Центр управления обороной

Содержание

О создании новой военной струкутры в России — Национального центра управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) «Комсомолка» впервые рассказала своим читателям еще пару лет назад. Правда, — «в самых общих чертах» (потому что тогда были известны лишь наметки будущего «департамента») . Сейчас же у нас появилась возможность детально раскрыть суть новшества и его предназначение. Причем, сделают это два первых лица в Вооруженных силах РФ — министр обороны России генерал армии Сергей ШОЙГУ и начальник Генерального штаба генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ. Кстати, вопрос о создании НЦУО 1 ноября обсуждался на очередном селекторном совещании в Минобороны, где, пожалуй, впервые столь подробно и открыто глава военного ведомсвта России и НГШ «осветили» смысл создания нового органа.

Министр обороны РФ генерал армии Сергей ШОЙГУ:

— Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финан­совые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международ­ную деятельность.

Особая роль в работе Центра отводится вопросам оперативной координации деятельности федераль­ных органов исполнительной власти в области обороны. Для функционирования Национального центра в едином защищённом информационном пространстве созда­ётся программно-аппаратный комплекс, в рамках которого решается задача объединения информационных ресур­сов всех министерств и ведомств. Органы управления уже сейчас работают в постоянно обновляющейся информационной системе, имеющей оборонное значение, обеспечивается доступ к единым информационным ресурсам всех участников межведомственного взаимодействия. На всех уровнях управления создана развёрнутая система центров и пунктов управления войск (сил), работающих по единому регламенту взаимодействия. Она включает региональные и территориальные центры управления обороной, центры управления видов, родов войск и объединений Вооружён-ных Сил, пункты управления соединений. Уже сейчас можно говорить о том, что создана структура, позволяющая оперативно готовить обоснованные, всесторонне проработанные предложения для принятия решений руководством на всех уровнях, от тактического до стратегического. В настоящее время создание Национального центра управления обороной Российской Федерации завершается. С первого декабря оперативные дежурные смены Центра заступят на боевое дежурство.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ:

— Что же вызвало необходимость создания НЦУО? В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. Содержанием деятельности ЦКП являлось отслеживание резких изменений военно-политических изменений в мире, контроль состояния специальных видов оружия и обеспечение управления его санкционированным применением. Для решения этих задач на ЦКП были замкнуты малочисленные дежурные службы объединений Вооруженных Сил, а в тактическом звене – нештатные дежурные по воинским частям (в соединениях штатные структуры для круглосуточного дежурства отсутствовали).

Сбор и анализ информации по различным направлениям деятельности Министерства обороны и Вооруженных Сил осуществлялись только узкопрофильными органами военного управления. Функции обобщения и учета разрозненной информации, как по боевому управлению, так и по управлению повседневной деятельностью, а также координация деятельности органов военного управления при решении задач, фактически возлагались на руководителей, принимающих управленческие решения, и осуществлялись эпизодически в ходе продолжительных служебных совещаний.

В современных условиях многократно увеличились объемы информации, цикл ее изменения сократился с недель и суток до часов и минут. Возникла острая необходимость в постоянном комплексном мониторинге процессов, происходящих в мире, в стране и Вооруженных Силах, в непрерывном комплексном анализе обстановки и выработке вариантов реагирования на ее изменения.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий ГЕРАСИМОВ

Центральный командный пункт перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства.

Кроме того, в Вооруженных Силах до настоящего времени существовала громоздкая система сбора информации. Она базировалась на табеле срочных донесений. Информация согласно табелю представлялась в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других) с низкой периодичностью. Так, командир бригады представлял доклады в вышестоящий штаб один раз в неделю, командующий войсками военного округа – один раз в месяц. И часто получалось так, что информация, содержащаяся в них, быстро устаревала.

В настоящее время информация меняется скоротечно, причем не только в отношении военно-политической обстановки, но и во всех сферах, затрагивающих интересы Вооруженных Сил. Это разработка и поставка вооружений, снабжение всеми видами довольствия, строительство, подготовка и обучение кадров и прочие.

Учитывая эти тенденции, в Министерстве обороны создан постоянно действующий, единый по структуре для мирного и военного времени орган оперативного управления военной организацией государства – Национальный центр управления обороной Российской Федерации. В его составе на всех уровнях управления развернуты и несут дежурство штатные оперативные дежурные смены.

По результатам апробации его функционирования стало ясно, что цикл обработки информационных потоков значительно сократился, многие вопросы управленческой деятельности решаются в реальном масштабе времени силами дежурных смен.

По сути, Национальный центр представляет собой механизм круглосуточного управленческого воздействия на все сферы деятельности Вооруженных Сил с условным делением на боевую и повседневную составляющие.

Почему «условным»? Потому что практически невозможно вести успешную подготовку к обороне России без координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих задачи в области обороны, без создания инфраструктуры и поставки новых вооружений и техники, без материально-технического обеспечения и подготовки личного состава Вооруженных Сил.

В составе Национального центра два основных органа: центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам. Основные центры предназначены:

центр боевого управления – для поддержания боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации в целом, а так же группировок войск (сил) на стратегических направлениях, как в мирное, так и в военное время на необходимом и достаточном уровне готовности к отражению возможной агрессии и управления войсками (силами) при выполнении ими боевых и специальных задач;

центр управления повседневной деятельностью – для оперативной координации деятельности органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти на всех уровнях по поддержанию войск (сил) в боеготовом и боеспособном состоянии, мониторинга выполнения гособоронзаказа, финансового, материально-технического, медицинского, жилищного обеспечения, подготовки кадров, международного военного сотрудничества и других видов деятельности.

Новизна подхода состоит в том, что сверху донизу, на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях создана «стволовая» структура непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.

Кстати, вопрос о создании НЦУО 1 ноября обсуждался на очередном селекторном совещании в Минобороны

Как это работает?

Рассмотрим на примере подсистемы мониторинга выполнения гособоронзаказа. Здесь внедрены комплексные подходы к реализации планов обеспечения Вооруженных Сил системами вооружения, военной и специальной техникой. Все мероприятия, от выявления потребности в конкретном типе вооружения, до серийной поставки образцов в войска (силы) и ввода их в эксплуатацию увязаны в единый процесс. На каждом уровне управления до соединения включительно дежурные смены Национального центра в круглосуточном режиме осуществляют контроль, в том числе и визуальный (с использованием видеокамер), за изготовлением образцов вооружения, созданием соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовкой запасов материальных средств, формированием и обучением персонала для их эксплуатации. Отклонения от графиков фиксируются, проводится анализ причин, выдаются рекомендации и предложения для проведения своевременной корректировки и выправления ситуаций.

Мне, как начальнику Генерального штаба, дежурный генерал докладывает за сутки по тем или иным вопросам до 20 – 25 раз. Особенно это касается отклонений по каким-либо вопросам. Я, соответственно, принимаю решения сам или информирую Министра обороны Российской Федерации для утверждения предложений. Дежурный генерал при этом не просто докладывает обстановку, а главное, – формулирует выводы и обоснованные предложения, которые требуют только утверждения или не утверждения.

Наличие такой структуры сводит к минимуму время принятия решений для адекватного реагирования на ситуацию, будь то отставание от графика в строительстве объектов, или недружественные действия в отношении суверенитета российских территорий.

Созданный механизм позволяет в кратчайшие сроки включить в совместную работу органы военного управления, исполнительной власти и местного самоуправления для выполнения принятых решений.

