Танк т 37

Описание танка:

Американский легкий танк шестого уровня, обладающий отличным орудием и прекрасными углами вертикальной наводки. Однако имеет высокий силуэт, что не подходит для легкого танка и небольшой боекомплект.

Порядок исследования модулей:

Легкий танк Т37 исследуется на M24 Chaffee за 28 100 опыта и стоимость составляет 910 000 серебра.

1.Ходовая часть T41 pilot number 1 повышает грузоподьемность и скорость поворота.

2.Орудие 76 mm Gun T94 позволяет открыть доступ к башне.

3.Башня T41 pilot number 1 которое повышает дальность обзора, запас прочности и позволяет установить топовое орудие.

4.Орудие 76 mm Gun T91 является топовым, которое имеет высокое бронепробите и скорострельность.

5.Двигатель Continental AOS-895-3 повышает мощность на 50 л.с, из-за этого повышается максимальная скорость и динамические показатели.

6.Радиостанции AN/GRC-3 и SCR 528 повышают дальность связи на 15 метров и 350 метров.

Экипаж:

Экипаж состоит из Командира(Радиста), Наводчика, Механика-водитель, Заряжающего.

Изучение навыков и умений членами экипажа легкому танку T37. Всем членам экипажа стоит изучить навык Боевое братство и умение Маскировка или Ремонт зависимости от тактики игры. Командиру стоит изучить навык Шестое чувство, оно подскажет обнаружен ли танк противником; умение Орлиный глаз, повышает дальность обзора. Наводчику стоит изучить умение Плавный поворот башни, которое уменьшает разброс при повороте башни; навык Снайпер, который увеличивает шансы нанесения критического урона по модулю или члену экипажа. Механику-водителю стоит изучить умение Виртуоз, при котором уменьшается разбор при повороте; умение Король-бездорожья, которое увеличит проходимость по мягким грунтам. Заряжающему стоит изучить навык Отчаянный, который ускоряет перезарядку, когда остается менее 10% прочности; навык Бесконтактная боеукладка, которая увеличивает прочность боеукладки.

Экипаж стандартный-премиум:

1 2 3 4

Оборудование, снаряжение и боекомплект:

Для Дальних дистанций Засады стоит установить оборудование Маскировочная сеть, Стереотруба и Улучшенная вентиляция. На первый слот устанавливаем Стереотруба, которая увеличит дальность обзора. На второй слот устанавливаем Маскировочную сеть, которая уменьшит заметность танка. На последний слот устанавливаем Улучшенную вентиляцию, которая увеличит показатели экипажа.

Для Активного света Разведчика стоит установить оборудование Стабилизатор вертикальной наводки, Просветленная оптика и Улучшенная вентиляция. На первый слот устанавливаем Оптику, которая увеличит дальность обзора. На второй слот устанавливаем Стабилизатор вертикальной наводки, который уменьшает разброс при движении и повороте башни. На последний слот устанавливаем Улучшенную вентиляцию, которая увеличит показатели экипажа.

Оборудование для Дальних-действий:

Оборудование для Активных-действий:

Достоинства и недостатки танка:

Достоинства:

— высокое бронипробитие;

— хорошая дальность обзора;

— прекрасные углы вертикальной наводки;

— хорошая максимальная скорость;

— самый большой запас прочности среди легких танков 6 уровня.

Недостатки:

— высокий силуэт;

— маленькое количество снарядов;

— слабое бронирование;

— плохо набирает максимальную скорость.

Тактика сражения на танке:

Легкий танк Т37 трудно использовать новичку, но в умелых руках способен решить исход боя. На танк установлено орудие 76 mm Gun T91, которое имеет большое бронепробитие, скорострельность и точность. Хорошие вертикальные углы наводки помогают игроку на сложном рельефе карты. Бронепробитие и большая дальность обзора позволяют наносить урон противнику оставаясь не замеченным. Высокая скорость и маневренность позволяет использовать машину, как активный разведчик и поддержка. При такой скорости можно быстро перемещаться по карте и добивать противника или держать на сбитой гусенице. При пассивной разведке лучше не вести огонь, а если появилась возможность уничтожить врага, то после выстрела откатится назад на 15 секунд. Сражаться более одного противника не стоит, вы станните легкой мишенью.

