Соратники королева Сергея Павловича

Легендарные отцы-основатели отечественной космонавтики жили в квартале на Лесной


В начале эпохи космонавтики Сергей Павлович Королёв собирал по всей стране лучшие кадры на предприятие, которое определит судьбу нашей страны на столетия вперед. Эти люди стали теми самыми легендарными конструкторами, запустившими человека в космос, открыв новую Главу в жизни человечества. Где же они жили? Ведь не могли они и их семьи постоянно жить в тяжелейших условиях Байконура?
Квартал между улиц Фрунзе, Циолковского, Карла Маркса и Лесная стал первым послевоенным кварталом, который отстроили в Подлипках – в центральной части города

Среди жителей квартала можно найти:
1. Генерального конструктора ОКБ-1;
2. Ближайших соратников и друзей Сергея Павловича Королёва;
3. Сотрудников партийных, государственных и местных органов власти;
4. Почетных граждан города.
Например,

Василий Павлович Мишин – Конструктор ракетно-космической техники. Один из основоположников советской практической космонавтики. Соратник С. П. Королёва, продолживший его работы в области космонавтики. Генеральный конструктор ОКБ-1 (ОКБ-1 — ЦКБЭМ, позже — НПО Энергия); Герой Социалистического Труда; Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР; Заслуженный изобретатель РСФСР; Академик Академии наук СССР; Член Международной академии астронавтики; Преподаватель кафедры проектирования и конструкции космических аппаратов Московского Авиационного института имени Серго Орджоникидзе.

Алексей Михайлович Исаев – советский инженер-конструктор, соратник С.П. Королёва, создатель жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор Отдельного конструкторского бюро № 2 (позже КБ ХИММАШ). Изобрел ЖРД закрытого цикла. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Леонид Александрович Воскресенский — Заместитель Королева по испытаниям, советский учёный-испытатель ракетной техники, один из ближайших соратников С. П. Королёва, профессор, доктор технических наук. В 1954—1963 годах Л. А. Воскресенский — заместитель главного конструктора ОКБ-1 (главный конструктор — С. П. Королёв). Участвовал в уникальных разработках и испытаниях отечественной реактивной артиллерии и ракетно-космической техники, руководил пусками всех типов ракет, разработанных в этот период в ОКБ-1, в том числе первых межконтинентальных боевых ракет 8К71(Р-7), 8К74 (Р-7А) и 8К75 (Р-9, Р-9А), способных нести ядерный заряд, а также космических ракет-носителей 8К72 (Восток) и 8К78 (Молния)

Анатолий Петрович Абрамов — один из ведущих специалистов по наземному оборудованию ракетно-космической техники Советского Союза, дипломат, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, соратник Сергея Павловича Королёва. Лауреат Ленинской премии; Доктор технических наук; Профессор Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе; инженер-механик; Начальник отдела, Начальник комплекса, Заместитель Главного (Генерального) конструктора ОКБ-1 (Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения, Научно-производственного объединения «Энергия»); Научный руководитель тематического направления, старший научный сотрудник,

научный консультант Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва»; специалист по наземному оборудованию и экспериментальной отработке наземных стартовых комплексов.

Виктор Михайлович Ключарев — первый заместитель генерального директора НПО «Энергия; директор Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ), первый заместитель начальника ЦКБЭМ; главный инженер — заместитель директора завода 88; Принимал непосредственное участие в организации и подготовке производства, разработке технологий изготовления первых отечественных баллистических ракет дальнего действия и ракет-носителей, первых отечественных автоматических космических станций и спутников, космических систем по программам пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», лунным программам Л1 и Н1-Л3, программам первых орбитальных станций «Салют», космических разгонных блоков Д и ДМ. Лауреат Государственной премии (1976). Награжден орденами Красной Звезды (1945), Трудового Красного Знамени (1956), Ленина (1957, 1961). Октябрьской Революции (1971); медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1947), тремя золотыми и одной серебряной медалями ВДНХ.

Игорь Николаевич Садовский — конструктор твердотопливных ракет и ракеты-носителя «Энергия». Последние годы до ОКБ-1 он работал в аппарате Совета Министров, а потом в Министерстве среднего машиностроения — атомном министерстве. Но его снова уж очень потянуло в ракетную технику. Он понял, что аппаратная деятельность не для него. С Королевым он быстро договорился и был назначен заместителем Святослава Лаврова , начальника проектно- баллистического отдела. Садовский подговорил добровольцев и собрал небольшую «нелегальную» группу для подготовки предложений по баллистическим ракетам твердого топлива (БРТТ) . Основное ядро — три молодых специалиста: Вербин , Сунгуров и Титов . В дальнейшем Игорь Николаевич Садовский был назначен главным конструктором модернизированной твердотопливной ракеты комплекса 8К98П.
Это лишь 6 человек, но на самом деле их порядка 30. Все заслуживают как минимум памятной доски. Кликните на изображение, чтобы открыть его в полном размере.


