Строительство канала в Никарагуа

Почему Китай приостановил Никарагуанский канал и оставил в покое Тайвань?

Автор Редакция рубрики «Мир» Обновлено: 29.08.2019 18:31 Опубликовано: 18.12.2018 12:54 Мир » Азия » Дальний Восток

Китай в последние годы стал одним из самых заметных и влиятельных государств в мире. За его действиями во всех сферах, а прежде всего — политической, экономической и военной, пристально следят все страны.

Но почему приостановлен громкий проект «Никарагуанский канал»? И почему уже не слышно о намерениях вернуть Тайвань? Неужели Китай отступил и закрыл эти вопросы? На эти и многие другие темы «Правде.Ру» в программе «Точка зрения» дал экспертные комментарии руководитель Школы востоковедения, президент Федерации шаолиньских боевых искусств НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

— Несколько лет назад на весь мир было громко заявлено о строительстве Никарагуанского канала — альтернативы Панамского. Китай вроде бы выступал локомотивом. Это уже все закончилось ничем, полностью закрыли вопрос?

— Да, и, судя по всему, это была «большая шляпа», я бы даже сказал — «панама», потому что, как считалось, на строительство было выделено 50 миллиардов долларов. Была создана фирма со штаб-квартирой в Гонконге, но с руководителем из КНР, и до последнего момента говорили: «Да, да, роем, делаем проход».

А потом оказалось, что компания разорилась. Теперь китайские власти заявляют, что это была частная инициатива. Мол, вы договаривались с частным инвестором, поэтому все могло произойти и завалиться. Все претензии — к нему.

Сейчас проект формально приостановлен, никакие работы по Никарагуанскому каналу не ведутся. Никарагуа, конечно, в трауре, потому что все это должно было стать очень важным для экономики страны.

— Но ведь даже американские стратеги всерьез говорили, что это — прорыв китайцев в Атлантику, угроза США и так далее.

— А у китайцев уже есть там свой канал — Панамский, который китайцы за свой счет углубили. До того, как Панамский канал начали углублять, он был рассчитан лишь на пять категорий танкеров и сухогрузов.

Теперь за счет того, что углубили, в международном реестре у него прибавилось еще пять категорий. Еще даже кораблей таких нет, которые технически Панамский канал может пропускать.

И китайцы целиком его контролируют. Поэтому иметь там еще один канал, конечно, было бы тоже неплохо, но он им особо и не нужен.

Совсем недавно страны Балтии предлагали китайцам использовать балтийские порты, но Китаю это не очень интересно. Там — не та глубина, надо менять все сооружения, углублять порт. И вопрос — что через них возить? Китаю пока и так для того, чтобы возить свои товары, вполне хватает Панамского канала.

— А почему в последнее время не слышно даже заявлений по Тайваню?Китай уже смирился и потерял Тайвань навсегда?

— Нет, я думаю, что этот вопрос просто подвис. Хотя время от времени Китай дает понять, что мы Тайвань не забываем, это наша территория. В свою очередь, в Тайване до последнего времени существовало Министерство по делам Монголии и так далее. Эти структуры — еще гоминьдановские. Но здесь вопрос в другом.

Пока Китай шел вперед, и никто не мог его остановить, пока он был ледоколом, многие на Тайване, в том числе финансовые группировки, говорили: собственно, а почему бы и нет? Ведь деньгам все равно, где находиться, главное, чтобы им был выход за рубеж. И уже многие тайваньские бизнесмены работали через Китай, закачивали деньги в КНР, а КНР уже разбрасывал деньги по всему миру.

Сейчас, когда Китай поприжали (он не рухнул, он устойчивый, но пока его прижали), такого уже нет. Многие начали говорить, что, мол, мы давно считали, что вот так и будет. Поэтому, конечно же, политически США выигрывает.

Но Тайвань боится еще и другого — как Китай действует в рамках проекта «Один пояс — один путь».

Сначала этот проект всеми воспринимался на ура, многие страны говорили Китаю спасибо, что он в них инвестирует, что они вместе развиваются. А сейчас видно, что Китай — совсем не добренький дядя.

Оказывается, что многие активы в рамках этого просто переходят под контроль КНР. Хотя Китай, кстати говоря, этого никогда и не скрывал, он никого не обманул.

Китай всегда открыто говорил: «Если мы вкладываем деньги, мы должны контролировать ситуацию в стране. Иначе мы потеряем вложенные средства».

