Сегун токугава иэясу

Расскажите о правлении сегунов в Японии

СРОЧНО!!! 1. Какие страны покорили римляне во II веке до н. э.? 2. Почему греки поднялись на борьбу со своими освободителями? 3. Зачем римляне до осно вания разрушили Коринф и Карфаген? Какие слова принадлежат Александру Невскому а) кто с нами мечем придёт от меча и погибнет б) не в силе бог а в правде в) иду на вы Традиционное построение недетских рыцарей называлось а) воронка б) кабанья голова в) лебедь г) черепаха Глава Ливонского ордена а) король Пруссии б) папский легат в) великий магистр г) император священной Римской империи Прозвище Невский князь получил александр Ярославович за а) проведение переписи населения Новгорода б)побежку к хану орды за ярлыком в) победу над крес тоносцами г) разгром шведского отряда Победителем шведов на Неве и немцев Чудском озере стал князь а) всеволод большое гнездо б) Ярослав Всеволодович в) Владимир Святославич г) александр я рославич 5 апреля 1242 года состоялось сражение с крестоносцами а) на реке каяла. Б) у озера дурбе. В) на реке Неве г) на Чудском озере В ходе Ледового побоища А)приостановлено передвижения крестоносцев на восток. Б) дан отпор ордам хана Батыя В) нанесено поражение отря ду ярля Биргера Г) остановлена агрессия эстов и води против крестоносцев Невская битва завершилась а) поражением новгородского ополчения от шведов Б) победой дружины Александра Ярославович над шведами в) поражением кресто носцев от шведов В 1240 году немецкими рыцарями захвачены русские города. А) Новгород и торжок Б) Владимир и Суздаль В) изборск и Псков Г( старая Ладо га и Старая Русса

В описании книги и в большинстве отзывов сказано об описанной Сюсаку Эндо разнице между христианским, буддистским и синтоистским образом мысли. Книга, действительно, в том числе об этом, но не только. Если бы где-то на экваторе книги меня спросили бы о чём же она, я бы ответил, что японский писатель, которого сравнивали и сравнивают с Грэмом Грином, написал роман, обличающий лицемерие, охватывающее все страны и культуры во все времена. Потому что лицемерят здесь все! Вообще все! Ладно, не будем максималистами. Не все, но почти все персонажи так или иначе, рано или поздно проходят путём лжи, притворства и манипуляции во имя каких-то своих скрытых целей.

– Сын мой, неужели ты думаешь, что разрешить все мучительные вопросы можно лишь с помощью любви?

– Но Иисус учил любви.

– За это он и погиб. Как это ни печально, мы не можем не считаться с политикой.

Японский князь решает разрешить распространение христианства в своих владениях, но только потому, что такой жест доброй воли якобы позволит ему торговать с Новой Испанией, нынешней Мексикой. Миссионер Веласко проявляет инициативу отплыть в Новую Испанию, чтобы свидетельствовать перед земляками за Японию и японцев, но мотивация швыряет его от благих побуждений, в силу которых он печётся за возможность евангельской проповеди среди язычников Страны Восходящего Солнца, к питаемому зовом крови предков-завоевателей, честолюбивому желанию стать епископом всея Японии. Посланные передать испанскому королю послание от Его светлости князя, четверо самураев низкого звания отправляются в путь и терпят все лишения исключительно ради того, чтобы впоследствии им вернули отобранные когда-то у предков земли. Монашеские ордена иезуитов и францисканцев, к которым как раз относится Веласко, ставят друг другу палки в колёса не столько в силу разногласий о том, когда и как лучше нести слово Божье в упрямой, своевольной, жестокой Японии, сколько для того, чтобы повысить свою репутацию в глазах короля с Папой Римским и, естественно, получить с этого выгоду. Испанцы распространяют цивилизацию проповедью о любви и милосердии Христовом под аккомпанемент рёва огня и лязга меча, оскорбляя взглядами, в которых явно читается тоже презрение, какое обильно изливается на коренные народы южноамериканского континента, ценящих своё достоинство превыше всего самураев. Самураи, в конце концов, принимают отвратительное им христианство, но только затем, чтобы не провалить порученную миссию и всё-таки вернуть себе земли предков. И, естественно, лицемерят все встретившиеся им чиновники, вельможи и святые отцы, оказывающие посланникам далёкой восточной страны то радушный приём, то плохо сдерживаемое презрение.

И нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что книга плохая, а персонажи отвратительны. Наоборот, книга отличная и стоит внимания, а персонажи живые, реалистичные и несмотря на прокурорский тон предыдущего абзаца вовсе не одним миром мазаны. И в то время, как одни говорили красивые слова, но действовали во имя банальной алчности, другие маневрировали во имя благих побуждений, от которых позже не ушли, а наоборот утвердились, третьи же были вынуждены лгать и притворяться, потому что только так они могли оставаться верными суровым, призывающим к сохранению достоинства принципам.

При этом никого из четверых самураев я упрекнуть не могу, потому что понимаю и уважаю принципиальность японской культуры, а вот с миссионером Веласко было непросто! Конечно, проевшая все конфессии мировых религий ржа карьеризма, не стала для меня открытием, но всё же постоянно мечтавший о положении в сан епископа, молящий, размышляющий и скорбящий об этом, даже гневающийся на Бога в силу того, что нет у него ещё заветных полномочий Веласко со всеми его вроде бы благими намерениями, мягко говоря, очень мягко говоря, раздражал и вызывал смесь чувств из сожаления с отвращением.

«Потому что такой была вся Его жизнь, – уверенно ответил бывший монах и, опустив глаза, повторил, будто говорил сам с собой: – Такой была вся Его жизнь. Он ни разу не посетил домов гордецов и богатеев. Он входил лишь в неприглядные, жалкие, бедные лачуги. Но сейчас епископы и священники в этой стране – гордецы и богатеи. Они стали не теми людьми, которые Ему нужны.» (с)

Но стоит только перевалить за две трети книги, как всё становится иначе. Большая политика вместе с большой торговлей начинают действовать, попутно раскрывая перед миссионером и японскими посланниками часть своих карт. Результатом становится своеобразное отделение зёрен от плевел, проведение чёткой черты, по одному сторону от которой те, кто сделал свой выбор в пользу алчности, жестокости и лжи мира сего, а по другую пусть и не идеальные, но всё же ещё не прогнившие и не убившие свою совесть люди. И чем дальше, тем больше жернова политики и торговли пытаются перемолоть в пыль ставших лишними на этом свете из-за своих вроде бы совершенно разных и в тоже время единых в сути своей убеждений. Но вместо пыли из-под жерновов вытекает струйка крови, чудесным образом превращаясь во всё более и более чистое подобие того самого родника, что забил из скалы.

«Раскаленный диск солнца, поросшая кактусами и агавами пустыня, стада коз, поля, возделываемые индейцами. Неужели он и в самом деле видел все это? Может быть, приснилось? И он до сих пор видит этот сон?» (с)

А есть в этом мире хоть что-нибудь, кроме цинизма, беспринципности, ненасытности безжалостной политики и бизнеса? Конечно! Мир огромен, необъятен, одновременно красив и ужасен, а главное, что человеческой жизни не хватит, чтобы увидеть все чудеса во всех концах земли. Да-да, «Самурай» — это ещё и книга о большом, экзотичном для отечественного читателя путешествии!

Возможно, ошибаюсь, но одна только тема миссионеров в Японии уже достаточно экзотична, потому что в основном писали и снимали об ангельски добрых, скромных, самоотверженных или дьявольски жестоких, полных самомнения вместе с корыстью миссионерах в Африке и Южной с Северной Америках. Истории же о распространении христианства в далёкой восточной стране, где цветет сакура, были и остаются на периферии. А как насчёт путешествия испанского миссионера вместе с четырьмя самураями и их слугами через океаны и пустыни сначала в Новую Испанию, нынешнюю Мексику, затем в Европу, в самое сердце Испании, в Мадрид, оттуда в Рим и, наконец, обратно?

Из еле-еле выживающей на скудной почве японской деревушки в заливаемые штормовыми волнами каюты первого построенного в Стране Восходящего Солнца по указаниям европейских корабелов судна, предназначенного специально для океанского плавания. Из неохватных взглядом, выжигаемых солнцем южноамериканских пустынь в убогие, полные страха и старательно сдерживаемого гнева индейские деревушки, а затем в поместья вельмож и в центр католического мира, поражающий великолепием собор святого Петра в городе-государстве Ватикане! По моему не так уж и много писателей решались на описание такого масштабного и разнообразного путешествия, к тому же ещё и основанного на реальном, семилетнем странствии с дипломатической миссией самурая Хасэкура Цунэнага.

