Система связи Алтай

Советская мобильная связь

Первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.

«Алтай». Первая в мире.
Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон.
Работа над системой автоматической мобильной связи, названной «Алтай», началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.
«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.
Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.
Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.
«Алтай». Телефон 60-х.
Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.
«Алтай» конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.
В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!
Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.
In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were «waiting lists» of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.
Перевод:
В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали «списки ожидания», до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.
Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.
По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.
Телефон системы IMTS. Начало 70-х.
И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.
Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.
В 1970-е годы система «Алтай» активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).
К середине 70-х, постепенно география распространения системы “Алтай” расширилась на 114 городов Советского Союза.
Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того, именно к Олимпиаде базовая станция «Алтая» переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

Знаменитое здание на Котельнической набережной. Три верхних этажа в 60-е годы были заняты аппаратурой системы «Алтай», обеспечивающей ЦК и Верховный Совет отличной мобильной связью.
На Олимпиаде-80 связь модернизированной системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.
Мобильный телефон «Алтай-3М» 1980-х годов — звезда московской Олимпиады-80
Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения «Алтая». Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.
Всего же к началу 80-х годов число абонентов системы Алтай составляло около 25 тысяч.
Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, накрывающих соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, не все зависело только от этой готовности…
Задержанный «Волемот»
В начале 1980-х годов специалисты ВНИИС и других предприятий были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.
Эта функция, известная ныне как «хэндовер» и позволяющая вести разговоры в движении без всяких проблем, делала «Волемот» полноценной сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат «Волемот», зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости «накрывать» связью десятки квадратных километров.
Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, «верным другом» колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) «Волемот» уступал AMPS и NMT, однако дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.
Мобильную связь вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Первоначально телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с «Волемота» могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы «государственной безопасности» не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать. Поэтому в дальнейшем она вполне могла стать доступной для всех граждан страны.
Однако несколько лет для проекта «Волемот» не удавалось получить необходимое финансирование и разработка системы шла очень медленно. Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.
«Волемот» все же был завершен к концу 1980-х и был готов к началу развертывания, но в то время «процесс уже пошел» и о возможности догнать Европу и США речь уже не шла.
Не дождетесь!
Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»).
Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным.
Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты».
В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок.
История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки.
Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно.
Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках.
А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но… история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии.
Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?
Владимир Михайлович Кузьмин — один из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М».
Главный Конструктор ВНИИС.
Лауреат Государственной Премии.

Kent-ilya ›
Блог ›
Алтай — радиотелефон в авто для советской элиты!

Друзья, сегодня решил рассказать об уникальном приборе и системе — Алтай (система связи).
Рассказать хочу потому, что у самого есть такой прибор, в отличном состоянии, но об этом позже.

Немного истории.
«Алта́й» — советская система полностью автоматической мобильной связи. В 1963 году в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай».

Первоначально в системе использовался частотный диапазон 150 МГц, позднее, в 1970-х гг., когда «Алтай» был установлен и успешно работал в 114 городах СССР, были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов.

Работа над дуплексной системой автоматической мобильной связи началась в 1958 году в Воронежском НИИ связи (ВНИИС). Были созданы абонентские станции и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ). Также принимали участие предприятия Ленинграда, Белоруссии и Молдавии.

В Воронеже эта система действовала до конца 2011 года и была закрыта по экономическим соображениям. Абонентам, которых оставалось меньше 50, были розданы абонентские станции с более прогрессивной транкинговой системой «КаРаТ» (протокол MPT 1327), работавшие совместно с «Алтаем» на тех же частотах и на одном коммутаторе. Нумерация бывших абонентов «Алтая» не поменялась. «КаРаТ», как и бывший «Алтай», в Воронеже имеет нумерацию +7 (473) 251-8ХХХ. Вместо одной базовой станции «Алтая», располагавшейся на телевышке в центре города на высоте около 100 м, сейчас только на территории города Воронежа действует 4 базовых станции с автоматическим выбором и более десятка по области с возможностью автоматического роуминга внутри области.

Система также работает в Новосибирске, нумерация +7 (383) 349-8XXX.

Санкт-Петербург и Ленинградская область: В Ленинграде система «Алтай» была запущена в 1972 году, первой была создана система фиксированной связи. В 1974—1975 году была построена АТС на улице Комиссара Смирнова, в 1977—1978 году рядом с ней построена вышка связи.