Квартал, где жили эти великие люди хотят снести в связи с тем, что дома там старые и их лень ремонтировать. Жители квартала (4 человека) и городские активисты (3 человека) написали альбом об истории квартала, который предоставили в Администрацию, Совет Депутатов, Главе города, местным жителям. Из-за «Денег нет, но вы держитесь» Администрации проще снести и построить новые и хорошие дома, чем реконструировать старые по примеру дома №15.
Сейчас же ни одно здание в квартале не входят ни в список ветхого жилфонда, ни в список аварийного фонда. Недавно в квартал приезжал Глава Королёва общаться с жителями, а после написал в своем Инстаграме «Исполняя поручение Губернатора Андрея Воробьева @andreyvorobiev, провел встречу с жителями исторического центра нашего города, ул. Фрунзе и Лесная», таким образом, признав его историческую ценность, однако, ни в сюжетах «Королёв-тв», ни в сюжетах канала «360» ни разу не упомянуто ни про исторический центр, ни полслова про известных жильцов, показаны сюжеты в стиле «Все за снос, даже те, кто против». Если квартал является историческим центром, то его судьба — интерес всех жителей города без исключений.

Вчера снесли (и слава богу) сараи для дров, которые построили 70 лет назад. Наверняка сделают там парковку или детскую площадку, что конечно хорошо, ведь 5 месяцев назад никто не хотел заниматься какими-то двухэтажками в глубине квартала исторического центра города. Сейчас ситуация изменилась.

В этот четверг (8 сентября) в 20:00 Глава города Александр Ходырев будет в эфире Королёв-тв, где ответит на вопросы зрителей. В эту пятницу (9 сентября) пройдет заседание рабочей группы по архитектуре и градостроительству под председательством первого зам.руководителя Администрации Олега Даниленко, начало в 14:30 в ДК Костино. Вежливо и спокойно, но настойчиво будем отстаивать право на историю города, в котором мы живем.
Добавить в друзья в ЖЖ
Основной Твиттер
Фэйсбук
Группа в Вконтакте

Скончался Борис Черток — соратник Королева и один из родоначальников советской космонавтики

На 100-м году жизни в Москве скончался Борис Черток – ближайший соратник С. Королева, выдающийся конструктор ракет, академик РАН, доктор технических наук. О смерти академика РИА «Новости» сообщила Алла Медведева, ученый секретарь академических чтений по космонавтике. Патриарх российской космонавтики до своего 100-летнего юбилея не дожил всего два с половиной месяца.
По словам Медведевой, Борис Черток скончался в пятницу в 07:40 утра. Коллеги академика о месте и времени церемонии прощания сообщат позже.
Многие годы Борис Черток являлся руководителем подготовки и проведения академических чтений по космонавтике. Многим они известны как «Королевские чтения». До последних дней выдающийся конструктор оставался сотрудником РКК «Энергия» и читал студентам лекции.
Алексей Леонов, дважды Герой СССР, первый человек, побывавший в открытом космосе, комментируя печальное известие, сказал: «Последний человек, связывавший нас с эпохой С.П. Королева, ушел из жизни. С уходом Бориса Евсеевича, к сожалению, уходит и эпоха великих отечественных космических достижений. Это великая печаль. Жаль человека. Добрый, умный, могучий – поскольку немощные до ста лет не живут. Я предлагал сделать о Борисе Евсеевиче фильм, пока он жив. К сожалению, не успели. С его уходом был потерян правдивый свидетель расцвета великого космического государства».
«Вместе с Королевым Черток разбирал немецкие архивы, воссоздавая по крупицам в СССР ракету «Фау-2». Данная ракета легла в основу отечественных баллистических ракет и легендарной «семерки», которая является прообразом нынешнего «Союза». Он участвовал в создании первого искусственного спутника Земли, «Салютов», «Восходов», «Востоков», всех автоматических лунных станции, многоразовых кораблей «Буран», — напомнил Леонов.
Черток о своей мечте и о секретном коде для Гагарина
С именем Бориса Евсеевича связаны главные достижения Советского Союза в освоении космоса. Он всегда охотно делился воспоминаниями о событиях прошлого. Так, в интервью «Российской газете», данном 7 лет назад, Черток признался, что полет в космос был его мечтой, раскрыл причины проигрыша в «лунной гонке» Советского Союза американцам, рассказал о секретном коде для Гагарина.

Академик также рассказал и о первой встрече с Королевым, произошедшей в Германии в 1945 году. Черток в то время являлся руководителем института «Рабе». Главной целью института было восстановление немецкой ракетной техники. «Однажды позвонили из Берлина: «К тебе приедет подполковник Королев». Помню, увидев его весьма потрепанный «опель-кадет», сразу подумал: «Невелика птица…», — сказал, улыбаясь Черток. При этом он отметил, что Королев чем-то сразу его покорил. Черток, описывая характер Королева, отмечал, что тот в крепких выражениях никогда не стеснялся, но при этом очень быстро отходил.
Также Черток в интервью высказал мнение, что Советский Союз не смог отправить на Луну своих космонавтов первым, поскольку отказался от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. «Для проведения тестов необходимо было построить очень дорогой и огромный огневой стенд. Было принято решение не строить. Поэтому на пусках проявились конструктивные, проектные, технологические просчеты. Если бы проводились наземные испытания, они проявились бы еще тогда», — пояснил академик.
Точка в «Лунной программе», по его словам, была поставлена тремя людьми: Мстиславом Келдышем — президентом академии наук, Сергеем Афанасьевым — министром общего машиностроения и Дмитрием Устиновым — секретарем ЦК КПСС по оборонным делам. Они решили, что после четырех неудачных запусков продолжать «лунную гонку» нет смысла. К тому моменту Королев уже умер, и Василий Мишин занял место главного конструктора. Хотя разработчиками и предлагалось строительство на Луне базы, «троица» не согласилась с ними. Поэтому проект реализован не был.
В интервью речь также велась и о полете Юрия Гагарина. «Конечно, мы очень сильно рисковали, идя на пуск Гагарина. Правда, необходимо отметить, что и американцы вслед за нами проявили большую смелость: надежность пуска в космос человека на «Меркурии» у них была хуже», — сказал академик.
Борис Черток о причинах присвоения Гагарину секретного кода 125 рассказал следующее: «По мнению психологов, у человека, который оказался со Вселенной один на один, могла «поехать крыша». Поэтому кем-то было предложено для первого полета ввести кодовый цифровой замок. Лишь набрав «125», можно было задействовать питание системы ручного управления».
По словам Бориса Евсеевича, данный код был запечатан в конверт. «Предполагалось, что, если Гагарин сможет достать конверт и после прочтения наберет код, тогда он при своем уме и может взять на себя ручное управление. Правда, Олег Ивановский, ведущий конструктор «Востоков», после полета признался, что еще до посадки он сообщил код Гагарину», — сказал он.
Журналисты в конце интервью спросили у Бориса Евсеевича, хотелось ли ему когда-нибудь самому побывать в космосе. Он честно ответил, что хотелось, однако с иронией добавил, что в его возрасте «это был бы вполне оправданный риск».
В другом интервью, которое Борис Черток дал журналу «Российский космос» (которое было опубликовано весной этого года на сайте Роскомоса), он сожалел, что до настоящего времени земляне во Вселенной товарищей по разуму не нашли.

«Мне 99 лет и я удовлетворен тем, что оказался причастным к событиям, имевшим историческое значение. Однако грустно осознавать, что в обозримом пространстве мы одни. Телескопом «Хаббл» было обнаружено большое количество экзопланет, однако нигде нет необходимых условий для зарождения жизни. Сегодня единственная надежда на спутник Юпитера – Европу. Там под ледяной оболочкой предположительно находятся океаны воды. Возможно, там смогут найти следы жизни. Однако пока разум свойственен только обитателю планеты Земля – человеку», — сказал академик.

Борис Евсеевич Черток. Биография
Родился Борис Евсеевич в Лодзи (Польша) 1 марта 1912 г. Московский энергетический институт окончил в 1940 г. В период с 1940 по 1945 год работал в ОКБ главного конструктора Виктора Болховитинова.
Черток в составе спец. комиссии был направлен в Германию в апреле 1945 г. Там Черток до января 1947 г. являлся руководителем группы советских специалистов, изучавших ракеты «ФАУ». Борис Черток и Алексей Исаев в том же году организовали в Тюрингии (на советской оккупационной зоне) совместный советско-германский институт «Рабе». Главным направлением работ было изучение и развитие техники управления для баллистических ракет дальнего действия. На базе института создали новый институт — «Нордхаузен». Сергей Королев был назначен главным инженером данного института.
Борис Черток с этого времени тесно сотрудничал с Королевым. В 1946 году Бориса Евсеевича перевели на должность зам. главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88 (Научно-исследовательский институт N88) Минвооружения. Черток в 1950 г. был назначен заместителем начальника, а в 1951 г. и начальником отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88 (Особое конструкторское бюро N1, сегодня РКК «Энергия»). Королев был главным конструктором.
В 1974 Черток был назначен зам. генерального конструктора по системам управления НПО «Энергия». С 1946 года его научно-инженерная деятельность была связана с разработкой и созданием систем управления для космических аппаратов и ракет.
Черток был руководителем при создании школы, которая по сей день определяет научные направления, а также уровень отечественной техники для пилотируемых космических полетов.
В 1961 г. Б. Черток получил звание Героя Социалистического Труда, избран членкором Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления в 1968 году, действительным членом РАН – в 2000 г., действительным членом Международной академии астронавтики – в 1990 г.
Работа Чертока отмечена большим количеством наград. Он получил два ордена Ленина (1956, 1961), в 1971 – орден Октябрьской Революции, в 1975 – Трудового Красного Знамени, в 1945 –Красной Звезды, в 1996 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени, в 1992 – Золотую медаль имени Бориса Петрова РАН, в 2008 — Золотую медаль имени Сергея Королева РАН.
Кроме того, Борис Евсеевич за участие в создании первых искусственных спутников Земли был лауреатом Ленинской премии (1957), за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон» лауреатом Государственной премии СССР (1976).

Борис Черток являлся автором и соавтором более двух сотен научных трудов, среди них ряд монографий, большая часть которых была засекречена многие годы. Под его руководством в 1994-1999 гг. была подготовлена серия книг «Ракеты и люди».
В конце 2011 года академику Чертоку за выдающийся вклад в разработку и развитие ракетно-космической науки и промышленности России была присуждена Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность».

Борис Евсеевич Черток

Борис Евсеевич Черток

Научный деятель

Дата рождения 29 февраля 1912 года
Место рождения Лодзь, Российская империя
Дата смерти 14 декабря 2011 года
Место смерти Москва, Россия

Награды и премии

Борис Евсеевич Черток — советский специалист в области систем управления ракетно-космическими комплексами, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, действительный член Российской Академии Наук, действительный член Международной Академии астронавтики, почётный член Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Герой Социалистического Труда, соратник и заместитель С.П. Королёва.

Руководил основополагающими исследованиями и разработкой больших структурно-сложных систем: управления движением, навигацией, энергообеспечения и информации советских ракетно-космических комплексов.

Научная карьера

Борис Черток родился 16 февраля (29 февраля) или 1 марта 1912 года в Лодзи, Царство Польское. Его отец, Евсей Менасеевич Черток, работал счетоводом (а также школьным учителем), а мать — Софья Борисовна Явчуновская — была фельдшером-акушером (была членом РСДРП, участвовала в подпольной работе и вооружённых выступлениях революции 1905 года, примыкала к меньшевикам, затем вступила в Бунд).

В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны с семьёй переселился в Москву.

В 1928 году, будучи школьником, в журнале «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приёмника.

В 1929 году окончил девятилетнюю школу, но в МВТУ его не взяли из-за социального происхождения, хотя экзамены Черток сдал, сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем, но уже как рабочего, а не как сына служащих».

В 1932 году вступил в ВКП(б).

С августа 1930 года работал в электроцехе отдела оборудования — электромонтёр 4-го разряда на авиазаводе № 22 (завод им. С.П. Горбунова), в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. В 1930−1933 годах — электромонтёр по промышленному оборудованию, электрорадиомонтёр по оборудованию самолётов, в 1933−1935 годах — радиотехник по самолётному радиооборудованию. Принимал участие во внедрении в производство самолёта ТБ-3, и в подготовке самолётов специального арктического варианта, на них И.Д. Папанин высадился на льдину: в 1937 году началась работа полярной станции СП-1. Черток был ответственным инженером по электро-радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором в США летел через Северный полюс С.А. Леваневский. Был заведующим массово-экономическим отделом заводского комитета ВЛКСМ.

В 1934−1935 годах Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошёл испытания в НИИ ВВС.

В 1934−1935 годах с отличием окончил Московский энергетический институт, получив квалификацию инженера-электрика. Темой дипломной работы была разработка системы электрооборудования тяжёлого самолёта на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте были изготовлены опытные образцы мощных самолётных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжёлых бомбардировщиков системой переменного тока.

В 1935 году как изобретатель был выдвинут на инженерную должность в ОКБ на авиазаводе № 22.

В 1935−1937 годах — начальник конструкторской группы ОКБ на авиазаводе № 22.

В 1936−1937 годах — ведущий инженером по электрооборудованию самолётов полярных экспедиций на авиазаводе № 22.

В 1937−1938 годах — начальник конструкторской бригады по самолётному оборудованию и вооружению на авиазаводе № 22.

С августа 1938 года — начальник конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на авиазаводе № 22.

В 1940−1945 годах работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я.Л. Бибикова. Был начальником группы, затем начальником бригады, позднее — начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в г. Билимбай в Свердловскую область.

В период Великой Отечественной войны Черток разработал автоматику управления вооружением самолётов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Чертоком была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полёте ракетного самолета «БИ-1», совершённом в 1942 году.

С апреля 1945 года по январь 1947 года в составе специальной комиссии находился в Германии, где руководил работой группы советских специалистов по изучению немецкой ракетной техники. Совместно с А.М. Исаевым создал в советской оккупационной зоне в Тюрингии совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», занимавшийся изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе этого института в 1946 году был создан институт «Нордхаузен», главным инженером которого стал С.П. Королёв. С этого времени Черток работал в тесном сотрудничестве с Королёвым.

