Шум гора в Новгородской области на карте

Шум-гора: замок Мстислава или могила Рюрика?

Детство мое, можно сказать, прошло на берегах реки Луги в окрестностях одноименного города – районного центра Ленинградской области. В те годы деревни еще не обезлюдели, и собрать компанию из десяти пацанов приблизительно одного возраста даже с одной деревенской улицы труда не составляло. В отсутствие современных средств коммуникации нам приходилось общаться лично, три канала в телевизоре не могли удержать нас в четырех стенах наших домов, а окрестные озёра, леса, болота и ручейки манили к себе своими тайнами, которые непременно нужно было раскрыть.

Случалось, мы убегали из дома на сутки и больше, прихватив с собой удочки, полбуханки хлеба и спичечный коробок с солью, питаясь в лесу пойманной рыбой, ягодами, грибами и другим подножным кормом. Ночи, проведенные у костра в сосновом бору на высоком берегу Луги, даже сейчас, когда я пишу этот текст, заставляют меня ностальгически вздыхать…
В одну из таких ночей я впервые услышал от одного из мальчишек, который был года на три-четыре меня старше, историю о могиле Рюрика. Собственно, и о Рюрике я тогда услышал, наверное, в первый раз. А рассказал он нам, что где-то здесь, на берегах Луги, похоронен первый русский князь, погибший в битве с врагами, что на его могиле насыпали огромный курган, а в самой могиле вместе с Рюриком, лежащим в золотом гробу, похоронены огромные сокровища: золото, драгоценные камни и, самое главное, оружие и доспехи. И если бы мы нашли эту могилу, то… Появиться в деревне в сверкающей кольчуге и шлеме с рубинами и изумрудами, с настоящим сияющим стальным мечом в руке… Это был бы величайший триумф, о котором не забыли бы никогда! Остаток ночи мы тогда провели в мечтах о том, как бы мы распорядились найденными сокровищами.
Первое, что я сделал, придя домой, это насел с расспросами на попавшихся мне под руку взрослых, бабушку и дедушку, с целью тайно выведать у них, где искать могилу Рюрика. К моему величайшему разочарованию, как только в разговоре прозвучало имя Рюрика, тайна открылась. Оказывается, все взрослые знали, где находится его курган – километрах в сорока от нашей деревни, и никакой тайны эти сведения не представляли. Приблизительно такую же информацию получили и мои товарищи от своих дедушек и пап. Розыски сокровищ были признаны нецелесообразными и до конца детства мы обходились исключительно деревянными мечами, что не мешало нам с упоением рубиться ими на лесных полянах и деревенских улицах. Могила Рюрика была благополучно забыта.
Шло время, я всерьез увлекся изучением исторической науки. При только зарождавшемся интернете серьезную информацию можно было получить исключительно в библиотеке, и я, во время подготовки рефератов, курсовых работ и диплома, не забывал заказывать одну-две книжки по истории, благо библиотека им. Маяковского в Санкт-Петербурге позволяла уносить некоторые из них домой.
Лет десять назад мы с компанией, возвращаясь из Новгорода в родную Лугу, решили проехать не по прямому шоссе Луга – Новгород, а по дороге вдоль речки Луги, которая в тех местах имеет форму подковы, выгнутой к югу. Проезжая мимо небольшой деревеньки, расположенной на берегу Луги, название которой нам ничего не говорило, мы слева от дороги вдруг увидели большой холм посреди чистого поля.


К тому времени я уже побывал в Старой Ладоге и имел представление о том, как выглядят курганы, и то, что передо мной именно курган, у меня сомнений не вызвало. Поразила его высота и объем. Таких курганов нет даже в Старой Ладоге. Мы вышли, осмотрелись и у подножия горы увидели следующую табличку:

