США в первой мировой

Тест по истории «Первая мировая война» (11 класс)

1.Когда началась первая мировая война?

А) 1914 б) 1915 в)1907 г)1916

2.Сколько стран принимало участие в первой мировой войне?

А) 32 б) 25 в) 38 г)20

3.Когда Россия вышла из первой мировой войны?

А)1915 б)1918 в)1919

4.Когда к войне присоединились США?

А) 1914 б)1916 в)1915 г)1917

5.Основной причиной к началу войны послужило….

А) Возвышение германской расы

Б) Убийство Франца Фердинанта

В) Потопление Лузитании

6.Когда Германия объявила войну России

А)1 августа 1914 г. Б)9 ноября 1915 г. В)Апрель 1914г. Г)29 июля 1915г.

7. 29 июля 1914г. Россия объявляет о __________________

А)Выходе из войны Б)Брусиловском прорыве В)Всеобщей мобилизации

8) Когда впервые было применено газовое оружие

А)Сентябрь 1914 Б)Апрель 1915 В)Декабрь 1916 Г) Май 1917

9.Кем впервые было применено газовое оружие

А) Османская Империя Б) Франция В)Япония Г)Германия

10. Когда произошел Брусиловский прорыв

А)Июнь 1916г. Б) 29 июля 1914г. В)Июль 1916г. Г)Апрель 1915г.

11.Верденская мясорубка была в

А)1915 Б)1918 В)1916 Г)1917

12. В 1914г. немцы форсировали через _____________

А)река Сомма Б)река Марна В)река Обь Г)Крепость Верден

13.Весной 1915г. к Антанте примкнула _______________

А)Османская Империя Б)Сербия В)Италия Г)Франция

14.План Германии по ведению войны __________________________

15.Советское правительство заключило Брестский мир с Германией в

_____________________.

Ответы

14)План Шлиффена (Блицкриг)

15)3 марта 1918г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №12 г.Лениногорска»

Муниципального образования «ЛМР» РТ

Тесты, проверочные работы, познавательные задания по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.»

Работу выполнила

Учитель истории и обществознания

Кремёнская А.А.

Пояснительная записка 3

Кроссворд 4

Викторина 4

Тест 1 6

Тест 2 11

Часть В 12

Часть С 14

Военная головоломка 17

Список использованной литературы 17

Пояснительная записка

1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Это было сделано после отказа российского правительства от выполнения условий германского ультиматума от 31 июля 1914 года. Ультиматум требовал отменить начатую Россией мобилизацию, которая была объявлена ввиду начала мобилизации в Австро-Венгрии, что заключало в себе прямую угрозу для безопасности нашей страны.

С 1 августа 1914 года началось участие нашей страны в одной из самых масштабных и кровопролитных войн в истории человечества, унесшей 10 млн. жизней.

Потери России в Первой мировой войне составили: свыше 2 млн. убитых и умерших на фронтах, свыше 3 млн. пленных; потери гражданского населения Российской Империи превысили 1 млн. человек.

Актуальностью данного события стало то, что в результате Первой мировой войны на смену старой системе миропорядка пришла принципиально иная. Это событие стало последней войной Российской империи. Именно с участием в этой войне связаны произошедшие в нашей стране колоссальные политические изменения. Чтобы понять произошедшие изменения в стране, необходимо знать события Первой мировой войны.

Задания по теме «Первая мировая война» предназначены для учащихся 9-11 классов.

Цель:

— восстановление и сохранение исторической памяти о Первой мировой войне.

Задачи:

— расширить и углубить знания исторических фактов по данной теме;

— вызвать интерес к событиям происходившим в мире в период Первой мировой войны;

— познакомить участников с событиями Первой мировой войны;

— воспитать у учащихся чувство патриотизма и уважения к заслугам старшего поколения, самоотверженно защищавших интересы Российского государства;

— привить любовь к истории родной страны.

Кроссворд по теме «Первая мировая война»

http://puzzlecup.com/?guess=9D1EE740F2D4EEAU

Викторина

1. Назовите дату начала Первой Мировой войны. (28 июля 1914 г.)

2. Назовите дату окончания Первой Мировой войны. (11 ноября 1918 г.)

3. В начале 20 века Россия входила в военно-политический блок, направленный против Англии или Германии? (Германии)

5. Кто такие «оборонцы»? (Социалисты, выступающие за оборону Родины)

6. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась именно в этом лозунге. (Превращение войны империалистической в гражданскую)

7. Именно после этой газовой атаки противогаз стал обязательной частью солдатской экипировки. (Газовая атака под Ипром)

8. Какая из двух стран-союзниц вступила в войну раньше: Россия или Франция? (Россия)

9. В каком сражении впервые были применены танки? (на р. Сомме)

10. В феврале 1915 г. Вильгельм II писал: «Воды вокруг Великобритании и Ирландии … объявляются находящимися в военной зоне». Что имел в виду Вильгельм II? (Начало подводной войны)

11. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны? (За веру, царя и Отечество)

12. Именно в этом морском бою в марте 1916 г. английский флот сразился с немецким флотом. (Ютландский морской бой)

13. После какого сражения стратегическая инициатива в войне перешла к странам Антанты» (После сражения на р. Сомме)

14. Характеризуя этого молодого человека, его друзья отмечали небольшой рост и сутуловатость, сочетающиеся с силой и выносливостью. При этом, он был «скромен, сумрачно отчужден, испытывал жажду к чтению, за которым проводил ночи». Не будучи носителем известной фамилии, этот молодой человек в 1914 г. стал едва ли не самым популярным в мире; умер в страшных муках в тюрьме и был захоронен в общей могиле в 1918 г. Спустя годы, он стал национальным героем своей страны. Как звали этого человека? (Гаврило Принцип)

15. Какие страны присоединились к Тройственному союзу после того, как Италия его покинула? (Турция и Болгария)