2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге.

С августа 1946 года — заместитель главного инженера, начальник отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 Министерства вооружения СССР.

С 1946 года практически вся деятельность Чертока была связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Одна из первых задач в этой области, которая была решена Чертоком, — это разработка теории надёжной конструкции и организация производства широкого ряда рулевых машин и приводных устройств. Дальнейшее развитие теории и техники ракетного и космического привода позволило решить задачу создания сложных механизмов для длительной работы в условиях космического пространства: агрегаты для стыковки космических кораблей, управляемые остронаправленные антенны, гидравлические приводы с цифровым управлением и т. д.

В 1947−1949 годах разработал и прочитал курс теории управления летательными аппаратами на Высших инженерных курсах при МВТУ им. Н.Э. Баумана.

В 1948 году создал первую лабораторию по разработке инерциальных астронавигационных систем для летательных аппаратов.

В 1950 году — заместителя начальника отдела систем управления НИИ-88, Особого конструкторского бюро № 1, главным конструктором которого был Королёв.

С 1951 года — начальник отдела систем управления ОКБ-1 НИИ-88.

В 1957−1963 годах — заместитель главного конструктора ОКБ-1 (главным конструктором был Королёв).

18 декабря 1957 года — лауреат Ленинской премии «За успешное осуществление запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного спутника с живым существом (собакой) на борту».

Участвовал в создании системы ориентации и навигации космических аппаратов с использованием принципа непрерывной коррекции гироскопических приборов по реальным звёздам. Для межконтинентальных ракет, ракетоносителей и космических комплексов Чертоком разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре, что позволило практически реализовать методы теории надёжности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р-7 и последующих её модификаций.

В 1958 году — доктор технических наук.

17 июня 1961 года «За успешное выполнение специального задания Правительства по созданию образцов ракетной техники, космического корабля-спутника «Восток» и осуществление первого в мире полета этого корабля с человеком на борту» был награждён званием Героя Социалистического Труда.

С 1963 года — заместитель начальника предприятия по научной работе и начальник филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления.

С 1965 года — профессор кафедры «Системы автоматического управления» факультета приборостроения в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

С 1966 года — заместитель главного конструктора — руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения СССР.

Его главные работы были связаны с созданием комплексов систем управления и энергоснабжения автоматических космических аппаратов и пилотируемых космических кораблей. Руководил разработкой систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния-1», «лунников» и включая первый космический аппарат, совершивший мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс-1», «Венера-2», «Венера-3», «Венера-4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит». Развитие Чертоком идей системного подхода, использование средств вычислительной техники и комплексного моделирования в процессе наземной отработки позволили решить фундаментальные проблемы при создании космических кораблей «Союз», «Союз-Т», «Прогресс», долговременных орбитальных станций типа «Салют», системы «Энергия — Буран», орбитального комплекса «Мир».

26 ноября 1968 года — член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (по специальности «Системы управления»).

В 1974−1992 годах — заместитель главного (с 1977 года — генерального) конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» В.П. Глушко по системам управления.

5 ноября 1976 года — лауреат Государственной премии СССР «За участие в работе по созданию и осуществлению полета орбитальной станции «Салют-4», за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон».

До 1978 года Черток вёл факультетский курс систем управления ракетно-космическими аппаратами в МВТУ.

С 1978 года — заведующий базовой кафедрой «Управление движением» Московского физико-технического института, читал курс «Управление большими космическими системами».

В 1990 году — действительный член Международной Академии астронавтики.

С 1993 года — главный научный консультант генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королёва.

26 мая 2000 года — действительный член РАН по Отделению механики и процессов управления (по специальности «Системы управления»).

В 2007 году был награждён Золотой медалью имени Академика С.П. Королёва.

13 декабря 2011 года «За развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования её результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны» был удостоен Премии Правительства РФ им. Ю.А. Гагарина в области космической деятельности.

Написал свыше 200 научных трудов.

Умер 14 декабря 2011 года в Москве.

Семья

Был женат на Екатерине Семёновне Голубкиной (1910−2004) — контролёре Отдела технического контроля Московского авиационного завода № 22 в Филях, племяннице скульптора Анны Семёновны Голубкиной.

