Трал для перевозки танков

Перевозка танка автотранспортом на трале по России и СНГ

Как быстро, безопасно и недорого перевезти танк? Для этого существуют компании, которые занимаются такими сложными специфическими задачами. Транспортировка танков и другой военной техники сопряжена с большим весом и нестандартными габаритами. Машина для перевозки танка – трал низкорамник, имеющий уникальную конструкцию платформы и повышенную грузоподъемность.

Перевозка танков на трале – особенности задачи

Танк – это негабаритный тяжеловесный груз, поэтому необходимо использовать особый вид грузового транспорта и получить разрешение на перевозку от ГИБДД.

Негабаритный груз имеет превышение норм по одному из следующих параметров: ширина, длина и высота. Транспортируемый груз, установленный на подвижный состав, будет назван негабаритным, если:

  • ширина более 2,5 м;
  • высота от дороги более 4 м;
  • длина более 20 м.

Особенности перевозки такого груза в том, что его нельзя поместить в закрытом контейнере или прицепе.

Танк, например, Т-95 по ширине превышает указанные нормы, а его вес в 50 тонн делает его не только негабаритным, но и тяжеловесным. Характеристики танка Т-80:

  • длина с пушкой вперед 9,5 м;
  • длина корпуса – 7 м;
  • ширина – 3,6 м (больше нормы);
  • высота по крыше – 2,2 м;
  • вес – 46 т.

Для перевозки таких танков нужно заказать трал в аренду со средней грузоподъемностью на 50-60 тонн. Кроме этой характеристики, важны размеры платформы, ее высота и количество осей. Единственный вариант для воплощения такой цели, как перевозка танка – низкий трал:

  • транспортировка танка Т 90
  • транспортировка танка тигр
  • трал для перевозки танков в РФ

Услуги перевозки танка должны осуществляться лицензированной компанией с наличием специальной техники и опытных водителей. Немаловажный фактор успеха состоит в точном выборе характеристик транспорта для перевозки танка и расчет наилучшего маршрута.

Аренда трала для перевозки танка у нас гарантирует клиенту:

  • бесплатную консультацию;
  • быструю подачу;
  • оперативное оформление разрешительных документов;
  • выбор оптимального маршрута;
  • справедливую цену;
  • безопасную перевозку.

Нанять трал в Москве и Московской области вы сможете, оставив заявку на нашем сайте. Наша специализация – это грузоперевозки для танка и любого тяжеловесного негабаритного груза.

Транспортировка танков низкорамным тралом

Трал – это разновидность автомобильного прицепа, использующийся для транспортировки негабаритного груза. Для перевозки спецтехники, балок, громоздких конструкций, больших емкостей и военной техники используют низкорамные тралы. Они не имеют боковых и верхних перекрытий, поэтому размеры перевозимой техники могут быть самыми разными.

Преимущества трала:

  • большая грузоподъемность;
  • транспортировка груза нестандартной длины, ширины и высоты;
  • транспортировка техники в собранном виде;
  • хорошая проходимость;
  • высокая надежность и безопасность процесса грузоперевозки.

Технические характеристики низкорамников позволяют брать на платформу груз весом до 120 и более тонн, а ширина платформы достигает 4-х метров. Основной танк России Т-90 имеет массу 46,5 тонн и ширину около 3,5 метров, поэтому низкорамний трал для перевозки танка подходит наилучшим образом.

Наша компания посвятила свою деятельность исключительно перевозке негабарита. У нас вы можете арендовать трал для перевозки танков автотранспортом в Москве и Московской области.

Мы располагаем парком низкорамных тралов для негабаритных грузов различной грузоподъемности и функциональности, способных справится с любой задачей. Заказать трал и получить консультацию можно, оставив заявку на сайте – мы перезвоним через 5 минут!

Стоимость услуги аренды низкорамного трала

Первоочередная задача специалистов по перевозке состоит в том, чтобы определить наилучший маршрут. От этого зависит стоимость, скорость и безопасность транспортировки до места назначения.

Цена за час аренды техники для перевозки танка зависит от таких параметров:

  • полного веса танка;
  • габаритных характеристик танка;
  • длительности рабочей смены.
  • при работе свыше 8-ми часов цена за километр может увеличиваться.

Опыт нашей команды позволит вам существенно сэкономить на аренде прицепа для перевозки танка. Полная стоимость транспортировки зависит от того, насколько точно выбран маршрут и тип техники. Мы обеспечим самый короткий маршрут и трал для негабарита, который будет соответствовать характеристикам военной техники.

Не стоит переплачивать за лишнюю мощность транспорта и ненужные функции услуг трала низкорамника для перевозки танка.

Платформа для перевозки негабаритного танка

В чем особенность такой задачи, как перевозка танков? Погрузочная платформа для перевозки танков не должна иметь ограничительных бортов. Но, кроме того, важна высота платформы, чтобы перевозимая техника могла легко заехать на нее.

