Т 34 фото танка

Танк Т-34: подробности внутреннего устройства

22.02.2020 Танк Т-34 стал массовым памятником воинской доблести

Советский танк Т-34 в сознании всех жителей стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, неразрывно связан с Великой Отечественной войной. Этот танк являлся непременным участником практически всех значимых сражений. Его появление на поле боя даже в первые, самые тяжёлые для СССР годы войны, почти всегда становилось для вражеских войск большой проблемой и наносило им потери.

Танки Т-34 многим знакомы «вживую», они в качестве памятников установлены во множестве населённых пунктов, причём не только по всей России или Беларуси, но и в целом ряде других стран, включая даже Германию, Польшу и Эстонию. Внешний облик «тридцатьчетвёрки» стал одним из наиболее узнаваемых символов Победы.

Но даже при столь широкой известности Т-34, постоянно подпитываемой фильмами и публикациями на тему Великой Отечественной войны, множество людей затрудняется точно сказать, как именно устроен этот танк внутри, сколько человек составлял его экипаж и как распределялись функции каждого из танкистов в бою.

Внутреннее устройство танка Т-34

Внутреннее пространство кабины танка Т-34 делилось на две части. В средней части корпуса, непосредственно под башней, находилось боевое отделение, а впереди него было размещено отделение управления.

Вид на отделение управления

«Тридцатьчетвёрки», действовавшие на фронте в начале и в конце войны, сильно различались между собой как снаружи, так и изнутри. С весны 1944 года в войска начали поступать танки Т-34-85 с заметно увеличенной в размерах башней, в которой устанавливалась 85-миллиметровая пушка взамен прежней калибром 76 мм.

Схематический макет башни Т-34-85

Танки Т-34-76, на долю которых пришёлся самый трудный период войны, сохранились к настоящему времени в считанных количествах, хотя реставраторы смогли весьма достоверно восстановить не один такой танк. Но следует помнить, что в подавляющем большинстве фильмов о Великой Отечественной войне, невзирая на показываемый её период, фигурируют именно Т-34-85.

Экипаж и его взаимодействие

Экипаж танка Т-34 в начальный период войны насчитывал 4 человека: по двое а каждом из отделений. В танках Т-34-85 он увеличился до 5 человек: более просторная башня позволила добавить в состав экипажа наводчика, функцию которого ранее выполнял командир танка.

Общий вид на боевое отделение с места командира танка. Слева — прицел пушки и механизмы, управляющие поворотом башни и вертикальной наводки. Справа от казённой части орудия видны магазины для спаренного пулемёта ДТ калибра 7,62 ммОбщий вид на место командира в Т-34-85. В таких танках радиостанция располагалась в башне, слева от места командира

Место командира

Командир четырёхместного танка Т-34-76 управлял стрельбой самостоятельно, и лишь после модернизации танка смог сосредоточиться на наблюдении за внешней обстановкой и руководстве действиями экипажа. Его место в более просторной по сравнению с прежними танками башне Т-34-85 располагалось за спиной наводчика чуть ближе к центру.

Для обзора поля боя на Т-34 использовалось наблюдательное устройство МК-4

Командирская башенка Т-34-85 находилась над сиденьем командира на крыше башни. В её боковых стенках имелось пять смотровых щелей с защитными стеклами, обеспечивавшими круговой обзор при неподвижной башне.

Место наводчика

Наводчик Т-34-85 в то время часто именовался «командиром орудия». Его место в башне располагалось с левой стороны.

Вид на место наводчика

Пушка со спаренным пулемётом Т-34 наводилась на цель вращением ручек на маховиках, приводивших в действие механизм поворота башни и перемещения орудия в вертикальной плоскости. На фотографии первый из маховиков (белого цвета) слева и чуть выше.

Перископический прицел наводчика Т-34 обеспечивал четырёхкратное увеличение

Место заряжающего

Заряжающий располагался справа от казённика пушки. Вес подаваемых им в казённик 85-миллиметровой пушки боеприпасов составлял от 5,4 кг для подкалиберного до 9,5 кг для осколочно-фугасного снаряда.

Вид с места заряжающего Т-34

Место механика-водителя

Сиденье механика-водителя находилось в отделении управления спереди слева. Доступ к нему мог производиться также через бронированный люк в лобовой части корпуса.

Вид на место механика-водителя

Для управления движением танка применялось три рычага и три педали. Два рычага служили для выполнения танком поворотов, временно блокируя движение гусениц с нужной стороны. Ещё один рычаг переключал передачи 5-ступенчатой КПП. Педали управления танком Т-34 при нажатии приводили в действие впрыск топлива, сцепление и тормоз.

Приборная панель механика-водителя Т-34

Место стрелка-радиста (пулемётчика)

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для так называемого «курсового» пулемёта ДТ калибра 7,62 мм Радиостанция Т-34

В восстановленном реставраторами Т-34-76 рация размещена на её штатном месте — справа по борту кабины. Хотя в первые два года войны советские танки редко оборудовали радиосвязью.

