Су 27 стоимость

Содержание

ТОП-10 самых дорогих военных самолетов

Производить оружие – выгодное дело: какую цену бы не выставили алчные оружейники, правительства платят, не скупясь. Особенно, если речь идет об авиации, которой так любят воевать западные державы.

Так, почти миллиард переплатили США за новейшие самолеты F-35 Lightning II. Фирма Lockheed Martin на днях поставила Пентагон перед фактом удорожания контракта на $800 миллионов.

Впрочем, это не так уж накладно для янки: M PORT нашел несколько боевых самолетов, которые обошлись Америке уж никак не дешевле.

$94 МИЛЛИОНА — F/A-18 HORNET

Двухмоторный, ударный истребитель ВВС США, который родился в далеких 80-х. Первым среди своих американских собратьев скрестил истребитель и штурмовик, умея поражать и наземные, и воздушные цели. Боевое крещение принял во время операции Буря в пустыне. Состоит на вооружении Канады, Австралии, Финляндии, Кувейта, Малайзии, Испании и Швейцарии.

$102 МИЛЛИОНА — EA-18G GROWLER

Версия предыдущего самолета: меньше оружия, зато очень много действенных средств радиоэлектронного подавления. Growler предназначен для нужд флота. Он умеет глушить вражеские радары и создавать помехи в электронных коммуникациях врага.

$118 МИЛЛИОНОВ — V-22 OSPREY

Это транспортный самолет с вертикальным взлетом. Называется он конвертопланом и совмещает преимущества самолета и вертолета. От первого он взял скорость, от второго – свободу маневра, высаживая людей и технику в самых неудобных местах. Впрочем, оригинальность идеи потребовала жертв: в ходе испытаний Оспрея погибло около 30 человек.

$122 МИЛЛИОНА — F-35 LIGHTNING II

Компания Lockheed Martin оторвала самый денежный военный контракт в мировой истории – мы уже упоминали о нем в начале рейтинга. Еще бы: ведь этот F-35 – сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик пятого поколения.

И тем не менее, на стадии летных испытаний последнее слово натовской авиатехники критиковали за перевес и неважную тягу двигателей. А в 2008 году хакеры взломали электронные коды управления самолетом.
После этих неприятностей в Lockheed Martin уже не верили, что контракт удастся выполнить. Но деваться Пентагону было некуда – и «Молния» уже готовится стать серийным самолетом.

$232 МИЛЛИОНА – E-2D ADVANCED HAWKEYE

Зоркий самолет-наблюдатель и рекогносцировщик. Радар новейшей модификации увеличил территорию обзора на 300% по сравнению с другими самолетами-разведчиками. «Если надо, он услышит, как аятолла Хомейни лущит фисташки», — пошутил один из оружейных экспертов США.

Пока летают только два E-2D, которые переданы американскому флоту.

$241 МИЛЛИОН — VH-71 KESTREL

Будущий флагман президентского парка вертолетов сожрал уже немало денег. Проект, запущенный еще при Буше-младшем, с приходом Обамы превысил свой бюджет на 50%. Было решено снизить расходы, но лишние полмиллиарда долларов вертолет все равно употребил.

$290 МИЛЛИОНОВ — P-8A POSEIDON

Военная версия Боинга-747, задуманная сопровождать противолодочные корабли и вести морскую разведку. Несет на борту торпеды, ракеты, глубинные бомбы и прочие возможности безнаказанно глушить рыбу. Поступает на вооружение в 2013 году.

$328 МИЛЛИОНОВ — C17A GLOBEMASTER III

Крутейший военный транспортник. Доставляет войска прямо в эпицентр войны, эвакуирует раненых и забрасывает десант – 102 парашютиста могут выпрыгнуть из утробы C17A за раз. Сегодня на вооружении 190 таких машин.

$350 МИЛЛИОНОВ — F-22 RAPTOR

Истребитель пятого поколения, самый дорогой в мире. Был задуман еще во времена холодной войны как ответ на советский истребитель, который так и не был построен. Считается непревзойденным на данный момент. Однако его бешеная стоимость заставила США сместить акценты на более дешевый – и не менее крутой – F-35.

$2.4 МИЛЛИАРДА — B-2 SPIRIT

Бомбардировщик B-2 настолько дорог, что Конгресс сократил заказ на его производство со 132 единиц до 21. Одна из «бэшек» разбилась три года назад, так что теперь их только 20.

Основное преимущество бомбера – малозаметность для инфракрасных, акустических и электромагнитных сигналов вражеских радаров. Впрочем, проверить это утверждение на серьезных зенитно-ракетных комплексах еще не удавалось: пока что B-2 бомбил исключительно отсталые страны – Ирак и Афганистан.

Самолет — наиболее удобный вид транспорта, благодаря которому можно добраться в любую точку мира за считаные часы. У многих он ассоциируется с тесным многолюдным салоном или более комфортным перелетом в бизнес-классе. Люди с очень высоким достатком способны купить личное воздушное судно с удобствами и роскошью. Такие аппараты делаются по спецзаказам и стоят значительно больше пассажирских. Цену самого дорогого самолета в мире можно узнать далее в статье.

Обзор самых дорогих самолетов в мире

Пассажирские судна, совершающие тысячи перелетов каждый день, имеют цену в несколько десятков миллионов долларов. Цена приватных лайнеров, которые используются известными лицами и богатейшими людьми планеты, начинается от сотни миллионов долларов. Рассмотрим 10 самых дорогих и известных самолетов в мире начиная от наиболее дорогостоящего. В этот список войдут не только пассажирские, но и военные самолеты.

Десятое место: Boeing 747 8 VIP

Двухэтажный пассажирский самолет с удлиненным корпусом, считается одним из длиннейших и крупнейших в мире. Его еще называют Dreamliner — «самолет мечты» за шикарное оформление и повышенный комфорт внутри. На борту воздушного судна роскошный интерьер, имеется винтовая лестница, домашний кинотеатр, зал для конференций, винный погреб. Стоимость авиалайнера составляет 153 миллиона долларов. Его владелец — миллиардер Джозеф Лау из Гонконга.

Девятое место: Boeing 747-400 Custom

Модель принадлежит принцу Саудовской Аравии аль-Валиду, племяннику короля. Он был переоборудован согласно требованиям арабского предпринимателя и имеет две шикарных спальни и гостиную, рассчитанную на четырнадцать человек. Стоимость королевского лайнера составляет 230 миллионов долларов. Оформлен он в роскошном восточном стиле.

Восьмое место: Boeing 747-430 Custom

Данный боинг попал в список самых роскошных и дорогих самолетов в мире. Установленная цена — около 230 миллионов американских долларов. Владеет крупным дорогостоящим лайнером миллиардер, правитель Брунея, что расположен на острове Борнео. Изначально воздушное судно было куплено за сотню миллионов, затем по повиновению монарха его преобразили, облагородив весь интерьер в экстравагантном восточном стиле. Для декора были использованы золото и кристаллы. Внутри лайнера имеется шикарная просторная гостиная и комфортабельные спальни.

В ванной комнате Боинга 747-430 Custom установлена раковина, выполненная из чистого золота.

Седьмое место: E-2D Advanced Hawkeye

Радиолокационный авиалайнер для морского флота разработан компанией Grumman Aircraft. Предназначен для дальнего радиолокационного сканирования регионов. Самолет оснащен спутниковой навигационной системой, дальновидным радаром и радиооборудованием, а также внушительным двигателем, благодаря чему он может осуществлять разведывательные операции в любую погоду. Стоимость необычного авиалайнера насчитывает 232 миллиона долларов. Эксплуатируется в морской авиации Японии, Франции и Израиля.

Шестое место: P-8A Poseidon

Самолет для разведки военно-морских сил США, который способен обнаруживать и обезвреживать подводные лодки и корабли. Его разработкой занимались Boeing Defence, Space and Security. Poseidon является модификацией Boeing 737-800 с видоизмененным крылом. Стоимость лайнера — 290 миллионов долларов. Во внутренней части судна могут быть размещены ракеты, подводным мины, глубинные бомбы и прочая техника. Используется в военном вооружении США, Австралии, Великобритании, Индии.

Пятое место: C-17A Globemaster III

Этот крупный военный самолет был разработан компанией Boeing для перевозки грузов и военных. Его стоимость оценивается в 328 миллионов долларов. Как ценный в качестве военно-грузовой техники лайнер используется многими странами: США, Канадой, ОАЕ, Великобританией, Австралией, Катаром, Индией, Кувейтом, НАТО. С его помощью выполняются различные стратегические военные операции, доставляется груз, перевозятся отряды военных и раненые бойцы.

Четвертое место: F-22 Raptor

Это истребитель пятого поколения, который признан лучшим в своем окружении. Разработан компанией Lockheed Martin совместно с Boeing и General Dynamics Corporation. Его стоимость — 350 миллионов долларов. Мощный истребитель, способный действовать при любых метеоусловиях. F-22 Raptor малозаметный, может летать на сверхзвуковой скорости на дальние расстояния. Этот многоцелевой боевой самолет с внушающими техническими характеристиками способен быть незамеченным на радарах противника и обезвреживать ракеты врага.

Исходя из экономических соображений на смену дорогого F-22 пришел более дешевый F-35.

Третье место: Airbus A340-300 Custom

Частный самолет этой модификации принадлежит известному миллиардеру из России Алишеру Усманову. Его бизнесмен назвал в честь своего отца — «Бурхан» (Bourkhan). Это имя было нанесено на обшивку транспортного средства. При покупке воздушное судно оценивалось в 238 миллионов долларов. После перевоплощения в роскошный комфортабельный лайнер цена достигла 350 миллионов долларов. Это крупнейший самолет, вместимость которого составляет 400 человек.

Второе место: Airbus A380 Custom

Airbus A380 считается крупнейшим пассажирским самолетом всего мира. Один из самых дорогих судов этой модификации находится в частных руках принца из Саудовской королевской семьи аль-Валида. Стоимость воздушного судна составляет около 500 миллионов. Это один из самых крупных частных самолетов, который включает зал для конференций, турецкую баню, гостевые комнаты, молитвенную комнату, всегда ориентированную на Мекку, гараж, SPA, конюшню и личный трон. Судно обслуживает одиннадцать стюардесс. А еще в нем имеется комната с экраном на полу, где показывают вид на местность, находящуюся под самолетом. Всего на борту может лететь около тысячи человек. Размеры лайнера составляют 25 на 72 метра. В нем все предусмотрено для комфортного времяпровождения в полете.

Конюшня в самолете королевской семьи аль-Валида это абсурд и излишество? ДаНет

Первое место: Spirit stealth bomber

B-2 Spirit — бомбардировщик военной авиации Америки. Разработан компанией Northrop Grumman как тяжелый малозаметный военный самолет для противовоздушной обороны и доставки разного вида оружия. Его стоимость оценивается в 2,1 млрд долларов. Это самый дорогой самолет на земле за всю историю авиации. Благодаря новейшим технологиям он может обходить системы обороны, а также имеет радиопоглощающее покрытие. Лайнеры B-2 Spirit были использованы на войнах в Ираке и Афганистане. Они эксплуатируются в оборонной технике США в количестве двадцати штук. Один был потерян в 2008 году во время крушения на острове Гуам.

Вне рейтинга: самый дорогой истребитель-невидимка

На смену дорогостоящим военным самолетам пришел лайнер нового поколения – малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35. Он разработан американской военно-промышленной корпорацией Lockheed Martin. Аппарат произведен в нескольких модификациях: для наземных служб, для военно-морских сил, для применения его с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. В планы закупок истребитель F-35 внесли многие страны: США, Великобритания, Израиль, Турция, Италия, Австралия, Канада, Япония, Норвегия, Нидерланды, Дания и другие.

Данный истребитель считается самый современным военным самолетом с самой дорогостоящей программой разработки. Стоимость проекта составляет более 55 миллиардов долларов. Одна единица лайнера оценена в 80–100 миллионов долларов в зависимости от модификации. Бомбардировщик уже эксплуатируется военно-воздушными силами США (около 130 единиц различных модификаций) и начинает вводиться в эксплуатацию в Израиле, Японии, Великобритании, Нидерландах, Италии.

В отличие от своего предшественника F-22, F-35 имеет улучшенную радиоэлектронную систему, в его конструкции использованы самые новые технологии. Благодаря технологии «стелс» его заметность на радарах заметно меньше предыдущей модели. Истребитель уже был использован для выполнения миссии в Афганистане. Несмотря на то что бомбардировщик F-35 считается самым перспективным и дорогостоящим проектом современной авиации, в нем имеются еще некоторые недоработки.

