Скорость речной ракеты

masterok

Недавно был в Казани и несколько раз проходил мимо речного техникума, во дворе которого стояла полноценная «Ракета». Подумалось тогда еще, вот же были времена …
А тут читаю, что судостроительный завод «Вымпел» (Рыбинск, Ярославская область) планирует в 2017 году спустить на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160.
Т.е можно сказать, что Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа «Комета». Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.
Речь о новых «Кометах» шла на встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству на Крите. У главы российского Минтранса спросили, возобновились ли продажи «Комет» Греции, которая закупала их еще тридцать лет назад. На это Соколов ответил: «Продажи еще нет, а вот производство «Комет» возобновилось».
Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил министр транспорта Максим Соколов.
Фото 2.

«Мы ее даже назвали красивым именем «Чайка», потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был «Чайка». Поэтому эта «Комета» получила название «Чайка». Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, еще открыт», — рассказал Соколов. Что касается закупок «Комет» Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.

«Мы будем рады. И хотя судостроение — это компетенция министерства промышленности, я, как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии, готов поддержать любые предложения со стороны Греции», — заявил глава Минтранса.
Фото 3.

Как стало известно РИА Новости, АО «Судоремонтный завод «Вымпел» в Рыбинске сотрудничает с греческой компанией «Аргонавтики плоес» по вопросу строительства и передачи «Комета 120М». Сейчас с потенциальным греческим заказчиком ведутся переговоры по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия договора на строительство четырех таких судов. Стоимость каждого судна превышает шесть миллионов евро.
Фото 4.

К новым «Кометам» проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России. В конце апреля рыбинский завод «Вымпел» посетил президент Владимир Путин. Во время встречи гендиректор предприятия, в частности, рассказал главе государства о проекте по запуску между Ялтой и Сочи корабля на подводных крыльях.
Путин заметил, что это предложение не единственное, еще несколько судостроительных компаний в разных регионах предлагают подобные проекты.
«У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится», — сказал президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.
Фото 5.

При этом Путин добавил, что маршрут Сочи — Ялта сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным, заключил президент.
Анапа готова принять «Кометы»
На днях генеральный директор «Росморпорта» Андрей Тарасенко заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов «Комет» по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.
«Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании «Черноморские скоростные линии», что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования», — сказал Тарасенко.
Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.
Фото 6.

Производство «Комет» на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях.
Тогда Максим Соколов, выступая на церемонии закладки первой из обновленных «Комет», отметил, что суда будут строиться по совершенно новым технологиям. По его словам, реализация подобных разработок даст новые возможности по перевозке пассажиров не только по крупнейшим рекам России, но и в черноморском бассейне и в бассейне Балтийского моря.
Фото 7.

Скоростное судно на подводных крыльях «Комета 120М» предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 пассажиров: 22 — в салоне бизнес-класса, 98 — в салоне эконом-класса.
Фото 8.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160 — справка
Район эксплуатации — моря с морским тропическим климатом. Удаление от порта – убежища в открытых морях до 50 миль.
Класс РС: КМ Hydrofoil craft Passenger – A
Длина габаритная, м — 35,2
Ширина габаритная, м — 10,3
Водоизмещение, т — 73,0
Осадка габаритная на плаву, м — 3,5
Скорость, узлов — 35
Экипаж, человек — 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт — 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час — 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль — 200
Автономность плавания, часов — 8
Фото 9.
Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» — это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Сообщается, что данный проект морского судна был спроектирован на базе СПК, которые создавались в СССР по проектам «Комета», «Колхида» и «Катран». Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки. В конструкции корабля будут использованы современные вибропоглощающие материалы, что также должно положительным образом сказаться на комфорте пассажиров.
Фото 10.
Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров — 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.
Фото 11.
Также Сергей Итальянцев, занимающий пост руководитель дирекции программы «Суда река-море» в департаменте гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации, рассказал журналистам, что в ОСК рассматривают вариант достройки, расположенных на Хабаровском судостроительном заводе двух корпусов морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Олимпия». В перспективе эти достроенные суда можно было бы использовать для обеспечения перевозок пассажиров на Керченской переправе в Крыму. Также в случае достройки данные суда можно было бы использовать и на Дальнем Востоке. Именно на Черном море и на Дальнем Востоке сегодня имеются большие проблемы с обслуживанием пассажиропотока.