Позже охват системы был увеличен за счёт строительства антенн в городах Выборг, Луга, Кингисепп, Кириши и Сосновый Бор. В городе доступны два вида связи — транкинг и телефония. Радиостанциям присвоены городские семизначные телефонные номера, у абонентов есть возможность говорить и слушать одновременно, обеспечен сервис входящей междугородной связи. Абонентам оказываются услуги транкинговой связи: двусторонняя связь с диспетчерским пультом, соединение абонентов «Алтая» по радиоканалу.

С марта 2011 года оборудование системы «Алтай» было частично разобрано и утилизировано. Летом система перестала работать, а в начале октября с башни связи были сняты антенны.

Кстати говоря, сейчас в музее связи им. А.С.Попова хранятся такие приборы, как совсем первые, так и более современные.

И еще, тут на драйве, у одного участника есть такой же прибор, он вроде бы планировал установить его в салон своей Волги, у меня не Волга, поэтому устанавливать нет смысла, да и хранится такой прибор в моей коллекции.

Теперь, что-то вроде авторских комментариев.
Данные приборы широко были распространены в волгах и прочих солидных авто руководителей СССР, это мог быть директор завода, а мог и высокий чиновник, военный.
Такие системы устанавливались практически на тоже место, где и в иномарках ставили переносные мобильные телефоны, правда наши были и раньше, и больше в размерах, кхм!

Естественно такие «Алтаи» были не доступны простым гражданам, и я, когда только начинал изучать все это, интересовался у всего старшего поколения, далеко не только простых рабочих в то время, и мало кто знал про такие приборы.

Приведу несколько фотографий своего прибора Алтай пс3-с, а так же разные фото с простор интернета в тему! Так же, есть у меня старый журнал «Радио» выпуск за 7 июля 1968 года, так как раз описывали эту новинку!

Если кто-то в жизни сталкивался с этим прибором, устанавливал в авто, или еще что-то либо, пишите! будет очень интересно узнать немного нового по этой теме!

Встроенный в салон иномарки переносный мобильный телефон И по этой причине такие системы были только у

Абонентская радиостанция “Алтай АС-СП / СПК” предназначена для организации беспоисковой бесподстроечной автоматической радиотелефонной связи диапазона 330 Мгц и выполнена на полупроводниковых элементах и интегральных схемах с применением микропроцессорных устройств. Варианты исполнения – стационарный и возимый. Радиостанции производились в республике Беларусь.

Основные технические характеристики Алтай АС-СП

Режим работы – дуплексный
Диапазон частот передатчика, МГц 300 – 308
Диапазон частот приемника, МГц 336 – 344
Разнос между каналами, кГц 25
Мощность передатчика, ВА 10
Чувствительность приемника при отношении сигнал / шум 12 дБ, мкВ не более 1,0
Габаритные размеры основных блоков радиостанции, мм:
приемопередатчика с монтажной рамой, не более 240 х 200 х 75
микротелефонной трубки с подставкой, не более 230 х 66 х 60
Масса основных блоков радиостанции, кг:
приемопередатчика с монтажной рамой, не более 3,7
микротелефонной трубки с подставкой, не более 0,6
Диапазон рабочих температур, °С:
для приемопередатчика -25…+55
для микротелефонной трубки -10…+55
Питание, В:
стационарный вариант 220
возимый вариант 12

Что ценного в абонентской радиостанции Алтай АС-СП

Конденсатор
Конденсаторы КМ бескорпусные – 8,1 г
Конденсаторы К10-17 – 1,2 г
Конденсаторы Танталовые бескорпусные – 9,5 г
Конденсаторы К53-1 – 12 г

Транзисторы
Транзистор 2Т930А – 1 шт
Транзистор 2Т913А – 2 шт
Транзистор КТ203 белый – 2 шт

Микросхемы
Микросхемы 564 и подобные 14 ног (торец) – 2 шт
Микросхемы 130,133 и подобные 16 ног – 1 шт
Микросхемы К573РФ5 – 2 шт
Микросхемы черный пластик – 23 г или 565РУ3 – 8 шт

Металлы
Алюминий – 1,9 кг.
Посеребреная латунь – 24 г
Платы – 350 г

Наличие радиодеталей может сильно отличатся от года выпуска, как правило более старые радиостанции более богатые на ценные радиодетали.

