Тайные организации в России

Содержание

Общественное движение при Александре 1

Эпоха Александра 1 характеризуется потрясениями как внешними так и внутренними. В это время началось развитие движений и тайных сообществ, которые привели Россию к восстанию декабристов 1825 года. Тайное общественное движение при Александре 1 это небольшие организации, действующие втайне от власти, придерживающиеся либеральных взглядов. Для них было важно не столько реформировать Россию, сколько осуществить свержение самодержавия.

Причины зарождения тайных обществ

Отправной точкой в деятельности тайных организаций Российской Империи при императоре Александре 1 стала война с наполеоновской Францией 1812 года. Именно после нее началось формирование общественных организаций. Причины их появления:

  1. Поход армии на Запад, на Париж. Русская армия гнала Наполеона до Франции. за это время многие офицеры успели увидеть мир без крепостного права. Эти же офицеры не увидели главного — западный мир без крепостного права строился на колониях. Благосостояние стран росло только из-за колоний.
  2. Элита Российской Империи выступала против Александра 1, прямо и косвенно поддерживая тайные общества. Причины негативного отношения к императору: Тильзитский мир и сближение с Наполеоном, а также отказ от либеральных реформ.
  3. Развитие общественной идеологии прогресса. В России активно продвигались идеи демократического развития страны, с частичным или полным отказом от монархии.
  4. Нерешительность правительства в реформах. Александр 1 после 1812 года окончательно ушел от идей либерализма, проводя реформы консервативно и очень осторожно. Поэтому были недовольные, которые полагали, что изменения должны быть более быстрые и более массовые. Примечательно, что в целом цели тайных организаций (на начальном этапе) и правительства совпадали.

Это 4 главные причины зарождения тайных обществ в Российской Империи. Ключевой момент здесь следующий (об этом как правило не пишут в учебниках) — активный подъем этих движений начался с новой волной либерализма, которая обрушилась на Россию после событий 1812 года. Это была вторая волна, а первая пришлась еще на правление Екатерины Второй.

Тайные общества эпохи Александра 1

Тайные общества, действующие в России 19 века (1816-1825) интересны тем, что они, как правило, существовали недолго, но постоянно трансформировались в новые формы с новыми идеями и задачами. Лидеры обществ при этом не менялись. Обратите внимание на таблицу ниже, где видно, что фамилии лидеров остаются неизменными. Меняются только названия.

Союз спасения

«Союз спасения» — первое крупное тайное общество в России эпохи Александра 1. Он был небольшим по численности и состоял из 30 человек, а лидером был Муравьев Андрей Николаевич (1806-1874). Другое название данной организации — Общество истинных и верных сынов Отечества. Тайная организация существовала 2 года, после чего распалась. У этого общества было 2 главные задачи:

  1. Отмена крепостничества и наделение землей крестьян. Разногласий не было.
  2. Ограничение самодержавия. Были разногласия по принципам ограничения: Конституция или полное свержение.

Достижение поставленных целей требовало массовости. Союз спасения состоял всего из 30 человек, поэтому в 1818 году он прекратил существование, модернизировавшись в более массовую форму.

Союз благоденствия

Тайная организация «Союз благоденствия» стало ответом на изменение позиции властей. Союз начал работу в 1818 году на базе Союза спасения. В новой формации общество состояло из 200 представителей, костяк которых составляли все те же Муравьев, Пестель, Пущин и другие . Был создан Устав союза, который назвали «Зеленая книга». Важно отметить массовость — если до 1818 года общества работали только в столице, то Союз благоденствия работал в 4 городах империи: Петербург, Москва, Тульчина и Кишинев.

Эта организация отказывалась от идей государственного переворота и любого ограничения монархии. Главная задача была в распространении своих идей в массы. Это достигалось за счет издания журналов и газет, создания «просветительных» обществ, открытия частных школ и так далее. За счет этого лидеры движения хотели направить Россию на путь реформ.

Союз был ликвидирован в связи с разногласиям лидеров о дальнейшем развитии, поскольку император окончательно отказался от проведения реформ. Поэтому текущая деятельность дальше была невозможна. Вторая причина распада Союза намного серьезнее — в Испании, Португалии и Италии в 1820 году начались революции, которые привели к государственным переворотам, в результате которого эти страны приняли довольно либеральную Конституцию. Это заставило общественные организации России вновь задуматься о свержении или об ограничении монархии.

Северное и Южное общества декабристов

В 1821 году в общественных организация случился перелом, в результате которого было образовано 2 новые организации, с разными целями и задачами:

  • Южное тайное общество (1821-1825). Начало функционировать в городке Тульчине. В этом городе квартировалась украинская армия. ЮТО работало в основном на территории Украины. Они создали устав — «Русская правда». Автором его выступил Пестель. Главная цель общества — свержение самодержавия и создание Республики или Федерации.
  • Северное тайное общество (1822-1825). Было основано в Петербурге. Основные идеи были изложены в «Конституции», автором которой был Муравьев. СТО придерживалось более мягких взглядов, желая не свергнуть власть монарха, а ограничить ее, введением конституционной монархии.

Реакция императора

Тайные общественные движения России эпохи Александра 1 долгое время существовали без сопротивления со стороны власти. При этом Император активно развивал тайную полицию, поэтому информация о деятельности Обществ Александр 1 имел. Однако, до 1822 года власть никак не реагировала на эти организации. Почему? Дело в том, что «Союз спасения» был незначительным по численности, а «Союз благоденствия» не ставил задачей, угрожающих власти. Все изменилось когда были образованы 2 независимых общества с единой целью — деятельность против императора. Именно поэтому в 1822 года Александр 1 издает Указ, запрещающий деятельность любых тайных организаций, в том числе и масонских лож. С 1823 года начинается преследование участников обществ, но полиция действовала неохотно.

Уже в 1825 году, когда император узнал о готовящемся заговоре и, что в него вовлечена армия, начались массовые аресты. Это не помешало тайным общества провести восстание в центре Петербурга, на Сенатской площади. Главная причина возможности выступления декабристов была в том, что их лидера Пестеля, Александр 1 не арестовал. Это было сделано через 3 дня после смерти правителя.

К чему привела деятельность обществ

Общественные организации при Александре 1 были едины. Конечно, тайные общества Юга и Севера имели различные взгляды на развитие России, их объединяла единая миссия — подготовка населения к восстанию декабристов. Восстание на Сенатской площади стало первым серьезным и организованным выступлением против власти. декабристы не добились успеха, но они показали, что тайные общества в России работают эффективно. Поэтому следующие императоры делали многое для борьбы с ними, но в той или иной форме они продолжали существовать, что в частности и привело к 1917 году.

