Танк mk a whippet

Средний танк Mk A «Уиппет»

Средний танк Mk A «Уиппет»

Первый же боевой опыт британских «ромбовидных» танков показал, что тяжелые тихоходные машины нужно дополнить машиной более легкой и подвижной. Уильям Триттон (Tritton, впоследствии удостоенный за свои труды дворянского достоинства) занялся ее разработкой в инициативном порядке.

3 октября 1916 г. — через две с половиной недели после первого выхода в бой тяжелых танков Mk I — Триттон обратился в Департамент снабжения танками с предложением дополнить тяжелые танки более скоростными и менее дорогими в производстве машинами. Нужно было создать «быстроходный» («кавалерийский») танк, который совместно с кавалерией мог бы вести преследование противника, развивая в глубину прорыв, совершенный тяжелыми танками. Предложение было одобрено 10 ноября, а 25 ноября военное министерство утвердило это решение. Разработка началась 21 декабря на том же заводе «Фостер энд Компани» в Линкольне (Линкольншир), где создавались первые танки. Вновь работу нужно было выполнить быстро и с минимальными затратами. Поэтому ходовую часть Триттон сконструировал по типу отвергнутого в свое время «Маленького Вилли», а в силовой установке использовал два готовых 45-сильных двигателя Тейлора автомобильного типа с отдельными коробками передач. По сути, речь шла о поставленном на гусеницы легком бронеавтомобиле (правда, со своей силовой установкой на каждый борт), что проявилось и в компоновке танка с передним расположением моторного отделения. Вооружение ограничивалось одним пулеметом во вращающейся одноместной башне, позаимствованной у бронеавтомобиля «Остин» и установленной рядом с рубкой водителя. Машину собрали 3 февраля 1917 г.

Средний танк Mk A «Уиппет» 3-го взвода 3-го (С) танкового батальона. Обратим внимание на укладку ЗИП и обилие возимых канистр.

3 марта 1917 г. в Олдбери, близ Бирмингема, провели испытания новых танков (см. выше), включая один прототип быстроходного «танка преследования Триттона». Впоследствии 3 марта 1917 г. стали называть «днем танковых испытаний» — впервые испытания танков прошли столь основательно и представительно. «Танк преследования» был представлен под девизом «Чэйзер» («преследователь», в английском флоте так называли морские охотники) или «легкая машина Триттона № 2».

Вскоре фельдмаршал Хэйг потребовал заказать эти танки с готовностью первого к концу июля 1917 г. Но только в июне последовал заказ на 350 штук, вскоре сокращенный до 200 из-за стоимости производства. Танк получил обозначение «средний» Mk A, а сам Триттон дал ему прозвище «Уиппет» (Whippet — порода гончей, выведенная на основе английской борзой и известная замечательно быстрым бегом). С производством башен сразу возникли сложности, и для ускорения дела от них решили отказаться, выполнив в корме единую неподвижную рубку с пулеметными установками по периметру, увеличив экипаж с двух до четырех человек — командир, водитель и два пулеметчика. В таком виде танк пошел в серию. Первая машина покинула завод Фостера в октябре 1917 г., но только в декабре первые две машины поступили в танковый батальон F (6-й батальон Танкового корпуса). Mk A «Уиппет» стал первым британским средним, а также первым относительно «быстроходным» («маневренным») танком.

Из-за тесноты рубки от второго пулеметчика обычно отказывались, и его работу выполнял командир. Водитель размещался в рубке на сиденье справа, командир стоял слева от него, в выступающей вперед нише с лобовой пулеметной установкой. Для вентиляции и наблюдения командира служил люк в крыше с откидной вперед крышкой. Позади находился пулеметчик, обслуживавший правый или кормовой пулемет. Посадка и высадка производились через кормовую одностворчатую дверь с шаровой установкой под пулемет. Пол рубки образовывал деревянный настил. Ниша командира и крыша длинного моторного отделения сильно ограничивали обзор водителю. Гусеничный ход с жесткой подвеской собирался на бронированных рамах по бортам корпуса.

Проекции среднего танка Mk A «Уиппет».

