Танки Франции второй мировой

Легкий танк R-35

Легкий танк R-40

САУ 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35-R(f)

Panzerkampfwagen 35-R 731(f)

Танк R-35 принят на вооружение в 1935 г. Основные модификации: R-35 — базовая модификация (1 237 шт.);

R-39 — с пушкой SA-38 (273 шт.); R-40 — с новой ходовой частью (120 шт.). Всего было выпущено 1 630 машин, из них 560 на экспорт (Польша-53 ед., Югославия — 50 ед., Румыния – 41 ед. и Турция — 100 ед.). Около 800 танков было захвачено Вермахтом, которые использовалась под обозначением Panzerkampfwagen 35-R 731 (f). На базе танка Вермахтом также было создано ряд САУ. ТТХ танка: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 м; клиренс – 320 мм; масса – 10,6 т; бронирование – 10 — 44 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Renault; мощность – 82 л.с; удельная мощность – 7,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 23 км/ч; запас хода – 140 км; основное вооружение — 37-мм пушка SA18 L/21; боезапас – 116 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,5-мм пулемет «MAC»; боезапас – 2 400 патронов; средства связи — радиостанция ER-54; экипаж – 2 человека.

Легкий танк Hotchkiss Н-35

Легкий танк Hotchkiss Н-38

Легкий танк Hotchkiss H-39

Pz.Kpfw. 38Н 735(f)

Танк Н-35 создан фирмой «Гочкисс» и принят на вооружение в 1935 г. Он был максимально унифицирован с танком сопровождения пехоты R-35. Известны три модификации танка: Н-35 (базовый вариант), Н-38 (с двигателем в 120 л.с. и массой в 12,8 т.) и Н-39 (усиленное бронирование корпуса). Всего было выпущено около 1 тысячи машин, 600 из которых захватил Вермахт. 60 из них было переделано в 75-мм САУ, а 48 — в 105-мм САУ. ТТХ танка: длина – 4,2 м; ширина – 1,8 -1 ,9м; высота – 2,1 м; масса – 11-12 т; бронирование – 12-45 мм; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 75 л.с; удельная мощность – 6,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе –22-36 км/ч; запас хода – 150 км; вооружение — 37-мм пушка Puteaux SA 18 или SA 38; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,5-мм пулемет «Шательро» m1931; боезапас – 2400 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий танк AMR 33 (VM)

Танк был создан фирмой «Рено» и принят на вооружение в 1934 г. Известна модификации танка – AMR-35. Всего было выпущено 123 машины, большая часть которых была захвачена Вермахтом и использовалась под обозначением PrSpWg.VM 701 (f). ТТХ танка: длина – 3,5 м; ширина – 1,5 м; высота – 1,7 м; клиренс – 350 мм; масса – 5,5 т; бронирование – 5-13 мм; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Reinsteila; мощность двигателя – 82 л.с; удельная мощность – 16,4 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 200 км; вооружение — 7,5-мм пулемет «Рейбель» m1931; боезапас – 2 500 патронов; экипаж — 2 человека.

Легкий танк AMR-35 ZT

Легкий танк AMR-35 ZT2

Танк являлся улучшенной версией AMR-35 и принят на вооружение в 1935 г. Он выпускался в 5 модификациях: AMR-33 ZT — первая серийная модификация с вооружением из 7,5-мм или 13,2-мм пулемёта (выпущено 167 ед.): AMR-33 ADF1 — командирский вариант, оснащённый радиостанцией (выпущено 13 ед.); AMR-33 ZT2 — с 25-мм автоматической пушкой на месте пулемёта (выпущено 10 ед.); AMR-33 ZT3 — с 25-мм автоматической пушкой в рубке на месте башни (выпущено 10 ед.); AMR-33 ZT4 — с пулемётной башней от танка FT-17 (выпущено 40 ед.). Всего было выпущено 240 машин, большая часть которых была захвачена Вермахтом и использовалась под обозначение Panzerspaehwagen ZT-702 (f) в качестве гусеничной базы для 8-см миномета. ТТХ танка: длина – 3,9 м; ширина – 1,6; м; высота – 1,8 м; клиренс – 320 мм; масса – 6,6 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Renault; мощность двигателя – 80 л.с; удельная мощность – 12,1 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7,5-мм пулемет «Рейбель» m1931 или 13,2-мм пулемет «Hotchkiss» (боезапас – 750 патронов) или 25-мм автоматическая пушка; экипаж – 2 человека.

Легкий танк AMC-34 с 25-мм пушкой

Легкий танк AMC-34 с 47-мм пушкой

Танк разработан в развитие машин AMR 33 и AMR 35 и выпускался фирмой «Рено» в 1934—1935 гг. Всего выпущено 12 машин.. ТТХ танка: длина – 3,9 м; ширина – 2 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 9,7 т; бронирование – 5 — 20 мм; тип двигателя — 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Renaull; мощность двигателя – 120 л.с; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 200 км ; основное вооружение – 25-мм пушка Hotchkiss или 47-мм пушка SA-34; боезапас – 75 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,5 мм спаренный пулемет Ribeaux, боезапас – 1 750 патронов; экипаж – 2 или 3 человека.

Легкий танк AMC-35

Танк был создан фирмой «Renault» и принят на вооружение в 1938 г. Всего было выпущено 50 машин. Танк также использовался в Бельгии (15 ед.). Захваченные Вермахтом танки использовались под обозначением Pz.Kpfw.AMC 738(f). ТТХ танка: длина – 4,5 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,3 м; масса – 14,5 т; бронирование — 20-25 мм; тип двигателя — V-образный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Renault; мощность двигателя – 180 л.с; удельная мощность – 12,4 т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 160 км; основное вооружение – 47-мм пушка SA 35; боезапас – 120 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,5-мм пулемет mle.1931; боезапас – 5 250 патронов; экипаж – 3 человека.

Легкий танк Char de bataille D-1

D-1 создан в 1935 г. на основе танка NC-27. Всего было произведено 160 машин двух модификаций (D-1A – базовый вариант, D-1B — вооруженная 47-мм пушкой SA34, увеличенным бронированием и более мощным двигателем). Радиостанция имела необычную антенну в виде Jl-образной рамы в кормовой части корпуса. ТТХ танка: длина – 5,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,4 м; масса – 12 т; бронирование – 10-30 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный Renault; мощность двигателя – 65 л.с; удельная мощность – 5,4 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 18 км/ч; запас хода – 90 км; основное вооружение — 37-мм пушка SA18 L/21 или 47-мм пушка SA-34; боезапас – 112 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,5-мм пулемет FM24/29; боезапас – 3 тысячи патронов); средства связи — радиостанция ER52 или ER52bis.; экипаж – 2 человека.