Содержание драгоценных металлов в Алтай АС-СП

Золото : 0,982
Серебро : 2,348
Платина : 0,103
МПГ : 0,517
Примечание : По данным НПО Импульс

Фотографии радиостанции Алтай АС-СП

  • Алтай АС-СП корпус
  • Алтай АС-СП
  • Алтай АС-СП
  • Алтай АС-СП платы
  • Алтай АС-СП платы
  • Алтай АС-СП платы
  • Алтай АС-СП платы
  • Алтай АС-СП платы

Схема, паспорт, техническое описание, инструкция по эксплуатации

Техническое описание и инструкция по эксплуатации Алтай АС-СП

oldgoro

Рации в автомобилях

В одном из предыдущих номеров мы рассказывали о том, как медленно и сложно развивалась ранняя мобильная связь в США и Европе. Первые «мобильные телефоны» появились в конце 1940-х годов, однако они едва помещались в багажник автомобиля, и чтобы позвонить по ним, приходилось сначала найти свободный радиоканал и поговорить с «барышней».

Мобильный телефон «Алтай» 1960-х годов. Подобными телефонами пользовались высшие руководители СССР.

Такие автомобильные рации появились и в СССР. За время войны производство компактных радиостанций весьма серьезно шагнуло вперед, и поставить простой «радиотелефон» в багажник начальственной «Волги» оказалось вполне реально. Рации работали на общих фиксированных частотах, обеспечивая связь руководителей между собой и с центральными диспетчерскими пультами.

Вот только пользоваться такими устройствами было не слишком просто. То, что было естественным для командира на войне, не могло устроить председателя обкома или директора завода.

Так, чтобы говорить, нужно было нажать на специальную кнопку передачи (обычно она находилась прямо на микрофоне — так называемая тангента); при этом говорящий уже не слышал другую сторону. А ведь советские начальники не привыкли выдавать по-армейски четкие депеши и затем произносить «прием», давая слово другой стороне. Они нередко перебивали друг друга, говорили одновременно… В общем, разговор по рации мог оказаться длительным и не очень-то эффективным. К тому же связь с проводными телефонами (обычными или «специальными», начальственными) можно было установить только через диспетчера, и то далеко не везде.

Чтобы полноценно руководить «народным хозяйством» из автомобиля, требовался настоящий телефон, похожий на тот, что стоял на начальственном столе. И надо отдать должное советским ученым и инженерам — такой телефон появился. Более того — на момент его появления в других странах аналогов не было.

В номере 5 за 2006 год мы опубликовали статью «Функеншпиль». Благодарим Нейхардта Гнейгау, историка из Санкт-Петербурга, за ценнейшую информацию, предоставленную для этой статьи.

«Алтай» из Воронежа: первый в мире

Многие знают Воронеж как родину мультипликационного котенка с улицы Лизюкова. Но этот город славен отнюдь не только патриотическими котятами и умными воронами. Именно здесь, в Воронежском НИИ Связи (ВНИИС), был создан советский мобильный телефон.

Работа над системой, названной «Алтай», началась в 1958 году. Именно во ВНИИС были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему не просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н.полнодуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире привычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это теперь мы привыкли «нащелкивать» номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Партийные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» высших кругов номенклатурной «аристократии». За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.

«Алтай», конечно, не был сотовой системой. Один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

Использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.
Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен уже примерно в 30 городах!

В Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна — как это ни странно слышать теперь, — уверенно лидировала в области мобильной связи.

Знаменитое здание на Котельнической набережной. Три верхних этажа в 60-е годы были заняты аппаратурой системы «Алтай», обеспечивающей ЦК и Верховный Совет отличной мобильной связью.

Олимпийский триумф

Система «Алтай» в 1970-е годы активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем «дециметровое» телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслуживать больше абонентов. Благодаря применению первых микросхем абонентские станции становились все более компактными — хотя все же оставались автомобильными (можно было переносить телефон вместе с аккумуляторами в увесистом чемоданчике).