Вот тогда-то я и вспомнил про могилу Рюрика и высказал своим спутникам гипотезу о том, что это именно она и есть. Прибыв домой, я тут же засел за компьютер и убедился, что моя догадка оказалась верна. Именно этой сопке народная молва приписывает честь быть могилой основателя древнерусского государства.
В дальнейшем я не раз вспоминал про Шум-гору и периодически возвращался к поискам информации о ней в надежде на то, что мне попадутся результаты каких-либо научных исследований этого объекта, которые, как я слышал, проводились уже в наше время. Не так давно в ходе очередной полемики на «Военном обозрении» я упомянул ее, и после некоторого раздумья мне показалось, что информация об этом объекте может быть интересна для читателей «ВО».
Итак…
Сопка Шум-гора расположена на южном берегу Луги в ее верхнем течении между деревнями Заполье и Подгорье Батецкого района Новгородской области и является центральным объектом Передольского погоста – древнего славянского поселения. Сопка имеет беспрецедентные для сооружений погребального характера высоту (около 14 метров) и диаметр у основания (около 75 метров), что заметно превышает размеры даже «королевских курганов» Швеции и Норвегии.
Впервые эта сопка и прилежащие к ней объекты были исследованы и описаны в 1880 г. русским археологом Михаилом Быстровым.

В дальнейшем исследования Передольского погоста производились в 1927, 1949 и 1959 годах, в ходе которых сопки погоста были описаны и паспортизированы.
В 1984 г. археолог Н.И. Платонова (ведущий научный сотрудник Отдела славяно-финской археологии ИИМК РАН, доктор исторических наук), открыла на территории погоста крупное селище, также там имеется древнее городище, исследование которого затруднено тем, что в настоящее время на его территории расположено действующее кладбище.
Говоря об исследователях Передольского погоста, невозможно не упомянуть братьев М.С. и С.С. Алексашиных – местных энтузиастов-краеведов, благодаря деятельности которых к Шум-горе было привлечено внимание научного сообщества.
Шум-гора до сих пор детально не исследована. Точнее, для ее исследования в 2002-2005 гг. привлекались только неразрушающие методы – георадарные и сейсмографические, никакие раскопки на горе не велись. Отказ от проведения раскопок обусловлен двумя причинами. Первая – необходимость сохранить такой значимый археологический памятник для потомков в существующем виде, а вторая лежит в области иррационального – местные жители считают сопку сакральным местом и опасаются, что вскрытие кургана может разбудить некие «силы», с которыми им придется «иметь дело» после отъезда ученых. Вспоминают историю со вскрытием могилы Тамерлана. Позицию местных жителей поддерживает (или поддерживала) и администрация Батецкого района.

Итак, что на сегодняшний день мы знаем о Шум-горе?
В настоящее время точно установлено, что это искусственное насыпное сооружение, причем неоднородное по своему составу. В основании сооружения положены многочисленные валуны, по периметру насыпи был прорыт ров, укрепленный валунами же, а в центре находится некая аномалия, природа которой в настоящее время не имеет однозначной трактовки. Выдвигается гипотеза, не имеющая пока достаточного подтверждения, что эта аномалия представляет собой осыпавшуюся погребальную камеру и проход к ней, закрытый большим валуном, как это характерно для погребений викингов. Если это так, то Шум-гора автоматически становится самым крупным курганом в Европе, курганом, подобные которому насыпались в совершенно экстраординарных случаях, для похорон самых высокопоставленных особ. Применительно к новгородской земле такой особой личностью в дохристианской Руси может быть только Рюрик. Однако в настоящее время говорить о наличии внутри Шум-горы именно погребальной камеры с уверенностью, к сожалению, невозможно.

Исследователи В. Я. Конецкий и С. В. Трояновский, из статьи которых «Большая сопка Передольского погоста в контексте социально-политической истории Новгорода на рубеже XI-XII веков» я почерпнул наибольшее количество информации об исследованиях Шум-горы, выдвигают иную версию происхождения и назначения этого сооружения.
Исходя из внешнего вида сопки, ее размеров и формы (двухъярусной с плоской вершиной) исследователи полагают, что применительно к ней мы имеем дело с насыпным сооружением типа «мотт», то есть насыпью для последующего строительства на ней укрепленного пункта, замка, фортификационного сооружения.
Аналогичные насыпи часто встречаются в Британии, Нормандии, Германии, они были очень популярны в XI-XII веках в Западной Европе и Скандинавии. Возможным временем строительства Шум-горы исследователи определяют период княжения в Новгороде Мстислава Владимировича Великого 1088-1117), князя весьма активного, одаренного и, самое главное, приверженного скандинавской культуре. Несмотря на то, что ближайшие сооружения подобного типа и назначения могут встретиться только на Волыни, на западе Украины, исследователи полагают, что наличие такого сооружения на территории Верхнего Полужья вполне допустимо. Возражения о том, что оно «слишком уникально» для Руси, легко парируется тем, что ему как «мотту» хотя бы существуют аналоги в Западной Европе, а как погребальному сооружению с его размерами и формой аналогов ему не существует нигде.
Таким образом, вопрос о природе и назначении Шум-горы в настоящее время остается открытым.
Существует масса легенд о Шум-горе, которыми местное население охотно поделится с вами, изъяви вы желание их послушать. Все они сводятся к тому, что гора сама себя охраняет от каких-либо вторжений, вплоть до фатального исхода для незадачливых «расхитителей гробниц». Приводить их в этой статье я не вижу особого смысла. Отмечу только, что сам факт того, что такой выдающийся археологический объект до сих пор не подвергся разграблению мародерами, косвенно свидетельствует о том, что у этих легенд могут быть определенные основания…

Также не вижу смысла приводить здесь результаты самостоятельных исследований упоминавшихся выше братьев Алексашиных, поскольку те артефакты, что они собирают вокруг Передольского погоста (валуны с надписями, каменные фигуры и другие предметы) не вызывают у меня доверия, а их (или приписываемые им) гипотезы, согласно которым Рюрик является чуть ли не родственником египетских фараонов, сильно отдают тем, что в общем можно назвать «фолк-хистори».
В завершение статьи хочется процитировать часть фольклорного текста из устного народного творчества, записанного в окрестностях Шум-горы в XIX в.
Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке Каменья с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в пятой пучине по Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженей от Луги.
Вряд ли из этого текста можно извлечь какую-либо пользу с точки зрения исторической науки, кроме разве что констатации того факта, что легенда о том, что Рюрик похоронен именно в Шум-горе, насчитывает уже не первый век своего существования.
Вполне возможно, что в ней есть рациональное зерно…
Использованная литература:
1. Конецкий В. Я., Трояновский С. В. Большая сопка Передольского погоста в контексте социально-политической истории Новгорода на рубеже XI-XII веков.
2. Алексашин С.С. Шум-гора. Новые данные в исследовании памятника культурного наследия.
3. Платонова Н. И. О погребальном обряде Верхнелужских сопок (по материалам Передольского погоста).

Приложение 5. Некрополь Рюриковичей в Архангельском соборе Московского Кремля

С XIV века Архангельский собор Московского Кремля служил родовой усыпальницей для московских великих и удельных князей и царей. Здесь находится 54 захоронения представителей московской династии Рюриковичей и династии Романовых XVII века. Начиная с петровской эпохи роль такого некрополя постепенно перешла к Петропавловскому собору в Петербурге. Единственным исключением стало погребение в Архангельском соборе императора Петра II, умершего от оспы в Москве в 1730 году. Захоронения расположены в определённом порядке. Как правило, великие князья похоронены вдоль южной стены собора, удельные князья — вдоль западной, опальные или умершие насильственной смертью — вдоль северной. Романовские захоронения сосредоточены у столпов в центральной части собора. В алтарной части погребены Иван Грозный с двумя сыновьями и в одном из приделов — князь М. В. Скопин-Шуйский. У северо-западного и юго-западного столпов погребены два Чингисида, принявших православие и находившихся при московском дворе. Умершие захоронены в белокаменных саркофагах под полом в земле, над местами захоронения установлены надгробия с белокаменными плитами, а в начале XX века надгробия были помещены в медные застеклённые футляры. На плитах надгробий и на крышках медных футляров помещены надписи о том, кто похоронен и когда скончался. Надписи на крышках не всегда совпадают с надписями на надгробиях, поскольку при переводе дат с древнерусской системы счёта лет на современную были допущены ошибки. В нижеприведённой таблице даются номера надгробий в соответствии с планом, имена погребённых с номером, указывающим на место в родословной росписи, даты на белокаменных плитах и медных крышках.

1. Ярослав (Афанасий) Владимирович (№ 48) 16.08.6934 16.08.1426

2. Иван Владимирович (№ 46) 7.10.6931 7.10.1423

3. Андрей Васильевич меньшой (№ 79) 5.07.6999 5.07.1481

4. Борис Васильевич (№ 78) 29.05.7002 29.05.1494

5. Георгий Васильевич (№ 75) 12.09.6981 12.09.1473

6. Семён Иванович (№ 102) 26.06.7026 26.06.1518

7. Иван Васильевич (№ 53) 10.07.6925 10.07.1417

8. Пётр Дмитриевич (№ 41) 10.08.6936 10.08.1428

9. Андрей Дмитриевич (№ 40) 10.07.6940 10.07.1432

10. Георгий Дмитриевич (№ 35) 19.08.6940 19.08.1432

Василий Юрьевич (Косой) (№ 60) 10.11.1448

Дмитрий Юрьевич (Красный) (№ 62) 22.09.1441

11. Владимир Андреевич (Храбрый, Донской) (№ 32) 12.08.6918 12.08.1410

12. Андрей Иванович (№ 17) 6.06.6061 6.06.1353

13. Дмитрий Иванович (Внук) (№ 124) 14.02.7012 14.02.1504

14. Иван Иванович (Молодой) (№ 94) 7.03.6998 7.03.1490

15. Василий I Дмитриевич (№ 34) 27.02.6933 27.02.1425

16. Дмитрий Иванович (Жилка) (№ 100) 14.02.7029 14.02.1521

17. Дмитрий Иванович (Донской) (№ 27) 19.05.6897 19.05.1389

18 Иван II Иванович (Красный) (№ 16) 13.11.6967 13.11.1359

19. Георгий Васильевич (Московский) (№ 127) 25.11.7072 25.11.1564

20. Семён Иванович (Гордый) (№ 10) 26.04.6861 26.04.1353

21. Иван I Данилович (Калита) (№ 8) 31.03.6849 31.03.1341

22. Василий III Иванович (№ 98) 4.12.7042 4.12.1534

Царевич Дмитрий Иванович (№ 134) 6.06.7062 6.06.1554

23. Иван III Васильевич (№ 74) 28.10.7013 28.10.1505

24. Василий II Васильевич (Тёмный) (№ 59) 28.03.6970 28.03.1462

25. Царь Фёдор Иоаннович (№ 137, ум. 6.01.1598)

26. Царевич Иван Иванович (№ 135, ум. 19.11.1581)

27. Царь Иван IV Васильевич (Грозный) (№ 126, ум. 18.03.1584)

28. кн. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (ум. 24.04.1610)

29. царевич Дмитрий Иванович (№ 139, убит 15.05.1591)

30. Царь Алексей Михайлович 29.01.7184 29.01.1676

31. Царевич Алексей Алексеевич 17.01.7178 17.01.1670

32. Царь Михаил Фёдорович 12.07.7153 12.07.1645

Царевич Василий Михайлович 25.03.1639

33. Царевич Иван Михайлович 10.01.7147 10.01.1639

34. Царевич Дмитрий Алексеевич 6.10.7158 6.10.1650

Царевич Семён Алексеевич 19.06.1669

35. Царевич Илья Фёдорович 21.07.7189 21.07.1681

Царевич Александр Петрович 13.05.7200 13.05.1692

36. Царь Василий Иванович (кн. Шуйский) 12.09.7121 12.09.1613

37. Владимир Андреевич (№ 128, погиб 9.10.1569)

Василий Владимирович (№ 141, умер в 1574 г.)

38. Андрей Иванович (№ 103) 11.12.7045 11.12.1537

39. Георгий Иванович (№ 99) 3.08.7044 3.08.1536

40. Андрей Владимирович (№ 50) 5.11.6934 5.11.1426

41. Андрей Васильевич Большой (Горяй) (№ 76) 6.11.7002 6.11.1494

42. Царь Иван V Алексеевич 29.01.1696

43. Царь Фёдор Алексеевич 27.04.1682

44. Император Пётр II Алексеевич 18.01.1730 18.01.1730

45. Василий Ярославич (№ 69) 17.03.1462

46. Михаил Всеволодович, черниговский князь, погибший в 1246 г. — рака с мощами.

47. Пётр (Куйдакул Ибреимович «Маматяков»), казанский царевич 13.03.7031 (1523)

48. Александр Сафагиреевич (Утемиш-Гирей), казанский царь 11.06.7074

(1566)

49. Место первоначального погребения царя Бориса Годунова в 1605 г.

Следует заметить, что многие даты на надгробиях вызывают вопросы и, вероятно, содержат ошибки, связанные с переводами по различным стилям, во всяком случае, некоторые из них обнаруживают расхождения с письменными источниками.

В настоящее время в подвальной палате Архангельского собора находятся и саркофаги с останками женщин — великих княгинь, княжён, цариц и царевен. Все они когда-то были похоронены в Вознесенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря, но в 1929 году, перед сносом монастыря, сотрудники музея перенесли их в Архангельский собор. Из Рюриковичей здесь похоронены Евдокия Дмитриевна (жена Дмитрия Донского), Мария Борисовна и Софья Палеолог (жёны Ивана III), Софья Витовтовна (жена Василия I), Елена Глинская (жена Василия III), четыре жены Ивана Грозного (Анастасия Романова, Мария Темрюковна, Марфа Собакина и Мария Нагая), Ирина Годунова (жена Фёдора Иоанновича), Екатерина Буйносова-Ростовская (жена Василия Шуйского), правнучка Ивана III княгиня Евдокия Фёдоровна Мстиславская, дочь Фёдора Иоанновича Феодосия, дочь Василия Шуйского Анна, женщины семьи Владимира Старицкого (мать Евфросинья, жена Евдокия, дочери Мария, Евдокия, Анастасия) и др.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Искатели

Эта передача посвящена всевозможным загадочным случаям и чудесам, которые не раз приключались за всю историю человечества. Как известно, такие интриги всегда дразнили и будут дразнить наше любопытство. Таинственные события, что случились много веков назад, затрагивают сердца современных людей, заставляя искать ответы на вопросы, которые еще недавно оставались необъяснимыми. Именно поэтому мы погружаемся в древность, чтобы открыть новые горизонты и отыскать старинные цивилизации, жизнь которых до сих пор не была досконально изучена. Ищем сокровища, спрятанные предыдущими поколениями. Передача Искатели вместе со зрителем докопается до истины и даст глубокую трактовку многим вещам.

Режиссерами и по совместительству сценаристами этой телевизионной программы стали Виктор Кукушкин, Игорь Ушаков и Виктор Ющенко. Они смогли погрузить зрителей в атмосферу тайны и необъяснимых ситуаций. Здесь исследуются летописные источники, а также найденные во время раскопок артефакты.

Данная документально-историческая телепередача состоит из нескольких эпизодов, каждый из которых посвящен отдельному вопросу и длится 38 минут. Вышедшая в 2002 году, программа продолжает интересовать зрителей, а ее просмотр становится своеобразным путеводителем по миру неизведанного.

Могила Рюрика и Шум-гора

Легенда о могиле Рюрика, первого русского князя, звучит так:

«Была битва поздней осенью, на северном берегу Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке Каменья с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет.

Похоронили с конем и позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили этих 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в пятой пучине по Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженей от Луги».

Могилу князя ищут давно, стремясь и к бочонкам с серебром, и к золотому гробу, и, конечно же, к славе первооткрывателей могилы человека-легенды. Загадка эта беспокоит русские умы ничуть не меньше тайны Янтарной комнаты или библиотеки Ивана Грозного.

Историки до сих пор спорят, при каких обстоятельствах основатель российского государства ушел из жизни, когда и где он был похоронен. Некоторые же. из исследователей и вовсе сомневаются, что Рюрик вообще когда-либо существовал.

Одним из главных источников сведений о Древней Руси признана несторовская «Повесть временных лет», которая и начинается с вокняжения в 862 году скандинавского воеводы Рюрика. Общепринятая на сегодняшний день версия заключает, что Рюрик погиб в сражении примерно в 879 году.

На место могилы князя претендуют две территории: дно озера около Тайничной башни Ладожского форта (Старая Ладога) и город Корела (нынешний Приозерск). Никаких документальных подтверждений этим версиям нет, основаны они исключительно на легендах. Археологи упорно работают в Старой Ладоге, и на месте раскопок даже побывал президент Путин, а новгородское МЧС с помощью водолазов ищет могилу Рюрика на дне Ладоги. Ведь легенда гласит, что гроб князя, сделанный из золота, был затоплен.

Однако думается, есть много поводов считать, что могила Рюрика находится в древнем кургане близ деревни Подгорье Батецкого района Новгородской области. Этот курган называют Шум-гора. Место это очень необычное: попадаются валуны с причудливым орнаментом, древние каменные жертвенники, высеченные из камня статуи.

Да и сама Шум-гора, скорее, представляет собой конструкцию из мощных каменных плит, сверху засыпанную грунтом. Вся эта территория называется Передольским погостом, который занимает земли от деревни Подгорье до деревни Заполье, вдоль реки Луга. Площадь погоста примерно 10 гектаров, и здесь можно насчитать семь крупных курганов.

Но самый крупный курган, безусловно, Шум-гора. Ее диаметр почти 100 метров, а высота чуть более 13. Название она получила за странные звуки, которые слышатся повсюду,— гора «шумит», «поет», потому что на вершине кургана стоят ритуальные камни, которые при сильном ветре издают звук, больше всего похожий на плач.

Шум-гора — самый крупный неисследованный погребальный курган в Европе. Ее часто сравнивают с «королевскими» курганами в Упсале (Швеция), курганами конунгов в Усеберге (Норвегия), с мемориальным курганом Харальда Синезубого (Дания).

Каменные плиты надежно охраняют Шум-гору от «черных копателей», или, как их называли в позапрошлом веке, «бугровщиков», то есть тех, кто роет бугры или курганы.

Звуки Шум-горы однажды сильно напугали новгородского поисковика Артёма Новожилова и его друзей.

— Как-то раз с товарищами мы приехали на курган и заночевали рядом с ним. Но уснуть у нас не получилось. К позднему вечеру гора заныла. Мы сильно перепугались. А уже на утро сообразили и припомнили из ранних исследований, что внутри кургана имеется каменная конструкция, в виде лабиринта, туда с вершины горы в отверстие задувает ветер, а выходит он где-то из середины сопки.

Так и рождаются плачущие звуки. Местные легенды дают разгадку этой каменной конструкции: так есть предположение, что сопка была построена на месте разрушенной древней церкви.

Новожилов даже считает, что это место представляет серьёзную опасность для человека.

— Удивительно то, что над сопкой редко услышишь пение птиц. А вот, если отойти на 20 метров в сторону, природа словно оживает. Тут стоит задуматься о том, что сама природа даёт знак человеку — не тревожь, вход воспрещён! Шум-гора действительно имеет какую-то таинственную силу. Не даром в 19 веке местные жители шли к ней с крестным ходом и поднимались на сопку.

Проведённые георадарные исследования Центром региональных исследований и музейных технологий «Петроскандика» НИИКСИ СПбГУ, под руководством члена Координационного совета Санкт-Петербургского Союза ученых, профессора Глеба Лебедева показали, что Шум-гора напоминает по форме ступенчатую пирамиду, поверхность сопки выложена кусками известкового плитняка.

Также, георадар обнаружил на глубине 14-15 метров полость, четко ориентированную с востока на запад. У исследователей возникло предположение, что полость – не что иное, как погребальная камера или саркофаг. Кроме того, в южной части кургана была обнаружена «линейная аномалия», которая напоминает тоннель “уходящий в никуда”. По мнению исследователей, она похожа на тоннели древнеегипетских пирамид.

Казалось бы, вот, все данные получены, теория подтверждена, пора проводить раскопки. Но не так всё просто…

— Учёные даже собирались начать копать курган, но местные жители и администрация Батецкого района была категорически против и встала на защиту сопки, — рассказал житель расположенной рядом деревушки Подгорье Алексей Егоров. — Нам тут жить, а эти учёные приехали и уехали. Кто знает, что за сила таится в кургане.

— Место, кстати, здесь необычное, — продолжает рассказ Алексей. — Говорят, что тут есть приведения, которые до смерти пугают кладоискателей, а приходят они с местного кладбища. Один раз такой кладоискатель только начал копать, как к нему подошла девушка в красном платье и с босыми ногами, говорит: «Мил человек, как до такой-то деревни добраться?».