Легкий танк Char de bataille D-2

Танк D-2 является модернизированным вариантом танка D-1 и принят на вооружение в 1936 г. Всего было выпущено 100 машин. 21 танк был захвачен Вермахтом, который использовал их под наименованием Pz. Kpfw 733(f). ТТХ танка: длина – 5,4 м; ширина – 2,7 м; высота – 2.2 м; клиренс – 400 мм; масса – 19 т; бронирование – 20- 40 мм; тип двигателя — рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Renault V-6; мощность двигателя – 150 л.с; удельная мощность – 7,9 л.с; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 140 км; вооружение – 47-мм пушка SA34 или SA35; боезапас – 108 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,5-мм пулемет Chatellerault; боезапас – 5 тысяч патронов; экипаж – 3 человека.

Легкий танк FCM-36

Танк был разработан в 1934 г. для сопровождения пехоты и принят на вооружение в 1936 г. Всего было выпущено 100 машин, которые практически все были захвачены Вермахтом. 24 из были переоборудованы в САУ 7,5-см РАК-40 (Sf), (Marder-I) и столько же в САУ 10.5cm leFH 16/18(Sf) auf Gw FCM (f). ТТХ танка: длина – 4,4 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,2 м; масса – 12 т; бронирование – 12-40 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый дизельный; мощность двигателя – 91 л.с; удельная мощность – 7,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 25 км/ч; запас хода – 320 км; основное вооружение — 37-мм пушка SA18 L/21; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,5-мм пулемет «Рейбель»; боезапас – 2400 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий танк Renault FT-17

На протяжении 1917-1918 гг. было выпущено 3 500 машин FT-17, в т.ч. 2100 в пулемётном варианте, 1 500 — в пушечном. Известны следующие модификации: Renault FT-17 BS (с 75-мм орудием, выпущено 39 танков); Renault FT-17 Signal ou TSF (командный танк с радиостанцией, выпущено 200 ед.). Танк выпускался по лицензии в США под названием M-1917 (выпущено 950 ед.) и в Италии под названием FIAT 3000. Также, модифицированная копия выпускалась в СССР под названием МС-1. ТТХ танка: длина – 4,9 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 410 мм; масса – 6,5-6,7 т; бронирование – 8-16 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 39 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 7,8 км/ч; запас хода – 35 км; вооружение — 37-мм пушка «Гочкисс» SA18 (боезапас – 237 выстрелов) или пулемет 7,5 мм пулемет обр. 1931 г; дополнительное вооружение — 8-мм пулемет «Гочкисс» mod.1914; боезапас – 4 500 патронов; экипаж – 2 человека.

Легкий танк Renault BS
Легкий танк Renault FT-18
Легкий танк Renault NC-2
Легкий танк Renault NC-1
Легкий танк Renault TSF

Танк FT-18 результат дальнейшей модернизации FT-17, который выпускался как минимум до конца 1931 г. Известны следующие модификации: Renault BS (с 75-мм гаубицей, выпущено 39 ед.); Renault TSF (с радиостанцией, выпущено 188 ед.); Renault NC1 (NC27) (увеличена двигателя); Renault NC-2 (NC-31) (улучшена ходовая часть, выпущено 2100 машин). Вермахтом было захвачено 704 танка, которые использовались под обозначением Pz.Kpfw.17R 730(f) или 18R 730(f) для патрульно-охранной службы.

Легкий танк Renault FT-31
Легкий танк Pz.Kpfw. 18R 730(f)

ТТХ танка: длина – 5 м; ширина – 1,7 м; высота – 2,4 м; клиренс – 435 мм; масса – 6.9 т; бронирование – 8-22 мм; тип двигателя — карбюраторный, «Рено»; мощность – 35 л, с.; скорость передвижения по шоссе – 7,7 км/ч; запас хода по шоссе – 35 км; вооружение — 37 мм пушка SA18 L/21; боезапас – 237 выстрелов; экипаж – 2 человека.

Лучший французский танк предвоенного периода

К началу Второй мировой войны Франция подошла с крайне спорным набором танков. В то время, как в большинстве танкостроительных держав к тому моменту взялись за разработку и производство средних танков, во французской армии ситуация с машинами среднего класса сложилась почти катастрофическая. Ориентация производства на выпуск лёгких танков Renault R 35 и «боевых» (фактически тяжелых) танков Char B1 bis привела к тому, что средних танков у французской пехоты насчитывалось всего полсотни.

На этом фоне еще достаточно неожиданным выглядит тот факт, что средние танки в больших количествах Франция все же строила, правда, для кавалерии, причем официально они именовались бронеавтомобилями. Речь идет о SOMUA S 35, кавалерийском танке, который по совокупности боевых характеристик был лучшим французским танком предвоенного периода.

Толстокожий кавалерист

Достаточно сильные позиции кавалерии во французской армии привели к тому, что к началу 30-х годов здесь сложилась ситуация, очень похожая на происходившее в то время в США и Японии. Официально своих танков во всех этих странах кавалерия не имела, ведь такие машины традиционно предназначались для поддержки пехотных частей. Но фактически появился новый тип танка, в разных странах именовавшийся либо как «боевая машина», либо как «бронеавтомобиль». На самом же деле это были самые настоящие танки, иногда даже среднего класса, но, как правило, речь шла о легких танках с экипажем в 2–4 человека и основным вооружением в виде пулеметов. Основным требованием к подобным боевым машинам была высокая подвижность.

SOMUA AC 1, 1932 год. Как можно заметить, первоначально в конкурсе на создание «боевого бронеавтомобиля» участвовал именно бронеавтомобиль

Поначалу французские кавалерийские танки развивались в этом же направлении. Бронированным первенцем французской кавалерии стал AMR 33 (Automitrailleuse de reconnaissance, «разведывательный бронеавтомобиль»), позже появился более совершенный AMR 35. Эти двухместные машины с пулеметным вооружением вполне соответствовали классическому представлению о кавалерийских танках. Параллельно с программой AMR, начатой в 1931 году, стартовала и программа создания более мощного «броневика» — AMC (Automitrailleuse de combat, боевой бронеавтомобиль). Здесь первенцем стал полугусеничный бронеавтомобиль Schneider P16, имевший более серьезное вооружение в виде 37-мм пушки SA 18 и спаренного с ней пулемета.

Но с 1933 году ситуация начала меняться. Не в последнюю очередь это было связано с активностью фирмы Hotchkiss, которая предложила концепцию легкого танка, в конструкции которого массово использовалось литье. 2 августа была разработана спецификация для новой боевой машины, на которую откликнулось 14 фирм. Фирма Hotchkiss, впрочем, довольно быстро от участия в конкурсе отказалась. Не исключено, что в Сен-Дени здраво оценили свои шансы на победу и стали искать альтернативного заказчика, который нашелся в лице кавалерийского командования. В результате очень похожий на Renault R 35, но почти в полтора раза более быстрый танк, получивший обозначение Hotchkiss H 35, оказался на вооружении французской кавалерии. Больше того, здесь он умудрился «съесть» AMR 35, заняв, в том числе, и его нишу.

Макет «бронемашины» SOMUA AC 3, октябрь 1934 года

В том самом конкурсе на разработку легкого танка участвовал и концерн Schneider-Creusot. К сожалению, никаких данных по этой машине нет, известно лишь, что она проектировалась двухместной. Разработку вела дочерняя компания Société d’outillage mécanique et d’usinage d’artillerie (SOMUA). Стоит отметить, что еще начиная со Schneider CA1, первого серийного французского танка, именно SOMUA занималась бронетанковыми заказами концерна. Это касалось и разработок то теме Char B, и кавалерийских боевых машин.

Еще до того, как начался конкурс на легкий 6-тонный танк, фирма из Сент-Уэн разрабатывала полугусеничный бронеавтомобиль SOMUA AC 1 в рамках темы AMC. В отличие от Schneider P16, у этой трехместной машины компоновка была больше похожа на танковую. Позже стал проектироваться более тяжелый бронеавтомобиль SOMUA AC 2. Вместе с тем, командование кавалерии все отчетливее понимало, что вместо броневика ей нужен именно танк.

Характерная деталь макета – большой глушитель. В металле была изготовлена менее громоздкая конструкция

В начале весны 1934 года состоялось совещание между SOMUA и командованием кавалерии. В его ходе родилась концепция нового танка, в конструкции которого сочетались технические решения легкой машины, создававшейся на конкурс 1933 года и (отчасти) требования к бронемашинам AMC. Боевая масса трехместной машины оценивалась в 13 тонн, при этом она должна была развивать скорость не менее 30 км/ч, иметь броню толщиной 30 мм и запас хода в 200 километров.

В мае толщину брони увеличили до 40 мм, чего должно было хватить для уверенной защиты от противотанковой пушки калибром 25 мм. В качестве вооружения предполагалось использовать 47-мм пушку и спаренный с ней пулемет. В целом получался не бронеавтомобиль, а самый настоящий средний танк, похожий на Renault D2, но имеющий при этом более высокую скорость. Окончательно программу утвердил 26 июня 1934 года командующий французской кавалерией генерал Флавиньи.

190-сильный двигатель, который был разработан при участии фирмы Janvier, Sabin et Cie

Разработка машины, получившей обозначение SOMUA AC 3, стала для фирмы из Сент-Уэн настоящим вызовом. Возник целый ряд серьезных вопросов, который требовалось оперативно решить. Особенно это касалось силовой установки. SOMUA выпускала грузовые автомобили, но их двигатели мало подходили для нового танка. Требовалась более мощная силовая установка, и довольно срочно. SOMUA обратилась к фирме Janvier, Sabin et Cie, которая занималась проектированием моторов. В довольно короткий срок там разработали 8-циллиндровую V-образную силовую установку. Был приобретен комплект чертежей, на базе которого на SOMUA построили свой мотор, по конструкции отчасти перекликающийся с авиационным двигателем Hispano-Suiza 8B. При объеме 12,7 литров он развивал мощность 190 лошадиных сил.

Конструкция подвески AC 3 оказалась похожей на ту, что для своих танков спроектировали на Škoda

Не менее остро стоял вопрос с ходовой частью. Ничего подходящего в гамме техники SOMUA не имелось, так что ходовую требовалось разрабатывать с нуля. Именно здесь и всплыл любимый многими историками «чехословацкий» след. Действительно, между Schneider-Creusot и Škoda существовали партнерские отношения, и именно они позволили SOMUA облегчить себе задачу. Правда, в качестве основы для копирования ходовой части и особенно подвески почему-то обычно указывается Škoda Š-II-a, он же LT vz.35. Крайне сомнительное утверждение, ведь разработка этого чехословацкого танка началась примерно в то же время, что и AC 3. Почему-то исследователями забывается тот факт, что аналогичную подвеску Škoda использовала и ранее – на легком танке Š-II, он же Škoda SU. Разработанная на этой базе подвеска SOMUA несколько отличалась по конструкции. Тем не менее, ее чехословацкое происхождение сомнения не вызывает.

Automitrailleuse de combat AC 3 на испытаниях, весна 1935 года. Вместо башни установлен балласт

Эскизный проект AC 3, а также его деревянная модель в масштабе 1:10, были подготовлены SOMUA к октябрю 1934 года. На Renault также не сидели сложа руки: не желая терять возможность заполучить внушительный контракт на выпуск шестисот AMC, заводское КБ быстро разработало проект, обозначавшийся как AMC 40 mm. Подробной информации по этой разработке нет, но, вероятнее всего, речь шла о развитии кавалерийского танка Renault YR, он же AMC 34. В любом случае, этот проект кавалерия отвергла, даже не став тратить деньги на изготовление опытного образца. А вот для AC 3 ситуация обернулась совсем по-другому: 12 октября 1934 года был получен заказ на изготовление опытного образца машины.

Хорошо видно, насколько AC 3 спереди отличается от серийного танка

Работы по конструированию SOMUA AC 3 начались в ноябре 1934 года, а уже 11 апреля 1935 года машина с регистрационным номером 745-W1 была готова. С учетом того, что по многим узлам и агрегатам начинать пришлось с нуля, сроки выглядят очень сжатыми. В ходе разработки пришлось вносить заметные правки в изначальное техническое задание. При указанной толщине брони удержать боевую массу в пределах 13 тонн оказалось нереально, так что планку для AC 3 подняли до 17 тонн. Поскольку башни на момент постройки еще не было, вместо нее сверху на машину установили балласт. В таком виде кавалерийский танк и проходил испытания, продолжавшиеся с 4 июля по 2 августа 1935 года в Венсене.

AC 3 после переделки, март 1936 года. Танк получил башню APX 1 и 47-мм пушку SA 34

Получившийся у инженеров SOMUA танк оказался типичным для французского довоенного танкостроения. В нем максимально была использована идея Hotchkiss, заключавшаяся в сборке корпуса танка из крупных литых деталей. Состоял корпус всего из четырех основных деталей: двух половинок нижней части корпуса, подбашенной коробки и коробки, прикрывающей моторно-трансмиссионное отделение. Крепились между собой эти детали при помощи болтовых соединений. Конечно, при изготовлении таких крупных деталей требовалась высочайшая точность, зато собирать их было несложно.

Стоит отметить, что конфигурация корпуса у AC 3 еще была далека от той, которую имели серийные машины. Имелись и откровенные промахи, самым видимым из которых были фары, размещенные прямо во лбу корпуса. Не самой удачной конструкцией стали и смотровые приборы в передней части корпуса. Они получились громоздкими и крепились на болтах, такая конструкция была уязвима. Впрочем, на то и был сделан опытный образец, чтобы в ходе испытаний выявить конструктивные недостатки и их устранить.

Этот же танк после установки пушки SA 35. Нередко указывается, что это машина установочной партии, но на снимках, сделанных с других ракурсов, виден тот же самый регистрационный номер – 745-W1

Гораздо важнее было то, что по своим характеристикам SOMUA AC 3 оказался едва ли не лучшим средним танком. Обладая противоснарядной броней, которая на дистанции свыше 300 метров достаточно уверенно «держала» снаряд немецкой противотанковой пушки 3.7 cm Pak, эта машина имела то, чего оказался лишен аналогичный ей Renault D2 – хорошую подвижность. Результаты испытаний превзошли ожидания кавалерии. Максимальная скорость гусеничного «броневика» на 10 км/ч превысила требования, при этом машина обладала достойными характеристиками с точки зрения проходимости. Удачная конструкция подвески обеспечивала приемлемую плавность хода, да и обзорность, несмотря на необходимость доработки смотровых приборов, оказалась вполне достойной.

После окончания испытаний танк отправился на завод, где до марта 1936 года проводились работы по его переделке. Уже в конце ноября 1935 года было принято решение о том, что AC 3 пойдет в серию. На вооружение его приняли 25 марта 1936 года под обозначением Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S. Позже он назывался Char 1935 S, но более известен этот танк как SOMUA S 35.

Шедевр в среднем классе

Контракт №60 178 D/P на изготовление 50 танков был заключен 25 марта 1936 года, но на деле о нем было известно еще 21 ноября 1935 года. Первоначально на SOMUA AC 3 у кавалерии имелись грандиозные планы: предполагалось, что в общей сложности будет закуплено 600 танков этого типа. Такое количество требовалось для оснащения трех легких механизированных дивизий (Division Légère Mécanique, или DLM). Впрочем, довольно быстро эти планы пришлось корректировать, поскольку возможности SOMUA оказались ограничены. Именно благодаря этому фирма Hotchkiss и смогла найти лазейку для своего легкого танка. Заказ разделили пополам: предполагалось закупить по 300 SOMUA S 35 и Hotchkiss H 35.

Согласно штатному расписанию DLM, в ее составе должно было быть 96 SOMUA S 35. Из этого числа 84 машины включалось в состав восьми эскадронов, еще 4 машины выступали в роли командирских танков, а оставшиеся 8 числились в резерве.

SOMUA AC 4 без установки подбашенной коробки и крыши моторно-трансмиссионного отделения

На испытания опытный образец вернулся в марте 1936 года. Помимо устранения конструктивных недостатков, обнаруженных в ходе испытаний, он отличался тем, что на него, наконец, установили башню. Особого раздолья в выборе этой части танка у кавалеристов не было: как и на Renault D2, на машину поставили башню APX 1, оснащенную 47-мм пушкой SA 34.

Впрочем, в исходном виде использовалась она недолго: к тому моменту стало очевидно, что SA 34 слабовата для борьбы с танками, имевшими толщину брони порядка 60 мм. Именно так был защищен Char B1 bis. По этой причине вскоре в башне «прописалось» более мощное орудие – SA 35, снаряд которой пробивал броню толщиной 60 мм на дистанции в километр. Тем не менее, первые 4 серийные SOMUA S 35 получили башни APX 1 с пушками SA 34, которые позже заменили на башни APX-1 CE с пушками SA 35. Эти машины были изготовлены в январе 1936 года и отправились в 4-й танковый (кирасирский) полк на испытания.

SOMUA S 35, регистрационный номер 67225, третий серийный экземпляр танка. Хорошо видны дополнительные баки с топливом

По итогам испытаний и доработок появился модернизированный вариант AC 3, который получил заводское обозначение AC 4. Именно эта машина и стала образцом серийного варианта SOMUA S 35. Первые танки крупной серии стали выпускаться с июля 1936 года, но вплоть до января 1937 года эти машины оставались неготовыми. На этот раз узким местом оказались производственные возможности смежника в лице APX. Ждать поставок башен пришлось полгода, за это время в их конструкцию башни было внесено одно важное изменение. Дело в том, что диаметр погона APX 1 составлял всего 1022 мм, для нормального использования 47-мм орудия этого было недостаточно. Результатом доработок стало появление улучшенной башни, получившей обозначение APX 1 CE (chemin élargi, то есть увеличенный погон). Диаметр погона башни вырос до 1130 мм, и дополнительные 11 см оказались совсем не лишними.

Ждать пришлось и пушек: серийное производство SA 35 началось только в январе 1937 года.

Этот же танк с левого борта. На подбашенной коробке виден литой номер, который говорит о том, что это шасси №3

Хватало изменений и в конструкции шасси. По итогам переделок боевая масса выросла до 19,5 тонн, но динамические характеристики машины остались практически на том же уровне, что и у AC 3. Была изменена конструкция лобовой части корпуса. Конструкторы убрали кожухи фар, а сама их форма стала более технологичной.

