Танк оплот м

Сравнение танков Т-90 и Т-84 (Оплот)

http://btvt.narod.ru/4/t84vst90skr2.htm
2014-04-12

Новый украинский танк «Оплот»

Сравнение танков Т-90 и Т-84 (Оплот)

Современные российский Т-90 и украинский Т-80УД танки имеют общие конструкторские и технологические корни. Их базовые образцы были разработаны в Советском Союзе и отличались силовой установкой и ходовой частью. На базовом российском образце Т-90, принятом на вооружение РА в 1992 году, был установлен двигатель В-84 мощностью 840 л.с.

На украинском Т-80УД, — двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Оба танка являются концептуальным развитием танка Т-64, созданном в 60-х годах 20 века. Вместе с тем, наряду с рядом схожих решений танки обладают и рядом ключевых отличий значительно влияющих на их боевые качества.
После распада СССР развитие танков Т-80УД и Т-72Б(У), позднее известного как Т-90 шло индивидуальным путем. Направления этих работ были близки и заключались в повышении защищенности, подвижности и огневой мощи. Украинский танк Т-80УД современной модификации получил индекс Т-84 (в последствии его усовершенствованная версия Оплот), российский танк Т-72БУ в современном исполнении имеет индекс Т-90А.
Чем же сегодня отличается российский танк от украинского?
Система управления огнем танка Т-84 и Т-90 предусматривает оснащение тепловизионными прицелами (ТВП) отечественного или совместного производства с применением импортных ФПУ (Франция). В отличии от Т-90 на «Оплоте» применяется панорамный прицел командира с тепловизионным каналом, что значительно повышает возможности командира по обзорности и при работе в ночных условиях и в условиях пониженной видимости.
Танк Т-84 имеет дополнительный энергоагрегат обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. Танк Т-90 такого не имеет.
Отличаются также конструкции бортовых коробок передач, на Оплоте семь передач вперед и четыре назад, на Т-90 семь передач вперед и одна назад. Скорость движения задним ходом у Оплота – 30 км/ч, у Т-90 – 5 км/ч. Рычаги управления механика водителя на «Оплоте» заменены на штурвал.
Кроме того, на танке Оплот установлена более мощная силовая установка с двигателем 6ТД-2Е (1200 л.с. против 1000 л.с. на Т-90А). Особенностью СУ Оплота являются низкие потери мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей среды. На Т-90А оснащенным двигателем В-92 при повышенной температуре окружающей среды наблюдаются значительные потери мощности, так при температуре +550С мощность двигателя составляет мене 600 л.с. Кондиционером как вариантом комплектации танка могут быть оснащены оба танка, это улучшает условия обитаемости экипажа.
Из всего перечня отличий, каждое из которых добавляет степень превосходства украинскому танку над российским, особое место, безусловно, принадлежит силовой установке. Следует отметить, что силовая установка с дизелем В-92 применяемая на Т-90А является развитием дизеля В-2, который был разработан в Харькове в 30-х годах прошлого века для танка Т-34.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТАНКОВ Т-90С(А) И Т-84

Танк Т-90А (Россия) Танк «Оплот» (Украина)
Установлен тепловизионный прицел белорусско-французского производства.
Наводчик – 1А43М и тепловизионный ЕССА
Командир танка – ПНК-4
— Командир не оснащен панорамным прицелом с тепловизионным каналом.

В 2009 году был представлен проект модернизации Т-90 с панорамным прицелом командира.
— Дальность видения в ночной канал прицела командира в пассивном режиме зависит от естественного ночного освещения и может варьироваться от 800 до 2000 м.

Панорамный прицел командира с тепловизионным каналом значительно расширяет возможности СУО.
Наводчик – 1А43У и тепловизионный ПТТ-2(4)
Командир танка – ПНК-6
+ Командир и наводчик оснащены современными прицелами с тепловизионным каналом.

+ Система учета изгиба ствола. Повышение точности стрельбы за счет автоматической коррекции углов прицеливания и бокового упреждения, вырабатываемых баллистичеким вычислителем, с учетом теплового изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной стрельбе.
Точность измерения изгиба канала ствола ±0,1 мрад
+ Большая вместимость МЗ (28 выстрелов) по сравнению с АЗ (22), большая скорострельность за счет тандемного досылания (снаряд-заряд) за один цикл

Танк «Оплот» и Т-90А оснащены схожим вооружением, состоящим из 125-мм гладкоствольной пушкой (КБА3 и 2А46М-1(4)) и 7,62 мм пулеметом. В целом оба орудия находятся на одинаковом техническом уровне, и выделить преимущество у одного из танков нельзя.
Как известно, состав боекомплекта танков в значительной мере влияет на его огневые возможности. С момента распада Советского Союза в России разработаны и приняты на вооружение танковые боеприпасы (БПС, ТУР) повышенного могущества. Их производство организовано и на Украине .

Защищенность

Т-90

— Изготовлен из броневых сталей средней твердости, относительно невысокая стойкость броневой основы башни.
— применена устаревшая ДЗ «Контакт-5» не отвечающая современным требованиям.
— Не обеспечена защита от тандемных кумулятивных боеприпасов и боеприпасов с на основе «ударного ядра».
— Дальнейшая модернизация затруднена по причине значительного момента неуравновешенности башни.
— Имеет конструктивно более низкую защиту башни с большим количеством ослабленных участков, неудачная установка прожекторов КОЭП вместо блоков динамической защиты.
— Не применены мероприятия по повышения защищенности корпуса в т.ч. против ПТС атакующих при углах близких к нормали. Силовые экраны корпуса выполнены из цельных стальных плит с малым перекрытием бортов корпуса, что не соответствует современным условиям применения ББМ.
— Крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии
-На башне танка Т-90 (на Т-90А аналогично) установлено 7 контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
В связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного размера.

