Танк после т10

Последний советский тяжеловес

Последней боевой машине, названной поначалу именем Сталина, суждено было стать одновременно и последним советским серийным тяжёлым танком. Он появился в тот переломный момент, когда по объективным причинам прервалась тенденция к постоянному увеличению веса новых тяжёлых танков. Лишённые возможности наращивать вооружение и защищённость боевых машин за счёт роста боевой массы, конструкторы применили при создании ИС-8 (он же Т-10) ряд оригинальных решений.

Конец недолгой эпохи гигантов

С конца 1943 года советские танкостроители неуклонно шли по пути увеличения веса боевых машин тяжёлого класса. К этому времени на начальной стадии проектирования боевая масса новых танков перешагнула психологическую планку в 50 тонн. Как исключение, здесь можно вспомнить недотягивавший до 50 тонн танк ИС-3, но эта машина фактически являлась результатом глубокой модернизации более раннего ИС-2. Интересно, что весной 1945 года на самом верху, в Главном бронетанковом управлении (ГБТУ КА), имелись сомнения насчёт целесообразности запуска ИС-3 в серию. Куда более перспективным казался тяжёлый танк Объект 701, который ещё на стадии проектирования имел боевую массу 55 тонн. Будущий ИС-4 шёл к серии тяжело: первые опытные образцы были готовы ещё к лету 1944 года, но машину постоянно переделывали, а в серию танк, разработанный в качестве ответа «Фердинандам», пошёл только в 1947 году. К тому моменту ИС-3 не только запустили в серию, но и успели снять с производства, выпустив 1555 танков.

При этом сам ИС-4 уже в 1945 году считался вчерашним днём. С зимы 1945 года началось проектирование нового тяжёлого танка, который получил индекс ИС-7. Под этим обозначением, а заодно и под индексом «Объект 260», скрывалось сразу 3 танка, которые значительно отличались по конструкции и характеристикам. Созданный в качестве противовеса немецкому сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus, ИС-7 являлся самой совершенной боевой машиной в своём классе. Даже сейчас характеристики машины, облик которой окончательно сформировался в 1948 году, поражают воображение. При боевой массе в 68 тонн его максимальная скорость превышала 60 км/ч, а по вооружённости и бронезащите советская машина ничем не уступала немецкому 189-тонного монстру, кое в чём даже превосходя его.

Эскизный проект тяжёлого танка ИС-5, апрель 1949 года

Между тем, рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с огромным трудом: в 1947 году выпустили всего 55 машин, ещё 155 танков изготовили в 1948 году. ИС-7 ожидала ещё более серьёзная проблема: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить. Боевая масса в 68 тонн означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность оказывалась весьма сомнительной. Такую махину выдержит далеко не каждый мост, в том числе и железнодорожный. Кроме того, возникал вопрос и с железнодорожными платформами необходимой грузоподъёмности. Сложности, обойдённые по ряду причин в 1941 году, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Возникли ровно те же проблемы, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, пойди они в серию.

Взвесив все «за» и «против», советское руководство приняло единственно правильное решение. 18 февраля 1949 года состоялось заседание Совета Министров СССР, на котором присутствовало командование бронетанковыми и механизированными войсками, а также представители Главного бронетанкового управления Вооружённых сил. Итогом заседания стало постановление Совета Министров СССР № 701–270сс, согласно которому разработка и производство тяжёлых танков массой более 50 тонн прекращались. ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (в 1949 году выпустили последние 19 танков).

Согласно тому же постановлению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу опытного завода №100 (г. Челябинск) давалось задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тонн. В качестве основы для проектирования нового танка указывались узлы и агрегаты ИС-4, что должно было помочь ускорить разработку. В то же время, схема бронирования и общее построение корпуса должны были браться от ИС-3, как наиболее подходящего по боевой массе. Коллективу предъявлялись жёсткие сроки: первые три танка предполагалось изготовить в августе, а ещё десять, для войсковых испытаний, – в сентябре 1949 года. Итого на изготовление первого танка, который предстояло ещё и спроектировать, выделялось всего полгода.

Совместными усилиями

Для решения столь сложной задачи потребовалось объединение усилий двух конкурирующих КБ, параллельно занимавшихся разработкой тяжёлых танков. 19 марта 1949 года филиал опытного завода №100 вошёл в состав создаваемого ВНИИ−100 (г. Ленинград). Первым заданием, которое получил институт, как раз и стала разработка нового тяжёлого танка. Объединённый коллектив возглавил Ж. Я. Котин. В Ленинграде занимались проектированием, в то время как в Челябинске проектные работы воплощали в металле. При этом 41 человек из коллектива ВНИИ−100 был командирован в Челябинск. Так или иначе, но новая машина получила челябинскую «прописку». Боевые машины, которые разрабатывались в Ленинграде, шли с индексами 2##, в то время, как челябинские имели индексы 7##. Например, ИС-4 имел чертежный индекс 701 (объект 701), а ИС-7 – 260 (объект 260). Так вот, проектируемая машина получила чертёжный шифр 730, а в документах она нередко фигурировала как «объект 730».

Первый опытный образец ИС-5, осень 1949 года. Танк имеет вентиляторную систему охлаждения и трансмиссию по типу ИС-4

В некоторых публикациях говорится о том, что эскизный проект 730-го объекта был создан на основе ИС-4. На самом деле это, мягко говоря, очень спорное утверждение. Фактически новый танк, получивший индекс ИС-5, унаследовал от ИС-4 лишь двигатель В-12 и, на первом этапе, систему охлаждения с двумя большими вентиляторами. В остальном эта машина, эскизный проект которой представили в апреле 1949 года, оказалась представителем совсем иной школы. ИС-4, особенно его корпус и башня, проектировался по технологиям конца 1943 года. За это время в Челябинске создали ИС-3, практически не уступающий ИС-4 по бронированию, а в Ленинграде разработали ИС-7 в трёх вариантах, которые по концепции бронирования ушли по сравнению с 701-м объектом далеко вперёд. Остальные узлы и агрегаты за прошедшие 5 лет тоже претерпели многочисленные усовершенствования. В ходе проектирования ИС-7 целый ряд работ был проведён по ходовой части, трансмиссии и другим узлам. Кроме того, как уже писалось выше, проектные работы в основном шли в Ленинграде, так что опыт ленинградских танкостроителей в полной мере отразился на 730-м объекте.

При ближайшем рассмотрении корпус ИС-5 оказывается ничем иным, как творческим переосмыслением наработок по ИС-7 1948 года. Носовая часть с боковыми смотровыми приборами механика-водителя, кормовая часть с характерными скосами, V-образная форма нижней части корпуса с гнутыми бортами – всё это указывает на прямую преемственность 730-го и 260-го объектов. Ничего общего с ИС-4 не имеет и башня, представляющая собой сплав решений по ИС-3 и ИС-7. Ввиду того, что боевая масса ИС-5 не должна была превышать 50 тонн, впервые с 1942 года (то есть с КВ-1с) броневую защиту пришлось не усиливать, а наоборот, снижать. За счёт научно-исследовательских работ по теме повышения стойкости брони без её утолщения удалось воплотить ряд решений, благодаря которым ИС-5 оказался немного более защищённым, чем ИС-3. Тем не менее, по сравнению с ИС-4 и тем более с ИС-7 уровень броневой защиты, особенно в лобовой её части, упал. Таковой была плата за снижение боевой массы до 50 тонн.

До нашего времени сохранился третий опытный образец ИС-5. Это машина выпуска весны 1950 года, которую позже переделали в Объект 266. Под этим обозначением она и известна. В настоящий момент танк находится в экспозиции парка «Патриот» (бывший ЦМ БТВТ, Кубинка)

Ещё одним проявлением своеобразного регресса стало вооружение. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала военных уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было невозможно. В итоге новый танк получил в качестве вооружения всё ту же Д-25Т. Таким образом, в плане вооружения и бронирования перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не концу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой войны.

Компромиссный танк

С очень похожими проблемами столкнулись примерно в то же время и американцы. Начав с 64-тонного T29 Heavy Tank, в течение нескольких лет американские танкостроители пытались довести до ума машины с боевой массой около 65 тонн. В 1948 году от концепции столь тяжёлых боевых машин американцы отказались. Когда советские танкостроители занимались 50-тонным ИС-5, их американские коллеги работали над тяжёлым танком T43, боевую массу которого ограничили 55-тонной планкой. В итоге, хотя серийный M103 Heavy Tank оказался тяжелее пилотных машин и весил 56,7 тонн, это было значительно меньше тех 65 тонн, которые весили американские тяжёлые танки во второй половине 40-х.

Платой за снижение массы стало более слабое бронирование. Особенно «пострадала» башня. Существенным преимуществом американского танка была 120-мм пушка, но при этом машина получилась очень большой. На схожем уровне оказались и характеристики английского FV214 Conqueror, хотя при этом машина оказалась ещё тяжелее, чем M103 – 65 тонн. Таким образом, можно говорить о том, что шаг назад примерно в одно время сделали все ведущие армии, но при этом американцам и британцам удалось усилить вооружение. Платой за это стали увеличившиеся габариты, а вместе с ними и большая боевая масса.

Установка вооружения в башне Объекта 730

Несмотря на то, что вооружение и бронирование ИС-5 стали шагом назад, говорить об этой машине как о неудаче не стоит. На конец 40-х уровень брони, надёжно защищавшей от немецкой 88-мм пушки, вполне соответствовал мировому. Современной выглядела на тот момент и пушка Д-25Т, ведь противостояла новому танку не немецкая техника, а боевые машины бывших союзников.

Даже появившиеся в конце 40-х — начале 50-х годов средние танки M46 Patton и M47 Patton II не были полноценными противниками для ИС-3, не говоря уже о новой машине. Вплоть до появления на зарубежных танках 105-мм пушки L7 лобовая броня советских послевоенных тяжёлых танков надёжно защищала их от вражеского огня. Кстати говоря, обстрел корпуса ИС-5, проведённый в мае-июне 1950 года, показал, что лобовая броня выдерживает попадания 122-мм снарядов с дистанции 100 метров. Одним словом, в лице ИС-5 Советская армия получала вполне современный тяжёлый танк.

Как уже говорилось выше, довольно много технических решений перекочевало в новый танк с ИС-7. В их числе была прогрессивная подвеска, где в качестве упругих элементов использовались пучковые торсионы. Благодаря этой системе длину торсионных валов удалось существенно сократить. Остальные элементы ходовой части (катки, балансиры, траки и т.д.) представляли собой развитие конструкции ходовой части ИС-3. Ходовая часть выглядела похоже, но конструкцию довольно серьезно переработали, значительно повысив надёжность. Её выполнили таким образом, чтобы она без серьёзной переделки могла устанавливаться на другие боевые машины семейства ИС.

В середине 50-х новую ходовую часть получили ИС-2, ИС-3 и ИСУ, проходившие программу модернизации. Таким образом, новый танк и старые машины по ходовой части унифицировали. Использование 750-сильного двигателя В-12 позволило поднять (по сравнению с ИС-3) динамические характеристики. Максимальная скорость выросла до 42 км/ч. Специально для Объекта 730 разработали несколько вариантов планетарной трансмиссии. Следует отметить, что отдельные элементы нового танка испытывались на ИС-4 и ИС-7, облегчённых до массы в 50 тонн.

Тяжёлый танк ИС-8, весна 1953 года

Эскизный проект ИС-5 был представлен комиссии в апреле 1949 года. К июню были подготовлены и рабочие чертежи машины. По ряду причин произошла задержка: первый корпус поступил на ЧКЗ только 30 июля, а второй – 9 августа 1949 года. Сборку первого опытного образца ИС-5 завод завершил 14 сентября. На танке стояла 6-ступенчатая планетарная трансмиссия от ИС-4. Испытания показали, что трансмиссия и вентиляторная система охлаждения не выдерживают заданный гарантийный километраж в 2000 километров. В результате на танк поставили 8-ступенчатую планетарную трансмиссию разработки ВНИИ-100. Кстати, она также имела отношение к ИС-7. Вместо вентиляторной системы охлаждения установили эжекционную, применявшуюся на ИС-7. В декабре 1949 года было изготовлено ещё два танка, которые приняли участие в зимнем этапе испытаний.

