Сколько авианосцев было в СССР

Содержание

Гордость, ставшая позором. Как сложилась судьба советских авианосцев?

Первые планы постройки собственного авианосца в СССР появились ещё в тридцатых годах, однако они были отложены из-за более насущных оборонных задач.

Одним из активных сторонников появления в составе ВМС СССР авианосцев был адмирал флота Николай Кузнецов, занимавший пост наркома, а затем военно-морского министра. Благодаря ему строительство авианосцев после Великой Отечественной войны было включено в программу обновления вооружений. Но последовавшая затем опала Кузнецова, а также приход к власти Никиты Хрущёва, который выступал за масштабное сокращение обычных вооружений, снова привели к тому, что планы не были реализованы.

Первым отечественным классом кораблей, который с некоторой натяжкой можно назвать предтечей авианосцев, можно считать проект 1123 «Кондор».

Фактически речь шла о противолодочных крейсерах, предназначенных для поиска и уничтожения стратегических атомных подводных лодок противника в отдалённых районах Мирового океана в составе группы кораблей.

Авиационную группу кораблей составляли противолодочные вертолёты модификаций Ка-25ПЛ и Ка-25ПС. На борту одного крейсера-вертолётоносца могло находиться до 14 единиц авиации.

Инициатором создания кораблей проекта 1123 стал адмирал Сергей Георгиевич Горшков, главнокомандующий ВМФ. Этот человек, возглавлявший флот на протяжении трёх десятков лет, явился создателем ракетно-ядерного флота СССР, а также советских авианосцев.

Изначально в рамках проекта 1123 планировалось построить три крейсера, но в реальности было создано только два, которые три десятка лет верой и правдой служили российскому флоту.

Противолодочный крейсер «Москва»: разделан на металл в Индии

Головной корабль проекта 1123 был заложен в 1962 году на Николаевском судостроительном заводе. Корабль получил заводской номер 701. 14 января 1965 года ПКР «Москва» был спущен на воду. В боевой состав флота корабль вошёл в 1967 году.

На счету «Москвы» 11 боевых служб в составе Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В 1972 году впервые в истории отечественного флота на палубу «Москвы» совершил посадку самолёт Як-38 с вертикальным взлётом и посадкой. Этими самолётами впоследствии были оснащены советские авианесущие корабли следующего проекта.

26 мая 1993 года состоялся последний выход ПКР «Москва» на боевое дежурство в акваторию Чёрного моря.

В год трёхсотлетия Российского флота первый отечественный противолодочный крейсер был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока торжественно спущен Военно-морской флаг СССР, так и не заменённый Андреевским.

ПКР «Москва» был продан в Индию на металлолом и в мае 1997 года отправился в своё последнее плавание. Бывшую гордость советского флота утилизировали в бухте индийского городка Аланга.

Противолодочный крейсер «Москва». Фото: РИА Новости/ Михаил Кухтарев

Противолодочный крейсер «Ленинград»: разделан на металл в Индии

Второй корабль проекта 1123 был заложен на судостроительном заводе в Николаеве в январе 1965 года, и принят на вооружение 22 апреля 1969.

«Ленинград» защищал интересы СССР в водах Средиземного моря и Атлантики, участвовал в спасении экипажа подлодки К-19, в разминировании Суэцкого залива, акватории Красного моря и многих других операциях.

В 1990 году планировалось поставить «Ленинград» на капитальный ремонт, однако резкое сокращение военных расходов привело совсем к другому решению.

24 июня 1991 года корабль исключили из состава флота, а в канун Нового года окончательно расформировали экипаж. Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали вглубь Северной бухты: к причалам Троицкой балки.

В ночь на 24 августа 1995 года корабль увели на буксире в Индию, где в бухте города Аланга его разделали на металл.

Противолодочный крейсер «Ленинград». Фото: Commons.wikimedia.org

Новое поколение

На базе проекта 1123 началась разработка нового корабля: хорошо вооружённого противолодочного крейсера, на котором в качестве авиационной группы предполагалось использовать самолёты, а не вертолёты.

