Советские летчики во вьетнаме

uCrazy.ru


«Я бегу по выжженной земле…»
Чиж и Ко
Чаще всего в спорах о Вьетнамской войне упоминают о противостоянии в воздухе советских и американских машин. Попробуем со стороны разобраться, кто же превосходил противника. Обязательно воздерживаясь от глупых высказываний, вроде «всё наше самое лучшее», «янки, гоу хоум» и подобных. Предупреждаю, «букафф» много.
Итак…
Война в небе Северного Вьетнама стала самым крупным и драматичным воздушным столкновением после 1945 года. С обеих сторон в ней участвовали самолеты десятков типов. Однако, как и в Корейской войне 1951-1953 годов, основная тяжесть противоборства в воздухе «легла на крылья» двух основных типов боевых машин, исход схваток между которыми и определял в основном ход борьбы.
С американской стороны основным был истребитель Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом II». Эта тяжелая двухместная двухдвигательная машина (нормальная взлетная масса более 20 т), созданная в 1958 году, первоначально предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны американских авианосных соединений. К началу 19б0-х годов «Фантом II», завоевавший ряд мировых рекордов в скорости, был, пожалуй, самым популярным американским боевым самолетом. К безусловным достоинствам F-4 следовало отнести выдающиеся для своего времени летные характеристики (максимальная скорость 2260 км/ч, практический потолок 16600-17900 м, практическая дальность полета без подвесных баков 2380км), мощная бортовая обзорно-прицельная радиолокационная станция (РЛС), а также уникальный комплекс вооружения, включающий ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» (нормальный боекомплект — четыре единицы) и всеракурсные всепогодные УР AIM-7 «Спэрроу» средней дальности (четыре ракеты размещались на полуутопленных в фюзеляже узлах внешней подвески).
Американская морская авиация вступила в войну с палубными истребителями F-4B, в дальнейшем в борьбу включились усовершенствованные палубные самолеты F-4J. ВВС США к началу войны имели истребители F-4C. В ходе войны их дополнили усовершенствованные самолеты F-4D, а на заключительном этапе боев ВВС получили наиболее совершенную модификацию «Фантома» — F-4E.

Пуск УРВВ AIM-7 Sparrow с борта истребителя F-4B
Основной соперник «Фантома» — фронтовой истребитель МиГ-21 — также был создан в 1958 году. В отличие от американского самолета, российская машина, предназначенная для действий над линией фронта, на небольшом удалении от аэродрома базирования, относилась к другой «весовой категории» (нормальная взлетная масса модификаций, применявшихся во Вьетнаме — менее 8 т) и имела значительно меньшую дальность — около 1500 км. Однако по остальным летным характеристикам (максимальная скорость 2175-2300 км/ч, практический потолок — 18 000- 19000 м) МиГ не уступал своему американскому сопернику. Состав вооружения самолетов МиГ-21 был также значительно слабее, чем у «американца», — две (в дальнейшем — четыре) ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-Зс с инфракрасным самонаведением (советская «пиратская» копия американской УР AIM-9 «Сайдуиндер»), а также одна (на ряде модификаций отсутствует) пушка калибром 23 (ГШ-23Л. Вообще, первым самолётом на котором была опробована эта новая пушка, был МиГ-21) или 30 мм.


МиГ-21Ф-13 во вьетнамском камуфляже. (Сразу предупрежу, таких фото мало, будут не относящиеся к войне во Вьетнаму)
Как видим, МиГ-21 и F-4 — очень разные самолеты, создававшиеся для решения различных задач.
После «тонкинского инцидента» — боевого столкновения американских эскадренных миноносцев «Мэддокс» и «Тернер Джой» с вьетнамскими торпедными катерами 2 августа 19б4 года — США приняли решение о начале воздушной войны против Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), оказывающей помощь повстанцам Южного Вьетнама, правительство которого, в свою очередь, поддерживали США. 5 августа 1964 года на базу торпедных катеров Вине обрушились первые американские бомбы. Прикрытие ударных самолетов осуществляли истребители F-4B с авианосца «Констеллейшн» (CVA-64). Одновременно на южновьетнамских и тайваньских авиабазах началось развертывание эскадрилий ВВС США, оснащенных самолетами F-100, F-105 и F-4C. 2 марта США приступили к крупномасштабной воздушной операции «Роллинг Тандер», продолжавшейся до 31 октября 1968 года.

F-4B из VF-101 садиться на палубу авианосца «Энтерпрайз»
На первом этапе боевых действий «Фантомы» военно-воздушных сил привлекались как для сопровождения истребителей, так и для нанесения ударов по наземным целям. Морские F-4B применялись, в основном, для эскортирования палубных штурмовиков — «Скайрейдеров» и «Скайхоков» — и ограждения ПВО авианосных соединений от возможных контрударов вьетнамской и китайской авиации.
В начальный период войны ВВС и войска ПВО Северного Вьетнама располагали лишь 25 дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф китайского производства), несколькими советскими МиГ-15 бис, а также бомбардировщиками Ил-28. Эти незначительные силы не могли оказать серьезного противодействия американцам, летавшим в небе Вьетнама, как у себя дома. Но с помощью советских и китайских военных специалистов вьетнамцы вскоре выработали тактику использования своих истребителей, позволявшую даже в условиях многократного численного превосходства противника наносить ему ощутимые удары. Небольшие группы МиГов барражировали на малой высоте, вне зоны видимости РЛС противника (американцы использовали самолеты дальнего радиолокационного дозора — прообразы современных «Аваксов», а также посты управления авиацией, размещенные на кораблях, крейсирующих у берегов Северного Вьетнама и имеющих мощные радиолокационные станции). При появлении самолетов противника МиГи неожиданно атаковали его боевые порядки, расстреливая из пушек тяжело груженные бомбами ударные машины.
Впервые «Фантомы» встретились с истребителями противника — вьетнамскими МиГ-17 — 2 апреля 1965 года, но столкновение закончилось безрезультатно.
Первый настоящий бой с участием F-4 состоялся 9 апреля. По американской версии, он протекал следующим образом. В 8 часов 40 минут истребитель ВМС США F-4B, взлетевший с авианосца «Рэйнджер», был атакован над морем четырьмя вьетнамскими самолетами МиГ-17. Один из них был сбит ракетой «Спэрроу», однако вскоре другой МиГ зашел в хвост «Фантому» и поразил его очередью из пушки. Экипаж американского самолета — летчик Т. Мэрфи и оператор Р. Фэган — погибли. Есть и другая, китайская, версия этого боя. В соответствии с ней американский воздушный патруль, состоявший из восьми F-4B, вторгся в воздушное пространство над территориальными водами, но не Вьетнама, как следовало из американского сообщения, а КНР (в районе острова Хайнань, лежащего в Тонкинском заливе). Возможно, американцы умышленно провоцировали китайскую сторону на решительные действия, надеясь преподать им урок и сделать более осторожными в военной поддержке ДРВ. Но урок не оказался поучительным: в начале боя экипажу лейтенанта Мэрфи действительно удалось повредить ракетой один из МиГов (который, однако, не был сбит, а благополучно вернулся на базу и в дальнейшем был вновь введен в строй). Другой «Фантом», выпустив ракету «Сайдуиндер» по еще одному китайскому истребителю, по ошибке поразил F-4B, пилотируемый Мэрфи, и отправил его на дно Тонкинского залива.