Корабли проекта «Олимпия» в состоянии принять на борт до 232 пассажиров. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров по морям с тропическим и умеренным климатом с удалением от «портов-убежищ» до 50 миль. Всего было построено два таких судна, оба были проданы на экспорт. Степень готовности двух недостроенных судов составляет примерно 80%. В случае принятия решения и заключения договора на их достройку корабли могут быть достроены в течение 6-8 месяцев, отмечается на сайте ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
источники

http://www.vympel-rybinsk.ru (предприятие-изготовитель)
http://www.ckbspk.ru (предприятие-проектировщик)

Пассажирский речной теплоход на подводных крыльях «Ракета»


«Ракета» — пассажирский одновинтовой теплоход на подводных крыльях проекта 340, предназначенный для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток на речных пригородных и местных линиях. Суда типа «Ракета» рассчитаны для эксплуатации на пресноводных реках и водохранилищах класса «О» речного регистра.
Строительство судов типа «Ракета» началось в 1957 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком (Нижний Новгород), а затем, с 1959 по 1970 годы, проходило на судостроительном заводе «Море» в Феодосии.
Всего по первоначальному проекту и последующим модификациям (340Э, 340МЭ, 340П) было построено более 200 единиц судов, которые поступали практически во все речные пароходства как РСФСР (на Волгу, Оку, Дон, Каму, Белую, Неву, Северную Двину, Печору, Иртыш, Обь, Енисей, Лену, Ангару, Амур), так и стран СССР (в Белоруссию, Украину, Молдавию, Казахстан, Литву, Латвию и Эстонию). Также строились «Ракеты» и для экспорта в страны социалистического блока — Румынию, Болгарию, Чехословакию и Югославию (река Дунай).
Две «Ракеты» были поставлены в Великобританию для работы на Темзе, а одна поступила сначала в Канаду, для участия в выставке «Экспо-67», а затем была продана для работы в США.
Характеристики головного суда серии: длина — 26,96 метра, ширина — 5 метров, надводный габарит — 4,46 метра, высота борта — 0,22 метра, осадка в водоизмещающем режиме — 1,2 метра, при ходе на крыльях — 0,5 метра. Водоизмещение полное с грузом — 23 тонны, водоизмещение порожнем — 17,4 тонны. Скорость судна эксплуатационная — 60 км/час. Пассажировместимость — 50 человек в первоначальном варианте и до 64 в последующих модификациях. Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — от 350 до 500 км. Марка главных двигателей — М50, М400, М401.
Также по теме:
— По Москве нанесли «ракетный» удар: зачем в столице уничтожают скоростной флот
— Эпоха скоростного пассажирского флота в Москве закончилась
— Оставшимся без работы московским «Ракетам» нашли новое место
— Почему на юго-востоке Москвы затонули теплоходы «Ракета-185» и «Ракета-191»
— Под Нижним Новгородом сгорели два СПК — «Ракета-69» и «Восход-06»
Теги: СПК Ракета