Оплот

+Изготовлен из высокопрочных броневых сталей с электрошлаковым переплавом.
+Сталь с ЭШП обеспечивает прирост стойкости в равных конструкциях на 10…15 процентов,
+Конструкция броневой защиты имеет модульную конструкцию обеспечивающую простоту модернизации при помощи замены модулей, дальнейшая модернизация упрощена.
+ применяется динамическая защита нового поколения на основе устройств ХСЧКВ-19 и ХСЧКВ-34.
+ Дальнейшая модернизация возможна по причине уравновешенности с выносом части немеханизированного боекомплекта в изолированные отсеки, в т.ч. «вышибные» пластины.
+ Уровень стойкости башни и корпуса выше, чем у Т-90А (а также зарубежных танков М1А2, Леклерк и т.п.).
+ Оснащен средствами защиты в т.ч. от тандемных кумулятивных средств атакующих танк с бортов (Дуплет) при углах близких к нормали. Силовые экраны корпуса выполнены с противотандемной защитой.
+ Крыша башни выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.


Сравнение габаритов башни Т-90А и «Оплот».

Комплекс «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры ОБПС калибра 125 мм а также современных 120 мм боеприпасов производства западных стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.

Средства снижения заметности – деформирующее окрашивание, теплоизолирующий кожух на выпускном тракте.
— Имеет в 1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя — на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения, обнаруживается средствами разведки с большей дальности.
При внешней схожести с Т-84 выглядит более архаичным.

Средства снижения заметности – деформирующее окрашивание, улучшенная архитектура образца, снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели
+ Менее заметен в радиолокационном и ИК-диапазонах (выхлоп двигателя – назад) длин волн.

Подвижность

Четырехтактный дизельный двигатель В-92С2
— Мощность 1000 л.с.
— Значительное снижение мощности двигателя при температуре до +40…50 0С.
— Большие потери мощности в объектовых условиях (до 15% крутящего момента отбирается на привод вентилятора охлаждения).
— Монтаж двигателя требует трудоемких операций по центровке.

Двухтактный дизельный двигатель 6ТД-2Е
+Мощность 1200 л.с.
+Надежная работа без снижения мощности при температуре до +55 0С.
+ Не требует центровки.
+Танк «Оплот» имеет дополнительный энергоагрегат мощностью 10 Квт. обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. На танке Т-90 такого агрегата нет.

Многолетняя войсковая эксплуатация двигателей 6ТД-2, 6ТД-2И подтверждает их высокую надёжность и долговечность при работе в районах с жарким климатом (tВС³550С).
Благодаря низкой суммарной теплоотдаче и повышенному расходу газа (на двухтактных дизелях по сравнению с четырёхтактными 25…35% воздуха расходуется на продувку цилиндров) удалось создать компактную эжекторную систему охлаждения за счёт использования энергии отработавших газов (при этом за турбиной создаётся избыточное давление газа в пределах 0,025…0,035 МПа).
Такая система автоматически приспосабливается к температуре окружающего воздуха, обладает простотой конструкции и отсутствием подвижных деталей. Использование эжекторной системы охлаждения также приводит к разбавлению выпускных газов воздухом, в результате чего улучшаются экологические показатели и практически не остаётся теплового следа танка.


МТО с двигателем 6ТД-2

— Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с. В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
— Скорость заднего хода 4,8 км/ч.
— Время замены двигателя 24 часа.
+Реверсивная трансмиссия предназначена для увеличения скоростного режима танка при движении передним и задним ходом (ЗХ). Повышенные (ускоренные) передачи заднего хода обеспечивают, при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях без разворота танка. Трансмиссия адаптирована к системе автоматизированного управления и оснащена датчиком частоты вращения.
Реверсивная трансмиссия состоит из коробки передач (КП) и соединена соосно с реверсивной бортовой передачей. По расположению в танке трансмиссии классифицируют как правую и левую. Они располагаются в правом и левом бортах корпуса соосно с выходным валом двигателя.
+ Скорость заднего хода 31 км/ч.
+ Комплексная система управления движением танка (КСУД) предназначена для повышения показателей подвижности и управляемости танка в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя.
+ Автоматическое переключение передач вместо механического, новые органы управления движением танка (механик-водитель управляет движением танка при помощи штурвала), Установлена система автоматизированного пуска двигателя и контроля параметров силовой установки, что позволяет значительно улучшить технические характеристики МТО.

Эргономика

Размещение боекомплекта в боевом отделении ухудшает условия работы экипажа и повышает опасность при поражении танка. Боекомплект частично вынесен из боевого отделения. Часть блоков электронного оборудования вынесено из забронированного объема.
На танках Т-90А(С) и «Оплот» предусмотрена установка кондиционера как вариант комплектации.

Управление и связь

Командирский вариант танка Т-90, оснащен дополнительной КВ-радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28.

Система навигационного обеспечения (СНО) обеспечивает решение следующих задач:
— определения собственных координат X, Y и дирекционного угла в прямоугольной системе координат с использованием радионавигационной аппаратуры СН-3700 -03(РНА)
— формирования, передачи и приема команд с координатами пункта назначения
— сбора информации о местоположении подчиненных танков
— формирования маршрутов (до 10 маршрутов) и прохождения по заданному маршруту, количество контрольных точек для каждого маршрута — до 50 — формирования, передачи и приема телекодовых (текстовых) сообщений по радиоканалу
— индикации на месте механика-водителя информации о направлении и величине угла поворота на пункт назначения
Пульт информационный командира 1КПИ-М предназначен для ввода в систему с помощью клавиатуры начальных установок, кодов, команд, запросов, координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также телекодовых сообщений, формируемых из символов русского языка или латинского алфавита и цифровых символов, а также отображения на индикаторе (экране) алфавитно-цифровой и графической информации, вводимой или полученной извне через радиостанцию или от РНА.
Также с пульта задается статус танка – командир соответствующего уровня (до командира батальона) или подчиненный (линейный) соответствующего подразделения.
Пульт информационный командира 1КПИ-М обеспечивает:
— чтение вводимых данных и команд с клавиатуры пульта и их обработку
— обмен информацией и командами с РНА и радиостанцией
— обработку информации, полученной из РНА и радиостанции
— решение задач:
— вычисления текущих координат и дирекционного угла
— приема и передачи команд с координатами пункта назначения
— сбора информации о местоположении подчиненных
— ввода, хранения и работы с маршрутными точками
— приема и передачи телекодовых сообщений
— индикации угла поворота механику-водителю
— индикации информационных и командных сообщений