Один из опытных F-4 с УР AIM-9 Sidewinder на сдвоенной ПУ
В дальнейшем встречи в небе Северного Вьетнама МиГов и «Фантомов» стали обычным явлением. В целом следует отметить, что, пока на сцену не вышли МиГ-21 и не началось массовое применение зенитных ракетных комплексов С-75, американская авиация в небе Вьетнама вела себя довольно беспечно, не рассматривая малочисленные МиГ-17 как серьезную угрозу. Например, «Фантомы», выполнявшие роль эскорта, зачастую загружались бомбами. Вьетнамцы же стремились держать МиГи на малой высоте, где их небольшие камуфлированные самолеты были визуально менее заметны и практически совсем невидимы для бортовых РЛС американцев. Внезапно атакуя истребители-бомбардировщики, вьетнамские летчики заставляли их избавляться от бомбового груза и, сближаясь на короткую дистанцию, расстреливали из пушек. Истребители сопровождения, занимавшие более высокий воздушный коридор, зачастую просто не успевали вступить в бой с МиГами. Это заставило американцев изменить тактику и снизить группы прикрытия до малых высот (находясь на одном уровне или ниже вьетнамских истребителей, «Фантомы» могли их «видеть» с помощью своих РЛС или визуально на фоне неба). Используя более высокую скорость, F-4 сближались с противником и поражали его ракетами, после чего так же стремительно выходили из боя. Если же бой выливался в «карусель» на виражах, то преимущество переходило к вьетнамцам, которые быстро сближались с противником на дистанцию менее 1000 м, где F-4, имевшие лишь ракетное вооружение, были практически беспомощны.

МиГ-21ПФ в тропическом камуфляже
С февраля 1966 года основными противниками F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 (часть из них — чехословацкого производства) и МиГ-21ПФ-В (вариант всепогодного, то есть снабженного радиолокационным прицелом МиГ-21ПФ в «тропическом» исполнении), так же как и американские самолеты, оснащенные ракетным оружием — УР Р-Зс с ТГС или блоками с 55-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-5. Командование ВВС и ВМС США продолжало возлагать большие надежды на F-4, считая, что мощное вооружение, совершенная бортовая РЛС, высокие скоростные и разгонные характеристики в сочетании с новыми тактическими приемами обеспечат «Фантомам» превосходство над самолетами противника. Но при столкновениях с более легкими МиГ-21 F-4 начали терпеть поражение за поражением. С мая по декабрь 1966 года США в воздушных боях потеряли 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. К недостаткам «Фантома» в первую очередь надо отнести неудовлетворительные штопорные характеристики. Существовала возможность попадания в плоский штопор, выйти из которого летчику средней квалификации практически не удавалось. Сообщалось, что лишь до 1971 года из-за попадания в штопор было потеряно 79 «Фантомов». Бортовая РЛСамериканского истребителя хотя и обладала большой дальностью обнаружения и захвата, но имела относительно низкую помехозащищенность. Кабины летчика и оператора были перенасыщены многочисленными приборами и переключателями.


Кабина пилота F-4
В то же время, к достоинствам «Фантома», проявившимся во Вьетнаме, надо отнести несколько лучшие разгонные характеристики (F-4E разгонялся со скорости от 600 до 1100 км/ч за 20 с, а МиГ-21ПФ — за 27 с), более высокую скороподъемность, лучший обзор из кабины и наличие второго члена экипажа, который следил за воздушной обстановкой и своевременно предупреждал командира об угрозе со стороны задней полусферы.
К недостаткам МиГ-21 следует отнести малую дальность радиолокационного прицела (не более 10-12 км по целям типа истребитель), большое время полного цикла обзора БРЛС, плохо воспринимающаяся отметка цели на индикаторе в кабине, недостаточный обзор из кабины. Для переключения вариантов вооружения летчик должен был снимать одну из рук с рычагов управления самолетом. Двигатель истребителя в отдельных режимах работы сильно дымил, что демаскировало самолет (при ясной погоде МиГ-21 можно было обнаружить на дальности до 30 км).

Кабина пилота МиГ-21Ф-13
Первый бой с участием МиГ-21 произошел во Вьетнаме 23 апреля 1966 года и закончился безрезультатно. А 26 апреля «Фантомам» удалось сбить первый МиГ-21, открыв счет в поединке этих истребителей, продолжавшемся на фронтах многих локальных войн на протяжении более чем двух десятилетий.
Появление новых МиГов заставило американское командование шире привлекать «Фантомы» для сопровождения ударных самолетов, отказавшись наконец от оснащения эскортных F-4 бомбовым вооружением.
Убедившись в невозможности за короткое время добиться превосходства над истребителями противника, американцы сосредоточили основные усилия на совершенствовании боевого мастерства своих летчиков. ВВС США организовали специальные курсы переподготовки по программе «Ред Флэг», в ходе которой отрабатывали воздушные бои с эскадрильями «Агрессор», оснащенными истребителями «Нортроп» F-5, имитирующими самолеты МиГ-21. Для летчиков морской авиации по инициативе капитана Фрэнка Аулта в 19б9 году также была организована «Школа истребительного вооружения ВМС», известная’ как школа «Топ Ган» (знакома нам по одноименному фильму с Томом Крузом в главной роли), где в течение пяти недель происходила интенсивная подготовка летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым.
В июне 1971 года США возобновили налеты на Северный Вьетнам.
16 апреля два МиГ-21МФ вступили в бой с 12 «Фантомами», и оба вьетнамских самолета были сбиты.
27 апреля звено F-4 встретилось с парой МиГ-21 и в завязавшемся бою потеряло один самолет.
6 мая пара «Фантомов» перехватила два истребителя МиГ-21, пытавшихся атаковать штурмовики А-7, один МиГ удалось сбить.
В тот же день звено F-4 вступило в бой с четверкой МиГ-21, при этом по одному из МиГов было выпущено шесть ракет, однако опытный летчик сумел от них увернуться. Последовавшим затем залпом еще трех американских ракет МиГ-21 все же был поражен, но пилот благополучно катапультировался.
8 мая американцы приступили к воздушной операции «Лайнбэкер», продолжавшейся до 23 октября. Кульминацей борьбы в воздухе весной 1972 года стало 10 мая, когда авиация ДРВ выполнила 64 боевых вылета, проведя 15 воздушных боев, в которых было сбито семь «Фантомов». Тем, в свою очередь, удалось уничтожить два МиГ-21, два МиГ-17 и один J-6.
11 мая два МиГ-21, игравшие роль «приманки», вывели четверку F-4 на двух барражировавших на малой высоте МиГ-21. МиГи стремительно атаковали «Фантомов» и тремя ракетами сбили два самолета противника.
13 июня звено МиГ-21 перехватило группу «Фантомов». Вклинившись в боевой порядок американцев, два вьетнамских истребителя вызвали у противника панику: «Фантомы» нарушили строй и начали беспорядочно маневрировать. В это время вторая пара МиГов произвела ракетную атаку и сбила два F-4.
18 мая вьетнамская авиация совершила 26 боевых вылетов и провела восемь воздушных боев, стоивших американцам четырех «Фантомов». Вьетнамские истребители в тот день потерь не понесли. Во время одного из боев два МиГ-21 перехватили звено «Фантомов». Ведущий вьетнамской пары, капитан Игы, с полупереворота атаковал и сбил F-4 одной ракетой.
Летом 1972 года интенсивность воздушных боев пошла на убыль, столкновения в воздухе приобрели эпизодический характер. Так, 12 июня звено «Фантомов» провело бой с двумя МиГ-21 и потеряло один самолет. На следующий день произошло еще два воздушных боя, стоивших американцам еще двух F-4 (вьетнамская сторона потерь не понесла).
В результате «воздушного наступления», предпринятого американцами весной и летом 1972 года, к осени на театре боевых действий 360 тактическим истребителям ВВС США и 96 истребителям ВМС, большую часть которых составляли «Фантомы» последних модификаций, противостояло лишь 187 истребителей ДРВ (МиГ-17, МиГ-21 J-6). Надо отметить, что из этого числа только 71 самолет (в том числе 31 МиГ-21) являлся боеспособным.
В сентябре 1972 года произошел единственный воздушный бой, в котором с вьетнамской стороны против «Фантомов» действовал советский летчик. На двухместном учебно-тренировочном самолете МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский летчик-истребитель и советский инструктор отрабатывали технику пилотирования. На удалении 8 км от своего аэродрома они получили предупреждение о приближении на малой высоте звена «Фантомов». К этому времени в баках МиГа оставалось лишь 800 литров топлива. Стремясь выйти из-под удара, летчик-истребитель выполнил бочку со скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары. Затем МиГ-21УС был дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсированном вираже он вновь ушел из-под удара, и ракеты прошли мимо. Третья атака американцев также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой земли с включенной форсажной камерой съело последние остатки топлива, и экипаж принял единственно верное решение — катапультироваться. Во время набора высоты двигатель самолета неожиданно остановился, и в этот момент в МиГ попала ракета, выпущенная с F-4. К счастью, экипажу удалось благополучно приземлиться на парашютах.
В декабре американцы приступили к осуществлению последней широкомасштабной операции «Лайнбэкер-2», направленной на то, чтобы выторговать на переговорах в Париже определенные условия. В ходе операции планировалось дальнейшее разрушение инфраструктуры Северного Вьетнама и выведение из строя его военных объектов с помощью массированных ударов с воздуха с привлечением большого числа стратегических бомбардировщиков Боинг В-52.
Однако подготовку столь мощного удара, как «Лайнбэкер-2», не удалось провести незаметно, и это дало возможность вьетнамской стороне разработать ряд контрмер. Сюрпризом для американцев явилось использование МиГ-21 с замаскированных площадок подскока, куда самолеты доставлялись на внешней подвеске тяжелых вертолетов Ми-6, а стартовали с помощью пороховых ускорителей.
Во время налетов тяжелых бомбардировщиков В-52 на Ханой F-4 несколько раз играли роль ложных целей: звено F-4, имевшее хорошую групповую слетанность, шло плотным строем. Судя по показаниям вьетнамских радаров, полет представлял собой одну большую цель класса «бомбардировщик». Пока на мнимый В-52 наводили перехватчики. цель исчезала в воздухе, разделившись на четыре самолета, которые сами контратаковали вьетнамские истребители.
Всего в 1972 году между американскими и вьетнамскими самолетами произошел 201 воздушный бой, в результате было потеряно 54 вьетнамских истребителя (в том числе 36 МиГ-21, и один МиГ-21УС) и 90 американских машин (в том числе 74 истребителя F-4 и два разведчика RF-4C. Таким образом, МиГ-21 уничтожили б7 самолетов противника).
Последняя победа в ходе вьетнамской войны (по американским данным- 197-я по счету) была одержана «Фантомом» 12 января 1973 года. F-4J (командир — лейтенант Виктор Ковале-ски), взлетевший с палубы авианосца «Мидуэй», ракетой «Сайдуиндер» сбил истребитель МиГ-17. По иронии судьбы F-4J Виктора Ковалески стал также последним «Фантомом», сбитым в небе Вьетнама два дня спустя (летчику и оператору удалось спастись).
27 января 1973 года США объявили о выводе войск из Вьетнама, фактически признав свое поражение в этой войне.
Война породила своих героев. Наиболее результативным экипажем «Фантома» во Вьетнаме стали летчик С. Ричи и оператор Ч. Бельвью, сбившие по пять МиГов (кроме того, еще один самолет Ч. Бельвью сбил с другим летчиком). Своеобразным рекордсменом среди вьетнамцев явился летчик Ха Ван Тьюк, вступивший на своем МиГ-21 в бой с 36 самолетами противника и сбивший при этом самолет командира американского истребительного авиакрыла полковника Д. Фолина.
Следует признать, что соперничество МиГов и «Фантомов» во вьетнамском небе завершилось в целом поражением американской машины: истребителям F-4 за весь период боевых действий с 1966 по 1972 год удалось сбить 54 самолета МиГ-21, за этот же период «двадцать первые» уничтожили 103 «Фантома». Кроме того, потеря одного американского самолета, как правило, приводила к гибели или пленению двух членов экипажа. К тому же «Фантом» обходился американским налогоплательщикам в сумму, в несколько раз превышающую стоимость одного МиГ-21.

