Шаманов о пенсиях военным

Государство отбирает у отставников каждый пятый рубль

Фото сайта pred-pensioner.ru

Партия власти продолжает принимать законы, ущемляющие социальные и материальные права военных пенсионеров. Поскольку в Госдуме у «Единой России» большинство, несмотря на возражения других фракций, парламент без труда принял на днях закон, замораживающий рост военных пенсий на 2%. Такая норма содержится в ст. 43 (ч. 2) закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу». Речь идет о норме закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера».

Источник: данные комитета Госдумы по обороне

Старая норма в следующем году не будет действовать, и военные пенсии с 1 октября будут увеличены лишь на 3%, то есть на величину запланированной инфляции. Заметим, что пенсии гражданских людей проиндексируют с 1 января на 6,6 %. Почему так «не любит» военных ветеранов партия власти, сказать трудно. Но и в ее рядах есть лоббисты интересов защитников отечества. В заключении на проект этого документа глава думского комитета по обороне единоросс Владимир Шаманов высказался против заморозки роста военных пенсий. Но его товарищи по партии к этому не прислушались.

Между тем в заключении комитета по обороне на проект закона о военных пенсиях приводятся статистические данные, которые не в лучшем свете показывают роль правительства и партии власти в выполнении законов и указов президента о повышении материального уровня отставников. В частности, отмечается, что «с 2014 по 2016 год прибавка к военной пенсии за счет роста так называемого понижающего коэффициента не покрывала даже уровень инфляции, не говоря уже о выполнении Указа № 604». Этот указ президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2012 года, как известно, предписывает правительству каждый год индексировать пенсии военных на 2% сверх уровня инфляции. В качестве подтверждения своих выводов депутаты комитета приводят таблицу.

На основании этих данных делается вывод о том, что «недоиндексация» военных пенсий «на сегодняшний день составляет 20% (то есть пятую часть от суммы «военной пенсии»). Это привело к тому, что размер военных пенсий рядового и сержантского состава практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий», – отмечается в документе, подписанном Шамановым. При этом он делает вывод: «По нашим расчетам, за счет «понижающего коэффициента» экономия бюджета с 2012 года по 2019 год составила около 2,8 трлн руб.». Это колоссальные деньги, сопоставимые с величиной военного бюджета страны за год.

Фракция ЛДПР, которая голосовала против заморозки закона о повышении военных пенсий, также ударилась в статистику. Депутат Александр Шерин, выступая при обсуждении закона, отмечал, что на его выполнение потребуется чуть больше 10 млрд руб. В масштабах страны, по его словам, это не такие большие деньги. «Россия простила африканским странам долг в 20 млрд долл. На эти деньги можно делать такие выплаты военным пенсионерам 28 лет», – считает Шерин. Он заявил, что многие ветеранские организации России обращаются к ЛДПР с просьбой сообщить фамилии тех депутатов, которые голосовали против повышения военных пенсий. И в этом уже виден намек на то, что на ближайших парламентских выборах военный электорат вряд ли поддержит таких политиков.

Как сказал «НГ» председатель Национальной ассоциации офицеров запаса МЕГАПИР генерал‑майор Владимир Богатырев, проблема пенсионного обеспечения бывших военнослужащих уже много лет волнует ветеранские организации России: «Этот вопрос мы будируем, опираясь на наших представителей, работающих в органах законодательной и исполнительной власти страны, а также в институтах гражданского общества». По его мнению, «правительство не в полной мере выполняет указ президента от 7 мая 2012 года № 604, в котором предписано каждый год индексировать военные пенсии сверх уровня инфляции на 2%. В результате жизненный уровень офицеров запаса не растет уже несколько лет подряд. Это происходит даже несмотря на разовое (октябрьское) в этом году повышение пенсий на 6,3% в привязке к денежному довольствию военнослужащих». Богатырев считает, что это «не лучшим образом сказывается на имидже военной службы. И это тем более удивляет, что деньги у правительства есть – бюджет на будущие годы в РФ запланирован с профицитом».

