Ценности в СССР и сейчас

Моральные ценности СССР и современности. Когда мечты не «в небе», а в ж…

Дорогие мои друзья, в последнее время полюбившие измерять историю Советского Союза длиной очередей и жаждой колбасы различными категориями граждан! Давайте не о колбасе, а о свободе, том несомненном достижении, которое вы в качестве джокера с довольным лицом выкладываете в противовес тоталитарности СССР.Но нет, мы не пойдём на ТВ и на избирательные участки. Пойдём в школу.

Обычную среднестатистическую школу. Вот мы с вами уткнулись в трёхметровый добротный металлический забор вокруг школьной территории.
Зачем он здесь? Для безопасности? Разумеется. А теперь смотрим вниз — видите это полуразрушенный ныне бетонный заборчик, доходящий максимум до груди первокласснику? Этот забор окружал среднестатистическую советскую школу во времена СССР.
Забор этот выступал замечательным гимнастическим спортивным снарядом для учеников начальной школы, и не более. Почему? В СССР наплевательски относились к безопасности детей?
Нет, просто с точки зрения Советского государства не было никакой необходимости запирать детей за трёхметровым забором, ибо им не угрожала реальная опасность. И они, кстати, тоже никому не угрожали.
Теперь пойдём внутрь школы. Что это? Нас не пускает строгий дядя-охранник, оснащённый дубинкой и тревожной кнопкой. Для чего это? Чтобы школу не захватили террористы?
Видите ли, друзья, советский школьник слово «террористы» узнавал исключительно из программы «Время» как атрибут «буржуазного общества». И, что интересно, так оно и было. Потому что в тоталитарном Советском государстве никому и в голову не пришло бы вообразить возможность появления где-то поблизости каких бы то ни было террористов.
А что это делает школьный врач? Проверяет руки старшеклассника? Зачем? Не колется ли он?

Друзья, что такое наркотики, советские школьники узнавали… Нет, впрочем советские школьники не узнавали. Не узнавало и большинство советских студентов. Да и большинство советских граждан смутно представляли себе, что такое наркотики.
А что делают эти родители у входа, да ещё в таком количестве? Встречают детей? Интересно, но большинство среднестатистических советских первоклассников уже ходили домой сами, по дороге не забывая зайти в булочную за хлебом, чтобы на 38 копеек, данных мамой, купить батон и буханку чёрного.
Ой, а это что за милое местечко? Курилка для старшеклассников? Чудненько. Что говорите, им тут запрещают курить травку? А сигареты можно, раз уж они начали?Тут вы правы, несомненно. В СССР школьникам курить запрещали. А о пиве в школе они даже не мечтали — за такое могли устроить форменный секир-башка.
Удивительно, правда, при этом, что тоталитарный, несвободный советский школьник был на порядок здоровее и спортивнее нынешних. Но это, конечно, не из-за либерального отношения к курению школьников, правда?
Ой, а это чей портрет? Путина? А это что? Плакат «Единой России»? А почему он в школе? Ведь у нас же многопартийность и нет одной идеологии? Говорите, сами учителя захотели? Действительно. Глядите, и плакат сами повесили именно туда, где 25 лет назад висел стенд с членами Политбюро.

Да, кстати, вы, друзья, наверное, не в курсе, что учителя регулярно работают на выборах в территориальной избирательной комиссии под чётким надзором директора и представителя РОНО (который, как ни странно, одновременно и представитель «Единой России»). И вы, наверное, не знаете, что дальнейшая карьера учителей прямо зависит от показателей партии власти на их участке?
Ну да, я понимаю, всё это гораздо честнее, а главное, свободнее, нежели выборы из одного кандидата в СССР.
Заглянем в учебники? Вот, смотрите, учебник по математике для начальной школы: «Дворник нашёл в подвале ящик, в котором находились трёхлитровые банки с с новейшим ракетным топливом…» Дальше задача на определение того, сколько банок влезет в ящик, но я, с вашего позволения, читать не буду.
Боюсь, что мне, воспитанному на пешеходах, трубах с бассейнами, и других приземлённых задачах из обычной жизни, напрочь снесёт крышу история о дворнике и трёхлитровых банках с ракетным топливом. Я боюсь даже предположить, что употреблял человек, писавший такой учебник.
Про учебники по истории и другим дисциплинам я даже ничего не буду говорить. Вы говорите, что в СССР они были идеологизированы. Не буду спорить. Но если вы откроете нынешние учебники, то поймёте, что зачастую их писали те же самые люди, лишь меняя в историческом контексте «плюсы» на «минусы». И обязательное восхваление Советской власти тупо сменили на её обязательное обругивание.
Кстати, вы мне тут напоминали по «Краткий курс истории ВКП (б)» как яркий пример рисования исторической картины в угоду власти. Я вас порадую: в свободной России появился свой краткий курс. Сокращённый вариант «Архипелага ГУЛАГ», заботливо впиханный в школьную программу.
Это правильно. Не должен школьник читать всякую чушь, вроде «Повести о настоящем человеке» или «Как закалялась сталь». Он должен с детства привыкать к мысли, что его прошлое — это тюремный барак, а вокруг вертухаи и колючка. И ничего, ничего кроме этого в истории Советского Союза нет.
Потому что, если он, не дай Бог, не проникнется зоной, то начнёт задавать много лишних вопросов, вроде: как же можно было уничтожить такую страну? Почему её уничтожили? И почему мы сегодня ТАК живём?
А настоящая свобода, дорогие мои демократические друзья, ведь не вправе иметь и высказывать своё мнение, не вправе думать. Настоящая свобода в том, что бухать, колоться, трахаться, начиная с подросткового возраста, не иметь никаких обязательств ни перед страной, ни перед родными, не иметь ни единой мысли в пустой голове, не знать историю, не мечтать о будущем.
Всё это лишнее, друзья, правда? Тогда вы — отличный материал для больших и спортивных дядей, строящих долгую счастливую жизнь для себя и своих семей за счёт продажи ресурсов, которые по несвободной, тоталитарной Конституции СССР считались достоянием всего народа.
Вы, лишённые прошлого и будущего, превращённые из сыновей и дочерей великой державы, потомков великих героев и тружеников в домашнюю скотину, вполне довольны своей жизнью животных-потребителей.
Роботы-вершители сделали вас счастливыми. И чарующий их антисоветский «зов свободы», видимо, никогда уже не выветрится из вашей головы.

Продолжайте радовать себя картинками «убогости» Советского Союза. Расскажите про очереди и колбасу.
А что вам ещё остаётся?
Советский человек был свободен до того, что рванул в космос. Российский человек свободен до того, что готов принять гомосексуализм. Просто мечты одного были в небе, а другого — в… сами знаете, где.