Особые работы по модернизации оборудования пришлось провести к московской Олимпиаде 1980 года. Более того — именно к Олимпиаде базовая станция «Алтая» переселилась на Останкинскую телебашню. До этого она занимала два верхних этажа высотного здания на Котельнической набережной.

На Олимпиаде-80 связь системы «Алтай-3М» использовалась весьма широко и показала себя с лучшей стороны. Так, практически все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики.

«Связь народу не нужна!»

Впрочем, во время Олимпиады стали проявляться и ограничения «Алтая». Иногда журналисты жаловались на плохую связь; инженеры рекомендовали им немного переставить автомобиль, и все тут же налаживалось.

Чтобы телефон без проводов стал массовым, требовалось дальнейшее развитие системы — в частности, переход к ныне привычному использованию множества базовых станций, «накрывающих» соседние участки территории. И советские инженеры были вполне готовы к этому развитию. К сожалению, такой готовности не было у руководства СССР.

Система «Алтай» была хорошо приспособлена к иерархии советских начальников. Например, руководитель мог поговорить с несколькими подчиненными одновременно, чтобы раздать им указания (тогда это называлось «циркулярный звонок»; сейчас подобная возможность известна как «конференц-связь»). Разговор начальников высшего ранга мог «сбросить с линии» низших, если не хватало каналов. И, разумеется, у разных абонентов были разные права и возможности. Кто-то мог звонить в любую точку СССР (а то и мира), кто-то — только на телефоны своего города или организации. Некоторым позволялось только связываться с другими телефонами того же «Алтая». Словом, была создана идеальная система, полностью подстроенная под иерархическую номенклатурную лестницу.

Но больше всего в стране было тех, кому вообще было не положено пользоваться мобильной связью. И, по мнению руководства, незачем было давать это право всем. Понятно, что телефон в автомобиле необходим секретарю обкома или директору завода, а остальным-то зачем? Капиталистическая роскошь не нужна советскому народу!

Впрочем, дело было скорее даже не в роскоши. Не стоит представлять партийное руководство как сборище паразитов, только и думающих, как отнять последнюю рубашку у своего народа. Главная причина запрета на развитие гражданских мобильных сетей — иная. Мобильный телефон дает дополнительную степень свободы своему владельцу. Такого гражданина куда сложнее контролировать, а в советской системе возможность контроля за каждым «винтиком» выпестовывалась десятилетиями, и отказаться от нее значило заложить под систему демократическую бомбу. Именно по этой же причине в СССР находились под запретом и ручные радиостанции CB-диапазона.

Задержанный «Волемот»

Специалисты ВНИИС и других предприятий в начале 1980-х годов были готовы к работе над системой связи нового поколения. Она получила название «Волемот» (сокращение от названий городов, где находились разработчики: Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Особенностью «Волемота» была возможность полноценно использовать множество базовых станций; во время разговора можно было переключиться с одной из них на другую без потери связи.
Эта функция, известная ныне как «хэндовер» и позволяющая весть разговоры в движении без всяких проблем, делала «Волемот» практически сотовой связью. К тому же поддерживался автоматический роуминг: аппарат «Волемот», зарегистрированный в сети одного города, можно было использовать в другом. При этом использовался все тот же диапазон 330 МГц, и каждая базовая станция могла при необходимости «накрывать» связью десятки квадратных километров.

«Волемот» мог бы стать массовой связью для сельской местности, «верным другом» колхозников, дачников и туристов. Для этой цели он подошел бы лучше, чем западные сотовые системы, разработанные в тот же период (AMPS, NMT), поскольку было легко обеспечить его работу на весьма обширной территории. А вот для обслуживания множества абонентов на малой территории (в городе) «Волемот» уступал AMPS и NMT; дальнейшее развитие, впрочем, могло бы решить эту проблему.

Мобильную связь, на самом деле, вполне можно было вписать и в советский образ жизни, и в коммунистическую идеологию. Телефоны могли бы, например, устанавливаться в селах и дачных поселках для коллективного использования и выдаваться напрокат в туристических клубах (на время похода). Услуга звонка с «Волемота» могла появиться в дальних поездах или автобусах. И, конечно, никакой угрозы «государственной безопасности» не возникало — мобильную связь без устройств шифрования очень легко прослушивать.