Токугава Иэясу краткая биография


Великий сегун — Токугава.

Токугава Иэясу, человек, носивший 5 разных имен в течение жизни. Легендарный человек, изменивший историю развития средневековой Японии. Он приложил много усилий в примирении и соединении феодальных родов, и установлении государственности страны.

Воин-самурай

В роду самураев Мацудара 31 января 1543г. родился мальчик, будущий воин и хранитель чести, получивший имя Мацудара Такэтие. Носил он это имя до достижения совершеннолетия. Время рождения будущего деятеля-воителя выдалось жестким и жестоким на войны между княжествами Японии. Родоначальники раздирали на части страну, имевшую императора слабого и праздного.

Территориальные притязания соседей, распри и ссоры между союзниками и врагами не утихали, и сделали из маленького Иэясу заложника в серьезных делах правителей родов и княжеств. В 6 лет его украл сосед, чтобы угомонить и воздействовать на Хиротада Мацудара страхом за жизнь отпрыска. За время 3-летнего плена в чужой семье, Иэясу рос вместе с сыном врага, Одо Нобунага, дружил с ним и стал его союзником и сюзереном через много лет.
После гибели главы рода в 1549г., семейство Мацудара пыталось вызволить будущего маленького хозяина из рук отцовского сюзерена. Попытки не увенчиваются успехом. Иэясу освобождают только в 1552г., и тут же забирают из семьи – политическим заложником к другому сюзерену. Патрон Ёсимото Имагава ищет возможности сделать его вассалом, чтобы подмять под свою семью род Мацудара, оставшегося без главы. Взяв на себя роль приемного отца, Ёсимото Имагава в 1556г. проводит обряд вступления Иэясу во взрослую жизнь и через год женит его на своей племяннице. Семья сюзерена относилась к юноше, как к полноправному родственнику, обучали искусствам и наукам, приставили наставника, учившего молодого человека тактике и стратегии ведения войн, что было очень актуально в те дни. Через год после женитьбы Иэясу, Имагава поставил его руководить войском для захвата крепости на западе владений.
Междоусобные войны за захват территорий шли постоянно, провинции, замки и крепости переходили от феодала к феодалу. Ёсимото Имагава в 1560г. напал на замок друга детства Иэясу, Одо Нобунагу, потерявшего к тому времени отца. Ёсимото в этом бою повержен и погибает. Смерть сюзерена дала долгожданную свободу Иэясу. Забрав семью, он уходит из чужого родового имения в городе Сунпу, и завоевывает семейную вотчину Окадзаки. С семьей и родом Имагава он расправляется через год, взяв штурмом важный родовой замок.
Освобождение от зависимости и обретения свободы дает новое имя, дающее силу – Иэясу Мацудара. С 1562 по 1566 гг. проводит ратные, дипломатические дела, соединяя и сплачивая провинцию Микава, разрозненную междоусобными войнами за лидерство и захват земель. Заключает мир и дружество с другом детства – Одо Нобунага, ставшего сюзереном.
До 80-х годов Иэясу вместе с союзником и другом Одо Нобунаги расширяет границы владений к востоку, и создает все материальные и духовные предпосылки для объединения Японии. Это время назвали «эпохой великих полководцев». Были присоединены провинции на севере (Киото), Тотоми, Суруга, ранее принадлежавшие родоначальникам Имагаве и Такэде.
Смерть Одо Нобунаги в 1582 г. приводит Иэясу к новому патрону Хидаеси Тойотоми. Вместе они продолжают начатое объединение разобщенных кланов и мелких родов страны. Уважая родовые традиции и обычаи, не искореняя их полностью, Токугава завоевал доверие многих князей, ставших на его сторону.
1600-1615гг. были ознаменованы завоеваниями, уничтожившими врагов, несогласных с объединением. Не считаясь с союзническими заверениями, после смерти Тойотомы Хидаеси, Токугава, истребил его род, причислив владения к своим территориям.
В 1603г. объявив себя негласным владыкой и правителем страны, Токугава получает титул от императора Японии, присвоившего ему звание «Великого сегуна. Завоевателя варваров». Императорская роль была номинальной, божественной, и ограничивалась жизнью императорского дворца. Все дела по стране вел Сегун. В городе Эдо (Токио) обосновалась столица великого сегуната, просуществовавшего до 1868г.
Указы Токугава запретили ношение оружия крестьянством, обложили их налогами. Составили иерархическую и социальную лестницу сегуната. Территориальное разделение четко разграничило провинции сегуната, избавляя от войн мелких феодалов, и их притязаний на земли. Крестьяне, обложенные непомерными налогами, стали бесправными, но время от времени давали знать о себе восстаниями и бунтами.
Закон, неукоснительно соблюдаемый самураями, назывался «Букэ-се-хат-то», основанный на традициях Бусидо (военно-феодальный кодекс). При Токугава европейцы, налаживавшие связи с японцами были изгнаны, чуждые японцам религиозные культы также были запрещены. Сегун принял решительные меры по отношению к столичной аристократии, входивших в круг общения императора. Своими интригами и вмешательствами в отношения феодалов, они настраивали последних друг против друга, давая возможность началу новой междоусобной войны. Объединение Японии состоялось. И более 2,5 столетия был незыблем сегунат.
1616 год – император в очередной раз присваивает Токугава Высшее звание дайдзе-дайдзина, Главного Министра двора императора. В первый день лета, 1616г. великий сегун покидает этот мир, получив имя божества Тосе Дайгонгэн, что означает по-японски «Озаривший восток – великий бог-спаситель».