Сыновья: Валентин Борисович Черток — инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток — инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва; Владимир Борисович Черток — инженер, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Сочинения

См. также

  • Евреи в космонавтике
  • Евреи-изобретатели оружия

Видеогалерея

Борис Евсеевич Черток относится к Евреям в боевой авиации

СССР

Г.А. Баевский• С.М. Белоцерковский• Ю.М. Беркаль• А.М. Беликов• Я.Л. Бибиков• А.И. Бровальский• В.С. Бруз• Я.И. Верников• И.М. Гиллер• М.Г. Гиршович• И.М. Гринберг• Г.Н. Гуревич• В.Г. Драгилев• М.С. Жезлов• П.Я. Залесский• А.Е. Златоцветов• З.А. Иоффе• М.А. Каган• М.М. Каганович• А.Е. Каминов• Г.М. Кобленц• Я.М. Курицкес• К.К. Лахинский• И.С. Левин• М.А. Левин• М.Г. Магин• Б.Я. Машенджинов• Я.Д. Митницкий• Я.М. Немировский• Н.И. Носкович• Б.Р. Писарский• В.И. Поликовский• З.М. Померанцев• И.И. Побережский• Л.Н. Пурник• Е.А. Райнин• А.Я. Рассказов• Б.Г. Ратц• А.М. Рафалович• Л.Д. Рейно• Б.М. Ривкин• А.П. Розенгольц• С.М. Сандлер• И.М. Свибильский• И.И. Синельников• Д.Я. Слобожан• Я.В. Смушкевич• Е.Б. Тантлевский• Александр Тарновский-Терлецкий• Б.Л. Теплинский• М.Л. Ткачёв• Б.У. Троянкер• И.Д. Удонин• Л.И. Чемеринский• М.И. Шевелёв• Г.М. Штерн• П.И. Эттингер• Ф.Е. Ярославский

США

Дэвид Гольдфейн• Нортон Шварц• Джек Вайнштейн• Джек Ривз• Джеймс Алан Абрахамсон• Роберт Фридман• Бернард Вайс• Джером Вальдор• Абрахам Дрейсесзун• Стивен Гольдфейн• Майкл Ротштейн• Уильям Коэн• Марк Розенкер• Джей Гольдштейн• Эллиот Лифтон• Эдвард Моррис

Израиль

Эзер Вейцман• Беньямин Пелед• Гиора Ром• Ран Ронен• Дан Толковски• Мордехай Ход• Дани Шапиро • Гиора Эпштейн• Иехошуа Эшель• Аарон Ремез• Амос Лапидот• Элиэзер Шкеди• Амос Амир• Амир Нахуми

Другие страны

Эрхард Мильх• Хельмут Вильберг• Александер Лёр• Хосе Бердичевский-Шер• Джон Хьюг Самуэль Туссен• Сирил Корнблат• Реджинальд Леонард Джордж Марикс• Стэнфорд Кейд• Оливер Сван

Авиаконструкторы

Карл Арнштейн• Чарли Аттали• А.С. Бас-Дубов• М.Р. Бисноват• М.В. Вайнберг• М.Р. Вальденберг• М.И. Гуревич• Марсель Дассо• Хью Драйден• Фред Дэвид• Иосиф Зингер• Рафи Йоэли• А.М. Изаксон• И.Б. Иосилович• Аарон Иссер• З.И. Ицкович• Абрахам Карем• С.А. Косберг• С.А. Лавочкин• Авиноам Либаи• Г.Е. Лозино-Лозинский• Б.Г. Луцкий• Г.И. Майкапар• М.Л. Миль• И.Г. Неман• Герхард Нойман• Эдуард Пенкала• Ганс Рейснер• Бенджамин Рич • Л.М. Роднянский• Эдмунд Румплер• А.Э. Стерлин• М.А. Тайц• Давид Харари• Овадия Харари• Д.М. Хорол• Курт Хохенмесер• Эрих Шацки• Давид Шварц• Ю.И. Шенфинкель• Иосиф Шидловский• Авиталь Шрифт• П.А. Шустер• Н.С. Черняков• Б.Е. Черток• А.И. Эйдис• Пауль Ярай

Самолёты Израиля

IAI Arava • IAI Kfir • IAI Lavi • IAI Nesher • IAI Tzufit • IAI Tzukit • IAI 1124N Sea Scan Shahaf • Eitam • Heron 1 • IAI Harop • IAI Harpy • RQ-5 Hunter • IAI Eitan • Aeronautics Dominator • Elbit Hermes 450 • Elbit Hermes 900

Воздушные бои

Бой над Газой • Операция «Мокед» • Операция «Римон 20» • Операция «Опера» • Рейд на сирийский Генштаб • Бой над Офирой • Операция «Энтеббе» • Операция «Медведка» • Операция «Орхард»

Умер Борис Черток. Биография

Российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук Борис Черток скончался в среду в Москве на 100-м году жизни, сообщила РИА Новости ученый секретарь академических чтений по космонавтике, известных как «Королевские чтения», Алла Медведева.

Черток многие годы руководил подготовкой и проведением «Королевских чтений».

Академику 1 марта 2012 года исполнилось бы 100 лет.