Все обо всем

Утраченные ценности советской цивилизации (\»Газета 2000\», Украина)
Глобализация по-англосаксонски
Алексей Кузнецов, 15 апреля 2009
Масштабы распространения и глубина проникновения англосаксонских ценностей в культуру, быт, политическую и хозяйственную организацию современной цивилизации беспрецедентны.
Глобализация не только воспроизводит англосаксонскую модель капитализма в планетарных масштабах, но и навязывает мировому сообществу некий поведенческий стереотип, который по своей сути призван сгладить, нивелировать существующие уникальные различия в привычках, традициях, мотивации деятельности отдельных наций и народов, населяющих планету. В рамках сознательного (бессознательного) подчинения себя императиву тотальной экономической эффективности представители различных рас и этносов все охотнее выявляют готовность к необходимости удовлетворения некоего универсального (унифицированного) набора потребностей, повсеместно вытесняющих проверенные в поколениях и присущие исключительно данным расам и этносам ценностные ориентиры. Словно под воздействием коллективного гипноза, следуя данному алгоритму, человечество `добровольно` склоняется к отказу от реализации задачи творческого развития личности, превращаясь в безропотный придаток рыночного механизма саморегулирования.
Необходимо подчеркнуть, что абсурдность современного развития англосаксонской модели капитализма обусловлена тем, что фетишизация норм протестантской этики не только полностью разрушила основы трудовой теории стоимости, но и до основания исказила ее нравственные императивы. В неистовой погоне за постоянным повышением уровня материального благосостояния человечество не заметило, как медленно, но уверенно погрузилось в мораль средневековья, допустив преобладание в себе животных инстинктов самосохранения над законами гуманного сожительства. В современном мире `красиво жить` не просто не запрещено, но поощряется любыми доступными методами. Фанатичное преклонение современного социума перед золотым тельцом привело к легализации проституции, порнографии, наркотиков, абортов и однополых браков.
Человечество стоит на пороге самовоспроизводства посредством клонирования, ибо потребительскому обществу не известны ограничения. `Золотая лихорадка` превратила почти каждого человека в работоголика, возвратив его в `джунгли`, где он, порой сам того не осознавая, больше не наслаждается жизнью, а сгорает в борьбе за выживание. Ради поддержания высокого уровня бытового комфорта мировое `цивилизованное` сообщество с готовностью закрывает глаза на случаи вопиющего нарушения норм международного права, акты насилия и геноцида, совершаемые при пассивном соучастие международных организаций в разных уголках планеты.
Характерно, что наследование принципов англосаксонской правовой модели способствовало увеличению количества демократических государств с 41-го в 1974 году до 123-х в 2007 году. Казалось бы, подобная трансформация политического устройства должна была привести к повышению эффективности защиты прав человека. Однако, господствующие на международной арене тенденции противоречат данной логике.
Так, по данным профессора Высшей школы бизнеса INSEAD (Франция) Э.Кепштейна, сегодня в рамках международной работорговли больше людей насильственно вывозятся за пределы своих стран, чем в какой-либо другой период времени в истории. По оценкам правительства США, объектами международной работорговли становятся от 600 до 800 тысяч человек ежегодно. В структуре международной работорговли женщины составляют около 80%, из которых 43% используются в целях удовлетворения сексуальных потребностей, кроме того, около 50% рабов — дети до 18 лет.
Советский Союз — прерванный полет
Следует признать, что до начала необратимых процессов государственной эрозии, СССР, выступая в качестве самодостаточного экономически закрытого полиэтнического пространства, воспроизводил и культивировал в основном только те ценности, которые качественно отличались от ценностей, пропагандируемых на Западе. В СССР была предпринята попытка создания мировоззрения, отличного от западного мировоззрения и образа жизни, которое преподносилось в качестве высшего, совершенного и не подлежащего критике или сомнению идеала.
Самоуверенность в своем идеологическом превосходстве в равной степени была присуща и капиталистическому лагерю, что обусловило неспособность обеих систем к формированию адекватных подходов для целостного восприятия мира после падения `железного занавеса`, и привело к односторонней интерпретации действительности, в основу которой легли ценности победившего во всем мире капитализма. По меткому замечанию французского экономиста М.Альбера, с крушением коммунизма в мировой политической жизни наступила `великая пустота` в левом центре той области, которую можно было бы назвать диалектикой идей.
В академических кругах постсоветского пространства часто звучат обвинительные нотки в адрес марксистской социальной доктрины, нередко слышатся дифирамбы деньгам как воплощению новой морали и духовности, символа экономической революции, ведущей к образованию `финансовой цивилизации` в глобальных масштабах. Наряду с ужесточающейся критикой марксизма академическая мысль неизменно обращает свои взоры к религии, как к незыблемому проводнику научных открытий, источнику человеческой гармонии и процветания. Вместе с тем, часто из виду упускается тот факт, что, в отличии от утопических проектов Т.Мора и Р.Оуэна, советский `эксперимент` явился миру неосознанной демонстрацией того самого идеала христианского общества, той самой внематричной реальности духовного благополучия и счастья, действительная форма воплощения которых нигде прежде не поднималась на такой высокий уровень развития, как на территории СССР.
Характерно, что сами идеологи цивилизаторской модели Запада не только не отрицали идеи построения коммунизма, но и считали развитие этого процесса вполне закономерным явлением. Дж.С.Милль, `Размышления о представительном правлении` (1861): `Когда люди перестанут отдавать предпочтение самим себе перед другими, тогда коммунизм будет не только вполне реальной, но и единственно приемлемой формой социального устройства. Среди элиты человечества коммунизм можно было бы вводить даже сейчас`. Ф.Фукуяма, `Конец истории и последний человек` (1992): `Почти любой профессионал в области изучения политики верил в вечность коммунизма, и его падение во всем мире в конце восьмидесятых было почти абсолютно неожиданным`. М.Альбер, `Капитализм против капитализма` (1991): `Исторический крах не только погубил коммунизм в его сталинском варианте, несправедливо погибло все, что было близко или отдаленно связано с идеалом социальной справедливости`.
Среди множества факторов дезинтеграции СССР остается без внимания одна из главных причин, которая заключается в невозможности и неспособности советских людей, и, в первую очередь, интеллигенции, в условиях ограниченного доступа к объектам сравнения и недостаточной нравственной зрелости по достоинству и комплексно оценить весь набор утраченных базовых ценностей, культивируемых в советской системе. К этим ценностям, прежде всего, следует отнести: гарантированное стопроцентное трудоустройство граждан, бесплатную медицину, бесплатное образование, обеспечение бесплатной жилплощадью с мизерной платой за коммунальные услуги, финансовую стабильность, высокий уровень социального обеспечения (бесплатные детские садики, бесплатные школьные лагеря, бесплатные путевки в дома отдыха и санатории), построение идеологии, основанной на возвышении и возвеличивании труда, как высшей ценности, как главного средства благополучия и как основного показателя общественной значимости человека.
Характерно, что высокое качество бесплатного советского образования получило широкое международное признание. Доказательством этому служит не только количество лауреатов Нобелевских премий — выходцев из СССР, но и то, что по уровню грамотности взрослого населения бывшие советские республики до сих пор занимают ведущие места в индексе развития человеческого фактора ООН. Коммерциализация образования на постсоветском пространстве наряду с переходом на Болонскую систему не только не предотвратила массового оттока специалистов за рубеж, но и существенно снизила требования, предъявляемые к преподаванию базовых дисциплин. Либеральный подход при составлении учебных планов, включение в них новомодных курсов, подгонка их содержания под `злобу дня`, без учета реальных потребностей народного хозяйства, все это привело к фрагментарности передаваемых знаний, утрате системности в образовательном процессе. Ничего удивительного в этом нет, поскольку Болонская система делает упор на узкоспециализированных курсах по выбору самих учащихся за счет сокращения фундаментального базового образования.
Показательно, что наибольшей популярностью в постсоветских вузах сегодня пользуются экономические дисциплины. Например, в Украине каждый пятый выпускник с высшим образованием — экономист. Но можно ли при этом ажиотаже говорить о соответствии преподаваемых знаний сегодняшним экономическим потребностям? Ведь теория экономик переходного типа, разработанная западными школами либерального толка, практически не учитывает исторической специфики развития стран бывшего социалистического лагеря, безальтернативно обосновывает преимущества экономических систем Запада и направлена лишь на одно — до основания разрушить все достижения системы планового хозяйства. Обоснование рациональности применения на постсоветском пространстве классических теорий международной торговли (от А.Смита до П.Самуэльсона), по существу, направлено на сохранение отношений `Центр-Периферия`, т.е. модели, которая на протяжении последних двух столетий обосновывала центральное положении сначала Британии, а позднее США в мировой экономике.
СССР был построен на принципах коллективного благосостояния, в котором финансирование доступа к базовым ценностям осуществлялось, главным образом, за счет государства в противовес англосаксонской хозяйственной системе, где возможность полноценного пользования базовыми ценностями зависит от индивидуального финансового состояния. Как справедливо отмечает российский политолог и философ С.Кара-Мурза: `Тем, кто был воспитан на Пушкине, Толстом и Достоевском, было невозможно принять в целом рационализм философа гражданского общества Джона Локка, согласно которому, разъединение людей оправдано, ибо `никто не может разбогатеть, не нанося убытка другому«.
В англосаксонских государствах правительства так рьяно выступают за прозрачность и отчетность перед общественностью, чтобы снять с себя всякую ответственность. Держать общественность в курсе всех событий — неотъемлемое условие поддержания капитализма `в форме`. Для этого `демократические` общества через средства массовой информации ежедневно накачиваются информацией о катастрофах, болезнях, убийствах, насилие, войнах — чтобы человек не расслаблялся, и `был готов` в любой момент встретиться с бедой лицом к лицу. `Быть готовым` — означает активно поддерживать инфраструктуру капитализма — банки, страховые компании, инвестиционные, пенсионные и прочие фонды в процессе производства, обмена, распределения и потребления денег.
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть, что после окончания `холодной войны` ничем не сдерживаемая популяризация и распространение англосаксонской модели капитализма привела к бесконтрольному ускорению движения факторов производства (идей, людей, услуг, товаров и капиталов), и, как следствие, к неравномерному ассиметричному накоплению духовных, интеллектуальных, финансовых и материальных активов в глобальных масштабах.
Реакцией на нарушение планетарного баланса сил стал текущий мировой экономический кризис, выявивший, наиболее слабое звено в несовершенной системе ценностей современного мира. Логично предположить, что данный кризис является лишь предвестником последующей череды валютно-финансовых, геополитических, социальных и ментальных трансформаций, которые, в конечном итоге, будут призваны повлечь за собой радикальные изменения в действующей ныне парадигме современной цивилизации.
Алексей Кузнецов — Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАНУ.

В ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1946-1953 ГГ.)

Переход советского общества после победы СССР над фашистской Германией к мирному строительству отличался сложной противоре­чивостью. С одной стороны, некоторое ослабление политического и идеологического контроля накануне и в годы войны, а также победо­носное ее завершение способствовали усилению «демократического импульса», породили большие надежды в широких слоях населения на возможность эволюции советской политической системы, разви­тие демократической альтернативы.

Экстремальные условия ведения войны заставили сталинское руководство частично отказаться от во­люнтаристских методов в хозяйственной сфере, что проявилось в активизации различных форм свободного рынка, известной реабили­тации мелкотоварного производства.

Существенные изменения за го­ды войны произошли в СССР в сфере общественного сознания. На­род-победитель, выигравший одну из самых кровопролитных войн, впервые почувствовал свою значимость в качестве творца истории, а не только «винтика» государственной машины. Даже в среде значи­тельно обновленной за годы войны партийно-государственной но­менклатуры росло осознание неизбежности перемен.

С другой стороны, именно после войны советский режим оконча­тельно эволюционирует в режим единоличной власти Сталина, приоб­ретает тоталитарный характер. На этом фоне происходило дальнейшее усиление власти Сталина, который постепенно перестает считаться не только с мнением своего ближайшего окружения, но и с самой партией. С 1939 г. не было созвано ни одного партийного съезда. За все послевоенные годы состо­ялось только два пленума ЦК партии. Даже Политбюро собиралось не в полном составе, его заседания ограничивались узким кругом наиболее приближенных к Сталину лиц. Усиливается также роль личного секре­тариата Сталина и специального его сектора, возглавлявшегося генера­лом А.Н. Поскребышевым.

Монополизация Сталиным ленинизма и скрытая замена последнего сталинизмом находит свое воплощение в известной формуле: «Сталин — это Ленин сегодня». Трансформация большевизма в сталинизм отчетливо проявилась в усилении идеологи­ческого консерватизма, результатом которого стала изоляция страны от всего остального мира. Выражением нового курса явилась проведенная летом 1946 г. кампания борьбы с «космополитизмом и преклонением перед иностранщиной».

Изменения в системе государственного управления в первые послевоенные годы касались в основном положения и структуры орга­нов исполнительной власти. После войны Сталин вернулся к выска­занным им в конце 1930-х гг. теоретическим положениям относитель­но реабилитации идей сильного государства вопреки марксистскому тезису о его отмирании. Реабилитация институтов, воплощавших тра­диционное государство, происходила даже на уровне символов, новых наименований.

В марте 1946 г. на основании внесенных в Конститу­цию СССР изменений и дополнений Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет министров СССР. С целью усиления контроля за решением всех важнейших государственных дел по инициативе Сталина были созданы два оперативных органа: в мар­те 1946 г. — Бюро Совета министров СССР (сначала его председателем был назначен Берия, а затем его заменил Сталин) и в 1950 г. — Бюро Президиума Совета министров СССР.

По аналогии с правительством СССР Совнаркомы союзных и ав­тономных республик преобразовывались в Советы министров союз­ных и автономных республик. По мнению исследователей, эти преоб­разования были направлены на усиление роли государственного аппарата в системе власти и управления Советского государства. Зна­чительно повышался статус IIрезидиумов союзного и республикан­ских Советов министров. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств (по закону 1946 г. было образовано 49 мини­стерств, в том числе 30 общесоюзных и 19 союзно-республиканских; в 1947-м их было уже 58, в 1948 г. — 59).

Переход от войны к миру потребовал отмены режима военного вре­мени. Вместе с демобилизацией армии, численность которой к концу войны достигла 11,3 млн человек, было отменено чрезвычайное поло­жение в стране, упразднялись чрезвычайные органы управления: Госу­дарственный комитет обороны, Ставка Верховного главнокомандова­ния и др. В 1946-1948 п. прошли выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, позволившие обновить депутатский корпус, практически не менявшийся в годы вой­ны. Были приняты меры по усилению коллегиальности в деятельности Советов, чему способствовали более регулярный созыв их сессий, уве­личение числа постоянных комиссий.