Мощное вооружение является отличительной чертой всех без исключения советских авианесущих кораблей. Если во флоте США авианосец выполняет исключительно роль плавучей авиабазы, а его прикрытие осуществляет мощная группа боевых кораблей, то в ВМФ СССР предпочтение отдавали авианесущим крейсерам, способным самостоятельно за себя постоять.

В задачи кораблей проекта 1143 «Кречет» должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Корабли проекта 1143 относили к классу тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКР).

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»: плавучая гостиница в Китае

Головной корабль проекта был заложен в Николаеве летом 1970 года, спущен на воду в декабре 1972, а в боевой состав флота включён в декабре 1975.

Авиационную группу «Киева» и всех других кораблей данного типа составляли палубные штурмовики вертикального взлёта и посадки Як-38 (12 единиц), а также противолодочные вертолёты Ка-25 и Ка-27 (12 единиц). Авиационная группа «Киева», летавшая на Як-38 стал первым боевым подразделением лётчиков палубной авиации в ВМФ СССР.

«Киев» успешно выполнял боевые задачи в Средиземном море и Атлантике вплоть до 1991 года. В 1985 году за успехи в боевой подготовке крейсер был удостоен ордена Красного Знамени.

30 июня 1993 года «Киев» был выведен из состава ВМФ России в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования.

За 1,6 млн долларов авианесущий крейсер был продан «неустановленным лицам», которые перепродали его правительству КНР за 8,2 млн долларов.

17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован в увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года корабль стал частью тематического парка «Бинхай». В 2011 году корабль полностью переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около 15 млн долларов. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев». Фото: www.globallookpress.com

Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск»: развлекательный аттракцион в Китае

Заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1972 года, введён в боевой состав флота в 1978. Боевую службу нёс в составе 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота. В 1986-1988 гг. старшим помощником командира ТАВКР «Минск» служил Владимир Высоцкий, будущий адмирал и главнокомандующий ВМФ России.

С начала 1991 года началась подготовка ТАВКР «Минск» к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который так и не был проведён.

Решение о выводе «Минска» из состава флота было принято в один день с аналогичным решением по «Киеву»: 30 июня 1993 года.

В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Позже корабль был перепродан в Шэньчжэнь китайской компании Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, корабль стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он, по словам владельцев, будет перемещён в новый тематический парк в Наньтуне.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск». Фото: www.globallookpress.com

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее

«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолётов и 18 вертолётов.

В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил распределение на Тихоокеанский флот.

Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на отстой в Постовой бухте близ Советской Гавани Хабаровского края.

30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев: он был исключён из состава ВМФ России.

В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов

Тяжёлый авианесущий крейсер «Баку»: авианосец ВМФ Индии

Последний из кораблей проекта 1143 несколько раз менял имена. Изначально его планировалось назвать «Харьков», но затем ему дали имя «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38.

«Баку» был заложен в декабре 1978 года, причём дообработка его проекта продолжалась в период строительства.

Корабль спустили на волу в 1982 году, но из-за различных изменений и задержек с поставкой оборудования он вошёл в боевой состав флота лишь в 1987. В авиагруппу «Баку» входило 20 самолётов и 16 вертолётов.

«Баку» должен был служить на Северном флоте, но командование решило совместить переход к месту приписки с боевой службой в Средиземноморье. Летом 1988 года крейсер осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170 бригады противолодочных кораблей 7 оперативной эскадры.

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались.

В 1990 году его переименовали в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

В 1994 году начались переговоры о продаже авианесущего крейсера Индии. Переговоры длились шесть лет, после чего в 2000 году были подписаны основные документы. Но это было только начало. Согласование стоимости корабля, его модернизации, оснащения российскими самолётами длилось почти десятилетие. Ещё дольше продолжалась собственно модернизация.

Лишь 3 июля 2013 года обновлённый корабль вышел на ходовые испытания в Белое море.

16 ноября 2013 года корабль передан ВМС Индии, и в 2014 году прибыл к новому месту службы. Расчётный срок службы авианосца, получившего новое имя («Викрамадитья»), составляет 30 лет.

Авианосец «Викрамадитья». Фото: Commons.wikimedia.org

Последний проект империи

В ходе эксплуатации авианесущих крейсеров проекта 1143 был сделан вывод: самолёты вертикального взлёта и посадки уступают своим «классическим» собратьям. В этой связи решено был строить новые авианосцы для базирования обычных самолётов. Это потребовало значительной модернизации проекта 1143. Было принято решение об отказе от части вооружения в пользу авиационной составляющей. Тем не менее и новые корабли, согласно классификации, являются не авианосцами, а авианесущими крейсерами.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»: в боевом составе ВМФ России

Крейсер считается кораблем проекта 1143.5. Его предшественники, соответственно, в своём коде имели цифры от 1 до 4.

«Адмирал Кузнецов» предназначается для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. Имеет также задачу поддержки десантных операций. Строительство корабля было начато в сентябре 1982 года.

От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлёта и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, чтобы дать возможность лётчикам провести цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов. Первым лётчиком, посадившим самолёт на корабль по классической схеме, стал лётчик-испытатель Виктор Пугачёв.

Авиационная группа корабля составляет около 50 самолётов и вертолётов.

4 октября 1990 года корабль переименован в очередной раз, получив свое нынешнее название.

20 января 1991 года корабль был официально сдан и зачислен в состав Северного флота.

В период распада СССР власти Украины попытались предъявить свои права на авианосец, однако командир корабля Виктор Ярыгин принял решение следовать приказам командования Северного флота и увёл корабль из Севастополя. С 1 по 24 декабря 1991 года авианесущий крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве Мурманской области.

Лётный состав из полка корабельной авиации № 100 под командованием Тимура Апакидзе, оставшийся на берегу, отказался принимать присягу Украине и составил ядро 279 полка корабельной авиации России. Лётный состав, принявший присягу Украине, был уволен в связи с расформированием полка № 100 из-за отсутствия у Украины авианесущих кораблей.

На сегодняшний день «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — единственный действующий авианосец в составе ВМФ России. Это единственный в мире авианесущий корабль, который может находиться в Чёрном море, так как по Конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а обладающий ракетным вооружением «Адмирал Кузнецов», как уже неоднократно говорилось, считается авианесущим крейсером. С ноября 2016 года по 6 января 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Во время этого похода впервые в истории отечественный авианосец принял участие в реальных боевых действиях.

Возвращение «Адмирала Кузнецова» в Россию

© Reuters / Ministry of Defence/Crown Copyright 2017/Handout via REUTERS Во время прохождения Ла-Манша над российскими кораблями осуществляли наблюдательный полет патрульный противолодочный самолет американских ВМС и британские истребители «Тайфун». © Reuters / Ministry of Defence/Crown Copyright 2017/Handout via REUTERS Фэллон заявил, что Британия будет следить за каждым шагом российских кораблей вблизи берегов королевства с целью обеспечения безопасности страны.© РИА Новости / Министерство обороны Великобритании Российский тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».© РИА Новости / Министерство обороны Великобритании Российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». © РИА Новости / Министерство обороны Великобритании Британский корабль St Albans (на первом плане) и самолеты британских ВВС сопровождают российские корабли «Петр Великий» (в центре) и «Адмирал Кузнецов» (на дальнем плане). © РИА Новости / Министерство обороны Великобритании Британский корабль St Albans (на первом плане) сопровождает российский тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». © РИА Новости / Министерство обороны Великобритании Российский тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». © Reuters / Ministry of Defence/Crown Copyright 2017/Handout via REUTERS Британский корабль St Albans (на первом плане) и самолеты британских ВВС сопровождают российские корабли «Петр Великий» (в центре) и «Адмирал Кузнецов» (на дальнем плане).

Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг»: авианосец ВМФ Китая

Заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1985 года, спущен на воду в ноябре 1988. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 25 млн долларов, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Затем корабль был передан бизнесменом властям КНР.

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке.

8 июня 2011 года генерал Чэнь Биндэ, начальник генерального штаба НОАК, впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба в качестве учебной и экспериментальной платформы для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

25 сентября 2011 года авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16.

Авианосец «Ляонин». Фото: www.globallookpress.com

Тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск»: разделан на металл на стадии строительства

Строительство корабля на заводе в Николаеве было начато в ноябре 1988 года. К середине 1991 года его готовность составляла около 18 %. В ноябре 1991 года финансирование проекта прекратилось.

В начале 1992 года и Россия, и Украина объявили, что отказываются от планов достройки корабля. С 5 февраля 1992 года начата разделка корпусных конструкций «Ульяновска».

Послесловие

В 2015 году на Международном военно-морском салоне в Петербурге был представлен проект многоцелевого тяжёлого авианосца «Шторм».

По словам президента Академии геополитических проблем, капитана 1 ранга Константина Сивкова, исходя из приоритетов Вооружённых сил РФ, строительство авианосца начнётся не ранее 2025-2030 гг.

Советские авианосцы, которые строились исключительно в Николаеве, должны были стать грозным оружием, но превратились в музеи, плавучие казино или груды металлолома, — пишет Дмитрий Громов в рубрике Архив в № 36 журнала Корреспондент от 14 сентября 2012 года.
Ранним утром 14 июня 2000 года из бухты Николаева в последний раз вышел советский авианосец — судно с символическим названием Варяг. По иронии судьбы этот гигант отправился в те места, где в 1904 году во время неравного боя в Желтом море с японцами русские моряки затопили его тезку — легендарный крейсер.