Итог:

Легкий танк Т37 часто используют в командных боях и укрепрайоне. Техника очень понравилась из-за своего пробивного орудия, которое способно уничтожать противников на много выше уровнем и по возможности за кружить их.

Видео гайд или руководство по танку Т37:

Т-37, Легкий танк

ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК Т-37А

Первый в мире по-настоящему надежный плавающий танк был разработан и построен английской фирмой “Виккерс-Армстронг” в 1930-31 годах. Эту машину, получившую обозначение “Виккерс-Карден-Ллойд” (А.4), можно считать родоначальницей всех последующих танков-амфибий. Ее плавучесть обеспечивалась малой массой, корытообразной формой корпуса и поплавками из бальзы, укрепленными над гусеницами. Карбюраторный двигатель “Медоус” мощностью 56 л.с. позволял развивать скорость на суше до 64 км/ч, а на плаву – 9,7 км/ч. Движение на плаву осуществлялось за счет гребного винта.
На основе закупленного “Виккерс-Карден-Ллойда” в 1932 году в СССР построили опытный плавающий танк Т-ЗЗ (ведущий конструктор Н.А.Гинзбург), который мало чем отличался от английского прототипа. Корпус имел клепаную конструкцию, к его бортам крепились поплавки, правда, уже не из дорогостоящей бальзы, а заполненные пробкой или сушеными водорослями. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, был установлен пулемет ДТ. Башня поворачивалась вручную, с помощью приваренных изнутри рукояток. Двигатель “Форд-АА” размещался вдоль правого борта, а трансмиссия в передней части машины. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву – 5 км/ч. Подвеска танка – блокированная, по две двухкатковых тележки с пластинчатыми рессорами на борт. Последние опорные катки задних тележек выполняли роль направляющих колес. Вслед за Т-ЗЗ на заводе № 37 в подмосковном Черкизове построили два опытных образца плавающего танка Т-41. Первый обладал большим запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и плохую управляемость на плаву, так как рули устанавливались не в потоке, а по бокам винта. На втором образце недостатки частично устранили, однако вследствие неудачно выбранной формы корпуса и неправильного расположения центра тяжести, при движении на плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась.

В то же время в Ленинграде в Опытном конструкторско-машиностроительном отделе (ОКМО) был построен прототип плавающего танка Т-37. 11 августа 1933 года его при няли на вооружение, однако серийно он не производился.

В серию пошел танк с ходовой частью Т-37, но с компоновкой по типу Т-41, созданный на заводе № 37 под руководством Н.Н.Козырева и получивший индекс Т-37А. Его корпус имел клепано-сварную конструкцию. Для увеличения водоизмещения к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Башня, с установленным в ней пулеметом ДТ, была смещена к правому борту, а автомобильный двигатель “Форд-АА” (ГАЗ-АА) – к левому. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом с поворачивающимися лопастями. Поворот на плаву осуществлялся рулем. Для откачки воды на днище корпуса имелся специальный насос.

Танк находился в серийном производстве с 1933 по 1936 год. За это время выпустили 2627 танков. Следует отметить, что серийные машины имели два варианта корпусов и башен. Дело в том, что завод № 37 производил сборку, а корпуса и башни поступали с Подольского машиностроительного и Ижорского заводов.

Часть машин была оснащена радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, крепившейся по периметру корпуса. Кроме того, заводом “Компрессор” в Москве на базе Т-37А строились химические (огнеметные) танки БХМ-4. Выпускался также съемный огнедымовой прибор для танков.