В соответствии с Конституцией 1936 г. в 1948-1949 гг. впервые в истории Советского государства состоялись прямые и тайные выборы народных судей и заседателей, что должно было способствовать усилению законности в стране.

Первоочередной задачей послевоенного времени являлось форси­рованное восстановление разрушенного войной народного хозяйства и перевод экономики страны на мирные рельсы (конверсия произ­водства). В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план вос­становления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. В нем, так же как и в предшествующий период, приоритет отдавался разви­тию тяжелой и особенно оборонной промышленности. В 1947 г. была проведена денежная реформа, в ходе которой старые деньги подлежали обмену в соотно­шении 10: 1, что негативно сказалось на благосостоянии крестьянско­го населения, в подавляющем большинстве не прибегавшего к услу­гам сберегательных касс. Одновременно были отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. При этом огромные средства продолжали вкладываться в военно-промышленный ком­плекс, прежде всего в реализацию атомного проекта, превращавшего СССР в одну из ядерных держав, в связи с чем объявленная конвер­сия проводилась лишь частично.

Были отвергнуты предложения председателя Госплана Н.А Вознесенского, отстаивавшего необходимость более сбалансиро­ванного развития народного хозяйства, преодоления диспропорций между отраслями экономики, которые сложились в 1930-е гг. в резуль­тате осуществления ускоренной индустриализации, и — по аналогии с восстановительным периодом после Гражданской войны — выступав­шего за приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности.

В начале 1946 г. Сталин публично заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и по­строение коммунизма. Позже в работе «Экономические проблемы со­циализма в СССР» (1952) он теоретически обосновал установку на воз­вращение к принудительным и волевым методам в управлении страной.

В послевоенный период раскручивается новый виток репрессий, являвшихся одним из главных средств сохранения системы, усиливает­ся идеологический контроль во всех сферах жизни общества. В первую очередь преследования коснулись военных, популярность которых, выросшая за годы войны, не могла не беспокоить Сталина. Были арес­тованы близкие к маршалу ГК. Жукову генералы П.Н. Понеделин, Н.К. Кириллов, маршал авиации А.А Новиков. Сам Жуков обвинялся в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров и противо­поставлении себя правительству и Верховному главнокомандованию. В июне 1946 г. прославленный полководец был освобожден от должно­стей главкома сухопутными войсками, главноначальствующего Совет­ской военной администрации в Германии и заместителя военного ми­нистра и назначен командуюшим в Одесский военный округ.

Репрессиям подверглась также часть высших партийных функцио­неров, благонадежность которых ставилась Сталиным под сомнение. Осенью 1948 г. после смерти А.А. Жданова была организована крупней­шая чистка партийной организации Ленинграда — города, к которому Сталин всегда относился с подозрением. В общей сложности по «ленин­градскому делу» было арестовано около 2 тыс. человек. Среди отданных под суд и затем расстрелянных 200 видных партийных, советских и хо­зяйственных работников были: председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов, член Политбюро ЦК ВКП(б) и председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) и член ЦКА.А. Кузне­цов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П.с. Попков, председатель Ленинградского горсовета П. Лазутин. Все они были об­винены в измене Родине, намерении превратить ленинградскую парторганизацию в опору для борьбы с ЦК партии и т.п.

Отражением борьбы за власть следует считать стремление Сталина в последние годы нахождения у власти ограничить влияние наиболее известных в государстве руководителей — Молотова, Хрущева, Мико­яна, Маленкова, Берия и др. Им противопоставлялись новые, более молодые выдвиженцы вождя, которые мало знали о действительном смысле партийных интриг и на поддержку которых можно было рас­считывать. Вероятно, именно эту цель преследовал Сталин, согласив­шись на созыв (после l3-летнего перерыва) очередного, XIX съезда ВКП(б), который открылся 5 октября 1952 г. На нем Политбюро было преобразовано в Президиум ЦК, имевший значительно более широ­кий состав (25 членов и 11 кандидатов). Одновременно был удвоен со­став Секретариата ЦК (с 5 до 10 членов) и ЦК партии (его численность достигла 232 человек). По мнению Н.С. Хрущева, высказанному на XX съезде партии, такое расширение состава высших партийных орга­нов потребовалось Сталину для того, чтобы ослабить позиции старой «сталинской гвардии» в лице Молотова, Маленкова, Микояна, Кага­новича и др. (по некоторым версиям, планировалось их физическое устранение), окружив их «новичками», менее опытными и легче управляемыми. Съезд принял решение о переименовании партии в КПСС, узаконив тем самым завершение большевистского периода в истории Советского государства.

Контрольные вопросы:

1. Укажите задачи, вставшие перед советским государством после завершения Великой Отечественной войны.

2. Какие органы государственной власти прекратили свое существование после окончания Великой Отечественной войны и почему?

3. Как изменилась структура органов высшего государственного управления во второй половине 1940-х гг.

4. Что такое конверсия и как она осуществлялась после окончания Великой Отечественной войны?

5. Почему советское государство после окончания Великой Отечественной войны не отказалось от милитаризации экономики?

6. По каким направлениям развивались в последние годы жизни И.В. Сталина репрессионные процессы?

7. Дайте характеристику «ленинградскому делу».

8. Когда ВКП(б) была переименована в КПСС и с какой целью?

9. Что представлял из себя окончательно оформленный после Великой Отечественной войны культ личности И.В. Сталина?.

10. Охарактеризуйте отличия ленинизма от сталинизма.