16. Под каким названием вошло в историю стремление французской и немецкой армий окружить друг друга в октябре-ноябре 1914 г.? (Бег к морю)

17. Именно этой военной операции проведённой в 1916 г. посчастливилось вначале называться по своего месту проведения, а затем по имени военачальника. (Луцкий прорыв; Брусиловский)

18. Назовите имена командующих Русской армии, начавшей наступление в Восточной Пруссии в 1914 г.(Самсонов и Ренненкампф)

19. На территории какой страны – союзницы России с 1916 г. сражался Русский экспедиционный корпус? (на территории Франции)

20. Как назывался первый в России и мире стратегический бомбардировщик, построенный незадолго до начала войны? («Илья Муромец»)

21. Французская военная доктрина (План-17) предусматривала начать военные действия против Германии с освобождения этих территорий. Что это за территории? (Эльзас и Лотарингия)

22. Какая военная операция была осуществлена раньше: Брусиловский прорыв или Галицийская операция? (Галицийская операция)

23. Назовите все империи, прекратившие своё существование после Первой Мировой войны. (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Оттоманская империи)

24. Именно эти страны ставили своей целью укрепить своё влияние на Балканах. (Россия и Австро-Венгрия)

25. В ходе этого сражения Германия применила новое оружие – огнемёт? Назовите это сражение. (Битва при Вердене)

26. Именно эта простая винтовка оказалась не только лучше всех своих конкурентов в этой войне, но активно использовалась даже во Второй Мировой войне. (Винтовка системы Мосина, «трёхлинейка»)

27. В результате Первой мировой войны в двух странах произошли три революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти страны и революции.(Россия и Германия. Февральская, Октябрьская и Ноябрьская революция)

28. Назовите город, в котором был подписан сепаратный мирный договор между Советской Россией и Центральными Державами. (Брест-Литовск)

29. В апреле 1917 г. прозвучало заявление о том, что Россия будет воевать до победного конца. Как называется это выступление, спровоцировавшее правительственный кризис? (Нота Милюкова)

30. Потеря именно этих животных к концу войны рассматривалось в некоторых армиях как трагедия, масштабы которой больше, чем потеря солдат. (Потеря лошадей)

Тест 1.

Выбери 1 правильный ответ из 4 предложенных

1. Немецкий генеральный план ведения Первой мировой войны был разработан:

1) О. Бисмарком;

2) А. Шлиффеном;

3) Ф. Фердинандом;

4) Ф. Шехтелем.

2. Укажите лишнее в приведенном предложении.

В 1915г. на стороне Тройственного союза воевали:

1) Австро-Венгрия;

2) Болгария;

3) Германия;

4) Италия.

3. Версальский мирный договор был подписан в:

1) 1918г.;

2) 1919г.;

3) 1920г.;

4) 1921г..

4. Какое событие произошло раньше:

1) план Юнга;

2) план Дауэса;

3) план «Барбаросса»;

4) план «Ост».

5. Поводом к началу Первой мировой войны послужило:

1) затопление американского пассажирского судна «Лузитания»;

2) всеобщая мобилизация в России;

3) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда;

4) забастовочное движение в Германии.

6. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к :

1) миру без аннексий и контрибуций

2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в гражданскую

4) присоединению России к Версальскому миру

7. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:
1) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии

2) Латвии, Литвы, Эстонии

3) Польши, Литвы, Финляндии

4) Эстонии, часть Польши, Армении

8. Впервые танки были применены:

1) австро-венгерской армией;

2) русской армией;

3) англо-французской армией;

4) немецкой армией.

9. Укажите лишнее в приведенном предложении.

В 1916г. произошли такие крупные военные операции:

1) битва под Верденом;

2) Галицкая битва;

3) Ютландское морское сражение;

4) Брусиловский прорыв.

10. Причины Первой мировой войны.

1) Обострение межимпериалистических противоречий

2) Борьба за передел мира

3) Создание двух военно-политических союза (Антанта и Тройственный союз)

4) Все ответы верны

11. Какие цели были у России, в Первой мировой войне?

1) Захват новых колоний принадлежавших Англии и Франции

2) Установить господство на Балканах, в проливах Босфор и Дарданеллы

3) Разделить османскую империю

4) Вернуть Эльзас и Лотарингию

12. Какие страны входили в Тройственный союз?

1) Англия, Франция, Россия

2) США, Россия, Сербия

3) Бельгия, Китай, Испания

4) Германия, Австро-Венгрия, Италия

13. Как называлась тяжелая форма гриппа которая унесла 27 млн. жизней? 1) итальянка

2) испанка

3) американка

4) англичанка

14. Крупнейшая битва, где погибло 2 млн. человек?

1) Верденская мясорубка

2) Битва на Марне

3) Битва на Сомме

4) Отравление в районе Ипра

15.Верховным главнокомандующим русской армии в начальный период первой мировой войны был:

1) Николай II

2) великий князь Николай Николаевич

3) С.Д.Сазонов

4) А.А.Брусилов

16. К 1914 году относится:

1) гибель армии генерала А.В.Самсонова

2) наступление армии генерала А.А.Брусилова

3) вступление в войну США

4) выход из войны в Италии

17) В 1914г. русские войска:

1) заняли Берлин

2) заняли Париж

3) были выбиты немцами из Варшавы

4) потерпели поражение в Восточной Пруссии

18. Летом 1915 года новым главнокомандующим русской армией стал:
1) А.А.Брусилов

2) М.В.Алексеев

3) Николай II

4) С.Д.Сазонов

19. К 1916 году относится:

1) начало Первой мировой войны

2) гибель русской армии в Восточной Пруссии

3) наступление русской армии на Юго-Западном фронте

4) конец Первой мировой войны

20. «Оборонцы» — это:

1) партии, стоящие за участие в войне до победы

2) большевики, согласные с лозунгом поражения своего правительства в войне
3) социалисты, выступающие за оборону Родины