Цена оружия: сколько стоит военная техника, используемая в Сирии российскими войсками

Операция ВКС России в Сирии, целью которой является поддержка сухопутной операции правительственных войск САР и поражение инфраструктуры террористической группировки «Исламское государство», началась 30 сентября.
За это время авиагруппировка в составе бомбардировщиков Су-24М и Су-34, а также штурмовиков Су-25СМ нанесла почти 690 ударов по позициям боевиков: прежде всего уничтожаются командные пункты, учебные лагеря, склады с оружием, узлы связи и заводы по производству взрывчатки.
Подсчитать потери боевиков в денежном эквиваленте сложно. А сколько стоит военная техника, используемая для операции в Сирии и не только?
Бомбардировщик СУ-34 (по классификации НАТО — Fullback)
Основной ударный российский самолет поколения «4+» оснащается турбореактивными двигателями с регулируемым соплом, которые позволяют набирать скорость до 1900 км/ч. Максимальный потолок – 17 000 метров. РЛС самолета способна сопровождать до 10 целей и до 4 обстреливать одновременно. Имеет 12 узлов подвески, которые позволяют использовать не только российские высокоточные бомбы и ракеты, но и стоящие на вооружении в НАТО. Максимальная боевая нагрузка 12 000 кг.
В состав российской воздушной группировки в Сирии входят шесть СУ-34, которые наносят авиаудары по наземным целям, совершая от 16 до 25 вылетов в сутки.
Производится с 2006 года Новосибирским авиационным заводом им. Чкалова, стоимость одного самолета – 1,5 млрд. рублей.
Бомбардировщик СУ-24М (по классификации НАТО — Fencer-D)
Модификация фронтового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности СУ-24. Достигает максимальной скорости на большой высоте 2240 км/ч, потолок высоты – 11500 метров.
Может нести бомбовое, управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение на восьми точках внешней подвески. Максимальная боевая нагрузка – 7500 кг.
Самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. В российской авиагруппе в Сирии 12 бомбардировщиков СУ-24М.
Принят на вооружение в 1983 году, производился Новосибирским авиационным заводом им. Чкалова (в 1993 году снят с производства).
По контракту 2000 года на поставку СУ-24МК (экспортная модификация) Алжиру стоимость одного самолета составляла $5,5 млн.
Бронированный штурмовик СУ-25СМ (по классификации НАТО — Frogfoot)
Модернизированный СУ-25 с обновленной авионикой оснащается одними из самых надежных в своем классе двигателями Р-95 и Р-195. Сконструирован таким образом, что при выходе из строя одного из двигателей способен продолжить полет. Все жизненно важные системы штурмовика дублируются, кабина пилота выполнена из титановой брони. Максимальная скорость с боевой нагрузкой составляет 950 км/ч, потолок – 7000 метров.
Имеет 10 точек подвеса, максимальная боевая нагрузка бомбами и ракетами – 4400 кг.
Самолет предназначен для поддержки сухопутных войск и уничтожения объектов противника в любых метеоусловиях. В российской авиагруппе 12 штурмовиков СУ-25СМ. В Сирии, по словам представителя Минобороны России, штурмовики применяют ограниченно — только там, где опасность попасть под огонь ПЗРК и зениток минимальна.
Производится Улан-Удэнским авиазаводом, был принят на вооружение в 1980 году, через год эскадрилья из 12 СУ-25 уже участвовала в боевых действиях в Афганистане. Стоимость одного самолета оценивается в $10 млн.
Истребитель СУ-30СМ (по классификации НАТО — Flanker)
Двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4+» развивает максимальную скорость в 2125 км/ч, потолок – свыше 17 000 метров. Оснащен 12 точками подвеса, может нести бомбы управляемые и неуправляемые ракеты суммарным весом до 8000 кг.
Предназначен для управления боевыми действиями групп истребителей в воздухе, прикрытия действий наземных войск, уничтожения наземных и воздушных целей, ведения разведки.
В российской авиагруппе в Сирии четыре таких истребителя. СУ-30 производится с 1992 года, его модернизация СУ-30СМ – с 2012 года.
Производится «Корпорацией Иркут», по контракту 2014 года о поставках СУ-30СМ Казахстану, стоимость одного самолета составляет около 1,25 млрд рублей.
МИ-8 (по классификации НАТО — Hip)
Самый массовый вертолет с двумя двигателями в мире имеет огромное количество модификаций для гражданского, специального и военного назначения. Военно-транспортный МИ-8АМТШ предназначен для перевозки личного состава и техники, при весе около 7 тонн имеет максимальную взлетную массу 13 тонн. Двигатели суммарной мощностью 4000 л.с. позволяют машине достигать максимальной скорости в 250 км/ч. Потолок – 6000 метров, дальность полета с дополнительными баками — 1300 км. Может вооружаться управляемыми и неуправляемыми ракетами.
В российскую авиагруппу в Сирии входит 15 вертолетов МИ-8 (модификация неизвестна).
Эксплуатируется с 1965 года, сейчас производится Казанским и Улан-Удэнским авиационными заводами, примерная стоимость – $15 млн.
МИ-24 (по классификации НАТО — Hind)
Является вторым по распространенности в мире (на первом американский Apache) ударным вертолетом.
В 1979 году МИ-24 установил мировой рекорд скорости для вертолетов – 368,4 км/ч.
Начиная с 1969 года было произведено более 1300 машин, вертолеты активно использовались во многих военных конфликтах, в том числе афганской и чеченской войнах. Сейчас состоит на вооружении почти 50 стран мира.
Имеет шесть точек подвески, может оснащаться стрелково-пушечным вооружением, управляемыми и неуправляемыми ракетами, в том числе «Воздух-воздух, бомбами.
В авиагруппе в Сирии 15 вертолетов МИ-24.
Сейчас вертолет производится авиастроительной компаний «Росвертол» в Ростове-на-Дону, примерная стоимость – $22 млн.
Мобильный комплекс «Красуха-2»
Предназначен для защиты от ракетно-бомбовых ударов командных пунктов, войск, средств ПВО, промышленных и административные объекты. Станция излучает помехи и «ослепляет» самолеты противника: они не могут обнаруживать цели и наводить на них ракеты.