Советская эпоха и ее ценностиПамять СССР ☭

30 декабря исполняется 90 лет основанию Союза Советских Социалистических Республик — СССР. Дата прямо скажем более чем значимая, особенно с учетом 20-ти летнего опыта жизни в условиях «демократических ценностей». Большинство из нас – родом из СССР, большинство из этого большинства стали настоящими людьми именно в Стране Советов. Настоящие в моем понимании – это те, у которых моральные принципы выше личной выгоды.
Что мы приобрели под видом «демократических ценностей» всем известно, а вот что мы потеряли из советской эпохи, не лишним будет вспомнить, особенно для молодого поколения. Ведь не секрет, что молодым людям сегодня часто приходится сталкиваться с откровенной ложью о жизни людей в советское время – мол, тяжелое время оккупации, с подавлением всяческой демократии и непрерывным народным страданием. Итак, о главных социалистических ценностях, которые, уверен, для многих и сегодня безусловные ценности.
Первой и, наверное, самой главной ценностью советской эпохи было образование. В то время государство создало настоящий культ образования и важно отметить, государство создало все необходимые гарантии для его получения каждым. Образование всех ступеней от детского сада до докторантуры было бесплатным, доступным и качественным. До начала 70-х годов, основное, а в начале 70-х годов среднее образование стало обязательным.
Страна стремительно развивалась, строились новые предприятия, создавались новые направления экономики, повсеместно требовались образованные кадры. Планирование подготовки кадров было привязано к планам экономического роста. Внедрялись новые технологии, заранее готовились кадры. Это сегодня Латвии специалисты не нужны, работать негде, в советское время были проблемы другого плана – работников, особенно квалифицированных не хватало.
Если молодой человек не имел среднего образования, то его никто не заставлял поступать, скажем, в вечернюю школу и учиться через силу. Создавались экономические условия, чтобы заинтересовать людей в получении среднего образования. Сохранение средней зарплаты на время учебы, дополнительные дни к отпуску, сокращенное рабочее время в школьные дни. Для людей имевших хотя бы год рабочего стажа поступление в техникумы и вузы было внеконкурсным – сдавай вступительные экзамены на тройки и ты студент.
Более того, предприятия платили своим студентам стипендии – от 80 до 120 рублей в месяц, при условии, что после окончания учебы человек останется работать на предприятии. Образование и образованные люди ценились, прежде всего, получением возможности работать по профессии с последующим карьерным ростом. Большие льготы были у молодых специалистов сельского хозяйства: бесплатное жилье, вне очереди детский сад для детей, бесплатные путевки в санатории и многое другое. Учись, становись профессионалом, государство поможет.
Вторая ценность советской эпохи – это, несомненно, социальная поддержка людей во всех случаях несчастий и жизненных неурядиц. Большое значение в этой поддержке имели профсоюзы. Советские профсоюзы были богатыми и авторитетными организациями. Во многих случаях люди обращались за материальной помощью в профсоюз и всегда получали поддержку.
Сегодня профсоюзы не имеют силы, о получении материальной помощи даже писать нечего, ее просто нет. В стране советской было свыше тридцати видов социальных пособий, и остаться голодному, на улице, без крыши над головой было невозможно. Да социальные пособия были небольшими, например, пособие матерям-одиночкам были всего 30 рублей в месяц. Но мать-одиночка работала и получала зарплату, да и на рублик советский в магазине можно было купить намного больше, чем на демократический латик.
То же относится и к пенсиям. Максимальная пенсия простого советского человека была 132 рубля. Но оплата трехкомнатной квартиры с телефоном в месяц – 25 рублей, что зимой, что летом. В стране советской были общественные фонды, из которых субсидировались, в том числе, и коммунальные платежи. В целом уровень жизни большинства был средним, были и малообеспеченные семьи, но повальной нищеты, как при демократических ценностях не было.
Еще одна очень важная ценность социализма – коллективизм. Коллектив – это великая сила, понимая это, советская власть всячески формировала коллективы. Были и перегибы, когда товарищи вмешивались в семейную жизнь, но коллектив всегда приходил человеку на помощь и на работе, и вне работы. Отношения между людьми были по настоящему товарищескими, мыслили не только о себе, но и о своих товарищах по классу, бригаде, студенческой группе, цеху.
Это сегодня всячески насаждается индивидуализм и социальный эгоизм – думай о себе, не помогай никому. Моральное уродство, именуемое демократической ценностью. В советское время нам с ранних пионерских лет прививали простую, но очень правильную истину – один за всех и все за одного. В наших коллективах были очень разные люди, но все они жили по правилам общей морали.
Существенную роль в деле укрепления страны и воспитания подрастающего поколения играла такая ценность, как советский патриотизм. Надо сказать, что в стране была создана и успешно работала система патриотического воспитания молодежи. Прежде всего, речь идет об идеалах. В школьные годы нашими идеалами были дети-герои и ветераны Великой Отечественной войны. Уже с пятого класса мы принимали участие в патриотической работе: военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», тимуровские акции помощи старым и больным, школьные уроки и вечера памяти, пионерские и военно-спортивные летние лагеря, спортивные нормы «Готов к труду и обороне», «Готов к защите Родины», походы по местам воинской славы, всеобщая воинская обязанность.
Мы были патриотами своей страны, мы гордились своей страной. Кто сегодня гордится полунищей и разрушенной Латвией? А если и гордится, то чем конкретно?
Еще одна советская ценность, полностью утраченная в демократическую эпоху – социальная перспектива. Можно сколько угодно иронизировать над коммунистической партией, ее съездами и коммунистами. Но надо вспомнить о том, что на съездах КПСС принимались конкретные решения по развитию страны, повышению благосостояния населения и эти решения в большинстве своем выполнялись. Люди видели социальную перспективу, люди понимали, что у их детей есть обеспеченное будущее – образование, работа, жилье, социальные гарантии.
Сегодня ничего этого нет. Какие социальные перспективы у населения Латвии? Никто не знает, будут ли они вообще лет через десять, если власть предержащие серьезно обсуждают проблему сокращения пенсий, в условиях массовой безработицы, а народ убегает за границу.
И, наконец, о главной ценности советской эпохи в моем понимании. Речь пойдет об уважении государства к простому человеку. Неважно, какая у тебя профессия, неважно, какой у тебя достаток или образование, в советское время любой человек был уважаемым человеком.
Уважаемым, это значит твои основные права на бесплатные образование, медицину, социальную помощь, работу, жилье гарантировались Конституцией страны. И если твои права нарушались, то были действенные механизмы защиты. Нет, правозащитных комитетов тогда не было, потому что сама власть защищала тебя от безработицы, бездомности, бедности. Критическая статья в газете всегда рассматривалась в госучреждениях, партийных, профсоюзных организациях. Принимались конкретные решения.
Кто сегодня защищает простых людей от нищеты? Почему сегодня люди должны униженно просить столатовую работу и отсрочку в оплате счетов за квартиру? Потому что сегодня нам навязали политическую тухлятину под названием «демократические ценности» и массовую бедность, как образ жизни. Справедливости ради нужно признать, что виноваты во многом мы сами. Уж очень хотелось жить красиво, как скажем в Британии. Вот только о том, что такая красивая жизнь создавалась веками, мы предпочитали не думать. Ну, а кто не дружит с головой, тот всегда остается, сами понимаете где.
Чтобы увидеть скрытый текст, Вам необходимо авторизоваться! По материалам:

Жизненность высоких качеств советского человека. Часть 2

После вероломного, предательского разрушения СССР противники социализма, антисоветчики предпринимают все возможные меры и усилия к тому, чтобы вытравить из общественного сознания и исторической памяти образ советской цивилизации и советского человека, очернив и извратив их. Начало XXI века показывает, что он обещает быть веком не менее острой борьбы, чем в XX веке, прогрессивных сил против реакции. Чем глубже и ускореннее проявляется кризис капитализма, тем все отчетливее и яснее видятся язвы его жизнеустройства, ущемления прав человека, падение морали. Все более изощренными становятся методы и формы приспособления власть имущих к складывающимся условиям, в стремлении удержать власть в своих руках, расширить сферы своего влияния и господства.

Единение народов СССР и советский патриотизм
Величайшей исторической заслугой советских людей является осуществленное под руководством Коммунистической партии преобразование национальных отношений, решение национального вопроса.

На основе ленинских идей и принципов национальной политики в ходе социалистического строительства преодолевались национализм и шовинизм, порожденные эксплуататорскими классами, устранялось неравенство народов, создавались необходимые условия для становления и укрепления единства многонационального советского государства. Трудящиеся в совместном коллективном труде независимо от национальности сплачивались, налаживали сотрудничество и взаимопомощь, укрепляли товарищество и дружбу.