В танке возили четыре 7,7-мм пулемета «Гочкис» Mk I*, из которых три крепились в шаровых установках, один был запасным. В зависимости от обстановки пулеметы легко переставлялись из одной установки в другую. Снаряженные жесткие патронные ленты (полосы или обоймы) на 30 патронов укладывались в стеллажах на полу рубки. Для стрельбы из револьверов экипажа служили отверстия с бронезаслонками.

Корпус собирался клепкой и болтами на полосах и уголках из плоских листов катаной брони толщиной от 14 до 5 мм. Защищенность лобовой части рубки несколько повышалась установкой бронелистов под конструктивными углами наклона и подворота.

В моторном отделении параллельно оси машины рядом устанавливались два карбюраторных двигателя «Тейлор» JB4 водяного охлаждения — такие двигатели выпускались для лондонских автобусов. Установленный впереди единый радиатор двигателей обдувался двумя вентиляторами, приводимыми цепями Галля, воздух засасывался через бортовые бронежалюзи. Подача бензина — по системе «Вакуум». Цилиндрический топливный бак располагался в бронированном коробе на носу корпуса — с одной стороны, он максимально удалялся от экипажа, но с другой — оказывался весьма уязвим, что могло сделать танк просто неподвижным под огнем противника. Доступ к двигателям осуществлялся через откидные крышки верхних люков, подобно автомобилям тех лет. Пуск двигателей — от магнето или от одной заводной рукоятки в корме. Каждый двигатель соединялся со своей коробкой передач, задававшей четыре скорости: I — 2,28, II — 4,95, III — 8,35, IV — 12,8 км/ч. Коробки передач, расположенные под полом рубки, имели также механизм реверса. Выходной вал коробки передач через червячную пару вращал поперечный вал, на конце которого крепилась звездочка, приводившая через цепь Галля ведущее колесо одного борта. Поперечные валы крепились на подшипниках, снабжались ленточными тормозами. При движении по прямой или выходе из строя одного двигателя поперечные валы могли соединяться кулачковым сцеплением, но танк при этом становился неуправляемым. Имелся специальный сдающий фрикционный механизм, ограничивавший мощность, передаваемую с одного вала на другой, 12 лошадиными силами. Для поворота с малым радиусом водитель выключал или тормозил одну гусеницу, с большим радиусом — прикрывал дроссель одного двигателя и приоткрывал другого. Положением заслонок дросселей управляло рулевое колесо. Кроме него, водитель действовал педалями правого и левого сцеплений, двумя рычагами бортовых тормозов, двумя рычагами коробок передач, рычагом блокировки. «Уиппет» первым из танков британского Танкового корпуса мог управляться одним человеком.

Ходовая часть одного борта включала 16 сдвоенных опорных катков (из них 7 — с ребордами), оси которых жестко крепились по дугообразному нижнему обводу рамы, переднее сдвоенное направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения и заднее сдвоенное ведущее колесо зубового зацепления, 5 поддерживающих роликов. Гусеница состояла из 67 крупных траков, аналогичных тяжелым танкам. Трак собирался клепкой из башмака и двух рельсов, изгиб башмака прикрывал соединительный палец. Катки одной пары соединялись поперечными болтами и прижимались к рельсам трака винтовой пружиной, катки без реборд удерживались на рельсах с помощью особых тарелей, также разжимаемых пружиной. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса, что должно было повысить проходимость и способствовать преодолению препятствий. На прочном грунте длина опорной поверхности составляла 1,22 м, а удельное давление — 1,1 кг/см?, в мягкий грунт гусеница погружалась, увеличивая опорную поверхность. Дугообразный нижний обвод гусеницы, как и на тяжелых британских танках, должен был уменьшить сопротивление движению и повороту при жесткой подвеске. Но в результате машину сильно раскачивало. В наружной стенке рамы гусеничного хода делались большие отгибы внутрь — через образовавшиеся окна сбрасывалась грязь с верхней ветви гусеницы.

Продольные разрезы (в вертикальной и горизонтальной плоскостях) среднего танка Mk A «Уиппет».

