Шаталов Владимир Александрович

90 лет исполняется космонавту Владимиру Шаталову

8 декабря 2017 года исполняется 90 лет советскому космонавту, генерал-лейтенанту авиации, дважды Герою Советского Союза Владимиру Александровичу Шаталову. Когда говорят, что талантливый человек талантлив во всем, это смело можно отнести и к Владимиру Александровичу, который, помимо всего прочего, является кандидатом технических наук, военным летчиком 1-го класса и космонавтом 1-го класса. Шаталов наряду с Алексеем Станиславовичем Елисеевым стал первым из советских космонавтов, которому удалось совершить три полета в космос.

Стоит отметить, что Владимир Александрович Шаталов является старейшим из сегодня живущих покорителей космоса. Он стал 13-м советским космонавтом, отправившимся к звездам, совершив три полета на кораблях «Союз-4», «Союз-8» и «Союз-10». Любопытно, что и второй по долголетию космонавт тоже живет сегодня в России – это Анатолий Филипченко, который в феврале 2017 года отметил свое 89-летие. Всего в России и странах ближнего зарубежья сегодня проживает 11 космонавтов, чей возраст перевалил уже за 80 лет, в том числе первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Будущий космонавт появился на свет 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Петропавловского уезда Акмолинской губернии Казакской АССР в составе РСФСР (сегодня административный центр Северо-Казахстанской области Республики Казахстан) в семье железнодорожного рабочего. Его отец, Александр Борисович Шаталов, работал в Петропавловске диспетчером связи, станционным дежурным. В дальнейшем за особые заслуги в организации и обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства он был представлен к званию Героя Социалистического Труда.

В середине 1930-х годов Александр Шаталов переехал со своей семьей в Ленинград, где поступил в местный институт инженеров железнодорожного транспорта. Так что детство и первые школьные годы будущего космонавта Владимира Шаталова прошли в городе на Неве. Во время учебы в школе Шаталов увлекался авиамоделизмом, занимаясь в кружке при Дворце пионеров. Уже в детстве начала проявляться его любовь к небу и полетам. Перед началом Великой Отечественной войны он успел окончить 6 классов средней школы в Ленинграде. В июле-сентябре 1941 года принимал участие в постройке оборонительных укреплений в Гатчине, а затем убежал к отцу на фронт. Фактически он стал «сыном полка», находился вместе с отцом-радистом в составе ремонтно-восстановительного поезда «Связьрем-1».
Полтора месяца принимал участие в обороне Ленинграда, после чего был отправлен в родной Петропавловск, где уже находилась в эвакуации его семья. Здесь он продолжил обучение и в 1943 году закончил школу-семилетку. Уже тогда он знал, что хочет стать военным летчиком. Поэтому после окончания семи классов он поступил в 6-й Воронежскую спецшколу ВВС, которая была эвакуирована сначала в Караганду, а затем в Липецк. После обучения в спецшколе ВВС он поступил в июле 1945 года в 8-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, после ее закрытия уже в августе того же года продолжил обучение в Качинском Краснознаменном военном авиационном училище летчиков имени А. Ф. Мясникова. С этого момента пошел отчет его службы в рядах Советской Армии. В 1949 году он успешно закончил свою учебу и стал военным летчиком.

С 7 сентября 1949 года будущий космонавт служил летчиком-инструктором, а с 14 июля 1951 года – летчиком-инструктором по технике пилотирования 706-го учебного авиационного полка (УАП) Качинского ВАУЛ. Начиная с 12 декабря 1951 года, служил летчиком-инструктором боевого применения в 707-м УАП того же училища.