Тралы классифицируются по высоте платформы, на которой будет помещен груз. Это высота площадки от земли, которая в обычном трале составляет 1 метр, а в низкорамном – около 85 см. Существуют специальные тралы с очень низкой платформой – 70 см и даже 40 см от земли.

Такая высота нужна для особых случаев аренды трала – перевозка негабаритного танка один из них.

Высота платформы тесно связана с количеством осей – в стандартных никзорамниках это 3-4, а в особо низких даже 7-8 осей. Это определяет возможность к сохранению баланса, что очень важно для негабаритной перевозки низкорамным тралом.

Получение разрешения на перевозку танков тралом

Грузоперевозка танка, как и другого негабаритного груза, сопровождается документами. В противном случае это незаконное действие, на которое будет наложен штраф.

Чтобы получить официальный документ, который дает разрешение на транспортировку, нужно посетить местное отделение Федеральной автомобильной службы. В подаваемой заявке должны быть указаны параметры груза, место погрузки и выгрузки, а также маршрут транспортировки. Дорожная служба может внести свои изменения в разрешительный документ. Причиной тому является множество ведомств, с которыми согласовывается грузоперевозка.

После согласования заявки необходимо обратиться в местное управление ГИБДД. Тут должны выдать пропуск на движение по согласованному маршруту, а также определяется количество сопроводительных экипажей.

Заказать перевозку танка с оформлением всей разрешительной документации для транспортировки можно у нас – звоните! Мы быстро решим любую негабаритную задачу и избавим вас от головной боли по транспортировке военных боевых машин территорией России и бумажной волокиты, которая сопровождает весь процесс доставки.

Ленд-лиз для ВМФ СССР

Такие американские тральщики типа YMS поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.
Фото из архива автора

После окончания Второй мировой войны в угоду политической конъюнктуре долгие годы существовала (да и отчасти продолжает существовать) определенная предвзятость в оценке союзнической помощи в годы войны. Немногочисленные, в основном журнальные и газетные статьи, имевшие, как правило, фрагментарный характер, давали необъективную оценку полученным Советским Союзом по ленд-лизу военной технике и материалам. При этом не оговаривалось, что некоторых доставленных весьма необходимых видов техники и вооружений вообще не было в Советской Армии и Военно-морском флоте (радиолокации, гидролокации, неконтактных тралов, многоствольных бомбометов и др.), отдельные же виды военной продукции, полученные по ленд-лизу, превышали по объему аналогичные, изготовленные советской промышленностью, или составляли большой удельный вес.

В частности это относится к автомобилям и тягачам (см. НВО #31, 1999 г.), а также к паровозам и вагонам. В составе советских ВВС, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны, находилось более 15% самолетов, полученных от союзников по ленд-лизу.

Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа «Воспер» (А-1), «Хиггинс» (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны).

К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны.

Количество

Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что «фирма «Канадиан пауэрс бот компани» предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.

По английской лицензии американскими фирмами «Аннаполис яхт ярд» и «Хершов» в Бристоле и Комдене строились катера типа «Воспер» конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма «Электрик бот компани» (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа «Хиггинс» строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.

Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение — 45-50 т, скорость полного хода — 36-39 узлов, дальность плавания — 420-450 миль; торпедное вооружение — два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское — 20-мм зенитный автомат типа «Эрликон». Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).

В Советский Союз торпедные катера доставлялись морем на транспортных судах.

На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа «RPC» и «РТС» водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа «МО-1», хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели.

Большие охотники типа «SC» (по советской классификации типа БО-2) строились на 26 верфях США. Корпус охотника деревянный. Водоизмещение — 126 т, скорость полного хода — 17 узлов. Артиллерийское вооружение включало 40-мм пушку типа «Бофорс» и три 20-мм автомата типа «Эрликон». Имелась радиолокационная и гидролокационная техника.

Для таких небольших кораблей длительный переход через штормовую Северную Атлантику был весьма нелегким и опасным делом. Тем не менее принятые советскими экипажами большие охотники своим ходом преодолевали океан, показывая образцы морской выучки и стойкости. Всего ВМФ СССР получил 78 больших охотников (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6). На Черное и Балтийское моря корабли доставлялись по внутренним водным путям.

Поставка тральщиков, которые особенно нужны были флоту, началась с кораблей типа «АМ» («амики»), строившихся на верфях Тампа, Вильяметте, Мадисонвилла и Лорейна. Тральщики имели стальной корпус. Водоизмещение — 914 т, скорость полного хода — 13,5 узлов, дальность плавания — 7000 миль. Главным вооружением корабля являлся электромагнитный трал типа «LL» (ЛЛ), которых практически не было в советском флоте, а также два акустических трала и контактный подсекающий типа «Оропеза». Противолодочный комплекс включал два бомбосбрасывателя, два бомбомета и гидролокационную станцию. Тральщик был оснащен радиолокационной аппаратурой.

