Су 37 скорость

Су-37 Терминатор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Су-37 — экспериментальный сверхманевренный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО) и двигателями с УВТ. Создан на базе истребителя Су-27М. Первый полёт Су-37 с двигателями с УВТ состоялся 2 апреля 1996 года. Единственный лётный экземпляр (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711), построенный ещё в конце 1993 года, разбился в одном из испытательных полётов 19 декабря 2002 года, когда на нём стояли обычные двигатели без УВТ для отработки других систем. Программа прекращена.

Су-37 Терминатор — видео

Параллельно, с учётом наработанного, реализовывалась программа по созданию самолета Су-35 с двигателями АЛ-41Ф1С с УВТ (первый полёт 19 февраля 2008 года, поставка первых 12 самолетов 12 февраля 2014 года).

Работы по модернизации Су-27М (Т-10М) начались в соответствии с правительственным постановлением от 29 декабря 1983 г. Параллельно с совершенствованием БРЭО и вооружения на истребителе было решено реализовать ряд перспективных наработок, в частности — переднее горизонтальное оперение (ПГО), цифровую ЭДСУ, систему дозаправки в воздухе и др. 28 июня 1988 г. состоялся первый полет опытной машины, а 1 апреля 1992 г. поднялся в воздух первый Су-27М, собранный на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Всего на КнААПО было построено девять самолетов Су-27М опытной серии (Т-10М-3… Т-10М-12), в том числе и «эталон» для большой серии — Т-10М-8.

Однако начало серийного производства из-за отсутствия у заказчика необходимых средств постоянно откладывалось. В середине 1990-х годов возникла очевидная потребность в дальнейшем совершенствовании самолета. Было решено оснастить Су-27М (экспортное обозначение — Су-35) усовершенствованной БРЛС с ФАР. Одновременно вносились существенные изменения в информационноуправляющее поле кабины истребителя: вместо монохромных индикаторов на ЭЛТ было решено установить более совершенные цветные дисплеи на жидких кристаллах (работы по налаживанию производства отечественных жидкокристаллических матриц были развернуты в конце 1990-х годов.). БРЛС Н011М и новая авионика отрабатывались на самолетах T-10М-11 и Т-10М-12 (последние в опытной серии, построенные в 1994-1995 гг.).

Самолет Т-10М-11, построенный в 1994 г., в 1996 г. был переоборудован для отработки силовой установки с системой УВТ, боковой ручки управления, тензометрического РУД и нового информационноуправляющего поля кабины (выполненного с использованием цветных дисплеев на ЖК). Первый полег модернизированного Т-10М-11 (известного как Су-37) состоялся 2 апреля 1996 г. Единственный лётный экземпляр (б/н 711) разбился в одном из испытательных полётов (при этом на момент аварии на нём стояли обычные двигатели, без УВТ, и он снова являлся одним из опытных Су-27М/Т-10М), программа создания прекращена.

Основные отличия Су-37 «Терминатор» от Су-27М

  • основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик;
  • соответствующие доработки систем управления самолётом;
  • новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-27М, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле;
  • усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;

Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-27М и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.

В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости:

  • разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»);
  • форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот;
  • поворот на вертикали;
  • «Кобра» с углами атаки 150—180°;
  • «Колокол»;
  • переворот с потерей высоты до 300—400 м.

Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.

Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:
возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);

  • многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
  • атаку наземных целей без входа в зону ПВО малой и средней дальности;
  • маловысотный полёт с огибанием рельефа;
  • автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
  • противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
  • автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
  • дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.

Возможности

Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают:

— возможность нанесения предупреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту);
— многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем;
— атаку наземных целей без входа в зону ПВО малой и средней дальности;
— маловысотный полёт с огибанием рельефа;
— автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
— противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
— автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения;
— дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.

Авария Су-37

19 декабря 2002 года в лентах информационных агентств прошло сообщение, что Су-35 (он же Су-27М) потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское. Лётчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.

Позже информационное агентство NEWSru.com сообщило, что потерян был самолёт Су-37 с бортовым номером 711. Эта информация противоречит информации, предоставленной начальником пресс-службы Минобороны РФ полковником Николаем Дерябиным, который указал на потерю самолёта Су-35 (он же Су-27М).

Путаница в сообщениях, возможно, была вызвана тем обстоятельством, что Су-37 является модификацией Су-27М (Су-35 — его неофициальное название), на которую устанавливались двигатели с УВТ. А так как на момент аварии с Су-37 были сняты двигатели с УВТ и заменены на серийные АЛ-31Ф от Су-27М, то, по мнению некоторых экспертов, он являлся самолетом Су-35 (Су-27М).

Тактико-технические характеристики Су-37 Терминатор

Экипаж Су-37

— 1 человек

Размеры Су-37

— Длина: 22,183 м
— Размах крыла: 14,698 м
— Высота: 6,35 м
— Площадь крыла: 63,5 м²
— Шасси: 3-точечное

Вес Су-37

— Масса пустого: 18500 кг
— Нормальная взлётная масса: 25670 кг
— Максимальная взлетная масса: 34000 кг

Двигатель Су-37

— Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги
— Тяга: на форсаже: 2 × 12500 кгс

Тяговооружённость Су-37

— при нормальной взлетной массе: 1,09 кгс/кг
— при максимальной взлетной массе: 0,82 кгс/кг

Скорость Су-37

— Максимальная скорость на большой высоте: 2500 км/ч (М=2,35)
— Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Дальность полёта Су-37

— 4000 км

Боевой радиус Су-37

— 800 км

Практический потолок Су-37

— 18 000 м

Максимальная перегрузка Су-37

+9 G

Также на узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8000 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-поверхность», а также бомбы и бомбовые кассеты весом до 500 кг.