Фото и видео

Видео-экскурсий по внутреннему устройству Т-34 существует довольно много.

Некоторые из них:

Боекомплект, ремонтный комплект, огнетушители

Схема размещения боекомплекта Т-34

Штатный боекомплект танка Т-34 составлял от 56 до 60 снарядов, в зависимости от их типов. Снаряды размещались в креплениях на стенах кабины, в стеллажной укладке башни и в ящиках над днищем. Под 7,62-мм патроны имелось 30 магазинов, гнёзда для которых также рассредоточены в нескольких местах.

Стеллажные полки под снаряды в башне музейного Т-34-85 пусты. Но в реальном танке они были заполнены целиком, а остальное пространство башни занимали части ремкомплекта Один из ящиков разнообразного ЗИПа Т-34 4 диска с патронами к спаренному пулемёту и смотровая щель у места заряжающего Основная часть 7,62 мм патронов размещалась возле носового стрелка-пулемётчика

На этом Т-34 фото показывает один из двух огнетушителей, размещённых по бортам корпуса танка. Ручные огнетушители тех времён были крайне неэффективны, с 1944 года в Т-34 их сменила автоматическая противопожарная система на основе стационарных углекислотных огнетушителей.

Танк Т-34

Подробное описание

Вооружение

Применение

Варианты танка Т-34

Более детальное описание Т-34

Шасси и подвеска.

Шасси танка Т-34, выполненные на основе системы Кристи, имели пять пар больших катков с промежутком между второй и третьей парами. Подвеска каждого катка была независимой и подвешивалась перпендикулярно на винтовой пружине внутри корпуса. Ведущая звездочка устанавливалась сзади, что снижало уязвимость. Та же система применялась на машинах серии БТ. Ведущие звездочки вращали широкие литые гусеницы из марганцовистой стали с центральными направляющими шипами, расположенными на чередующихся траках. Широкие гусеницы давали небольшое удельное давление на грунт, не превышающее 0,7-0,75 кг/см2. У британских, немецких и американских танков величина этого параметра составляла 0,95-1,0 кг/см2. Надгусеничные полки закрывали верхнюю часть системы подвески и выступали на 25 см в передней части корпуса и на 10 см — в задней. Подвеска позволяла танку Т-34 сохранять высокую скорость даже при движении по сильно пересеченной местности, в то время как широкие гусеницы танка массой 28,3 т давали возможность двигаться по грязи и глубокому снегу.

Корпус и бронирование.

Корпус, спроектированный Николаем Кучеренко, нависал над гусеницами и имел наклонные борта. Он сваривался из катаных листов гомогенной стали. Толщина брони корпуса спереди составляла 45-мм, 40-мм с тыла и 20-мм сверху. Качество сварки было очень плохим, но не настолько, чтобы допускать разрушения сварных швов. Передний броневой лист толщиной 45-мм, установленный под углом 60 градусов, не имел никаких отверстий, за исключением люка механика-водителя и амбразуры шаровой пулеметной установки. В люке механика-водителя имелся перископ. Наклонная броня давала отличную защиту от снарядов и по защитным свойствам была эквивалентна вертикальной бронеплите толщиной 75-мм. Фактически танк Т-34 был самым неуязвимым в 1941 году. Крыша задней части корпуса за башней была слегка приподнята, на ней были размещены жалюзи моторного отделения и выхлопные трубы. Верхняя задняя плита и крышка двигателя крепились винтами. В случае необходимости замены двигателя или трансмиссии их можно было снять.

Двигатель.

Двигатель располагался в задней части корпуса и представлял собой V-образный четырехтактный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, первоначально разработанный для танка БТ-7М. Данная версия двигателя объемом 3,8 литра была модернизирована под Т-34. При 1800 об/мин развивал мощность 493 л.с. Соотношение мощность/масса составило 18,8 л.с. на тонну, что позволяло танку Т-34 развивать скорость 54 км/ч на шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности в зависимости от ее характера при среднем расходе топлива 1,84 л/км. При движении по шоссе этот параметр значительно улучшался. Двигатель В-2 позволял также значительно увеличить запас хода Т-34 (до 464 км) по сравнению с танками, имевшими обычные бензиновые двигатели внутреннего сгорания. Главный топливный бак находился внутри корпуса, четыре вспомогательных бака цилиндрической формы — на бортах и два бака меньших размеров — на корме. Трансмиссия располагалась в кормовой части корпуса и не загромождала боевое отделение и отделение управления. В начале войны трансмиссия была ненадежной, поэтому некоторые экипажи возили запасные трансмиссии, привязывая их тросами к моторному отделению.

Башня.

Все модели танка Т-34 имели низкую башню. Хотя низкий силуэт башни был полезен в бою, он ограничивал склонение стволов основного и вспомогательного вооружения, особенно на обратном уклоне или при стрельбе на короткой дистанции. Кроме того, внутри башни было тесно. Из отделения управления можно было сразу попасть в башню. На более поздних моделях к башне и корпусу стали приваривать поручни для десанта.

Типы башен танка Т-34 образца 1943 года

Механик-водитель и органы управления.