Сзади по бортам рубки над гусеницами крепились ящики ЗИП. Экипажи старались навесить на танк как можно больше дополнительных канистр с бензином. Самым удобным местом казалась крыша, и экипажи нередко даже в бою держали канистры там, хотя инструкции по Танковому корпусу это справедливо запрещали. Оптимальным вариантом оказалось крепление канистр на корме под прикрытием «ступеньки» корпуса между выступами ходовой части.

Управление танком «Уиппет» было непросто — фактически приходилось управлять двумя машинами сразу, — и подготовка водителей требовала большой практики. Водители «Уиппет» считались в Танковом корпусе виртуозами и действительно проявляли большое мастерство и смекалку. В одном из боев водитель «Уиппет» вел бой в одиночку — заблокировав поперечные валы, он продолжал движение и вел огонь из пулеметов. В тесной рубке жара и загазованность чувствовались сильнее, чем в тяжелых танках; были случаи, когда рулевое колесо и рукоятки пулеметов обжигали танкистам руки. Выхлопные трубы с глушителями выводились по бортам моторного отделения и, хотя отклонялись в стороны, способствовали загазованности рубки экипажа. Угорания экипажей случались здесь даже чаще, чем в тяжелых машинах: иногда экипажи в бою, чтобы не потерять сознание, дышали через фильтрующие патроны противогазов.

Кроме «Фостер и К°», танки «Уиппет» строили «Северобританские паровозостроительные заводы». Броню поставляла фирма «Бирдмор». В марте 1918 г. закончили поставку Танковому корпусу первой полусотни «Уиппет». Всего построили 200 «Уиппет», для сравнения: за тот же период англичане построили 1057 тяжелых танков марок Mk V, Mk V* и Mk V**. Более дорогие и сложные в производстве и эксплуатации Mk A были все же удачнее своих тяжелых «коллег». Танкисты хвастали, что «борзые» способны, по крайней мере, своим ходом вернуться из боя.

Майор Ф. Джонсон, служивший в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции (в Тенер), предложил модернизировать «Уиппет», дабы упростить управление им и повысить подвижность. Два двигателя Тейлора заменялись одним авиационным «Роллс-Ройс Игл» воздушного охлаждения мощностью 360 л.с., двигатель соединялся с планетарной трансмиссией Вильсона от тяжелого Mk V. Удельная мощность около 25 л.с./т позволила поднять скорость до 32 км/ч, но для таких скоростей уже не годилась ходовая часть танка, хотя Джонсон и попытался установить в нее подпружиненные опорные катки.

Тактико-технические характеристики Mk A «Уиппет»

Боевая масса, т 14,225
Экипаж, человек 3
Высота, м 2,73
Длина, м 6,04
Ширина, м 2,62
Толщина брони, мм:
лоб корпуса 14
борт корпуса 13
крыша и днище 5
Вооружение 4?7,7-мм пулемета «Гочкис» Mk I*
Боекомплект 5400 патронов
Двигатель:
марка 2?»Тейлор»
тип карбюраторный
число цилиндров 4
охлаждение жидкостное
мощность, л.с. 2?45
Запас топлива, л 317
Трансмиссия механическая
Коробка передач две четырехскоростных с реверсом
Механизм поворота изменением числа оборотов двигателей
Ходовая часть (на один борт) 16 опорных катков, 5 поддерживающих роликов; ведущее колесо заднего расположения
Подвеска жесткая
Тип гусеницы металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром
Количество траков в цепи 67
Тип зацепления зубовое
Ширина трака, мм 521
Максимальная скорость, км/ч 12,8
Средняя скорость, км/ч 8
Запас хода, км 64 (с дополнительными канистрами 122)
Удельное давление, кг/см? 1,12
Преодолеваемый подъем, град. 40
Ширина преодолеваемого рва, м 2,15
Высота стенки, м 0,8
Глубина брода, м 0,9

Конструктивный опыт Mk A «Уиппет» в целом оказался скорее отрицательным. И вряд ли это можно объяснить только общей неясностью вопроса и спешкой, с которой машина создавалась и запускалась в производство, — в не меньшей спешке и с небольшими исходными данными Луи Рено в то же время создавал свой знаменитый FT-17.