Авианосец распавшейся сверхдержавы продали Китаю за $ 20 млн. Для корабля такого класса сумма смехотворная — в среднем подобное судно на мировом рынке стоит от $ 2-3 млрд.
Однако другого выхода не было: Варяг был готов лишь на 70 %, и ни Украина, ни Россия не нашли денег для завершения работ. Теперь он служит в Поднебесной тренировочным кораблем.
Варяг должен был стать одним из семи авианесущих крейсеров, которые Кремль собирался противопоставить западному миру . Все эти корабли строил Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) в Николаеве — единственное предприятие в Союзе, которому было по силам реализовать подобный проект.
Крейсерами Кремль называл эти корабли лишь затем, чтобы они могли выходить из Черного моря через проливы Босфор и Дарданеллы, которые по международной конвенции являются закрытой зоной для авианосцев.
Кроме того, советские авианесущие суда, в отличие от западных аналогов, кроме самолетов несли еще и мощное противокорабельное ракетное вооружение, что сближало их с крейсерами.
“Варяг не просто гора железа. Это высокие технологии, относящиеся к разряду уникальных”, — рассказывает Валерий Бабич, который с 1979-го по 1990-й был на ЧСЗ начальником конструкторского бюро по авианесущим кораблям.
Всего четыре страны — США, Франция, Великобритания и СССР — могли строить корабли подобного класса. Причем если первые три государства развивали свои морские авиасилы с периода между Первой и Второй мировыми войнами, то СССР бросился вдогонку лишь в начале 1970-х.
Во время холодной войны огромные авианосцы (самый большой из них — американский Enterprise — имеет длину 342 м) стали морским символом глобального противостояния социализма и капитализма. Однако история этого типа судов в СССР оказалась короткой: сегодня службу продолжает лишь авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов, входящий в состав Северного флота России. Остальные шесть либо списали и продали, либо не достроили и тоже продали.
Авианосная история
Впервые идею строительства авианесущих крейсеров в СССР еще в 1939 году озвучил шеф ВМФ адмирал Николай Кузнецов. На 1940-1950-е запланировали построить четыре корабля, и в Ленинграде начали их проектировать.
В 1941 году, когда началась война, идею заморозили. А после 1945-го советское командование решило, что флоту нужны крейсеры и линкоры.
С приходом к власти Никиты Хрущева, нового руководителя СССР, при котором холодная война с США стала слишком показной горячей и дело едва не дошло до ядерного оружия, ситуация не изменилась. Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. И в этом Союз добился значительных успехов. Но, как оказалось, в тот момент нужно было иное оружие.
По словам Бабича, в Москве авианосцы рассматривали как средство агрессивной политики империалистов, которое из-за своей неповоротливости будет уничтожено в первые же часы глобального конфликта.
“У нас же была оборонительная доктрина. Мы не готовились к локальным революционным войнам в различных частях земного шара, а время показало, что вся вторая половина ХХ века прошла в непрерывных локальных конфликтах”, — напоминает эксперт.
В таких мини-войнах Пентагон благодаря авианосцам получил преимущество.
По словам Нормана Полмара, американского историка авиации и флота, способность ВМС США быстро доставить в любую точку мира 60-70 самолетов, для которых не надо было запрашивать разрешение на пролет над территорией других стран и не требовались наземные аэродромы (а значит, и союзники), дали Вашингтону отличное оружие.
“Мы применяли его много раз в поддержку американской внешней политики”, — говорит историк.
Ценить авианосцы американцев научила императорская Япония еще в ноябре 1941 года, когда одним мощным авиаударом японский флот разгромил базу США в Перл-Харборе.
В кильватере врага
Лишь в первой половине 1970-х Советский Союз решил пойти по пути американцев. К тому времени США имели самый сильный авианосный флот в мире — 15 мощнейших ударных авианосцев, из которых три были атомными. Все вместе они несли в своих чревах более 1 тыс. самолетов.
Концепция кораблей под звездно-полосатым флагом была классической: на них развертывались специальные палубные истребители, разведывательные противолодочные и прочие крылатые машины. Но по сути это были почти обычные самолеты, которые взлетали с разгона.
Сократить разбег им помогали специальные паровые катапульты, захватывающие переднее шасси. При посадке же их дополнительно тормозили фалы, натянутые поперек палубы, за которые самолеты цеплялись крюками-аэрофинишерами.
Советский флот поначалу пошел иным путем: роль палубной авиации отвели самолетам вертикального взлета Як-38, появившимся в СССР в 1970-х. Для них не нужна была длинная взлетно-посадочная полоса, соответственно, и само судно-носитель можно было сделать относительно компактным. Тогдашний советский генсек Леонид Брежнев считал Як-38 гордостью вооруженных сил.
И вот в 1970-1980-е годы под Яки построили четыре корабля — Киев, Минск, Новороссийск и Адмирал Горшков. Уже после их спуска на воду выяснилось, что Як-38 не может быть достойным соперником американской палубной авиации. Советская машина была менее маневренной, на ее вертикальный взлет и посадку уходило слишком много топлива, что ограничивало радиус действия и сокращало боевую нагрузку.
“Появление кораблей типа Киева американцы встретили высокомерно, считая, что это не корабль, а неизвестно что”, — рассказывает Аркадий Морин, российский историк судостроения и флота. По его словам, во время тренировочных полетов американские Фантомы — палубные истребители McDonnell FH-1 Phantom — даже имитируя атаку на советские корабли, старались не летать вблизи от неповоротливых и сложных в управлении Яков, опасаясь случайных столкновений. И страхи пилотов дядюшки Сэма были ненапрасными: 15% всех построенных Як-38, рассказывает Морин, разбились за время несения службы.
И все же авианосцы под красными флагами, выходя в Средиземное море, держали марку.
“Мы старались не быть мальчиками для битья, — рассказывает Виктор Блытов, командир боевых частей нескольких авианосцев. — И днем и ночью шли полеты вертолетов, выставляли буи, искали подводные лодки супостата, находившиеся в стартовых позициях ”. Как вспоминает морской офицер, каждая обнаруженная субмарина противника приводила советские экипажи в восторг.

Подобные походы, по словам очевидцев, всегда были игрой на нервах. В средиземноморских водах корабли из Союза встречал мощный Шестой флот США и суда стран — участниц НАТО. Потенциальный противник сопровождал “русских”. При этом советская, американская и французская палубная авиация подлетала к кораблям друг друга. Пилоты и моряки махали руками, писали приветственные надписи. Летчики не забывали активно фотографировать суда противника. Случалось даже, что самолеты разных держав отрабатывали атаки на вражеские авианосцы — никто этому не препятствовал.
“Над кораблями стоит сплошной рев турбин пикирующих на нас американских истребителей вперемешку с нашими Як-38, — вспоминает об этом Бабич в своей книге Город Святого Николая и его авианосцы. — Создавалось впечатление, что в воздухе разворачивается настоящее сражение. Достаточно было нажать кнопку Пуск зенитного ракетного комплекса Кинжал, и от атакующих самолетов не осталось бы следа. Хрупкое равновесие держалось на нервах и выдержке. Очень опасная ситуация».
А Блытов вспоминает остроумный способ дезинформации противника, который они придумали с сослуживцами в средиземноморском походе. “Сразу после посадки самолеты опускали в ангар, где специальная бригада тут же им маркировала новые бортовые номера, и они поднимались и взлетали вновь, — рассказывает он. — В американском журнале The Providence Journal позднее я прочитал, что наш Киев вооружен 60 самолетами ”.
Мощный ответ
Видя недостатки своих кораблей, командование советского флота задумалось об альтернативе “яконосцам”. Ею мог стать лишь классический истребитель на классическом авианосце. При этом у новых судов решили сохранить мощные противокорабельные ракетные комплексы, которые были сильной стороной первых четырех авианосцев ВМФ СССР. Их ракеты имели радиус действия до 500 км и могли, по словам Бабича, нести даже ядерные заряды.
Первенцем среди новых судов стал авианесущий крейсер Адмирал Кузнецов. Его спустили на воду в 1985 году, а в состав флота он вошел шестью годами позднее.
Изначально корабль задумывали как аналог американского атомного авианосца Enterprise, но со временем финансирование строительства сократили. Поэтому на Адмирале поставили обычные (не атомные) двигатели, а водоизмещение уменьшили вдвое, до 50-60 тыс. т.
Вместо паровых катапульт, которые использовал заокеанский образец, Кузнецов получил “трамплин” — носовую оконечность палубы приподняли вверх. Этого хватило для того, чтобы с корабля самостоятельно взлетали палубные истребители класса МиГ-29к и Су-33, превосходившие американские аналоги.
Кузя, как ласково называли Кузнецова моряки, даже в уменьшенном в сравнении с первоначальным проектом виде — его длина составила “всего” 306 м — поражал воображение. Он был высотой с 22-этажный дом, а экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. чел. Коридоры внутри корабля протянулись на 20 км. Из-за циклопических размеров некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом за время своей срочной службы.
Пространства и людей было так много, что самое первое построение экипажа, вспоминает Виктор Ярыгин, командовавший крейсером в начале его жизненного пути, растянулось на два часа: несколько матросов заблудились в недрах Кузи. Тогда, в январе 1991 года, мало кто мог предположить, что очень скоро судьба корабля резко изменится.
Разгром флота
31 ноября 1991-го, ровно в полночь, накануне референдума о независимости Украины Адмирал Кузнецов снялся с якоря в Севастополе и покинул украинские воды, направляясь в район базирования Северного флота.
Не дожидаясь, пока УССР станет отдельным государством, командование корабля решило присягнуть на верность России. “И когда президент Украины объявил что все, что находится на территории Украины, — его , мы уже были не его, а российские”, — рассказывает Ярыгин. Сегодня Кузнецов — единственный авианосец РФ.
На момент распада СССР на стапелях николаевского завода стояли еще два недостроенных корабля — авианесущий крейсер Варяг и первый советский атомный авианосец Ульяновск. Оба достались Украине, но войти в состав ее ВМС так и не смогли.
“Финансирование Варяга и Ульяновска на момент распада Союза было равно нулю”, — вспоминает Бабич. Чтобы достроить корабли, нужно было совершить невозможное — запустить всю остановившуюся в те годы промышленность. Официальный Киев решил продать недоделки Москве.
Как рассказал адмирал Валентин Селиванов, начальник генштаба ВМФ РФ, в 1992 году на саммите украинского и российского премьер-министров обсуждалась судьба кораблей. Тогда глава украинского правительства Леонид Кучма предложил своему российскому коллеге Виктору Черномырдину выкупить авианосцы.
“Черномырдин меня спросил, нужен ли нам Варяг, — вспоминает Селиванов. — Я говорю, конечно же, нужен. А он мне отвечает: “Да вам что ни спроси, все вам нужно. Денег нет. Обойдетесь!”.
Денег не было и у киевской власти, которая не могла оплатить не то что достройку, но даже распилку кораблей на лом. Авианосцы ржавели, а их уникальное оборудование растаскивали. “Варяг за короткое время был варварски распотрошен и превращен в груду металлолома массой около 40 тыс. т”, — рассказывает Бабич.
В итоге в 1999 году Фонд госимущества Украины продал корабль Китаю. Через год Варяг покинул николаевскую верфь и к 2002-му был доставлен буксиром к берегам Поднебесной. Сегодня бывшая гордость флота служит учебным судном и прототипом для строительства китайских авианосцев.
Похожая судьба постигла большинство прочих авианесущих детищ николаевских судостроителей. Россия не смогла содержать четыре крейсера — Киев, Минск, Новороссийск и Адмирал Горшков, которые перешли ей после распада Союза. Поэтому первые два судна Москва продала Китаю, а Новороссийск — Южной Корее. Киев и Минск переоборудовали в гостинично-развлекательные центры и музеи, рассказывающие об истории советских авианосцев. Их собрат Адмирал Горшков прослужил РФ до 2004 года, после чего его списали и продали Индии.
Самая печальная участь постигла последнего из могикан — недостроенный на 30% Ульяновск. Корабль с рекордным для советского военного флота водоизмещением 73,4 тыс. т должен был стать первым в СССР атомным авианосцем со всеми классическими атрибутами. Но оказался не нужен ни России, ни Украине.
Его пытались продать иностранным компаниям хотя бы по $ 170 за 1 т металла — чуть дороже, чем цена лома. Но покупателей не нашлось. В итоге Ульяновск распилили на части, которые долго хранились на ЧСЗ. Постепенно все эти куски растащили.
“Так гигантский корпус нашего атомного первенца, возвышавшийся на стапеле как олицетворение технологических достижений великой державы и Черноморского завода, превратился в ничто”, — заключает Бабич.

Недавняя дискуссия в одном блоге, побудила меня вновь задаться вопросом: а сколько союз построил авианосцев и их подобных кораблей? Забыл понимаете ли, 6 или 7? Да еще эта вечная путаница в названиях и бортовых номерах, и гуляние корабликов по флотам и странам

Оказалось даже восемь:

Проект 1123 (шифр «Кондор»)
Классифицировались как противолодочные крейсера, служили базой для авиагруппы из 14 вертолетов Ка-25 разных модификаций. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 11 100 тонн (полное — 15 280 тонн), длину 189 метров, ширину 34 метра.
Головной корабль «Москва»

был заложен под заводским номером 701 15 декабря 1962 года, спущен на воду 14 января 1965 года, принят в состав флота 25 декабря 1967 года. Исключен из состава флота 7 ноября 1996 года. Впоследствии разрезан на металл в Индии.

Первый серийный корабль «Ленинград»

под заводским номером 702 был заложен 31 июля 1966 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, вошел в состав флота 22 апреля 1969 года и покинул его 5 декабря 1992 года. В 1995 году разрезан на металл в Индии.

Эти корабли вертолетоносцы в чистом виде! Самолетов они не имели вообще! В отличии от представленных ниже:

Проект 1143 (шифр «Кречет»)
Противолодочные крейсера с авиационным вооружением служили базой для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, вертолетов Ка-25 и Ка-27. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 30 530 тонн (полное — 41 370 тонн), длину 273 метра, ширину 49 метров.
Головной корабль «Киев»

был заложен 21 июля 1970 года под заводским номером 101, спущен на воду 26 декабря 1972 года, вошел в состав флота 28 декабря 1975 года и выведен из него 30 июня 1993 года. Позднее продан китайской компании, в настоящее время находится в Тяньцзине (КНР), где стал частью парка развлечений и в 2011 году был переоборудован в отель.

Крейсер «Минск»

строился по незначительно измененному проекту 1143.2 (заводской номер 102). Был заложен 28 декабря 1972 г., спущен на воду 30 сентября 1975 г., вошел в строй 27 сентября 1978 г. и выведен из состава флота 30 июня 1993 г. Впоследствии продан в Китай, в 2006 г. стал частью парка аттракционов в Шэньчжэне.

Крейсер «Новороссийск»

(проект 1143.3, первоначальное имя «Баку», заводской номер 103) был заложен в сентябре 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, вошел в состав флота 24 ноября 1982 года и выведен из него в 1991 году, после чего продан на металл в Южную Корею, где разобран в 1997 году.

Проект 1143.4
Классификация — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). База для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков Як-38 или Як-141, вертолетов Ка-27 разных модификаций. Корабль этого проекта имел стандартное водоизмещение 33 000 тонн (полное — 44 500 тонн), длину 273 метра, ширину 29 метров, осадку 9,5 метра.
Головной и единственный корабль проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

(заводской номер 104, до 4 января 1990 года носил имя «Баку») бал заложен 26 декабря 1978 года, спущен на воду 31 марта 1982 года, вошел в состав флота 20 декабря 1987 года и выведен из него 5 марта 2004 года. Позднее продан Индии, перестроен, 14 июня 2014 года вошел в состав индийских ВМС как Vikramaditya («Викрамадитья»).

Проект 1143.5
Тяжелый авианесущий крейсер. Состав авиагруппы — 50 палубных истребителей (Су-27К, МиГ-29К), вертолеты Ка-27 разных модификаций. Принципиально новый проект, который с проектом 1143 роднит только энергоустановка. Корабль получил сквозную полетную палубу с трамплином и впервые примененными в советской практике бортовыми самолетоподъемниками.
Головной корабль проекта — ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

(заводской номер 105, на стадии проекта назывался «Советский Союз», в 1982 году получил название «Рига», в том же году был переименован в «Леонид Брежнев», в 1987-90 годах назывался «Тбилиси») заложен 22 февраля 1983 года, спущен на воду 4 декабря 1985 года, вошел в состав флота 20 января 1991 года. В настоящее время — крупнейший корабль ВМФ России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

По незначительно измененному проекту 1143.6 в 1985-1992 годах в Николаеве строился ТАВКР «Варяг»,

который в 1993 году отошел Украине и в 1998 году был продан Китаю. 25 сентября 2012 года принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как «Ляонин».

Последний кораблик вроде как не был достоин. но как у нас обычно бывает с металлоломом — ушел покупателю своим ходом.

Как вы понимаете, не все эти корабли именно авианосцы — большая часть — вертолетоносцы. У них маленькая палуба, да и сами они маленькие, но тем не менее, это, и то, что данные корабли вполне с комфортом эксплуатируют за бугром, и не только как парки развлечений, говорит нам исключительно об одном — наши умеют строить авианосцы! И нам совсем ни к чему заказывать эти корабли где-то там на западе, платя этим козьим морда башенные деньги!

Ссылка на более подробную статью: Тасс

АиФ

Вики

Еще статейки: Викрамадитья

Киев