Заметно улучшилась конструкция смотровых приборов, кроме того, место механика-водителя сместилось чуть вперед, что позволило улучшить обзорность. Передний смотровой прибор был сделан откидывающимся вверх, благодаря чему улучшался обзор в походном положении. Смотровые приборы поменяли и на башне, которая хоть и называлась APX 1 CE, но конструктивно почти не отличалась от APX 4.

Ряд изменений претерпела и кормовая часть корпуса. С бортов надмоторной плиты были убраны жалюзи, которые вполне справедливо считались уязвимым местом. Несколько изменилась конструкция траков. Еще одним важным нововведением стало появление дополнительных топливных баков. Их разместили на правом борту, благодаря удачно проработанной конструкции креплений баки можно было быстро снять.

У этого танка еще нет смотровых приборов. С их поставкой случилась задержка, по этой причине часть танков ушла в войска без них

Контракт на выпуск первых 50 танков удалось закончить во втором квартале 1937 года. Изготовленные по нему машины получили регистрационные номера 67 225 – 67 274. Все построенные по этому контракту танки ушли в 1 DLM. Между тем, еще в 1936 году с SOMUA был заключен второй контракт, №61 361 D/P, который также предусматривал выпуск 50 танков. По ряду причин, в основном связанных с неспешными действиями смежников, работы по производству этой партии затянулись. К 15 января 1938 года было сдано лишь 17 танков, а все 50 машин были построены к 15 апреля. При этом машины попали в части недоукомплектованными, в том числе и смотровыми приборами.

На параде в честь Дня взятия Бастилии, проводившемся 14 июля 1938 года, SOMUA S 35 впервые предстали перед публикой. В строю шли танки второй производственной серии, попавшие в состав 2-й DLM. Так вот, даже на этих машинах отсутствовали смотровые приборы в корпусе. Впрочем, это лишь вершина айсберга: в виду неторопливости фирмы APX, танковое производство которой к тому моменту было национализировано и переименовано в ARL, даже к лету 1938 года не все SOMUA S 35 имели башни.

Танки второй серии получили регистрационные номера 22 332 – 22 381.

Танк с регистрационным номером 67237, вид сзади. Цепи в то время были весьма распространенным типом средств для сцепки при транспортировке

Проблемы со смежниками коснулись и машин третьей серии, выпускавшейся по контракту №70 919 D/P, подписанному в 1937 году. В отличие от первых двух контрактов, третий предусматривал выпуск 100 танков. Машины, получившие регистрационные номера 819–918, шли на доукомплектование 1-й и 2-й DLM. К 15 июлю 1938 года было выпущено 28 танков, но при этом из всех 128 принятых к тому моменту SOMUA S 35 только 96 имели башни. Окончательно танки третьей серии были сданы в марте 1939 года.

Может показаться, что работы по выпуску SOMUA S 35 шли медленно, но на деле 200 танков за 2,5 года для французского танкостроения мирного времени – это очень много. Для сравнения, первый заказ на Char B1 bis поступил 8 октября 1936 года, а к марту 1939 года усилиями трех фирм удалось выпустить всего 90 таких танков.

Первая публичная демонстрация SOMUA S 35, Париж, 14 июля 1938 года. Танки все еще не получили смотровые приборы

Благодаря исполнению первых контрактов удалось полностью насытить средними кавалерийскими танками две легкие механизированные дивизии. На этом, разумеется, выпуск не закончился. Больше того, заказ расширили до 500 танков. В 1938 году был подписан контракт № 80 353 D/P на выпуск 125 танков. Эти машины предполагалось направить на комплектование 3-й DML, которая к тому моменту еще не была сформирована. К 1 сентября 1939 года успели сдать 61 машин, еще 9 находились в постройке. После начала Второй мировой войны темп выпуска вырос: если в сентябре SOMUA сдала 11 танков, то в последующие месяцы Сент-Уэн покидало по 13 машин ежемесячно. Благодаря этому уже в первой декаде января 1940 года последние танки по контракту № 80 353 D/P покинули завод. Эти машины получили регистрационные номера 10 634 – 10 758.

Сборка танков на заводе SOMUA, ноябрь 1939 года. Технология использования больших литых деталей, собираемых на болтах, заметно упрощала сборку. В результате SOMUA обеспечивала относительно высокий темп выпуска

В конце сентября 1939 года планы выпуска SOMUA S 35 были вновь пересмотрены. Общий объем сократили до 450 штук, далее предполагалось производить более совершенную модель, получившую обозначение SOMUA S 40. Последним контрактом на постройку SOMUA S 35 должен был стать заключенный еще в 1938 году №88 216 D/P, который предусматривал выпуск 125 танков. Исполнять его начали с января 1940 года, когда выпустили 16 танков. Начиная с марта 1940 года объемы производства выросли, уже в мае ежемесячно сдавалось по 22 танка. За выпускавшимися по этому контракту машинами были зарезервированы регистрационные номера 50 210 – 50 334. На деле танков было выпущено меньше, чем планировалось: уже в июне производственные мощности SOMUA оказалась захвачена наступавшими немецкими частями. К тому моменту, по разным данным, было выпущено от 427 до 440 танков.

Ложка мёда

Как и другие французские танки, SOMUA S 35 имел ряд «врожденных» недостатков. Наиболее существенным из них оказалась одноместная башня. Кроме того, прогрессивная конструкция и достойные характеристики обошлись в копеечку. За каждый SOMUA S 35 приходилось платить огромную для того времени сумму в 982 000 франков, то есть почти как за пять Renault R 35.

Но вот с точки зрения боевой эффективности кавалерийский «броневик» не имел себе равных. В отличие от тихоходных пехотных танков, SOMUA S 35 имел вполне достойную подвижность. Достаточно сказать, что средняя скорость его движения по шоссе составляла 30 км/ч, что было больше, чем максимальная скорость танков французской пехоты. Не менее важно и то, что кавалерийские танки обладали высокой надежностью.

Грустный финал кампании мая-июня 1940 года. Полугусеничный тягач на снимке – SOMUA MCG, ближайший «родственник» AC 1

Но даже при наличии 400 качественных танков решить все проблемы французской армии было невозможно. Важно и то, что по-настоящему обученными были экипажи SOMUA S 35 из состава 1-й и 2-й DLM. Спешно сформированная 3-я DLM отличалась куда более низкой подготовкой, о чем вспоминал и де Голль. Попытки французского командования заткнуть кавалерийскими танками все новые бреши в обороне оказались не слишком удачными. SOMUA S 35 были той самой ложкой меда в большой бочке дегтя.

Тем не менее, можно констатировать тот факт, что командование французской кавалерии оказалась более разумным, чем пехотное командование. SOMUA S 35 был на начало войны одним из лучших танков. Эти машины довольно долго воевали, правда, в основном уже не под французским флагом. Но об этом речь пойдет уже в другом материале.

Источники и литература:

Французские мастодонты: танки, опоздавшие на войну

Приступая к разговору о французских тяжелых и сверхтяжелых танках, хотелось бы сразу сказать, что их появлению в период Первой мировой войны Франция обязана полковнику (впоследствии бригадному генералу) Жану-Батисту Эстьену — человеку на десятилетия опередившему свое время. Тот факт, что армии необходим тяжелый танк прорыва, стал очевиден еще в конце 1916 года, когда британцы первые применили свои «ромбы» — Франция, увы, сопоставимыми по боевым качествам танками не обладала. Машины Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненные на базе тракторного шасси, может быть, и обладали лучшей защитой, но их проходимость по пересеченной местности и маневренность оставались абсолютно ничтожными — в итоге эти танки были полностью заменены на легкий FT-17 и импортные британские образцы.

Спецификации на разработку тяжелого танка получили сразу несколько фирм — «Рено», упомянутые выше «Шнейдер» и «Сен-Шамон», а также «Средиземноморское Общество Железноделательных заводов и верфей», в сокращении FCM. Предполагалось, что масса танка должна составить 38 тонн, вооружение — 105-мм пушка, бронирование не меньше 30-мм. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма «Рено».

FCM 1A — компоновка вполне привычная и свойственная скорее периоду Второй мировой, нежели 1917 году

Основным же требованием заказчика было размещение орудия во вращающейся башне — французы первыми твердо осознали, что пушка в спонсонах или лобовой части корпуса есть путь, ведущий в тупик, а наведение орудия в строго ограниченных секторах резко снижает боевую ценность танка. Сказано — сделано: специалисты FCM взялись за работу и к лету 1917 года появился прототип с индексом FCM 1A, куда больше напоминавший танки эпохи Второй мировой, чем архаичные «ромбы» — В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять членов экипажа: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более половины его длины. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялась из 35-мм брони, борта и корма корпуса — из 20-мм брони, крыша и днище — из 15 мм.

Впрочем, не обошлось без «чисто английских» странностей — «ромбы», с гусеницами полностью охватывающими корпус и большой длиной предназначались в основном для преодоления траншей, а потому детище фирмы FCM унаследовало от британских родственников высокую (в человеческий рост) ходовую часть, что резко снижало маневренность — в сущности, нормально двигаться машина могла только по прямой, а на поворотах скорость снижалась до минимальных 2-3 километров в час.

Военных привели в восторг башня с мощным орудием и усиленное бронирование, однако на серийных танках решили устанавливать все же 75-мм пушку благодаря значительно меньшей отдаче при выстреле, более компактным габаритам и большему боекомплекту. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук.

Попутно были изготовлены еще два варианта танка — FCM 1В и FCM 1С соответственно. Последний оказался подлиннее и потяжелее: 62-тонный танк длиной 9,31 метра; вооружение и бронирование осталось прежним. 1С был изготовлен в середине 1918 года, предполагался заказ промышленности на триста машин, но Германия капитулировала и потребность в тяжелом танке прорыва отпала.

FCM Char 2C. Эта фотография не позволяет в полной мере осознать его размеры…

Тем не менее доработанный 1С получивший индекс Char 2C несколько лет спустя был запущен в малую серию — были устранены некоторые недостатки ранней стадии разработки, а генерал Эстьен настоял на производстве десяти машин хотя бы из соображений национального престижа. Char 2C так и остался венцом развития тяжелой бронетехники эпохи Первой мировой — танк был предназначен для позиционной войны, и никто не мог предположить, что всего через полтора десятилетия наступят времена стремительного блицкрига с прорывами на глубину, стратегическим охватом, разгромом беззащитных тылов и прочими прелестями «моторизованной войны»…

* * *

Как это не удивительно, но вплоть до конца 30-х годов индустриальныя Франция практически не занималась разработкой тяжелых танков, если не считать единственного принятого на вооружение проекта 1 bis, иногда именуемого «французским КВ». Бдительность Франции усыпило проклятие, под названием «линия Мажино», по сравнению с которой финская «линия Маннергейма» выглядела канавкой, прокопанной детскими совочками и украшенной ДОТами из спичечных коробок. Представить только — общая длина больше четырехсот километров, четыре десятка узловых пунктов обороны, по полтысячи бункеров и орудийных казематов. С учетом модернизации старых оборонительных линий в тылу, глубина обороны составляла без малого сотню километров.

Отдельно хотелось бы напомнить, что прямо напротив «линии Мажино» стояла германская «линия Зигфрида» построенная в 1936-1940 годах. Французское командование было свято уверено: немецкие орды разобьются о неприступные позиции, повторится «великое стояние» образца Первой мировой, а чтобы впоследствии успешно провести наступление против Германии, придется прорывать «линию Зигфрида». Следовательно, необходимы тяжелые штурмовые танки, или, во французской классификации, «Char de forteresse», танки-крепости.

Германские солдаты осматривают трофейный FCM Char 2C, пытаясь понять, что же с ним делать

Вот тут-то и возродилась концепция строительства мастодонтов наподобие FCM 2C и супертяжелых машин. К тому времени все до единой страны мира, производящие танки — включая даже Великобританию, где проектирование бронетехники было, мягко говоря, весьма странным, — отказались от дальнейшей разработки многобашенных тяжеловооруженных монстров, французское военное руководство продолжало настаивать на производстве «Char de forteresse». В Советском Союзе к началу 1940 года было принято окончательное решение: тяжелые танки строить будем, но строго с одной башней. В Германии проект трехбашенного Neubaufahrzeug, более известного Nb.Fz, тихо прикрыли еще раньше, целиком сосредоточившись на массовом выпуске «инструмента блицкрига», то есть средних танков Pz.III и Pz.IV. Англичане построили один-единственный A1E1 «Independent» о пяти башнях, ужаснулись его стоимости и сложности производства, после чего навеки отправили в музей.

Чертеж-эскиз AMX Tractuer C И проекции «трактора»

Стоит задать вопрос: насколько же серьезную психологическую травму перенесли французы в Первую мировую, что впоследствии полностью игнорировали очевидные направления мирового танкостроения? Всё так, они до дрожи, панически боялись новой окопной войны и сопряженных с ней колоссальных потерь. В итоге в 1938 и 1939 годах военное министерство выдает промышленности технические задания на сверхтяжелый двухбашенный танк, по компоновке очень сходный с советскими проектами СМК и Т-100. Фирма AMX поскромничала и разработала машину массой всего-навсего пятьдесят тонн, дав ей обозначение «Tractuer C». Корпорация FCM решила, что раз требуется танк-крепость, то пускай будет крепость — сто сорок тонн!

Два дизеля мощностью в 550 лошадиных сил могли разогнать FCM F1 до двадцати четырех километров в час по ровному твердому покрытию. По большому счету, данный танк должен был стать мощнейшим в мире: лобовая броня 120 миллиметров, бортовая — 100 миллиметров. Расположение башен традиционно двухярусное: в главной башне на корме 105-миллиметровая пушка, во вспомогательной в передней части корпуса — 90 миллиметров. Длина-ширина-высота машины были практически как у появившегося через пять лет «Мауса», отличие в считанные сантиметры.

И проекции стасорокатонного FCM F1

Отличная цель для артиллерии и штурмовиков? Да, безусловно. Совершенно непонятно, почему французские генералы этого не понимали? Двигающуюся с скоростью черепахи «крепость» уничтожат за минуты, не взирая на солидное бронирование! Возможно дело в том, что французская армия оставалась невероятно косной, консервативной и практически не поддающейся модернизации структурой. Танк не сможет двигаться по мягкому и заболоченному грунту? Ходовая часть ниже всякой критики — то есть традиционная «сороконожка», двадцать маленьких опорных катков и гусеница с устаревшего B1 bis? Запредельная масса? Сомнительная боевая ценность? Чепуха какая! Зато огромный как мамонт, забронированный по самое не могу, и две башни с тяжелыми орудиями!.. Фирма FCM даже построила детализированный деревянный макет в натуральную величину — его фотографии сохранились. Продемонстрировала макет господам генералам 12 апреля 1940 года. До начала сокрушительного германского наступления оставалось меньше месяца.

Так бы выглядел FCM F1, если бы был построен

Самое любопытное в том, что армия заказала двенадцать машин к маю 1941 года. Потом, когда производство будет налажено, можно будет выпускать по четыре танка в месяц. Одновременно, военные очень попросили усилить бортовую броню до 120 миллиметров. Скорость снизится до 20 километров в час по шоссе? А что такого-то? При штурме линии Зигфрида потребуется не скорость и маневренность, а хорошая бронезащита и большие пушки! А в это самое время фон Рунштедт, Лееб, Клейст и Гудериан просчитывали прорыв через Арденны — прорыв на таких маленьких, но очень быстрых «двоечках», «тройках» и прочих легких и средних танках, поддерживаемых моторизованной пехотой и авиацией…

Подумать только, какое неслыханное помрачение рассудка постигло Францию! Нет-нет, это не ошибки вызванные недооценкой потенциала противника. Это образ мысли, покалеченная Первой мировой ментальность. Ладно, если бы в разработку пошел только FCM F1, но ведь «Tractuer C» от фирмы AMX тоже готовился если не к производству, то по меньшей мере к созданию доработанного прототипа с индексом D! И смех и грех: на этот танке предусматривалось даже место для второго мехвода на корме! При том, что компоновка «тяни-толкай» сама по себе являлась порочной — обеспечить равноценное маневрирование передним и задним ходом в тридцатые годы не удавалось никому, а с окончательной победой концепции однобашенного танка эта теория окончательно ушла в историю.

Однако в реальном мире FCM F1 присутствовал только в виде макета

* * *

Хотелось бы напомнить, что германская армия обычно весьма активно использовала трофейную технику — на вооружении Вермахта стояли чехословацкие танки и австрийские броневики ADGZ, немецкие специалисты вовсю использовали вражескую документацию для создания новых образцов техники. Однако, 1940 году они ознакомились с описанными танкостроительными проектами и сразу этот балаган прикрыли — что само по себе показательно.

Впрочем, у проекта FCM F1 нашлось немало противников и во французском Генеральном Штабе. Часть офицерского командного состава справедливо полагала, что постройка тяжелых двухбашенных танков, пусть даже защищенных 120-мм броней, отнимет часть времени и ресурсов, которые были бы более полезны при производстве танков B1bis. К тому же, боевая ценность F1 выглядела крайне сомнительной, так как до испытаний танка в начале 1940 года было еще далеко. Учитывая соотношение длины танка к ширине, которое составляло примерно 3,5:1, его ходовые качества оказались бы на уровне советского Т-35, а проходимость неудовлетворительной — из-за своей огромной массы передвижение F1 по мягкому и заболоченному грунту не представлялось возможным, а выдержать 140-тонную машину был способен далеко не каждый мост.

В любом случае, история с проектами сверхтяжелых танков в предвоенной Франции окончилась ничем — возможно, проведи Германия наступление два года спустя, эти чудовища были бы построены в ограниченной серии, но их влияние на ход войны оказалось бы ничтожным: эти танки опоздали на Первую мировую, и оказались бы не нужны во Второй мировой.

