Танк а 40

Авиатанк, или летающий танк

Сегодня идея создания летающего танка представляется достаточно абсурдной. Действительно, когда в твоем распоряжении есть транспортные самолеты, способные перевезти танк из одной точки мира в другую, о приделывании крыльев к тяжелой бронированной боевой машине как-то не задумываешься. Однако в 1930-х годах прошлого века все было совсем иначе, самолетов, способных перебросить танки по воздуху, просто не существовало, поэтому сама идея создания полноценного авиатанка беспокоила умы многих конструкторов в разных странах мира. При этом наибольшую известность получили проекты США и СССР в этой области.

Первая мировая война подарила военным новые виды вооружений, среди которых были танки и боевые самолеты. И если танки появились на полях сражений уже в разгар войны, то самолеты известные и ранее смогли утвердиться в качестве достаточно эффективного оружия. При этом военные многих стран приобрели колоссальный опыт боевых действий, который утверждал их в мысли о массе негативных последствий позиционной войны, военная мысль двигалась к войне моторов, молниеносной войне, глубоким наступательным операциям. В этих условиях все большее внимание военных занимал вопрос переброски главной ударной силы сухопутных войск, которой становились танки, на нужные направления удара. Именно в такой среде и родилась идея по скрещиванию между собой танка и самолета.
При этом первенство идеи создания летающего танка принадлежит известному американскому конструктору Джорджу Уолтеру Кристи, который представил свой проект летающего танка еще в 1932 году. Он создал концепцию новой бронемашины, которая смогла бы перемещаться по воздуху. Американские журналисты встретили эту идею с огромным энтузиазмом, в газетах публиковались схемы летающего танка Кристи, который, по мнению представителей СМИ, смог бы уберечь Америку от любых нападений. При этом у идеи ожидаемо было огромное количество скептиков, а единственным по-настоящему не сомневающимся в проекте человеком, пожалуй, был лишь сам Кристи. Конструктор всегда с фанатическим упорством шел к достижению поставленных целей, даже будучи не в самых лучших отношениях с американским правительством.

Первым этапом реализации своего проекта Джордж Уолтер Кристи считал созданный им безбашенный танк M.1932, который был изготовлен из дюралюминия. Масса танка не превышала 4 тонн, при этом его планировалось вооружить 75-мм орудием. Танк должен был получить двигатель мощностью 750 л.с. Скорость танка на гусеничном ходу должна была составить 90 км/ч. Экипаж состоял из двух человек механика-водителя и командира-стрелка. По проекту Кристи танк планировалось оснастить бипланной крыльевой коробкой, к которой крепилось хвостовое оперение. Спереди на верхнем крыле должен был быть установлен воздушный винт. Расстояние, необходимое для взлета составляло порядка 200 метров. Первую половину пути танк должен был разгоняться своим ходом на гусеницах, после чего привод переключался на воздушный винт, взлет должен был произойти при достижении скорости 130 км/ч.

Но то, что выглядело достаточно простым на бумаге в виде проекта, очень трудно было воплотить в жизнь. Большой сложностью стало выполнение дистанционного переключения привода с гусениц на воздушный винт и обратно. Для того временного периода это была достаточно сложная проблема. Со временем у конструктора окончательно испортились отношения и с Департаментом вооружений США, где были недовольны его переговорами с Советским Союзом. В конечном итоге проект так и не был реализован. Однако идея создания летающего танка перелетела через океан, покорив умы разных конструкторов в СССР. Именно в Советском Союзе скоростные танки Кристи обрели настоящее живое воплощение в семействе серийных и очень массовых танков БТ (быстроходный танк), а сама идея создания авиатанка оказалась наиболее близка к полноценной реализации. По крайней мере, танкопланер или летающий танк А-40 даже поднялся в воздух.
При этом в СССР различные варианты транспортировки бронемашин по воздуху рассматривались достаточно активно. В 1930-е годы проводились испытания с использованием тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, которые выступали носителями танкеток Т-27 и легких плавающих танков Т-37А, которые подвешивались под фюзеляжем самолета. При этом Т-37А можно было десантировать таким образом прямо на воду. В то же время боевая ценность данных машин была крайне ограниченной, к началу Второй мировой войны они считались полностью устаревшими. В то же время крайне ограниченными были и возможности бомбардировщика ТБ-3, что заставляло советских конструкторов взглянуть на проблему с другой стороны, идя по пути Кристи и разрабатывая свои гибриды танка и самолета.