И вот, когда Китай приходит со стороны Центральной Европы, даже Западной Европы, тем более со стороны стран Юго-Восточной Азии, в страны Латинской Америки, многие политики начинают говорить: «Китай очень активно к нам проникает».

И тут тайваньцы начинают также говорить, что-де мы остановили активный приток каэнэровских капиталов еще года два назад, и очень правильно сделали, потому что теперь мы хеджированы от китайских рисков.

Но вопрос с Тайванем, я думаю, КНР никогда не отпустит. Сделав целый ряд ошибок, КНР займется их исправлением. А потом — через какое-то время — снова начнет потихоньку, как любят в Китае, продолжать это же дело, но уже по-другому.

masterok

Напомним, стройка века стартовала 22 декабря прошлого года. Мы уже обсуждали это тут — Конкуренты Панамского канала.

Никарагуанский канал протянется на 278 километров и будет представлять собой более широкую и более глубокую альтернативу каналу Панамскому, контролируемому Вашингтоном. Начало работ (финансируют их, кстати, китайцы) вызвала в Вашингтоне истерику: американское посольство в Манагуа потребовало у местных властей раскрыть данные «экологического мониторинга» и ещё кое-какие секреты.

«International Business Times» сообщает, что посольство США беспокоится из-за отсутствия прозрачности в 50-миллиардном проекте.

Подозрительность американцев вызвана тем, что правительство Никарагуа в 2013 предоставило гонконгской «HKND Group» концессию на строительство канала и управление им без открытого тендера и учёта заявок других компаний. Воздействие на окружающую среду и технико-экономическое обоснование тоже остались скрыты от общественности.

Посольство США теперь требует раскрытия финансирования, приведения расчётов по целесообразности, данных экологических исследований и обнародования методологии по решению вопроса о собственности.

И здесь, добавим, как раз встаёт вопрос российского участия в проекте века. Роль Москвы определена президентом Ортегой как «прикрывающая».

Давайте обсудим это подробнее …

Согласно договору между Никарагуа и Россией от 2 января 2015 г., российские военные корабли смогут находиться в территориальных водах Никарагуа. Самолёты смогут наблюдать за стройкой века и прибрежными водами с неба. Созданием инфраструктуры, необходимой для целей безопасности, тоже должны заняться русские.

Эта роль Москвы, которая фактически может оказаться на «заднем дворе» США, да ещё на пару с Пекином, вряд ли нравится Вашингтону. Однако время отступать для России, обложенной санкциями, прошло. Москва вполне может возразить «экологам» и прочим американским посланцам, готовым эксплуатировать идеи цветной революции в Никарагуа (к слову, 24 декабря там прошли массовые протесты, связанные со строительством канала).

Бывший вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев в «Facebook» написал:

«Российские «вежливые люди» могут появиться в ближайшем будущем в Никарагуа. Китай строит в этой стране канал, который фактически изменит всю мировую торговлю благодаря конкуренции с контролируемым США Панамским каналом. Власти Никарагуа заключили соглашение с Россией о военной поддержке проекта, позволяющего российским военным кораблям и самолётам беспрепятственно входить в морское и воздушное пространство этой центральноамериканской страны. Экологи и оппозиция в Никарагуа уже начали собирать майдан…»

13 января портал «Swissinfo» со ссылкой на «Интерфакс» сообщил, что 14 января Никарагуа посетит делегация российского Совета Федерации во главе со спикером верхней платы Валентиной Матвиенко.

«Программа поездки предусматривает встречи с руководством республики и переговоры в Национальной ассамблее, — отмечает пресс-служба палаты. — Никарагуа — важный партнёр России в Латинской Америке. У наших стран давние, добрые, очень дружеские отношения. Мы настроены на всестороннее укрепление и продвижение долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия с Никарагуа».

Глава верхней палаты также указала на значительный потенциал для расширения торгово-экономического сотрудничества двух стран. Большие перспективы В. Матвиенко видит во взаимодействии в областях исследований космического пространства, спутниковой навигации, фармакологии и фармацевтики, сельскохозяйственной техники и др.

Полёт российского представителя в Никарагуа именно в тот момент, когда США выставляют «экологические требования», весьма показателен. Эксперты уже строят сценарии «противостояния» России и США, причиной которого станет Никарагуанский канал.

Редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин сказал «Московскому комсомольцу», что Россия заинтересована в том, чтобы «иметь ещё один хороший путь между океанами, поскольку она сообщается с Западным полушарием с двух сторон: через Атлантику и через Тихий океан, которые и будут связаны новой артерией». При этом участие России будет разнообразным: имеется «договорённость о поставках высокотехнологичного оборудования, причём не только для землеройных работ, но и для охраны, для общего контроля за эксплуатацией канала».