Переименования

Указанные в постановлении № 701–270сс танки для государственных испытаний начали изготовлять с полугодовой задержкой – в феврале 1950 года. Три танка закончили к 5 апреля и отправили в район города Ломоносова под Ленинградом, где они в течение апреля 1950 года проходили испытания. По их итогам были выявлены дефекты, исправленные на ЧКЗ, после чего в октябре-ноябре 1950 года танки проходили испытания на Полигоне (НИИБТ) в Кубинке. Ещё раньше, в июне-июле 1950 года, танки прошли испытания в Средней Азии. Всего за 1949–1950 годы было изготовлено 13 танков ИС-5, ещё 2 построили в 1951 году.

Серийный тяжёлый танк Т-10

В ходе испытаний в конструкцию ИС-5 постоянно вносились изменения, которые повышали надёжность машины. На танке отрабатывали работу различных систем, включая механизм заряжания. По итогам число изменений достигло такого объёма, что модернизированные ИС-5 решили переименовать. В начале 1953 года танк получил индекс ИС-8. С ним танк и пошёл бы в войска, но 5 марта 1953 года умер Сталин. Уже в мае 1953 года в переписке новый тяжёлый танк именуется исключительно как Объект 730. Вполне возможно, в военном руководстве решили перестраховаться, поскольку как раз весной и летом 1953 года шла борьба за власть в Политбюро. 26 июня 1953 года арестовали Л. П. Берию, а к власти пришел Н. С. Хрущёв.

Новый тяжёлый танк приняли на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 28 ноября 1953 года. Этим же постановлением тяжёлому танку присвоили индекс Т-10. Первые 30 Т-10 выпустили в 1954 году, всего на ЧКЗ изготовили 190 танков первой серии. Символично, что машина, созданием которой руководил Котин, стала последней, носившей имя крупного советского деятеля. За 15 лет до этого тот же Котин руководил созданием тяжёлого танка СМК-1 (Сергей Миронович Киров), с которого началось обозначение советских боевых машин тяжёлого класса именами вместо буквенно-цифровых индексов.

Т-10, копия заводского чертежа

Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в 1952 году была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить своего возможного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10. Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но лишь единожды годовой объём выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась. На горизонте появился новый класс, впитавший в себя лучшие стороны средних и тяжёлых машин – основной боевой танк.

Последний тяжёлый. Как создавался Т-10

28 ноября 1953 года вышло постановление Совета Министров СССР о принятии на вооружение новейшего тяжелого танка Т-10. 15 декабря министр обороны подписал приказ схожего содержания. Как оказалось позже, эти документы были началом конца эпохи советских тяжелых танков. Т-10, создававшийся как «Объект 730» или ИС-8, стал последним отечественным танком тяжелого класса, сумевшим пройти все необходимые испытания и поступить на вооружение. После него были разработаны несколько новых машин этого класса, но ни одна из них не устроила военных. В результате Т-10 стал последним отечественным серийным танком и занял особое место в истории нашего танкостроения.

В годы Великой Отечественной войны тяжелые танки показали себя в качестве высокоэффективного средства борьбы с бронетехникой и укреплениями противника. Бронемашины серий «КВ» и «ИС» внесли существенный вклад в победу, а также показали необходимость дальнейшего развития тяжелых танков. В первые послевоенные годы было предложено несколько проектов новых тяжелых танков, способных показывать более высокие характеристики и боевые качества. Впрочем, основная масса таких проектов не отличалась совершенством и потому не продвинулась дальше конструкторских работ или испытаний опытных образцов.

Один из опытных танков ИС-5. Фото Warspot.ru
18 февраля 1949 года было принято постановление Совмина № 701–270сс, определявшее дальнейшее развитие советских тяжелых танков. В соответствии с этим документом, следовало прекратить все работы по машинам с боевой массой более 50 т – на тот момент существовало несколько подобных проектов. Кроме того, постановление требовало создать новый тяжелый танк, вписывающийся в указанные ограничения. Разрабатывать его следовало в рамках кооперации нескольких предприятий. На проектирование и постройку новой техники выделялось всего несколько месяцев. Уже осенью планировалось начать войсковые испытания.
В соответствии с постановлением Совмина, в разработке должны были участвовать СКБ-2 Челябинского Кировского завода и опытный завод №100 (так же г. Челябинск). Вскоре после этого опытный завод стал подразделением вновь сформированного ленинградского ВНИИ-100. Таким образом, фактическую разработку проекта вели СКБ-2 и ВНИИ-100. Объединенный коллектив конструкторов возглавлял Ж.Я. Котин. При этом проект, по документам, являлся «челябинским», что было отражено в его рабочем обозначении.
На всем протяжении проектных работ и вплоть до принятия на вооружение новый тяжелый танк называли «Объектом 730». До начала пятидесятых он также носил название ИС-5, позже поменявшееся на ИС-8. Общеизвестный индекс Т-10 появился только при принятии машины на вооружение. По причинам политического характера, новый тяжелый танк, в отличие от предшественников, в итоге не был назван в честь государственного деятеля.
На разработку нового танка выделялось всего несколько месяцев, что сказалось на подходах к ее выполнению. Конструкторы из Ленинграда и Челябинска решили использовать наработки по существующим проектам, однако их приходилось адаптировать под новые требования. В зависимости от требований и специфики имеющихся наработок, инженерам приходилось улучшать или ухудшать те или иные агрегаты.

Опытный ИС-8. Фото Warspot.ru
К примеру, корпус для «Объекта 730» / ИС-5 решили делать на основе брони тяжелого танка ИС-7. Однако эта машина весила 68 т и не вписывалась в имеющиеся ограничения. В связи с этим готовый корпус пришлось переделать, разумным образом ослабив защиту. В то время велись различные научно-исследовательские работы, целью которых был поиск оптимальных вариантов бронирования. Их результаты нашли применение в проекте ИС-5 и, в сочетании с решениями ИС-7, позволили получить оптимальное соотношение защиты и массы.
Танк ИС-7 также поспособствовал разработке силового агрегата для перспективного «Объекта 730». Одну из существующих машин этого типа облегчили до 50 т и оснастили некоторыми новыми узлами и агрегатами. Схожую испытательную платформу перестроили и из тяжелого танка ИС-4. С помощью таких машин прорабатывались разные элементы конструкции, в первую очередь, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.
Ограничение массы в 50 т позволило обойтись двигателем В-12, развивавшим мощность 750 л.с. Это изделие позволило получить удельную мощность в 15 л.с. на тонну при разумной стоимости и сложности эксплуатации. Были разработаны и испытаны несколько вариантов трансмиссии разного состава. В составе ходовой части использовались наработки по проектам ИС-3 и ИС-7. Большая часть деталей шасси представляла собой улучшенные агрегаты танка ИС-3. Любопытно, что их также можно было использовать и на других танках серии «ИС». Из проекта ИС-7 заимствовали пучковые торсионы сокращенной длины.