Теплоход на подводных крылья «Ракета» стал символом совесткой эпохи в фотографиях, открытках, документальных фильмах и т.д. Не стала исключением и фотолетопись Москвы советкого периода. На очень многих фотографиях есть обязательная «Ракета» в очередном изгибе Москвы-реки или спрямлении канала имени Москвы. Определенно, крылатое творение Ростислава Алексеева было техническим прорывом своего времени, и спущенный на воду в 1957 году первый теплоход стал родоначальником очень немаленькой серии. В этом посте будем вспоминать «Ракеты» с Московской пропиской по фотографиям разных авторов.
Автор фото: yakhindmitriy.
По моим скромным подсчетам в Москве в разные времена работало 20 теплоходов «Ракета». Но это было давно, сегодня их осталось многим меньше, а реально в работе только три теплохода. Итак, в Москве работали вот эти телоходы:
Ракета-2;
Ракета-18;
Ракета-64;
Ракета-78
Ракета-102;
Ракета-109;
Ракета-170;
Ракета-172;
Ракета-182;
Ракета-185;
Ракета-190;
Ракета-191;
Ракета-194;
Ракета-197;
Ракета-211;
Ракета-230;
Ракета-235;
Ракета-244;
Ракета-246;
Ракета-253.
Теперь о каждом из них немного подробнее.
Теплоход «Ракета-2» был построен в 1957 году на заводе «Красное Сормово» в г.Горьком. Свой первый пассажирский рейс «Ракета-2» совершила по маршруту «Северный речной вокзал — Хвойный бор». Это было первое быстроходное судно на подводных крыльях, работавшее на канале имени Москвы. «Ракета-2» работала в составе Московского речного пароходтсва и выполняла рейсы не только из Москвы. Несколько навигаций она отработала на Оке на пассажирских линиях из Рязани. В начале 80-х годов «Ракета-2» была передана на Волгу в Рыбинск. В конце 80-х годов «Ракету-2» списали. Ее планировалось установить на постамент в качестве памятника, но пока суть да дело «Ракету-2» изрядно попортили — побили стекла, а под финал она еще и загорелась. Вместо «Ракеты-2» на постамент водрузили «Ракету-32», а «2-ю» тихо распилили на металл. Несколько фотографий «Ракеты-2»:
Теплоход «Ракета-2»
(Фото из архива журнала «Life»)
Теплоход «Ракета-2» на канале им.Москвы.
(Фото из архива ОАО «Московский туристический флот». Коллекция Г.А.Павлова)
Теплоход «Ракета-18» был построен в 1960 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Ничего особо примечательного в истории второй московской «Ракеты» вроде бы не было. Теплоход отработал 23 навигации, после чего в 1983 году был списан. К этому времени в Москве было уже много более новых теплоходов. После списания была разрезана на металл.
Теплоход «Ракета-18» на канале им.Москвы.
(Фото представлено пользователем Андрюха)
Теплоход «Ракета-18» на канале им.Москвы.
(Архив ОАО «Московский туристический флот», коллекция Г.А.Павлова)
Теплоход «Ракета-18», Северный речной вокзал.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)
Теплоход «Ракета-64» был построен в 1962 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Этот теплоход поработал в Москве эпизодически — может быть одну, может быть несколько навигаций. Он был в составе Московского речного пароходства, но почти всю свою биографию отработал из Рыбинска.Возможно его приход в Москву был приурочен к чему-то, вероятнее всего, теплоход просто сначала работал здесь, а потом был передан в Рыбинск. Факт присутствия «64-й» в Столице имеет несколько фотоподтверждений, как и последующая ее эксплуатация в Рыбинске. С начала 90-х годов «Ракета-64» не эксплуатировалась, а в 1996 году она была списана и распилена на металл в Рыбинске. Фотографии столичной бытности «Ракеты-64»:
Теплоход «Ракета-64» на Химкинском водохранилище.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-64» на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-64» на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-78» был построен в 1962 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «78-я» также успела отметиться не только в Москве, но и в Горьком, поработав сначала в Московском, а потом в Волжском пароходстве. После 1973 года она уже точно бегала от Горького по Оке до Дзержинска и Касимова, вероятно до этого она как раз и трудилась в Москве. Теплоход был списан после 1984 года, благо флот тогда постоянно обновлялся. Нас же интересуют фотографии московского периода работы «Ракеты-78»:
Теплоход «Ракета-78» на канале им.Москвы.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)
Теплоход «Ракета-78» на канале им.Москвы.
(Фото с сайта tsushima.su, пользователь — впередсмотрящий)
Теплоход «Ракета-78» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, А.Сергей И.)
Теплоход «Ракета-102» был построен в 1964 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Теплоход работал в составе Московского пароходства и базировался на базе флота в Хлебниково. Изначально «102-я» была обычным рейсовым вариантом «Ракеты» и работала на пассажирских маршрутах в Москве. В начале 2000-х годов она была переделана в банкетный вариант с пассажировместимостью 35 человек (при изначальной вместимости в 64 пассажира). В России все приключения традиционно начинаются по-пьяни, также получилось и с «Ракетой-102». 31 августа 2007 года вечером пьяный моторист вывел теплоход из Хлебниково и повел его в сторону Москвы.Набрав скорость, он не справился с управлением, и на 57 километре канала имени Москвы (в районе г.Долгопрудный) «Ракета-102» на полном ходу вылетела на откос канала. Теплоход получил повреждения крыльевой системы и вала гребного винта. В тот же день пострадавшую «Ракету» удалось снять с мели и отбуксировать на базу. Навигацию 2008 года теплоход отработал, но вот уже три года она стоит на стапеле без работы, постепенно отдавая свои запчасти еще работающим «Ракетам». Будущее «Ракеты-102» весьма туманно.