В мае 1937 года советский инженер Михаил Смалько по собственно инициативе начал работу над бронемашиной, которая могла взлетать, приземляться и участвовать в наземных боевых действиях. За основу он взял быстроходный танк БТ-7, который существенным образом собирался видоизменить для улучшения аэродинамических свойств, которые были очень важны для летающей модели. При этом Смалько пошел куда дальше, чем планировал Кристи, его проект имел значительные отличия. Михаил Смалько собирался строить полноценный летающий танк. Он рассчитывал поднять в небо тяжелую боевую машину со стальным, а на дюралевым корпусом. Помимо этого его летающий танк должен был получить складываемые крылья, выдвижное оперение и укрепляемый в носовой части винт. По его замыслу, советский летающий танк мог бы несколько раз перелетать с одного места на другое, тогда как американский проект Кристи предполагал лишь разовое использование сбрасываемых бипланных крыльев, сбросив свой «обвес» танки Кристи должны были вступать в бой, при этом повторного поднятия в воздух для них не планировалось.
Свой проект Михаил Смалько назвал МАС-1 (Малый авиационный Смалько), также было известно и другое название ЛТ-1 (летающий танк первый). Наиболее уязвимые места корпуса летающего танка МАС-1 были прикрыты броней толщиной от 3 до 10 мм. При этом корпус танка был существенным образом переработан для улучшения его аэродинамических свойств. Вооружение авиатанка должны были составить два крупнокалиберных 12,7-мм пулемета ДК в башне и один 7,62-мм пулемет ШКАС, который стрелял через винт с использованием авиационного синхронизатора, полный боекомплект танка состоял из 5 тысяч патронов к пулеметам. Крылья летающего танка состояли из двух половин: наружной (броневой) и выдвижной. Броневая половина крыла была прикреплена к корпусу танка и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, в то время как внутренняя выдвижная половина извлекалась наружу специальным механизмом. В разложенном положении размах крыльев составлял 16,2 метра. Убирающийся хвост планировалось закрепить на специальных каретках внутри танка, он должен был выдвигаться наружу и убираться назад в корпус одновременно с крыльями. Винтовая установка, которая состояла из двух металлических лопастей, в боевой обстановке должна была убираться под защиту специальных бронещитков в носовой части танка. В качестве силовой установки на МАС-1 должен был использоваться форсированный до 700 л.с. двигатель М-17. Так как ходовая часть и подвеска доставались ему в наследство от БТ-7, скоростные характеристики машины были на высоте. Танк мог обрушить на противника шквал пулеметного огня, двигаясь на колесном ходу со скоростью до 120 км/ч. Крейсерская полетная скорость должна была составить порядка 200 км/ч, планируемая дальность полета – до 800 км, потолок – до 2000 метров.



В реализации своих замыслов Смалько продвинулся дальше многих своих коллег, ему удалось создать полноразмерный деревянный макет, с которым он планировал приступить к первым испытаниям. Однако дальше макета и моделей дело не пошло, а сам Смалько со временем отказался от своей идеи. В то же время идея переброски танков по воздуху никуда не делась и работы в этом направлении в СССР продолжились. В частности прорабатывалась идея создания механизма подвески легких танков БТ-7 к бомбардировщику дальней авиации.
Наиболее близко к настоящему летающему танку смог подойти другой советский конструктор и инженер Олег Антонов. В 1941 году уже после начала Великой Отечественной войны коллективу, возглавляемому Антоновым, была поручена задача по созданию планеров, предназначенных для доставки различных грузов партизанским отрядам. Работая над этим заданием, в голову Антонову пришла идея объединить между собой легкий танк и планер. Работы над созданием нового летающего танка, который получил индекс А-40, начались в декабре 1941 года. Для испытаний был использован серийный легкий танк Т-60. Согласно расчетам, его ходовая часть без внесения в нее изменений должна была выдержать нагрузки при взлете. Планировалось, что летающий танк будет отцепляться от самолета-буксировщика на удалении в 20-30 километров от запланированного места посадки, преодолевая это расстояние как планер.
Специально для данного проекта была спроектирована и построена достаточно большая деревянная крыльевая коробка бипланной схемы, которая больше всего напоминала самолеты Первой мировой войны. Крылья и хвостовые балки крепились к корпусу танка Т-60 в четырех точках нижнего крыла. После посадки поворотом всего одной рукоятки обеспечивался сброс всей конструкции планера, после чего танк мог сразу вступать в бой с противником. Для уменьшения сопротивления воздуха во время полета башню танка следовало повернуть пушкой назад. Каких-либо работ по улучшению аэродинамики корпуса танка не проводилось. При этом предполагалось, что механик-водитель авиатанка пройдет начальную подготовку летчика.