В конце 80-х — начале 90-х годов в рамках работы по этой программе были впервые проведены экспериментальные полёты летающей лаборатории с двигателями, оснащёнными поворотными в вертикальной плоскости соплами. Положительные результаты испытаний позволили успешно завершить проектирование нового варианта самолёта.

Первый опытный экземпляр истребителя с отклоняемым вектором тяги строился как очередной, 11-й, прототип самолёта Су-35, под шифром Т-10М-11 (синий бортовой номер «711»). Машина создавалась совместными усилиями ОКБ им. П.О. Сухого и ОКБ им. А. М. Люльки (НПО «Сатурн») с привлечением ряда институтов и других организаций, в том числе французской фирмы «Секстан авионик»

Т-10М-11 перерабатывался под новый мощный двигатель АЛ-37ФУ с повышенной тягой и поворотным соплом. Планер опытного самолёта строился на заводе в г. Комсомольске-на-Амуре, который кроме выпуска серийных Су-27 уже построил 10 прототипов Т-10М, несколько самолётов Су-27М войсковой серии, а также несколько десятков серийных корабельных истребителей Су-27К (Су-33). Однако доработка Т-10М-11, установка новых систем и оборудования велась на опытном производстве ОКБ в Москве. Машина была закончена постройкой уже к началу 1995 года, но к этому времени работа по новому двигателю не была завершена. Поэтому на самолет установили модернизированные двигатели АЛ-31ФП также с поворотными в вертикальной плоскости соплами и механизмом поворота, взятым с АЛ-37ФУ. Тяга силовой установки была несколько ниже запланированной. Однако это не помешало разработчикам приступить в 1995 году к наземным испытаниям опытного истребителя.

В отличие от серийных Т-10С опытный истребитель Т-10М-11 оснастили цифровой (а не аналоговой, как ранее) электродистанционной системой управления (ЭДСУ) самолётом. Ее выполнили четырехкратно резервированной в продольном канале и трехкратно резервированной — в боковых каналах управления. Для увеличения надёжности все вычислители ЭДСУ работают параллельно.

Система автоматизированного управления самолетом обеспечивала отклонение всех аэродинамических органов управления, а также поворот сопел двигателей посредством перемещения ручки управления самолётом. При этом безопасность полёта достигалась автоматическим ограничением перегрузок истребителя в зависимости от его веса и полётных режимов. Был предусмотрен и режим автоматического вывода из штопора.

В кабине самолёта заменили центральную ручку управления короткоходовои боковой, а традиционные рычаги управления двигателем (РУД) — тензометрическими (тензоРУД). позволявшими изменять тягу посредством кнюппелей. Это повышало точность пилотирования и исключало возможность непроизвольного перемещения лётчиком органов управления при больших перегрузках. Интегральная электродистанционная система управления с автоматическим отклонением вектора тяги силовой установки давала возможность реализовать сверхманевренность на предельно малых и практически нулевых скоростях полёта.

Т-10М-11 укомплектовали многоканальными и алгоритмически защищенными информационными и прицельными системами, а также новым бортовым оборудованием. В состав радиолокационного прицельного комплекса планировалось включить модернизированную когерентную импульсно-доплеровскую радиолокационную станцию Н011М «Барс» с неподвижной фазированной антенной решеткой, разработанную в НИИП им. В. В. Тихомирова для самых последних модификаций «тридцатой» серии (Су-37, Су-35УБ и Су-30МКИ), а также РЛС заднего обзора Н012. Усовершенствованный комплекс должен был обнаруживать и сопровождать «на проходе» до 20 воздушных целей с эффективной поверхностью рассеивания в 3 м2 на дальности до 140-160 км в передней полусфере и до 30-50 км в задней полусфере, обеспечивая при этом одновременный обстрел восьми из них. Дальность обнаружения наземных целей с эквивалентной отражающей поверхностью в 3000 м- составляла 130-170 км, а зона обзора бортовой РЛС в передней полусфере — 90 по азимуту и 55″ по углу места. В задней полусфере РЛС Н012 обеспечивала обзор по азимуту и углу места в пределах 60″.

Новое, рационально спроектированное информационно-управляющее поле кабины лётчика имело четыре больших жидкокристаллических многофункциональных индикатора французской фирмы «Секстан авионик» с повышенной защитой от засветки солнцем (в отличие от электронно-лучевых). В числе широкоформатных дисплеев, скомпонованных на приборной панели по схеме «3+1», были комплексный пилотажно-навигационный индикатор, индикатор тактической обстановки, индикатор контроля состояния бортовых систем и индикатор пульта управления рабочими режимами. Все индикаторы в кабине — взаимозаменяемы, и информация от конкретных систем может высвечиваться по желанию лётчика на любом из них. Ещё один комплексный коллиматорный широкоугольный индикатор установили для представления информации на фоне лобового стекла. Повышенный уровень комфортности кабины увеличил переносимость лётчиком перегрузок, а, следовательно, повысил гарантию полной реализации боевых возможностей машины строевыми пилотами.

По сравнению с серийным Су-27 возможности нового бортового оборонительного комплекса Т-10М-11 также существенно расширились. В его состав вошли станция радиотехнической разведки нового поколения, станция инфракрасной разведки, приёмник системы предупреждения о радиолокационном облучении противником и активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационном диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и инфракрасных помех (автомат выброса дипольных отражателей и ИК-ловушек). Связное оборудование включало радиостанции УКВ и KB диапазонов, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала роста мощности электро- и гидропитания. На машине установили новые электрические генераторы и гидронасосы.