«МиГ-21 в праздничной раскраске»
Однако в роли тактического ударного самолета F-4 проявил себя превосходно. «Фантомы» широко привлекались для ударов по особо важным объектам (мостам, электростанциям) и по железнодорожным транспортам противника. Для решения этих задач самолеты, как правило, вооружались свободнопадающими бомбами и НАР калибром 70 и 127 мм. С апреля 196 5 года над железными и шоссейными дорогами Вьетнама практиковалась «свободная охота» пар или звеньев «Фантомов». Самолеты непрерывно прочесывали коммуникации противника, местами полностью парализуя движение в светлое время суток.

Звено F-4C в новой камуфляжное окраске, введенной в 1965 году, дозаправляется от KC-135
Опыт вьетнамской войны оказал огромное влияние на военное авиастроение как в США, так и в СССР. Американцы отреагировали на поражение «Фантома» в воздушных боях созданием высокоманевренных истребителей четвертого поколения — F-15 «Игл», F-16 «Фридом Файтер», призванных превзойти МиГ-21 в ближнем маневренном бою (влияние МиГ на американских военных было столь велико, что при формировании облика тяжелого истребителя F-15 на достаточно высоком уровне предлагалось вовсе отказаться от ракет средней дальности «Спэрроу» и бортовой РЛС, сосредоточив усилия на повышении маневренных характеристик). В то же время «универсальный солдат» F-4 оказал влияние и на умы российских авиационных теоретиков, что нашло отражение в модификациях истребителей третьего поколения, в частности, Су-17.
Перемирие. F-4B из VF-114 с авианосца Китти-Хок сопровождает советский Ту-16. (1963 год)
Однако после завершения войны во Вьетнаме противоборство МиГов и «Фантомов» в небе не прекратилось. МиГ-21 и F-4 сходились в воздушных схватках над Суэцким каналом, в небе Синая, над дельтой Нила и Сирией в 1973 году, в Ливане в конце 1970-х — начале 1980-х годов, в годы ирано-иракской войны 1980-1988 годов.

24 июля 1965 года советские ЗРК С-75 сбили во Вьетнаме сразу три американских истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II. По указу Хо Ши Мина этот день стали отмечать как День зенитно-ракетных войск Вьетнамской народной армии. После 24 июля потери американской авиации резко возросли, в связи с чем командованию ВВС США пришлось коренным образом менять тактику воздушных налетов.

Сокрушенная мощь

США подготавливались к нанесению авиационных ударов по Северному Вьетнаму основательно. В Таиланде и Южном Вьетнаме заранее были либо модернизированы, либо заново созданы десятки авиационных баз. К началу 1965 года на них было размещено более 500 ударных самолетов и истребителей. Преобладали истребители-бомбардировщики F-105, Thunderchief и F-100 Super Sabre. Было также несколько новейших «Фантомов» — F-4C Phantom II. Впоследствии появились сверхсовременные F-111. Для отражения атак на базы применялись перехватчики F-102 Delta Dagger.

Однако это не все. В Тонкинском заливе сосредоточились две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station — у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom II, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.

Впоследствии ударная мощность была усилена за счет стратегических бомбардировщиков В-52.

Всего же во вьетнамской мясорубке за 10 лет приняли участие около 5 тыс. самолетов. В результате американцы обрушили на Вьетнам, как Северный, так и Южный, 6,8 млн. тонн бомб, что почти в три раза больше, чем при бомбардировках Германии во время Второй мировой войны.