Академик Борис Евсеевич Черток — создатель отечественной школы управления космическими аппаратами.
Более полувека движением почти всех отечественных кораблей, спутников, станций и на орбите и выше, в космической пустоте, — управляла конструкторская мысль Чертока. И все эти «полвека» Чертока знали «только в лицо». Секретный сотрудник засекреченной отрасли он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Он написал книгу «Ракеты и люди» — четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики — о том, как и кем она создавалась. Осведомленность автора и его феноменальная память поразили даже наших бывших соперников по космической гонке. НАСА переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» — настольная книга специалистов Американского космического агентства.
Борису Черток работал до конца своей жизни. Читал лекции студентам. А в ракетно-космической корпорации «Энергия», где до 80 лет он был заместителем всех главных и генеральных конструкторов – Черток был главный научный консультантом по системам управления. На работу ездил за рулем – чем приводил в изумление сотрудников ГИБДД. А начальство его побаивалось. Соратник Королева, патриарх космонавтики Борис Черток не скрывал своего неудовольствия по поводу того, что Россия как ведущая космическая держава начинает сдавать свои позиции конкурентам.

Борис Черток охотно делился воспоминаниями. Так, в интервью, данном семь лет назад «Российской газете», Черток поведал о секретном коде Гагарина, раскрыл причины проигрыша СССР американцам в «лунной гонке» и признался, что сам мечтал полететь в космос.

Рассказал академик и о своей первой встрече в Королевым, которая произошла в 1945 году в Германии, где Черток возглавлял институт «Рабе», созданный для восстановления немецкой ракетной техники. «Как-то раз раздается звонок из Берлина: «К тебе приедет подполковник Королев». Когда увидел его очень потрепанный «опель-кадет», помню, подумал: «Невелика птица…», — с улыбкой сказал Черток, отметив, что чем-то Королев его сразу покорил. Описывая характер главного конструктора, Черток отмечал, что тот никогда не стеснялся в крепких выражениях, но быстро отходил.

В интервью Черток также высказал мнение, что СССР не смог первым отправить своих космонавтов на Луну из-за отказа от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. «Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты — конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях», — пояснил академик.

По его словам, точку в «Лунной программе» поставили три человека: президент академии наук Мстислав Келдыш, министр общего машиностроения Сергей Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Устинов. Они пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать «лунную гонку». Королев к тому моменту уже умер, и главным конструктором был Василий Мишин. Хотя разработчики предлагали построить базу на Луне, «троица» с ними не согласилась, и проект так и не был реализован.

Речь в интервью зашла и о полете в космос Юрия Гагарина. «Когда мы шли на пуск Гагарина, то, конечно, рисковали очень сильно. Надо сказать, что и американцы проявили вслед за нами еще большую смелость: у них надежность пуска человека в космос на «Меркурии» была хуже», — признался академик.

О причинах присвоения секретного кода 125 Гагарину Борис Черток рассказал следующее: «Психологи считали, что у человека, оказавшегося один на один со Вселенной, может «поехать крыша». Поэтому для первого полета кто-то предложил ввести цифровой кодовый замок. Только набрав код «125», можно было включить питание на систему ручного управления».

По словам ученого, этот код запечатали в конверт. «Исходили из того, что, если Гагарин достанет конверт, прочтет и наберет код, следовательно, он в своем уме и ему можно доверить ручное управление. Правда, после полета ведущий конструктор «Востоков» Олег Ивановский признался: код он сообщил Гагарину еще до посадки в корабль», — сказал он.

В конце интервью журналисты спросили академика, хотелось ли ему самому когда-нибудь полететь в космос. И он честно ответил: «Хотелось», добавив с иронией, что в его возрасте «это был бы вполне оправданный риск».

Биография

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих — Евсея Менасеевича Чертока и Софьи Борисовны Явчуновской.

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток становится заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

СемьяОтец — Евсей Менасеевич Черток (1870—1943), служащий, работал счетоводом. Мать — Софья Борисовна Явчуновская (1880—1942), работала фельдшером-акушеркой.

Супруга — Екатерина Семёновна Голубкина (1910—2004).

Сыновья — Валентин Борисович Черток (1939-2011), инженер, фотокорреспондент; Михаил Борисович Черток (род. 1945) — инженер, руководитель группы в РКК «Энергия» им. С. П. Королёва.

Внук — Борис Валентинович Черток (род. 1972).

Правнуки — Михаил Борисович (род. 1998), Александра Борисовна (род. 2000), Дарья Борисовна (род. 2003), Даниил Борисович (род. 2008).

Награды, премии и званияВыдающиеся заслуги Б. Е. Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1961 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда, в 1968 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году — действительным членом Российской академии наук, в 1990 году — действительным членом Международной академии астронавтики. Он — почётный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.