Первый полёт на Т-10М-11 совершил 2 апреля 1996 года лётчик-испытатель ОКБ. Герой России Евгении Фролов. Позднее к полётам подключился другой лётчик-испытатель фирмы — Игорь Вотинцев. К 14 июня 1996 года они выполнили 12 полётов. Весной этого же года машина, которой в связи со значительными отличиями от самолёта Су-35 присвоили официальное название Су-37 демонстрировалась журналистам и специалистам на аэродроме ЛИИ в Жуковском. В сентябре 1996 года впечатляющий пилотаж нового российского истребителя, управляемого Фроловым, смогли увидеть иностранные специалисты в Фарнборо. Перемещением ручки управления самолётом лётчик осуществлял отклонение всех рулевых поверхностей и поворотных сопел двигателей, которое оптимальным образом координировала электродистанционная система управления. Безопасность полёта обеспечивалась упомянутой выше автоматикой предотвращения опасных режимов, а также многократным резервированием всех каналов СДУ. Поэтому лётчику на Су-37 не приходится задумываться ни о перегрузках, ни об углах атаки, что во многом исключает возможность совершения ошибок пилотирования в бою.

У Су-37 появились новые маневренные качества: возможность быстро изменять ориентацию фюзеляжа на углы до 180╟ и удерживать его в этом положении в течение необходимого для пуска ракеты времени. Отсутствие ограничений по углам атаки и появление существенного прироста подъемной силы при нестационарном обтекании, вызванном большими угловыми скоростями тангажа, также способствовали появлению новых видов манёвра для истребителя

  • разворота в плоскости симметрии на 360╟ («чакра Фролова»);
  • форсированного (за время, меньшее 10 секунд) боевого разворота;
  • поворота на вертикали:
  • «кобры» с углами атаки 150-180╟;
  • переворота на «колоколе»;
  • переворота с потерей высоты до 300-400 м.

Например, при выполнении «кобры» Су-37 выходит на угол атаки более 150╟ и находится в этом положении 3-4 секунды, после чего занимает заданное лётчиком положение, максимально выгодное в ходе воздушного боя. Сверхманевренность Су-37 обеспечивает ему превосходство в ближнем воздушном бою над противником, не обладающим такими возможностями. По сравнению со своими предшественниками Су-37 обладает:

  • лучшими лётно-тактическими характеристиками;
  • возможностью нанесения упреждающего удара по любому воздушному противнику, в том числе «малозаметному»;
  • многоканальностью и алгоритмической защищённостью всех информационных и прицельных систем;
  • возможностью атаки наземных целей без входа в зону ПВО противника;
  • возможностью выполнения маловысотного полета;
  • возможностью выполнения автоматизированных действий в группе по воздушным и наземным целям;
  • наличием средств для противодействия радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
  • возможностью автоматизации всех этапов и режимов полета и боевого применения.

Меньшая (по сравнению с Су-27) дальность полёта без дозаправки в воздухе (3880 км) связана с применением на Су-37 нового многофункционального бортового комплекса управления вооружением, интегральной системы управления полётом с автоматически отклоняемым вектором тяги силовой установки и нового бортового комплекса постановки радиоэлектронных и оптических помех.

В 1997 году опытный Су-37 планировалось продемонстрировать на международном авиасалоне в Ле Бурже. Однако путь этой машины в Париж оказался трудным. В связи с интенсивными летными испытаниями, а также определенными бюрократическими проволочками разрешение на её демонстрацию на авиасалоне получено не было. Герой России, лётчик-испытатель Евгений Фролов, прибывший в Париж гражданским авиалайнером, готов был обращаться к кому угодно, только бы получить заветное разрешение на участие Су-37 в выставке. Но, как выяснилось, достаточно было обратиться к руководителю российской делегации, заместителю Председателя правительства, министру экономики России Якову Уринсону и послу России во Франции Юрию Рыжову для того, чтобы вопрос решили положительно. Именно благодаря им удалось на самом высоком уровне получить «добро» и буквально за сутки оформить все необходимые документы на вылет Су-37.

В Париж машина с уже белым бортовым номером «711» и чёрным выставочным (регистрационным) номером «344» прилетела на шестой день салона (19 июня). В связи с прибытием Су-37 многие делегации отложили отъезд из Ле-Бурже. Три первых полёта Фролова прошли нормально, а в четвёртом не убралось шасси. Пилот не растерялся, выполнил короткий пилотаж с «коброй» при выпущенном шасси и совершил посадку. Как выяснилось после полёта, ручка крана аварийного выпуска находилась не в нужном положении. После устранения причины происшествия лётчик снова взлетел и выполнил полную программу.

С 23 марта 1998 года в столице Чили Сантьяго проводилась 10-я международная авиакосмическая выставка FIDAE’98. На ней самолёт был представлен под обозначением Су-37МР. Под этим же названием машина выставлялась и чуть ранее в Дубае.

Испытательные и демонстрационные полёты самолёта показали великолепную газодинамическую устойчивость двигателей АЛ-31ФП. На режиме полного форсажа Су-37 совершал головокружительные манёвры, в какой-то момент времени летел буквально хвостом вперед, однако признаков нарушения работоспособности силовой установки не наблюдалось. Базой для создания АЛ-31ФП стали работы коллектива двигателестроителей НПО «Сатурн» (ОКБ им. А. М. Люльки, руководимое Генеральным конструктором В. М. Чепкиным) над его предшественником -двигателем АЛ-31Ф в период 1979-85 годов, а также последние работы двенадцатилетнего цикла по двигателю пятого поколения АЛ-41Ф. При этом использовались «ноу-хау» самого ОКБ, которые позволили обеспечить:

  • уплотнение поворотной части сопла:
  • охлаждение поворотной части сопла на режиме полного форсажа и при максимальном угле поворота:
  • устойчивость к помпажу в условиях нестационарности и неравномерности потока на входе в двигатель на режимах сверхманевренности.