При разработке корпуса использовались идеи проекта ИС-7, но защиту намеренно ухудшили. Схожим образом дело обстояло и с вооружением. Конструкторы решили отказаться от 130-мм орудия, не говоря уже о дальнейшем росте калибра. В башне предлагалось установить 122-мм пушку Д-25ТА – модернизированную версию заслуженной Д-25Т. Главным нововведением в составе орудийной установке стал электромеханический досылатель. Теперь заряжающий должен был помещать снаряды и гильзы на специальный лоток, не тратя время и силы на их досылание в камору. Это привело к двукратному росту скорострельности.

Т-10 в музее Кубинки. Фото Wikimedia Commons
В целом, проект «730» / ИС-5 представлял определенный интерес с точки зрения подходов к разработке и решения поставленных конструкторских задач. Предложенная бронемашина по целому ряду характеристик уступала некоторым предыдущим образцам. В первую очередь, она имела менее мощное вооружение и более слабую защиту. Однако ИС-5 отличался ограниченной боевой массой, и потому был пригоден для службы в армии.
Характеристики танка оказывались вполне достаточными для решения основных боевых задач. Броня обеспечивала защиту от современных зарубежных орудий, а собственное вооружение позволяло атаковать и успешно уничтожать разные бронеобъекты основных классов. Таким образом, новый ИС-5, несмотря на некоторое отставание по части параметров от предшественников, имел серьезные преимущества в контексте практической ценности.
Основные положения перспективного проекта были сформированы в кратчайшие сроки. Уже в апреле 1949 года в министерство обороны отправился эскизный проект. К началу лета появился набор конструкторской документации, необходимой для строительства опытных образцов. Почти все лето ушло у ЧКЗ на строительство двух опытных танков. Первый из них собрали к середине сентября. Вскоре началось строительство еще двух опытных «Объектов 730»; их отправили на испытания в декабре того же года. Для ускорения работ первые танки нового типа оснастили трансмиссией от ИС-4. Также использовались некоторые другие заимствованные детали.
Первые испытания показали, что танк ИС-5 в актуальном виде не соответствует требованиям. В первую очередь, возникли проблемы с трансмиссией и системой охлаждения вентиляторного типа. Вскоре агрегаты от ИС-4 заменили новой трансмиссией разработки ВНИИ-100 с улучшенными характеристиками. Вентиляторы уступили свое место эжекционному охлаждению.

Схема Т-10 первой модификации. Рисунок Arsenal-info.ru
В феврале 1950 года – через несколько месяцев после установленных сроков – к первым опытным танкам присоединились несколько новых машин, предназначенных для проведения государственных испытаний. В течение нескольких месяцев танки проходили проверку на разных полигонах в различных регионах. Вновь удалось выявить определенные недочеты конструкции. К концу 1950 года в испытаниях участвовало 13 бронемашин типа ИС-5. Еще два экземпляра построили в следующем 1951-м.
В ходе заводских и государственных испытаний были выявлены различные недостатки конструкции, на избавление от которых понадобилось время. Доводка танка ИС-5 / «Объект 730» продолжалась до самого конца 1952 года. Машины проходили доработку и затем выходили на полигон для демонстрации результатов. Разобравшись с одними проблемами, конструкторы брались за другие. В итоге работы определенным образом затянулись, но все же завершились с желаемым результатом.

В самом начале 1953 года было принято решение о замене индекса. За время доводки танк ИС-5 самым серьезным образом изменился, и его актуальная версия могла считаться новым образцом. В связи с этим появилось обозначение ИС-8. Вполне возможно, что перспективный танк сохранил бы это название вплоть до принятия на вооружение. Однако вскоре произошли известные события, по результатам которых танки перестали называть в честь И.В. Сталина.
В течение 1953 года ВНИИ-100 и ЧКЗ занимались последними доработками конструкции и готовились к запуску серийного производства. 28 ноября Совмин постановил принять перспективный танк на вооружение Советской армии. Постановлением вводилось новое его обозначение – Т-10. Через несколько недель появился аналогичный приказ министра обороны.

Т-10 в качестве памятника. Фото Wikimedia Commons
Запуск серийного производства не отличался высокими темпами. До конца 1953 года в Челябинске построили всего 10 новых танков. В следующем 1954-м из сборочного цеха вышло 30 бронемашин. В 1955 году был поставлен настоящий рекорд – 90 единиц. По известным данным, на этом производство Т-10 первой базовой модификации остановились.
С начала пятидесятых годов конструкторы разрабатывали новую орудийную установку с одноплоскостным стабилизатором, и к середине пятидесятых завершили эту работу. В 1956 году в серию пошел улучшенный танк Т-10А, оснащенный стабилизатором ПУОТ-1 «Ураган», улучшенным орудием, новыми приборами ночного видения и т.д. Годом позже в производство поступили танки Т-10Б и Т-10БК. Они имели двухплоскостной стабилизатор ПУОТ-2 «Гром» и новые прицелы наводчиков. Танк с литерой «К» являлся командирским и отличался дополнительной радиостанцией, установленной вместо части укладок боекомплекта.
В том же 1957 году на вооружение приняли глубоко модернизированный танк Т-10М. Он получил усиленное бронирование и 122-мм пушку М-62Т2 с двухплоскостной стабилизацией, нес новые пулеметы увеличенного калибра и усовершенствованные оптические приборы. Масса машины выросла до 51,5 т, однако это компенсировалось за счет нового двигателя. Танки Т-10М выпускались с 1957 по 1966 годы; это была самая массовая модификация «Объекта 730». По мере продолжения службы техника предыдущих модификаций проходила ремонт и модернизацию по проекту «М». Таким образом, со временем весь парк тяжелых танков был приведен к улучшенному виду.
Согласно отечественным источникам, за 13 лет ЧКЗ и Ленинградский Кировский завод совместными усилиями собрали свыше 1500 тяжелых танков Т-10 всех модификаций. Разведка НАТО давала куда более смелые оценки – порядка 8 тыс. танков. Так или иначе, выпущенных Т-10 хватило для перевооружения бронетанковых войск, предусматривавшего замену устаревших тяжелых танков. Советская армия получила удобный и удачный инструмент для решения особых боевых задач.