Б. Е. Черток — кавалер многих орденов и медалей СССР и России:

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)
два ордена Ленина (1956, 1961)
Орден Октябрьской Революции (1971)
Орден Трудового Красного Знамени (1975)
Орден Красной Звезды (1945)
Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
Золотая медаль имени Б. Н. Петрова РАН (1992)
Золотая медаль имени С. П. Королёва РАН (2008)
Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010).

Б. Е. Черток — автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.

Черток Борис Евсеевич

Российский ученый-конструктор. Один из ближайших соратников Сергея Королева.
Академик Российской Академии Наук. Герой Социалистического Труда.

Борис Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь, Польша. Мальчик вырос в семье служащих. Отец являлся счетоводом, мать работала фельдшером-акушеркой. В 1914 году Польша оказалась зоной военных действий. Родители с потоком русскоязычных беженцев выехали во внутренние районы России и поселились в Москве.

В 1929 году парень окончил школу и сразу же поступил на работу электромонтером на Краснопресненский силикатный завод. В конце 1930 года перешел на завод имени Горбунова, который в то время являлся крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь Борис Евсеевич прошел путь от электромонтера по промышленному оборудованию до начальника конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

Через четыре года Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в научно исследовательском институте военно воздушных сил. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич выдвинут на инженерную должность в Опытное Конструкторское Бюро, созданном под руководством конструктора Виктора Болховитинова.

В 1937 году ученый назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва — США.

До 1940 года учился в Московском энергетическом институте, который окончил с отличием. Во время Великой Отечественной войны разрабатывает автоматику управления вооружением самолетов, систему управления и зажигания жидкостных ракетных двигателей.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Борис Евсеевич командирован в Германию. В звании майора 2 мая 1945 года расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим моментом в своей жизни. В Германии до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Совместно с Алексеем Исаевым организовал в советской зоне советско — германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия.

На базе института создан новый институт «Нордхаузен», где главным инженером являлся Сергей Павлович Королев, с которым Борис Евсеевич с этого времени работал в тесном сотрудничестве. Вся научно — инженерная деятельность Чертока с этого времени связана с разработкой и созданием систем для управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

В 1958 году Борису Евсеевичу присуждена ученая степень доктора технических наук. Через пять лет назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала №1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года стал заместителем главного конструктора, руководителем комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения.

Позднее Черток становится заместителем генерального конструктора Научно — производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности оставался до 1992 года, а затем до конца своих дней являлся главным научным консультантом генерального конструктора ракетно космического комплекса «Энергия» имени С.П. Королева.

Секретный сотрудник засекреченной отрасли вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Ученый написал книгу «Ракеты и люди»: четырехтомную энциклопедию о всех тайнах советской космонавтики, о том, как и кем она создавалась. Американское космическое агентство NASA переиздало четырехтомник на английском, и теперь «Ракеты и люди» является настольной книгой специалистов американских специалистов.

Черток в свободное время перечитывал русскую и зарубежную классику: Толстого, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Ильфа и Петрова, Хемингуэя. Любил хорошую научную фантастику, книги о происхождении и строении Вселенной, мемуары и жизнеописания выдающихся ученых.

Великий ученый Борис Евсеевич Черток скончался 14 декабря 2011 года от пневмонии. Похоронен конструктор на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и Звания Бориса Чертока

Награды и Звания Бориса Чертока

В 1961 году удостоен звания Героя Социалистического труда.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996)

Два ордена Ленина (1956, 1961)

Орден Октябрьской Революции (1971)

Орден Трудового Красного Знамени (1975)

Орден Красной Звезды (1945)

Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) — за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность.

Ленинская премия (1957) — за участие в создании первых искусственных спутников Земли

Государственная премия СССР (1976) — за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»

Премия имени Б. Н. Петрова РАН (1993) — за цикл работ по комплексам автоматического управления ракетно-космическими системами

Золотая медаль имени С.П. Королева РАН (2007) — за цикл научных и конструкторских работ и публикаций

Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2010)

Премия Правительства Российской Федерации имени Ю. А. Гагарина в области космической деятельности (2011) — за развитие ракетно-космической промышленности, организацию космической деятельности и использования ее результатов в интересах науки, обеспечения социально-экономического развития и обороноспособности страны

Почетный гражданин города Королев (Московская область)

В честь Б. Е. Чертока названа малая планета (6358) Черток, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Н. С. Черных 13 января 1977 года

закрыть

Труды Бориса Чертока

Труды Бориса Чертока

Борис Черток — автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены.

Некоторые из открытых работ

Ракеты и люди

В 1994-1999 годах Борис Черток при содействии супруги Екатерины Голубкиной подготовил уникальную историческую серию книг «Ракеты и люди» из четырех монографий.

закрыть

Семья Бориса Чертока

Семья Бориса Чертока

Супруга — Екатерина Семеновна Голубкина (1910-2004), племянница А.С. Голубкиной.

Сыновья:

закрыть 14.12.2011