Однако несколько лет для проекта «Волемот» не удавалось получить необходимое финансирование. Массовая связь считалась ненужной и даже вредной, а для начальства хватало и «Алтая». Между тем сотовые системы на Западе активно развивались и приобретали популярность. За начало — середину 1980-х годов прежнее лидерство было упущено.

«Волемот» все же был завершен к концу 1980-х, но СССР к тому времени полным ходом шел к своей кончине. О возможности «догнать» Европу и США речь уже не шла.

Связь для профессионалов

В 1991 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и в 1992 году в Москве появились первые сотовые операторы стандарта NMT-450. Цены на телефоны и звонки были запредельными, а покрытие территории — не слишком-то большим. Зато подключение к сотовой связи, в отличие от прежнего «Алтая», было доступно частным лицам и коммерческим структурам.

Дачникам и колхозникам такая связь была, разумеется, по-прежнему недоступна. Она осталась тем, чем был и «Алтай» — привилегией «хозяев жизни». Сменился только вид «хозяев» — теперь это были «новые русские» (зачастую выходцы из той же самой номенклатуры, отставные комсомольские вожаки). Теперь «сотовик» занял место рядом с малиновым пиджаком и шестисотым мерседесом.

Сети «Алтай», впрочем, тоже открылись для коммерческого подключения. И у них нашлись преимущества дляпрофессионального использования — когда требовались не «понты», а надежная и неприхотливая связь. Играли свою роль и более умеренные цены, и огромная (по сравнению с тогдашними сотовыми) зона покрытия. К тому же к «Алтаю» и «Волемоту» можно было подключить специальные устройства шифрования, и тогда разговор нельзя было прослушать даже на коммутаторе оператора связи. Заметим, что подслушать NMT и AMPS прямо из эфира очень легко; в стандарте GSM связь шифруется в эфире, но на коммутаторе прослушивание возможно.

Использовался и стандарт «Волемот». Например, в Самарской области сеть «Волемот», с базовыми станциями в райцентрах, появилась (в качестве развития «Алтая») в 1994 году; группа, которая ее эксплуатировала, позже стала известна как СМАРТС. А в конце 1990-х многие существующие сети «Алтай» были модернизированы и переведены либо на «Волемот», либо (как, например, в Москве) на импортное оборудование.

Мобильный телефон «Алтай-3М» 1980-х годов — звезда московской Олимпиады-80.

Не дождетесь!

Сети «Волемот» и «Алтай» до сих пор существуют во многих городах России. Правда, «Алтай» обычно модернизируют — отечественным или импортным оборудованием, — но при этом связь все равно предлагается под привычной маркой. Обычно эти сети известны как «транковые» (или «транкинговые»).

Их основное позиционирование — профессиональная связь для различных служб, от такси до «скорой помощи». В подобных случаях, несмотря на улучшение и удешевление сотовой связи, транк по-прежнему остается выгодным и удобным.

Кроме того, в некоторых регионах и в некоторые периоды — в середине 1990-х, а потом в 1999-2001 годах — коммерсанты и обычные граждане так же активно приобретали «Алтаи» и «Волемоты».

В середине 1990-х мобильная связь стала уже привычной, но далеко не все могли позволить себе «сотовики», да и работали они в те времена не слишком хорошо; поэтому многие коммерческие фирмы оснащали свои автомобили «Волемотами», а иногда их покупали и в качестве домашних телефонов. Но к концу 1990-х годов обычные мобильники, в первую очередь GSM, стали несколько более надежными и, главное, весьма модными; телефон должен был быть на поясе, а не в автомобиле. Поэтому многие отказывались от прежних «Алтаев» и «Волемотов» в пользу новеньких маленьких трубок.

История повторилась на рубеже веков. После кризиса 1998 года цены на средства связи стали активно снижаться, и покупка мобильного телефона оказалась реальной для не слишком богатых людей. Но все же разговоры были по-прежнему дорогими. Между тем транковые сети были модернизированы; появились даже импортные носимые трубки (пусть и более громоздкие, чем сотовые). Во многих регионах «Алтай» стал предлагать безлимитные тарифы, о которых сотовые операторы пока что не задумывались, — и клиенты это оценили. Правда, после 2002 года, когда «большая тройка» операторов GSM стала активно охватывать регионы, сотовая связь значительно улучшилась и подешевела; некоторые из бережливых клиентов «Алтая» приобрели себе обычные трубки.