Созданный волей советских народов в 1922 году СССР, расширявшийся в последующие годы, являл собой в мировой истории образец решения сложного социально-политического национального вопроса, был фундаментом единения и сплочения более 100 наций и народностей. В Советском Союзе были общие классовые цели и интересы – рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Ликвидация социального и национального угнетения в корне преобразовывали положение народов и межнациональные отношения. В стране создавались благоприятные условия становления и динамичного развития социалистической экономики, культуры, других сфер жизнеустройства каждого народа. В то же время вся экономика СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс с соответствующим планированием и учетом кооперирования, специализации экономики регионов, республик.

От этапа к этапу социалистического строительства расширялось и углублялось всестороннее сотрудничество республик Советского Союза. Во всех сферах решались общие задачи совместными усилиями, путем взаимопомощи и поддержки. Например, всем известны великие советские стройки – возведение крупнейших заводов и фабрик, атомных и гидроэлектростанций, железных дорог, освоение целинных земель и т.д. Совместная работа миллионов людей разных национальностей объединяла, сплачивала, взаимообогащала и способствовала воспитанию патриотических и интернационалистских чувств, верности Советской Социалистической Родине. У людей формировались общие социалистические духовно-нравственные качества, черты советского человека – патриота – интернационалиста.

Проводимая Коммунистической партией и Советской властью национальная политика обеспечивала в становлении и развитии многонационального советского государства и общества взаимодействие национального и интернационального. Неуклонно и последовательно преодолевалось все то, что обособляло и могло разъединять народы, и в то же время всячески поддерживалось все то, что сближало, объединяло и взаимообогащало народы СССР, способствовало их крепнущему единству и сотрудничеству.

Во взаимодействии тенденций развития и сближения народов СССР ведущую роль, конечно же, играла тенденция все большего сближения народов. Поэтому вполне закономерно, что Советское многонациональное государство стало новой интернациональной социалистической общностью людей – Советским народом.

Во всем мире гордо звучали высокие звания – Советский человек, Гражданин Советского Союза. Правда, в стране еще оставались некоторые пережиточные проявления национализма, да и на бытовом уровне тоже.

Преданность Родине, советским ценностям люди проявляли в конкретных социально-политических действиях – в труде, в защите страны. Советский патриотизм многие проявляли уже в период Гражданской войны, защиты молодой советской страны от иностранной военной интервенции. Великий патриотический и интернациональный подвиг совершил советский народ под руководством Коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов против немецко-фашистских захватчиков.

Исторически сложилось так, что поколения, создавшие великую Советскую державу, встали на защиту социалистической Отчизны. Советские люди во главе с И.В.Сталиным проявили высочайшие идейно-нравственные качества, патриотизм и интернационализм, массовый героизм, мужество. Коммунисты шли впереди атакующих, поднимали боевой моральный дух воинов, укрепляли уверенность и стремление побеждать врага. Каждый второй коммунист – фронтовик погиб в боях за Советскую Родину.

В битвах под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Кавказе и Курско-Орловской дуге, в сражениях по освобождению захваченных фашистами территории нашей страны и ряда государств Европы, при взятии Берлина проявились высокие морально-политические, идейные и нравственные качества советских воинов. Их подвиги составляют овеянные славой страницы военной летописи Красной Армии. Героические сражения Красной Армии на фронтах активно поддерживались развернутым партизанским движением на оккупированных врагом территориях. В тылу самоотверженно трудились на заводах, фабриках, на колхозных полях мужчины, женщины, подростки. Везде ковалась Великая Победа.

Победив фашистскую Германию, советский народ убедительно подтвердил величие советского патриотизма, преимущество социалистического государственного и общественного строя над капиталистическим. Неизмеримо велика заслуга перед человечеством советского народа, прокладывавшего путь мировому прогрессу, воодушевлявшего трудящихся мира. Победа советского народа имеет всемирно историческое значение. Это следует отметить особо. Дело в том, что победоносные битвы Красной Армии и роль в них всего советского народа поражали мировое сообщество тогда да и в последующие годы. И теперь, в условиях различных антисоветских измышлений, нередки честные правдивые оценки, суждения о Великой Отечественной войне, феномене высоких качеств советских людей.

Показательно в этом отношении мнение Джонатана Платта, американского ученого-слависта, подготавливающего книгу и фильм о Зое Космодемьянской-разведчице. В беседе с обозревателем «Правды» В. Ф. Кожемяко он довольно обстоятельно определил свою позицию, отвечая на вопрос:

— Вы много читали о Зое, что после этого скажете о роли коммунизма в ее подвиге?

Профессор, отметив высокий уровень советского образования и воспитания в 1930-е годы, подтвердил:

— Война стала ключевым этапом, когда решалась судьба социалистической революции. Важно сегодня знать, как поколение Зои готовилось к этой схватке и, стремясь отстоять дело революции, отдало за это все, не щадя собственной жизни. (Правда, № 88, 2013г.)

Все дальше во времени уходят те военные суровые годы. Но из поколений военных лет передается молодежи историческая народная память, гордость за разгромивших фашистские полчища советских людей, водрузивших победный советский флаг над Берлином. Великая Победа навсегда останется в благодарной памяти потомков как вдохновляющий образец мужества, жертвенности, массового героизма, стойкости в защите социалистического отечества.

Велика заслуга тех поколений еще и в том, что они восстановили разрушенные войной города и села, наладили народное хозяйство и продолжили развитие страны, создали необходимый оборонный потенциал, обеспечивавший безопасность Родины.

Трудовая активность, идейность, нравственность
Советские люди под руководством Коммунистической партии совершили трудовой подвиг в создании экономических, социальных, культурных основ социалистического общества. Преодолев разруху, отсталость, осуществили индустриализацию (за первые два десятилетия были построены более шести тысяч предприятий), провели коллективизацию, культурную революцию. Всем известны славные советские пятилетки, каждая из которых поднимала Советский Союз на новый, все более высокий уровень государственного и общественного развития.

Растущая мощь советской экономики, развитие образования, науки и техники в результате успешного созидательного труда советских людей позволили Советскому Союзу выдвинуться на второе место в мире по уровню экономического развития. Советские люди первыми в мире стали использовать атомную энергию в мирных целях — создали атомную электростанцию, атомный ледокол. Первый спутник на околоземную орбиту выведен Советским Союзом, первый полет в космос совершил советский человек – коммунист Ю. А. Гагарин.

Условия советской действительности, задачи строительства социализма открывали реальные возможности становления социалистического отношения к труду, проявления инициативы и творчества. Общность целей, коренных интересов в трудовой деятельности, сознательное подчинение личных интересов общественным становилось нормой, сутью проявления коллективизма, влиявшего на формирование личностных качеств членов коллектива. В процессе труда вырабатывалось социалистическое коллективистское сознание, преодолевались индивидуализм, эгоизм. Освобожденный от эксплуатации труд приобретал новое социалистическое содержание.