Во время Киевских маневров 1935 года была показана доставка танка Т-37А по воздуху на подвеске ПГ-12 под самолетом ТБ-З. Подвеска имела специальные быстроразъемные узлы, позволявшие отделить танк от самолета без выхода экипажа. Для этого у штурмана имелась специальная ручка. Судя по кинокадрам, когда танки, отделившись от самолета, сразу начинали двигаться, экипажи танков находились во время полета в своих машинах. Кроме посадочного десантирования, на Медвежьих озерах под Москвой был осуществлен сброс танка Т-37А на воду с помощью подвески ТВД-2.

В рамках развития конструкции танка были разработаны опытные образцы Т-37Б и Т-37В, а также пытная самоходка СУ-37 с 45-мм пушкой.

Танки Т-37А состояли на вооружении разведывательных подразделений танковых дивизий и применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-37А
БОЕВАЯ МАССА, т: 3,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3730; ширина – 1940; высота – 1840; клиренс – 285.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ, патр.: 2142.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: корпус (лоб, борт) – 9; корма – 6; днище и крыша – 4; башня – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-АА, 4-цилиндровый. карбюраторный, жидкостного
охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатая коробка передач, карданный вал, главная передача, конический дифференциал с колодочными тормозами (механизм поворота), привод гребного винта.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных катка малого диаметра на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных спиральных рессорах, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом; в каждой гусенице 81; трак шириной 200 мм, шаг трака 88 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: на суше – 35; на плаву – 6.
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км: 185.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 35; ширина рва, м – 1,4: высота стенки, м – 0,5.

Участие Т-37А и Т-38 в малых конфликтах
Боевое крещение советские плавающие танки получили в ходе конфликтов на Дальнем Востоке. Но использовались они там весьма ограничено. Так в частях 57-го особого корпуса (1-й армейской группы) танки Т-37А имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11-й ОЛТБр (8 ед.) и танкового батальона 82-й СД (14 ед.). В ходе боев на р. Халхин-Гол с мая по октябрь 1939 г. 17 их них были потеряны.
В ходе «освободительного» похода РККА в Западную Украину и Белоруссию, танки Т-37А и Т-38 были в составе стрелковых и кавалерийских частей (к тому времени в танковых бригадах этих машин уже не было). В эпизодических боестолкновениях с польскими войсками Т-37А и Т-38 показали себя плохо. Так, в бою в районе г. Холм было потеряно 3 Т-37А из состава танковых батальонов 45-й и 367-й СД. О действиях танков-амфибий в ходе польской кампании говорилось, что «танки Т-38 как машины разведки не соответствуют поставленным им задачам. В ходе всей операции они не успевали за танками Т-26… Танки Т-37А в ходе маршей часто выходили из строя, проходимость низкая, отставали даже от пехотных подразделений».
Участие Т-37А и Т-38 в зимней войне
К началу боевых действий с Финляндией в частях ЛВО насчитывалось 435 Т-37А и Т-38, которые довольно активно участвовали в боях. Например, 11 декабря 1939 г. на Карельский перешеек прибыл 18-й ОТБ имеющий в своем составе 54 танка Т-38. Батальон был придан 136-й СД, его танки использовались в качестве подвижных огневых точек в боевых порядках пехоты. Также на Т-38 была возложена охрана штаба дивизии, вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.
Захваченный финнами танк Т-37А