Комплекс устанавливается на четырехосный КАМАЗ-вездеход. Двигатель – 500 л.с. Масса полная – 40 т. Экипаж- 7 человек. ТТХ самого комплекса держатся в секрете, известно лишь, что радиус действия системы превышает 300 км.
Производится НПО «Квант» (Новгород), разработчик НИИ «Градиент» (Ростов-на-Дону»). Стоимость: около 200-250 млн руб.
Зенитно-ракетный пушечный комплекс «Панцирь С1» (по классификации НАТО — SA-22 Greyhound)
Предназначен для борьбы с воздушными, легкобронированными наземными целями, защита военных и промышленных объектов.
Экипаж 3 человека. Дальность до цели 1,2 — 20 км.
Комплекс оснащен автоматическими пушками и управляемыми ракетами.
Разработчиком является тульский ГУП «Конструкторское бюро приборостроения».
Примерная стоимость около $15 млн (оценка на 2010 год)
Тактический зенитно-ракетный комплекс «Тор» (по классификации НАТО — SA-15 Gauntlet)
Предназначен для противоракетной и противовоздушной обороне, защите экономических и военных объектов от ударов с воздуха — крылатых ракет, беспилотников, планирующих авиабомб, вертолетов и самолетов, в том числе выполненных по технологии «Стелс». Самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой». На боевой машине установлено 8 зенитно-управляемых ракет (ЗУР) 9М330. Станция обнаружения целей и станция наведения захватывают цели, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут.
Разработчик: НИЭМИ
Стоимость: нет данных
Танк Т-90 «Владимир»
Разработанный в конце 80-х Т-90 сейчас является основным российским боевым танком. В 2000-х Т-90 и его экспортные версии стали одними из самых продаваемых в мире танков.
Танк Т-90 способен поразить большинство танков и вертолетов противника, оставаясь вне зоны досягаемости.
Экипаж состоит из 3 человек. Масса — 46,5 тонн.
Мощность двигателя — 840 л. с.
Вооружение: гладкоствольная 125-мм пушка 2А46М. Справа от орудия расположен спаренный 7,62-мм пулемет ПКТ. На башне размещается 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ, оснащенный системой дистанционного управления 1Ц29 со стабилизацией в вертикальной плоскости. 125-мм пушка танка приспособлена для стрельбы ПТУР АТ-11 с лазерным наведением. Дальность стрельбы ПТУР составляет 4000 м.
Сейчас танк производится «Уралвагонзаводом», примерная стоимость Т-90 -118 млн рублей.
БТР-82 А
Предназначен для транспортировки мотострелковых подразделений и их огневой поддержке на поле боя. Это одна из самых современных бронированных машин в российской армии.
Масса машины -14,5 тонн, максимальная скорость на шоссе — 80 км\ч, запас хода — 600 км.
Мощность двигателя — 60 лс.
На вооружении 30-мм скорострельная пушка 2А72 и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТ.
БТР производится на Арзамасском машиностроительном заводе, примерная стоимость — 22-24 млн рублей.
Сторожевой корабль «Дагестан» (по классификации НАТО — Gepard), крылатая ракета «Калибр» (по классификации НАТО — Sizzler)
7 октября четыре ракетных корабля каспийской флотилии во главе с кораблем «Дагестан» провели 26 пусков ракет по 11 целям в Сирии.
Корабли проекта 11661, к которому относится» Дагестан, предназначены для поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, проведения конвоев и охраны морской экономзоны. Корабли имеют ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. «Дагестан» стал первым кораблем ВМФ, вооруженным комплексом «Калибр-НК», применяющего высокоточные крылатые ракеты.
Считалось, что их предельная дальность не превышает 300 км, однако крылатые ракеты, запущенные Каспийской флотилией 7 октября, поразили цели на расстоянии 1500 км.
«Дагестан» был заложен на Зеленодальском заводе имени А.М. Горького в 1991 году и спущен на воду в 2011 году.
По контракту с Вьетнамом на строительство двух кораблей этого проекта, стоимость одного корабля оценивалась в $350 млн.
Крылатые ракеты «Калибр» разработаны и производятся ОКБ «Новатор» в Екатеринбурге. Стоимость неизвестна. Американский аналог – Tomahawk – оценивается в $1,5 млн.
Ракетный крейсер «Москва»
Головной корабль проекта 1164 «Атлант», флагман Черноморского флота. Предназначен для нанесения ударов по надводным кораблям противника, объектам береговой охраны, поддержка десанта и противовоздушной обороны. В связи с событиями в Сирии группировка ВМФ России в Средиземном море увеличена до 15 кораблей и судов обеспечения, в том числе ракетный крейсер «Варяг», большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», десантные корабли «Новочеркасск», «Минск», «Шабалин», «Пересвет» и т.д.
Водоизмещение — 11 490 тонн, длина — 186,5 метра, экипаж 510 человек, автономность — 30 суток. Крейсер оснащен 16-ю пусковыми установками для противокорабельных ракет «Вулкан», артустановки, занитно-ракетным вооружением ЗРК С-300 «Риф». ЗРК «ОсаМА», противолодочным вооружением. Производитель — «Судостроительный завод им. 61-го коммунара» (Николаев). Стоимость — на момент постройки около $600 млн.

Самые дорогие гражданские и военные самолеты в мире

Евгения Лапека Обновлено: 2019.10.09 765 Шрифт A A Нет времени читать?

С момента, как человек смог оторваться от земли, собственный самолёт стал неотъемлемым атрибутом самых богатых и влиятельных людей, которые стремятся получить самый дорогой самолет в мире. В рейтингах встречаются как военные, так и гражданские воздушные суда, частные и государственные. Если стоимость боевой авиации — это в первую очередь высокие технологии, уникальные технические решения, то частные самолёты — это летающие дворцы, которые соревнуются в роскоши отделки внутреннего пространства.

Самые дорогие самолёты в мире

1. Самолёт президента США Boeing 747-8 — более 2 млрд $

Авиационный гигант «Боинг» — официальный производитель транспорта для первого лица США. С 1997 года 2 воздушных судна «Боинг-747» осуществляли перевозку президента. В 2015 году концерн получил заказ на создание новых самолётов для борта №1. Для этой цели Конгресс США приобрёл 2 обновлённых «Боинга 747-8» удлинённой модели, до этого принадлежавшие российской авиакомпании «Трансаэро».

«Боинг 747» — Борт №1

«Боинг» предложил существенную скидку на рыночную цену этих воздушных судов. По техническим характеристикам эта модель наиболее подходит под задачи перевозок первого лица США, так как «Борт №1» должен быть исключительно американского производства. Сумма контракта по модификации самолётов в модель VC-25 специально для президента и строительству нового расширенного ангара для них составила рекордные $5,3 млрд и превысила первоначальную расчётную стоимость на 30 %.

Модель внешнего вида нового Boeing для президента США

Фактически работы над переоборудованием самолётов начнутся в 2020 году. Будет заменена бортовая электроника и установлено специальное оснащение: оборонительный комплекс, система защиты от оружия массового поражения, аппаратура спецсвязи и медицинский отсек с современным операционным блоком.

2. Boeing 747 refit — 600 млн $

В 2015 году концерн Boeing закончил контракт по обустройству роскошного личного самолёта на базе Boeing 747. Пассажирский лайнер способен перевозить на борту одновременно 600 человек, однако переоборудованный самолёт предназначен для нескольких десятков человек.

Проект был завершён в 3 года, окончательная стоимость воздушного судна достигла 600 млн $.

«Боинг 747» без опознавательных знаков на корпусе

Имя заказчика неизвестно. Внутреннее пространство фюзеляжа было переоборудовано в роскошные апартаменты с несколькими комнатами отдыха, спальнями, оборудованной кухней и столовой, рабочим кабинетом и залом для совещаний.

Внутреннее помещение частного «Боинга 747»

Помимо роскошного интерьера, авиаинженеры завода доработали и технику. Самолёт был оснащён 4 мощными двигателями и способен преодолеть без посадки 15 тыс. км.

3. Airbus A380 Custom — 500 млн $

«Аэробус 380» официально введён в эксплуатацию в 2007 году. На сегодняшний момент это самый большой и наиболее вместительный самолёт в мире. В 2012 году авиаконцерн оборудовал один из таких воздушных судов для принца Саудовской Аравии Аль-Валида бен Таляля. Окончательная стоимость проекта составила более полумиллиарда долларов.

Airbus 380

Самолёт принца Саудовской Аравии спроектирован согласно его пожеланиям. В трёхэтажном летающем дворце нашлось место для личных апартаментов, банкетных и конференц-залов. В молитвенном зале оборудованы виртуальные молельные коврики, которые всегда ориентированы на Мекку, независимо от местоположения самолёта.

На первом этаже размещён гараж для личных автомобилей принца, в том числе «Роллс-Ройса», комната для ястребов принца и конюшня. Три уровня помещений соединяет лифт. Этот самолёт по праву называется «летающим дворцом».

4. Boeing 747-8 Intercontinental BBJ — 403 млн $

Самолёт с самым длинным в мире корпусом и увеличенными магистральными характеристиками, получивший приставку «Интерконтинентальный», которая говорит сама за себя. Владелец этого судна, эмир Катара, вложил в переоборудование своего борта более 200 млн $ и назвал его «Летающий замок». Есть мнение, что именно после появления этого самолёта американские власти задумались о создании нового «Борта №1».

«Боинг 747-8 Интерконтинентальный»

Площадь внутренних помещений самолёта составляет рекордные 446 кв. метров. Убранство говорит о том, что владелец — деловой человек. Обширное офисное пространство включает личный кабинет, зал для совещаний, который также можно использовать как столовую, современный медицинский кабинет. Самолёт оборудован для перевозки до 76 пассажиров в условиях класса люкс.

Интерьер «Боинга 747-8 «Летающий замок»

В сентябре 2019 года Катар официально подтвердил информацию, что воздушное судно передано президенту Турции Эрдогану в качестве подарка. Технические характеристики впечатляют, самолёт способен преодолеть расстояние до 15 тыс. км.

5. Airbus А340-300 custom — 350 млн $

Самолёт, который принадлежит российскому бизнесмену Алишеру Усманову, отличается от других «Аэробусов» не только уникальным интерьером, но и внешним оформлением фюзеляжа. Он окрашен в эксклюзивный тёмно-бордовый коричневого подтона цвет, а наименование борта BOURKHAN написано большими бронзовыми буквами. Авиалайнер был назван в честь отца владельца.

Airbus А340-300 BOURKHAN

На внутреннюю отделку было потрачено более 100 млн долларов. Подробностей внутреннего оформления немного. Известно, что интерьер роскошен, как восточная сказка, есть все необходимые удобства класса люкс.

Интерьер Airbus А340-300 BOURKHAN

Этот класс самолётов считается одним из самых неэкономичных. Оборудование личного борта Усманова было усовершенствовано, воздушное судно оснащено силовой установкой с 4 двигателями и способно преодолеть расстояние в 13,5 тыс. км даже при отказе одного из моторов.

6. Boeing 747-430 custom — 233 млн $

Ещё один переоборудованный «Боинг 747» принадлежит султану Брунея. В своё время самолёт был выкуплен у авиакомпании «Люфтганза» и переоборудован в соответствии с пожеланиями нового владельца.

Boeing 747-430 custom

Уникальный интерьер оценивается в 120 млн долларов. Дизайн выполнен в стиле «золотого дворца». Стены, потолок, мебель и даже ванная декорированы золотом.

Интерьер Boeing 747-430 custom

Интересный факт: султан имеет удостоверение пилота и иногда сам пилотирует собственный самолёт.

7. Boeing 787-8 BBJ — 224 млн $

Самолёт специальной линейки бизнес-джетов концерна «Боинг» с увеличенным пространством внутри фюзеляжа, созданный из композитных материалов с углеродным составом и названный «Дримлайнер» — самолёт мечты. В 2016 году китайская частная компания переоборудовала внутреннее пространство самолёта, потратив на это 100 млн $. В результате данное воздушное судно вошло в десятку самых дорогих.

Boeing 787-8 BBJ

Самолёт рассчитан на 40 пассажиров. Интерьер оформлен в стиле хай-тек. Здесь есть всё необходимое для комфортного трансконтинентального путешествия, ведь самолёт способен преодолеть 11 тыс. км.

Салон Boeing 787-8 BBJ

Изюминкой данного самолёта называются ванные комнаты, отделанные мрамором и подогревом полов.

8. Boeing 767-33A (ER) —191-300 млн $

Самолёт, первоначально заказанный гавайскими авиалиниями для регулярных пассажирских перевозок, стал владением российского бизнесмена Романа Абрамовича в 2004 году, был переоборудован и стал одним из самых дорогих частных авиалайнеров в мире. Окончательная стоимость воздушного судна не обозначена, по некоторым оценкам доходит до 300 млн $. Официальная цена «Боинга» в каталоге — 191,5 млн $.

Boeing 767-33A (ER)

Фюзеляж лайнера окрашен в три цвета: белый, серый и коричневый. Иллюминаторы кабины пилотов очерчены чёрной полосой, в результате самолёт визуально выглядит, как в солнцезащитных очках. Из-за этого он получил кличку «Бандит».

В салоне самолёта размещены личные апартаменты со спальней, рабочим кабинетом и ванной комнатой. Также имеется банкетный зал на 30 человек и кухня. Материалы отделки внутреннего убранства выбраны соответствующие: золото, драгоценное красное дерево.

Самое дорогостоящее в лайнере — техническое оснащение борта. По оценкам экспертов, стоимость электронной начинки самолёта — порядка 10 млн фунтов стерлингов. Он оборудован противоракетной радиолокационной системой, по функциональности сопоставим с самолётом президента США.

9. Boeing 747-81 VIP — 153 млн $

Этот самолёт — не обычный пассажирский лайнер, к нему прибавлена приставка VIP не случайно. Лайнер принадлежит бизнесмену из Гонк-Конга Джозефу Лау. Дизайн интерьера был дополнен идеей «Скай Лофт»: дополнительные спальные комнаты были расположены на верхней палубе.

Boeing 747-81 VIP

Его салон переоборудован согласно самым высоким стандартам. Внутри расположены роскошные личные апартаменты, комнаты для совещаний и офисные помещения. Для отдыха и расслабления есть тренажёрный зал, кинотеатр и хранилище вина. Пространство оформлено сводчатыми потолками и винтовыми лестницами.

Интерьер Boeing 747-81 VIP

10. Gulfstream III — 125 млн $

Кинорежиссер и продюсер из США Тайлер Перри владеет десятым по стоимости частным самолётом. Его бизнес-джет «Гольфстрим 3» с доработанным внутренним пространством — один из самых мощных межконтинентальных самолётов с двумя турбодвигателями.

Gulfstream III

В салоне установлена система электронного управления прозрачностью иллюминаторов, смонтировано несколько больших видеодисплеев с подключённым спутниковым телевидением. В жилом пространстве оборудована большая библиотека, ванная комната и личная кухня.

Интерьер Gulfstream III

Самые дорогие военные самолёты в мире

Если составлять рейтинги самых дорогих воздушных судов, то во главе будут совсем не пассажирские лайнеры. Это объяснимо, всё самое прогрессивное и дорогостоящее используется не в мирных целях, а в военной технике. В таких самолётах нет роскошного салона из драгоценных материалов, вся ценность заключена в технологиях, которые намного опережают своё время.

Самый дорогой самолёт из построенных когда-либо — бомбардировщик В-2 американских воздушных войск, стоимость которого превысила 1 млрд $.

1. B-2 Spirit Stealth — 2,13 млрд $

Самый дорогой военный самолёт был разработан в 1989 году, выпускался активно до 1999 года. В нём впервые были использованы технологии Stealth — системы ПВО не могли распознать его. Активно использовался в военных действиях в Афганистане и Ираке. На данный момент на вооружении ВВС США числится 20 единиц этого бомбардировщика.

B-2 Spirit

Каждая единица В-2 названа собственным именем в честь американских штатов. За всё время эксплуатации самолётов только один В-2 разбился в катастрофе, «Дух Канзаса» был потерян в 2008 году в Гуаме.

Катастрофа В-2

В 2012 году техническое оснащение воздушного судна было модернизировано, на нём было установлено новое вооружение, бортовое оборудование и системы связи. В результате стоимость одной единицы выросла и превзошла сумму в 2 млрд $, хотя первоначально самолёт оценивался в 1,1 млрд $.

2. F-22 Raptor — 350 млн $

Самый дорогой в мире истребитель также принадлежит американской военной промышленности. Разработка пятого поколения, был создан во времена холодной войны, до сих пор считается непревзойдённым по техническим характеристикам.

F-22 Raptor

Эта модель пришла на смену F-15. Всего на вооружении в ВВС США 187 машин. В 2011 году производство истребителей было прекращено в пользу более дешёвого F-35.

Особенностью F-22 можно назвать расположение штатного вооружения внутри корпуса самолёта, что повышает его малозаметность для радаров. В корпусе использованы композитные материалы, что позволяет подниматься на рекордную высоту в 20 тыс. м.

Самолёт обладает повышенной прочностью к внешним повреждениям, в первую очередь к снарядам российских авиационных пушек. Истребители используются в военных операциях в Сирии.

3. C-17 Globemaster III — 328 млн $

Военно-транспортный самолёт ВВС США С-17, созданный концерном «Боинг» и названный «мировым мастером», занимает третье место в рейтинге. Он способен доставить к месту высадки 102 десантника или забрать из зоны военных действий 48 носилок с ранеными. Внутри самолёта свободно размещаются 3 вертолёта АН-64 Apache.

C-17 Globemaster III

На вооружении США состоят 190 машин. Дальность полёта С-17 достигает 13 тыс. км. Воздушное судно используется не только в военных операциях, но и в мирных целях, перевозя особо крупные габаритные грузы.

В 2015 году производство С-17 было прекращено. Причина этого финансовая, его высокая стоимость. С 2013 года производитель перестал получать заказы на поставку. Всего в мире эксплуатируется 270 судов.

4. P-8A Poseidon — 290 млн $

Название скрывает за собой модель Boeing 747, переработанную для нужд военных. Первоначально самолёт с именем «Посейдон» задумывался как сопровождающий противолодочные корабли для морской разведки.

P-8A Poseidon

Самолёт способен обнаружить и уничтожить вражескую подводную лодку. Система бортовой электроники может обнаружить и распознать расположение различного военно-морского вооружения: торпед, крылатых ракет, бомб и мин. На корме корпуса установлен детектор магнитных аномалий, в комплекте оборудования добавлен бортовой поисковый радар.

Такая «начинка» позволяет выполнять поисковые и разведывательные задачи любой сложности. На вооружении с 2013 года. В настоящее время ВМФ США владеет 52 единицами П-8А.

5. VH-71 Kestrel — 241 млн $

Самый дорогой в мире вертолёт расположился на пятой строчке рейтинга. Проект, начатый в 2001 году, много раз становился предметом критики из-за своей дороговизны. Расчётная сумма контракта достигала 400 млн $, но впоследствии была снижена.

VH-71 Kestrel

Перспективный проект был выбран в качестве президентского из-за своих уникальных технических характеристик. Аэродинамика разработки дала воздушному судну преимущество в скорости при более низком расходе топлива. Вертолёт демонстрировал отличную манёвренность.

В 2009 году проект был закрыт, было выпущено всего 9 единиц. Они были куплены канадским правительством для использования в качестве запчастей по официальным заявлениям.

6. E-2D Advanced Hawkeye — 232 млн $

Самолёт был назван «Глаз ястреба», его назначение — радиолокационное наблюдение и разведывательная деятельность. Это усовершенствованная версия самолёта Е-2 60-х годов 20-го века, самый необычный из эксплуатирующихся в настоящее время и один из самых дорогих.

E-2D Advanced Hawkeye

Уникальный внешний вид самолёту даёт система спутниковой связи и навигации, система электронного сканирования и радар. Комплексный подход позволяет машине выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий.

7. F-35 Lightning II — 122 млн $

Истребитель, пришедший на смену самому дорогому самолёту в истории, имеет стоимость в 20 раз меньшую. Новейший самолёт 5-го поколения, взятый на вооружение в 2015 году.

«Ф-35 Молния»

Уникальные технологии соединились в машине, которую назвали «Молния». Самолёт способен взлетать и садиться практически вертикально, оснащён технологией «Стелс», которая позволяет ему оставаться невидимым для большинства радиолокационных обнаруживающих систем. Самолёт сохранил все технические преимущества F-22 и был дополнен самыми современными разработками.

Заказы на покупку этого типа бомбардировщика разместили многие страны НАТО. Пентагон уверен, что F-35 Lightning II будет востребован и боеспособен в течение последующих 50 лет.

8. V-22 Osprey — 118 млн $

Военно-транспортный самолёт с уникальной конструкцией крыла. Двигатели подвешены в поворотных гондолах, благодаря чему воздушное судно может лететь в режиме вертолёта и в большем диапазоне высот. Он получил имя «Скопа» — хищная птица, которая способна зависать над жертвой.

V-22 Osprey

Этот транспортник стоит на вооружении ВВС США уже более 30 лет, часто используется в боевых действиях. В 2011 году один из V-22 транспортировал тело Усамы бен Ладена на борт авианосца «Карл Винсон», после чего оно было похоронено в открытом океане.

V-22 Osprey в режиме вертолётного полёта

9. Chengdu J-20 Black Eagle — 110 млн $

Самый дорогой не американский боевой самолёт — новейший ударный истребитель пятого поколения китайских ВВС, названный «Чёрный Орёл». Принят на вооружение в 2017 году.

Chengdu J-20 Black Eagle

Внешнее сходство с F-35 очевидно. Также в конструкции самолёта есть элементы разработок корпорации «МиГ». Преимущество бомбардировщика — его огромный внутренний отсек для оружия, который может вместить ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности.

Потрясающая манёвренность даёт преимущество самолёту при ведении морского боя. Он остаётся незаметным для радаров до момента атаки и способен быстро передислоцироваться, что не даёт противнику времени на ответный удар.

10. F-117 Nighthawk — 107,7 млн $

Американский одноместный ударный самолёт «Ночной ястреб» был самым секретным в истории ВВС США. Выпускался в период с 1981 по 1990 г. Факт его существования был признан Пентагоном только в 1988 году, а первый публичный показ пришёлся на последний год его производства — 1990. В 2008 году был снят с вооружения и заменён более современными F-22 Raptor и F-35 Lightning.

«F-117 Ночной Ястреб»

Одна из самых секретных разработок США, в нём были впервые применены технологии «Стелс» и схема «летающее крыло». В конструкции использованы композитные и радиопоглощающие материалы, только 10% корпуса сделано из металлов. Однако лётные характеристики были очень низкими, управляемость трудная, значительная нестабильность полёта. Всего за историю эксплуатации было изготовлено 64 единицы.

Самые дорогие самолёты российских миллиардеров

Если все частные самолёты российских бизнесменов объединить в один авиапарк, тогда он сможет занять одно из лидирующих мест среди крупнейших мировых перевозчиков. Россияне владеют более 500 бизнес-лайнеров, хотя большинство из них зарегистрированы за рубежом.

Не все государства благосклонны к такому имуществу. Минфин США ввёл очередной пакет санкций против российского бизнеса в 2018 году. Это спровоцировало массовую продажу воздушных судов. Самые дорогие частные российские суда входят в десятку самых-самых в мире: борта Усманова и Абрамовича.

Самые дорогие частные российские авиалайнеры.

Место в рейтинге Стоимость в долларах США Модель самолета Владелец Страна регистрации Год выпуска
1 85 млн Airbus А319 Роман Абрамович Германия 2014
2 71 млн Airbus А319 Андрей Скоч Аруба 2013
3 67 млн Airbus А320 Андрей Козицин Австрия 2008
4 62,5 млн Gulfstream G650ER Виктор Рашников Бермуды 2017
5 60 млн Gulfstream G650 Сергей Галицкий Мэн 2017
6 60 млн Airbus А319 Дмитрий Рыболовлев Мэн 2012
7 58,8 млн Boeing 737 BBJ Игорь Макаров Аруба 2010
8 58 млн Boeing 737 BBJ Андрей Мельниченко Мэн 2009
9 57 млн Airbus А319 Александр Абрамов, Александр Фролов Германия 2010
10 57 млн Boeing 737 BBJ Владимир Евтушенков Аруба 2007
11 56 млн Airbus А319 Виктор Вексельберг Аруба 2009
12 56 млн Airbus А 319 Михаил Прохоров Мэн 2009
13 53 млн Gulfstream G650 Самвел Карапетян Мальта 2015
14 53 млн Gulfstream G650 Искандер Махмудов Австрия 2015
15 50 млн Boeing 737 BBJ Вагит Алекперов Кайманы 2006
16 48,6 млн Gulfstream G650 Год Нисанов Мэн 2014
17 45 млн Bombardier Global 6000 Филарет Гальчев Мальта 2016
18 45 млн Bombardier Global 6000 Вадим Мошкович Мэн 2016
19 42,5 млн Airbus А318 Elite Зарах Илиев Мэн 2011
20 42,5 млн Dassault Falcon 7Х Олег Тиньков Мэн 2016

«Аэробус А319»

«Аэробус» Александра Абрамова возглавил этот рейтинг. Данная модель очень популярна среди богатых. После переоборудования из пассажирского в бизнес-джет он может перевозить до 100 VIP-пассажиров в условиях повышенной комфортности.

Предположительно, таким самолётом владеют Александр Фролов, Дмитрий Рыболовлев, Виктор Вексельберг, Михаил Прохоров. Лайнер способен пролететь до 12 тыс. км.

«Гольфстрим G650»

Бизнес-джеты «Гольфстрим» очень популярны благодаря своим уникальным техническим характеристикам и направленности на лакшери-рынок. Модель с номером 650 — дальнемагистральный самолёт с рекордной дальностью до 13 тыс. км.

Преимущество бизнес-джета в его способности лететь на высоте 15 тыс. км без помех, которые создаются другими самолётами. К тому же, это самый быстрый гражданский авиалайнер в мире.

Boeing-737 BBJ

Отдельное направление производства в концерне Boeing поставляет воздушные суда для потребностей бизнеса. Модель с серийным номером 737 чаще всего заказывают частные компании. Он способен доставить пассажиров на расстояние до 7000 км, при этом намного экономичнее своих «старших братьев», дальнемагистральных самолетов. Вместительность салона — до 50 пассажиров в особо комфортных условиях.

Самолёты президента России — 50-500 млн $

Для перемещений первого лица России не используются самолёты зарубежного производства. Официальный борт №1 России — модифицированный «Ил-96-300», поступивший в эксплуатацию в 2015 году. Официальная стоимость самолёта озвучена в размере 5 млрд рублей, или 80 млн $.

«Ил-96-300ПУ» — борт №1 РФ

Специальный лётный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства, насчитывает 59 самолётов, из них 9 президентских «Илов». Никто не может сказать, на каком именно летает Путин. Как и положено президентскому самолёту, борт оснащён дополнительными системами безопасности, в том числе бортовым устройством ПВО, способным нейтрализовать атаку баллистической ракеты.

Интерьер президентского самолёта «Ил-96-300ПУ»

Информация о внутренней отделке самолётов не разглашается. Известно только, что при её оформлении были использованы натуральные материалы: ореховый шпон, кожа, золото. Стены внутреннего помещения украшают гравюры, выполненные в технике павловопосадской мануфактуры.

Иметь собственный самолёт может не каждый, это доступно немногим. И это утверждение справедливо по отношению не только к частным лицам, но и к целым государствам. Лидеры рейтингов воздушных судов поражают и восхищают. Они демонстрируют торжество человеческого гения, способного поднять в воздух железных птиц.

Что же из себя представляет рейтинг самых дорогих военных воздушных судов? Наверняка, каждому было бы интересно ознакомиться с подобными данными. Однако, понимая сложность ценообразования и точного определения стоимость продукции венного назначения, а особенно такой сложной как современные самолеты и вертолеты, точных данных по данному вопросу найти практически невозможно. В любом случае, если есть интерес, то будут и мнения. Центр военно-политических исследований предлагает ознакомимся с одним из таких мнений, рейтинговым исследованием журнала Time, сделанным в 2009 году, с небольшими комментариями и дополнениями.

Десятое место в нем с 94 миллионами долларов занимает представитель морской авиации — американский палубный истребитель-штурмовик F/A-18 «Hornet» (в переводе — шершень). Этот самолет получил широкое применение — он использовался как в боевых операциях, таких как «Буря в пустыне», так и акробатическо-пилотажной группой ВМС США «Голубые Ангелы». Также находится на вооружении армий Канады, Австралии, Финляндии, Кувейта, Малайзии, Испании и Швейцарии.

На девятом месте расположился палубный самолет РЭБ компании Boeing — EA-18G Growler за 102 миллиона долларов. Граулер способен не только находить и уничтожать радары противников, но и создавать радиоэлектронные помехи.

Восьмое место занял многоцелевой военно-транспортный самолет с вертикальным взлетом и посадкой (конвертоплан) V-22 Osprey за 118 миллионов долларов. При взлете и посадке он подобен вертолету, что позволяет использовать его в недоступных обычным самолетам местам. Однако скорость и высота полета, масса полезной нагрузки и боевой радиус действия и более низкая стоимость эксплуатации такой машины выгодно отличают ее от вертолетов.

На седьмом месте многоцелевой истребитель пятого поколения F-35 Lightning II оцененный в 122 миллиона долларов. Самолет был разработан по программе JSF (Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель), согласно которой, он должен был удовлетворять потребности ВВС, ВМФ, морской пехоты, а также иметь возможность вертикального и укороченного взлета и посадки.

Порядок цен на эту машину к моменту ее запуска в крупносерийное производство, планируемое в 2019 году возможно будет изменен. Так, по данным Bloomberg, со ссылкой на Пентагон — цена на разные версии самолета будет следующей: F-35A (модификация для ВВС) 83,4 миллиона долларов, F-35B (модификация для морской пехоты) для 108,1 миллиона долларов, F-35C (модификация для ВВС) 93,3 миллиона долларов.

По данным от 17.09.2013 голландской газеты «Телеграф» — Нидерланды планируют приобрести 37 истребителей F-35, на общую сумму 4,5 миллиарда евро. При пересчете на одну машину получается по 121,6 миллионов евро (примерно 158 миллионов долларов) за каждый. Ежегодная эксплуатация данных самолетов обойдется правительству Нидерландов в 270 миллионов евро.

Шестое место с 232 миллионами долларов удерживает самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye компании Northrop Grumman. Этот самолет может вести наблюдение и разведку, а также координировать работу войск в радиусе своего действия, который, благодаря новому радару, увеличен почти на 300%.

На пятом месте расположился высокотехнологичный «вертолет президента» VH-71 Kestrel за 241 миллион долларов (The Washington Post озвучивал цифру в 400 миллионов долларов). Так называемый «Marine One» — позывной борта, на котором находится Президент США, который должен был заменить устаревший президентский вертолетный парк. Насчет этой машины ходило много слухов, преимущественно связанных с остановками и повторным запуском программы ее разработки и производства.

Четвертое место в рейтинге «Тайм» занимает самолет стоимостью 290 миллионов долларов (по данным Defense-aerospace 245 миллионов) — P-8A Poseidon. В скором времени этот перспективный патрульный противолодочный самолет, предназначенный для обнаружения и уничтожения подводных лодок, должен появиться в на вооружении США и Индии.

Тройку самых дорогих летательных аппаратов открывает стратегический военно-транспортный самолет C17A Globemaster III стоимость которого 328 миллионов долларов (цену в 316 миллионов долларов озвучил премьер-министр Великобритании (которая приобретает подобную технику) Дэвид Кэмерон в 2012 году, сообщает Flightglobal). Globemaster предназначен для транспортировки войск, к примеру, в него могут быть загружены 3 вертолета AH-64 Apache или 102 снаряженных военнослужащих. Несмотря на то, что первый полет этого самолета состоялся более 20 лет назад (в 1991 году), он по прежнему остается самым современным самолетом в своем классе (опережая по некоторым показателям своего российского конкурента — Ил-76МД, цена на который, правда, примерно в 11 раз ниже — 27 миллионов долларов).

Почетное второе место занимает многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Иногда этот самолет называют «золотым», он действительно мог бы считаться таковым, ведь, стоимость аналогичного его весу (19,7 тонн) количества золота (в ценах 2006 года) эквивалентна огромной стоимости Рэптора — 350 миллионов долларов. С этим самолетом связано огромное количество жарких дебатов. От изначально запланированной цифры в более чем 1000 самолетов, было произведено всего 195 (из них 187 серийных). Основная причина тому, конечно же, именно цена. Однако за помощь в производстве и этого количества истребителей производитель — компания Lockheed могла бы поблагодарить российский ЗРК С-300 и С-400, сетуя на которые, американские конгрессмены написали письмо президенту Бараку Обаме, с просьбой продлить выпуск F-22 Raptor.

Первое место место и звание самого дорогого самолета в мире получает тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 Spirit, который оценивается в астрономические 2,4 миллиарда долларов (примерно такова полная стоимость, с учетом НИОКР и всех побочных затрат, составляющих порядка 45 миллиардов долларов по данным на 1997 год). В сопоставимых ценах на 2012 года эта цифра, по данным некоторых источников, возрастает аж до 10 миллиардов. Официальной же стоимостью озвученной в 2010 году ВВС США можно считать 1,152 миллиарда долларов за 1 самолет. Цена машин была настолько велика, что Конгресс США сократил изначальные планы по производству 132 машин до 21. Каждая из них получила имя собственное. После небоевого крушения в 2008 году «Духа Канзаса» на вооружении остались 20 самолетов. B-2 Spirit неоднократно применялся США в горячих точках. Существуют расхожие мнения о том, что во время одного из подобных конфликтов в Югославии, посредством все того же комплекса С-300 был сбит «Дух Миссури» и «Дух Вашингтона», однако американская сторона данные потери не признает, а точки зрения экспертов на этот счет не совпадают.

автор Д.Салюков