Как свидетельствуют приведенные данные танк «Оплот» по основным показателям превосходит Т-90А, однако если Т-90А производится серийно для Российской армии то массовое производство еще только предстоит. По основным показателям Т-90А сравним с ранее выпускавшимся танком Т-80УД поставлявшимся в Пакистан. Ряд решений примененных на «Оплоте» уже реализованы на других танках. МТО танка Т-84 установлено на пакистанском танке «Аль-Халид», кроме того МТО с 6ТД-2 поставляются в Китай.
В ХКБМ была разработана система автоматического управления трансмиссией составной частью, которой являются элемент электронно-гидромеханического регулятора. Данная система позволяет осуществлять поворот танка при помощи штурвала вместо рычагов, что существенно упрощает процесс управления машиной, повышает маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса управления.
СУАТ успешно прошла испытания на танке «Аль-Халид» в Пакистане в 2003 году. Что дало возможность осуществить контракт на поставку МТО с двигателем 6ТД-2 для танков «Аль-Халид» и модернизацию танков находящихся в эксплуатации.
Кроме того был создан двигатель 6ТД-2 с дифференциальным приводом компрессора, в котором часть мощности на привод рабочего колеса компрессора поступает от коленчатого вала, а часть от вала турбины. Двигатель с дифференциальным приводом это по существу новый двигатель в части воздухоснабжения. Проведение сравнительных испытаний двигателей 6ТД-2 со штатным и дифференциальным приводами показали, что на последнем рост скорости движения по пересеченной местности на 10%, снижение путевого расхода топлива на 6%, максимальной скорости на 12%.
Таким образом, доказано, что конструкция привода компрессора влияет на подвижность танка и двигатель с дифференциальным приводом мощностью 1200 л.с. равнозначен двигателю мощностью 1400…1500 л.с. с жестким приводом компрессора.

Новые образцы вооружения

Просмотров: 70429

Вернуться назад

Т-84 против Т-90С — противостояние в Азии

Как и все государства, имеющие достаточно развитую военную промышленность, Украина, выходя на мировой рынок торговли вооружением, неоднократно принимала участие в международных выставках вооружений, представляя свой танк Т-84, и добилась в этом определенных успехов. Ей удалось заключить контракт с правительством Пакистана, которое уже приобрело часть оговоренной партии танков Т-84 для своих вооруженных сил.

В отечественной и зарубежной печати давно ведутся дискуссии по вопросам сравнительной оценки украинского танка Т-84 и российских танков Т-90, но перспектива возможного противоборства между российским и украинским танкостроением не на испытательном полигоне, а в условиях реальных боевых действий заставляет задуматься о многом.

Как это ни парадоксально, но сама история развития человечества подтверждает тот факт, что наиболее значительные успехи достигаются в области развития и реализации технологий военного назначения.

Для того чтобы четко представлять себе исход возможного огневого столкновения танков Т-90С и Т-84, необходимо обратиться к истории их создания и проанализировать их конструкцию и технологию изготовления.

Оба танка имеют свои родословные, корни которых нисходят во времена Советского Союза, когда усилия нескольких гигантов отечественного танкостроения, в том числе Харьковского КБ имени А. Морозова (ХКБМ) и КБ Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил), были брошены на разработку усовершенствованного варианта танка Т-64А — первого послевоенного серийного танка третьего поколения. Танк Т-64А (разработчик тот же ХКБМ) был оснащен самой мощной в то время 125-мм гладкоствольной танковой пушкой, имел механизм заряжания, заменивший одного члена экипажа, обладал замечательной защитой, обеспечиваемой сварным корпусом из комбинированных материалов и литой башней из тех же материалов. Появление этого танка послужило толчком зарубежным танкопроизводитлям для создания своих танков, способных противостоять Т-64А. Однако, обладая известными преимуществами, танки семейства Т-64 имели и ряд недостатков, основные из которых заключались в низкой надежности ходовой части и сложности эксплуатации силовой установки, где был применен двухтактный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с. Результатом длительных и многоэтапных работ советской танкопроизводящей промышленности по глубокой модернизации танка Т-64А стало появление, кроме семейства танков Т-64, еще двух семейств (Т-72 и Т-80), различных конструктивно, но аналогичных по концепции и тактико-техническим характеристикам. А к моменту появления независимых суверенных государств — России и Украины — на их вооружение были приняты последние модификации танков этих семейств—современные российские танки Т-90 (в экспортном исполнении Т-90С) и украинские Т-84 ( Т-80УД в постсоветском исполнении).



Украинский танк «Оплот»

Фото предоставлено ОАО «НИИ Стали»

В некоторых источниках сообщалось, что на танки Т-84 установлена СУО на базе СУО 1А45 с использованием дневных и ночных прицелов французского производства (фирмы «Томпсон»). Да, такие проработки выполнялись, но попытки договориться с поставщиками этих комплектующих к успеху не привели, поэтому СУО танка Т-84, поставляемого по контракту в Пакистан, осталась практически без изменений. Кроме того, заявленный разработчиками комплекс оптико-электронного подавления «Штора» установлен на единичных образцах танков Т-84 и в комплектацию по пакистанскому контракту не входит, равно как и двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с, от эксплуатации которого пакистанская сторона отказалась по ряду причин. Вместо него на танках устанавливаются двигатели 6ТД мощностью 1000 л.с.

Как и всякий другой, танк Т-84 имеет свои преимущества и недостатки. Обладая теми же характеристиками огневой мощи и защищенности, что и танк Т-90С. машина получилась высокодинамичной, легкоуправляемой. обладающей высокой средней скоростью в самых различных условиях движения.



Украинский танк «Оплот»

Дабы исключить возможный субъективизм в оценках. рассмотрим особенности конструкции танка Т-84. Прежде всего, с установкой на танк Т-84 оппозитного двухтактного двигателя 6ТД (6ТД-2) для него остались характерны те же недостатки танков Т-64А и Т-80УД, влияющие на его эксплуатационные возможности.