Главной особенностью АЛ-31ФП стало применение на нём специального механизма отклонения поворотного сопла, которое, по замыслу конструкторов, должно стать дополнительным органом управления самолётом и ещё более расширить его маневренные возможности. Осесимметричное поворотное сопло закреплено на кольцевом поворотном устройстве из стали и с помощью двух пар гидроцилиндров отклоняется в вертикальной плоскости на 15╟ вверх и вниз. Для снижения массы поворотное устройство из стали, к которому крепится система механизации сопла, будет заменено на титановое. В качестве рабочего тела этой системы на опытных двигателях АЛ-31ФП применяется гидросмесь от бортовой гидравлической системы, но на серийных для повышения живучести самолёта будет использоваться топливная система управления механизацией сопла.

Сложности заключались не столько в создании механизма отклонения, сколько в обеспечении безупречного уплотнения стыка подвижного агрегата с корпусом двигателя, т.к. прорыв газов, температура которых достигала 2000сС, а давление — 15 атмосфер, неминуемо привёл бы к пожару на самолёте. Кроме того, конструкторами были успешно решены задачи полной автоматизации управления вектором тяги: у лётчика в кабине не должно быть каких-либо специальных рычагов или переключателей, всё делает бортовая автоматика, построенная на основе цифровых вычислительных машин. Лётчику необходимо лишь отклонять ручку управления самолётом и педали, а ЭВМ сами решат, какие органы управления привести в действие.

«Изюминкой» двигателя стала 150-граммовая монокристалическая лопатка турбины, способная выдерживать очень большие нагрузки и температуры.

АЛ-31ФП мог устойчиво работать на режимах глубокого помпажа воздухозаборника при скорости полёта до М=2. а также в условиях плоского, прямого и перевёрнутого штопора, при выполнении фигур высшего пилотажа в динамическом режиме на отрицательных скоростях полета до 200 км/ч. При создании АЛ-31 ФП был разработан комплекс мероприятий по снижению его инфракрасной заметности на бесфорсажном режиме, который может быть внедрён на серийные двигатели по желанию заказчика. Ресурс АЛ-31 ФП до первого ремонта составляет 1000 часов, а поворотного сопла — 250 часов. После завершения полного цикла стендовых испытаний ресурс отклоняемого сопла АЛ-100 будет повышен до 500 часов и после его выработки сопло может быть заменено на новое. Собственный вес двигателя — 1570 кг, тяга на полном форсированном режиме — 12500 кгс. минимальный удельный расход топлива — 0,677 кг/(кгс.ч), удельный вес — 0,115 кг/кгс, длина — 4,99 м, диаметр входа — 0,91 м (по другим данным — 0,932 м), наружный диаметр — 1.28 м.

Серийный двигатель может изготавливаться как в обычном, так и в тропическом вариантах. Создание многоцелевого сверхманевренного Су-37 стало очередным логическим шагом ОКБ Сухого в последовательной реализации программы создания для ВВС России семейства многоцелевых тактических самолётов усовершенствованного четвёртого («4+») и пятого поколений на основе технологий истребителя Су-27. Многие ведущие эксперты полагали, что этот самолёт может стать одним из самых покупаемых в мире. Однако в настоящее время лётные испытания Т-10М-11 (Су-37) практически прекратились, в основном, из-за отсутствия заказчиков на этот одноместный тип истребителя и из-за отдачи предпочтения потенциальными покупателями (в основном Индией и Китаем) двухместному самолёту Су-30МК (в вариантах Су-30МКИ с двигателями с отклоняемым вектором тяги и ПГО и Су-30МКК со штатными двигателями и без ПГО).

Самолётам Су-35 и Су-37 специальное кодовое обозначение НАТО не присваивалось.

Основные отличия от самолета Су-35:

  • установлены двигатели АЛ-31ФП с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги; в дальнейшем возможно оснащение самолета двигателями АЛ-37ФУ тягой по 14000 кгс;

  • установлен новый радиолокационный прицельный комплекс;

  • применена новая система индикации на основе четырех цветных жидкокристаллических дисплеев, в кабине летчика имеется боковая ручка управления и тензометрические РУД.

В ходе летных испытаний самолет Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости. Технические решения, реализованные в конструкции нового истребителя, обеспечили:

  • возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолету);
  • многоканальность и алгоритмическую защищенность всех информационных и прицельных систем;
  • атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника;
  • маловысотный полет с облетом и обходом наземных препятствии;
  • автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям;
  • противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника;
  • автоматизацию всех этапов полета и боевого применения.

Техническое описание:

Самолет выполнен по схеме ⌠неустойчивый интегральный триплан■, сочетающей нормальную аэродинамическую схему с передним горизонтальным оперением. Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35/37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолета разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объем топлива.

Горизонтальное оперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор, каждая консоль которого имеет собственный быстродействующий электрогидравлический привод. ПГО включено в общую цифровую электродистанционную систему управления самолетом и способно отклоняться в диапазоне углов -50/+10╟. Помимо улучшения характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки (в частности, на Су-35/37 практически полностью удалось устранить тряску, сильно затрудняющую пилотирование и прицеливание истребителей других типов на подобных режимах), ПГО выполняет и ряд других важных функции. В частности, оно способствует смещению вперед аэродинамического фокуса самолета, что приводит к значительному уменьшению статической устойчивости.