Из 34 полученных по ленд-лизу тральщиков типа «АМ» в состав Северного флота вошло 10, в состав Тихоокеанского — 24.

По ленд-лизу было получено 43 тральщика типа «YMS» (УМС). Они имели деревянный корпус, были маломагнитными и малошумными, оснащались комплектами новейших для того времени контактных и неконтактных тралов, радиолокационной и гидроакустической аппаратурой. Их водоизмещение — 345 т, скорость полного хода — около 13 узлов, дальность плавания — 2030 миль. Артиллерийское вооружение включало одну 76,2-мм пушку и два 20-мм автомата.

Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам на военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей возглавлял командир военно-морского отряда «3294» (подразделение «Хула-2») капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.

В приемке от американцев одного из таких тральщиков «YMS-287» (Т-611) в Колд-Бее участвовал автор этих строк, которому довелось в течение четырех лет служить на корабле сначала командиром артиллерийской и минно-торпедной боевой части, (БЧ-2-3) а затем штурманом (БЧ-1), являвшимся одновременно на таких тральщиках помощником командира.

Англия передала Советскому Союзу в 1942-1944 гг. 10 тральщиков типа «MMS» (ММС) водоизмещением 260 т, оборудованных электромагнитным и акустическим тралами. Приемка кораблей осуществлялась в Мурманске и Архангельске.

В состав Тихоокеанского флота вошли переданные по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа «PF» или «Такома» (по советской классификации типа «ЭК» — эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение около 2300 т, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-мм орудиями, двумя 40-мм пушками «Бофорс» и девятью 20-мм автоматами «Эрликон». На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелась гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.

Качество

О качестве кораблей, поступивших по ленд-лизу, и их роли в боевых операциях советского флота можно судить из письма вице-адмирала Елисеева в наркомат внешней торговли СССР от 5 июня 1945 г.: «Необходимо отметить, что поступившие от союзников корабли в значительной мере обеспечили деятельность флота. Тральщики, охотники за подводными лодками и торпедные катера успешно действовали в соответствии со своим назначением».

За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долл. (в ценах 1946 г.).

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда — к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.

Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов. От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила таким образом 31,3%.

Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США — 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере «Молотов».

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа «Асдик». «Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы. — В.К.) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций» — так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1 ранга Гусев.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими были оснащены более одной трети всех боевых катеров флота.

Освоение советским флотом принятых от союзников кораблей и образцов военно-морской техники в определенной — а в ряде случаев значительной — мере помогло нашим конструкторам внести существенные коррективы в уже созданные и еще разрабатываемые проекты кораблей.

Изучение американских катеров позволило создать отечественный катер проекта 201, отличавшийся высокой мореходностью, эффективной системой управления, хорошей обитаемостью и лучшим вооружением.

Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским тралам типа «LL». На тральщиках появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки по типу бомбометов «Хеджехог».

По опыту союзников в ВМФ СССР внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона типа американской «MN». Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам кораблей, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

С учетом опыта американцев в ВМФ СССР в первые же послевоенные годы были разработаны тренировочные комплексы для отработки противолодочных команд (например, комплекс «Атака»). На них командир корабля, вахтенный офицер и гидроакустик вырабатывали навыки поиска ПЛ, поддержания с ней гидроакустического контакта, ее атаки и уничтожения. При этом создавались условия, весьма близкие к реальным.

Имели место и другие новшества, появившиеся на советских кораблях в результате изучения и освоения вооружения и техники, полученных от союзников по ленд-лизу.

Безусловно, решающую роль в победе над Германией сыграла военная продукция отечественной промышленности. В то же время нельзя необъективно принижать и значение союзнической помощи СССР по ленд-лизу, в том числе и для советского флота.

Танковый трал

Танковый трал — разновидность минного трала: навесное оборудование танка, бронированного тягача либо специализированной машины, которое предназначается для преодоления либо расчистки противотанковых минных заграждений.

Классификация

Современный германский танк-тральщик Keiler, оснащённый бойковым траломОсновной боевой танк M1 Abrams с катковым минным траломОсновной боевой танк M1 Abrams с ножевым минным траломСхема советского комбинированного катково-ножевого минного трала КМТ-5М (англ.)русск.. Ножевая часть поднята

В зависимости от типа рабочего органа танковые тралы подразделяются на бойковые, катковые, ножевые (выпахивающие) и комбинированные, а в зависимости от характера проделываемого прохода — на колейные и создающие сплошные проходы.