Такого американские пилоты еще не видели

Соотношение сил для Северного Вьетнама вначале было абсолютно катастрофическим. Армия Вьетконга располагала лишь 60 самолетами, в основном — аналогами советских машин китайского производства — околозвуковыми истребителями МиГ-17 и бомбардировщиками Ил-28. Ситуацию усугубляла и недостаточная подготовка вьетнамских пилотов, которые приобретали опыт по мере ведения боевых действий. Также негативно влияли на боеготовность и физические особенности пилотов, которые не лучшим образом выдерживали перегрузки.

Налеты на Северный Вьетнам начались в феврале 1965 года. Американцы ввиду явного превосходства действовали довольно примитивно. F-105 в количестве до 80 бомбардировщиков появлялись в районе бомбометания на высотах 3000−4000 метров и без особого прицеливания сбрасывали боезапас на сверхзвуковой скорости. Устаревшая вьетнамская зенитная артиллерия большого вреда им не причиняла, а малочисленные и медленные МиГ-17 были не в силах помешать этим в высшей степени наглым налетам.

Все начало круто меняться в июле 1965 года. В Северном Вьетнаме начали разворачиваться два дивизиона ПВО, оснащенных нашими мобильными зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-75 «Двина». Боевые расчеты тоже состояли из советских солдат и офицеров. 24 июля состоялось их боевое крещение.

В 14.00 на экранах радаров были обнаружены две крупных цели. Это оказались четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 старший лейтенант Константинов нажал кнопку «Пуск». Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающего. Второй дивизион сбил еще два «Фантома». Лишь одному американцу удалось спастись.

Вскоре управление ЗРК было передано вьетнамцам, которых советские военспецы обучали в полковых учебных центрах и на боевых позициях по принципу «делай как я», а также преподавали во вьетнамских высших военных учебных заведениях. После непродолжительного периода обучения вьетнамские военнослужащие овладели достаточными навыками, и роль советских специалистов стала заключаться в консультировании на месте боевых действий и обучению новинкам в технике, которые появлялись после непрерывных доработок, производившихся в СССР в институтах и КБ. Причем эти доработки выполнялись по материалам представителей КБ, которые изучали во Вьетнаме специфику применения ЗРК.

Война стратегий и тактик

Потери американцев резко возросли. Если за первую половину 1965 года было сбито 400 самолетов, то лишь в первый месяц применения С-75 потери приблизились к двум сотням. ЗРК работали с феноменальной производительностью — на один сбитый самолет затрачивались в среднем 1,5 ракеты.

В связи с чем американцами была пересмотрена тактика. Бомбардировки начали выполнять на малых высотах. На первых порах это дало неплохие результаты, поскольку нижняя граница поражения ракетами ЗРК «Двина» была порядка 3 километров. Также американская авиация начала использовать при налетах радиопомехи, устанавливавшиеся самолетами сопровождения. Громадные усилия начали затрачиваться на охоту на ЗРК силами бомбардировочной и штурмовой авиации. Ситуация для американцев с точки зрения уменьшения потерь от ракет ЗРК несколько улучшилась. Однако теперь они начали затрачивать от 30 до 40 процентов авиационных ресурсов на «разборки» с ракетчиками.

В этот период резко снизилась эффективность стрельбы С-75. На один сбитый самолет начали тратить 9−10 ракет.

Однако в результате целого ряда последовательных модернизаций комплексов были повышены их боевые возможности. Была и увеличена помехозащищенность, и снижена до 500 метров нижняя граница зоны поражения. Также скорректировали тактику применения. В частности начали пользоваться «ложными пусками» ракет. Пилот, обнаружив «атаку», которой в действительности не было, был вынужден совершать маневр по уходу от «ракеты», что ухудшало его позицию в бою. Все эти мероприятия способствовали тому, что на каждый сбитый самолет стали расходовать 4−5 ракет.

Дивизионы ЗРК работали в тесном контакте с зенитной артиллерией (ЗА), которая пользовалась данными РЛС ПВО. ЗРК и ЗА совместно перекрывали весь диапазон по высотам и дальности. ЗА была оснащена пушками 30-, 37-, 57-, 86- и 100-мм калибров.

Зенитная артиллерия по причине своей «большей массовости» уничтожила больше самолетов, чем ЗРК. Однако имелось несколько типов самолетов, с которыми могли справиться только ракеты. Так, например, С-75 нанесли громадный урон американской стратегической авиации, уничтожив по различным оценкам от 32 до 54 супертяжеловесов В-52.

Американские пилоты, впервые столкнувшись во Вьетнаме с советскими ЗРК, на первых порах панически их боялись. Известно значительное количество случаев, когда летчики, визуально обнаружив пуск ракет, покидали исправные самолеты.

Посчитали — прослезились

Столкнувшись с мощными средствами ПВО противника, опирающимся на ЗРК, а также с появлением в небе Вьетнама новейших МиГ-21, американцы к концу 60-х годов, по сути, свернули воздушные налеты. Поскольку потери ВВС США стали абсолютно катастрофическими. Всего за годы Вьетнамской войны ВВС и ВМС США потеряли 3374 самолета. Также было уничтожено более 300 самолетов, находившихся на вооружении ВВС Южного Вьетнама.

Авиация Северного Вьетнама потеряла около 150 самолетов МиГ — как советского, так и китайского производства. Но эта цифра не учитывает небоевые потери из-за аварий по различным причинам.

Примерная статистика по вкладу ПВО и истребительной авиации в разгром американской воздушной армады такова:

— истребительная авиация сбила 305 американских самолетов (9%);

— ЗРК — 1046 (31%);

— зенитная артиллерия — 2024 (60%).

За время войны Советский Союз поставил во Вьетнам 95 ЗРК С-75 различных модификаций и 7658 ракет к ним. К концу войны были израсходованы, а также потеряны в боях или оказались неисправными 6806 ракет.

Таким образом, на каждый сбитый самолет пришлось 6,5 ракет. Учитывая, что боевых пусков было 3228, то этот показатель еще выше — 3,1 ракеты на сбитый самолет.

Советские специалисты ВВС и ПВО во Вьетнаме

Когда советские ракеты и специалисты ВВС и ПВО, размещенные на Кубе, были отозваны в результате переговоров Кеннеди и Хрущева, Карибский кризис был исчерпан.

Однако в середине 1960-х гг. серьезно обострилась политическая обстановка в Индокитае, связанная с противостоянием Демократической Республики Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам) и Республикой Вьетнам (РВ, Южный Вьетнам). Руководство последней обратилось к США с просьбой оказать ей военную помощь в борьбе с созданным в 1960 г. на основе патриотических сил Народным фронтом освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), взявшим к 1964 г. под свой контроль свыше 60% территории страны. Действенную помощь (в том числе и военную) Народному фронту оказывала ДРВ.

В создавшейся обстановке правительство США оказало сайгонскому режиму прямую военную поддержку, одновременно планируя вооруженную агрессию против ДРВ. По указанию американского президента Линдона Джонсона штаб объединенного командования вооруженных сил США в зоне Тихого океана в апреле 1964 г. разработал «Оперативный план 37-64», содержавший перечень первых 94 объектов на территории Северного Вьетнама для возможных бомбардировок американской авиацией.

30 июня того же года на совещании политических и военных руководителей США в Гонолулу было принято решение об открытом вторжении в ДРВ. В результате специально спровоцированного «Тонкинского инцидента»1 американская авиация трижды (5.08, 18.08 и 18.11.1964 г.) подвергла воздушным ударам военные объекты Северного Вьетнама, совершив при этом 56 самолето-вылетов.

С целью развязывания активных боевых действий в воздушном пространстве ДРВ США за короткий срок построили и модернизировали десятки военно-воздушных баз в Таиланде и Южном Вьетнаме, где были размещены до 330 самолетов тактической авиации. Одновременно в Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station — у берегов Южного Вьетнама.