В соответствии с Планом обороны государства 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации) имеют свои задачи в области обороны, как в мирное, так и в военное время. От эффективности решения любого, пусть даже незначительного вопроса в том или ином федеральном органе исполнительной власти, часто зависит итог выполнения масштабных комплексных мероприятий. Для нас стало жизненно необходимым скоординировать усилия федеральных органов исполнительной власти при решении задач в области обороны, собственно для этого и предназначен механизм, который мы называем Национальным центром.

Однако я не хотел бы, чтобы у вас сложилось впечатление, что созданный Центр подменяет или дублирует функции штабов и органов военного управления. Нет. Мы перераспределили Центру те задачи, которые требуют непрерывного цикла выполнения и установили регламент информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. При этом на всех уровнях постоянно поддерживается обобщенная и актуализированная информация о составе, состоянии, характере действий войск (сил), их обеспеченности и степени готовности к решению задач.

Помимо постоянной готовности выдать предложения по реагированию на кризисные ситуации, Национальный центр управления и его структуры на местах обеспечивают штабы и органы военного управления необходимой информацией для текущего и перспективного планирования, подготовки и принятия решений, их доведение до войск (сил) и контроль исполнения.

Важно, что структура оперативных дежурных смен и содержание деятельности Центра не меняются при переводе с мирного на военное время. Меняется объем информации, интенсивность ее обработки и подготовки необходимых материалов для доклада. То есть наработанные и отлаженные взаимосвязи и алгоритмы продолжают действовать в любых условиях обстановки.

В настоящее время выполняется корректировка некоторых принципов работы органов управления, которая позволит увязать потоки информации и повысить эффективность совместной деятельности.

С созданием Национального центра в широком его понимании обеспечено целенаправленное преобразование системы управления Вооруженными Силами, на основе системного использования современных и перспективных возможностей информационных технологий, достигнут совершенно новый уровень управления всеми видами деятельности Вооруженных Сил, взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти в повседневной деятельности и в ходе ведения военных действий.

Наличие Национального центра управления обороной Российской Федерации, способного в кратчайший срок обеспечить принятие решений руководством страны на применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в ответ на возникающие угрозы, доведение до исполнительского звена и контроль выполнения принятых решений, выступает дополнительным фактором, сдерживающим агрессию против России.

Приведу пример.

Если говорить простым языком мы решаем задачу повышения эффективности управления. То есть повышаем качество и уменьшаем время выполнения задач.

Возьмем такое широко распространенное понятие, как «БОЕВАЯ ТРЕВОГА». Оно для органов военного управления уже практически не актуально. Потому, что ряд мероприятий, выполняемых по этому сигналу – прибытие состава оперативных групп, проведение боевого расчета, развертывание рабочих мест, сбор данных обстановки и другие, уже выполнены с того момента как мы организовали непрерывное боевое дежурство оперативных дежурных смен по всем направлениям деятельности органов военного управления.

Позволю себе еще раз напомнить, для единого понимания, что же такое Национальный центр.

Это мощнейший, самодостаточный механизм, представляющий из себя профессионально подготовленные оперативные дежурные смены на всех уровнях управления от тактического до стратегического, которые круглосуточно несут боевое дежурство в специально оборудованных помещениях, оснащенных самыми современными средствами связи и автоматизации. Они осуществляют мониторинг по всем направлениям деятельности, как внутри Вооруженных Сил, так и в рамках всей военной организации Российской Федерации по реализации Плана обороны государства. Принцип работы оперативных дежурных смен заключается в следующем: это – непрерывный сбор информации; это — непрерывный анализ обстановки; это – подготовка выводов и предложений руководству; это, наконец, – координация и контроль выполнения всех мероприятий, проводимых в Минобороны и государстве в целом по вопросам обороны.

«Нам удалось вырваться вперёд»: как Россия превзошла Запад в автоматизации управления обороной

1 декабря 2014 года на боевое дежурство заступил Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ), расположившийся в здании Минобороны. Уникальная информационно-аналитическая структура была создана менее чем за год.

НЦУО объединил функции Центрального командного пункта Генштаба и Ситуационного центра Минобороны, но функционирует на новой технологической платформе.

Программно-аппаратный комплекс (ПАК) на Фрунзенской набережной превосходит стоящий в Пентагоне суперкомпьютер по показателям производительности (16 против 5 петафлопс) и по возможностям хранения данных (236 против 12 петабайт).

ПАК является разработкой «Объединённой приборостроительной корпорации». Как отмечает Минобороны, машина способна обрабатывать гигантские объёмы информации, моделировать развитие событий и рассчитывать наиболее оптимальные варианты выполнения тех или иных задач.

  • Первая дежурная смена Национального центра управления обороной РФ
  • © Минобороны России

По выражению главы военного ведомства Сергея Шойгу, Центр является ставкой верховного главнокомандующего. Президент в режиме реального времени может получать информацию практически из каждой воинской части и контролировать выполнение приказа.

Однако гипотетическое уничтожение этой мегаструктуры не будет означать краха всей системы управления обороной России. В военных округах работают аналогичные мини-центры. Таким образом, верховный главнокомандующий или другое уполномоченное лицо может управлять обороной из любого регионального штаба.

В круглосуточном режиме

Современный характер боевых действий требует согласованной оперативной реакции силовых и гражданских ведомств. Ключевая задача НЦУО заключается в осуществлении эффективного взаимодействия между различными видами и родами войск, а также между Минобороны, органами власти и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

На практике НЦУО позволяет в круглосуточном режиме через специальную автоматизированную систему контролировать ход выполнения Гособоронзаказа (ГОЗ), боевых и хозяйственных задач и даже ликвидацию последствий стихийных бедствий.

  • Заседание руководства Минобороны РФ в Национальном центре управления обороной
  • © Минобороны России

НЦУО участвовал в подготовке и управлении стратегическими учениями «Запад-2017», где были задействованы подразделения Вооружённых сил, Росгвардии, ФСБ и МЧС.

На сегодняшний день дежурная смена Центра управления повседневной деятельностью (одно из подразделений НЦУО) осуществляет взаимодействие с 78 органами исполнительной власти, государственными компаниями и организациями.

17 ноября 2017 года Сергей Шойгу сообщил журналистам, что система межведомственного взаимодействия позволяет Минобороны ежегодно экономить до 4 млрд рублей на услугах ЖКХ. Это стало возможным благодаря тому, что НЦУО ежесуточно контролирует количество потребляемой энергии, воды, тепла, угля, газа на объектах военного ведомства.

По словам Шойгу, в рамках НЦУО создана «достаточно надёжная система контроля за выполнением ГОЗ». Министр обороны заявил, что ежедневно в Сирию доставляется около 2000 тонн грузов. Столь внушительные объёмы поставок являются заслугой межведомственного взаимодействия, налаженного посредством НЦУО.

«Мы контролируем все перевозки как по воздуху, так и по автомобильным дорогам, морским путям сообщения… И сегодня мы гарантированно имеем все возможности для доставки в самые отдалённые районы в очень короткие сроки. <…> Мы контролируем все полигоны без исключения, что позволило нам вывести задействование полигонов более чем на 80%», — сказал Шойгу.