Движение декабристов – это оппозиционное общественно-политическое движение, состоявшее из представителей дворянского сословия. Деятельность этого движения проявилась в создании тайных обществ и конституционных проектов, а также организации восстания (военного мятежа) 14 декабря 1825 года. Участников движения называют декабристами, так как кульминацией связанных с ними событий стало декабрьское восстание.

Предпосылки возникновения первых организаций декабристов

  • Окончание Наполеоновских войн и возвращение на родину участников Заграничного похода русской армии, познакомившихся с реалиями европейской жизни
  • Влияние идей эпохи Просвещения на российское дворянство, в частности, идей республиканизма, парламентаризма и широкого народного представительства, а также принципа разделения властей
  • Активизация деятельности европейских масонских лож через представителей российского дворянства с целью влияния на политическую ситуацию в России
  • Смена Александром I внутриполитического курса с либерального на реакционный, что повлекло недовольство т.н. прогрессивного дворянства

Тайные общества декабристов 1816–1825 гг.

Название

«Союз спасения»

«Союз благоденствия»

«Южное общество»

«Северное общество»

Период деятельности

1816-1817 гг.

1818–1821 гг.

1821–1825 гг.

1822–1825 гг.

Основные участники

А. Муравьёв,
С. Трубецкой,
С. Муравьёв-Апостол,
Н. Муравьёв,
П. Пестель

Н. Муравьёв,
С. Трубецкой,
П. Пестель,
С. Муравьёв-Апостол,
Н. Тургенев

П. Пестель,
С. Муравьёв-Апостол,
М. Бестужев-Рюмин

Н. Муравьёв,
С. Трубецкой,
К. Рылеев,
П. Каховский

Цели

Ограничение самодержавной власти, принятие конституции, расширение прав граждан

Широкая просветительская деятельность, пропаганда либеральных идей, принятие конституции

Изложены в «Русской правде» Пестеля

Изложены в «Конституции» Муравьёва

Программы Северного и Южного обществ. «Манифест к русскому народу» С. П. Трубецкого

Участникам декабристского движения принадлежат два оригинальных проекта по преобразованию России, которые были созданы в 1822–1823 гг. «Русская правда» П. Пестеля стала программой Южного общества, а «Конституция» Муравьёва выразила чаяния большинства членов Северного.

Направления преобразований

«Конституция»

«Русская правда»

Форма государства

Ликвидация самодержавия. Разделение ветвей власти. Перенос столицы в Нижний Новгород. Установление конституционной (дуалистической) монархии. Монарх возглавляет исполнительную власть и вооружённые силы, формирует кабинет министров.

Законодательную власть получает Народное вече. В её состав входят Верховная дума и Палата народных представителей.

Федеративное устройство государства (территория империи дробилась на 13 держав и 2 области)

Ликвидация самодержавия. Разделение властей. Перенос столицы в Нижний Новгород. Установление парламентской республики. В качестве парламента учреждается Народное вече. Полномочия исполнительной власти передаются Державной думе, состоящей из 5 человек и формируемой Народным вечем. Члены Державной думы по очереди становятся Президентами России сроком на 1 год.

Унитарное устройство государства в составе 13 областей.

Социально–политическая сфера

Ликвидация сословной структуры общества.

Свобода слова, печати, вероисповедания.

Право на создание общественно-политических организаций.

Избирательное право ограничивается имущественным цензом.

Ликвидация сословий и сословных ограничений.

Население получает основные гражданские свободы.

Правом участвовать в выборах наделяются все мужчины старше 20 лет.

Земельные отношения помещиков и крестьян

Упразднение крепостного права. Сохранение за помещиками их земельных владений. Крестьяне остаются без пахотной земли либо (в более поздней редакции) получают по 2 десятины.

Упразднение крепостного права. Создание общественного и частного земельных фондов. Частичная конфискация помещичьих земель в общественный земельный фонд для поддержки крестьян.

Путь реализации преобразований

Созыв Учредительного собрания для проведения преобразований.

Создание Временного революционного правительства с диктаторскими полномочиями сроком на 10–15 лет.

В ходе переговоров между членами Северного и Южного обществ ни один из проектов не был принят в качестве объединяющего всех заговорщиков. Внезапная смерть императора Александра I привела к тому, что декабристы выступили с новым программным документом, составленным накануне восстания и получившим название «Манифест к русскому народу». Он провозглашал:

  1. Упразднение самодержавия
  2. Учреждение выборного органа власти
  3. Ликвидация крепостничества
  4. Отмена подушного налога
  5. Отмена сословных ограничений, верховенство закона
  6. Отмена рекрутской повинности, прекращение практики военных поселений
  7. Передача полноты власти временному управляющему органу

Вооружённое восстание 14 декабря 1825 г.

Междуцарствие 1825 г.

19 ноября 1825 г. в Таганроге скончался бездетный император Александр I. Возник кризис власти, связанный с передачей престола одному из младших братьев почившего монарха. В итоге на престол вступил Николай I, во время проведения присяги которому 14 декабря 1825 г. заговорщики решили устроить переворот.

Подготовка восстания: план действий заговорщиков

Был разработан следующий план действий: диктатор восстания С.П. Трубецкой и три участвующих в заговоре полка должны прибыть на Сенатскую площадь, помешать Сенату и войскам принести присягу и заставить Сенат официально издать «Манифест к русскому народу»; А.И. Якубович с подчинёнными ему силами должен захватить Зимний дворец и арестовать Николая Павловича.
Ход событий на Сенатской площади

План декабристов был сорван: ко времени прибытия заговорщиков Сенат уже принёс присягу, диктатор восстания С.П. Трубецкой уклонился от прямого участия в восстании, А.И. Якубович отказался арестовывать нового императора. Во время попыток отговорить войска от неповиновения были убиты полковник Н.К. Стюрлер и генерал-губернатор Санкт-Петербурга, герой Отечественной войны 1812 года, М.А. Милорадович.

После неоднократных безуспешных попыток призвать восставших сложить оружие, Николай I принял решение применить силу. Во второй половине дня верные императору войска открыли артиллерийский огонь по восставшим. Мятеж был подавлен. Данные о жертвах колеблются от официальных 80 до более 1000 человек.

Восстание Черниговского полка

29 декабря 1825 г. члены Южного общества, офицеры Черниговского полка, силой освободив из-под ареста подполковника С.И. Муравьёва-Апостола, предприняли вторую попытку организации восстания среди армейских частей. Главную роль в мятеже сыграли С.И. Муравьёв-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин, стремившиеся привлечь на свою сторону как можно больше солдат и офицеров. В городе Васильков подчинённые заговорщикам роты захватили оружие и полковую казну. 3 января 1826 г. во время похода на Житомир восставшие были разбиты войсками генерал-майора Ф.К. Гейсмара.

Следствие и суд над участниками восстания

Для проведения полномасштабного расследования была образована следственная Комиссия и Верховный уголовный суд, в состав которого Николаем I был введён М. М. Сперанский, подозревавшийся в связях с мятежниками.

Арестованы

Сосланы на Кавказ из числа нижних чинов

Признаны виновными в организации заговора

Приговорены к смертной казни через отсечение головы

Приговорены к смертной казни четвертованием

Повешены

Сосланы в Сибирь

Около 3000

Более 2500

13 июля 1826 г. Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол и Каховский были казнены через повешение. Личным указом императора приговор многим осуждённым по делу декабристов был смягчён, 31 человеку смертная казнь была заменена вечной каторгой.

Причины поражения декабристов

Перечень причин поражения, рассматривающийся в исторической литературе, можно условно поделить на стратегические и тактические:

Стратегические причины поражения

Тактические причины поражения

Неготовность большей части дворянства вступать в открытую конфронтацию с царской властью

Недостаточная конспирация

Узость движения в рамках исключительно дворянского сословия

Несогласованность действий заговорщиков в решающий момент

Неподготовленность российского общества к радикальным переменам

Отказ от участия в мятеже диктатора восстания С.П. Трубецкого

Значение движения декабристов

Оценку движению декабристов чаще всего дают исходя из собственных политических взглядов и убеждений. Сторонники марксистко-ленинской доктрины рассматривали и продолжают рассматривать декабристов как первых революционеров, оторванных от народных масс, но «разбудивших» Герцена и других «вольнодумцев».

Сторонники либеральных идей видят в декабристах лучших людей эпохи, пытавшихся запустить прогрессивные процессы в отсталой России. С точки зрения консервативной идеологии, декабристы – это мятежники, на чьих руках кровь Милорадовича и обманутых ими же простых солдат. Открытым остаётся вопрос о мотивах действий декабристов: от благородно-альтруистических до сугубо корыстных.

Бесспорным признаётся факт, что восстание повлияло на императора Николая I, проводимые им реформы и преобразования, а также на развитие российской общественной мысли XIX века.

§ 10. Движение декабристов. Первые тайные организации

Разложение феодально-крепостнической системы, обозначившееся в России с конца XVIII в., вело к обострению социальных противоречий, что стимулировало стихийный протест широких народных масс, в первую очередь крестьянства, против существующих порядков. Значительную активность проявляли помещичьи крестьяне. В ходе открытых коллективных выступлений они попытались добиться освобождения от власти помещиков и перевода в разряд государственных крестьян. Встретив с оружием в руках наполеоновскую армию, крепостные надеялись, изгнав захватчиков, получить волю.

Этим расчетам, однако, не суждено было оправдаться. В деревне нарастало недовольство обманутых в своих надеждах вчерашних ополченцев и партизан. Важным источником социальной напряженности в стране стали военные поселения. Уже летом 1819 г. вспыхнуло восстание чугуевских поселян на Украине, подавленное царскими властями. Насаждавшаяся в армии бессмысленная и жестокая муштра вызывала протесты солдат.

Широкий общественный резонанс имело восстание в Семеновском полку в 1820 г., вызванное самодурством и произволом командира полка Ф. Е. Шварца. Первое в истории России организованное вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества было связано с декабристами. Их мировоззрение формировалось под влиянием российской действительности первых десятилетий XIX в. с ее феодально-абсолютистскими порядками, обрекавшими основную массу населения на полнейшее бесправие, а страну — на застой; произведений передовой общественной мысли и прежде всего — трудов западноевропейских философов-просветителей (Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и др.); событий Французской революции и порожденных ею революционных выступлений в ряде стран Европы.

Большое влияние на будущих членов тайных обществ оказала Отечественная война 1812 г. «Мы были детьми 1812 года, — писал декабрист М. И. Муравьев-Апостол. — Жертвовать всем, даже жизнью, для блага Отечества, было влечением сердца. В наших чувствах отсутствовал эгоизм». Горячий патриотизм был в высшей степени присущ участникам декабристского движения, многие из которых, покрыв себя славой на полях сражений с Наполеоном, были преисполнены гордости за русский народ, сумевший разгромить могущественнейшего врага.

«Вдумываясь в своеобразие их портретов в галерее русской революции, — писал о декабристах выдающийся русский философ Г. П. Федотов, — видишь, до чего они, по сравнению с будущим, еще почвенны. Их либерализм, как никогда впоследствии, питается национальной идеей». Свойственный Александру I и ряду представителей верхов настрой на проведение социальноэкономических и политических реформ, резко контрастировавший (особенно после 1815 г.) с практикой государственного управления, также способствовал утверждению в сознании части просвещенного дворянства вольнолюбивых идей. Нацеленные в принципе на преобразование общества на буржуазных началах, эти идеи опережали свое время, ибо в России еще отсутствовали сколько-нибудь зрелые предпосылки для перехода к новому социальному строю.

Первые тайные организации декабристов возникли вскоре после окончания заграничных походов русской армии. Предтечами этих организаций стали, в частности, «артели» — объединения гвардейской молодежи, являвшиеся не только бытовыми, но и идейными содружествами. Первые тайные офицерские организации «Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель» возникли уже в 1814–1815 гг. У их истоков стояли М. Ф. Фролов, М. А. Дмитриев-Мамонов и др.

В начале 1816 г. в Петербурге был создан Союз спасения (Общество истинных и верных сынов Отечества), основателями которого стали А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьев, С.И. и М. И. Муравьевы-Апостолы и И. Д. Якушкин. Впоследствии в общество вступили М. С. Лунин, П. И. Пестель и др. Организационная структура Союза спасения весьма напоминала структуру масонских лож, которые в тот период активно действовали в России и были запрещены лишь в 1822 г. Многие декабристы (А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой, П. И. Пестель, С. Г. Волконский и др.) являлись членами лож. Масонские рассуждения о свободе и братстве привлекали молодых, прогрессивно мыслящих представителей дворянской интеллигенции, стремившихся использовать членство в ложах для расширения круга своих единомышленников. Впрочем, например, П. И. Пестель уже в 1817 г. с масонством порвал.

В состав Союза спасения к осени 1817 г. входило не менее 30 человек. Всех их объединяло неприятие самодержавия и крепостничества. При этом одной из задач Союза являлась борьба с засильем иностранцев. Последних, причем обычно отнюдь не выдающихся деятелей, было немало на государственной службе. На собраниях членов общества обсуждались планы цареубийства — меры, способной обеспечить переход России к конституционной форме правления. Но эти планы поддерживались не всеми. Некоторые члены Союза высказывались за мирную пропагандистскую деятельность с целью формирования благоприятного для намеченных ими перемен общественного мнения.

В 1818 г. на базе Союза спасения возникла более широкая по составу тайная организация — Союз благоденствия (около 200 человек). Убежденные, что «сила общественного мнения» правит миром, члены Союза стремились овладеть этой силой и использовать ее против самодержавия и крепостничества.

В этой связи вокруг Союза благоденствия действовали разнообразные литературные и иные общества, такие, как «Зеленая лампа» (ее членом являлся А. С. Пушкин), Вольное общество любителей российской словесности, Общество для распространения ланкастерских училищ и др. Состав Союза благоденствия в политическом отношении был довольно пестрым. В эту организацию входили и сторонники частичных улучшений существующих порядков, вовсе не склонные участвовать в антиправительственном заговоре, и приверженцы конституционной монархии (или даже республики), допускавшие или считавшие просто необходимыми для реализации своих планов насильственные акции. В 1821 г. на Московском съезде Союза благоденствия было принято решение о самороспуске этого общества с тем, чтобы отсеять случайные элементы. Московский съезд заложил основы для возникновения двух новых организаций — Северного и Южного обществ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Заговор во имя России. Восемь тайных обществ, пытавшихся изменить страну

XIX век в России можно назвать «веком тайных обществ». Идеи мыслителей эпохи Просвещения, которые легли в основу Великой Французской революции, пусть и в значительно меньшей степени, чем в Европе, проникали и в Российскую империю.

Первые годы правления императора Александра I, взошедшего на престол в 1801 году, были отмечены ожиданиями перемен среди передовой части русского общества. В известной степени «тайным обществом» можно было назвать и Негласный комитет, в который входили приближенные молодого монарха, обсуждавшие с ним проекты различных реформ.

Ожидания, однако, не оправдались. С течением времени политика Александра I становилась все более консервативной, что в немалой степени связано с борьбой с Наполеоном, который являл собой изменения, произведенные в Европе Великой Французской революцией.

Но если император пересмотрел свои взгляды, то молодые российские дворяне, заразившиеся идеями вольнодумства, отказываться от них не собирались. Разочарование в возможности проведения «реформ сверху» привело к созданию тайных обществ, в которых обсуждались возможности и методы изменений в России.

Император Александр I. Источник: Public Domain

«Союз спасения»

9 февраля 1816 года в Петербурге было учреждено тайное политическое общество, получившее название «Союз спасения». Это общество считается первой крупной организацией декабристов.

Основателями организации стали члены двух ранее существовавших объединений — «Священной артели» и «Семёновской артели». Эти кружки объединяли молодых дворян, преимущественно гвардейских офицеров, ратовавших за утверждение в России основного закона — Конституции. Среди организаторов «Союза спасения» были князь Сергей Трубецкой, а также гвардейские офицеры Александр Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы. К движению также примкнули и новые члены, не входившие в ранее существовавшие организации, в частности, Павел Пестель.

В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, «Союз спасения» был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Меньшинство выступало за вооруженный заговор и даже за цареубийство. Радикальное расхождение в отношении методов достижения целей привело к расколу и роспуску организации.

Павел Пестель. Источник: Public Domain

«Союз благоденствия»

В 1818 году бывшие члены «Союза спасения» создают новую организацию, названную «Союз благоденствия». В организацию входило более 200 членов. Целью «Союза благоденствия» провозглашалось христианское воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Тем участникам общества, что были включены в актив — «Коренную управу» — доверялась настоящая цель, которой являлась ликвидация крепостничества и установление конституционного строя.

Несмотря на то, что общество считалось тайным, о нем было известно императору Александру I, который даже был с знаком с уставом организации — так называемой «Зеленой книгой». До 1821 года он относился к нему лояльно, помня о собственных взглядах в период начала царствования. Однако затем, на фоне очередных революционных потрясений в Европе, Александр I приказал прекратить на территории страны деятельность всех масонских лож и тайных обществ.

«Союз благоденствия», к тому времени столкнувшийся с новыми серьезными противоречиями среди членов организации, принял решение о самороспуске. При этом наиболее доверенным членам было сказано — организация сохранится, но с меньшим числом участников.

«Северное общество»

Распад «Союза благоденствия» привел к созданию сразу двух декабристских тайных обществ — «Северного» в Петербурге и «Южного» в Киеве.

«Северное общество» в Петербурге, считавшееся более умеренным, возглавил Никита Муравьев. Лидер общества создал так называемую «Конституцию Никиты Муравьева». Согласно ей, Россия должна была стать федерацией из 13 держав и двух областей. Новой столицей был назван Нижний Новгород, в качестве законодательного органа должно было действовать двухпалатное «Народное вече». Государственным строем России предполагалась конституционная монархия, главой исполнительной власти объявлялся император, полномочия которого были существенно урезаны. «Конституция Никиты Муравьева» предполагала ликвидацию крепостного права, объявляла свободу слова, собраний, вероисповеданий, а также утверждала принцип равенства всех граждан перед законом.

«Северное общество» организовало и осуществило вооруженное выступление в Петербурге 14 декабря 1825 года.

После разгрома восстания и расстрела восставших полков из орудий, 61 человек из «Северного общества» был предан суду. Два члена «Северного общества» — Кондратий Рылеев и Петр Каховский — были повешены. Лидер «Северного общества» Никита Муравьев был осужден на 20 лет каторги.

Карл Кольман. «Восстание декабристов». Источник: Public Domain

«Южное общество»

Лидером более революционного «Южного общества» стал Павел Пестель, составивший свой проект Конституции, получивший название «Русская правда».

Пестель видел Россию единой и неделимой республикой, состоящей из 10 областей. Столицей Пестель также предлагал сделать Нижний Новгород. Высшая законодательная власть принадлежала однопалатному Народному вече, которое утверждало исполнительную власть — Державную думу в составе пяти человек.

«Русская правда» предполагала ликвидацию крепостного права, частичный передел пахотных земель в пользу крестьян, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию сословной системы.

В качестве способа достижения цели руководители «Южного общества» рассматривали военный переворот. Предполагалось захватить власть в столице, заставив императора отречься от престола.

«Южное общество» готовило вооруженное выступление в середине 1826 года, однако уже осенью 1825 года замыслы заговорщиков стали известны правительству. Неудачное выступление «Северного общества» в декабре 1825 года заставило «южан» действовать немедленно.

29 декабря 1825 года члены общества подняли восстание в Черниговском полку. В отличие от Петербурга, оно растянулось на несколько дней, но завершилось аналогичным образом — 3 января 1826 года повстанцы были разгромлены верными правительству войсками.

К суду были привлечены 37 членов «Южного общества», из которых трое — Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин — были повешены.

Из 4000 солдат, являвшихся рядовыми участниками вооруженных выступлений декабристов, был создан сводный полк, отправленный воевать на Кавказ.

«Кирилло-Мефодиевское братство»

Разгром движения декабристов лишь на время пригасил активность людей, недовольных политической системой России. Кружки вольнодумцев продолжали возникать, несмотря на крайне жесткие меры властей по отношению даже к тем, кто не вынашивал революционных идей.

В 1845 году по инициативе историка, поэта и публициста Николая Костомарова было создано антикрепостническое тайное общество «Кирилло-Мефодиевское братство». Оно объединяло студентов и преподавателей Киевского и Харьковского университетов.

Николай Костомаров. Источник: Public Domain

Братство основывалось на христианских и панславистских идеях и ставило задачей либерализацию политической и культурной жизни в Российской империи в рамках панславянского союза народов.

В состав намечавшейся всеславянской федерации должны были войти Украина, Россия, Польша, Чехия, Сербия и Болгария. Высшая законодательная власть должна была принадлежать двухпалатному сейму, исполнительная — президенту. Осуществления своих политических идеалов общество предполагало добиться мирным реформистским путем.

Кирилло-мефодиевцы пропагандировали свободу, равенство, братство как основу нового общества. Конкретные меры для достижения этого виделись в отмене крепостничества, ликвидации юридических отличий между сословиями, доступности образования для трудящихся.

Тайное общество насчитывало 12 членов, одним из которых стал украинский поэт и художник Тарас Шевченко.

Общество просуществовало около двух лет, и в 1847 году было разгромлено жандармами по доносу одного из студентов. Лидер общества Костомаров был отправлен в ссылку, Шевченко был отдан в солдаты, остальные члены братства также были подвергнуты тюремным наказаниями и ссылкам.

Тарас Шевченко. Источник: Public Domain

Петрашевцы

Одним из самых громких дел о тайных обществах в России в середине XIX века стало «дело петрашевцев» — участников регулярных политических дискуссий, проходивших с 1844 года в доме Михаила Буташевича-Петрашевского.

Петрашевцы не являлись революционной организацией в прямом смысле слова, это был скорее дискуссионный клуб, в котором изучалась запрещенная в России политическая литература и обсуждались идеи реформирования общества. Участники дискуссий пользовались библиотекой Петрашевского, часть которой составляли запрещенные в России книги по истории революционных движений, утопическому социализму, материалистической философии. Сам Буташевич-Петрашевский выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй.

В число петрашевцев входили молодые литераторы, самым известным из которых является Федор Михайлович Достоевский.

В 1848 году по инициативе Петрашевского участники дискуссий стали обсуждать возможность создания настоящего тайного общества, преследующего революционные цели, однако сформировать его не удалось из-за серьезных разногласий между участниками. Данный факт признало и следствие по «делу петрашевцев».

После раскрытия объединения были арестованы 40 человек, половина из которых была предана военному суду. «Горсть людей совершенно ничтожных, большей частью молодых и безнравственных, мечтала о возможности попрать священнейшие права религии, закона и собственности», — говорилось в судебных документах.

Все подсудимые были приговорены к смертной казни — расстрелу; но, принимая во внимание разные смягчающие обстоятельства, в том числе раскаяние всех подсудимых, суд счел возможным ходатайствовать об уменьшении им наказания. Наказание было действительно уменьшено, но самим приговоренным об этом не сообщили.

22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге состоялась инсценировка казни. Осужденные прошли через все предсмертные процедуры, троим завязали глаза и привязали к столбу. Лишь в последний момент был дан отбой, и приговор зачитан в окончательном виде. Петрашевский был приговорен к бессрочной каторге, Достоевский получил 4 года каторги с последующей отдачей в рядовые. Другие участники общества получили меньшие сроки наказания. При этом инсценировка казни серьезно повлияла на психику петрашевцев, часть из которых затем страдала психическими заболеваниями.

«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год. Источник: Public Domain

«Земля и воля»

В 1850–1860-х годах в России действовал целый ряд небольших тайных обществ, самым заметным из которых стало образованное в 1861 году общество «Земля и воля».

Идейными вдохновителями общества стали Александр Герцен и Николай Чернышевский. В число организаторов общества входили П.А. Ровинский, Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

Александр Герцен. Источник: Public Domain

Организация по меркам того времени была крупной — объединение кружков в полутора десятках городов в общей сложности насчитывало до 3000 членов.

Но просуществовало общество всего около трех лет. Причиной распада стали аресты ряда членов, а также раскол между либеральным и революционным крылом движения. Либералы полагали, что в условиях начатых Александром II реформ подготовка крестьянского выступления является делом ненужным и даже вредным. В результате в 1864 году общество «Земля и воля» было распущено.

В 1876 году тайное общество «Земля и воля» было вновь сформировано как народническая организация. В число его создателей вошли такие деятели, как Георгий Плеханов, Дмитрий Лизогуб, Александр Михайлов, позднее к ним присоединились Софья Перовская, Николай Морозов и другие.

В организацию входило около 200 членов, но в ее деятельность также было вовлечено большое количество сочувствующих.

Организация выдвигала следующие цели: передача всей земли крестьянам, введение полного общинного самоуправления, введение свободы вероисповеданий, предоставление нациям права на самоопределение.

Методы достижения целей делились на организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее одиозных представителей режима).

«Земля и воля» имела свой печатный орган, участвовала в организации студенческих и рабочих выступлений, занималась внедрением своих агентов в государственные структуры Российской империи.

Николай Чернышевский. Источник: Public Domain

«Народная воля»

К 1879 году в «Земле и воле» наметился раскол по вопросу об отношении к методам борьбы. Сторонники идей народничества, то есть эволюционного пути реформирования общества, сформировали организацию «Черный передел». В число умеренных вошли Георгий Плеханов, Вера Засулич, Павел Аксельрод, Анатолий Буланов и другие.

Многие из участников «Черного передела» дожили до двух революций 1917 года и испытали крайнее разочарование, считая приход к власти большевиков полной катастрофой дела, которому посвятили жизнь.

Радикальное крыло «Земли и воли» сформировало организацию «Народная воля», которая выступала за провоцирование революции в России путем совершения террористических актов против первых лиц государства.

1 марта 1881 года члены движения «Народная воля» совершили теракт, в результате которого был убит император Александр II. Спровоцировать революцию народовольцам не удалось — убийство монарха привело к усилению реакции, жертвами которой в первую очередь стали сами народовольцы.

Убийство царя Александра II. Источник: Public Domain

В марте 1881 года по делу об убийстве императора были приговорены к смертной казни народовольцы А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Т.Михайлов, Н.Рысаков. 3 апреля 1881 года все они были повешены на плацу Семеновского полка.

В 1886 году в Петербурге была сформирована «Террористическая фракция» «Народной воли». Ее члены готовили покушение на императора Александра III. Организация была раскрыта, а пять ее наиболее активных членов были повешены в мае 1887 года. Одним из казненных был Александр Ильич Ульянов — старший брат Владимира Ульянова, будущего лидера большевиков и главного организатора Октябрьской революции.

Время тайных обществ уходило, наступала новая эпоха с новыми методами.

Откуда взялся масонский заговор. Насколько опасны вольные каменщики?

Они владеют тайнами древности, проводят загадочные ритуалы и, разумеется, правят миром. Разберемся, кто такие масоны и почему их до сих пор боятся.

Кто боится масонов?

«Я верю в существование тайного мирового правительства», – заявили 45% участников опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Опрошенные подтвердили: по их мнению, некая организация или группа лиц контролирует действия властей многих государств и оказывает влияние на мировую политику.

Многие участники опроса не просто убеждены в этом, но и способны назвать тех, кто входит в организацию. Самые популярные варианты – политики, олигархи и масоны.

Во многом интерес и даже страх по отношению к тайным обществам подогревают СМИ. Материалы о масонах в российских СМИ появляются часто и вызывают у аудитории неизменный интерес.

Например, выпуск программы телеканала РЕН ТВ «Странное дело» о тайных обществах собрал более миллиона просмотров на YouTube. При этом другие выпуски передачи куда менее популярны: так, программу о путешествиях во времени посмотрели около 300 000 раз.

Заявления, которые звучат в передаче о тайных обществах, крайне провокационны. Один из экспертов программы, например, говорит: «Все мировые войны устроены масонами, тут нет никаких сомнений».

Во влияние масонов на политическую обстановку верят не только в России. Например, в период предвыборной гонки 2012 года во Франции два крупнейших еженедельных журнала посвятили тайному обществу несколько статей.

Издание L’Express вынесло на обложку заголовок «Масоны: как они манипулируют кандидатами», еженедельник Le Point откликнулся статьей «Масоны – нарушители границ».

Тема вызвала живой интерес: обычно в розницу удается продать около 73 000 экземпляров журнала L’Express, но статья о масонах помогла продать 80 000 копий. Сейчас автор статьи Франсуа Кох ведет на сайте еженедельника отдельный блог, посвященный масонству.

]]>]]>

Сам Кох говорит: «Эта тема никогда не перестает интересовать читателей. Тайна – вот что привлекает внимание».

Материалы о масонах стабильно вызывают интерес, а провокационные выводы лишь усиливают его. Издания постоянно конкурируют за аудиторию, поэтому отказываться от такого надежного способа привлечь читателей невыгодно.

Традиционные СМИ переживают сложный период: часть их потенциальной аудитории уходит в Интернет, так что редакции и дальше будут обращаться к теме масонства как к надежному источнику читательского внимания.

]]>]]>

Легенда о масонах

Когда же появилось масонство? Сами масоны возводят историю своего общества к незапамятным временам – строительству храма Соломона.

Согласно легендам, строители храма образовали братство для взаимной поддержки и передачи знаний об архитектуре. С библейской эпохой связаны основные мифологические сюжеты масонства, например, легенда о смерти мастера Хирама.

Согласно преданию, Хирам руководил строительством храма Соломона. При нем работников разделили на три разряда – учеников, подмастерьев и мастеров. Труд оплачивался в зависимости от того, к какому разряду принадлежал работник. Мастера, разумеется, получали больше всех.

Для каждой «ступени» Хирам разработал особые знаки и пароли: когда наставало время получать оплату за работу, строитель с их помощью подтверждал, что относится к одному из разрядов. Это и привело к смерти Хирама: однажды трое рабочих решили силой выпытать у него пароль, по которому оплату получали мастера.

]]>]]>

Согласно другой распространенной версии, учеников не интересовали деньги – они хотели выведать тайну архитектурной и мировой гармонии, которой владел лишь великий мастер Хирам.

Каковы бы ни были причины, когда архитектор отказался выдать тайну, рабочие убили его и похоронили в лесу. На могиле убийцы оставили ветку акации, которая пустила в землю корни – так другие братья-строители узнали, где похоронен Хирам.

В этой легенде «зашифрованы» основные принципы масонства.

Братья делятся на учеников, подмастерьев и мастеров – каждая степень отражает, насколько полноценно участник вовлечен в жизнь братства. Масоны обмениваются знаниями между собой, при этом сохранение тайны знания принципиально важно.

Члены общества проводят ритуалы и находятся в поиске смысла масонских символов. Например, ветвь акации символизирует и возрождение после смерти, и чистоту, и святость.

Размышление над символами – важный путь продвижения по иерархии степеней: открывая новые трактовки, ученик становится подмастерьем, а в дальнейшем – мастером.

Важно, что у масонов нет единых догматов, поэтому толкования символов могут заметно отличаться. Также легенда о Хираме легла в основу ритуала посвящения масона в степень мастера.

От легенды к истории

Историки масонства сходятся во мнении, что легенда о Хираме – чисто символическое повествование, и истоки масонства следует искать гораздо позже. Обычно началом масонства считают средневековые братства каменщиков, что согласуется и с названием общества (англ. freemasons и франц. franc-maçons означают «вольные каменщики»).

В Средние века каменщики объединялись вокруг больших строек. Например, многие соборы строились столетиями, и работники компактно селились неподалеку от площадки. Считается, что само слово «ложа», которым сейчас называются масонские объединения, происходит от английского lodge: так называли помещения, где хранились инструменты.

Со временем объединения строителей приобрели цеховую организацию. Появились строгие правила, которые регулировали прием новых членов в братство, разрешение конфликтов между братьями, порядок оплаты работ и выплаты компенсаций при несчастных случаях на стройке.

Как и другие средневековые профессиональные объединения, цехи материально поддерживали братьев, попавших в трудную ситуацию.

С окончанием масштабного строительства соборов, к XVII–XVIII векам, объединения каменщиков постепенно пришли в упадок. В Англии в братства все чаще вступали те, кто не имел отношения к строительству, их называли «сторонними каменщиками». Это были богатые и просвещенные люди.

В середине XVII века в ложу вступил антиквар Элиас Эшмол – его коллекция легла в основу старейшего общедоступного музея Великобритании. В конце столетия масоном стал король Англии Вильгельм III Оранский.

Историки предполагают, что именно «сторонние каменщики» решили создать новые просветительские общества в «оболочке» существующих братств каменщиков, чтобы не привлекать лишнего внимания властей.

Политическая обстановка в Англии в конце XVII века была неспокойной, в 1688 году произошел очередной государственный переворот, названный Славной революцией. При нестабильности в обществе собрания любого рода вызывают подозрения, поэтому братства строителей могли стать камуфляжем для встреч просвещенных и обеспеченных «сторонних каменщиков».

От средневековых строителей масоны унаследовали многие свои символы. Знаменитые циркуль и наугольник обозначают обучение, умение проводить границы и распознавать истину. Белый фартук ученика символизирует высокие этические стандарты, которыми должен руководствоваться масон.

Современную историю масонства отсчитывают с 24 июня 1717 года. Тогда представители четырех лондонских лож собрались в таверне «Гусь и вертел» и приняли решение создать объединенную Великую ложу Лондона и Вестминстера.

Малые ложи продолжали работать, как прежде, но начиная с 1717 года их участники проводили ежегодные совместные собрания, где обменивались опытом. Эту схему повторяет и современное масонство – у масонов нет центральной управляющей организации.

Несколько масонских лож на определенной территории объединяются в Великую ложу. При этом такая лидирующая организация не может существовать сама по себе, ее обязательно должны признать другие Великие ложи.

Таким образом ложи оказываются связаны международными отношениями, во многом похожими на дипломатические. Каждая ложа может проводить собственные ритуалы и по-своему толковать масонские символы.

Чем заняты масоны?

Для начала разберемся с определением понятия «масонство». Согласно толковому словарю под редакцией С. И. Ожегова, масонство – это «религиозно-этическое течение с мистическими обрядами, обычно соединяющее задачи нравственного самоусовершенствования с целями мирного объединения человечества в религиозном братском союзе».

Представить, в чем заключалось «нравственное самоусовершенствование», позволяют источники: воспоминания, письма и личные дневники масонов, в том числе российских.

Подробнее об этом в интервью Naked Science рассказала заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Государственного музея истории религии, кандидат философских наук Марина Птиченко.

]]>]]>

По словам Марины Птиченко, «у вновь принятого брата был наставник, который помогал ему идти по пути самовоспитания. Масон должен был вести ежедневные дневниковые записи и периодически отчитываться наставнику о проделанной работе. Человек должен был стараться “проживать” каждый свой день – рефлексировать, думать над своими действиями и мыслями в конце дня. <…> Следовало также размышлять о полезном чтении: какая из книг оказала на него наибольшее влияние, произвела наибольшее впечатление, и почему, какие струны души затронула.

Таким образом, масон должен постоянно давать себе труд размышлять над собой и своими действиями, одновременно “оттачивая” и воспитывая сам себя. Существуют очень трогательные дневники, в которых какой-нибудь помещик, владевший сотнями крепостных душ, записывал в дневник: “Сегодня я предавался гневу, мне очень стыдно” и т. д.»

Рефлексия важна и для современных масонов.

Еще одно проявление масонской деятельности – написание так называемых «зодческих работ». Жанры этих работ традиционны: доклад, статья, эссе, обзор, перевод. Согласно информации на сайте Великой ложи России, темами работ могут стать проблемы истории, философии и символики масонства. Тексты зачитывают на собраниях ложи, некоторые из них можно найти в открытом доступе в Интернете.

Исторически деятельность масонов связана с благотворительностью и просвещением. Многие просветители XVIII века входили в масонские ложи, в том числе и российские. Масоном был, например, Николай Новиков, прославившийся не только изданием сатирических журналов, но и публикацией редких исторических источников.

Марина Птиченко говорит: «Сегодня никакой особенной тайны вокруг масонства уже нет: мы знаем, как проходят ритуалы, известны даже некоторые слова-пароли, с помощью которых масоны узнают друг друга (хотя периодически они их меняют) и т. д. В Интернете публикуются зодческие работы масонов, а специальные ложи занимаются историей масонства и тоже публикуют результаты своих исследований».

Чего масоны не касаются на своих собраниях? Как ни странно, политических вопросов. Прямой запрет на обсуждение политики в ложах закреплен в «Конституциях Андерсона».

Британский масон Джеймс Андерсон начал составлять этот документ после появления Великой ложи Лондона и Вестминстера в 1717 году, в 1723 году книгу издали в Англии. Она содержит историю масонства и базовые правила, которых придерживаются все масоны.

Как возник миф о масонах-заговорщиках?

Секретный характер масонских лож и их широкие международные связи с самого начала вызывали подозрения властей. Запрещать деятельность лож начали еще в середине XVIII века.

В Голландии масонские собрания запретили в 1735 году, в Швеции – в 1738-м, в Цюрихе – в 1740-м. Несколько булл и энциклик римских пап посвящены осуждению масонов как опасной секты, первый такой документ вышел в 1738 году.

Критика в адрес масонов усилилась после Великой французской революции. В 1797 году вышла книга аббата Огюстена Баррюэля «Памятные записки к истории якобинства».

Автор утверждал, что к революции привел «тройной заговор». В нем, по мнению Баррюэля, участвовали три группы возмутителей спокойствия.

Первых он называл «софистами безбожия» – это были философы-атеисты эпохи Просвещения. Вторые, «софисты возмущения», – основоположники либерализма Жан Жак Руссо и Шарль Луи Монтескьё, выступавшие за естественную свободу личности, разделение властей и равенство перед законом. Интересно, что и Руссо, и Монтескьё были масонами. Третьи, «софисты безначалия», – это масоны и баварские иллюминаты, призывавшие, по словам Баррюэля, к полному упразднению государств во имя всемирного братства людей.

]]>]]>

Баррюэль считал, что «софисты» не только стремились насаждать атеистические взгляды и идеи равенства, но и хотели со временем разрушить все формы политической и общественной организации, следующие моральным принципам католической церкви.

С точки зрения автора «Памятных записок…», они были «режиссерами» революции, создав систему, которая привела к свержению монархии.

Тройная структура заговора укладывалась в формулу «свобода, равенство и братство» – Баррюэль считал, что в этих словах и заключается тайное знание масонов.

Аббат утверждал: сама структура тайных обществ, состоящих из отдельных лож, помогает сохранять заговор в секрете. Свой вывод он иллюстрировал историей баварских иллюминатов — философско-мистического объединения последней трети XVIII века.

Иллюминаты действительно призывали к радикальным политическим реформам. Образовалось это объединение в 1776 году независимо от масонства, но с начала 1780-х иллюминаты стали вступать в масонские ложи, чтобы использовать их популярность для распространения своих идей. В 1785-м деятельность баварских иллюминатов официально запретили.

«Запрещение иллюминатов баварскими властями в 1785 г. и публикация секретных документов ордена, попавших в руки полиции, вызвали настоящую панику как среди самих масонов, внезапно узнавших, что их пытались сделать орудиями в опасной игре, так и среди их традиционных противников», – пишет российский историк и литературовед Андрей Зорин.

Несмотря на запрещение деятельности баварских иллюминатов, Баррюэль считал, что существует множество других «ячеек» общества, которые втайне продолжают работу и намерены полностью разрушить политическую систему Европы.

Европейцы были напуганы революцией и последовавшими войнами, и многие горячо поддержали теорию аббата Баррюэля.

«Памятные записки…» обсуждали в крупнейших политических и литературных журналах, а спустя два года после публикации книгу перевели на английский, и вплоть до ХХ века регулярно переиздавали.

Спустя год после выхода «Памятных записок…» британский физик Джон Робинсон выпустил труд под названием «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы», повторяющий большинство заявлений Баррюэля. Обе книги вызвали мощную волну обсуждений и подражаний.

И Баррюэль, и Робинсон не старались разграничить информацию о масонах, иллюминатах и других тайных обществах. Чем популярнее становились книги, тем отчетливее вырисовывался единый образ заговорщика, в котором слились все отрицательные черты.

Поскольку масонство было самым старым и известным течением и имело представительства во многих странах Европы, этот образ в сознании европейцев прочно связался именно с масонством.

Еще одно явление, которое повлияло на репутацию масонов – антисемитизм. Масоны в своих ритуалах и обсуждениях часто обращались не только к ветхозаветной символике, но и к истории и символике каббалы, мистического течения в иудаизме.

Поэтому массовое сознание связало между собой иудеев и масонов. Так исторически сложившееся негативное отношение к иудеям отчасти отразилось и на масонстве.

Наследники аббата Баррюэля

Современные теории заговора повторяют многие положения книги Баррюэля и высказывания антисемитов XIX и XX веков.

Например, читаем в книге экономиста и публициста Олега Платонова «Россия под властью масонов», вышедшей в издательстве «Русский вестник» в 2000 году: «Масонство во всех его проявлениях – тайное преступное сообщество, преследующее цель достижения мирового господства на началах иудаистского учения об избранном народе. Русская Православная Церковь всегда осуждала масонство, справедливо считая его проявлением сатанизма. <…> Масонство всегда было злейшим врагом человечества, тем более опасным, что пыталось свою тайную преступную деятельность прикрывать завесой лживых рассуждений о самосовершенствовании и благотворительности. <…> Масонское влияние было одним из главных факторов во всех войнах, революциях и великих потрясениях XVIII–XX веков».

]]>]]>

В своей книге Платонов утверждает: «Обычный масонский ритуал в наше время отходит на второй план. Большая часть “масонской работы” осуществляется уже не в традиционных масонских ложах, а в различных закрытых организациях масонского типа».

К этим организациям автор относит в том числе и ПЕН-клуб, международную правозащитную организацию, объединяющую писателей, поэтов и журналистов.

Публицист делает множество крайне смелых заявлений. Как и аббат Баррюэль в конце XVIII века, он смешивает множество понятий в единый образ заговорщика. Платонов соединяет понятие «масонской ложи» с расплывчатыми определениями «закрытых организаций масонского типа» и «мировой закулисы» и утверждает, что российских масонов финансирует ЦРУ.

Также он заявляет, что масоны стоят за обвальным падением рубля в 1994 году («Черный вторник») и несколькими войнами конца ХХ века.

При этом Платонов не приводит доказательств своих утверждений. В списке литературы, использованной при подготовке книги, всего 21 источник, из них 15 – публикации в СМИ. Также в списке знаменитая книга Нины Берберовой «Люди и ложи», написанная для широкого круга читателей, и всего два документа из архивов.

Один из оставшихся источников озаглавлен так: «Материалы специальных аналитических разработок (по данным внутренней масонской информации)». Платонов не приводит ни автора, ни выходных данных «специальных аналитических разработок».

На такие «неназванные источники» автор ссылается неоднократно. Книга претендует на высокий уровень анализа сложнейших политических проблем, но при этом не использует в качестве источника ни одной научной работы.

Ежегодно в России и за рубежом выходят сотни книг о теориях заговора, построенных по той же схеме: вольное смешение понятий, не подкрепленные фактами громкие заявления, отсутствие научной базы.

Так кого же бояться?

Образ масона-заговорщика активно используется по всему миру. В 2007 году американец Эдвард Льюис Браун призвал сограждан не платить федеральный подоходный налог – по его мнению, за повышением сбора стояли масоны и иллюминаты.

Без «вольных каменщиков» не обходятся многие популярные во всем мире теории заговора. Масонов обвиняют в убийстве Джона Кеннеди, фальсификации фотографий с Луны и сотрудничестве с рептилоидами. Абсурдность этих идей не мешает их популярности.

Марина Птиченко говорит: «Я думаю, что обществу, наверное, просто нужна вера в какую-то легенду, нужен образ врага, потому что действительность отличается от наших представлений о том, как должно быть».