Заключение

Жизнь воина, полную войн, крови и смерти, прошел первый сегун Японии. Его дела прожили долгую жизнь, прошли испытание временем до тех пор, пока развитие истории не расставило другие правила и нравы в жизни Японии. Благодаря сёгунату Япония сохранила истоки и традиции, растеряв, наверное, только самураев. И сейчас Япония остается страной, чтящей старые традиции, сохраняя лицо, обычаи и верование, не впуская чужаков в внутренние дела, что и делает Японию загадочной страной, где спаситель озарил восток своим светом.

Сёгунат Токугава — кратко

16 век в истории Японии остался как мрачная глава, наполненная феодальной раздробленностью и междоусобными распрями. В подобной обстановке появление сильного лидера оставалось вопросом времени. Таким лидером стал потомственный сёгун Иэясу Токугава. Время правления воцарившейся династии было отнюдь не кратко. Почти 3 столетия клан Токугава являлся авторитарным правителем Японии, ведя сильную внутреннюю политику, направленную на беспрекословное подчинение японского народа.

Начало становления сёгуната

Ослабевшая от гражданских войн Япония, начала свое объединение уже к 1600 году. В том же году верховная власть переходит в руки Иэясу Токугавы, который уже к 1603 году завершает процесс объединения государства. Иэясу обладал титулом сегуна. Это правящий чин, обладавший фактической властью (в отличие от императора). За время проведения военной компании новым правителем было завоевано множество крестьянских земель, что сделало его самым могущественным феодалом. Достигнув вершин власти, Токугава не терял бдительности и продолжил деятельность по уничтожению всех несогласных с его восходящим режимом. Японский император оставался формальным главой Японии на протяжении всего периода династии сёгунов, на официальном уровне передав право управление роду Токугава.

Основные характеристики сёгуната

Насаждая свою беспрекословную власть, сёгунат создал твердую систему бюрократии. Существовало две ступени управления. 1-я – это верховная. Ей присущи полномочия сёгуната, занимающегося контролем более мелких феодалов, и имеющему военную мощь. 2-я — это локальная, где местные феодалы могли смело навязывать свои позиции живущим на их земле гражданам. Правители земельных угодий выплачивали налоги в казну сёгуна, в обмен на что, заручались его военной поддержкой.
В вопросах внешнеполитических отношений род Токугава был осторожен и подозрителен. Это привело к политике полной изоляции Японии от внешнего мира. Запрещалась торговля за пределами страны, въезд иностранцев на японские земли и выезд японцев за территорию государства. Вопросы религии особенно волновали сёгунов. Опасаясь христианства, против него велись активные репрессии. Со временем это распространилось на все религии, кроме конфуцианства, которое на японский манер интерпретировал философ Чжу Си. В основу данного мировоззрения входило слепое подчинение и вера в правоту «старшего», мнение о незыблемости существующего порядка. Продолжатели этих идей пришли к мнению о превосходстве японцев над другими нациями.
Навязчивый контроль за всеми сферами жизни населения порождал недовольство среди народных масс, заставляя их наращивать мощь и создавать подпольные течения с идеологией, направленной на свержение сёгуната Токугавы.