По характеру проделываемого прохода

Колейный минный трал

Колейные минные тралы (КМТ) за один заход проделывают в минном поле проход, состоящий из двух колей; получили значительное распространение из-за небольшой массы. Операции по расширению прохода и протраливанию межколейной полосы осуществляются путём одновременного использования трёх-четырёх колейных тралов, трёх-четырёхкратным проходом одиночного либо без их использования — вручную или взрывным способом. Для защиты машины от подрыва на штырьевых минах колейные тралы оснащаются специальным устройством, представляющим собой горизонтальную цепь или штангу и вызывающим срабатывание мин данного типа, оказавшихся между колеями траления. Для прохождения по колеям танка-тральщика движущихся за ним машин без предварительного расширения прохода могут использоваться специальные метки светящейся краской, пиросигналы либо указатели.

Трал, создающий сплошной проход

Данный тип минных тралов сравнительно малораспространён в силу значительной массы, затрудняющей их использование на танках в силу сопутствующего снижения боевых возможностей. Используется на машинах, предназначенных для расчистки минных полей после завершения боевых действий.

По типу рабочего органа

Бойковый минный трал

Бойковый минный трал представляет собой располагающийся над землёй горизонтальный барабан, на котором крепится большое количество оснащенных ударными наконечниками цепей. Во время траления барабан начинает вращаться с большой скоростью, а цепи с силой ударяют по грунту, подрывая либо отбрасывая мины. Бойковые тралы отличаются надёжностью, однако скорость их работы значительно ниже, чем у минных тралов другой конструкции, и дополнительно снижается сопровождающей траление завесой из пыли и частиц грунта.

Катковый минный трал

Катковые минные тралы производят расчистку минных заграждений путём передачи давления стальных катков на мины нажимного действия, что приводит к подрыву последних. Для обеспечения большего давления катки делаются максимально тяжёлыми: центр тяжести выносится максимально вперёд, часть веса машины может передаваться на трал через гидропневматические устройства; они могут быть как взрывоустойчивыми, так и невзрывоустойчивыми. Скорость траления — 8—12 км/ч.

Ножевой минный трал

Ножевые минные тралы — индивидуальное средство преодоления минных заграждений, представляющее собой отвал с укреплёнными на его нижней кромке специальными ножами. Выпахивают мины перед гусеницами танка при помощи ножей, после чего извлечённые мины отбрасываются за внешнюю границу прохода отвалом. При использовании на мягких и сыпучих грунтах ножевые тралы значительно эффективней катковых, также эффективны на заснеженных почвах — однако не могут применяться на каменистых и плотных грунтах. Скорость траления — 6-12 км/ч.

Комбинированный минный трал

В конструкции комбинированных минных тралов одновременно используются несколько принципов расчистки прохода. Широкое распространение получили катково-ножевые минные тралы.

Примечания

Литература

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Уборщики мин. Советские противоминные тралы 1932-1945 гг. (часть 2)


Часть вторая. Историческая
Танковый трал — разновидность минного трала, навесное оборудование танка, бронированного тягача либо специализированной машины, которое предназначается для преодоления либо расчистки противотанковых минных заграждений

ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ ПРОТИВОМИННЫЕ ТРАЛЫ
После Первой мировой войны, где впервые широко начали использовать мины (хоть и примитивные по конструкции), встал вопрос разработки специального средства, которое бы максимально снижало влияние минных полей на темп продвижения войск и уменьшало их потери. И таким средством стал танковый противоминный трал — новый вид вооружения, что монтировался на бронетехнике.
Работы по созданию противоминного трала в СССР были начаты в 1932 — 1934 гг. в соответствии с «Системой инженерного вооружения», которая была утверждена в 1930 г. Этот документ устанавливал перечень образцов военно-инженерной техники, необходимой для обеспечения боевых действий войск, определял их основные тактико-технические требования, порядок разработки и принятия на вооружение. Среди видов инженерной техники была группа так называемых саперных (инженерных) танков. В нее входили и танки — тральщики, предназначенные для выявления и преодоления минных полей.
В это период преподавателями Военно-инженерной академии Е. Грубиным, Н. Быстриковым и другими были разработаны и экспериментально проверенны разные конструкции противоминных тралов: ножевой, ударный (бойковый, цепной) и катковый. Все тралы были колейными и тралили полосу местности непосредственно перед гусеницей танка путем инициации мин (ударный и катковый) или выкапывания мин и отвода их в сторону (ножевой).
Первые образцы ножевого трала были созданы для танка Т-26 в октябре 1932 г. в Ленинграде. Танк получил индекс СТ-26 (саперный танк Т-26). Трал представлял собой две отдельные секции. Каждая секция крепилась на специальном подшипнике, которые могли сбрасывать трал с танка в экстренных ситуациях. Трал, закрепленный на танке, переводился в боевое положение опусканием, а в транспортное — подниманием секций. Руководил этим процессом пулеметчик не выходя из боевой машины. Но на испытаниях трал показал неудовлетворительные результаты: тралы имели малую стойкость к подрывам, ножи при наезде на твердые предметы ломались или деформировались, плохо работал трал на замерзших участках и на участках, что заросли кустами и тому подобное. На вооружение трал принят не был.

Первый вариант ножевого трала на танке Т-26
В течение 1932-1933 гг. на полигоне ВИУ РККА были испытаны три образца противоминного трала ножевого типа.
Перевод всех тралов из походного положения в боевое осуществлялся без выхода экипажа из танка. Аварийная отцепка и поворот танка при движении в боевом положении были невозможны.
Рабочие органы ножевых тралов были не взрывоустойчивы, а при наезде на твердые предметы ножи ломались или деформировались настолько, что теряли работоспособность.
Все три варианта ножевого трала на испытаниях показали неудовлетворительные результаты и не были приняты на вооружение из-за целого ряда недостатков:
— невозможности траления мин в твердых и мерзлых грунтах и на заросшей кустарником местности;
— невозможности маневра машины при тралении мин;
— недостаточной прочности конструкции рамы и быстрого износа ножей;
— низкой скорости движения танка с тралом;
— зарезания ножей в грунт или самопроизвольного выхода из грунта.
Наличие дефектов принципиального характера, выявленных при испытаниях, привело к прекращению дальнейших работы по тралам ножевого типа.

Второй вариант трала СТ-26
В ноябре 1934 г., намного раньше англичан, в Ленинграде под началом Б. Ушакова и Н. Цейца был разработан проект ударного трала для танка БТ-5. Его конструкция уже обеспечивала сплошное траление мин перед передней проекцией танка. В 1937 г. разрабатывался ударный трал сплошного траления мин для танка БТ-7. Конструкция трала обеспечивала сплошное траление в полосе 3,5 м при скорости машины до 8 км/ч.

Инженер-конструктор Николай Валентинович Цейц

Проект ударного трала для танка БТ-5
В 1936 г. было разработано и испытано несколько образцов тралов ударного типа, которые устанавливались на танках Т-26. Трал крепился к передней части танка и состоял из металлической рамы на которой монтировались барабаны — по два напротив каждой гусеницы. Барабаны приводились в действие от ведущих (передних) колес. На барабанах крепились тросами в определенном порядке 55 ударных (рабочих) элементов. Во время вращения барабанов рабочие элементы ударяли по почве и тем самым вызывали подрыв мин.
Танк Т-26, оснащенный ударным колейным тралом
Момент испытания ударного трала. На переднем плане противотанковая мина
В июле — августе 1936 г. прошел испытание ударный минный трал сплошного траления для среднего танка Т-28 (ТР-28). Он был разработан инженерами КБ завода №185 И. Белогурцевым и А. Калоевым и обеспечивал траление мин перед танком на участке шириной 3,5 м.
Бойковый трал имел барабан, на котором в определенном порядке располагались бойки, подвешенные на тросах диаметром 10-12 мм. При движении танка барабан приводился во вращение с помощью цепного привода от направляющего колеса танка. Для этой цели сбоку на направляющем колесе устанавливались две звездочки: одна (малая) — для цепного привода, вторая (большая) — для зацепления с цевками траков гусеницы и исключения проскальзывания направляющего колеса. Скорость траления составляла 10-15 км/ч. На вооружение трал не принимался.
Трал ТР-28 на среднем танке Т-28
Основными недостатками, указанными в отчете комиссии, были: отрыв 7—8 рабочих элементов при подрыве мины, что нарушало последующую эффективную работу; спутывание во время работы тросов, что приводило к пропускам мин и образования во время работы впереди танка тучи из пыли, грязи или снега, что приводило к потере ориентирования водителем — механиком.
Последующие работы по вышеупомянутым тралам были прекращены.
В качестве основного типа в Красной Армии был принят катковый трал как наиболее эффективный. Первый образец такого колейного трала был сконструирован в 1935 г. После испытаний и усовершенствования в 1937 г. были изготовлены опытные образцы катковых тралов к танкам Т-26 (СТ-26), а в 1938 г. — к Т-28.
Трал крепился к танку СТ-26 специальной рамой, состоял из двух секций и имел специальную лебедку для поднимания трала в транспортное положение. Каждая секция трала состояла из трех катков. Каждый каток свободно вращался на общей оси и не зависел от двух других. Это позволяло лучше копировать неровности местности и, таким образом, улучшать процедуру траления.
Катковый колейный трал СТ-26
Рабочий орган трала СТ-26
Несмотря на небольшой вес (1,8 т) и хорошую пружинную амортизацию, трал имел определенные недостатки: малая общая стойкость к подрыву, а сами катки после трех подрывов приходилось менять.
Трал СТ-26 после подрыва на мине. Катки правой (по ходу танка) секции полностью разрушены
Катковый трал для танка Т-28 был разработан на заводе НАТИ в Москве в 1938 г., испытание прошел в мае-июне 1939 г. Трал мог крепиться как на линейные танки Т-28, так и на инженерный танк ИТ-28 без переработки корпуса машины. После проведенных испытаний военными было рекомендовано увеличить живучесть трала до 10—15 подрывов под секцией (вместо 2—3) и улучшить маневренность танка с установленным тралом. Модернизированные образцы решено было испытать летом и зимой 1940 г.
Т-28 с катковым тралом преодолевает препятствие
Подрыв мины под катком трала
С началом Советско-финской войны возникла острая потребность в разных инженерных средствах, и в первую очередь в противоминных тралах. Ленинградские заводы №185 им. Кирова и №174 им. Ворошилова уже в декабре 1939 г. изготовили первые образцы тралов. Позже изготовили серию дисковых минных тралов в количестве 142 шт. (93 трала изготовлено Кировским заводом и 49 заводом № 174 им. Ворошилова). Тралы поступили в действующую армию в феврале-марте 1940 г. Несмотря на небольшую стойкость к подрыву (после первого взрыва мины диски сгибались), тралы успешно использовались в 20-й и 35-й танковых бригадах и танковых батальонах 8-й армии.
Дисковый противоминный трал завода №174 на танке Т-26
Интересный проект танка-электротральщика был разработан в октябре 1940 г. в СКБ-2 Ленинградского Кировского завода. Его авторами были О. Сердюков и Г. Карпинский. В апреле 1941 г. был изготовлен макет этой машины. Последующие работы прекращены.
Проект предусматривал установление на базу серийного танка КВ-2 специального электрооборудования. Динамо-машина посредством антенны, что находилась снаружи в передней части корпуса, создавала электромагнитное поле, которое на расстоянии 4 — 6 м от танка вызывало подрыв мин с электрозапалами или электродетонаторами. Установка была испытана 14 апреля 1941 г. и подтвердила возможность подрыва мин таким способом. Также на тральщике предусматривалось оборудование для транспортировки, сброса и дистанционного подрыва зарядов взрывчатки весом до 1 т (к такой схеме разрушения укреплений англичане подойдут лишь в 1944 г. во время подготовки десантной операции в Нормандии).
Проект танка-электротральщика на базе тяжелого танка КВ — 2
Последующие испытания и опыт Советско-финской войны показали преимущества каткового трала, поставили другие требования к противоминному тралу и позволили окончательно сформировать его общий вид.
К сожалению, все типы противоминных тралов к началу Великой Отечественной войны остались на уровне опытных образцов. В войска они не поступали.
В ГОДЫ ВОЙНЫ
С началом Великой отечественной войны основным способом преодоления минных полей или обустройства в них проходов был ручной способ. Но он требовал больших усилий, значительного времени (особенно ночью) и сопровождался большими потерями саперов. Кроме того, в некоторых случаях работы по оборудованию проходов в минных полях могли быть замечены противником, в следствие чего элемент неожиданности атакующими терялся (как это произошло на Курской дуге с немецкими саперами). Поэтому с началом войны работы по разработке противоминных тралов продолжались, но в ускоренных темпах. В первый год войны было разработано несколько типов катковых дисковых тралов.