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Уважаемый Вячеслав Викторович!
Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации шестой год подряд вносится законопроект, приостанавливающий действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от 12.02.1993 г. № 4468-1, согласно которой денежное довольствие учитываемое при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 названного Закона РФ, с 1 января должно увеличиваться на 2 процента. Так 30.09.2019 Правительством РФ в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект № 802513-7.
В прошлом году при принятии аналогичного законопроекта, согласно размещенной на официальном сайте Государственной Думы Стенограмме (пункт 11) заседания Государственной Думы от 8.11.2018 г., депутаты фракций «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия» выступили категорически против данного законопроекта, а Комитет Государственной Думы по обороне в своем заключении от 6.11.2018 г. № 88/2 (далее – Заключение Комитета ГД по обороне) указал, что:
«Из пояснительной записки к законопроекту следует, что он подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), в соответствии с которым в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде. С учетом проектируемого в 2019 году профицита федерального бюджета в 1,9 триллиона рублей рассматриваемый законопроект не соответствует норме, установленной пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса» (Заключение Комитета ГД по обороне);
законопроект «не соответствует положению статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (Заключение Комитета ГД по обороне);
законопроект не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку «Тем самым федеральный законодатель меняет условия материального обеспечения граждан, уже выполнивших взятые на себя обязательства. По существу, складывающаяся практика приостановления действия части 2 статьи 43 Закона № 4468-I без адекватной компенсации означает, что государство в нарушение статей 39, 55 и 59 Конституции Российской Федерации в одностороннем порядке отказывается от своих обязательств, возникших в конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года № 9-П) и фактически дискредитирует установленный в этой норме механизм пенсионного обеспечения военнослужащих, что не соответствует положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, закрепляющим социальный характер государства» (Заключение Комитета ГД по обороне);
законопроект не соответствует позиции Конституционного Суда РФ – «Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой законодатель должен формировать механизм реализации права на пенсионное обеспечение с учетом финансово-экономических возможностей государства при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан», а финансово-экономические возможности государства позволяют не блокировать право, которое ежегодно блокируется с 2015 г. (Заключение Комитета ГД по обороне).
Согласно Стенограмме (пункт 11) заседания Государственной Думы от 8.11.2018 г. депутат Гартунг В. К. в своем выступлении отметил: «…наша фракция категорически против принятия этого закона, и вот почему…
Я понимаю, что приостановление действия положений определённых законов в соответствии с бюджетом, конечно… Ведь у нас как было написано? Если в бюджете нет денег, мы приостанавливаем действие, но мы это уже пятый год делаем! Напомню, что четыре предыдущих года были дефицитные бюджеты, — ну, это хоть как-то можно было понять, денег в бюджете не хватало, и вы говорили: вот тяжело — давайте мы чуть позже это сделаем. Но, коллеги, 2018 год заканчивается, есть 3 триллиона рублей дополнительных доходов нераспределённых, которые идут на валютный рынок, на них скупаются доллары, американские доллары, которые потом идут на поддержку иностранных экономик, а наших военнослужащих, которые сейчас гибнут, защищая нашу страну, мы не хотим поддержать, хотя есть и указ президента, и требование закона!
Для чего мы приостанавливаем действие этого закона, если у нас денег, как у дурака махорки? Объясните мне, пожалуйста, я не могу понять! 11 миллиардов рублей нужно всего-то, а денег лишних в соответствии с этим бюджетом, законопроект о котором будем во втором чтении рассматривать, — больше 2 триллионов рублей, и это только то, что осталось после того, как раздали нефтегазовому сектору, у которого 6 триллионов рублей доходов! Бедным нефтяникам помогаем, чтобы они цены на бензин не повышали, мы им сотни миллиардов рублей выдаём!.. Мы военнослужащим, семьям погибших военнослужащих, не можем 11 миллиардов рублей найти, а там сотни миллиардов находим — коллеги, ну как за такое можно голосовать?! Я понимаю, если бы действительно было тяжело стране, если бы действительно всем было тяжело, я мог бы это понять, но когда деньги есть, а мы не можем выполнить свои обязательства, но с высоких трибун говорим пафосные и хорошие слова… Давайте мы наши слова поддержим делом!».
В 2020 году, так же как и в 2019 году, проектируется профицит федерального бюджета, Правительство РФ необоснованно применяет пункт 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации и необоснованно вносит в Государственную Думу законопроект № 802513-7.
В связи с данными действиями Правительства РФ мною направлена жалоба (прилагается) в Конституционный Суд РФ на нарушение моих конституционных прав принятым в прошлом году Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 460-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»», в той мере, в какой данный федеральный закон приостанавливает действие нормы, установленной частью второй статьи 43 названного Закона РФ при наличии финансово-экономических возможностей государства обеспечить действие указанной нормы.
На основании вышеизложенного ПРОШУ:
1. Признать законопроект № 802513-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»» необоснованным.
2. Отклонить законопроект № 802513-7.

Служба у довольствия

В заключении, подписанном главой комитета Владимиром Шамановым, говорится, что игнорирование потребностей этих людей чревато ростом очередей на военное жилье, социальной напряженностью и снижением боеготовности армии.

Поэтому Шаманов и его коллеги намерены добиваться внесения соответствующих поправок в федеральный бюджет в ходе его второго обсуждения в нижней палате парламента.

Если другие депутаты поддержат их инициативу, то в будущем году служивым и отставникам могут увеличить ежемесячные выплаты не на 3 процента, как это сейчас предлагается, а на 4,3 у военных и 6,3 у ведомственных пенсионеров.

Именно этой корректировки добиваются в Комитете по обороне. Причем повышение в этом случае произойдет не с октября, как планируется, а с января. Напомним, примерно такое увеличение армейского жалованья и начислений отставникам провели в нынешнем месяце. Свои аргументы в пользу данного решения депутаты подкрепили статистикой. Так, по информации депутатов, «недоиндексация» военных пенсий уже составила 20 процентов, или пятую часть от ежемесячных выплат отставникам. В результате деньги, которые, к примеру, начисляют бывшим солдатам и сержантам контрактной службы, оказались соразмерны суммам страховых пенсий штатских людей. Учитывая, что трудовые пенсии в России постоянно растут, а выплаты отставникам за последние семь лет пересчитывали и индексировали лишь дважды, есть опасность того, что бывшие солдаты и сержанты-профи могут в перспективе оказаться беднее многих гражданских коллег.

Впрочем, не все так плохо. С прошлого года военные пенсии, как и жалованье в армии, увеличивают. Обязательно произойдет это и в 2020-2021-м. Другое дело, насколько потяжелеет кошелек действующих и отставников, будут ли эти надбавки «косметическими» или заметно поправят их материальное положение.

Министерство финансов РФ с мастерством заправского шулера убедило Президента РФ, что увеличивать военные пенсии за счет увеличения «понижающего коэффициента» противозаконно. Именно Министерство финансов РФ является инициатором внесения в Государственную Думу ФС РФ законопроекта № 802513-7, который шестой год подряд приостанавливает, предусмотренное частью 2 ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» ежегодное увеличение «понижающего коэффициента».

Очевидно, что данная позиция Минфина легла в основу бездействия в этом году Президента РФ в части увеличения военных пенсий на дополнительные два процента, на чем настаивал Президент РФ в прошлом году, и благодаря чему «понижающий коэффициент» был увеличен с 1 октября 2019 года с 72,23% до 73,68%, что привело в свою очередь к увеличению военных пенсий на 2% сверх уровня инфляции, как это и предусмотрено пп. «г» п. 1 майского Указа Президента РФ № 604.

Бездействие Президента РФ в данном вопросе остановило борьбу Председателя Комитета Государственной Думы по обороне генерала Шаманова за увеличение «понижающего коэффициента» с 1 января 2020 года с 73,68% до 75,16%. Обещанные генералом Шамановым поправки в законопроект ко второму чтению не внесены. Генерал «сдался» несмотря на обоснованную в соответствии с законом позицию, изложенную в Заключении Комитета по обороне от 17.10.2019 г. № 134/1.

10.11.2019 г. мною получен ответ от 7.11.2019 № 10-00-11/86245 на обращение к Президенту РФ, в котором приводится позиция Минфина:

«В соответствии с частью второй ст. 43 Закона № 4468-1 денежное довольствие, указанное в части первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. Таким образом, при безусловном исполнении Закона № 4468-1 размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, к 1 января 2020 года должен был достигнуть уровня 70 процентов. Вместе с тем, в результате осуществления в 2013-2019 годах увеличения денежного довольствия, учитываемого для исчисления военной пенсии, опережающими темпами размер денежного довольствия, учитываемого для ее исчисления, составляет с 1 октября 2019 года 73,68 процента».

При этом Минфин с мастерством шулера «прячет в рукаве» то обстоятельство, что согласно части второй ст. 43 упомянутого Закона № 4468-1, с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента, а также то обстоятельство, что в 2013-2017 годах денежное довольствие военнослужащих не увеличивалось на уровень инфляции, и при определении размера военной пенсии уровень инфляции компенсировался увеличением «понижающего коэффициента», поэтому с учетом уровня инфляции увеличение «понижающего коэффициента» составляло более 2 процентов, что соответствовало «безусловному исполнению» упомянутого Закона № 4468-1.

Минфин уже не ссылается, как в 2015-2018 годах, на пункт 6 ст. 192 Бюджетного кодекса РФ — на отсутствие финансовых возможностей государства.

Вызывает недоумение то, что генерал Шаманов знал, как возразить Минфину, но не сделал этого, хотя в опубликованном на официальном сайте Госдумы заключении Комитета по обороне указал:

«При этом с 2013 года по 2017 год включительно действие части 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в соответствии с которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен), было приостановлено.