Музейный Т-10М. Фото Wikimedia Commons
Следует отметить, что в середине пятидесятых годов танк Т-10 рассматривался, скорее, как временная мера, поскольку к этому времени были разработаны несколько новых проектов тяжелых танков с более высокими характеристиками. Однако ни один из них не дошел до принятия на вооружение, а позже армия отказалась от создания новых машин тяжелого класса, сосредоточив усилия на новой концепции основного танка. В результате Т-10 оказался последним отечественным тяжелым танком, строившимся серийно и эксплуатировавшимся в войсках.
До шестидесятых годов парк техники нашей армии включал танки Т-10 ряда модификаций, но к концу десятилетия ситуация изменилась. Все машины семейства, относившиеся к разным модификациям, прошли модернизацию по последнему проекту Т-10М. Эксплуатация такой техники продолжалась несколько десятилетий и прекратилась уже после распада Советского Союза. Приказ о снятии Т-10М с вооружения появился только в 1993 году. Таким образом, последний тяжелый танк прослужил 40 лет. Примечательно, что служба Т-10М продолжалась на фоне постоянной модернизации и развития основных боевых танков новых моделей.
Бронемашина Т-10 была принята на вооружение 65 лет назад, и это стало началом конца эпохи советских тяжелых танков. Окончательно она завершилась только четверть века назад – в начале девяностых. «Объект 730» / ИС-5 / ИС-8 / Т-10 создавался в качестве компромисса между повышением боевых качеств и боевой массой. Такой подход дал желаемые результаты, и Т-10 стал единственным тяжелым танком своего времени, дошедшим до принятия на вооружение. Вскоре началось развитие основных танков, и последний тяжелый Т-10 занял особое место в истории отечественного танкостроения.
По материалам:

Т10Д — как это сделать?

Для начала давай ответим на вопросы: «Что такое Т10Д?» и второй не менее важный «А нужно ли это мне?»
По порядку – Т10Д – расшифровывая эту аббревиатуру, пришедшую к нам из терминов русского пикапа, ты узнаешь, что за этими загадочными цифрами и буквами скрывается огромная сила! И эта сила вытащит тебя из депрессии в которую тебя может повергнуть ДОД объявленный тебе твоей бывшей, или просто разрыв отношений с девушкой.
Пока ты не нашел для нее замену Т10Д будет давать тебе бесценный опыт в соблазнении девушек и восстанавливать твою уверенность в себе. Ведь, многие, я просто уверен в этом, после длительных ЛТР, могут почувствовать себя на скамейке запасных, или вообще, как любит говорить мой напарник – «повесят бутсы на гвоздь». Чтобы такого не произошло, надо, просто необходимо выполнить Т10Д. Морально-этическую сторону этого вопроса сейчас отбросим и сосредоточимся только на выходе из депрессии, и состояния «нестояния».
Трахни 10 Других – ты должен переспать с десятью другими девушками! Под этими десятью подразумеваются не старые знакомые подружки или любовницы, и не верные «неотложки», а именно новые, красивые, умные и молодые, совсем недавно тобой соблазненные девушки.

Что я получу, выполняя Т10Д?

Прежде всего у тебя будет огромное моральное удовлетворение, ты поймешь, что не все позабыл. Ты помнишь, как надо знакомиться с девушками, как нравиться девушкам, как проводить первое свидание, наконец вспомнишь такое полузабытое понятие, как фаст.

Второй бонус, который ты получишь выполняя Т10Д, это отличная возможность забыть неудачные отношения, которые только что закончились, и возможность хоть как-то заткнуть ту зияющую в твоем сердце рану, оставленную там твоей «незабываемой и снежной королевой». Т10Д – выметает ее из твоей головы окончательно и бесповоротно!

Третий плюс – это простое получение удовольствие от процесса соблазнения девушки. Во время выполнения Т10Д ты не только получаешь удовольствие, но и пополняешь свой жизненный опыт.
Ну и четвертый плюс – представь, что где-то среди этих 10-ти прекрасных девушек тебя может, ждет твоя новая пассия, которая будет тебя любить и ценить больше, чем предыдущая.
В общем, расписал я все красиво, сплошные приятности и красивости. О чем не следует забывать во время выполнения Т10Д?

Во-первых, о презервативах, я за безопасный секс.

Во-вторых старайся не повторятся с типажами девушек. Не стоит зацикливаться на тупых блондинках, с интеллектом, как у куклы. Ищи новых, разных, интересных.

В-третьих – не ломись сделать 10 фастов за 10 дней. Будь обстоятельным и получай удовольствие. Фасты приветствуются, но и классическую трехсвиданку никто не отменял.
Старайся соблазнять разных девушек, от молоденьких студенток, до настоящих бизнес-леди. Так ты сможешь выработать в себе тактику внедрения во внутренний мир девушки, научишься быстро входить в доверие, и устанавливать раппорт.

Что такое Т10Д?

Проникая во внутренний мир каждой девушки, ты не просто быстрее ее соблазнишь, но и быстрее сможешь забыть свою бывшую, заполнив оставшуюся после нее пустоту, чувствами и переживаниями от других. Ты просто вытеснишь негативные эмоции и воспоминания, новыми положительными и позитивными. Игнор девушки.
А если тебе связывает руки общественная мораль, просто прими к сведению, она тоже не сидит, сложа руки. Женское Т10П имеет место быть. И пока ты горюешь и переживаешь, она уже, возможно, под кем-то кончает.

Каким ты должен быть в момент выполнения Т10Д?

Соблазняя каждую новую девушку старайся каждый раз использовать новую модель поведения: побудь мачо или деревенским парнем, впервые оказавшемся в городе, будь просто подонком, или, наоборот, полным интеллигентом. Как раз и подберешь для себя максимально подходящую модель.
Итак, подводя итог, хочу напомнить, что Т10Д (трахни десять других девушек), ты быстро и эффективно ликвидируешь все негативные эмоции и воспоминания о прошлых отношениях, просто вытеснив их новыми и интересными. В процессе познаешь себя, откроешь в себе новые способности в коммуникации, улучшишь свой внешний вид, и выведешь уверенность в себе на новый, более качественный уровень.
Желаю успехов!