Планер для летающего танка был готов в апреле 1942 года в Тюмени, оттуда его привезли для проведения испытаний в подмосковный Жуковский. В испытаниях участвовал летчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве самолета-буксировщика решено было задействовать бомбардировщик ТБ-3, оснащенный форсированными двигателями АМ-34РН. При этом общий вес конструкции летающего танка А-40 приближался к 7,5 тоннам, из которых 2 тонны приходились на сами деревянные крылья. По этой причине перед полетом танк постарались максимальным образом облегчить, сняв с него ненужные во время полета надгусеничные полки, ящики с инструментами и другие элементы. Для улучшения обзора пилоту был поставлен специальный перископ. Стандартное танковое оборудование было дополнено пилотской ручкой управления, педалями для управления рулями поворота, а на приборной доске мехвода появились компас, альтиметр и спидометр.
Первые испытания проводились на земле. Сергей Анохин совершал пробежки по бетонной полосе аэродрома. В это время к танку от самолета подавался трос и начинался разбег. Из-под гусениц Т-60 летели искры, казалось, еще немного и летающий танк сможет оторваться от полосы, однако механик-водитель и по совместительству пилот раскрывал замок троса и в небо поднимался только тяжелый бомбардировщик, а летающий танк еще некоторое время продолжал двигаться по инерции, после чего своим ходом возвращался на стоянку.
Первый же настоящий полет летающего танка стал и последним. Он состоялся 2 сентября 1942 года. Позднее Анохин вспоминал: «Все было терпимо, но было непривычно находиться с парашютом внутри танка. Запускаю мотор, включаю скорость, лязгая своими гусеницами, танк подруливает к хвосту ТБ-3. Вот танк цепляют к самолету, в смотровую щель можно увидеть, как из-под винтов бомбардировщика появляются облака пыли, буксирный трос натягивается. Длинный и похожий на змею трос на моих глазах превращается в стальной стержень. Затем летающий танк вздрагивает всем телом и трогается с места, мчась по летному полю все быстрее и быстрее. Чувствуется легкий крен влево – танк уже в воздухе. Выравниваю необычный летательный аппарат, при этом танк набирает высоту, рули отвечают на мои движения».

Этот первый и единственный полет продлился не более 15 минут. От большого воздушного сопротивления планера у четырехмоторного бомбардировщика начинают перегреваться моторы. По команде, поступившей с борта ТБ-3, Сергей Анохин отцепляет летающий танк от самолета и совершает посадку на ближайший аэродром Быково. После посадки Анохин, не сбрасывая с танка планера, направился к командному пункту аэродрома, где не были предупреждены о появлении необычной машины и ничего не знали об испытаниях. Приземление необычного летательного аппарата спровоцировало на аэродроме воздушную тревогу. В итоге расчет зенитной батареи извлек летчика-испытателя из танка и взял его «в плен». «Шпиона» отпустили лишь после прибытия на аэродром аварийно-спасательной команды. Так первый в мире полет крылатого танка подошел к своему завершению. Результаты полета позволили сделать вывод о том, что мощности имеющихся двигателей недостаточно для эффективной эксплуатации летающего танка. Авиатанк А-40 можно было попробовать буксировать при помощи более мощных бомбардировщиков Пе-8, однако в строю их имелось не более 70 единиц, поэтому привлекать редкий и ценный дальний бомбардировщик для испытаний по буксировке летающего танка так никто и не решился.
Источники информации:

Первый и последний полет

В книге «Олег Антонов» со слов самого конструктора и механика-водителя «Крыльев танка» Сергея Анохина автор описывает испытательный полет А-40 в начале сентября 1942 года на подмосковном аэродроме в Раменском. Анохин вспоминал, что при креплении планера к ТБ-3 он через специальные зеркала видел, как натягиваются крепежные стальные тросы, танкист выровнял многотонную, подвешенную к бомбардировщику махину после того как ее подняли в воздух – чтобы не было крена. Управление А-40 в полете было нормальным.

По воспоминаниям Антонова, танк оторвался от земли даже раньше ТБ под управлением пилота Петра Еремеева – Анохин своевременно опустил закрылки. Бомбардировщик с подвешенным танком сделал круг над аэродромом и… пропал. Как потом выяснилось, у ТБ-3 перегрелись моторы и Еремеев по радиосвязи приказал Анохину «отцепляться». Спланировал танкист-пилот на аэродром Быково удачно, без ЧП, и в планерном «оперении» начал движение к КП.

Обслуга аэродрома начала занимать боевые позиции, зенитчики также приготовились к бою: они ничего не знали об испытаниях сверхсекретного оружия и не ожидали подобного десанта. Бомбардировщик возвратился на исходный аэродром, пилот Петр Еремеев доложил о случившимся. Вскоре А-40 пригнали своим ходом с аэродрома Быково.

В War Thunder вы можете опробовать сотни реально существовавших моделей самолетов, ударных вертолетов, наземной техники и военных кораблей в самых разных боевых ситуациях, практически не представленных в других многопользовательских проектах. Вы будете отстреливаться из турелей бомбардировщика от висящих на хвосте врагов, прикрывать товарищей от налета авиации на скорострельной зенитке, обрушивать на противника град снарядов из реактивной системы залпового огня или вступать в бой с эсминцем на торпедоносце.

Особенности:

  • Более 1500 детально воссозданных моделей боевых самолетов, вертолетов, кораблей и бронемашин на гусеничном и колесном ходу.
  • 80 карт, представляющих главные театры боевых действий в истории XX века.
  • Десятки многопользовательских игровых режимов и регулярных внутриигровых событий.
  • Несколько режимов реалистичности, которые подойдут как опытным игрокам, так и новичкам.
  • Разнообразный контент как для одиночной, так и для совместной игры: исторические и динамические кампании, отдельные миссии, редактор миссий.
  • Регулярные большие обновления, добавляющие в игру новую технику, карты, миссии и нации.
  • Кросс-платформенные сражения игроков на PC, PS4, Mac, Linux, Xbox One.
  • Впечатляющая графика, аутентичные звуки и прекрасная оркестровая музыка.
  • Поддержка пользовательского контента – подробнее на Live.

В конце 1941 года Олег Константинович Антонов задумал создать некий гибрид танка и десантного планера, отказавшись от единой силовой установки. Работы над планером, получившим индекс А-40 (или КТ — крылья танка), начались в самый трудный период начала войны — в декабре 1941 г. Для испытаний был предоставлен серийный легкий танк Т-60.