В составе 70-й СД действовал 361-й ТБ (10 Т-26 и 20 Т-38). 2 декабря взвод Т-38 был послан в разведку к станции Ино. В ходе выполнения задачи наши танкисты встретили до батальона финской пехоты с артиллерией, пытавшейся зайти в тыл советским частям. Танкисты приняли ночной бой, длившийся до утра, и сорвали атаку противника. Артиллерийским огнем финнов было подбито 3 Т-38.
К 30 ноября 1939 г. в составе танковые войска 9-й армии состояли из 177-го отдельного разведбата 122-й СД и отдельного разведбата 163-й СД. В этих двух батальонах насчитывалось 29 танков Т-37А и 2 Т-38. За 15 дней боев почти все эти танки были потеряны, в основном, подорвавшись на минах.
В целом в условиях специфичного ТВД на Карельском перешейке маломощные, слабобронированные и легковооруженные плавающие танки показали себя неважно. Корпуса танков разрушались от взрыва противопехотных мин, броня пробивалась огнем противотанковых ружей. Маневренность машин на местности оказалась недостаточной, сцепление с грунтом слабым, а проходимость по снегу очень плохой. Почти везде танки-амфибии несли тяжелые потери и часто выходили из строя по техническим причинам.
Группа финских солдат у брошенных на дороге в районе Толваярви советских танков Т-26 и Т-37А

Участие Т-37А и Т-38 в Великой Отечественной войне
В ходе формирования мехкорпусов, в 1940-1941 гг., для их укомплектования матчастью, использовалась вся техника танковых батальонов стрелковых дивизий, в том числе и танки-амфибии. По штату в механизированном корпусе должно было быть 17 машин данного типа. На деле такое положение соблюдалось не всегда. В некоторых корпусах плавающих танков не было вовсе, а в 40-й ТД 22-го МК КОВО насчитывалось 19 танков Т-26 и 139 Т-37А.
Советские танкисты ведут наблюдение с замаскированного танка Т-37А

По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии имелось 2331 Т-37А и 1129 танков Т-38. Далеко не все эти машины пребывали в боевой готовности. В общем, по РККА было исправных Т-37А — 1371 машина, а Т-38 — 629 машин. В западных военных округах по своему техническому состоянию к 1-й и 2-й категориям относилось 523 Т-37А и 304 Т-38. Другими словами, только эти танки были технически исправны или, в крайнем случае, требовали мелкого ремонта. Основная их масса была потеряна в первый же месяц боев, многие -так и не вступив в бой с врагом. Главным образом, танки бросали или подрывали свои же экипажи из-за поломок и неисправностей. Лишь в считанных случаях, при грамотном использовании, этим слабым машинам удавалось оказать эффективную поддержку нашей пехоте. Один такой эпизод описал в своих воспоминаниях офицер-танкист Г. Пенежко, командовавший в первые дни войны ротой плавающих танков Т-37А, которые он именует то «танкетками», то «малютками».
«Наша рота танкеток давит небывало урожайную пшеницу. Мы выходим на правый фланг дивизии. Жарко. Парит полуденное солнце. Далеко слева — Перемышль. Город в дыму. Видны только шпили костелов.
Моя «малютка», во главе двух взводов танкеток, скребя днищем по кочкам лощины, резво несется к роще, по опушке которой только что подымались черные фонтаны.
Нам удалось опередить немцев и занять западную опушку рощи. Но не успел еще левофланговый взвод старшего сержанта Зубова заглушить моторы, как на гребень в четырехстах метрах от нас выскочила группа немецких мотоциклистов. Я подал сигнал «В атаку!» Мой сигнал принят. На правом фланге взвод Зубова уже давит мотоциклы и теснит их ко мне. С ходу врезаюсь в группу мотоциклистов и поливаю ее пулеметными очередями. Верткие трехколесные машины рассыпаются во все стороны. Моя танкетка не может делать резких поворотов. Меня это злит, я ругаюсь и преследую противника по прямой на гребень; повторяю сигнал. Танкетки спешат ко мне, расстреливая находу не успевших скрыться за гребень мотоциклистов.
Оба взвода вслед за бегущим противником перемахнули гребень, и я увидел над зелеными волнами пшеницы цепь больших темных машин. Они тянули за собой пушки. Едва успев дать красную ракету, я открываю почти в упор огонь по широкому стеклу встречной машины. Вздрогнув и перекосившись, она застыла на месте. Сизые пилотки убегающих немецких пехотинцев мелькают в пшенице. Дымят и пылают разбросанные по полю остовы гусеничных машин, от которых немцы не успели отцепить орудия. Мы носимся между горящими тягачами, забыв уже о мотоциклистах, скрывшихся в направлении хутора.
Вдруг над головой что-то резко и незнакомо просвистело, и я увидел показавшиеся со стороны хутора башни вражеских танков. Выбросив сигнал «Делай, как я!», разворачиваю машину «влево 90» и, непрерывно маневрируя, спешу выйти из-под обстрела. Машины выполняют мой приказ. Механики выжимают из своих «малюток» весь их запас скорости. Теперь уже ясно, что мы являемся целью немецких танков. Стреляя с хода, они забирают левее и идут нам наперерез. С обогнавшей меня танкетки покатилась сорванная снарядом башня, и машина, вздрогнув, остановилась».
Следует подчеркнуть, что приводимый отрывок является едва ли не единственным в отечественной мемуарной литературе описанием боя советских плавающих танков с немецкими войсками. Характерным в этом эпизоде является то, что, нанеся поражение подразделению мотоциклистов и разгромив колонну артиллерийских тягачей, танки Т-37А были вынуждены отступить, а если быть точным, — спасаться бегством перед танками противника, в бою с которыми у пулеметных машин не было никаких шансов уцелеть.
Подбитый и сгоревший на дороге советский плавающий танк Т-37А, рядом с которым лежит погибший танкист.