Блог №1. Психология отношений. Как вернуть бывшую девушку? Вернуть жену

Привет! Сегодня я расскажу о самой настоящей волшебной таблетке…

Если ты интересовался темами соблазнения и личностного роста, то наверняка много раз слышал о том, что ее не существует. Действительно, ты не прочитаешь одну-единственную статью, после которой все девушки станут твоими. Но то, о чем я говорю, это немного другое — действенный метод, который испробовали тысячи мужчин, и который просто не дает сбоев. Он настолько прост (по своей сути) и конкретен, что его советуют в любой сложной жизненной ситуации.

Эта «пилюля» от любых переживаний, депрессий, рефлексирования и страданий называется Т10Д, и ее не купишь ни в одной аптеке. Т10Д (трахни 10 девушек) — это твой универсальный способ стать лучше.

Т10Д — лучшее лекарство

Вот тебе типичное поведение парня, которого бросила любимая девушка, и теперь он не может забыть бывшую.

Поняв, что больше ей не нужен, он какое-то время страдает. Возможно, начинает надоедать ей звонками и смс, пытаясь вернуть. Поняв, что тем самым только отдаляется от нее, парень твердо решает забыть любимую девушку и двигаться дальше. Но как? Единственный более-менее правильный совет, который могут дать друзья и знакомые — отвлечься. Парень начинает ходить в качалку, пытается занять все свободное время учебой и работой. А на других девушек смотреть не желает.

Плох этот метод или хорош?

Многим он помогает, только здесь тебя лечит не переключение внимания, а время. Ведь ты все также продолжаешь вспоминать о бывшей, оставаясь наедине с самим собой. Многие срываются уже через неделю, перестают что-либо делать и продолжают страдать, пуская свою жизнь на самотек. Начинаются новые попытки возврата, но они обречены на провал, так как парень стал еще большей тряпкой.

Если ты хочешь быстро забыть любимую девушку и вспомнить, что значит быть настоящим мужчиной, единственный на 100% работающий метод — Т10Д. Не зря он уже стал легендарным и помог миллионам парней по всему миру.

Понижение значимости

Концентрируясь на одном человеке, ты начинаешь идеализировать его. Тогда все, что было в прошлом, кажется сладкой сказкой, которая больше не повторится. Значимость бывшей девушки настолько высока, что ты начинаешь совершать глупые поступки, которые еще сильнее отворачивают ее от тебя.

Переключившись на общение с другими девушками и их соблазнение, ты заполнишь пустоту, которая возникла в жизни после значительных изменений. Тебе придется прилагать усилия для того, чтобы быть для них привлекательным и интересным. Тебе будет просто некогда заниматься рефлексированием. А после первых «побед», твои мысли займут новые эмоции, исключительно положительные. Ты поймешь, что нужен другим девушкам, а значимость той, которую хотел забыть, начнет стремительно падать.

Тренировка навыков соблазнения и общения

Этот метод интересен не только для того, чтобы забыть бывшую девушку. Т10Д — в конце концов, очень приятное и незабываемое приключение, которое даст тебе бесценный опыт в соблазнении. В процессе его выполнения ты навсегда избавишься от многих страхов и иллюзий относительно соблазнения. Главное — не снижай планку и не руководствуйся принципом «количество, а не качество». И не в коем случае не прибегай к услугам жриц любви — никакого эффекта не будет.

Кстати, если у тебя были длительные отношения (больше 1 года), то Т10Д отлично поможет восстановить навыки общения с прекрасным полом. Очень часто парни жалуются, что успели растерять все свои умения, хотя раньше легко могли познакомиться и довести общение до секса.

Уверенность в себе

Мало забыть любимую девушку, нужно еще не потерять себя. После расставания у многих парней понижена самооценка, задето самолюбие. Долгие отношения, в которых верховодит девушка, а парень лишь подстраивается, боясь ее потерять, медленно, но верно превращают его в самую настоящую тряпку. Так как это происходит постепенно, то все кажется естественным. И лишь после того, как она становится бывшей девушкой, парень понимает, что раньше был совсем другим. И вернуть прежнюю уверенность в себе очень сложно, ведь ему кажется, что именно несчастная любовь всему виной.

Уверенность в себе — базовая черта для любого мужчины, которая влияет на все сферы его жизни. Для того, чтобы ее вернуть, можно постараться забыть бывшую любимую девушку, но только это не поможет. Нужно срочно начинать двигаться дальше, одерживать победы, добиваться новых высот. Инстинкт любого самца — заполучить самую лучшую самку. Соблазни сразу 10, и ты почувствуешь себя настоящим мужчиной.

Сделай это быстро

Представь, что у тебя есть всего месяц для того, чтобы соблазнить максимальное количество девушек, на которое ты способен. Уложил в кровать одну — переходи к следующей. Лучше всего общаться сразу с несколькими девушками, чтобы увеличить эффективность и сделать каждую из них минимально значимой для себя. Главное не делать длительных пауз, ни дня простоя!

Отговорки

Если ты думаешь так, то твоя неуверенность и страх подключили внутренний диалог, чтобы ты ничего не делал:

  • Любимая девушка — единственная. Мне больше никто не нужен (такое действительно бывает в первое время. Просто заставь себя начать).
  • У меня должны быть чувства к девушке, чтобы с ней переспать (ничего подобного, просто начни).
  • Соблазнить 10 девушек, а тем более сделать это быстро, невозможно (действительно, у многих и за всю жизнь столько не бывает).

Если ты думаешь, что Т10Д — это слишком амбициозная цель, доступная только избранным, то ты сильно ошибаешься. Да, придется потрудиться, некоторых девушек у тебя не получится соблазнить. Но как только ты почувствуешь насыщение женским вниманием, все станет гораздо проще. Иными словами, после 2-3 первых соблазнений ты почувствуешь и легкость, и мотивацию, и уверенность в себе.

Если ты не знаешь, с чего начать — читай мой блог. Здесь ты найдешь все ответы на вопросы о том, как познакомиться с девушкой и соблазнить ее. Подпишись на мою рассылку — там тебя ждут лучшие материалы, которых нет в открытом доступе, совершенно бесплатно. Начав действовать прямо сейчас, ты не только раз и навсегда избавишься от мыслей о том, как забыть девушку, но и сам станешь лучше, и даже сможешь вернуть ее без особого труда (если уже захочешь).