4) фракция в Думе, объединившая всех сторонников ведения «оборонительной» войны

21. Позиция большевиков в отношении Первой мировой войны выражалась в лозунге:
1) продолжение войны до победного конца

2) превращение войны империалистической в гражданскую

3) защиты Отечества от германского нашествия

4) провозглашение «гражданского мира»

22. Главнокомандующим Юго-Западного фронта в 1916 году был:
1) А.А. Брусилов

2) Я.Г. Жилинский

3) А.В.Самсонов

4) П.К. Ренненкампф

23. Решающее воздействие на неудачи русской армии в 1915 году оказали:
1) суровые погодные условия

2) нехватка снарядов

3) наличие немецких шпионов при царском дворе

4) бездарность военачальников

24. Первая мировая война:

1) привела к подъему революционного движения

2) укрепила позиции правительства

3) привела к спаду революционного движения

4) укрепила авторитет династии Романовых

25. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов содержал призыв к :

1) миру без аннексий и контрибуций

2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в гражданскую

4) присоединению России к Версальскому миру

26. По Брестскому миру в 1918 году Советская Россия потеряла территории:
1) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии

2) Латвии, Литвы, Эстонии

3) Польши, Литвы, Финляндии

4) Эстонии, часть Польши, Армении

Тест 2.

Выберите 1 правильный ответ из 5 предложенных

1. 28 июля 1914г., какой стране объявила войну Австро-Венгрия?

1) Сербии

2) Германии

3) России

4) Англии

5)Франции

2. Какого числа Германия объявила войну России?

1) 5 августа

2) 7 августа

3) 1 августа

4) 4 августа

5) 3 августа

3. Сколько фронтов сформировалось в начале войны?

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

5) 1

4. Сколько дней продолжалась Первая мировая война?

1) 1544

2) 1554

3) 1553

4) 1545

5) 1445

5. Какая страна называлась мировым кредитором?

1) Франция

2) Англия

3) США

4) Германия

5) Россия

6. Сколько человек погибло в годы Первой мировой войны?

1) 10 млн. человек

2) 20 млн. человек

3) 27 млн. человек

4) 19 млн. человек

5) 9 млн. человек

Часть В

  1. Установите соответствие между странами и целями, которые они преследовали в Первой мировой войне

А) Россия

1) сохранить мировое господство

Б) Германия

2) добиться мирового господства

В) Франция

3) сохранить и укрепить влияние на Балканах

Г) Англия

4) укрепить влияние в Европе

5) сохранить свою независимость

Ответ: А-3, Б-2, В-4, Г-1

  1. Установите соответствие между датами и событиями:

Даты

События

А) 1 августа 1914 г.

1) заключение Брестского мира

Б) 28 июля 1914 г.

2) начало Первой мировой войны

В) 3 марта 1917 г.

3) вступление в войну России

Г) 11 ноября 1918г.

4) капитуляция Австро-Венгрии

5) капитуляция Германии

А-3; Б-2; В-1; Г-5

3. Расположите в хронологической последовательности вступление в Первую

мировою войну следующих стран:

А) Англия

Б) Франция

В) США

Г) Россия

ГБАВ

4. Расставьте события в хронологической последовательности:
А) Брусиловский прорыв

Б) Восточно-Прусская операция

В) Галицийская операция

Г) эвакуация русских войск из Варшавы

Д) Горлицкий прорыв

БВДГА

5. Вставьте пропущенные слова

Германская пресса, характеризующая страны, которые участвовали в Первой мировой войне, писала о них: «представительница самого крайнего абсолютизма» (1), «мать революции и гильотины»(2), «самое старое на свете конституционное государство» (3). К каким странам относятся указанные характеристики?

1_______________ 2______________ 3________________

Ответ: Россия, Франция, Англия

  1. Прочтите фрагмент из статьи депутата Государственной думы П.Н.Милюкова ( датирована 1915г.) и напишите название страны, о помощи которой со стороны России в нем говорится.

» Настоящая война начата не Россией и уже потому она не могла заключать определенных намерений относительно расширения территории России. Русская мобилизация имела целью, в первой совей стадии, поддержку славянского государства, от которой Россия не могла отказаться без умаления своего авторитета среди славянства и на Балканах. Во второй стадии, вызвавшей решительное наступление Германии, наша мобилизация имела целью поддержание значения России как великой державы».
Ответ:__Сербия

Часть С

В феврале 1914 года П.Н.Дурново, убеждая Николая II любой ценой предотвратить надвигающуюся войну с Германией, писал:

«… начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а затем общий раздел всех ценностей и имуществ… Армия, лишившаяся …за время войны наиболее надежного кадрового состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованной, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению».

С1. Какое законодательной учреждение существовало в России в 1914 году?
С2. Почему «стихийно общее крестьянское стремление к земле» было характерно для русской армии начала 20 века?
С3. Какие партии и почему автор считает «оппозиционно-интеллигентными»?
С4. 4 августа 1914г. Великобритания вступила в войну на стороне Франции и России. При этом далеко не все англичане с восторгом отнеслись к данному союзу, а часть вообще была против партнерства с Россией. Так, Б.Шоу отмечал: «Если мы не можем без помощи России победить Потсдам… тогда нам следует просто отдать Германии лучшее и рассчитывать на союз с Америкой ради нашего места под солнцем».

Ответ: Чем объяснить такую предубежденность к России?
С1. С 1906 года в России существовала Государственная дума, которой Манифестом 17 октября 1905г. были даны законодательные полномочия
С2. Большинство населения в России составляли крестьяне. В условиях всеобщей воинской повинности солдатами были те же крестьяне.
С3. «Оппозиционно-интеллигентными» автор может считать либеральные партии: октябристов и, особенно, кадетов, так как социальную опору этой партии составляла российская интеллигенция.

С4. Россия воспринималась англичанами как варварская страна, чуждая идеям свободы и прогресса. Прежде всего, это относилось к самодержавию, союз с которым выглядел противоестественно

С5. «Либо один должен отказаться от владения своими колониями, либо другой. Такие вопросы в мире капиталистов не решаются добровольно. Это может быть решено только войной».