Кладоискатель перепугался, перевел дух, начал объяснять, отвернулся на минуту, повернулся, а её и дух простыл. Прибежал к нам в деревню, рассказывает, заикается, пришлось ему рюмку налить.

id77

Здравствуйте уважаемые.
Перечитывал тут намедни Повесть временных лет, и обратил внимание на один момент, который раньше не бросался в глаза. Стало интересно про места последнего упокоения главных персонажей отечественной истории с середины 9 столетия. Почему-то ранее не столь сильно на этом делал акцент. А интересно же.
Давайте исходить из этого источника, а не какого то иного.
Итак, произошло призвание варягов. Пришли три брата, которые сели в разных городах: Рюрик в Ладоге, Трувор — в Изборске и Синеус в Белоозеро. Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны. Он основал Новгород и ставил своих наместников в Муроме, Полоцке и Ростове. Когда умер и как — в истории не сохранилось. Также как и где находится место его упокоения. Однако на левом берегу реки Луги, между деревнями Подгорье и Заполье Батецкого района Новгородской области существует так называемая Шум-гора. Это древнее и больше захоронение. И многие считают, что могила легендарного князя именно тут.
Согласно устному древнему преданию (которое, конечно, сомнительно). Поздней осенью, на северном берегу Луги была немала сеча, в которой лично участвовал и сам основатель российского государства. В ходе битвы, Рюрик был тяжело ранен и от раны погиб. Так как было холодно и земля уже замерзла, то его тело спрятали и тело его засыпали камнями. Весной же тело Рюрика перенесли через реку в местечко “Каменья” с огнями, на южный берег реки Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и с позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили 12 воинов его головами по кругу. Рюрика похоронили в 5 пучине по реке Луге, в 60 верстах от Новгорода и в 60 саженях от реки Луги.
Может ли Шум-гора быть могилой Рюрика? Вполне. Тем более, место там говорят такое необычное, особое….
Синеус и Трувор вполне возможно это «свой род» и «верная дружина», во всяком случае, я придерживаюсь того же мнения. Но в источнике это отдельные люди, так что давайте попробуем.
Тем более, что существует такое понятие как Труворов Крест. На треугольном мысу высокого плато — Жеравьей горы над Городищенским озером, что близ Изборска, существует Труворово или по другому Старое Изборское городище. ныне там так называемая церковь Николы на городище и кладбище, с крестами где то 15-16 столетия. Один из крестов, высотой выше человеческого роста, известен как Труворов крест, Труворова могила. Народное предание гласит именно об этом. Да и Екатерина II в это верила.

С Синеусом сложнее. В дореволюционных учебниках истории сохранились упоминания о том, что неподалёку от Белоозера находился курган, называемый «Синеусов». Но где он и что из себя представляет — это вопрос. На рубеже веков энтузиасты из «Космопоиска» затеяли экспедицию, чтобы постараться точнее выяснить место. Если честно — результаты невнятны, поэтому меня лично не убедили.
Дальше у нас правил Олег, он же Хельга, он же Олейф, он же прообраз богатыря Вольги Святославовича.
Славный воин, покоритель Царьграда, то ли родственник, то ли ближний вой Рюрика.
Его смерть от коня, о которой мы все знаем с детства, конечно сомнительна, но то, что он погиб, сомнений не вызывает. И тут главный вопрос — где, и как похоронен.
Недалеко от Старой Ладоги есть могильный холм Олега, который известен издревле. Находится в деревне Велеша, что в северо-западной части района на левом берегу реки Волхов, к северо-востоку от Старой Ладоги.
Место подтверждается Новгородской первой летописью, отразившей Начальный свод 1093—1095 годов. Там смерть князя Олега описывается следующим образом:
«В лето 6430 (922). Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозе»
В принципе, подходит.
Но есть один момент, который мне бросился в глаза как раз 🙂 Повесть временных лет гласит:
«И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словето могыла Ольгова»
Щековица, или точнее Щекавица — гора в Киеве над Подолом. Интересно, что зачастую до революции ее называли не иначе как Олеговой горою.
Ну так где похоронен Олег Вещий? Я скланяюсь в пользу Старой Ладоги. А Вы?
Продолжение следует….
Приятного времени суток.

Tags: История