Место управления было отделено от моторного отделения перегородкой. Рабочее место механика-водителя располагалось в левой части корпуса. Оно было оснащено большим люком, закрепленным на шарнирах. В люке имелся перископ для наблюдения. Механик-водитель управлял танком с помощью системы с бортовым фрикционом и тормозом. Управление системой осуществлялось посредством двух управляющих рычагов и рычага переключения передач, а также педалями сцепления и ножным тормозом. Рычаги соединялись с трансмиссией в кормовой части с помощью металлических тяг, проходящих вдоль днища ганка. Для управления танком Т-34 надо было прикладывать больше физических усилий, чем для управления машинами западного производства, на которых трансмиссия и коробка передач располагались рядом друг с другом. Механикам-водителям танков Т-34 часто приходилось пользоваться деревянным молотком, если рычаги заедало. Четырех-скоростную коробку передач на 100 последних танках Т-34 образца 1943 года сменила пятискоростная. В результате стало легче переключать передачи и увеличивать скорость танка. В полу находились педали впрыска топлива, сцепления и тормоза. В днище имелась педаль (часто называемая «десантной»), которая позволяла остановить танк. Имелись также два баллона с сжатым воздухом для запуска двигателя при низких температурах.

Стрелок-радист.

Рабочее место стрелка-радиста располагалось справа в передней части корпуса. Люк для покидания машины находился в днище прямо перед стрелком-радистом. Вооружение стрелка-радиста состояло из 7,62-мм танкового пулемета Дегтярева в шаровой установке с углом горизонтальной наводки 24 градуса и вертикальной наводкой от -6 до +12 градусов. Пулеметы, устанавливаемые на танки образца 1942 года, оснащались бронемаской. Несмотря на то что в начале войны на большинстве танков Т-34 радиостанции отсутствовали и из-за острого дефицита личного состава место радиста пустовало, количество оснащенных рациями танков постоянно росло. В 1941 г. машины командиров танковых рот оснащались радиостанцией 71-ТК-З. Предпринимались усилия по оснащению радиостанциями танков командиров взводов. В течение первых двух лет войны применялись также рации 71-ТК-1. Положение улучшилось, когда в конце 1942 г. началось массовое применение радиостанций 9-Р. Хотя радиус действия этих радиостанций составлял 24 км, в движении они были эффективны на расстоянии 8 км.

Немцы, уделявшие повышенное внимание обеспечению экипажей устойчивой радиосвязью, отмечали низкое качество тактического взаимодействия советских машин. Из-за отсутствия радиосвязи русским приходилось полагаться на сигналы флажками. В люке башни предусматривалось даже специальное отверстие для подачи сигналов с помощью флажков. На практике это было очень неудобно — командир взвода был слишком занят управлением собственным танком и стрельбой. Часто он просто давал команду другим экипажам следовать за ним. Ситуация улучшилась, когда объем производства радиостанций увеличился, и к лету 1943 года 75-80 процентов всех машин уже были ими оснащены. Внутренняя связь между членами экипажа осуществлялась с помощью системы ТУП. Танковые шлемы были оборудованы наушниками и горловыми микрофонами.

Командир танка и заряжающий.

Главным недостатком всех танков Т-34 была плохая эргономика башни. В башнях немецких машин находились три человека: стрелок, заряжающий и командир танка, отвечавший за наблюдение за местностью, управление экипажем и координацию действий с остальными танками подразделения. Совсем другая ситуация имела место в тесных, рассчитанных на двоих башнях Т-34. Командир имел те же задачи, что и немецкий, кроме того, он должен был вести огонь из пушки. Это — само по себе серьезное дело, которое отвлекало командира от выполнения его командирских обязанностей. Заряжание также занимало много времени. Несмотря на это, советское командование провело короткий и неудачный эксперимент, возложив ответственность за заряжание орудия вместо стрельбы на командира танка. Члены экипажа, по долгу службы находившиеся в башне, сидели на сиденьях, свешивавшихся с башенного погона. Командир сидел слева от орудия, а заряжающий, который должен был также стрелять из спаренного с пушкой пулемета, справа.

Качество оптического оборудования танка Т-34 уступало качеству оборудования немецких танков. Главный 2,5-кратный телескопический прицел ТОД-6, который устанавливали на первые модели Т-34, был позже заменен на прицел ТМФД. Танки, уходившие в бой прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода осенью 1942 года, часто вообще не имели прицелов. Они могли стрелять только прямой наводкой. Прицеливание осуществлялось заряжающим прямо через ствол. Для наблюдения за окружающей местностью командир и заряжающий использовали перископ ПТ-6. Позже стали применяться перископы ПТ-4-7 и ПТ-5. Из-за вызванного войной дефицита часто перископы для заряжающих не устанавливались. Поле зрения перископа было очень узким, и его не могли увеличить отверстия в броне, сделанные на уровне плеч командира и заряжающего. Под отверстиями для наблюдения находились амбразуры для стрельбы из пистолета, еще одна амбразура. На более поздних моделях Т-34 эти амбразуры отсутствовали.