Расчеты показали, что ходовая часть танка имеет достаточную прочность и амортизацию для взлета и посадки. По замыслу конструктора планер должен быть предельно простой и дешевой в производстве конструкцией из недефицитных материалов. Поэтому была принята давно известная и хорошо себя зарекомендовавшая схема расчалочного биплана с размахом крыла около 18 м. Крылья двухлонжеронные, с фанерным носком до первого лонжерона и полотняной обшивкой. Нижнее и верхнее крылья соединялись между собой системой из четырех «И»-образных стоек и расчалок. Крылья оснащены щелевыми закрылками, опускающимися при посадке на 45 градусов вниз, что значительно уменьшало посадочную скорость. Управление элеронами и закрылками — тросовой проводкой на нижнее крыло, а элероны и закрылки верхнего крыла были связаны с нижними вертикальными стойками обтекаемого сечения. На двух коробчатых балках крепилось двухкилевое вертикальное оперение, между ними горизонтальное оперение тоже бипланового типа с системой расчалок для жесткости. Руль высоты только на верхнем горизонтальном оперении. Рулевые поверхности оснащены неуправляемыми триммерами и аэродинамическими компенсаторами нагрузок. Биплановая коробка крыльев и хвостовые балки крепились к корпусу танка в четырех точках нижнего крыла. Поворотом рукоятки, размещенной справа от водителя танка, он же пилот, крепление расконтривалось, и планер сбрасывался. Буксирный замок размещался на танке. Для уменьшения сопротивления воздуха в полете, башня при монтаже планера на танке разворачивалась пушкой назад. Для улучшения обзора пилоту-водителю сделали специальное оптической устройство. Максимальная расчетная полетная масса составляла 7,3 т, на планер приходилось 2 т.

Планер изготовили в апреле 1942 года в Тюмени, куда было эвакуировано КБ. Испытания А-40 начались под Москвой в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) 7 августа 1942 г. с пробежек облегченного танка по грунтовой взлетно-посадочной полосе и бетонке. При этом целью ставилось узнать, выдержит ли ходовая часть машины скорость 110-115 км/ч (скорость Т-60 составляла 45км/ч). Затем были выполнены три подлета «КТ» на высоте 4 м, в которых опробовали систему управления.

Первый полет «КТ» состоялся 2 сентября 1942 г, Самолетом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал Павел Арсентьевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планеров. Планером управлял летчик-испытатель опытно-испытательного полигона воздушно-десантных войск Красной Армии Сергей Николаевич Анохин. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъема аэропоезда оказалась недостаточной. Самолет едва достиг высоты 40 м.

Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,6 м/с. Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер. Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома. Не будучи предупрежденным о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полетов аэродрома по боевой тревоге поднял расчет зенитной батареи. Когда летчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды ЛИИ. Танк своим ходом доставили в поселок Стаханове (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ. Так закончился первый и последний полет летающего танка.

В акте об испытаниях опытного планера указывалось на необходимость увеличения триммера руля высоты, постановки штурвального управления с червячной передачей и внесения конструктивных изменений в аэродинамическую компенсацию элеронов и управление закрылками. Отмечалось, что задача создания летающего танка решена, но допущены ошибки. Модель планера и танка для продувок в аэродинамической трубе была выполнена в упрощенном варианте (без тросов, соединяющих бипланные коробку крыла и оперение, и без моделирования гусениц танка), что привело к ошибке в расчетах аэродинамических свойств «КТ» и требуемой мощности двигателей самолета-буксировщика. Неучтено сопротивление воздуха, что не позволило двигателям ТБ-3 поднять планер на требуемую высоту и усложнило управление им в полете.

Из более мощных самолетов, способных поднять в воздух планер «КТ», на вооружении в то время находился лишь стратегический бомбардировщик Пе-8 конструкции В. М. Петлякова. Однако в годы войны построили всего 80 таких машин. Применяли Пе-8 для глубинных воздушных рейдов, в частности для бомбардировок Берлина, и рассчитывать на его использование в качестве буксировщика планера «КТ» было нереально.

Дальнейшие летные испытания крылатого танка прекратились.

ЛТХ:

Модификация А-40
Размах крыла, м 18.00
Длина , м 12.06
Высота, м
Площадь крыла, м2 85.80
Масса, кг
пустого 2004
максимальная (с танком) 8200
Максимальная скорость, км/ч
Взлетная скорость, км/ч 140
Посадочная скорость, км/ч 110
Экипаж, чел
Полезная нагрузка один танк Т-60

Доп. информация :

Схемы:

Фотографии:

А-40 без танка А-40 перед полетом А-40 в полете А-40

A-40 “Летающий танк” Легкий авиадесантный танк

Разработчик: КБ О.К.Антонова
Год начала работ: декабрь 1941
Год выпуска первого прототипа: июль 1942
Остался только в виде прототипа в виду дальнейшей бесперспективности работ по «летающим танкам».