Завершение правления

Среди бунтарей были представители различных слоев общества, от простых крестьян до интеллигенции и богатых купцов. В 19 веке протесты против власти начали перерастать из подпольных в открытые, превратившись затем в вооруженные столкновения. Так в 1863 году в Японии началась гражданская война, продлившаяся до 1867 года. Все общество разделилось на два лагеря. Сёгунат, который поддерживала часть феодалов, и оппозицию, состоящую из различных социальных слоев. При поддержке императора, в помощь бунтующему населению были направлены английские и американские войска. Под сильным натиском армия сёгуната отступала вглубь страны, пока Кэйки Токугава, последний из правящей династии, не сложил с себя полномочия и не сдался. Так закончился один из самых сложных и противоречивых периодов в японской истории.

Япония в эпоху правления династии Токугава

Япо­ния в эпоху прав­ле­ния ди­на­стии То­ку­га­ва

XVII–XIX вв. в Япо­нии на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом Эдо, по на­зва­нию сто­ли­цы Япо­нии дан­но­го пе­ри­о­да – го­ро­да Эдо (со­вре­мен­ный Токио). В это время стра­ной фак­ти­че­ски пра­ви­ли пред­ста­ви­те­ли рода То­ку­га­ва.

Предыс­то­рия

В XVI в. в Япо­нии бо­ро­лись за власть мо­гу­ще­ствен­ные кланы са­му­ра­ев – во­ен­но­го со­сло­вия. В самом конце сто­ле­тия борь­ба за­вер­ши­лась по­бе­дой рода То­ку­га­ва, удер­жи­вав­ше­го власть более 250 лет, в те­че­ние всего пе­ри­о­да Эдо.

Со­бы­тия

Осо­бен­но­сти пе­ри­о­да

В эпоху Эдо Япо­ния пред­став­ля­ла собой кон­фе­де­ра­цию более чем 200 кня­жеств, ко­то­ры­ми управ­ля­ли кня­зья-вас­са­лы. Ре­аль­ной вла­стью об­ла­дал сёгун. Он кон­тро­ли­ро­вал им­пе­ра­то­ра и его двор. Им­пе­ра­тор в этот пе­ри­од не имел ни во­ен­ной вла­сти, ни ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но об­ла­дал вы­со­ким ри­ту­аль­ным и це­ре­мо­ни­аль­ным ста­ту­сом. Им­пе­ра­тор счи­тал­ся сыном Неба. От его уча­стия в ри­ту­а­лах, счи­та­ли япон­цы, за­ви­сит бла­го­по­лу­чие стра­ны.

Ос­нов­ная от­расль сель­ско­го хо­зяй­ства – ри­со­се­я­ние.

Все на­се­ле­ние Япо­нии в это время де­ли­лось на че­ты­ре со­сло­вия:
• са­му­раи (наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие),
• кре­стьяне,
• ре­мес­лен­ни­ки,
• купцы.

Был невоз­мо­жен не толь­ко пе­ре­ход из од­но­го со­сло­вия в дру­гое, но и браки между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных со­сло­вий. Су­ще­ство­ва­ла де­таль­ная ре­гла­мен­та­ция жизни каж­до­го со­сло­вия. Пред­пи­са­ния ка­са­лись одеж­ды, при­чес­ки, еды, раз­ме­ра жи­ли­ща, формы пуб­лич­но­го по­ве­де­ния (по­кло­ны, при­вет­ствия и т.п.). Сфера де­я­тель­но­сти тоже была на­след­ствен­ной (пред­пи­сан­ной от рож­де­ния).

В пе­ри­од Эдо пра­ви­тель­ство про­во­ди­ло осо­знан­ную по­ли­ти­ку кон­сер­ва­ции япон­ско­го об­ще­ства, от­ка­за от тех­но­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных но­во­вве­де­ний. Япо­ния изо­ли­ру­ет­ся от внеш­не­го мира. В те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий стра­на прак­ти­че­ски не ме­ня­лась.