Вышеупомянутые оппозитные двигатели 6ТД и 6ТД-2, имеющие, несомненно, высокие конструктивные показатели ( например, габаритная мощность), как отмечалось в ходе испытаний, имеют неудовлетворительные пусковые характеристики, обусловленные особенностями рабочего цикла. Для надежного пуска двигателя необходимо высокооборотистое пусковое оборудование. Основным видом запуска двигателя 6ТД является не воздушный, как у двигателей В-84 танков Т-90, а электрический запуск, более энергоемкий и менее надежный в эксплуатации.

При эксплуатации в условиях высоких температур окружающего воздуха на танке T-84 введены серьезные ограничения по температурному режиму работы двигателя, что значительно усложняет применение этой машины в летних условиях. Примененная на танке безвентиляторная система охлаждения имеет ограниченные возможности по обеспечению надежности работы при дальнейшем форсировании двигателя и не обеспечивает нормальный температурный режим работы двигателя (даже 1000-сильного) при температуре окружающего воздуха выше 30—35’С на всех скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя. Возможно, это и явилось причиной установки на танки Т-84 по пакистанскому контракту нефорсированного двигателя 6ТД.



Российский основной боевой танк Т-90МС на выставке Eurosatory 2012 в Париже. Источник: defense-update.com

Следует иметь в виду, что двухтактный дизель имеет значительно большие (по сравнению с четырехтактным) потери мощности при работе в танке в так называемых объектовых условиях (сказывается его особая чувствительность к сопротивлению, создаваемому на впуске и выпуске системами воздухоочистки и выпуска отработавших газов). Эти потери еще больше увеличиваются в условиях высокогорья из-за разреженности воздуха.

Не до конца решенной для танка Т-84 является проблема очистки воздуха, питающего двигатель. На харьковских машинах, оснащенных двухтактными дизелями, традиционно применяются бескассетные инерционные воздухоочистители циклонного типа, призванные обеспечить минимально возможное сопротивление во впускном тракте. Но эффективность таких воздухоочистителей достаточно мала. Длительная эксплуатация танков Т-64 и Т-80УД выявила частый выход из строя двигателей танка из-за пылевого износа деталей цилиндропоршневой группы. Для устранения данного недостатка на танках установили предварительную систему очистки воздуха и датчики пылевого износа, но это не дало большого эффекта. В связи с этим конструкторы должны будут продолжить поиск новых конструкторских решений, обеспечивающих надежную работу системы очистки воздуха для двигателя этого типа, в том числе за счет установки дополнительных кассет, что в условиях сверхплотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения представляется крайне сложной задачей и может повлечь дополнительные потери мощности.



БТМП-84 (Украина) сконструирована на основе шассе танка Т-84

Танк Т-90С является более приспособленным к условиям высоких температур, сильной запыленности и высокогорья, что обусловлено установкой на нем хорошо зарекомендовавшего себя двигателя В-84. Убедителен тот факт, что по результатам пробеговых испытаний танков Т-90 в одном из регионов Средней Азии, когда проводились ежедневные 350—450 км пробеги и средние скорости движения при температуре окружающего воздуха свыше 40°С и высокой запыленности пустынных лесовых трасс составляли 35— 42 км/ч. Как уже говорилось выше, в этом году на индийских полигонах проходили испытания, в рамках все того же экспортного заказа для этой страны, несколько Т-90 оснащенных двигателем 8-92, у которого мощность доведена до 1000 л.с. (на опытном стенде двигатель развивал все 1200 л.с. и без особых проблем). Тем самым был устранен главный аргумент, на который ссылались украинские оппоненты, а именно более низкая мощность в сравнении с Т-84 (хотя танкисты говорят, что и 840 л.с. хватает за глаза).

Параметр

6ТД

В-92

Максимальная

стендовая мощность л.с.

Максимальная

обьектовая мощность л.с.

Удельный расход топлива г/л.с.ч.

Коэффициент

приспособляемости, К

1,12

1,25

Обьем. м1

0,9

1,2

Масса, кг

Как следует из представленных в таблице данных, мощности двигателей 6ТД и В-92 в объектовых условиях практически одинаковые. Однако российский двигатель имеет на 10% выше коэффициент приспособляемости. За счет этого при прочих равных условиях танк Т-90 имеет лучшие разгонные характеристики и более высокие средние скорости движения на ровных фунтовых и песчаных дорогах.

Расходы топлива у обоих двигателей на режиме максимальной мощности практически равноценны, однако сравнительный анализ расхода топлива на наиболее вероятных в эксплуатации и боевого применения танков нагрузочных режимах работы двигателей (0,6-0,8 от полной мощности) показал, что у Т-84 на 10—15% расход топлива выше, чем у Т-90. Практически в том же диапазоне танк Т-90 имеет преимущество по запасу хода по сравнению с танком Т-84. Более высокий расход топлива двигателя 6ТД связан, как уже говорилось выше, с особенностями рабочего процесса двухтактного дизеля, и его значительное снижение при доводке двигателя маловероятно.














Демонстрационный показ российского танка Т-90СМ (IDEX-2013)

Достаточно убедительными аргументами не в пользу танка Т-84 являются результаты проведенных в Греции в 1998 году тендерных испытаний танков ведущих танкопроизводящих стран — США, Великобритании, Франции, Германии, России и Украины. По результатам одного из тестов, проводимых в условиях высокогорья, греческая сторона отметила ряд недостатков по танку Т-84, одним из которых является «неудовлетворительные экологические показатели» двигателя 6ТД-2. При совершении марша, следующий в колонне за танком т-84 греческий экипаж танка «Челленджер-2» получил отравление выхлопными газами впереди идущей машины и отказался продолжать дальнейшее движение, однако для продолжения марша их уговорили одеть респираторы. Не менее удручающим, что связано также с конструктивными особенностями силовой установки, был отказ украинской делегации участвовать в тесте на демонтаж и монтаж двигателя силами экипажа на время. Экипаж Т-84 реально понимал, что в отношении М1 «Абрамс», «Леопард-2А5» и нашего Т-80У, где временные показатели составили:40/45 мин.,35/45 мин. И 1ч.40/1ч./20 мин. соответственно, им просто не было смысла выставлять свою кандидатуру, так как их показатели в среднем составляли от 12 до 15 часов. Кстати, в Индии, где Т-90 пришлось демонтировать двигатель В-92, временной показатель силами экипажа составил чуть более двух часов. Так как боевой вес Т-84 по отношению к базовому варианту Т-80УД значительно вырос и составляет порядка 49,5 тонны, а мощность двигателя осталась прежней, то это не могло не сказаться на тяговых характеристиках танка. Так, например, украинский экипаж не смог подняться с остановкой на уклон в 32 град., кстати, это не смог сделать и «Челленджер-2Е», и «Леопард-2А5», имеющие боевой вес за 60 тонн с гаком (только со второй попытки, с новыми гусеницами и на чистом асфальте).