  • Министр обороны Сергей Шойгу (слева) и начальник Генштаба Валерий Герасимов (справа) на совещании по вопросам ресурсного обеспече­ния и технического переос­нащения Вооружённых Сил РФ
  • © kremlin.ru

В конце ноября 2015 года The Washington Post назвала НЦУО «звездой» сирийской операции Вооружённых сил РФ. Газета сообщила, что возможности Центра управления обороной позволяют Москве «координировать действия по всему миру, включая запуски баллистических ракет и развёртывание стратегических ядерных сил».

Повышение мобилизационной готовности

Российское руководство уделяет огромное внимание повышению эффективности межведомственного взаимодействия. Эта тема была одной из центральных на прошедшей 20—23 ноября в Сочи серии совещаний по ОПК под председательством президента РФ Владимира Путина.

Глава государства затронул вопрос повышения мобилизационного потенциала, сообщив, что по итогам прошедших в 2017 году учений были выявлены «определённые недостатки». В связи с этим Путин призвал «выработать дополнительные меры по повышению мобилизационной готовности».

«Отмечу, что способность экономики быстро увеличивать объёмы оборонной продукции и услуг в нужное время — одно из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства. К этому должны быть готовы все стратегические и просто крупные предприятия независимо от форм собственности», — подчеркнул Путин.

Межведомственное взаимодействие должно стать более эффективным после появления центров управления обороной в регионах. 17 ноября начальник НЦУО Михаил Мизинцев заявил, что Минобороны завершает «формирование типовой структуры центров, состава информационно-управляющих средств и регламентов информационного взаимодействия».

Также по темеВ бой с планшетом: как новая система управления войсками усилит российскую армию В 2025 году в российские войска начнёт поступать новая автоматизированная система управления (АСУ). Программно-аппаратный комплекс…

Мизинцев считает, что региональные центры как органы оперативного управления «будут важным звеном в системе не только военного, но и государственного управления». По его мнению, готовность мини-центров была проверена и положительно оценена в ходе учений «Запад-2017».

«В 2017 году информационное взаимодействие с использованием ресурсов закрытого сегмента отрабатывается уже со всеми субъектами Российской Федерации. Впервые обеспечен оперативный электронный обмен сведениями, составляющими государственную тайну, на региональном и межрегиональном уровнях», — сообщил Мизинцев.

Начальник НЦУО рассказал, что Минобороны осуществляет тесное взаимодействие с МВД, ФСБ и прокуратурой, чтобы контролировать криминогенную обстановку в районах размещения войск, вокруг и внутри военных городков. В рамках контроля за выполнением ГОЗ основными партнёрами Минобороны являются Минпромторг, «Росатом» и «Роскосмос».

Национальный центр управления обороной РФ

Первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями

Общая характеристика Национального центра управления обороной

  • Основные задачи
  • Руководство НЦУ и контакты

АСУВ Вооруженных Сил России

  • Основу Национального центра составляют три центра управления
  • Суперкомпьютер центра управления обороной РФ может стать мощнее

Эффективность АСУВ ВС РФ проверена в Сирии в ходе сетецентрической войны

«Умная» система мониторинга и прогноза

Итоги и перспективы

Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУ) предназначен для обеспечения централизованного боевого управления Вооруженными Силами Российской Федерации; обеспечения управления повседневной деятельностью Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота; сбора, обобщения и анализа информации по военно-политической обстановке в мире, на стратегических направлениях и по общественно-политической обстановке в Российской Федерации в мирное и военное время.

Общая характеристика Национального центра управления обороной

Основные задачи

• поддержание системы централизованного боевого управления ВС РФ в готовности к боевому применению и контроль состояния Вооруженных Сил, группировок войск (сил) на стратегических направлениях, а также выполнения основных задач боевого дежурства;

• обеспечение руководства Министерства обороны информацией по военно-политической обстановке в мире, общественно-политической обстановке в Российской Федерации и состоянию Вооруженных Сил, информационное обеспечение работы руководящих должностных лиц государства и Министерства обороны при проведении мероприятий в ситуационном центре Министерства обороны;

• обеспечение управления, координация и контроль полетов и перелетов авиации Вооруженных Сил;

• обеспечение управления, координация и контроль выполнения силами (войсками) ВМФ задач боевой службы и боевого дежурства, участия в международных операциях и специальных мероприятиях, международно-правовое сопровождение действий сил (войск) ВМФ.

Национальный центр управления обороной РФ

Руководство НЦУ и контакты

Мизинцев Михаил Евгеньевич

Начальник Национального центра управления обороной Российской Федерации, генерал-лейтенант Биография (открыть) Биография

Михаил Евгеньевич Мизинцев родился 10 сентября 1962 года в деревне Аверинской Сямженского района Вологодской области. Русский.

1980 г. — окончил Калининское суворовское военное училище,1980-1984 гг. — курсант Киевского высшего общевойскового командного училища, 1984-1989 гг. — командир разведывательного взвода, командир разведывательной роты танкового полка танковой дивизии общевойсковой армии в Группе советских войск в Германии.

1989-1990 гг. — начальник штаба — заместитель командира разведывательного батальона танковой дивизии общевойсковой армии в Западной группе войск. 1990-1991 гг. — начальник разведки мотострелкового полка мотострелковой дивизии общевойсковой армии в Закавказском военном округе.

1991-1992 гг. — командир мотострелкового батальона (горного) мотострелкового полка мотострелковой дивизии общевойсковой армии в Закавказском военном округе.

1992-1993 гг. — командир мотострелкового батальона (горного) мотострелкового полка мотострелковой дивизии общевойсковой армии в Группе Российских войск в Закавказье. 1993-1996 гг. — слушатель Военной академии имени М.В. Фрунзе

1996-2001 гг. — старший офицер-оператор Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

2001-2003 гг. — слушатель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

2003-2007 гг. — начальник группы Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ.

2007-2010 гг. — начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба Московского военного округа (место службы — Замоскворечье, Космодамианская наб.).

2010-2011 гг. — начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба Северо-Кавказского военного округа.

2011-2012 гг. — начальник оперативного управления — заместитель начальника штаба Южного военного округа.

С августа 2012 г. — начальник Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Награжден орденом Почёта, многими медалями, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

22 февраля 2014 — присвоено звание — генерал-лейтенант.

Адрес:

119160, г. Москва, Фрунзенская набережная 22/2
Телефон 8 (495)696-88-00

Нажмите для просмотра увеличенного изображения

Национальный центр управления обороной РФ

Национальный центр управления обороной РФ

АСУВ Вооруженных Сил России

Это первая в мире единая система управления всеми воинскими подразделениями входящими в структуру Вооруженных сил России, в том числе и ядерной триадой, реализованная в действующем Национальном центре управления обороной Российской Федерации и соответствующих центрах подчинённых органов управления: военный округ (оперативно-стратегическое командование) – армия – дивизия (бригада).

Техническую основу АСУ ВС РФ составляет автоматизированная система управления войсками (АСУВ) отечественного производства «Акация-М», которая имеет в войсках мобильный аналог (МЧ АСУ Р «Акация-М»), поставляемый на вооружении военных округов России с 2005 года. АСУВ «Акация-М» позволяет военнослужащим находиться в одном и том же информационном пространстве, как в местах постоянной дислокации (НЦУО и Центры управления войскам округов), так и при выходе в поле или в ходе боевых действий. По сути «Акация-М» — это военный аналог интернета. Программное обеспечение, на котором работает АСУВ разработано под типовые силы и средства управления, а также типовые боевые расчеты.