Многие немецкие командиры экипажей предпочитали вести бой, высунув голову из люка. Это обеспечивало им обзор на 360 градусов. Если бы это попытался сделать командир Т-34, то большой открывающийся вперед люк почти полностью перекрыл бы ему обзор. Ему пришлось бы сидеть прямо на башне, не только рискуя попасть под огонь противника, но и получить удар очень тяжелым люком. Размер люка был такой, что, будучи открыт, он открывал и заряжающего. Танки Т-34 образца 1943 года имели отдельные люки для командира и заряжающего, но только на последних моделях устанавливались приборы наблюдения, обеспечивавшие обзор на 360 градусов. Сама башня первоначально изготавливалась из катаного листа с пушкой в литой люльке. На модели 1941 года литую люльку заменили угловой люлькой на болтах. В 1942 г. на вооружение приняли литую башню с толщиной брони 52-мм, хотя она ничем не отличалась от башни из катаного листа.

Средний танк Т-34 образца 1940 г. (Т-34-76)

Характеристики приведены для двух модификаций танка Т-34 — образца 1940 г. и образца 1942-43 г. Где они разнятся, характеристики указаны через дробь.

Анализируя опыт гражданской войны в Испании, советское руководство пришло к простому выводу: не смотря на то, что советские танки Т-26 и БТ-5 превосходят немецкие по всем параметрам, общая проблема и тех и других заключается в довольно слабом бронировании, без проблем пробиваемом 45-мм и даже 37-мм пушками. Также, чрезвычайно опасной и капризной в боевых условиях частью танка оказался бензиновый двигатель — пары бензина легко воспламенялись (а если учесть, что авиационный «либерти» БТ-5 питался только высокооктановым топливом…), после чего участь танка была предрешена.

Основываясь на этих выводах Автобронетанковое Управление РККА к 13 октября 1937 сформулировало тактико-технические требования к новому перспективному танку, который в конце 30-х годов должен был придти на смену существующих танков серии БТ (чтобы не повторяться, читайте статью о непростом пути от БТ-7 к Т-34).

Т-34 образца 1940 г. «Округлые» контуры и маленькая башня выделяют его на фоне других моделей

6 марта 1940 г. два опытных экземпляра танка Т-34 с демонтированным вооружением в сопровождении двух тягачей убыли с территории заводского полигона в Харькове и спустя 6 дней, 12 марта, первый из них прибыл в подмосковный Серпухов. Машины проделали впечатляющий путь своим ходом, практически идя по прямой, через совершенно непроходимые места. Этот беспримерный поход был задуман как самое красноречивое доказательство надежности новой машины и своё дело он сделал.

31 марта 1940 г. Государственный комитет обороны принял решение о серийном производстве среднего танка Т-34.

Примечание: правильнее звучит конечно «Т-34 образца 1940 г.», но для простоты его часто называют Т-34-76 из-за калибра пушки. В то время как Т-34 образца 1943 г., по тому же принципу зовут Т-34-85.

Компоновка и устройство танка Т-34 образца 1940, г.

Танк имел компоновку классического типа: отделение управления находилось в передней части бронекорпуса, боевое отделение — в его средней части и в двухместной бронированной башне, силовое отделение располагалось в кормовой части машины.

Экипаж танка состоял из четырех человек. Командир танка, он же выполнял функции наводчика орудия, располагался в башне слева от орудия, заряжающий находился также в башне справа от пушки. Рабочие место механика-водителя было оборудовано в передней носовой части бронекорпуса, справа от него располагался стрелок-радист.

Бронекорпус несущего типа, сварной, собирался из бронеплит и стальных листов толщиной 13, 15, 16, 40 и 45 мм. Лобовые листы толщиной 45 мм были расположены под рациональными углами наклона в 53° и 60° к горизонтал­ьной оси корпуса. Бронелисты верхней части бортов располагались под углом в 40° и имели толщину 40 мм, нижние бронелисты бортов корпуса располагались вертикально и были толщиной 45 мм. Кормовые бронелисты располагались под углами в 45° и 47° и имели толщину 40 мм. Крыша бронекорпуса изготовлялась из листов толщиной 16-20 мм, днище из 13 мм листов.

танк Т-34 обр. 1942 с разных ракурсов

С 1943 г. все кормовые листы стали изготовлять толщиной 45 мм, передний лист носовой части днища — 20 мм.

Трансмиссия Т-34-76 состояла из четырехсту­пенчатой коробки передач, многодискового главного фрикциона, механизма поворота и двух одноступенчатых бортовых передач. В начале 1943 г. на танке стали устанавливать пятиступенчатую коробку передач.

Подвеска танка состояла из пяти опорных катков диаметром 830 мм, ведущего катка, расположенного в кормовой части и ленивца, расположенного впереди. Катки могли различаться по способу изготовления (литые и штампованные) и виду амортизации.

Башня танка Т-34 обр.1940 г.