В 1956 году Владимир Шаталов успешно окончил командный факультет Краснознаменной Военно-воздушной академии ВВС СССР. С ноября того же года являлся заместителем командира эскадрильи, а с мая 1960 года – заместителем командира авиационного полка в строевых частях ВВС. С февраля 1961 года служил старшим инспектором-летчиком отдела боевой подготовки 48-й воздушной армии Одесского военного округа. Его военная карьера развивалась очень успешно. Окончив летное училище лейтенантом в 1949 году, к 1962 году он был уже подполковником. В Одесском военном округе он служил вплоть до 1963 года, пока не был зачислен в отряд космонавтов, с этого момента начинался новый этап в его жизни и карьере.
10 января 1963 года Шаталов был зачислен в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) в качестве слушателя-космонавта. С января 1963 по январь 1965 года он проходил здесь обще-космическую подготовку, попутно изучая конструкцию, системы и правила эксплуатации действующих космических кораблей. 13 января 1965 года после успешной сдачи экзаменов Владимир Шаталов получил классификацию «космонавт ВВС» и уже 23 января был назначен на должность космонавта второго отряда (военные космические программы). Параллельно с этим в январе-марте 1965 года он проходил подготовку в Центре боевого применения ВВС в Липецке, где летал на самолетах МиГ-21у, Ил-14 и Ту-104.
Первый его полет в космос мог состояться еще в марте 1966 года. До этого он проходил подготовку для полета на космическом корабле «Восход-3» по военной программе в качестве второго пилота второго (дублирующего) экипажа вместе с Георгием Береговым. Планируемая продолжительность полета должна была составить 16-20 суток. 5 марта 1966 года решением Государственной комиссии Шаталов был допущен к выполнению космического полета. Экипажи отправились на полигон, космический корабль прошел все испытания и проверки, однако запуск сначала отложили, а потом отменили совсем. С января 1967 года по январь 1968 года Владимир Шаталов проходил подготовку в рамках программы по стыковке двух космических кораблей на орбите как в качестве командира «пассивного», так и в качестве командира «активного» корабля. До первого его полета в космос оставался еще год. Он был осуществлен в середине января 1969 года.
Космонавт Владимир Шаталов во время приема пищи на борту корабля «Союз-4»
В своем первом полете в космос, проходившем с 14 по 17 января 1969 года, Владимир Шаталов являлся командиром космического корабля «Союз-4». В ходе данного полета впервые было осуществлено ручное сближение и стыковка в космосе с кораблем «Союз-5» (командир – Б. В. Волынов). Таким образом, впервые в истории на орбите была создана экспериментальная космическая станция и осуществлен переход через открытый космос космонавтов Елисеева и Хрунева из космического корабля «Союз-5» в «Союз-4». Продолжительность полета составила 71 час 14 минут. Свой первый полет Владимир Шаталов выполнял уже в звании полковника.

22 января 1969 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение космического полета и обеспечение впервые в мире перехода космонавтов из одного космического корабля в другой, совершенного во время орбитального полета кораблей «Союз-4» и «Союз-5», а также проявленное при этом мужество и героизм Владимир Александрович Шаталов был представлен к званию Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй полет в космос Шаталов выполнил уже в октябре 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-8» в экипаже с А. С. Елисеевым. Полет проходил с 13 по 18 октября 1969 года и являлся групповым. В нем участвовали сразу три советских космических корабля: «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». В рамках полета отрабатывалось взаимное маневрирование космических кораблей в ручном режиме управления с использованием автономных навигационных измерений. В рамках полета была запланирована стыковка с кораблем «Союз-7», но она не была осуществлена по причине отказа системы сближения и стыковки «Игла» на корабле «Союз-8». Во время данного полета Шаталов провел в космосе 118 часов 11 минут. Уже 22 октября Владимир Шаталов получил вторую «Звезду Героя», став дважды Героем Советского Союза. Два успешных полета в космос и два награждения высшей степенью отличия СССР разделяли между собой всего 10 месяцев.

Свой третий космический полет Владимир Шаталов выполнил в апреле 1971 года. Полет проходил с 23 по 25 апреля 1971 года совместно с А. С. Елисеевым и Н. Н. Рукавишниковым. Шаталов вновь был командиром космического корабля, на этот раз «Союза-10». 24 апреля 1971 года была осуществлена успешная стыковка космического корабля с орбитальной станцией «Салют». Но запланированный в дальнейшем переход космонавтов с корабля на станцию так и не состоялся, причиной стала поломка стыковочного агрегата корабля, которая не позволяла выполнить их полное стягивание и герметичность стыка. В результате переход на борт орбитальной станции был отменен и полет был прекращен досрочно после выполнения облета орбитальной станции «Салют» и ее фотографирования. В этот раз Владимир Шаталов провел в космосе 47 часов 46 минут.
После возвращения из полета 25 апреля 1971 года Шаталов был представлен к очередному воинскому званию, став генерал-майором авиации. В этом же году в июне Владимир Александрович был отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность помощника Главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полетов. Полученные им опыт и знания теперь были необходимы на земле для подготовки будущих покорителей космоса.
28 апреля 1972 года Владимир Александрович Шаталов успешно защитил диссертацию в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина, получив степень кандидата технических наук. 25 апреля 1975 года ему было присвоено очередное воинское звание – генерал-лейтенант авиации. Вершиной его карьеры можно назвать то, что с 3 января 1987 по 19 сентября 1991 года генерал-лейтенант Владимир Шаталов возглавлял Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Указом президента России от 9 мая 1992 года был уволен в запас, службе своей стране Шаталов посвятил более 45 лет своей жизни.