АСУВ «Акация-М» в сочетании с развернутыми своими мобильными вариантами обеспечивают оперативно-стратегическое и оперативное управление Вооруженными силами России.

Оперативно-тактическое и тактическое управление войсками осуществляют комплексы Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) «Созвездие-М2» и ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д».

ЕСУ ТЗ «Созвездие-М2» проходит обкатку и дальнейшее совершенствование в Сухопутных войсках, а ЕСУ ОТЗ «Андромеда-Д» в войсках ВДВ. Обкатка этих комплексов проходила во время многочисленных общевойсковых учений и внезапных проверок, которые Вооруженные силы России провели в 2015 году, а также в реальных боевых условиях во время операции российских ВКС в Сирии.

Все информационные потоки от АСУВ концентрируются в «Ставке Верховного Главнокомандования» — НЦУО РФ. В ПАК НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «РусБИТех», а обеспечение геопространственной информацией строится на концепции территориально распределенного сбора, хранения и доставки геопространтсвенных данных (полное наименование — ЕАСО ВС РФ ГП И) разработки Группы «Кронштадт».

Национальный центр управления обороной РФ

Нажмите для просмотра увеличенного изображения

Основу Национального центра составляют три центра управления:

Центр управления стратегическими ядерными силами

Предназначен для управления применением ядерного оружия по решению высшего военно-политического руководства Российской Федерации.

Центр боевого управления

Осуществляет мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализирует и прогнозирует развитие угроз для Российской Федерации или её союзников, обеспечивает управление применением Вооружённых Сил, а также войск и воинских формирований, не входящих в структуру Минобороны.

Центр управления повседневной деятельностью

• Осуществляет мониторинг всех направлений деятельности военной организации государства, касающихся всестороннего обеспечения Вооружённых Сил.
• Координирует деятельность ФОИВ по удовлетворению потребностей не входящих в состав Минобороны других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований. Следующим этапом работы предполагается масштабирование данных информационных технологий вниз по структуре вооруженных сил до штабов соединений и тактических единиц, с сохранением базовых принципов архитектуры системы и апробированных в НЦУО конкретных программно-аппаратных решений мониторинга обстановки, поддержки принятия решений и других элементов управления войсками и силами.

Суперкомпьютер центра управления обороной РФ может стать мощнее

Сергей Шойгу

Фото Сергея Гунеева. Производительность суперкомпьютера Национального центра управления обороной (НЦУО) РФ может быть увеличена более чем на 50%, сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу в интервью к фильму «Равнение на центр», вышедшему в эфир на телеканале «Россия 24» 30 декабря 2016 года.

«Это открытая архитектура… Можно наращивать, увеличивать, расширять, углублять, тут масса возможностей. Запас колоссальный, до половины еще не дошли, потому что это огромный объем программного продукта, который должен позволить нам более эффективно управлять большими скоростями», — сказал Шойгу.

Он добавил, что суперкомпьютер НЦУО способен прогнозировать развитие вооруженных конфликтов, основываясь на историческом опыте.

«Операция по бывшей Югославии — большая, натовская. Когда концентрировался флот, когда подтягивались ракеты, как работала авиация — все это анализируется, и если завтра у нас поступит информация, машина нам скажет — «Друзья мои, ситуация очень похожа с вероятностью 90% на то, что было тогда по Сербии, здесь есть угроза, что такое же может повториться в этом регионе, надо принимать меры», — отметил Шойгу.

Национальный центр управления обороной РФ

Эффективность АСУВ ВС РФ проверена в Сирии в ходе сетецентрической войны

После заступления на боевое дежурство НЦУО РФ фактически свёл к минимуму время принятия решений для быстрого реагирования на любую ситуацию. Именно это и обеспечило успех российских ВКС в Сирии.

В ходе «полевых испытаний» во время учений и боевого применения в Сирии АСУВ ВС РФ показала следующие результаты:

1. Была достигнута высокая оперативность информационного обмена, (сбора, обработки и отображения информации о тактической обстановке), повышающая скорости выполнения основных задач управления в 5-6 раз, по сравнению с неавтоматизированными системами управления.

2. За счет постоянного сбора данных обстановки в режиме круглосуточного мониторинга, была обеспечена непрерывность работы всей АСУВ ВС РФ от оперативно-стратегического уровня (НЦУО) до уровня тактического звена (ЕСУ ТЗ).

3. В результате использования единых аппаратно-программных комплексов (АПК), единого программного обеспечения (в том числе для графического отображения данных обстановки) для всех уровней управления от солдата до командующего Вооруженными силами, была достигнута высокая степень унификации элементов системы управления.

4. Была проверена живучесть АСУВ на случай выхода из строя группы АПК (штабов с АПК), которая благодаря способности АСУВ быстро восстанавливать свою работоспособность, в том числе и в распределенном режиме, показала высокую степень надежности применяемых средств и элементов комплексов.

Четыре года правительство Сирийской арабской республики, возглавляемое Башаром аль-Асадом, и её армия проигрывали пядь за пядью территорию своей страны подготовленным инструкторами ЧВК (США, Турции и некоторых арабских стран) и оснащенным современным оружием, средствами связи и разведки группировкам боевиков, включая ИГИЛ. Боевики успевали везде — они наносили эффективные удары по воинским частям, по позициям обороны, по военным конвоям и городам Сирии. Тактика группировок была не предсказуема, захваченные населённые пункт тут же превращались в крепости с развитой инфраструктурой снабжения и фортификаций. Где произойдёт очередной прорыв, никто в командовании армии САР не мог сказать со 100% уверенностью.

Дело в том, что в действиях группировок ИГИЛ прослеживалась отработка доктрины «сетецентрических войны» (англ. Network-centric warfare) армии США, которую они начали разрабатывать в 1998 году. Главный принцип ведения боевых действий в условиях «сетецентрической войны» – это создание так называемых «стай» (вооруженных группировок), с последующими атаками противника на всех направлениях при помощи небольших по численности подразделений.

Это концепция ведения боевых действий, предусматривающая увеличение боевой мощи группировки объединённых сил за счет образования информационно-коммутационной сети, объединяющей источники информации (разведки), органы управления и средства поражения (подавления), обеспечивающая доведение до участников операций достоверной и полной информации об обстановке в реальном времени.

Сетецентрическую войну (СЦВ), по замыслу авторов, способны вести только высокоинтеллектуальные силы. Такие силы, пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, способны к большей эффективности, чем при ведении автономных, сравнительно разрозненных действий.

Группировки ИГИЛ были лишь инструментом в войне против правительства Башара Асада, управление через АСУВ и координацию боевых действий этих группировок вероятнее всего обеспечивали подрядчики ЧВК и сотни военных инструкторов, расквартированных в Турции, Кувейте и Ираке.

Доктрина СЦВ предусматривает четыре основные фазы ведения боевых действий.

1. Достижения информационного превосходства посредством опережающего уничтожения (вывода из строя, подавления) системы разведывательно-информационного обеспечения противника (средств и систем разведки, сетеобразующих узлов, центров обработки информации и управления).

2. Завоевания превосходства (господства) в воздухе путем подавления (уничтожения) системы ПВО противника.

3. Постепенное уничтожение оставленных без управления и информации средств поражения противника, в первую очередь ракетных комплексов, авиации, артиллерии, бронетехники.

4. Окончательное подавление или уничтожение очагов сопротивления противника.