Союзе подходили с особой щепетильностью. Первые эксперименты по транспортировке танков и бронеавтомобилей были проведены ещё в 1930-е гг. В качестве самолётов-носителей использовались тяжелые бомбардировщики ТБ-3, под фюзеляж которых подвешивали танкетки Т-27 и легкие танки Т-37А, причем последние пробовали десантировать прямо в воду. Подобные варианты признали по большей части успешными, но к началу войну оба танка устарели. Заменить их было нечем, поэтому даже осенью 1941 г. танки Т-37А были доставлены по воздуху в район Вязьмы для подавления немецкого десанта.

Более радикальным вариантом было оснащение танка крыльями в буквальном смысле этого слова. Предположительно в 1935 г. конструктор А.Н.Рафаэлянц предложил проект “летающего танка”: в качестве основной боевой машины был выбран легкий танк БТ-2 в кормой части которого устанавливался воздушный винт, его подвешивали под специальный планер монопланной схемы. По сути, планер представлял собой крыло большой площади под центропланом которого крепились две стойки ферменного типа с широкой колеёй. Крепления для танка были универсальными, что позволяло подвешивать вместо него грузы различного назначения. Для проекта Рафаэлянца были выполнены все необходимые расчеты, но строить “летающий танк” не стали.

Уже после начала войны авиаконструктор О.К.Антонов предложил установить бипланную коробку крыльев на легкий танк Т-60, недавно поставленный на конвейер и обладавший весьма неплохими боевыми качествами. Предварительные расчеты показывали, что Т-60 несколько тяжеловат, так что на прототипе пришлось снять башню с вооружением и оставить только 100 литров топлива, однако и после этого масса танка с крыльями составила 7804 кг, из которых 2004 кг приходились на крылья и оперение.

Бипланная коробка крыльев имела размах 18 метров и площадь 85,80 кв.м., она крепилась к танку при помощи специальных узлов, от которых он при посадке мог легко освободиться. Каждая плоскость имела двухлонжеронную конструкцию, причем обшивка до первого лонжерона фанерная, а остальная поверхность обшивалась полотном. Плоскости соединялись между собой с помощью четырех N-образных стоек и шести пар крестообразных расчалок. Для жесткости в вертикальной плоскости балки хвостового оперения подкрепляются двумя мощными наклонными подкосами, а в горизонтальной — дополнительно соединяются внутри крестообразными расчалками. Вся задняя кромка верхней и нижней плоскостей крыла была занята щелевыми элеронами и закрылками, на которых устанавливалось по две пары неуправляемых сервокомпенсаторов для облегчения их отклонения при посадке. Площадь элеронов – 7,52 м.кв., площадь закрылков – 11,9 м.кв.

Вертикальное оперение общей площадью 6,78 м.кв. состояло из двух килей, которые выполнены как одно целое с хвостовым оперением, установленным на концах хвостовых балок. Для обеспечения отклонения рулей направления в верхней части они имели большой косой срез. Горизонтальное оперение, как и крыло, бипланного типа. Верхняя его часть крепилась на килях, а нижняя (меньшая) – устанавливалась между хвостовыми балками. На верхнем руле высоты имеется управляемый триммер и неуправляемый сервокомпенсатор, такой же, как и на закрылках. Размах горизонтального оперения 4,5 м, площадь – 11,0 м.кв. Для увеличения жесткости от скручивания кили расчаливалась двумя парами лент.

Управление планером одинарное, тросовое. Органы управления находились в танке на месте механика-водителя, и от них шли тросы, которые через выводы в корпусе танка подсоединялись к системе управления элеронов и закрылков нижней плоскости крыла. Далее – к секциям верхнего крыла усилия передавались через вертикальные трубчатые тяги.

Конструкция «летающего танка» в останом не отличалась от серийного Т-60 образца 1941 года. Корпус имел сварную конструкцию и собирался из листов катаной гомогенной броне дифференцированной толщины (от 10 до 35 мм). Трансмиссия и отделение управления находились в носовой части танка. Боевое отделение, на крыше которого устанавливалась шестигранная башня развернутая в полётном положении назад, занимало среднюю часть корпуса. На корме устанавливался бензиновый двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., а также другие агрегаты силвой установки. Каких-либо специальных доработок, за исключением демонтажа башни, направленных на облегчение конструкции танка не проводилось. Тросовое управление (рычаги управления размещались в отделении управления) было выполнено по одинарной схеме. Тросы через выводы в корпусе танка подсоединялись к системе управления элеронов и закрылков нижней плоскости крыла. Далее – к секциям верхнего крыла усилия передавались через вертикальные трубчатые тяги.

Работы по А-40 начались в декабре 1941 г., когда сама необходимость в нём уже была достаточно спорной. Тем не менее, к лету 1942 г. был готов первый опытный экземпляр. По расчетам, взлет А-40 (который также именовался как ЛТ – “летающий танк” или КТ — «крылатый танк») совершал на гусеницах, буксируемый за тяжелым бомбардировщиком ТБ-3РН.

Испытания А-40 начались 7 августа и продолжались до 2 сентября 1942 г. Проводил их известный лётчик-испытатель (в прошлом – отличный планерист) Герой Советского Союза С.Анохин, которого друзья называли “командиром летающей черепахи”. Чтобы проверить надежность танкового шасси сначала сделали несколько пробных пробежек по бетону и по грунту, и только затем приступили к “подлётам” на высоту около 4 метров, пробуя в полёте систему управления. Первый полноценный вылет состоялся 2 сентября, причем закончился он очень неожиданно. Вначале полет проходил вполне нормально, но через несколько минут двигатели ТБ-3РН начали греться и летающий танк пришлось отцепить. Анохин повел А-40 на ближайший аэродром в Быково, персонал которого не имел ни малейшего представления о проходивших рядом экспериментах. Приземлившись, Анохин сбросил крылья, включил мотор и направился прямо к командному пункту аэродрома. Увидев необычную машину там тотчас объявили боевую тревогу, подняли на ноги всю охрану и зенитную батарею. Поняв, что дело начинает приобретать плохой оборот Анохин остановил машину и выбрался наружу.

Между тем, уадлось выяснить следующие характеристики «летающего танка» конструкции Антонова. Скорость отрыва при взлёте составила 115 км\ч. В воздухе танк мог держаться на скорости не менее 130 км\ч, но в то же время скорость буксировки не превышала 250 км\ч, так что бомбардировщик ТБ-3РН с моторами М-34 вполне справляля бы с поставленной задачей. Разбег при взлёте оказался весьма скромным — 80 метров, пробег — 60 метров. Таким образом, А-40 можно было бы перебрасывать даже в партизанские тылы, где «взлётные полосы» едва ли превышали 100-200 метров. Вместе с тем, удельная нагрузка на крыло составила 91 кг\см.кв.

Собственно на этом моменте история А-40 фактически завершилась. Хотя полёт Анохина нельзя было признать неудачным, саму идею “летающего танка” отвергли. К осени 1942 г. надобности в такой машине не ощущалось, кроме того число тяжелых самолётов-буксировщиков было невелико, а оставшись без боеприпасов и топлива экипаж танка мог стать лёгкой добычей противника.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО АВИАДЕСАНТНОГО ТАНКА
А-40 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 7804 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4100 (по корпусу)
12600 (с планером)
Ширина, мм 2392 (по корпусу)
18000 (с крыльями)
Высота, мм 1750 (с башней)
3670 (с планером)
Клиренс, мм 300
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка ТНШ и 7,62-мм пулемет ДТ (на прототипе не устанвливались)
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 35/70° и 35/16°
лоб корпуса (середина) — 35/28°
лоб корпуса (низ) — 30/76°
борт корпуса — 15/0°
корма корпуса (верх) — 10/76°
корма корпуса (низ) — 25/14°
днище — 10/0°
крыша корпуса — 13/0°
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-22, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, карбюраторный, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: сцепление (смонтированное на двигателе), КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо зубового зацепления, заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 42 км\ч по шоссе
20-25 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 450 км (расчетный)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 34°
Высота стенки, м 0,65
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,70
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-3 (на прототипе не устанавливалсь)