Сравнение FCM F1 и Maus — чей гений сумрачнее? Публикуется в авторской редакции

Вот вы над гансами смеялись? Подождите сейчас на галльских танкоэкспериментаторов посмотрите. Неисповедимы пути французского танкостроения.
Осторожно! Возможен культурный шок.
Начнем с «лунохода». В 1936 (!) году во Франции был объявлен конкурс на перспективный пехотный танк, который должен был заменить танк D2. Естественно не обошлось без компании «Рено». Помимо «Рено» в конкурсе также принимали участие фирмы Societe d’Etudes et d’Applications Mecaniques (G1P, был собран один прототип, без вооружения и башни), Baudet-Donon-Roussel (G1B, построен деревянный макет), Lorraine-Dietrich (G1L, построен макет в металле) и Fouga (G1F, к моменту завершения проекта был только в стадии разработки чертежей). Проекты G1B, G1L и G1F были прекращены в 1939-м году в пользу работ Рено (G1R) и SEAM (G1F), работы над которыми были прекращены в 40-м году, в связи с поражением Франции.
А вот и луноход — деревянный макет экспериментального французского танка G1R (он же 20 тонный танк Рено — Char 20T Renault):
Он же с другим вариантом вооружения
Вот этот танк известен всем это нормальный танк Гочкис Н-35.
А вот ЭТО — его первый вариант. Только не ржите сильно. Оченно страшной.
Прототип №1 был представлен Комиссии в Венсене 18 января 1935 года. Его яркой особенностью было
казематное расположение вооружения (пулемёт) при отсутствии башни.
Литая рубка имела максимальную толщину брони в 34 мм. Макс.скорость — 24 км/ч.
Вес — 7, 7 тонны. Машина проходила испытания с 19 января по 4 марта 1935 года.
А вот ЭТО, я даже не знаю как назвать. Но вообще то это….ВНИМАНИЕ: ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК в исполнении французских броневивисекторов.
Встречайте Машина была создана фирмой FAMH и называлась так же, без затей. Вес 17 тонн, 75-мм пушка устанавливалась в лобовом листе, где толщина брони достигала 25 миллиметров. Вспомогательное вооружение состояло из двух 7,5-мм пулеметов «Гочкисса», которые монтировались в небольшой одноместной башне. Скорость 18 км/ч, год создания 1924.
А это не домик на гусеницах, как вы подумали а САУ «75G-R». Самоходка «75G-R» — это результат совместных трудов французского же генерала Гарнье и специалистов фирмы Рено. САУ была построена на шасси танка D3 и вооружена 75-мм пушкой образца 1928 года.
Испытания проводились в 1935 году, и показали неудачность компоновки и неудобство всей машины в целом, по этому дальнейшие работы над ней были прекращены.
А это неудачная попытка в 1943 году создать дешевое противотанковое средство на базе тягача Renault UE. Для этого на машину была установлена британская шестифунтовка с весьма интересным дульным тормозом (на конфетку похоже не?). Однако после отвратительных результатов испытаний от идеи отказались.
Очередной бесчеловечный и неприемлемый с точки зрения морали эксперимент французский школы танкостроения. Вроде это единственная сохранившаяся фотография монстра Char Renault D3 — прототип был принят к проекту в 1930 и изготовлен в одном экземпляре к 1932 году: 10 тонн, броня 22 мм (!), вооружение 47 мм пушка и 2 пулемета. Особенно интересно: НАФИГА КРЮЧОК НА БАШНЕ?
А что бы на это сказал дедушка Фрейд? САУ ARL V 39 разрабатывалась как САУ для танковых дивизий усиления пехоты (т.н. «DCR»). 15.10.1939 было заказано 72 такие машины, включая 24 невооруженные командирские, которые должны были поступить на вооружение восьми батальонов (по два в дивизии), в каждом из которых должно было насчитываться две батареи по три машины. 9.05.1940 ранее данный заказ на ARL V 39 был увеличен до 108 машин.
Но по независящим от галлов обстоятельствам (а именно: боши им дали люлей) был произведен единственный незабронированный прототип ARL V 39, боевая карьера которого заключалась в эвакуации из Метрополии в Марокко, где он и был брошен, и два прототипа орудия APX.
Французский конструктор — ЭТО ДИАГНОЗ! Больше про эту хрень (которая ниже) писать ничего не надо «колесный танк»-прототип Renault SK, 1928 год.
ARL 44. Как фееричный пример французского подхода к танкостроению.
Историки утверждают(естественно французские), что конструкторы-патриоты тайно разрабатывали эту машину в годы германской оккупации. Есть и другое мнение: тяжелый танк был спешно разработан по приказу де Голля после освобождения Франции. Надо было восстанавливать имидж великой державы, а какая же держава без танков!
Впрочем, армия заказала довольно скромный девайс — 30 тонн, 60-миллиметровое бронирование, 75-мм пушка, ходовая часть как у незабвенного Char B1bis, 400-сильный двигатель… То есть даже не вчерашний, а позавчерашний день. Очень быстро проект приобрел иные очертания — по результатам испытаний первого прототипа бронирование было усилено, 75-миллиметровку заменили на модификацию морской 90-мм зенитной пушки, а двигатель поставили от «Пантеры» — майбаховский, 575 л. с. К слову, и после Первой мировой была такая же история: на FCM Char 2C тоже установили трофейные моторы. Масса ARL 44 возросла до 50 тонн. Но гусеницы и катки остались такими же допотопными, как в первоначальном проекте.
Серийное производство началось в 1946-м, но только три года спустя на танки установили башни. Карьера «сорокчетверок», выпущенных малой серией (60 экземпляров), была недолгой — уже в 1953-м их вывели из состава боевых частей. Некоторое время они служили учебными мишенями. Потом пошли на слом. Единственный уцелевший ARL 44 находится в Музее бронетанковых войск в Сомюре.
Вот эта хрень так и не вышла из стадии «бумажного» проекта. Да и слава богу! СМИШНО ЖЕ.
Готовя смену Somua S35, французские конструкторы наделили свой АМХ 40 мощной броней (лобовая — 60 мм, борта — 30-50 мм, корма — 40 мм) с рациональным углом наклона, а также яйцевидной башней и торсионной подвеской. Двигатель, как и у большинства французских танков, подкачал — всего 160 л. с. Но дизель! Весить лягушонок должен был около 20 тонн. Орудие — известная 47-миллиметровка образца 1935 г.
Ну и хит сегодняшнего обзора. Чудесный, огромный, шизофреничный плод французского инженерного гения. Сверхтяжелый танк FCM F1
Боевая масса 145 тонн!!!
Длинна 10,5м, ширина 3,2м, высота 4,5м. Вооружение: одна 90-мм пушка, одна 47-мм пушка и четыре 7,5-мм пулемета. Экипаж 12 человек. Броня: лоб корпуса 120 мм, борта 100 мм. Был изготовлен 1 макет в натуральную величину, который при подходе немцев к заводам фирмы FCM был уничтожен персоналом