Теплоход «Ракета-102» на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь — И.Панфилова)
Теплоход «Ракета-102» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, masha2411)
Теплоход «Ракета-102» на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь — TOXA)
Теплоход «Ракета-102» на слипе в Нагатино.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход «Ракета-109» был построен в 1965 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Теплоход был распределен в Московское пароходство и до 1983 года точно эксплуатировался в Москве. «Ракета-109» в 70-е годы была частой гостьей на рейсах в центре Москвы. После 1983 года теплоход был передан в Рыбинск на замену «Ракете-2». В начале 90-х годов теплоход был выведен из эксплуатации. В 1998-1999 годах распилен на металл. Фотографии «Ракеты-109» в Москве:
Теплоход «Ракета-109» на Москве-реке. 1977 год.
(Фото: Владимир Розовский)
Теплоход «Ракета-109» на Химкинском водохранлищие.
(автор неизвестен)
Теплоход «Ракета-109» на Москве-реке*.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь — Андрюха)
* По ряду признаков Форумчане опознали в теплоходе именно «Ракету-109»
Теплоход «Ракета-170» был построен в 1968 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «170-я» работала в Московском пароходстве на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Этот теплоход визуально отличали от других синие «усы» на скулах. «Ракета-170» отметилась в 1978 году в транспортном проившествии, когда столкнулась на канале имени Москвы с «Ракетой-190». Но, в те годы теплоходы не принято было незамедлительно разделывать на металл и обе «Ракеты» были восстановлены и продолжили свою работу. Последняя навигация у «170-й» была в 1994 году, после чего теплоход был списан и продан. «Ракета-170» была установлена на постамент в качестве берегового кафе в пансионате «Солнечный городок» в Подмосковье.
Теплоход «Ракета-170» на канале им.Москвы.
( Эдуард)
Теплоход «Ракета-170» на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)
Повреждения теплохода «Ракета-170» после аварии 26.07.1978 года.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь — Андрюха)
Теплоход «Ракета-170» в пансионате «Солнечный Городок».
( Мария Романова)
Теплоход «Ракета-170» в пансионате «Солнечный Городок».
( Мария Романова)
Теплоход «Ракета-172» был построен в 1968 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Теплоход поступил в Московское пароходство. Как и у своей ровесницы «Ракеты-170», у «Ракеты-172» усилиями ее экипажа тоже появился опознавательный знак — большая звезда на носу. «172-я» также работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Работала вполне себе благополучно и ничем особенным среди своих сестер не выделялась. В 1991 году осенью, когда капитан перегонял «Ракету» в затон, произошло столкновение теплохода с баржей. У «Ракеты-172» были сильные повреждения крыльевого устройства, однако капитану удалось довести свой теплоход до затона, где позднее «172-ю» подняли на слип. После серьезных повреждений восстанавливать «Ракету» не стали. Она два года простояла на слипе, после чего в 1994 году была распилена на металл.
Теплоход «Ракета-172» на канале им.Москвы.
( Андрюха)
Теплоход «Ракета-172» на Химкинском водохранилище.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-172» на Химкинском водохранилище.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-172» (ближняя) на слипе в Хлебниково.
(Автор фото: Рогожин Андрей)
Теплоход «Ракета-182» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. «182-я» работала на пригородных рейсах из Москвы. После навигации 1992 года «Ракета-182» была выведена из эксплуатации, а уже в 1993 году была распилена на металл.
Теплоход «Ракета-182» (ближняя) и «Ракета-235» у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-182» (ближняя) и «Ракета-235» у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф «Гонки по вертикали»)
Теплоход «Ракета-182» на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)
Теплоход «Ракета-182».
(Скан с буклета)
Теплоход «Ракета-185» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «185-я» также поступила в Московское пароходство. «Ракета-185» в основном работала на маршрутах в центре Москвы. В начале 2000-х, когда «Ракет» уже было мало, а маршруты в центре стали грузиться хуже, «185-ю» перевели на рейсы от Северного речного вокзала. Она отработала навигацию 2006 года и осталась на слипе в затоне в Нагатино. Тогда казалось, что одна из самых старых линейных ракет Москвы уже не будет спущена на воду. Но, в 2009 году, пройдя ремонт, «Ракета-185» вернулась к работе. И сегодня теплоход находится в эксплуатации.