В этот период увеличение «военной пенсии» осуществлялось путем изменения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии с Законом № 4468-I (т.н. «понижающего» коэффициента)»;

«По нашему мнению, более высокие темпы роста, по сравнению с указанными в Законе № 4468-I, т.н. «понижающего коэффициента» были достигнуты за счет отказа от индексации денежного довольствия военнослужащих на уровень инфляции».

Генерал Шаманов напрочь забыл о выводе, который сделан руководимым им Комитетом по обороне в вышеназванном Заключении:

«Следовательно, по мнению Комитета по обороне, для выполнения социальных обязательств государства с учетом соответствующих положений статьи 49 Закона № 4468-I, требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604, необходимо доведение индексации «военной пенсии» с 3% до 5% (с 1 октября 2020 года на 3% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих на размер инфляции (как и заложено в проекте бюджета на 2020 год) и на 2% с 1 января 2020 года в целях выполнения Указа № 604 за счет увеличения т.н. «понижающего коэффициента» до 75,16 %)».

Сегодня, 13.11.2019 г., законопроект № 802513-7 «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» внесен на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

Шулерская позиция Минфина, с молчаливого согласия Президента РФ и Председателя Комитета по обороне, положена в основу законопроекта.

Депутаты Госдумы впервые пошли на конфликт с правительством Мишустина. Они обвинили его в дискредитации путинских указов Все из-за военных пенсионеров

ГД РФ / Reuters / Scanpix / LETA

На фоне принятых Госдумой поправок в Конституцию почти незамеченным прошло одобрение парламентом другого важного документа — поправок в бюджет. Эти поправки правительство предлагало для обеспечения социальной поддержки, обещанной президентом Владимиром Путиным в январском послании Федеральному собранию. Но они устроили не всех. Думский комитет по обороне прямо обвинил правительство в саботировании требований президента. Военным опять не подняли пенсии, а в будущем, как они опасаются, их могут и вовсе сократить.

Что случилось

12 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон о бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Они предполагают выделение денег на реализацию январского послания президента Федеральному собранию. Это первые поправки в главный финансовый документ страны, внесенные новым правительством Михаила Мишустина. Их основной целью было названо дополнительное финансирование социальной поддержки граждан.

Подробно, о каких мерах и деньгах идет речь

  • Правительство меняет бюджет из-за новых обещаний Путина. Вот на что потратят 2 триллиона рублей — в одной таблице

Однако некоторые граждане, а именно военные пенсионеры, ожидаемых денег не получат, а само правительство проигнорировало требования из послания Путина — это следует из заключения комитета Госдумы по обороне на правительственный законопроект. Заключение от 2 марта за подписью первого зампредседателя комитета по обороне, единоросса Андрея Красова, опубликовано в думской базе законопроектов.

Депутаты ссылаются на слова из послания Путина о том, что все параметры, заданные в «майских указах» 2012 года, должны строго соблюдаться. Речь идет об индексации пенсий военным пенсионерам (которых в стране 2,7 миллиона человек) и повышении оплаты труда отдельным категориям работников культуры, здравоохранения, образования и науки в учреждениях Минобороны. Именно эти требования, по мнению депутатов, не соблюдает правительство Мишустина. Внесенные им и принятые Госдумой поправки в бюджет не предусматривают повышения пенсий уволенным с военной службы.

Это первый подобный конфликт депутатов с новым российским правительством.

Чем недовольны депутаты и военные

Депутаты пишут, что с 2015 по 2018 год указ об индексации пенсий выполнялся не в полной мере, а в 2020 году его требования и вовсе не были учтены. «Недоиндексация» уже составила 20% (то есть пятую часть от суммы военной пенсии), и теперь размер военных пенсий рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, говорится в заключении. Речь идет о контрактниках, которые в звании рядовых и сержантов вышли на пенсию по выслуге лет, пояснил «Медузе» первый зампредседателя комитета по обороне Александр Шерин из фракции ЛДПР.

Депутаты обратили внимание и на то, что в принятых поправках расходы на выплату пенсий военным и членам их семей в будущем и вовсе сокращаются — в 2021 году и 2022 году на 58 миллиардов рублей и 22 миллиарда рублей соответственно.

Если правительство действительно сократит выплаты на военные пенсии в 2021 и 2022 годах, то в 2021 году они снизятся до 22,3 тысячи рублей, в 2022-м — до 16 тысяч рублей (подсчеты «Медузы» на основе материалов комитета по обороне). Это уже почти равно средней «гражданской» пенсии — сейчас она составляет около 16 тысяч рублей.