Посредством ПГО возможно ⌠управление■ степенью неустойчивости самолета, которая меняется в зависимости от нагрузки на внешних узлах подвески. При полетах на малой высоте в турбулентной атмосфере ПГО является активным и пассивным демпфером продольных колебании и тряски, что повышает безопасность полета, уменьшает нагрузки на планер и увеличивает комфорт, а, следовательно и боеспособность летчика в условиях болтанки. Аэродинамические усовершенствования, примененные на самолете, позволили добиться снижения нагрузок на фюзеляж и корневые части крыла, что, в свою очередь, обеспечило достижение установившейся перегрузки 10 ед. без усиления конструкции планера (максимальная установившаяся перегрузка, достигнутая на истребителях других типов, не превышает в настоящее время 9 ед.).

По сравнению с Су-27 несколько увеличена высота и хорда вертикального оперения истребителя. Кессоны килей, выполненных из углепластика, используются, также, в качестве топливных баков. Усилены стоики шасси (что обусловлено возросшей взлетной массой самолета), носовая опора снабжена двумя колесами. Под крылом добавлено два узла внешней подвески (их общее число доведено до 14), что позволило увеличить вес вооружения с 6000 до 8000 кг. Самолет оснащен катапультным креслом КД-36ДМ с углом наклона спинки 30╟. По сравнению с Су-27 увеличен запас кислорода, установлены контейнеры с запасом пищи и воды, а также устройство утилизации отходов.

На опытном самолете Су-37 (известном как борт ⌠711■) установлены двигатели АЛ-31ФП с системой управления вектором тяги по каналу тангажа. ТРДЦФ оснащен цифровой электронной системой управления, интегрированной с системой управления самолетом. Осесимметричное управляемое сопло отклоняется в вертикальной плоскости на угол ╠15╟ при помощи двух пар гидроцилиндров, питаемых от общесамолетной гидросистемы (угловая скорость перемещения сопел — 30╟/с).

Серийные истребители Су-37 предполагается оснастить усовершенствованными двигателями АЛ-37ФП (2 х 14500кгс), являющимися дальнейшим развитием ТРДДФ АЛ-31. В ТРДЦФ обеспечено охлаждение поворотной части сопла на режиме полного форсажа и максимальном угле поворота. В качестве рабочего тела в гидроцилиндрах использовано авиационное топливо. Система управления вектором тяги позволяет управлять самолетом как в плоскости тангажа, так и рыскания, что достигается рассогласованием направления тяги правого и левого двигателя. Самолет оснащен убирающейся штангой топливоприемника системы дозаправки топливом в полете.

Су-37 оснащен цифровой электродистанционнои системой управления (ЭДСУ) самолетом. Она выполнена по четырехканальнои схеме резервирования в продольном канале и трехканальнои схемой — в каналах бокового движения. Для увеличения надежности все вычислители ЭДСУ работают параллельно. Система автоматизированного управления самолетом обеспечивает управление всеми рулевыми поверхностями, а также отклонением вектора тяги двигателей посредством перемещения ручки управления самолетом. При этом безопасность полета достигается автоматическим ограничением перегрузок самолета в зависимости от полетной массы и полетных режимов. Имеется режим автоматического выхода из штопора. Установка нового комплекса бортового оборудования с увеличенным энергопотреблением потребовала увеличения мощности электро- и гидропитания. По сравнению с самолетом Су-27 установлены новые электрогенераторы и гидронасосы. На самолете Су-37 установлена боковая малоходовая ручка управления и неподвижный тензометрический РУД.

БРЭО самолета включает системы, использующие элементы искусственного интеллекта и обеспечивает упреждающее поражение воздушных целей (в том числе и малозаметных) на дистанциях, гарантирующих от возможности ответного удара противника. Автоматизированы все этапы полета, включая боевое применение по воздушным целям, атаки наземных объектов без входа в зону ПВО противника, противодействие радио- и опто-электронным средствам РЭБ. По информации, поступающей от навигационнной системы, САУ решает задачи полета по маршруту с облетом запрограммированных промежуточных пунктов маршрута, возврата на аэродром, предпосадочного маневрирования и захода на посадку до высоты 60м. Имеется режим автоматического управления полетом на предельно малой высоте, с обходом или облетом наземных препятствий. Предусмотрено автоматическое целеуказание при действиях как по воздушным, так и по наземным целям.

Су-37 оснащен комплексом, включающим импульсно-доплеровскую БРЛС с неподвижной фазированной антенной решеткой и БРЛС заднего обзора. Усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя включает тепловизор, совмещенный с лазерным дальномером-целеуказателем. Обеспечивается обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение одновременно нескольких воздушных целей на большой дальности. Оптико-локационная система объединена с БРЛС и усовершенствованным нашлемным прицелом летчика в единый комплекс. На самолете установлена аппаратура автоматической защищенной системы обмена данными о целях, позволяющая лучше координировать действия нескольких истребителей, ведущих групповой бой. Комплекс обороны включает оптические датчики предупреждения об атакующих ракетах противника, станцию радиотехнической разведки нового поколения, активные системы подавления, работающие в оптическом и радиолокационных диапазонах, а также средства постановки пассивных радиолокационных и ИК-помех. Самолет Су-37 имеет новое информационно-управляющее поле кабины летчика с четырьмя крупноформатными жидкокристаллическими цветными (в отличие от Су-35, где инликаторы монохромные) многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. В индикаторах использованы жидкокристаллические матрицы. Связное оборудование включает радиостанции УКВ- и КВ-диапазона, аппаратуру телекодовой защищенной связи, а также систему спутниковой связи.

Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное, управляемое ракетное класса «воздух-воздух», управляемое ракетное класса «воздух-поверхность», неуправляемое ракетное и бомбардировочное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное и бомбардировочное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ), авиационных катапультных устройствах (АКУ) и балочных держателях (БД), подвешиваемых на 12 точках: 6 — под консолями крыла, 2 — под законцовками крыла, 2 — под гондолами двигателей и 2 — под центропланом между мотогондолами (по схеме «тандем»).

На самолете может быть подвешено до 8 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р, Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 ракет средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения и до 6 ракет ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при решении задач «воздух-воздух» состоит из 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4 ракет Р-73.

В состав управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» входят 6 ракет общего назначения Х-29Т с телевизионными головками самонаведения, 6 ракет Х-29Л или С-25ЛД с полуактивными лазерными головками самонаведения, 6 корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционными головками самонаведения, 2 ракеты средней дальности Х-59М с телевизионно-командной системой наведения, 6 противокорабельных ракет Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения и 6 противорадиолокационных ракет Х-31П с пассивными радиолокационными головками самонаведения; для применения ракет Х-29Л, С-25ЛД и Х-59М самолет должен оснащаться контейнером системы управления оружием.

Максимальная масса неуправляемого вооружения класса «воздух-поверхность» составляет 8000 кг. В его состав могут входить 16 бомб ФАБ-500М54 или 14 бомб ФАБ-500М62 или 14 зажигательных баков ЗБ-500 или 34 бомбы ФАБ-250М54 (на однозамковых и многозамковых балочных держателях), 48 бомб ОФАБ-100-120 (на многозамковых балочных держателях), 8 контейнеров КМГУ, 120 неуправляемых ракет С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракет С-13 (в 6 блоках УБ-13), 6 ракет С-25 (в пусковых устройствах О-25).

ЛТХ:

Модификация Су-37
Размах крыла, м 14.698
Длина самолета, м 22.183
Высота самолета, м 6.433
Площадь крыла, м2 63.50
Масса, кг
пустого 18500
максимальная взлетная 34000
Двигатели 2 ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП
Максимальная тяга, кгс 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
на большой высоте 2500
у земли 1400
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км
с одной дозаправкой в воздухе 6500
без дозаправки 4000
Боевой радиус действия, км 800
Экипаж, чел 1
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-30 (150 патронов).
Боевая нагрузка — 8000 кг на 12 узлах подвески:
Возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)
и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П
а так же бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и
НАР С-8, С-13, С-25

Доп. информация :

Схемы:

Варианты окраски:

Чертеж «Сухой Су-37»
Фотографии:

Су-37 ╘ Алексей Михеев Су-37 Су-37 Су-37 Су-37 Су-37 Хвостовая часть Су-37 с двигателями АЛ-31Ф Поворотная часть сопла двигателя ╘ Алексей Михеев Кабина пилота Су-37 Компоновочная схема ╘ Алексей Михеев Су-37

Список источников:

Полигон. Ефим Гордон. Новое поколение «двадцать седьмых»
Крылья России. «Су-27 и его модификации»
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя
Авиация и Время. Су-37 — сочетание маневренности перехватчика и ударной мощи штурмовика
Крылья Родины. Лев Берне. «711» стал Су-37
Крылья Родины. Лев Берне. Пионеры сверхманевренности
Виктор Шунков. Современная военная авиатехника
Авиапанорама. Истребитель Су-37: первый в воздушных боевых
Вестник авиации и космонавтики. Многоцелевые истребители Су-35 и Су-37
Роман Астахов. Русская Сила. Многофункциональный истребитель Су-37
Фотоработы Алексея Михеева

Уголок неба. 2004 (Страница: Дата модификации: )

Не следует путать с С‑37 — обозначением самолёта Су‑47 «Беркут».

Су-37


Су-37 на авиашоу Фарнборо-1996

Тип

экспериментальный многоцелевой истребитель

Разработчик

ОКБ Сухого

Производитель

КнААПО

Первый полёт

2 апреля 1996 года

Статус

проект закрыт

Единиц произведено

Базовая модель

Су-27М

Медиафайлы на Викискладе

Су-37 (по кодификации НАТО: Flanker-F — «Фланкер-Ф») — экспериментальный сверхманевренный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО) и двигателями с УВТ. Создан на базе истребителя Су-27М. Первый полёт Су-37 с двигателями с УВТ состоялся 2 апреля 1996 года. Единственный лётный экземпляр (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711), построенный ещё в конце 1993 года, разбился в одном из испытательных полётов 19 декабря 2002 года, когда на нём стояли обычные двигатели без УВТ для отработки других систем. Программа прекращена.

Параллельно, с учётом наработанного, реализовывалась программа по созданию самолета Су-35 с двигателями АЛ-41Ф1С с УВТ (первый полёт 19 февраля 2008 года, поставка первых 12 самолетов 12 февраля 2014 года).