Британский средний танк Mk A «Whippet»

Доброго времени суток, господа товарищи каропчане!
Сегодняшний обзор будет посвящен британскому «башмаку» времен Первой Мировой — танку Mk A «Whippet» от китайской фирмы TAKOM
Артикул: 2025
Это был британский танк времён Первой Мировой войны с пулемётным вооружением. В 1918 году в битве под Амьеном в сражении приняли участие 96 танков Mk A. Они впервые в истории танковых войск совершили нечто похожее на оперативный прорыв — оторвавшись от пехоты и сопровождаемые конницей, они провели рейд по тылам немецких войск. Mk A состояли на вооружении кавказской добровольческой армии. Танковый батальон Добрармии принимал участие во взятии Царицына летом 1919г. Трофейные танки использовались в Германии и Красной Армии. В СССР они использовались до начала 1930-х годов под названием «Тейлор». В начале 1920-х несколько машин доставили в Японию. В Великобритании Mk A «Whippet» служил до конца Первой Мировой войны, после чего танки этой модели заменили на Mk B и Mk C.

Теперь о наборе
В небольшой компактной коробке покоятся 7 литников из серого пластика, 2 из которых парные. Качество литья понравилось, нет утяжин и облоя.Траки наборные, рабочие, отдельно упакованы в пакетик. Надо сказать, собираются траки моментально — буквально за 10 минут скидал 2 ленты из 69 траков на каждую сторону. Колоссальная экономия времени — щелк и готово!) Правда на каждом траке в центре грунтозацепа имеется литьевой пенек(( все же необходимо их зачистить шкуркой. А так супер!)
Так же, имеется небольшая рамка с травлишком — мелочь, а приятно. Традиционно, имеется цветной буклет со схемой окраски и нанесения декалей на 7 вариантов. Лист с декалями разумеется тоже присутствует) Инструкция типа книжка весьма доходчиво иллюстрирует что куда клеить.
Что в итоге? Хороший набор, четкое качественное литье, необременительная сборка. По стыкуемости деталей пока не скажу.. но кажется все гуд!)
Всем любителям начального периода танкостроения и ПМВ однозначно маст хэв) Хотя, цена как всегда огорчает.. мне данный башмак обошелся в 2954 целковых!
За сим откланиваюсь, успехов)

6.1 Врубай Басы! Руководство по музыкальной шкатулке и мелодиям

Добро пожаловать в руководство по музыкальной шкатулке, мелодиям и достижениям гарнизона в патче 6.1 Warlords of Draenor.
Аддон для сбора мелодий — Аддон HandyNotes: Azeroth’s Top Tunes

Как получить Музыкальную Шкатулку?

Вы получите шкатулку за квест у НИП в вашем гарнизоне.
Bringing the Bass (Альянс) берется у Fix «Smallie» Biggswrench.Bringing the Bass (Орда) берется у Drix Bassbolter. Оба НИП находятся у входа в ратушу.
Для выполнения квестов нужно собрать нижеприведенные предметы. Шанс выпадения 100%.

  • Phonic Amplifier с Stalwart Warden в Скеттисе — несколько таких бродит вокруг возвышения Скеттиса.
  • S.P.R.K. Capacitor с Iron Shredder в Таладоре — этих несложно найти. Подойдет любой крошшер.
  • Bass Blaster с Bass Blaster лежит на земле в Награнде на вечеринке огров (57,11).
  • Cord of Ancient Wood с Lumbering Ancient в Горгронде — таких НИП много возле птичника Зарослей Вечного Цветения.
  • Laz-Tron Disc Reader с Laz-Tron Disc Reader в небольшом доме в Пиках Арака (55,90).

После выполнения квеста вы получите Unlock Garrison Jukebox. Теперь вы сможете разместить шкатулку в своем гарнизоне. Чтобы выбрать нужную композицию, используйте шкатулку.