Заслуги космонавта Владимира Шаталова были отмечены не только многочисленными правительственными наградами. В его честь был назван кратер Шаталов диаметром 24,05 километра в Море Москвы на обратной стороне Луны. Также в 1979 году в родном Петропавловске ему был установлен памятник. Выпущены были также почтовые марки с портретом космонавта. В апреле 2017 года на аллее космонавтов у ярославского планетария появилась звезда, посвященная Владимиру Шаталову. Ежегодно на этой аллее открываются новые звезды, посвященные людям, которые связали свою жизнь с покорением космоса. Также Владимир Александрович является почетным гражданином городов Калуга, Курган, Нальчик (Россия), Караганда, Петропавловск (Казахстан), Прага (Чехия) и Хьюстон (США).
По материалам из открытых источников

Шаталов, Владимир Александрович

Родился 8 декабря 1927 г. в городе Петропавловске Акмолинской губернии Казахской АССР (ныне — Северо-Казахстанская обл. Республики Казахстан). Отец, Александр Борисович (1890-1970), — подполковник, Герой Социалистического Труда (1943), связист-железнодорожник, участник Великой Отечественной войны. Мать, Зоя Владимировна (1900-1980), была домохозяйкой. Детство провел в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург), куда впоследствии переехала семья. Посещал авиамодельный кружок в ленинградском Дворце пионеров.
После начала Великой Отечественной войны в июле — сентябре участвовал в строительстве оборонительных укреплений в Гатчине под Ленинградом, был сыном полка, в котором служил его отец. В октябре 1941 г. вместе с матерью эвакуировался в родной Петропавловск и там окончил школу-восьмилетку (1943). Среднее образование получил в 6-й Воронежской спецшколе ВВС (1945), находившейся в эвакуации в Караганде и Липецке.

В июле 1945 г. был зачислен курсантом в 8-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков, а после ее расформирования в августе того же года переведен в Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище летчиков им. А. Ф. Мясникова (Качинское ВАУЛ; окончил его в 1949 г.). В 1953-1956 гг. — слушатель Краснознаменной Военно-воздушной академии ВС СССР в Монино (КВВА; ныне — Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Воронеж), с отличием окончил командный факультет.

Кандидат технических наук, диссертацию защитил в 1972 г. в КВВА.

Служба в ВВС
С сентября 1949 г. служил летчиком-инструктором, с июня 1951 г. — летчиком-инструктором по технике пилотирования 706-го учебного авиационного полка Качинского ВАУЛ. С декабря 1951 г. был летчиком-инструктором боевого применения 707-го учебного авиационного полка.
С ноября 1956 г. — заместитель командира, затем — командир авиаэскадрильи, а с мая 1960 г. — заместитель командира авиационного полка в строевых частях ВВС.
С февраля 1961 г. проходил службу старшим инспектором-летчиком отдела боевой подготовки 48-й воздушной армии Одесского военного округа (Украинская ССР).
Освоил самолеты УТ-2, Як-3, Як-9 с модификациями, Як-11, Як-12, Як-18, МиГ-15 с модификациями, МиГ-17, МиГ-21, Су-7Б, Ил-14, а также вертолет Ми-4. В общей сложности налетал более 2,5 тыс. часов.
В отряде космонавтов
10 января 1963 г. приказом главкома ВВС СССР был зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) слушателем-космонавтом. Вошел во второй набор ЦПК вместе с Георгием Добровольским, Алексеем Губаревым, Анатолием Филипченко, Юрием Артюхиным и др.
После прохождения общекосмической подготовки 23 января 1965 г. был назначен на должность космонавта (военные космические программы). С марта 1969 г. являлся старшим инструктором-космонавтом, начальником 1-го отдела (орбитальные программы) ЦПК.
В рамках подготовки к космическим полетам изучил системы и конструкцию пилотируемых кораблей типа «Восток», «Восход», выполнил более 100 прыжков с парашютом, летал на самолетах МиГ-21У, Ил-14, Ту-104.
Входил в дублирующий экипаж корабля «Восход-3», полет которого намечался на ноябрь 1965 г. Впоследствии полет неоднократно откладывался и в итоге был отменен. С 1967 г. проходил подготовку для полета на корабле «Союз».
Полеты в космос
Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 г. в качестве командира корабля «Союз-4». 16 января впервые провел стыковку двух пилотируемых кораблей на околоземной орбите (осуществлялась в ручном режиме): «Союза-4» с «Союзом-5», который стартовал спустя сутки с экипажем из трех космонавтов. Алексей Елисеев и Евгений Хрунов совершили переход через открытый космос в корабль «Союз-4» и затем вернулись на Землю вместе с Шаталовым. Командир «Союза-5» Борис Волынов возвратился 18 января.
Через девять месяцев, 13-18 октября 1969 г., совершил свой второй полет на «Союзе-8» вместе Алексеем Елисеевым. Владимир Шаталов был командиром не только пилотируемого им корабля, но и осуществлял руководство полетом двух других — «Союза-6» с Георгием Шониным и Валерием Кубасовым на борту и «Союза-7» с Анатолием Филипченко, Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. Тогда впервые на околоземной орбите находились сразу три пилотируемых корабля и семь космонавтов. В ходе группового полета было отработано одновременное управление кораблями, маневрирование, взаимодействие экипажей, проведены научно-технические эксперименты. Шаталов и Елисеев провели экспериментальный сеанс связи с Центром управления полетами через первый советский спутник связи «Молния-1» (был запущен в 1965 г.). Однако из-за отказа системы «Игла» на корабле «Союз-7» не удалось выполнить его стыковку с «Союзом-8».
В третий раз Владимир Шаталов отправился в космос 23 апреля 1971 г. в качестве командира корабля «Союз-10» вместе с Алексеем Елисеевым и Николаем Рукавишниковым. Этот полет также стал историческим. 24 апреля Шаталов провел стыковку с первой космической станцией «Салют», которая была выведена на околоземную орбиту 19 апреля того же года. Но экипаж не смог перейти на ее борт: из-за поломки стыковочного агрегата корабля не удалось произвести полное стягивание со станцией и обеспечить герметичность стыка. В результате полет был досрочно прекращен. 25 апреля космонавты вернулись на Землю, совершив облет «Салюта» и проведя фотографирование космической станции.
Всего за три полета Владимир Шаталов провел в космосе 9 суток 21 час 57 минут.
После полетов в космос
После третьего полета Шаталов в звании генерал-майора авиации покинул отряд космонавтов. Это было связано с его назначением в июне 1971 г. помощником главнокомандующего ВВС СССР Павла Кутахова по подготовке и обеспечению космических полетов (заместителем главкома ВВС по космосу). Сменил в этой должности генерал-полковника авиации Николая Каманина.
В 1971-1991 гг. входил в состав государственной комиссии по пилотируемым космическим полетам.
С января 1987 г. по сентябрь 1991 г. был начальником 1-го Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Возглавлял ЦПК после Георгия Берегового.
В марте 1992 г. был уволен в запас с военной службы в звании генерал-лейтенанта авиации.
Являлся депутатом Верховного совета СССР IX и X созывов (1974-1984), а также Московского городского совета депутатов трудящихся XIV и XV созывов (1973-1978). Был членом КПСС.
Возглавлял Общество дружбы СССР — Куба (1969-1999).

Увлекался подводной охотой, свой первый акваланг смастерил из кислородного оборудования со списанного самолета.

8 декабря родился дважды Герой СССР, летчик-космонавт Владимир Шаталов.

Он –13-й советский космонавт. Больше того, первый полет в космос Шаталова был запланирован на 13 января 1969 года. Следующий полет пришелся на 13 октября.

Лётчик-космонавт Владимир Шаталов

Место рождения космонавта – город Петропавловск на севере Казахстана. Потом семья перебралась в Ленинград. Там Володя занимался авиамоделированием. Там же, перед войной, он завершил шестилетнее образование.

В первые месяцы Великой Отечественной Владимир убежал к отцу, работавшему начальником поезда. Пробыл на Ленинградском фронте рядом с отцом полтора месяца. Примерно в 1943-м он осознал, что хочет быть военным летчиком. Потому ступенями его авиационной биографии стали спецшкола ВВС, летное училище…

После окончания Качинского летного училища молодой инструктор обучал курсантов летать на разных типах самолетов. Но этого Шаталову казалось мало, захотел поступить в школу летчиков-испытателей. Военно-воздушную академию окончил с отличием.

Владимир Шаталов испытывал разные типы крылатых машин, занимал различные должности в авиационных частях ВВС – командира эскадрильи, заместителя командира авиаполка…

Спустя два года после первого полета человека в космос подполковник Шаталов оказался в Центре подготовки космонавтов, стал проходить общекосмическую подготовку, а затем – космическую. Первоначально Владимира Шаталова готовили к выполнению миссии на корабле «Восход-3». Это были 1965-1966 годы. Полет каждый раз откладывался, а потом был вовсе отменен после гибели Владимира Комарова.

В дальнейшем Шаталов проходил подготовку для стыковки кораблей «Союз». Можно сказать, что к первому полету в космос он шел шесть лет…

Космические будни Владимира Шаталова

Рассказывая о выходах на орбиту Земли, космонавт со стальными нотами в голосе говорит о том, что не испытывал страха, «это – профессия». Страх был в другом: что вылет не состоится.

Первый полет Владимира Шаталова, командира корабля «Союз-4», был запланирован на 13 января 1969-го.

До старта оставалось несколько минут, ракета уже вовсю дрожала, но космонавту дали команду привязаться покрепче и … «отбой». Не взлетев, Шаталов «приземлился» из-за примерзания какого-то прибора. Конструкторы были обескуражены, но космонавт не показал расстройства и отрапортовал: «Полковник Шаталов покрыл все мировые рекорды: откуда взлетел, туда и приземлился»… Полет перенесли на следующий день.

А через день на орбиту отправился «Союз-5» (с командиром корабля Борисом Волыновым и двумя космонавтами). Страна должна была услышать в прямом эфире позывные бортов и увидеть их «встречу» в космосе. Управляемый Шаталовым «Амур» вышел на стыковку с «Байкалом».

Корабли уже приблизились друг к другу, расстояние между ними было до тридцати метров, но оказалось, что они находятся где-то в районе Африки, вне телевизионных вышек Советского Союза. Тогда им пришлось зависнуть и вручную «дойти» до зоны телеантенн.

С замиранием в сердце мир наблюдал, как «Союз-4» и «Союз-5» встали «лицом к лицу». Ручное сближение пилотируемых кораблей успешно завершилось стыковкой. Таким образом, впервые в истории космонавтики была создана экспериментальная космическая станция. Без преувеличения, ликование было и на Земле, и в космосе!

Экипажи «Союз-4» и «Союз-5»

Вторая задача полета оказалась не менее сложной и зрелищной. Космонавты Алесей Елисеев и Евгений Хрунов вышли из «Союза-5» в открытый космос, и, передвигаясь с опорой руками о поручни, перешли на борт «Союза-4». К слову, они еще стали первыми космическими почтальонами – Шаталов получил от коллег письмо от жены и газеты со статьями о его вчерашнем полете в космос.

В состыкованном состоянии корабли пробыли 4,5 часа. Потом «Союз-4» с космонавтами возвратился на Землю, а через сутки – приземлился второй корабль.

…Через 10 месяцев Владимир Шаталов с бортовым инженером Алексеем Елисеевым на «Союзе-8» вновь полетел в космос, выполняя флагманскую роль в полете кораблей. На орбите вновь должна была состояться стыковка, теперь уже трех бортов. Три «Союза» отрабатывали совместное маневрирование. Однако стыковка кораблей не была осуществлена из-за поломок системы стыковки.

Тем не менее групповой полет был выполнен успешно. По возвращении на Землю Владимир Шаталов получил вторую звезду Героя. И по признанию космонавта, у него вновь оставалась мечта нового полета, новой работы.

23-25 апреля 1971-го третьим пилотируемым кораблем космонавта стал «Союз-10». Корабль с экипажем (Шаталов, Елисеев и Рукавишников) должен был состыковаться с орбитальной станцией «Салют» и осуществить ряд космических исследований. Однако стыковка осложнилась поломкой агрегата корабля.

…Свои воспоминания о полетах и связанных с ними случаями Владимир Шаталов оставил в книге «Космические будни». Ему было о чем рассказать как человеку на посту помощника главкома ВВС (на эту должность Владимира Шаталов был назначен после третьего полета), начальника Центра подготовки космонавтов. Обобщая, он говорит, что все его полеты в космос проходили небезупречно. Однажды лишь мгновение спасло от верной гибели.

Реальную картину в космосе Шаталов характеризовал так: «Думали, что манна небесная на космонавтов сыплется, что конструкторы для нас отцы родные… Но не всё так просто. Я часто очень резко спорил с конструкторами. Начиная с гибели Добровольского, Волкова, Пацаева, мне пришлось расследовать разные катастрофы. Инженерия отстаивает свою невиновность в этих вещах, самолетчики говорят: «У нас всё в порядке», связисты – что со связью все хорошо, двигатеристы – что двигатель работал на полных оборотах. А что же тогда случилось? Валят на летчика – не выспался или еще что-то. А летчик ничего не скажет – он погиб…»

Шаталов в Центре управления полётами

…С женой Музой Андреевной Владимир Шаталов встретился на катке в Мичуринске. По воспоминаниям летчика, оба катались на коньках не слишком хорошо. После нескольких лет совместно-раздельной жизни (Шаталов учился в Монинской военно-воздушной академии, а его жена — в институте в Ленинграде) супруги переехали в Москву.

Живут в Звездном, вырастили сына, дочь, есть внуки и правнуки. На сакраментальный вопрос о вере в Бога Шаталов признает помощь высших сил: в бытность летчиком не раз приходилось делать вынужденную посадку и в космосе было не все так гладко…

Владимир Шаталов с семьёй

В быту Владимир Александрович любит шутку. В их гостеприимном доме побывало немало известных гостей. Пахмутова, Добронравов, Лещенко, Кобзон… Как-то на «огонек» заглянул Рауль Кастро (брат команданте), с подарком – огромным чучелом крокодила.

В свое время космонавт с женой побывали на Кубе, где познакомились с Фиделем Кастро. Мужчины отправились на охоту… под водой.

Подводная охота осталась одним из любимых увлечений Шаталова. Причем первый акваланг он сделал сам из оборудования списанного самолета.

В его семье очень любят книги. Владимир Шаталов стал автором (соавтором) нескольких книг космической тематики: «Трудные дороги космоса», «Космические будни», «Люди и космос», «Применение ЭВМ в системе управления космическим аппаратом», «Космос – Земле»…

Он кандидат технических наук. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Награжден более чем полусотней наград (советскими и иностранными), удостоен многочисленных почетных званий…

Шаталов рассказывает о стыковке кораблей в космосе

В родном городе в Казахстане установлен бронзовый бюст космонавту. Именем Владимира Шаталова назван кратер на Луне.

Ныне Владимир Александрович – один из старейших космонавтов СССР. Остается пожелать космонавту №13 (34-му космонавту мира) бодрости, здоровья и благополучия.

Заглавное фото: космонавт Владимир Шаталов

Космонавт Шаталов Владимир Александрович

Владимир Александрович Шаталов имеет статус космонавта СССР, 13 по счету. Совершил 3 космических полета. На кораблях: Союз 4, 8, 10. За заслуги перед страной имеет звание: дважды Героя СССР, награжден самыми высокими государственными орденами и медалями не только в своей стране, но и по всему миру. Владимир Шаталов, является космонавтом 1 класса, а также первоклассным военным летчиком и имеет степень кандидата технических наук.

Пример и личностные качества

Его жизненный путь, служение своей стране и многолетний труд на благо всех людей, живущих на Земле, является примером для каждого человека и поводом для гордости за свою страну. Просто перечисление сухих фактов из его жизни займет не одну книжную страницу, а пережитые события и совершенные поступки имеют право на полную детализацию для обучения многих поколений. Немного на планете есть примеров мужества, отваги, бесстрашия, преданности и служения своей Родине и народу.

Детство, семья, учеба

Достижение самых высоких целей и становление примером начиналось с совсем обычных событий и детства, проходившего в предвоенные годы в СССР.
Родился будущий космонавт Шаталов в 1927, в первый зимний месяц 8 числа, в небольшом городе Петропавловске в Казахской АССР. Его семья была обычной, трудовой: отец — диспетчер на железнодорожной станции, мать — домохозяйка. Позже, в годы войны, отец космонавта был удостоен зв. Героя Соц. Труда за помощь фронту во время войны.