Советские плавающие танки Т-38, разбитые в Брестской крепости. На переднем плен машина выпуска 1937 года с бронекорпусом и башней производства Подольского завода имени Орджоникидзе. На втором плане еще один танк Т-38. Танки находятся на территории цитадели рядом с Белым дворцом. Там же располагалась боевая техника 75-го отдельного разведывательного батальона 6-й стрелковой дивизии 28-го стрелкового корпуса 4-й армии Западного фронта, автобронепарк которого находился на берегу у развилки реки Мухавец.

К весне 1942 года Т-37А в боевых частях осталось очень мало. Не имеет смысла перечислять все подразделения где ещё были танки Т-37А, отметим лишь только, что достаточно долго — до конца 1943 года — плавающие танки Т-37А эксплуатировались на Ленинградском фронте. Здесь, в условиях блокады, активных боевых действий не велось, к тому же имелась возможность ремонта машин на предприятиях Ленинграда. Из-за невысокой боевой ценности танков-амфибий их использовали главным образом для выполнения второстепенных задач. Так, на основании постановления Военного Совета Ленинградского фронта № 001225 от 3 сентября 1942 года сформировали три танковых роты по 10 Т-37А и Т-38 для охраны и обороны авиагарнизонов 38-го БАО (Озерки), 50-го БАО (Смольная) и 8-й авиабазы Балтийского флота. Помимо этого, на Ленинградском фронте была проведена одна из двух проведенных за всю войну операций (вторая проводилась в 1944 году на Карельском фронте), в которой плавающие танки использовались для форсирования водной преграды и захвата плацдарма на противоположном берегу. Одна из двух вышеназванных операций — операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ — 10 машин. В 4.30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу. Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по танкам. В результате на левый берег вышло всего три танка. Но из-за того, что пехота 70-й стрелковой дивизии задержалась с переправой, все три машины были быстро подбиты. Их экипажи попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и утонули.
Подбитые советские плавающий танк Т-38 и грузовик ЗиС-5.