Каким образом, на ваш взгляд, это суждение В.И.Ленина объясняет причины Первой мировой войны, ее характер?

Ответ: С5.Страны – участницы войны – преследовали главную общую цель: приобретение новых колоний, рынков сбыта, усиление сфер влияния. Это было необходимо для их экономического развития в условиях монополистического капитализма. Получить эти колонии можно было только ведя захватническую войну.

С6. Ниже приведены стихи и частушки времен Первой мировой войны, отражающие изменение отношения народа к войне в ее начале (1) и в конце (2).

  1. Мы с Японией буянили,

С Германией идем:

Кулаки у нас большие –

Нигде не пропадем.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С германской силой темною,

С тевтонскою ордой! (А.Боде)

Ох, как эта-то война

До чего нас довела:

До чистого полюшка-

Хоть давися с горюшка.


Царь ты белой, царь ты белой,

Что в Расеюшке наделал:

Молодых людей забрил,

Всю Расею прослезил!

Как изменилось отношение народа к войне в ее начале и в конце?
Каковы причины этих изменений? ( Укажите не менее двух причин)

Ответ: С6. В начале войны было единение нации на основе патриотических настроений, уверенность в победе. К концу войны появилось разочарование и недовольство политикой правительства, которая привела к поражениям и большим потерям, резким ухудшением уровня жизни, прежде всего малоимущих слоев населения. Особенно страдала деревня, которая теряла рабочую силу, скот, посевные площади.

Военная головоломка

В начале Первой мировой войны в униформу британских солдат входила коричневая матерчатая фуражка. Металлических касок у них не было. Через некоторое время командование армии было обеспокоено большим количеством ранений в голову. Было решено заменить фуражку металлической каской. Но вскоре командование было удивлено, узнав, что количество ранений в голову увеличилось. Необходимо заметить, что интенсивность сражений была примерно одинаковой до и после введения касок. Так почему же число ранений в голову увеличилось, когда солдаты стали надевать каски, а не фуражки?

Ответ: Число зафиксированных ранений в голову увеличилось, но снизилась смертность. Ранее, если осколок шрапнели попадал солдату в голову, он пробивал фуражку, и человек, вероятнее всего умирал. Это фиксировалось как смерть, а не как ранение. После того, как было предписано носить каски, удар шрапнели не убивал солдата, а всего лишь ранил. Поэтому число ранений в голову увеличилось, а число смертей снизилось.

Список использованной литературы

США и Первая мировая война


После начала большой войны в Европе Вашингтон заявил о нейтралитете США. Политика правительства Вильсона была сложной. Для Вашингтона была невыгодна полная и быстрая победа одной из двух военно-политических коалиций. Америки была выгодна затяжная, длительная война на истощение, которая максимально ослабит все державы и разрушит Европу, создаст условия для крушения старых империй — Германской, Австро-Венгерской и Российской, истощит Францию и Англию. Это позволяло США поднять своё значение на качественно иной уровень, стать экономическим и военным лидером планеты.
Победа германского блока была опасна для США. Она вела к гегемонии Германии в Европе. Опираясь на ресурсы Центральной Европы и Балкан (Австро-Венгрия в ходе войны потеряла значительную часть своей самостоятельности, прогибаясь под германцев), сокрушив исторического врага — Францию, ослабив Британия с помощью подводной войны, и поставив в подчиненное положение Россию (потерпевшую поражение или с помощью сепаратного мира), Германия могла претендовать на мировое лидерство. Американцы опасались колониальных планов Германии в Латинской Америке, которую считала периферией американской империи, экономического проникновения германцев в этот регион. Например, в Бразилию. Кроме того, в долгосрочной перспективе могла появиться возможность союза Германии с Японией (что в итоге и произошло). Япония уже почти исчерпала потенциал союза с Британией и США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дальнейшее продвижение японцев в регионе сталкивалось с военно-стратегическими и экономическими интересами Англии и США. В частности, англосаксы не могли позволить Японии установить контроль над большей частью Китая. Чтобы продолжить экспансию в зоне Тихого океана, японцам нужен был другой союзник, который был относительно равнодушен к островам Тихого океана, Индонезии, Китаю и Южной Азии.
В конце 1915 года полковник Эдуард Хауз, ставленник закулисных сил при президенте Вильсоне, сказал по поводу возможной победы Германии: «США не могут пойти на то, чтобы союзники потерпели поражение. Нельзя допустить, чтобы Германия установила над всем миром своё военное господство. Мы, конечно, будем следующим объектом нападения, и доктрина Монро будет значит меньше, чем клочок бумаги».
Поэтому США делали ставку на Антанту. Но и здесь не всё было гладко. Вашингтону не нужна была быстрая победа Англии, Франции и России. В частности, между США и Англией продолжалась борьба за место «старшего партнера». У них имелись противоречия по вопросу свободы морей, торговли, проникновения американского капитала в английские колонии, соперничество в Латинской Америке и других регионах планеты. Молодые американские хищники постепенно теснили британцев, но те ещё имели сильные позиции. США нужна была длительная война в Европе, которая приведет к поражению Германии, разрушению старых народно-аристократических империй, ослаблению Англии и Франции, что позволит Америке твердо встать в Европе, поставив Англию на место «младшего партнера» в «новом мировом порядке». Особые планы имелись в отношении России — США требовались огромные ресурсы русской цивилизации. При этом Вашингтон прикрывал свои империалистические, хищнические цели демократическо-пацифистскими лозунгами. Президент Вудро Вильсон был большим мастером этого дела.
Под шум войны США решали стратегические задачи. Во-первых, укрепляли свои позиции в Латинской Америке, которая по замыслу хозяев США должна быть стать сырьевым придатком, рынком сбыта американских товаров, опутанной финансово-экономическими путами полуколонией. Ещё до начала войны в Европе США вслед за Кубой, Панамой и Доминиканской Республикой установили фактический контроль над Гондурасом и Никарагуа. В 1914 году американская морская пехота оккупировала Гаити. Одновременно американцы установили контроль над Мексикой. С помощью американцев в феврале 1913 года там был свергнут президент Мадеро. В стране была установлена диктатура Уэрты. Народ ответил восстанием, началась гражданская война. Вскоре американцы разочаровались в Уэрте, он сблизился с британцами. Весной 1914 года началась ограниченная американская интервенция в Мексику. Весной 1916 года американские войска под командование генерала Першинга перешли границу Мексики и начали продвижение вглубь страны. Мексика протестовала против нарушения национального суверенитета. Однако «великий гуманист» Вильсон не обратил на это внимания. Только яростное сопротивление мексиканцев, ненавидевших янки и поддержавших свою армию, заставило американцев отступить. Кроме того, Америка в этот период сосредоточилась на подготовке войны в Европе (решение уже приняли), поэтому вторжение в Мексику отложили.
Во-вторых, США наживались на военных поставках, превратились из мирового должника в кредитора. После кампании 1914 года стало очевидно, что война будет затяжной и для неё потребуется огромное количество оружия, боеприпасов и различного снаряжения. В ноябре 1914 года представитель Моргана отправился в Лондон для переговоров с британским правительством о финансировании военных заказов союзников в США. С начала 1915 года в США стали в изобилии сыпаться военные заказы стран Антанты. Американский капитал получил новый огромный рынок. Германия же крупных заказов разместить не могла, так как было блокирована с моря. Основной поток американской военной продукции, сырья и продовольствия поступал в порты Антанты.
Одновременно американский капитал мощным потоком хлынул в страны Антанты. США было выгодно давать займы воюющим державам, чтобы наращивать собственное производство. Страны Антанты брали в долг у США, эти же средства шли на покупку оружия и т. д., то есть возвращались в Америку. В 1915 году Англия и Франция заключили первый крупный заем на сумму 500 млн. долларов. Понятно, что этого займа не хватило на оплату гигантских поставок странам Антанты. Последовали новые займы. Англичане с США расплачивались, в основном продавая там американские ценные бумаги, которые до войны в большом количестве находились у британцев. В результате этого массового перехода к американцам американских фондов произошло освобождение США от положения должника Великобритании и превращение Америки в крупного кредитора. «Американские миллиардеры, — отмечал Владимир Ленин, — … нажились больше всех. Они сделали своими данниками все, даже самые богатые, страны. Они награбили сотни миллиардов долларов».
В-третьих, США, сохраняя нейтралитет, полным ходом превращались в мощнейшую военно-морскую державу, которая могла претендовать на мировое господство. Под шумок моральных и пацифистских проповедей, которые Вильсон читал и воюющим странам и американскому народу, Америка интенсивно готовилась к войне, к положению «мирового жандарма». Так, к марту 1917 года США обладали совсем небольшой для 105-миллионной страны контрактной армией — численностью около 190 тыс. человек. При этом довольно слабо вооруженной и плохо обученной. Также имелся резерв в виде Национальной гвардии — 123 тыс. человек, ещё более хуже подготовленной, чем армия. Всего за последующих несколько месяцев Вашингтон увеличил армию почти в 20 раз! Превратив вооруженные силы США в одну из самых мощных боевых машин в мире (особенно с учётом будущего поражения и демилитаризации Германии и краха Русской империи).
При этом американская верхушка постепенно готовила рядового американского обывателя к мысли, что США во имя свободы и справедливости» должны будут вступить в войну. Важнейшую роль в антигерманской агитации сыграла информационная кампания на тему беспощадной подводной войны. Американская элита возлагала на эту войну главные свои надежды по втягиванию США в европейский конфликт. «Кажется странным, — писал в 1915 году американский посол в Лондоне Пейдж полковнику Хаузу, ближайшему советнику президента Вильсона, — но единственным разрешением вопроса явилось бы новое оскорбление вроде «Лузитании», которые вынудило бы нас вступить в войну».

Советник президента Вудро Вильсона Эдвард Мандел Хауз
Федеральный резерв и мировые войны
Стоит отметить, что перед самым началом Первой мировой войны «финансовый интернационал» («золотая элита») смог закабалить американский народ с помощью создания Федеральной резервной системы (ФРС). С помощью ФРС банкиры устанавливали свой контроль над американским государством и народом. Финансовая революция в США стала важнейшей предпосылкой начала Первой и Второй мировых войн, а также всех последующих крупных конфликтов, включая «холодную войну» (по сути, Третью мировую войну) и современную Четвертную мировую войну. «Финансовый интернационал» разжигал войны, стравливал народы и страны, чтобы получить прибыль, захватить и разграбить чужие ресурсы, закрепить финансовую удавку на шее человечества, создавая глобальную невольничью цивилизацию («новый мировой порядок»).
Ранее в качестве банковской системы США вступали банки штатов, которые выпускали все деньги. Эти деньги были обеспечены золотом, а не долгом или бумажными обязательствами. После целого ряда неудачных попыток убедить американцев в необходимости иметь Центральный банк, и вызвав для этого серию войн, включая Гражданскую войну, международные банкиры изменили тактику. Они стали «убеждать» американское общество создать ЦБ с помощью искусственных депрессий, спадов экономики, кризисов и банковских паник, когда граждане поддавались специально распускаемым слухам и массово изымали вклады из банка (или банков) нанося удар всей системе. Первая серьёзная паника была организована в 1893 году.

Одним из агентов международных банкиров (финансового интернационала) был полковник Эдвард Мандел Хауз, который на выборах 1912 года обеспечил избрание нового президента Вудро Вильсона. Вильсон стал учеником Хауза. И стал настолько близок с Хазом, что позднее Вильсон говорил: «Мысли Хауза и мои — одно и то же». Стоит также отметить, что Хауз не только «создал» Вильсона», но и оказал влияние на становление программы Франклина Делано Рузвельта.
Другая масштабная паника была организована Д. Морганом в 1907 году. В начале года он несколько месяцев провел в Европе, курсируя между Лондоном и Парижем, где базировались две ветви семьи Ротшильдов. Вернувшись, он тут же стал распространять слухи, что Никербокер банк в Нью-Йорке неплатежеспособен. Началась паника, вкладчики банка были уверены, что Морган, авторитетный банкир, прав. Началась цепная реакция — массовое изъятие вкладов в остальных банках. Группа Моргана расправилась с конкурентами и упрочила превосходство банков, которые входили в сферу деятельности Моргана. Одновременно началась информационная кампания, что банкам нельзя доверять финансовые дела США. Утверждалось, что необходимость Центрального банка назрела. В частности, тот же Вудро Вильсон, бывший в это время ректором Принстонского университета, обратился к американскому обществу и заявил: «Все эти беды могли бы быть предотвращены, если бы мы назначили комитет из шести или семи человек,, движимых заботой об интересах общества — таких, как Дж. П. Морган, чтобы управлять делами нашей страны».
Получалась интересная картина. Морган организовал банковскую панику в стране. А Вильсон предлагал поручить финансовые дела государства это человеку, который и был причиной кризиса! Основной упор делался на том, что американском народу необходим сильный ЦБ, чтобы предотвратить злоупотребления «банкиров Уолл-Стрита».
В итоге группа финансистов и банкиров (Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник секретаря казначейства США Пиатт Эндрю), связанных с Морганом, подготовила соответствующий закон. 23 декабря 1913 года был принят закон «О Федеральном резерве», учредивший Федеральную резервную систему и наделивший её полномочиями по эмиссии банкнот Федеральной Резервной Системы (в дальнейшем преобразованных в доллары США) и билетов федерального резервного банка, используемых в качестве законного платёжного средства США. Таким образом, в США появилось «невидимое правительство», которое контролировало США (а затем и значительную часть человечества) с помощью власти денег.
Как отмечал конгрессмен Чарльз Линдберг: Закон о Федеральной резервной системе «учредил самый большой трест на свете. Кргда президент подписывает этот закон, невидимое правительство властью денег … будет узаконено. Новый закон будет создавать инфляцию, когда бы тресты не пожелали этого. Отныне, депрессии будут создаваться на научной основе». Не удивительно, что первым управляющим Нью-Йоркского отделения Федерального резерва был Бенджамин Стронг из моргановской трест-компании. Первым руководителем Совета управляющих был Поль Варбург, партнер банковского дома Кун, Леб и Ко.
«Федеральная» резервная система на самом деле не была федеральной. Это частная лавочка, где банки-участники обладали всеми акциями, на которые они получали свободные от налогов дивиденды, её служащие не находятся на госслужбе и т. д. Таким образом, «финансовый интернационал» создал в США «второе правительство». ФРС получила государственные финансовые полномочия, но при этом оставалось «частной лавочкой», которой управляли представители «золотой элиты». Принадлежащая частным лицам Федеральная резервная система управляет денежной массой США и может по своему усмотрению вызвать инфляцию и дефляцию. Так, в 1913 году, когда ФРС создали, денежная масса на душу населения составляла около 148 долларов. К 1978 году она составила уже 3691 доллар. Таким образом, «финансовый интернационал» закабалил американский народ и постепенно осуществил перехват управления США (в этом суть нынешнего конфликта Трампа и значительной части американской «элиты», новый президент обещал «национализировать» государство, вернуть его народу).
Система со времени её создания стала ссужать федеральное правительство огромными суммами. США стали загонять в долговую кабалу. Во время Первой мировой войны Федеральная система ссудила правительству США большие суммы денег. Как отмечается в книге Ральфа Эпперсона (специалиста по политическим наукам) «Невидимая рука или введение во взгляд на историю как на заговор»: «Кроме способности создавать приносящий проценты долг, ФРС также способна создавать «экономические циклы» посредством увеличения и уменьшения количества денег и кредита. Первая серьёзная возможность создать депрессию таким способом представилась в 1920 г., когда Федеральный Резерв устроил то, что получило известность как Паника 1920 г. … Процесс протекает следующим образом: Система увеличивает денежную массу (с 1914 по 1919 гг. количество денег в Соединенных Штатах почти удвоилось). Затем средства массовой информации внушают Американскому народу брать в кредит большие количества денег. Как только деньги уходят в долг, банкиры сокращают денежную массу, при этом они начинают требовать возврата невыплаченных долгов».
В целом этот процесс показал сенатор Роберт Л. Оуэн, председатель комиссии Сената по банкам и денежному обращению, который сам был банкиром. Он отмечал: «В начале 1920 г. фермеры процветали. Они сполна расплачивались по закладным и приобретали много земли; по настоянию правительства они занимали для этого деньги, а затем, из-за внезапного сокращения кредита, происшедшего в 1920 г., они обанкротились».
Паника 1920 г. удалась, и её успех побудил «финансовый интернационал» спланировать ещё одну: крах 1929 г., или Великую Депрессию. В свою очередь, Великая Депрессия стала одной из основных предпосылок Второй мировой войны, которую также организовали хозяева США и Запада в целом, которые не смогли реализовать все цели Первой мировой войны (в частности, окончательно решить «русский вопрос»).

Дарья Правдюк

28-й президент Соединенных Штатов Америки Вудро Вильсон как-то заметил: «Америка – единственная в мире страна идеалистов». Однозначно согласиться или не согласиться с этим выдающимся оратором и политиком довольно сложно, ведь даже современные события в странах Ближнего Востока можно при желании преподнести как идеалистичное стремление США сделать этот мир лучше и демократичнее (другое дело, как преподнести результаты этих благих начинаний в таких странах, как Ирак, Египет и Ливия). Но как бы то ни было, в разные этапы мировой истории ХХ века Соединенные Штаты вступали в международные конфликты, не всегда имея прямую необходимость защищать свои территории или суверенитет. Зато их вклад в войну никогда не оставался незамеченным, меняя расстановку сил, а часто и характер боевых действий.

Путь к такой значимости США на международной арене нельзя назвать плавным. Когда в августе 1914 года вспыхнула Первая Мировая война, американцам и не снилось, что через три года их стране придется так грубо нарушить доктрину Монро, предполагавшую доминирование Соединенных Штатов исключительно в западном полушарии. Но именно участие США в Первой Мировой войне способствовало их превращению в страну-кредитора мирового масштаба, имеющего исключительное влияние на страны Старого Света. Кроме финансового фактора, выход Штатов из изоляции отразился и на ходе войны в целом, приблизив страны Антанты к победе. Об этом вкладе в победу и пойдет речь далее.

Для того, чтобы оценить роль Америки в ходе войны, следует рассмотреть условия, на которых она вступила в эту войну. 4 августа 1914 года США объявили о своем нейтралитете. Это было вполне ожидаемой реакцией, ни одна европейская страна-участница войны не брала тогда в расчет возможное участие США, потому что Америка была в прямом и в переносном смысле далека от европейской борьбы за власть и ресурсы. Нельзя было также говорить и о безусловном сочувствии какому-то из военных блоков – на ранних этапах войны США вели активную торговлю как со странами Антанты, так и с Германией (пока Англия не вынудила Америку прервать эти торговые отношения плотной морской блокадой). Но со временем напряжение в американо-германских отношениях возрастало, во многом из-за неограниченной подводной войны Германии против Англии, прерванной в 1916г. после атаки пассажирского корабля Лузитания (1200 погибших), но возобновленной год спустя. Именно унизительные для США условия судоходства в зоне блокады – «лимит» на один пассажирский корабль до Англии в месяц, стал поводом для вступления Штатов в войну.

Дипломатические усилия президента Вудро Вильсона не принесли ощутимых результатов и были восприняты с большой долей сарказма даже в Великобритании и Франции, а Германия посчитала возможным выдвинуть в ответ неприемлемые условия мирного договора. 6 апреля 1917 года США объявляет войну Германии. Понимал ли кайзер Вильгельм II, чем ему это грозит, сказать сложно. На тот момент американская армия была малочисленна и плохо обучена, а запасы вооружения были не впечатляющими (в частности, в апреле 1917г. у США было всего 55 боевых самолетов). Но неподготовленность страны к войне была преодолена в рекордные сроки — у Америки появился шанс впервые продемонстрировать миру свой потрясающий военный потенциал, и она его использовала. Было удвоено производство стали, железные дороги и промышленность были переориентированы на военные нужды, вносились изменения в продовольственную политику для бесперебойного обеспечения армии (ограничение потребления населением некоторых групп продуктов, «сухой» закон). Введенная в мае 1917г. всеобщая воинская повинность пополнила ряды американской армии 4 млн. солдат.

Переброс войск во Францию начался в июне 1917 года, транспортные судна сопровождались военными кораблями, что дало возможность переправлять огромные количества солдат без потерь от немецких подводных лодок. Первая дивизия добрались до своих позиций лишь к октябрю, а полноценное участие в боевых действиях американские войска приняли только летом 1918 года (до этого момента главнокомандующий генерал Першинг проводил учения среди новобранцев, в основном — бывших фермеров и рабочих, немало раздражая этой задержкой французов). 31 мая американские солдаты под началом французского маршала Фоша задержали немецкое продвижение к Парижу у Шато-Тьерри, а в июле там же опять отбили их атаку, когда немцы пытались переправиться через Марну.

Генерал Першинг категорически протестовал против разделения американских дивизий и к концу августа собрал под своим командованием отдельную американскую армию. На собственном участке фронта 12 и 16 сентября американцы успешно атаковали немецкие войска к югу от Вердена и отбросили их к Мецу. После этого 1-я и 2-я американские армии приняли участие в совместной с французами Маас-Аргоннской операции, также известной как «наступление в Аргоннском лесу». 26 сентября началось общее наступление соединенных французских, английских и американских частей на участке фронта от Северного моря до реки Маас. Первой в атаку пола французская армия, а американцы в начале продвигались медленно и несли большие потери. Но потом американская армия начала штурм немецких позиций и продвинулась вглубь на 7-10 километров, правда потерпев неудачу на флангах. Далее в американской армии возникли проблемы с организацией, связанные, главным образом, с неопытностью американского командного состава. За время вынужденной паузы в американском наступлении англичане и французы вклинились еще дальше в линию немецкой обороны, а возобновившая атаку армия США продвигалась вглубь Аргоннского леса гораздо медленнее. Однако к ноябрю 1-я американская армия окончательно прорвала немецкую оборону и заставила уцелевшие немецкие части непрерывно отступать до самого конца войны. В целом операция продолжалась 47 дней, в нем участвовало 1200 тыс. американских солдат, 2700 орудий, 189 танков и 821 аэроплан.

Роль США в победе Антанты в Первой Мировой войне сложно оценить, даже если не брать во внимание прочие факторы, такие как денежные займы США странам Антанты или дипломатические усилия Америки, а сконцентрировать внимание только на вкладе в победу американских войск. Этот вклад нельзя оценивать только количеством участвовавших в ней американских солдат, жертв или успешных сражений. Ведь если опираться только на сухую статистику, Первая Мировая война обошлась Америке сравнительно малой кровью – США потеряли 70 тысяч человек (в 10 раз меньше, чем Англия, в 20 раз меньше, чем Франция) при 200 тысячах раненых (в 10 и 14 раз соответственно). Но нельзя забывать и о моральном значении американских войск для армий союзных государств – молодая, но уже мощная военная машина Штатов внушала им веру в победу. Эту мысль чрезвычайно точно озвучил британский премьер-министр Ллойд Джордж: «Фактическое число войск, участвовавших в сражениях, не исчерпывало всего значения американского вклада в наше дело во время войны. Присутствие свыше 20 американских дивизий давало нам не только численное превосходство над Германией. Сознание, что за нашими линиями формируются и проходят обучение еще 20 американских дивизий и что миллионы человек будут переброшены из Америки, когда это станет необходимым, позволило французам и англичанам бросить в бой свои последние резервы и нанести немцам тот «удар топором», который заставил их рухнуть».

США в Первой мировой войне — United States in World War I

Два американских солдаты бегут к бункеру.

Соединенные Штаты объявили войну Германии 6 апреля 1917 года, более чем два с половиной года после того, как мировой войны началась. О прекращении огня и перемирие было объявлено 11 ноября 1918 года . До вступления в войне США остались нейтральными, хотя она является важным поставщиком для Великобритании и других союзных держав.

США сделали свои основные взносов в плане поставок, сырья и денег, начиная с 1917 американскими солдатами под генералом армия Джон Першинг , главнокомандующий из экспедиционных сил американских (АЭФ), прибыл в размере 10000 мужчины в день на Западном фронте летом 1918 г. во время войны США мобилизованы более 4 миллионов военнослужащих и пострадали 110000 смертей, в том числе около 45000 , который умер из — за 1918 испанский вспышки гриппа (30000 , прежде чем они достигли во Франции). Война произошла резкое расширение правительства Соединенных Штатов в попытке обуздать военные усилия и значительное увеличение размеров вооруженных сил США .

После относительно медленного старта в мобилизации экономики и рабочей силы, к весне 1918 года, страна была готова играть роль в конфликте. Под руководством президента Вудро Вильсона , война представляла собой кульминацию прогрессивной эры , как она стремилась принести реформы и демократию в мир, хотя было значительное противодействие общественности к вступлению США в войну.

США и страны Европы между мировыми войнами

Начальная стадия межвоенного периода проходит на фоне социо-культурного и экономического восстановления мирового сообщества после потрясений Первой мировой войны. В странах, одержавших победу в войне, в этот период наблюдается бурный экономический и культурный рост (так называемые Ревущие двадцатые). В то же время, государства, потерпевшие в войне поражение или разрушенные внутренними конфликтами, находятся в лучшем случае в состоянии глубокой стагнации (характерный пример — экономический кризис и гиперинфляция в Германии в 1921—1923 годах), в худшем — борются за существование (Гражданская война в России). Постепенно, однако, и в них ситуация стабилизируется — в РСФСР наступает период НЭПа, германская Веймарская республика переживает «Золотые двадцатые» и т. п. Кроме того, в результате Первой мировой войны и связанных с ней социально-политических конфликтов в Европе возникает большое количество независимых государств, ранее входивших в состав развалившихся империй. В центральной Европе возникают Чехословакия, Венгрия, Югославия; кроме того, относительной независимости от Великобритании добивается Ирландия. На карте восточной Европы появляются Польша, Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Некоторое время в качестве независимых советских республик существуют Россия, Белоруссия, Украина и государства Кавказа, которые с 1922 года начинают вновь объединяться в составе СССР.
Данный период межвоенного периода характеризуется культурным расцветом — в 1920-х активно творят художники Пабло Пикассо, Диего Ривера, Хаим Сутин и другие, писатель и художник Жан Кокто, писатели Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Дейвид Герберт Лоренс, Михаил Булгаков, Иван Бунин и другие. В западном архитектурном и декоративно-прикладном искусстве зарождается стиль ар-деко, в СССР же 1920-е — эпоха конструктивизма.
Социокультурный и экономический фон резко ухудшается к концу 1920-х годов — в США, а затем и в других странах мира начинается глобальный экономический кризис, получивший общее наименование Великая депрессия. В этот же период в ряде стран к власти приходят тоталитарные идеологизированные режимы — такие, как нацисты в Германии и фашисты в Италии. Кроме того, некоторые установившиеся ранее режимы становятся авторитарными или радикализируются — Япония встаёт на путь милитаризации и т. д. СССР входит в эпоху сталинизма.
На волне мрачных впечатлений от Первой мировой войны — самого масштабного на тот момент военного конфликта в мировой истории, была создана Лига Наций — международная организация, ставившая своей целью сохранение мира и предотвращение военных конфликтов, а также стимулирование экономического роста между странами-членами Лиги. Однако деятельность её с самого начала не развивала предполагавшейся эффективности — в частности, в неё так и не вступили США и долго (до 1934 года) не вступал СССР, а правительства ряда стран-членов, таких, как Германия, Италия и Япония, к 1930-м годам уже открыто демонстрировали свою воинственность. Ситуацию усугубил ряд локальных кризисных ситуаций, таких, как Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (1929), Японская интервенция в Маньчжурию (1931), начало Чакской войны (1932), Вторжение Италии в Абиссинию (1935). Лига Наций не смогла их предотвратить, да и меры по их прекращению были явно недостаточными — к примеру, в последнем случае действия в отношении агрессора-Италии ограничились рядом несущественных экономических санкций, которые только подтолкнули Муссолини к союзу с Гитлером.
Всё это проходило на фоне растущей милитаризации гитлеровской Германии, которая с 1935 года уже откровенно не соблюдала Версальский договор и активно наращивала военную мощь. Этому способствовали Аншлюс 1938 года, присоединение к Третьему Рейху Судетской области в том же 1938-м, и, наконец, Чехословакии (1939), что одновременно демонстрировало слабость Лиги Наций и политическую пассивность её стран-учредителей. Параллельно СССР совместно с Монголией отражает агрессию Японской империи на Халхин-Голе (1939).
Поздние 1930-е годы ознаменовались также таким знаковым внутриевропейским конфликтом, как Гражданская война в Испании (1936—1939 годы).
В итоге, 1 сентября 1939 года немецкое вторжение в Польшу положило начало Второй мировой войне.