В середине 30-х годов семья переехала в Ленинград, и в школе маленький Володя учился уже в городе на Неве. С детства небо и звезды манили его. Началось все с обычного кружка авиамоделирования во дворце пионеров…

Война застала парнишку в школьном возрасте. Он видел и пережил многое: и подготовку обороны Ленинграда, и жизнь » сына полка» с отцом на фронте, эвакуацию. Среднюю школу Владимир заканчивал в Воронежской спецшколе ВВС.

После завершения войны Шаталов поступает в Авиационную Военную Школу номер 8, но она закрывается 08.1945, и будущий космонавт заканчивает Качинское ВАУЛ им Мясникова. Летчиком 1 разряда Владимир Александрович Шаталов становится в 22 года. На этом он не заканчивает свое обучение и в 1956году становится выпускником Краснознаменной Военно-воздушной Академии Вооруженных Сил СССР, по специальности Командного факультета.

Космическая подготовка

Космос становится все ближе. Космическая подготовка начиналась со специальной медицинской комиссии, которую проходили в ЦВНИАГ(госпиталь для летчиков с научно-исследовательским направлением). Только после этого можно было получить допуск к занятиям.

С 1963, Владимир Шаталов 24 месяца является космонавтом-слушателем. Его жажда к полетам и стремление учиться выражались в его активном участии во всех подготовках: более сотни прыжков с парашютом и 2 наземных катапультирования за время обучения дали ему хорошую практику и навыки для дальнейшей работы. Пользовался большим авторитетом среди однокурсников. Его всегда любили и уважали коллеги. Без сильных личностных и лидерских качеств в таких сферах успеха быть не может, в возрасте 38 лет Владимир Шаталов получает специальность «космонавт ВВС».
Его знания и умения очень обширны — он может управлять самолетами Миг-21у, Ту-104, Ил-14. Знает конструкции, системы и правила эксплуатации «Восток3А», «Восход», «Восход-2». Выполнено десять полетов на невесомость.

В 1965, с начала весны до начала зимы начинает серьезную подготовку к полету на корабле «Восход-3», полет несколько раз переносился, а потом был отменен.
С 1967 до конца 1968 готовится для испытательного полета по программе стыковки кораблей в качестве командира экипажа корабля 7К-ОК.

Статистика полётов космонавта Шаталова Владимира Александровича

В космос

Первый полет космонавта Владимира Шаталова происходит 14.01.1969. Он длится почти 3 суток. Полет прошел удачно, поставленная задача полностью отработана. Произошла стыковка с кораблем «Союз-5», во время которой экипаж корабля Евгений Хрунов и Алексей Елисеев перешли на «Союз-4» под управлением космонавта Шаталова В.А. и вместе вернулись на землю.

В этом же году Космонавт Владимир Александрович Шаталов проходит ускоренную подготовку и летит в космос второй раз.

Второй полет приходиться на октябрь. С 13 по 18 в должности командира космического корабля «Союз-8» и командира экспедиции из трех кораблей. Из-за неисправности стыковочного механизма «игла» цель не достигнута, и стыковка с КК «Союз-7» не состоялась.

Полет по номеру 3 происходит в 1971, в апреле, длительность — почти 2 суток. В этом полете была осуществлена первая в истории космонавтики стыковка с орбитальной космической станцией «Салют». Но, из-за неисправности стыкового аппарата, не удалось завершить до конца намеченную цель — не удалось осуществить переход на станцию по причине невозможности создания герметичного коридора для перехода экипажа. Полет был завершен раньше намеченного, после совершения круга над станцией и нескольких ее фотографий.

После завершения своей деятельности как космонавта, работал помощником Главнокомандующего ВВС по подготовке полетов в космос. Служил в этой должности 20 лет и состоял в комиссии государства по пилотируемым полетам в космос.
Закончил службу в звании Генерал-лейтенант авиации. Является почетным гражданином нескольких городов в России, Во Вьетнаме и США. Жизнь Владимира Шаталова, сложенная из множества честных и самоотверженных поступков, труда на благо человечества, обучения будущих космонавтов и подготовки полетов заслуживает самой высокой похвалы и благодарности от потомков. Люди, которые не прячутся за спины других, достигают результатов, не жалея себя и не давая себе поблажек, могут называться Человеком с большой буквы и являться живым примером мужества, благородства и доблести. Владимир Александрович – один из лучших представителей человечества.

После увольнения в запас Владимир Шаталов остаётся быть увлечённым человеком, некоторые из них: охота, лыжные прогулки, работа в саду и подводная охота.
Вот так из обычных парнишек рождаются легенды и настоящие герои своего времени.