В течение последующих четырех ночей советской пехоте удалось переправиться на левый берег Невы и занять там небольшой плацдарм. Вместе с пехотой удалось переправить и 29 танков, из них 16 Т-37А и Т-38 (9 Т-26 и 1 БТ-2 были перевезены через реку на пароме). На плацдарме танки сразу же ставились на позиции для их использования в качестве неподвижных огневых точек и окапывались. Но из-за открытой местности, сильного артиллерийского огня и бомбежек с воздуха, к 5 октября 1942 года 25 танков было подбито. Экипажи уничтоженных танков действовали как обычные пехотинцы, проявив при этом мужество и героизм. Так, вечером 5 октября группе немцев удалось просочиться в тыл частям, оборонявшимся на плацдарме. Группа танкистов, взяв два ящика гранат, забросала ими немцев, после чего бой перешел в рукопашную схватку. При этом механик-водитель ОЛТБ Байда «заколол ножом немецкого офицера, а тов. Рожков (тоже механик-водитель ОЛТБ) несколько немцев убил из нагана».
Дольше всего танки-амфибии Т-37А действовали на Карельском фронте. Здесь в сентябре 1941 года, за счет личного состава и матчасти расформированных отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий, решением Военного Совета фронта были созданы внештатные бронеотряды. Эти отряды поступили в распоряжение командования оперативных групп фронта — Мурманской, Кандалакшской, Кемской и Медвежьегорской. Всего в составе этих групп имелось 38 танков Т-37А и Т-38. Это не такая уж и малая сила, если учесть, что к этому моменту на Карельском фронте имелось всего 34 танка (3 Т-28, 17 БТ, 6 Т-26 и 8 XT-133), 20 танкеток Т-27 и 44 броневика.
К лету 1944 года все оставшиеся в строю Т-37А, а также машины, переданные с Ленинградского фронта, были сведены в 92-й отдельный танковый полк. В ходе подготовки к наступлению в Карелии, командование фронта приняло решение использовать этот полк «для форсирования реки Свирь и захвата плацдарма с целью обеспечения переправы остальных войск». Эта операция стала вторым (и самым удачным) эпизодом, в котором плавающие танки использовались для переправы через водную преграду. Совместно с 92-м танковым полком, имевшим к 18 июля 1944 года 40 Т-37А и Т-38, должен был действовать 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (ОМБОН), насчитывавший 100 автомобилей-амфибий Ford GPA, полученных из США по программе Ленд-лиза.
Брошенный советский легкий плавающий танк Т-38 на перекрестке улиц литовского города Вилкавишкис (Vilkaviškis), захваченного немцами.

Операция началась утром 21 июля 1944 года. Началу переправы через реку Свирь предшествовала мощная артиллерийская подготовка, длившаяся 3 часа 20 минут. За 40 — 50 минут до окончания артогня 92-й танковый полк занял исходные позиции. Одновременно на берег реки вышли 338, 339 и 378-й гвардейские тяжелые самоходно-артиллерийские полки (63 ИСУ-152). Танки и автомобили-амфибии с десантом автоматчиков и саперов, начали переправу еще до окончания артиллерийской подготовки. Ведя огонь из пулеметов с хода, машины быстро достигли противоположного берега. При поддержке огня тяжелых самоходных полков, ведущих огонь прямой наводкой по ДЗОТам и огневым точкам противника, плавающие танки преодолели проволочные заграждения, три линии траншей и при поддержке десанта с автомобилей-амфибий завязали бой в глубине захваченного плацдарма.
Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили противнику использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь на фронте до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре самоходно-артиллерийских полка, которые расширили и углубили прорыв.
Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.
Информация об использовании советских плавающих танков в армиях других стран довольно скупа. Единственной машиной, направленной на экспорт, был один танк Т-37А, проданный Турции в 1934 году вместе с партией Т-26. Советское правительство рассчитывало на заказ партии плавающих танков, но после испытаний Т-37А турки отказались от закупки таких танков. Остальные танки-амфибии попали в другие страны в качестве трофеев. Первой «обзавелась» ими армия Финляндии, захватившая в ходе советско-финляндской («Зимней») войны довольно большое количество Т-37А. После ремонта на заводе в Варкаусе они были включены в состав финского танкового батальона, имевшего на 31 мая 1941 года 29 Т-37А и 13 Т-38. К 1 июля 1943 года все Т-37А были выведены финнами из эксплуатации вследствие сильного износа.
Трофейный советский плавающий танк Т-37А на службе в финской армии. Машина имеет регистрационный номер R-202 и входит в состав учебной бронероты (Ps.Koul.K).