Органы безопасности РФ уже сотрудничают с никарагуанскими коллегами, отметил эксперт. Россия заинтересована в успешном завершении строительства, поскольку канал — «один из проектов, стабилизирующих всю мировую обстановку». Важно это и в условиях ситуации на нефтяном рынке, потому что Никарагуа имеет хорошие отношения с Венесуэлой, а та заинтересована в появлении новой артерии. Канал важен и для стран БРИКС: ведь пятёрка выступает в роли противовеса западной гегемонии на финансовом рынке. По сути, новый канал — это альтернатива, которая «позволит более справедливо развивать мировую торговлю», замечает товарищ Травкин.

Однако Вашингтон «по-прежнему смотрит на Центральную Америку, да и вообще на Латинскую Америку, как на ту зону, которой не стоит позволять развиваться самостоятельно», отметил далее эксперт.

Соглашения с Никарагуа об упрощённом заходе российских боевых кораблей в никарагуанские порты говорит о военном прикрытии канала:

«Россия сейчас усиливает присутствие в тех частях мира, которые представляют для нашей страны интерес. У нас развивается военно-техническое сотрудничество со многими странами Латинской Америки — в частности, идёт разговор о создании ремонтной базы на Кубе. Идёт интенсивная работа по защите национальных интересов в ключевых зонах. Это, безусловно, важно, и это возможно.Если наши суда будут ходить по каналу, то военное прикрытие этого пути будет осуществляться. И это соответствует всем нашим интересам как с точки зрения появления нового торгового пути, так и с позиции развития нашей оборонной промышленности, которая будет в этом участвовать. А степень участия — со временем посмотрим. Канал только начинают строить и закончат не ранее чем через пять лет…»

«МК» приводит и мнение Леонида Ивашова, президента Международного центра геополитического анализа. Генерал отметил:

«Подписание такого соглашения свидетельствует о том, что наши корабли будут приближаться к берегам США. Россия будет нести боевое дежурство неподалёку от Соединённых Штатов и плюс мы берём на себя обязательства охранять строительство нового канала, который будет строиться в Никарагуа».

По мнению товарища Ивашова, Россия таким образом будет «проводить политику неядерного сдерживания» в соответствии с военной доктриной от 26 декабря 2014 года.

Рассказал генерал и о деталях соглашения Москвы и Манагуа. По его словам, «это не военное базирование», однако «корабли будут заходить без особого таможенного досмотра, будет только пограничный контроль». При этом «дружественный порт берёт на себя обязательства поставок воды, продовольствия и т. д. на дружественных началах без всяких накруток». Ивашов считает, что Никарагуа — лишь «первая ласточка», позднее «договоры будут подписаны и с Кубой, и Венесуэлой, возможно, с другими латиноамериканскими странами».

В общем и целом генерал видит расклад таким: Китай выполняет основную долю работ по строительству, Никарагуа предоставляет территорию, Россия принимает на себя функцию охраны и обороны «от всякого рода посягательств».

Ивашов уверен, что США всё же попытаются противодействовать строительству канала путём создания дипломатических препятствий, давления на правительство Никарагуа — вплоть до противодействия методами диверсий.

Сергей Аксёнов («Свободная пресса») рисует куда более радикальный сценарий.

По его мнению, со стороны США может последовать даже «военная атака на Никарагуа, особенно если российские вооружённые силы не появятся там в ближайшее время». Пока этих сил там нет, поскольку соглашение о военном присутствии правительство России утвердило лишь 2 января. Наши «запаздывают», пишет аналитик. Между тем американцы «наверняка сделали выводы из ситуации с Крымом», где появление «вежливых» людей сорвало вашингтонские планы по обустройству на полуострове военной базы. «Стоит только американским морпехам, пусть и по беспределу, — на жаргоне шпарит обозреватель, — появиться в Никарагуа, и все грандиозные планы могут быть сорваны. Янки вывезут Ортегу с мешком на голове, как и его «коллегу» из Панамы. Почему нет? Надо поторопиться, Шойгу…»

Итак, аналитики и эксперты сходятся в том, что будущий Никарагуанский канал уже сегодня становится очередным «полем боя» холодной войны. С одной стороны — слабое центральноамериканское государство Никарагуа и неслабые Китай и Россия, с другой — США и сателлиты, поддакивающие своему центру притяжения. В каком-то смысле стройка века докажет прочность положения Китая и России на мировой арене и, вполне возможно, явится краеугольным камнем нового мира, в котором американской гегемонии места не будет.

Строительство Никарагуанского канала возобновят Россия и Китай

Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, в которой громадную роль играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Первый связывает Средиземное море с Красным и открывает путь в Азию без плавания вокруг Африки, второй связывает Тихий и Атлантический океаны. С момента постройки (1869 г. и 1920 г. соответственно) конкурентов у путей не было, пока не появился проект под названием Никарагуанский канал.

Китайские инвесторы декларировали планы по вложению 50 млрд долларов в инфраструктуру, что вызвало волнение в США. Американские интересы сосредоточены в Панаме, и США не хотят появления конкурента. Несмотря на перспективность проекта, строительство заглохло на этапе подготовки, но в будущем возможно его возобновление.

Никарагуанский канал – исторический проект

Планы по соединению океанов через территорию современного Никарагуа строились ещё в XVI веке. Активно разрабатываться проект начал в XIX столетии сначала как более выгодный канал, в сравнении с Панамским, а затем как его прямой конкурент. Далее топографической разведки не продвинулись ни одни энтузиасты. А желающих проложить Никарагуанский канал было много: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствовали горы и перепады высот, канал пересекал большое озеро, были перспективы речного судоходства по Центральной Америке.

После запуска Панамского канала, другие проекты свернули, и на долгие годы установился один маршрут из Атлантики в Тихий океан. Status quo сохранялся до 2012 года, когда Парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором стала китайская компания.

Первая попытка строительства канала в Никарагуа

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно. Никарагуанский канал оказался заморожен, но в 2018 году о нём заговорили вновь.

Отношения Никарагуа и России: участие в строительстве

Взаимоотношения двух стран за последние годы наладились. Особенно успешным является сотрудничество в военной сфере. Никарагуа закупает у России танки Т-72, самолёты, вертолёты и другую технику. Высшая точка взаимопонимания была достигнута по Крыму – Манагуа признала вхождение полуострова в состав России. Учитывая такую теплоту в отношениях, появились разговоры о возобновлении строительства Никарагуанского канала с привлечением российских инвестиций.

Но планы идут дальше обустройства водной артерии. Никарагуа может стать для России площадкой для давления на США, что в контексте нынешнего геополитического противостояния выглядит сильным ударом по влиянию Штатов в Центральной Америке. Также возможно привлечение к проекту Ирана и Китая, который сейчас вкладывается в углубление и модернизацию Панамского канала. Несмотря на это, Поднебесная вряд ли откажется от дополнительного и независимого от влияния Штатов пути транспортировки венесуэльской нефти.

В целом, перспективы Никарагуанского канала выглядят очень туманно. Будущее проекта, если он всё-таки будет возобновлён, зависит от решительности США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния; стабильности режима Даниэля Ортеги; позиции Китая и множества других факторов. Но если строительству будет дан зелёный свет, то планета получит не только удобный морской путь, но и точку политического противостояния ведущих мировых держав.

Михаил Татаринов

В Никарагуа началось строительство альтернативы Панамскому каналу (2 фото)

Разумеется, существуют естественные монополии, но везде они находятся под строгим контролем, чтобы защитить остальных участников рынка.
На международном уровне также существуют естественные монополии. Например, Китай смог стать мировым сборочным цехом не только из-за дешевой рабочей силы, но и из-за того, что 95% мировой торговли редкоземельными элементами долгое время находились в руках Пекина. В 2010 году монополист решил ограничить экспорт этих жизненно необходимых для микроэлектроники металлов, что создало серьезные проблемы для Японии, Южной Кореи, США и Германии. Сейчас под давлением ВТО Китай снимает ограничения, передает РИА «Новости». За время действия запрета доля Пекина на этом рынке снизилась до 85%, что не сильно отличается от ситуации 2010 года.
Суэцкий канал является единственным коротким морским путем из Европы в Азию. Альтернатива ему невозможна – разве что прорыть еще один параллельный.
Первыми соединили Красное и Средиземное моря еще древнеегипетские фараоны, однако арабские завоеватели приказали его засыпать: сухопутные торговые пути были гораздо выгоднее халифату.
В 1798 году Наполеон Бонапарт приказал разработать план нового канала, но вскоре охладел к этой идее. Суэцкий канал был открыт только в 1869 году после 11 лет напряженной работы и сотен миллионов потраченных французских франков.
В период строительства у правительства Египта было 44% акций, но вскоре правительство продало акции англичанам. На долгие годы канал перешел под контроль Великобритании и отчасти Франции. Когда в 1956 году президент Египта Абдель Насер национализировал канал, последовало немедленное вторжение англо-французских войск при поддержке Израиля.
СССР и США прекратили конфликт, и канал перешел под контроль Египта. В дальнейшем судоходство по каналу несколько раз прекращалось из-за израильско-египетских войн. Сейчас до 10% мирового морского сообщения проходит через Суэц.
Любые угрозы суэцкому транзиту решительно пресекаются мировым сообществом – так были практически ликвидированы сомалийские пираты.
ДВА ОКЕАНА
Вторым по важности после Суэцкого является Панамский канал. Через него проходит около 5% мирового судоходства, а могло бы и больше – канал работает на пределе своей мощности.
Этот важный судоходный объект в Западном полушарии тоже имеет долгую историю, пусть и не такую длинную, как путь между Средиземным и Красным морем. Впервые проект соединения Тихого и Атлантического океанов был предложен в 16 веке, но согласно легенде, король Испании Филипп II заявил: «что Бог разъединил, человек соединить не может».
Строительство Панамского канала началось вскоре после ввода в строй Суэцкого, но официально он открылся только в 1920 году после череды международных скандалов, банкротств и погубленных репутаций.
Строительство вело военное министерство США, Республика Панама фактически стала американским протекторатом.
Вашингтон с самого начала относился к проекту как к стратегическому для безопасности США и управлял каналом на протяжении практически всего 20 века. Восстания против американского владения каналом вспыхивали в Панаме в 1927, 1947, 1959 и 1964 годах, а в 1989-м США вторглись в республику и свергли неугодного им президента Мануэля Норьегу.
В ходе вторжения было убито более 500 граждан Панамы.
В 1999 году управление каналом было формально передано государственному агентству Панамы «Администрации Панамского канала», но в реальности США продолжают считать канал, как и всю территорию Панамы, зоной своих неотъемлемых интересов.
АЛЬТЕРНАТИВА
Возможность строительства канала через территорию Никарагуа рассматривалась также начиная с 16 века, в 19 веке даже была создана «Северо-Американская компания» для постройки Никарагуанского канала, но в итоге была всё-таки выбрана Панама.
Никарагуа в 20 веке переживала непростые времена. С 1912 по 1933-й страна была оккупирована США. Те, кто рожден в 70-е годы прошлого века, отлично помнят репортажи из этой страны, где храбрые сандинисты сперва сражались против ставленника США диктатора Сомосы, а затем, придя к власти, против проамериканских контрас. Эмбарго, санкции и прямая военная поддержка антиправительственных сил – методы работы США не меняются уже много десятилетий.
В 1990 году после прекращения советской помощи к власти пришло либеральное правительство, но через 16 лет никарагуанцы вновь выбрали президентом Даниэля Ортегу – лидера Сандинистского фронта национального освобождения.
Именно тогда стали вновь появляться планы по строительству Никарагуанского канала. В 2012 году Национальная Ассамблея одобрила проект «Великого трансокеанского канала Никарагуа», а уже через год зарегистрированная в Гонконге компания HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd на условиях концессии заключила договор с правительством страны. Кроме того, правительство Никарагуа предлагало России принять участие в проекте, в ноябре 2013 года замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что «планы по строительству канала в Никарагуа привлекают большое внимание». По его словам, российские компании «могли бы поставлять специальную технику, стройматериалы и конструкции».
На протяжении всей новейшей истории Никарагуанского канала США вели активную пиар-войну против проекта. Владелец компании-концессионера Ван Цзин объявлялся «некомпетентным», подозрительно единодушные «эксперты» говорили о том, что новый канал не нужен с экономической точки зрения, что морские перевозки в мире сокращаются, были брошены в бой экологические организации, угрожавшие Никарагуа экологической катастрофой в случае строительства канала. Не помогло: 22 декабря прошлого года в Никарагуа начались строительные работы. И тогда США перешли к более серьезным действиям.
СТРАХ МОНОПОЛИСТА
Посольство США в Манагуа (к слову – одно из крупнейших в странах Латинской Америки) потребовало от властей Никарагуа раскрыть детали экологического мониторинга и проведения тендеров. К вопросу о двойных стандартах – представьте, что российское посольство в США попросит американцев рассказать о деталях проведения тендеров на строительство чего угодно или предоставить подробные данные экологических исследований в Мексиканском заливе.
США не хотят терять монопольный контроль над единственным водным путем между двумя океанами – это очевидно. В 2016 году в Никарагуа предстоят выборы, и можно уже сейчас с достаточной степенью уверенности сказать, что в случае новой победы сандинистов в стране будет организован Майдан с требованием пересчета голосов. «Экологи» будут продолжать пугать никарагуанцев превращением их страны в пустыню, а всей пресной воды в стране – в отраву в случае продолжения строительства, а «экономисты» – угрожать стране банкротством из-за «никому не нужного канала».
Если для Китая проект является стратегическим – венесуэльская нефть и множество других сырьевых товаров из Южной Америки нужны китайской экономике, то для России Никарагуанский канал – лишь альтернативный путь из Тихого в Атлантический океан.
Но Россия должна поддержать Никарагуа в строительстве канала, чтобы подтвердить свою приверженность многополярному миру, в котором нет места монополизму и двойным стандартам.
Никарагуа – независимое государство, которое имеет право осуществлять на своей территории любые экономические проекты с привлечением инвесторов из любых других стран мира. Подставьте на место Никарагуа Украину или Грузию – и Джен Псаки немедленно подпишется под этой фразой.
Отказывая России в наличии стратегических интересов в соседних странах, США почему-то продолжают считать Латинскую Америку собственной вотчиной, куда вмешательство государств из других регионов недопустимо.
В данной ситуации действия США мало чем отличаются от сомалийских пиратов, мешавших нормальной работе Суэцкого канала. А значит мировое сообщество вновь должно объединиться, чтобы получить альтернативный и не зависящий от прихотей Вашингтона путь между двумя крупнейшими океанами планеты.

Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, в которой громадную роль играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Первый связывает Средиземное море с Красным и открывает путь в Азию без плавания вокруг Африки, второй связывает Тихий и Атлантический океаны. С момента постройки (1869 г. и 1920 г. соответственно) конкурентов у путей не было, пока не появился проект под названием Никарагуанский канал.

Китайские инвесторы декларировали планы по вложению 50 млрд долларов в инфраструктуру, что вызвало волнение в США. Американские интересы сосредоточены в Панаме, и США не хотят появления конкурента. Несмотря на перспективность проекта, строительство заглохло на этапе подготовки, но в будущем возможно его возобновление.

Никарагуанский канал – исторический проект

Планы по соединению океанов через территорию современного Никарагуа строились ещё в XVI веке. Активно разрабатываться проект начал в XIX столетии сначала как более выгодный канал, в сравнении с Панамским, а затем как его прямой конкурент. Далее топографической разведки не продвинулись ни одни энтузиасты. А желающих проложить Никарагуанский канал было много: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствовали горы и перепады высот, канал пересекал большое озеро, были перспективы речного судоходства по Центральной Америке.

После запуска Панамского канала, другие проекты свернули, и на долгие годы установился один маршрут из Атлантики в Тихий океан. Status quo сохранялся до 2012 года, когда Парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором стала китайская компания.

Первая попытка строительства канала в Никарагуа

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно. Никарагуанский канал оказался заморожен, но в 2018 году о нём заговорили вновь.

Отношения Никарагуа и России: участие в строительстве

Взаимоотношения двух стран за последние годы наладились. Особенно успешным является сотрудничество в военной сфере. Никарагуа закупает у России танки Т-72, самолёты, вертолёты и другую технику. Высшая точка взаимопонимания была достигнута по Крыму – Манагуа признала вхождение полуострова в состав России. Учитывая такую теплоту в отношениях, появились разговоры о возобновлении строительства Никарагуанского канала с привлечением российских инвестиций.

Но планы идут дальше обустройства водной артерии. Никарагуа может стать для России площадкой для давления на США, что в контексте нынешнего геополитического противостояния выглядит сильным ударом по влиянию Штатов в Центральной Америке. Также возможно привлечение к проекту Ирана и Китая, который сейчас вкладывается в углубление и модернизацию Панамского канала. Несмотря на это, Поднебесная вряд ли откажется от дополнительного и независимого от влияния Штатов пути транспортировки венесуэльской нефти.

В целом, перспективы Никарагуанского канала выглядят очень туманно. Будущее проекта, если он всё-таки будет возобновлён, зависит от решительности США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния; стабильности режима Даниэля Ортеги; позиции Китая и множества других факторов. Но если строительству будет дан зелёный свет, то планета получит не только удобный морской путь, но и точку политического противостояния ведущих мировых держав.

По материалам Михаила Татаринова