Германский танк Leopard 2A5. Источник: primeportal.net

Обобщая все указанные недостатки, характерные для силовой установки танка Т-84, можно сказать, что в общем — это прекрасная машина, замечательный плод инженерной мысли, но плод достаточно «экзотический» для жарких и пыльных условий эксплуатации.

Что касается танка Т-90С, по вопросу закупки которого Индией уже заканчиваются переговоры с российской стороной, то без сомнения можно сказать, что практически эта машина по своим боевым характеристикам (огневой мощи и защищенности) идентична танку Т-84, с той лишь разницей, что комплекс «Штора» является обязательным элементом комплектования всех танков типа Т-90. Более того, по заявлениям разработчика танка Т-90С, проведены определенные мероприятия по модернизации танков Т-90С, связанные с возможностью интеграции в СУО танка, по желанию заказчиков, различных составных частей (в основном прицельно-наблюдательных приборов, средств связи) как разрабатываемых отечественной промышленностью, так и иностранного производства. Появилась возможность установки новой сварной башни с более высоким процентом по защищенности и позволяющей применять в Т-90 более совершенные БПС, с удлиненным сердечником повышенной брони-пробиваемости. Это же можно сказать и о других системах танка Т-90С, но разработчик не намерен преждевременно раскрывать все перспективы модернизации своего детища.

Таким образом, отвечая на заданный вопрос о результатах возможного боевого столкновения двух несправедливо разлученных братьев, как это бывает в индийских фильмах, остается пожелать только одного — чтобы такой возможности не возникло. Т-84 и Т-90С — это практически близнецы, аналоги по своей огневой мощи и защищенности, хотя, как это бывает в жизни, чем взрослее близнецы, тем четче проявляются их различия в индивидуальном развитии. В реальном противоборстве военных формирований, на вооружении которых будут стоять танки Т-84 и Т-90С, успех той или иной стороны будет зависеть только от стратегии и тактики применения этих танков, профессиональной выучки их экипажей.

Сравнительная характеристика танков Т-84 и Т-90С

Характеристика

Танк Т-84

Танк Т-90С

Боевая масса, т

46,5

Экипаж,чел.

Среднее удельное давление, кг/см3

0,93

0,95

Преодолеваемые препятствия:

подьем, град.

брод, м

1,8 (с ОПВТ-5)

1,2(с ОПВТ-5)

Двигатель

6ТД (6ТД-2)

В-84МС (В-92С2)

Максимальная мощность, л.с.

1000(1200)

840(1000)

Запас топлива, л

Удельная мощность, л.с./т

20.2 (24.2)

18.5(21,5)

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Средства постановки

дымовых завес

термодымовая

термодымовая

аппаратура (ТДА),

аппаратура (ТДА),

система

система

902А -Туча-

902А -Туча-

Защита

комбинированная

комбинированная

броневая,

броневая,

улучшенная

улучшенная

встроенная

встроенная

динамическая

динамическая

Комплекс оптико-электронного подавления

отсутствует (единичные образцы «Штора-1»)

«Штора-1»

Вооружение:

пушка

125 ммГСП-ПУ

125 ммГСП-ПУ

2А46М1

2А46М2

боекомплект, шт

спаренный пулемет

7,62 мм ПКТ

7,62 мм ПКМБ

боекомплект

зенитный пулемет

12,7 НСВТ

12,7-Корд-

боекомплект

Заряжание

автомат.

автомат.

Комплекс управляемого вооружения

9К119М

9К119М

Система управления огнем

1А45

1А45

Прицел

1Г46

1Г46

Ночной прицел наводчика

ТПН4-23-49

ТПН4-23-49

Ночной прицел командира

ТКН-4С

ТКН-4С

Стабилизатор вооружения

2Э42-4

2Э42-4

Анатолий Бахметов

Размышления на тему о Т-84 и Т-90

Современные российский Т-90 и украинский Т-80УД танки имеют общие конструкторские и технологические корни. Их базовые образцы были разработаны в Советском Союзе и отличались силовой установкой и ходовой частью. На базовом российском образце Т-90, принятом на вооружение РА в 1992 году, был установлен двигатель В-84 мощностью 840 л.с.
На украинском Т-80УД, — двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. Оба танка являются концептуальным развитием танка Т-64, созданном в 60-х годах 20 века. Вместе с тем, наряду с рядом схожих решений танки обладают и рядом ключевых отличий значительно влияющих на их боевые качества.
После распада СССР развитие танков Т-80УД и Т-72Б(У), позднее известного как Т-90 шло индивидуальным путем. Направления этих работ были близки и заключались в повышении защищенности, подвижности и огневой мощи. Украинский танк Т-80УД современной модификации получил индекс Т-84 (в последствии его усовершенствованная версия Оплот), российский танк Т-72БУ в современном исполнении имеет индекс Т-90А.
Чем же сегодня отличается российский танк от украинского?
Система управления огнем танка Т-84 и Т-90 предусматривает оснащение тепловизионными прицелами (ТВП) отечественного или совместного производства с применением импортных ФПУ (Франция). В отличии от Т-90 на «Оплоте» применяется панорамный прицел командира с тепловизионным каналом, что значительно повышает возможности командира по обзорности и при работе в ночных условиях и в условиях пониженной видимости.
Танк Т-84 имеет дополнительный энергоагрегат обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. Танк Т-90 такого не имеет.
Отличаются также конструкции бортовых коробок передач, на Оплоте семь передач вперед и четыре назад, на Т-90 семь передач вперед и одна назад. Скорость движения задним ходом у Оплота – 30 км/ч, у Т-90 – 5 км/ч. Рычаги управления механика водителя на «Оплоте» заменены на штурвал.
Кроме того, на танке Оплот установлена более мощная силовая установка с двигателем 6ТД-2Е (1200 л.с. против 1000 л.с. на Т-90А). Особенностью СУ Оплота являются низкие потери мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей среды. На Т-90А оснащенным двигателем В-92 при повышенной температуре окружающей среды наблюдаются значительные потери мощности, так при температуре +550С мощность двигателя составляет мене 600 л.с. Кондиционером как вариантом комплектации танка могут быть оснащены оба танка, это улучшает условия обитаемости экипажа.
Из всего перечня отличий, каждое из которых добавляет степень превосходства украинскому танку над российским, особое место, безусловно, принадлежит силовой установке. Следует отметить, что силовая установка с дизелем В-92 применяемая на Т-90А является развитием дизеля В-2, который был разработан в Харькове в 30-х годах прошлого века для танка Т-34