Тем не менее «Алтай» жив и поныне: в некоторых городах к сети «Алтай» или «Волемот» вполне можно подключиться, и есть районы, в которых такая связь работает наиболее стабильно.

Так, генеральный директор компании «Самарская Транкинговая Сеть» Виктор Николаевич Пименов рассказал нам, что сеть «Волемот» в Самарской области активно развивается и подключает новых клиентов. Причем в основном используется новое отечественное оборудование — такое как коммутаторы «Леско» (Москва) и радиостанции «Сигнал-405» (Новосибирск). «Безлимитка» в самарском «Волемоте» стоит всего 300 рублей, поэтому многие приобретают отечественные стационарные мобильники в качестве домашних телефонов, особенно в сельской местности и дачных поселках.

Среди транкинговых операторов обсуждается вопрос перехода на цифровой транкинг международного стандарта TETRA. Но у проверенных временем разработок отечественных инженеров остаются немалые преимущества — например, цифровая связь менее «дальнобойна», — поэтому они все еще трудятся на благо абонентов, хотя и немногочисленных (по сравнению с сотовыми сетями).

А ведь «Алтай» и «Волемот» могли бы развиться в полноценные массовые сотовые сети и быть основными в стране! Но… история не знает сослагательного наклонения, что, впрочем, не мешает нам познавать ее многочисленные повороты и перипетии.

Кроме того, учась на ошибках прошлого, можно постараться их хотя бы не повторять, верно?

Благодарим Владимира Михайловича Кузьмина, одного из ведущих разработчиков системы «Алтай-3М», Главного Конструктора ВНИИС, лауреата Государственной Премии, за предоставленную информацию, послужившую основой статьи.
источник

Мобильная система «Алтай»