Была ли возможность у армии САР противостоять боевым действиям на основе доктрины СЦВ, ответ очевиден. Поэтому российские ВКС действительно переломили эту «безысходную» ситуацию, так как свои боевые действия они координировали и управляли ими из единого центра АСУВ ВС РФ, в который собиралась вся информация по ТВД в Сирии. Помимо боевых задач НЦУО РФ централизованно и параллельно решал все вопросы по снабжению и размещению на базах Хмеймим и Тартус нашей группировки вооруженных сил, сведя логистические операции к минимальным затратам. Не стоит забывать и об информировании мировых СМИ о ходе боевых действий с предоставлением эксклюзивных кадров со средств воздушной и космической разведки.

Национальный центр управления обороной РФ

«Умная» система мониторинга и прогноза

Программно-аппаратные комплексы способны собирать, обрабатывать информацию из открытых источников разных типов, анализировать сложившиеся тенденции, прогнозировать развитие ситуации и даже предлагать возможные варианты решения проблем.

Работу над программно-аппаратными комплексами анализа военно-политической обстановки (ПАК ВПО) и анализа общественно-политической, а также социально-экономической ситуации в стране (ПАК ОПС) ведут специалисты холдинга «Системы управления», входящего в структуру «Объединенной приборостроительной корпорации».

Комплексы предназначены для оперативного наблюдения через открытые источники — СМИ и социальные сети — за политической, экономической, общественной ситуацией вокруг Российской Федерации и внутри страны, за общественными настроениями и реакциями на различные события, назревающими проблемами в обществе и экономике.

В сравнении с обычными системами мониторинга программно-аппаратные комплексы «ОПК» обладают рядом функций, до сих пор не реализованных в похожих отечественных разработках.

«Мы внедряем кросс языковую поддержку, то есть возможность анализа источников на разных языках, а не только на русском. Наша система способна отбирать в потоке информации мировых СМИ те сообщения, которые относятся к заданному запросу, переводить иноязычный текст, анализировать его и включать данные в статистику и итоговый материал. В других похожих системах нет возможности качественного перевода с иностранного языка. Точно так же, как и системы качественного автоматического перевода речи в текст. Для решения этих задач мы взяли уже существующие программы и адаптировали их под наши задачи. На начальных этапах работы программно-аппаратные комплексы будут работать с 5-6 языками, в дальнейшем их число может быть увеличено по требованию заказчика».

— говорит генеральный директор холдинга «Системы управления» Андрей Ризнык.

В отличие от большинства систем мониторинга, программно-аппаратные комплексы анализируют не только печатный текст и цифровое телевидение, но и эфирное вещание, работая с материалами прямого эфира. В них также внедрена функция графического отбора: система распознает изображения и способна идентифицировать людей и объекты. Комплексы также считывают бегущую строку и обрабатывают радиосюжеты. Поскольку основная задача системы – формировать картину текущего дня, в отборе источников акцент сделан на оперативной информации: новостные СМИ и сайты, социальные сети, блоги. В социальных сетях система анализирует частоту высказываний по тематике, их оценочность.

«Итоговый информационный продукт система формирует в многоуровневом виде, состоящем из информационных блоков, для того чтобы пользователю была доступна любая форма информации, — уточняет Андрей Ризнык. — Верхний уровень содержит итоговую аналитику, общие выводы о запрошенной ситуации, анализ отчётов и выбор вариантов решения проблем. Средний уровень – это более подробная информация, включающая диаграммы, графики, формирование отчётов, прогнозирование развития ситуации. На более низком уровне можно проследить периодичность, частоту и скорость обновления информации, место формирования события или ситуации вплоть до конкретного сообщения, которое вошло в статистику, просмотреть нужный файл, телесюжет или текст сообщения в СМИ. С помощью системы наглядно можно будет увидеть тенденции изменения обстановки в конкретных регионах страны и мира».

В программно-аппаратном комплексе предусмотрена возможность последующего расширения функций, задач, объемов обрабатываемых источников.

Итоги и перспективы

К подготовке и оснащению вооруженных сил со стороны любого государства предъявляются все более высокие требования, которые ужесточаются с каждым годом.

«Задача предстоящего десятилетия (для Вооруженных сил России), — говорил Президент России Владимир Путин, — заключается в том, чтобы новая структура Вооруженных Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая „видит“ дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее — чем аналогичные системы любого потенциального противника. Наша цель — построение полностью профессиональной армии».

Построение профессиональной армии и создание эффективной системы управления войсками – это две взаимосвязанные задачи, которые должны базироваться на общих принципах, обеспечивающих достижения поставленных целей при наименьших затратах, в том числе и в ходе реальных боевых действий.

Основные принципы управления войсками определяются Министерством обороны РФ в следующем виде:

1. Единоначалие;

2. Централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчинённым возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач;

3. Твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки;

4. Личная ответственность командующих (командиров) за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач;

5. Высокая организованность и творчество в работе командующих (командиров), штабов и др. органов военного управления.

Пункты 2, 3 и 5 являются одними из ключевых показателей в искусстве управления войсками. В современной российской армии они стали воплощаться в полной мере начиная с 1 декабря 2014 года, когда Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ) заступил на круглосуточное боевое дежурство. Первое «боевое крещение» НЦУО РФ получил во время операции российских ВКС в Сирии.

Именно участие российских ВКС в уничтожении группировок ИГИЛ и «Джебхат-ан-Нусра» (обе запрещены в Российской Федерации) показали правильность принятого 8 мая 2013 года Президентом России решения.

«Решение о создании НЦУО было принято Президентом России в целях совершенствования системы централизованного управления военной организацией государства и экономикой страны при решении вопросов подготовки к вооружённой защите страны. Национальный центр – это, по сути, действующий в круглосуточном режиме механизм управления всеми сферами деятельности Вооружённых Сил. Он должен обеспечить способность и готовность войск к решению поставленных задач, выполнение гособоронзаказа, финансовые и материально-технические ресурсы, комплектование войск и подготовку кадров, решение медицинских и жилищных вопросов, нашу международную деятельность»

— эти слова Министра обороны Сергея Шойгу показывают, как на практике было достигнута реализация пункта 2 принципов управления войсками.

В предшествующие 50 лет обеспечение управления Вооруженными Силами (ЦКП ВС РФ) осуществлялось Центральным командным пунктом Генштаба. В современных условиях объемы информации многократно увеличились, цикл изменения актуальности сократился с недель и суток до часов и минут. Информационный обмен ЦКП ВС РФ, базировавшийся на табеле срочных донесений с низкой периодичностью предоставления информации в письменных документах (телеграммах, донесениях, сводках и других), перестал удовлетворять предъявляемым требованиям по информационному обеспечению руководства Министерства обороны.

Российская космическая группировка военных спутников связи и разведки на данный момент уступает американским группировкам INMARSAT, IRIDIUM и разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США (National Reconnaissance Office, NRO).

С введением в эксплуатацию космических аппаратов Единой космической системы и других образцов космических аппаратов военного и двойного назначения, ВС РФ и в этом сегменте выйдут на передовой мировой уровень.

Источники информации

• Информация с официального сайта Минобороны России — mil.ru.
• Информация с официального сайта Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК) — opk-rt.ru.
• Документальный фильм «Равнение на центр». ВГТРК – «Россия-24», 30.12.2016 г.
• Статья «Технические аспекты управления войсками России и США» («Арсенал Отечества» № 1(21) за 2016 г.).
• Материалы из прочих электронных ресурсов, находящиеся в открытом доступе.

Национальный центр управления обороной готов к действию


C 1 декабря на боевое дежурство начнут регулярно заступать оперативные смены Национального центра управления обороной (НЦУО) Российской Федерации. Споры о том, насколько необходимо было создание такого центра, велись с самого начала его сооружения и ведутся по сей день. Кто-то из критиков данной идеи, смутно представляя себе конечный облик и задачи, возлагаемые на НЦУО, увидел в этом лишь напрасную трату средств (по некоторым данным, стоимость проекта составляла 40 млрд руб.). Другие, обращая внимание на возможности современных высокоточных систем поражения, скептически высказывались относительно целесообразности сосредоточения (при определенных обстоятельствах) в одном месте ключевых фигур военно-политического руководства страны. Третьи стращали самих себя, а заодно и остальных москвичей неизбежным наступлением транспортного коллапса в районе Фрунзенской набережной, который должны были вызвать строительство и ввод в строй нового объекта, имеющего стратегическое значение.

Одним словом, как и водится в таких случаях, все то новое, что должно было появиться с созданием НЦУО, встречалось некоторыми обозревателями и комментаторами если не в штыки, то, во всяком случае, с изрядной долей скепсиса. Но, заметим, в сложившейся ситуации военное ведомство предпочло не размениваться на малопродуктивную полемику с оппонентами, а сосредоточиться на качестве и сроках выполнения этой задачи, поставленной Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ.
Сегодня, когда до официального ввода НЦУО в строй остается менее месяца, фактически можно говорить о том, что качественно новая структура по управлению военной организацией государства не только состоялась, но и уже на стадии несения опытно-боевого дежурства стала в полной мере оправдывать свое существование.
КОРРЕКТИВЫ ВНЕСЛА ЛОГИСТИКА
Об этом на днях сообщил журналистам начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов. Причем сделанная на таком высоком уровне профессиональная, а не экспертная оценка пока еще стартовых результатов деятельности центра была озвучена впервые. Из этого можно сделать вывод, что первые конкретные наработки вполне оправдывают ожидания руководства Вооруженных сил в плане эффективности функционирования новой управленческой структуры.
Валерий Герасимов акцентировал внимание на том, что существовавшая на протяжении полувека система обеспечения управления войсками, завязанная на Центральный командный пункт (ЦКП) Генерального штаба ВС РФ, в какой-то момент перестала себя оправдывать.
Прежде всего с точки зрения сбора, обобщения и анализа подчас узкопрофильной и разрозненной информации, которая при определенных обстоятельствах могла иметь весьма значимый характер для выполнения Вооруженными силами РФ возложенных на них задач.
По словам военачальника, эти функции наряду с координацией деятельности органов военного управления по конкретным вопросам фактически возлагались на руководителей соответствующего уровня, что, по сути, контроль за происходящими в войсках процессами лишался таких важных составляющих, как непрерывность, комплексность, а также оперативность и адекватность реагирования на изменения обстановки.
Вместе с тем приобретающие все большую значимость вопросы логистики, связанные с обеспечением и перемещением войск, или же увязки поступления в войска новых образцов вооружения и военной техники со сроками строительства под них необходимой инфраструктуры откровенно выходили за рамки компетенции дежурных смен ЦКП. Иными словами, деятельность этого органа управления была сконцентрирована не на комплексном анализе и воздействии, а скорее на фиксации происходящих в Вооруженных силах отдельных процессов, сборе и представлении требовавшегося объема информации военному руководству и доведении его решений до конкретных исполнителей. При этом выработка вариантов реагирования на те или иные события также оставалась за рамками решаемых ЦКП задач. С учетом же того, что цикл изменения обстановки и соответственно необходимость оперативного принятия решений в современных условиях сократились до часов и минут, оправдавшая себя в прошлые годы система управления Вооруженными силами уже не отвечала реалиям времени.
АПРОБАЦИЮ УЖЕ ПРОВЕЛИ
Универсальность созданного НЦУО как органа оперативного управления военной организацией государства, помимо всего прочего, заключается в единстве его структуры для мирного и военного времени. А подтвержденное в ходе апробации его функционирования существенное сокращение цикла обработки информационных потоков и возможность решения многих вопросов управленческой деятельности силами дежурных смен, безусловно, кардинально изменили статус НЦУО по сравнению с его предшественником – ЦКП.

Существующее разделение НЦУО на два основных центра: центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам – дает возможность, с одной стороны, не смешивать в «общую кучу» непрерывно поступающую разнородную информацию. С другой же стороны – такая структура центра позволяет при необходимости произвести комплексный анализ нескольких факторов, каждый из которых может оказать значительное влияние на конечный результат каких-либо процессов.
При этом, как отметил Валерий Герасимов, заложенная в деятельности НЦУО новизна подхода заключается в создании на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях «стволовой» структуры непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.
Приведя в качестве примера работу подсистемы мониторинга выполнения гособоронзаказа, военачальник сообщил, что в деятельности структур НЦУО все мероприятия, от выявления потребности в конкретном типе вооружения до серийной поставки образцов в войска и ввода их в эксплуатацию, увязаны в единый процесс. В этом процессе сопряжены вопросы изготовления образцов вооружения, создания соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовки запасов материальных средств, формирования и обучения персонала для их эксплуатации. По любым отклонениям от установленных графиков проводится анализ причин и выдача рекомендаций и предложений для внесения необходимых корректировок и выправления ситуации.
Кстати, находящийся с апреля на опытно-боевом дежурстве НЦУО прошел успешную апробацию в период проведения стратегического командно-штабного учения «Восток-2014». Тогда управление действиями различных по составу группировок войск в режиме реального времени производилось непосредственно из Национального центра управления обороной.
В то же время глава российского Генштаба отметил, что НЦУО не подменяет и не дублирует функции соответствующих штабов и органов военного управления. Речь идет лишь о делегировании Центру тех задач, которые требуют непрерывного цикла выполнения, и установлении порядка информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. В том числе – и с другими федеральными министерствами и ведомствами, имеющими свои задачи в сфере обороны государства. На сегодняшний день в соответствии с Планом обороны государства к таковым отнесены 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации). И НЦУО здесь выступает в качестве механизма координации их усилий при решении задач в области обороны страны.
При этом, как стало известно, в военном ведомстве решили отказаться от прикомандирования на постоянной основе в состав НЦУО представителей других министерств и ведомств, однако, если того потребует складывающаяся обстановка, возможности Центра позволят им развернуть свои посты или рабочие места.
Примечательно, что, не дожидаясь официального ввода в строй НЦУО, военное ведомство заранее позаботилось о подготовке для него соответствующих кадров. И уже с июля на базе Военной академии Генштаба ВС РФ специалисты центра проходят трехмесячный курс обучения. Всего же, как сообщалось, ежегодно планируется готовить около 500 экспертов и аналитиков для службы и работы в НЦУО, а также сформировать учебные программы переподготовки для руководителей федеральных органов власти и директоров оборонных предприятий.
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ
СДЕРЖИВАНИЯ УГРОЗ СТРАНЕ
Важными аспектами успешной деятельности НЦУО являются вопросы, связанные с обеспечением защиты и безопасности информационных систем и защищенностью самого центра, который в военное время, не приходится сомневаться, станет одним из главным объектов воздействия противника.
На сей счет в одном из недавних интервью начальник Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил, что при создании НЦУО использовалась исключительно отечественная техника и программное обеспечение. А возможности программно-аппаратного комплекса Центра позволят моделировать развитие и варианты разрешения кризисных ситуаций практически в любой точке мира. Кроме того, представитель Генштаба сообщил, что при строительстве Центра учитывался в том числе и фактор возможного нанесения по его объектам ядерного удара. То есть меры, предпринятые для обеспечения безопасности НЦУО, адекватны характеру возможных угроз для этого стратегического объекта.
Наличие НЦУО, способного в кратчайший срок обеспечить принятие решений руководством страны на применение Вооруженных сил, других войск и органов в ответ на возникающие угрозы, начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов отнес к дополнительному фактору сдерживания агрессии против России.
При всей кажущейся небесспорности данного тезиса российского военачальника все-таки можно согласиться с ним в главном: с созданием Национального центра управления обороны Российской Федерации руководство страны и Вооруженных сил получило качественно новый инструмент мониторинга, всестороннего анализа и оперативного воздействия на различные аспекты, тесно связанные с обороной государства. Не подвело бы, как это нередко в истории случалось, исполнение…

В Центре шторма: как офицеры-операторы охраняют безопасность страны

В декабре нынешнего года исполнилось пять лет одной из самых закрытых структур военного ведомства — Национальному центру управления обороной (НЦУО). Ежедневно в 10 часов утра сотни специалистов-операторов НЦУО заступают на боевое дежурство. В их руках национальная безопасность страны. «Известиям» впервые удалось попасть в этот центр и посмотреть изнутри, как его специалисты обеспечивают оборону России.

— Наш центр — это особый управленческий механизм, — рассказывает «Известиям» начальник НЦУО генерал-полковник Михаил Мизинцев. — При резком обострении обстановки центр на основе всестороннего анализа результатов мониторинга, используя методы математического моделирования, в минимально короткие сроки вырабатывает предложения руководству страны для принятия решений. А в исключительных случаях мы можем и отдавать санкционированные указания на выполнение первоочередных, неотложных действий. И речь здесь идет не только о непосредственном применении оружия и войск, но и о вопросах всестороннего обеспечения.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В режиме реального времени операторы НЦУО следят за тем, что происходит в мире, в России, а самое главное, в Вооруженных силах и оборонно-промышленном комплексе. Как говорят в центре, «мы видим всё. От взлетающей в США ракеты, до того, вовремя ли завтракают солдаты в Хабаровске».

Но специалисты не просто мониторят обстановку. В их руках есть все необходимые инструменты, чтобы мгновенно и адекватно отреагировать на любые внештатные или чрезвычайные ситуации. Или, как говорят в центре, на «экстремальные отклонения».

Максимальная безопасность

Национальный центр управления обороной находится в центре Москвы. Это несколько корпусов в обширном комплексе зданий Минобороны на Фрунзенской набережной, скрытых от взгляда посторонних. Объекты центра надежно защищены от прослушивания и несанкционированного проникновения.

Режим безопасности в НЦУО не просто строгий, а суровый. Прежде чем туда попасть, придется пройти несколько пунктов охраны. А потом сдать телефоны, компьютеры, планшеты, смарт-часы и даже фитнес-браслеты.

А5 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Такие жесткие меры, к сожалению, нельзя назвать лишними. Как говорят эксперты, война в киберпространстве уже идет. А Национальный центр управления обороной — это очень привлекательная цель.

— Сердцем программно-аппаратного комплекса НЦУО является центр обработки данных, — поясняет «Известиям» генерал-полковник Михаил Мизинцев. — В нем мы используем самые современные технологии и суперкомпьютеры. Они обеспечивают сверхвысокое быстродействие работы вычислительных средств, хранение и обработку огромного объема постоянной и оперативной информации.

Немного истории

Строительство зданий НЦУО началось 20 января 2014 года по инициативе министра обороны Сергея Шойгу и под непосредственным руководством начальника Генштаба генерала армии Валерия Герасимова. Всего 333 дня потребовалось военным и специалистам военно-промышленного комплекса, чтобы возвести уникальный инженерно-технический комплекс, выстроить сложнейшую электронную систему и интегрировать ее. Официальным днем рождения центра здесь считают 19 декабря 2014 года — день заступления на боевое дежурство.

Сейчас на одном из этажей первого корпуса разместился небольшой, но очень интересный музей.

— Первые упоминания о дежурном генерале в военном ведомстве появились в российских документах в 1788 году, — рассказывает экскурсовод. — А уже в 1812 году в России была официально создана «служба дежурного генерала».

А5 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В 1960-е годы с появлением ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет СССР потребовался единый центр управления стратегическими силами в мирное и военное время. Так появился Центральный командный пункт Генерального штаба.

— ЦКП ГШ надежно обеспечивал своевременное применение стратегических ядерных сил и других сил и средств, стоящих на боевом дежурстве, адекватно складывающейся обстановке. Но в настоящее время этого недостаточно, — поясняет «Известиям» генерал-полковник Михаил Мизинцев.

Три круга национальной безопасности

Основа НЦУО — это три центра управления (ЦУ). При этом у каждого свое уникальное предназначение.

— ЦУ стратегическими ядерными силами предназначен для управления применением оружия, в первую очередь ядерного, — рассказывает Михаил Мизинцев. — А вот в центре боевого управления ведут мониторинг военно-политической обстановки в мире, анализируют и прогнозируют развитие угроз для Российской Федерации или ее союзников.

По словам главы НЦУО, специалисты центра обеспечивают управление применением не только Вооруженных сил, но и других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований федеральных органов исполнительной власти.

А1 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Специалисты третьего центра следят за повседневной жизнедеятельностью войск и работой оборонно-промышленного комплекса. Их ЦУ — это просторное помещение круглой формы. Рабочие места операторов находятся на специальных подиумах. У каждого специалиста свой терминал с несколькими мониторами. Дополнительно на стенах центра управления установлены круговые панорамные экраны. Там отображается вся актуальная и необходимая на данный момент информация.

Так, на одном из экранов нам показывают цех нижегородского авиастроительного завода «Сокол». В этот момент там модернизируют четыре сверхзвуковых перехватчика МиГ-31 — видно, как работают авиастроители. При этом рядом с каждым ремонтирующимся самолетом спроецирована информация о степени его готовности. Также мы можем увидеть данные о том, какие работы сейчас проводятся на самолете и сроки их завершения.

На стенах центра управления повседневной жизнедеятельностью размещена бегущая строка. На нее выводится актуальная новостная лента как российских, так и иностранных средств массовой информации. Как поясняют нам специалисты НЦУО, если возникнет необходимость, в центре смогут также оперативно мониторить социальные сети и даже Telegram-каналы.

А2 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В дежурную смену ЦУ повседневной жизнедеятельностью входят самые разные специалисты. К примеру, финансисты. Они в режиме реального времени следят за движением денежных средств по счетам, в том числе и за выплатой денежного довольствия.

Есть авиационные специалисты, которые наблюдают за тем, какие самолеты находятся в воздухе, а какие ждут своей очереди на аэродроме и готовятся к вылету. А вот операторы-«автомобилисты» мониторят трафик автомобильной техники. К примеру, какие колонны и с каким грузом находятся на маршрутах. Если с машинами произойдет поломка или внештатная ситуация, операторы ЦУ сразу же получат всю информацию.