Прикрепленные файлы

Основной боевой танк Оплот

Т-84 Оплот — это основной боевой танк, созданный на Украине после выхода из состава СССР. Подобные ей страны, покинувшие Союз, получали огромную материальную базу в виде оставшихся производств и техники, именно поэтому было принято решение создавать новый ОБТ на базе советского. На роль основы был выбран Т-80, поступивший на вооружение в 1976 году, точнее его модификация Т-80УД. Более 5400 таких танков досталось в наследство от СССР новым странам и Украина не оказалась исключением, имея на вооружении около 345 единиц в 1995 году.

Создание новой машины было практически необходимым для украинцев, ищущих возможности быть менее зависимыми от России и экспортировать свое вооружение в другие страны. И, хотя разработка глубокой модификации Т-80 начиналась еще в конце 1980 годов, на свет он появился лишь в 1995 году, поступив на вооружение в 1999 году.

Проектировался и создавался Оплот в Харьковском Конструкторском Бюро имени Морозова.

Внешне T-84У имеет сильное сходство со своими советскими предшественниками. ОБТ времен СССР славились своими низкими силуэтами и Оплот не стал исключением. Ходовая с каждой стороны состоит из ведущего колеса сзади, шести обрезиненных опорных катков и направляющих спереди. Водитель расположен спереди, за сильно наклоненной лобовой плитой. Шестиугольная башня находится в середине корпуса, имеет наклонные лобовые листы и далеко выступающую за корпус пушку. На крыше по сторонам находятся люки и пулемет крупного калибра, который может быть применен командиром против пехоты или воздушных целей в то время, как основное орудие применяется по бронированным целям. Так же имеется спаренный пулемет, управляемый наводчиком. Традиционно для советских танков применяется автомат заряжания, благодаря чему экипаж состоит из 3 человек — командира, наводчика и водителя. Имеется современная ДЗ НОЖ и система самоокапывания.

Подвижность

Двигательный отсек расположен сзади, предусмотрена установка внешних топливных баков. Двигатель 6ТД-2 дизельный, многотопливный, турбированный, мощностью 1200 л.с. Он передает мощность на планетарную коробку передач,с автоматическим переключением и 7 передачами вперед и 4 назад. Подвеска традиционная, торсионного типа с гидравлическими амортизаторами. Масса составляет около 50 тонн, а скорость достигает 70 км/ч по ровной поверхности и до 35 км/ч задним ходом. В перспективе может быть установлен новый двигатель 6ТД-3 мощность 1500 л.с., что заметно улучшит подвижность Оплота.

Вооружение и вспомогательное оборудование

Основное вооружение представлено 125 миллиметровым гладкоствольным орудием КБА3, способным, как и его советские аналоги запускать управляемые ракеты через свой ствол. Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания, 28 из которых находятся в конвеере автомата заряжания. Ракеты, как и снаряды расположены там же.

Дополнительное вооружение представлено ставшими привычными пулеметом калибра 12.7 мм на крыше башни, имеющего 450 патронов в комплекте и спаренного с пушкой 7.62 мм, имеющего 1250 патронов. По бокам башни расположены 12 дымовых гранатометов.

Из активных защитных систем, помимо навесной активной брони «Нож», имеется комплекс электрооптической активной защиты «Штора-1». ЯБХ-защита предусмотрена по стандарту, как и автоматизированная быстродействующая система пожаротушения.

Т-84У

Первая серия называлась просто Т-84 и имела много схожего с Т-80УД, получив новую башню, двигатель 6ТД-2 и систему активной защиты Штора-1.

После модернизации танк получил название Т-84У и получил приборы прицеливания зарубежного производства, тепловизор, навигацию GPS, блоки реактивной брони,увеличенные бортовые экраны и вспомогательный агрегат питания для работы систем танка без запуска двигателя.

БМ Оплот

Танк БМ Оплот часто путают с Т-84, но он уже серьезно отличается от своего предшественника. Башня изменилась в очередной раз, стала сварно-катаной. Бортовые экраны увеличились, динамическую защиту «Нож» заменили на «Дуплет», КОЭП «Штора» заменили на «Варта».

Система управления огнем сменилась на новую, появился учет изгиба ствола и панорамный прицел командира с независимыми каналами тепловизора и лазерным дальномером.

Ятаган

T-84-120 Ятаган появился как экспортный вариант и принял участие в турецком тендере тендере. Он имеет 120 миллиметровую, стандартизированную под западные боеприпасы, кормовую нишу башни для хранения боекомплекта и измененный автомат заряжания. Так же в Ятагане используются зарубежные комплектующие.

Помимо Турции украинской машиной заинтересовался Тайланд, который выбирал между танками Оплот, Чёрная пантера, Т-90 и Леопард-2. 5 ноября 2013 года было передано 5 первых танков.

Эпилог

Т-84У Оплот имеет хорошие защищенность, за исключением боекомплекта в башне, верхней полусферы, и подвижность, обусловленную мощным двигателем и средней для ОБТ массой. Недостатком считаются боеприпасы и устаревшая система управления огнем. Можно сказать, что Оплот вполне соответствует современным стандартам ОБТ за исключением некоторых характеристик, которые можно исправить модернизацией.