И последний совет для Т10Д — обязательно предохраняйся =)). Удачной охоты!

С уважением, Роман Винилов.

Т-10

Т-10

Тяжёлый танк | СССР | IX ур.

сток топ Огневая мощь

122 мм М62-T2 Орудие

30 шт. Боекомплект

440 / 440 / 530 ед Урон

258 / 340 / 68 мм Бронепробитие

4.88 мин-1 Скорострельность

2147 ед/мин Средний урон в минуту

2.8 с Время сведения

0.46 м Разброс на 100 м

26 °/с Скорость ГН

26 °/с Скорость ВН

360° Углы ГН

-5…+15° Углы ВН

Живучесть

1800 ед Прочность

120 / 120 / 60 мм Корпус

250 / 201 / 90 мм Башня

Мобильность Незаметность

6.39 % Незаметность стоя

0 % Незаметность в движении

Наблюдение

400 м Обзор

730 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Радист)
  2. Наводчик
  3. Механик-водитель
  4. Заряжающий

1234567891011

Тяжёлый советский танк девятого уровня. Обладает хорошим скорострельным вооружением и отличной подвижностью, а также слабым бронированием и большим разовым уроном.

Предшественник тяжёлого танка Объект 277.

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ур. Двигатель Мощность
(л. с.)
Вероятность пожара
(%)
Вес
(кг)
Цена
()
IX В-12-5 700 15 1024 84000
IX В-12-6 750 15 1024 84200

Ходовая часть

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
VII 10РК 440 100 18600
IX 12РТ 625 110 33600
X Р-113 730 80 52200

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

R81_IS8 ussr

Т-10 в игре

Исследование и прокачка

Тяжёлый танк Т-10 исследуется на ИС-3 за 164 700 .

Орудие

122 мм БЛ-9

44000
178500

Ходовая

Т-10М

23800
66500

Орудие

122 мм М62-T2

59300
335000

Башня

Т-10М

28300
66500

Двигатель

В-12-6

26350
84200

Радиостанция

12РТ

5600
33600

Радиостанция

Р-113

8700
52200

Итог:
Кредиты: 816500
Опыт: 196050

Комментарии к прокачке

  • Орудие 122 мм БЛ-9 улучшит точность, бронепробитие и уменьшит скорострельность. Может остаться с ИС-3.
  • Ходовая Т-10М позволяет ставить новые модули и снаряжение, а также улучшает подвижность танка.
  • Орудие 122 мм М62-T2 существенно повысит боевую эффективность танка на поле боя.
  • Башня Т-10М имеет бо́льшую бронезащиту в районе маски орудия, а также улучшенный обзор, дополнительные 100 единиц прочности и повышает скорость наводки орудий.
  • Двигатель В-12-6 незначительно улучшает и так хорошую подвижность танка.
  • Радиостанции 12РТ и Р-113 увеличивают дальность связи танка с союзниками. Могут остаться с ИС-3.

Боевая эффективность

Т-10 в игре является развитием танка ИС-3, и, следовательно, получил от него все достоинства и недостатки. Основной недостаток — это конечно слабое бронирование. Хотя и форма лобовой детали предполагает возможность непробитий и рикошетов, но в игре они встречаются крайне редко. Лоб башни достаточно крепок, но играть от башни на Т-10 затруднительно из-за малых углов склонения орудия. Башня Т-10М имеет множество уязвимых зон: башенки, прицелы, приборы наблюдения, поэтому это также играет роль при перестрелке на расстоянии. Хорошая скорость и отличная маневренность танка предполагает возможность играть в стиле СТ. Однако этому мешает несколько фактов. 1.Танк огромных размеров. 2.В ближнем бою танк значительно проигрывает СТ в маневренности. 3.Недостаточная скорострельность, любой промах или непробитие фатальны для танка.

Об орудии. Топовое орудие 122 мм M62-T2 так же устанавливается на тяжелые танки ИС-4 и СТ-1. Эти танки хорошо бронированны и хорошо держат удар и эта пушка на этих танках вполне уместна. У них есть возможность ждать долгого сведения и промах и непробитие для них не так критичны. Для Т-10 эта пушка создает некоторые проблемы. Частые промахи, так как в ближнем бою или на средних дистанция ждать полного сведения равноценно самоубийству, а на дальние дистанции не хватает точности и мешает очень долгое сведение.

После ИС-3, который на своем уровне является полноценным тяжелым танком прорыва, Т-10 для игроков может показаться даже слабее чем предшественник. Этот танк требует другого стиля игры. Танк надо беречь, надо научиться не подставляться под выстрел. Не выезжать на противника первым! Большая скорость позволит быстро занять ключевые позиции на карте и встать в засаду. Вы сможете сделать выстрел первым! Направление для атаки выбирать такие же как для СТ. Если грамотно пользоваться укрытиями, стрелять по чужому засвету и не подставлять танк под выстрел, то пушка с отличным разовым уроном принесет вам много положительных эмоций.

Достоинства:

  • мощное орудие;
  • хорошая подвижность;
  • хороший обзор;
  • довольно крепкая башня;
  • низкий силуэт;
  • наличие экранов;
  • рациональные углы наклона брони.

Недостатки:

  • слабое бронирование;
  • длинный корпус;
  • малый вес, не позволяющий таранить врагов без вреда для собственного танка;
  • множество уязвимых зон на лбу корпуса и топовой башне;
  • отвратительные углы вертикальной наводки.

Экипаж

bottom 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 Ближний бой 1 Дальний бой

Ремонт необходимо изучить сразу всему экипажу, так как при сбитии гусеницы танк становится беспомощным. Далее, также всем членам экипажа можно изучить Боевое братство. Изучение этого навыка повысит эффективность экипажа в бою. Командиру четвертым — навык Мастер на все руки, так как контузия любого из членов экипажа ведёт к значительному ухудшению эффективности Т-10. Механику-водителю необходимо изучить умение Король бездорожья — в болоте и прочих труднопроходимых местах Т-10 теряет преимущество в подвижности, но в ближнем бою из-за наличия щучьего носа Виртуоз может оказаться полезнее. Наводчику можно изучить снайпера, вкупе с высокой скорострельностью можно нанести много критических повреждений вражескому танку, сделав его наименее опасным. Заряжающий может изучить Бесконтактную боеукладку и Отчаянный. Все остальные навыки изучаются по выбору, по мере необходимости.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top 0 ББ14 КС14 ОФ2 1 ББ16 КС10 ОФ4 2 ББ18 КС10 ОФ2 0 Агрессивный стиль 1 Удерживание направления 2 Прорыв СТ направления Оборудование

Досылатель, вентиляция и стабилизатор. Досылатель немного уменьшит время перезарядки, вентиляция даёт небольшой плюс ко всем перкам экипажа, а стабилизатор значительно увеличит точность орудия на ходу (и скорость сведения после остановки).