Первый из них представлял собой прицепное устройство к трактору или танку и состоял из 17 сварных дисков на которые крепились специальные шпоры для улучшения процесса траления. Копирование рельефа местности обеспечивалось зазором между осью и отверстием диска. Опытный образец такого трала был изготовлен в Ленинграде.
Ленинградский проект противоминного трала. Лето 1941 г.
Второй аналогичный трал спроектировали на заводе «Дормашина» в г. Рыбинске. Он состоял из рамы и восьми дисков, что были посажены на общую ось. Но ни один из этих тралов на вооружение не приняли из-за их большого веса и малой стойкости к подрывам.
Трал завода «Дормашина»
В начале 1942 г. были продолжены работы по противоминному тралу ПТ-34, которые начали еще в 1941 г., а в августе того же года должны были начать их серийный выпуск. В 1941 г. ввиду отступления Красной армии и перебазирования промышленности работы над тралами были приостановлены. Вспомнили о них по завершении Московской битвы, где немецкие противотанковые мины нанесли в ряде танковых подразделении весьма ощутимые потери.
Трал разрабатывался в двух вариантах. Трал конструкции Д. Трофимова представлял собой дешевую двухсекционную конструкцию, где катки были изготовлены из железобетона.
Трал Д. Трофимова
У трала преподавателя Военно-инженерной академии полковника П. Мугалёва рабочий орган трала был выполнен из катков, набранных из штампованных дисков с установленными на них специальными башмаками из стали или чугуна. Весной 1942 г. работа над тралами была продолжена.
Военный инженер Павел Михайлович Мугалёв
В мае 1942 г. было изготовлено три танковых минных трала, два из них были конструкции Д. Трофимова и П. Мугалева. Третий трал был сконструирован из опорных катков танка Т-34-76, но из-за высокой цены и большого веса к испытаниям допущен не был. По результатам испытаний были сделаны следующие выводы: трал Д. Трофимова показал неэффективность траления, особенно зимой. Катки широкой формы плохо погружались в снег и недостаточно воздействовали на нажимные крышки мин. Трал П. Мугалева оказался более надежным и простым. Государственной комиссией было рекомендовано переделать трал Мугалева из трехсекционного в двухсекционный и принять на вооружение.
Первый (опытный) вариант трала Мугалева
Второй (упрощенный) вариант трала Мугалева, который был принят на вооружение под маркой ПТ-34
Предложение по тралу Мугалева
Летом 1942 года под маркой ПТ-34 (противоминный трал для танка Т-34) он был принят на вооружение, но начало серийного выпуска затянулось до осени 1942 г. Осенью трал опять модернизировали для возможности установки его на все типы тяжелых и средних танков и после очередных испытаний в марте 1943 г. начался его выпуск под индексом ПТ-3 на Тульском машиностроительном заводе «Комсомолец».
Трал ПТ-3 на танке Т-34-76
Общий вес трала ПТ-3 составлял 5300 кг; длина трала — 2870 мм, ширина — 3820 мм; скорость траления — 10—12 км/ч. Ширина полосы траления — две колеи по 1200 мм. Время монтажа трала силами экипажа — 60 мин. Аварийный сброс от танка, к сожалению, не предусматривался. Трал ПТ-3 выдерживал от 3 до 5 подрывов, после чего был нужен ремонт или его полная замена. Он легко разбирался в полевых условиях для ремонта и транспортировки. Перевозка осуществлялась на двух машинах ЗИС-5 или одной машине Studebaker US6.
Трал беспрепятственно преодолевал подъемы до 25° и косогоры до 30°, кустарник и одиночные деревья толщиной в нижнем отрубе до 20 см, проволочные заграждения, окопы, ходы сообщения, канавы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки до 0,6 м. Трал мог работать и при наличии снегового покрова толщиной до 0,4—0,5 м.
Труднопреодолимыми препятствиями для трала были: заболоченная местность, крупные обломки каменных стен, деревья толще 20 см, рвы и воронки шириной более 2,5 м, эскарпы с высотой стенки более 0,6 м и участки местности с резким переходом от спуска к подъему и обратно.
Испытания трала ПТ-3 на подрыв. Лето 1942 г.
Трал устроен следующим образом: в проушинах литой конструкции, приваренных к нижнему переднему наклонному броневому листу корпуса танка, шарнирно укреплена металлическая сварная рама трала. Крепление осуществлено с помощью вставляемых цилиндрических пальцев со шплинтами. Рама трала тросовой подвеской удерживается в подвешенном перед танком состоянии. На конце рамы шарнирно укрепляется траверса, через распорную трубу которой проходит ось трала. На оси с большим зазором сидят десять тралящих дисков, образующих две секции. Свободная посадка дисков на ось обусловливает копирование мелких неровностей местности. Устойчивое положение дисков при движении трала по местности обеспечивается заплечиками распорных муфт. Распорные муфты также надеваются на ось трала. Каждый диск по периметру оснащается тралящими шпорами, имеющими назначение не только передать давление на привод мины, но и повысить устойчивость тела диска против взрыва мины. При взрыве обычной противотанковой мины отлетает 3—4 шпоры, что несколько снижает надежность траления. По мере разрушения отдельных деталей трала (шпор, распорных муфт, дисков и т. д.) производится их замена новыми. Цепи заднего хода предназначаются для обеспечения движения танка-тральщика задним ходом, для ограничения опускания оси с катками в траншеи и для обеспечения поворота танка-тральщика.
Конструкция трала ПТ-3 сборно-разборная. Ее монтаж на любой линейный средний танк и демонтаж могут быть произведены в полевых условиях экипажем танка, причем без применения специальных грузоподъемных средств.
Трал ПТ-34 (ПТ-3). Чертеж
Наряду с ПТ-3 в годы Великой Отечественной войны разрабатывались и испытывались другие конструкции тралов. Заслуживает внимание экспериментальный образец взрывного трала, который представлял собой специальное приспособление к танку. Оно состояло из кассеты и десяти зарядов массой по 5 кг каждый. При движении танка заряды выбрасывались из кассеты на минное поле поочередно с определенным интервалом и взрывались, образуя проход. Однако из-за серьезных конструктивных недостатков этот трал не был принят на вооружение.
Окончание следует…