На вооружении самой Украины находится 10 Т-84У и должно было поступить 10 БМ Оплот, но из-за недостаточного финансирования этого не случилось. Планируется принять на вооружение 50 танков до 2018 года.

Новый танк «Оплот». Танк «Оплот»: технические характеристики

Со времен СССР Украина имела невероятные запасы танков. В отличие от многих танковых дивизий, расквартированных на европейской части СССР, здешние части комплектовались исключительно перспективными, новейшими моделями. После распада Союза здесь осталось много современнейших на тот момент танков Т-80, Т-80УД и даже Т-72, не говоря уже о всякой «мелочевке» наподобие Т-64.

Шло время, и государственный бюджет таял. Было принято решение об активизации продаж тяжелой бронетехники зарубежным покупателям, но проблема заключалась в том, что рынки уже были и так насыщенны украинскими же Т-72 и Т-80, которые в первые годы после развала СССР продавались едва ли не по цене металлолома. Требовалось заинтересовать покупателей чем-то принципиально новым. Так и появился «Оплот». Танк является модернизацией машины Т-80УД.

Разработчик

Как и в случае прочей перспективной украинской бронетехники, он является плодом конструкторской деятельности Харьковского конструкторского бюро, носящего имя А.А. Морозова. Это наиболее известный украинский разработчик тяжелой бронетехники, «на счету» которого также украинский танк «Оплот», являющийся вполне достойной машиной.

Общие сведения по компоновке

Никаких особых отличий от прочих украинских и российских танков в этом отношении нет. Механик-водитель располагается в передней части, под боевое отделение отведен центр машины, а моторно-трансмиссионное отделение находится в корме. Люк механика-водителя при открывании откидывается и отводится в сторону.

Позади водителя имеется десантный люк. Наводчик и командир также имеют отдельные люки для посадки и высадки в танк (танки «Оплот» и «Булат» отличаются улучшенной эргономикой). Этим они выгодно отличаются от тех моделей, на основе которых они были созданы.

Отличия от предшественника

Несмотря на то обстоятельство, что «Оплот» — танк, произведенный на базе Т-80УД, он имеет немало особенностей, которые отличают его от предшественника. Вот их полный перечень:

  1. Новая броня, изготавливаемая по сварочно-катанному типу.
  2. Встроенная динамическая защита, которая значительно улучшает живучесть танка на поле боя.
  3. Новые прицелы.
  4. Украинский танк «Оплот» получил двигатель мощностью 1200 лошадиных сил, в отличие от силового агрегата на 1000 лошадиных сил у предшественника.
  5. Переход на цифровую СУО.
  6. Установлен комплекс оптико-цифрового противодействия.
  7. Дополнительные источники питания.
  8. Система, учитывающая степень изгиба ствола.
  9. Современные навигационные системы.
  10. Новые, широкие бортовые экраны, в значительно степени повышающие степень защиты танка от основных противотанковых средств, которые используются на сегодняшний день.

Был использован электрический привод башни, и гидравлический – для орудия. Поворот башни на 180 градусов осуществляется всего за пять секунд. На случай боевых повреждений предусмотрены ручные приводы вращения башни и поворота орудия. Так как первая модель танка «Оплот» была представлена публике еще в 1999 году, часть новых технических решений была внедрена сравнительно недавно, на старых машинах некоторых элементов может и не быть.

Боекомплект, используемый на танке

Снаряды – раздельного заряжания, всего их 40 штук. Сразу 28 из них находятся в укладке автомата заряжания. Еще семь снарядов располагаются справа от рабочего места механика-водителя, а еще пять запасных выстрелов – в специальном отсеке, располагающемся в кормовом отсеке башни. В боекомплект могут входить подкалиберные бронебойные снаряды, осколочно-фугасные и кумулятивные. Кроме того, допускается стрельба ракетами с лазерным наведением. Так что «Оплот» — танк лучший в плане технической оснащенности в соотношении с его сравнительно низкой стоимостью.

Особенность танка — как раз-таки в наличии последнего типа боеприпасов, которые позволяют поражать цель средствами оптико-лазерного наведения на дальностях вплоть до пяти километров, находясь при этом вне досягаемости для ответного огня. Преимущество ракет еще и в том, что они точно так же, как и обычные снаряды, хранятся в автомате заряжания.

Стрельба ими может выполняться из движущегося танка по движущейся же цели. Как показали практические испытания, танк Т-84 «Оплот» по этим показателям зачастую не хуже наиболее современных зарубежных образцов. Головная часть ракет имеет характеристики, которые позволяют ей уверенно поражать даже цели, прикрытые современной динамической защитой, а также пробивать многослойную керамическую броню, которая устанавливается на многие нынешние ОБТ.

Перспективы ракетного вооружения

Хотя ракетное оружие по существу своему предназначено для борьбы с тяжелой же бронетехникой противника, область его использования куда шире. Так для чего еще оно может быть использовано экипажем танка «Оплот»? Танк при помощи ракет может самостоятельно отбиться от нападения с воздуха, а это крайне важно!

Давно известно, что боевые вертолеты, вооруженные боеприпасами класса «воздух-земля», крайне опасны для танков, так как те попросту не могут достать верткого и быстрого противника. Если же бронемашина вооружена ракетами с «умным» наведением, то назвать ее «легкой целью» уже не представляется возможным. Это и было решающим доводом в пользу включения в боеприпас танка данного вооружения, несмотря на его дороговизну.

Системы защиты от противотанковых средств

Чем же защищен «Оплот»? Танк имеет на борту комбинированную систему зашиты. Она включает в себя как активную, так и пассивную броню, а также ряд прочих средств, которые резко увеличивают выживаемость машины на поле боя, защищая ее от действия основных современных противотанковых средств. Важно отметить, что за счет грамотного разнесения систем защиты по корпусу танка, он вполне пригоден и для условий интенсивного городского боя, что крайне важно в современных условиях. Таким образом, танки «Оплот» на вооружении Украины представляют собой серьезную силу.