Башня танка первоначально изготавлив­алась из 45-мм броневых плит, 13-мм и 15-мм стальных листов сварным способом, она имела форму близкую к шестигранной, толщина боковых, лобовой и кормовой бронеплит достигала 45-мм, крыша башни изготавливалась из 15-мм стальных листов, днище — из 13-мм.

В конце 1940 г. башни Т-34 стали изготавливаться методом литья, крыша башни по прежнему выполнялась из 15-мм стальных листов и крепилась к башне с помощью сварки. Толщина стенок литой башни в лобовой, кормовой и боковых проекциях достигала 52-мм.

Т-34 образца 1942 года. Обратите внимание на характерную пушку — отличительный признак этой модели

С 1942 на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ, ныне ОАО «Уралмашзавод» г. Екатеринбург) была разработана и серийно выпускалась башня выполненная методом штамповки (т.н. «штампованная » башня), отличавшаяся от других по внешнему несколько скругленной формой граней. В конце 1942 г. был разработан улучшенный вариант башни. По форме она приближалась к правильному шестиугольнику, за что и получила неофициальное название «гайка» и имела увеличенный внутренний объем.

С 1943 г. на новые башни стали устанавливать командирские башенки. На башне танка с обоих бортов были установлены перископические смотровые приборы (до начал 1942 — смотровые щели), на рабочем месте командира танка был установлен дополнительный поворотный перископический смотровой прибор расположенный на крышке люка, кроме этого в распоряжении командира была танковая панорама ПТ-К, впоследствии замененная оптическим перископическим прицелом ПТ-4-7. На рабочем месте механика — водителя имелись три неподвижных перископических смотровых прибора, один из которых располагался по ходу движения, а два других по бокам люка механика — водителя под углом 60° к оси машины.

На танке устанавливался специально разработанный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, имевший V — образную форму и жидкостное охлаждение. Двигатель был разработан на ХПЗ (завод № 183) под руководством главного конструктора К.М. Чеплана. Интересно, что в 1941-1942 гг. из-за недостатка дизельных двигателей более чем на 1000 танков были установлены авиационные карбюраторные двигатели М-17Т, ранее применявшиеся для танков БТ-7.

Снова Т-34 образца 1940 г. Обратите внимание на люк — большой и трапецевидной формы. В поздних моделях люки стали круглыми.

Вооружение танка Т-34 образца 1940 г.

На танках первоначальных серий выпуска примерно до конца 1940 г. устанавливали 76 мм танковое орудие обр. 1938 г. Л-11. Впоследствии ее заменили на 76 мм танковую пушку обр. 1940 Ф-34, разработанную специально для Т-34 и производившуюся на заводе № 92 (ныне ОАО «Нижегородский машиностроительный завод») с 1940 по 1944 гг.

С августа по ноябрь 1941 г. небольшой серией был выпущен танк Т-34-57 вооруженный 57 мм пушкой ЗИС-4, разработанной на основе конструкции ствола 57 мм противотанковой пушки ЗИС-2.

Пулеметное вооружение танка состояла из двух 7,62 мм пулеметов ДТ, один из которых был расположен в башне справа от орудия, другой — на рабочем месте стрелка — радиста в лобовой бронеплите. Боекомплект орудий Л-11 и Ф-34 по составу был практически одинаковый и состоял из 76 мм унитарных выстрелов нижеперечисленных типов:

Из орудия танка можно было вести огонь 76 мм шрапнельными снарядами и картечью, хотя в штатный боекомплект боеприпасы этого вида не входили.

Т-34-76 образца 1943 г. Поздний выпуск — видно, что в отличие от прошлых моделей у танка большая «шестигранная» башня с командирской башенкой

На Т-34 первых серий устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-3, впоследствии замененную на радиостанцию 9-Р и 9-РМ, обеспечивающие радиосвязь на дальности 15-25 км. Для переговоров членов экипажа между собой танк оборудовался внутренним переговорным устройством ТПУ-2 или ТПУ-3.

Модификации и спецмашины на базе танка Т-34 образца 1940 г.

На базе танка Т-34-76 были разработаны и серийно производились средний танк Т-34-85, который сменил в производстве своего предшественника, самоходные артиллерийские установки СУ-122 и СУ-85.

Серийное производство Т-34-76 продолжалось до весны 1944 г., всего было выпущено 35 467 танков этого типа.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Танк Т-34 с пробегом: запас толщины металла на 100 лет и слабая электрика до рестайлинга

Техника и особенности​

Конструкция Т-34 – полностью советская, однако основанная на концепции американского инженера Джона Кристи. Именно его компоновочные идеи и схемы подвески положили начало отечественной серии быстроходных танков БТ. Но требование обеспечить противоснарядную броню для танков и отказ от принципа «танки не воюют с танками» заставило конструкторов глобально пересмотреть все ранние конструктивные решения.

Новый цельносварной корпус, рациональные углы бронирования, орудие калибра 76 мм и мощный дизельный двигатель смогли обеспечить подвижность легкого танка при защите и огневой мощи тяжелого. Использование дизельного топлива позволило сократить расход примерно вдвое при незначительной потере в мощности, отказаться от выделения топливных баков и моторного отделения в отдельный изолированный отсек. Компактная трансмиссия заднего расположения позволяла снизить высоту бронекорпуса, а, значит, и его заметность и массу. Мощное орудие с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами было универсальным решением против большинства целей на начало 1940 года.

К минусам относят тесноту башни, совмещение должности командира и наводчика, плохую обзорность как из башни, так и с места водителя, отсутствие радиосвязи на большинстве машин, шумность и низкий уровень изготовления в целом. Впрочем, многие недостатки были исправлены в процессе производства и модернизаций. А такие достоинства, как простота, низкая стоимость, высокая проходимость и огневая мощь были с ним с самого начала.

Таймлайн

1934 год. Показан образец мотора БД-2 харьковского завода. В 1937 году проект переименован в В-2. Именно этот мотор стал основой будущего Т-34. Под его мощность и конструктивные особенности формировалось техническое задание на быстроходный танк.

4 мая 1938 года. На заседании НКО принято техническое задание на будущие танки.

Май 1939 года. Готов прототип танка А-32, гусеничной машины, являющейся прототипом будущего Т-34.

19 декабря 1939 года. По результатам испытаний утяжеленного прототипа А-32/Т-32 сформировано новое техническое задание на аналогичный танк с увеличенной толщиной брони. Танк принят на вооружение РККА под обозначением Т-34. В технических условиях предписано заменить 76 мм орудие Л-10 на Ф-32 того же калибра.

А-32. Фото: wikipedia.org

Январь 1940 года. Закончена сборка первого А-34, опытного экземпляра танка Т-34.

31 марта 1940 года. Подписан протокол Комитета Обороны о постановке в серийное производство танка Т-34 (А-34).

Май 1940 года. Налажен выпуск танков на Харьковском паровозном заводе № 183. До сентября 1941 года здесь выпущено около 750 танков, после чего завод эвакуирован в Нижний Тагил.

Июль 1940 года. Начало выпуска танков на Сталинградском тракторном заводе. До конца года выпустили всего 32 штуки.

Весна 1941 года. Стандартный диаметр погона башен увеличили с 1400 до 1420 мм. Такой она и останется до внедрения нового танка Т-34-85. Дизель обновили до серии В-2-34 мощностью 450 л.с. (вместо прежних плановых 500).

Июль 1941 года. КБ Грабина разработало 57 мм противотанковое орудие для установки на Т-34.

1 июля 1941 года. Постановление ГКО о запуске производства танка Т-34 на заводе «Красное Сормово».

Ноябрь 1941 года. Завершена эвакуация ХТЗ, производителя танковых дизелей В-2, из Харькова в Челябинск. Новый завод выпустил первые моторы.

18 декабря 1941 года. Налажен выпуск танка Т-34 на Уральском танковом заводе N183 им Коминтерна, эвакуированном заводе ХПЗ.

Т-34 1941 года выпуска. Фото: Владимир Галин, wikipedia.org

Январь 1942 года. Освоение новой технологии автоматической сварки под слоем флюса на заводе в Нижнем Тагиле, что значительно улучшило качество сварных швов. Сначала сваривался боковой шов кузова и подкрылка. В дальнейшем так стали сваривать носовую часть кузова. К концу 1942 года ввели 6 установок. Новый способ поднимал производительность сварки в 5 раз. В общей сложности стоимость танка с 1941 года до 1945-го сократилась почти вдвое, с 270 тысяч до 140 тысяч рублей.

1 марта 1942 года. Новая конструкция литой башни Сормовского завода без лючка освоена в производстве.

Весна 1942 года. Новая конструкция башни – шестигранная «гайка» с двумя люками – освоена большинством заводов. Так же внедряется новая рифленая конструкция гусеницы шириной 500 мм, более прочной и легкой.

Июль 1942 года. В производство внедрили 5-ступенчатую КПП постоянного зацепления вместо 4-ступенчатой с подвижными шестернями.

Январь 1944 года. В серию пошел новый танк Т-34-85, продукт глубокой модернизации семейства Т-34. Новая башня с диаметром погона 1600 мм, орудие Д-5-Т85, а позже и ЗиС-С-53. Первоначально танк освоили на Сормовском заводе, с марта выпуск освоил завод в Нижнем Тагиле.

Т-34-85. Фото: wikipedia.org

Кузов

Цельносварной кузов традиционной для танков конструкции исполнен несколько небрежно. До внедрения в 1942 году автоматической сварки под слоем флюса качество сварных швов оставляло желать лучшего, трещины по стыкам и даже щели были не редкостью. Военная приемка в годы войны иногда пропускала танки с негерметичными корпусами, в них щели нижней части замазывались цементом, чтобы не допустить попадания воды в салон при преодолении бродов и луж.

В целом, танки до «малого рестайлинга» весны 1941 года с башенным погоном 1400 мм отличаются средним качеством, танки с погоном 1420 мм выпуска 1941-1942 годов с использованием ручной сварки боковых частей бронекорпуса наименее предпочтительны, качество изготовления корпуса у них отставляет желать лучшего. Для ускорения сборки броню могли ставить буквально на «прихватки» длиной по 100 мм с внутренней стороны с шагом миллиметров в 200.

Т-34 с опытной трёхместной башней, 1942 год

Недостатки заводской сварки часто пытались устранить на ремонтных заводах и в условиях полевых мастерских, но не всегда удачно. Качество работ в этом случае могло быть очень низким, часто использовались и кустарные методы устранения трещин бронеплит и швов. Так, трещины плит просто засверливались, а трещины швов заваривались с отклонением материалов электродов и тока от номинальных, что приводило к повышенной хрупкости как швов, так и окружающего металла.

Машины выпуска до 1945 года в целом могут иметь низкое качество сварки панелей бронекорпуса. Особенно отличались машины сборки Сталинградского завода, где автоматизированную сварку не освоили до последнего момента и даже бортовые детали сваривали вручную. И на всех заводах качество приварки крыши башни было весьма низким.

К сожалению, большая часть танков хранилась вне гаражей и теплых баз. А ДТП с домами, деревьями, танками, пушками, бронетехникой и машинами случались очень часто. Не стоит забывать, что также по танкам регулярно стреляли. К счастью, броня неплохо выдерживала ДТП, полностью защищала от пуль ружейного калибра и даже выдерживала огонь артиллерии. Жаль только, что толщина днища и верхних листов была маловата, мины и самолеты могли пробивать танк с относительно малозащищенных сторон. Так или иначе, в случае серьезных боевых происшествий ремонтные заводы могли восстанавливать танки даже с полностью выбитыми листами брони, если не было пожаров и ослабления конструкции в целом.

Т-34, подбитый в битве за Сталинград. Фото: wikipedia.org

Даже танк без боевых повреждений может иметь доработки в виде подваренных трещин бронелистов и швов и лужение дефектных мест на листах малой толщины. Искривление бронелистов может быть следствием термодеформации даже при нарушении сварки в заводских условиях. Лучше всего будет запросить отчет об эксплуатации танка в архиве. Но не пытайтесь обращаться за этим в ГИБДД, там танки почему-то не любят и на учет не ставят.

При осмотре подержанного экземпляра толщиномер вам ничем не поможет. Стандартная окраска 4БО (четвертый базовый цвет), состоящая из смеси охры – 73,75%, крона оранжевого – 7,5% и зеленой окиси хрома – 18,75%, стертая на олифе, не отличается стойкостью. Большинство танков многократно окрашивались, обычно пару раз в год и после серьезных боев.

В зимний период использовали еще и стираемые белые покрытия для маскировки. Краску для зимней маскировки танка приготовляют в виде белого порошка из следующей смеси: гипса – 47%, мела – 46%, казеинового клея – 5% и извести – 2%.

Увы, более стойкой краской 4БГ на основе глифталевого лака красились только выставочные экземпляры для госприемки. Вряд ли вам попадется такой экземпляр. Так что рассчитывайте на полную перекраску и почти обязательный антикор. При аккуратной эксплуатации толщина металла позволяет пока не очень заботиться о коррозии, но помните: через 50-100 лет возможно появление сквозных дыр и танк может не пройти техосмотр. А в случае ДТП или попаданий снарядов он не защитит вас должным образом.

Т-34-85. Фото: Жан-Поль Грандмонт, wikipedia.org

Как ни странно, самые неудачные условия хранения Т-34 – это вовсе не в болоте или на дне реки. Если танк был запаркован на берегу моря с доступом соленой воды и кислорода, то можно наблюдать исчезновение головок наружных болтов, «истаявшие» от коррозии траки и надгусеничные полки кузова. И даже катки шасси могут частично исчезнуть. В кабине исчезают кронштейны крепления дополнительного оборудования, боеукладки, приборная панель и педали. Многие сохранившиеся в качестве огневых точек на островах Дальнего Востока танков имеют очень печальное состояние кузова. Если вам предложат праворульный Т-34, внимательно осмотрите его на предмет не только распила, но и коррозии.

Основные места осмотра кузова танка – это днище моторного отсека, где лакокрасочное покрытие повреждается соляркой и маслами, а сверху льется вода, да и в обитаемом отсеке часто вода скапливается на полах. Особое внимание – башенному погону, отсутствию забоев на его рабочей поверхности и сохранности шаров.

Возможно, придется воспользоваться сварочным аппаратом для подновления швов крыши башни и моторного отсека. Их масса – несколько сотен килограмм, и будет неприятно, если они рухнут вам на голову. Подварите и зачистите также все швы днища, и особенно бортовых бронелистов. На них приходится нагрузка от трансмиссии, и вибрации вызывают быстрое растрескивание.

Башня Т-34 снизу. Фото: wikipedia.org

В остальном оборудование кузова в основном металлическое и крепкое, ну а мелкие детали обычно растаскивают дети и не очень умные взрослые. Если танк полностью комплектный, то вам очень повезло. Но обычно такие элементы, как оптика, системы вращения башни, органы наведения орудия, все элементы управления и даже простенькие сиденья утрачены. Если танк хранился открытым, то могут быть также утрачены боеукладки и кронштейны.