Музыкальная Шкатулка: Достижения

С этой шкатулкой связаны два достижения:

  • Для Ten Hit Tunes (Орда) и Ten Hit Tunes (Альянс) требуется собрать 10 мелодий. 6 базовых мелодий из Stash of Dusty Music Rolls засчитываются в эти достижения.
  • Для Azeroth’s Top Twenty Tunes (Орда) и Azeroth’s Top Twenty Tunes (Альянс) требуется собрать 20 мелодий. 6 базовых мелодий из Stash of Dusty Music Rolls также засчитываются в эти достижения. В награду за достижение вы получите мобильную версию шкатулки — Portable Audiophone.

Собираем Мелодии

Мелодии, которые вы добавите в свою шкатулку, продаются у торговцев, разбросаны по миру и некоторые хорошо припрятаны. НИПы в вашем гарнизоне будут давать подсказки где искать мелодии.

Награды за Квесты

Пройдите по ссылке complete list of Music Rolls, чтобы просмотреть все мелодии в игре на текущий момент.
Начальный квест для АльянсаBringing the Bass, за его выполнение вы получите Stash of Dusty Music Rolls, содержащую следующие треки:Начальный квест для ОрдыBringing the Bass, за его выполнение вы получите Stash of Dusty Music Rolls, содержащую следующие треки:

Особые Мелодии Фракций

Пройдите по ссылке complete list of Music Rolls, чтобы просмотреть все мелодии в игре на текущий момент.
Альянс
Единственная мелодия Альянса, которой нет в награде за вышеуказанный квест — Music Roll: High Seas — продается у Proveditor Grantley за 500 Domination Point Commission. Для этого нужно выполнить цепочку квестовLion’s Landing, которая начинается с квестаMeet the Scout. Он берется снаружи Shrine of Seven Stars на Vale of Eternal Blossoms в Пандарии.
Орда
Единственная мелодия Орды, которой нет в награде за вышеуказанный квест — Music Roll: War March — продается у Ongrom Black Tooth за 500 Lion’s Landing Commission. Для этого нужно выполнить цепочку квестовDomination Point, которая начинается с квеста Meet the Scout. Он берется снаружи Shrine of Two Moons на Vale of Eternal Blossoms в Пандарии.

Мелодии у Торговцев

Пройдите по ссылке complete list of Music Rolls, чтобы просмотреть все мелодии в игре на текущий момент. Мелодии можно приобрести у торговцев за следующую валюту:

  • Music Roll: Totems of the Grizzlemaw — берется у Remington Brode в Холмах Гриззли. Пользователь Voxxel составил удобную карту map of his patrol route. Вам просто нужно правильно ответить на вопросы, платить не нужно.
  • Music Roll: The Argent Tournament — продается за 25 Champion’s Seal у интендантов Серебряного Турнира. Необходимо иметь превознесение у интендантов.
  • Music Roll: Darkmoon Carousel — продается за 90 Darkmoon Prize Ticket у Chester на Ярмарке Новолуния.

Мелодии из Добычи

Пройдите по ссылке complete list of Music Rolls, чтобы просмотреть все мелодии в игре на текущий момент. Эти мелодии проще всего достать, нужно просто кликнуть по предметам. Шанс выпадения 100%.

  • Music Roll: Lament of the Highborne — находится в комнате Sylvanas в Подгороде — если смотреть на Сильвану, то это сейф возле столба справа от нее.
  • Music Roll: The Black Temple — находится в Сундуке Мелодии Стража в Долине Призрачной Луны Запределья. Вход находится на ~57,49.
  • Music Roll: Faerie Dragon — находится в грибном круге 17,67 во время ивента, который длится 3 минуты и повторяется каждые 15-17 минут в Тирисфальских Лесах. Мелодия находится в центре круга и доступна в течение всего ивента.
  • Music Roll: Ghost — берется у Forlorn Composer на Кладбище Вороньего Холма в Темнолесье. Для этого придется умереть и пройти в форме духа. Простой способ убиться — высоко взлететь и спешиться. НИП ходит по кладбищу в северо-восточной части вокруг гробницы. Что-то похожее было до Катаклизма, когда нужно было взять квест у одного духа в Черной Горе 🙂
  • Music Roll: Magic — находится в Lost Sentinel’s Pouch в Ясеневом Лесу. Лежит в пне по координатам ~56.6,49.5.
  • Music Roll: Shalandis Isle — находится в High Priestess’ Reliquary в Храме Луны, Дарнас.
  • Music Roll: Mountains — находится в Замороженных Запасах в Зимних Ключах. Пользователь Voxxel обещал указать точные координаты в скором времени.
  • Music Roll: Cold Mountain — вылавливается с помощью рыбалки в Заброшенном Гроте Стальгорна.
  • Music Roll: Mulgore Plains — вылавливается с помощью рыбалки в водах Вершины Духов в Громовом Утесе.
  • Music Roll: Angelic — находится в сундуке Арены Гурубаши (ух-х-х!). Видео Video from peperoniSH (на испанском).