На заре Советской власти, в первых субботниках В. И. Ленин увидел ростки массового проявления коммунистического отношения к труду. В работе «Великий почин» (1919 г.) он с особой силой подчеркивал, что в субботниках надо видеть начало переворота более трудного, более существенного, более решающего, чем свержение буржуазии.

Среди трудящихся широкое распространение получило социалистическое соревнование. Оно стало мощным нравственным рычагом социально – экономического развития, воспитания человека в коллективистском духе, стремления к товарищеской взаимопомощи, сотрудничеству. Вырабатывалась коллективистская мораль: один за всех и все за одного. Воспитывалось массовое стремление трудящихся работать эффективнее, инициативнее и качественно. Дух соревновательности придавал людям творческую энергию, энтузиазм. Весь Советский Союз подхватывал славные почины и инициативы передовиков, их тогда называли маяками. Вспомним, к примеру, стахановское движение. Начало ему положил шахтер Донбасса Алексей Стаханов, достигший рекордной добычи угля. А сколько подобных починов было в стране!

В годы Великой Отечественной войны люди самоотверженно работали под девизом «Все для фронта, все для Победы!» Это был великий трудовой идейно- нравственный подвиг советского народа во имя социалистической Родины.

В труде, вместе с трудовыми достижениями возвышались в своих идейно-нравственных, социально-политических качествах люди. Этому процессу способствовала целенаправленная организаторская и воспитательная работа Компартии, советского государства, комсомола, профсоюзов и других общественных организаций, трудовых коллективов. В общественной жизни ценились и всячески поддерживались, поощрялись проявления высоких моральных качеств, трудовая и общественно-политическая активность людей, их скромность и благородство, стремление к справедливости. И в тоже время общественностью осуждались несоблюдение требований социалистических принципов, норм морали, нарушения трудовой дисциплины и др. Для многих социалистические моральные принципы и нормы становились правилами жизнедеятельности.

Многие советские люди материально жили скромно (за рублем не гонялись), но целеустремленно, трудились одухотворенно, проявляя энтузиазм и великую энергию, укрепляя коллективистские отношения, товарищество. Личная и коллективная материальная заинтересованность в результате труда все более сочеталась с бескорыстным духовно-нравственным интересом, с моральными статусами труда, хотя материальная сторона с повестки дня не снималась. Высоко ценились государственное и общественное признание трудовых достижений. Кроме государственных (правительственных) наград орденами, медалями, присвоения почетных званий и др. широко практиковались награждения на местах, в трудовых коллективах. Заслуги людей отмечались Почетными грамотами, премиями, объявлялись благодарности, оформлялись Доски почета и т.д. Успехи передовиков, ударников труда отмечались на проводимых коллективных мероприятиях. О них издавались книги, им посвящались пьесы и кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Не только в процессе активного созидательного труда складывался духовно-нравственный облик советского человека. В Советском Союзе целеустремленно осуществлялся процесс коммунистического воспитания советских людей во всех сферах образования, просвещения, культуры. Стержнем всестороннего и гармоничного развития членов общества, становления личности социалистического типа являлось усвоение социалистических, коммунистических идей и принципов марксистско-ленинской теории – философии, политической экономики, научного коммунизма. Знания марксистско-ленинского учения обогащали мировоззрение людей, становились для многих компасом — убеждениями по претворению их в жизнь.

В образовательной сфере, например, большое внимание уделялось коммунистической направленности содержания обучения и воспитания. Люди активно тянулись к знаниям и не только к профессиональным. В стране функционировала широкая сеть образовательных, просветительских учреждений – школ, профессионально-технических училищ, средних и высших учебных заведений и др. В первой половине 80-х годов прошлого века в СССР всеми видами обучения было охвачено более 103 млн. человек. Системно марксистско-ленинское учение преподавалось и изучалось там, где это было предусмотрено программами и учебными планами.

Широкое распространение знаний марксистско-ленинской теории среди различных слоев населения осуществляли библиотеки, СМИ (печатные и электронные, особенно телевидение), общество «Знание». Хорошо подготовленные опытные лекторы, пропагандисты несли знания в массы по многим вопросам марксизма-ленинизма, коммунистического воспитания, внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства.

В стране массовыми тиражами издавалась научная, научно-популярная литература, журналы, газеты. И все это духовное богатство было доступно любому человеку в многочисленных библиотеках, в читальных залах, на предприятиях, в организациях, учреждениях. К слову, и в торговой сети по недорогой цене можно было приобрести многое. Не случайно советские люди считались самыми читающими в мире.

Под руководством Компартии и Советской власти осуществлена культурная революция, обеспечившая становление и развитие в Советской стране культуры социалистической по содержанию и многообразной по национальным формам. Создававшаяся социалистическая культура впитывала в себя достижения прошлого и становилась великой силой идейного и нравственного сплочения наций и народностей СССР, а также в борьбе по преодолению буржуазной идеологии и формированию нового человека. В этом велика заслуга советской культуры, что не подлежит забвению.

Отметим, к примеру, огромную роль советских писателей, поэтов, драматургов, композиторов, художников, артистов в формировании у людей социалистического сознания, социального оптимизма, идейно-нравственных ориентиров, общественно-политической активности, советского патриотизма и интернационализма. Благодаря творческой деятельности тружеников культуры лучшие примеры самоотверженного труда, ратных подвигов становились образцом, способствовали тому, что поколения советских людей ровнялись на Павку Корчагина (по книге Николая Островского «Как закалялась сталь»), Пашу Ангелину, Валерия Чкалова, Алексея Маресьева, Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, Юрия Гагарина и многие другие героические имена, служившие для советского человека образцом высокой нравственности, благородства и скромности, верности идеалам социализма.

Некоторые, читающие эти строки, могут сказать, что не все было так радужно. Конечно, не все, но реальные трудовые дела, ратные подвиги советского народа говорят сами за себя. Это убеждает в том, что совершенно явственной главной преобладающей тенденцией жизнеустройства было созидание и защита становления социалистического строя, а также формирования нового человека.
Писатель, публицист, фронтовик Великой Отечественной войны В. С. Бушин в своих стихах «Мое время» убежденно и емко сказал о социализме, людях советского времени и о себе:

Я жил во времена Советов
Я видел все и убежден:
Для тружеников, для поэтов
Достойней не было времен.
Я жил в Стране Социализма,
Я взвесил все ее дела
И понял: никогда Отчизна
Сильней и краше не была.
Я жил в эпоху пятилеток
И был голодным иногда
Но видел я – мой глаз был меток,
Нам светит горная звезда.

Время испытаний и защиты Советских ценностей
Живущие ныне поколения советских людей и то поколение, которое появилось после вероломного предательского разрушения СССР, оказалось в условиях острейшей идеологической борьбы за умы и сердца людей. Противники Советского Союза, социализма повели активную и упорную идеологическую борьбу по очернению советской эпохи, Коммунистической партии, В.И. Ленина, И.В. Сталина. Используются для этой цели разнообразные формы, методы и средства. В их арсенале беззастенчивая ложь, наглая клевета, подтасовки, фальсификация, навешивание ярлыков и др. Весь этот набор приемов антисоветизма рассчитан на то, чтобы убедить людей в нежизнеспособности Советского Союза, социализма. И в тоже время подтолкнуть к отступничеству от марксизма-ленинизма, идейно-нравственных идеалов социализма и коммунизма, ценностей и достижений СССР.