В 1940 году один трофейный Т-37А финны подарили шведским добровольцам, которые в ходе «Зимней» войны действовали против частей Красной Армии на Кемском направлении. Непродолжительное время этот танк использовался в Военной пехотной школе недалеко от Стокгольма. Помимо финнов и шведов, трофейные Т-37А эксплуатировали венгры и румыны. Известно, что к 1 ноября 1942 года в румынской армии имелось 19 Т-37А.
Трофейные плавающие танки использовались и в частях вермахта, но в весьма небольших количествах. Главным образом они несли службу охраны в тылу, но иногда включались как внештатные машины в состав разведывательных батальонов пехотных дивизий.

Солянкин, Павлов, Желтов, Павлов «Отечественные бронированные машины 1905-1941» Т1 М Экспринт. 2002 г.
М.Коломиец «Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40» ФИ №3,2003 г.
М.Барятинский «Амфибии Красной Армии» Бронеколлекция №1, 2003 г.
М. Свирин «История советского танка 1919-1937г.» М. Яуза 2005г.
М. Свирин «История советского танка 1937-1943г» М. Яуза 2006г.
М. Барятинский «Советские танки в бою» М. Яуза 2006г.
Г. Пенежко «Записки советского офицера-танкиста» М. Яуза 2010г.

Т-37А – это советский плавающий танк, в документах иногда называемый танкеткой. В литературе его нередко обозначают как Т-37, хотя на самом деле такое имя имел другой танк, так и оставшийся прототипом. Т-37А является первым серийным плавающим танком в мире.

История создания

По результатам эксплуатации танкеток Т-27 было выяснено, что оружие будет более эффективно в башне кругового вращения. Также для разведывательных задач желательно, чтобы машина могла пересекать внушительные водные преграды, то есть являться плавающей.

В 1931 году в Великобритании был успешно испытан малый плавающий танк. Эта машина заинтересовала советские власти – в перспективе она вполне могла заменить танкетку Т-27, показавшую не такую высокую боеспособность, как хотелось бы.

В результате на основании догадок о британском плавающем танке в 1932 году был построен прототип Т-33. Он показал достаточную плавучесть, но из-за сложности производства в серию так и не попал.

Через некоторое время после выпуска Т-33 на 2-м заводе Всесоюзного автотракторного объединения был разработан и построен плавающий танк Т-41. В его основу частично легла танкетка Т-27, выпускавшаяся на этом же заводе, а ходовая была взята от Т-33.

В итоге Т-33 был усовершенствован, превратившись в Т-37. Но ни он, ни Т-41 так и не вышли в серию из-за многочисленных недостатков.

В 1932 году СССР закупила британские амфибии, от которых в стране-создателе отказались. Используя информацию об английском танке, а также опыт Т-41 и Т-37, советские конструкторы в итоге создали Т-37А.

К несчастью, уже к моменту своего создания Т-37А перестали считать перспективным. В процессе эксплуатации продолжили выявляться недостатки и недоработки, и их решили устранить созданием новой машины – Т-38, которая вскоре году практически полностью вытеснила Т-37А.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация – малый/плавающий танк;
  • Боевая масса – 3,2 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 2 человека;
  • Количество выпущенных – 2552 штуки.

Размеры

  • Длина корпуса – 3730 мм;
  • Ширина корпуса – 1940 мм;
  • Высота — 1840 мм.

Бронирование

  • Тип брони — стальная катаная гомогенная;
  • Лоб корпуса – 8 мм;
  • Днище – 4 мм;
  • Крыша корпуса – 4 мм;
  • Лоб , борт и корма башни – 8 мм;
  • Маска орудия – 8 мм;
  • Крыша башни – 4 мм.

Вооружение

  • Пулемет — 7,62-мм ДТ.