Впрочем, в пояснительной записке к поправкам, которую направил в Госдуму Минфин, утверждается, что это не реальное снижение, а техническое — из-за изменения методики составления бюджета — и оно якобы будет компенсировано в новом бюджете. Тем не менее депутаты в своем заключении обвиняют правительство в том, что это снижение впрямую нарушает указ Путина и это «фактически дискредитирует установленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих». Они требуют заложить в бюджете на будущие годы ежегодную индексацию пенсий уволенным с военной службы на 2% сверх уровня инфляции «в целях исключения дискриминации военных пенсионеров».

Комитет просил учесть эти замечания ко второму чтению поправок в бюджет, однако этого не произошло: законопроект был принят в первоначальной версии правительства.

Минфин, в свою очередь, ранее указывал, что военные пенсии с 2011 года выросли в 2,6 раза — с 10 600 до 26 968 рублей в 2020 году (такого размера военные пенсии должны достичь 1 октября этого года. Кроме того, военных не коснулось повышение пенсионного возраста, принятое в 2018 году.

Как с пенсиями было раньше

Комитет по обороне жаловался на «недоиндексацию» военных пенсий и при рассмотрении в Госдуме действующего бюджета в октябре 2019 года, и в 2018 году, и ранее. Тогда депутаты тоже критиковали правительство, еще под руководством Дмитрия Медведева.

«У нас профицитный бюджет, а правительство все равно не удовлетворяет наши требования. Несколько лет игнорируется необходимость индексации пенсий военных пенсионеров. Около месяца назад мы обсуждали этот вопрос с представителями Минфина. Нам отвечают, что у военных пенсионеров еще все хорошо по сравнению с нищенскими пенсиями других граждан», — говорит депутат Александр Шерин.

Действительно, в прошлом году военные пенсии впервые за пять лет были проиндексированы на 6,3%. Но депутаты недовольны тем, что в этом году индексация составит только 3% — это самый низкий уровень с 2013 года. Согласно закону о бюджете и данным комитета по обороне, в 2020 году каждый «военный пенсионер» получит около 23,5 тысячи рублей в месяц.

Изменения в законе о военных пенсиях от 2012 года предусматривали, что размер пенсий привязан к размеру денежного довольствия: повышается довольствие — повышаются и пенсии. Но к пенсиям применяется понижающий коэффициент, который в 2012 году равнялся 54% и должен был постепенно вырасти до 100%. В 2015 году действие этой нормы приостановили, и сейчас коэффициент равен 73,78%, то есть военная пенсия равна этому проценту от довольствия военных. И таким он будет до 2021 года: в ноябре 2019 года Госдума и Путин продлили заморозку ежегодного повышения на 2% денежного довольствия для расчета военных пенсий.

Что говорят пенсионеры и эксперты

Военные пенсионеры не скрывают негодования, рассказал «Медузе» Шерин: «Я не могу вам даже озвучить в эфире те слова, которые я от них слышу. Люди очень недовольны. Но дело в том, что военные — люди дисциплинированные, они государственники, в погонах. Они не будут выходить на улицы и бить касками по мостовой или на паперти стоять. Они будут мужественно переносить тяготы. Но уровень недоверия к власти у них растет».

«Инфляция есть, мы деньги получаем, но они все меньше и меньше. Я сам военный пенсионер, прослужил в шести военных округах, возмущен этим», — говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.

В нынешней ситуации такая лакуна, как понижающий коэффициент и неполная индексация пенсий, «выглядит вредительством», сказал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский.

«Деньги уходят в резервные фонды, президент говорит о повышении социальной поддержки граждан, индексация пенсий закрепляется в Конституции — а тут такое. Правительство новое, а решения старые остаются, — рассуждает Мураховский. — Минфин и ЦБ остались в старом составе, и я не вижу предпосылок для изменения денежно-финансовой политики правительства Мишустина. Найдут новые отговорки — цены на нефть, коронавирус, что угодно».

В пресс-службе правительства попросили обращаться с вопросами в Минфин.

Обновлено. Как говорится в ответе Минфина на запрос «Медузы», полученном уже после публикации этого материала, при формировании бюджета на 2021-2023 годы расходы будут сформированы с учетом фактической численности пенсионеров и данным Сбербанка по выплатам военных пенсий. «Таким образом, уменьшение размеров пенсий гражданам, уволенных с военной и приправленной к ней службы, не предусмотрено», — сказано в комментарии ведомства.

Фарида Рустамова

  • Напишите нам