Как повели себя советские люди в период и после разрушения Советского Союза?

Бесспорным фактом стало то, что разрушительная ситуация на огромных просторах Советской страны, действия антисоветчиков породили смятение в умах людей и условия переоценки всего, что связано с рождением и развитием первого в мире социалистического строя. Подавляющее большинство советских людей отвергали сам замысел ликвидации СССР и осуждали отступников от идеалов и принципов интернационализма и социализма. Напомним, что уже самим фактом совершенного Беловежского сговора Ельцина, Кравчука, Шушкевича была попрана воля советского народа, высказавшего ее на референдуме, в котором свыше 76% высказалось за сохранение Советского государства. Но народное волеизъявление было проигнорировано. К сожалению, со стороны народа не была проявлена политическая активность по противодействию, организации сопротивления разрушителям страны. Не проявила должных и решительных действий и Компартия, ряд руководителей, которой был в числе организаторов разрушения СССР.

Дальнейшие разрушительные процессы набирали обороты, совершался поворот к реставрации капитализма. Только в Белоруссии с избранием в 1994 году А.Г.Лукашенко Президентом была намечена и успешно создается социально ориентированная модель государства с элементами рыночных отношений в экономике.

Белоруссия, единственная в СНГ, уже в 2001 году достигла уровня производства ВВП советского времени. В республике сложилась политическая стабильность и спокойствие, отсутствуют межнациональные и конфессиональные конфликты, русский язык является наряду с белорусским государственным, улучшается материальное положение людей, развивается культура, хорошеют города и села.

Конечно же, разрушение СССР явилось большой утратой наиважнейшей советской социалистической ценности – единства народов, гордого и высокого звания Советский человек, Гражданин Советского Союза. Стали культивировать не интернационалистское, сближающее, а национальное обособление. Более того, появились откровенно националистические, русофобские проявления. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, события, доходящие до кровавых конфликтов. Война на Украине, где разгул фашиствующего национализма, опирающегося на поддержку империалистических сил США и Запада тому яркое подтверждение.

К большому сожалению, у людей качества Советского патриотизма и интернационализма притупляются, а у некоторой части утрачиваются. Это обстоятельство все больше тревожит левопатриотические силы во главе с коммунистами. На состоявшемся в июле 2014 г. Пленуме СКП-КПСС подчеркнуто: » Новый Союз — единственный путь к спасению братских народов!».

Теперешнее время не только испытывает каждого на верность идеалам социализма, советским ценностям, но и обязывает защищать их, отстаивать интернациональную общность народов прежних советских республик, бороться с проявлениями национализма.

Многие, ныне живущие советские люди, не утратили приверженности коммунистическим идеалам, советским ценностям, верности Союзу СССР. Одним из ярких в когорте борцов за возрождение социалистической Отчизны является Ч. И. Высоцкий. Убежденный и активный советский патриот-интернационалист, секретарь ЦК компартии Литвы (деятельность легальная запрещена). Вместе со своим товарищем на передовом рубеже борьбы в своей книге «Наше будущее» проникновенно пишет:

— Я, как и миллионы моих соотечественников, хочу внести свой посильный вклад в дело возрождения СССР. Хочу, чтобы мой голос услышали те, кому не безразлична судьба СССР. Ради этого я живу. Ради этого я пишу эту книгу. Верю, мы обязательно победим!

Не случайно антисоветчики, антикоммунисты стремятся не только принизить, но и дискредитировать роль Коммунистической партии в советской истории, используют для этого любые недостатки, просчеты в ее деятельности. Их подрывные действия нацелены на то, чтобы закрепить в сознании людей, особенно у молодежи, негативные представления о Компартии, о В. И. Ленине, И. В. Сталине, а значит о Советской эпохе, советском народе. Нельзя не сказать и о том, что недруги социализма и Компартии, безусловно, используют в своих действиях и общеизвестный факт значительного падения авторитета коммунистов в народе в связи с предательской деятельностью ряда руководителей КПСС и Советского государства по разрушению СССР, социализма. Ныне все более остро встает задача — активно разоблачать антисоветские измышления, фальсификации.

Было ли ошибкой недооценивать представляющего не меньшее зло и замалчивания (сознательное или бессознательное) исторической роли, заслуг Компартии Советского Союза не только перед советским народом, но и в международном коммунистическом движении. Обратимся к конкретному примеру принципиального партийного реагирования на подобные факты. А. А. Коваль (заместитель председателя совета КПБ), анализируя итоги международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию освобождения Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, отметив отсутствие докладов, отражающих роль Компартии, подчеркнул:

— Замалчивание роли компартии в формировании морально- политического единства советского народа и высокого боевого духа защитников Социалистического Отечества является вариантом фальсификации истории Великой Отечественной войны, что вносит негатив в сознание потомков. ( Газета » Коммунист Беларуси.Мы и время», №27, 2014г.)

Нельзя обойти и вопрос об имеющихся фактах недоброжелательного отношения к работающим коммунистам со стороны некоторых руководителей на предприятиях, в учебных заведениях и т.д. Проявляется, например, несправедливость, если коммунист активен в общественной жизни, принципиален и т.д. Из известных мне фактов приведу один.

А.И. Адинцова – старший преподаватель английского языка, опытный, авторитетный, с исследовательскими способностями педагог и с активной жизненной позицией. Ее принципиальность, репутация борца за справедливость, видимо, раздражала кое-кого. Антонину Ивановну лишили любимой работы, уволив жестко, с использованием административных рычагов.

Подобные факты не только ломают трудовую судьбу, морально травмируют коммуниста, но и отрицательно сказывается на авторитете и росте партийных рядов. Думается, активно позиционируя нашу партию, нужна еще в необходимых случаях хорошо организованная коллективная партийная защита коммунистов.

И еще об одной проблеме, волнующей не только коммунистов. В современных условиях острой идеологической борьбы возрастает общественная роль знаний марксистско-ленинской теории. Следует вспомнить завет В. И. Ленина о том, что «… всякое умолчание социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (том 6, с. 40).

Известно, что более 20-ти лет тому назад так называемые «демократы», упразднив волевым способом преподавание, изучение марксизма-ленинизма в сферах образования и просвещения, лишили людей возможности системно овладевать коммунистической идеологией. Эта ситуация, к сожалению, длится по сей день. Отрицательные последствия этой меры в условиях активных действий антикоммунистов и антисоветчиков вполне зримы и ощутимы, особенно среди молодежи, студентов, учащихся.

Коммунисты не забывают об этом. Вот и на сентябрьском Пленуме ЦК КПБ шла речь о важности и необходимости усиления партийно-идеологической, организаторской работы партии. Первый секретарь ЦК И. В. Карпенко в докладе подчеркнул: «Население страны должно быть ориентировано на марксистско-ленинскую идеологию коммунистической партии…».

Современные условия идеологической борьбы за умы людей остро востребовали необходимость целеустремленного вооружения людей научными идейно-теоритическими знаниями марксизма-ленинизма и его творческого развития. Ведь социализм еще не сказал своего последнего слова.