Подвижность

  • Тип двигателя — рядный 4-хцилиндровый карбюраторный;
  • Мощность двигателя – 40 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 6 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 230 км;
  • Тип подвески — сблокированная попарно, на горизонтальных пружинах;
  • Удельное давление на грунт — 0,55 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
  • Преодолеваемый ров – 1,4 м.

Модификации

  • БХМ-4, химический танк. Мог применяться для огнеметания или для постановки дымовых завес;
  • Т-37РТ, машина с радиостанцией;
  • Т-37А, дизельный, опытная модель, не вышедшая в серию из-за того, что моторы приходилось закупать за рубежом;
  • Су-37 – САУ на базе Т-37А, так и не принятая в серийное производство из-за малого боекомплекта и перегруженности командира.

Применение в бою

В 1934 году первые Т-37А стали поступать в войска для замены танкеток Т-27. Сразу же было выявлено множество недостатков – ненадежность, плохая проходимость и малая скорость. В итоге в 1939 году их полностью вывели из танковых бригад, оставив только в разведывательных ротах стрелковых бригад. Постепенно они остались только в разведывательных подразделениях.

Боевое крещение Т-37А получил в 1939 году, в боях против японских войск на Халхин-Голе. Местность в этом районе была пустынной, и амфибийные свойства машин были не нужны, так что в основном Т-37А применяли для поддержки пехоты. В итоге их признали непригодными ни для атаки, ни для обороны, а из-за слабой надежности и защищенности было потеряно 17 из 25 машин. Также не слишком удачно Т-37А применялись в 1939 году во время польской компании.

Активнее всего Т-37А использовались в Советско-финскую войну. В основном их применяли для охранения, а также для разведки и поддержки пехоты. Были случаи, когда машины действительно успешно форсировали водные преграды. Также Т-37А хорошо закрывали стыки в боевых порядках, но только если у противника не было противотанковых средств.

В июне 1941 года в составе Красной Армии было около 2300 Т-37А разных типов. Из них 36% нуждалось в серьезном ремонте, а 40-60% требовали войскового ремонта. В первые же недели войны было потеряно очень много машин, и в дальнейшем их применяли в качестве обычных сухопутных. В результате уже к 1942 году Т-37А в армии осталось очень мало, и применялись они эпизодически. Тем не менее, известно два случая, когда Т-37А применялись по своему прямому назначению, то есть как плавающие танки.

В августе 1942 года, когда потребовалось формировать Неву, создали отдельный батальон, в котором было 29 штук Т-37А и Т-38. Все машины были изношены, но в итоге плавающие танки сумели занять плацдарм на вражеском берегу. Правда, операция прошла неудачно, и плацдарм пришлось эвакуировать. 23 плавающих танка были потеряны, а оставшиеся 6 еще до форсирования вышли из строя по техническим причинам.

В 1944 году танки использовали для того, чтобы захватить плацдарм на реке Свирь. Эта операция прошла более удачно благодаря хорошей подготовке и привела к разгрому противника.

До конца войны Т-37А использовали в учебных частях, но практически сразу после ее окончания все машины отправили в металлолом.

Использование в других странах

  • В 1934 году один Т-37А продали в Турцию вместе с партией Т-26. После испытаний турецкие военные решили не приобретать партию танков этой модели;
  • Достаточно долго 29 Т-37А, захваченные в Зимней войне, эксплуатировались финской армией. Один из них был передан в Швецию, где находится до сих пор. Все захваченные танки списали к 1943 году;
  • Несколько трофейных Т-37А периодически использовалось немецкой, румынской и венгерской армиями.

Фотографии танка

Память о танке

Сегодня сохранилось три Т-27А:

  • В Бронетанковом музее в Кубинке. Машина восстановлена не полностью, без поплавков, но находится в хорошем состоянии;
  • В частной коллекции под Екатеринбургом;
  • В Швеции, в музее военной техники Арсенал. Эта машина была захвачена в ходе Зимней войны.