Спорт и полиграф

Дежурство оператора НЦУО длится ровно сутки. Всё это время он неотрывно находится в помещении своего ЦУ за рабочим местом. Выделяется лишь небольшое время на прием пищи, а также четыре часа на сон. Примечательно, что только дежурным операторам национального центра, единственным во всех Вооруженных силах, разрешено носить специальные майки поло.

Во время суточного дежурства на офицере очень высокая нагрузка. Ему приходится в режиме реального времени обрабатывать большое количество секретных и совершенно секретных данных и оперативно принимать решения. При этом каждый оператор — это уникальный специалист, на подготовку которого уходит не один год. Поэтому личный состав Национального центра управления обороной находится под особым контролем в военном ведомстве.

А3 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Так, каждый офицер НЦУО несколько раз в год в обязательном порядке проходит психологическое тестирование и проверку на полиграфе. Если есть подозрения, он сразу будет снят с дежурства и взят на контроль. Для того чтобы операторы не выгорали на службе, в национальном центре есть специальный центр психологической разгрузки и целый спорткомплекс.

— Спорт очень хорошо помогает расслабиться перед суточным дежурством, — рассказывает руководитель спорткомитета национального центра. — Поэтому наши залы начинают работать с 6 часов утра. Офицеры стараются приехать пораньше и еще до заступления позаниматься спортом.

Будущее за искусственным интеллектом

Как рассказывает начальник НЦУО, в настоящее время в национальном центре осуществляется внедрение инновационных достижений в области искусственного интеллекта.

— Это позволит обеспечить существенное преимущество перед вооруженными силами иностранных государств, — поясняет генерал-полковник Михаил Мизинцев. — Искусственный интеллект можно назвать по праву третьей революционной инновацией в военном деле после изобретения пороха и ядерного оружия.

Реализация возможностей искусственного интеллекта в национальном центре направлена на прогнозирование проблем, которые ожидаются в будущих конфликтах, и формирование предложений по минимизации ущерба и управлению рисками национальной безопасности.

masterok

Помните мы с вами недавно обсуждали новость о том, что Россия разворачивает уникальную «Гармонию». А вот еще немного информации про Национальный центр управления обороной Российской Федерации (НЦУО РФ)
Программно-аппаратный комплекс (ПАК) на Фрунзенской набережной значительно превосходит аналог в Пентагоне. Суперкомпьютер Минобороны способен хранить данные объёмом 236 петабайт (против 12 петабайт), а его производительность оценивается в 16 петафлопс (против 5 петафлопс). Скорость обработки информации у машины составляет 50 библиотек имени Ленина в секунду (сравнение принадлежит министру обороны Сергею Шойгу).

ПАК осуществляет непрерывный мониторинг передвижения войск, загруженности транспортной инфраструктуры, выхода публикаций в СМИ и сообщений в социальных сетях. Машина способна моделировать последствия различных инцидентов, оценивать степень воздействия неблагоприятных метеоусловий. С помощью математических моделей программно-аппаратный комплекс рассчитывает оптимальные варианты выполнения конкретных задач.
И еще …
Суперкомпьютер защищает разработанная Объединённой приборостроительной корпорацией система обнаружения компьютерных атак. Отечественный софт защищает компьютеры, установленные в НЦУО и ещё более чем на 500 объектах военного ведомства. Антихакерский комплекс выявляет угрозы в режиме реального времени и купирует их. Система анализирует сетевой трафик и состояние оборудования, а также оценивает масштаб атаки и определяет точку, откуда ведётся вторжение.
Объединённая приборостроительная корпорация создаёт для НЦУО РФ компьютерную экспертную систему «мониторинга и анализа военно-политической, социально-экономической и общественно-политической обстановки в стране и мире», в которую интегрируется качественный автоматический перевод с шести языков (в будущем возможно увеличение их числа), обработка печатного текста, радиосюжетов, блогов, социальных сетей, компьютерного телевидения и прямого эфира в реальном времени, система распознавания изображений и идентификации людей и предметов.
В НЦУО действует информационная система на базе ОС Astra Linux производства компании «Русбиттех»
Пирамида управления
Структура НЦУО включает Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления и Центр управления повседневной деятельностью, который занимается вопросами обеспечения Вооружённых сил РФ. Кроме того, Центр управления повседневной деятельностью отвечает за взаимодействие с органами власти и организациями, не имеющими отношения к военному ведомству.
Как пояснили RT в Минобороны, главная задача НЦУО — контроль за выполнением приказов, а также сбор и обработка информации, влияющей на обороноспособность страны. На практике повышение скорости передачи данных выражается в улучшении контроля над вооружёнными силами и выполнением гособоронзаказа. Также в случае ЧП НЦУО позволяет мобилизовать необходимые ресурсы в более сжатые сроки, чем это было раньше.
В каждом виде и роде войск, в каждом военном округе функционирует собственный мини-центр обороны. Существующая два года система управления напоминает пирамиду. На её вершине расположился НЦУО, а на нижних ярусах — филиалы, которые не только отправляют данные в Москву, но и дублируют их. В случае гипотетического удара по зданию на Фрунзенской набережной управление обороной можно будет осуществлять из любого филиала.
В НЦУО круглосуточно, в четыре смены работают более тысячи военных и гражданских специалистов. Начальник Центра генерал-лейтенант Михаил Мизинцев отмечает, что непрерывный мониторинг ситуации в РФ и в мире обеспечивается сотрудниками, имеющими большой опыт командования войсками и управления сложными системами вооружений. Дополнительно все работающие в НЦУО проходят переподготовку с упором на овладение информационными технологиями.
Деятельность Центра постоянно совершенствуется. К концу 2015 года было завершено техническое обеспечение НЦУО, к информационной системе подключили все министерства. 25 ноября 2016 года Михаил Мизинцев заявил, что в структуру системы взаимодействия входят 73 ведомства и организации. Новой задачей, которую поставил Сергей Шойгу, стала интеграция в систему всех субъектов федерации и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

На связи с Сирией
Опрошенные RT эксперты напомнили, что в 2013 году не было единого мнения по поводу создания НЦУО. Однако события 2014 года подтвердили необходимость существования передовой информационной системы управления. Ситуация в мире стала более непредсказуемой, появились угрозы гибридного характера, с которыми невозможно справиться ресурсами только Министерства обороны.
«Раньше многие задавали вопрос: зачем он нужен? Казалось, что у нас нет никаких угроз и вообще всё это избыточно. Но уже буквально через год стало очевидно, что этих угроз более чем достаточно. А после событий в Крыму, Донбассе, Сирии стало понятно, что старая система боевого управления не сможет полноценно со всем этим справиться. Введение в строй этого центра стало громадным броском вперёд. Его работу я оцениваю как перфектную», — заявил RT военный обозреватель Владислав Шурыгин.
НЦУО значительно улучшил систему управления вооружёнными силами и повысил мобилизационные возможности РФ, считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин. Прогрессом, по его мнению, стало включение в систему взаимодействия с Министерством обороны МЧС, МВД и других силовых ведомств.
Эксперт рассказал, что НЦУО задействован в управлении военной операцией в Сирийской Арабской Республике: «В Центре обороны стоит цифровая техника, которая может управлять боем в Сирии. С советских времён мы всегда отставали по средствам связи, это было нашей ахиллесовой пятой. Сегодня принципиально иная ситуация. Минобороны работает через космос, а также по другим секретным каналам. Мы обладаем возможностью так управлять войсками, что противник совершенно нас не видит».
источники