Снаряжение

Аптечка, ремкомплект и огнетушитель. Можно взять ленд-лизовское масло, если не жалко отдавать за каждый бой по 5000 кредитов.

Боекомплект

Полностью загружается бронебойными снарядами. Как альтернатива — кумулятивные. Фугасные снаряды можно использовать для уверенного сбития захвата.

Несоответствия историческому прототипу

  1. 122-мм орудие М-62-Т2 может устанавливаться в башню Т-10, хотя именно из-за него создали новую башню.
  2. Башни Т-10М и Т-10 не различаются в бронировании, но во многих открытых источниках информации указывается толщина лба башни в 250 миллиметров
  3. Орудие БЛ-9 на этот танк не устанавливалось.
  4. Орудие М-62-Т2 использует бронебойные снаряды БР-471Д, хотя в разных источниках указывается или БР-471 (штатные для пушек Д-25), или БР-472.
  5. В реальности орудие оборудовалось электромеханическим досылателем снарядов и гильз, позволившим повысить скорострельность до 3—4 выстрелов в минуту против 2—3 на предыдущих моделях ИС. В игре почти 5 выстрелов в минуту.
  6. Орудие вниз опускалось на 4 градуса, а не на 5.

Галерея скриншотов

Оценка Т-10

  • Воин — за сочетание мощного орудия и хорошей подвижности.
  • Защитник — за отличную подвижность и превосходное орудие, позволяющие вовремя сбивать захват.
  • Коса cмерти — за хороший урон орудия.
  • Бронебойщик — за высокое бронепробитие топового орудия.

История изменений

Основная статья: История изменений Т-10 История изменений Обновление 0.7.3

  • На 9 уровне тяжелых танков СССР вместо танка ИС-4 добавлен тяжелый танк ИС-8.

Обновление 0.7.5

  • В первой башне у орудия 122 мм БЛ-9 время перезарядки уменьшено на 4,5%.
  • В первой башне у орудия 122 мм Д25T время перезарядки уменьшено на 4%.
  • В первой башне у орудия 122 мм М62Т время перезарядки уменьшено на 4,5%.
  • Прочность танка с первой башней увеличена на 20 единиц.
  • Прочность танка со второй башней увеличена на 20 единиц.
  • Во второй башне у орудия 122 мм БЛ-9 время перезарядки уменьшено на 3%.
  • Во второй башне у орудия 122 мм Д25T время перезарядки уменьшено на 4%.
  • Во второй башне у орудия 122 мм М62Т время перезарядки уменьшено на 3%.

Обновление 0.8.6

  • Доходность увеличена на 11%.

Обновление 0.8.8

  • Грузоподъёмность ходовой Т-10 изменена с 50 900 кг до 50 907 кг.

Обновление 0.9.8

  • Разброс орудия от движения ходовой Т-10 уменьшен на 9%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Т-10М уменьшен на 10%.
  • Время прицеливания орудия 122 мм M62-T2 для башни Т-10 уменьшено с 3,4 до 3,2 с.
  • Время прицеливания орудия 122 мм M62-T2 для башни Т-10М уменьшено с 2,9 до 2,8 с.

Обновление 0.9.12

  • Танк переработан в новом визуальном качестве.
  • Танк переименован с ИС-8 на Т-10.

Обновление 0.9.13

  • Скорость поворота ходовой Т-10 увеличена с 28 до 30 град/с.
  • Разброс орудия от движения ходовой Т-10 уменьшен на 5%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Т-10 уменьшен на 5%.
  • Проходимость ходовой Т-10 по твёрдым грунтам увеличена на 8%.
  • Проходимость ходовой Т-10 по средним грунтам увеличена на 7%.
  • Проходимость ходовой Т-10 по слабым грунтам увеличена на 4%.
  • Скорость поворота ходовой Т-10М увеличена с 30 до 32 град/с.
  • Разброс орудия от движения ходовой Т-10М уменьшен на 5%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Т-10М уменьшен на 5%.
  • Проходимость ходовой Т-10М по твёрдым грунтам увеличена на 9%.
  • Проходимость ходовой Т-10М по средним грунтам увеличена на 15%.
  • Проходимость ходовой Т-10М по слабым грунтам увеличена на 5%.

Обновление 0.9.22

  • Заменён в ветке Объектом 257.
  • Переведён в другую ветку.

Историческая справка

Основная статья: История Т-10 Т-10М на параде

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину.

Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8.

В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3. В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в Подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. В 1956 году на вооружение приняли модификация Т-10А. В модификации на пушку был установлен стабилизатор, заменен прицел и маска пушки.

В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.)

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Фотографии и рисунки

Примечания

  1. По материалам сайта «Русская сила»

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Т-10

В сети Интернет Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45 • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх • III БТ-7 • III БТ-СВ • III ЛТП • III М3 лёгкий • III БТ-7 артиллерийский • III Т-116 • III Т-127 • III Т-46 • III Т-70 • IV А-20 • IV Т-80 • IV Валентайн II • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2 • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432 • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III • V КВ-1С • V КВ-220-2 • V КВ-220-2 Бета-Тест • V КВ-1 • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р) • VI КВ-85 • VI Объект 244 • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122 • VII ИС-2М • VII ИС-2 • VIII ИС-3 • VIII ИС-6 • VIII ИС-6 Ч • VIII КВ-5 • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730) • VIII ИС-3 с МЗ • VIII КВ-4 Креславского • VIII Объект 252У Защитник • VIII Объект 252У • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260 • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76М • III СУ-76И • IV СУ-85Б • V СУ-85 • V СУ-85И • VI СУ-100 • VI СУ-100Y • VII ИСУ-122С • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44 • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130 • VIII Т-103 • VIII СУ-130ПМ • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Тяжёлые танки