7 февраля 1965 г. палубная авиация 7-го флота США подвергла воздушной бомбардировке и обстрелу г. Донгхой и другие населенные пункты ДРВ в районе 17-й параллели, а с апреля США приступили к систематическим воздушным налетам на южные районы ДРВ. В том же месяце американские самолеты впервые появились в небе над столицей Северного Вьетнама — г. Ханой. Что-либо противопоставить американской авиации командование Вьетнамской народной армии (ВНА) в тот период не могло в связи с недостаточными силами противовоздушной обороны. Последняя располагала лишь несколькими полками зенитной артиллерии среднего и малого калибра, 3 радиотехническими и одним истребительным авиационным полками.

С началом военной агрессии со стороны США руководство ДРВ обратилось за помощью к странам социалистического лагеря (в том числе СССР).

Ранее, в 1964 г., в свет вышел приказ Министра обороны СССР №00135 по отбору военных специалистов за границу. Среди первых в апреле следующего года в Северный Вьетнам прибыла группа СВС ПВО и ВВС (около 100 человек) во главе с полковником A.M. Дзыза4. Формирование группы проходило на базе Московского и Бакинского округов ПВО.

Одновременно в Северный Вьетнам была направлена советская военная техника: ЗРК СА-75М «Двина», истребители МиГ-17, МиГ-21, радиолокационные станции обнаружения, техника связи, зенитная артиллерия среднего и мелкого калибра и другое вооружение.

Зенитный ракетный учебный центр во Вьетнаме, 1965 г.

Перед группой полковника А.М.Дзыза были поставлены конкретные задачи — в кратчайший срок подготовить и ввести в действие первые два зенитных ракетных полка ВНА, имевшими на вооружении зенитные ракетные комплексы (ЗРК) СА-75М «Двина». Недалеко от Ханоя было организовано два учебных центра: «Московский» — 1-й (центр), готовил 236-й зрп, «Бакинский» — 2-й, формировал 238-й зрп5.

23 июля 1965 г. на боевое дежурство заступил первый зенитный ракетный полк ВНА (№ 236, командир — полковник М.Н.Цыганков). В этот день самолет радиоэлектронной разведки RB-66C зафиксировал первое включение радиолокатора СА-75М. На следующий день дивизионы (63-й и 64-й) полка под командованием подполковника Б.С. Можаева и майора Ф.П. Ильиных в районе вьетнамской столицы уничтожили 3 тактических истребителя США F-4C «Фантом» путем пуска 4 ракет типа В-750В.6

Указом президента ДРВ Хо Ши Мина 24 июля официально стал Днем зенитно-ракетных войск ВНА.

Советский боевой расчет кабины У-ЗРК С-75 — участники первого противовоздушного боя в небе Вьетнама 24 июля 1965 г.

Слева-направо: мл.сержант П.Залипский, ефрейтор В.Мальга, ст.лейтенант В.Константинов, ефрейтор В.Патушов.

Позднее, в январе 1967 г., 236-й зрп за мужество и героизм, проявленные его личным составом при отражении воздушных налетов на г. Ханой, удостоился ордена ДРВ «За боевые подвиги» 1-й степени с вручением знамени Хо Ши Мина. Первому дивизиону этого полка было присвоено коллективное звание «Дивизион — герой ВНА», остальным дивизионам полка вручены ордена «За боевые подвиги» и «За боевые успехи»7.

Американский самолёт сбитый во Вьетнаме

30 августа 1965 г. на боевое дежурство заступил личный состав 238-го зрп под командованием полковника Хой (ВНА). В его формировании активное участие приняли советские военные специалисты: полковники Н.В. Баженов, И.И. Смирнов, майор А.Б. Заика и др.

На первом этапе боевую работу вели только СВС от солдата до командиров дивизионов — стреляющих. Огневые дивизионы, сформированные из советских специалистов, имели численность 35-40 человек. Этот состав вполне обеспечивал выполнение боевых задач.8

До 27 ноября американская авиация вывела из строя 8 вьетнамских ЗРК, потеряв при этом (по американским данным) 3 F-105 Thunderchief, 2 F-8 Crusaider, 2 F-4 Phantom II и один А-4 Skyhawk. Многие самолеты были повреждены. По вьетнамским данным, за этот период огнем ЗРК было сбито более 30 истребителей-бомбардировщиков. Несмотря на разноречивость данных, американское военное командование все же было вынуждено признать, что ее авиация столкнулась в небе Вьетнама с достойным противником. Только до конца 1965 г. ВВС США потеряли 800 своих самолетов9, из них на создаваемые зенитные ракетные войска ВНА пришлось 93 воздушных судна.

В период 1965-1966 гг. на боевом счету подразделений, руководимых майорами А.Г. Терещенко, Г.С. Рыжих, капитаном Ю.П. Богдановым и старшим лейтенантом В.С.Тихомировым, был 31 сбитый самолет противника. Абсолютным рекордсменом в этой области выступило подразделение подполковника Ф.П. Ильиных, уничтожившее к 13 октября 1966 г. 24 боевые машины ВВС CIIIA.10

В течение года (с марта 1966 г. по март 1967 г.) советские военные специалисты зенитных ракетных войск самостоятельно провели 106 противовоздушных боев, в которых уничтожили 60 американских самолетов11, с расходом 200 зенитных управляемых ракет (средний расход -3,3 ракеты). За этот же период вьетнамскими расчетами самостоятельно было проведено 339 стрельб, сбито 163 самолетов с расходом 577 ракет (средний расход 3,55 ракеты).

Мужество и героизм советских воинов на территории ДРВ были по достоинству оценены Советским государством. 415 человек удостоились высоких правительственных наград СССР, в том числе 160 военнослужащих были награждены орденами: Ленина — 1 чел., Красного Знамени — 32 чел., Красной Звезды — 127 чел.; медалями: «За отвагу» -100 чел., «За боевые заслуги» -155 человек12.

К сожалению, не обошлось без боевых потерь из числа советских специалистов. 17 октября 1965 г. в ходе отражения налета американской авиации на позиции 82-го дивизиона 238-го зрп (возле аэродрома Кеп) тяжелое ранение получил рядовой Виталий Смирнов (скончался 24 октября).

Всего за весь период (11.07.1965 г. — 31.12.1974 г.) погибло (умерло) 13 советских военнослужащих и гражданских специалистов.

К этому времени численность войск ПВО и ВВС ВНА достигла 190 тыс. человек (7 зенитных ракетных, 2 истребительных авиационных, 30 зенитно-артиллерийских, 4 радиотехнических полка и другие специальные подразделения)14. Теперь советские военспецы старались выступать дублерами своих вьетнамских коллег, способных самостоятельно вести боевую работу.

Советские специалисты осматривают обломки сбитого американского Б-52.

Столкнувшись с новым обликом вьетнамской системы ПВО, американское военное командование изменило тактику применения своей авиации. Начиная со второй половины 1966 г. произошел переход от разрозненных действий по территории ДРВ к нанесению согласованных ударов объединенными усилиями авиации ВВС и 7-го флота ВМС США по наиболее важным объектам страны. С этого времени значительно возросла интенсивность полетов над территорией ДРВ, их число ежесуточно колебалось от 12 до 150 самолето-вылетов. В борьбе с воздушным противником основная нагрузка легла уже на личный состав ВНА. В течение 1966 г. в состав вьетнамских войск ПВО и ВВС вошло еще пять зенитных ракетных полков (274-й, 275-й, 278-й, 285-й, 287-й), прибывших вместе с личным составом из Советского Союза. Одновременно вьетнамской стороне было передано большое количество вооружения, военной и специальной техники. Всего с 1965 г. по 1972 г. во Вьетнам было поставлено 95 ЗРК С-75 и 7658 ракет15.

Вьетнамские боевые расчеты, ранее участвовавшие в боевых действиях в качестве стажеров-дублеров, стали непосредственно выполнять все операции по подготовке пуска и наведения ракет. В функции советских специалистов входили их подстраховка и, при необходимости, оперативное исправление ошибок. В связи с этим было значительно сокращено количество СВС в зенитных ракетных подразделениях ВНА (до 50 человек в полку; 9-11 специалистов в каждом огневом дивизионе; 4 специалиста в техническом дивизионе. В управлении полка имелась лишь небольшая ремонтная группа и врач).16

В результате в Советский Союз (на 25 декабря 1966 г.) вернулись 133 офицера и ПО солдат и сержантов (в Бакинский округ ПВО, 6-ю и 8-ю отдельные армии ПВО).

Советские военспецы в гостях у вьетнамских зенитчиков.

Одновременно была налажена система подготовки вьетнамских военных специалистов в учебных центрах на территории ДРВ, а также за рубежом: в СССР и Китайской Народной Республике. К 1 марта 1967 г. общее число проходивших обучение в советских военных вузах составило 2167 вьетнамских военнослужащих17. В Северном Вьетнаме имелось 2 учебных центра (по подготовке и формированию зенитных ракетных полков), в которых на должностях преподавателей и инструкторов работало 786 советских военных специалистов.

Совершенствование организационной структуры войск ПВО и ВВС ВНА привело к формированию крупных общевойсковых группировок в виде соединений ПВО, что способствовало повышению централизации и оперативности управления, оказавшее прямое влияние на эффективность боевых действий частей и подразделений ЗРВ и системы ПВО в целом.18

Напряженная работа всех звеньев Войск ПВО СССР и командования войск ПВО и ВВС ВНА стала давать свои позитивные результаты. В июне 1967 г. над Вьетнамом был сбит 2000-й американский самолет, в связи с чем Министерство обороны ДРВ направило советским военным специалистам приветствие, в котором выражало благодарность за их героический и самоотверженный труд в деле защиты суверенитета и целостности Вьетнама. В свою очередь, октябрь 1967 г. стал поистине «черным месяцем» для ВВС США. За этот период американской авиацией было потеряно 87 самолетов. Это вынудило военное командование США временно приостановить массированные налеты на объекты ДРВ19. Американские летчики испытывали панический страх перед советскими зенитными управляемыми ракетами, встреча с которыми стоила жизни почти 60% пилотов ВВС США. Многие оставшиеся в живых летчики после катапультирования имели осколочные ранения от подрыва боевой части ЗУР при поражении их самолетов в воздухе. Общее мнение американских пилотов выразил полковник ВВС США Робин Олде на пресс-конференции в Белом доме 3 октября 1967 г., заявив относительно зенитных управляемых ракет следующее: «…Если вы хотите знать, эти зенитные ракеты вселяют ужас»20. Вскоре этот ужас на себе испытал будущий кандидат в президенты США (2008 г.) от республиканской партии, в тот период майор ВМС США, Д.Маккейн, чей палубный штурмовик (в числе девяти других самолетов) был сбит ЗУР над вьетнамской столицей. На допросе он заявил: «…вокруг Ханоя очень плотный и очень точный огонь. Что касается ракет «земля-воздух», то они бьют довольно точно по цели. Я был уже у объекта, когда увидел идущие навстречу мне ракеты. Потом был удар потрясающей силы. Теперь плен…». Таким было свидетельство противника, подготовленного и опытного пилота, сбитого в 23-м вылете на боевое задание.21

К весне 1968 г. территория ДРВ была разделена на 8 районов ПВО. Шесть районов совпадали с границами военных округов, два района были созданы вокруг крупных административных центров страны — гг. Ханой и Хайфон22. Основу зенитных ракетных войск ВНА составили 5 дивизий ПВО (361-я, 363-я, 365-я, Зб7-я и 377-я); истребительной авиации — 4 авиаполка: 921-й иап (МиГ-21, 48 летчиков и 77 самолетов), 923-й иап (МиГ-17, 62 летчика и 59 самолетов), 910-й учебный ап (на территории КНР, 25 летчиков-инструкторов и 85 самолетов), 925-й иап (МиГ-19 китайского производства, 35 летчиков и 12 самолетов); РТВ — 4 радиотехнических полка (ртп: 290-й, 291-й, 292-й и 293-й)23.

Заметно выросло боевое мастерство вьетнамских летчиков. Совместно с советскими военными специалистами они разработали и успешно применяли комплекс тактических приемов ведения воздушного

группового маневра, как, например, «демонстративный маневр», «глубокое проникновение», «одновременный удар» и многое другое. За 1968 г. истребительная авиация ВНА в воздушных боях сбила 44 американских самолета, из них 86% было уничтожено с первой атаки24.

Во второй половине 1969 г. командование РТВ ВНА приступило к выполнению рекомендаций советских военных специалистов по совершенствованию радиолокационного поля обнаружения и наведения в районе Тонкинского залива. В этот период командование ВВС США начало активно использовать при ведении воздушной разведки территории ДРВ беспилотные летательные аппараты. Из 570 ежемесячных самолето-вылетов 38 совершалось беспилотными разведчиками, преимущественно над районами гг. Ханой и Хайфон25. К концу 1969 г. интенсивность полетов американской авиации в воздушном пространстве Северного Вьетнама заметно снизилась. Всего за год войсками ПВО и ВВС ВНА было уничтожено 76 американских самолетов (в том числе: ЗРВ -41 самолетов, из них 1 стратегический бомбардировщик В-52,ИА-9 беспилотных самолетов-разведчиков, ЗА — 24 беспилотника и тактических истребителей)26.

Таблица результатов боевой работы стреляющих 238 -го зрп за период с 20 сентября 1965 г. по 17 апреля 1966 г.27

Успехи противовоздушной обороны ВНА позволили сделать вывод о возможной полной замене советских расчетов, стартовых и наведения ракет, на вьетнамские. По результатам боевой работы наши военные специалисты в том же году были отмечены высокими наградами ДРВ, в том числе: орденом «Боевой подвиг» 2-й степени — 4 чел., 3-й степени — 36 чел., медалью «За сплоченность во имя победы над американским агрессором» — 353 человека. Также 259 советских офицеров, солдат и сержантов награждены орденами и медалями СССР.28

В этот период президентом США Р.Никсоном была принята «Гуамская доктрина» — вовлечение вьетнамского народа в братоубийственную войну. Основная ставка делалась на перевооружение сайгонской армии современными вооружением и военной техникой и увеличение ее численного состава. Одновременно с выводом из Индокитая части своих сухопутных войск (к концу 1970 г. — до 210 тыс. чел.) США значительно усилили присутствие в этом регионе своих военно-воздушных и военно-морских сил.

В период 1970-1972 гг. американская авиация продолжала осуществлять налеты на стратегические объекты и коммуникации ДРВ с различной интенсивностью. При этом ВВС США несли ощутимые потери. В течение 1970 г. войска ПВО и ВВС ВНА уничтожили 40 воздушных судов противника.

С помощью советских специалистов с 1971 г. личный состав ЗРВ ВНА стал более эффективно использовать «доработанные» зенитные комплексы. В отдельные дни они сбивали до 10 самолетов и вертолетов противника, в том числе летавшие на малых высотах29. За последний квартал 1971 г. потери американской авиации составили 22 воздушных судна (F-4 — 18, по одному F-105, OV-10A, 0-1А и вертолет)30.

Первый квартал 1972 г. сократил самолетный парк ВВС США в Юго-Восточной Азии еще на 27 летательных аппаратов31. К примеру, 19 апреля было сбито 6 вертолетов. Нередко при этом в плен попадали высокопоставленные генералы и офицеры противника. Так 9 апреля 1972 г. был захвачен в плен американский генерал Р.Толмен; через два месяца в плену оказался руководитель военных советников США 2-го корпусного района генерал Дж. Вэнн, а 16 июля того же года — командир 4-й авиационной дивизии южновьетнамских ВВС бригадный генерал Нгуен Хюи Ань.32

Количество сбитых самолетов (вертолетов) ВВС США над территорией ДРВ в 1970 году

Месяцы Количество сбитых воздушных целей
Январь 3
Февраль 2
Март 3
Апрель 2
Май 14
Июнь
Июль 5
Август 3
Сентябрь
Октябрь 1
Ноябрь
Декабрь

В мае — июне того же года только истребительной авиацией в воздушных боях было уничтожено 57 самолетов противника. С учетом действий ЗРВ и ЗА общие потери американцев в указанный период составили 159 воздушных судов33.

Прервав 13 декабря 1972 г. начавшиеся ранее очередные мирные переговоры по будущему устройству Южного Вьетнама, военное командование США приняло решение массированными воздушными бомбардировками территории ДРВ заставить ее политическое руководство принять условия администрации Белого дома.

Для решения поставленной цели американское военное командование спланировало проведение с 18 декабря 1972 г. наступательной воздушной операции с привлечением всей имеющейся в Индокитае стратегической, тактической и палубной авиации (всего боевых самолетов более 800, из них 83 В-52, 36

F-111, 54 A-7D). Для обеспечения операции была привлечена часть сил 7-го флота США. Боевые действия американских ВВС в декабре 1972 г. стали кульминационным моментом всей воздушной войны США против ДРВ34.

Воздушная операция получила кодовое наименование «Лойнбэкер-2» и проводилась в два этапа: первый — 18-24 декабря, второй — 26-30 декабря. Основную роль ударной силы выполняла стратегическая авиация. Составляя основу массированных ударов ВВС США, она впервые применялась в таком большом количестве.

Успех войск ПВО и ВВС ВНА в период боевых действий (18-30 декабря 1972 г.) превзошел все ожидания. За этот период был уничтожен 81 самолет противника, из них 34 стратегических бомбардировщика В-52. Зенитными ракетными войсками сбит 31 самолет такого типа, на свой счет истребительная авиация записала два В-52, один из которых на истребителе МиГ-21Ф уничтожил военный летчик Фан Туан (будущий первый космонавт Вьетнама).35

Самым позорным для командования ВВС США стал факт уничтожения стратегического бомбардировщика В-52 силами народного ополчения Северного Вьетнама. Такого мировая практика еще не знала.

Успех вьетнамских зенитчиков и летчиков-истребителей бесспорно явился следствием их хорошей выучки и высокого боевого мастерства, а также результатом плодотворной работы советских военных специалистов. Так, наши летчики-инструкторы во главе с подполковником А. Ивановым, с целью введения в сжатые сроки в строй молодых вьетнамских летчиков (в период переучивания их на новые истребители МиГ-21) в 1972 г. только в 921-м иап ВВС ВНА ежемесячно налетывали по 30-40 часов. При ведении воздушных боев вьетнамскими летчиками советские авиационные специалисты переходили на командные пункты ВВС ВНА и участвовали в практическом наведении вьетнамских самолетов на цели противника. Эту работу координировал генерал-майор авиации Н.Спевак. Были и трагические случаи. Так, 30 апреля 1971 г. погиб при исполнении служебных обязанностей летчик-инструктор капитан Ю.Поярков, а 23 марта 1973 г. — летчик-инструктор капитан В.Мрыхин. 11 сентября 1972 г. лишь чудом смог катапультироваться экипаж «спарки».36

Сбитый вьетнамцами американский самолет Б-52.

Высокую оценку вклада советских военных специалистов, в первую очередь по линии ЗРВ и ЗА, 7 февраля 1973 г. в Ханое дал министр национальной обороны ДРВ генерал армии Во Нгуен Зиап на встрече с делегацией из СССР и руководством группы СВС: «Если бы не было Ханойской победы ЗРВ над В-52, то переговоры в Париже затянулись бы, и соглашение не было бы подписано. Другими словами, победа ЗРВ есть и политическая победа»37. Зенитные ракетные войска получили звание «героические»38. Не обошли вниманием и успехи северовьетнамской авиации, летчики которой под руководством советских специалистов и при их непосредственном участии за годы войны провели в общей сложности 480 воздушных боев, сбив 350 самолетов противника39.

Понеся тяжелые потери в воздушной операции «Лойнбэкер-2», американское руководство 30 декабря 1972 г. отказалось от продолжения военных действий, так и не достигнув политической цели. 27 января следующего года состоялось подписание соглашения «О прекращении войны и установлении мира во Вьетнаме». Всего за период 1965-1973 гг. США и их союзники потеряли в Индокитае 8612 единиц авиационной техники40.

По докладу командования войск ПВО и ВВС ВНА вьетнамской стороной было уничтожено 4184 американских самолета, большая часть которых приходилась на долю ЗРВ. По другим данным, вьетнамские силы ПВО уничтожили более 2500 самолетов ВВС США. 472 американских летчика из состава экипажей самолетов, сбитых в небе Северного Вьетнама, попали в плен41.

Большой вклад в победу вьетнамского народа внесли советские военные специалисты. Чрезвычайный и полномочный посол Советского Союза в ДРВ И.С. Щербаков в феврале 1973 г. оценил труд СВС так: «Советские военные специалисты создали возможность и проторили дорогу к установлению хороших дипломатических отношений с ДРВ — форпостом социализма в Юго-Восточной Азии»42.

Всего за годы войны через Вьетнам прошло более 4,5 тыс. солдат и сержантов срочной службы и 6359 генералов и офицеров Вооруженных Сил СССР. Основная нагрузка легла на представителей ВВС и Войск ПВО страны.

Серьезный боевой опыт пригодился нашим специалистам уже в другом регионе – в Египте, где офицеры ВВС и ПВО участвовали в арабо-израильском конфликте.

Сравнение потерь американских ВВС во Вьетнаме с потерями ВВС и ПВО Северного Вьетнама

Сравнение потерь американских ВВС во Вьетнаме с потерями ВВС и ПВО Северного Вьетнама.

Война во Вьетнаме наглядно показала, что армия США способна успешно воевать только против заведомо слабого противника. Если за спиной сражающихся стоит СССР, американцы несут ,,неприлично,, большие потери. Об этом говорит статистика.

Потери ВВС США, 1964 — 1973гг.:

Истребители-бомбардировщики:
— 895 F-4
— 243 F-100
— 260 F-104
— 382 F-105
— 39 RF-101C

Стратегические бомбардировщики:
— 30 В-52

Бомбардировщики:
— 56 B-57
— 11 F-111
— 27 RA-5C

Штурмовики:
-260 A-1
— 373 A-4
— 87 A-6
— 106 A-7
— 22 A-26
— 22 A-37
— 19 A-47
— 6 AC-119
— 6 AC-130
— 23 T-28
— 80 OV-10

Разведчики:
— 1 U-2
— 1 U-3B
— 1 U-6
— 1 U-10
— 4 HU-16
— 2 SR-71

Самолеты РЭБ:
— 14 B-66

Самолеты ДРЛОУ:
— 2 Е-2 (АВАКС)

Военно-транспортная авиация:
— 20 С-7
— 24 С-47
— 53 С-123
— 59 С-130
— 2 С-141
— 179 О-1
— 104 О-2

Перехватчики:
— 5 EF-10

Истребители:
— 169 F-8
— 9 F-5A
— 14 F-102

Итого, суммарные потери американских ВВС составили 3374 самолета.

Также было уничтожено 1204 вертолета США.

Более 90% уничтоженных американских самолетов — сбито средствами ПВО.

Потери авиации Северного Вьетнама:

— 5 ИЛ-14
— 4 АН-2
— 71 МИГ-17
— 9 МИГ-19
— 69 МИГ-21

Итого: 158 самолетов.

С 1964г. по 1973г. из СССР было поставлено 316 истребителей и перехватчиков.

К 1973г. СССР поставил 95 ЗРК С-75 и 48 ЗРК С-125 (в 1971г.), 7658 ракет к ЗРК С-75.

К 1973г. было уничтожено 56 ЗРК С-75.

10-дневный массовый авианалет ВВС США в декабре 1972г. с использованием десятков стратегических бомбардировщиков В-52 по сути ничего не изменил, кроме увеличения количества сбитых американских самолетов. В 1973г. США согласились на мирные переговоры.

После нашего появления во Вьетнаме американские летчики отказывались летать

Их были тысячи — но официально их не было вообще. Участие советских военных во Вьетнамской войне не афишировалось. «Голосу России» удалось взять интервью у одного из тех, кто защищал небо Вьетнама от налетов американских ВВС.
30 января очередная годовщина установления советско-вьетнамских дипломатических отношений. Одна из ярких страниц в истории отношений двух стран – военная помощь Вьетнаму в годы войны против американской агрессии. «Голосу России» рассказал о тех днях человек, принимавший самое непосредственное участие в событиях Вьетнамской войны. Николай Колесник, председатель межрегиональной общественной организации российских ветеранов войны во Вьетнаме, начиная с 1965 года, участвовал в боях, которые вели против авиации США советские ракетчики.
Колесник: Советская военная помощь была огромной и всесторонней. В стоимостном выражении это составляло порядка двух миллионов долларов ежедневно в течение всех лет войны. Во Вьетнам было поставлено огромное количество техники. Достаточно привести лишь некоторые цифры: 2 тысячи танков, 7 тысяч орудий и минометов, свыше 5 тысяч зенитных пушек и установок, 158 зенитно-ракетных комплексов, свыше 700 боевых самолетов, 120 вертолетов, свыше 100 боевых кораблей. Причем все эти поставки были безвозмездными. Воевать на всей этой технике вьетнамцев надо было учить. Для этого во Вьетнам посылались советские военные специалисты. С июля 1965 года по конец 1974 года в боевых действиях во Вьетнаме приняли участие около 6,5 тысяч офицеров и генералов, а также более 4,5 тысяч солдат и сержантов советских Вооруженных Сил. Помимо этого, в военных училищах и академиях СССР было начато обучение вьетнамских военнослужащих – это более 10 тысяч человек.
Говорят, техника, направлявшаяся из СССР во Вьетнам, была устаревшей.
Колесник: На тот период она была самой современной. Например, реактивные истребители «МиГ-21» – именно на них вьетнамские летчики сбивали и «Ф-105», и «летающие крепости» «Б-52». За все годы войны истребительной авиацией Вьетнамской народной армии было уничтожено 350 самолетов противника. Вьетнамская же авиация потеряла гораздо меньше — 145 самолетов. В историю ВНА вошли имена воздушных асов, на счету которых было по 7, 8 и 9 сбитых американских самолетов. В то же время на счету наиболее результативного летчика США де Белива было во Вьетнаме лишь шесть воздушных побед. Поставляемые в годы этой войны советские ракетные комплексы «Двина» были способны поражать воздушные цели даже на 25-километровой высоте. «Это – самые смертельные снаряды, которые когда-либо выпускались с земли по самолетам», — констатировал в те годы американский «Военно-технический журнал».

Зенитно-ракетные войска ДРВ, созданные и обученные советскими специалистами, сбили около 1300 американских самолетов, в том числе 54 стратегических бомбардировщика «Б-52». Каждый из них нес 25 тонн бомб, и каждый мог уничтожить все живое и все постройки на площади, равной тридцати футбольным полям. Американцы бомбили регулярно и «тропу Хо Ши Мина», и города Северного Вьетнама, летая на высоте, недоступной для зениток. После наших первых побед они резко снизили высоту, чтобы быть недоступными ракетам, но попадали под обстрел зенитной артиллерии. После появления советских ракет американские военные летчики стали отказываться летать бомбить территорию Северного Вьетнама. Их командованию пришлось принимать срочные меры, в том числе, повышать выплаты за каждый боевой вылет, постоянно производить замену летного состава авианосцев.На первых порах ракетные бои вели советские офицеры, вьетнамские перенимали их опыт. Впервые советские ракеты показали себя в небе Вьетнама 24 июля 1965 года. 4 американских «Фантома» тогда шли на Ханой, на высоте, где их не могли достать вьетнамские зенитки. По ним были выпущены советские ракеты. 3 самолёта из четырех были сбиты. Дата этой победы с тех пор ежегодно отмечается во Вьетнаме как День ракетных войск.
Помните, когда состоялся Ваш первый бой? Кто кого тогда?
Колесник: 11 августа 1965 года. Мы за день 18 раз занимали места по боевой тревоге. И все — безрезультатно. И, наконец, поздно ночью тремя ракетами сбили 4 самолета противника. Всего дивизионы Первого и Третьего вьетнамских зенитно-ракетных полков ПВО в тех боях, в которых я участвовал, сбили 15 самолетов противника.
Американцы наверняка охотились за вашими боевыми расчетами?
Колесник: Да. Места дислокации приходилось менять после каждого боя. Иначе было нельзя — по выявленным позициям ракетных установок американцы тут же наносили ракетно-бомбовые удары. Американцы всячески старались помешать использованию нашей техники: применяли помехи, ракеты «Шрайк». Наши военные конструкторы также реагировали и совершенствовали нашу зенитно-ракетную технику.
Приходилось ли Вам лично видеть пленных американских летчиков?
Колесник: Лично не видел ни разу. Да наше присутствие во Вьетнаме и не афишировалось. Достаточно сказать, что всю командировку мы проходили в гражданской одежде, безо всякого личного оружия и даже без каких-либо документов. Они хранились в нашем посольстве.
А как Вам объявили, что вы летите во Вьетнам и что вы сказали дома?
Колесник: Я служил в полку ПВО под Москвой. Командир полка объявил, что нам предлагается поехать в командировку в страну с «жарким тропическим климатом». Согласились почти все, а те, кто ехать по какой-то причине не хотел, в результате и не поехали. Так же я сказал и дома.
Что больше всего поразило Вас, молодого парня, в первую очередь?
Колесник: Поражало все: необычная природа, люди, климат и первая бомбежка, под которой пришлось побывать. Нас ведь в Москве ориентировали на то, что будем просто обучать и готовить вьетнамские расчеты. А пришлось обучать прямо на боевых позициях, при ежедневных непрекращающихся налетах американской авиации. Вьетнамцы – очень упорные люди, учились очень быстро. И я тоже освоил основные команды и термины по-вьетнамски.

Что было труднее всего?
Н.Колесник: Невыносимая жара и высокая влажность. Например, после 40-минутной заправки ракет окислителем в специальном прорезиненном костюме теряли почти килограмм веса.
Как относится к той войне и Вашему участию в ней нынешняя вьетнамская молодежь?
Н.Колесник: Вьетнамские ветераны той войны – с огромным уважением. Мы вспоминаем наши тяжелые военные будни и наши обще победы. А молодое, более прагматичное, поколение с интересом расспрашивало нас о тех боях и неизвестных им деталях той войны.
Сейчас у многих в нашей стране очень неоднозначное отношение к участию Советского Союза в конфликтах за его пределами.Чем для Вас явилось участие в войне во Вьетнаме?
Н.Колесник: Для меня те бои до сих пор остаются самыми яркими событиями в жизни. Я и мои боевые товарищи — и советские, и вьетнамские — участвовали в исторических событиях, ковали победу, в прямом смысле слова. Я горжусь тем, что оказывал помощь вьетнамскому народу в борьбе за его независимость и принимал участие в создании зенитно-ракетных войск Вьетнама.