Салон

К сожалению, возраст и стиль эксплуатации танка не подразумевают высокой степени сохранности салона. Даже в первые 10 лет эксплуатации салоны многократно повреждались и ремонтировались кустарным образом.

Впрочем, материалы отделки в основном очень надежные – это сталь, немного пластика и стекла. Но такие элементы, как смотровой прибор водителя, пружины люков, сиденье водителя с системой подъема, механизмы поворота башни выполнены изначально не очень крепкими и надежными. Да и шумоизоляция тут очень плохая, в основном шлемофоном на голове.

Внутри танка Т-34-85. Фото: wikipedia.org

Обратите внимание на коррозию системы жалюзи сверху моторного отсека. Особенно вредно, если химчистку салона давно не делали и толщина слоя грязи превышает пару сантиметров. И аккуратнее с эвакуацией танков, которые длительное время провели без движения, часто внутри настолько грязно, что весь внутренний объем залит водой и грязью. Масса танка в этом случае может превысить 50 тонн и при неаккуратной буксировке можно вырвать буксировочные рымы.

К счастью, вместо химчистки можно выполнить простую мойку из пожарного гидранта и восстановить внешний вид с помощью ведра краски. Надо понимать, впрочем, что к современным образцам автомобилей Т-34 никогда не приблизится – зашивать интерьер в кожу или ставить рычаги со спортивным хватом бесполезно.

Климатическая установка отсутствует, и забор воздуха для дизеля из салона немного улучшает воздухообмен, зато тепло мотора согревает зимой. На стоянке танк отапливается печами «Промотор», устанавливаемыми вместо аккумуляторных батарей, и танковой печью под днищем бронекорпуса. Эти элементы достаточно надежны, но их ресурс составляет 4-5 лет – скорее всего, вам придется по чертежам изготовить новые или искать их на складах.

Боевое отделение танка Т-34. Фото: wikipedia.org

Электросистема

Танки семейства Т-34 имеют 24-вольтовую бортовую систему питания и комбинированный запуск. К сожалению, аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 оригинального образца оказались неудовлетворительного качества, плохо выдерживая как жару, так и холод, требуя постоянного ухода, изменения плотности электролита и снятия для подзарядки в холодное время года.

К счастью, запуск дизеля возможен дублирующей пневматической системой и бортовая электросистема отвечает в основном за освещение и питание рации. Генератор ГТ-4563А номинальной мощностью 1 Квт на танке с дизелями с максимальными оборотами 1750 в минуту имеет мощность до 800 Вт, при дизеле с максимальными оборотами 2000 в минуту – до 900 Вт. Напряжение выше 25 В и зарядка аккумуляторов начинаются с оборотов дизеля 650, не забывайте об этом зимой.

Т-34-76

Реле-регулятор РРА-24Ф не отличается надежностью и расположен в салоне, у места механика-водителя. При небольших отклонениях напряжения от номинала можно по нему постучать.

Если у вас танк первых выпусков с реле-регулятором серии РРТ-4576А, то шумы электросистемы не позволят нормально эксплуатировать радиостанцию при подсевших аккумуляторах. Лучше заменить такой РР на элемент нового образца.

Если танк был неправильно припаркован, например, опять-таки в болоте или на дне реки, то, скорее всего, генератор и вся электросистема уже вышли из строя – закладывайте бюджет на восстановление этого оборудования.

Промежуточный итог

Несмотря на низкое качество сборки военного времени, запас по толщине металла у Т-34 весьма достойный. Плохой уровень комфорта салона искупается простотой его отделки. Пожалуй, серьезных вложений по итогам первой части потребует только электрика, хотя если вас не очень заботит восстановление «в сток», можно обойтись и вовсе без нее. Во второй части рассмотрим конструкцию тормозов, подвески, трансмиссии и мотора – там много интересных нюансов.

Наводчик

Вид глазами наводчика на визир прицела ТШ-16 и казенную часть пушки Д-5Т
Прицельная сетка прицела ТШ-16
Оператор 85-мм орудия ЗИС С-53 (на части машин — Д-5Т) мог опустить пушку на 5 градусов вниз и поднять ее на 22 градуса. Горизонтальная наводка – 360 градусов. Поворот башни осуществлялся вручную, или с помощью электропривода. Для прицеливания использовался прицел ТШ-16 с углом зрения в 16 градусов и четырехкратным приближением. Кроме того, для лучшей осведомленности наводчик мог использовать прибор МК-4 в крыше башни.
Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях
Заряжающий
Общий вид на боевое отделение с места заряжающего. В крыше башни виден наблюдательный прибор МК-4. Под ним — магазины для спаренного пулемета ДТ
Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).
В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм
Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия
Командир
Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира
Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.
Вид на место командира снизу — вверх. Видна командирская панорама, три из шести смотровых щелей и наблюдательный прибор МК-4
Общий вид на место командира
Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.