Мелодии из Боссов

Судя по названию мелодий, они падают с боссов. Пройдите по ссылке complete list of Music Rolls, чтобы просмотреть все мелодии в игре на текущий момент.

  • Music Roll: Legends of Azeroth — падает с Nefarian в Героическом режиме на 25 человек. В других вариациях тоже падает, но не 100%.
  • Music Roll: Wrath of the Lich King — падает с Kel’Thuzad в Нормальном режиме на 25 человек. В других вариациях тоже падает, но не 100%.
  • Music Roll: The Burning Legion — падает с Illidan Stormrage в Нормальном режиме на 25 человек. Шанс дропа не 100%.
  • Music Roll: Mountains of Thunder — падает с Loken в Чертоге Молний. В других вариациях тоже падает, но не 100%.
  • Music Roll: Heart of Pandaria — падает с Sha of Fear в Террасе Вечной Весны. Шанс дропа не 100%.
  • Music Roll: Karazhan Opera House — падает с боссов Оперы в Karazhan. Шанс дропа не 100%.
  • Music Roll: The Shattering — падает с Deathwing в Душе Дракона. Шанс дропа не 100%.
  • Мелодия: Вуду Зул’Гуруба — падает с Jin’do the Godbreaker в Zul’Gurub. Шанс дропа не 100%.
  • Music Roll: Invincible — падает с The Lich King в Icecrown Citadel. Падает в 25Г и 25Н. В других вариациях тоже падает, но не 100%.
  • Music Roll: A Siege of Worlds — согласно подсказке — «Вы уже ведете кампанию против Железной Орды. Почему бы не прихватить музыкальную коллекцию Чернорука, пока вы тут.» — предположительно падает с Blackhand.

«Борзые» британского Танкового Корпуса

После сражения у Камбрэ, которое стало звездным часом для танков, даже самым закоренелым скептикам стало очевидно, что в будущем проводить успешное наступление без использования танков просто невозможно. Без танков наступавшая сторона за каждый километр отвоеванных у противника позиций была вынуждена расплачиваться десятками тысяч убитых и огромными расходами боеприпасов. Английские танки вышли на поле боя в середине Великой войны. Нельзя сказать, что они решили исход всей войны, но роль их, действительно, оказалась значительной. Результат применения танков оправдал все возлагавшиеся на них надежды.

И все же успехи не могли скрыть недостатков нового оружия. Тяжелые танки не обладали ни достаточным запасом хода, ни маневренностью. Среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими. Раньше других это осознал полковник Фуллер, предложивший концепцию создания «кавалерийского» танка, обладающего большим запасом хода и высокой скоростью, пусть даже в ущерб пушечному вооружению. В соответствии с теоретическими предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка.

В принципе, на фирме У. Фостера его проект был готов еще до того, как заказ на такую машину поступил из военного ведомства. Танк изготовили в декабре 1916 года, испытали в феврале 1917, а в июне того же года военные выдали заказ на первую партию из 200 средних танков.

В марте 1918 года первые серийные танки, получившие обозначение Мк.А., сошли со сборочной линии завода. Новый танк, созданный Уильямом Триттоном на фирме У. Фостера в городе Линкольне, считался быстроходным, и за то, что развивал вдвое большую скорость нежели Мk-IV, заработал прозвище «Whippet» — «Борзая».


Компоновка танка Мк.А. «Whippet».

Особенностью танка «Whippet» было наличие двух двигателей, а не одного, как на тяжелом танке. Размещены двигатели «Тейлор» мощностью по 45 л.с., также были необычно — в передней части корпуса, рядом с топливными баками. Каждый двигатель через свою коробку передач приводил в движение одну из гусениц. Коробки передач и ведущие колеса находились в задней части корпуса. Поворот танка мог осуществляться одним из трех способов – либо путем уменьшения числа оборотов одного из двигателей, либо путем переключения передачи, либо и тем и другим способом одновременно. Одним из недостатков конструкции было то, что если из строя выходил один из двигателей, танк не мог продолжать движение.

Вообще-то это был не единственный недостаток танка. Не смотря на увеличение скорости до 14 км/ч, подвеска оставалась жесткой (хотя к тому времени во Франции уже появились танки с мягкой подвеской). Из-за этого скорость танка Мк.А. на пересеченной местности по-прежнему оставалась невысокой. Танк оказался очень сложным в управлении, и от водителя требовалось немалое мастерство, да и обзор из кормовой рубки, где размещался экипаж и вооружение (4 пулемета), был неважным. От вращающейся башни конструкторы отказались с целью упрощения и удешевления производства танка, хотя прототип «Уиппета» — легкий танк Триттона, имел вращающуюся башню.

Мк.А. «Whippet» были дороги и сложны в производстве и эксплуатации, но, тем не менее, превосходили своих тяжелых «коллег». Танкисты хвастали, что «Борзые» способны своим ходом вернуться из боя на исходную позицию! Тяжелым Mk-I – Mk-IV из-за частых поломок и небольшого запаса топлива это удавалось далеко не всегда.


Средний танк Мk.А. «Whippet»


Средний танк Мk.А. «Whippet»


Средний танк Мk.А. «Whippet». Вид сзади

Мк.А. начали службу 26 марта 1918 года. В тот день 12 танков были посланы на разведку в Колинкам. А свой первый бой «Борзые» приняли под Виллер-Бретонни 24 апреля 1918 года. 7 танков на скорости около 10 км/час появились на поле боя и обратили в бегство около 1 200 немцев, готовившихся к атаке. Было убито 400 немецких солдат. Правда, и цена за успех оказалась большой – из 7 танков вернулись 3, остальные 4 сгорели (один танк подбил A7V № 525 «Зигфрид»; еще три Мк.А. уничтожили артиллеристы).

Танки «Whippet» приняли самое активное участие во всех сражениях конца войны, в том числе и под Амьеном 8 августа 1918 года, когда 96 средних танков Мk.А. впервые в истории танковых войск осуществили нечто похожее на оперативный прорыв. Оторвавшись от своей пехоты и сопровождаемые кавалерией, они провели впечатляющий рейд по немецким тылам. В результате согласованных действий всех родов войск англичанам уже к вечеру того дня удалось захватить 16 000 пленных и 400 орудий, а также продвинуться на 11 км в глубь сильной германской обороны. О том, на сколько Мk.А. «Whippet» мог быть грозным оружием, можно судить по действия танка с довольно странным прозвищем «Музыкальный ящик» лейтенанта Арнольда в сражении за Амьен. «Whippet», оторвавшись от своей залегшей под шквальным артогнем кавалерии, в одиночку совершил дерзкий рейд по немецким тылам. Приблизительно за 12 часов рейда экипаж танка подавил батарею, рассеял колонну из автомобилей и повозок и уничтожил более 200 солдат противника. Только два попадания, воспламенившие бензин, вытекший из укрепленных на крыше запасных канистр, вывели танк из строя. Следует заметить, что канистры были закреплены в нарушение инструкции (их полагалось крепить сзади).