Превосходя мировые стандарты

Развитая материально-техническая база, мощный кадровый потенциал, базирующийся на многолетнем опыте разработок в области ОПК, обеспечивают ООО «СТАНКОМАШ» уникальными возможностями в сфере исследования, разработки, испытаний, производства и поставки в Вооруженные силы России и на экспорт многоцелевых средств военно-инженерной техники.

ООО «СТАНКОМАШ» является головным в Российской Федерации разработчиком, производителем и единственным поставщиком в РФ широкой номенклатуры продукции:

  • минных тралов для современных и перспективных танков;
  • минных тралов для боевых машин пехоты и бронетранспортеров;
  • электромагнитных тралов;
  • тралящего оборудования для инженерных машин разграждения ИМР-2, ИМР-3 и бронированных машин разминирования БМР-3, БМР-3М, БМР-3МА.

Технические решения предприятия защищены более чем 300 авторскими свидетельствами и патентами на изобретения, десятками публикаций и научными работами.

По своим тактико-техническим характеристикам изделия ООО «СТАНКОМАШ» превосходят научно-технический уровень многих зарубежных разработок, а ряд средств — и вовсе не имеет аналогов в мировой практике. Эти факторы предопределили высокий спрос на продукцию завода не только среди российских, но среди зарубежных потребителей — к настоящему моменту предприятием заключен ряд крупных экспортных контрактов.

Колейный минный трал КМТ-8 на танке Т-72.

Сердцем предприятия «СТАНКОМАШ» по праву может быть названо специальное конструкторское бюро СКБ-200, созданное в декабре 1956 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР No553-782 как головная в Союзе (а впоследствии — в России) организация по разработке средств разведки и преодоления танками и другими боевыми гусеничными машинами минных полей из противопехотных и противотанковых мин.

От классических образцов до техники будущего

Созданными предприятием средствами преодоления минных полей — такими как колейные минные тралы КМТ-4, КМТ-5, КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10 — оснащена бронетанковая техника Вооруженных сил РФ, армий стран СНГ. Они поставлены на экспорт для армий свыше 20 стран мира. Успешно применялись в боевых действиях в Афганистане, Чеченской Республике, в ходе миротворческих операций в Приднестровье, Абхазии, Боснии и других районах локальных военных конфликтов.

Особенно актуальны и востребованы на сегодняшний день тралы классических принципов действия: трал минный колейный катково-ножевой КМТ-7, трал минный колейный ножевой КМТ-8, электромагнитная приставка ЭМТ к колейным минным тралам.

Колейный минный трал КМТ-7 с электромагнитной приставкой ЭМТ на БМР-3М.

Кроме того, в последние годы в рамках реализации федеральных программ по развитию и укреплению ОПК в части создания и производства средств инженерного вооружения конструкторами предприятия также созданы средства разминирования нового поколения для современных и перспективных танков.

Так, специалисты ООО «СТАНКОМАШ» выполнили опытно-конструкторские работы и приняли на снабжение инженерный танковый минный трал ТМТ-С для проделывания сплошных проходов в минных полях и инженерный танковый минный трал ТМТ-К колейного типа. Эта техника способна эффективно решать задачи разминирования местности, преодоления минно-взрывных заграждений, сопровождения колонн с обеспечением траления основных типов противотанковых мин, в том числе — противогусеничных, противоднищевых с контактными и неконтактными магнитными взрывателями, противобортовых мин с неконтактными сейсмооптическими взрывателями, а также разрушения проводных линий управления взрывом мин, фугасов.

Равнение на Гособоронзаказ

Всего к настоящему моменту в ООО «СТАНКОМАШ» разработаны и приняты на вооружение более 22 изделий военно-инженерной техники различных принципов действия.

Приоритетными направлениями деятельности предприятия является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию средств инженерного вооружения в рамках Государственного оборонного заказа. За последние годы предприятием выполнен значительный объем НИР и ОКР по разработке военно-инженерной техники.

Система качества предприятия приведена в соответствие с требованиями международных стандартов ИСО 9000 и прошла сертификацию в системе «Военный регистр».

Инженерный танковый минный трал ТМТ-К на танке Т-72.

Подразделения предприятия оснащены современной вычислительной, компьютерной и оргтехникой. В состав предприятия входят, кроме специальных конструкторских бюро, технологические службы, производственный комплекс, лабораторно-измерительные подразделения и испытательный полигон, оснащенный необходимыми средствами экспериментальных исследований.

16 мая 2015 года ООО «СТАНКОМАШ» отметило 80-летний юбилей. Именно столько лет назад — в далеком 1935 году — в Челябинске начал работу специальный механический завод No78 имени Серго Орджоникидзе — один из крупнейших машиностроительных комплексов страны. На базе этого промышленного гиганта впоследствии был основан легендарный Федеральный научно-производственный центр «Станкомаш», специализировавшийся на инженерных средствах разминирования и преодоления минных полей (минных тралах), а также мишенных комплексах, боевых авиационных ракетах и снарядах для ПВО и ВВС. Выступая в роли правопреемника ОАО ФНПЦ «Станкомаш», в новейшее время ООО «СТАНКОМАШ» продолжает разработку и поставки передовых военно-технических средств. На счету предприятия — участие в разработке и постановке на серийное производство более 300 образцов оборонной продукции, более 80 опытно-конструкторских и 25 научно-исследовательских работ.

На заглавном фото: инженерный танковый минный трал ТМТ-С на танке Т-72Б.

карта

ООО «СТАНКОМАШ»