Энциклопедичный YouTube

Су-30 (EN: Sukhoi Su-30) Истребители обои, картинки, скачать 38 обои на рабочий стол. Красивые бесплатные фото авиации для рабочего стола

SM
532957 | 2017-10-05
5760 x 3840 | 2998.8 Kb
Загрузок: 0|0|2725
532850 | 2017-10-02
6800 x 4533 | 9034.2 Kb
Загрузок: 0|2|1985
532848 | 2017-10-02
4961 x 3508 | 1773.9 Kb
Загрузок: 0|1|2761
532637 | 2017-09-27
4951 x 3301 | 6871.6 Kb
Загрузок: 0|0|1935
532606 | 2017-09-26
3712 x 2651 | 1071.3 Kb
Загрузок: 0|0|1526
SM
532596 | 2017-09-26
5508 x 3672 | 9687 Kb
Загрузок: 0|1|1547
532592 | 2017-09-26
5760 x 3840 | 3004 Kb
Загрузок: 0|1|1581
532554 | 2017-09-25
3429 x 2286 | 1721.2 Kb
Загрузок: 0|1|2680
532537 | 2017-09-24
2352 x 3508 | 1719 Kb
Загрузок: 0|0|1206
532507 | 2017-09-24
5760 x 3840 | 2503.9 Kb
Загрузок: 0|0|1247
532487 | 2017-09-23
5760 x 3840 | 2141.6 Kb
Загрузок: 0|0|1321
532474 | 2017-09-23
5315 x 3547 | 5138.5 Kb
Загрузок: 0|2|1858
532469 | 2017-09-23
5760 x 3840 | 2871.7 Kb
Загрузок: 0|1|1281
531120 | 2017-09-06
4755 x 3390 | 4393.1 Kb
Загрузок: 0|0|1344
528398 | 2017-08-03
5368 x 3476 | 1854.9 Kb | 0|1|1028
503898 | 2016-11-01
5001 x 3260 | 793.8 Kb
Загрузок: 0|0|1457
497400 | 2016-08-29
5258 x 3299 | 6224.2 Kb
Загрузок: 0|1|1606
462114 | 2015-12-17
5472 x 3648 | 10054.6 Kb
Загрузок: 0|0|2376
459449 | 2015-12-04
2048 x 1367 | 1030.8 Kb
Загрузок: 0|0|1147
452527 | 2015-10-28
2658 x 1772 | 1104.9 Kb
Загрузок: 0|1|1606
452524 | 2015-10-28
2847 x 1898 | 1645.1 Kb
Загрузок: 0|0|743
452395 | 2015-10-28
5760 x 3840 | 8256 Kb
Загрузок: 0|0|1316
422752 | 2015-06-06
2048 x 1385 | 1055.7 Kb

Загрузок: 0|1|1274
349720 | 2013-09-08
2560 x 1707 | 3287.4 Kb
Загрузок: 0|0|2577

Доброго времени суток, на данном ресурсе вы можете быстро и удобно скачать интересующие вас обои на рабочий стол совершенно бесплатно.
Удобные зеленые кнопки «Скачать» позволят вам загрузить изображения без каких либо дополнительных помех.
Мы не придерживаемся очень строгих правил к соотношению сторон изображений, поэтому вы сможете найти как привычные обои так и просто картинки для рабочего стола, без каких либо обрезаний или подписей на изображении.
Существует возможность поиска по множеству различных разрешений, как горизонтальных, так и вертикальных для мобильного телефона. А система поиска по нескольким тегам даст вам возможность быстро найти интересующие вас обои или картинки.
После быстрой регистрации все фото можно добавлять в избранное что бы быстро найти потом то, что вам понравилось.
Возможность сортировки по разрешению или соотношению сторон может помочь вам найти самые большие и качественные картинки на мобильный телефон или рабочий стол. Нет никаких ограничений на суточную загрузку.
Все фотографии проходят проверку на качество, поэтому вы получаете только красивые фото обои для рабочего стола. Мы стараемся сделать процесс нахождения на сайте как можно более удобным и простым для поиска и загрузки обоев, картинок, фото на ваш рабочий стол, которые вам понравились. Хорошего времени препровождения.

Горизонтальное разрешение:24 ↓ 1 16:92560×1440 18 2048×1152 181920×1080 181600×900 181280×720 18 16:103840×2400 24 2880×1800 292560×1600 341920×1200 361680×1050 361440×900 361280×800 36 4:32048×1536 19 1600×1200 191400×1050 191280×960 191152×864 191024×768 19800×600 19640×480 19 5:41280×1024 18 —1366×768 18 1334×750 181024×600 21

Самолет Су-37. Фото. История. Характеристики.

Су-37 – истребитель, используемый в качестве перехватчика любых воздушных целей вне зависимости от габаритов. Даже малозаметные летательные аппараты с ЭПР не могут помешать самолету получить полное превосходство в воздухе. Машину сконструировали на базе Су-35, а в апреле 1993 года он совершил свой первый полет.

Данный проект интересен тем, что на нем отработали практически все новые маневры, в частности выход на сверхбольшой угол атаки и околонулевую скорость. К ним относится и способность разворота в плоскости тангажа на 360 градусов (также именуемый «Чакра Фролова»), фиксированный разворот боевого порядка за время менее 10 секунд, вертикальный поворот, «Кобра Пугачева» с углом атаки 150-180 градусов, полный разворот на «Кобре», «Колокол» и переворот на нем, переворот с малой потерей высоты от 300 до 100 метров.

Большинство технических решений, применённых на самолете, обеспечили ему:

  • алгоритмическую защищенность и многоканальность всех прицельных и информационных систем;

  • возможность без входа в зону ПВО атаковать любого наземного противника;

  • маловысотный полет с обходом и облетом наземных препятствий;

  • групповые автоматизированные действия по наземным и воздушным целям;

  • противодействие оптико-электронным и радиоэлектронным средствам противника;

  • абсолютно все этапы боевого применения и самого полета могут исполняться автоматически.

Сочетающий в себе отличную аэродинамическую схему с ПГО (переднее горизонтальное оперение) самолет сконструирован по системе «интегральный неустойчивый триплан». Поскольку изначальной базой для воздушной машины был Су-27, их планерная конструкция во многом схожа. Однако в Су-37 используются алюминиево-литьевые сплавы нового образца и увеличена доля композиционных материалов. Специально для этого самолета разработали новое крыло, что в свою очередь позволяет помещать больше топлива. В сравнении с базовой моделью немного увеличили высоту и хорду вертикального оперения. Добавочными топливными баками стали кессоны килей. Поскольку взлетная масса возросла, то необходимостью стало укрепление стоек шасси и снабжение носовой опоры двумя колесами.

Благодаря увеличению количества топлива самолет способен лететь намного дольше в сравнении с Су-27. Именно из-за этого решено было установить на истребителе контейнер с запасом воды и пищи, механизм утилизации отходов и добавить запас кислорода. За катапультирование пилота отвечает новое кресло КД-36ДМ (угол наклона спинки – 30 градусов).

Инженеры из ОКБ еще на опытный Су-37 решили установить двигатель с устройством управления тяги канала тангажа. От двигателей отходит цифровая электронная система управления, интегрированная с системой управления всего самолета. На максимальном угле поворота и в режиме максимального форсажа на поворотном элементе сопла двигателя обеспечено автоматическое охлаждение. Благодаря рассогласованию направления тяги левого и правого двигателей через систему управления вектором тяги возможно пилотирование самолетом в плоскостях тангажа и рыскания. На перехватчик установили штангу топливоприемника (способна убираться) системы дозаправки в полете.

В конструкции Су-37 используется цифровая ЭДСУ – электро-дистанционная система управления. Она поддерживает управление всех рулевых поверхностей и отклонение вектора тяги. При всем этом безопасность полета автоматическая, поскольку контролируется ограничением перегрузок в сочетании полетного режима и массы. Дополнительно установили механизм автоматизированного выхода из штопора.

На самолет установили новые гидронасосы и электрогенераторы, которые обеспечивают увеличенное энергопотребление нового КБО (комплекс бортового оборудования).

В комплекс БРЭО входят подсистемы, пользующиеся элементами искусственного интеллекта и обеспечивающие упреждающее попадание по воздушным целям вне зависимости от габаритов. На истребителе установили комплекс импульсно-доплеровской БРЛС с неподвижной антенной, фазированной решёткой и БРЛС заднего обзора. Су-37 способен обнаружить истребитель противника на расстоянии от 80 до 100 километров. Установленная РЛС осуществляет процесс одновременного обнаружения 15 воздушных целей и управление 6 ракетами класса «воздух-воздух». В состав усовершенствованной оптико-электронной системы прицеливания истребителя входят телевизор и дальномер-целеуказатель. БРЛС совмещена с оптико-локационной системой и подключена к усовершенствованному нашлемному прицелу. Они объединены в один комплекс.

Также для проведения групповых операций на самолёт установили защищенную автоматическую систему передачи данных о противнике. Она способна координировать все действия группового боя. Оборонный комплекс состоит из оптических датчиков, предупреждающих пилота об атакующих ракетах, новой станции радиотехнической разведки, систем активного подавления и устройства постановки пассивных ИК и радиолокационных помех.

Данный самолет представляет собой унифицированную боевую машину, способную в случае необходимости действовать абсолютно автоматически, включая ведение огня по воздушным и наземным целям и противодействие оптико- и радиоэлектронным средствам РЭБ. В состав связного оборудования входят радиостанции КВ и УКВ диапазона, система спутниковой и телекодовой связи.

Вооружение Су-37

Состав оружия истребителя изначально планировался на самолет-перехватчик, но полученные данные исследований и испытаний создали возможным расширить сферу применения самолета. На истребителе установили автоматическую одноствольную пушку ГШ-301. В ней применяется патрон калибра 30 мм, общий боезапас − 150 патронов, а стреляет она со скоростью 1500 выстрелов в минуту. Для получения полного превосходства в воздухе решено было применить УР класса «воздух-воздух» с дальностью поражения на разных дистанциях. Дополнительно установили новую ракету РВВ-АЕ, способную поражать цели на средней дальности.

За уничтожение противника на земле и воде отвечает комплекс ракет класса «воздух-поверхность» с разными типами наведения. Поскольку самолёт может работать одинаково хорошо и днем, и ночью, то и ракеты должны соответствовать. Х-29Т – телевизионное наведение, Х-29Л – лазерное наведение, Х-31П – противорадиолокационные ракеты, Х-31А и Х-35 – ракеты противокорабельного применения. Дополнительно устанавливается комплекс неуправляемых ракет, авиабомбы и баки с напалмом.

Су-37 характеристики:

Модификация Су-37
Размах крыла, м 14.698
Длина самолета, м 22.183
Высота самолета, м 6.433
Площадь крыла, м2 63.50
Масса, кг
пустого 18500
максимальная взлетная 34000
Двигатели 2 ТРДДФ Сатурн АЛ-37ФП
Максимальная тяга, кгс 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
на большой высоте 2500
у земли 1400
Практический потолок, м 18000
Практическая дальность, км
с одной дозаправкой в воздухе 6500
без дозаправки 4000
Боевой радиус действия, км 800
Экипаж, чел 1
Вооружение: 30-мм пушка ГШ-30 (150 патронов).
Боевая нагрузка — 8000 кг на 12 узлах подвески:
Возможна подвеска 8 УРВВ — Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)
и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29Л и Т, Х-59М, Х-31А и П
а так же бомб — КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и
НАР С-8, С-13, С-25