Весьма важна для защиты пассивная система брони, которая представляет собой своеобразный «пирог», состоящий из чередующихся листов броневой стали и керамики, что позволяет не только уверенно противодействовать кумулятивным выстрелам современных гранатометов, но и предотвращает откалывание брони даже при ее пробитии. На основании этого, украинские СМИ называют эту машину не иначе как «лучший танк в мире». «Оплот» является свидетельством того, что даже современная украинская промышленность способна производить отличные образцы бронетехники.

На передней же части танка смонтирована система «Нож», которая, в отличие от отечественных аналогов, обеспечивает защиту не только от кумулятивных, но и от подкалиберных бронебойных снарядов.

Вообще, танк «Оплот», характеристики которого мы сейчас рассматриваем, теоретически является одной из наиболее защищенных машин в своем классе. «Теоретически» — оттого что данных о его боевом применении нет. Во всяком случае, в известных событиях на Юго-Востоке Украины эти машины вроде бы как не участвуют.

Защита бортов танка

Помимо передней части корпуса и башни, модули динамической защиты смонтированы также на навесных экранах по бортам танка, что опять-таки резко увеличивает шансы на выживание последнего в бою. Пока что нет никаких адекватных сведений о реальном боевом использовании «Ножа», но заводские испытания показали его впечатляющие характеристики.

Преимущество этого типа динамической защиты еще и в том, что она является модульной: любую часть можно отремонтировать или заменить на модернизированный аналог в любое время, причем танк на это время не придется отгонять на завод-производитель.

Единственным слабым местом в этом случае является верхняя часть башни, так как наиболее современные противотанковые средства бьют именно туда. С целью недопущения подбитий, вызванных такими атаками, на эти места могут быть смонтированы дополнительные блоки активной защиты.

Система управления огнем, прицельные приспособления

Как и все современные ОБТ, танк «Оплот», характеристики которого рассматриваются в статье, имеет на борту качественную СУО, которая позволяет с высокой вероятностью поражения цели первым выстрелом вести огонь как по неподвижным, так и по движущимся объектам. В качестве прицела наводчика используется 1Г46М, имеется прицел «Буран-Катрин-Э» с тепловизором, командирский наблюдательно-прицельный комплекс ПНК-5, а также зенитный прицел ПЗУ-7. Для дистанционного управления зенитными системами используется комплекс 1ЭЦ29М.

Кроме того, украинский танк Т-84У «Оплот» оснащается баллистическим вычислителем ЛИО-В, а также стабилизатором орудия 2Е42М. Все эти устройства в сумме своей образуют чрезвычайно эффективную систему, которая дает возможность эффективного поражения целей в любых погодных и климатических условиях, а также в любое время суток.

Характеристики прицельных приспособлений

Стандартный прицел наводчика дневной, 1Г46М, оборудуется стабилизованной в обеих плоскостях системой визирования. Для определения удаленности цели используется лазерный дальномер. Кроме того, имеется канал управления для наведения на цель «умных» ракет. Прицел имеет изменяемую кратность от 2,7х до 12х. Дальномер может выдавать правильные показания на дистанциях до 9990 метров при точности ±10 метров. Все данные в режиме реального времени высвечиваются в нижней части прицела наводчика.

Поле зрения соответствующим образом размечено, причем имеются также и стадиаметрические шкалы, которые необходимы для ведения огня «с базой на цели». Кроме того, данная разметка может оказаться единственным надежным способом прицеливания в аварийных условиях. Для того чтобы сберечь глаза наводчика от ослепления вспышкой собственного выстрела в ночное время, предусмотрены качественные светофильтры, которые сводят такую вероятность к нулю.

Вообще, новый танк «Оплот» по технической оснащенности мало в чем уступает своим более современным «коллегам».

Силовая установка

В качестве силовой установки используется дизельный мотор 6ТД-2, мощность которого составляет 1200 л.с. Преимуществом этой модели является устойчивая и надежная работа в любых климатических и погодных условиях. Хоть мотор формально и является дизельным, но на практике он способен нормально работать на керосине, бензине, а также смеси этих жидкостей в любой пропорции (конечно, со значительным снижением моторесурса). Для запуска в условиях особо низких температур он оснащен устройством предварительного прогрева.

Сообщается, что движок может нормально работать при температуре до +55 градусов по Цельсию, что стало возможным благодаря многочисленным инженерным доработкам. Благодаря тому что удельная мощность равняется 26 л.с./т, танк «Оплот» (технические характеристики которого рассматриваются в статье) имеет впечатляющую подвижность.

Запас топлива

Во внутренние баки помещается до 700 литров топлива. На специальных кронштейнах, расположенных на корме, могут располагаться два дополнительных бака по 400 литров. Запас хода по топливу составляет 400 км. В случае необходимости на ту же корму могут монтироваться дополнительные бочки с горючим. Каждый из дополнительных баков соединяется с общей топливной системой, но в то же время может быть легко скинут в любое время.

Система забора и очистки воздуха

Воздухозаборное отверстие необходимо для постоянного поступления воздуха и формирования топливно-воздушной смеси, которая необходима для бесперебойной работы двигателя. Помимо этого, современные машины этого типа (танки «Оплот» и Т-90) благодаря этой же системе могут преодолевать водоемы глубиной до 1,8 метров без проведения предварительной подготовки.

Устройство для очистки подаваемого воздуха состоит из двух основных компонентов: фильтры грубой очистки центробежного типа, а также непосредственно кассеты воздухоочистителей. Производитель сообщает, что машина может пройти до тысячи километров в условиях запыленной местности или радиоактивного заражения без необходимости замены фильтров.

Конструкция подвески

Подвеска была сконструирована таким образом, чтобы обеспечить максимальные характеристики при движении по любому типу местности. Торсионного типа. На каждом борту – по шесть двойных обрезиненных катков, причем ведущий расположен в кормовой части корпуса. Для повышенной надежности имеются поддерживающие ролики. Опорные катки имеют мощный резиновый бандаж, конструктивно состоят из двух дисков, прочно соединенных друг с другом.

Так чем хорош танк «Оплот»? Сравнение с другими образчиками бронетехники позволяет сделать вывод, что при значительно более низкой цене (около полутора-двух миллионов долларов) он обладает схожими характеристиками. Обязан он этим своему предку, танку Т-84, детищу Советской танковой школы.