1635 г. – указ, за­пре­ща­ю­щий япон­цам по­ки­дать пре­де­лы стра­ны.

1637–1638 гг. – кре­стьян­ское вос­ста­ние в Си­ма­ба­ра, ко­то­рое воз­гла­ви­ли япон­ские хри­сти­ане. От­ныне хри­сти­ан­ство сё­гу­ны вос­при­ни­ма­ют, как ре­ли­гию, ко­то­рая учит непо­ви­но­ве­нию вла­сти. Хри­сти­ан в Япо­нии XVII в. пре­сле­до­ва­ли и даже каз­ни­ли.

1639 г. – сё­гун­ские указы, за­пре­ща­ю­щие на­хо­дит­ся в стране хри­сти­ан­ским мис­си­о­не­рам и ев­ро­пей­ским куп­цам. Вы­са­жи­вать­ся на бе­ре­гах Япо­нии за­пре­ща­лось даже по­слам. Осо­бым пра­вом об­ла­да­ли гол­ланд­цы. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми были огра­ни­че­ны двумя гол­ланд­ски­ми су­да­ми в год.

1867–1868 гг. – ре­во­лю­ция Мэйд­зи (ее также на­зы­ва­ют “ре­став­ра­ция Мэйд­зи”). Вос­ста­нов­ле­на власть им­пе­ра­то­ров. Им­пе­ра­тор Мэйд­зи ли­ша­ет са­му­ра­ев со­слов­ных при­ви­ле­гий, ре­фор­ми­ру­ет стра­ну по япон­ско­му об­раз­цу.

Участ­ни­ки

Сёгун – на­име­но­ва­ние во­ен­но-фе­о­даль­ных пра­ви­те­лей Япо­нии в пе­ри­од с 1192 по 1867 гг. В этот пе­ри­од им­пе­ра­то­ры были ли­ше­ны ре­аль­ной вла­сти.

То­ку­га­ва – ди­на­стия сё­гу­нов, ко­то­рая пра­ви­ла в Япо­нии с 1603 по1868 гг.

За­клю­че­ние

Ре­во­лю­ция Мэйд­зи на­чи­на­ет новую эпоху в ис­то­рии Япо­нии и всего Даль­не­го Во­сто­ка. Япо­ния от­кры­ва­ет­ся миру. В стране со­зда­ет­ся про­мыш­лен­ность ев­ро­пей­ско­го уров­ня, пе­ре­во­ору­жа­ет­ся армия и флот. Бла­го­да­ря этим из­ме­не­ни­ям Япо­ния на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать в ре­ги­оне. В то же время в быту и куль­ту­ре боль­шин­ства япон­цев со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный уклад (см. урок “Япо­ния на пути мо­дер­ни­за­ции”).

Введение

На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.

4 сословия эпохи Токугава

XVII–XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время – город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII–XIX века – это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава. В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна. Сегун – это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.

Рис. 1. Город Эдо – столица Японии (Источник)

Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы. Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие – это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.

Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать. Самураи – воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4). Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.

Рис. 2. Японские самураи (Источник)

Рис. 3. Самурайские мечи (Источник)

Рис. 4. Японские самураи (Источник)

Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.

Рис. 5. Японский купец (справа) (Источник)

Рис. 6. Японские ремесленники (Источник)

Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7), ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.

Рис. 7. Японские крестьяне (Источник)

Период японской изоляции

Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII – XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис. 8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться. Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер. В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство. Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.

Рис. 8. Японский сёгун Иэясу Токугава (Источник)

В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.

Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм. С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII–XIX вв. страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.

Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9). Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.

Рис. 9. Чжу Си (Источник)

Начало открытия японских границ и реставрация Мэйдзи

Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис. 10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли, при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации. Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.

Рис. 10. Император Японии Муцухито (Источник)

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. – М., 2013.

2. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006.

3. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. – СПб.: Наука, 2005.

4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – 2-е изд. – М.: Крафт+, 2010.

5. Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. – М.: Вече, 2013.

6. Толстогузов С.А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. – М., 1999.

7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. – М.: «Просвещение», 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет