято ещё и гадать, обращаясь к силам неподвластной человеку природы. С памятью ещё одной античной христианской святой связана дата, приходящаяся на современный Старый Новый Год. Тринадцатого января украинцы почитают Меланию Младшую (Римскую). В этот день дети и подростки ходят по домам и «меланкуют»: поют песни, танцуют, изображают забавные сценки, получая от взрослых взамен сладости или мелочь.

Интересные факты об украинцах

Украинский язык считается одним из самых красивых и приятных в звучании. На языковом конкурсе, который проходил в 1934 году во Франции, он занял второе место, после итальянского, по критерию мелодичности и третье место, после французского и персидского, — по лексико-фонетическому и лексическому строению.

Украинская народная рождественская песня «Щедрик», в английском варианте известная под названием «Carol of the Bells», приобрела мировую популярность в музыкальной обработке композитора Николая Леонто́вича. Песня до сих пор очень востребована в кинематографе. Услышать ее можно, к примеру, в фильмах «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Крепкий орешек – 2», «Один дома» и «Один дома – 2», а юмористические интерпретации фигурируют в популярных американских мультсериалах: «Южный Парк», «Гриффины», «Симпсоны».

Согласно данным книги рекордов Гиннеса, самым длинным ручным духовым инструментом считается украинская труба трембита. Её длина может составлять до 3-х метров, средний вес — 1,5 килограмма.

Памятники украинскому поэту Тарасу Шевченко установлены в 1200 городах по всему миру.