Теплоход «Ракета-185» на Москве-реке.
(Скан с открытки, Андрюха)
Теплоход «Ракета-185» на Москве-реке, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Сергей Мамонов)
Теплоход «Ракета-185» у причала «Аксаково».
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход «Ракета-185» на канале им.Москвы.
(Автор фото: Михаил Виноградов)
Теплоход «Ракета-185» на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-190» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Вероятнее всего «190-я» очень не любила фотографироваться, ее фотографий я не нашел никаких вообще. Но я очень хорошо помню этот теплоход. «Ракета-190» вместе со своей сестрой «Ракетой-170» в далеком 1978 году «отметились» в транспортном происшествии. Увы, но это единственное документальное напоминанеи о теплоходе, которым я располагаю. «Ракета-190» проработала до навигации 1994 года, а в 1995 году была списана и распилена на металл.
Описание транспортного происшествия 26.07.1978 года:
Теплоход «Ракета-191» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «191-я» работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Она благополучно пережила 90-е годы, когда половина ее сестер перестала существовать. Ее карьера завершилась в 25 августа 2002 года, когда на Химкинском водохранилище «Ракета-191» столкнулась с теплоходом «Акакдемик Якутин». «Ракета» получила серьезные повреждения корпуса и навсегда осталась стоять на слипе в Нагатино. Вместо нее номер «191» получила «Ракета-244», которая к тому моменту уже несколько лет стояла на холодном отстое. Настоящая же «Ракета-191» стала донором запчастей. После аварии в 2010 году «Ракеты-246» у «191-й» была демонтирована носовая часть и установлена на «Ракету-246». Подробнее об аварии «Ракеты-191» я уже писал ранее. Вот фотографии настоящей «Ракеты-191».
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы.
( Рогожин Андрей)
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы.
( Nik Stepanov)
Теплоход «Ракета-191» в шлюзе №7 канала им.Москвы, 1998 год.
( Павел Громов)
Теплоход «Ракета-191» на канале им.Москвы.
( yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-191» на слипе в затоне в Нагатино.
( Станислав Круглов)
Теплоход «Ракета-194» был построен в 1969 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «194-я» работала на пригородных рейсах из Москвы. В своей биографии «Ракете-194» удалось поучаствовать в съемках фильма «Приключения Травки». Собственно благодаря этому и можно найти кадры с этим теплоходом. К 1995 году «Ракета-194» была выведена из эксплуатации и распилена на металл. Вот те немногие фотографии «194-й», которые есть:
Теплоход «Ракета-194» на канале им.Москвы, 1976 год.
( Владимир Розовский)
Теплоход «Ракета-194».
(к/ф «Приключения Травки»)
Теплоход «Ракета-194» (ближняя).
(к/ф «Приключения Травки»)
Теплоход «Ракета-197» был построен в 1965 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. У «197-й» более интересная биография и география. Построенная в 1965 году эта «Ракета» была отправлена Германию, где работала на междугородних линиях. В начале 70-х годов»Ракета» была возвращена в СССР и получила свой номер. После этого «197-я» была передана в Московское пароходство и начала свою работу в Столице. «Ракета-197» работала на линиях в центре Москвы и только потом перебралася на Северный речной вокзал. Перебралась ненадолго — отработав навигацию 2005 года, «Ракета-197» была поставлена на слип в Нагатино и больше никогда не спускалась на воду. Теплоход находится на холодном отстое, его переспективы не понятны, хотя есть мнение, что «Ракета-197» полностью комплектна и может легко быть введена в эксплуатацию.
Теплоход «Ракета-197» на Москве-реке.
(Скан с открытки)
Теплоход «Ракета-197» на канале им.Москвы, 2005 год.
( Андрюха)
Теплоход «Ракета-197» у пристани «Водники».
( Станислав Круглов)
Теплоход «Ракета-197» (ближняя) и «Ракета-235» на слипе в Нагатино.
( ТОХА)
Теплоход «Ракета-211» был построен в 1972 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. «Ракета-211» работала на пригородных рейсах из Москвы. Ничего особо примечательного в ее биографии не было. Точно не известно какая навигация была у «211-й» последней. Потом несколько лет она стояла на слипе и в 2003 году была распилена на металл.
Теплоход «Ракета-211» на канале им.Москвы у Хлебниковского завода, 1986 год.
( Валерий Березин)
Теплоход «Ракета-230» был построен в 1972 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. «230-я» тоже не отличалась любовью к фотографированию и мне удалось найти только один кадр с ее зимовки. «Ракета-230» была списана в 1991 году, а в 1995 году распилена на металл.
Теплоход «Ракета-230» на слипе в Хлебниково.
( Рогожин Андрей)
Теплоход «Ракета-235» был построен в 1972 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. В Москве «235-я» работала на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Ей провезло проработать в 90-е годы. Ее судьба решилась в 2004 году, когда «Ракета-235» была выведена из эксплуатации. С тех пор вот уже девять лет она стоит на слипе, постепенно отдавая свои запчасти своим более счастливым коллегам. Удастся ли «235-й» снова выйти в рейс? Вряд ли.
Теплоход «Ракета-235» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-235» на канале им.Москвы у Хлебниковского завода.
(Фото с Форума речных путешественников, Речник77)
Теплоход «Ракета-235» на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-235» у Северного речного вокзала.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход «Ракета-235» на слипе в Нагатино.
( ТОХА)
Теплоход «Ракета-244» был построен в 1973 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. Поступила в Московское пароходство, работала на пригородных линиях. Работала также как все, ничем не выделяясь. Также как почти все в середени-конце 90-х осталась без работы и была поставлена на холодный отстой. Несчастье одной из «Ракет» обернулось большой удачей для другой. В конце августа 2002 года «Ракета-191» была повреждена после столкновения, эксплуатация теплохода стала невозможной. Взамен «191-й» нужно было выводить другой теплоход. Тут и наступил звезный час для «244-й» — состояние ее было вполне сносное. Единственный нюанс: за много лет саму «Ракету-244» сохранить худо-бедно удалось, а вот документы на нее пропали все как есть. Было принято судьбоносное решение и «Ракета-244» стала «Ракетой-191». На нее навесили «новые номера», а для пущей убедительности даже перебили номера. И «244-я» в новом обичье стала второй «Ракетой-191».
Теплоход «Ракета-244» на Химкинском водохранилище (спряталась за спинами отдыхающих).
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)
Теплоход «Ракета-244» и ее капитан А.В.Козлов.
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)
Теплоход «Ракета-244» на слипе в Нагатино.
( Станислав Круглов)
Теплоход «Ракета-244/191» на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-244/191» на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-244/191» на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-246» был построен в 1973 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «246-я» благополучно пережила 90-е, потом «нулевые» из года в год стабильно выходя в навигацию. Она успела многократно перекраситься, поработать на самых разных рейсах, но продолжала работать. В 2010-м году «Ракета-246» поучаствовала в небольшом происшествии — теплоход врезался в причал и повредил носовую часть. Чтобы восстановить «246-ю», на нее была установлена носовая часть с «Ракеты-191». Невеселые новости приши в этом году — на навигацию 2013 года «Ракета-246» выведена из эксплуатации. Пока разговоры идут, что только на этот год. Будем надеяться, что так оно и будет. Для большинства «крылатых» фраза о выводе из эксплуатации не сулит ничего хорошего.
Теплоход «Ракета-246» на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход «Ракета-246» на канале им.Москвы, 2006.
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход «Ракета-246» на Москве-реке, 2007.
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход «Ракета-246» на Москве-реке, 2008.
(Фото с www.fleetphoto.ru, А.Ф.)
Теплоход «Ракета-246» на Клязьминском водохранлище, 2011 год.
(Автор фото: Ponch)
Теплоход «Ракета-253» был построен в 1974 году на судостроительном заводе «Море» в г.Феодосия. «253-я» была самой новой «крылатой москвичкой». Пароходство было укомплектовано скоростными судами и после этой «Ракеты» в Москву уже не поступали. «Самая молодая столичная «Ракета» и просуществовала не очень долго. В 1997 году теплоход получил серьезные повреждения при столкновении с причалом «Солнечная поляна» (была оторвана стойка крыла). В том же 1997 году «Ракета-253» была распилена на металл. Надо сказать, что и эта «Ракета» не очень любила фотографироваться. В сети нашел только вот такое фото.
«Ракета-253» у пристани «Водники».
(Автор неизвестен)
==================
PS. В годы беззаботного детства меня часто отправляли летом к бабушке с дедом. Жили они на улице Свободы с зубодробительным видом с балкона на Северный речной вокзал. И вот целыми днями летом я просиживал на балконе с подзорной трубой, наверное оттуда появилась моя увлеченность флотом. Теплоходов тогда было больше, но особенно интересно было наблюдать за стаей «Ракет». Они тогда ходили как автобусы, каждые 10 минут еще один теплоход отправлялся в рейс, а на причалах всегда ждал народ. А каждые выходные мы на пароме от «Захарково» ездили на Речной вокзал, там грузились обязательно на рейс до «Речки Черной», потому что он был самым дальним и самым долгим, и ехали на «Ракете» туда-обратно. И это был кайф, скажу я Вам. Мне тогда, конечно, было не до фотографирования, а зря. Теперь и «Ракет» осталось только три (считай две) и их фотографий не сыскать. Уходит в прошлое крылатый символ эпохи некогда мощного судостроения, и было бы очень здорово сохранить то немногое, что осталось несмотря на сложности и экономическую обоснованность. Очень хотелось бы еще показать сыну эти самые-самые красивые корабли.
PS#2. Если у кого-нибудь из читателей есть фотографии ракет из этого списка, кроме ныне здравствующих, очень прошу поделиться. Эти снимки скорее всего уникальны.

Ракета (теплоход)

Ракета

«Ракета-234» на Волге у затона Памяти Парижской Коммуны

Флаг

СССР

Класс и тип судна

Судно на подводных крыльях

Изготовитель

Красное Сормово; «Море»

Введен в эксплуатацию

1957 год

Основные характеристики

Водоизмещение

18 т (порожнее)
25,3 т (полное)

Длина

27 м

Ширина

5 м

Высота

4,5 м

Осадка

1,8 м (при стоянке)
1,1 м (при ходе на крыльях)

Двигатели

М401

Мощность

1000—900 л.с. (в зависимости от модификации)

Движитель

один гребной винт

Скорость хода

70 км/ч (максимальная)
60-65 км/ч (эксплуатационная)

Автономность плавания

600 км

Пассажировместимость

64—66 человек (в зависимости от модификации)

У этого термина существуют и другие значения, см. Ракета (значения).

«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ).

История

Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1977 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

С 2007 года в Московском регионе началась эксплуатация «Ракет» на прогулочных маршрутах.

В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реках Оби и Лене.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.

Распространение

  • Белоруссия
  • Великобритания — скоростные линии по реке Темзе, до 1985 года.
  • Венгрия — скоростные линии по озеру Балатон, до 1984 года.
  • Германия
  • Канада
  • Китай
  • Литва — линия от Каунаса до Клайпеды, Ниды, Юодкранте
  • Польша
  • Россия
  • Румыния — скоростные линии в дельте Дуная, между городами Тулча и Сулина, Тулча и Св. Георгий.
  • Сербия
  • Украина
  • Финляндия, 1962—1983 гг., 2005-н.в.

Списки судов типа «Ракета» на сайтах о водном транспорте

  • Фотогалерея морских и речных судов, база данных — Водный транспорт
  • Riverfleet.ru — информационно-справочный сайт речного флота
  • SPKFLOT-СПКФЛОТ

Интересные факты

  • На одном из ходовых испытаний СПК «Ракета», проводимых Р. Е. Алексеевым, присутствовал, в качестве гостя, конструктор космической техники С. П. Королёв.
  • Несколько раз ходовые испытания СПК «Ракета» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

Галерея

  • Списанная «Ракета» в Вилково (Украина)

  • «Ракета-246» на Москве-реке, 2007 год.

  • «Ракета-246» на Москве-реке, 2008 год

См. также

  • Восход
  • Комета
  • Метеор
  • Алексеев, Ростислав Евгеньевич

Примечания

  1. Звёзный путь «Деловая Панорама», № 42 (206), 10.11 2002

Ссылки

Ракета (теплоход) на Викискладе

  • ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» — Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева
  • «Ракета» на сайте «Российский речной флот»
  • Статья из газеты «Волго-Невский проспект»
  • Суда на подводных крыльях на сайте «Российские речные суда»
  • Судостроение — Суда на подводных крыльях
  • «Популярная механика» — «Окрылённые»
  • «ЗАО „Нямуно линия“»
  • «Популярная механика» — «Летящие над водой»
  • ФПГ «Скоростной флот» — Суда на подводных крыльях
  • «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник». Пассажирские судна на подводных крыльях. От космических названий к космическим скоростям. «Красный Сормович» № 35, сентябрь 2007 года
  • Design-Review — О. П. Фролов «Из истории судов на подводных крыльях»

Речные скоростные суда («речные автобусы»)

Глиссирующие

А45-1 | А45-4 | А151-1 | «Заря» | «Лена»

На воздушной подушке

«Баргузин» | «Зарница» | «Линда» | «Луч» | «Орион»

На подводных крыльях

«Беларусь» | «Буревестник» | «Восход» | «Метеор» | «Полесье» | «Ракета» | «Спутник»

Пассажирские речные суда СССР и России послевоенного периода

Суда на подводных крыльях
Гражданские суда по назначению

Морские газотурбоходы Вихрь • Тайфун • Циклон • Колхида • Комета
Речные суда Джетфойл • Беларусь • Буревестник • Восход • Метеор • Полесье • Ракета • Спутник
Яхты Hydroptère (англ.) · Франция
Подводные лодки Батиплан

Военные суда по странам

Россия Проект 206-М • Проект 206-МР • Проект 133 • Проект 1240
Другие страны HMCS Bras d’Or (англ.) · Канада • Пегасус (англ.) · США • USS Aquila (англ.) · США • Sparviero class (англ.) · США

Судостроители по странам

Россия Алмаз • Красное Сормово • Волгоградский • Завод им. А. М. Горького • Хабаровский
Другие страны Море · Феодосия (Украина) • Судокомпозит · Феодосия (Украина) • Гомельский завод Гомель (Белоруссия) • Потийский завод · Поти (Грузия)

Судно на подводных крыльях «Метеор-193»


«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.
Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.
Фотографии памятника датированы августом 2011 года.


Вид с носа:

Вид на носовой салон:

Корма:

Носовое крыльевое устройство:

Кормовое крыльевое устройство:

Ходовая рубка:
История создания
Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.
Ростислав Алексеев:
Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование… Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):
Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.
Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»):
Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):
Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:
С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.
«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):
«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).
Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:
Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.
Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):
«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:
Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:
Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):
С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.
Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:
Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:
«Chang Xiang 1», Китай:
«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:
В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.
«Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К):
Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова):
Казанский «Метеор-249» (фото Meteor216):
«Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына):
«Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова):
«Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls):
Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.
Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:
А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».
Конструкция и технические характеристики
«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.
У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.
Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):
Средний салон (фото Владимира Буракшаева):
Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.
Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):
Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.
Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):
В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.
Машинное отделение (фото Алексея Петрова):
Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.
В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.
***
P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.