И все же «кавалерийским» стать танку «Whippet» не удалось. По мнению личного состава батальонов «Уиппетов» взаимодействия с кавалерией, как такового, вообще не было, и оба вида оружия не помогали друг другу, а скорее мешали. При наступлении, когда танки должны были развернуться перед конницей, скорость их оказалась недостаточной — их перегнали эскадроны, шедшие галопом. Во время же боя конница не поспевала, она осталась позади пехоты, и поэтому танки «Whippet» должны были вести бой самостоятельно, помогая пехоте там, где представлялся удобный случай. Выход на оперативный простор был невозможен без поддержки мотопехоты на бронетранспортерах и грузовиках, без подвижных машин связи и снабжения, без четкого взаимодействия с кавалерией. Всего этого в 1918 году достичь было невозможно.

Пытаясь исправить недостатки конструкции Мk.А. англичане в 1918 году сконструировали две новые модификации среднего танка – Мк.В. и Мк.С. Удачными их ни как не назовешь. Эти машины в общих чертах повторяли своего предшественника. Танки «подросли», но по-прежнему сохранили жесткую подвеску. Следуя традиции британского танкостроения, они сохранили форму тяжелых машин с гусеницами, охватывавшими корпус. Компоновка танка изменилась. Рубка и двигатель (теперь один —100-сильный) поменялись местами. Вооружение на обоих танках размещалось в рубке в шаровых установках с ограниченными углами обстрела. Кроме четырех пулеметов в рубке, еще два пулемета у Мк.В. размещались в боковых спонсонах, делая боевое отделение еще более тесным. Мк.В. получился перетяжеленным для среднего танка. Поскольку мощность двигателя была явно недостаточной для 18-тонной машины, скорость его оказалась даже ниже, чем у Мк.А. – менее 10 км/ч. На Мк.В. установили новинку — аппаратуру для создания дымовых завес.


Средний танк Мк.В

Мк.С. оказался еще тяжелее — 19,5 т., но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал скорость до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека. Вооружение в варианте «самки» состояло из четырех пулеметов, и в отличие от Мк.В. размещалось только в рубке. Проект «самца» с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался нереализованным. Толщина брони на танках не превышала 15 мм.


Средний танк Мк.С

Последним образцом среднего танка, который англичане создали до конца войны, был Мк.D. Другое обозначение танка — Мк-I (не путать с тяжелым!). Он имел вращающуюся башню, низкий корпус и был первым танком, «умевшим» плавать. На воде танк держался за счет объема корпуса и передвигался со скоростью 5 км/ч. Перемещение по воде осуществлялось за счет перематывания гусениц с траками оригинальной овальной формы, которые крепились к канатной основе средней частью («змеевидная гусеница»). При массе 13,5 т. танк мог развивать, за счет двигателя мощностью 240 л. с., достаточно высокую по тому времени скорость — до 43 км/ч. Мк.D. имел экипаж из 4 танкистов и был вооружен тремя пулеметами. Всего до конца войны изготовили 4 танка.

Британское командование планировало выпустить 6 тысяч средних танков, но после окончания войны заказ значительно сократили, а всего в итоге было выпущено 36 Мк.С. из 200 заказанных и 45 Мк.В. из 450. Последние продолжали служить в английской армии до 1925 года. Среди закупленных Японией в начале 1920-х годов для испытаний танков было несколько Мк.В.. Небольшое количество Мк.В. состояли на вооружении латвийской армии.

Трофейные танки Мk.А. использовались немецкой армией. Танкам Мk.А. и Мк.В. довелось повоевать и в России во время Гражданской войны в рядах Белой армии и интервентов. Распределены они были следующим образом. 3 танка Мк.В., из них два английских и один русский — № 1613, входили в состав Северной Армии. Один из них был захвачен Красной Армией в 1920 году в Архангельске.

В конце Гражданской войны «Уиппеты» досталась Красной Армии. Под названием «Тейлор» (по типу установленных двигателей) 12 Мk.А. эксплуатировались в СССР до начала 30-х годов.

Британские танки Мk.А. захваченные Красной Армией в 1919 г. возле Новороссийска

Русские офицеры-танкисты на танках Мk.А., поставленных союзниками Добровольческой Армии генерала Деникина, 1919 г.

Танки Мk.А., поставленные союзниками Добровольческой Армии

Танки Мk.А. в Красной Армии