Советские люди всегда гордились своей страной. Такое понятие, как патриотизм было не пустым словом для них. Но после развала СССР практически любой житель страны был уверен, что мобильная связь и связанные с ней технологии пришли из-за границы: Японии, Европы, США и даже из Китая. Мало кто знал, что именно Россия является первооткрывателем в области мобильной и сотовой связи. В СССР была создана и работала первая в мире автоматическая мобильная связь. И если бы не полная оторванность от нужд народа руководства Советского Союза, то еще бы в советское время граждане страны имели бы мобильные телефоны отечественного производства.
Ранняя мобильная связь развивалась в США и Европе медленно, преодолевая большие технические и финансовые сложности. Первые аппараты мобильной связи, опробованные в конце 40-х годов, были настолько громоздкими, что еле помещались в багажнике автомобиля. Для того, чтобы позвонить посредством такого устройства, требовался свободный радиоканал и оператор, обслуживающий эту сеть.
Компактные радиостанции появились в СССР также в 40-е годы, а за время войны, советские конструкторы значительно улучшили имеющиеся модели, что позволяло без труда размещать оборудование «радиотелефона» в багажниках служебных автомашин правительственных чиновников. Связь обеспечивалась за счет выделенной радиочастоты и работой диспетчерских пультов. Вести разговор по такому телефону было достаточно сложно: разговор мог вести один из абонентов, другой только слушал. В связи с этим, разговор всегда длился долго и вызывал массу сложностей.
Но, советские конструкторы сумели сделать такой телефон, который был практически аналогом начальственного аппарата на рабочем столе. Подобных конструкций за рубежом еще не было.
Самый первый мобильный телефон был создан в НИИ Связи города Воронежа в 1958 году. Работе было присвоено кодовое название «Алтай». Воронежские конструкторы создали абонентские (телефоны) и базовые станции (оборудование, обеспечивающее устойчивую связь между абонентами). Антенные системы для мобильной связи разрабатывались в московском НИИ, над другими составляющими системы трудились ленинградские, белорусские и молдавские специалисты. В результате был создан уникальный инновационный продукт — автоматическая мобильная связь «Алтай». Это была полноценная телефонная связь, работающая как обычный телефон. Новшеством было то, что система сама находила свободный радиоканал, устанавливала связь, передавала набираемый телефонный номер и гарантированно связывала абонентов. Даже внешний дизайн телефона в автомобиле был изменен — вместо наборного диска были кнопки. Чиновная аристократия была в восторге от автомобильных телефонов.
Но все-же «Алтай» не был полноценной сотовой системой: одна базовая станция была в состоянии обслуживать один город с пригородами и имела только 16 радиоканалов. Антенна, установленная на самой высокой точке местности, могла обеспечивать связь только на десятки километров вокруг.
Американский опытный образец подобного мобильного телефона был запущен через год после ввода в эксплуатацию советской мобильной системы. А его коммерческая эксплуатация началась в 1969 году.
В России система «Алтай» к 1970 году функционировала в тридцати городах! Советские партийные и хозяйственные руководители использовали в своей работе телефоны, размещенные прямо в служебных автомобилях. Обоснованно можно считать, что в это время СССР был лидером в разработке мобильной связи. Но советские конструкторы не «почивали на лаврах» — они продолжали усовершенствовать систему «Алтай». Выделялись новые радиоканалы в большем диапазоне, что позволяло обслуживать большое количество абонентов. За счет применения микросхем, абонентские станции становились меньше в размере — их можно было переносить в небольшом чемодане. Московская базовая станция системы «Алтай», размещенная в помещениях останкинской телебашни, показала себя с лучшей стороны при обслуживании Олимпиады-80.
Но в процессе эксплуатации выявились и недостатки системы. Например, качество связи очень зависело от места размещения автомобиля с аппаратом мобильной связи. Поэтому конструкторы разработали схему размещения базовых станций с учетом перекрытия соседних территорий. И хотя советские инженеры были готовы выполнить разработанный проект, но приказа о выполнении от руководства страны не поступило.
Система «Алтай» хорошо соответствовала существующей начальственной иерархии: руководитель имел возможность одновременно говорить с несколькими подчиненными (сейчас этот способ называют конференцсвязью). У каждого начальника были свои права и возможности работы, как абонента мобильной сети. Одни могли позвонить в любую точку мира, другие только на телефоны конкретного города, определенной организации или конкретному абоненту. Но большинству граждан страны не доступно было пользоваться мобильной связью. Руководство страны не спешило делиться с народом таким предметом роскоши, как мобильный телефон.
Конструкторы и инженеры были готовы к работе над оборудованием системы связи нового поколения. Они даже дали название этой системе «Волемот» (сокращенное название городов, где были коллективы разработчиков — Воронеж, Ленинград, Молодечно, Тернополь). Новая система предусматривала размещение большого количества базовых станций. Переключение с одной станции на другую проходило во время движения мгновенно и незаметно для абонента. Эта функция позволяла считать «Волемот» уже полновесной системой сотовой связи.
Но руководство страны посчитало, что доступ народа к сотовой связи создает угрозу «государственной безопасности» (хотя без шифрования сигнала его можно было легко прослушать). Финансирование проекта было приостановлено на неопределенный срок. На Западе в это время сотовая связь получила популярность. К 1980 году лидерство СССР в разработке нового поколения мобильной связи было безвозвратно утеряно.


В 1991-1992 годах в Ленинграде и Москве появились первые операторы сотовой связи стандарта NMT-450. Цены на эту услугу были очень высокими, а зона покрытия ограниченной. И хотя многим гражданам было не по карману оплатить мобильную связь, доступ к этому виду связи был открыт для всех.
Нашлось место и для систем «Алтай» и «Волемот». Их использовали, когда нужна была надежная и недорогая мобильная связь с большой зоной покрытия. Эти системы допускали возможность подключения специального устройства, которое шифровало разговор и его, практически, нельзя было прослушать. До сих пор сети «Алтай» и «Волемот» используются во многих городах и населенных пунктах России. Обычно их называют «транковые». Они достойно несут службу в различных профессиональных направлениях: от такси до экстренной медицинской помощи.
К концу 90-х годов обычные мобильники (стандарта GSM) стали более надежными, а главное миниатюрными. И это оказалось решающим фактором, приведшим к отказу пользователей от «Волемотов» и «Алтаев» в пользу маленьких трубок. Несмотря на это, в некоторых отдаленных районах России можно подключиться к сети «Алтай» или «Волемот», которые работают достаточно стабильно.
Использованы материалы: